Самосознание позволяет человеку дать целостную оценку. Самосознание: расшифровка понятия. Нравственное самосознание личности

Группа – это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретные цели.
Социальный процесс взаимодействия индивидов в малых группах определяют как групповую динамику. Групповые взаимодействия – основная причина того, что характеристики группы существенно отличны от личностных качеств входящих в нее индивидов.
Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности:
- в достижении целей;
- усилении власти;
- обеспечении безопасности;
- самоуважении;
- общении;
- получении определенного статуса.
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечить ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться потребность в самоуважении. Объединение в группы может увеличивать власть ее членов, поэтому люди объединяются в различные союзы, коалиции. Обычно, объединяясь в группы, индивиды удовлетворяют не одну, а сразу несколько потребностей. Объединяясь в профсоюзы, работники одновременно могут удовлетворять потребности в защите прав и социальных гарантий, усилении своей власти для достижения конкретных целей, таких как улучшение условий труда на рабочем месте, а также потребности в самоуважении и общении.
Стадии развития группы. Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности.
Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют пятиступенчатую модель развития группы:
- начальная стадия формирования;
- внутригрупповой конфликт;
- обеспечение сплоченности членов группы;
- стадия наивысшей работоспособности и производительности;
- заключительная стадия (для временных групп).
Начальная стадия формирования характеризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы, и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы.
Вторая стадия развития группы характеризуется борьбой за лидерство и распределением ролей между членами группы. После завершения этой стадии становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).
На третьей стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе. Обеспечение сплоченности членов группы
На стадии наивысшей работоспособности и производительности группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.
Для временных групп, созданных на время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится заключительной стадией их осуществления. Чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем больше ее члены начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может снижаться.
Условия, влияющие на эффективность работы групп. Группа как подсистема организации определяется следующими условиями:
стратегией развития организации;
организационной структурой;
формально установленными в организации нормами и правилами;
имеющимися в распоряжении организации ресурсами;
принятой системой подбора персонала;
выбранной в организации системой оценки работников и их поощрения;
организационной культурой.
Стратегией развития организации определяются ее цели и средства их достижений. Это может быть снижение затрат на производство продукции, улучшение ее качества или сокращение производства. Стратегия развития организации определяет стратегию функционирования каждой группы, входящей в организацию.
В каждой организации имеется своя организационная структура, определяющая место конкретного подразделения в организационной иерархии, формального лидера этого подразделения и его взаимоотношения с другими структурными единицами организации.
Организация вырабатывает формально установленные правила (например, режим работы), различного рода положения и предписания с тем, чтобы стандартизировать поведение работников в организации. Чем больше существует формально установленных в организации норм и правил, тем более будет предопределено поведение членов группы, оно будет являться относительно постоянным и предсказуемым.
Имеющиеся в распоряжении организации ресурсы (трудовые ресурсы, финансы, сырье, оборудование): их достаточность или ограниченность оказывают значительное влияние на специфику работы организации и всех ее подразделений. Избыток трудовых ресурсов сопровождается их нерациональным использованием и снижением производительности труда, недостаток приводит к повышению интенсивности труда, браку и преждевременной усталости работников. Недостаток других ресурсов может вызвать конфликтную ситуацию внутри организации, усилить борьбу за распределение и перераспределение ограниченных ресурсов.
Принятая в организации система подбора и оценки персонала существенно влияет на состав всей организации и каждой группы в отдельности. В организациях, нацеленных на коллективную работу, предпочтение при отборе кандидата отдается тому, кто умеет работать в команде, владеет навыками группового принятия решений, искусством ведения переговоров и разрешения конфликтов.
Поведение людей в группе во многом определяется организационной культурой (неписанные нормы и правила) организации, к которой эта группа принадлежит.
Структура группы. Под структурой группы понимаются следующие ее компоненты:
формальное лидерство;
роли;
нормы;
статус;
размер;
состав.
Формальное лидерство. Каждая группа имеет своего формального лидера (начальник отдела, руководитель проекта, председатель комитета и т.п.). Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и эффективность работы.
Роли. За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли (модели поведения), ожидаемые от членов группы в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. Очень часто один работник исполняет сразу несколько ролей, например, менеджер может быть председателем профсоюзного комитета. В ряде случаев эти роли могут быть несовместимыми и противоречить одна другой. В результате может возникнуть ролевой конфликт.
Нормы. Для успешного осуществления трудовой деятельности все группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Можно выделить три совокупности норм.
Первая совокупность норм касается непосредственного выполнения работы и ее качества. Вторая совокупность норм касается таких внешних факторов, как форма одежды, отношение к сверхурочной работе и др. Третью совокупность образуют нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.
Работникам, для того чтобы чувствовать поддержку группы, необходимо приспосабливаться к ее нормам.
Статус. Под статусом понимается социальный ранг личности в группе, мера уровня признания, уважения и принятия личности ее участниками.
Системы (или иерархии) статусов определяют ранг индивидов по отношению к другим участникам группы. Утрата статуса - иногда называемая «потерей лица», или лишением статуса, - серьезное событие для большинства индивидов. Поскольку статус имеет важнейшее значение для большинства индивидов, они прилагают значительные усилия, чтобы заслужить достойное место в группе.
Индивиды, обладающие высоким внутригрупповым статусом, обычно наделены большей властью и влиянием, чем ее участники, имеющие низкий социальный ранг. Кроме того, они получают больше привилегий от группы и стремятся активно участвовать в ее деятельности, больше взаимодействуют с равными по положению коллегами. По существу, высокий статус позволяет индивидам играть важную роль в своей организации. Напротив, члены организации, имеющие низкий статус, нередко ощущают, что они находятся вне основного потока событий.
Размер группы. Эффективность работы группы определяется ее размером. Согласно результатам исследований при выполнении конкретной задачи малые группы (около 7 человек) оказываются наиболее продуктивными, при обсуждении и коллективном принятии решения лучшие результаты у групп, в составе которых 12 человек и более. По мере того как количество членов группы увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются. В малых группах не возникают субгруппы, и на выработку коллективного решения требуется не так много времени. С целью облегчения группового принятия решения рекомендуется в состав групп включать нечетное количество членов.
Состав группы. Работа, выполняемая в группах, как правило, требует различных знаний, умений, навыков, личностных качеств. Принято считать, что разнородные по составу группы (по полу, возрасту, стажу работы организации) работают более эффективно, чем группы относительно однородные по своему составу. В разнородных по составу группах могут возникать проблемы, конфликты из-за недопонимания среди их членов, борьба за власть, более высокая текучесть кадров. При умелом управлении эти проблемы успешно преодолеваются.

Самосознание - один из основных структурных компонентов личности. В отечественной психологической литературе можно встретить множество исследований, посвященных проблеме самосознания, которые условно можно разделить на две группы. Такие выдающиеся деятели отечественной психологической науки как Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализировали вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.
В зарубежной литература так же имеется множество публикаций исследований, имеющих отношение к вопросам психологии сознания. Этой проблематикой занимались У. Джеймс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Берне, В. Франкл и многие другие выдающиеся ученые. В зарубежной литературе самосознание понимается как "Я-концепция", т.е. совокупность всех представлений индивида о себе. На сегодняшний день в психологической литературе описано множество исследований проблемы самосознания. Часть этих исследований касается анализа итоговых продуктов самопознания, выражающихся в организации представлений человека о самом себе или "Я-концепции".
Самосознание - динамическое единство знания и отношения, интеллектуального и аффективного.
Как мы уже сказали, совокупность всех представлений индивида о себе называется Я-концепцией. В современной литературе эти термины чаще всего отождествляются.
Я-концепция - это "динамическая система представлений человека о самом себе", включающая и собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, и самооценку, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. "Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой". Такие определения дает Берне.
Описательная составляющая Я-концепции - "образ Я". В отечественной литературе чаще употребляется термин "Образ Я" вместо Я-концепции. Так, И.С. Кон понимает Образ Я как установочную систему, установки которой обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и поведенческим. "Нижний уровень Образа Я составляют неосознанные представления в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с "самочувствием" и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в целостный образ, и, наконец, сам этот Образ Я вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей".
Составляющая, связанная с отношением к себе или к своим отдельным качествам, называется самооценкой.
Совокупность частных самооценок определяется как принятие себя.
Поведенческие реакции, вызванные образом Я и самоотношением, - это поведенческая составляющая Я-концепции.
Р. Берне рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя, выделяя в Я-концепции описательный и оценочный компоненты. Давая определение установки, автор выделяет три главных ее составляющих:
1. "Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки)";
2. "Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая)";
3. "Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая)".
Относительно Я-концепции эти три составляющие установки конкретизируются следующим образом:
1. "Образ Я - представления индивида о самом себе;
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты " образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием и осуждением;
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
Самосознание диалогично: об этом говорит уже сам факт существования самосознания. - Я познающий и Я познаваемый. Еще одно подтверждение этому в том способе, в котором происходит его формирование. Этот способ - общение. Формируется самосознание в социальном взаимодействии как уникальный результат психического развития человека.
Ряд авторов выделяют параметры уровня развития самосознания:
Степень когнитивной сложности и дифференцированности "образа Я". Уровень когнитивной дифференцированности определяет характер связи личностных качеств и аффективного к ним отношения;
Степень отчетливости "образа Я" или его субъективной значимости для личности. Этот параметр характеризует уровень развития рефлексии и содержания "образа Я" в зависимости от субъективной значимости качеств.
Степень внутренней цельности и последовательности "образа Я". Этот параметр исследован Столиным в его концепции "Личностного смысла Я". Качества личности могут обладать нейтральностью или личностным смыслом. Личностный смысл определяется тем, насколько эти качества препятствуют или благоприятствуют реализации жизненных замыслов;
Степень устойчивости и стабильности "образа Я" во времени;
Самопринятие, позитивное или негативное отношение к себе.
Самосознание включает:
1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний;
2. Самоконтроль и саморегуляцию;
3. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя;
4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности;
5. Самоуважение.
Самосознание - это сложная психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития:
1. "сознание тождественности" (формируется на первом году жизни), т.е., самовыделение и принятие себя в расчет;
2. "сознание Я" (формируется к 2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности;
3. осознание своих психических свойств, происходящее результате обобщения данных самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах);
4. социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).
А.Г. Спиркин так определяет самосознание: "самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий, и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней".
Функции самосознания:
* Благодаря самосознанию, человек может осознавать себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать "просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я"".
* В.В. Столин говорит о самосознании как о феномене, позволяющем сохранить постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом.
* Структуры самосознания могут мотивировать к определенной деятельности, могут участвовать в целеобразовании (т.е., в подборе таких целей, служащих достижению мотива, которые согласуются с "Я-образом", с представлениями о своих возможностях, правах, обязанностях, долге).
* Самосознание в его когнитивной и эмоциональной формах может детерминировать отношение к окружающим, а так же стиль и характер общения с ними.
* Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт личности, и, следовательно, личности в целом.
* Самосознание может служить формой самоконтроля в разных деятельностных проявлениях человека.
* Самосознание является венцом развития высших психических функций, позволяя человеку, отражая внешний мир, выделяя себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Берне выделяет три основные функции Я-концепции:
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Как известно, человек всегда стремится к обретению внутренней гармонии, согласованности. Но постоянно происходит что-то, что вызывает дисгармоничные переживания, и человек предпринимает различные действия для восстановления гармонии. Немаловажную роль в восстановлении внутренней согласованности играют представления человека о себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. Человек склонен на основе собственных представлений о себе строить свое поведение и интерпретировать свой опыт.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. У каждого человека есть какие-то представления о будущем, о том, что должно произойти. На основе этих представлений человек строит свое поведение. В свою очередь эти представления основываются на представлениях человека о себе. Так, если человек считает непривлекательным для окружающих, он будет строить свое поведение согласно этому своему мнению, часто, будучи уверен, что и окружающие всеми способами дают ему понять, что он прав, так думая о себе. И наоборот.
Рассмотрим уровни и единицы самосознания.
А.Н. Леонтьев, рассматривавший проблему самосознания как проблему "высокого жизненного значения, венчающую психологию личности", расценивал ее в как проблему "нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа".
Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления "Я" и "другого человека". Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания является преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках "Я" и "Я". Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой- то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самопознания Чеснокова указывает здесь самоанализ и самоосмысление. На этом уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего уровня развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.
В качестве единицы самосознания А.Н. Леонтьев выделяет личностный смысл, который порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).
Таким образом, как единица самосознания "смысл Я" содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Множественность деятельностей человека приводит к множественности смыслов "Я", пересечение деятельностей - к поступкам (действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого), поступки - конфликтным смыслам "Я" (позитивный смысл к одному мо-гву и негативный смысл в отношении к другому в одних обстоятельствах), конфликтный смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания.
В.В. Столин так и выделяет в качестве единицы самосознания "конфликтный смысл Я", отражающий столкновение различных жизненных отношений человека, его мотивов и деятельностей. Внутриличностные преграды, их столкновение в поступке, реальном или воображаемом, являются основой для отношения к себе.
Рассмотрим еще проблематику возникновения самосознания у ребенка, в которой можно выделить несколько мнений. Так, Бехтерев считает, что самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.
Выготский и Рубинштейн полагали, что самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а так же связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).
Мясищев придерживается точки зрения, согласно которой самосознание возникает в связи с выражением в отчетливой форме эмоционального отношения к окружающему.
Скорее всего, происхождение самосознания полимодально. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и как субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождают и разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных, не сводимых друг к другу феноменах.
Отметим так же, что большинство авторов подчеркивают важность подросткового возраста для развития самосознания.

А. Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как "Я". Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его.

Самосознание – это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Оно направлено на самого человека, его внутренний мир, на познание и оценку своих физических качеств, мыслей, чувств, желаний. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.

Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания и отношения.

Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С. Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в процесс ее развития в качестве определенного момента, стороны, компонента. Это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания.

Исторически самосознание – более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и вместе с ним возникшей речи. Различные акты самосознания – это как бы общение человека с самим собой. Для этого, как подчеркивает известный специалист в области психологии самосознания И. И. Чеснокова, необходимо развитие внутренней речи, достаточная сформированность таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем "Я", отличном от "Я" другого.

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение "Я" как субъекта ("действующее Я") и как объекта самопознания и самоотношения ("рефлексивное Я"). В психологическую науку это основополагающее для всех теорий "Я" различение было введено У. Джеймсом , который полагал, что в едином и целостном "Я" (Self) содержатся две неразрывные составляющие, существующие одновременно: чистый опыт ("Я сознающее") и содержание этого опыта ("Я как объект", эмпирическое "Я").

Под "чистым" , или познающим , "Я" Джеймс подразумевает мыслящего субъекта, который чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это ощущение "Я", или степень центрации субъективной системы, может быть более или менее отчетливой, выраженной или диффузной. Наше сознание текуче и изменчиво, а "чистое Я" рассматривается как некий неизменный субстрат, деятель, вызывающий изменение в нашем сознании, всегда и везде тождественный с самим собою, – неизменный принцип нашей духовной деятельности, по мнению Джеймса.

Под эмпирическим "Я" (или "Мое") Джеймс понимает совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим. Эмпирическое "Я" подразделяется на три части.

  • Первая часть содержит составные элементы личности, куда входят:
  • физическое "Я" – телесная организация, одежда, семья, домашний очаг, собственность;
  • социальное "Я" – представления и оценка другими людьми собственного "Я", социальные роли и статусы, т.е. то, чем признают данного человека окружающие. При этом каждый человек имеет столько социальных "Я", сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается;
  • духовное "Я" – совокупность психических особенностей, склонностей и способностей.
  • Вторая часть – чувства и эмоции, вызываемые перечисленными выше составными элементами, или самооценка. Согласно Джеймсу самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самодовольство включает такие чувства, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а недовольство собой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. У.

У. Джеймс утверждает, что самочувствие человека зависит от его успеха или неуспеха в развитии наиболее значимой, сильнейшей стороны своего "Я". Неудачи в развитии именно этой стороны характера могут вызвать недовольство собой, стыд и смущение, а успех – чувство радости и самодовольство. Неуспех или успех в чем-то другом, нс имеющем к этой стороне отношения, нс будет переживаться

как неудача или подлинный успех и соответственно влиять на самоуважение. Таким образом, по Джеймсу, самоуважение обусловлено тем, какому делу мы себя предназначим, и определяется отношением наших действительных способностей, которые обеспечивают успех , к потенциальным или предполагаемым способностям, составляющим наши притязания. Это выражено в его известной формуле

Самоуважение = Успех / Притязания.

Не надо понимать формулу Джеймса упрощенно, в том смысле, что любой успех в любом деле или всякое снижение притязаний приведет к увеличению самоуважения. Нет, эта формула действует только для важнейшей стороны личности человека, выбранной им самим. И если он выбрал действительно одну из сильнейших сторон своей личности, то ему чаще будет сопутствовать успех, а следовательно, и самоуважение.

Третья часть эмпирического "Я" – поступки человека, т.е. забота о самом себе и самосохранение.

У. Джеймс известен как первый психолог, начавший разработку проблематики "Я", тем не менее многие его взгляды вполне актуальны и в настоящее время. Особенно это касается соотношения самооценки и уровня притязаний, а также выделенной им трехкомпонентной структуры "Я", включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты

Самосознание можно рассматривать не только как структурное образование, но и как особо сложный процесс, динамическое образование психики , которое находится в постоянном движении в онтогенезе и в повседневном функционировании. В реальной жизнедеятельности личности, как указывает И. И. Чеснокова, самосознание проявляется в неразрывном единстве своих отдельных внутренних процессов – самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения. Результатом процесса самосознания служит "Я-концепция".

"Я-концепция" – это система относительно устойчивых и осознанных представлений человека о самом себе; переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и их оценка. Это не просто результат самосознания, по и важный фактор детерминации поведения.

Существуют разные представления о структуре самосознания.

пример

Так, отечественный психолог В. С. Мерлин (1892–1982) полагает, что самосознание включает в себя в качестве особых компонентов:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала:
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенную систему социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами и собственным телом. Сознание "Я" проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Несколько иное представление о структуре самосознания принадлежит известному отечественному психологу В. С. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в сто структуре.

Первое звено – имя собственное, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Идентификация с именем происходит с первых лет: ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможност ь представить себя как обособленного от других уникального индивида.

Второе звено в структуре самосознания – притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на "хорошие" и "плохие". Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, тяга к признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности.

Третье звено структуры самосознания – половая идентификация. Она включает психологическое признание собственной идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Четвертое звено – психологическое время личности , связанное с построением субъективной картины жизненного пути, стремлением соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем.

Пятое звено структуры самосознания – социальное пространство личности. Это сфера прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержание общения в соответствии с нормами культуры, к которой он принадлежит.

Зарубежные исследователи Дж. Капрара и Д. Сервон, опираясь на обзор работ, посвященных "Я-концепции", выделили пять ее аспектов:

  • 1) образы личных качеств и атрибутов, т.е. разнообразные представления о себе, которые постепенно связываются и упорядочиваются;
  • 2) оценки самоценности, или самооценки, – представление о ценности собственных атрибутов;
  • 3) представление о самоэффективности, т.е. восприятие собственной эффективности, компетентности; представление о способности совершить определенные действия, которые приведут к успеху;
  • 4) метакогнитивные знания и стратегии самоконтроля – знания о собственных мыслительных процессах и о факторах, влияющих на поведение, а также способность контролировать свои эмоции и побуждения, обусловливающие те или иные тенденции поведения;
  • 5) стандарты самооценки, т.е. личные критерии того, насколько достойно то или иное действие.

Дж. Капрара и Д. Сервон подчеркивают, что перечисленные аспекты "Я", хотя и представляют собой самостоятельные психические процессы, функционируют согласованно, как целостная система, образуя интегрированную "Я-систему".

Структурные компоненты самосознания и "Я-концепции". Наиболее распространенным является представление о структуре самосознания или "Я-концепции", в которой выделяют три компонента: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение) и поведенческий (саморегуляция).

Такой взгляд на структуру самосознания принадлежит, например, И. И. Чесноковой, которая отмечает, что перечисленные аспекты – не статичные структурные компоненты самосознания, а его внутренние процессы.

Когнитивная подструктура – это некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая представляет собой самопознание – процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание – начальное звено, основа существования и проявления самосознания. И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания.

  • На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление "Я" и "другого человека". Основными внутренними приемами самопознания выступают самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения в конкретной ситуации. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем "Я", но еще нет целостного понимания себя.
  • Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках "Я и Я", когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания выступают самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне у субъекта постепенно возникает обобщенный образ своего "Я", который как бы сплавляется из единичных конкретных образов "Я" в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный "Я-образ".

"Я-образ" – это когнитивный компонент "Я-концепции", к которому относится содержание представлений о себе.

И. И. Чеснокова особо подчеркивает, что процесс самопознания не является плавным и равномерным, лишенным противоречий. Основная трудность заключается в том, что и субъект и объект познания слиты, поэтому возрастает субъективизм в познании самого себя. Кроме того, процессу самопознания свойственна некоторая инерционность. Человек, прочно усваивая собственное мнение о себе, "сливается" с ним, привыкает действовать в его рамках, не стремясь к его уточнению, более того, сопротивляясь ходу его обновления, защищая привычное представление о самом себе. В некоторых случаях наблюдаются намеренная "подгонка" фактов, событий под собственное мнение о себе, тенденциозная их интерпретация или почти неосознанное избегание тех из них, которые способны поколебать привычное представление человека о себе, поскольку это может переживаться как состояние внутреннего дискомфорта, потери внутреннего равновесия.

Представления о себе многоплановы. Исследователи выделяют различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявлений человека ("физическое Я", "социальное Я", "профессиональное Я", "семейное Я", "моральное Я", "духовное Я" и т.д.), либо во временном континууме ("Я в прошлом", "Я в настоящем", "Я в будущем"), либо по какому-то иному признаку.

пример

Известный американский социолог Морис Розенберг различает: 1) "реальное Я" – то, каким человек кажется себе в действительности, в данный момент; 2) "идеальное Я" – желаемое "Я"; то, каким человек хотел бы быть; 3) "фантастическое Я" – то, каким человек желал бы стать, если бы все было возможно; 4) "должное Я" – то, каким должен быть, ориентируясь на моральные нормы и социальные предписания; 5) "изображаемое Я" – то, каким человек представляет, демонстрирует себя окружающим; 6) "динамическое Я" – то, каким он мог бы быть, каким поставил перед собой цель стать. Нередко выделяют "зеркальное Я" – установки, связанные с представлениями человека о том, каким его воспринимают другие.

Согласно модели М. Розенберга отдельные компоненты "Я-образа" различаются:

  • по степени отчетливости осознания. Одни аспекты "Я" более ясно, "выпукло" представлены в сознании, другие – менее отчетливо, третьи могут вообще нс осознаваться человеком;
  • по субъективной значимости. Те аспекты "Я", которые хорошо осознаются человеком, имеют для него разную значимость, различаются по степени их важности;
  • по когнитивной сложности и дифференцированности, измеряемой числом и характером осознаваемых индивидом собственных качеств, – чем больше своих качеств человек осознает и чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень когнитивной сложности его "Я-образа";
  • по согласованности, последовательности. Воспринимаемые черты могут быть логически согласованны друг с другом, создавая непротиворечивый "Я-образ" в целом, а могут быть в принципе несовместимы или несогласованны, что определяет противоречивость, дисгармоничность, непоследовательность "Я-образа", вызывая внутреннюю напряженность, конфликтность;
  • по устойчивости, определяемой как стабильность или изменчивость во времени представлений индивида о себе и своих качествах;
  • по адекватности. Человек может выделять у себя те черты, способности, качества, которые в действительности ему присущи, а может приписывать себе такие характеристики, которые ему не свойственны, что и определяет степень адекватности или неадекватности его "Я-образа".

Представления о себе могут быть как позитивными, так и негативными. Отделить процессы самопознания от процессов оценки и эмоционального отношения личности к себе крайне трудно, поскольку эти компоненты "Я" тесно взаимосвязаны.

В большинстве исследований эмоциональный и оценочный компоненты "Я-концепции" не разделяют, в таком случае говорят об эмоционально-ценностном самоотношении. Однако ряд экспериментов убедительно доказывает, что самоотношение и самооценка нс тождественны, поэтому мы рассмотрим эти компоненты отдельно.

Оценочная подструктура отражает субъективное значение, приписываемое собственному "Я". Самооценивание представляется процессом сопоставления "Я" или отдельных его сторон с собственной системой ценностей, с личными целями, смыслами, нормами и стандартами. Самооценивание – это суждение о степени выраженности или качестве какой-либо собственной характеристики, и осознание человеком, чем для пего является то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя.

Самооценка – это суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом.

"Самооценка – это наличие критической позиции индивида но отношению к тому, чем он обладает, по это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей, поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что я имею, а чего это стоит, что это значит, означает?" (Л. В. Бороздина.)

В сфере самопознания наблюдается движение знания о себе от отдельных ситуативных образов к более или менее устойчивому представлению о себе (И. И. Чеснокова). В области оценочной подструктуры самосознания обнаруживается та же самая интегративная тенденция развития. Из многих частных самооценок самых различных сторон своей личности, собственных действий, поступков, перспектив развития, проявляющихся в разных ситуациях и контекстах, в разных деятельностях и при взаимодействии с разными людьми складывается более или менее обобщенная, устойчивая, целостная самооценка. Частные самооценки, структурируясь в единую целостную самооценку, взаимодействуют друг с другом, обусловливая то или иное строение и параметры общей оценки себя.

Традиционно выделяют следующие параметры самооценки:

  • высота, или уровень (выраженность того или иного качества и его субъективной ценности);
  • обобщенность (оценка каких-либо отдельных сторон личности, конкретных действий или приписывание значения своей личности в целом);
  • устойчивость (стабильность во времени);
  • адекватность (правильность, истинность);
  • интегрированность (системность, целостность);
  • дифференцированность (полнота, определяемая количеством параметров подлежащих оцениванию);
  • глубина (степень "проработанности", рефлексивности);
  • осознаваемость (открытость сознанию, или имплицитность);
  • независимость (степень подверженности влиянию каких-либо внешних факторов).

Таким образом, самооценка является сложным образованием, функционирующим в разнообразных формах и видах. Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше – высокая или низкая, стабильная или динамическая, дифференцированная или недифференцированная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Однако именно от вида и формы самооценки во многом зависят как отношение личности к себе, так и особенности организации личностью своего поведения и деятельности. Наиболее исследованным в психологии параметром самооценки является ее высота.

Психологические характеристики людей с высокой и низкой самооценкой

Люди с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости; обладают оптимистическим взглядом на жизнь и тенденцией жить здесь и сейчас, рассматривают других, как равных себе, и себя, как равного другим; могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации, не боятся собственных чувств и способны выражать их; вызывают симпатию у окружающих; довольны собой, миром и другими людьми. Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, депрессия, неуверенность, зависимость; они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях, им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят; они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям; у них более выражена потребность в одобрении; они работают менее эффективно при стрессовых условиях или неудачах; в постстрессовый период медленнее возвращаются к первоначальному уровню исполнения; свое профессиональное будущее находят угрожающим и мрачным и, действительно, чаще испытывают неудовлетворенность работой, а также всеми аспектами своей жизни. Высокую самооценку не надо путать с ложным представлением о себе, бравадой, самовлюбленностью, высокомерием, самодовольством, тщеславием или стремлением к самовозвеличиванию. Такие характеристики нс могут быть атрибутами высокой (здоровой) самооценки. В действительности они являются защитой против отсутствия подлинного самоуважения.

Одного лишь высокого уровня самооценки недостаточно, чтобы она стала источником полноценной, гармоничной жизни, эффективного управления собственной жизнедеятельностью. Для этого самооценка, как минимум, должна сочетать ряд параметров, поэтому исследователи все чаще говорят не о высокой самооценке, а о здоровой или оптимальной, имеют в виду не низкую самооценку, а слабую или хрупкую. В целом иод здоровой (благоприятной , оптимальной ) самооценкой понимается высокая, адекватная, реалистическая, согласованная, достаточно устойчивая, независимая, но в то же время гибкая самооценка. Под слабой или хрупкой самооценкой понимается низкая или неадекватно заниженная – завышенная, зависимая, внутренне противоречивая, постоянно флуктуирующая или, наоборот, ригидная самооценка. Кроме того, самооценка является оптимальной, когда цели человека сфокусированы не на стремлении достичь самоуважения, а на стремлении к знаниям, личностному и профессиональному росту, достижению благополучия других и т.п.

Эмоциональная подструктура. Представления о себе и оценка себя не воспринимаются человеком нейтрально, а всегда пробуждают те или иные чувства, интенсивность которых зависит как от когнитивного содержания, так и от социального контекста. Эмоция, связанная с "Я", – это реакция на значение, приписываемое своей личности или отдельным ее чертам и поступкам, форма субъективной представленности самооценки. От самооценки зависит эмоциональное отношение к себе, выраженное в форме разных чувств и эмоциональных состояний: смущения, досады, стыда, гордости, радости, удовлетворенности и т.д. Подобные эмоции нередко называются самооценочными.

Из многих переживаний личности относительно самой себя складывается более или менее обобщенное эмоциональное отношение субъекта к себе, в котором отражается отношение к тому, что он узнает, понимает, "открывает" относительно себя (И. И. Чеснокова). В реальном функционировании самосознания, на что указывают многие психологи, разделить процессы оценки и эмоции вряд ли возможно. Самооценка вместе с самоотношением образует то, что зарубежные психологи обозначают термином "самоуважение", а отечественные – "эмоционально-ценностным отношением к себе". Однако при анализе самосознания, чтобы лучше прояснить сущностную природу составляющих его процессов и структурных компонентов, а также их возможного взаимодействия и, следовательно, влияния на жизненные отношения и деятельность человека, выделять процессы оценки и эмоции как отдельные абсолютно необходимо.

пример

Факты расхождения уровней самооценки и самоотношения отмечают многие исследователи (Л. В. Бороздина, В. В. Столпи). В частности, у человека в единой "Я-концепции" может присутствовать высокое самоуважение (отражающее некую приписываемую ценность) и низкая симпатия к самому себе, и наоборот. К примеру, человек может считать, что у него "ужасный" характер, что он плохо учится, что он вообще никуда не годится, но при этом любить себя ("Да, я дурной человек, но я нравлюсь себе"). Может быть и другая ситуация: человек полагает, что он успешен, компетентен, ему есть за что ценить и уважать себя, но он испытывает неприятие к себе. Более того, снижение общей самооценки нередко в качестве компенсаторного механизма сопровождается повышением аутосимпатии. Таким образом, сформировавшись, самоотношение может существовать и относительно независимо от общей самооценки, обусловливая сложные взаимоотношения между этими компонентами самосознания – отношения гармонии, согласия или взаимодополнительности, и напротив, дисгармоничности, противоречивости, конфликтности.

Поведенческая подструктура заключается во внутренних действиях саморегуляции и самоконтроля, в потенциальной поведенческой реакции, которые могут быть вызваны "Я-образом", самооценкой и эмоциональным отношением к себе. Регулирующая роль "Я-концепции" направлена на защиту, поддержание и развитие собственной личности.

Английский психолог Роберт Бернс выделяет три основные функции "Я-концепции". По его мнению, "Я-концепция":

  • 1) способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет, как будет действовать человек в той или иной ситуации;
  • 2) накладывает отпечаток на социальные суждения и установки человека, определяет интерпретацию опыта, в частности то, как человек истолковывает действия других;
  • 3) определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти.

Рассмотрим действие этих регулирующих функций подробнее.

"Я-концепция" определяет стратегию поведения человека, направленную на поддержание имеющихся у него представлений о себе и самооценок. Несогласованные образы "Я" становятся источником стресса, вынуждая человека искать способ устранить возникающее противоречие. Исследователи выделяют несколько способов защиты определенного представления о себе и уровня самооценки. В первую очередь они касаются взаимоотношений субъекта с другими людьми. В частности, человек может избирательно подходить к формированию круга знакомств, предпочитая общаться с теми, чье поведение и оценки не противоречат его "Я-образу"; дискредитировать тех, чье мнение и оценки не совпадают с его представлением о себе; преуменьшать успех других, чтобы выиграть в "соревновании" (модель "они не лучше меня"); субъективно трактовать, манипулировать фактами, касающимися противоречащей "Я-образу" информации. "Я-концепция" может защищаться и другими способами.

Примеры защитных стратегий

Приукрашивание себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления, – один из способов защиты "Я". Например, ученик, понимая, что оценка сверстниками его учебных успехов или спортивных достижений не очень высока, начинает преувеличивать свои достоинства в тех областях, которые не могут быть ими проконтролированы (проявленная смелость во время летних каникул, успехи па каких-либо курсах и др.).

Так называемая ложная скромность также может выступать защитным механизмом. Цель такого подчеркнутого самоуничижения – добиться успокаивающих социальных "поглаживаний". Одно из проявлений феномена ложной скромности заключается в том, что человек часто демонстрирует более низкую самооценку, более негативный "Я-образ", чем чувствует в глубине души. Действительно, мы нередко слышим от других: "Я ничего не знаю, совсем тупая, ничего нс помню, точно нс сдам этот экзамен" или "Я такая страшная, ужасно толстая, мне ничего нс идет" и т.п. За этим обычно следуют ожидаемые заверения в обратном: "Нет, ну что ты! Ты все знаешь, понимаешь... Ты прекрасно выглядишь" и т.п. Таким странным способом человек может не только защитить свою самооценку и "Я-образ", но и добиться усиления своего "Я" Другой защитной стратегией может быть манипулирование параметрами, по которым человек оценивает себя и других.

Чем более позитивно индивид оценивает какие-либо из своих характеристик (умственные способности, смелость, чувство юмора и др.), тем в большей степени он использует их в качестве основы для суждений о других. Возможно, также варьирование значимостью своих качеств, способностей или умений в сферах компетенции или некомпетенции (повышение их в первых и преуменьшение во вторых) или варьирование значимостью самих сфер оценивания.

Защита своей "Я-концепции" происходит и посредством препятствий, которые человек сам себе создает. Такие "самопреграды" могут защитить самооценку двумя путями. В случае неуспеха человек может защитить свое самоуважение приписыванием неудачи преградам, т.е. создавая подходящие оправдание возможной неудачи ("Я не прилагал больших усилий", "Мне было некогда подготовиться"). В случае успеха человек может поддержать (повысить) свое самоуважение, приписывая успех самому себе, несмотря на возникающие препятствия, т.е. значимость успеха возрастает благодаря имеющимся преградам.

Из мотива поддержать и повысить самооценку вытекают две тенденции, на которые указывает американский психолог Дэвид Майерс: переоценка широты распространенности собственных мнений и недостатков (ложный консенсус) и недооценка широты распространенности у других людей тех способностей и добродетелей, которыми сам человек обладает (ложная уникальность). Проще говоря, люди считают свои недостатки нормой, а свои добродетели – редкостью.

Для социально-психологических исследований "Я" поведенческая составляющая "Я-концепции", как правило, выражается понятием самопрезентации (самоподачи).

пример

Известный американский психолог Рой Баумейстер выделил две стратегии самопрезентации:

  • 1) ублажающая стратегия управляется критериями, принятыми в данной аудитории, она направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить "вознаграждение";
  • 2) самоконструирующая стратегия направлена на поддержание и укрепление "идеального Я", т.е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в "идеальное Я" субъекта.

Люди с низкой и высокой самооценкой используют разные стратегии саморегуляции. В ситуации угрозы их собственной "Я-концепции" люди с высокой самооценкой применяют стратегию самовозвышения (самовозвеличивания ), повышая значимость и ценность своих позитивных качеств и считая свои слабости незначимыми (буквально: "пусть у меня не получается это задание, но я красив, у меня хорошие друзья, я прекрасно играю на гитаре" и т.д.). Люди с низким уровнем самооценки не способны минимизировать важность своих недостатков, слабостей, они "застревают" на своих неудачах и промахах. Кроме того, у них меньше ресурсов самооценки (т.е. позитивных качеств, способностей и т.п., которые могли бы быть привлечены в случае неуспеха), поэтому в ситуации угрозы собственному "Я" они нередко используют защитную стратегию, часто – стратегию "умаления других" ("я так себе, но ты (он) совсем ужасен"),

"Я-концепция " определяет, как человек будет воспринимать, оценивать и интерпретировать действия других людей. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному, и это во многом зависит от их "Я-концепции".

пример

Так, когда учитель хвалит подростка с высокой самооценкой, тот думает: "да, я действительно это заслужил, я достоин похвалы, горжусь собой". Когда похвала адресована подростку с низкой самооценкой, реакция может быть совсем иной: "я совсем тупой, если за такие пустяки меня хвалят" или "учитель специально так сильно меня хвалит, чтобы все окончательно убедились, что я ни па что не способен".

"Я-концепция" определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти.

пример

Дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: "я знаю, что окажусь полным дураком" или "я знаю, что плохо напишу эту контрольную". Повышенная тревожность, ожидание неудачи, отсутствие веры в собственные способности действительно часто ведут к тому, что такой ребенок хуже справляется с контрольной работой и это только укрепляет его в своей низкой самооценке. Таким образом действует механизм самореализующегося пророчества. Это подтверждается и в экспериментальных исследованиях: люди, считающие себя трудолюбивыми и преуспевающими, лучше справляются со сложной задачей, чем те, кто считает себя неудачником.

Результатом процессов саморегулирования, если мы рассматриваем структуру "Я-концепции", нс может быть собственно поведение человека, поскольку оно не заключено в ее пределах: действует личность, субъект, а не его "Я-концепция". На наш взгляд, саморегуляция, или поведенческая составляющая самосознания, называемая таким образом, поскольку в большей мере, чем остальные составляющие, определяет организацию человеком собственного поведения и деятельности, может быть выражена через обращение к феномену самоэффективности. Впервые этот феномен описал американский психолог Альберт Бандура (1925–1988).

Самоэффективность – это восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации, вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации.

Самоэффективность – это чувство собственной компетентности в той или иной деятельности, суждение о своих способностях и возможностях, а не суждения о собственной ценности. Самоэффективность понимается А. Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая находится во взаимной зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.

пример

В целом ряде исследований установлено, что ожидания эффективности коррелируют с реальным поведением. Представление о собственной эффективности оказывает существенное влияние на многие стороны человеческой деятельности, определяя уровень усилий, настойчивость, выбор задач определенной степени трудности, успех в деятельности, эмоциональные переживания. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведение, которое он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Человек, сомневающийся в своей эффективности, старается избегать трудностей, бросает дело, столкнувшись с проблемами, и испытывает тревогу; человек, убежденный в своей эффективности, имеет более высокие притязания, более настойчив в достижении целей, более уверен в их реализации.

Таким образом, самосознание представляет собой единство процесса самопознания, самооценивания, эмоциональных переживаний и саморегуляции, а "Я-концепция" предстает как совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки, эмоции и ожидаемую эффективность собственных действий. Процесс самосознания и его результат – "Я-концепция" схематично представлены на рис. 6.1.

Рис. 6.1.

  • Джеймс Уильям (1842–1910) – американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885–1889) и психологии (1889–1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (1892). Развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, обеспечивающем приспособление индивида к среде; создал теорию личности, оказавшую решающее влияние на формирование американской персонологии и теорию эмоций. Основные труды: "Принципы психологии" (1890); "Научные основы психологии" (1902); "Прагматизм" (1910); "Многообразие религиозного опыта" (1910).

Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах.

Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности.

Различно и содержание и функции на этих уровнях:

1 Отражение субъекта в сист. его органической активности.

2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений.

3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням.

Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания :

1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу.

2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность.

3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению.

Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам:

А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего;

Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями;

В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;

Г) вышележащий уровень управляет нижележащим;

Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое “Я”: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ “Я”.


Образ “Я”.

Розенберг . Образ “Я” состоит:

1. Наличное “Я” - каким индивид видит себя в настоящий момент;

2. Желаемое “Я” – каким бы он хотел себя видеть;

3. Представляемое “Я” – каким он показывает себя другим.

Вместе: образ “Я” и самосознание (как рефлексирующее “Я”) образуют две стороны “Я”.

На этой основе “Я” выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа “Я”, даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих . Зарубежная литература – У.Джеймс, К. Роджерс, Р.Бернс итд. (Чужой реферат)

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я» (16).

С. Л. Рубинштейн: Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект (16).

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире (16).

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин :

1. сознание своей тождественности,

2. сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала,

3. осознание своих психических свойств и качеств,

4. определенную систему социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. (Чужой реферат)

А.Г.Спиркин : - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.

Самосознание имеет своим предметом сознание , следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему «высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. (Чужой реферат)

Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей (16).

Самосознание личности: «Я» - концепция, самооценка, уровень притязаний .

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание .

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности (7).

«Я – концепция»

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определе­но. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует, тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосозна­ния как результат, итоговый продукт процессов самосознания (15).

Психологический сло­варь : Я-концепция как динамическая система представлений человека о самом себе.

Р. Бернс: Я-кон­цепция как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой» (15).

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменени­ям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная за­висимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях вос­принимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные сомати­ческие, индивидуально-биологические детерминанты.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекват­ность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировос­приятия в целом, обусловливает основную линию поведения че­ловека (15).

Я–концепция - система представлений человека о самом себе.

В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие:

  • Я–физическое как схема собственного тела;
  • Я–социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;
  • Я–экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти.

Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей (16).

Не существует универсального определения.

Бауэр – понимается как представление о себе или «Образ Я». Следовательно, появляется в младенчестве, когда ребенок осознает свое тело.

Бернс – система устойчивых, непротиворечивых представлений о себе. Появляется поздно. Этому предшествует: представление о телесном Я, узнавание себя в зеркале, феномен «Я сам» и «Я хороший», завышенная самооценка дошкольника, самооценка младшего школьного возраста, неустойчивая самооценка подростка. И только потом происходит стабилизация Личности. (17)

3. Самосознание

Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика – это особая форма отражения реальности. Такой подход позволяет выделить и другие свойства сознания. Существенно, что, отражая действительность, оно и само входит в понятие действительности. Сознание – это двуединое отражение, в котором фиксируется единство субъекта и объекта.

Такое свойство сознания более полно раскрывается понятием рефлексия, которое выражает форму теоретической деятельности человека, направленной на осмысление (осознание) своих собственных действий. Это также деятельность самопознания, раскрывающая духовный мир человека. Значение рефлексии состоит в том, что посредством ее достигается освоение культуры, деятельных возможностей человека.

Сознание не только отражает действительность, но позволяет высказать определенное к ней отношение. Это его свойство дает возможность человеку занять ту или иную позицию в отношении объектов неживой и живой природы, в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. То есть речь идет о том, что наличие сознания придает человеческому поведению ценностный и личностный аспект.

Наконец, сознание включает в себя творческое начало, открывающее человеку возможность преобразования мира, совершенствования природных задатков. Только творческий человек способен быть свободным человеком.

Разговор о природе сознания предполагает употребление таких понятий, как индивид и личность. Частично они затрагиваются в главе, посвященной человеку, здесь же они рассматриваются под углом зрения становления самосознания. Когда речь идет об отдельном субъекте (не о виде, группе, сообществе), мы употребляем термин особь. Но если требуется подчеркнуть те или иные качества, отличающие особь от других представителей вида, используем термин индивид.

Индивиду присущи качества, возникающие уже на ранних стадиях его онтогенеза. Это прежде всего неделимость. Все органы, будучи элементами индивида, образуют его целостность, но лишь взаимодействуя друг с другом как отдельные части (с присущими им морфологическими и функциональными особыми свойствами), они становятся единым и целым. Наконец, индивиду присущи те или иные многообразные морфологические особенности, позволяющие отличать его из массы других особей или индивидов.

Индивид – результат длительной эволюции, в процессе которой имеет место не только дифференциация (более четкое проявление тех или иных свойств, качеств, способностей, недостатков), но и интеграция. Последнее – это такое свойство организма, которое позволяет сглаживать, нивелировать определенные свойства индивида. Особенно важно это для таких свойств, которые могли бы стать фактором, снижающим жизнеспособность индивида. Индивид проявляет себя в первую очередь как генотипическое образование, но не менее важна и роль онтогенеза. Чем выше индивид поднимается по эволюционной лестнице, тем сложнее становится его организация, иными словами, индивиды индивидуализируются.

В отличие от понятия индивид, слово «личность» употребляется только по отношению к человеку. Притом лишь с некоторого этапа его развития, поскольку только человек обладает сознанием. Понятие сознание и личность неотделимы. Воспринимать и оценивать человека как личность позволяет только наличие и проявление сознания. В этом случае все индивидуальные качества человека, сколь бы существенными и выразительными они ни были, уходят как бы на второй план. С какого момента онтогенеза человека проявляется сознание – вопрос спорный. Педагоги и психологи полагают, что свойства личности закладываются с момента рождения, но их развитие может либо стимулироваться условиями воспитания, либо тормозиться.

Психопатология свидетельствует и о раздвоении личности, имея в виду раздвоение сознания. И это отнюдь не словесный прием. Однако, заметим, никогда не говорится о раздвоении индивида.

Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития. В специальной и философской литературе встречается два понимания личности. Одно, когда врожденные (наследуемые) способности постепенно выкристаллизовываются в качестве личности. Другое предполагает, что формирование личности прямо не совпадает с процессом прижизненного изменения природных свойств, иными словами, конкретные этапы онтогенеза не обязательно соответствуют определенному уровню развития личности.

Личность – это сугубо человеческое образование. Человеческая личность не выводится из приспособительной деятельности. Поэтому трудно предсказать, как сложится личность ребенка даже в тех случаях, когда он обладает определенными врожденными дефектами. Или, напротив, рождается полноценным, физически здоровым. Никакая исключительность индивида однозначно не предопределяет формирование его как личности. Потому что личность представляет продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. При этом сохраняются особенности индивида.

Важное место в становлении личности играют мотивы и эмоции.

Мотив – это побуждение к деятельности. В человеческой жизни мотивы проявляются в разных формах – инстинктивного импульса, биологического влечения, различных интересов и желаний. Мотив – это совокупность внутренних психологических состояний, побуждающих человека к тому или иному действию. Такое действие предполагает наличие цели. Однако следует учесть, что одни и те же мотивы порождают различные по целям действия, тогда как сходные действия могут вызываться разными мотивами. На разных этапах развития личности возникают различные мотивы. Человек поставлен перед необходимостью в своем стремлении их удовлетворения отдать предпочтение одним, отбросить другие, отложить на какое-то время третьи. Как удастся разрешить противоречие, возникающее в ходе столкновения различных мотивов, зависит от уровня развития личности.

В зависимости от степени осознания мотивов человеком различают влечения и желания. Влечение – это слабо дифференцированная, недостаточно ясно осознанная потребность. Влечение нередко возникает у человека в форме смутного образа, путанных, быстротечных мыслей. Желание как мотив характеризуется достаточно прочным, устойчивым осознанием потребности. При этом осознаются не только объекты потребности, но и пути ее достижения. Желанию сопутствует постоянная мысль о какой-либо вещи, предмете, конкретном человеке. Его подкрепляет волевое стремление к обладанию объектом желания.

Человек переживает различные эмоциональные состояния. Эмоция (от латинского «emoveo» – потрясаю, волную) – это переживание ощущений, особое психическое состояние, связанное с проявлением инстинктов и мотивов. Эмоции выполняют определенную регулятивную функцию в поведении человека: положительные – способствуют более активной деятельности, отрицательные – снижают, тормозят активность и инициативу. Опять же в зависимости от уровня развития личности человек может управлять своим эмоциональным состоянием. Так, одной из социальных оценок человека выступает признание у него способности «не поддаваться эмоциям», «справляться с эмоциями». Подчас это бывает нелегко, поскольку простейшие эмоциональные процессы предопределены генетически и выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях. Каждый на своем опыте переживал состояния, порождаемые эмоциями: удовольствия, неудовольствия, страха, радости.

В ходе культурного и духовного развития эмоции освобождаются от инстинктивной природы (хотя и не полностью) и формируют широкий спектр высших эмоциональных процессов – социальных, интеллектуальных, эстетических. Таким образом, главное содержание эмоциональной жизни человека все более тяготеет в сферу его духовной жизни.

Человек живет в мире своих многообразных эмоций. Не всегда ему удается справляться с ними, подчинить их проявление в желательном направлении. Современная жизнь ввела в обиход слово стресс. В начале 70-х гг. текущего столетия шведский ученый Г. Селье разработал теорию адаптационного синдрома, в соответствии с которой под стрессом понимается состояние эмоциональной напряженности, вызываемой опасностью, связанной с выполняемой работой, аварийными ситуациями, повышенной ответственностью, нервной перегрузкой в результате нехватки времени и многими, многими другими факторами.

Переживания, порожденные мотивами и эмоциями, концентрируются в человеческих потребностях. Потребность – это такое состояние организма, личности, социальной группы и общества в целом, которое выражает зависимость от объективного содержания условий их существования и выступает источником различных форм их активности. Проблема потребностей имеет важное социальное значение, актуальность которой как никогда ранее возросла в современных условиях.

Существуют естественные и искусственные потребности. Каждый человек рождается наделенным ими. Однако в ходе жизни его потребности испытывают существенную трансформацию. Происходит это не по прихоти индивида. Форма и характер потребностей изменяется по мере становления личности. Понятно, что человек не может избавиться полностью от естественных потребностей, например, от потребности в пище, одежде, жилье. Но удовлетворение его потребностей возможно лишь в процессе деятельности.

Достижение счастья – одна из главных целей человеческого существования. Счастье – неустранимая потребность каждого человека. И здесь античность дает пример одной из первых попыток осмысления этой проблемы.

Человек действует потому, что он хочет. Проблема человеческого хотения всегда привлекала философское внимание. Так, издавна известна концепция гедонизма (от греческого слова – наслаждение). Согласно этому учению, высшим благом в жизни является наслаждение, а стремление к нему – важнейший принцип поведения. Широкое распространение гедонизм получил в древнегреческой философии. Представители школы киренаиков объявляли наслаждение целью жизни, проповедовали погоню за наслаждениями, неумеренность и распущенность в поведении. Но и в то время не все философы разделяли подобные взгляды. Эпикур (341–270 до н. э.), напротив, призывал к мере в наслаждениях, обращая внимание на то, что чрезмерные чувственные удовольствия приводят к пресыщению и даже переходят в страдание. Отсюда счастье Эпикур видел не в чувственном наслаждении, а в отсутствии страдания. Счастливой жизнь станет тогда, когда она приведет к атараксии – состоянию невозмутимости и безмятежности.

Одновременно ив тесной связи с гедонизмом возникает эвдемонизм – учение о стремлении к счастью как основы нравственной жизни.

Представления древних о природе потребностей эволюционировали в ходе развития философской мысли. По мере проникновения в человеческую психику все более прояснялось, что субъективные хотения не являются мотивами поведения, ибо они не способны породить направленную деятельность.

Подводя итог сказанному, отметим, что многообразие эмоциональных явлений, сопутствующих человеческой жизни, – существенный фактор формирования сознания. Не всякая эмоция оказывает воздействие на процесс зарождения и укрепления сознания. Первоочередное значение здесь имеют так называемые смыслообразующие эмоции. По мере обучения и воспитания человека, вовлеченности его в общественную жизнь складывается иерархия мотивов. Происходит их осознание. Человек научается и подготавливает себя к тому, чтобы строить свое поведение в соответствии с мотивами, реализация которых способствует утверждению его как личности. Его притязания все более соотносятся с ценностными установками на достижение социально значимых результатов.

Выработка способности к достижению этих результатов – процесс длительный и охватывает все стадии, которые переживает человек с момента рождения до достижения зрелости и, неизбежно, смерти.

Формирование личности начинается с биологической связи – в ходе взаимоотношений ребенка и матери. Конечно, эти связи социально опосредуются. Так называемый социум входит в жизнь ребенка миром многих (или, напротив, скудным и ограниченным) предметов, вещей, игрушек. Образы первых предметов, которые запечатлеваются неосмысленным, всегда удивленным взором ребенка, нередко сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В ходе игры ребенок выясняет и познает функциональное значение его вещей и игрушек. Он естественным, как это ни удивительно, способом овладевает речью. И вначале устный язык придает все ускоряющийся ритм вызреванию индивидуального сознания. Кристаллизируется зерно отношений, формирующих личность.

Постепенно образуются связи мотивов, позволяющие осознанно относиться к желаниям, выбору средств их достижения. Завязываются узлы личности. Все это происходит на фоне развития воли – одного из главных элементов личности. Дальнейшее становление личности сопровождается процессом целеобразвания. Проблема цели – одна из сложнейших и древнейших в истории философии. Не вдаваясь в ее обсуждение, отметим, что в вопросе о сознании различают конкретную цель деятельности – некий идеальный образ предмета (или результата) практической деятельности человека и абстрактную цель стремления, иными словами, представление о некоем идеале, для достижения которого осуществляется эта деятельность.

С момента привнесения в жизнь человека целесообразных отношений его действия и поступки, принимая многообразные формы, все более обогащаются. Человек приобретает черты, позволяющие судить о нем как о личности. Созревание личности у каждого человека протекает по-разному. Специалисты в области возрастной психологии выявили рубежи кризисов, через которые проходит человек и которые так или иначе характерны для большей части людей. Все причастные к воспитанию детей знают, насколько важно во время уловить перемену в настроении, отношениях, поведении трехлетнего, семилетнего ребенка, насколько труден и порой непредсказуем подростковый период. Завершающая стадия формирования личности выпадает на период зрелости, временные границы которого также весьма индивидуальны.

В целом же процесс формирования сознания сопровождается сдвигом мотивов на цели, изменением их иерархии, рождением новых мотивов с последующим их вытеснением и замещением. Получило распространение мнение, что личность рождается дважды. Впервые, когда у ребенка обнаруживается множество мотивов и появляется соподчиненность его действий. И второй раз – когда возникает индивидуальное сознание.

Важнейшей чертой личности выступает ее способность к самосознанию. Имея представление о мышлении и сознании, мы видим, что это не тождественные явления. Сознание отличается от мышления наличием интересов, убеждений, ценностной ориентации. В сознании человека умещается не только образ внешнего предмета, но и образ об этом образе. Такое свойство сознания называется самосознанием. Самосознание выступает существенным моментом сознания постольку, поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам человек. Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Иными словами, в рамках самосознания человек способен дать целостную оценку самому себе как деятелю, как творцу, то есть самосознание выступает мерилом развитая человека. Выше уже говорилось, что самосознание тесно связано с рефлексией.

Проявление самосознания отмечается на разных уровнях, поскольку оно свойственно не только индивиду. Человек осознает свое место в семье, отношение к нему со стороны родных, близких, осознает он и то, как сам относится к тем, с кем его связывают родственные узы, дружеские привязанности. Очень важную роль самосознание играет при уточнении места человека в коллективе – в студенческой группе, в рабочей среде, в структуре фирмы. В зависимости от того, насколько верно оценивает себя личность по своему вкладу в общее дело коллектива, не переоценивает ли (или, напротив, недооценивает) свои способности и возможности, зависит не только успешная карьера, но, что не менее важно, психическое состояние, моральное и физическое здоровье индивида.

Наивысшего проявления самосознание достигает на уровне больших социальных групп – локальных обществ, народов и наций, государства, человечества в целом.

В современных условиях со всей остротой заявляет о себе проблема национального самосознания. Она имеет не только философско-теоретичеекое, но и практическое значение.

Контрольные вопросы

1. Сознание как высший уровень духовной деятельности человека.

2. Биологические и индивидуальные предпосылки сознания, закономерности его формирования.

3. Осознанное и неосознанное в человеческой деятельности.

4. Сознание и самосознание.

5. Индивидуальное, общественное сознание. Национальное самосознание.



Вверх