Виды социологических исследований. Сми и решение социальных проблем общества Исследования сми интересов представителей социальных групп
ГЛАВА I. Теоретические и методологические основания исследования ценностных ориентаций молодежи.
1.1.Молодежь как социокультурная общность.
1.2.Ценностные ориентации: конкретизация понятия.
1.3.Средства массовой информации как специфическая среда формирования ценностных ориентаций молодежи.
ГЛАВА II. Средства массовой информации как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи.
2.1 Значение современных средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций молодежи (в оценке молодежи).
2.2. Динамика ценностных ориентаций современной российской молодежи под влиянием средств массовой информации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Формирование социокультурных ценностей молодежи в процессе взаимодействия учреждений культурно-досуговой сферы и средств массовой информации 2006 год, кандидат педагогических наук Назаркина, Злиха Мерекеевна
Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций современного студенчества: на материалах Республики Бурятия 2007 год, кандидат социологических наук Гомбоева, Ольга Олеговна
Структура ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов формирования и развития 2009 год, кандидат социологических наук Брик, Лариса Викторовна
Досугово-развлекательные телевизионные программы для молодежи как явление молодежной субкультуры 2010 год, кандидат культурологии Касаткин, Олег Викторович
Воздействие средств массовой коммуникации на политические ориентации российского студенчества 2007 год, кандидат социологических наук Ефимова, Евгения Владимировна
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Журналистская деятельность осуществляется в определенных общественно-политических условиях (государственных, экономических, культурно-исторических, религиозных, национальных) при определенном характере и взаимоотношениях различных социальных сил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей). При этом жизнедеятельность общества протекает в значительной мере как функционирование большого количества разнообразных социальных институтов. Они возникают как совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в той или иной сфере (семья, собственность, воспитание), которые затем обретают законодательные рамки и организационные формы. Журналистика является одним из важнейших СИ, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует. Современная журналистика в обществе, находящемся в переходной стадии развития, очень разнообразна, в разных соотношениях несет черты «старого» и «нового». Журналистика, как Социальный Институт, состоит из трех подструктур – гражданской, экономической, государственной, которые образуют три социальных типа СМИ.
СМИ гражданского «тела» общества . ГО – область «самостояния» человека как гражданина, активно добивающегося и реализующего свои гражданские права. Сюда входят СМИ организаций, открыто отстаивающие их позиции и выходящие на их средства (политические партии, ассоциации предпринимателей, объединения ветеранов). СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций. Государственные СМИ – создаваемые различными структурами власти, как общефедеральной, так и региональной. Государственно-общественные СМИ – наиболее полно могут реализовать общие интересы. Сущность демократии: делиберативная (требующая обдуманных решений), партиципарная (сознательное участие всех граждан) и диалогическая (когда решения рождаются в результате согласительных обсуждений). Журналистике принадлежит огромная роль в информационном обеспечении демократии через достижение максимальной информированности граждан. Необходим политический, идеологический, культурный плюрализм («множественный»), а не монизм («1») или дуализм («2»). А также толерантность («терпение»), настроенность на конструктивное взаимодействие, ведение социального диалога в СМИ по поводу проблем, которые по-разному решают различные силы, открытый диалог, компромисс, консенсус.
Сферы СМИ, регулируемые законодательно: Внутрижурналистские отношения; отношения между СМИ и источниками информации; права журналистов на распространение информации; отношения между СМИ и аудиторией. Государство определяет объем и характер непосредственного участия гос. органов в массово-информационной деятельности и контролирует деятельность СМИ (цензура).
СМИ как 4 власть. Власть – это проявление способности какого-то субъекта доминировать в отношениях с другими социальными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах теми или иными способами. Различают типы власти – государственное политическое регулирование, экономическое стимулирование, идеологическое воздействие. СМИ ГО и СМИ государственно-общественные – СМИ «четвертой власти». Ее сила в духовно-идеологическом воздействии, в формировании массового сознания.
Журналистика ведет мониторинг всех сфер жизни, является трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов, является общественным экспертом, участвует в создании духовной атмосферы в обществе, дает возможность гражданам высказываться и быть услышанными, выступает двигателем демократического прогресса, обеспечивает информационную безопасность, реализует часть общенациональной политики. Медиадемократия – взаимодействие на равных началах бизнеса, власти, некоммерческих организаций и СМИ.
У каждого канала СМИ есть свои «+». У газеты – принцип отложенного чтения, у радио – массовость, а ТВ воплощает – картинка и звук (это работает на доверие). У каждого есть свои «-»: у газет – нет «движения», у радио – концентрация на звуке, а ТВ сейчас «захламлено».
Газеты - родоначальник этой системы. До середины 19-го века выходили только центральные и губернские издания, имеющие статус общественно-политических. Со второй половины 19-го века и, особенно, в первом десятилетии 20-го века происходит резкая дифференциация газет, как по вертикали (по региональному признаку), так и по горизонтали (по социальному признаку). В 20-ом веке происходит еще больший охват разных социальных слоев читающей публики. В 20-е годы первое электронное звено СМИ – радио. В это время бурно развиваются журналы. У радио тоже дифференциация по горизонтали и вертикали. Телевидение появилось с 1947 г, а с 50-го велись регулярные телепередачи. ТВ, радио, газеты – взаимодействуют между собой, между ними должно быть сотрудничество.
Что касается других параметров относительно соц. групп общества, то 1) оперативность самая высокая у радио, у ТВ средняя, у газет достаточно низкая (еженедельные - ежемесячные издания); 2) условия получения информации у радио и газет не ограниченное, у ТВ есть ограничения, зато «+» в семейном получении информации; 3) качество получения информации самое лучшее у газет (аналитичности, специализированные издания), аудиалы лучше воспринимают информацию по радио, но там практически нет аналитики; качество информации на ТВ сейчас зависит от канала («Максимум» > «Познер»); 4) самое главное для аудитории – ареал распространения – газеты (государство, область, город, районы), радио (сетевой и локальное, но в районах есть не везде, эфирное и по проводам), ТВ (федеральные и местные канала, но опять же в области есть не все каналы, существует кабельное ТВ).
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности -профессиональные интересы, общая идеология, этнические признаки?
На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с. 279):
Социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: расовые, этнические группы, территориальные, группы на основании родства, социально-демографические группы и т.п.;
статусные (и профессиональные) группы, возникшие в ре зультате социального разделения труда, институализации социальных связей, т.е. группы, образованные на основа нии сходства социального положения, позиций в обще стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес кие работники, учительство, чиновничество, предприни матели и т.д.;
целевые группы (организации), т.е. группы, организованные для решения тех или иных задач - хозяйственных, науч но-исследовательских, политических, просветительских и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма лизованной системы взаимных прав и обязательств участ ников группы, контроля за выполнением этих обязательств, наличие официальной структуры, разделения функций, статусов и ролей работников организации, наличие лиде ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах высокоинституализированы, что повышает надежность получения групповых эффектов.
Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном многообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объединяться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изучении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.
В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринимателях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют участники группы - непосредственно или опосредованно.
Так, для некоторых социальных групп характерно наличие непосредственных личных солидарных взаимодействий, которые, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно, они называются малыми группами. Наличие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимодействиях -- их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».
Большие группы - это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабочих, национально-культурная община и др.).
Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные подгруппы (профсоюзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общности.
МАЛАЯ ГРУППА
Роль малых групп в жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить.
Как и всякая социальная группа, малая группа - это постоянная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объединение.
Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на которые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С. Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др.
Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодей ствие, хорошее знакомство партнеров друг с другом.
Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участ ников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в определенной возобновляемой системе непосредственных связей) - от 2-3 до 20-25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10-15 человек, а оптимальная -- 7- 9 человек.
Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внутригрупповых взаимодействий в малой группе:
они носят персонифицированный характер;
у участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо «Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы легко соотносит себя с ней;
в малой группе эффективно может осуществляться груп- повой контроль (и самоконтроль). Человек постоянно на виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную ре- акцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет до- стоверные ожидания относительно возможной реакции каждого партнера;
структура малой группы, выработанные в ней статусно- ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нор- мы в значительной мере неповторимо индивидуализирова- ны, т.е. адекватны конкретному составу участников, их психологическим, нравственным, профессиональным осо- бенностям. Это характерно и для неформальной малой группы, и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых группах групповые нормы и стандарты поведения в зна- чительной части формируются методом проб и ошибок,
«подгоняются» под индивидуально-личностные особенности конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы имеют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе).
Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмосферы малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочтения, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых группах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту поколений.
Связь «личность - общество» осуществляется преимущественно через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Реальное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезентируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведения ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладывают себе путь через процессы, происходящие в малых группах.
Способность малой группы выступать посредником во взаимоотношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологических исследований*.
Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентификация рядовых работников с компанией зависит от степени уваже- ния и общности между доверенными лицами компании и малой группой.
Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отношению к товарищам: он не должен подводить своих парней.
Значение малой группы во взаимодействии индивида с макропроцессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание процессов интеграции больших социальных групп.
Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо-
См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.
См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы». В кн.: Кравченко А.И. Основы социологии. - М., 1997, с. 261-265.
рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумовство, интриги и т.д.?
Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям).
Первым на наличие первичных малых групп указал американский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодование, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции**.
Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны. Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выдвигая в качестве признака первичных отношений наличие непосредственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интимные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректору, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет подчеркнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заискивания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «первичная группа», этот термин фактически толкуют иначе.
Под первичной группой (точнее, группой, основанной на первичных отношениях) принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных (первичных) признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодействия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.
Вследствие этого первичная группа характеризуется:
Эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;
" См.: Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980, с. 242-243.
достаточно высоким уровнем признания каждым ее участ- ником мнения членов группы (родителей, друзей), их глу- боким переживанием;
высоким уровнем признания принятых в группе норм, правил, стиля поведения, моды, вкусов.
В результате первичная группа играет огромную роль в формировании у личности базовых ценностных ориентации, нравственных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соответствующий социальный контроль, который носит хотя и неформальный, но достаточно глубокий характер.
Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Если первичные группы в современном обществе существуют лишь в виде малой группы, сформированной на основе межличностных взаимоотношений, то вторичная группа может быть и большой, и средней (ЗИЛ, МГУ и др.), и малой (кафедра, отдел, бригада).
Трудности выявления и определения вторичной группы связаны с определением вторичных отношений. Вторичные отношения - это отнюдь не синоним формальных отношений (вспомним пример про отношения между студентом и ректором, регулируемые неписаными нормами, -- это вторичные отношения, но неформальные).
Нам представляется, что разделение групп на первичные и вторичные аналогично классификации взаимодействий людей, предложенной Ф. Теннисом: община с ее инстинктивной волей и общество с его рациональной (избирательной) волей. В первичных Труппах отношения между людьми индивидуально-адресные, партику-ляристские (к одному из друзей человек может испытывать большую симпатию, чем к другому), а вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основу вторичных групп составляет рациональный расчет, социальные контакты здесь носят безличный, односторонний и утилитарный характер*. Отношения между участниками вторичных групп являются как формальными, так и неформальными (например, заведующий отделом руководствуется в своих отношениях с подчиненными как законом, инструкциями, так и неписаными правилами, принятыми в данном сообществе).
Вторичная группа организуется в основных социальных институтах (экономических, политических, образования) на базе различных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций и т.д.
* Фролов С.С. Социология, с. 160. 322
Следует сделать два специальных пояснения.
1. Вторичные малые группы, как и все малые группы, харак- теризуются эмоциональной полнокровностью, осязаемостью, эм- пирической, практической достоверностью. Но эта эмоционал-ь ность вторична, опосредована функциональными.соображения ми, нормами. Эмоциональность чаще всего выступает фоном для реализации прагматичных, функционально целесообразных рас четов.
Во вторичных группах могут образовываться первичные отношения между партнерами, возникать параллельные первичные группы, объединяющие людей по признаку симпатии, совместного проведения свободного времени. Здесь уже иной мир, иная логика отношений.
Анализ вторичных отношений и, соответственно, вторичных групп имеет существенное значение как для социальной науки, так и для социальной практики. В реальности в малой группе тесно переплетены первичные и вторичные (служебно-функцио-нальные) межличностные отношения. Но их необходимо четко разделять: первые ориентированы на «другого», на его индивидуально-личностные качества, симпатии, а вторые --на цель, ради которой существует организация. Без подобного разделения первичные отношения могут нанести вред делу (например, дружеские отношения между руководителем и одним из работников создают особые возможности для продвижения этого работника по служебной лестнице). Традиция смешивать первичные и вторичные отношения, подчинять вторые первым является признаком аскриптивно-партикуляристской мотивации, вредит делу и в конечном счете функционированию социальных институтов, в рамках которых возникли данные учреждения, организации. Совмещение вторичных (служебно-функциональных) и первичных (эмоционально-аскриптивных) отношений, подчинение первых вторым есть признак неразвитости, незрелости достиженчески-универсалистской мотивации, незрелости социальной организации общественной жизни. В ней еще сильно проявляются «общинные» черты.
2. Зачастую особо подчеркивается роль первичных групп в про- цессе социализации личности и недооценивается роль вторичных групп. Не принижая роли первичных групп, мы можем утверж- дать, что именно вторичные отношения, для которых характерны деиндивидуализированные, служебно-функциональные требова- ния и неукоснительный контроль за их выполнением, формиру- ют трудовую мораль, дисциплинированность, ответственность, многие другие важнейшие черты современного работника, граж- данина. Учитель в школе, командир в армии, бригадир, коллега
БОЛЬШИЕ ГРУППЫ
И СПЕЦИФИКА ИХ
ИНТЕГРАЦИИ
на работе - все они связаны с нами вторичными (хотя эмоцио нально окрашенными) отношениями, и многое определяется тем, какими деловыми и общечеловеческими качествами, какой куль турой обладает этот учитель, командир, бригадир и т.д. Говоря об основной роли социальных групп в возникновении общественных макропроцессов и изменений, мы, конечно же, имели в виду большие многотысячные социальные группы, которые во многом являются основными субъектами истории. Хотим обратить внимание на следующее.1. Большая группа является носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Содержание социально-значимых черт человеческой психики, как справедливо подчеркивает Г.Г. Дилигенский, формируется именно на макросоциаль-ном уровне. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не отдельные индивиды, не малые группы в 10-20 человек, а большие группы. Круг интересов, зависимостей, реализуемых в малой группе, настолько узок, что установление норм, стандартов поведения, уникальных для данной малой группы, бессмысленно. Каково придется человеку, вовлеченному в десятки малых групп, если в каждой из них будут приняты уникальная система норм, ценностей, особый язык? Именно в больших социальных группах (этническая, профессиональная, городская.л др.) человек оказывается в пространстве, социальные масштабы которого достаточны для существования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведения, культурного опыта. По выражению Г.Г. Дилигенского, этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения*. Именно большая группа отбирает, селекционирует, утверждает как приемлемое, передает от поколения к поколению основные обычаи, традиции, ценности и т.д.
В этом отношении показательна роль этнической общности, прежде всего нации, в формировании, сохранении, развитии и трансляции культуры. Может ли быть свой язык у каждой малой группы как общности? Что делать с традициями, обычаями, нормами, если они не носят массового характера, не признаны в других малых группах данной этнической общности?
* См.: Дилигенский Г.Г. Массовое политическое.сознание...//Вопросы психологии. - 1991. - № 9.
При этом неверно было бы вообще отрицать наличие специфических моментов культуры в той или иной малой группе. Компания молодежи придерживается определенного стиля одежды, использует определенный сленг, но это, как правило, малозначимые вариации в рамках молодежи как большой социально-демографической группы; каждая бригада рабочих может иметь свои особенности, но они не выходят за рамки единства поведения, культуры рабочего класса.
2. Достаточно сложной проблемой является интеграция больших групп.
Зачастую принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоинтегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне развода отнюдь не представляет собой образчик высокоинтегрированной общности.
С другой стороны, можно привести множество примеров высокоинтегрированных больших социальных групп, в частности, наций, представители которых готовы пожертвовать своими личными интересами во имя своего народа.
Например, рабочий класс России в 1917 г. представлял собой хорошо организованную на территории всей Российской Империи общность, способную выступать как единое целое, а не как масса разрозненных пролетариев.
Как удается объединить в одном порыве огромные массы никогда не видевших друг друга людей, разбросанных на огромной территории?
Конечно, интеграция больших общностей подчиняется общесоциологическим тенденциям интеграции групповых общностей: формирование структуры группы, появление эффективного лидера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и т.д., превращение совпадающей цели в общегрупповую цель и т.д. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая --по более сложной, многоступенчатой.
Есть два момента, которые, на наш взгляд, отличают интеграционные процессы в больших группах от аналогичных процессов в малых группах.
Первый. Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выступить как единое целое. Именно идеология, идеологическая работа во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, самоидентификацию с «Мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту, облегчающему осознание участниками малой группы своей общности, единства.
Разрозненные представители той или иной массы, имея совпадающие социально-статусные позиции, воспроизводят некоторые стандарты поведения, этого достаточно, чтобы организовать контактную общность. Но при этом еще отсутствуют единые ясные и точные представления о том, как достичь индивидуальных целей, что главное и второстепенное в жизни, кто является союзником, а кто соперником и т.д. Люди, не имеющие единых ценностей, норм, единых представлений о путях решения проблем, не могут сплотиться в единую боеспособную силу.
Поэтому, чтобы объединить разрозненные многотысячные массы, наделить их способностью выступать как единое целое на огромной территории, необходимо внедрить единые представления о целях, путях развития и т.д. Эту функцию и выполняет идеологическая работа. Без объединяющей идеологии деятельность лидера, партии не может быть эффективной. Более того, в больших группах лидер во многом сам является идеологом, т.е. человеком, способным выработать единую программу действий и сплотить на ее основе многотысячные массы.
Причем идеология должна объяснять не только сложившуюся ситуацию, пути и методы ее преодоления и т.д., но и важность и необходимость объединения, солидарности. Именно эту функцию во многом выполняли лозунги типа «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Солидаристский импульс идеологии, способствующий выделению данной группы из общества, может быть связан и с признанием особой роли данной группы, что делает притягательным «Мы» для «Я» (такую роль играли идеи о всемирно-исторической роли пролетариата как гегемона социалистической революции).
Все идеологии, сыгравшие роль эффективного катализатора объединения масс в боеспособную социальную группу, сочетают в себе объяснительно-оценочную, программно-ориентирующую и солидаристски-сплачивающую компоненту. Благодаря единой идеологии, осуществлению разнообразной по форме идеологической работы разрозненные, разбросанные на огромной территории индивиды со схожими статусно-ролевыми позициями оказываются готовыми к солидарным групповым действиям.
Примерами идеологий больших групп, которые стали символическими, идейными интеграторами разрозненных на огромной территории масс, являются идеология французской буржуазии в виде учения французских материалистов XVIII в., пролетарская идеология (марксизм-ленинизм) в России, сионизм, палестинская национальная идеология и др.
Второй. Существует мнение, что большая группа не может обеспечить хорошего эффективного группового контроля за выпол-
нением всеми ее участниками общегрупповых целей, принятых в группе норм, стандартов поведения, следовательно, и конформного поведение и т.д.
Но опыт успешных, эффективных больших групп свидетельствует: такой контроль может быть в той или иной степени достигнут в больших группах в многоступенчатой форме. На общегрупповом уровне в виде идеологии закладываются основные критерии, требования к поведению отдельных участников группы. Контроль же может достаточно эффективно осуществляться через малые группы (бригаду, церковную общину, семью и др.). В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором общенациональных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа, класса. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит и от того, насколько внутри нее обеспечивается общегрупповая (общеклассовая, общенациональная и т.д.) направленность малой группы.
Так, жизнеспособность той или иной этнической группы в решающей степени определяется тем, насколько в семье чтут национальный язык и национальные обычаи, контролируют соблюдение национальных традиций, участвуют в работе общины и т.д.
Тем самым малая группа поддерживает и сохраняет жизнеспособность большой группы, ее способность выступать как единое целое.
Советско-партийная система функционировала благодаря четкой вертикали, в основании которой находилась жестко контролируемая сверху первичная партийная организация. Все процессы, затрагивавшие интересы большой группы (КПСС), успешно, своевременно и, как правило, на надлежащем уровне решались благодаря тому, что первичные партийные организации активно проводили решения руководящих органов, его идеологов и лидеров, контролировали деятельность руководителей на местах, рядовых членов партии, выполнение ими основных идеологических установок.
Приведенные примеры свидетельствуют: организованность, боеспособность большой группы зависит помимо того, о чем говорилось в предыдущих разделах (институализация, лидерство, авторитетность группы, личностная эффективность и т.д.), и от организованности малых групп вокруг целей, идеалов, ценностей и норм больших групп.
Трудно логически строго анализировать солидарные отношения, объединяющие людей в самые разные общности (веселая компания друзей, многотысячная демонстрация, семья и др.). Мы лишь стремились определить общую логику анализа общностей, в которые вовлечен человек с первых лет своей жизни.
Большое значение для социализации имеет рисуемый СМИ образ тех или иных социальных групп. Если индивид не имеет реального опыта взаимодействия с ними, то телевизионный образ станет для него единственной формой их репрезентации. Даже на восприятие тех групп, с представителями которых индивид непосредственно общается, телевизионные версии могут оказать заметное влияние (женщины, этнические меньшинства, преступники, жители других стран, политики,
молодёжные субкультуры, религиозные группировки и т.д.).
Например, в телевизионной рекламе часто используются образы молодых людей. Они предстают прежде всего как потребители тех или иных товаров, в ситуации досуга. Напитки, продукты питания, одежда, бытовая техника - круг предметов, окружающих молодого человека. Так создаётся образ беззаботного гедониста, который ничего не делает - не работает и не учится. Единственное его занятие - развлечение, при этом не слишком утончённое (нам не показывают молодых людей, посещающих, к примеру, театр или читающих книги).
В других передачах молодые люди встречаются не слишком часто. Молодой человек, который регулярно смотрит телевизор, не увидит отражения реальных повседневных проблем, с которыми он сталкивается в жизни. (Не здесь ли источник популярности всякого рода молодёжных ток-шоу, где, пусть и на крайне примитивном уровне, всё же обсуждаются молодёжные проблемы?) Телевизионный образ молодежи не является её точным отражением.
Множество групп вообще «не существуют» в информационном пространстве или представлены мало и односторонне. Если говорить о российском телевидении, то такой «исключённой» группой являются, например, инвалиды, а также и работники физического труда (представители рабочего класса), пенсионеры. Последние попадают в объектив, как правило, тогда, когда речь идёт либо о повышении пенсий, либо о низком уровне тех же пенсий. Таким образом, пенсионеры превращаются в «вечных просителей», «висящих на шее у государства», что отнюдь не соответствует реальности. Многие пенсионеры продолжают активно работать, помогать своим близким и весьма мало надеются на помощь государства. Не говоря уже о том факте, что значительная часть государственных чиновников, даже высшего ранга, - люди пенсионного возраста.
Особая «болевая» точка российских СМИ - это национальные отношения. Россия - многонациональная страна.
Но российское телевидение этой ситуации не отражает. Представители этнических меньшинств на экранах практически не появляются, если только речь не идёт о каком-то очередном межэтническом конфликте или проявлениях ксенофобии. Зачастую СМИ (и не только телевидение) даже способствуют разжиганию ксенофобии, поскольку рисуют негативный, отталкивающий образ представителей «нерусских» национальностей.
В 2004 году В.М. Пешкова исследовала ряд публикаций в московской прессе, посвященных азербайджанской диаспоре в Москве. Результаты контент-анализа статей «Комсомольской правды» и «Московского комсомольца» показали, что азербайджанцы описываются с помощью таких слов, как «чёрные», «кавказцы», «гости с юга», «мужчины-кавказцы», «жгучие парни с Кавказа», «тёплая компания южан».
В описании азербайджанцев доминировали стереотипы, касающиеся темперамента, черт внешности, отношения к труду. Азербайджанцам приписывались определённые социальные роли - прежде всего связанные с торговлей, а также криминальной деятельностью. Образ азербайджанцев чётко ассоциировался с определённой угрозой.
Исследовательница делает вывод: «несмотря на то, что в прессе присутствует и информация, которая создаёт сложный, многосоставной собирательный образ азербайджанской общины (занятость в сфере культуры, принадлежность к интеллигенции, роль жертвы) и, значит, может способствовать складыванию неоднозначного отношения к азербайджанцам, в подавляющем числе случаев воспроизводится типичный набор признаков, определяющих азербайджанскую общину как так называемое «торговое меньшинство», характеризующееся в силу их мигрантского статуса и культурной отличительностью как чуждое «нам» 1 .
Однако если «кавказские народы», хоть и в негативном ключе, но представлены в СМИ, то другие российские народы
вообще «невидимы» для них. Много ли можно вспомнить сюжетов, посвященных, например, татарам, башкирам, калмыкам, бурятам, представителям северных народов? Более 100 различных народов живут в России на протяжении веков, внося свой вклад в развитие страны. Но если судить о России на основании «картинок» СМИ, можно сделать вывод, что в России живут только русские и некие обобщённые «кавказцы» (в частности, все многочисленные народы Северного Кавказа для обыденного сознания населения европейской части России - «на одно лицо»).
В современном обществе СМИ, и особенно телевидение, формируют образ реальности. Частью реальности являются и различные социальные группы. Но, как известно, «образ» не всегда отражает реальность адекватно. В обыденном сознании образы, созданные СМИ, нередко подменяют реальность подлинную. И эта подмена может иметь вполне ощутимые социальные, политические и психологические последствия.
1. Каким образом развитие СМИ повлияло на культуру современных обществ?
2. Какие характерные черты и функции присущи массовой культуре?
3. Какова роль СМИ в социализации индивида в современном обществе?
4. В чём сущность концепции «исчезновения детства», предложенной Н. Постманом? Какова роль телевидения в «исчезновении детства»? Согласны ли вы с точкой зрения Постмана?
5. Что такое идеология? В чём заключается идеологическое воздействие СМИ?
6. Приведите примеры идеологической подачи материала на российском телевидении.
7. Как вы считаете, должны ли СМИ содействовать утверждению той или иной идеологии? Почему?
8. Как вы думаете, почему СМИ уделяют больше внимания одним социальным группам и игнорируют другие?
9. Как вам кажется, представители каких социальных групп чаще всего попадают в поле зрения российских СМИ? Почему?
10. Как вы считаете, могут ли СМИ изменить сложившиеся в обществе стереотипные представления о каких-либо социальных группах? Что нужно для этого сделать?
11. Дайте общую характеристику воздействия СМИ на культуру современного российского общества.
1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. Социологический сло-
варь. - М.: «ЗАО Издательство «Экономика», 2004.
2. Адорно Т. Новый подход к индустрии культуры // Контексты современности-1: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.
3. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. - М.: Аспект-Пресс, 1999.
4. Беннет Т. Политика «популярного» // Контексты совре-
менности-I: актуальные проблемы общества и культуры в
западной социальной теории. - Казань: Изд-во Казанс-
кого университета, 2000.
5. Бергер А. Нарративы в массовой культуре // Контексты современности-II: хрестоматия. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.
6. Брюкнер П. Вечная эйфория: эссе о принудительном счастье. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007.
7. Гоулднер А. Идеология, аппарат культуры и новая индустрия сознания // Контексты современности-I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.
8. Дондурей Д. Фабрика страхов // Отечественные записки. 2003. № 4.
9. Дубин Б.В. Медиа постсоветской эпохи: изменение установок, функций, оценок // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76).
10. Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. 2003. № 4.
11. Крото Д., Хойнс У. Медиа и идеология // Контексты сов-ременности-П: хрестоматия. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.
12. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М.: Политиздат, 1985.
13. Куренной В. Медиа: средства в поисках целей // Отечественные записки. 2003. № 4.
14. Меррин У. Телевидение убивает искусство символического обмена: теория Жана Бодрийара // Контексты со-временности-П: хрестоматия. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.
15. Пешкова В.М. Контент-анализ прессы Московского мегаполиса об азербайджанской общине //Демоскоп WEEKLY. 2004. № 179-180.
16. Полуэхтова И. Телеменю и телепотребление // Отечественные записки. 2003. № 4.
17. Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки. 2004. № 3
18. Производство и потребление культурных продуктов // Отечественные записки. 2005. № 4.
19. Ритцер Д. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.
20. Риэл М. Культурная теория и её отношение к зрелищам популярной культуры и медиа // Контексты современно-сти-Н: хрестоматия. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.
21. Тернер Б. Массовая культура, различие и стиль жизни // Контексты современности-I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.
22. Тестер К. Медиа и мораль // Контексты современно-сти-П: хрестоматия. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.
23. Фезерстоун М. Культурная продукция, потребление и развитие культурной сферы // Контексты современно-сти-I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.
24. Хорхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. - М.: Изд-во «Медиум», 1997.
25. Шендрик А.И. Социология культуры. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
26. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие / отв. ред. М.Н. Володина. - М.: Изд-во МГУ, 2003.
Аудитория СМИ - массовидная социальная общность, объединённая участием в потреблении информационной продукции.
Аудитория СМИ неоднородна. Она структурируется, сегментируется в соответствии с множеством различных критериев: возрастным, тендерным, образовательным, экономическим, профессиональным, этническим, региональным, религиозным и т.д.
Различные сегменты аудитории СМИ предпочитают разные типы информационного продукта, в разной степени вовлечены в процесс потребления информации, имеют неравный доступ к информационным ресурсам.
Кроме того, социальные группы, образующие аудиторию СМИ, могут воспринимать транслируемую информацию по-разному. Этот процесс всегда обусловлен социальным опытом индивидов, связанным с их социальным положением, особенностями социализации, культурным капиталом.
Все вышеперечисленные факторы должны учитываться при анализе воздействия СМИ на общественное мнение и поведение людей в обществе, их ценностные ориентации и установки.
Отношение аудитории к продукции СМИ является важным показателем эффективности их деятельности. Однако отношение аудитории к СМИ - это также показатель состояния самой аудитории - её ценностей и предпочтений, её основных интересов, уровня озабоченности теми или иными социальными проблемами, отношения к политике, другим институтам общества. Поэтому изучение аудитории СМИ - это один из важнейших инструментов изучения общественного мнения, состояния массового сознания.
Исследования аудитории СМИ многообразны по своим целям, но можно условно разделить их на три основных направления.
Во-первых , изучение воздействия СМИ на аудиторию так называемых эффектов или последствий СМИ. При этом основное внимание уделяется визуальным СМИ, в первую очередь телевидению. Последнее время всё больший интерес вызывает и воздействие интернета. Этот тип исследований тесно связан с общественным вниманием к проблемам влияния СМИ на детей и молодёжь, нравственный климат в обществе, основные культурные ценности. Данный тип исследований принадлежит к сфере интересов не столько социологии, сколько психологии массовой коммуникации, точнее, находится «на стыке» социологической и психологической проблематики.
Во-вторых , изучение отношения аудитории СМИ к производимой ими продукции, динамики предпочтений аудитории. В данном случае изучение аудитории позволяет понять тенденции развития массового сознания, ценностной динамики. В конечном итоге данный тип исследований аудитории может рассматриваться как одна из форм социологического исследования культуры общества.
В-третьих , «измерение аудитории» - сбор количественной информации о тех, кто потребляет продукцию СМИ, о востребованности того или иного типа этой продукции. К данному типу исследований относится в первую очередь определение рейтингов тех или иных программ. Данный тип исследований инспирирован главным образом интересами рекламодателей, которым необходимо знать, в каких передачах выгоднее размещать рекламу. Таким образом, данный тип исследований носит, как правило, не столько собственно научный, сколько коммерческий характер.
♦ Исследование воздействия СМИ на аудиторию
Появление СМИ немедленно вызвало в обществе дискуссии по поводу их влияния на традиционные культурные ценности и нравственность. Уже появление первых «бульварных
романов» вызвало всплеск критики, исходившей от интеллектуальной и творческой элиты общества. Опасения по поводу пагубного влияния СМИ возросли с появлением кинематографа, позже - телевидения; сегодня возникают новые страхи, связанные с интернетом. Насколько обоснованы подобные опасения?
Как отмечает Г. Камбербач 1 , одно из самых ранних исследований влияния СМИ было связано с кино. В 1928 году в Нью-Йорке был учреждён Фонд Пейна, целью которого стало изучение воздействия кино на молодёжь. В рамках работы фонда было проведено 12 независимых исследовательских проектов, результаты которых обобщил У. Чартере. Основной вывод был таков: «Вопреки многим опасениям со стороны общества кино оказывает весьма незначительное воздействие на молодёжь, и то - больше в вопросах моды, нежели нравственности, и связывать криминальное поведение с посещением кинотеатров никаких весомых оснований нет» 2 .
Уже в 1951 году к подобным выводам привело исследование, проведённое в Британии «Министерским комитетом по детям и кино». Было исследовано 38 ООО случаев подростковых правонарушений, из которых под воздействием кино было совершено лишь 141 преступление - 0,4% 3 .
1 Камбербач Г. Воздействие СМИ на общество: неоконченная дискуссия // Медиа: введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 326. 2 Там же. 3 Там же. |
Однако особенно активизировались исследования воздействия СМИ с массовым распространением телевидения. Во второй половине XX века в различных странах были проведены сотни исследований, связанных с выявлением эффектов СМИ. Но они не дали однозначных результатов. В качестве примера можно привести масштабное исследование Гюисмана и Эрона, проведённое в 1986 году и охватившее целый ряд стран. В проекте были задействованы исследователи из Голландии, Австралии, Польши, Израиля, США и ряда других государств. Результаты оказались парадоксальными:
В Австралии также не было обнаружено корреляции между «теленасилием» и агрессивностью.
В США парадоксальным образом связь между ранним опытом восприятия «теленасилия» и позднейшей агрессивностью была установлена для девочек.
В Израиле та же самая корреляция была установлена для городов, но не для сельской местности.
Финские авторы признали, что некоторая связь между теленасилием и агрессией ими установлена; эта корреляция в слабой форме прослеживается для девочек; в отношении мальчиков она отрицательна, т.е. чем больше мальчики смотрят сцены насилия на экране, тем менее потом они были агрессивны в жизни!» 1 .
Противоречивые результаты подобных исследований говорят о том, что СМИ воздействуют на людей в разной степени и не столько прямо, сколько опосредованно. Доказать причинно-следственную связь между просмотром телепередач и поступками людей фактически невозможно. Тем не менее полностью отрицать наличие воздействия также нельзя.
Существует несколько теорий воздействия СМИ. Опираясь на работу Р. Харриса 2 , охарактеризуем эти теории.
Теория унифицированных последствий
Согласно этой теории, массовая аудитория воспринимает сообщения СМИ одинаково и достаточно интенсивно. СМИ предстают как весьма мощное средство воздействия на массовое сознание, как инструмент пропаганды. Г. Лассуэлл использовал метафору шприца «для подкожных впрыскиваний» - под
влиянием постоянных информационных «инъекций» люди оказываются способны на порочные и пагубные действия.
Данная теория сегодня не пользуется широкой популярностью, так как многочисленные исследования показывают, что аудитория не пассивный объект воздействия СМИ. Люди воспринимают сообщения СМИ по-разному и часто критически. Характер воздействия сообщения на человека во многом зависит от его личного опыта, психологических особенностей, социальной принадлежности и т.д. Уже П. Лазарефельд показал, что воздействие СМИ опосредовано «лидерами мнений», определяется различиями в интеллекте и образовании и др. Однако отрицание наличия некоего унифицированного эффекта сообщений СМИ не означает отсутствие вообще всякого эффекта.
Существует также такой важный феномен, как совокупный, кумулятивный эффект сообщений СМИ. Многократное повторение одной и той же информации неизбежно должно оказать какое-то воздействие на аудиторию, хотя наличие этого воздействия трудно подтвердить экспериментально. Примеры подобного воздействия можно наблюдать в общественной жизни достаточно часто. Российские опросы общественного мнения показывают, что люди склонны идти на поводу у СМИ в вопросах внешней политики, например, в определении «врагов» или «друзей» России. «Врагами» в глазах большинства респондентов регулярно оказываются те государства, которые становятся объектами критики в СМИ - США, Грузия и т.д.
Теория социального научения
Данная теория восходит к бихевиоризму и работам американского исследователя А. Бандуры. С точки зрения бихевиоризма, поведение человека - результат усвоения определённых образцов, следование которым подкрепляется поощрениями со стороны социального окружения (или наказывается, если считается социальным окружением неправильным).
Внутренние мотивы поведения данной теорией полностью игнорируются, поведение человека строится по модели «стимул-реакция».
СМИ в свете этой теории предстают как источник образцов для подражания - люди видят некие модели и следуют им.
«Чтобы социальное научение имело место, внимание человека должно быть сначала привлечено каким-то примером в СМИ. Далее человек должен запомнить модель поведения и начать о ней думать («когнитивное проигрывание»). Наконец, он должен обладать когнитивными способностями, моторными навыками и мотивацией, необходимыми для совершения определённых действий. Мотивация опирается на внутреннее или внешнее подкрепление (вознаграждение) того или иного рода, подталкивающее человека к совершению этих действий. К примеру, невыдержанное поведение какого-то человека может быть подкреплено, если оно производит впечатление на других людей, а также если оно доставляет удовольствие этому человеку или приносит ему определённую финансовую выгоду».
Теория культивирования
Первоначально данная теория разрабатывалась Д. Гербнером. С точки зрения данной теории, постоянное воздействие СМИ, постепенно формируя наши представления, определённым образом унифицирует различия в восприятии мира, присущие различным социальным группам и отдельным людям, и способствует, таким образом, культурной гомогенизации общества.
По мнению Гербнера, СМИ «корректируют ожидания» и «культивируют потребности». Индустрия СМИ, и прежде всего телевидение, «1) смазывает традиционно существующие различия в мировоззрении людей; 2) смешивает их частные жизненные реалии в обобщённом культурном потоке; 3) связывает эту обобщённую реальность со своими собственными институциональными интересами и интересами своих спонсоров. Результатом этой кропотливой работы по обработке
непримиримых различий в общественной жизни должно становиться постепенное укрепление социальной стабильности и выработка максимально приемлемых и дружественных по отношению как к коммуникационной системе, так и к партнерам по самой коммуникации моделей социального поведения» 1 .
Под влиянием постоянного просмотра телевизионных программ в сознании людей накапливаются определённые «отпечатки» событий и фактов, которые оказывают воздействие на восприятие реальности. Исследования показывают, что заядлые телезрители имеют более согласованные мнения о реальности, чем люди, редко смотрящие телевизор. Кроме того, люди, которые часто смотрят передачи, связанные с демонстрацией насилия и агрессии, считают мир более жестоким, чем люди, не злоупотребляющие просмотром подобных передач.
СМИ «культивируют» у своей аудитории определённые взгляды, связанные с политикой, культурными ценностями, социальными проблемами, модой и т.д.
Теория культивирования пользуется популярностью, однако разные люди в неодинаковой степени поддаются «культивирующему» воздействию СМИ. Активность и специфика аудитории должны всегда приниматься во внимание. Ведь никто не принуждает людей смотреть те или иные передачи. Многие вообще избегают смотреть телевизор или сводят его просмотр к минимуму, черпая информацию из других источников.
Таким образом, СМИ «культивируют» те или иные взгляды, если люди сами готовы поддаваться подобному культивированию. Дети в этом плане более податливы, чем взрослые. Люди, более образованные и способные к критическому мышлению, в меньшей степени зависят от мнений, транслируемых СМИ, чем люди с низким уровнем образования. Значимы и другие различия между людьми, как социального и психологического, так и ситуационного плана.
Теория социализации
Теории социализации рассматривают СМИ как один из важных агентов социализации в современных обществах. Об одной из таких теорий (теории Н. Постмана об «исчезновении детства») уже говорилось в разделе «Социализирующая функция СМИ».
СМИ становятся для детей и подростков важным источником знаний о мире, а также образцом для подражания. Дети более восприимчивы к воздействию СМИ, чем взрослые, поскольку обладают ограниченным жизненным опытом и в силу возраста не способны относиться к воспринимаемой информации осознанно и критически. Однако степень и характер воздействия СМИ на детей и подростков зависят от семьи. Взрослые вполне способны контролировать просмотр детьми телевизора, их мнение может повлиять на понимание детьми тех или иных сообщений. Климат в семье может определять предпочтение детьми тех или иных передач. Проблема состоит в том, что многие дети испытывают недостаток родительского внимания, а телевизор часто заменяет нормальное внутрисемейное общение.
Потенциал СМИ может быть использован для целенаправленного воздействия на детей. Имеется в виду создание специальных обучающих передач, детских фильмов. Проводились эксперименты, показавшие плодотворность такого типа воздействия (пример с «Улицей Сезам» рассматривался в разделе «Методы эмпирических исследований массовой коммуникации»).
Последние годы большую озабоченность вызывает приобщение детей и подростков к интернету, доступность информации, способной нанести им вред. Проблема осознаётся на международном уровне и уже перешла в правовую плоскость.
«Необходимость борьбы как с преступлениями, совершаемыми при помощи Интернета, так и с вредной для детей информацией, распространяемой в сети, уже осознана мировым сообществом.
Например, Европейским союзом в 2004 году утверждена программа «Безопасный Интернет», согласно которой было
выделено 45 млн евро на период с 2004 по 2008 год на её реализацию. В 2005 году была утверждена новая программа «Безопасный Интернет - плюс». В рамках указанных программ осуществляется финансирование в рамках Европейского союза деятельности общественных и частных организаций по нескольким направлениям:
Создание «горячей линии» по выявлению в сети Интернет противозаконной информации;
Разработка правовых норм и правил саморегулирования, направленных на обеспечение защиты детей в сети Интернет;
Осуществление просветительской деятельности в целях ознакомления детей и родителей с опасностями, связанными с использованием Интернета;
Разработка и внедрение систем фильтрации Интернет-контента, осуществляющих защиту детей путём фильтрации (отсеивание) информации, наносящей вред здоровью и развитию детей.
Очевидно, необходима интеграция Российской Федерации в международную борьбу с преступлениями, совершаемыми в сети Интернет, а также разработка и принятие внутригосударственной целевой программы, направленной на обеспечение защиты детей от вредной и противозаконной информации в Интернете с учётом перспектив развития не только «всемирной паутины», но и мобильной телефонии, передовые технические образцы которой предоставляют возможность доступа к Интернет-ресурсам, включая как позитивные, так и негативные последствия их использования.
В рамках международного сотрудничества возможно заключение международного договора об обеспечении защиты детей в сети Интернет, который бы обязывал государства - участников договора использовать единую международную систему индексации сайтов, что позволило бы создать более эффективную систему информационной безопасности детей как на внутригосударственном, так и на международном уровне» 1 .
1 Ефимова Л. Проблемы правовой защиты детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию, распространяемой в сети интернет. - http://www.medialaw.ru/publications/ zip/156- 157/l.htm
Теория использования и удовлетворения
Данная теория отличается от предыдущих, поскольку придаёт большое значение активности аудитории. Согласно теории использования и удовлетворения, воздействие СМИ зависит от того, чем руководствуются люди, выбирая ту или иную информационную продукцию. Человек вполне осознанно использует СМИ либо как источник информации, либо как развлечение. Если человек смотрит боевик для того чтобы заполнить свободное время и развлечься, то он вряд ли слишком серьёзно воспринимает то, что происходит на экране. Для многих людей сегодня телевизор или радио просто привычный «шумовой фон», не привлекающий особого внимания.
Воспринимая политическую информацию, человек уже обладает определёнными взглядами. Эти взгляды часто определяют характер восприятия информации - человек либо одобряет и принимает её, если она соответствует его мнению, либо отвергает, даже не вслушиваясь, если она противоречит его убеждениям.
Фильмы, где много сцен насилия, не будет смотреть человек, которого насилие раздражает и отталкивает. Таким образом, воздействие СМИ на человека определяется во многом тем, как человек их использует и какое удовлетворение при этом получает.
Теория использования и удовлетворения позволяет переформулировать вопрос о воздействии СМИ. Вместо того чтобы спрашивать, как СМИ влияют на человека, может быть, стоит выяснить, почему люди предпочитают те или иные передачи.
Обобщая результаты разнообразных исследований, Р. Хар-рис 1 выделяет несколько типов последствий, или эффектов СМИ; поведенческие, установочные, когнитивные, физиологические.
Поведенческие последствия заключаются в том, что человек совершает какой-либо поступок непосредственно под влиянием
1 Харрис Р . Психология массовых коммуникаций. - СПб.-М.: Олма-Пресс, 2002.
информации, почерпнутой из СМИ. Именно этот тип последствий привлекает наибольший интерес, и именно его наличие наиболее трудно доказать. Приведём пример.
«В марте 1986 года четверо подростков из Нью-Джерси договорились совершить коллективное самоубийство и довели свой план до конца. На протяжении недели после этого трагического события на Среднем Западе были найдены мёртвыми ещё двое подростков, и по всему выходило, что их самоубийство напоминало предыдущее. Естественно, в средствах массовой информации прозвучали положенные случаю растерянность и боль по поводу самоубийств среди молодёжи.
Похожая информация.
Установки и образцы поведения. Институт экономики. Институционализация. Наука. Неосновные социальные институты. Предназначение социальных институтов. Ценности. Социальный институт. Потребности в безопасности и обеспечении общественного порядка. Процессы институциализации. Устные и письменные кодексы.
«Социальное взаимодействие» - Социальный контроль. Типы конфликтов. Современное общество. Формы социального взаимодействия. Социальный конфликт. Стадии прохождения конфликта. Примеры негативных социальных отклонений. Социальные интересы. Социальные интересы и формы социального взаимодействия. Разногласия. Стратегия и тактика в конфликте.
«Становление и развитие социологии» - Классические теории социологии. Современные социологические теории. П. Сорокин. Социологическое образование в России. Работа «Самоубийство». О. Конт. Статус социального института. Социологический проект О.Конта. Становление и развитие социологии. Выберите правильный вариант ответа. Развитие социологической мысли в России.
«Роль женщины в современном мире» - Потолок. Положение женщины в обществе. Положение. Социальная дискриминация женщин. Сосредоточенность на отношениях между людьми. Ислам. Роль женщины в современном мире. След в истории. Женщины. Женский день. Взгляд на женщину.
«Общественный прогресс» - Противоречивость прогресса. Многообразие истории. Гегель. Прогресс. Золотой век. Мыслители. Примеры из отечественной истории. Критерии общественного прогресса. Процесс противоречивости. Формы общественного развития. Варианты решения проблем. Циклический процесс. История. Мыслители о критериях прогресса.
«Понятие социологии» - Категории социологии. Подходы к определению предметной области социологии. Уровни социологического анализа. Идеальные типы социальных действий. Темы выступлений. Социологический закон. Позитивизм. Социологический проект. Эволюционистская социология Г.Спенсера. Социологическая система. Классические социологические теории.
Всего в теме 21 презентация