Организации входящие в систему оон общая характеристика. Организация объединённых нации \(оон\). Самостоятельные учреждения ООН

Система Организации Объединенных Наций включает ООН с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряд программ, советов и комиссий. Она может быть представлена следующим образом:

1. Генеральная Ассамблея / Экономический и Социальный Совет (ГА/ЭКОСОС):

1.1. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Женева (Швейцария).

1.2. Программа развития ООН (ПРООН), Нью-Йорк (США).

1.3. Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Найроби (Кения).

1.4. Всемирный продовольственный совет (ВПС), Рим (Италия).

2. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС);

2.1. Мировая продовольственная программа (МПП), Рим (Италия). 2.2. Международный торговый центр (МТЦ), ЮНКТАД/ВТО, Женева (Швейцария).

2.3. Специализированные учреждения:

2.3.1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Рим (Италия).

2.3.2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР, или Всемирный банк), Вашингтон (США).

2.3.3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Монреаль (Канада),

2.3.4. Международная ассоциация развития (МАР), Вашингтон (США).

2.3.5. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Рим (Италия).

2.3.6. Международная финансовая корпорация (МФК), Вашингтон (США).

2.3.7. Международная организация труда (МОТ), Женева (Швейцария).

2.3.8. Международный валютный фонд (МВФ), Вашингтон (США).

2.3.9. Международная морская организация (ММО), Лондон (Великобритания).

2.3.10. Международный союз электросвязи (МЭС), Женева (Швейцария).

2.3.11. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Вашингтон (США).

2.3.12. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Женева (Швейцария).

2.3.13. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Вена (Австрия).

2.3.14. Всемирная торговая организация / Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ВТО/ГАТТ), Женева (Швейцария).

3. Автономные организации:

3.1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Вена (Австрия).

3.2. Всемирная туристская организация (ВТО), Мадрид (Испания).

Главный экономический орган - ЭКОСОС состоит из 54 членов (1/3 их ежегодно переизбирается на трехлетний срок) и обычно проводит дважды в год свои сессии. Он является основным органом по координации экономической и социальной деятельности ООН и соответствующих специализированных учреждений и институтов (путем проведения исследований, подготовки докладов и рекомендаций). Под руководством ЭКОСОС работают региональные экономические комиссии: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК, местопребывание - Женева, Швейцария, 55 государств-членов); Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, Бангкок, Таиланд, 49 государств-членов); Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии (ЭСКЗА, Алеман, Иордания, 13 государств-членов); Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА, Аддис-Абеба, Эфиопия, 53 государства-члена); Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК, Сантьяго, Чили, 41 государство-член). Основной задачей этих комиссий является содействие проведению согласованных мероприятий по экономическому сотрудничеству в рамках соответствующего региона. Комиссии проводят исследования, распространяют информацию и статистические материалы. В составе комиссий имеются соответствующие комитеты. Постоянно действующим исполнительным органом каждой комиссии является ее секретариат, а также многосторонние валютно-финансовые и торговые организации, как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация, которые формально входят в систему ООН, но фактически; независимы от нее и нередко называются организациями Бреттон-Вудской системы. Примером межгосударственной организации межрегионального характера может быть Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

  1. Главные органы ООН (собственно ООН).
  2. Программы и органы ООН.
  3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
  4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
  5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

Органы ОНН

Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

  • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
  • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
  • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
  • ряд экспертных органов;
  • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

Бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

Программы ООН

Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Организационная структура ЮНКТАД

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию — исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Самостоятельные учреждения ООН

К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

— важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.

ООН - наиболее универсальная международная организация. Она включает в себя целый ряд органов и международных организаций.

Экономические вопросы занимают видное место в деятельности Генеральной Ассамблеи - ГА (General Assembly - GA) ООН, наиболее представительного органа этой авторитетной международной организации.

В Декларации тысячелетия, принятой в сентябре 2000 г., государства - члены ООН определили "цели в области развития на пороге тысячелетия" (Millennium Development Goals), главной из которых является необходимость сокращения масштабов бедности во всех ее проявлениях. Цели в области развития были разработаны на основе соглашений и резолюций международных конференций, организованных ООН в течение 90-х гг. XX в.

В повестку дня 64-й сессии Генеральной Ассамблеи (2009 г.) были включены важнейшие вопросы мировой экономики, в том числе содействие поступательному экономическому росту и устойчивому развитию. В качестве специальной темы для обсуждений была поставлена проблема достижения социально-экономического прогресса в африканских странах.

Размышляем самостоятельно. Почему именно международные организации системы ООН мы рассматриваем в качестве главных, ведущих в общей совокупности международных экономических организаций современности?

Экономические проблемы регулярно освещаются в докладах генерального секретаря ООН.

Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность этой организации, является Экономический и социальный Совет - ЭКОСОС (Economic and Social Council - ECOSOC). В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы.

Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы представительства: Азия - 11, Африка - 14, Восточная Европа - 6, Западная Европа - 13, Латинская Америка - 10. Заседания Совета проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве.

Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос, и ни одна страна-член не имеет права вето.

ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (Экономического); Второго (Социального); Третьего (по Программам и Сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих комитетов.

В составе Совета имеется ряд функциональных комиссий и постоянных комитетов, а также экспертных органов.

ЭКОСОС подотчетны пять региональных комиссий ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Ливан, Бейрут).

Региональные экономические комиссии занимаются изучением экономических и социальных проблем соответствующих регионов и выработкой рекомендаций, а также осуществляют функции исследовательского, консультативного и информационно-аналитического характера.

В частности, Европейская экономическая комиссия - ЕЭК (Economic Commission for Europe - ЕСЕ), созданная ЭКОСОС в 1947 г., ставит своей главной целью укрепление сотрудничества между европейскими государствами-членами. ЕЭК ведет экономические исследования аналитического характера по общим проблемам, состоянию окружающей среды и жилищных условий, статистике, устойчивому энергоснабжению, торговле, промышленности и развитию предпринимательства, по проблемам лесного комплекса и транспорта.

Размышляем самостоятельно. Можно ли полагать, что в деятельности международных организаций системы ООН сочетается решение как универсальных (общемировых), так и региональных проблем? Что можно было бы привести здесь в качестве аргумента?

В 1964 г. Генеральная ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD). Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Число членов организации превышает 190. Эта организация была призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и развитием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и промышленными товарами, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолженности, передачи технологии развивающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.

ЮНКТАД взаимодействует как с правительствами стран-членов, так и с различными органами ООН, неправительственными организациями, представителями частного капитала, научно-исследовательскими институтами и университетами в различных странах мира. Хотя ее решения не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового общественного мнения, которое вынуждены учитывать и государственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД содействует развитию международной торговли путем налаживания равноправного сотрудничества между государствами.

ЮНКТАД стала одним из важных международных экономических форумов, рекомендации и решения которого оказали существенное воздействие на мировую торговлю. Однако возникновение ВТО потребовало уточнения сферы и направлений деятельности ЮНКТАД. На IX сессии этой организации, проходившей в 1996 г., было решено, что ЮНКТАД следует сохранить как орган Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам торговли и развития. Ее задачей останется освещение происходящих в мировой экономике изменений в их связи с торговлей, инвестициями, технологией, услугами и развитием. При этом она будет сотрудничать и координировать свою деятельность с ВТО и другими многосторонними учреждениями.

На X сессии ЮНКТАД в 2000 г. (Бангкок, Таиланд) была подтверждена роль этой организации в процессе интегрирования экономики развивающихся стран во всемирное хозяйство и в мировую торговую систему на здоровых и равноправных началах.

ЮНКТАД публикует целый ряд исследований, получивших мировое признание, в частности Handbook of Trade and Development Statistics, World Investment Report.

В 166 странах мира осуществляет деятельность Программа развития ООН - ПРООН (United Nations Development Programme - UNDP). ПРООН учреждена в 1965 г. Штаб-квартира организации - в Нью-Йорке.

Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения.

В настоящее время ПРООН координирует усилия, направленные на реализацию ориентиров развития, которые были определены ООН на третье тысячелетие, в частности снижение в 2 раза уровня бедности к 2015 г.

ПРООН составляет и ежегодно публикует Доклад о развитии человеческого потенциала (Human Development Report), который уже давно стал заметным явлением среди публикаций международных организаций. Одним из главных показателей докладов является Индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП (Human Development Index - HDI), в котором обобщаются данные по трем основным показателям:

■ продолжительность жизни здорового человека;

■ уровень образования;

■ уровень жизни.

ИРЧП рассчитывается на базе трех индексов: а) индекса продолжительности предстоящей жизни при рождении; б) индекса образования; в) индекса ВВП на душу населения.

Несмотря на определенную условность методики расчета этого Индекса, он позволяет сопоставлять и до некоторой степени сравнивать уровни развития стран не только с точки зрения валового внутреннего продукта, но и по более широкому кругу социально-экономических показателей.

Размышляем самостоятельно. В каких темах курса "Мировая экономика" мы уже обращались к проблемам, связанным с Индексом развития человека?

Экономический и Социальный Совет осуществляет согласование деятельности 19 специализированных учреждений ООН (табл. 23.1)

Таблица 23.1. Специализированные учреждения ООН

Название на русском языке

Название на английском языке

Г од создания или учреждения

Местоположение

Всемирная метеорологическая организация. ВМО

World Meteorological Organization. WMO

Всемирная организация здравоохранения. ВОЗ

World Health Organization. WHO

Всемирная организация интеллектуальной собственности, ВОИС

World Intellectual Property Organization, WIPO

Всемирная туристская организация. ЮНВТО

World Tourism Organization

Всемирный почтовый союз, ВПС

Universal Postal Union, UPU

Группа Всемирного банка

В том числе:

Международный банк реконструкции и развития, МБРР

World Bank Group

International Bank for Reconstruction and Development, IBRD

Вашингтон

Международная ассоциация развития. МАР

International Development Association. IDA

Вашингтон

Международная финансовая корпорация, МФК

International Finance Corporation. IFC

Вашингтон

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. МИГА

Multilateral Investment Guarantee Agency. MIGA

Вашингтон

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, МЦУИС

International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID

Вашингтон

Международная морская организация. ИМО

International Maritime Organization, IMO

Международная организация гражданской авиации, ИКАО

International Civil Aviation Organization, ICAO

Монреаль

Международная организация труда, МОТ

International Labour Organization. ILO

Международный валютный фонд, МВФ

International Monetary Fund. IMF

Вашингтон

Международный союз электросвязи. МСЭ

Telecommunication Union. ITU

Международный фонд сельскохозяйственного развития, МФСР

International Fund for Agricultural Development, IFAD

Организация Объединенных Наций по вопросам образования. науки и культуры, ЮНЕСКО

United Nations Educational. Scientific and Cultural Organization. UNESCO

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, ЮНИДО

United Nations Industrial Development Organization, UNIDO

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, ФАО

Food and Agriculture Organization of the United Nations, FAO

Рассмотрим деятельность некоторых специализированных учреждений ООН, играющих заметную роль в международных экономических отношениях.

Из представленной таблицы очевидно, что некоторые международные организации появились значительно раньше, чем ООН, и лишь много позже получили статус специализированных учреждений. К их числу относится, в частности, МОТ, ставшая в 1946 г. первым специализированным учреждением, связанным с ООН.

Организация осуществляет разработку международной политики и программ в области трудовых отношений, принимает международные трудовые стандарты, способствует их принятию странами-членами, оказывает содействие в организации профессиональной подготовки и обучения.

МОТ имеет уникальный характер: в подготовке решений на равных условиях участвуют представители правительств, трудящихся и предпринимателей. Главный ее орган - Международная конфедерация труда, где каждая страна представлена четырьмя делегатами (два от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей), созывается не реже 1 раза в год (обычно в июне в Женеве). Каждый делегат голосует индивидуально. Поэтому делегаты от трудящихся и предпринимателей могут голосовать против позиции, занимаемой делегатами от правительства.

Одним из самых крупных специализированных учреждений ООН является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - ФАО, призванная решать задачи повышения уровня обеспеченности продовольствием, совершенствования условий жизни сельского населения, увеличения производительности труда в сельском хозяйстве. Членами ФАО являются почти все страны - члены ООН. Коллективным членом ФАО является также ЕС.

ФАО осуществляет мониторинг мирового сельского, лесного и рыбного хозяйства. В последние годы организация уделяет повышенное внимание проблемам обеспечения долговременного устойчивого развития сельского хозяйства, увеличения производства продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности с учетом требований сохранения окружающей среды.

ФАО ежегодно публикует статистические ежегодники, в том числе о состоянии сельскохозяйственного производства и торговли сельскохозяйственной продукцией. Наиболее известным является ежегодный Доклад о состоянии продовольствия и сельского хозяйства (The State of Food and Agriculture - SOFA). Большой объем сведений о состоянии сельского хозяйства в различных странах содержится в базе данных на сайте организации.

Организация ООН по промышленному развитию - ЮНИДО статус специализированного учреждения ООН получила в 1985 г. Как следует из названия, ЮНИДО призвана оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в реализации программ индустриализации и укрепления их промышленного потенциала. В последнее время организация также ставит своей целью способствовать укреплению позиций вышеуказанных стран в условиях усиления конкуренции в глобальной экономике.

Главные усилия ЮНИДО направлены на мобилизацию знаний, навыков, информации и технологии для создания новых рабочих мест, конкурентоспособной экономики и экологически безопасного и устойчивого экологического развития. Все это должно способствовать сокращению масштабов бедности в мире.

Деятельность ЮНИДО осуществляется в виде интегрированных (комплексных) программ и отдельных проектов.

Основным источником средств на осуществление проектов по линии ЮНИДО является Программа развития ООН. Однако определенная часть средств поступает в виде взносов стран-членов и спонсорской помощи.

В сфере атомной энергетики широкую известность приобрела деятельность Международного агентства по атомной энергии - МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency), основанного в 1957 г. как автономного учреждения под эгидой ООН. Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене. Агентство превратилось в центральный межправительственный орган научного и технического сотрудничества в области использования ядерной энергии. В последние годы значение МАГАТЭ возросло в связи с увеличением числа ядерных программ в различных странах мира.

Размышляем самостоятельно. Как вы думаете, деятельность каких из названных международных организаций системы ООН связана с решением глобальных проблем современности?

В мировой финансово-банковской сфере видное место занимают специализированные учреждения ООН - МВФ и организации, входящие в Группу Всемирного банка.

Специализированные учреждения ООН по вопросам экономики и финансов:

2) Экон и соц совет ООН (ЭКОСОС). Цель - развитие междунар сотрудничества в эк-ке, соц. и культ. сферах + гуманит. проблемы. 54 члена и 3 сессионных комитета: 1)экономич.; 2)соц.; 3)по программам и сотрудничеству.

3) Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - 1964 год. Местополож. - Женева. Осн. орган - конференции, кот. проходят 1 раз в 4 года. Цель - развитие м/н торговли в целях экон. прогресса. Повыш. внимание - развив. странам. (М/н форум, через посредство которого развив. страны решают вопросы о передаче технологий, задолженности и др.).

4) Программа развития (ПРООН) - 1965 год. Для оказания содействия развив. странам и росту их эк. потенциала через развитие их прир. и челов. ресурсов. Осн. орган - управляющий совет. 4 региональных бюро (для Азии и Тихого океана, Арабск. гос. Африки, Лат Амер.). Осн. сфера ‑ с/х.

Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную, гуманитарную и культурную деятельность, является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).
ЭКОСОС подотчетны 5 региональных комиссий ООН: Европейская экономическая комиссия, Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана, Экономическая комиссия для Африки, Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна, Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии. Эти комиссии занимаются изучением экономических и социальных проблем соответствующих регионов и выработкой рекомендаций.
Так, Европейская экономическая комиссия ставит своей главной целью укрепление сотрудничества между европейскими государствами-членами, ведет экономические исследования аналитического характера по общим проблемам, состоянию окружающей среды и жилищных условий, торговле, промышленности и развитию предпринимательства.
В 1964 г. году Генеральная Ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая призвана рассматривать вопросы, связанные с международной торговлей и развитием. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.
Хотя решения ЮНКТАД не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового общественного мнения, которое вынуждены учитыватьи государственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД способствует развитию международной торговли путем налаживания равноправного сотрудничества между государствами.
ЮНКТАД стала одним из важных международных экономических форумов, рекомендации и решения которого оказали существенное воздействие на мировую торговлю.
Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО ) призвана оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в реализации программ индустриализации и укрепления их промышленного потенциала.

94. Специализированные учреждения ООН и их функции.

Специализированные учреждения ООН - самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Наименование Местонахождение
Всемирная метеорологическая организация (ВМО, WMO) Женева
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO) Женева
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, WIPO) Женева
Всемирный почтовый союз (ВПС, UPU) Берн
Международная ассоциация развития (МАР, IDA) Вашингтон
Международная морская организация (ИМО, IMO) Лондон
Международная организация гражданской авиации (ИКАО, ICAO) Монреаль
Международная организация труда (МОТ, ILO) Женева
Международная финансовая корпорация (МФК, IFC) Вашингтон
Международный банк реконструкции и развития (МБРР, IBRD) Вашингтон
Международный валютный фонд (МВФ, IMF) Вашингтон
Международный союз электросвязи (МСЭ, ITU) Женева
Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД, IFAD) Рим
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, UNESCO) Париж
Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, UNIDO) Вена
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, FAO) Рим
Всемирная организация по туризму (ВОТ, WTO) Мадрид

ВМО - специализированное межправительственное учреждение Организации Объединённых Наций в области метеорологии. Является компетентным органом ООН по вопросам наблюдения за состоянием атмосферы Земли и её взаимодействия с океанами.

ВОЗ - специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира.

ВОИС - международная организация, занимающаяся администрированием ряда ключевых международных конвенций в области интеллектуальной собственности, в первую очередь Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений и Парижской Конвенции об охране промышленной собственности.

ВПС -межгосударственная организация для обеспечения и совершенствования почтовых связей на образуемой Всемирным почтовым союзом единой почтовой территории .Объединяет практически все страны мира, включая Россию.

МАР - кредитная организация, входящая в группу Всемирного банка.

ИМО - международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством.

ИКАО - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

МОТ - специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.

МВФ - создавался в 1945г. как механизм наблюдения за системой валютных курсов и постепенно трансформировался в наиболее влиятельную международную орг-ю, регулирующую межд. макроэк-ку. Осн. фун-и – надзор за валютными курсами и макроэконом. политикой стран-членов и развитием межд. экономики в целом; предоставление временной фин. помощи странам, испытывающим трудности с погашением своих международных долгов в результате несбалансированности платежного баланса; предоставление технической помощи правительствам стран-членов в области гос. финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.

МФСР - специализированное учреждение ООН, занимающееся мобилизацией финансовых ресурсов в целях увеличения производства продовольствия и улучшения положения с питанием бедных групп населения в развивающихся странах. Главная цель МФСР - ликвидация сельской бедности в развивающихся странах. 75 % бедного населения мира проживает в сельской местности этих стран, но только 4 % средств, выделяемых на поддержку со стороны мирового сообщества, официально уходят на развитие аграрного сектора.

ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, - содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.

ФАО - международная организация под патронатом ООН. Её деятельность направлена на уменьшение остроты проблемы нищеты и голода в мире путем содействия развитию сельского хозяйства, улучшению питания и решения проблемы продовольственной безопасности - доступности всем и всегда питания, необходимого для активной и здоровой жизни.

ВОТ - учреждение Организации Объединённых Наций. Ведущая международная организация в сфере туризма. Всемирная организация по туризму занимается развитием устойчивого и общедоступного туризма.



Вверх