Танк с атомным реактором. "ядерный танк" ссср даст фору современным. Общие проблемы концепции

В пятидесятые годы прошлого века человечество начало активно осваивать новый источник энергии - деление атомных ядер. Ядерная энергетика тогда виделась если не панацеей, то, как минимум, решением великого множества различных проблем. В атмосфере всеобщего одобрения и интереса строились атомные электростанции и проектировались реакторы для подлодок и кораблей. Отдельные мечтатели даже предлагали сделать атомный реактор настолько компактным и маломощным, чтобы он мог использоваться как бытовой источник энергии или в качестве энергоустановки для автомобилей и т.п. Подобными вещами заинтересовались и военные. В Соединенных Штатах всерьез рассматривались варианты создания полноценного танка с ядерной энергоустановкой. К сожалению или к счастью, все они так и остались на уровне технических предложений и чертежей.

История атомных танков началась в 1954 году и ее появление связано с научными конференциями Question Mark («Знак вопроса»), на которых обсуждались перспективные направления науки и техники. На третьей такой конференции, прошедшей в июне 1954 года в Детройте, американские ученые обсудили представленный к рассмотрению проект танка с атомным реактором. Согласно техническому предложению, боевая машина TV1 (Track Vehicle 1 - «Гусеничная машина-1») должна была иметь боевую массу порядка 70 тонн и нести 105-мм нарезную пушку. Особый интерес представляла компоновка бронекорпуса предлагаемого танка. Так, за броней толщиной до 350 миллиметров должен был располагаться малогабаритный атомный реактор. Для него предусмотрели объем в передней части бронекорпуса. За реактором и его защитой, расположили рабочее место механика-водителя, в средней и задней частях корпуса поместили боевое отделение, укладки боеприпасов и т.п., а также несколько агрегатов силовой установки.

Боевая машина TV1 (Track Vehicle 1 - «Гусеничная машина-1»)

Более чем интересен принцип работы силовых агрегатов танка. Дело в том, что реактор для TV1 планировалось делать по схеме с открытым газовым контуром теплоносителя. Это значит, что охлаждение реактора должно было производиться атмосферным воздухом, прогоняемым рядом с ним. Далее нагретый воздух предполагалось подводить на силовую газовую турбину, которая должна была приводить в движение трансмиссию и ведущие колеса. Согласно расчетам, проведенным прямо на конференции, при заданных габаритах удалось бы обеспечить работу реактора продолжительностью до 500 часов на одной заправке ядерным топливом. Однако проект TV1 не рекомендовали к продолжению разработки. За 500 часов работы реактор с открытым контуром охлаждения мог заразить несколько десятков или даже сотен тысяч кубометров воздуха. Кроме того, во внутренние объемы танка никак не удавалось вписать достаточную защиту реактора. В целом, боевая машина TV1 получалась гораздо более опасной для своих войск, нежели для противника.

К следующей конференции Question Mark IV, состоявшейся в 1955 году, проект TV1 доработали в соответствии с текущими возможностями и новыми технологиями. Новый атомный танк получил название R32. Он значительно отличался от TV1, в первую очередь своими размерами. Развитие ядерных технологий позволило уменьшить габариты машины и соответствующим образом изменить ее конструкцию. 50-тонный танк также предложили оснастить реактором в передней части, но бронированный корпус с лобовым листом толщиной в 120 мм и башня с 90-мм орудием в проекте имели совершенно другие обводы и компоновку. Кроме того, предлагалось отказаться от использования газовой турбины, приводимой в движение перегретым атмосферным воздухом и применить новые системы защиты менее крупного реактора. Расчеты показали, что практически достижимый запас хода на одной заправке ядерным топливом будет равняться примерно четырем тысячам километров. Таким образом, ценой снижения времени работы, планировалось понизить опасность реактора для экипажа.

И все же меры, принятые для защиты экипажа, технического персонала и взаимодействующими с танком войск, были недостаточными. Согласно теоретическим выкладкам американских ученых, R32 «фонил» меньше, чем его предшественник TV1, но даже при оставшемся уровне излучения танк не был пригоден для практического применения. Требовалось бы регулярно менять экипажи и создавать специальную инфраструктуру для отдельного обслуживания атомных танков.

После того, как R32 не смог оправдать ожидания потенциального заказчика в лице американской армии, интерес военных к танкам с ядерной энергетической установкой стал постепенно угасать. Стоит признать, в течение некоторого времени еще предпринимались попытки создать новый проект и даже довести его до стадии испытаний. К примеру, в 1959 году проектировалась экспериментальная машина на базе тяжелого танка M103. Ее предполагалось использовать в будущих испытаниях танкового шасси с атомным реактором. Работы по этому проекту начались очень поздно, когда заказчик перестал видеть в атомных танках перспективную технику для армии. Работы по переоборудованию M103 в испытательный стенд завершились созданием эскизного проекта и подготовкой к сборке макета.

R32. Ещё один проект американского атомного танка

Последний американский проект танка с ядерной силовой установкой, который смог продвинуться дальше стадии технического предложения, был выполнен фирмой Chrysler во время ее участия в программе ASTRON. Пентагон заказал танк, предназначенный для армии следующих десятилетий и специалисты «Крайслера», по-видимому, решили дать еще одну попытку танковому реактору. Кроме того, новый танк TV8 должен был олицетворять новую концепцию компоновки. Бронированное шасси с электромоторами и, в некоторых версиях проекта, двигателем или ядерным реактором представляло собой типичный корпус танка с гусеничной ходовой частью. Однако на нем предлагалось установить башню оригинальной конструкции.

Крупногабаритный агрегат сложной обтекаемо-граненой формы предполагалось сделать немного длиннее шасси. Внутри такой оригинальной башни предлагалось поместить рабочие места всех четырех членов экипажа, все вооружения, в т.ч. 90-мм орудие на жесткой безоткатной подвесной системе, а также боекомплект. Кроме того, в поздних версиях проекта предполагалось поместить в кормовой части башни дизельный двигатель или малогабаритный ядерный реактор. В таком случае реактор или двигатель давали бы энергию для работы генератора, питающего ходовые электромоторы и прочие системы. Согласно некоторым источникам, до самого закрытия проекта TV8 шли споры о наиболее удобном размещении реактора: в шасси или в башне. Оба варианта имели свои плюсы и минусы, но установка всех агрегатов энергоустановки в шасси была выгоднее, хотя и сложнее в техническом плане.

Танк TV8

Один из вариантов атомных монстров разрабатываемых в своё время в США по программе «Astron».

TV8 оказался самым удачливым из всех американских атомных танков. Во второй половине пятидесятых на одном из заводов компании Chrysler даже построили макет перспективной бронемашины. Но дальше макета дело не пошло. Революционно новая компоновка танка в сочетании с ее технической сложностью не давала никаких преимуществ перед существующими и разрабатываемыми бронемашинами. Соотношение новизны, технических рисков и практической отдачи сочли недостаточным, тем более в случае с использованием ядерной энергоустановки. В результате проект TV8 закрыли за бесперспективностью.

После TV8 ни один американский проект атомного танка не вышел из стадии технического предложения. Что касается других стран, то в них тоже рассматривалась теоретическая возможность замены дизеля атомным реактором. Но за пределами США эти идеи остались только в виде задумок и простых предложений. Основными причинами отказа от подобных идей стали две особенности ядерных энергоустановок. Во-первых, реактор, пригодный для монтажа на танке, по определению не может иметь достаточную защиту. В результате экипаж и окружающие люди или объекты будут подвергаться воздействию радиации. Во-вторых, атомный танк в случае повреждения энергоустановки - а вероятность такого развития событий очень велика ¬- становится настоящей грязной бомбой. Шансы экипажа выжить в момент аварии слишком малы, а выжившие станут жертвами острой лучевой болезни.

Сравнительно большой запас хода на одной заправке топливом и общая, как казалось в пятидесятых годах, перспективность атомных реакторах во всех сферах не смогли пересилить опасные последствия их применения. В результате танки на атомном ходу так и остались оригинальной технической задумкой, возникшей на волне всеобщей «ядерной эйфории», но не давшей никаких практических результатов.

По материалам сайтов:

В августе 1953 году построенный британцами танк «Центурион» ехал по пустынной дороге Южной Австралии, по направлению к месту стоянки, расположенному в нескольких метрах от экспериментального полигона для ядерных испытаний. Это было началом интересной и трагической истории этого танка.

Танк был создан британцами в конце Второй Мировой войны. За образец был взят легких танк «Комета». «Центурион» был больше, тяжелее, был сильнее вооружен, и подвеска у него была более живучей. Это был лучший британский танк того времени.

Но мы не будем говорить о непревзойденных способностях таких танков. Нас интересует определенный танк под серийным номером 169041. Впервые эту модель создали в 1948, она была оснащена, тогда передовой, автоматической системой стабилизации оружия. А именно 169041 был построен в 1951 и продан Австралии в 1952, где он большую часть времени использовался для тренировок танковых войск в Виктории.

В 1953 поступил приказ в котором говорилось, что танк необходимо было перевезти в Вумера Тест Рейндж для участия в ядерных учениях. Для таких испытаний постоянно использовали танки, чтобы понять уровень повреждения, который может нанести испытываемое оружие, но Центурион был вершиной развития тогдашней техники, с всего-то 500 милями пробега. Но был приказ, и судя по всему этот новенький танк получит повреждения несовместимые с «жизнью»

Сначала появилась простая проблема - доставить танк на место назначения. Его начали перевозить на поезде, потом его переместили на трейлер, но трейлер не смог выдержать такой тяжелый груз. На фото вы видите, как он прогнулся под весом танка. Но все это происходило еще довольно далеко от места испытаний, вскоре остальную часть пути танк преодолел своими собственными силами.

На полигоне же 169041 был полностью экипирован. Его расположили в полукилометре от эпицентра взрыва. Чтобы лучше понять масштабы, представьте себе футбольное поле. Так вот, танк находился в пяти футбольных полях от атомной бомбы. Для футбольного мяча это расстояние приличное, но для атомной бомбы это ничто.

15 октября 1953 Центурион завели, активировали все системы и задраили люк. Члены команды покинули танк и отошли на безопасную дистанцию. Затем прогремел взрыв мощностью 9 килотонн. Это была довольно слабая бомба, если сравнить ее с той, что сбросили на Хиросиму, та была от 13 до 18 килотонн.

Что же случилось с Центурионом? Он отлетел на полтора метра, щитки, закрывающие гусеницы, отлетели. Многие внешние части танка были повреждены, те, что были поменьше размером, и вообще отлетели. Все люки открылись. Вся оптика была повреждена. Если бы внутри были люди, они бы точно не выжили. Двигатели не работали по причине отсутствия топлива.

Три дня спустя команда отвезла танк обратно на базу. У вас, по-видимому, уже возник вопрос, и сейчас я попытаюсь на него ответить. Дело в том, что первую половину обратного пути танк тащил два трейлера, пока его двигатель не приказал долго жить. Центурион 169041 сломался. Трейлеры тянули его до Вумера на спущенных колесах. А как же радиация?

Значит ли это, что члены команды, которые пересекли полстраны в радиоактивном танке? Да, у них не было защитной одежды, никто не беспокоился об их состоянии и о состоянии танка. Им просто было сказано припарковать его где-нибудь подальше. Затем танк подвергли исследованию и выяснили, что он радиоактивно не загрязнен. Членам экипажа повезло, т.к. толстая броня взяла на себя радиоактивную энергию от взрыва.

С новым двигателем Центурион еще несколько лет служил тренировочным танком. После нескольких обновлений он стал называться Центурион МК 5. В 1968 Австралия отправила эскадрон Центурионов во Вьетнам и 169041 был в их числе. В 1969 году танк был атакован реактивной гранатой, при этом большинство членов экипажа получили ранения. Но даже после этого танк был на ходу.

В конце концов, 169041 вернулся в Австралию. Некоторое время он был на хранении, несколько раз его ремонтировали, потом он участвовал в парадах. Сообщается, что он все также находится в бронетанковых войсках на севере страны.

Но есть в этой истории и что-то трагическое. Это замечательно, что танк пережил столько выдающихся событий, но тех, кто им управлял, все-таки счастливчиками не назовешь. Та команда, которая вела танк на ядерные испытания, пострадала от воздействия радиации. Один из членов команды в 1990 году сообщил газете, что 12 из 16 солдат умерли от рака, и что у него самого тоже был рак. Очень сложно отследить причину каждого случая заболевания, но если посмотреть, сколько ветеранов умерло от рака, то причина становится очевидна. В газетной статье также писали, что танк подвергся специальной процедуре очистки от радиации, затем его по крайней мере дважды тестировали и признали подходящим для дальнейшей службы.

Лично я не уверен, как относится к этой истории. Мне, конечно же, хочется, чтобы у этой истории был счастливый конец. Мне не хочется, чтобы вы считали, что от этого танка больше пострадал его экипаж, чем противники. Но решать вам.

Copyright сайт © - материал подготовила Елена Семашко

Если Вам нравятся танки, то значит Вам нравятся и красивые девушки. Смотрите

“Объект 279” – очень оригинальный советский проект тяжелого танка для условий атомной войны

Появление атомного оружия потребовало от военных пересмотреть и стратегию и тактику ведения боевых действий. Но роль танков только возросла. Ведь, как выяснилось, из всех видов боевой техники танки оказались самыми устойчивыми к воздействию всех поражающих факторов ядерного взрыва. Конечно требовались доработки… Объект 279 – это танк оптимизированный для действия в условиях полномасштабной атомной войны. В его конструкции две “изюмины”: оригинальная ходовая часть с четырьмя гусеницами, и корпус в форме вытянутого эллипсоида.

Литой корпус дополняли противокумулятивные экраны, которые и придавали танку необычную форму, напоминающую “летающую тарелку”. По замыслу конструкторов это должно было предотвратить опрокидывание танка при воздействии мощной ударной волны.

Четырехгусеничная ходовая часть придавала тяжелому танку уникальную проходимость: при преодолении препятствий его практически невозможно посадить “на брюхо”, а давление на грунт 60 тонной машины составило всего 0,6 кг/кв.см.

Предполагалось что такая сверхпроходимость понадобится для прохождения зоны разрушения в близи эпицентра атомного взрыва. Кроме того, для защиты от советских танковых армий европейцы всерьез собирались использовать ядерные фугасы для разрушения водохранилищ и речных русел для затопления и заболачивания местности.

Но оригинальная конструкция имела и свои весьма существенные недостатки: большие потери мощности, сопротивление повороту увеличивалось в 12 раз по сравнению с “классикой”, сложность в обслуживании и ремонте. Объект 279 был изготовлен и испытан, но серийной машиной, по многим причинам, не стал. Сейчас уникальный танк находится в танковом музее в Кубинке…



Из за кулис военных разработок доходят слухи, что эта уникальная машина всё таки получит право на жизнь, подвергшись серьёзной модернизации в условиях современного мира. Ну а мы будем на это надеяться! Тактико-технические характеристики танка Объект 279:

Габариты:

длина – 10,2 м (без ствола 6,77 м)
высота – 2,5 м
ширина – 3,4 м
Масса – 60 т

Броня:

лоб – 93-269 мм
борт – 100-182 мм
башня – 217-305 мм

Вооружение:

Пушка М-65 калибра 130 мм
Пулемет КПВТ калибра 14,5мм – 1 шт
Боекомплект – 24 снаряда

Двигатель – дизельный 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный ДГ-1000 или 2ДГ-8М

Запас хода – до 250 км
Скорость – до 55 км/ч
Экипаж – 4 человека

В 50-е годы XX века после появления первых ядерных реакторов появились проекты оснащения ими кораблей, самолетов, ракет и даже поездов. Тогда эти проекты казались почти нереальными для воплощения. Конечно же, американские военные не могли не заметить такой перспективной силовой установки для военной техники. Не обошли стороной и танки.

Какова же история создания атомных танков?

Первый подобный проект разработали на конференции с названием «Question Mark III», которая проходила в июне 1954 года в городе Детройт. Такой танк наименовали TV-1, который весил 70 тонн, защищался броней в 350 миллиметров и имел бы в качестве вооружения 105-мм. пушку. Благодаря ядерному реактору он смог бы работать на протяжении 500 часов, не нуждаясь при этом в замене топлива. Не забыли в данном проекте и о машине, которая питала бы технику энергией во время марш-бросков.

На следующей конференции под названием «Question Mark IV», которая проходила спустя год, был представлен ещё один атомный танк. За прошедшее время от «Question Mark III» конструкция реакторов изменилась, что позволило уменьшить размеры и вес машины. Его назвали R-32, и весил он уже 50 тонн. Калибр пушки уменьшился до 90 миллиметров. Меньшим стало и лобовое бронирование – «всего лишь» 120 мм. Реактор машины позволял двигаться на расстояния в 4 000 миль, то есть почти 6500 километров.

Схема атомного танка модели R32 (боковой срез)

Данный проект посчитался более перспективным, чем его предшественник TV-1 и даже подумывали, что R-32 сможет заменить в будущем основной тогдашний танк американской армии M-48. Но реальность диктовала свои условия: одна только предполагаемая стоимость будущего атомного танка отбивала любое желание выпускать их серийно. Дальше эскизов R-32 не продвинулся. После этого была идея переделать тяжелый американский танк M-103 в испытательную машину с ядерным реактором. Но и она не пошла дальше проекта на бумаге.

А что же СССР со своим «догнать и перегнать Америку»? В Советском Союзе подобные проекты попросту отсутствовали. На основе тяжелого танка Т-10 создали подвижную атомную электростанцию под названием ТЭС-3, которую стали использовать в 1961 году. Затем данную программу свернули и только в 80-ых годах вернулись к ней обратно.

Каковы причины отказа от создания и производства атомных танков? Во-первых, это высокая стоимость таких машин. Во-вторых, экипажи таких танков должны подвергаться более тщательной и основательной подготовке. Помимо этого встал сразу же вопрос о создании специализированных ремонтных и заправочных машин. А вот повреждения в бою таких машин, скорее всего, привели к радиоактивному заражению.



Вверх