Отличие бригады от дивизии. Численность мотострелковой дивизии – численность. Численность роты, батальона, полка. Состав артиллерийского полка. Организационно-штатные способы повышения боевых возможностей мотострелковых отделений, взводов и рот

В 2009 году в ходе реформирования российской армии главные идеологи реформ сообщили военнослужащим, да и всем гражданам страны о том, что военная доктрина претерпела серьёзные изменения, и что армия нуждается в существенных внутренних перестроениях. В это же время была определена главная угроза для России, по противодействию которой якобы не нужно вести широкомасштабных боевых действий, а можно ограничиваться решениями локальных боевых задач. Мол, большой агрессии извне в отношении России ждать уже не стоит, а вот вылазок бородачей с гранатомётами и «калашами» - ожидать нужно.


По причине метаморфоз военной доктрины было решено перейти на использование бригад, практически полностью отказавшись от такого понятия как дивизия. Основной довод в пользу перехода на бригадный состав армии выглядел следующим образом: бригада имеет меньший штат и, стало быть, может оказаться лучше организованной, нежели дивизия. Это должно было придать всей российской армии большую мобильность и гибкость, что отвечало новым вызовам с точки зрения безопасности.

Однако после того как дивизии в срочном порядке стали урезаться и ужиматься, выяснилось, что у бригадного варианта формирования есть свои существенные недостатки. Одним из таких минусов можно считать то, что добиваться полноценного взаимодействия отдельных составляющих одной и той же бригады получалось не всегда. Если учитывать, что бригада задумывалась как некая средняя линия между полком и дивизией, которая должна была вобрать в себя всё лучшее с обеих стороны: мощь дивизии и мобильность полка, то результат такой задумки оказался явно смазанным. Многочисленные учения, в которых принимали участие обновлённые воинские формирования, показали, что бригады не впитали в себя дивизионную мощь и вместе с тем не сумели аккумулировать полковую слаженность и мобильность. Получилось, что бригады в организационном плане застряли между полком и дивизией, не реализовав всего того положительного, чего от них, собственно, и хотели.

Ещё одним несомненным минусом бригад можно называть то, что они в отличие от тех же дивизий если и были вынуждены принимать участие в боевых (учебно-боевых) действиях, то в полном составе. Вырисовывалась ситуация, при которой бригада, состоящая из пары полков, нескольких отдельных батальонов, в том числе батальона (роты) материально-технического обеспечения, для выполнения боевых задач снималась с места дислокации, оставляя это самое место фактически пустым и абсолютно незащищенным. В дивизионном варианте для ведения активных боевых действий всегда наличествовала особая группа военнослужащих, которая и определялась для решения военно-практических задач по противодействию нападающей стороне. Эта группа могла быть больше, могла быть меньше в зависимости от условий и масштабов боевых действий. В любом случае тыл оставался прикрытым. В случае же с бригадой для укрепления тыла нужно использовать либо другую бригаду (а это нонсенс), либо каким-то образом вычленять из неё отдельные подразделения, что уже само по себе является противоречием использования бригады как единого и мобильного целого.

Дополнительной головной боли добавляло (добавляет) ещё и то, что гипотетически вероятное военное противостояние не всегда может укладываться в рамки локального противодействия, где было бы уместно использовать бригаду. Ведь на том же Дальнем Востоке нельзя исключать вероятности столкновения армии России с армиями соседей (при всём уважении к Китаю, Японии и прочим государствами региона). Если, не дай бог, такое военное столкновение произойдёт, то вряд ли стоит питать иллюзии, что оно ограничится некой ограниченной по площади (совсем небольшой) территорией… В страны было достаточное число примеров того, как даже самый, казалось бы, незначительный приграничный конфликт, выливался в масштабное военное противостояние. И именно в случае масштабных противостояний бригады вряд ли стоит считать эффективными.

Несмотря на это, на бригадную систему перешли все сегменты Вооруженных сил РФ за исключением РВСН и Воздушно-десантных войск. Вместе с тем на столь масштабный переход на бригадный принцип формирования Вооруженных сил не решились ни в одной из крупных военных держав. В частности, армии США, Германии, Китая и других стран используют бригады лишь как дополнения к существующим дивизиям, которые и составляют армейскую основу. При этом в США бригады вообще являются частями дивизий в подавляющем большинстве случаев. Получается, что лишь Россия из числа стран с существенной военной мощью делает ставку исключительно на бригады и учитывает вариант военных конфликтов лишь на уровне локальных стычек. Потенциальные противники не сбрасывают со счетов и сценарий полномасштабной войны с применением основательных соединений.

Многочисленные военные эксперты, которые стали всё чаще затрагивать вопрос нецелесообразности почти 100%-ного перевода ВС РФ на бригадный вариант, похоже, были услышаны новыми руководителями Министерства обороны. Несмотря на то, что не так давно президент Путин заявил о почти завершившейся реформе и о том, что пора отказаться от «шараханий» из стороны в сторону, появилась информация, что уже в ближайшее время в России могут быть воссозданы сразу несколько дивизий, который потеряли этот статус около 3-4 лет назад. В частности, появилась информация, что уже меньше чем через пару месяцев, а именно на Параде Победы (9 мая 2013 года) по Красной площади пройдут бойцы Таманской и Кантемировской дивизий. Именно дивизий, так как этот статус будет возвращён прославленным воинским формированием московского региона вместе с красными стягами, которыми дивизии были в своё время награждены за военные подвиги солдат и офицеров.

Помимо восстановления Таманской и Кантемировской дивизий Министерство обороны планирует приступить к созданию сразу нескольких дивизий на Дальнем Востоке, что косвенно подтверждает ту озабоченность, которой делились военные эксперты в плане необходимости прикрывать дальние рубежи России. Не исключено, что дивизия может снова возродиться в Таджикистане – на базе 201-й военной базы РФ. Ведь в этом регионе после вывода натовского контингента из Афганистана может разразиться очередной масштабный вооружённый конфликт, который, не ровен час, способен распространиться на всю Центральную Азию.

Но если Министерство обороны решило снова обратиться к дивизионному варианту комплектования армии, то что же будет с созданными бригадами? На этот вопрос пока нет однозначного ответа, но, вероятнее всего, бригады оставят в качестве основных боевых единиц там, где их использование действительно более эффективно, чем использование дивизий. К регионам, где бригады могут остаться в нынешнем варианте, можно отнести, к примеру, Северный Кавказ. Использовать здесь крупные дивизии для проведения контртеррористических операций просто бессмысленно. В этом округе нужны мобильные группы, которые могли бы бороться с бандформированиями с максимальной эффективностью.

Получается, что руководство Минобороны пересматривает военную доктрину, указывая на то, что локальные войны для России, безусловно, опасны, но нужно страховаться и на случай более существенной внешней агрессии. Уповать на то, что у нас нет крупных врагов - наивно, как наивно и считать, что если большие враги и есть, то провоцировать Россию на вооружённый конфликт они не станут. Разумное восстановление дивизий – хорошая страховка.

Количество солдат в различных воинских подразделениях может интересовать как людей, увлекающихся военной темой, так и простого обывателя, имеющего широкий спектр интересов. Подобной информацией не лишним будет владеть в целях самообразования, ведь именно познания в различных отраслях формируют современного эрудированного человека. О том, сколько человек в роте и других армейских подразделениях, речь пойдет ниже.

Рота, взвод, батальон, полк, дивизия – все это военные подразделения, которые характеризуются определенным количеством человек. Число воинов в каждом из отрядов определяется военными нуждами и является строго фиксированным. Для армий разных стран такие данные могут быть различными, равно как и при формировании подразделений специального назначения.

Количество людей в военных подразделениях


В среднем численность роты может быть от 45 до 360 человек, мотострелковые роты обычно имеют состав около 130-150 человек, танковые роты 30-35 человек

Рассмотрим, какое количество людей насчитывается в военных подразделениях:

  • Сколько человек в отделении? Обычно в него входит 5-10 человек. В качестве командующего выступает командир отделения. Чаще всего данная должность является сержантской, потому комодом (сокращение от словосочетания «командир отделения») чаще всего выступает младший сержант или сержант.
  • Сколько человек во взводе? Обычно в нем насчитывается 3-6 отделений. Среднее количество человек составляет от 15 до 60. Главным во взводе является командир взвода, и эта должность является офицерской. Таким образом, командиром может выступать максимум – капитан, минимум – лейтенант.
  • Сколько человек в роте? Обычно в роте насчитывается 45-360 человек, то есть от 3 до 6 взводов. Во главе роты стоит командир. Данная должность является майорской. По факту командовать ротой чаще всего назначают капитана или старшего лейтенанта.

Примечание. В армейских кругах командир роты называется ротным.

  • Сколько человек в батальоне? Помимо 3 или 4 рот, данное подразделение может включать в себя штаб и отдельных специалистов, таких как снайперы, связист, оружейник и т. д. В некоторых случаях в батальоне может присутствовать собственный минометный взвод, истребители танков и ПВО. Как правило, в данное подразделение входит до 500 человек. Минимальное количество солдат в батальоне – 145. Командует этим подразделением командир батальона или сокращенно – комбат.

Комбатами изначально становились подполковники. Однако сегодня при условии нехватки кадров в качестве командира может выступать капитан или майор, которому в ближайшем будущем светит должность подполковника.


В среднем в дивизии 5 000 – 22 000 человек личного состава
  • Сколько человек в полку? Полк объединяет от 3 до 6 батальонов и может включать в себя до 2500 человек, а иногда и более. Помимо рядовых солдат, полк может предполагать наличие ПВО, ПТБ, полковой артиллерии и штаба. В качестве командира полка назначается полковник. Эту должность может занимать также подполковник.
  • Сколько человек в бригаде? Данное подразделение совмещает несколько батальонов, иногда до трех полков. Количество человек в бригаде не должно превышать 4000. Командиром выступает полковник, которого чаще всего называют комбригом.
  • Сколько человек в дивизии? Несколько полков, включая танковые и артиллерийские. Иногда к их числу добавляется служба тыла и авиация. Командиром дивизии выступает генерал-майор или полковник. Данные подразделения могут иметь различную численность солдат, начиная от 5000 и до 22000 человек.
  • Сколько человек в корпусе? Корпус объединяет несколько дивизий с общим числом солдат до 100000 человек. В качестве командира корпуса выступает генерал-майор.
  • Сколько человек в армии? Данное подразделение может содержать в себе до 10 дивизий войск разного рода, ремонтные мастерские и тыловые части. Численность армии может существенно варьироваться, достигая 1 миллиона человек. Командир данного подразделения – генерал-лейтенант или генерал-майор.
  • Фронт. В мирное время представляет собой военный округ. В данном случае назвать приблизительное количество солдат оказывается довольно сложно. Цифры варьируются в зависимости от военной доктрины, региона, политической обстановки и т. д.

Фронт представляет собой самодостаточную структуру, которая включает в себя складские помещения, резервы, учебные части и т. д. На территории фронта может располагаться собственное военное училище. Командует данным подразделением генерал армии или генерал-лейтенант, который носит должность командира фронта.

Состав фронта может существенно варьироваться в зависимости от того, какие были поставлены задачи и какой является обстановка в конкретном регионе. Чаще всего фронт включает в себя следующие подразделения:

  • управление;
  • 5 или 6 армий;
  • 1-2 ракетных армии;
  • танковая армия (возможно две);
  • армия ПВО;
  • воздушные силы;
  • отдельные соединения, включающие в себя специальные войска и войска различного рода;
  • части, соединения и учреждения оперативного тыла.

Для усиления фронта могут применяться части и соединения других видов вооруженных сил. Возможно присоединение к данному подразделению резерва Верховного Главнокомандования. В таком случае количество солдат существенно возрастает.

Другие полезные тактические термины


Отделение, взвод, рота, батальон - все они объединяются одним словом «подразделение»

Начав говорить о количестве человек в военных подразделениях, следует рассмотреть несколько терминов, которые также называют воинские формирования.

Правила относительно создания подразделений в армиях РФ могут зависеть от особенностей конкретного региона. К примеру, при наличии особо опасной ситуации, количество человек в отряде может быть увеличено. Также при необходимости возможно добавление в состав подразделения войск особого назначения, которые необходимы для быстрого разрешения той или иной ситуации.

Помимо вышеописанных терминов, существуют и другие, которые также используются в современной армии и относятся к данной теме. Подобные знания также пригодятся человеку, интересующемуся военной терминологией. Рассмотрим их более подробно:

  • Подразделение. Данный термин обозначает все воинские формирования, которые входят в состав части. Рота, взвод, батальон или отделение – все это подразделения, характеризующиеся различным составом. Таким образом, воинская часть разделяется на подразделения.
  • Часть. Речь идет об основной единице Вооруженных Сил. Данный термин чаще всего подразумевает бригаду и полк. Внешние признаки части – это наличие собственного войскового хозяйства, делопроизводства, расчетного счета в банке, телеграфного и почтового адреса, гербовой печати, открытого и закрытого общевойскового номеров, а также права командира отдавать приказы в письменной форме. Таким образом, часть характеризуется наличием определенной автономности.

Войсковая и воинская части – это совсем не одно и то же. К примеру, если говорится о воинской части, то речь идет об общем обозначении. Но когда разговор заходит о конкретной бригаде или полке, то правильным будет употреблять термин «войсковая часть». Как правило, после этого упоминается ее номер. Например, войсковая часть 45678. Можно использовать и сокращение – в/ч 45678.

  • Объединение. Данный термин называет подразделение, которое включает в себя армию, корпус, фронт, группу армий. Штаб объединения – это часть, которой подчиняются разные соединения и части.
  • Соединение. Под данный термин подходит только дивизия, поскольку само слово предполагает соединение частей. Дивизионный штаб имеет статус части, которой подчиняются полки. Все это вместе и есть дивизия. Но в некоторых случаях статус соединения может быть присвоен бригаде, к примеру, если она включает в себя отдельные роты и батальоны, каждому из которых присвоен статус части.

Выше были описаны все группирующие и конкретные понятия, используемые в современной воинской иерархии сухопутных войск. У флота и авиации присутствуют свои воинские формирования, отличные от описанных выше. Однако основные термины остаются неизменными. Таким образом, здесь нет ничего сложного, и разобраться в особенностях армейской иерархии может каждый желающий.

Слабость и несостоятельность бригадной структуры

Сегодня уже совершенно очевидно, что затеянная организационная реформа не имела под собой никакого другого содержания, кроме масштабного сокращения офицерского корпуса и максимального «сжатия» существующей структуры Вооружённых Сил до размеров, позволяющих более-менее эффективно функционировать в рамках выделяемого бюджета.


. Для чего в Сухопутных войсках, существовавшие до 2008 года дивизии переформировали в бригады, максимально сократив всё управление и раскассировав имеющиеся полки до батальонов и дивизионов, одновременно с этим сократив до полного нуля всю мобилизационную структуру.

При этом «реформаторы» даже не попытались хоть как-то экспериментально отработать свои предложения. Сначала все Вооружённые Силы были брошены под каток тотального реформирования, на которое ушли десятки миллиардов долларов, а потом, когда старая армия была демонтирована, новые бригады были сформированы, «реформаторы», наконец, взялись за изучение боевых возможностей того, что у них получилось.
. И вот тут их ждали очень неприятные открытия . Оказалось, что «оптимизированные» бригады по своей боеспособности не дотягивают даже до полков старого штата. Обвешанные всяческим вооружением, разрекламированным как «новейшие» и «уникальные», они в ходе всех прошедших учений с грустным постоянством показывают недопустимо низкую свою боеспособность. Ни разу в ходе прошедших учений вышестоящим штабам и многочисленным советникам и проверяющим так и не удалось добиться согласованных уверенных энергичных действий мотострелковой бригады нового образца.


. Если на первом этапе — выдвижения и развёртывания ещё хоть как-то получается ею управлять, то по мере усложнения тактической обстановки и поступления вводных управление бригадой как единым боевым механизмом командованием бригады утрачивается и начинается хаотичное импульсивное перемещение войск.

Как грустно пошутил один из генералов штаба Сухопутных войск: действия на учениях новых бригад очень хороши для изучения в академиях неудачных действий советских мехкорпусов в первые дни войны . Множество хаотичных перемещений, постоянное запаздывание, утрата управления и как следствие — ведение боевых действий наспех сколоченными сводными боевыми группами.

Причин тому много .

. Во-первых , в бригадах, по сравнению с полками, резко уменьшилось количество офицеров. Если в полку на 2 000 солдат было 250 офицеров и 150 прапорщиков, то в новой бригаде на 4 000 солдат 327 офицеров.
. Уменьшился офицерский состав и соответственно — стало слабее управление. Офицеры просто не справляются с командованием. Особенно на уровне штаба бригады. Боевое управление бригады просто не способно управлять такой раздутой структурой. Кроме того, массовые увольнения офицеров, имеющих боевой опыт и выслугу лет, привели к резкому снижению и без того не самого высокого уровня подготовки сегодняшних офицеров.

В качестве подтверждения можно привести слова из интервью командира 693 мотострелкового полка Андрея Казаченко, который в августе 2008 года первым вошёл в Южную Осетию:

«Реформы надо было проводить. Я тут полностью согласен. Другой вопрос, как их проводить? Например, я скажу со своей точки зрения, со стороны командира. Какая разница, кем командовать — полком или бригадой. Наоборот, полк — это не столь громоздкая организация, коей является бригада. Вот у меня в полку было 48 офицеров и прапорщиков управления полка. Это на 2200 человек. А сейчас в бригаде, где 3500-4000 человек, — 33 человека. О какой оптимизации мы говорим? У нас что, офицеры поменялись, или они у нас золотыми стали? Или они сразу же все стали профессионалы? Как было, так и осталось….»


. Во-вторых , бригады получились «слепыми» — имеющиеся в составе бригады разведывательные подразделения не обеспечивают полноценной разведки в полосе её действий. Их сил и технических средств категорически недостаточно. Разведвзвода батальонов не способны обеспечить полноценную разведку в полосе действий батальонов, а куцый «разведбат» бригады не способен не только оказать им эффективную помощь, но просто вести разведку на необходимую в интересах бригады глубину.

И даже полученная информация не может быть своевременно обработана и доведена до командования бригады, так как в управлении бригады не предусмотрено никакой разведывательно-информационной структуры: ни отдела, ни даже отделения, которые могли бы проанализировать поступающую информацию, проверить её, систематизировать и довести до командира.
. Вся разведка в боевом управлении бригады представлена лишь начальником разведки, инструктором-старшиной и гражданским переводчиком. Всё!

Всё это не позволяет командованию бригады даже на учениях получать достаточный для правильной оценки противника объём информации, как следствие — не позволяет правильно его оценивать и соответственно вырабатывать правильное решение на бой.
. И это при ведении боевых действий против вероятного противника, технологически равного уровню нашей армии. Что же говорить о ведении боя против аналогичных частей передовых в технологическом отношении армий? Возможности их разведки, целеуказания и боевого применения превосходят куцые возможности «бригад нового облика» на порядок!

Чтобы понять слабость и несостоятельность получившейся структуры, нужно просто поставить рядом аналогичную бригаду США или НАТО, которые, собственно, и должны «уравновешиваться» нашими бригадами, и сравнить их возможности. Но не по количеству стволов или голов, что давно уже не отражает реальную боеспособность современных войск, а по боевым возможностям :
— глубине и плотности разведки,
информационному обеспечению,
— быстроте и точности целеуказания,
— времени реакции,
— связи и боевому управлению.

Кроме проблем с боеспособностью новых бригад, вскрылась ещё одна не менее острая группа проблем «вес» тылового обеспечения . Скопировав с армии США бригадный принцип, «реформаторы» почему-то забыли скопировать и американскую систему тылового обеспечения. А именно она и делает «бригадную» организацию в армии США работающей. По ней тыловое обеспечение бригад осуществляют дивизии, в которые эти бригады организационно входят. Сами же бригады — это структуры, которые сосредоточенны лишь на ведении боевых действий.

У нас же с ликвидацией дивизий все тылы были навешены на те же бригады. В итоге, как метко охарактеризовал получившегося монстра председатель коллегии военных экспертов генерал-майор Владимиров, вместо боевых бригад у нас получились «уродливо раздувшиеся полки» . Которые полностью утратили мобильность и унитарность полков, но до мощи дивизии так и не дотянули.

Одним из аргументов в пользу перехода от дивизионной к бригадной структуре являлся опыт передовых стран. Однако и здесь реформаторы что-то напутали. В вооруженных силах США как были дивизии (механизированные, бронетанковые, пехотные и др.), так и остались. Дивизионная структура также составляет основу сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая.

Если вспомнить о том, что война предполагает вооруженное столкновение с противником, то боевые потенциалы противоборствующих войсковых формирований должны быть взаимно сопоставимы. Иными словами, бригада воюет с бригадой противной стороны, а не с ее дивизией или армией. Но этого как раз и не получается. Нормативная полоса обороны (наступления) нашей «компактной» сухопутной бригады почему-то оказалась равной полосе применения «некомпактной» механизированной дивизии - 20 км по фронту .

В случае возникновения военного конфликта с противником, структура вооруженных сил которого совпадает с американской, в этой полосе сойдутся :
с российской стороны:
- два мотострелковых батальона


- два танковых батальона

Танковый батальон механизированной бригады России

(перспективная структура)

Два артиллерийских дивизиона
- одна реактивная батарея

со стороны противника:
- две тяжелые бригады
- две бригадные группы
- одна бригада армейской авиации
- одна артиллерийская бригада.

ИТОГО:
- против 170 танков противника мы выставим 84 танка;
- против 394 его БМП и БТР - 263 своих;
- на поле боя встретятся 16 тысяч солдат и офицеров механизированной дивизии с 4,5 тысячи солдат и офицеров мотострелковой бригады российских Сухопутных войск.

А еще к сказанному добавим, что против 118 вертолетов армейской авиации, штатно находящихся в дивизии американской армии (в том числе 24 ударных), мы не выставим ничего ввиду их категорического отсутствия в штате бригады нового облика. К этому прибавим по мелочам:
- трехкратное превосходство предполагаемого противника в артиллерийских орудиях и минометах;
- шестикратное превосходство в реактивных системах залпового огня и др.

/ В.Шурыгин «БОЛЬШАЯ РЕФОРМА ИЛИ БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ?», zavtra.ru /

Перевооружение, которого не будет

Ночной пуск ракет зенитными ракетными системами С-400 "Триумф".

Что на самом деле не позволит модернизировать российскую армию в срок

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин сомневается, что программа перевооружения российской армии будет выполнена вовремя. И главное препятствие здесь - не коррупция, а подмена военной науки пропагандой.

Количество государственных программ вооружения, принимавшихся в постсоветской России, сейчас уже даже сложно установить. При этом все без исключения программы, как в «лихие 90-е», так и в «благословенные 2000-е», постигла одна и та же судьба. Они не просто не были выполнены, но все были брошены на середине срока - именно из-за очевидности провала. А взамен принимались новые программы с новыми сроками и замыслами. После чего все повторялось. В частности, так случилось с программой 2007-2015 годов. Еще совсем недавно все государственные СМИ широко рекламировали ее как «новый этап в развитии вооруженных сил РФ», а теперь никто о ней не вспоминает. По сложившейся традиции, эта невыполненная программа «ударилась оземь» и обернулась очередной новой госпрограммой вооружения (ГПВ) на 2011-2020 годы.

20 трлн рублей - минимум для перевооружения армии

На новую программу предполагается выделить примерно 20 трлн рублей. Как и следовало ожидать, либеральная общественность подняла по этому поводу громкий крик о «непомерных военных расходах» и «милитаризации страны». Крик этот, мягко говоря, не по делу.

А дело в том, что вооруженные силы практически исчерпали советский ресурс, и им требуется тотальное перевооружение. Настолько тотальное, что на самом деле этих 20 трлн будет заведомо недостаточно. Это минимальнейший минимум, а не «непомерные расходы». Без тотального перевооружения у нас просто не станет армии. Международная обстановка, как несложно заметить, к разоружению никак не стимулирует.

Истребитель ПАК ФА во время взлета на церемонии открытия международного авиационного праздника в Жуковском. Фото: Лысцева Марина / ИТАР-ТАСС

В связи с этим необходимо отметить, что «компактная профессиональная армия» является еще одним либеральным мифом, если не сказать жестче - дилетантским бредом. Об этом неопровержимо свидетельствует опыт европейских армий. Их многолетние перманентные сокращения красиво называются оптимизацией, однако на самом деле это просто утрата боеспособности. В частности, совершенно бессмысленно производство техники и вооружений микроскопическими сериями. Во-первых, это крайне невыгодно экономически: чем меньше серия, тем дороже каждый образец. Во-вторых, это крайне нерационально с военной точки зрения. Если техники совсем мало, то ее почти невозможно использовать в бою, как из-за собственно недостаточности количества, так и из-за недопустимости потерь: она просто закончится. Более того, сейчас европейцам стало не хватать не только техники, но уже и боеприпасов, которые тоже стали очень сложными и дорогими, поэтому их приобретается совсем мало. В итоге, как показывает опыт последних лет, почти все европейские армии утрачивают возможность воевать не только самостоятельно, но даже коллективно.

Европу спасает то, что на нее некому нападать, а интервенция - вещь добровольная. Железная натовская дисциплина существует только в воображении кремлевских пропагандистов. У России геополитическое положение принципиально другое, ей нужна большая армия с большим количеством техники. Очевидно, что человечество очень быстро скатывается в хаос «нового Средневековья», что заведомо будет сопровождаться множеством войн между старыми и новыми «центрами силы» за полный передел мира. Странно предполагать, что этот процесс обойдет страну с самой большой в мире территорией и огромным количеством природных ресурсов при не самом большом населении. Поэтому о «компактной профессиональной армии» могут рассуждать либо полные дилетанты, либо люди, выполняющие чей-то заказ.

Промышленность не готова

Перед ГПВ-2020 стоит масса серьезнейших проблем. Первая из них - состояние ВПК, который и должен эти самые вооружения выпускать. За постсоветский период он утратил множество важнейших технологий, а каких-то вообще никогда не имел. Кроме того, катастрофически утрачены производственные мощности и кадры. За постсоветский период многие предприятия ВПК прекратили свое существование, на уцелевших, как правило, сильно изношен станочный парк. Про потерю кадров и говорить нечего. В итоге сейчас начинает складываться ситуация, когда промышленность даже при нормальном финансировании физически не способна выполнить внутренний заказ и, тем более, экспортные заказы. Во-первых, она часто не может освоить производство по-настоящему современной техники, из-за чего приходится возвращаться к модернизированным советским образцам (истребители Су-30 и Су-35, вертолеты Ми-35, фрегаты пр. 11356, ПЛ пр. 636). Да и как бы новая техника нередко оказывается, при внимательном рассмотрении, опять же слегка улучшенной советской (например, С-400 на сегодняшний день, на самом деле, является некой С-300ПМ+, поскольку «дальняя» ЗУР 40Н6 для нее так и не принята на вооружение).

Зенитная ракетная система С-400 на военном параде на Красной площади. Фото: Александра Мудрац / ИТАР-ТАСС

Во-вторых, для производства техники в адекватных количествах не хватает производственных мощностей. Сейчас в авральном порядке строятся заводы в Нижнем Новгороде и Кирове для производства компонентов зенитно-ракетных систем С-400. Правда, не очень понятно, откуда возьмутся для этих заводов кадры. Подобные проблемы испытывают все без исключения отрасли ВПК. Следовательно, строительство и оснащение новых предприятий и подготовка кадров для них могут отнять очень много времени и денег. Финансов для строительства и модернизации заводов может понадобиться не меньше, чем на саму программу перевооружения.

С другой стороны, предприятия ВПК заламывают заоблачные цены на свою продукцию, причем схема ценообразования не всегда понятна. Из-за таких цен Минобороны приобретает настолько незначительное количество техники, что лучше было бы не покупать ее вообще. Причем рост цены отнюдь не сопровождается ростом качества, чаще бывает наоборот. Ну и, конечно, на все это накладывается мощнейший коррупционный фактор, как со стороны ВС, так и со стороны ВПК.

Однако оборонные предприятия виноваты далеко не во всем. Часто заказчик в лице Минобороны просто не способен внятно сформулировать тактико-техническое задание на требующиеся ему вооружения и технику. Вообще, за два постсоветских десятилетия военно-политическое руководство страны так и не определилось с внешними угрозами в различной временной перспективе. А без этого военное строительство армии вообще и перевооружение в частности становятся на самом деле невозможными. Из-за этого возникают разнообразные «чудеса» типа «Мистралей»: до сих пор неясно, чем является их покупка - откровенным безумием или банальной коррупцией. Крайне дорогостоящая программа истребителя пятого поколения Т-50 (или ПАКФА) делается из единственного соображения - «чтоб было как у людей», то есть как у США. При этом американский опыт пока наводит на мысль, что вся концепция истребителей пятого поколения может оказаться тупиковой ветвью развития боевой авиации.

Реформа проводилась без всякой научной проработки

Также, следуя за США, Россия очень хочет создать у себя сетецентрическую армию, что само по себе разумно. Но поскольку суть этой концепции государством совершенно не осознана, то создающиеся сейчас автоматизированные системы управления для разных видов вооруженных сил и родов войск оказываются несовместимы между собой, соответственно, потраченные на их создание деньги просто выброшены на ветер. Из-за непонимания, что же именно нужно ВС, складывается совершенно парадоксальная ситуация: деньги уже выделены, но какую технику и в каком количестве на них купят -- еще не решили. Естественно, за эти деньги разворачивается ожесточенная борьба с использованием различных лоббистско-коррупционных схем, об интересах армии здесь уже, как правило, никто не вспоминает.

Подобное печальное положение дел во многом объясняется состоянием российской военной науки, которая сегодня, за редким исключением, не только не способна создавать новые концепции, но практически утратила возможность хотя бы анализировать иностранные. Более того, даже описательная функция военной наукой уже почти не выполняется, за исключением отдельных вопросов технического характера. Фактически, большинство работ в области военной науки в России вообще не имеют отношения к науке, а являются пропагандой низкого уровня.

Военнослужащий с автоматом АК-12. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

может когда-нибудь и будет

Соответственно, для военного строительства просто нет научной основы. Хорошим примером в данном случае является военная реформа экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. В результате этой реформы вооруженные силы претерпели грандиозные изменения (в основном отрицательные, хотя были и положительные моменты), однако до сих пор неизвестны ни ее авторы, ни ее реальные цели, ни критерии, по которым проводились преобразования. Собственно, тогдашний начальник Генштаба Макаров откровенно признал, что реформа проводилась без всякой научной проработки.

Судя по всему, у российской экономики сегодня начинаются значительные проблемы, которые могут повлиять на выполнение ГПВ-2020 в сторону сокращения. Но на данный момент главная проблема не в деньгах, а в состоянии промышленности и науки. Импорт вооружений Россию точно не спасет, просто потому, что по-настоящему современное вооружение ей никто не продаст. Промышленность и технологии еще можно до определенной степени купить, хотя и очень дорого, уже гораздо сложнее вырастить для нее кадры. Но самое тяжелое - это наука. Сегодня именно в ней наше самое узкое место. Купить фундаментальную науку не получится. Более того, без такой науки даже украсть или купить иностранные технологии будет бессмысленно, их все равно не удастся освоить. Можно подарить ядерный боеприпас Парагваю или Мавритании, но они от этого не станут ядерными державами, поскольку не смогут его воспроизвести. СССР в 40-е, вообще-то, «позаимствовал» ядерное оружие у США, но это получилось только потому, что советская наука мгновенно «освоила» данную технологию.

В этом плане ситуация кардинально ухудшилась по сравнению с советским периодом. Дело не только и не столько в разрушении школ и потере разработок, а в антинаучной общественной атмосфере. Нынешняя насильственная клерикализация общества исключительно опасна в первую очередь тем, что разрушает научное мировоззрение; на фоне стремительного падения уровня среднего и высшего образования агитпроп никак не способствует появления и, тем более, удержанию научных кадров. Поэтому выполнить ГПВ-2020 нам будет исключительно сложно. Скорее всего, через пару лет она волшебным образом преобразуется в какую-нибудь ГПВ-2025.

Трёхступенчатая структура Вооружённых Сил России

А теперь рассмотрим вопрос, какие же изменения произошли в Российской армии за два года сердюковской реформы ?
. Главным зримым проявлением этой военной реформы почему-то стали не социальные преобразования, не мероприятия по оздоровлению обстановки в войсках, а организационное «ужатие» Вооружённых Сил до трехступенчатой структуры: батальон — бригада — оперативное командование , в котором бригада стала основной оперативно-тактической единицей. Были полностью ликвидированы такие традиционные ступени, как полки, дивизии, корпуса и армии.

На сегодняшний день Сухопутные войска сведены в 85 бригад :
— 39 общевойсковых бригад,
— 21 бригада ракетных войск и артиллерии,
— 7 бригад армейской ПВО,
— 12 бригад связи,
— 2 бригады радиоэлектронной борьбы,
— 4 десантно-штурмовые бригады.

Для управления ими в каждом округе сформировано от одного до трёх оперативных командований.
Российской общественности эта ломка была презентована, как «оптимизация» хаотичной военной структуры, оставшейся России в наследство ещё с советских времён. В качестве подтверждения приводилась цифра 1890 воинских частей, числящихся в составе Вооружённых Сил в 2008 году. После «оптимизации» их должно было остаться 172. При этом подчёркивалось, что все они будут укомплектованы на 100 процентов людьми и вооружением и полностью боеготовы. Что бригады станут универсальными боевыми единицами от Камчатки до Пскова.

Но красивые на штабных бумагах планы в жизни оказались очень далёкими от своего реального воплощения. Как минимум треть бригад в итоге оказалась сформирована по неким «лёгким» штатам. По одним из них численность мотострелковых бригад — основной оперативно-тактической единицы сухопутных войск — составляет 3500 человек. Но есть «бригады» численностью вообще в 2 200 человек, хотя первоначально заявлялось, что все бригады будут иметь численность 4 600 человек.

Дальше — больше. Наличие или отсутствие вооружения и географические особенности заставили «реформаторов» менять уже существующие штаты применительно к конкретному региону и базовому комплекту вооружения. В итоге сегодня насчитывается уже не менее ШЕСТИ утверждённых штатов бригад . А в реальности, с учётом различных «поправок» в штаты, в сегодняшних Вооружённых Силах не найти даже двух одинаковых бригад.
. То есть ни о какой «унификации», к которой так стремились «реформаторы» и чем аргументировали отказ от дивизионной структуры, речи не идёт . Получившиеся бригады чрезвычайно разношёрстны по численности, организации и вооружению. При этом об обещанном оснащении их новым оружием уже никто не вспоминает. «Новым» — теперь значит просто работоспособным. Добились этого самым простым способом — с баз хранения и складов резерва были сняты все исправные комплекты и отправлены на укомплектование этих бригад.

С одной стороны, конечно, замечательно, что теперь в бригадах «нового облика» находятся только работоспособное и исправное вооружение и техника, но с другой стороны, а что будет с этой техникой после того, как её ресурс закончится, и её постигнет участь тех комплектов, которые стояли на вооружении раньше? Если у Министерства обороны нет денег на восстановление той техники, что находилась в полках и дивизиях «старого облика», то откуда они возьмутся на ремонт новой?
. И не разумнее было бы в этом случае ту, «старую», и отремонтировать? Ведь нынешнее «перевооружение» это не переход на качественно новое вооружение и технику, а всего лишь «съедание» мобилизационного резерва, без которого ни одной более-менее масштабной войны России просто не выиграть.

В качестве примера стоит взять Дальневосточный театр военных действий (ТВД).

В 1986-1997 гг. число дивизий на дальневосточном театре военных действий уменьшилось с 57 до 23, танков — с 14900 до 10068, ракет класса «земля-земля» — с 363 до 102, боевых вертолетов — с 1000 до 310, боевых самолетов — с 1125 до 500. Процесс сокращений продолжился и после 1997 года, хотя и чуть меньшими темпами.
. В итоге перед началом сердюковской реформы здесь было расположено 23 дивизии, но больше половины этих соединений были «кадрированными» — то есть сокращённого состава, и общая группировка Сухопутных войск насчитывала около 100 тысяч солдат и офицеров .

В противостоящим нам Шэньянском и Пекинском военных округах НОАК, непосредственно граничащих с Россией на Дальнем Востоке и в Забайкалье, сосредоточено 22 дивизии (4 танковые, 6 механизированных, 6 мотопехотных, 3 воздушно-десантные, 3 артиллерийские) и 38 бригад (6 танковых, 12 мотопехотных, 1 пехотная, 7 артиллерийских, 1 противотанковая, 11 ПВО). В резерве — 7 пехотных дивизий и 3 дивизии ПВО, всего более 500 000 солдат и офицеров, 3000 танков и более 1000 самолётов и вертолётов .

китайские вертолётчики

Для переброски подкреплений с запада здесь у нас есть одна-единственная коммуникация — Транссиб . Её протяжённость (от Ярославского вокзала Москвы до вокзала Владивостока) — 9288 км. При этом более 1500 километров этой железной дороги идут в непосредственной близости от советско-китайской границы, иногда приближаясь к ней на расстояние прямой видимости. Поэтому в советское время высшее военное командование никогда не рассчитывало на неё как на путь подвоза резервов в случае обострения обстановки в этом регионе.

Ставка делалась на другое — на случай войны дальневосточная группировка имела в своём составе на складах и базах хранения техники, вооружения, амуниции и боеприпасов почти на миллионную военную группировку. При военной угрозе сухопутная военная группировка, развёрнутая здесь, могла быть за тридцать суток доведена почти до 500 тысяч, а за сорок пять суток — до 700 тысяч солдат и офицеров, что уже качественно меняло расклад сил в регионе, учитывая сохраняющееся техническое превосходство, а главное — превосходство в управлении войсками на оперативно-стратегическом уровне. Учитывая стратегическое превосходство СССР в ядерном оружии, прикрытие основных экономических центров укрепрайонами, это делало войну против СССР бессмысленной авантюрой.

После сердюковской «оптимизации» численность развёрнутых войск в этом регионе даже увеличилась примерно на 20 тысяч человек. Казалось бы, можно только радоваться, но одновременно с этим фактически полностью ликвидирована вся мобилизационная часть нашей военной группировки. Все «кадрированные» полки и дивизии сокращены и расформированы. По планам Макарова — Сердюкова здесь в случае войны могут быть развёрнуты лишь несколько отдельных бригад. При этом после подписанных Путиным договорённостей с Китаем о стокилометровой демилитаризованной зоне вдоль границы и территориальных уступках Китаю все наши укрепрайоны были разоружены и взорваны .

В случае гипотетической войны с Китаем полумиллионной китайской группировке будет противостоять тонкая оборонительная цепь из трёх десятков бригад численностью чуть больше 100 тысяч человек. К тому же растянутая более чем на 1500 километров вдоль китайской границы, без резервов и без всяких надежд на усиление. Так как переброска одной бригады с европейской части России сюда займёт никак не меньше месяца, если, конечно, китайцы не перережут Транссиб раньше.

Пункт постоянной дислокации самой северной МСБр в Приморье определен в Сибирцеве, а самой южной МСБр Хабаровского края в Бикине. Между ними более 400 км приграничной полосы, охраняемой электронной системой наблюдения погранотделений с 15% укомплектованностью и брошенными военными городками: Сальское, Графское, Веденка, Дальнереченск, Лазо, Филино, Кольцевое, Пантелеймоновка, Лесозаводск, Сунгач, Кноринг, Спасск, Черниговка.
. При этом, отлично понимая состояние нашей Дальневосточной группировки, нынешний начальник Генерального штаба генерал Макаров бодро гипнотизирует общественность:

«Теперь новые бригады готовы не только к немедленному применению силы, но и способны сдерживать любого противника 45 суток. Этого времени вполне достаточно для проведения в случае необходимости мобилизации и усиления их дополнительными силами… «

Помнится, в нашей истории уже были военачальники, которые обещали товарищу Сталину разгромить любого противника одним мощным ударом стремительно и на чужой территории. А потом был сорок первый год…
. Боюсь, что генерал Макаров очень плохо помнит военную историю своей армии и судьбу этих «оптимистов» в генеральских лампасах.
. Как грустно сегодня шутят офицеры-дальневосточники: после сердюковско-макаровской «оптимизации» для Китайской армии не будет сложной проблемой разгромить Российскую армию. Проблемой будет её найти…

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов.

Безусловно, в плане предотвращения агрессии Россия отдаст предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.

И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.

О составе и организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, системе комплектования и руководства ими, воинской обязанности и и пойдет речь в этом разделе.

Состав и организационная структура вооруженных сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:

Эти и другие сложные задачи российские войска решают в определенном составе и организационной структуре (рис. 2).

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Рода войск

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением . Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска Гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.

Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи. Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств.

Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.

Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.

Войска Гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно войска Гражданской обороны входят в состав МЧС России.

В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.

В военное время войска Гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т. д.

Система руководства и управления вооруженными силами

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.

Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о , а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню страны.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Рота зависит от рода войск, так в мотострелковой роте 60-101 человек; строители до 250 человек; ВДВ до 80 человек; танкисты от 31 до 41 человека. Мотострелковая рота:

  • Оборона: 1…1,5 км по фронту до 1км вглубину
  • Наступление: 0,5…1 км

Батальон. Это или 3, или 4 роты + штаб и отдельные специалисты (оружейник, связист, снайперы и т.п.), минометный взвод (не всегда), иногда – ПВО и истребители танков (далее – ПТБ). Батальон включает в себя от 145 до 500 человек. Командует командир батальона (сокращенно – комбат). Это должность подполковника. Но у нас в стране командуют и капитаны, и майоры, которые в будущем могут стать подполковниками при условии сохранения этой должности.

Сколько человек в роте, батальоне, взводе и так далее

Взвод. Взвод включает в себя от 3 до 6 отделений, то есть может достигать от 15 до 60 человек. Командует взводом командир взвода. Это уже офицерская должность. Ее занимает минимум лейтенант, максимум - капитан. Рота.


Рота включает в себя от 3 до 6 взводов, то есть может состоять от 45 до 360 человек. Командует ротой командир роты. Это майорская должность. По факту командует старший лейтенант или капитан (в армии командира роты или называют ласково и сокращенно - ротный).


Батальон. Это или 3, или 4 роты + штаб и отдельные специалисты (оружейник, связист, снайперы и т.п.), минометный взвод (не всегда), иногда - ПВО и истребители танков (далее - ПТБ). Батальон включает в себя от 145 до 500 человек. Командует командир батальона (сокращенно - комбат). Это должность подполковника.

Структура вооружённых сил

От двух до десяти дивизий разных родов войск + тыловые части + ремонтные мастерские и так далее. По численности может быть очень разной. В среднем от 200 000 до 1 000 000 человек и выше. Командует армией генерал-майор или генерал-лейтенант.

Фронт. В мирное время - военный округ. Точные цифры здесь уже сложно назвать. Они варьируются от региона, военной доктрины, политической обстановки и тому подобным вещам. Фронт - это уже самодостаточная структура с резервами, складами, учебными частями, военными училищами и так далее.

Командует фронтом командир фронта. Это генерал-лейтенант или генерал армии. Состав фронта зависит от поставленных задач и обстановки.

Рота, дивизия, батальон: численность

  • Отдельной единицей являются бригады. По своему положению бригады стоят между полком (командир полка - полковник), и дивизией (командир дивизии - генерал-майор). В большинстве армий мира между званиями полковника и генерал-майора существует промежуточное звание «бригадный генерал», соответствующее командиру бригады (а в годы Второй Мировой Войны в ваффен-СС было звание «оберфюрер»). В России традиционно такого звания нет. В современной Российской армии советское деление военный округ - корпус - дивизия - полк - батальон, как правило, заменено сокращённым военный округ - бригада - батальон.
  • Разные уровни[править | править код] В вооружённых силах России указанные в настоящей статье единицы делятся на подразделения (от отделения до батальона), части (от отдельной роты до полка), соединения (бригада, дивизия, корпус) и объединения (армия, округ, группа войск, фронт).

Воинские звания рф

От бригады и выше (по количеству человек) за 11 месяцев службы мы даже не произносили. Возможно, это связано с тем, что служу я не в воинской части, а в учебном заведении. Сколько человек они включают в себя? Отделение. В зависимости от рода войск насчитывает от 5 до 10 человек.
Командует отделением командир отделения. Командир отделения – это сержантская должность, поэтому и комод (сокращенно от командир отделения) зачастую младший сержант или сержант. Отделение именуется по своему роду войск (танковое, мотострелковое, инженерно-саперное, связи) В мотострелковом отделении, примерно, от 9 до 13 человек (помимо командира отделения: гранатометчик, рядовой с РПГ-7, ПМ; стрелок-помощник гранатометчика, рядовой с АК74; пулеметчик, рядовой с РПК74; старший стрелок, ефрейтор с АК74; 3…5 стрелки, рядовые с АК74; механик водитель БМП и наводчик-оператор \пулеметчик БМП\ БМП).

Численность воинских подразделений в рф

Внимание

Соответственно, могут выделяться отдельные батальоны, каждый из которых является самостоятельной военной частью, или даже отдельные роты. Также каждый полк может входить в состав какой-либо дивизии, либо (уровнем выше) подчиняться сразу командованию корпуса («полк корпусного подчинения»), либо, уровнем ещё выше, полк может подчиняться непосредственно командованию военного округа («полк окружного подчинения»);

  • В пехотном полку основные единицы - пехотные батальоны - подчиняются непосредственно командиру полка. Все вспомогательные единицы подчиняются уже его заместителям.

Такая же система повторяется на всех уровнях. Например, для артиллерийского полка окружного подчинения начальником будет не командующий войсками округа, а начальник артиллерии округа.

Иерархия воинских формирований

Батальоны бывают разные, поэтому нельзя точно ответить сколько там численность, например МСБ на БТР-80 насчитывает 530 человек, а на БМП-2 - 498 человек; ПДБ - 360-400 человек, а для ДШБ - 450-530 человек; ОБМП и ОДШБ примерно 650-700 человек; ТБ на Т-72 - 174 человека, а мотострелковый — 213 человек; ОБС - 200-250 человек; разведбат около 600 человек; ОИСБ - около 300 человек; медики — 157 человек; химики, ремонтники, строители, коменданты, а также по обслуживанию аэродромов вообще не имеют штатного расписания и формируются в зависимости от необходимости Мотострелковый батальон:

  • Оборона: 3…5 км по фронту и 2…2,5 км в глубину
  • Наступление: 1…2 км

Полк. От 3 до 6 батальонов, то есть от 500 до 2500+ человек + штаб + полковая артиллерия + ПВО + ПТБ. Командует полком полковник. Но может также и подполковник.

Под понятием «часть» чаще всего подразумеваются полк и бригада. Внешними признаками части являются: наличие собственного делопроизводства, войскового хозяйства, расчетного счета в банке, почтового и телеграфного адреса, собственной гербовой печати, права командира отдавать письменные приказы, открытого (44 учебная танковая дивизия) и закрытого (в/ч 08728) общевойскового номеров. То есть часть имеет достаточную автономность. ВАЖНО! Обратите внимание, что термины воинская часть и войсковая часть обозначают не совсем одно и то же.

Термин «воинская часть» применяется как общее обозначение, вне конкретики. Если же мы говорим о конкретном полке, бригаде и так далее, то употребляется термин «войсковая часть». Обычно следом упоминается и ее номер: «войсковая часть 74292» (но нельзя употреблять «воинская часть 74292») или же сокращенно - в/ч 74292.

Соединение.
Это в том случае, если полк не входит в состав дивизии, а входит непосредственно в состав армии (корпуса, округа, фронта). Например, 120 отдельный полк гвардейских минометов. Примечание 3: Обратите внимание, что термины воинская часть и войсковая часть обозначают не совсем одно и то же. Термин «воинская часть» применяется как общее обозначение, вне конкретики.

Инфо

Если же мы говорим о конкретном полке, бригаде и т.п., то употребляется термин «войсковая часть». Обычно следом упоминается и ее номер: «войсковая часть 74292» (но нельзя употреблять «воинская часть 74292») или же скоращенно — в/ч 74292. Соединение. Стандартно под этот термин подходит только дивизия.


Само слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Вот все вместе и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада.
Руководит данным формированием штатный командир в чине младшего сержанта или сержанта. Среди военнослужащих используется термин «комод», что сокращенно значит «командир отделения». В зависимости от рода войск подразделения называют по- разному. Для артиллерии применяется термин «расчет», а для танковых войск «экипаж». Состав подразделения В составе данного формирования службу несут от 5 до 10 человек. Однако мотострелковое отделение состоит из 10-13 солдат.

В отличие от российской армии, в США наименьшим армейским формированием считается группа. Само подразделение в США состоит из двух групп. Взвод В Вооруженных Силах России взвод состоит из трех-четырех отделений. Не исключено и большее их количество. Численность личного состава составляет 45 человек.

Руководство этим войсковым формированием осуществляется младшим лейтенантом, лейтенантом или старшим лейтенантом.



Вверх