Откуда появился кулич на пасху. Исторические и библейские факты о пасхе, яйцах и куличах. Особое значение творожного кулича

Последнее обновление - 16.02.2015 г.

12 апреля православные и католики празднуют самый большой праздник христианского мира — Светлое Христово Воскресение. На пасхальном столе непременно должны быть кулич и пасха.

Что означают эти пасхальные угощения и откуда пошла традиция их готовить, объясняет АиФ.ru.

Откуда пошла традиция печь куличи на Пасху?

Кулич — один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу — особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей — самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме на столе или налое перед Царскими вратами особый хлеб, , обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после Литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы артос с молитвой раздробляют и в конце Литургии при целовании Креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» — «круглый хлеб». Слово вошло и в европейские языки: kulich (испанский), koulitch (французский).

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые «бабы».

В разных регионах России куличи выпекают разных форм; например, в Вологодской губернии — в форме раскрытого ягодного пирога, но чаще всего им придают цилиндрическую форму, как у артоса.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску. Остаток кулича накрывали срезанным верхом.

Почему мы готовим пасху к Воскресению Христову?

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога.

Творожная пасха в виде усечённой пирамиды означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме — пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»), а также крест, копьё, трость, ростки и цветы — символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь — символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

* А́ртос (по-гречески άρτος — хлеб) — освящённый квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц). Просфора (просвира) (от др.—греч. предлога προ и глагола φέρω — нести, т. о. «просфора» буквально означает «приносимое») — в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм.Такое значение просфоры сохраняется в Православной церкви и в настоящее время.

П асхальный кулич – это главное блюдо на праздник Светлого Воскресения. Традиция выпекать кулич на Пасху уходит своими корнями далеко вглубь истории.

С ледует отметить, что пасхальные куличи выпекали и в дохристианские времена. В тот период праздник Пасхи знаменовал окончание зимы и приход весны. Пасхальные куличи выпекались округлой формы, символизируя плодородие. Однако это празднество относилось к языческим традициям.

С огласно ветхозаветным учениям праздник Пасхи до рождения Иисуса Христа отмечался, как освобождение народа из-под египетского гнета. В этот день принято было есть мацу – пресные хлебцы и мясо молодого агнца, благодаря Господа за то, что помог обрести свободу и землю.

Т радиция выпекания дрожжевого пасхального куличи свойственна славянам. Многие специалисты и по сей день утверждают, что это еще пережитки язычества, потому как в современном мире куличи на Пасху выпекают преимущественно только славянские народы (украинцы, россияне, беларусы и т.д.). Во многих европейских странах выпечка пасхальная выпечка имеет иную форму.

С егодня же на столе – это символ присутствия Бога в доме, поскольку именно дрожжевой хлеб был освящен Иисусом во время Тайной вечери. Также пасхальный кулич на столе в праздник Святого Воскресения символизирует почтение к Иисусу, который вкушал хлеб с апостолами. Согласно традициям во время праздничного застолья следует оставлять центральное место за столом пустым, чтобы Иисус мог сесть во главе стола, как он это делал во время трапез с апостолами.

Р ецепты современного пасхального кулича разнообразны. Некоторые хозяйки сумели сохранить рецепты своих бабушек и прабабушек и сегодня выпекают куличи также, как это делали несколько поколений назад. Кто-то покупает готовые пасхальные куличи. Но традиция освящать пасхальный кулич в церкви в день Пасхи и выставлять в качестве основного блюда на стол сохранилась во многих даже не религиозных семьях.

П асхальные куличи принято подавать на стол в окружении окрашенных яиц, которые являются символом продолжения жизнь. Преимущественно яйца окрашивают в красный цвет, украшают дополнительными узорами. Пасхальный кулич и окрашенные яйца – это незаменимые блюда на Пасху, которые, к тому же, обладают отменными вкусовыми качествами.

Наверняка многим из нас хотелось бы сказать о куличе словами Пушкина: «Кулич — как много в этом слове для сердца русского слилось».

Но увы, эти Пушкинские слова совсем не про кулич. Ведь слово «кулич» совсем не русское и пришло на Русь из Греции. В переводе с греческого «кулич» означает «хлеб круглой или овальной формы». Даже традиция выпекать пасхальный хлеб отнюдь не русская, а пришедшая к нам с крещением Руси из древней Иудеи.

Но обо всем по порядку.

Кулич

Кулич — это пасхальный хлеб, выпекаемый для встречи Иисуса Христа в ожидании его прихода.

Кулич выпекается накануне Пасхи и освящается в Светлую субботу в первый день Пасхи.

В русской традиции кулич печется из дрожжевого теста в виде высокого цилиндрического хлеба, который сверху украшается глазурью или фигурками из теста.

Упоминается ли кулич в Библии?

В Библии о куличе упоминаний нет и быть не может, потому что кулич - это относительно недавнее кулинарное изобретение XIX века. В Библии в качестве пасхального хлеба выступает обыкновенная пресная еврейская маца.

Что было прообразом кулича?

Греческий хлеб артос

Прообразом кулича принято считать пасхальный греческий хлеб артос , и это естественно, поскольку православное христианство пришло на Русь из Греции и принесло с собой греческие церковные традиции, одной из которых и является печь на праздник Пасхи пасхальный хлеб артос. Первые упоминания об артосе датируются XII веком.

Кстати, если кто не знает, то в наших православных храмах пекут и освещают именно артос. И именно «артос» имеет главенствующее значение.

А что же такое тогда кулич? А кулич, в отличие от канонического артоса, — это такой себе домашний пасхальный хлеб, которые хозяйки выпекают к празднику Воскресения Христа.

Хотя артос также трудно назвать каноническим пасхальным хлебом, ведь Иисус Христос на трапезе с апостолами ел вовсе не артос и тем более не кулич, а обыкновенную пресную еврейскую мацу. И в своем послании ученикам Иисус завещал на Пасху есть именно пресную мацу, а не дрожжевые куличи.

В первый месяц (Нисан), в четырнадцатый день месяца, вечером Пасха Господня; И в пятнадцатый день того же месяца праздник мацы (праздник опресноков) Господу; семь дней ешьте мацу (опресноки). Левит 23:5,6

Как видите, в Библии нет никакого упоминания ни о каких артосах, а тем более куличах или пасках.

Таким образом и артос, и кулич (паска) являются просто образами пасхального хлеба, адаптированного к нашим традициям.

Кулич, происхождение. Когда, как и откуда пришел кулич на Русь?

И у историков, и у церкви нет единой версии о том, как и когда кулич появился на Руси.

Считается, что прообраз кулича на территории Руси был всегда. Только в дохристианские времена это был вовсе не кулич, а некий весенний обрядовый хлеб, выпекаемый к весеннему празднику Солнца. Безусловно, существование такого хлеба - вполне правдоподобная версия, поскольку в язычестве подобные обряды существовали повсеместно.

С появлением христианства на Руси языческие праздники и символы плавно трансформировались в христианские. Языческий обрядовый хлеб трансформировался в христианский пасхальный хлеб и в XIX веке приобрел сегодняшнее название — кулич (в других регионах — паска).

Историки считают, что впервые слово « кулич» пришло на Русь из Греции только в XVI веке, а окончательно закрепилось только в XIX веке. Вплоть до XIX века на Руси пекли вовсе не куличи, а перепечу —открытый пирожок из теста, в середину которого клали разную начинку — творог, грибы или ягоды.

Картина «Пасхальная заутреня в Малороссии», художник Пимоненко Н. К., 1891

Первые упоминания о перепече относятся к XVII веку, когда боярские жены везли перепечу на царский двор.

Перепеча пеклась в печах, способом подовой выпечки на нижнем слое свода печи или на противне и в целом напоминала современный каравай.

Форма кулича. Когда кулич приобрел современную форму?

Ромовая баба

Современную высокую форму кулич приобрел только в XIX веке. Произошло это благодаря ромовой бабе, пришедшей в это время из Франции в Российскую империю.

Ромовая баба полюбилась жителям Российской империи, и с середины XIX века стала привычным десертом на русском столе.

Постепенно заграничная ромовая баба вытеснила перепечу и стала современным пасхальным куличом.

Почему вы красите яйца?
От чего такая форма пасхального кулича?
Что вы знаете про истоки Пасхи?
Что вы вообще знаете о Пасхе?

Пасха (песах) – важный еврейский праздник, установленный самим Богом (Исх. 12:1–14). В переводе с еврейского это слово означает «пройти мимо»: в самое первое празднование Пасхи ангел прошел мимо домов, где косяки были смазаны кровью ягненка, и пощадил в них первенцев. Еврейские праздники были частью Моисеева закона, которому Христос положил конец (Рим. 10:4). Этому нужно радоваться, ведь Моисеев закон осуждал человека как неисправимого грешника, неспособного оправдаться перед Богом (Рим. 3:19, 20). Зачем возвращаться к этому закону?
В Новом Завете нет ни единого упоминания о том, что христиане отмечали Пасху в любом виде. Само слово «пасха», если не считать упоминаний еврейского праздника, встречается только один раз: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

Как видим, Павел не вводит новый праздник, а просто объясняет своим читателям, что еврейская пасха и вообще жертвоприношения животных были прообразами жертвы Христа – истинного жертвенного Агнца. Следовательно, после этой жертвы в жертвоприношениях и связанных с ними праздниках уже нет необходимости. Эпоха прообразов закончилась, началась эпоха реальности. Причем заметим, что Павел связывает с Пасхой прямо противоположное значение – не воскресение Христа, а его смерть. Эта связь не случайна, ведь Христос умер как раз в день Пасхи, 14 нисана по еврейскому календарю (Мат. 26:2).

Сам Иисус точно так же отмечал Пасху и указывал ученикам, что он и есть тот самый пасхальный ягненок. Но в последнюю свою Пасху (когда он должен был быть казнен чтобы исполнить пророчество), он для своих учеников ввел новое празднование, так как старое через несколько часов должно было исчерпать себя. Итак, христиане отныне должны были отмечать не старую традиционную еврейскую Пасху, а смерть их Господа Иисуса Христа, «…делайте это в воспоминание обо мне». (1 Кор. 11:24). Символами Вечери Господней стали продукты, оставшиеся от еврейской Пасхи — пресный хлеб и вино (ягненок к тому времени уже был съеден), а также молитва. Причем, обратите внимание, отмечали именно смерть Христа, а не его воскресение. И не было никаких яиц, куличей, сырных пасх. Эти традиции были привнесены из языческих религий позже.
Так почему же сегодня Пасха означает его воскресение?

Истоки Пасхи и её атрибутов

В принципе, вся так называемая христианская религия напичкана «копирками» из язычества, а всё потому, что изначально, язычников очень трудно было окрестить в другую веру. Вот «крестители» и стали языческие праздники и символы в христианской вере использовать, только под другим названием, чтоб народ к «истинной» новой вере легче привыкал.

Что же касается неотъемлемых атрибутов празднования современной христианской Пасхи, то стоит серьезно задуматься относится ли кулич к православию, к христианству, да и к празднику Пасхи вообще?

Ответ однозначный: НЕТ, НЕ ОТНОСИТСЯ…

Потому что, популярные пасхальные атрибуты – яйца и куличи – имеют языческое происхождение: в празднование христианской Пасхи проникли многие языческие обычаи, связанные с празднованием прихода весны.

Яйцо - это символ зарождения жизни ранней весной (The Catholic Encyclopedia).

Во 2-м номере журнала «Наука и жизнь» за 1999 год отмечалось: «Очевидно, что этот символ [яйцо], как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов… Наши далекие предки почитали… яйцо как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения».

О крашении яиц в книге «Мир русской культуры» говорится: «Корни этого обычая кроются в древних суевериях. […] Во время славянского праздника умилостивления духов им, наряду с другими дарами, приносили выкрашенные кровью яйца, так как кровь, по древним поверьям, считалась лакомой пищей. Впоследствии яйца стали окрашивать и в различные яркие цвета, чтобы духи обратили внимание на дары, принесенные им людьми».

Весенний языческий праздник дал христианской П[асхе] ее обряды (освящение куличей, изготовление сырной пасхи, крашение яиц и т.п.) (Большая советская энциклопедия).

…Почему яйца на пасху красят…?

Связать Христа с яйцами — нужна «богатая» фантазия…
И именно ТАКАЯ фантазия берёт лидерство над здравым смыслом в подобных культах.
К сожалению, подавляющее большинство даже и не задумалось бы, а ответ, скорее всего, был бы:
«Все красят и я крашу» или » Мои предки красили, я крашу и мои дети будут красить.»

Ярчайший пример того, как сбываются слова Иисуса: «Как было в дни Ноя, …люди ели, пили… И НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ…Так будет и во время присутствия Сына человеческого.»

Мы бы сказали, что узнать правду, одним людям это НЕ НАДО, а другие просто ОБМАНУТЫ! Так сказать, являются ЖЕРТВОЙ языческих культов, преподносимых как христианские. Одним словом, жертвы религиозного обмана.
К сожалению, большинству правда действительно не нужна. Но среди них находятся ещё те, кто «достоин». У всех ЕСТЬ возможность УЗНАТЬ ПРАВДУ из Писания! Если вы один из них, то мы уверенны, что вы примите эти факты с интеллектуальной честностью.

Весенние культы урожая и плодородия соседствовали не только с яйцами, но и с фаллическими символами.

Историк А. Опарин пишет: Вторым большим праздником у тенгриан (древних монголов и тюрков – А.Ч.) считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало.

В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства.

Священник Олег Моленко (не РПЦ): «Пасхальный кулич не был известен в пасхе Ветхозаветной. Агнца пасхального вкушали с опресноками (пресными лепешками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича скорее языческое, чем христианское. Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоносия Фалосса или, что то же, мужского детородного уда».

Печь куличи — это древнейшая языческая традиция славян. Люди пекли и до сих пор продолжают печь куличи именно в форме мужского детородного органа, специальной формы, с коричневой шляпкой политой белым сахаром (излитым семенем) и посыпанным зерном — символом плодородия и начала весны, начала пробуждения природы. Для этой же цели раскрашивали и куриные яйца — как символ новой жизни, и как многие уже поняли подходящий к «куличу» по характерным параметрам.

Извиняюсь за пикантные подробности, но на что похож кулич – вертикально стоящий хлеб с белой помадкой сверху и яйцами снизу? Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз попробовать. Кое-где можно увидеть даже такое зрелище:

Возможно, Пасха – это самая злая шутка, которую Сатана сыграл с христианством.

Теперь, когда происхождение некоторых обычаев для нас не является секретом, мы можем честно спросить себя, хотел ли Иисус Христос — Сын Бога, чтобы мы приходили к нему на праздник, имея при себе священный фаллос, против поклонения которому всегда выступал его Отец Иегова Бог? А поскольку Бог не изменяет своим принципам, наивно полагать, что со временем изменился и его взгляд на эти традиции. И как бы не были дороги кому-то эти обряды, не забывайте, что все они пришли из нечистого источника.

Можно сказать: хорошо, но церковь не просто заимствовала языческие элементы, но и освятила их, и теперь они прославляют Христа.
Конечно, церкви никто не мешает освящать все, что ей хочется, но есть более важный вопрос: освящает ли это Бог?

В Библии мы не найдем случаев, чтобы Бог освятил и одобрил атрибуты ложной религии. Более того, когда люди пытались сделать это сами, они подвергались суровому наказанию. Самый известный пример произошел у горы Синай, когда евреи устроили «праздник Господу (Иегове)» с использованием элемента египетской религии – золотого тельца.

Праздник был посвящен не кому-то, а истинному Богу, ну а золотой телец – что в нем плохого? Красиво же. Его «освятил» не кто иной, а брат Моисея, оставшийся «за главного» в отсутствие самого Моисея. Однако на евреев воспылал гнев Бога, и тысячи из них расстались с жизнью (Исх. 32).
Об этой истории стоит вспоминать всегда, когда мы хотим что-то отпраздновать и в нашу голову закрадывается мысль: «Что в этом плохого?»

Библия требует удалить из жизни любую ложь, в том числе религиозную, а не «освящать» ее.

Теперь же, ясно увидев всю неприглядную сторону этого мероприятия, никак не связанного с Христом, каждому нужно принять личное и сознательное решение принимать ли ему участие в праздниках пятнающих имя Бога и Христа? Которые ко всему прочему делают человека виновным перед Богом, так как делая это он продолжает поддерживать мерзкие обряды язычников и идолопоклонников.

Праздник – это не повод повеселиться (для этого повод не нужен), а способ вспомнить о чем-то важном. Праздник – это серьезно. Служители Бога никогда не подходили к праздникам легкомысленно, никогда не отмечали их для галочки или потому что «так принято». И вдвойне серьезен праздник религиозный, ведь он связан с поклонением Богу. В случае Пасхи мы имеем праздник, который:

1) не имеет календарной связи с днем воскресения Христа;
2) не упоминается в Новом Завете как христианский праздник;
3) является частью Моисеева закона, устраненного жертвой Христа (и потому обесценивает эту жертву);
4) наполнен языческой атрибутикой, оскорбляющей Творца.

Не отмечая Пасху, мы не согрешим (в силу пункта 2), а отмечая, мы можем вызвать неудовольствие Бога (в силу пунктов 3 и 4). Может быть, лучше перестраховаться?

Если кому-то нравится язычество — пожалуйста. Это личный выбор. Но если кто-то хочет быть христианином — пусть будет им. Но не следует забывать, что быть одновременно и тем и другим, так же невозможно.

Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?

История происхождения кулича

Многие считают, что печь куличи изначально — языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.

На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб — это сдобный хлеб. Традиционный кулич — это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.

Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел «мини-кулич». То, что сейчас называют пирожным «ромовая баба». «Ромовая баба» изначально — кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.

Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую «версию» куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.

Пасхальный кулич и его роль в православии

После окончания Пасхального богослужения верующие «разговляются» и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху — это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы — это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе».

Рецепт правильного кулича

Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:

  • 100 мл молока
  • 3 яйца
  • 180 г сливочного масла
  • 6 столовых ложек сахара
  • 1 чайная ложка соли
  • 450 г муки пшеничной
  • 4 чайные ложки дрожжей
  • 100 г изюма
  • 50 г цукатов

Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.

Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто «доходит», потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.

Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:

  • 1 яйцо
  • 150 г сахарной пудры

Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.

На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.

Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Воскресение Господне — главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.

Мы ищем Царствие Божие прежде, чем благоденствия в нашей жизни. Иногда для этого нам приходится отказываться от земных благ. Мы сосредоточены на жизни будущей. О грядущем воскресении мертвых в Ветхом Завете говорил еще пророк Иезекииль. И если после грехопадения смерть человеческого тела неизбежна, то Христос даровал нам возможность спасти душу для вечной жизни с Господом. В дни Пасхальной седмицы человек своей душой соприкасается с Царствием Небесным, с радостью возможности обрести жизнь вечную.

Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.

Главное — не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.



Вверх