Новый российский авианосец будет гибридом. Новый российский авианосец - проект «Шторм»: подробности

Специалисты центра разработали концепцию перспективного авианосца «Шторм», который может быть построен не только для ВМФ РФ, но и для иностранного заказчика. О характеристиках и возможных сроках создания корабля, его авиакрыле в интервью обозревателю «Интерфакса» Илье Морозову рассказал начальник отделения перспективного проектирования кораблей Крыловского государственного научного центра Владимир Пепеляев.
- Владимир Викторович, когда может начаться строительство нового авианосца для ВМФ РФ? Насколько вероятно, что оно будет заложено в госпрограмму вооружения на период до 2025, или это будет уже после 2025 года?
- Что закладывать в ГПВ (госпрограмму вооружений) решает высшее политическое руководство страны. Нам бы хотелось, чтобы это решение было принято раньше, чем устареют наши разработки.
Начало строительства авианосца возможно после всестороннего рассмотрения и утверждения проекта Заказчиком и принятия решения по его финансированию. При этом все проектные работы, включая разработку эскизного, технического и рабочего проектов потребуют не менее трех лет, а сама постройка головного корабля займет не менее шести лет. Однако на настоящий момент времени, несмотря на активный интерес к проекту, предложений от нашего государственного заказчика – Министерства обороны РФ – и от зарубежных партнеров не поступало.
Учитывая большую стоимость создания полноразмерного авианосца с указанными тактико-техническими характеристиками, Крыловским центром начата инициативная проработка технического облика более простого «легкого» авианосца, боевые возможности которого мало уступают авианосцу «Шторм». В тоже время цена его создания будет значительно ниже.

Какой российский завод может построить «Шторм»?
- Такой масштабный проект, как создание многоцелевого авианосца, предполагает наличие широкой слаженной кооперации множества предприятий судостроения, авиастроения и машиностроения. В качестве завода-строителя многоцелевого авианосца, в первую очередь, рассматривается АО «ПО «Севмаш». Этот завод обладает самым большим в России построечным местом, мощным корпусным производством, необходимыми трудовыми ресурсами и, что немаловажно, колоссальным опытом, полученном при модернизации авианосца «Викрамадитья» для ВМС Индии.
В настоящее время производится оценка возможностей судостроительного завода «Залив» в городе Керчи, который имел опыт постройки крупнотоннажных кораблей и судов и сегодня переживает свое второе рождение.
- Крыловский научный центр разработал концепцию перспективного авианесущего комплекса проекта 23000Э (шифр «Шторм»). Можно ли сегодня говорить о его основных характеристиках, длине, водоизмещении, скорости?
- Концептуальный проект многоцелевого авианосца проекта 23000Э «Шторм» выполнен на базе аванпроекта, разработанного Крыловским центром морского авианесущего комплекса для отечественного ВМФ, и предложен в качестве базового прототипа для разработки кораблей данного класса на экспорт. В зависимости от требований заказчика могут варьироваться (в известных пределах) как главные параметры (водоизмещение, длина, ширина, осадка), так и состав авиагруппы, вооружения, главной энергетической установки и технических средств корабля. Предложенные в базовом прототипе корабля тактико-технические характеристики являются наиболее сбалансированными, но без учёта особенностей его использования в составе военно-морских сил иных государств.
Многоцелевой авианосец будет иметь полное водоизмещение около 95 тысяч тонн, длину, ширину и осадку 330 × 42 × 11 метров. Ширина полетной палубы составит 85 м.
Главная энергетическая установка может быть, как на органическом топливе, так и иной, в зависимости от требований заказчика, в том числе смешанной: атомной и газотурбинной.
Скорость полного и экономического хода составит 26-30 и 14 узлов соответственно. В концепции заложена автономность в 90 суток. Судно может нести запас авиатоплива до шести тысяч тонн. Мореходность: 6-7 баллов (по применению авиации). Экипаж корабля составит до четырех тысяч человек. Срок службы – более 50 лет.
- Готовы ли эскиз и проект? Будут ли вноситься в проект коррективы с учетом дальнего похода «Адмирала Кузнецова»?
- Состояние разработки авианосца проекта 23000Э «Шторм» соответствует стадии концептуального проекта. Дальнейшие стадии проектирования (эскизный, технический и рабочий проекты) имеют смысл только в случае, если будут определены источники финансирования, полностью сформулированы задачи корабля и утвержден окончательный вариант тактико-технического задания на его создание. От инозаказчика, соответственно, потребуется определение тактико-технических требований и заключение контракта.
Интерес к проекту проявляют представители ВМС некоторых стран, но о перспективах заключения контракта говорить рано.
Наши специалисты постоянно отслеживают и анализируют информацию, касающуюся не только вопросов эксплуатации тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», но и других кораблей отечественного ВМФ и ВМС иностранных государств, и не только авианесущих. Кроме того, наш центр постоянно поддерживает рабочие контакты с разработчиками авиационной техники, вооружения и технических средств с целью оперативного внедрения в проекте корабля новых разработок.
Что касается ТАВКР «Адмирал Кузнецов», то необходимо провести анализ эксплуатации авиатехники и технических систем корабля, обеспечивающих взлет и посадку летательных аппаратов, в первую очередь тормозной установки, в период выполнения боевой задачи в Средиземном море. Подобную задачу корабль и авиагруппа выполняли впервые за всю их историю существования. По итогам похода получен бесценный опыт применения всего авианесущего комплекса и эксплуатации ангаро-палубных механизмов корабля в боевых условиях. Мы обязаны использовать его в дальнейшей проектной работе, в том числе при технической доработке системы посадки. Все необходимые изменения будут внесены и в проект 23000Э «Шторм».

Сколько самолетов и вертолетов, как предполагается, будет на авианосце?
- Авиационное вооружение «Шторма» предусматривает базирование от 80 до 90 корабельных летательных аппаратов. При этом следует учитывать, что в зависимости от типа самолетов, их размера и массы, эта цифра может варьироваться. Так, например, указываемое в иностранных источниках информации количество базирующихся на атомных авианосцах США летательных аппаратов, привязано к легким штурмовикам типа «Скайхок» А-4. В базовом проекте авианосца 23000Э численность авиагруппы определена с ориентацией на испытанную авиационную технику – самолеты МиГ-29К, Су-33 и вертолеты типа Ка-27.
Соотношение между самолетами и вертолетами также не является величиной постоянной, но наличие 2 - 3 вертолетов в поисково-спасательном варианте обязательно для обеспечения безопасности полетов. Кроме того, для решения других задач, например, противолодочной обороны, в состав авиагруппы могут быть включены многоцелевые вертолеты.

Какие еще типы самолетов и вертолетов предполагается разместить на авианосце?
- Как я уже отметил, в базовом варианте проекта авиагруппа определена с ориентацией на самолеты типа МиГ-29К и Су-33, и вертолеты типа Ка-27. Наличие на корабле электромагнитного разгонного устройства (если решение о его разработке будет принято) и трамплинов позволяет в широком диапазоне варьировать характеристики взлета – взлетную массу и скорость. Система посадки авианосца также предусматривает широкий диапазон посадочных характеристик.
Кроме того, мы ожидаем появления самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), концептуальный проект которого разработан отечественными авиаконструкторами. Этот самолет смог бы значительно усилить боевые возможности перспективного авианесущего комплекса. Предусматривается базирование и ударно-штурмовых вертолетов Ка-52к при решении специфических задач. Вместе с тем, привязка корабля к новому типу летательных аппаратов может потребовать некоторой доработки взлетно-посадочных устройств корабля и погребов для авиационного боезапаса.
При наличии соответствующих требований инозаказчика авиагруппа также может комплектоваться иностранными летательными аппаратами.
- Определен ли тип силовой установки и ее модель? Будет ли разработана новая система специально для «Шторма»?
- На корабле будет установлена главная энергетическая установка на органическом топливе. В настоящее время самым мощным таким отечественным морским двигателем является газовая турбина М90 производства НПО «Сатурн». Освоение серийного производства этих двигателей ожидается в ближайшее время. На основе турбин М90 для авианосца проекта 23000Э планируется создать главную энергетическую установку (ГЭУ) общей мощностью до 200 тыс. л.с. Данная работа предполагает разработку новых редукторов, движителей и системы управления.
Кроме того, в ходе работы над аванпроектом многоцелевого авианосца для российского ВМФ были разработаны различные варианты ГЭУ, включая атомную энергетическую установку.
- Определены ли системы вооружения? Какое у крейсера ударное вооружение, система обороны, зенитные ракетные комплексы?
- Мы подчеркиваем, что корабль проекта 23000Э является многоцелевым авианосцем. Поэтому в отличие от своих предшественников из семейства тяжелых авианесущих крейсеров главным его оружием являются летательные аппараты корабельной авиагруппы. Все остальные системы вооружения подчинены одной доминанте – обеспечению максимальной эффективности действий корабельной авиагруппы. Предусматривается размещение только средств, обеспечивающих защиту корабля в зоне его самообороны. Размещение ударного ракетного оружия, а также средств коллективной ПВО и ПЛО исключено.
Все задачи, связанные с коллективной обороной корабельного авианосного соединения должны решаться кораблями охранения во взаимодействии с корабельной истребительной и противолодочной авиацией.
- Сколько будет стартовых позиций на летной палубе и аэрофинишеров?
- На корабле предусмотрено четыре стартовых позиции и, соответственно четыре стартовые дорожки – две короткие и две длинные. Тип старта – трамплинный и смешанный трамплино-катапультный. Короткие и длинные дорожки обеспечивают взлет самолетов с различной боевой нагрузкой. При принятии решения о создании и установке на борту корабля электромагнитного (или обычного) разгонного устройства возможно доведение взлетных весов самолетов до соответствия полной боевой нагрузке, в т.ч. в расчетных тропических условиях. На корабле предусмотрена установка четырех аэрофинишеров с усовершенствованными по сравнению с используемыми на ТАВКР «Адмирал Кузнецов» тормозными установками.

Оригинал 04.07.2017, 08:04

Нужен ли флоту новый супер дорогой корабль?

Проектирование нового российского авианосца заложили в госпрограмму вооружений до 2025 года. Об этом на недавно прошедшем Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге заявил замглавкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук .

По его словам, сейчас определяется облик корабля и его характеристики. В качестве возможного проекта авианосца рассматриваются разные варианты. «Уже представлен макет авианосца Крыловским центром, прорабатываются и другие разработки», - сказал Бурсук.

Ранее представители ВМФ также заявляли о планах построить новый российский авианосец. В 2012 году занимавший пост главкома ВМФ Виктор Чирков говорил: «Работа по определению облика нового авианосца началась». В 2016 году начальник управления кораблестроения ВМФ РФ капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников сообщал, что российский флот может получить перспективный авианосец с атомной энергоустановкой к концу 2030 года, а в апреле 2017-го главком ВМФ Владимир Королев пообещал расширить авианосный флот России. В свою очередь, вице-премьер Дмитрий Рогозин отмечал, что постройка нового российского авианосца начнется после того, как для этого создадут необходимую судостроительную инфраструктуру.

Крыловский государственный научный центр в закрытом режиме продемонстрировал аванпроект (23 000Э «Шторм») будущего авианосца для российского флота еще в 2013 году. Речь идет о корабле водоизмещением около 100 тысяч тонн с комбинированной силовой установкой (включающей атомный и газотурбинный блоки). «Это позволит кораблю оперативно покидать точку своего нахождения со скоростью катера, далее по ходу можно запускать атомную силовую установку», - говорил начальник отдела планирования перспективных проектов надводных кораблей Крыловского центра Валентин Беланенко .

Предлагаемое авиакрыло - до 60 летательных аппаратов, в том числе до 40 самолетов типа МиГ-29КР и палубных вариантов истребителя пятого поколения Т-50, а также самолетов ДРЛОиУ. Согласно проекту, самолеты с него смогут взлетать двумя способами - либо с трамплина, либо с использованием катапульты. При этом, как отмечают эксперты, перед судостроителями встанет огромное количество проблем при реализации проекта перспективного авианосца. Начиная от того, где строить корабль водоизмещением 100 тысяч тонн (и не потребуется ли для этого строить новый сухой док), и заканчивая внедрением катапульты, ведь для взлета с корабля самолета ДРЛОиУ недостаточно трамплина. А катапульты, в советском флоте, как известно, так и не появились.

Нужен ли России новый авианосец или туманные обещания флотоводцев - лишь попытка год за годом поддерживать в информпространстве имидж ВМФ на фоне геополитического противостояния с Западом? А главное - по карману ли стране корабль, стоимость которого, как сообщал источник ТАСС, вместе «с оружием и самолетами» составить до 350 миллиардов рублей?

Если нам вдруг на голову свалятся 10 авианосцев с кораблями охранения, то вряд ли бы кто-то стал возражать, но поскольку они так просто у флота не появятся, то затея с новым кораблем сомнительная, - считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . - А если он еще вдруг будет с трамплином и без катапульты, то это просто диверсия. Строить такой устаревший корабль в 2020-е годы - значит, выбрасывать гигантские деньги, причем не на ветер, а в море…

Отдельная история с авиакрылом. Здесь, конечно, хотелось бы услышать внятный ответ от тех, кто лоббирует постройку корабля - какие на нем могут базироваться самолеты? Потому что продолжать линию корабельных Су-27 (Су-33) и МиГ-29 было бы странным решением. В таком случае можно пойти по пути Бразилии, которая купила в 2000 году у Франции авианосец «Сан-Паулу» 1960-го года постройки и к нему такие же старые самолеты, и собирается купить ему на смену британский десантный вертолетоносец «Оушен» (был введен в состав флота в 1998 году).

Хорошо отремонтированного «Кузнецова» для ВМФ в его нынешнем состоянии было бы вполне достаточно, - полагает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов . - Если решить проблемы с его ходовой частью и энергетической установкой, обновить радиоэлектронное оснащение, вырезать ракетный комплекс «Гранит», то есть провести переделку корабля, как это было в случае с ТАВКР «Адмирал Горшков», который после перестройки вошел в состав ВМС Индии, то он прослужит еще 10−15 лет. Такие работы будут довольно недешевым удовольствием, но их все-таки реально провести, в отличие от затеи с новым авианосцем.

Во-первых, такой корабль просто негде строить. Во-вторых, на него уйдут сотни миллиардов, а что получиться на выходе и когда - неясно. Главное - не очень понятно, зачем он нужен флоту. Очевидно, что авианосец лишним никогда не бывает, но, к примеру, задачу прикрытия наших подлодок от натовской противолодочной авиации на севере можно решить гораздо более дешевым способом. Кроме того, для поддержки десантных операций вполне достаточно универсальных десантных кораблей, которые обойдутся дешевле.

Поэтому задачи, которые будет решать новый корабль, не столь очевидны, не говоря уже о том, что для него надо создавать нормальную береговую инфраструктуру. Если ее сделать для «Кузнецова» (с прицелом, что она будет использоваться его сменщиком) и ограничится пока ТАВКР, то за это время можно без надрыва разработать нормальный проект и подготовить для нового корабля судостроительную базу.

Возможно, и делается расчет, что его строительство, которое наверняка затянется, начнется после 2025−2030 года, а пока все заявления - это всего лишь информационный шум.

Не исключено. Но сроки называются разные, вплоть до того, что он уже должен быть построен к 2030 году. При этом неясно, насколько затянется ремонт и модернизация «Кузнецова», который к стенке должен был стать еще в 2011-2012 годах, причем на пять лет. Кроме того, опыт боевого применения крейсера показывает, что парка его авиакрыла недостаточно для каких-то самостоятельных операций. Повторю, сначала хорошо было бы, если «Кузнецов» мог применять полноценный полк палубной авиации.

- В России нет опыта использования авианесущего корабля с катапультой для взлета самолетов…

В аванпроекте «Шторма» предлагается комбинированный вариант, то есть авианосец с катапультой и трамплином. Кстати, на новом британском авианосце «Куин Элизабет», который вышел на ходовые испытания на прошлой неделе, летная палуба так же, как и на «Кузнецове» кончается трамплином. Другое дело, что на нем будут базироваться F-35 с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Что касается российского перспективного авианосца, то, в принципе, сделать для него катапульту можно - при СССР определенный задел в этой области уже был сделан, а расположить ее можно в носовой части полётной палубы или на угловой палубе. Но здесь возникает вопрос уже к самолётостроителям - смогут ли они сделать катапультный самолет, который подвергается уже совсем другим нагрузкам. Неслучайно палубный F-35C у американцев идет последним по готовности.

Что касается энергетической установки, то она, по идее, будет ядерной, потому что у нас даже в нет планах делать мощные турбины. Гипотетически можно сделать пакет из турбины М90, но если авианосец с катапультой, то он должен быть атомным. Тем более что на ледокол «Лидер» ставят два новейших атомных реактора РИТМ-400, которые может получить и авианосец.

- Строительство нового авианосца диктует разработку нового корабельного истребителя?

Теоретически можно МиГ-29 обойтись, но к нему все-таки есть вопросы. Не зря самый крупный эксплуатант этих «корабелок» - Индия - затеял тендер на новый самолет. То есть у корабельного «мигаря» ограничена дальность полета и боевая нагрузка, да и по своим возможностям он уступает Rafale или F/A-18. Для «Кузнецова» он будет основным палубным самолетом, а для перспективного авианосца - вряд ли. Что касается морской версии Су-35, наверное, она возможна, но в палубный ПАК ФА я не очень верю.

- Проблемы могут возникнуть и с кораблями охранения…

К тому времени все корабли 1-го ранга уже будут списаны, и единственным вариантом для авианосца будут фрегаты проектов 11356 и 22350. Альтернатив им нет. А новые эсминцы «Лидер» если и появятся, то одновременно с авианосцем, но с ними также не все гладко - они достаточно дорогие.

Справка «СП»

В настоящее время в состав ВМФ России входит единственный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», построенный в 1982-1990 годах на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Как отметил вице-адмирал Бурсук, ремонт «Адмирала Кузнецова» начнется в 2018 году, его стоимость пока «просчитывается и будет определена чуть позже». Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарев заявил СМИ, что после ремонта «Кузнецов» прослужит еще 20 лет.

В апреле ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что стоимость ремонта с модернизацией ТАВКР составит почти 40 миллиардов рублей. На нем могут заменить четыре котла силовой установки (четыре оставшиеся отремонтировать), а также установить современные системы боевого управления, связи, разведки, навигации, радиоэлектронного вооружения, а также новые системы обеспечения безопасной посадки палубной авиации.

Напомним, что «Адмирал Кузнецов» в составе корабельной авианосной группы Северного флота 8 февраля вернулся из дальнего похода в восточное Средиземноморье. За время боевой службы у берегов Сирии были потеряны два палубных истребителя: 13 ноября прошлого года во время тренировочного вылета в море упал МиГ-29КР, а 5 декабря при посадке сорвался с палубы и затонул Су-33.

Пожалуй, вы не сможете отыскать ни одного любителя военной техники и оружия, который бы не имел собственного мнения о том, нужен ли России авианесущий флот. Порой дебаты в таких обсуждениях плавно перетекают на личности… а ответа все так и нет. Вот, например, наш будущий авианосец «Шторм». Насколько он востребован, каково его гипотетическое назначение, и насколько вообще реален этот проект? Попробует ответить на все эти вопросы.

А для чего нам вообще новые авианосцы?

Это наиболее важный аспект. Когда был предложен авианосец «Шторм», вопрос этот задавался многократно и в различных вариациях. На самом деле, для чего нашей стране столь дорогостоящая «игрушка», коей по определению является любой авианесущий крейсер в нынешних условиях?

Во-первых, это важный элемент престижа для страны с такими размерами. Во-вторых, текущая геополитическая ситуация такова, что хотя два-три авианосца нам точно не помешают. Наличие у берегов той же Сирии подобного судна с обученными летчиками авиакрыла - сильный аргумент в спорах с многими противниками. Доказано американцами. Многие отчего-то продолжают считать, что авианосец имеет на борту 20-30 самолетов… Те времена давно прошли.

Тяжелый крейсер того класса, к которому принадлежит будущий авианосец «Шторм», имеет не менее 70 ударных самолетов. Согласитесь, аргумент весомый. Тем более что у нас в Сирии общая численность авиационной группировки и того меньше, но задачи она способна решать весьма серьезные.

Кроме того, авианесущее судно значительно менее уязвимо в отношении атак, нежели чем сухопутная база. Конечно, это справедливо только в отношении борьбы с различными нелегальными группировками, но ведь большего от авианосцев и требовать глупо! Если речь идет о глобальной войне, куда полезнее подводный флот, а для решения более глобальных задач без сухопутного базирования все равно не обойтись…

Основные постулаты современной стратегии ВМФ

Вездесущие американцы, у которых со времен ВОВ имеется огромный опыт в вопросе использования авианосцев, уже давно выявили два их ключевых преимущества - мобильность и независимость. В отличие от сухопутной базы, которую нужно организовать и перебросить туда всю необходимую технику и снаряжение, авианосец полностью самодостаточен. Его в краткие сроки можно перебросить туда, где он необходим, а затем, по мере решения проблем, столь же быстро убрать. С помощью авиагруппы можно быстро нарастить свое присутствие в конкретном регионе. Наконец, это опять-таки вопрос престижа: способность «поиграть мышцами» - важный козырь при переговорах.

Конечно, армия дает такую возможность, но переброска необходимо числа войск - дело очень сложное и чертовски дорогое, сопряженное с многочисленными и далеко не всегда благожелательными переговорами с правительствами тех стран, по территории которых будет пролегать маршрут. Авианосцы позволяют игнорировать практически все эти проблемы.

В руководстве отечественного ВМФ на проблему тяжелых авианесущих кораблей есть две диаметрально противоположных точки зрения: «Да, еще как нужны!», и «Нет, для чего нам эти пожиратели денег?». Словом, до единства мнений нам пока что очень далеко, но все же проект 23000 «Шторм» уже существует. Кроме того, на фоне истории со злосчастными «Мистралями», когда первые лица оборонного ведомства во всеуслышание заявляли о «создании новых авианосцев взамен французских судов», это уже вопрос престижа.

Как с этим дела обстояли в СССР?

Увы, но так же. То есть неважно. Проблемам тяжелых кораблей с авиационной группой правительство Союза практически не занималось. Во многом объясняется это подковерными интригами. После Великой Отечественной о героических подвигах подводников и моряков Севморфлота практически забыли. «На коне» оказались генералы, практически полностью оттянувшие на себя все государственное финансирование. Опять-таки, свою роль сыграл вездесущий

Едва не убив всю отечественную ствольную артиллерию в угоду ракетам, он практически «утопил» всю программу перевооружения флота. Более того, даже сами разговоры о строительстве авианосцев он воспринимал в штыки, так как считал их «оружием мирового империализма».

Когда же необходимость в кораблях такого класса стала очевидной (а произошло это в конце 70-х годов), то экономическая ситуация уже была не в пользу Советского Союза. Кроме того, было упущено драгоценное время, и никакого опыта в строительстве авианесущих крейсеров у страны не было. Но как же не раз нами упомянутый «Кузнецов»? Нельзя ли наладить постройку новых кораблей на базе того же проекта?

Увы, но нет. Опыт эксплуатации этого судна однозначно свидетельствует, что у него слишком много недостатков. Более того, «Кузнецов» точно не подходит на роль авианосца, так как физически им не является. Это Сегодня нуждается, скорее, в плавучих аэродромах, с помощью которых можно быстро перебрасывать авиакрыло в требуемую точку.

Почему дальше не развивается концепция «Кузнецова»?

Во-первых, дело не столько в самом корабле, сколько в полном отсутствии необходимой для него инфраструктуры. Так, международный опыт однозначно показывает, что авианосец в море - одна огромная мишень для подлодок и надводных кораблей противника. Чтобы не потерять столь ценное судно в первом же походе, его отправляют действовать не в одиночку, а в составе АУГ, то есть авианосной ударной группировки.

Вот в этом-то и загвоздка… У нас есть корабли для формирования такого рода команды, но за всю историю единственного отечественного авианосца учений по их боевому взаимодействию в составе единой группы не проводилось ни разу. Так что реального опыта использования АУГ у нас просто нет, а потому российский авианосец «Шторм» должен в этом плане стать настоящим «первопроходцем», на котором все эти идеи будут проверяться на практике.

Во-вторых, есть большая проблема со специализированными самолетами ДРЛО и РЭБ. Когда они появятся (и появятся ли) и в каком количестве, неизвестно. Также специалисты предупреждают, что нашему флоту срочно требуются самолеты противолодочной обороны. Да, у нас есть легендарные вертолеты Ка-29/32, но для некоторых задач эффективнее все же самолеты.

Силовая установка

Наконец, главным недостатком пока что единственного отечественного авианосца является его котлотурбинная энергетическая установка. Точнее говоря, огромным недостатком. Подобные движки сильно устарели еще к 80-м годам прошлого века. Традиционно считалось, что корабль с атомным реактором слишком дорого обходится… но ТАКР «Петр Великий» постоянно бороздит моря в ходе очередного похода, в то время как «Кузнецов» примерно 70% времени проводит в доках судоремонтного завода.

Проще говоря, новый авианосец «Шторм» в обязательном порядке должен быть оборудован именно атомной силовой установкой, иначе печальная история с постоянными ремонтами повторится. И еще. Как это ни прискорбно, но СССР, выделяя колоссальные средства на постройку АПЛ и ТАКР, до обидного мало уделял внимания возведению соответствующей береговой инфраструктуры. Так что при постройке следующего корабля этого класса должны быть соблюдены сразу несколько условий:

  • Это должен быть атомный авианосец.
  • В его авиационную группировку должны входить специализированные самолеты ДРЛО и РЭБ.
  • Желательно, чтобы на борту имелся противолодочный корабль.
  • Иметь не менее 70-75 самолетов в составе основного авиационного крыла.
  • Для него обязательно должна быть предусмотрена вся необходимая инфраструктура в порту приписки.

Каким должен быть новый авианесущий крейсер?

В общем-то, теми же самыми соображениями руководствовались и те специалисты, которые впервые выдвинули проект «Шторма». Во-первых, это должен быть самый большой авианосец в истории советского и Водоизмещение - не менее 100 000 тонн, общая длина - в пределах 350 метров. Сообщается, что максимальная скорость должна достигать 30 узлов, но…

В этой связи между конструкторами и специалистами из ВМФ опять начались трения по поводу используемой силовой установки. Кто-то продолжает настаивать на котлотурбинном варианте, в то время как прочие судостроители говорят о монтажа атомного реактора.

Впрочем, есть и вполне адекватный компромиссный вариант: основной двигатель - атомный реактор, дизель - на роли вспомогательного движка, при помощи которого корабль сможет дотянуть до ближайшего порта при возникновении каких-то проблем.

Если посмотреть на самый большой авианосец в виде макета, то можно увидеть практически «голую» палубу. Вместо огромной островной настройки - сравнительно компактные вышки управления. Такой подход не только упрощает посадку и экономит место на корабле, но и делает его менее заметным. Кроме того, на сей раз адмиралы ВМФ РФ решили, что одного трамплина мало: отныне их два (второй - меньших размеров, с другим направлением взлета).

Новые самолеты

Кроме того, на макете нового авианосца видны сразу несколько типов самолетов и вертолетов. Их намного больше, чем есть на нашем «Кузнецове» или его индийском аналоге. Именно об этом мы и говорили выше.

Какие именно машины будет иметь новый авианосец «Шторм»? Основу составляют палубные версии истребителей Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты ДРЛО (!) и противолодочные вертолеты Ка-32. Таким образом, на борту предполагается разместить не менее 100 машин. Есть информация, что гидродинамические характеристики корпуса удалось изменить так, что расчеты показывают 20% снижение его сопротивляемости на ходу. А это - увеличенная автономность плавания и повышенная экономичность топлива (если все же предпочтут котлотурбинный вариант).

Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом?

И снова возвращаясь к теме многострадального «Кузнецова». Он, по сути, представляет собой именно концепцию авианесущего крейсера, но никак не авианосца в классическом понимании этого термина. Судите сами: мощное зенитное, ракетное и противолодочное вооружение, авиакрыло и противолодочные вертолеты… Создается обманчивое впечатление, что этот монстр может действовать как отдельная боевая единица, но это не так.

Во-первых, используемые самолеты Су-33 - чистой воды перехватчики. Во-вторых, полное отсутствие ДРЛО. В-третьих, малая численность авиационной группировки. В-третьих, приходится иметь на борту огромное количество технического состава, вообще никак не относящегося к самолетам. Отразить атаку подлодок противника в одиночку такой корабль все равно не сможет, а количество самолетов на нем в современных условиях как-то не впечатляет.

Проще говоря, авианосцы проекта 23000э (к ним относится и «Шторм») должны быть именно мобильными плавучими аэродромами, за оборону которых отвечают специализированные корабли. Примечательно, что в СССР это понимали, и защищать авианосцы должны были ТАКР. Но затем, из-за провальной экономической ситуации, полноценные АУГ так и не были созданы.

Конечно, никто не говорит, что судно будет вообще лишено средств защиты, но делать из него аналог «авианесущего ударного крейсера» все же не стоит, так как назначение у корабля абсолютно другое.

Прочие характеристики

Предполагается, тяжелый авианосец «Шторм» будет иметь сразу четыре стартовых позиции: по два самолета будут взлетать с уже ставшего традиционно трамплина, еще два борта - при помощи катапульты. Скорее всего, такой способ запуска необходим для перспективных палубных истребителей, разработанных на основе (ПАК ФА) Т-50. Как и на всех за посадку будет отвечать аэрофинишер. Грубо говоря, это такое устройство на основе протянутого поперек палубы троса. За него самолеты зацепляются крюком (гаком), гася посадочную скорость.

Вооружение

Проект «Шторм» (авианосец) предполагает наличие двух командных надстроек над палубой. Они сравнительно невелики, экономят полезное пространство корабля. За противовоздушную оборону корабля от возможных авианалетов противника будут отвечать сразу четыре зенитных модуля. Есть мнение, что для этой цели хотят использовать новейшие корабельные С-500. Такой комплекс (согласно предварительным характеристикам) может поражать практически все воздушные цели, движущиеся со скоростью до 7 тысяч м/сек.

Вообще о наборе собственного вооружения «Шторма» пока говорить еще очень рано, так как этот вопрос толком не проработан. Есть сведения, что корабль в обязательном порядке будет вооружен средствами противоторпедной защиты. Будет установлена новая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой, усовершенствованные средства связи и РЭБ.

Сколько будет стоить авианосец нового поколения «Шторм» пока что неизвестно. Для сравнения, среднестатистический американский «Нимиц» стоит приблизительно пять миллиардов долларов. Индийский собрат «Кузнецова» в свое время обошелся Индии в два миллиарда, но здесь есть два обстоятельства: во-первых, корабль не строился, а лишь достраивался. Во-вторых, стоимость доллара с тех пор сильно снизилась.

Авианосец - Проект 23000Э «Шторм» May 6th, 2017

Проект 23000Э «Шторм» — перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.
ВМФ РФ планируется усилить новым многоцелевым тяжёлым атомным авианосцем (МТАА) «Шторм». Проектирование этого уникального корабля осуществил Крыловский государственный научно-исследовательский центр.

С помощью него российский флот сможет развернуть мобильную базу для большой авиагруппы в самых удалённых частях Мирового океана.

Благодаря ледовому классу, «Шторм» способен выполнять боевые задачи не только в тёплых морях, но и в стратегически важном, но пока плохо освоенном арктическом регионе, где залегает до 25% мировых запасов углеводородов. На борту авианосца смогут разместиться до 90 летательных аппаратов различного назначения, включая новейшие истребители, вертолёты и самолёты радиолокационной разведки.
Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.
По словам директора КГНЦ Валерия Полякова, корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.

Планируется, что авианосец, в том числе, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике.
Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два — с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком — гаком.

Корабль получит две надстройки — «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана — 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА ПР. 23000Э «ШТОРМ»

Водоизмещение, т:
полное: ок. 100 000
Размерения, м:
длина (максимальная): 330
ширина (по ватерлинии): 40
осадка: 11
ГЭУ: аванпроект предусматривает и газотурбинный, и атомный вариант
Скорость хода, узлов: 30
Вооружение: интегрированная система боевого управления уровня оперативно-тактического звена; ЗРК — 4 модуля; противоторпедная защита — 2 ПУ
Авиационная группа: 90 самолетов: палубные истребители МиГ-29К, Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения; и многоцелевые вертолеты Ка-27
Экипаж, чел: 4000-5000
Полётная палуба авианосца будет иметь четыре стартовые позиции, в её оснащение войдут два традиционных трамплина (рампы) и две электромагнитные катапульты. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром
Боезапас
Боезапас крылатых ракет и авиабомб — 3000 единиц
Вероятные верфи для строительства
В апреле 2016 года было заявлено о возможности строительства перспективного авианосца на одной из верфей Санкт-Петербурга — на «Балтийском заводе» или «Северной верфи»
История.
Впервые масштабная модель многоцелевого авианосца (АВМ) была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года, а для широкой публики показана на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем в городе Кубинка Московской области в июне 2015 года.

Общие технические характеристики авианосца проекта «Шторм» Э (Storm 23000E — экспортный вариант концептуального проекта АВМ для ВМФ России), разработка которого проходила в КГНЦ под шифром «Логово», были опубликованы в иностранных СМИ в мае на.

Строительство первого авианосца ожидается не раннее чем в 2025—2030 годах. Предположительная стоимость составит 350 млрд рублей.

В мае 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство перспективного авианосца может быть заключён к концу 2025 года.

В июне 2016 года было заявлено, что строительство авианосца может занять 8-9 лет.

Предполагается, что техническое проектирование авианосца начнётся в 2017—2018 годах. Начало основного этапа проектирования планируется на 2020 год.

В ноябре 2016 года было предложено дать головному авианосцу серии имя «Маршал Советского Союза Жуков».

Государственный научный центр им. Крылова (Санкт-Петербург, Россия) разработал проект многофункционального авианосца пр.23000Е «Шторм» сообщает janes.com 14 мая 2015 года. Масштабная модель будет продемонстрирована на Международном военно-морском салоне-2015 в Санкт-Петербурге, сообщил HIS Jane"s заместитель директора ГНЦ Валерий Поляков. «Многоцелевой авианосец пр. 2300Е предназначен для проведения операций в удаленных морских и океанских районах, способен наносить удары по морским и наземным целям, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десантов», сказал он ...

Водоизмещение корабля составит 90-100 тыс т, длина 330 м, ширина 40 м (вероятно, по корпусу - ред), осадка 11 м, максимальная скорость хода 30 уз, крейсерская 20 уз, автономность 120 сут, экипаж 4000-5000 человек, способен выполнять задачи при волнении моря до 6-7 баллов. Авианосец спроектирован с обычной силовой установкой, но она может быть заменена на ядерную по требованию заказчика. Авиагруппа состоит из 80-90 летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) различного назначения, возможно базирование истребителей Т-50 ПАКФА и МиГ-29К, реактивных самолетов ДРЛО (хотя на палубе стоят модели турбовинтовых самолетов данного класса - ред.) и вертолетов семейства Ка-27. Полетная палуба может обеспечить взлет самолетов как с рампы (две), так и с помощью электромагнитных катапульт (две). «Остров» (надстройка) имеет два «здания», ПВО обеспечивается четырьмя установками (модулями) вертикального пуска зенитных ракет, возможно оснащение корабля антиторпедной системой. Электронный комплекс авианосца включает в себя интегрированные датчики, в том числе РЛС с активной ФАР. Поляков отметил, что характеристики корабля могут изменяться по ходу разработки на каждом этапе работы, когда потенциальные клиенты попросят внести изменения в системы оружия и оборудования.

Проект 23000Э «Шторм» — перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы. Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.


Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов. Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте). Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два — с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются гаком.

Корабль получит две надстройки — «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи. На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля. Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны. В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.


Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана — 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море. Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ). С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА ПР. 23000Э «ШТОРМ»

Водоизмещение, т:
полное: ок. 100 000
Размерения, м:
длина (максимальная): 330
ширина (по ватерлинии): 40
осадка: 11
ГЭУ: аванпроект предусматривает и газотурбинный, и атомный вариант
Скорость хода, узлов: 30
Вооружение: интегрированная система боевого управления уровня оперативно-тактического звена; ЗРК — 4 модуля; противоторпедная защита — 2 ПУ
Авиационная группа: 90 самолетов: палубные истребители МиГ-29К, Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения; и многоцелевые вертолеты Ка-27
Экипаж, чел: 4000-5000

Как засвидетельствовал в 2015 году советник генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ) Валерий Половинкин (статья "Перспективный авианосец "Шторм" получит уникальный корпус" в номере газете "Военно-промышленный курьер" за 20 мая 2015 г.), часть этих подходов была внедрена в предложенном КГНЦ проекте перспективного авианосца:"В ходе разработки аванпроекта нашим институтом предложен оригинальный корпус для этого авианосца: оптимальный с точки зрения сопротивления. Его форма и палубы определены таким образом, чтобы при ограниченном водоизмещении и главных измерениях иметь максимально возможный парк летательных аппаратов. Эта цель достигнута» ...по предварительным оценкам, сопротивление движению этого корабля будет примерно на 30 % меньше традиционного обвода корпуса."

На модели авианосца (многоцелевой авианосец проекта 23000Э "Шторм") мы можем заметить очень широкую транцевую корму:


Можно с большой долей уверенности предположить что при определении формы корпуса модели/авианосца были использованы подходы описанные в патенте Российской Федерации "Надводное однокорпусное водоизмещающее быстроходное судно" http://ru-patent.info/21/55-59/2155693.html , в котором в частности отмечено что "подводная часть корпуса судна имеет наибольшую ширину по конструктивной ватерлинии в кормовой оконечности". Таким образом предложенные учёными КГНЦ для проекта 23000Э обводы можно отнести к одной из вариаций обводов типа "Моноклин". Для авианесущего корабля такие обводы позволяют в частности не уменьшать ширину авиационного ангара в кормовой части корпуса, и фактически удлинить ангар до самого кормового транца.

Новые обводы, в сравнении с традиционными, согласно предварительным оценкам примерно на 30% снижают гидродинамическое сопротивление при движении на полном 30 узловом ходу. Новые обводы так же способствуют увеличению длины и площади авиационного ангара. Но давайте посмотрим на схему полётной палубы:


Я насчитал на полётной палубе 34 позиции, на которых самолёты, не мешая выполнению взлётных и посадочных операций, могут быть заправлены, вооружены и подготовлены к вылету, их реактивные двигатели могут быть опробованы. Это впечатляет. К примеру на полётных палубах "Нимицев" имеются 14 заправочных узлов, которые могут быть использованы как для заправки топливом самолётов (вертолётов), так и для экстренной откачки топлива из их баков. Так же в центральной части полётной палубы обозначены ещё десять позиций, на которых уже заправленные самолёты с прошедшими гонку двигателями, не мешая выполнению взлётов и посадок, могут оснащаться ракетно-бомбовым вооружением в ожидать очереди на взлёт (к примеру аналогичная зона THE STREET на "Нимицах" вмещает шесть самолётов). И того 44 ЛА на палубе не мешающих проведению взлётов и посадок.

А теперь всё же о недостатках. Вторая стартовая позиция и её газоотбойник на "Шторме" частично оказались на посадочной палубе, что делает чрезвычайно опасным выполнение посадок при задействовании для подъёма в воздух самолётов этой стартовой позиции. В случае незацепа выполняющий пробег по посадочной палубе самолёт рискует столкнуться с поднятым газоотбойником. К слову та же проблема, пусть и в значительно меньшей степени, наблюдается на первых восьми авианосцах типа "Нимиц". Левый край газоотбойника катапульты № 2 на них находится в зоне безопасности посадочной палубы. Не знаю, проводятся ли на "Нимицах" посадки при выполнении взлётов с катапульты № 2, но начиная с CVN-76 "Рональд Рейган", предпоследнего авианосца серии, катапульту № 2 и её газоотбойник сместили, так чтобы тот больше не задевал своим краем зону безопасности посадочной палубы.


Фактически на предложенном ФГУП КГНЦ многоцелевом авианосце проекта 23000Э при выполнении посадок можно использовать для взлёта самолётов только первую стартовую позицию, тогда как на авианосцах типа "Нимиц", начиная с "Рональда Рейгана", и конечно же на "Джеральде Форде", катапульты № 1 и № 2, а при большом желании, видимо и катапульту № 4. Впрочем при совершении посадок: The waist catapults (that are located in the landing area) are generally not used - то бишь обычно не используются.

Невооруженным взглядом на полётной палубе модели "Шторма" видны ещё как минимум два недостатка, влияющих уже не на эффективность выполнения взлётно-посадочных операций, а на стоимость корабля. Во первых на модели можно заметить четыре приемных троса аэрофинишёра, тогда как даже американцы на последних "Нимицах" и "Форде" перешли на аэрофинишеры с тремя приёмными тросами. Почему разработчикам захотелось отобразить на модели четвертый трос, а значит добавить в проект четвертый комплект тормозных машин, не знаю. Видимо они не задумывались над тем как упростить и удешевить предложенный ими проект.

К такому же выводу можно придти наблюдая на модели авианосца два трамплина и целых четыре катапульты. В сопроводительных материалах впрочем указано что "два электромагнитных разгонных устройства", но мы то не слепые. На полётной палубе модели явно обозначены четыре катапульты, причем весьма короткие, явно не способные разогнать самолёт до взлётной скорости.

Авианосец, планируемый к строительству и передаче в боевой состав Военно-морского флота (ВМФ) России к 2030 году, будет оснащен ядерной энергетической установкой, заявил в субботу начальник Управления кораблестроения Военно-морского флота (ВМФ) России капитан первого ранга Владимир Тряпичников. «К концу 2030 года такой корабль у ВМФ, надеюсь, появится», - сказал Тряпичников в эфире программы «Генштаб» на РСН.


Проект перспективного авианосца «Шторм» предусматривает наличие двух трамплинов и катапульты для разгона самолетов, сообщил «Интерфакс». Корабль также получит подъемники как вертикального, так и качельного типа, что существенно сэкономит место. Таким образом создатели применят в авианосце лучшие разработки отечественной и западной школ создания кораблей подобного типа. - Многоцелевой тяжелый авианосец проекта 23000Э «Шторм» может получить комбинированную силовую установку и два «острова» управления, - рассказал агентству представитель Крыловского государственного научного центра, занимающегося разработкой корабля. По предварительным данным, длина «Шторма» составит 330 метров, ширина - 40, осадка - 11, скорость - до 30 узлов. Закладка авианосца планируется в 2025 году в Северодвинске, поскольку «Севмаш» - единственное предприятие в России, имеющее опыт создания кораблей такого класса.

Контракт на строительство перспективного авианосца ВМФ РФ может быть заключен к концу 2025 года, заявил журналистам в четверг замглавы Минобороны Юрий Борисов.

Перспективный российский атомный авианосец «Шторм» проекта 23000 получит атомные реакторы РИТМ-200, которые до этого пройдут проверку на эксплуатационную пригодность на ледоколе «Арктика», сообщил в среду «Интерфаксу-АВН» источник, знакомый с ситуацией. «Скорее всего, будущие российские авианосцы будут иметь атомную энергетическую установку. Она уже разработана, и её аналог будет отрабатываться на недавно спущенном на воду ледоколе «Арктика», - пояснил собеседник агентства. По его оценке, «с учетом времени, необходимого на проектирование авианосца, Россия имеет возможность построить такой корабль «с нуля» за восемь-девять лет».


Проектирование российского перспективного авианосца для Военно-морского флота РФ начнется не ранее 2020 года, сообщил ТАСС источник в судостроительной отрасли. «Работа такая ведется. В конкретную фазу она перейдет с 2020 года. В планах, которые существуют на сегодняшний день, авианосец будет создан в третьем десятилетии XXI века. Проектирование с 2020 года, построен до 2030 года», - сказал собеседник агентства.

Перспективный авианосец проекта 23000Э (шифр «Шторм») существует пока только в виде макета. Концепцию корабля разработали в Крыловском научном центре (Санкт-Петербург) совместно с Невским проектно-конструкторским бюро. По предварительным данным, длина корабля составит 330 метров, ширина - 40 метров, а осадка - 11 метров. Скорость авианосца будет достигать 30 узлов.Крыловский государственный научный центр (занимается исследованиями в области судостроения) ранее заявил о разработке тяжелого авианосца проекта 23000Э «Шторм» водоизмещением до 100 тыс. тонн, способного нести авиагруппу из 80-90 летательных аппаратов.

Эскизный проект авианесущего корабля создан и представлен Министерству обороны России. Об этом в эфире телеканала «Россия 24″заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.



Вверх