Длинная рука ВКС России – авиационные крылатые ракеты большой дальности. Крылатая ракета «Томагавк» — современный топор войны Крылатые ракеты большой дальности

Российские военные успешно испытали крылатую ракету с ядерной энергетической установкой. Дальность ее полета на дозвуковой скорости не ограничена.

Такие изделия способны на низкой высоте обходить районы противовоздушной и противоракетной обороны, с высокой точностью уничтожая объекты противника. О появлении новинки сообщил президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. По мнению экспертов, эти системы относятся к оружию сдерживания. Они используют для перемещения воздух, нагретый ядерной энергетической установкой.

По информации специалистов, речь идет об изделии с индексом 9М730, разработанном ОКБ «Новатор». В угрожаемый период такие ракеты можно поднять в воздух и вывести в заданные районы. Оттуда они смогут ударить по важным объектам противника. Испытания новинки идут достаточно активно, и в них принимают участие летающие лаборатории Ил-976.

— В конце 2017 года на Центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой. В ходе полета энергоустановка вышла на заданную мощность, обеспечила необходимый уровень тяги, — заявил в своем выступлении Владимир Путин. — Перспективные системы вооружения России основаны на новейших уникальных достижениях наших ученых, конструкторов, инженеров. Одно из них — создание малогабаритной сверхмощной ядерной энергетической установки, которая размещается в корпусе крылатой ракеты типа нашей новейшей ракеты Х-101 воздушного базирования или американского «Томагавка», но при этом обеспечивает в десятки раз — в десятки раз! — большую дальность полета, которая является практически неограниченной. Низколетящая, малозаметная крылатая ракета, несущая ядерную боевую часть, с практически неограниченной дальностью, непредсказуемой траекторией полета и возможностью обхода рубежей перехвата является неуязвимой для всех существующих и перспективных систем как ПРО, так и ПВО.

В представленном видеосюжете зрители смогли увидеть запуск уникальной ракеты. Полет изделия был запечатлен с борта истребителя сопровождения. Согласно представленной далее компьютерной графике, «ядерная ракета» облетела зоны морского ПРО в Атлантике, обошла с юга Южную Америку и ударила по территории Соединенных Штатов со стороны Тихого океана.

— Судя по представленному видео, это ракета либо морского, либо сухопутного базирования, — рассказал «Известиям» главный редактор-интернет проекта MilitaryRussia Дмитрий Корнев. — В России есть два разработчика крылатых ракет. «Радуга» производит только изделия воздушного базирования. Наземные и морские — в ведении «Новатора». На счету этой фирмы — линейка крылатых ракет Р-500 для комплексов «Искандер», а также легендарные «Калибры».

Не так давно в открытых документах ОКБ «Новатор» появились упоминания о двух новых изделиях — 9М729 и 9М730. Первое — это обычная дальнобойная крылатая ракета, а вот про 9М730 ничего не было известно. Но это изделие явно находится в стадии активной разработки — по данной тематике на сайте госзакупок размещено несколько тендеров. Поэтому можно предположить, что «ядерная ракета» — это и есть 9М730.

Как отметил военный историк Дмитрий Болтенков, принцип работы ядерной энергетической установки достаточно прост.

— По бортам ракеты находятся специальные отсеки с мощными и компактными нагревателями, работающими от ядерной энергоустановки, — отметил эксперт. — В них попадает атмосферный воздух, который нагревается до нескольких тысяч градусов и превращается в рабочее тело двигателя. Вытекание горячего воздуха создает тягу. Такая система действительно обеспечивает практически безграничную дальность полета.

Как заявил Владимир Путин, испытания новинки прошли на Центральном полигоне. Этот объект расположен в Архангельской области в поселке Ненокса.

— Это историческое место испытания дальнобойного оружия, — отметил Дмитрий Болтенков. — Оттуда маршруты ракет проходят вдоль северного побережья России. Их протяженность может доходить до нескольких тысяч километров. Для снятия телеметрических параметров с ракет на таких расстояниях нужны специальные самолеты — летающие лаборатории.

По словам эксперта, не так давно были восстановлены два уникальных самолета Ил-976. Это специальные машины, созданные на базе транспортного Ил-76, долгое время использовались для испытания дальнобойного ракетного оружия. В 1990-е годы они были законсервированы.

— В сети Интернет были опубликованы фото Ил-976, перелетевших на аэродром вблизи Архангельска, — отметил эксперт. — Примечательно, что машины несли эмблему «Росатома». В это же время Россия выпустила специальное международное предупреждение NOTAM (Notice to Airmen) и закрыла район для судов и самолетов.

По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, новая «ядерная ракета» — это не наступательный боевой комплекс, а оружие сдерживания.

— В угрожаемый период (обострение обстановки, как правило, предшествующее началу войны. — «Известия») российские военные смогут вывести в заданные районы патрулирования эти изделия, — отметил эксперт. — Это позволит предотвратить попытки противника нанести удар по России и ее союзникам. «Ядерные» ракеты смогут выполнить роль оружия возмездия или нанести превентивный удар.

Вооруженные силы России располагают несколькими линейками дозвуковых низковысотных крылатых ракет. Это Х-555 и Х-101 воздушного, Р-500 наземного и 3М14 «Калибр» морского базирования.

Сирийская кампания прошла под знаком демонстрации новых возможностей российских вооруженных сил, в частности, в сфере современного высокоточного оружия. И если «Калибр» был на слуху, то его авиационные собратья незаслуженно оказались в тени.

Авиационные крылатые ракеты большой дальности (КРБД) современного вида сформировались в 1970-х годах, когда, воспользовавшись новейшими достижениями науки и техники, США и СССР начали работы по созданию принципиально новых авиационных средств доставки ядерных зарядов. К тому времени стало ясно, что продолжение гонки за скоростью или высотой полета самолета более не обеспечивает гарантии прорыва ПВО.

Конечно, на тот момент уже состояли на вооружении такие КРБД, как, например, AGM-28 «Hound Dog» или Х-20. Однако наряду с высокой скоростью и неплохой дальностью полета они обладали и целым рядом недостатков, в первую очередь – значительными массой и габаритами, ограничивавшими боевую нагрузку только несколькими изделиями. При полете на большой высоте и скорости в 2 М такие ракеты были уязвимы для ПВО, где принципиальной разницы в перехвате скоростного бомбардировщика с ядерной бомбой или крупноразмерной ракеты не было.

Под воздействием инерции мышления живучесть ракет старались поднять традиционно – увеличив скорость и высоту полета. Если приводить примеры из советских разработок, это программы «Метеорит-А» и Х-45. При этом недостаток в виде габаритов и массы только обострялся: так, будущий Ту-160 должен был нести во внутренних отсеках только две ракеты Х-45 с дальностью до 1500 км. На фоне параллельного развития баллистических ракет наземного и морского базирования, повышения их точности и оснащения их разделяющимися головными частями индивидуального наведения сама целесообразность сохранения стратегической авиации как компонента ядерной триады становилась спорной.

Ответ был найден в США в виде создания малогабаритных и легких дозвуковых ракет, оснащенных экономичными турбореактивными двигателям. Пришли к этой идее почти случайно – задумавшись о возможности вооружить ядерными зарядами перспективные ложные цели. Прорыв ПВО новые ракеты должны были осуществлять скрытно, за счет полета на сверхмалых высотах и сниженной заметности самой ракеты. Главным достоинством были малые габариты, позволявшие каждому ракетоносцу атаковать множество целей. К прочим преимуществам относилась высокая точность новых ракет, которую должны были обеспечить новейшие достижения в области инерциальных навигационных систем и миниатюризация вычислительной техники.

Еще за несколько лет до того как в США началось активное финансирование создания будущей AGM-86 ALCM, в СССР конструкторское бюро «Радуга», проведя самостоятельные теоретические изыскания, предлагало начать работы над подобным оружием, но у одержимых высокими скоростями военных это не вызвало интереса. Мнение изменилось, только когда стали ясны планы заокеанских «коллег». На вооружение американская AGM-86B и советская Х-55 были приняты почти одновременно – в конце 1982 и 1983 годов соответственно. При этом в США под новые ракеты модернизировали имеющиеся B-52G и B-52H, первоначально максимально просто (барабанную пусковую установку во внутренний отсек получили только B-52H, и только с 1988 года), в то время как в СССР новыми ракетами оснащались новые ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160.

И американским и советским конструкторам удалось создать близкое по характеристикам оружие – и AGM-86B и Х-55 имели дальность полета около 2500 км, крейсерскую скорость около 800 км/ч и высокую точность: круговое вероятное отклонение от цели менее 100 м. Спутниковую навигацию не использовали, работали точнейшие инерциальные навигационные системы (ИНС) и коррекция радиовысотомером по цифровым картам местности. Учитывая оснащение ракет малогабаритными термоядерными боевыми частями (БЧ) с мощностью взрыва до 150 кТ (AGM-86B) или до 200 кТ (Х-55), можно было говорить об обеспечении гарантированного уничтожения даже самых укрепленных целей.

В рамках продолжающейся гонки ядерных вооружений дальнейшая работа сосредоточилась в первую очередь на увеличении дальности ракет, с тем чтобы вывести рубеж их пуска далеко за зону действия перехватчиков ПВО. В США была создана ракета AGM-129 ACM с дальностью, по различным оценкам, до 3400–3700 км. Еще одним отличием от предшественницы стало максимальное внедрение технологий снижения заметности. Однако новая ракета оказалась более дорогой и сложной в обслуживании, не была выпущена в достаточном количестве, чтобы заменить AGM-86B, и в 2012 году была снята с вооружения. Единственной КРБД США с ядерной боевой частью сейчас остается AGM-86B.

В России пошли по более простому и экономичному пути модернизации Х-55 путем оснащения ее накладными, конформными топливными баками. С ними дальность Х-55СМ достигла 3500 км. Если исходить из численных показателей, Х-55СМ остается и сегодня основным ядерным оружием воздушной части российской ядерной триады.

От носителей ядерных зарядов к носителям демократии

Уникальные качества нового оружия заставили присмотреться к нему не только в качестве средства доставки ядерного заряда, но и как к новому авиационному средству поражения для обычных конфликтов. В своем изначальном варианте КРБД уже обладали неплохой точностью, которая была значительно повышена за счет использования спутниковой навигации. В США во второй половине 1980-х годов началась программа переоборудования AGM-86B в неядерные AGM-86C CALCM c осколочно-фугасной БЧ вместо ядерной. Из-за более тяжелого заряда значительно упала дальность – примерно до 1200 км.

Первоначально программа велась в обстановке строгой секретности, для ВВС США новое оружие должно было стать деликатным инструментом для операций, подобных «Каньону Эльдорадо» . Боевым крещением для этих КРБД стала Война в Заливе 1991 года, когда семь B-52G совершили беспосадочный 35-часовой перелет из США до Ирака и обратно и выпустили по целям 35 ракет AGM-86C, на тот момент практически весь их запас (еще четыре ракеты не запустили из-за неполадок). По различным оценкам, цели успешно поразили 31 или 33 ракеты. Кстати, секретность привела к тому, что официально их применение было признано только через год, несмотря на то, что флотский «Томагавк» стал одной из медийных «звезд» той войны.

Успех в войне в Ираке привел к взрывному росту интереса к КРБД как важнейшему оружию в локальных конфликтах. На фоне сокращения ядерного оружия многие AGM-86B были переоборудованы в «тактические» варианты, последние пятьдесят – по стандарту AGM-86D, с проникающими боевыми частями и способностью поражать цели в пикировании с точностью до нескольких метров. Учитывая меньшую массу проникающей БЧ, чем фугасной, возможно, дальность этих ракет выше.

Логичным следующим этапом в развитии стало создание новых крылатых неядерных ракет. Принципиальное новшество заключалось в том, что в качестве носителей рассматривались в первую очередь многоцелевые истребители. Хотя при этом габаритно-весовые ограничения были более серьезны, чем у ракет, рассчитанных на стратегические бомбардировщики. Вкупе с большей массой неядерных боевых частей это приводило к тому, что дальность измерялась сотнями, а не тысячами километров, но все равно была далеко за пределами зоны действия ПВО. Тактическая авиация приобретала принципиально новые возможности, ранее доступные только стратегической.

Наиболее распространенные высокоточные крылатые ракеты тактической авиации сегодня – американские AGM-158 JASSM, выпущенные в большом количестве для ВВС США и закупленные Австралией, Финляндией и Польшей. Базовая версия AGM-158A имеет дальность около 370 км, модернизированная AGM-158B JASSM-ER при тех же внешних габаритах, но с более экономичным двигателем и, вероятно, уменьшенной боевой частью – около 1000 км. Благодаря оснащению богатым набором навигационного и прицельного оборудования, от ИНС и GPS до инфракрасной ГСН, ракета обладает высокой помехозащищенностью и потенциально высочайшей точностью, вплоть всего до двух метров отклонения от цели.

На основе JASSM-ER с минимальными изменениям (установлена дополнительная радиолокационная ГСН) создана и проходит испытания ПКР AGM-158C LRASM, сохраняющая дальность оригинала и возможность применения по наземным целям. Учитывая избыточную для дозвуковой ПКР дальность, можно предположить, что таким образом ВМС США, в свое время отказавшиеся от закупок JASSM, теперь хотят получить ее для палубной авиации. Ближайшим аналогом, состоящим сейчас на вооружении флота, является AGM-84H/K SLAM-ER с дальностью около 270 км.

В последние два десятилетия произошел настоящий бум в этой области. Находятся в серии и активно поставляются на экспорт немецко-шведская Taurus KEPD, франко-английская SCALP EG/Storm Shadow. В разработке норвежско-американская JSM, турецкая SOM и другие. Особняком стоит французская высокоскоростная (до 3М) ASMP, в последней модификации с дальностью до 500 км. В отличие от остальных, она оснащается исключительно термоядерной боевой частью и является оружием воздушного компонента французских СЯС. В США на смену ALCM и JASSM разрабатывается перспективная КРБД двойного назначения (с ядерной или обычной боевой частью) LRSO. До недавнего времени Россия, казалось, не была приглашена на это соревнование.

Копье для ВКС России

Однако советские военные и инженеры осознавали потенциал высокоточного оружия. Во второй половине 1980-х годов начались работы по созданию как неядерных версий имеющихся ракет, так и ракеты нового поколения, ответа на американскую AGM-129. К сожалению, по этим работам нанес тяжелый удар период хронического недофинансирования «оборонки» в 1990-е годы, и воплощение идеи задержалось, как минимум, на десятилетие.

С 2000 года приступила к летными испытаниям Х-555 – неядерная версия Х-55СМ с системой наведения, обеспечивающей повышенную (КВО – 20 м), по сравнению с оригиналом, точность за счет оснащения оптико-электронной и спутниковыми системами наведения. Может оснащаться фугасной, проникающей или кассетной БЧ. Дальность ракеты с конформными баками достигает 2000 км, то есть превосходит главный зарубежный аналог – AGM-86B в полтора-два раза. Х-555 в середине «нулевых» прошли государственные испытания и начали поступать на вооружение дальней авиации России. Аналогично Х-55СМ, они применяются с ракетоносцев Ту-95МС (шесть ракет на одной барабанной ПУ, внешние узлы подвески не используются) и Ту-160 (12 ракет на двух барабанных ПУ). Впервые в боевой обстановке, как и отечественная ракетоносная стратегическая авиация в целом, они были применены в ноябре 2015 года, когда Ту-95МС нанесли удары ими по целям боевиков в Сирии, причем ракеты по пути преодолели «своим ходом» территорию Ирана и Ирака – для них это не расстояние.

Создание и освоение Х-555 было относительно простым и быстрым способом получить неядерную КРБД. Параллельно с этим велась работа над ракетой качественно нового уровня. До показательного применения в тот же ноябрьский день Х-101 имела полумифический статус – не было даже уверенности в том, что она принята на вооружение, ввиду отсутствия свидетельств нахождения в частях «живых» изделий. Но то, что «длинная рука» ВКС России полностью готова к применению, было продемонстрировано на детальных видеорепортажах. А тот факт, что подобные удары повторялись неоднократно, показал, что, в отличие от США в 1991 году, Россия не отстреляла весь свой арсенал за один день.

Ракеты Х-101/102 (Х-102 – с ядерной БЧ) – наиболее технически продвинутые и дальнобойные современные КРБД. Высокая точность обеспечивается оптико-электронной системой наведения на конечном участке. Дальность, по различным оценкам, достигает 4500–5500 км (возможно, верхняя граница относится к Х-102) и, таким образом, приближается к межконтинентальной, даже без учета большого радиуса полета стратегического ракетоносца. Для повышения выживаемости массово внедрены средства снижения заметности, а зачастую избыточный запас топлива позволяет большую часть полета проводить на сверхмалых высотах . Носителями новых ракет служат прошедшие модернизацию Ту-95МСМ (до восьми ракет на внешних узлах подвески) и Ту-160 (до 12 ракет на двух барабанных ПУ).

Пусть и с некоторым отставанием от приоритетного перевооружения дальней авиации, ведется активная работа и над более легкими ракетами. Проходит испытания созданная на основе Х-101 ракета Х-50 – максимально унифицированная укороченная версия. За счет меньшей массы и габаритов ее можно будет применять с барабанной пусковой установки меньшего размера, размещаемой в отсеке вооружения модернизированного Ту-22М3М, а Ту-95МСМ сможет нести кроме восьми ракет на внешней подвеске еще шесть на «барабане». Кроме того, Х-50, вероятно, смогут применять такие самолеты тактической авиации, как Су-34. Дальность ее оценивается как минимум в 1500 км, что значительно превосходит возможности JASSM-ER. Ту-22М3М сможет также применять тяжелые КР Х-32, по своим характеристикам приближающиеся к гиперзвуковым (дальность до 1000 км, скорость более 4 М) и предназначенные в первую очередь для уничтожения кораблей. Однако их значительные масса и габариты ограничивают типовую нагрузку двумя такими ракетами (в перегруз – тремя).

Если с такими ракетами, как Х-101 и Х-50, Россия значительно отстала по времени, но также существенно превзошла по характеристикам зарубежные аналоги, то на следующем этапе развития авиационного вооружения она твердо вознамерилась вырваться вперед. К началу следующего десятилетия планируется принять на вооружение сначала оперативно-тактическую гиперзвуковую ракету с дальностью около 1500 км и скоростью до 6 М, а позднее и стратегические, еще более скоростные изделия.

В новом веке, после того как традиционным баллистическим ракетам все больше начинают угрожать средства ПРО, авиация готова вновь сыграть в «быстрее-выше-дальше», и каковы будут результаты этого раунда – покажет только время.

Авиационный рейд 1986 года группы бомбардировщиков F -111 из Великобритании на Триполи, в ответ на ряд терактов исламистских группировок, как считалось, поддерживаемых Ливией.

Р асход при этом значительно выше , и, как правило, на безопасных участках КР стараются лететь на высотах в несколько километров.

Вторая половина двадцатого столетия стала эпохой ракетной техники. В космос был запущен первый спутник, потом свое знаменитое «Поехали!» сказал Юрий Гагарин, однако начало ракетной эры следует отсчитывать не от этих судьбоносных моментов в истории человечества.

13 июня 1944 года гитлеровская Германия нанесла по Лондону удар с помощью самолетов-снарядов Фау-1, которые можно назвать первой боевой крылатой ракетой. Несколько месяцев позже на головы лондонцам обрушились новая разработка гитлеровцев - баллистическая ракета Фау-2, унесшая тысячи жизней мирных горожан. После окончания войны немецкие ракетные технологии попали в руки победителей и стали работать в первую очередь на войну, а исследование космоса были всего лишь дорогостоящим способом государственного пиара. Так было и в СССР, и в США. Создание ядерного оружия практически сразу превратило ракеты в стратегическое оружие.

Следует отметить, что ракеты были изобретены человеком еще в глубокой древности. Есть древнегреческие описание устройств, очень напоминающие ракеты. Особенно любили ракеты в Древнем Китае (II-III век до н. э.): после изобретения пороха эти летательные аппараты стали использовать для фейерверков и других развлечений. Есть свидетельства о попытках применять их и в военном деле, однако на существующем уровне технологий они вряд ли могли причинить неприятелю значительный урон.

В Средние века вместе с порохом ракеты попали в Европу. Этими летательными аппаратами интересовались многие мыслители и естествоиспытатели той эпохи. Однако ракеты были скорее диковинкой, практического толку от них было мало.

В начале XIX века на вооружение британской армии принимаются ракеты Конгрева, однако из-за малой точности они вскоре были вытеснены артиллерийскими системами.

Практические работы над созданием ракетного оружия возобновились в первой трети XX столетия. В этом направлении работали энтузиасты в США, Германии, России (затем в СССР). В Советском Союзе результатом этих изыскания стало рождения РСЗО БМ-13 — легендарной «Катюши» . В Германии гениальный конструктор Вернер фон Браун занимался созданием баллистических ракет, именно он разработал Фау-2, а позже смог отправить человека на Луну .

В 50-х годах начались работы над созданием баллистических и крылатых ракет, способных доставлять ядерные заряды на межконтинентальные расстояния.

В этом материале мы расскажем о самых известных видах баллистических и крылатых ракет, в обзор войдут не только межконтинентальные исполины, но и известные оперативные и оперативно-тактические ракетные комплексы. Практически все ракеты, попавшие в наш список, разработаны в конструкторских бюро СССР (России) или США – двух государств, обладающих наиболее совершенными ракетными технологиями в мире.

Scud B (Р-17)

Это советская баллистическая ракета, которая является составной частью оперативно-тактического комплекса «Эльбрус». Ракета Р-17 была принята на вооружение в 1962 году, дальность ее полета составляла 300 км, она могла забрасывать почти тонну полезной нагрузки с точностью (КВО – круговое вероятное отклонение) в 450 метров.

Данная баллистическая ракета является одной из наиболее известных образцов советской ракетной техники на Западе. Дело в том, что многие десятилетия Р-17 активно экспортировалась в различные страны мира, которые считались союзниками СССР. Особенно много единиц этого оружия было поставлено на Ближний Восток: в Египет, Ирак, Сирию.

Египет применял Р-17 против Израиля во время войны Судного дня, в период первой войны в Персидском заливе Саддам Хусейн обстреливал Scud B территорию Саудовской Аравии и Израиля. Он грозил использовать боеголовки с боевыми газами, что вызвало в Израиле волну паники. Одна из ракет попала в американскую казарму, убив 28 военнослужащих США.

Россия применяла Р-17 во время второй чеченской кампании .

В настоящее время Р-17 используют йеменские повстанцы в войне против саудитов.

Технологии, использованные в Scud B стали основой для ракетных программ Пакистана, КНДР, Ирана.

Trident II

Это твердотопливная трехступенчатая баллистическая ракета, которая в настоящий момент стоит на вооружении ВМС США и Великобритании. Ракета «Трайдент-2» («Трезубец») была принята на вооружение в 1990 году, дальность ее полета составляет более 11 тыс. км, она имеет боевую часть с блоками индивидуального наведения, мощность каждого может составлять 475 килотонн. Масса Trident II – 58 тонн.

Данная баллистическая ракета считается одной из самых точных в мире, она предназначена для поражения ракетных шахт с МБР и командных пунктов.

Pershing II «Першинг-2»

Это американская баллистическая ракета средней дальности, способная нести ядерную боевую часть. Она была одним из самых больших страхов граждан СССР на завершающем этапе Холодной войны и головной болью советских стратегов. Максимальная дальность полета ракеты составляла 1770 км, КВО – 30 метров, а мощность моноблочной боевой части могла достигать 80 Кт.

США разместили эти в Западной Германии, уменьшив время подлета к советской территории до минимума. В 1987 году США и СССР подписали договор об уничтожении ядерных ракет средней дальности, после чего «Першинги» были сняты с боевого дежурства.

«Точка-У»

Это советский тактический комплекс, принятый на вооружение в 1975 году. Данная ракета может оснащаться ядерной боевой частью, мощностью 200 Кт и доставлять ее на дальность в 120 км. В настоящее время «Точки-У » стоят на вооружении ВС России , Украины, бывших республик СССР, а также других стран мира. Россия планирует заменить данные ракетные комплексы на более совершенные «Искандеры».

Р-30 «Булава»

Это твердотопливная баллистическая ракета морского базирования, разработка которой началась в России в 1997 году. Р-30 должна стать основным оружием подводных лодок проектов 995 «Борей» и 941 «Акула» . Максимальная дальность «Булавы » составляет более 8 тыс. км (по другим данным — более 9 тыс. км), ракета может нести до 10 блоков индивидуального наведения мощностью до 150 Кт каждый.

Первый запуск «Булавы» состоялся в 2005 году, а последний – в сентябре 2019 года. Эта ракета разработана Московским институтом теплотехники, который ранее занимался созданием «Тополя-М», а изготавливают «Булаву» на ФГУП «Воткинский завод», где производят «Тополя». По словам разработчиков, многие узлы этих двух ракет идентичны, что позволяет значительно удешевить их производство.

Экономия государственных средств – это, конечно же, достойное желание, но оно не должно вредить надежности изделий. Стратегическое ядерное оружие и средства его доставки – это основной компонент концепции сдерживания. Ядерные ракеты должны быть также безотказны и надежны, как автомат Калашникова , чего нельзя сказать о новой ракете «Булава». Она пока что летает через раз: из 26 произведенных пусков 8 были признаны неудачными, а 2 – частично неудачными. Это недопустимо много для стратегической ракеты. К тому же многие эксперты нарекают на слишком малый забрасываемый вес «Булавы».

«Тополь-М»

Это ракетный комплекс с твердотопливной ракетой, способной доставить ядерную боевую часть мощностью 550 Кт на расстояние в 11 тыс. км. «Тополь-М » - это первая межконтинентальная баллистическая ракета, принятая на вооружение в России.

МБР «Тополь-М» имеет шахтное и мобильное базирование. Еще в 2008 году в МО России заявили о начале работ по оснащению «Тополя-М» разделяющимися боевыми блоками. Правда, уже в 2011 году военные заявили об отказе от дальнейших покупок этой ракеты и постепенном переходе на ракеты Р-24 «Ярс» .

Minuteman III (LGM-30G)

Это американская твердотопливная баллистическая ракета, которая была принята на вооружение в 1970 году и находится на нем и сегодня. Считается, что Minuteman III – это самая быстрая ракета в мире, на терминальной стадии полета она может достичь скорости 24 тыс. км/ч.

Дальность полета ракеты составляет 13 тыс. км, она несет три боевых блока по 475 Кт мощности каждый.

За годы эксплуатации Minuteman III прошел несколько десятков модернизаций, американцы постоянно меняют на них электронику, системы управления, узлы силовых установок на более совершенные.

По состоянию на 2008 год США имели 450 МБР Minuteman III, на которых было установлено 550 боеголовок. Самая быстрая ракета в мире еще будет находиться на вооружении армии США как минимум до 2020 года.

Фау-2 (V-2)

Эта немецкая ракета имела далеко не идеальную конструкцию, ее характеристики не идут ни в какое сравнение с современными аналогами. Однако Фау-2 была первой боевой баллистической ракетой, немцы применяли ее для обстрелов английских городов. Именно Фау-2 совершила первый суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.

Фау-2 – это одноступенчатая жидкотопливная ракета, работавшая на смеси этанола и жидкого кислорода. Она могла доставлять боевую часть весом в одну тонну на расстояние в 320 км.

Первый боевой запуск Фау-2 состоялся в сентябре 1944 года, всего по Британии было выпущено более 4300 ракет, из которых почти половина взорвались на старте или разрушились в полете.

Фау-2 трудно назвать лучшей баллистической ракетой, но она была первой, за что и заслужила высокое место в нашем рейтинге.

«Искандер»

Это один из самых известных российских ракетных комплекса. Сегодня это название в России стало почти что культовым. «Искандер » принят на вооружение в 2006 году, существует несколько его модификаций. Есть «Искандер-М», вооруженный двумя баллистическими ракетами, с дальностью полета 500 км, и «Искандер-К» - вариант с двумя крылатыми ракетами, которые также могут поражать противника на дистанции в 500 км. Ракеты могут нести ядерные боевые части мощностью до 50 Кт.

Большая часть траектории баллистической ракеты «Искандера» проходит на высотах более 50 км, что сильно осложняет ее перехват. Кроме того, ракета имеет гиперзвуковую скорость и активно маневрирует, что делает ее очень сложной мишенью для вражеской ПРО. Угол захода на цель ракеты приближается к 90 градусам, это сильно мешает работе РЛС неприятеля.

«Искандеры» считаются одним из самых совершенных видов вооружения, которыми располагает армия России.

«Томагавк»

Это американская крылатая ракета большой дальности, имеющая дозвуковую скорость, которая может выполнять как тактические, так и стратегические задачи. «Томагавк » был принят на вооружение армии США в 1983 году, неоднократно использовался в разных вооруженных конфликтах. В настоящее время эта крылатая ракета стоит на вооружении флота США, Великобритании и Испании.

Дальность некоторых модификаций «Томагавка» достигает 2,5 тыс. км. Ракеты можно запускать с подводных лодок и надводных кораблей. Ранее существовали модификации «Томагавка» для ВВС и сухопутных сил. КВО последних модификаций ракеты составляет 5-10 метров.

США использовали эти крылатые ракеты во время обеих войны в Персидском заливе, на Балканах, в Ливии.

Р-36М «Сатана»

Это самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета, из всех созданных когда-либо человеком. Она была разработана в СССР, в КБ Южное (г. Днепропетровск) и принята на вооружение в 1975 году. Масса этой жидкотопливной ракеты составляла более 211 тонн, она могла доставить 7,3 тыс. кг на дальность 16 тыс. км.

Разные модификации Р-36М «Сатана» могли нести один боевой блок (мощность до 20 Мт) или оснащаться разделяющейся головной частью (10х0,75 Мт). Даже современные системы ПРО бессильны против такой мощи. В США не зря Р-36М окрестили «Сатаной», ибо это действительно настоящее оружие Армагеддона.

Сегодня Р-36М остается на вооружении стратегических сил России, на боевом дежурстве состоят 54 ракеты РС-36М.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Что приводило к путанице). Нередко термин «крылатая ракета» ошибочно считают эквивалентом более узкого англоязычного термина cruise missile , однако последний относится только к управляемым ракетам, у которых большая часть полёта к цели проходит с постоянной скоростью .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Испытания крылатой ракеты "БУРЯ"

    ✪ Новый российский космический двигатель позволит достичь Марса за полтора месяца

    ✪ Крылатые ракеты. National Geographic (HD)

    ✪ SLAM: крылатая ракета с ядерной энергетической установкой

    ✪ Ядерные космические двигатели: что это такое?

    Субтитры

Сравнение с другими видами ракет

Достоинства

  • Возможность задавать произвольный курс ракеты, в том числе, извилистую траекторию , что создаёт трудности для ПРО противника.
  • Возможность движения на малой высоте с огибанием рельефа , что затрудняет обнаружение ракеты радиолокационными средствами.
  • Современные крылатые ракеты предназначены для поражения цели с высокой точностью .

Недостатки

  • Относительно небольшие скорости (порядка скорости звука ~1150 км/ч).
  • Высокая стоимость по сравнению с другими боеприпасами.
  • Относительно малая мощность всех разрывных зарядов, за исключением ядерных .

Сравнение с самолётами

Параллельно в Британии по заказу военных Арчибальд Лоу вёл работы над радиоуправляемой «летающей бомбой» для поражения дирижаблей и наземных целей. Первая попытка полёта была осуществлёна 21 марта 1917 года и закончилась аварией. Подобный же проект разрабатывался Генри Фолландом . Летательный аппарат длиной около 6-7 метров, массой около 230 кг и двигателем мощностью 35 л. с. изготавливался «Aircraft Establishment Royal Aircraft Factory ». В результате трёх неудачных попыток полёта в июле 1917 года проект был закрыт .

В 1920 году в Англии стандартный самолёт-истребитель «Бристоль» F.2B был оснащён радиоуправлением и успешно летал. Для страховки в кабине самолёта находился лётчик. Однако уже через год был испытан управляемый по радио самолёт без пилота.

В 1924 году в журнале «Техника и жизнь» была опубликована работа Ф. А. Цандера «Перелеты на другие планеты», в которой было предложено применять крылья на ракетных летательных аппаратах .

В 1927 году создана авиационная торпеда (по терминологии того времени) «Laryng» - небольшой летательный аппарат с поршневым звездообразным мотором и системой гироскопического управления, оснащённый боеголовкой массой 113 кг. После длительных испытаний конструкции с кораблей и в пустынях Ирака производство признано нецелесообразным.

В 1931 году англичане создали радиоуправляемую воздушную мишень «Queen». Всего было построено три опытных образца, на основании успешных испытаний которых в 1935 году была запушена серия радиоуправляемых мишеней под обозначением DH.82B «Queen Bee» (пчела-королева, пчелиная матка) в количестве 420 экземпляров (как считают, именно с того времени к беспилотникам прилипло жаргонное название Drone (трутень)). Беспилотники «Queen Bee» применялись на начальном этапе второй мировой войны в качестве разведчиков. Характеристики: максимальная скорость - 175 км/час, практический потолок - 4267 м, продолжительность полёта - до трёх часов.

В СССР работы над телемеханическими самолётами проводились начиная с 20-х годов и до 1942 года. В качестве самолёта-снаряда был выбран бомбардировщик ТБ-1, для которого была разработана телемеханическая система «Дедал». В дальнейшем эти работы подстегнули разработку различных отечественных автопилотов. По программе рассматривались различные варианты самолётов-снарядов: СБ, И-16, УТ-2. В 1940 году велась разработка радиоуправляемого самолёта ТБ-3РН в двух вариантах: в первом бомбардировщик начинялся взрывчаткой и управлялся оператором с самолёта сопровождения, во втором варианте велись разработки дистанционно управляемого бомбардировщика, который после выполнения задания по бомбометанию должен был вернуться на базу и произвести посадку. Единственное боевое применение самолёта-снаряда ТБ-3 было в 1942 году, когда начинённый четырьмя тоннами тротила самолёт должен был поразить железнодорожный узел в Вязьме. Однако при подлёте к цели из-за возникших неполадок передатчика на самолёте сопровождения ДБ-3Ф самолёт-снаряд упал, промахнувшись мимо цели.

Также в СССР в конце 30-х годов разрабатывался составной самолёт-снаряд. В качестве носителя заряда использовался радиоуправляемый ТБ-3 с 3,5 тоннами взрывчатки, на спине которого крепился самолёт управления КР-6. Радиус действия сцепки доходил до 1200 км.

В 1941 году в США на фирме «Дженерал Моторс» разрабатывался самолёт-снаряд под шифром А-1, представляющий собой радиоуправляемый моноплан, стартующий с тележки. Боевой нагрузкой ЛА были бомбы весом до 225 кг. Было построено большое количество опытных экземпляров, но программу отменили в 1943 году. В 1942 году начались исследования по проекту «Option», результатом которого стала постройка серии аппаратов TDN-1, которые использовались для обучения и оценочных испытаний. Затем была построена партия самолётов-снарядов TDR-1 в количестве 189 штук. Боевое применение американским флотом против японцев атакующих дронов TDR-1 состоялось в районе Соломоновых островов в 1944 году. Из суммарно запущенных 46 29 достигли цели, что расценилось командующим флотом адмиралом Честером Нимитцем отрицательно.

В Германии программа разработки самолётов-снарядов различного назначения началась в 1941 году и достигла пика развития к концу войны. В 1942 году начато практическое изучение аэродинамики связки планера DFS-230 и самолётов управления типа Kl-35, Fw-56 и Bf-109. В результате было решено использовать связку из самолёта-снаряда J-88A и Bf-109F (программа «Бетховен»). В 1943 году было выдано задание на постройку опытной партии из 15 экземпляров системы, условно названной «Мистель-1» (упряжка с навозом ). Весной 1944 года в составе 4-й группы бомбардировочной эскадры KG101 сформирована учебная группа. Ночью 24 июня 1944 года эскадрилья впервые атаковала группу кораблей союзников в устье реки Сена. По результатам удара началась разработка систем «Мистель-2» и «Мистель-3». В октябре этого года группа, на вооружении которой состояло 60 «Мистелей», была передана в состав экспериментальной KG200. Весной 1945 года на «Мистели» частично перевооружили KG30, о результативности их работы достоверных данных нет. Также строились серийно «Мистель-4», представляющие собой связку из J-88G-7 и истребителя Ta-152H. До конца войны было изготовлено 250 экземпляров, до 50 было захвачено союзниками. Проект «Мистель-5» представлял собой связку из нижнего самолёта-снаряда Ta-154А и верхнего самолёта управления Fw190A-8. В ходе работ дошли до переоборудования первой партии в четыре связки, затем переоборудование было отменено. Также немцы разрабатывали другие проекты составных самолётов, в том числе и с реактивными двигателями. В частности, 5 эскадрилья эскадры KG200 занималась вопросами применения буксируемого самолёта-снаряда на базе реактивного Ме-328В

В ночь с 4 на 5 июня 1944 года беспилотный радиоуправляемый самолёт-снаряд S.M.79 ВВС Итальянской Социальной Республики произвёл первый и единственный боевой вылет в направлении Гибралтара, с целью атаковать стоявшие там английские корабли. После того, как пилот выбросился с парашютом, управление велось с самолёта сопровождения Cant Z.1007-II. Из-за дефекта управления самолёт-снаряд не долетел до цели и упал.

В июле 1944 года Воздушные силы США приняли программу «Афродита». Смыслом программы было переоборудование отработавших ресурс бомбардировщиков В-17 в самолёты-снаряды, управляемые по радио с самолёта сопровождения. Точно также, как и на советских ТБ-3РН, самолёт поднимал в воздух экипаж из пилота и бортинженера, вёл его к цели вручную, затем активировал телеуправление, боевую часть (9070 кг ВВ «Торпекс») и выбрасывался с парашютами (верх кабины самолёта был срезан). Самолёт-снаряд продолжал полёт к цели, управляемый по радио, а экипаж подбирала команда эвакуации. Переделанные В-17, получившие индекс BQ-7, и самолёты сопровождения В-17 под индексом CQ-4 поступили в 562-ю бомбардировочную эскадрилью. Самолёты-снаряды несколько раз были задействованы в боевых операциях (в августе и октябре 1944 года), против немецких позиций ракет Фау-1. Операции с применением самолётов-снарядов против сильно защищённых целей были признаны малорезультативными, поэтому было решено их использовать по крупным промышленным целям. BQ-7 ещё несколько раз использовались при налётах без особого успеха. Программа была признана неудачной, а самолёты-снаряды BQ-7 более опасными для своих экипажей, чем для противника. Тем не менее, дальнейшем развитием программы стала переделка бомбардировщиков В-24 в самолёты снаряды BQ-8. Принцип применения остался прежнем. ВМС США начали собственную программу по переделке RB4Y-1 (патрульной версии В-24). Однако из-за низкой точности, надёжности и высокой сложности применения программа была закрыта.

Первой в мире классической крылатой ракетой, производившейся серийно и применявшейся в реальных боевых действиях, стала «Фау-1 » (Fi-103), разработанная Германией . Она впервые была испытана 21 декабря 1942 года. Впервые в боевых условиях она была применена в конце Второй мировой войны против Великобритании . Однако из-за низкой точности системы наведения ракеты в составе экспериментальной эскадры KG200 была сформирована 5 эскадрилья, в которой вполне серьезно, в том числе, отрабатывалась возможность управления ракетой Fi-103 пилотом, который на конечном участке траектории должен был, теоретически, выбросится с парашютом.

В сентябре 1944 года в московское КБ были доставлены обломки V-1, а позже образцы ракет и чертежи, захваченные в Пенемюнде . Советскими властями было принято решение создать свои «самолёты-снаряды». Разработка проекта была доверена Владимиру Челомею . Через 9 лет параллельно с Челомеем разработку начал А. И. Микоян .

В 1947 году в СССР начались работы над крылатой ракетой «Комета». Ракета проектировалась в специальном КБ-1, планер ракеты создавался в ОКБ-155 на базе истребителя МиГ-15. Ракета поставлялась в войска на протяжении многих лет и производилась в вариантах воздушного старта (КС-1), наземного старта (С-2 «Сопка», «Стрела», ФКР-1). Для отработки систем ракеты и обучения личного состава на базе самолёта МиГ-17 был сконструирован пилотируемый «самолёт-дублёр „Кометы“» (СДК), выпускаемый серийно.

В 1950-х годах предполагалось развитие крылатых ракет в качестве стратегических межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов. В КБ Лавочкина шла разработка двухступенчатой крылатой ракеты «Буря» , работы были остановлены по экономическим соображениям и в связи с успехами в разработке баллистических ракет . Единственным состоявшим на вооружении комплексом крылатых ракет межконтинентального класса был разработанный в США SM-62 Snark , очень недолгое время (в 1961) находившийся на боевом дежурстве.

В конце 50-х годов прошлого века начали разрабатываться крылатые ракеты с мощными жидкостными ракетными двигателями, позволяющими добиться значительного прироста характеристик ракеты.

Классификация

Крылатые ракеты делятся

  • по типу заряда:
    • с ядерным снаряжением
    • с обычным снаряжением
  • по решаемым задачам (назначению):
    • стратегические
    • тактические
    • оперативно-тактические (чаще всего противокорабельные)
  • по типу базирования:
    • наземного
    • воздушного
    • морского

В настоящее время крылатыми ракетами морского базирования оснащаются корабли, ракетные катера и подводные лодки (см. противокорабельная ракета).

Существующие системы

Производства в разных странах

СССР и Россия

  • 10XН
  • 16Х - опытная крылатая ракета воздушного старта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
  • КС-1 - первая серийная дозвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, средней дальности.
  • КСР-2
  • КСР-5 - сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-кумулятивной или ядерной БЧ.
  • КСР-11 - сверхзвуковая противорадиолокационная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасной или фугасно-осколочной БЧ.
  • К-10С - сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-проникающей или ядерной БЧ.
  • Х-20 - сверхзвуковая крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с термоядерной БЧ.
  • Х-22 - сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно проникающей или ядерной БЧ.


Вверх