Михаил врубель демон сидящий описание картины. Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия. Дальнейшая работа в сфере искусства

Ноя 08 2012

Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказе “Ионыч”. Семья Туркиных, слывущая в городе С. “самой образованной и талантливой”, олицетворяет мир, потерявший красные кровяные шарики, уже обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Отец семейства “все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю”. Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый скелет его… Мать, Вера Иосифовна, сочиняющая бездарные опусы о том, чего не бывает в жизни. Дочь, по воле родителей перекрещенная в мещанского “Котика”, играющая на рояле так, как будто упорно старается вколотить клавиши внутрь инструмента… Лишь иногда, откуда-то издалека, залетит в этот фальшивый, подражающий жизни мир отголосок жизни истинной. Запоет в саду соловей, но его тут же вытеснится стуком ножей на кухне, предвещающих обильный ужин. Донесется порой “Лучинушка” из городского сада и напомнит о том, чего нет в этой семье, в романах Веры Иосифовны и что бывает в жизни. Не свободен от призрачного существования и молодой гость в семье. Туркиных доктор Ионович Старцев. “Прекрасно! превосходно!” - восклицают гости, когда Котик заканчивает греметь на рояле, грубо имитируя музыку. “Прекрасно! - скажет и Старцев, поддаваясь общему увлечению.- Вы где учились музыке?.. В консерватории?” Увы, и для Старцева все происходящее в доме Туркиных кажется “весельем”, “сердечной простотой”, “культурой”. “Недурственно”,- вспомнил он, засыпая, и засмеялся”. Вялой имитацией живого, молодого чувства становится и любовь Старцева к Екатерине Ивановне. Беспомощные порывы ее все время наталкиваются на внешнее и внутреннее сопротивление. совершенно глуха к тому, (*197) что проснулось в душе Старцева. “Что вам угодно? - спросила Екатерина Ивановна сухо, деловым тоном”. Но и Старцев глух к ней, когда видит в избраннице “что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией”. “Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось”. Мотив увядания, сопровождающий эту неполноценную любовь, тут не случаен. Ведь и в самом Старцеве что-то жесткое, косное и тупое тянет вниз, к обывательскому покою, не дает взлететь на крыльях любви. Мгновение душевного подъема, пережитое лунной ночью на кладбище у памятника Деметти, сменяется чувством страшной усталости: “Ох, не надо бы полнеть!” Тревоги первого признания сопровождаются раздумьями иного свойства: “А приданого они дадут, должно быть, немало”.

Ни любви, ни искусства в истинном смысле этих слов в рассказе нет, но зато в избытке имитация того и другого. Старцев, только что получивший отказ, выходит на улицу и “вздыхает полной грудью”, а потом лениво потягивается и говорит: “Сколько хлопот, однако!” Через емкие детали передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет. Сначала он ходит пешком, потом ездит на паре лошадей с собственным кучером. “Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”. И вот печальный финал: “Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не

Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Демон». Размер 116 × 213 см, холст, масло.

В письме к сестре от 22 мая 1890-го года Врубель сообщает: "Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» – полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий» – первая из обширной демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру.

«Молодая уныло-задумчивая фигура» – слова очень точные. Сидящий демон действительно молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной. Вспоминается, как в романе Достоевского описаны переживания князя Мышкина в горах Швейцарии: «Перед ним было блестящее небо, внизу озеро, кругом горизонт светлый и бесконечный, которому конца-края нет. Он долго смотрел и терзался... Мучило его то, что всему этому он совсем чужой».

Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» – каменные цветы, каменные облака – символизирует это чувство отторгнутости, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня». Но нет ни вызова, ни ненависти – только глубокая, глубокая печаль. Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона – и это уже совсем другой образ, образ ожесточившегося. Под массивной гривой волос – исступленный лик с выходящими из орбит глазами. Художник отлил эту голову в гипсе и раскрасил, придав ей жуткую «настоящесть». В 1928 году ее разбил на куски какой-то психически неуравновешенный посетитель Русского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена. Ее реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале.

В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. На холсте, в глине, на обрывках бумаги художник ловил лихорадочное мелькание обликов, чередование гордости, ненависти, мятежности, грусти, отчаяния... Все снова и снова появляется незабываемое лицо: косматая львиная грива, узкий овал, излом бровей, трагический рот,– но каждый раз с иным оттенком выражения. То он бросает исступленный вызов миру, то «похож на вечер ясный», то становится жалок.

В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля – другого мы, пожалуй, не приняли бы.

Как ни грустно об этом говорить, но многие гениальные люди при жизни не были оценены по достоинству. Из книг по истории можно сделать вывод, что прошлое было довольно жестокое и в какой-то степени дикое. Так, множество архитекторов, художников, философов или писателей были примером позора для граждан. Некоторых из них казнили, других пытали, а третьи и вовсе пропали. Тем не менее после их смерти все кардинально изменилось. И та «грязь», как называли люди работы талантливых личностей, сегодня именуется настоящим шедевром, который, кажется, ни кому не под силу повторить. Работами восхищаются, вдохновляются, а порой и просто не могут отвести глаз от такого совершенства.

Михаил Врубель - художник девятнадцатого-двадцатого веков

5 (17) марта 1856 года в семье строевого офицера появился на свет маленький Михаил Врубель. Через несколько десятков лет он прославился на всю Российскую империю, причем в разных жанрах искусства. Талантливый мужчина показал прекрасные результаты в графике, скульптуре и театре. Это был многогранный человек, никогда не останавливавшийся на достигнутом. Он подарил миру непревзойденные фрески, чудесные полотна и книжные иллюстрации. Врубеля считали очень сложным человеком и художником. В то время не каждый смог бы разгадать суть его картин или понять, что значат изгибы его скульптур.

С самого детства Михаил любил рисовать и наслаждаться очаровательными пейзажами вокруг. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, его отец решил, что молодой человек должен поступить на юридический факультет в университет Санкт-Петербурга. В то время Михаил был совершенно равнодушен к данной науке и пошел учиться только из-за воли Врубеля-старшего. Он увлекался философией Канта, посещал спектакли, влюбляясь в театральных актрис, спорил об искусстве и постоянно рисовал. Все, что приходило ему в голову, вскоре появлялось на холсте.

Жизнь великого художника

Творчество Врубеля часто связывают именно с 1880 годом. В этот период Михаил учился в Императорской Академии художеств и создавал свои первые шедевры. Все преподаватели видели лидерство и превосходство юноши над другими учениками. Первыми акварелями, которые покорили всю Академию, стали «Пирующую римляне» и «Введение во храм». Именно в высшем учебном заведении были видны изменения в молодом человеке. Из безответственного, ветреного мальчика он стал талантливым и сильным мужчиной. Картины М.А. Врубеля настолько покорили преподавателей и гостей Академии, что через некоторое время профессор Прахов пригласил Михаила в Киев. Он предложил ему поработать над реставрацией Кирилловской церкви. Врубель, в свою очередь, согласился и принялся писать иконы. Он создал непревзойденные настенные росписи, изобразил Богоматерь с младенцем, Кирилла, Христа и Афанасия.

Кроме этого, великий художник сделал эскизы, предназначенные для реставрации Владимирского собора. В конечном итоге Михаил проработал в Киеве около пяти лет и стал намного мудрее, усерднее и талант свой развил до следующего этапа творчества. После 1889 года художник изменил свои работы, чего только стоит картина, которую часто в народе называют «Демон Врубеля».

Дальнейшая работа в сфере искусства

Около трех лет великий художник занимался прикладным искусством. Этот период называют Абрамцевским. Вкратце охарактеризовать работу Михаила Врубеля можно по следующим достижениям: им был создан проект фасада дома Мамонтова и скульптура «Маска льва».

Так или иначе, для многих живопись - это основная сфера, в которой работал Михаил Врубель. Картины его были с глубоким смыслом, который каждый человек трактовал их по-своему. Талантливый художник никогда не обращал внимания на рамки и правила, он творил и достигал по-настоящему великолепных результатов. Михаилу в годы молодости уже смело поручали огромные проекты, так как заказчики были уверены в их роскошном и быстром выполнении.

Врубель работал с лучшими мастерами своего дела и архитекторами, среди которых ярко выделялся Федор Шехтель. Вместе они оформляли легендарный особняк Саввы Морозова. Нельзя не отметить, что Михаил также принимал участие в выставках, участвовал в оформлении спектаклей и даже однажды уехал на гастроли с труппой Русской частной оперы Мамонтова.

Михаил Врубель обожал работы Лермонтова, а также духовный мир и жизнь своего кумира. Он пытался подражать ему и порой выражал эмоции, таившиеся в его душе, на холстах своих непревзойденных картин. Михаил Александрович был сильной личностью и пытался каждой своей работе придать трагизм, стойкость. Именно картина «Демон» Врубеля удачно соединила в себе черты романтизма, грусти и многозначности. Многие ценители искусства пытались объяснить, что же представляет собой данное изображение, какой смысл оно несет и что именно хотел передать автор этими мазками.

Картина «Демон»

«Демон» Врубеля - это изображение настоящей трагедии, которая все же отрицает зло. Суть ее в том, что благородная личность выступает за сторону добра, но ничего не может поделать с силами тьмы. Зло все равно побеждает, оно затягивает бессильного и управляет им в корыстных, мерзких целях. Здесь многие литераторы проводят параллель между Лермонтовым и Врубелем. У первого демон - это не создатель зла, а лишь его порождение, и Михаил Александрович это прекрасно понимает. Он пытается изобразить контраст цветов на холсте, чтобы каждый увидевший картину сразу и безоговорочно понял, где зло, а где добро. Подытоживая, отметим, что «Демон» Врубеля - это не что иное, как борьба между двумя силами: света и тьмы. Конечно же, каждый человек сам решает, что могущественней, и некоторые утверждают, что автор отдает предпочтение силам тьмы.

Отметим, что герой также не является запуганным, потерянным мужчиной. Он сильный, мощный, уверенный, и по воле событий у него нет выбора. Герой должен созерцать происходящее. От этого он становится бессильным (об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, - обхватив колени руками). Мужчина не хочет находиться в данном месте, но у него нет выбора, и он наблюдает, как возникает демон. Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. Так он подсознательно не дал много места злу, то есть демону тесно, и от этого он кажется еще более устрашающим. Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Он устал, обессилел, подавлен… Но все равно Врубель делает его своим идеалом прекрасного человека.

Суть «Демона» в творчестве Врубеля

Сюжет, который нарисовал Врубель («Демон сидящий»), повествует о его усталости и бессилии. Но тем не менее автор оживляет картину кристаллами, которые сверкают на одеянии героя в голубом и синем тонах. Также можно увидеть потрясающий пейзаж, который некоторым может показаться причудливым, но в этом его и прелесть. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей совершенно разный вид при разном освещении. Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя. Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво.

Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле. А он таков: демон - это символ сложного, несправедливого, реального мира, который рушится и вновь собирается как мозаика. Это страх за людей современных и будущих, которые не могут найти выход в жизни, где царят зло и ненависть. Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках, и значение изображения будет трактоваться также по-разному. Но большинство исследователей считает, что автор хотел передать грусть, тревогу, которая переплетается со скорбью и депрессией, тревогу за человечество и его дальнейшее существование. Именно такой была тема картины художника, именно в таком направлении он работал последние свои годы творчества. Возможно, поэтому живопись Врубеля считается одной из самых сложных, в некоторой степени жестоких, но справедливых и трогательных. Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью; умелым сочетанием красок и фона.

История создания картин «Демон»

Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Произведение появилось после того, как Михаил Александрович детально изучил творчество Лермонтова. К некоторым его работам он нарисовал чудесные картины, на одной из них и был изображен демон. Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена. Только в 1917 г. картина поступила в музей. Через некоторое время она стала привлекать к себе внимание, а сегодня считается настоящим шедевром. Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон». Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку. Удивительно то, что разница в их написании - девять лет. Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней. За ней последовала новая работа. В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель - «Демон летящий».

Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей. Картина была закончена настоящим мастером, который усовершенствовал свою систему рисунка. На ней также был изображен главный герой, но уже с крыльями. Таким образом автор хотел передать, что постепенно чистая душа захватывается злом и нечистью. Демон изображен на холсте довольно четко, но в то же время размыто. Он пытается поглотить героя, который уже пошел у него на поводу. Автор долгое время улучшал свое творение, постоянно переделывая некоторые черты картины. Важно, что Врубель точно понимал, Считается, что дьявол - это рогатое, коварное существо, способное переманить человека на свою сторону. Что же касается демона - то это энергия, способная захватить душу. которая обрекает человека на вечную борьбу, которая не закончится ни на небе, ни на земле. Именно это и хотел донести до публики Врубель. «Демон летящий» - отрицательный персонаж, который мешает людям проявить силу воли и оставаться на стороне добра, то есть быть справедливыми, честными, чистыми разумом и сердцем.

Демон поверженный

Из серии популярных работ, посвященных поэме Лермонтова, также выделяется картина «Демон поверженный». Врубель закончил ее к 1902 году, и она стала последней в данной тематике. Выполнена работа маслом на холсте. В качестве фона автор взял горную местность, которая изображена в алом закате. На ней можно увидеть стесненную фигуру демона, как будто зажатую между перекладинами рамы. Никогда еще художник не работал над своими картинами так страстно и с такой одержимостью. Демон поверженный - это воплощение зла и красоты одновременно. Работая над картиной, Михаил Александрович опустошал самого себя. Он пытался изобразить невозможное, стремился показать драматизм и конфликтность бытия. Лицо Врубеля за работой постоянно изменялось, как будто он видел новые фрагменты одного фильма, потерявшиеся и перепутавшиеся в его памяти. Иногда художник мог даже заплакать над полотном, настолько сильно он его чувствовал. Удивительно то, что Лермонтов написал шесть вариантов своей поэмы и считал, что ни один из них нельзя считать законченным. Он искал того, чего не было, стремился передать читателю то, чего сам до конца не знал. Примерно тоже самое происходило с Врубелем. Он стремился нарисовать то, о чем понятия не имел, и каждый раз, окончив картину, художник находил неточности и пытался исправить их.

На самом деле образ зла часто встречается в работах, которые представил миру Врубель. Описание картины «Демон поверженный» сводится к тому, что в конечном итоге главный герой победил нечистую силу. Другими словами, каждый человек может бороться за себя и постоянно работать над собой, совершенствуя свои навыки, развивая и обогащая свой внутренний мир. Таким образом Михаил Александрович высказывал свое мнение о демоне и о в целом зле на планете: его можно победить, и даже нужно бороться с ним!

Картину «Демон поверженный» Врубель изобразил в уникальном стиле: с применением кристаллических граней, плоских мазков, которые были выполнены мастихином.

Болезнь великого художника


К сожалению, «Демон» Врубеля не принес художнику ничего хорошего. Он так глубоко проникся его образом, сочувствием ко всем людям на земле, размышлениями о жизни и прочих философских вещах, что постепенно начал теряться в реальности. Последняя картина Врубеля - «Демон поверженный» (последняя из серии, написанной для поэмы Лермонтова) - находилась в Московской галерее и была готова к выставке. Каждое утро художник приходил туда и исправлял детали своей работы. Некоторые считают, что это была особенность, благодаря которой и стал известен Михаил Врубель: картины его были продуманы до мелочей, поэтому были совершенными.

На протяжении написания автором работ окружающие все больше убеждались, что у него психическое расстройство. Чуть позже диагноз подтвердился. Врубеля отвезли в психиатрическую клинику и уверили его родственников, что он находится в состоянии маниакального возбуждения. Данные об ухудшении его здоровья подтвердились. Михаил Александрович однажды заявил, что он Христос, потом утверждал, что является Пушкиным; порой слышал голоса. В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена.

Заболел Врубель в 1902 году. Как следствие, у него обнаружили Автор вел себя очень странно в эти годы. Сначала, обнаружив недуг, его отправили в клинику Свавей-Могилевича, затем перевезли в больницу Сербского, чуть позже направили к Усольцеву. Почему так происходило? Это объясняется тем, что лечение не помогало Врубелю, наоборот, состояние ухудшалось, и он становился таким буйным, что его едва удерживало четверо санитаров. Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась. В тот период у художника резко ухудшилось зрение, и он практически не мог писать, что приравнивалось к ампутации руки или ноги. Тем не менее Михаил Александрович сумел закончить портрет Брюсова, после чего полностью ослеп. В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни. Скончался талантливый живописец, невероятно умный, честный и справедливый мужчина в 1910 году.

Темы творчества Врубеля

На самом деле художник писал реальные для своего времени картины. Врубель изображал движение, интриги, молчание и тайну. Помимо работ, связанных с поэмой Лермонтова «Демон», художник представил миру другие шедевры искусства. К их числу относят картины «Гамлет и Офелия», «Девочка на фоне персидского ковра», «Гадалка», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь», а также многие другие. В этих работах можно увидеть роскошь, любовь, смерть, печаль и тленность. Художник множество картин выполнил в русской тематике, среди которых наиболее популярна «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году. Также потрясающими работами считаются такие произведения, как «Ангел с кадилом и свечой», «К ночи», «Пан» и множество портретов выдающихся личностей.

Так или иначе, всем людям будет помниться шедевр, который сотворил Михаил Врубель - «Демон», а также блок картин, связанный с поэмой русского писателя, изображающий чувства, эмоции и переживания обычного человека, которого поглощает зло и предательство, ненависть и зависть. И, конечно же, в серии данных работ представлены другие изображения.

Врубель и его демон

Известного и талантливого Врубеля посетила муза, которая и подтолкнула его на написание картины «Демон», когда он находился в Москве. Не только поэма Лермонтова стала основой для создания шедевров, но и также окружающая среда: подлость, зависть, бесчестие людей. Хороший друг Михаила Александровича - Савва Мамонтов - разрешил художнику занять на время свою студию. Отметим, что именно в честь этого светлого и преданного человека Врубель назвал своего сына.

На начальном этапе Михаил Александрович не понимал, как именно изобразить демона, с какой точностью и в облике кого. Картинка в его голове была расплывчатой и требовала доработки, поэтому в один прекрасный день он просто сел и начал экспериментировать, постоянно изменяя или поправляя свое творение. По мнению художника, демон был воплощением страдающего и скорбного человека. Но всё же он считал его величавым и властным. Как уже отмечалось выше, для Врубеля демон не был чертом или дьяволом, он был существом, похищающим человеческую душу.

Проанализировав творчество Лермонтова и Блока, Врубель только убедился в правдивости своих мыслей. Интересным является то, что ежедневно Михаил Александрович переделывал образ демона. В некоторые дни он изображал его величественным, властным и непобедимым. В другие времена делал его страшным, ужасающим, жестоким. То есть иногда автор восхищался им, а иногда ненавидел. Но на каждой картине в образе демона наблюдалась какая-то грусть, совершенно уникальная красота. Многие считают, что именно из-за своих выдуманных персонажей Врубель и сошел вскоре с ума. Он так четко их представлял и проникся их сущностью, что потихоньку терял самого себя. И вправду, до того, как художник принялся за вторую работу - «Демон летящий», - он чувствовал себя великолепно и совершенствовал своё мастерство рисования. Его картины были вдохновляющими, чувственными, неповторимыми.

Во время завершения третей картины - «Демон поверженный» - Михаила Александровича переполняли разные чувства. Стоит отметить, что он был первым, кто нарушил запрет на изображение нечистой силы на холсте. Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. Именно поэтому данные герои были запрещены. Все люди верят, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя. Об этом свидетельствуют десятки не связанных между собой событий. Многие уверяют, что именно из-за нарушения данного запрета силы тьмы наказали Врубеля, лишив его рассудка. Но как было на самом деле, остается загадкой. И каждый человек может составить собственное видение творчества гениального живописца и его героев, выработать собственное отношение к ним. Ясно одно: тематика, выбранная Врубелем, всегда остается актуальной. Ведь всегда было и будет существовать противостояние зла и добра, света и тьмы, прекрасного и чудовищного, возвышенного и земного.

Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в доме Саввы Ивановича Мамонтова, где была студия, которую хозяин уступил Врубелю для работы.
Но мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, "нечто демоническое" возникла еще в Киеве.

Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон - дух "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый".

"Он утверждал, - свидетельствует другой мемуарист, - что вообще "Демона" не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто "рогатый", дьявол – "клеветник", а "Демон" значит "душа"".

Для Александра Блока в этом образе воплатилась "громада лермонтовской мысли" о божественной скуке.

Божественна она, как можно догадаться, потому, что в ней тонет, забывается, теряется само зло - "и зло наскучило ему".

Скука властительнее и первичнее зла.
В представлении поэта врубелевский Демон - "Юноша в забытьи "Скуки", словно обессилевший от каких-то мировых объятий".
В этой фразе Блока слово "Скука" - с прописной буквы: оно выведено как имя собственное, и к тому же взято в кавычки, отсылая, таким образом, к наименованию произведения, которое предполагается известным читателю.

Этим произведением, без сомнения, является Вступление, открывающее Цветы зла Бодлера.
За Бодлером к тому времени уже давно была закреплена репутация "отца декадентов", тогда как во Врубеле некоторая часть критики видела олицетворение декадентства на русской почве.

В упомянутом стихотворении рисуется образ всепоглощающей Скуки, которая превосходит прежде созданных воображением человечества чудищ и химер, олицетворяющих зло и порок:

"Она весь мир отдаст на разрушенье, /
Она поглотит мир одним своим зевком".

В колористических соцветиях Врубеля, "в борьбе золота и синевы" Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому:

"Он был похож на вечер ясный: /
Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет".

И, стало быть, как образ - знак колористической тональности, врубелевский Демон - тот, кто призван и послан "заклинать ночь" ("синий сумрак ночи, -пишет Блок, - медлит затоплять золото и перламутр").
Он - "ангел ясного вечера", то есть опять персонификация, аллегория, но не преходяще-земного, а бесконечно длящегося вселенского Вечера.

Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – М. Врубеля, притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.
Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий».

Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием.

Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».

Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» - трагедия Эсхила «Прометей прикованный» - изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.

Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа. Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба. Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?

Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» - психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный - голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а врубелевский герой изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.
Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем.

Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.

…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.

Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.

Врубель и Демон: история создания самого мистического произведения художника

Демон поверженный. 1901. Эскиз

"Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона, который манит тем, что часы свидания, часы разлуки должны быть ни в радость, ни в печаль....

Ты знаешь, за эти почти 6 месяцев я изорвал около 1000 листов бумаги и все уничтожил" - так писал М.А.Врубель своей жене - оперной певице Н.И.Забеле - Врубель в конце 1902 года.

Мысль о создании образа Демона овладела художником много раньше. Еще в середине 1890-х году близкие друзья семьи и частые гости их дома в своих воспоминаниях указывали на то, что всюду были эскизы и наброски Демона - то он стоял, в тоске заломив за голову руки, то парил высоко в небе, распустив волшебные крылья, то покоился на скалах Кавказа. Словно плененный своим "героем" Михаил Александрович изображал его на обрывках писем, на полях газет, на кло чках бумаги, часто декламируя лермонтовские строки "печальный демон, дух изгнанья".

По обыкновению присутствуя на спектаклях своей жены, и по воспоминаниям современников, всегда волнуясь и жадно следив за ее игрой и пением, как только заканчивалось очередное действие, "Михаил Александрович спешил за кулисы и, как самая тщательная костюмерша, был точен во всех деталях предстоящего костюма к следующему акту, и так - до конца оперы…Он ее обожал!".

Когда же на сцене Русской Частной оперы в 1897 году состоялась премьерная постановка оперы А.Г.Рубинштейна "Демон", Врубель смотрел ее "как израненный человек", не обращая внимания на Надежду Ивановну, исполняющую роль Тамары, он ждал главного героя спектакля! Как только на сцене появился исполнитель партии Демона, Врубель "закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: "Не то, не то!"…


Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель

На протяжении ряда лет художник, мучимый душевными расстройствами, пытался воплотить в искусстве преследовавший его образ поверженного, сломленного, но непокорного Духа. В 1902 году на выставке журнала "Мир искусства" был представлен эскиз к будущему полотну "Демон поверженный" (1901, Третьяковская галерея), который хоть и был приобретен Советом Третьяковской галереи, но получил неоднозначную оценку публики и художественной критики. Так, живописец Н.К.Рерих писал: "Появление его маленького демона в Третьяковской галерее волнует и сердит нас".

Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением. Как вспоминал В.В.фон Мекк, заглянувший к художнику в дом в Лубянском проезде, - "рядом с гостиной была небольшая комната, отделанная аркой. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно веселое. "Начинаю", - сказал он.

Через несколько дней я опять был у него. Работал Михаил Александрович запоем, иногда всю ночь напролет. На холсте уже был почти законченный, гениальный рисунок Демона. Впоследствии Врубель значительно изменил рисунок Демона, изменив даже позу, закинув обе руки за голову. Все эти изменения Врубель объяснял желанием дальше отойти от природы, боясь реализма, слишком земного представления о духе.

Из всех бесчисленных рисунков Демона Врубеля особенно полюбил один <…> и не расставался с ним, всегда носил его в кармане, часто во время разговора вынимал и глядел на него и с него рисовал на большом холсте.

Вскоре холст оказался короток по композиции, и Врубель сам, засучив рукава, принялся старательно пришивать надставку у ног Демона".

А однажды, когда работа уже считалась законченной, Михаил Александрович радостно вбежал в столовую с клочком сахарной бумаги в руках. "Какой божественный тон! Какая красота!" - восторгался он. Этот кусочек сахарной бумаги он приклеил к разорванной одежде Демона и в тон бумаги записал его.

Этот фрагмент до сих пор уцелел на картине!

Чуть позже, Врубель прислал неожиданную записку фон Мекку с просьбой прислать фотографии кавказских гор: "Я не засну, пока не получу их!". После незамедлительного получения фотографий Эльбруса и Казбека, в ту ночь за фигурой Демона выросли жемчужные вершины, "овеянные вечным холодом смерти".


Демон поверженный. 1902

Приехавшие навестить больного художника И.С.Остроухов, В.А.Серов и А.П.Боткина (дочь П.М.Третьякова) увидев картину художника, по-товарищески указали ему на неправильное с анатомической точки зрения изображения правой руки Демона. "Врубель, сильно побледнев, прямо закричал на Серова не своим голосом:

Ты ничего не смыслишь в рисунке, а суешься мне указывать!
И пошел сыпать ругательствами. Дамы: Боткина, и жена Врубеля, сильно смутились. Совершенно спокойно обратился я к Врубелю:
- Что же это ты, Михаил Александрович, оставляешь гостей без красного вина? Зовешь к себе, а вина не ставишь.
Врубель моментально успокоился и заговорил своим обычным тоном:
- Сейчас, сейчас, голубчик, шампанского!
Появилось какое-то вино, но мы уже старались не разговаривать больше о "Демоне" и вскоре с тяжелым чувством на душе ушли".

Будучи членами Совета Третьяковской галереи, Серов, Остроухов и Боткина, долго обсуждали вопрос приобретения картины в музейное собрание, но важным недостатком произведения они посчитали введение художником в красочный слой бронзовых порошков, что со временем изменили бы до неузнаваемости цвет всего полотна.

Как вспоминал Остроухов: "Совет уже входил в переговоры с художником о написании "Демона" нормальными красками на новом холсте для галереи, как случилась катастрофа...невозможно было подозревать, что это будет последняя работа художника. Врубель был молод, в расцвете сил и таланта, и от него ждали в будущем произведений еще более значительных".

"Демона поверженного" у автора приобрел за 3000 рублей В.В.фон Мекк, получивший радостную записку о завершении работы над полотном: "Вчера ночью я был совершенно в отчаянии от моей работы. Она мне показалась внезапно совершенно и вконец неудачной. Но сегодня я дал генеральное сражение всему неудачному и несчастному в картине и, кажется, одержал победу!"

Спустя несколько лет, в 1908 году, Совет Третьяковской галереи выкупил у владельца это произведение, ставшее в настоящий момент одним из центральных в экспозиции музея.

Михаил Врубель – один из самых значительных русских художников рубежа XIX-XX веков. В его произведениях, напоминающих переливы драгоценных камней, сочетались призрачные мечты, реальность и фольклорная тема. Врубель был новатором, во многом опередившим свое время. Им восхищались художники Валентин Серов и Константин Коровин, Илья Репин. И в то же время многие современники не признавали работы Врубеля, его картины часто не принимались на выставки, многие иллюстрации не публиковались, а критики в лучшем случае обходили молчанием. Художник мечтал создать гениальные произведения и много работал. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Ранние живописные изображения Демона неизвестны, так как были уничтожены самим автором. Но, вероятно, Врубель начал работать над этим образом ещё во время выполнения росписей для Кирилловской церкви в Киеве, реставрацией которой руководил профессор Адриан Прахов. Он в 1984 году и предложил художник, на тот момент студенту Императорской Академии художеств, взяться за этот заказ. В Киеве с 1884 по 1889 годы Врубель выполнил росписи Кирилловской церкви, иконы для того же храма, разработал эскизы росписи киевского собора Св. Владимира, из которых были осуществлены только орнаменты. Он писал множество портретов, делал наброски, эскизы, начал работать над темой Демона. Этот образ для Врубеля был отчасти выражением внутреннего мира самого художника, в нем иносказательно отражены его негативные переживания, неудачи, разочарования.

«Голова Демона», 1890-1891

В 1889 году Михаил Врубель приехал в Москву. С этого времени начался один из самых плодотворных периодов в творчестве художника. Он обращался к новым для себя областям творчества: театральной живописи, майолике, создал свои центральные произведения в жанре портрета, картины сказочного мистического звучания. В 1890 году Врубель создает скульптуру «Голова Демона», примерно в то же время – рисунок с одноименным названием.

Творчество Врубеля поддерживал предприниматель и меценат Савва Мамонтов. В его доме в Москве в 1890 году художник пишет картину «Демон сидящий» (холст, масло 114х211 см). Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля. Он создал образ смятенного духа, который не в силах вырваться. По технике картина напоминает витражи или панно, она как будто состоит из кристаллических граней. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Картину «Демон сидящий» можно увидеть в Третьяковской галерее

Михаил Александрович писал о работе над картиной в конце мая 1890 года: «Вот уже месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я еще напишу со временем, а демоническое – полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Для решения фона художник использовал фотографии Кавказских гор, но природа становится лишь намеком. Фигура сидящего Демона – композиционный центр – приближена к зрителю, но его голова повернута в профиль, взгляд устремлен вдаль, его поза замкнута – Демон чужд миру вокруг него. Простор, к которому устремлен его взгляд, остается недостижимым. В его позе художник выражает неготовность к движению, а, скорее, его невозможность. Цветы-камни, распускающиеся вокруг Демона, пейзаж с золотым светом на заднем плане картины создают образ призрачного прекрасного, но недостижимого мира. Та же идея выражена и в цветовом решении полотна. Насыщенные яркие оттенки пейзажа являются диссонансом к образу самого Демона, раскрывают противоречие между ним и окружающим, трагедию пленного духа, который не может быть причастен к красоте Божьего мира.

К теме Демона художник возвращался вновь и вновь до самой смерти, что свидетельствует, насколько значим для него был этот образ. В 1899 году он создает картину «Демон летящий». Она является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтава «Демон». Картина не была закончена по неизвестной причине.

«Демон летящий», 1899

В 1902 году Врубель обращается к образу Демона поверженного. Казалось, все свои творческие, душевные силы художник вложил в это произведение. Гибель Демона словно сломила самого автора. Врубель работал над картиной неустанно. Даже когда полотно уже было на выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге, он продолжал вновь и вновь переписывать лицо Демона, фон…

«Демон поверженный», 1902

Образ Демона постоянно жил в сознании художника. Предельное напряжение сил привело к нервному срыву и болезни. В 1902 года после сильного приступа его жена, оперная певица Надежда Забела-Врубель увезла мужа на дачу в Рязанскую губернию. В итоге художника определили в клинику Сербского при Московском университете, где подтвердился диагноз «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции».

Состояние художника с апреля по август 1902 года было настолько тяжелым, что к нему не пускали даже жену и сестры. К сентябрю он стал более спокойным. Художник Александр Бенуа и Сергей Дягилев решили доказать публике вменяемость Врубеля и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». Эта выставка стала переломной в отношении критиков и публики к наследию художника.

Казалось, после лечения рассудок возвращался к Врубелю, но семью постигло новое несчастье. По приглашению мецената Владимира фон Мекка Врубель поехал в его имение в Киевской губернии. Но в дороге заболел их с Надеждой трехлетний сын Савва. 3 мая 1903 года ребенок умер в Киеве. Художник не смог перенести потрясение, его психическое состояние вновь ухудшилось. Он лечился в Риге, затем в Москве. Первую половину 1904 года художник снова провел в клинике Сербского.

«Портрет сына художника», 1902

28 ноября 1905 года уже смертельно больному Врубелю было присвоено звание академика «за известность на художественном поприще». В декабре резко ухудшилось зрение, но Врубель продолжал работать. В клинике Усольцева он создает прекрасный портрет поэта Валерия Брюсова и картину «Видение пророка Иезекииля». Художник содержался в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелегкой задачей, ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100-150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского.

В конце февраля 1906 года художник потерял зрение. Этот удар был для него не менее страшен, чем смерть единственного сына и неизлечимая болезнь. Врачи разрешили Врубелю уехать в Петербург, быть с семьёй, ему уже не требовалось лечение. Художник умер 1 апреля 1910 года. На похоронах единственную речь произнёс поэт Александр Блок: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Мятеж Демона многие исследователи творчества художника считают отражением сложной переломной эпохи рубежа XIX-XX веков, когда надвигались политические потрясения и изменения.

8 интересных фактов о Михаиле Врубеле

1. Будущий художник родился 5 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель, поляк (по-польски слово «врубель» означает «воробей»), офицер русской армии в военно-юридическом ведомстве, происходил из безземельных дворян. Мать художника, Анна Басаргина, умерла, когда Врубелю было всего три года. Отец в 1863 году женился потом на Елизавете Вессель. Отца часто переводили по службе. Семья жила в Астрахани, Петербурге, Саратове, потом в Одессе.

2. Михаил Врубель начал рисовать в пять лет, а в семилетнем возрасте посещал рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, затем в Одессе учился в гимназии. С 1870 года Врубель начал писать портреты маслом, копировал Айвазовского, Дж. Доу. В 1870 и 1872 годах он посещал рисовальную школу Общества изящных искусств в Одессе.

3. В 1874 году 18-летний Врубель, окончив гимназию с золотой медалью и поселившись в Петербурге, по совету отца поступил на юридический факультет университета. Изучив в гимназии латинский язык, читал в оригинале Овидия, Горация. Но Врубеля все больше интересовало художественное творчество. Уже заканчивая обучение в университете, Врубель начал посещать вечерние классы Императорской Академии художеств. В Академию он поступил осенью 1880 года, когда ему было 24 года.

4. Осенью 1884 года Михаил Врубель во время работы над росписями в Кирилловской церкви ездил в Италию по совету профессора Адриана Прахова, а также в Западную Европу. Позже художник говорил: «Там как-то больше равенства, понимания. Но я не люблю одного: там презирают бедность. Это несправедливо и неверно, и нехорошо. А в России есть доброта, и нет меркантильной скупости».

5. При написании образов святых, а также работая над портретами, как правило, глаза Врубель писал в последнюю очередь, завершая произведение и выражая его идею.

Фрагмент иконы «Богоматерь с Младенцем» Михаила Врубеля для Кирилловской церкви в Киеве (1884-1885)

6. Меценат Савва Мамонтов поручил Валентину Серову и Константину Коровину разработать эскиз росписи «Хождение Христа по водам» для церкви при среднем механико-техническом училище в Костроме. Решение никак не давалось художникам. Тогда Врубель, наблюдавший за их работой, молниеносно сделал нужный эскиз на листе серого картона. Так возникло одно из известнейших произведений. Однако его Врубель едва не уничтожил. В последний момент Коровин смог уговорить художника не резать эскиз, а продать ему.

7. Врубель работал по 10-14 часов в сутки, часто с 8 утра до 8 вечера, делая всего на один час перерыв для обеда, но вместе с тем художник упрекал себя за леность и легкомыслие. Он говорил: «Надо рисовать 10 лет по 5 часов: только тогда поймешь, может быть. Рисуйте каждый день – это предпосылка всякого искусства».

«Жемчужная раковина», 1904

8. 1895 год стал исключительно важным для Врубеля. Он оформлял спектакли для Частной русской оперы и познакомился с Надеждой Забелой, которая стала его женой. Она обладала лирико-колоратурным сопрано и покорила художника своим голосом и красотой. Врубель сделал для нее много эскизов костюмов. Например, костюм Маргариты, почти в таком же одеянии он изобразил ее в панно «Фауст и Маргарита». Но особенно волновал Врубеля образ Тамары в ее исполнении в «Демоне». Надежда Забела вдохновила художника и на одну из самых известных его картин «Царевну-Лебедь» 1900 года. Ее образ в театральном костюме стал не реалистичным портретом, а воплощением представления художника о полуреальной-полусказочной красоте, утонченной и таинственной.

«Царевна-Лебедь», 1900

Три цитаты художника Константина Коровина о Врубеле

«Врубель был славянин чистой воды… поляк, и в нем была утонченность великой Польши, утонченность, равная Франции. На вид иностранец, но душой славянин, сын несправедливо и больно угнетенной страны, с пеленой высокого культа, щегольским изяществом драгоценного легкомыслия, высоких порывов влюбленных чувств, музыки, искусств, с праздником и задором в душе».

«Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отметив размер, держа карандаш, или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась картина. Меня и Серова поражало это».

«Огромную зависть своим настоящим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его великий талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить».

В материале использованы данные из книги «Михаил Врубель» Е. А. Скоробогачевой.



Вверх