41 проблемы периодизации психического развития теоретические основания. Проблема возрастной периодизации психического развития. Здесь выделяют две подстадии

Психическое развитие человека – непрерывный процесс, который начинается практически сразу после рождения и заканчивается смертью. При этом он характеризуется как качественными, так и количественными переменами в сознании личности. Проблема возрастной периодизации психического развития на сегодняшний день остается открытой, так как психологи не выделили единой классификации этого явления.

Существует несколько подходов к определению возрастной периодизации, которые базируются на различных психических качествах человека. Рассмотрим основные направления отечественной и зарубежной психологии, которые занимаются изучением данной проблемы.

Необходимые определения

Известные педагогические деятели, мыслители и философы еще с древности пытались разделить жизнь человека на условные отрезки, которые, на их взгляд, отражают изменения и специфические особенности психического, физиологического и социального развития личности. Границы, которые выделяли авторы, а также содержание периодов определяют самые важные стороны онтогенеза личности.

Рассмотрим основные термины, которые помогут понять суть существующих классификаций.

Для начала следует разобраться, что включает в себя понятие возраст, который имеет несколько определений.

  1. Хронологическое определение возраста основывается на количестве прожитых человеком лет;
  2. Биологический возраст представлен показателями физиологического развития всех органов и систем организма;
  3. Возраст, связанный с психологией человека, является показанием психического развития и включает в себя такие показатели:
  • Взросление ума. Для того чтобы определить умственный возраст, используют специальный тест Векслера, который заключается в выполнении заданий вербальных и наглядных упражнений в совокупности. После их выполнения высчитывают показатель интеллекта.
  • Адаптация в обществе – интеллект социализации. Высчитывается, насколько человек адаптирован к обществу, в котором он живет.
  • Зрелость эмоций. Умение управлять собственными ощущениями характеризует зрелость личности.

Как свидетельствуют многочисленные исследования, показатели возраста у каждого отдельно взятого человека чаще всего не совпадают.

Для того чтобы разобраться в развитии человека на разных возрастных этапах, учеными были предприняты попытки систематизировать отдельные периоды жизни личности с помощью периодизации.

Периодизация – членение жизненного пути на этапы развития или возрастные периоды.

Суть периодизаций

Говоря об особенностях возрастной периодизации развития взрослого человека, необходимо подчеркнуть, что она неразрывно связана с классификаций детских периодов жизни.

Исследования отечественных психологов несколько отличаются от выводов их зарубежных коллег. Однако все они направлены на вычленении особых признаков, характерных для отдельных этапов. Классификация конкретно психического развития базируется на членении жизни личности, которое представлено в виде последовательных стадий психологического онтогенеза человека.

Любая периодизация, имеющая научное обоснование, обязана освещать внутренние особенности закономерного процесса развития и соответствовать таким требованиям:

  • Давать характеристику качественного содержания определенного этапа, а также его различия по отношению к другим периодам;
  • Указывать связь структур психических функций и процессов в контексте одного периода;
  • Проводить параллель между этапами развития;
  • Иметь четкую структуру, которая базируется на взаимодействии и последовательности каждого периода.

Некоторые периодизации развития имеют односторонний характер, так как анализируют какую-то одну характеристику, таким образом, разрывая связь между онтогенезом личности и умственными способностями. Более того, такие периодизации игнорируют исторические изменения, которые обязательно накладывают свой отпечаток на развитие человека.

В качестве примеров подобных периодизаций можно привести работы Ж. Пиаже, которые основываются исключительно на развитии интеллектуальных способностей, или классификация возраста З. Фрейда, основанная на психосоциальном взрослении.

Достаточно популярна периодизация, в основу которой положен педагогический принцип ступеней обучения в общеобразовательных учреждениях.

Э. Эриксон. Особенности классификации

Э. Эриксон включает в свою периодизацию 8 стадий, каждая из которых предусматривает определенный кризисный этап. От степени успешности преодоления этого психологического и социального кризисного момента зависит формирование определенных личностных качеств общего потенциала, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.

Период выбора между эмоциональными ощущениями доверия либо недоверия ребенка к окружающей действительности. Длится с рождения до первого года жизни.

Начало формирования автономного разделения эмоций, базирующихся на чувстве стыда или сомнения. Охватывает период с двух до трех лет.

Развитие инициативы, протестующей против ощущений вины. Продолжительность этапа с четырех до семи лет.

Формирование умения противостоять чувству неполноценности. Подростковый период, который имеет весьма расплывчатые границы. Может охватывать возраст с восьми до тринадцати лет.

Начало развития кризиса идентичности, который состоит в противостоянии личностного восприятия с общественным. Заканчивается в 19 лет.

Стремление к близким отношениям и любви, создание семейных отношений, протест против одиночества. Этап включает в себя годы с 19 до 35 лет.

Максимальное желание избавиться от застоя и обыденности жизни. Продолжается с 35 до 60 лет.

Этап целомудрия и осмысления. Стремление избежать распада личности и разлада в собственном мироощущении. Длится до окончания жизни.

Концепция развития личности по Э. Эриксону предусматривает радикальные изменения в психике человека после смены каждого этапа: меняются взаимоотношения с людьми, преобразовывается внутренний мир. В результате этих качественных изменений каждый человек приобретает нечто новое в своем развитие, то, что «принадлежит» только ему. Более того, эти изменения сохраняются в течение всей жизни, накапливая опыт следующих этапов.

Э. Эриксон считал, что все изменения не могут возникнуть сами по себе. Их появление обусловлено опытом предшествующих стадий становления личности. Новые свершения психики человек может получить только тогда, когда на предыдущих этапах были обеспечены определенные психологические и поведенческие условия.

Так как в одной теории развития предоставить все тонкости возникновения отрицательных и положительных изменений невозможно, Э. Эриксон продемонстрировал в качестве примера 2 противоположные линии развития личности: правильную и аномальную.

Конечно, встретить человека, который совмещал бы в своем характере данные черты в том виде, в котором представил их психолог, невозможно. Однако они помогают теоретически обосновать главные, акцентные моменты становления личности.

Нововведения Л. С. Выготского

Не менее известный советский психолог Л. С. Выготский представил свою возрастную периодизацию, опираясь на модели диалектики и скачкообразный переход на новый уровень развития.

Психолог считал, что все возрастные периоды обусловлены переходом из стабильного состояния в кризис. Во время стабильных периодов человек медленно накапливает необходимый положительный или отрицательный опыт, который в кризисные моменты является движущей силой для преодоления трудностей. От того, насколько успешен будет статический этап, зависит качественный переход на новый уровень развития во время кризиса.

Выготский считал, что стабильные и кризисные периоды имеют четкую структуру чередования. Именно это свойство помогает людям преодолевать психологические сложности на разных возрастных этапах.

Последователи идей Выготского. Этапы жизни по Эльконину

Все умозаключения Выготского стали базой для дальнейших исследований в психологии возраста.

Современная отечественная психологическая наука базируется на идеях Д. Б. Эльконина. Он в своих работах руководствовался такими принципами:

  • Учет исторических предпосылок по отношению к скорости развития личности, а также влияние этого процесса на общее становление психологических качеств человека;
  • Влияние каждого предыдущего цикла на онтогенез личности;
  • Акцент на противоречии диалектического процесса, который развивается не эволюционно, а прерывисто;
  • Подчеркивание важности переломных периодов в жизни человека как качественного и единственно возможного варианта перехода из одной стадии развития в другую;
  • Доказанность неоднородных и индивидуальных переходов.

Д. Б. Эльконин считал, что каждый период в жизни человека необходимо рассматривать, опираясь на следующие критерии:

  • Социум, который является определяющим в системе отношений, ситуации, спровоцированные обществом, умение ориентироваться во взаимоотношениях с другими людьми;
  • Главный вид деятельности;
  • Важные изменения в развитии;
  • Кризисные моменты в жизни.

Эльконин, так же, как и Выготский, считал переломные моменты в жизни единственно возможными факторами, влияющими на развитие человека. Более того, он предполагал, что кризисы бывают двух видов: отношений и мировоззрения.

При этом каждый переломный момент, по мнению ученого, состоит из двух стадий. Начало периода сопровождается изменениями в сфере мотиваций и потребностей, а заканчивается он возможностью действовать и меняться.

Этим психологом был впервые выведен закон о неизбежности чередования различных типов деятельности, которые обязательно состоят в противоречии друг с другом.

«Взрослые» кризисы

Ни для кого не секрет, что кризисные периоды переживают не только дети, но и взрослые. Ведь развитие человека, совершенствование или деградация его внутренних качеств продолжается всю жизнь.

Многие исследователи сходятся во мнении, что существует несколько кризисов взрослого, которые протекают в определенные отрезки времени. Так, принято считать, что кризисными являются периоды тридцати и сорока лет. Не менее важные психологические переживания испытывают люди после выхода на пенсию.

Отличительными чертами «взрослых» кризисных периодов является их большая протяженность во времени, увеличенные интервалы и возможные скрытые течения.

Подобные этапы свидетельствуют о том, что и во взрослом возрасте вопросы чередования стабильных и переломных моментов весьма актуальны. Как и в детстве, развитие и совершенствование умственных, социальных и психологических возможностей людей не может происходить линейно. Скачкообразное обогащение психологических механизмов развития обеспечивает индивидуальный онтогенез личности.

Попробуем разобраться с основными закономерностями развития взрослых людей.

Популярный психолог В. И. Слободчиков подчеркивает, что разработанная им система периодизации может быть использована и для детей, и для людей, которые перешли черту юности. Однако содержание этой классификации, которое несет основной психологический смысл, будет совершенно разным.

Так, психолог считает доминантами развития детей следующие моменты:

  • Основная деятельность;
  • Взаимоотношения «ребенок/взрослый»;
  • Общение с семьей и педагогическими работниками;
  • Отношение с ровесниками в стенах учреждения образования и за его пределами.

Онтологическими предпосылками к совершенствованию взрослого являются такие факторы:

  • Общение в семье и в сфере профессиональной деятельности;
  • Общее дело, которое объединяет близкое окружение человека.

Как видим, по определению В. И. Слободчикова, главным фактором развития детей и взрослых является совместная деятельность через общение с ближайшим социальным окружением. Психолог также подчеркивает необходимость рассматривать каждую конкретную ситуацию развития в связи индивидуальными психическими особенностями человека, а также через призму прошедших этапов онтогенеза.

Специфика деятельностного подхода

Термин «ведущая деятельность» был впервые введен в научный обиход А. Н. Леонтьевым. Он считал, что специфика развития взрослого и ребенка зависит от того, какой вид деятельности является определяющим на определенном жизненном этапе.

Д. Б. Эльконин разработал свою периодизацию развития детей как раз по этому принципу, и она уже доказала свою состоятельность. Однако при использовании подобной классификации во взрослом возрасте возникают некоторые вопросы, на которые она не дает ответа.

Приведем пример.

Период, когда трудовая деятельность является определяющей для человека, занимает большую часть его жизни, следовательно, предоставляет возможность для множественных качественных психологических изменений. Однако помимо профессиональной сферы, в это время людьми создаются семьи, где они занимаются построением личностных отношением и воспитанием детей. Общественная работа также занимает немаловажное место в этот период, значит, также влияет на психологическое развитие.

Исходя из данных фактов, следует либо утвердить именно трудовую деятельность в качестве ведущей в деле развития психологии человека, а остальные признать не имеющими значения, либо признать несостоятельность данного принципа для периодизации развития взрослого человека.

Таким образом, следует признать, что ведущая деятельность не является определяющей в период зрелости. Психологическое развитие взрослого человека происходит под воздействием всех возможных факторов, с которыми соприкасаются люди в процессе своей жизнедеятельности.

Границы зрелости

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития взрослого человека так же, как и детская, не решена в полной мере психологами.

С помощью накопленного опыта и знаний учеными было выделено несколько фаз онтогенеза личности, которые и позволили создать несколько периодизаций жизненного цикла взрослых людей. При этом возрастные рамки у них немного различаются.

Так, некоторые ученые считают, что зрелость начинается в период юности. Например, В. В. Гинзбург определяет такие рамки зрелости:

  • У мужчин с 16 до 24 лет;
  • У женщин с 15 до 22 лет.

В. В. Банак, напротив, увеличивает этот период до 25 лет.

Зарубежные психологи также неоднозначны в этом вопросе. Д. Б. Бромлей уверен, что этап взросления приходится на промежуток от 21 до 25 лет, а Д. Биррен разделяет этап юности от взросления и считает, что это время с 17 до 25 лет.

Еще больше путаницы возникает при возрастных определениях границ среднего возраста. Эти цифры охватывают возраст 20 до 60 лет.

Биррен заявляет, что зрелость – это весь промежуток времени между юностью и старостью. Причем старость, по его определению, также входит в состав среднего возраста.

Г. Гримм также считает нецелесообразным делить взрослый этап на какие-то отрезки, называя его возрастом трудоспособности, как, впрочем, официально заявлено в демографии.

Для того чтобы каким-то образом систематизировать возрастные этапы, Ананьев предлагает исследовать психологический онтогенез взрослого населения по округленным датам. Например, десятилетиями.

Исходя из вышесказанного, очевидным является тот факт, что на сегодняшний день не существует эмпирически обоснованной периодизации психического развития взрослого.

Пеpиодизация психического развития в детском возрасте - это самая важная проблема современной детской психологии. От возможных вариантов решения этой проблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать наших детей. Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы.

Решить эту проблему, т.е. сформулировать принцип, по которому можно было бы выделить периоды в детском развитии пытались многие отечественные и зарубежные учёные. Наиболее уважаемыми психологами, занимающимися этой проблемой в нашей стране считаются Л.В.Выготский и П.П.Блонский. П.П.Блонский считал, что процессы психического развития изменяются с развитием человечества и может происходить появление новых периодов, не существовавших до этого. Также изменениям подвержены и темпы развития. Чем благоприятнее условия, тем выше темпы развития. Он считал, что детское развитие - это не процесс плавных преобразований, а резкое качественное изменение, происходящее в переломные периоды.

Л.С. Выготский поддерживает точку зрения Блонского и считает, что детское развитие - это постоянная смена критических и стабильных периодов в детском развитии. В своё время их идеи не нашли должной поддержки из-за того, что психологическая мысль была сосредоточена на теории "факторов развития".

А.Н.Леонтьев и С.А.Рубенштейн нашли совершенно новый подход к проблеме психического развития с позиции роли деятельности в этом процессе. В связи с введением нового подхода возникла и новая периодизация детского развития. Было установлено и нам это достаточно легко понятно, что у человека всегда преобладает какой-либо один вид деятельности. По главенствующим видам деятельности и были выделены периоды; моменты смены одной деятельности на другую и являются переходами от периода к периоду. Экспериментально была выявлена зависимость психических процессов от мотивов и задач деятельности. Важное значение имеет не только сама деятельность, но и предметы, на которые эта деятельность направлена.

Другим важным вопросом, которым занимается психология на протяжении нескольких последних десятилетий является вопрос о соотношении между процессами умственного развития и процессами развития личности. Этот вопрос является очень спорным и важным. Поэтому возникло множество теорий. Дело в том, что эти процессы рассматривались отдельно друг от друга; в результате чего сейчас вместо гармонического развития ребенка мы имеем два независимых друг от друга процесса: воспитание и обучение. Причиной такого ошибочного явления является натуpалистический подход к психическому развитию ребенка. Из такого подхода вытекают следующие заблуждения:

1 ребенок рассматривается изолированно от общества, общество для него является только средой обитания.

2 психическое развитие рассматривается только как процесс адаптации к среде обитания.

3 происходит деление всего окружающего мира на мир людей и мир вещей.

Из этого же подхода родились две теории:

1 теория умственного развития (интеллектуального) развития. Её основателем был Ж.Пиаже. Он выводил всякую последующую ступень развития интеллекта непосредственно из предыдущей; причиной такого развития являются внешними для психического процесса силы. Он считал, что интеллект есть механизм адаптации, а его развитие есть развитие форм адаптации к миру вещей.

2 теория личности (аффективно - потребностной сферы). Её основателем был Зигмунд Фрейд. Для Фрейда и неофpейдистов механизмы вытеснения цензуры, замещения и т.п. выступают как механизм адаптации ребенка к миру людей.

Отказываться от такого натуралистического представления о психическом развитии детей очень трудно из-за того, что у детей действительно происходит деление действительности на два мира: мир людей и мир вещей; но у них эти два мира взаимосвязаны. Понять, как ребенок воспринимает мир вещей и мир людей, помогает идея "ролевой игры", которая социальна по-своему содержанию. Ролевая игра не является чем-то постоянным и вечным; она изменяется вместе с изменением положения ребенка в обществе, и система "ребенок - вещь" преобразуется в систему "ребенок - общественный предмет". Выработка способов действия с таким предметом невозможна путём адаптации: отсюда следует, что овладение способами действия с предметами приводит к пониманию взрослого, как носителя общественных задач деятельности. Усвоение детьми этих задач, мотивов и норм отношений осуществляется через воспроизведение или моделирование отношений взрослых в собственной деятельности детей. Итог: деятельность ребенка внутри системы "ребенок -общественный предмет" и "ребенок -общественный взрослый” это единый процесс, в котором формируется личность. Искусственное деление этого процесса на обучение и воспитание приводит к тому, что один процесс преобладает, а другой находится в подчинённом положении.

Для иллюстрации вышеизложенного обратимся к фактическим материалам, накопленным в детской психологии за последние десятилетия. На основе многих экспериментов и наблюдений можно выделить следующие виды деятельности детей и расположить их в той последовательности, в которой они становятся ведущими:

Непосредственно - эмоциональное общение

Предметно - манипулятивная деятельность

Ролевая игра

Учебная деятельность

Интимно-личное общение

Учебно-пpофессиональная деятельность

Все три эпохи: раннего детства, детства и подpостничества подчинены одному принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между опеpационно - техническими возможностями ребенка и мотивами деятельности, на основе которых они формировались.

На сегодняшний день, правильной признается гипотеза о периодичности психического развития и построенная на её основе схема периодизации. Эта гипотеза даёт возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по спирали; даёт путь к изучению существующих между отдельными периодами функциональных связей. По этой гипотезе деление психического развития происходит в соответствии с внутренними законами, а не под влиянием внешних факторов. Практическое значение заключается в необходимости перестройки существующей системы дошкольного и школьного образования.

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов.

Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём.

Периодизация психического (Л.С.Выготского): 1) кризис новорождённости; 2) младенческий возраст (2 мес. – 1 год); 3) кризис одного года; 4) раннее детство (1 – 3 года); 5) кризис трёх лет; 6) дошкольный возраст (3 – 7 лет); 7) кризис семи лет; 8) школьный возраст (8 – 12 лет); 9) кризис тринадцати лет; 10) пубертатный возраст (14 – 17 лет); 11) кризис семнадцати лет.

Критерием возрастной периодизации А.Н.Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.

В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:

1. Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.

2. Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.

3. Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Основные проблемы возрастной периодизации психического развития:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

2. Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

3. Соотношение задатков и способностей.

4. Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);

2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);

3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);

7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Проблема возраста в психологии. Категории: возраст, рост, развитие. Регулятивный статус категории возраста, понятия акселерация и децелеряции. Основные структурные компоненты возраста.

Возрастная психология особая отрасль знаний. Рассматривая процесс развития ребёнка, она дает характеристику разных возрастных периодов и оперирует такими понятиями как «возраст» и «детство».

Понятие возраста неоднозначнои включает в себя ряд аспектов. Прежде всего различают:

1. Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом.

3. Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст (показатель интеллекта); психосексуальный возраст (уровень эротических интересов); рекреационный возраст (проведение свободного времени).

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте.

Существует другой подход к понятию возраста:

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа – это возраст, или период развития. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л. С. Выготского,-- это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях "эпохи", равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возраста не совпадают, Хронологический или паспортный возраст -- лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Акселера́ция или акцелерация (от лат. acceleratio - ускорение) - ускоренное развитие живого организма. Обычно используется для описания ускоренного физиологического развития человека

Рост - количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии- важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения.

Проблема возраста в психологии. Периодизация психического развития.

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

При определении понятия " возраст " А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений – есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.

В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте " Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:

1. Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.

2. Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.

3. Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

2. Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

3. Соотношение задатков и способностей.

4. Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

| следующая лекция ==>

Фундаментальной проблемой онтогенетической психологии является проблема периодизации психического развития. Она достаточно полно разработана в исследованиях ведущих отечественных и зарубежных психологов (Ананьев, 1968; Басов, 1928; Блонский, 1979; Баллон, 1967; Выготский. 19831984; Эльконин, 1971; Запорожец, 1986; Buhler. 1962; Erikson, 1963; Gezell. 1954; Piaget, 1967; и др.).

Учитывая сложность систематики психического развития ребенка и подростка, некоторые авторы пытались построить периодизацию на односторонних психологических или психоаналитических основах. Критика такого подхода была дана еще Л. С. Выготским, который на основе обобщения исследований по периодизации психического развития с конца XIX - начала XX века выделяет три основные группы исследований по данной проблеме.

К первой группе Выготский относит представителей биогенетических концепций, проводящих параллели между развитием человечества и развитием ребенка, а также представителей вульгарносоциологизаторских теорий, которые пытаются связать категории детства со ступенями воспитания и образования.

Исследователи второй группы, по мнению Выготского, пытаются выделить условные критерии отдельных признаков детства. Типичным представителем данного направления является Шарлотта Бюллер, которая выделяет пять стадий в развитии ребенка на основе формирования его потребностей :

§ Первая стадия (первый год жизни ребенка) - стадия «объективизации», во время которой ребенку открывается «окно во внешний мир», формируются его первые субъективные связи с предметами.

§ Вторая стадия (от 2 до 6 лет) - стадия расширения связей со средой при помощи речи.

§ Третья стадия (от 6 до 10 лет) - стадия «объективизации». Эта стадия характеризуется приспособлением ребенка к условиям семьи и первичным пониманием своей зависимости от реальных (внешних) обстоятельств.

§ Четвертая стадия (от 10 до 13 лет) - стадия возврата к «субъективному» и главенству «Я», отличается новым «отдалением от объективности» внешнего мира, субъективным пересмотром и критикой происходящего.

§ Пятая стадия (с 13 лет) - «стадия дифференциации в сексуальном развитии и осознания культурных и социальных ценностей».

В своей схеме Ш. Бюллер выделила два основных этапа формирования представлений «Я» ребенком. На протяжении детства эти представления качественно усложняются. Тем самым автор отмечает динамику в развитии сознания и самосознания у ребенка. Однако представленная систематика упускает многие промежуточные звенья в развитии психики ребенка.

Л. С. Выготский, критикуя периодизацию психического развития Ш. Бюллер, считал, что ее основными недостатками являются субъективизм и односторонность. Исследование периодизации психического развития, по мнению Выготского, должно базироваться на изучении внутренних закономерностей развития.

Однако, несмотря на методологическую односторонность, периодизация психического развития ребенка Ш. Бюллер, на наш взгляд, является весьма ценной, так как автор достаточно полно раскрывает этапы формирования самосознания личности в онтогенезе на основе потребностно-мотивационной сферы. Такой подход имеет также несомненную практическую значимость.

К третьей категории исследований по периодизации психического развития Л. С. Выготский относит попытку некоторых авторов перейти от чисто симптоматического, описательного признака к выделению существенных особенностей детского развития. Такую попытку предпринял А. Гезелл, который построил свою периодизацию исходя из внутреннего ритма и темпа развития. Он выделяет шесть стадий психического развития ребенка и подростка :

§ Первая стадия (от рождения и до конца 2го года жизни) отличается знакомством ребенка с собственным телом, установлением различий между знакомыми и чужими людьми, началом ходьбы и манипулятивных игр.

§ Вторая (с конца 2го до конца 3го года) отличается формированием первых представлений о своей личности, развитием языка и началом социабельности. Эту стадию автор назвал «стадией оппозиции».

§ Третья (с конца 3го до начала 5го года жизни) отличается наличием у ребенка противоречий и повышением интереса к другим людям.

§ Четвертая (с начала 5го до конца 7го года) характеризуется появлением у ребенка интереса к кооперации и социальной дисциплине. Автор назвал ее «стадия кооперации и социальной дисциплины».

§ Пятая стадия (с 7 до 12 лет) включает в себя три главных компонента: кризисы с тенденцией к крайнему образу действий, утверждение и оформление «Я», пробуждение интереса к общественной жизни.

§ Шестая стадия (начиная с 12 лет) характеризуется тем, что ребенок становится членом социальной группы.

Возрастная периодизация А. Гезелла достаточно полно раскрывает особенности взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Однако обращает на себя внимание неоднородность, пестрота возрастных критериев, недостаточно четкое вычленение главных признаков возрастного созревания. Выготский назвал периодизацию Гезелла «половинчатой» попыткой периодизации, с остановкой на полдороги при «переходе от симптоматического к сущностному разделению возраста» (Выготский, 19831984. с. 258).

Критикуя своих предшественников, Выготский разработал основные методологические принципы построения периодизации возрастного развития ребенка и подростка, которые имеют фундаментальное значение в психологии. Он трактует психическое развитие как диалектически противоречивый процесс, протекающий не эволюционным путем, а путем «перерывов непрерывности», в результате чего возникают качественно новые образования. Выготский также вводит в психологию понятие «возрастные новообразования» и рассматривает их как «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (там же, с. 248).

Анализируя динамику перехода от одного возраста к другому, Выготский выделяет устойчивые, или стабильные, возрасты, когда развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, а затем скачкообразно обнаруживается в виде какого-либо возрастного новообразования. Он выделяет также и кризисные периоды, или кризисные возрасты, являющиеся переломными, поворотными пунктами в развитии.

Дальнейшие исследования по возрастной психологии показали, что главное значение возрастных кризисов в жизни человека состоит в перестройке особенностей его психического развития. Деятельностный подход отечественных психологов к проблеме периодизации психического развития предполагает, что каждый период развития личности ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Именно в процессе деятельности наиболее полно реализуются возможности личности, и происходит формирование новообразований. Исходя из данных положений Д. Б. Эльконин (1971) разработал концепцию психологического развития человека от рождения до совершеннолетия. Он вычленил в развитии определенные эпохи, которые, в свою очередь, делятся на периоды и фазы.

1) усвоение и развитие мотивационно-потребностной сферы личности;

2) усвоение способов действия с предметами, т. е. формирование операционно-технических возможностей.

Для каждого периода характерна определенная ведущая деятельность, которая обеспечивает формирование то мотивационно-потребностной, то операционально-технической стороны развития. Противоречие между этими сторонами и выступает как движущая сила развития личности.

Б. Ф. Ломов (1984), анализируя концепцию Эльконина, подчеркивал, что изменяющиеся связи между мотивационно-потребностной и операционально-технической сторонами деятельности являются существенными для развития личности, но они не раскрывают развитие ее взаимоотношений с другими людьми. Процесс общения является важным психологическим фактором в развитии личности.

В работах М. И. Лисиной (1974, 1986) раскрыты этапы формирования общения в онтогенезе и основные мотивы общения в дошкольном возрасте. Автор показала, что потребность в общении у ребенка развивается от простых форм (потребность в эмоциональных контактах) к все более сложным (сотрудничество, интимно-личностное общение). С возрастом ребенка происходит смена мотивов общения.

Проблема периодизации психического развития ребенка достаточно широко представлена в работах зарубежных психологов.

Например, 3. Фрейд (1995) выделяет восемь стадий развития в детском возрасте.

§ Первая (от рождения до 6 мес.) - «стадия первичного аутоэротизма».

§ Вторая (от 6 до 12 мес.) - «оральная стадия», когда ребенок «требует» грудь матери, захватывает объект.

§ Третья (от 1 года до 4 лет) - «садистически-анальная стадия», характеризующаяся противопоставлением внешних предметов телу.

§ Четвертая (с 4 лет) - «фаллическая» или «генитальная» в зависимости от пола ребенка. Ее типичными проявлениями становятся идентификация «Я» и первые отношения противопоставления себя противоположному полу. В этот период развивается эдипов комплекс.

§ Пятая (с 5-6 лет) - «латентная фаза» - стадия организации психического аппарата. В этот период у ребенка происходит конструирование «Я», Оно и сверхЯ. Это самая длительная стадия, в течение которой создается социальное, моральное и логическое «Я».

§ Шестая (с 10 лет) - «стадия предпубертатности». Характеризуется вытеснением детских тенденций, сексуальной идентификацией и выбором предмета либидо. Этой стадии свойственна мастурбация и гомосексуализм.

§ Седьмая (с 14 лет) - «стадия пубертатная», отличается ростом либидо, устанавливающим окончательный выбор гетеросексуального объекта.

§ Восьмая (с 15 лет) - организации социального, интеллектуального и морального «Я».

Несмотря на преобладание пансексуализма в учении Фрейда, его возрастная периодизация заслуживает внимания психологов-практиков, занимающихся проблемами полового развития и воспитания ребенка.

Современные зарубежные психологи пытаются модифицировать психоаналитическую теорию Фрейда, подчеркивая важное значение общества в развитии ребенка. Так, Э. Эриксон (1963) отмечает, что социальное влияние не противоречит природе ребенка, его жизненным импульсам, он подчеркивает гармоничность психобиологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. В качестве основных стадий развития личности автор выделяет восемь стадий психосексуального созревания индивида.

Наиболее прогрессивные и глубокие исследования процесса развития и его периодизации принадлежат Ж. Пиаже. Все развитие от рождения до завершения подросткового возраста автор делит на четыре периода.

Первый - сенсомоторный (от рождения до 15 мес.). Второй - репрезентативный (от 2 до 8 лет). Третий - период конкретного интеллекта (от 9 до 12 лет). Четвертый - период логических операций (с 13 лет). Внутри каждого периода Ж. Пиаже выделяет подпериоды, обстоятельно излагая их содержательные характеристики. Исследуя качественное своеобразие стадий интеллектуального развития ребенка, Пиаже рассматривает их и дает им определение с функциональной и структурной сторон. В функциональном аспекте стадии оказываются сходными друг с другом, но по своим структурам они глубоко различны. Это различие возникает как результат преобразования предшествующих структур, выявляющий тип взаимодействия структур с окружающим миром. Переход от сенсомоторного к операциональному интеллекту Пиаже считает саморазвитием структур индивидуального взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Анализ показывает, что трудности периодизации возрастного развития человека обусловлены множеством критериев развития психики человека. Это мотивационно-потребностная сфера, интеллект, психосексуальные особенности, эмоционально-волевая сфера и др.

Истинный процесс развития психики может быть раскрыт лишь в ходе изучения онтогенеза взаимодействия личности с окружающей средой в определенные возрастные периоды.

В работах Б. Г. Ананьева (1968) и его учеников на основе макрохронологического и микрохронологического анализов выделяются различные циклы, периоды, микропериоды в развитии личности. В результате комплексных психологических исследований раскрыты возрастные характеристики психофизиологических функций и психических процессов. Ананьев связывал изменяющиеся «меры времени» с разными внешними и внутренними факторами развития, с меняющимися и противоречивыми соотношениями и взаимосвязями возрастных, типологических и индивидуальных особенностей человека в процессе его, жизни. Последовательность фаз психического развития и их разная длительность могут быть обусловлены разной скоростью протекания психических процессов, глубиной и сложностью их преобразований.

В биологических науках накоплены многочисленные данные о разновременности происхождения отдельных стадий, сроков достижения зрелости, оптимальных порогов в развитии отдельных систем и их компонентов как у животного, так и у человека. Не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития за счет неодинаковой скорости и темпов развития.

В психологии в настоящее время также накоплен обширный эмпирический материал о несовпадении фаз развития различных сторон восприятия, памяти, мышления, способностей не только на ранних этапах, но и в позднем онтогенезе. Исследования показали, что гетерохрония в психическом развитии осуществляется в двух направлениях: за счет увеличения разнородности в темпах прохождения различных фаз разными системами и путем усложнения (ускорение или замедление) темпа развития всей системы в целом. Таким образом, временная структура психического развития выступает как проявление внутреннего развития психики.

Теоретические разработки Б. Г. Ананьева и его учеников подтвердились результатами многочисленных экспериментальных исследований в области психофизиологии, возрастной, медицинской и педагогической психологии.

Было выявлено, что противоречивость временной структуры развития личности усиливает внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции человека. Изучение микро и макрохронологических характеристик позволяет выявить качественные новообразования, движущие силы, временные параметры в психическом развитии человека. Исследование временных структур развития личности имеет особо важное значение при изучении психического дизонтогенеза.



Вверх