Первая любовь в юношеском возрасте. Отношения со сверстниками: проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

У каждого из нас была та самая неповторимая, нежная, волнующая и будоражащая кровь первая любовь. И естественно, мы давали слово, что никогда и ни за что не расстанемся с этим человеком и будем вместе до скончания своих дней. И как пишется в сказках, мечтаем прожить с ним долгую и счастливую жизнь, и умереть, как говорится, в один день. А как же иначе, как же можно уйти в мир иной кому-то первым, а кому-то вторым. Так, оставшийся жить будет страдать, тосковать и мучиться. Такие красочные и сказочные картины возникают в голове тех, кто влюблен, ощущает страсть и считает, что это самое лучшее чувство, и в этой жизни другого такого не будет. Так давайте выясним вместе, что же это такое – первая любовь.

Данное чувство всегда идет в «ногу» с обещаниями никогда и ни за что не смотреть в сторону другого человека, жить под одной крышей, делить один кусок хлеба и быть в радости и печали вместе до конца. Это безумное желание постоянно находиться рядом с возлюбленным человеком, невероятная страсть.

Первая любовь бывает разной – взаимной, платонической и романтичной, безответной. Последняя по своей природе способна нанести душевную рану человеку, которая будет сопровождать его до конца его дней, и влиять на качество его жизни.

Но есть мнение, которое высказывают взрослые – первая любовь не имеет продолжения. Она вспыхивает как яркая звезда и тухнет, не доводя процесс до официального сочетания узами брака. Возможно, по этой причине, родители подростков, юных лиц относятся к романтическим отношениям между своим чадом и его объектом любви скептически.

Некоторые даже не дают молодым встречаться. Создают препятствия, ставят условия и не верят в то, что она обречена на успех, а только на провал. Интересно, насколько они правы, действительно ли первое чувство ожидает разочарование?

Психологи утверждают, что первая любовь – это первое испытание, которое необходимо пережить каждому человеку в юные годы. Данное чувство глубоко влияет на формирование характера, предпочтений, жизненных приоритетов. Она будет иметь важное значение в дальнейшей жизни. И в зависимости от того, какой она была – ответной, безответной, романтичной или особо страстной, будет сформировано течение дальнейшей жизни. Ведь все шло своим чередом, учеба, отношения с одноклассниками, запреты и позволения родителей на те, или иные вещи.

Но когда приходит первая влюбленность – прошлое течение жизни меняется. Здесь молодой человек или девушка, юнец, подросток остаются со своим чувством наедине и сами должны принимать решение, переживать перепады настроения, радость, печаль, разочарование.

Почему первая любовь запоминается

Чтобы понять, почему первая влюбленность, чувства запоминаются нами навсегда, следует понять, что же с нами в этот момент происходит. Ведь ни для кого не секрет, что в порыве любви юноши, подростки, девушки не замечают недостатков своего визави, а видят в нем или в ней только восхитительное, потрясающее. Таких как он (она) в мире не существует, это самый лучший человек на Земле.

Но как оказалось, мы в эти моменты любили не объект, а свои чувства к нему. Ведь многим известно, что влюбленный, любящий человек становится лучше, честнее, мягче, нежнее, заботливее и т.д. Также каждому из нас было приятно переживать что-то новое, неизведанное внутри нас – это любовь, влюбленность, причем первая и неповторимая.


Что делает с нами любовь

Конечно, намного лучше, если первая любовь у человека представляет собой взаимные чувства. Но это жизнь и бывает по-всякому. Даже если нет взаимности, чувство делает нас лучше.

Обратите внимание на подростка, на голову которого «свалилось» это неизведанное чувство. С ним происходят странные метаморфозы. Он без указания матери торчит часами в ванной, сто раз в день принимает душ, пользуется антиперспирантами, дезодорантами, тщательно чистит зубы.

И если в прежние времена он безучастно ждал, пока родители купят очередную фланелевую рубашку, то теперь он делает выбор, исключительно опираясь на свой вкус. Все молодежное, чистое и выглаженное. Мы перечислил краткий список признаков, «говорящих» о зарождении в душе ребенка истинного чувства влюбленности.

Единственное, что плохо в – она может оставить ранимый след в сердце, который то и дело будет влиять на течение его жизни, взаимоотношения с женщинами.

История из жизни:

«Сергей Л. никогда не пользовался успехом у девочек. И вроде бы рост и внешность в норме, и разумом Бог не обидел, но почему то девчата обходили его стороной. Но был один юноша, за которым бегала вся прекрасная половина школы. Андрей был крепким и статным юношей, занимался спортом и менял девочек как «перчатки».

Нашему герою Сергею уже давно нравилась Юлия, причем чуть ли не с первого класса. Симпатичная, стройная, свободная и раскованная тоже в душе сохла за Андреем. Однажды, после осеннего бала, Сережа напросился проводить Юлю, они долго гуляли и вроде бы нашли общий язык.

На следующий день он опять «случайно» столкнулся с ней у магазина и вновь провел до дома. Так и начались встречи ребят, они стали парой и в течение полугода радовали окружающих романтическими свиданиями. Но Сергей не знал, что Юля всегда «сохла» по Андрею и ждала, когда же он обратит на нее внимание.

И вот наступил момент, близкая подруга была приглашена на Днюху Андрюши и позвала с собой Юлю, та была на «седьмом небе» от счастья. Парень напился и обратил на нее внимание. Она тут же забыла про Сергея и позволила Андрею проводить её. И, несмотря на то, что это было первым общением, она согласилась зайти в его дом и осталась у него на ночь.

На второй день вопросы Сережи её попросту раздражали. Он стал допытываться – «Где ты была?». Причем в определенный момент он стал жестко дергать её за руки. И она крикнула «Ты мне никогда не нравился! Я всегда любила Андрея! Захотела и отдалась ему!». Последние слова резанули слух – это было подло, коварно и вероломно.

Его любимая Юля, к которой он боялся прикоснуться, с которой мечтал обвенчаться, и жить до конца дней своих подло предала его и надругалась над его искренними чувствами. Он был разбит, но следовало держать себя в руках и до конца оставаться мужчиной, умеющим контролировать свои чувства.

Было очень тяжело, мало кто из родных понимал, зачем Сережа закрывается в ванной на долгое время, а потом замыкается в своей комнате. Он плакал от обиды, разочарования. В душе закралось мнение, что никто из девушек не любит его и все они как один подлые и вероломные. Благо родители пригласили его поехать на юг и отдохнуть на море. Он, конечно, хотел остаться один, но все же его уговорили.

Там он познакомился с потрясающей девушкой Натальей. Она была мила, нежна. Совсем недавно казалось – что любви не существует, а женщины не стоят того, чтобы быть любимыми. Но Наташа помогла вернуться «к жизни» и дала понять – любовь есть и она помогает людям пережить самые тяжелые минуты.

Она поступила в тот же институт, что и Сергей. Учитывая тот факт, что ребята объявили себя парой, они проживали в доме у нашего героя. Через 3 года отметили свадьбу, успешно оба окончили вуз и с помощью отца Наташи открыли бизнес. Они счастливы, воспитывают двух прекрасных сыновей и радуются жизни.

А Юля рассталась с Андреем. Буквально через неделю после их первой встречи, он переключился на другую. Она долго страдала и переносила те же муки, что и Сергей. Но молодость есть молодость. В эти годы происходят именно такие вещи. И наша героиня смогла обрести счастье. Но в чем же смысл рассказа из жизни? В том, что оба наших персонажа смогли выйти из обидной, сказать больше, трудной ситуации без «потерь».

Они не спились, не скололись, не стали ненавидеть весь мир или противоположный пол. Просто пошли по жизни дальше и не оглядывались на свои неудачи. Это урок для всех остальных, юноши, девицы, и подростки влюбчивы и могут переключиться на другого человека. Это гормоны – они бурлят и не дают покоя. И держать зло за это не стоит!

Во время переживания первой любви, влюбленности, все системы и органы человека работают как бы в «авральном» режиме. Именно по этой причине молодые готовы совершать поступки, больше похожие на героизм. Они могут пройти десятки километров до объекта своей любви, не спать ночами, работать круглосуточно. Именно во время сильной любви, влюбленности, создаются гениальные творения, украшающие список классических произведений, картин, и т.д.


Когда приходит первая любовь

Первая любовь бывает у каждого человека, причем совершенно неожиданно. Что примечательно, она может возникнуть даже в совсем малые годы, когда дети находятся в детском саду. Правда в этом возрасте мало кто понимает, что это за чувство.

Но вот интересный факт, не всем удается ощутить любовь в юные годы. Бывает так, что, уже имея детей, а то и внуков, человек впервые ощущает такое, от чего кругом голова, молодеет тело и ретиво бьется сердечко. Любовь может прийти как в зимние холодные дни, так и в летний зной. И какой бы ни была погода за окном, влюбленному все красиво и хорошо. На душе поют птички, в голове приятный каламбур.

  1. Она может вспыхнуть на фоне совместных увлечений, в моменты приятного времяпровождения в компании. Порой она взаимна и доводит до ЗАГСа, а порой люди расстаются. Но ведь бывает и банальная увлеченность? Хотя для юных людей любое влечение к человеку распознается как любовь. Поэтому давайте выясним, как же распознать ту самую любовь с первого взгляда.
  2. Чувство может возникнуть с первой минуты знакомства, такова скорость выброса гормонов. Но есть еще один момент, влекущий человека. На уровне подсознания мы определяем – это «наш» человек или нет. Наверно кто-то слышал о том, что люди в первую очередь реагируют на запах. Да, это генетический сигнал тела, показывающий совместимость двух разных индивидов.
  3. Следующий фактор – похожесть влюбленных людей. Из-за того, что человек видит того, кто на него похож, возникает открытость, доверие, желание быть рядом. Тут же возникает доброжелательное отношение, заинтересованность, увлеченность. По этому же принципу происходит отбор» объекта любви, похожего на маму, отца. Наверняка мы замечали, что мужчины подбирают жен, похожих как внешне, так и характером на его мать. А девушки стремятся видеть в своем избраннике черты нрава своего отца.

Взрослым на заметку: прежде чем с головой окунаться в чувства, определите общность интересов со своим визави, насколько схожи уровень культуры образования каждого из вас. Если ваши встречи ничего кроме ошеломительного секса не дарят, нет смысла продолжать отношения. Страсть окончится, останется только холодное равнодушие, а то и того хуже – раздражение, антипатия.


Детсадовская любовь

Большинство из нас сталкивается с первым чувством в детском саду. Дети влюбляются и своими методами демонстрируют свое отношение к объекту своих симпатий. Особенно это заметно по мальчикам – они оберегают свою девочку от других мальчуганов. Помогают донести игрушечное ведерко, отдают конфетки, печенье, а могут даже и поцеловать. И что интересно, в детстве нет особых предпочтений. Она может быть выше его, рыженькой, с веснушками, смешной. А он умеет красиво рисовать или у него есть интересные значки. Все безусловно, поэтому светло и чисто.

Что делать родителям? Никогда нельзя надсмехаться над первыми чувствами своих малышей. Воспринимайте их всерьез, тем более что это тоже та самая «первая любовь». Только в маленьком масштабе объема вспыхнувших чувств. Если ваш малыш открылся вам – берегите его тайну и не смейте его выдавать, иначе ребенок перестанет вам доверять. Необходимо поддерживать его, давать правильные советы, научить ухаживать за девочкой. Ведь ни для кого из нас не новость то, что мальчики для привлечения внимания поступают совершенно неадекватно – дергают за косички, могут шлепнуть ладошкой по щеке, ущипнуть, забрать игрушки и т.д.

В этом возрасте уже закладывается фундамент отношений ребенка с окружающим миром, помогите процессу и не нарушайте нормальный ход событий.

Школьная любовь

Следующий этап развития личности каждого ребенка – это школьные годы. Именно в период обучения азам наук мы постигаем симпатию, увлеченность, любовь. Помимо литературы и математики, дети обучаются умению сопереживать, чувствовать милосердие. И в функции родителей, школьных учителей входит разъяснение – как себя необходимо вести с противоположным полом.

Подростковая любовь всегда сопровождается эмоциональными переменами в характере ребенка. Дабы не выдавать своих чувств, мальчики стараются закамуфлировать их под агрессивные, неадекватные действия. Могут обозвать понравившуюся девочку, забрать тетради, ручки, пенал, уколоть циркулем и т.д. Эти же действия направлены на привлечение внимания зазнобы. К тому же они умеют писать, поэтому не забываем о том, что будем то и дело находить в портфеле записки с признаниями.

Интересный факт. В школьные годы часто бывает и массовая любовь. Все девочки сохнут за одним и тем же мальчиком, или наоборот, влюблены в одну девочку. Любовь в эти годы весьма полезна – дети начинают думать о своей внешности. Их нужно заставлять мыться, быть опрятными, стараются лучше учиться.

Последние классы – эта настоящая эпидемия. Сначала возникает одна пара «голубков», затем их становится все больше и больше. Так, чуть ли не все старшеклассники формируют пары и ходят, взявшись за ручки. Просто есть ощущение быть таким же, как и все. Это и способствует тому, что завести пару хочется всем ученикам. Понятное дело, тут не до учебы. Поэтому, взрослым необходимо обратить внимание на поведение своих чад и контролировать их успешность. Но ни в коем случае не стоит пресекать отношения, порицать за это, ругать, критиковать. Тем более смеяться и считать, что все это несерьезно.

Школьная любовь чаще всего становится поводом для заведения личного дневника, в котором дети делятся всеми событиями, произошедшими за день. Для них важна каждая мелочь – встреча с возлюбленным, его слова, поступки. Этот документ будет храниться в самом укромном месте и родителям нельзя к нему прикасаться без позволения владельца.


Влюбленный подросток считает себя уже взрослым человеком. По этой причине он может быть более резким, жестким в ответах, не слушаться родителей. Родителям стоит понимать, что это всего лишь возрастные амбиции, связанные с выбросом гормонов. Ведь у него еще нет ни опыта, ни практики в плане любовных взаимоотношений и возможны ошибки, проблемы. Решить их самостоятельно в таком возрасте сложно. Здесь нужен ценный совет родителей. Правда, без спроса не лезьте в душу, будьте чуткими и помогите им разобраться.


В этом возрасте человек подходит к своим отношениям более осмысленно. По окончанию школы, молодые люди уже начинают думать о том, когда создадут семью, какой будет жена (муж), сколько будет детей и т.д. Ребята не скрывают свои отношения – прошло стеснение, комплексы. Они свободно встречаются, могут обняться и поцеловаться на людях.

При юношеской любви присутствуют не только объятия и , но и интимная близость. Парень уже готов брать на себя ответственность и за себя и за свою любимую, он полноценный защитник и помощник. В эти годы любовь самая позитивная. Гормоны способствуют личностному росту. Человек перешагивает за определенную ступеньку своего развития и становится полноценным членом общества, знающим и любовь, и ласку.

Здесь у взрослых особо советов не спрашивают, все идет своим чередом, как и положено. Единственное, на что могут повлиять неравнодушные родители – сохранять доверительные отношения со своим отпрыском и никогда не отказываться от совместных бесед. Именно во время откровенного разговора можно дать ценный совет. Несмотря на то, что ребенок вырос, он все же еще неопытен и мало что понимает в последствиях близких отношений. Поэтому родителям нужно подробно рассказать о мерах предосторожности от . Каким бы чистым и сильным ни было чувство, необходимо серьезно относиться к своей жизни.

Яндекс музыка о любви:

Как забыть и пережить первую любовь

Главная ошибка лиц, переживающих первую любовь – это торопливость, суета, спешка. Еще не до конца узнав человека. Молодые как в омут с головой утопают в любви и не думают о последствиях.

Кто-то из пары обладает более спокойным, уравновешенным нравом. И суетливость партнера попросту раздражает, надоедает навязчивость. По этой причине и происходит большая часть расставаний. И если поначалу религиозные убеждения, привычки, мелкие недостатки не имели значения и были «невидимы», то теперь они превращаются в «монстров», вызывающих бурное раздражение и гнев.

Подъем эмоций, всплеск гормонов со временем спадает и открывается обыденность. И если вы не хотите потерять свою первую любовь, научитесь быть выдержанными, контролируйте свои поступки и слова. Нельзя слишком эмоционировать. Любовь, как это ни звучит странно, любит дозированность. Если её сразу слишком много, может произойти перенасыщение. Вашей второй половине нравятся искренние признания, но если они звучат постоянно и каждую секунду хочется целоваться и обниматься – наступит самый банальный передоз. А если её дарить понемногу и каждый раз радовать новизной, то она проживет долго.

Чаще всего первая любовь, как мы знаем, возникает в юные годы. Но как мы знаем, молодежь весьма непостоянна и действительно, первое чувство довольно часто оканчивается расставанием. Но, как правило, вторая половина к этому категорически не готова. Именно по этой причине врачам приходится то и дело сталкиваться с психологическими травмами подростков, пострадавших от первой любви. Часть из них делает свои выводы и извлекает полезные на всю жизнь уроки. Пострадавшему от любви сложно пережить, и здесь как никогда важна поддержка родителей.

  1. Навязываться со своим участием.
  2. Пытаться вывести ребенка на разговор.
  3. Давать советы.
  4. Говорить плохо о том человеке, с которым произошло расставание.
  5. Пытаться вернуть к ребенку бывшую любовь.

Родителям необходимо быть терпеливыми и быть особо тактичными. Душевная боль в таком возрасте может привести к опасным последствиям и стать причиной затяжной депрессии, психологического срыва. А тем, кто стал «жертвой» первой любви психологи настоятельно советуют отключиться от негативных мыслей. В этом поможет общение с друзьями, переезд в другой город, на отдых, новые знакомства. Главное – переждать время. Примерно 1,5-2 недели чувство будет брать верх, с этим ничего не поделаешь. Но если вы не упускаете возможности отвлечься, то понемногу боль будет отходить. Нет, полностью забыть о первой любви не получится до конца жизни. Но именно в данной ситуации отлично срабатывает поговорка «Время лечит!».

Содержание статьи:

Любовь подростков - это первое восхитительное чувство для них самих и внеочередное испытание на прочность их родителей. В данном возрасте подрастающему поколению все видится исключительно в радужных тонах и прекрасных перспективах. Следовательно, еще эмоционально незрелые личности порой не в состоянии адекватно оценивать возникшую в их жизни любовную ситуацию. Взрослым необходимо помочь им в этом разобраться, но сделать желаемое нужно с максимальной мудростью.

Признаки влюбленности в подростковом возрасте

Прежде всего данный вопрос интересует родителей, у которых начали взрослеть дети. Любовь в подростковом возрасте взрослым можно определить по следующим признакам, которые свидетельствуют о происшедшем событии:

  • Проведение досуга вне дома . Если ребенок раньше львиную долю своего свободного времени посвящал компьютерным играм или чтению познавательной литературы, то никакого амурного интереса у него однозначно не появилось. В обратном же случае подросток начнет стараться при любой возможности покинуть родные стены в неизвестном направлении, выдумывая при этом всевозможные поводы. Встревоженные родители постараются пресечь подобное поведение их взрослеющего отпрыска, чего делать однозначно не стоит. В итоге элементарно пропадет доверие между ребенком и взрослым поколением семьи, которое затем будет сложно вернуть. Необходимо просто четко озвучить своему влюбленному бунтарю, какое количество времени он может проводить вне дома.
  • Тайные разговоры по телефону . В последнее время редко у какого подростка нет своего личного средства связи. Общение с друзьями по мобильному телефону не является запретным, поэтому родители спокойно относились к данному факту. Их сын или дочь могли довольно долго общаться с невидимым собеседником на разные молодежные темы. При этом дети абсолютно не опасались той вероятности, что родители могут услышать их разговор обо всем и ни о чем. Если же взрослые стали замечать, что их ребенок при телефонном общении старается уединиться или вообще выйти на улицу, то все свидетельствует о том, что у него появился его первый объект для увлечения.
  • Просьба в увеличении карманных денег . Многие родители часто не могут однозначно ответить на вопрос касательно снабжения подростка определенными личными средствами. Сердобольные бабушки и дедушки в этом случае даже не задумываются над подобной просьбой от обожаемого внука или внучки. Однако со временем родители начинают понимать, что разумную сумму карманных денег на нужды своего ребенка они выделять должны. Если же их взрослеющий отпрыск неожиданно попросил прибавку к «жалованию», то не стоит сразу паниковать о возникновении у него пагубных пристрастий вне родных стен. Сын, который перестал быть малышом, может нуждаться в дополнительных денежных средствах по причине того, что ему необходимо преподносить своей первой даме сердца небольшие презенты и водить ее в кино.
  • Перемена во внешнем виде подростка . У детей обычно во время возникновения первого романтического чувства к представителю противоположного пола резко меняется отношение к своей прическе и гардеробу. Начинается период очевидных перемен в их внешнем облике, что часто пугает встревоженных происходящим родителей. Пугаться данного факта не стоит, если все остается в рамках разумного и эстетически приемлемого. Запреты по этому поводу только вызовут протест у сына или дочери, которые в дальнейшем из послушных детей могут превратиться в бунтарей.
  • Ухудшение показателей в учебе . Все влюбленные люди витают в облаках и мало обращают внимание на то, что происходит вокруг них. Первое романтическое чувство является серьезным испытанием для еще не окончательно сформировавшейся психики подростка. Он пока не готов концентрировать свое внимание на серьезных вещах, когда его голова затуманена любовными переживаниями. В итоге взрослеющий ребенок начинает меньше времени уделять подготовке к учебным занятиям, а все его прежние достижения в этой области могут значительно ухудшиться.
  • Изменение пристрастий подростка . Если любимое чадо поразила первая стрела Амура, то бывший предсказуемый подросток может кардинально поменять свое поведение. Дочь, которая интересовалась фильмами в стиле фэнтези, начинает неожиданно увлекаться мелодрамами о большой и светлой любви. Сын после систематического ознакомления с новинками «пацанской» музыки и времяпровождения в компьютерных играх неожиданно перестает этим интересоваться. Если при данном факторе он начинает витать в облаках при звучании романтических баллад, то это верный знак, что к нему пришло первое чувство.
  • Нахождение родителями контрацептивов . Обычно заботливая мама хватается за сердце и начинает в огромном количестве поглощать успокоительное, когда обнаружит в кармане своего сына-«малыша» презервативы. В данном случае специалисты дают совет пустить ситуацию на самотек и молча положить найденное средство контрацепции на место. Однако все же при этом стоит помнить о возрастных рамках начала познавания данной взрослой стороны жизни. В семье, где царит доверие и подросток проинформирован о сексе, венерических заболеваниях и незапланированной беременности, не произойдет катастрофы во время взросления ребенка. В ином случае ситуация может достичь критической точки, как в югославском кинофильме конца 80-х годов «Пришло время любить», когда незнание многих вопросов обернулось трагедией.
Внимательные родители никогда не пропустят озвученные признаки влюбленности у своих детей. Психологи советуют не создавать панику при обнаруженном событии, потому что подобному чувству все возрасты покорны. Ребенок начал созревать, и это неизбежное явление необходимо принять адекватно.


Если ребенок впервые познал, что такое нежное чувство к представителю противоположного пола, то ничего страшного в этом нет. Однако несчастная любовь в подростковом возрасте - довольно распространенное явление. Именно по этой причине психологи разработали ряд советов, как вести себя ребенку при новом этапе своего взросления:
  1. Наслаждаться порой юности . Данный период формирования личности не повторится никогда, поэтому следует с благодарностью принимать все то, что в дальнейшем станет бесценным жизненным опытом. Первая любовь - это прекрасное чувство, воспоминания о котором многие люди хранят в своем сердце долгие годы.
  2. Не растворяться в понравившемся человеке . Как бы ни пришелся по душе первый в жизни объект страсти, следует помнить и о своих интересах. Если нравится соул-музыка, а избранник предпочитает тяжелый рок, то это вовсе не сигнал для того, чтобы кардинально менять свои пристрастия. Люди предпочитают общение только с теми личностями, которые во всех ситуациях остаются самими собой.
  3. Обращаться за помощью к родителям . Если первая любовь является неразделенным чувством, то следует максимально откровенно поговорить со старшим поколением семьи. Не стоит стесняться своих накопившихся эмоций, потому что родители с багажом имеющегося опыта все поймут и дадут дельный совет. Иногда проще бывает даже выговориться бабушкам с дедушками, их помощь и поддержку также не следует отвергать.
  4. Не забывать о своих планах на будущее . Первое чувство - вовсе не повод забросить любимое хобби и забыть об учебе. Если избранник ответил взаимной симпатией, значит, он должен уважать разработанные перспективы на дальнейшее понравившегося человека. Если его мало интересует данный факт, то стоит ли продолжать общение с такой безразличной и эгоистичной личностью?
  5. Не замыкаться в себе . Через безответную любовь проходят многие люди, вспоминая в дальнейшем об этом тяжелом жизненном периоде с улыбкой. Если объект страсти не отвечает взаимностью, значит, это необходимо принять с достоинством. Новые знакомства, совместный досуг с друзьями помогут избавиться от мрачных мыслей. Самобичевание и уход в себя только усугубят сложившуюся непростую ситуацию.
  6. Быть осторожными . Только сам подросток решает, когда он стал достаточно взрослым для начала половой жизни. Спешить с этим не стоит, потому что часто при полностью сформировавшемся теле нервная психика влюбленной особы остается в стадии разработки и совершенствования. Если же избранник настаивает на интиме, то следует сказать ему четкое и категоричное «нет». Значит, понравившийся человек не ценит чувства и желания других людей и от него стоит держаться подальше.

Рекомендации родителям по поведению с влюбленным подростком

Следует помнить всегда и в любой ситуации, что взрослые должны быть другом своему ребенку, а не его надзирателем. Следовательно, им необходимо задуматься над тем, как себя вести при первых признаках увлечения кем-то у своих детей.

Запреты родителям при контроле влюбленного подростка


Некоторые чрезмерно заботливые папы и мамы считают себя доками в вопросах воспитания подрастающего поколения. Советы психологов им не указ, и они совершают следующие ошибки по отношению к своим детям:
  • Критика избранника . Высмеивать выбор ребенка с высоты своего жизненного опыта - недостойное и алогичное занятие со стороны взрослого человека. Родителям может категорически не нравиться объект обожания их отпрыска, но это является исключительно проблемами самих пап и мам. Подобное поведение только оттолкнет от себя ребенка, потому что для него его первое чувство священно и неприкосновенно.
  • Обесценивание симпатии подростка . Следующей крайностью со стороны взрослых является упорное напоминание подростку, что он еще не созрел для серьезных отношений. В идеале такие родители хотят вернуть своего взрослеющего ребенка играть назад в песочницу, потому что видят в нем исключительно малыша. Главный аргумент семейных диктаторов в таком игноре чувств сына или дочери - это фразы «получи сначала паспорт» и «закончи сперва школу (лицей)». Наиболее провальным доводом будет рассуждение взрослого по типу «вот в наше время об учебе думали, а не о всяких глупостях».
  • Запрет общения с избранником . Одним из самых безрезультативных способов искоренить любовь ребенка является озвученный метод воздействия. Потерять при этом доверие родного существа очень легко, а изменить ситуацию в свою пользу практически невозможно. Запрет еще более подстегнет упрямца к тайным встречам, которые могут очень плачевно закончиться.
  • Обыск вещей подростка . Если ребенок вырос, то это вовсе не повод родителям превращаться в профессиональную ищейку. Контролировать своих детей необходимо в обязательном порядке, чтобы в семье не началась эра вседозволенности. Однако некоторые излишне самоуверенные в своих силах взрослые считают нормой перечитывать переписку отпрыска в социальных сетях, потрошить его телефон и комнату в поисках компромата. Любой зрелый человек с возмущением бы отнесся к данному факту, но не следует забывать, что и подросток имеет право на свое личное пространство.

Обратите внимание! Ошибки взрослых прежде всего негативно сказываются на дальнейшей судьбе их потомства. Нельзя сделать свое любимое чадо счастливым насильно, требуя от него действовать по созданной родителями модели поведения. Подобное поведение в лучшем случае закончится протестом со стороны подростка, а в худшем - неврозом и даже попыткой суицида.

Правильные действия родителей по отношению к подростку


Если родители хотят сохранить дружественные отношения со своими выросшими детьми, им стоит прислушаться к советам психологов о правилах поведения:
  1. Знакомство с избранником сына или дочки . Никто в данном случае не говорит о необходимости организации семейных смотрин. Званый ужин будет также неуместен, так как в ближайшее время женить влюбленных детей никто не собирается. Лучшим выходом из создавшейся ситуации станет приглашение в дом на чаепитие, во время которого с максимальной тактичностью следует изучить избранника своего отпрыска.
  2. Знакомство с ближайшим окружением ребенка . Мудрые родители всегда знают, с кем проводит досуг их чадо. Подростки бывают довольно скрытными особами, но при грамотном анализе их поведения можно с легкостью узнать об имеющихся друзьях подростка. Психологи советуют организовать в доме вечеринку по поводу какого-либо знаменательного события и предложить сыну или дочке позвать на нее их приятелей. Однако при этом не стоит коршуном виться над гостями, создавая при этом только неловкую ситуацию. При корректном поведении и максимальной тактичности реально с легкостью определить, кто стал друзьями подростка, и даже вычислить его тайную страсть.
  3. Откровенный разговор об избраннике . Если ребенку кто-то всерьез понравился, значит, его зацепила в нем какая-то черта характера или манера поведения. В данном случае можно и поиграть в шпионов, аккуратно узнав о причине выбора подростка. В итоге может сложиться такая ситуация, что родители придут в ужас от словесной характеристики появившегося в жизни их ребенка объекта страсти и поклонения. Собрав всю свою волю в кулак, взрослым следует воздержаться от едких комментариев по отношению к описанному избраннику сына или дочери.
  4. Разрешение права на ошибку . Очень многие люди не просто учатся на своих промахах и безрассудном поведении, но и умудряются наступить на те же грабли в дальнейшем. Следовательно, не стоит требовать от подростка мудрых решений в амурных делах. Он еще морально не готов к глубокому анализу отношений между противоположными полами. Однако только посредством собственных набитых шишек может начаться пора эмоциональной зрелости при общении с понравившимися людьми.
  5. Ностальгия по первой любви у родителей . Пришло время поговорить со своим ребенком о том, что было много лет назад до его появления на свет. Без нотаций и поучений следует рассказать ему о своих первых чувствах, и чем они закончились. Дети остро чувствуют, когда взрослые им доверяют и раскрываются при этом сами. Подросток оценит подобную откровенность со стороны папы или мамы и будет в дальнейшем советоваться с ними по поводу своей личной жизни.
  6. Повышение самооценки ребенка . Делать это необходимо не за счет его избранника, что принесет кардинально противоположный желаемому результат. Мудрые родители, видя явную ошибочность выбора их отпрыска и даже некоторую ее опасность, сделают акцент на несомненных достоинствах своего родного существа. В дальнейшем подросток может самостоятельно понять, что его убеждения и жизненные принципы не имеют ничего общего с мировоззрением появившегося поклонника.
Смотрите видео о подростковой любви:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Контрольная работа

по дисциплине «Социальная психология»

ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ


Исполнитель: Власов Алексей

Научный руководитель: В.А. Маслякова,


Тюмень, 2014



Введение

1.1Психология любви в юношеском возрасте

2Любовь в юношеском возрасте

3Переживание любви в юношеском возрасте

2.1 Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений

2 Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность темы. Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, "второго рождения", возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного "Я". Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек. Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения - интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находящихся на стадии "зрелой идентичности", тогда как те, кому свойственна и "диффузная идентичность", как правило, не выходят за пределы стереотипных контактов. Существенно отличаются в зависимости от идентичности юноши по своим отношениям с друзьями и любимыми. Вообще одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви. То как они объективно складываются, и как субъективно переживаются - это показатель возрастного развития.

Цель контрольной работы: изучение и анализирование литературных источников по психологической природе дружбы и любви в юношеском возрасте.

дружба любовь юношеский психологический


1 Психология любви в юношеском возрасте


Любовь в юношеском возрасте - юношеская мечта о любви выражает первым делом потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.


2Любовь в юношеском возрасте


Юношеская мечта о любви выражает первым делом потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Юноше бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса. Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности. Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но и полное их подавление.

Другая типичная защитная установка - «интеллектуализм»: если «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязна», то «интеллектуал» находит ее «неинтересной». Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе все спокойно. Объекты увлечений также нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, первым делом родителей и учителей. Но одновременно молодые люди хотят - и имеют на это полное право - оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В. А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал «изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников».


3 Переживание любви в юношеском возрасте


Любовь - более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее. Когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо, то они с готовностью обосновывают свой ответ. Такие же тенденции молодые люди обнаруживают и в отношении любимых людей, объясняя, что те полны достоинств. Люди старших возрастов отмечают, что любят, скорее "вопреки", чем за что-то. Источником любви они осознают себя, а не партнера. Еще более очевидной становится ситуация, если любовь безответна. Для юноши или девушки любовь - это, чаще всего, незнакомое чувство.

Они пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви - высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее "бурю" эмоций, напряженные переживания. "Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе самом".

Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает шесть стилей любви:

) эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

) людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

) сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

) прагма - рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

) мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Э.Хатфилд определяет ее как "состояние непреодолимого желания соединиться с любимым". Если чувство обоюдное, юноша и девушка переполнены любовью и испытывают радость, если нет - она опустошает и приводит в состояние отчаянья.

Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности. Любовь-страсть - состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстно влюбленные целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны, когда ее теряют. Но в отличие от юношей, девушки более склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Парней же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.

Ожидание любви и ее переживание у юношей и девушек неизбежно связано с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью полового созревания, так и социальными факторами.

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:

) Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;

) Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;

) Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.

"По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях "предмет" любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других - имеет место идеализация, в третьих - идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах - наука сказать не может".



1 Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений


Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов и т.д.

Во все времена дружба всегда считалась высшей нравственной ценностью. Психологические закономерности юношеской дружбы, будь то её идеал или реальные свойства, отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковополовые и индивидуально-типологические вариации. Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна. Этим объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является, прежде всего, эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.

Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских привязанностей. "На вопрос: "Часто ли встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?" от 45 до 72% старшеклассников ответили, что редко, причём доля оптимистических ответов снижается. Это говорит, прежде всего, о повышении уровня требований к дружбе об усложнении её критериев. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её. В действительности всё происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности". Юношеская дружба уникальна так же и в возрастном плане. Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но отчасти включает её в себя.

Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределённость и неустойчивость представлений о собственном "Я" рождают желание проверить себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир.

Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств их объекта. При всей их исключительности, дружеские отношение в таких случаях обычно кратковременны. Юность эмоциональна; старшеклассники бурно увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Подростковый и юношеский эгоцентризм суживает возможности межличностной коммуникации, порождает своеобразную псевдоинтимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга.

Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени её глубины и исключительности, изучены слабо. "Важным фактором является, по-видимому, темперамент; импульсивные люди легче раскрываются перед другими, и это вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность в психологической дружбе вообще мало развита. Это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощённый предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям". Одна из самых распространённых проблем юношеского возраста - застенчивость, однако благоприятный климат в коллективе и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность.

Обобщая все вышеизложенное в данной главе, можно сделать следующие краткие выводы:

любовь в юношеском возрасте - это одно из важнейших событий этого возраста. Память о нем сохраняется, как правило, на всю жизнь, благодаря ярким и незнакомым переживаниям;

юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Поэтому и в любви и в дружбе развивается самосознание юноши, оформляются его жизненные планы;

юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты;

в юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни;

дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста;

одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности;

Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.


2.2 Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста


Юноши и девушки, ищущие помощи у консультанта или психотерапевта по проблемам взаимоотношений со сверстниками, находятся в состоянии тревоги и страха. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Подростки и юноши часто слышат от близких: "Твои проблемы надуманы, не морочь мне голову". А между тем, речь идет очень часто не об объективно существующих затруднениях, а о переживаниях по поводу значимых отношений, их нарушения или невозможности их построить;

Искренность - одно из важнейших условий консультирования юношей. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность означает, что "в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания... Конгруэнтность представляет собой осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада... Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта".

Эмпатия является непременным условием консультирования. Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность "вжиться" в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире.

Один из часто встречающихся запросов - переживания по поводу разрыва с любимым человеком. В юношеском возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Как это ни странно, но переживание утраты сродни переживанию смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего мира клиента, перестает служить источником мотивов, а, следовательно, порождает схожую динамику переживаний. Р. Кочюнас отмечает: "Разрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства". В таких случаях консультанту необходимо иметь в виду, что, прежде чем выстраивать новые отношения с бывшим возлюбленным, молодой человек, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З.Фрейд называл "работой скорби". Она проходит несколько более-менее выраженных этапов:

) Этап отрицания. Первоначально реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разрывом. Душевная боль юноши столь велика, что может казаться, что жизнь кончена. На этой стадии ситуация разрыва воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: "Ничего такого не случилось", "Наконец он (она) от меня отвязался";

)Этап озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Подростки и юноши способны "собрать" команду сочувствующих, которые из дружеских чувств к "брошенному" могут также выражать неприязненные чувства к инициатору разрыва;

)Этап переговоров. Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить отношения, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность.

)Этап депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, резко снижается уровень самооценки, что часто не позволяет заняться каким-нибудь делом, чтобы хотя бы отвлечься.

)Этап адаптации. Когда консультант встречается с клиентом, имеющим такую проблему, во время одной из вышеназванных стадий, его цель - помочь клиенту "перейти" в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни.

Диапазон проблем, возникающих после разрыва, довольно широк - от сниженной самооценки и депрессии, до невозможности заводить новые отношения. Существенную роль играет тяжелое переживание одиночества и невозможности контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются. Главное в таком консультировании - это помощь в построении позитивной "Я"-концепции, преодоление непродуктивных переживаний.


3 Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте


Эмоциональный фактор в подростковом и юношеском возрастах имеет особенное значение. Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Оценка эмоциональной зрелости юноши не может осуществляться без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уровня их развития.

Любые отношения, в том числе и дружеские и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания. Специфически подростковые и юношеские возрастные задачи, связанные с обретением самостоятельности, независимости, самоутверждением, не могут быть решены без развития способности регуляции переживаний. Потеря эмоционального контроля ведет к формированию психологической зависимости молодого человека от ситуации и ограничивает репертуар его совладающего поведения.

Юношеский возраст является сензитивным в плане эмоционального развития. В этот период происходит коренная перестройка эмоциональной сферы, что обусловлено внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления. Она затрагивает практически все сферы взаимоотношений подростка с окружающими и ведет к формированию качественно новых переживаний, с новыми адаптивными возможностями.

Подросткам и юношам бывает трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, многие их не осознают, а диагностических средств в этой области явно недостаточно. Методика диагностики регуляторных процессов переживаний значительно расширяет возможности психологического воздействия в психокоррекционной и консультативной работе.

В работе Туревской Т.А. защитные механизмы понимаются как интрапсихические феномены, которые реализуют специфические функции по отношению к переживаниям. Она выделяет три типа такого рода защитных механизмов:

защитные механизмы, реализующие функции отреагирования переживаний;

защитные механизмы, ослабляющие или редуцирующие переживания;

защитные механизмы, направленные на трансформацию переживаний.

Это разграничение защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию. В подростковый и юношеский периоды происходит изменение интеллектуальных процессов, опосредствующих переживания, качественно меняется структура переживаний. Это дает основание предполагать, что в данный период должны меняться и механизмы их регуляции. Поэтому при конструировании диагностической методики Туревская Т.А. ориентировалась на возможность отражения с ее помощью самих защитных механизмов, сколько процесса преобразования переживаний посредством этих механизмов.

Изучение механизмов регуляции переживаний проводится на модели стимульной ситуации, которая затрагивает значимые проблемы подростка, юноши, и в которой присутствует эмоциональный конфликт.

Данные инструкции задают определенный тип изменения эмоционального реагирования на снятие или ослабление негативный тона переживаний; либо на смену знака эмоционального возбуждения. В задачу испытуемою входит организация или преобразование стимульной ситуации с целью изменения ее эмоционального значения.

Туревской Т.А. была проведена систематизация защитных механизмов:

) Защитные механизмы, реализующие функцию отреагирования переживаний.

При отреагировании тех или иных своих эмоциональных состояний субъект должен учитывать смысл, который его эмоциональная реакция будет иметь для другого и, соответственно, возможные ответные реакции. Отсюда возникает проблема - когда и как выражать эмоции. На этот счет существуют как социальные правила, так и специфические способы отреагирования, которые не только реализуют функцию разрядки эмоционального напряжения, но и осуществляет регуляцию социального взаимодействия, а точнее, предполагают овладение эмоциональными реакциями партнера по общению. Были выделены три категории процессов отреагирования.

) прямые формы отреагирования;

) скрытые;

) трансформирующие.

В целом результаты экспериментального исследования показы-, что культурные формы отреагирования характеризуются использованием вспомогательных средств, которые направлены на регууляцию социального взаимодействия в процессе общения. Эти формы разрядки аффекта по принципу обратной связи могут менять собственное эмоциональное состояние субъекта.

) Защитные механизмы, реализующие функцию ослабления переживаний. Защитные механизмы этого типа непосредственно направлены на регуляцию собственного эмоционального состояния и заключаются в преобразовании когнитивной основы переживаний, предполагая создание вспомогательных стимулов для регуляции переживаний. Они не однородны по механизму своего действия на переживание. Выделяются два класса защитных механизмов - подавление и интеллектуализция. В случае подавления - это вытеснение, отрицание, фальсификация, перцептивная защита. Интеллектуализация включает в себя обесценивание, дезактуализацию, рационализацию.

) Защитные механизмы, реализующие функцию трансформаций переживаний. Под трансформацией подразумевается такое преобразование когнитивной структуры переживаний, которое ведет к смене их знака. Процессы трансформации могут рассматриваться на модели юмора.

Юмор, как форма поведения, имеет сложное опосредствованное строение, свойственное высшим психическим процессам. В общем и целом, чем старше человек, тем более он склонен редуцировать свои переживания при помощи юмора. Недаром способность "юморить" не проявляется у детей, имеет грубоватые "несмешные" формы у подростков, и только в юношеском возрасте приобретают взрослые черты. Таким образом, эмоциональное развитие в юношеском возрасте связано с прогрессивной интеллектуализацией эмоций. В процессе развития повышается роль интеллектуальных функций в регуляции и отреагировании переживаний, усложняются интеллектуальные процессы, участвующие в их внутренней перестройке. К юношескому возрасту в эмоциональной адаптации обнаруживается диссоциация различных сторон или звеньев эмоционального процесса. Происходит отрыв переживания от непосредственной стимульной ситуации или события, то есть то, что воспринимается, не совпадает с тем, что переживается. Содержание переживаний определяет не само стимульное событие, а результат его обобщения. Вышеописанную методику можно использовать в целях диагностики сформированности защитных механизмов, регулирующих переживания. В практических целях при диагностике защитных механизмов личности бывает важно определение трех показателей: - сформированности функций регуляции переживаний (специфических форм отреагирования, редукции или ослабления переживаний, а также трансформации); - ведущего типа (функции) регуляции переживаний; - степени зрелости защитных механизмов.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие краткие выводы: - юношам и девушкам можно оказывать консультативную помощь по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных;

Важнейшими условиями эффективности консультативной помощи выступают искренность и эмпатия консультанта, доверительные отношения с клиентом;

Частые эмоциональные затруднения вызывает разрыв с любимым, и связанная с этим "работа скорби";

Любые отношения, в том числе и дружеские и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания;

Возможна диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного значимого события;

Степень зрелости защитных механизмов можно выявить методикой Т.А. Туревской.

Заключение


В ходе выполнения контрольной работы можно сделать следующие выводы:

во-первых, эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни - любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление;

во-вторых, юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости, впервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания;

в-третьих, переживания юношей и девушек столь глубоки, что иногда необходима специальная консультативная помощь при негативных переживаниях по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных.


Список литературы


1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999.

2.Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток [Электронный ресурс]. URL: www.kaysen.net (дата обращения 01.12.2013).

Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989;

Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. - М., 1997.

Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна, - М., 1996.

Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998.

Туревская Т.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1994.

Любовь в юношеском возрасте [Электронный ресурс] URL: (дата обращения 01.12.2013).

Проблема любви и дружбы в юношеском возрасте [Электронный ресурс]URL:http://wiki.uspi.ru/index.php/Проблема_любви_и_дружбы_в_юношеском_возрасте/ (дата обращения 01.12.2013).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

Актуальность темы. Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, "второго рождения", возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного "Я". Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек. Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения - интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находящихся на стадии "зрелой идентичности", тогда как те, кому свойственна и "диффузная идентичность", как правило, не выходят за пределы стереотипных контактов. Существенно отличаются в зависимости от идентичности юноши по своим отношениям с друзьями и любимыми. Вообще одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви. То как они объективно складываются, и как субъективно переживаются - это показатель возрастного развития.

Цель контрольной работы: изучение и анализирование литературных источников по психологической природе дружбы и любви в юношеском возрасте.

дружба любовь юношеский психологический

Психология любви в юношеском возрасте

Любовь в юношеском возрасте - юношеская мечта о любви выражает первым делом потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Юноше бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса. Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности. Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но и полное их подавление.

Другая типичная защитная установка - «интеллектуализм»: если «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязна», то «интеллектуал» находит ее «неинтересной». Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе все спокойно. Объекты увлечений также нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, первым делом родителей и учителей. Но одновременно молодые люди хотят - и имеют на это полное право - оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В. А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал «изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников».

Подростковая любовь хорошо знакома многим из нас. А для родителей это часто бывает нелегким испытанием. Хотя, некоторые мамы и папы с нежностью и трепетом вспоминают чувство первой любви даже через много лет.

Первая любовь

Первая любовь двух юных сердец, что может быть чище этого высокого чувства? Юноша и девушка буквально погружены в пучину новых ощущений, и в этот момент им кажется, что нет ничего в этом мире лучше. Взаимное влечение придает смелости, ведь немало влюбленных парочек забрасывают напрочь учебу, и другие важные дела. Они хотят лишь все время находиться рядом, окружающие им только мешают. Родительский контроль лишь добавляет раздражения.

Ведь они уже достаточно взрослые дети, раз способны испытывать такое волшебное чувство, и их вовсе необязательно подвергать различным проверкам. Обычно чувство влюбленности возникает в период интенсивного физического развития, и грандиозной гормональной перестройки. Мальчики и девочки переходят в следующую возрастную категорию, превращаются в юношу и девушку. Перепады настроения, новизна в самосознании – основные отличительные черты подростков. Они постоянно стремятся узнать что – нибудь новое о взаимоотношениях между полами.

По результатам статистических исследований, чаще всего любовные отношения между юношей и девушкой носят лишь платонический характер. Но в наше время общество делает толчок к началу интимных отношений, часто с абсолютно непредсказуемыми и нежелательными последствиями.

Чрезвычайно редки и уникальны случаи, когда первые чувства подростков перерастают в нечто большее. Это может быть лишь тогда, когда любовь взаимна, никто не чинит никаких препятствий. Это лишь положительно повлияет на развитие и становление личности в целом. Гораздо чаще подростки страдают от неразделенной любви, и горькое разочарование еще долгое время бередит неокрепшую юношескую душу.

Несчастная любовь

Психология – сложная наука, и лишний раз доказывает наличие чрезмерного максимализма в юношеских суждениях. Ведь каждый из них совершенно точно уверен, что его чувства любви – это навсегда, на всю жизнь, что никого и никогда он больше не полюбит и не сможет полюбить. Но несчастной любовь делает не только отсутствие взаимности. Огромную роль играет родительское неприятие, особенно в категоричной форме. Часто случается, что родители протестуют чтобы их умница – дочь встречалась с юношей – хулиганом. Давно известно, что, так называемые, плохие мальчики вызывают большой интерес у девушек.

Само собой, что если родители будут открыто выражать свой протест, чем незамедлительнее последует буря негодования в ответ со стороны сына или дочери. Подросток замкнется в себе, перестанет общаться с близкими. Для него, на тот момент, это является самой важной проблемой. Понятно, что взрослые и опытные люди знают, что все еще впереди. Именно в такой момент родители рискуют упустить что – то важное. Любовные неудачи способны сильно навредить самооценке подростка. Ведь перемены во внешнем виде лишь подогревают собственное неприятие. Поэтому юноши и девушки готовы пойти на любые эксперименты, лишь бы объект любви не проигнорировал их существование.

Любовные свидания не под запретом

Если нет каких – то веских и значимых причин, не нужно впадать в крайности, лишая чудесных прогулок под луной. Этот момент должен присутствовать в жизни каждого юного создания. Не запрещайте совсем, но резко ограничивайте время свидания. Если сказали вернуться домой в определенное время, значит подросток должен выполнить обещание.

Запретное всегда манит. Нужно постараться стать не только другом своему ребенку, но и хорошим воспитателем. Нет ничего хуже тайных любовных свиданий. Так пусть лучше они будут явными, но с ограничениями по времени;

Нельзя превышать свои полномочия

Подросток часто не спешить рассказывать подробности о своем предмете обожания родителям. Любовь в подростковом возрасте сначала вызывает шквал эмоций лишь в сердце и душе, но не проявляется внешне. Все держится в секрете. Это абсолютно нормальная реакция. Он готов делиться с друзьями – сверстниками, не более того. Взрослые в его глазах недостаточно компетентны в таком важном деле. Не нужно пытать подростка расспросами, пусть он сам выберет более подходящий момент для раскрытия своей тайны. Конечно, родители обязаны знать возраст, место проживания, род занятий избранника своего ребенка;

Поддержка чистоты любовных взаимоотношений

В силу юного возраста подростки так поглощены новым чувством, что не замечают ничего и никого вокруг себя. Кажется, что они самые счастливые на свете. Им невдомек, что существуют болезненные моменты расставания и предательства. В такие моменты родители являются самыми главными наставниками и опытными советчиками. Постарайтесь поддержать детей, не позволяйте никому вмешиваться в их отношения;

Рассказ о последствиях интимных отношений

Сегодняшние подростки слишком много времени проводят в социальных сетях. Конечно, они читают и смотрят различные ролики, которые им, возможно, еще рано смотреть. Заботливые родители в обязательном порядке должны поговорить с подростком об опасности подростковой беременности. Ведь у любой стороны есть две медали. Делайте ставку на негативные последствия подобных отношений. Не стесняйтесь говорить о том, как важно пользоваться средствами контрацепции.

Это естественно, что каждые родители хотят видеть своего любимого отпрыска самым счастливым на земле. Поэтому стремятся всячески помочь, дают советы и наставления. Но не стоит забывать самого главного, что не нужно навязывать свои убеждения, оставьте право выбора за своим сыном или дочерью. Они будут вам благодарны за понимание.



Вверх