Попов иван васильевич где воевал. Вспоминая и анализируя. Попов Лукиан Васильевич

(17.01.1867–8.02.1938 года)

Иван Васильевич Попов - профессор Московской духовной академии, мученик.

Память 26 января и в Соборах новомучеников и исповедников Радонежских, Соловецких и всей Церкви Русской.

Окончил Смоленскую духовную семинарию. 1-й магистрант XLVII курса (1888-1892), оставлен профессорским стипендиантом.

С 1893 года исполнял должность доцента по кафедре Патристики.

В 1897 году удостоен степени магистра богословия за работу «Естественный нравственный закон» (Сергиев Посад, 1897). Утвержден в звании доцента. С 1898 года - профессор, а с 1917 года - ординарный профессор по первой кафедре Патрологии.

В 1901-1902 находился в научной командировке в Германии, стажировался в Берлинском и Мюнхенском университетах. Отличался своими либеральными взглядами. В 1903-1906 редактировал журнал «Богословский вестник».

Одновременно с педагогической деятельностью в МДА преподавал в Московском университете, где с 1907 года был приват-доцентом. Первоначально читал факультативный курс «Происхождение современного церковного сознания», а в 1909-1915 годах - курс «Философия средних веков».

В 1917 году стал доктором церковной истории, защитив в Петроградской духовной академии диссертацию: «Личность и учение блаженного Августина».

По данным протопресвитера М. Польского, И. В. Попов написал второй том своего труда о блаженном Августине, оставшийся в рукописи.

В 1917-1918 годах - член Поместного Собора Российской Православной Церкви от МДА.

В 1917 был профессором Высших женских богословско-педагогических курсов.

После прекращения деятельности Московской духовной академии в 1919 году, читал лекции на неофициальных богословских академических курсах в Москве. В 1918-1923 годах продолжал читать лекции в Московском университете на кафедре философии (средних веков).

Архиепископ Иларион (Троицкий) , уже находясь в Соловецком лагере, в присутствии других заключенных - архиереев и клириков - говорил о нем так:

"Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича".

В декабре 1924 И. В. Попов был арестован и приговорен к трем годам лишения свободы. В 1925-1927 находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, где работал учителем в школе грамотности для заключенных-уголовников. Был одним из авторов "Соловецкого послания" (1926).

В 1931 году был арестован в Сургуте, осенью того же года приговорен к ссылке еще на три года в село Самарово (ныне вошло в состав города Ханты-Мансийска). В 1932 году ему было разрешено вернуться в Центральную Россию - видимо, в связи с болезнью (сердечной слабостью, опухолью ног) и преклонным возрастом.

Жил в Подмосковье, в 1935 году вновь был арестован и приговорен к пяти годам ссылки. Выслан в село Игнатово Пировского района Красноярского края.

Причислен к лику святых Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года.

Попов Иван Васильевич [ум. 1839]. Московский купец, автор од. Учился в Моск. ун-те. По воспоминаниям современников, был «величайшим оригиналом»: «званием купец, по занятиям книгопродавец, типографщик, писатель, ходатай по делам, поверенный питейных откупщиков <...> и всегда близкий знакомый многих литераторов и ученых <...> он был самый жалкий писатель и рифмотворец, исписавший горы бумаги» (Полевой К. А. Зап. о жизни и соч Н. А. Полевого. СПб., 1860. Ч. 1. С. 106). Первым литературным произведением П. была «Ода на торжественный день коронования <...> Екатерины Вторыя...» (1791), написанная живым образным языком на 29-ю годовщину царствования Екатерины II . В честь обручения вел. князя Александра Павловича и вел. княгини Елизаветы Алексеевны П. сочинил оду «Розовый букет, или Песнь радостная...» (1793), в которой сравнивает Александра и Елизавету с молодыми оливами, с реками, соединяющими свой «тихий влажный ток». В февр. 1797 П., торговавший книгами прежде «по городам и ярмаркам», известил публику, что открыл на Ильинке в Гостином дворе под № 1 новую книжную лавку и что его каталог российским книгам выйдет через две или три недели (Моск. вед. 1797. 21 февр. № 15). По-видимому, торговля шла успешно, т. к. в следующем году был напечатан «Реестр новым книгам, кои сверх многих продаются в Москве на Ильинке в Гостином дворе у купца Попова» (1798). Оба каталога числятся среди разыскиваемых изданий. Судя по книгопродавческим росписям, среди изданий, распространявшихся в эти годы П., были «Детская библиотека, изданная на немецком языке г. Камне» (1796. Ч. 3, 4), «Избранный песенник, или Собрание лучших <...> песен» (1798. Ч. 1–4), а также «Печальному утеха, веселому забава, а праздному на безделье дело, или Новый настоящий русский песенник» (1798), «Творения г. Геснера, поэма Авелева смерть, в пяти песнях» (1799; пер. В. М. Протопопова ), роман Ж. де Мемье «Граф де Сен-Меран, или Новые заблуждения сердца и ума» (1799–1800. Ч. 1–8; пер. П. И. Макарова ). В нач. XIX в. П. вместе с Люби и Гари содержал книжную лавку и был арендатором Унив. типографии. По предложению П. и на его средства с 1802 издавался «Вестн. Европы» Н. М. Карамзина . По свидетельству А. Ф. Воейкова, в 1804 П. совместно с П. И. Макаровым осуществлял редактуру (Сын отеч. 1821. № 1. С. 8). В 1804 в «Вестн. Европы» (Ч. 13. № 1) П. напечатал «Гимн Богу», написанный им под явным влиянием оды Г. Р. Державина «Бог». В 1806–1807 П. упоминается С. П. Жихаревым как содержатель типографии, у которого есть хорошие корректоры, но работа идет «без всякой предприимчивости», т. к. он, как и некоторые др. типографщики, «отстал от века». По случаю опубликования манифеста о намерениях рос. правительства начать переговоры с Францией для заключения мирного договора на взаимовыгодных условиях (Моск. вед. 1806. 12 сент. № 73) П. написал патриотическую «Оду на случай высочайшего е. и. в. манифеста...» (М., 1806), напечатав ее на свой счет. Ода продавалась «во всех книжных лавках по двадцати копеек в бумажке, а на велене по рублю, – в пользу бедных». В окт. 1813 московские чиновники, собравшиеся праздновать освобождение Москвы, предложили П. сочинить подобающее для этого случая стихотворение. 6 окт. П. сочинил песнь в форме диалога певца и гражданина «Певец среди московских граждан» (Вестн. Европы. 1813. Ч. 72. № 21/22; отд. изд.: М., 1813, 1814), которую торжественно произнес в собрании чиновников 10 окт. Эпиграфом к песни П. взял строку из стихотворения В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов». Отечественная война 1812 отразилась также в басне П. «Волк, который, шед в овчарню, ошибкою забрел на псарню» (М., 1814), написанной в подражание басне И. А. Крылова и с эпиграфом из стихотворения Г. Р. Державина «Видение мурзы»: «Я в шутках правду возвещу». Изображая волка, П. имел в виду Наполеона. В примечаниях, обращенных «к малолетнему сыну», объяснены некоторые охотничьи термины. Победе над Наполеоном посвящена также «Ода на совершенное низложение врага России и вселенной» (М., 1814). В том же году П. написал еще несколько од на случай. Подражая псалму 47, он сочинил короткую оду с хорами «Песнь на торжественное вшествие всеавгустейшего государя императора Александра Первого в Париж» (М., 1814) с эпиграфом из оды М. В. Ломоносова «Императрице Екатерине Алексеевне на <...> восшествие ее на <...> престол» (1762): «О коль монарх благополучен, Кто знает россами владеть!». «Песнь на прибытие е. и. в. из-за границы в Санкт-Петербург по заключении с Франциею мира» (М., 1814) была написана П. «в некоторой по сему случаю собравшейся беседе июля 19 дня». В стихотворении «Алексею Федоровичу Мерзлякову на облегчение от постигшей его внезапно болезни» (М., 1814) П. превозносит его «дар стихотворства, гений небесный». От московского купечества П. написал приветственную «Оду на всевожделенное прибытие е. и. в. в первопрестольный град Москву» (М., 1816). Известно, что в кон. 1830-х годов некий Попов, купец 3-й гильдии, жил в собственном доме, вероятно в Сущевской части в Новой Слободе. Лит.: Метелеркамп В. Д., Нистрем К. М. Книга адресов столицы Москвы, составленная из документов и сведений правительственных присутственных мест. М., 1839; Жихарев. Зап. (1955).

  • - худ., акад. живописи. Из крест. Окончил ИАХ. Чл. ТПХВ...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - , русский живописец. Учился в петербургской АХ у В. Е. Маковского. Член ТПХВ...

    Художественная энциклопедия

  • - Попов - писатель, священник, воспитанник Казанской духовной академии, в которой состоит профессором по кафедре истории ламайства и монгольского языка...

    Биографический словарь

  • - Попов - патолог и терапевт, профессор военно-медицинской академии; родился в 1845 г. Образование получил в Новочеркасском духовном училище, Воронежской духовной семинарии, затем в медико-хирургической академии...

    Биографический словарь

  • - Попов - писатель...

    Биографический словарь

  • - Попов - инженер-технолог, в продолжение 20 лет занимавший должность механика при управлении гальванической частью инженерного корпуса...

    Биографический словарь

  • - ориенталист. Окончил курс в Казанском университете по разряду восточной словесности и был отправлен для изучения монгольского языка в Восточную Сибирь; несколько лет жил между бурятами...
  • - Окончил курс в Казанском университете по разряду восточной словесности и был отправлен для изучения монгольского языка в Восточную Сибирь; несколько лет жил между бурятами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I род. в 1856 г. - духовный писатель, экстраординарный профессор теории словесности и истории иностранных литератур в Казанской духовной акад., в которой и получил высшее образование...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - писатель, воспитанник казанской духовной академии. Главный его труд: "Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский зоолог-любитель. Род. 1841 г. Первоначальное образование получил в Первой московской гимназии, художественное - в Строгановском училище. Биологические науки изучал под руководством В. В. Григорьева...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - писатель, священник, воспитанник казанской духовной академии, в которой состоит профессором по кафедре истории ламайства и монгольского языка. Главный его труд: "Ламаизм в Тибете, его история, учение и учреждения" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - патолог и терапевт, профессор Военно-медицинской акад....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - писатель...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - инженер-технолог, в продолжение 20 лет занимавший должность механика при управлении гальванической частью Инженерного корпуса...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский живописец. Учился в петербургской АХ у В. Е. Маковского. Академик петербургской AX . Член Товарищества передвижных художественных выставок...

    Большая Советская энциклопедия

"Попов Иван Васильевич" в книгах

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

Из книги Девятая благодарность автора Жаров Валентин Иванович

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВЫВЕЛ из сарайчика лошадь, потрепал ее по холке:- Ну-ну, резвая… Смотри у меня.Она покорно позволила подвести себя к бричке, стала меж оглобель. Была молодость - была резвость. Лишь от доброго ухода в колхозе не пропала в ней ни сила, ни выносливость, и

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ - ПЕРВЫЙ ЦАРЬ «ИВАН ГРОЗНЫЙ»

Из книги Спираль времени, или Будущее, которое уже было автора Ходаковский Николай Иванович

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ - ПЕРВЫЙ ЦАРЬ «ИВАН ГРОЗНЫЙ» Он правил в 1547–1553 годах.В 1547 году 16-летний Иван Васильевич был венчан царем. Новому царю была принесена присяга. Его женой была Анастасия Захарьина (Романова). Она была первой и единственной его женой. Ее отец Роман Захарьин -

Иван III Васильевич

Из книги автора

Иван III Васильевич С ранних лет княжич Иван (род. в 1440 г.) испытал ужасы междоусобья. Он был с отцом в тот самый день, когда люди Шемяки насильно выволокли Василия II из церкви, чтобы ослепить его. В суматохе Ивану с братом Юрием удалось бежать к родным. У него не было детства

57. ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ

Из книги История Российская. Часть 4 автора Татищев Василий Никитич

57. ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ 1462. Раздел. Юрий угличский. Андрей вологодский. В год 6970 (1462), от рождества же Господа Спаса нашего 1462, марта 27 дня после смерти великого князя Василия Васильевича по его благословению воспринял престол государства Русского старший сын его Иоанн

Иван III Васильевич

Из книги 100 великих полководцев Средневековья автора Шишов Алексей Васильевич

Иван III Васильевич Великий князь и государь, «герой всемирной истории», вооруженной рукой cобиравший в единую горсть вокруг Москвы землю Русскую Великий московский князь Иван III. Иллюстрация из «Титулярника»Великий князь московский Иван III из рода Рюриковичей правил с

Иван III Васильевич

Из книги От Батыя до Ивана Грозного: история Российская во всей ее полноте автора Татищев Василий Никитич

Иван III Васильевич 142. Раздел. Юрий угличский. Андрей вологодский. В год 6970 (1462), от рождества же Господа Спаса нашего 1462, марта 27 дня после смерти великого князя Василия Васильевича по его благословению воспринял престол государства Русского старший сын его Иоанн

2.1. Иван III Васильевич Грозный и Иван IV Васильевич Грозный как два частичных дубликата в русской истории

Из книги автора

2.1. Иван III Васильевич Грозный и Иван IV Васильевич Грозный как два частичных дубликата в русской истории Прежде чем перейти к рассказу о том, как Иван Грозный отразился в Библии, нам придется отклониться от библейской темы и поговорить о параллелизме, обнаруженном нами в

Иван III Васильевич

Из книги Цари-полководцы автора Копылов Н. А.

Иван III Васильевич «Иван Васильевиче, муж сердца смелого и рицер валенный (военный)» Кройника литовская и жмойтская Иван Васильевич, которого в исторической литературе называют Иваном III, - первый из великих князей московских, который стал претендовать на титул

Попов Иван Иванович

БСЭ

Попов Иван Семенович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Попов Лукиан Васильевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Попов Николай Васильевич

Из книги Мы сгорали заживо [Смертники Великой Отечественной: Танкисты. Истребители. Штурмовики] автора Драбкин Артем Владимирович

Попов Николай Васильевич

Из книги Я дрался на танке [Продолжение бестселлера «Я дрался на Т-34»] автора Драбкин Артем Владимирович

Попов Николай Васильевич Я родился 17 апреля 1924 г. в г. Камышлове Свердловской области. Родители мои были простыми рабочими, отец умер, когда мне пять лет исполнилось, мы жили с матерью, нас было трое братьев, я средний. Я учился в свердловской насоновской школе, окончил 7

Попов Николай Васильевич

Из книги Танкисты [«Мы погибали, сгорали…»] автора Драбкин Артем Владимирович

Попов Николай Васильевич В 1942 г. по весне наша бригада выехала в поле. В конце мая мой меньший брат прибегает к нам на полевой стан и приносит повестку в военкомат. Явиться надо было на 9.00 утра, а он в поле пришел только к обеду. Я загнал трактор на полевой стан, бригадира не

27. Профессор Попов Иван Васильевич

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

27. Профессор Попов Иван Васильевич Составитель «Памятной записки» соловецких епископов ранее помогал Святейшему патриарху Тихону. Так, по поручению последнего, им составлен ответ Константинопольскому патриарху Григорию VII, признавшему обновленцев и предложившему

О художнике Иване Васильевиче Попове

Иван Васильевич Попов! Обыкновенное, простое русское имя, которое мы встречаем сотни раз, если не тысячи раз. Однако, это имя звучит для меня как-то по-особому близко и тепло. Ведь каждый из нас имеет имена близкие к сердцу.

Он был русским. Родился в 1874 г. Я - якут, родившийся в 1906 г., т.е. моложе его на целых 32 года. Ни какому другому: ни из родни и "предков" я так не тянулся, как к нему - Ивану Васильевичу.

Он был художником - живописцем, можно сказать, первым светлым лучом в "темном царстве" нашей якутской действительности того времени. Но эту сторону его личности я тогда еще не понимал. В чем дело? Очевидно, он меня (конечно, не одного только меня) притягивал своей душевной мягкостью, сердечностью, доброжелательностью и широтой своих познаний. Видимо, каждого из нас он видел, что называется сердцем. И в самом деле, что может быть для нас дороже, чем сердечность, проявляемая к нам с чьей-либо стороны.

Откуда у него была такая сердечность и доброта? Врожденная, исконная или благоприобретенная?

Его прадед, Андрей Попов, родом из г. Рязани. В качестве рабочего какой-то промысловой шхуны он попал на Аляску: сначала - на остров Кадьяк, а затем - на Ситху, в Новоархангельск, где женился на алеутке и остался там до самой смерти.

По пути к морю. Аляска

У них в 1828 году родился сын Степан, дед Ивана Васильевича, который с 17 лет устроился служить пономарем. Степан вскоре вернулся на родину отца и в Устье-Уде женился. У них родился сын Василий - отец Ивана Васильевича. А затем осел в якутском селении Чурапча, где и умер в 1869 году. А его сын Василий, став священником, женился на дочери настоятеля Ытык Кёльской Преображенской церкви Димитриана Попова - Капитолине.

У них в 1974 г. родился сын Ванчюра - будущий художник Иван Васильевич Попов.

Его дед (по материнской линии) - протоиерей Димитриан Дмитриевич Попов, происходил от русских выходцев из европейской части России. Родился он в с. Покровске в 80 км от г. Якутска. Отец его служил дьяконом, а сам Димитриан окончил Иркутскую духовную семинарию. В Иркутске он женился на дочери няни детей декабристов (Трубецких или Волконских) - Татьяне Федоровне Косыгиной, блестяще окончившей институт им. Медведковой. Молодая чета выехала в г. Якутск, а затем в 1851 г. поселилась в с. Ытык Кёль Ботурусского улуса, где они остались до конца своей жизни. Димитриан умер в 1896 г., а Татьяна - позже на 3 года.

Как видим, корни родословного древа Ивана Васильевича выросли на исконно русской земле. Он потомок простых русских людей, нашедших себе жизненную пристань в далекой Сибири, точнее, любовь к людям и жизни, трудолюбие и тягу ко всему светлому и здравому он унаследовал от духовных традиций русского народа. Вот почему его по-детски чистое, чуткое сердце не могло примириться с тяжестью жизни якутского народа, заброшенного на самый холодный, полуночный край земли. Он очень рано в своих дневниково-литературных записях писал: "Побольше сюда света - свет разгонит тьму". Он не спешил найти себе радость и счастье в семейной жизни. Получив образование в Якутске и Петербурге, став художником и известным деятелем культуры, с жаром занимался разнообразной деятельностью, чтоб "разогнать тьму", нависшую над его родиной, Якутией.

И лишь когда ему стукнуло 35 лет, он женился на неграмотной якутской девушке из беднейшей семьи и к тому же ещё больной. Конечно, Иван Васильевич это сделал по велению своего сердца, по чувству высокой благородной любви и сострадания. Он написал с неё портрет, который подарил своему лучшему другу, земляку, учёному-этнографу из Петербурга В.Н. Васильеву, "вытащившего" его из якутской глуши в Петербург на учёбу. Портрету дал название "Красавица Севера".

По душевному складу приверженец всего идеального и уверенный в победе Некрасовского "доброго, разумного и вечного", Иван Васильевич, был уверен, что сможет спасти свою любовь от коварной болезни - чахотки. Недаром он писал: "Здесь не человек, царь земли, царствует, а ничтожный микроб... Если не чахоточная бацилла, то чесоточный клещ, если не они царят то другие..." Но спасти от смерти свою любовь он не смог, хотя и пользовался славой врачевателя от разных болезней и умел пользоваться медицинскими средствами своего времени... От его первой любви Лукии Никитиной, которую он звал Ленчик, осталась дочь Фомаида. Это было в 1910 году...

В 1923 году он женился вновь на якутской девушке из бедной семьи, батрачке Фёкле Халыевой, опять-таки больной туберкулёзом. Но, к счастью, на этот раз Иван Васильевич смог избавить её от страшной болезни - чахотки и заиметь от неё пятерых детей - трёх сыновей и двух дочерей.

Как талантливый художник, прекрасный фотограф, неутомимый исследователь-этнограф, знаток якутской древности, он обрел широкую известность уже в годы учебы в Петербурге. Но, однако, судьба уготовила ему многотрудную жизнь.

Маленький Ванчюра Попов уже в детские годы перенёс чёрную оспу. Поэтому он позже мог смело оказывать помощь больным оспой. Более того, его отправляли в Вилюйский округ к прокаженным. Об этом свидетельствуют фотографии, заснятые им.

Иван Васильевич пережил четыре войны и их тяжелые последствия: Русско-японской - 1904 - 1905 гг., первой империалистической - 1914 - 1917 гг., Гражданской - 1921 - 1927 гг., и Великой Отечественной - 1941 - 1945 гг. От первых двух войн он уцелел, благодаря тому, что в первом случае служил псаломщиком в тюремной церкви г. Якутска, а во второй - в Таттинской Николаевской церкви, иконостас которой в 1911 - 1912 гг. был им самим расписан. Гражданская война отняла у него родного брата Николая - председателя местного сельского совета и его любимую жену, учительницу, которых белобандиты зверски убили в 1922 г. А четвертая война, война против фашистской Германии можно сказать, унесла из жизни его самого.

Будучи крайне бедным, многосемейным, не требовательным к себе в быту и абсолютным бессеребреником, строго исполняя в военное время службу метеоролога, обязанного давать точные сведения через каждый час, умер от переутомления и от недоедания (голода)...

Отец Ивана Васильевича, Василий Степанович Попов, был священником, а дедушка (по матери) - протоиереем. Они были знатоками якутского языка. Отец первым в области прочитал проповедь на якутском языке среди своих прихожан в селе Черкёх, за что был удостоен благодарности епископа Дионисия. А дедушка Димитриан был одним из участников создания знаменитого "Словаря якутского языка", составленного политическим ссыльным Э.К. Пекарским . А сам Иван Васильевич, будучи семинаристом, он рано начал писать иконы и расписал иконостасы двух церквей. Значит, выходит, он в какой-то степени и "иконописец". Всё это в годы разгула классовой борьбы давало повод активистам комсомола и партии обвинять художника как "отпрыска" классовых врагов - церковников. И всё это ему надо было стерпеть, выдержать. Тут надо было действительно быть "рабом божьим", воспитанным в духе смирения и многотерпения. И для смягчения своей "вины" художнику приходилось Волревкому и клубу оформлять стенные газеты, писать лозунги и т.п.

Я помню, как Иван Васильевич, однажды засвидетельствовал мне свое благодарное чувство к одному из руководителей районной власти. Это был председатель райисполкома Захар Васильевич Сыроватский. Он хорошо рисовал и слыл среди нас, слушателей педагогического техникума, художником. Вот он как-то однажды обрадовал Ивана Васильевича: притащил (ночью) завернутый в трубку большой старый холст и сказал: "Иван Васильевич, может быть, этот старый холст Вам на что-нибудь пригодится..." Отложил в сторону и ушел. Иван Васильевич из любопытства развернул холст и увидел. Образ Христа Спасителя-Вседержителя, написанный им в молодые годы по заказу его отца для Ытык Кёльской Преображенской церкви. Вот тебе и коммунист-атеист! Но где он нашел это полотно Захар Васильевич не сказал. Воистину - свет не без добрых людей... Икона (120x120 см) сейчас висит в алтаре Владимирской церкви села Черкёх.

По признанию самого художника, сделанного им перед смертью у него пропали более 60-ти работ и множество рисунков, подаренных, проданных за бесценок или не возвращенных ему. В числе этих работ, конечно, были работы, которыми он в творческом отношении очень дорожил, например, портрет Ленчика (жены), первый вариант "Шамана", "Бедная юрта", "Усадьба якута", "Манчаары", копии с картин великих художников, пейзажи, этюды и т.д. Незавершенными остались давно задуманные полотна: "Ковер тайги", "Эллэй и Омогой", "Как юрта встретила революцию", "Портрет П.А. Ойунского" и др.

Не имея ни средств, ни возможностей заниматься только своим профессиональным творческим трудом, художник десятки лет проработал учителем в селах Черкёх, Ытык Кёль, Олба, Игидейцы, оформляя митинговые трибуны, стенные газеты или в лучшем случае получая заказы на реставрацию музейных экспонатов. Односельчанами он был избран председателем Сельского Совета. Уважал и поддерживал Ивана Васильевича П.А. Ойунский, возглавлявший тогда научно-исследовательское общество "Саха кэскилэ". В своих письмах писатель и ученый П.А. Ойунский просил Ивана Васильевича высказать свое мнение относительно трудно объяснимых моментов в якутском народном эпосе-олонхо.

Но, к сожалению, в 1927 г. Ойунский был отстранен от руководящих постов как "националист", а позже, в 1939 г. был объявлен (без судебного приговора) "врагом народа" и погиб мученической смертью в якутской тюрьме.

Вот в какое трудное, жестокое и смутное время жил и трудился первый профессиональный художник Якутии, питомец знаменитой русской реалистической школы живописи передвижников, исследователь-подвижник самобытной культуры якутского народа, русский по крови, якутянин по рождению, разносторонне одаренный основоположник изобразительного искусства Якутии и потомственный русский просветитель - Иван Васильевич Попов.

Но, несмотря на все это, Иван Васильевич Попов своим бескорыстным подвижническим трудом оставил нам большое духовное наследство, которое мы по существу еще серьезно не оценили, не изучили и толком не использовали. Только искусствовед И.А. Потапов посвятил творчеству художника большую обзорную статью. А жизнь и труд И.В. Попова достойны монографического исследования. Именно - монографии на общеисторическом фоне!

Персональная выставка его картин была устроена впервые в 1974 году, в связи 100-летием со дня рождения.

Главное его наследие, имеющее для нас первостепенное историческое и художественно-эстетическое значение - это, конечно, его картины.

И.В. Попов был продолжателем идей демократических просветительских традиций русской художественной интеллигенции и миссионеров русской православной церкви, подвижником которой был архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Преосвященный Иннокентий (Вениаминов). Именно ученики и последователи Вениаминова - архиепископ Якутский и Вилюйский Мелетий и протоиерей Димитриан Попов, помогли и наставили Ваню Попова получить образование и стать профессиональным художником. Вот как писал он о помощи архиепископа Мелетия в своей автобиографии: "Художественные мои способности были известны епископу Мелетию, который накупил мне красок, кистей, холста и даже отвел мне отдельную комнату и внушил мне мысль не оставлять под спудом художественных способностей и заронил мысль о необходимости получения специального художественного образования. В благодарность епископу я написал картину "Христос и евангелист Иоанн" и подарил ему. Картина эта имела успех".

В первое время молодой Иван Попов делал живописные портреты с фотографий епископов и некоторых якутских губернаторов (Черняева, Крафта). Из этих работ, сохранившихся до настоящего времени представ-ляют интерес портрет протоиерея Д.В. Хитрова, создателя "Краткой грамматики якутского языка" и переводчика священного Евангелия на якутский язык, изданных в 1858 году. Художником также был написан маслом портрет с фотографии Митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова). Портрет уничтожен огнем при пожаре архиерейского дома, но раскрашенную фотографию с портрета художник до последних дней своей жизни хранил у себя, поставив на своем столе, стоящем рядом с кроватью. Фотопортрет этот сейчас находится у сына художника - Ивана Ивановича Попова.

Придавая серьезное значение школе копирования, Иван Васильевич впервые годы учебы в Петербурге много работал над копиями мастеров живописи мирового класса. Из этих копий, сохранились: "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи, выполненная с оригинала в Эрмитаже; "Св. Цецилия" Карло Дольчи из собрания Румянцевского музея; "Динарий кесаря" Тициана, написанная с репродукции; "Моление о чаше", "Иуда" - Н.Н. Ге; "Русская девушка" К.Б. Венича, скопированные с оригиналов, хранящихся в Русском музее.

Для нас, якутян, живущих далеко от центров мировой культуры, встреча с творениями великих художников прошлого через копии нашего земляка И.В. Попова - праздник, редко выпадающий на долю провинциальных любителей искусства.

А творения самого Ивана Васильевича как носителя русской демократической реалистической школы живописи, представляющей собою одну из вершин мировой художественной культуры, для нас имеют неоценимое и непреходящее значение. Это - национальное достояние огромной ценности.

Не претендуя на компетентную интерпретацию работ художника, я остановлюсь лишь на тех произведениях художника, которые радуют и волнуют меня лично.

Среди них: "Якутск в конце XVII столетия", образ нашего древнего города, "Интерьер якутской урасы", "Шаман", "Телёнок" - с мокрой мордочкой, тоскливо глядящий на мир, "Золотая лиственница" - лирический пейзаж на фоне таежной речки Татты, "Чичмахская часовня" - в якутско-византийском стиле, "Две обители Ленчик" - реквием художника по своей первой любви, "Коля-сын" - портрет первенца художника, "Портрет олонхосута Табаахырова" - старого, но еще не сломленного духом народного певца.

Замечательных картин, этюдов, рисунков у художника много. Их каждому любителю искусства необходимо видеть и знать каждому лично, воочию пережить прекрасные мгновения наедине с самим произведением.

А скольких добрых работ Ивана Васильевича, отмеченных печатью его большого таланта, в результате невнимательного отношения к его деятельности и жизни, мы лишились навсегда. Ревностный поборник охраны духовной культуры народа, фольклорист, ставший при жизни человеком-легендой, Сэсэн Боло, еще в 1936 г. в своей статье в газете "Социалистическая Якутия" писал, что подобное "невнимание", "как преступное отношение к деятелю культуры".

Иван Васильевич писал: "Искусство и наука равноправны. Подход к натуре - основное правило для всякого рисунка... Искусство очень удобное средство для воспитания эстетического восприятия, так как в них дана красота в сгущенном виде. Но красота, вообще говоря, находится в окружающей нас реальной действительности". Художник от этих своих установок никогда не отходил. Он был и остался убежденным реалистом. Воспроизводя образы народного творчества и обращаясь к простым, мотивам родной природы, он создавал картины, проникнутые чувством патриотизма. Вот почему художник очень близок и дорог простым людям, их чувствам и мыслям, людям родной якутской земли.

Но наследство, оставленное И.В. Поповым - художником, этнографом, иконописцем, фотографом, исследователем устной народной литературы, народной медицины - огромно.

Будучи этнографом он особую заботу проявил в отношении охраны памятников культуры и искусства ставшего для него родным якутского народа. Он с большим энтузиазмом, изучая, собирая и коллекционируя, отправлял огромное количество лучших этнографических материалов в местные, российские и зарубежные музеи. Только в 1914 году, он выслал в Германию через фирму Е.Н. Александера 5 ящиков экспонатов из 1226 предметов, состоящих из серебряных украшений, меховой одежды и других изделий якутских мастеров. Эти вещи попали в этнографические музеи Берлина, Гамбурга, Лейпцига, Франкфурта-на-Майне. А сколько было доставлено в местный Якутский краеведческий музей, в музей Антропологии и этнографии им.Петра I, Александра III в Петербурге и в другие музеи, нам неизвестно. Слава богу, благодаря дальновидности Ивана Васильевича, эти реликвии культуры и искусства нашего народа хранятся в фондах музеев зарубежных стран и России. В этом отчетливо видна колоссальная заслуга И.В. Попова. Наша задача на ближайшее время состоит в том, чтобы это бесценное наследие использовать в популяризации материальной и духовной культуры своего народа и организовать его научное изучение и освоение.

Большую ценность представляют и фотографии художника. Он был высококлассным мастером художественной фотографии. Он в своих фотографиях раскрывал бедственное положение народа и в то же время показывал трудолюбие простых людей, их добрый нрав: оптимизм и умение ценить и создавать красоту в жизни. Иван Васильевич занимался фотографией с молодых лет, примерно до 1914 года. В справочной книге по коллекциям Сибири и Дальнего Востока музея Этнографии народов СССР за 1904 год сделана запись (за порядковым номером 200, по номеру коллекции 1085) по народностям "якуты" и "русские" о приобретении от И.В. Попова 100 штук фотографий. Фотографии эти и негативы к ним хранятся в отделе фототеки музея. Это запись только об одном поступлении. А может быть еще были поступления? Многие из этих фотографий со дня поступления в фонд музея по сей день использовались и используются во многих научных, учебных и периодических изданиях Москвы, Петербурга и Якутска. К сожалению, не во всех случаях делается указание на имя автора фотографий И.В. Попова.

Иван Васильевич выпустил большое количество почтовых открыток. В 1910 г. ему удалось через компанию "Шерер и Наггольц" заказать в Германии открытки со своих снимков. Из его письма на имя П.И. Бердникова от 11 января 1910 г. известно, что он должен был из-за границы получить 20000 открыток на якутские сюжеты. Это популярное наследие художника, получившее признание широкой общественности еще в дореволюционное время, остается у нас до сей поры вне нашего интереса, как с точки зрения художественной, научной, так и исторической ценности.

И.В.Попов, чтобы знать характер якутов во всех его проявлениях, не обошел своим вниманием и устное народное творчество, т.е. якутский фольклор. Прекрасно владея якутским языком, он мог сколько угодно беседовать с любым стариком или старушкой. Это помогало ему успешно и досконально записывать различные предания старины, песни, загадки, заговоры, народные приметы, язык сновидений, приемы народной медицины и русские слова, вошедшие в лексику якутского языка. Эти материалы, характеризующие традиционную культуру древних якутов, попав в разные руки или архивы учреждений, находятся в разбросанном состоянии и ни в какой мере не учтены и не обработаны. Только небольшая часть использована кандидатом филологических наук С.П. Ойунской в её сборнике "Якутские загадки".

Когда у нас в республике встала проблема возрождения и развития традиционной народной культуры, использование богатого научно-художественного наследия талантливого художника-реалиста, этнографа-подвижника и потомственного русского просветителя Ивана Васильевича Попова оказало бы нам неоценимо большую помощь в успешном решении проблем, связанных с развитием национальной культуры.

Как человек, считающий Ивана Васильевича Попова своим духовным отцом, самым мудрым и бескорыстным наставником-учителем, по долгу увековечения его светлой памяти, я составил скромный фотоальбом, посвященный его творчеству и жизни. Но если не сделать это мне к 120-летию со дня его рождения, то, может быть, мне 87-летнему старику, будет поздновато. Не хочется остаться мертвым должником за все то доброе, которое он оказал мне и моему народу.

Всем кто оказал мне помощь в подготовке к выпуску сего скромного труда - приношу свою искреннюю благодарность!

Творчество художника И.В. Попова


Место рождения: Рига

Направления деятельности: науки о Земле

Попов Иван Васильевич (9 октября 1889, г. Рига, - 22 ноября 1974, Москва, похоронен на Донском кладбище) - русский, советский инженер-геолог, один из основоположников отечественной инженерной геологии, профессор кафедры грунтоведения и инженерной геологии МГУ (1954-1974).
Иван Васильевич родился в семье директора реального училища в Риге, там же он получил начальное образование. Затем в 1907 г. поступил учиться на горный факультет Донецкого политехнического института в Новочеркасске, который окончил в 1913 г., получив звание горного инженера по рудничной специальности. Проработав инженером всего год, в 1914 г. с началом Первой мировой войны он попал на фронт и находился в действующей армии до 1916 г. С 1916 по 1922 гг. он заведовал отделом металлов в Управлении по распределению металлов в Совнархозе г. Новороссийска.
С 1921 по 1925 гг. работал начальником партии Северо-Кавказского отделения Геолкома СССР. В 1923 г. он переехал в Краснодар и с 1923 по 1931 гг. стал работать преподавателем минералогии в Кубанском педагогическом институте в г. Краснодаре. В 1926 г. там же стал доцентом, а с 1928 г. - профессором. Затем переехал в Москву, где началась его основная деятельность в качестве инженера-геолога. С 1932 по 1936 гг. он руководил бюро инженерной геологии Гидроэлектропроекта в Москве. С 1933 по 1939 гг. он заведовал лабораторией инженерной геологии ИМС, Спецгео. В этот период он стал сотрудничать с Ф.П. Саваренским.
В 1935-1945 гг. И.В. Попов заведовал кафедрой инженерной геологии в МИСИ. С 1933 по 1947 г. он также был профессором геолого-почвенного факультета МГУ. С этого времени и до конца жизни его деятельность была тесно связана с Московским университетом. В 1937 г. ему по совокупности опубликованных работ была присуждена ученая степень кандидата геолого-минералогичечских наук, хотя профессором он работал уже за десть лет до этого. Затем он стал готовить докторскую диссертацию, которую защитил на тему "Некоторые основы инженерно-геологического грунтоведения" и перед самой войной в 1941 г. ему была присуждена ученая степень доктора геолого-минералогических наук. С 1943 г. руководил кабинетом инженерной геологии во ВСЕГИНГЕО, а с 1945 по 1952 гг. был заместителем директора ВСЕГИНГЕО по научной работе.
С 1954 г. И.В. Попов стал работать профессором кафедры грунтоведения и инженерной геологии геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и одновременно оставался старшим научным сотрудником лаборатории гидрогеологических проблем АН СССР им Ф.П. Саваренского. С этого периода он стал тесно сотрудничать с Е.М. Сергеевым.

Научная деятельность
И.В. Попов сыграл огромную роль в становлении инженерной геологии как науки, в разработке её фундаментальных теоретических проблем. Круг научных интересов И.В. Попова был чрезвычайно широк и охватывал различные направления минералогии, гидрогеологии и инженерной геологии. С 1932 г. его научная деятельность была связана с гидротехническим строительством и инженерной геологией. И.В. Попов руководил изысканиями для проекта Большой Волги в 1930-х гг., являлся экспертом и консультантом ряда крупнейших послевоенных строек в стране: Волго-Дона, Мингечаурской ГЭС, Токтогульской ГЭС, Московского метро, комбинатов КМА, СУБРа и многих других. Позже он работал на ряде крупных зарубежных объектов в Египте (Асуанская ГЭС на р. Нил) и в Китае. В 1955 г. вместе с Е.М. Сергеевым участвовал в экспедициях по Западной Сибири и Северному Уралу.
(И.В. Попов и Е.М. Сергеев на Международном совещании по инженерной геологии, геологический факультет МГУ, 1968 г.).
И.В. Попов разрабатывал широкий круг научных проблем: от изучения роли кристаллических структур вторичных минералов при формировании свойств глин, до учения о формациях при региональных инженерно-геологических исследованиях. Он впервые разработал учение о формациях при региональных инженерно-геологических исследованиях.
Он опубликовал более 150 научных работ по различным вопросам грунтоведения и инженерной геологии, а также целый ряд учебников по инженерной геологии. Под его редакцией вышел ряд монографий, сборников и методических пособий, в том числе двухтомный труд “Инженерно-геологические исследования для строительства гидротехнических сооружений” (1950), удостоенный Государственной премии СССР.
Большой вклад И.В. Попов внес в развитие инженерной геодинамики, как одного из научных направлений инженерной геологии. Он занимался региональным изучением оползней, карста, просадок в лёссах и другими геологическими процессами и явлениями. Внедрял новые методы и технические средства при оценке инженерно-геологических условий и прогноза их изменения. Впервые предложил использовать методы физического моделирования при изучении ряда геологических процессов, создал на кафедре грунтоведения и инженерной геологии МГУ лабораторию инженерно-геологического моделирования.
Педагогическая деятельность И.В. Попова началась в 1923 г., когда он стал работать преподавателем минералогии в Кубанском педагогическом институте в г. Краснодаре. В 1926 г. он там же стал доцентом, а с 1928 г. - профессором. В этой должности в Кубанском институте он работал до 1931 г. С 1935 г. И.В. Попов стал заведовать кафедрой инженерной геологии в МИСИ, находясь на этой должности до 1945 г. С 1933 по 1947 г. он также работал профессором геолого-почвенного факультета МГУ. В 1954 г., когда кафедру грунтоведения и инженерной геологии на геологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова возглавил Е.М. Сергеев, он пригласил его работать на кафедру в должности профессора. С этого времени и до последних своих дней И.В. Попов преподавал на этой кафедре, воспитав большое количество своих учеников - инженеров-геологов, многие из которых впоследствии стали известнейшими учеными. Среди них: профессора Г.С. Золотарёв и Г.А. Голодковская, доктор геол.-мин. наук В.С. Федоренко, профессора И.С. Комаров, М.В. Чуринов, Г.И. Тер-Степанян, Г.Л. Кофф и другие. И.В. Попов подготовил 30 кандидатов наук.
Являлся членом Научного совета по грунтоведению и инженерной геологии АН СССР, был членом ВАКа, Международной ассоциации по механике грунтов, гидрогеологии и гидрологии, инженерной геологии.

Основные труды
1) Основы инженерно-геологического грунтоведения/ Методич. пособ. - М.-Л., Госгеолиздат, 1941.- 223 с.
2) Криптоструктура глин при их деформациях. - ДАН СССР, т. 45, № 4, 1944, c. 174-176.
3) Микроскопические исследования структур глинистых пород. - В кн.: Проблемы советского почвоведения. - М., 1949, с. 174-210.
4) Инженерная геология. / Учебн. - М., Госгеолиздат, 1951, - 444 с.
5) Значение кристаллической структуры минералов глинистых пород при формировании их свойств. - В сб.: Тр. совещ. по инж.-геол. свойствам горн. пород и методам их изучения. - М., Изд-во МГУ, 1956, с. 59-72.
6) Некоторые задачи изучения глин для инж.-геол. целей. - В сб.: Исслед. и использование глин. (мат-лы совещ.) - Львов, 1958, с. 291-293.
7) Попов И.В., Зубкович Г.Г. К вопросу о криптоструктуре глин. - В кн.: Соврем. представления о связанной воде в породах. - М., 1963, с. 21-34.
8) Инженерная геология. 2-е изд., перераб и доп. - М., Изд-во МГУ, 1957, - 510 с.; 3-е изд. - 1959, - 510 с.
9) Основные положения учения о геол. формациях. - Сов. геология. 1960, № 4, с. 24-37.
10) Инженерная геология СССР. Ч. 1. Общие основы региональной инж. геол. - М., Изд-во МГУ, 1961. - 178 с.
11) Инженерная геология СССР. Ч. II. Европейская часть СССР. - М., Изд-во МГУ, 1965.- 478 с.
12) Инженерная геология СССР. Ч. III. Урал. Зап. Сибирь. - М., Изд-во МГУ, 1969.- 387 с.
13) Инженерная геология СССР. Ч. IV. Кавказ. - М., Изд-во МГУ, 1971.- 247 с.
14) Инженерная геология СССР. Ч. V. Казахстан. Средн. Азия. - М., Изд-во МГУ, 1974.- 431 с.

, Смоленская губерния , Российская империя

Страна Российская империя Российская империя ,
РСФСР (1917-1922) ,
СССР СССР

Семья

Образование

В 1882 году окончил Вяземское духовное училище, в 1888 году - Смоленскую духовную семинарию , в 1892 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия; тема кандидатской работы: «О совести и её происхождении»). В 1892-1893 годах - профессорский стипендиат академии.

С 1917 года - ординарный профессор МДА.

После прекращения деятельности МДА в Сергиевом Посаде в 1919 году читал лекции на неофициальных богословских академических курсах в Москве .

Одновременно с педагогической деятельностью в МДА преподавал на кафедре истории церкви Московского университета : с 1907 года был приват-доцентом университета, где первоначально читал факультативный курс «Происхождение современного церковного сознания», а в 1909-1915 годах - курс «Философия средних веков». В 1918-1923 годах он читал лекции на кафедре философии средних веков университета, преобразованной вскоре в Философский исследовательский институт.

В 1917 году он был ещё и профессором Высших женских богословско-педагогических курсов.

Был известен своими либеральными взглядами. В 1903-1906 годах редактировал журнал МДА «Богословский вестник » - при нём это издание приобрело значительную популярность, но редактор подвергся критике со стороны консервативно настроенных православных деятелей.

С 1909 года он состоял членом Смоленской губернской учёной архивной комиссии.

Его труд о блаженном Августине был удостоен Макарьевской премии , при этом профессор А. П. Орлов заявил, что эта работа

далеко превышает по обстоятельности все имеющиеся в нашей, как переводной, так и оригинальной литературе, опыты выяснения духовной личности Августина в этот интереснейший период его религиозно-философских исканий, … поскольку вскрывает те историко-философские факторы, которые имели в особенности определяющее влияние на характер гносеологических и онтологических воззрений Иппонского мыслителя.

По данным протопресвитера Михаила Польского , после прихода к власти большевиков И. В. Попов написал второй том своего труда о блаженном Августине, оставшийся в рукописи.

Аресты, лагерь, ссылки

В 1919 году обратился в Совнарком с протестом против планов властей изъять мощи преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры . В 1924 году по поручению патриарха Тихона составил ответ Константинопольскому патриарху Григорию VII, признавшему обновленцев и предложившему патриарху Тихону удалиться от дел управления церковью. В декабре 1924 года был арестован и приговорён к трём годам лишения свободы. В 1925-1927 годах находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения , где работал учителем в школе грамотности для заключённых-уголовников. Был одним из авторов «Соловецкого послания», находившихся в лагере православных деятелей (1926 год), в котором предлагался компромисс государства и церкви на основе лояльности церкви по отношению к государству и невмешательства государственной власти в церковные дела.

С 1927 года - в Уральской области , с 1928 года - в ссылке в деревне Ситомино



Вверх