Античная и социальная философия. Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас. И.Кант - Вахтенный журнал

В истории философии было немало попыток понять, что заставляет нас вести себя этично, почему мы должны так себя вести, а также выявить принцип, на котором основывается или мог бы основываться наш моральный выбор. Этическая теория немецкого философа Иммануила Канта - одна из самых примечательных таких попыток.

Предпосылки этической теории Канта

« Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» . - Иммануил Кант

Разрабатывая свою этическую теорию, Кант исходит из двух важных предпосылок. Первая из них характерна для всей мировой философии, вплоть до XIXвека. Она состоит в том, что существует такое знание, которое является вечным, неизменным и универсальным.

Вторая предпосылка является характерной в первую очередь для средневековой религиозной философии и может показаться очень странной современному человеку. Она состоит в том, что свобода - это независимость от каких бы то ни было обстоятельств. Кант разделяет мир природы и мир разума или мир свободы, как средневековые богословы разделяют Царство земное и Царство небесное. В мире природы человек подчинён обстоятельствам и потому несвободен. Свободным он может стать только в том случае, если будет подчиняться велению разума (тогда как в Средневековье свобода состояла в подчинении воле Бога).

При этом разум занят познанием истины. Соответственно всё, что может предписывать нам разум, - это нечто вечное, неизменное и универсальное, то есть то, что должны делать все и всегда.

Три формулировки категорического императива

Исходя из этого, Кант разрабатывает этическую систему, основанную на категорическом императиве,- требовании разума неукоснительно следовать выработанным им правилам. Этот императив имеет три, следующих друг из друга и взаимодополняющих, формулировки:

1. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом.

Эта формулировка очень проста и напрямую следует из предпосылок, которыми пользуется Кант. По сути дела, он призывает нас, при совершении того или иного действия, представлять, что было бы, если бы так поступали все и всегда. Причём оценка действия в данном случае будет не столько этическая или эмоциональная: «мне нравится» или «не такая ситуация», а строго логическая. Если, в случае, когда все ведут себя таким же образом, как и мы, действие теряет свой смысл или становится невозможным, то его совершать нельзя.

Например, прежде чем солгать, представим, что все всегда будут лгать. Тогда ложь будет бессмысленной, поскольку все будут знать, что то, что им говорят - ложь. Зато при этом коммуникация будет практически невозможна.

Подобное правило не может служить ориентиром для действий всех остальных разумных существ, потому что оно уничтожает само себя - оно является логически противоречивым.

2. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Эта формулировка с гораздо меньшей очевидностью следует из указанных выше предпосылок, и при этом она является одновременно и более тривиальной, и более интересной, чем первая. Она исходит из того, что источником любой цели и ценности является разум. И именно разум является целью того законодательства, которое он разрабатывает.

Соответственно, целью законодательства является каждый носитель разума, каждое разумное существо. Если бы мы на основе первой формулировки категорического императива взяли за правило использовать других как средства для достижения целей, а не как цели сами по себе, то столкнулись бы с парадоксом, в котором никто и ничто не может служить источником никакой цели, ради которой могли бы использоваться те или иные средства.

Этот императив может показаться достаточно тривиальным, поскольку он очень похож на «золотое правило нравственности»: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Однако он интересен тем, что, во-первых, как и первый императив, базируется на логике, а не на желании или ценности, как «золотое правило». Во-вторых, если «золотое правило» предлагает посмотреть на собственные желания и поступать по отношению к другим так, как если бы они были нами, то вторая формулировка категорического императива предлагает осознать ценность чужой жизни и желаний, не подменяя их собственными.

Из «золотого правила» можно вывести, что если вы, например, мазохист, то вам следует причинять другим людям боль. Тогда в силу топорной универсальности предписаний оно больше похоже на первую формулировку категорического императива. Вторая же призывает нас подумать о благе другого человека. Она, скорее, советует подменить себя другим, тогда как «золотое правило» предлагает подменить другого собой.

3. Третий категорический императив не так явно выражен в тексте, как первые два. Он сформулирован Кантом следующим образом: «идея воли каждого разумного существа как воли, устанавливающей всеобщие законы ».

Тут неочевидным образом соединяются первая и вторая формулировки категорического императива. Первая требует установить всеобщие объективные законы. Вторая требует сделать целью этих законов субъект. Третья фактически повторяет предпосылки и предыдущие формулировки.

Смысл третьей формулировки состоит в том, что воля каждого разумного существа должна служить источником законодательства для самой себя. Только тогда она будет свободно следовать этому законодательству. При этом свободным является только поведение, диктуемое разумом. То есть любое разумное существо должно само устанавливать себе (и миру) законы и в силу своей разумности желать этих законов, поскольку они направлены на реализацию диктуемых разумом целей этих существ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

У нас есть только две вещи: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас. (Иммануил Кант)

Пролог.
Космос... Что нам известно о происходящем в нём в эту секунду? Ровно столько же, сколько о происходящем в течение миллиардов лет - практически ничего. Ещё меньше мы знаем о том, чему предстоит свершиться.
Человек в своей гордыне и заносчивости дал определение той части Вселенной, которая плохо досягаема для его изучения - Глубокий Космос, не имея при этом понятия насколько Космос может быть глубок в действительности и о сокрытом от нашего стремления к познанию в тех невообразимых пространствах.

Глава 1. Последний рапорт.
Стандартное время космофлота 03:00
Бессчётное количество раз командир экипажа поискового корабля "Одиссей" видел эту надпись на вахтенном табло, но сегодня она его особенно раздражала.
- Командир, офицерский состав смены готов к докладу.
Прозвучало в голове ещё до того, как бортовой компьютер привычным ровным голосом начал дежурное оповещение. Привычка просыпаться до сигнала таймера давно вошла в жизнь капитана-командующего Космофлота Федерации* Впереди его ждали очередные полчаса рутины, сводившейся к оценке готовности систем корабля и ведению протокола.
- Ваши записи сохранены в корабельном журнале и будут ретранслированы в Штаб Флота при достижении координат активации дальней связи.
Проклятье, почему он каждый раз должен слушать голос машины, который по чьей-то прихоти получился настолько похожим на её голос. Эта инструкция по обязательной голосовой идентификации... Она требовала устного общения с бортовым компьютером и всё из-за каких-то подонков, подосланных Синто* несколько лет назад. Отголоски событий, происходивших когда-то, кажется это было в прошлой жизни, возле "суверенного пространства" злосчастного Марса не давали покоя даже на поисковике, покинувшем солнечную систему ещё в самом начале своего пути. Ничего, впереди его ждёт вахта на мостике и настоящие разговоры с людьми, а не с системой, полностью заполняющей корабль своими коммуникаторами.
Каюта командира располагалась в непосредственной близости от мостика, оставалось только пройти сканирование. Вот створки отошли в стороны и перед взглядом предстало место службы, да что там говорить, практически дом, ведь снова обрести дом в привычном понимании не представлялось возможным - есть раны, которые никогда не затянутся.
- Командир, пора тебе завязывать с дополнительными дежурствами.
- Артур, ты по-прежнему мой старпом, а не мамочка. Поэтому просто не дай этим недоучкам загубить корабль, пока меня нет на мостике.
Артур был одним из немногих друзей, которыми довелось обзавестись за достаточно продолжительную жизнь, и единственным соратником, которому не просто удалось выжить, а к тому же оказаться с ним на одном корабле.
- Раз зашла речь о недоучках, то я готов предоставить последний отчёт аналитического отдела.
- На скольких страницах он в этот раз?
- Тебя ожидают 15 страниц отборнейшего словоблудия.
- Даже больше обыкновенного. Когда этим мозглякам наконец надоест подчёркивать собственную значимость?
Как бы ни относился бывший вояка к сотрудникам аналитического отдела, но в его обязанности входило ознакомление с результатами их работы. В конце концов ради этого и затевался полёт, даже был построен особый корабль, который предстояло вести дальше к неведомой цели.

Вывод из прочитанного следовал один - посреди окружающей пустоты они наконец смогли что-то найти. Незначительные возмущения в диаграммах, составленных по результатам данных мощнейших из произведённых когда-либо сканеров, указывали на возможность существования техногенного объекта в пределах зоны точного обнаружения.
В определённом смысле им даже повезло. Предположительная область расположения объекта находилась недалеко от точки начала сеанса связи. Следовало лишь раньше начать снижение скорости, чтобы выйти в район, в котором будет возможно одновременно установить канал связи и выслать исследовательские зонды.
- Внимание на мостике! Приготовится к изменению следующих контрольных координат. Нас ждёт работа...
Последние слова были произнесены внезапно севшим голос. Ранее командиру приходилось лишь дважды останавливать мчавшийся сквозь холодную бездну корабль. Сначала из-за неполадок в двигательных отсеках. На его памяти ни один новый корабль не обходился без этого в свой первый длительный полёт. Насколько бы ни был велик технический прорыв человечества в последнее время, сами люди оставались далеки от идеала, а следовательно в конструкциях всегда оставалось место недоработкам. Второй раз причиной стали данные об обнаружении нестабильного сигнала. Поиск тогда ничего не дал, но те параметры изначально не выглядели убедительными. Сейчас погрешности в работе системы обнаружения не допускались, на этом настаивал глава аналитического отдела. Хоть он и был заносчивым педантом, но его компетентность ни у кого не вызывала сомнений. Стало быть что-то ждало, пока космические ищейки* выполнят свою работу.
Старпом и офицер навигационной команды приблизились к терминалу командира.
- Капитан-командующий, разрешите доложить.
В присутствии остальных офицеров фамильярность Артура улетучивалась, но лишь на время вахты. Давала о себе знать начальная выучка в корпусе штурмовых бригад. Да, тогда они и помыслить не могли, что будут просиживать штаны в креслах командного состава исследовательского корабля.
- Докладывайте
- Необходимые изменения курса были внесены в навигационный блок. Время выхода в расчётную точку 14:20
- Лейтенант, вы слышали доклад старшего помощника. Следующие 10 часов всё будет зависеть от вашей расторопности.
- Командир, навигаторы не подведут вас и в этот раз.
Кто догадался надевать погоны навигаторам? Что они видели, кроме панелей управления и показаний навигационного оборудования? Вернее будет спросить другое. Что делают боевые офицеры в якобы исследовательской команде? Впрочем, если на "Одиссее" имелись орудийные установки, лишь немногим уступающие боевым кораблям по мощности, но заметно превосходящие их по дальности, то становилось ясно, что следующая их находка могла оказаться значительно крупней и быть менее статичной, нежели тот объект, который им предстояло встретить в скором времени. По начальным оценкам его размер не превышал командирскую каюту, а в своей каюте командир точно не ощущал себя королём посреди огромного тронного зала.
- На этом всё. Займите свои места.

Что же, лейтенант остался верен своему слову. "Одиссей" вышел точно в указанные координаты. Канал связи был установлен и все ждали первых данных от автономных зондов. Их передатчики были напрямую связаны с бортовым компьютером и первым, что предстояло услышать в случаи успешной работы ищеек, должен был стать знакомый всему экипажу размеренный голос Кассандры. Конечно, как не дать имя бортовой коммуникационной системе, с которой каждому на корабле приходилось общаться ежедневно.
- Внимание всем расчётам. Обнаружен предполагаемый объект.
Это оповещение означало, что излучатели были наведены на цель для последующего уничтожения, в случаи необходимости, а аналитики начали в нетерпении потирать руки, ожидая визуального отображения того, что им удалось нащупать в действительно огромной области покрытия сигналов системы обнаружения.
Экран терминала, за которым размещался командир, теперь занимало лишь одно изображение. На фоне звёзд, едва различимых в кромешной тьме безвоздушного пространства, был виден тот самый объект. Он мог оказаться чем угодно, но удивление вызвал именно тот факт, что перед глазами находилась привычная каждому, бывавшему в космосе, вещь...
Это была стандартная спасательная капсула. Здесь, в глубоком космосе, где не было места межпланетарным кораблям, оснащённым капсулами. Что проку от подобного спасения, если при таком удалении от ближайшей станции помощи всё равно не дождаться. На кораблях, подобных "Одиссею", были особо защищённые отсеки для погружения в анабиоз. Но они существовали лишь для того, чтобы дать шанс при полном отказе систем жизнеобеспечения, но работоспособных двигателях и навигации. Тогда компьютер, к примеру Кассандра, сможет вывести умирающий корабль к точке выхода на связь и законсервировать его, оставляя в работе только передатчики и отсек со спящим экипажем. В таком режиме даже неполноценно работающие энергоблоки смогут годами обеспечивать корабль.
Словом, предстояло изучать знакомую вещь, встретившуюся в весьма неожиданном месте.
- Командир, объект не является источником негативных воздействий. Каковы ваши распоряжения?
- Кассандра, доставить объект в карантинный модуль.
Процедура карантина даст необходимое для размышлений время, а заодно поможет заткнуть инструкциями рот главе аналитиков.
- Старший помощник, принимайте командование.
Сейчас следовало вернуться в каюту и отправить по ещё сохраняющему стабильность каналу связи рапорт.
Капитан-командующий* - войсковое звание в Федерации Государств Земли. В отличие от капитана, капитан-командующий имеет право взять командование над крупными подразделениями космических войск, а не только над вверенным ему кораблём или космической станцией. Обычно капитан-коммандующий назначается командиром на флагман или головной корабль.
Синто* - упрощённое название первой мегакорпорации Sintetic & Organic Technologies. Именно её объединённое правительство Земли обвиняет в развязывании военного конфликта, получившего в последствие название "Исход".
Ищейки* - прозвание автономных космических зондов, а заодно и эксплуатирующих их корабельных команд. Они способны находить в указанной области космического пространства любые предметы и всесторонне их исследовать. Разработавшие АКЗ робототехники считают подобное примитивное определение оскорбительным для предмета их гордости. Наряду со взаимным неприязненным отношением лётного состава и аналитических служб, упоминание слова "ищейка" является одной из причин конфликтов среди экипажа.

Постоянно дрожащий за свою драгоценную или никчемную жизнь, никогда не вздохнет полной грудью свободы, обретая всю радость бытия.

Поступая по велению сердца, руководствуйся разумом и верой – твой максимум станет законом для других.

Справедливость не зря считают универсальным мерилом жизни, ценность которой неизменно возрастает после исчезновения справедливости. – Иммануил Кант

Женщин отличает эмоциональность, сердечности и участие. Выбирая прекрасное и отвергая полезное, дамы показывают свою суть.

Социум, склонность к общению выделяет людей особняком, тогда человек себя чувствует востребованным, когда он реализуется наиболее полно. Используя природные задатки, можно получить уникальные шедевры, которых ему никогда не создать в одиночку, без общества.

Иммануил Кант: Иногда мы стыдимся друзей, которые к тому же нас обвиняют в измене, некомпетентности или неблагодарности.

Честолюбие стало лакмусовым индикатором выдержки и благоразумия.

Характер куется годами, выстраивается принципами – судьба движется по ним, как по вехам.

Человек ненасытен – он никогда не удовлетворится тем, что имеет. Ему постоянно мало – в этом и доблесть, и слабина.

Не будь червем и тебя никто не раздавит. Стань человеком.

Продолжение знаменитых афоризмов и цитат Канта читайте на страницах:

Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога.

Время не есть что-то объективное и реальное, оно не субстанция, не акциденция, не отношение, а субъективное условие, по природе человеческого ума необходимое для координации между собой всего чувственно воспринимаемого по определенному закону и чистого созерцания.

Нравственность должна лежать в характере.

Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев.

Человеку свойственно по природе своей соблюдать умеренность не только из-за заботы о своем здоровье в будущем, но также из-за хорошего самочувствия настоящем.

Счастье есть идеал не разума, а воображения.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Невозможность видеть отделяет человека от мира вещей. Невозможность слышать отделяет человека от мира людей.

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности.

Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси и отвращения,- это, в здоровом состоянии, отдых после работы.

Женщины даже мужской пол делают более утонченным.

Если бы мы могли понять, как думает человек, тот его способ мышления, который проявляется посредством действий как внутренних, так и внешних, если бы мы могли проникнуть в его способ мышления настолько глубоко, чтобы понять его механизмы, все его движущие силы, даже самые незначительные, а также, если бы мы могли понять, какие внешние причины действуют на эти механизмы, мы могли бы вычислить будущее поведение этого человека с точностью эллипса Луны или Солнца, не переставая повторять, что человек свободен.

Прекрасное – это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.

Ум человеческий создан так, что он может себе представить целесообразность, лишь как действие разумной воли.

Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси и отвращения, - это, в здоровом состоянии, отдых после работы.

Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен образоваться мир.

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все.

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие - дело рассудка, которое оживляется чувством.

Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины - сказать, что она безобразна.

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.

О человеке, как моральном существе, уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинять всю природу.

Хитрость – образ мыслей очень ограниченньх людей и очень отличается от ума, на который по внешности походит.

Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.

Страдание – это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности. Кого же, наконец, не может побудить к деятельности никакое положительное страдание, на того негативное страдание, т. е. скука как отсутствие ощущений, которое человек, привыкший к их смене, замечает в себе, стремясь чем–нибудь занять свой жизненный импульс, часто оказывает такое действие, что он чувствует себя побужденным лучше сделать что–нибудь себе во вред, чем ничего не делать.

Люди бы бежали друг от друга, если бы видели один другого в полнейшей откровенности.

Все, что зовется благопристойностью, не более как красивая внешность.

Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.

Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Дух торговли, который рано или поздно овладевает каждым народом, - вот что несовместимо с войной.

Действуй по той идее, по которой все правила, в силу присущих им собственных законов, должны согласоваться в единое царство идей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы.

В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность.

Можно было бы поставить вопрос: общественное ли он (человек) от природы животное или одинокое и избегающее соседства? Последнее предположение кажется наиболее вероятным.

Одна из несомненных и чистых радостей есть отдых после труда.

Детей, особенно девочек, нужно в раннем возрасте приучать к непринужденному смеху, ибо веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире и вырабатывает расположение к веселости, приветливости и благосклонности ко всем.

Высшее благо есть единство добродетели и благополучия. Разум требует, чтобы это благо осуществлялось.

Глубокое одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает.

Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования.

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

Идея времени не возникает из чувств, а предполагается ими. В самом деле, только посредством идеи времени можно представить себе, бывает ли то, что действует на чувства, одновременным или последовательным; последовательность не порождает понятия времени, а только указывает на него. Дело в том, что я не понимаю, что обозначает слово после, если ему уже не предшествует понятие времени. Ведь происходящее одно после другого есть то, что существует в разное время, так же как существовать совместно – значит существовать в одно и то же время.

Один и тот же промежуток времени, который для одного рода существ кажется лишь мгновением, для другого может оказаться весьма продолжительным временем, в течение которого благодаря быстроте действий происходит целый ряд изменений.

Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. В самом деле, время не может быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни к внешнему виду, ни к положению и т.п.; напротив, оно определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии.

Во всех объектах – и внешних и внутренних – только с помощью отношения времени ум может решить, что прежде, что после, т.е. что есть причина и что есть действие.

Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины – сказать, что она безобразна.

Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей.

Прекрасное – это символ морального добра.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

Из всех сил, подчиненных государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру.

В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательностью, является признаком наличия известной силы, вследствие которой рассудок уверен в своей победе.

«Моральный закон во мне».

Необходимость осмысления некоего внутреннего закона как нравственного общезначимого требования и принципа жизни и деятельности людей — одна из ключевых проблем философии XVIII-XIX веков. Эти вопросы занимали еще Сократа.

«Моральный закон во мне».

Необходимость осмысления некоего внутреннего закона как нравственного общезначимого требования и принципа жизни и деятельности людей — одна из ключевых проблем философии XVIII-XIX веков. Эти вопросы занимали еще Сократа. Философские споры о моральной сущности человека, его обязательствах перед обществом велись многие столетия. Но глобальную метафизическую постановку эта человеческая проблематика получила только в эпоху Возрождения, затем ее глубочайшее осмысление мы можем наблюдать в философской антропологии И. Канта, а еще позже — у Л. Фейербаха. Именно в философской антропологии «моральный закон» приобрел возвышенный характер, определяющий фактически все философские и этические искания критически мыслящего человечества. И. Кант стал первым мыслителем, философски заключившим, что человек, принадлежа к миру земных явлений, подчинен строгому детерминизму, а как носитель сверхчувственного начала он обладает еще и некой свободой бытия.

Человеческой свободе, согласно философии И. Канта, всегда предшествует нравственный долг — долг быть Человеком. Философ не согласен с расхожей тогда формулой: «если смогу, сделаю». Он категорически утверждал: «не смогу, а должен, следовательно, и сделаешь!». В этом суть и смысл всей кантианской практической философии (этики), морального закона природного и общественного бытия человека. В кантианской этике обосновывается нравственная максима, способная непротиворечиво стать всеобщим законом поведения людей. Философ наполняет этику жесткими моральными мерилами, критериями и нравственными смыслами, присущими существованию объективной силы закона природы. Любовь к жизни и обязательства по ее сохранению основаны, по Канту, на осознании разумным существом (человеком) своего достоинства как субъекта морали. И. Кант утверждает, что безусловное моральное обязательство обладает статусом категорического императива: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

Кантовский категорический императив является так называемой «метанормой», стоящей над всеми морально-этическими нормами. Он фигурирует как идеальный стандарт для ответа на вопрос о том, являются ли общезначимыми конкретные моральные нормы относительно того или иного действия людей. Все это влечет за собой существование мирового морального порядка. Он, помимо прочего, порождает гармонию между долгом и следствием; в результате действия людей, основанные на моральной воле, приводят к хорошим последствиям. В этой связи весьма поучительна судьба самого Канта — выдающегося человека, демиурга своей судьбы. Известно, что в детстве он был чрезвычайно болезненным и физически слабым ребенком. Природа наделила его немощным телом (врачи предрекали ему жизнь короткую и непродуктивную). Но наперекор предсказаниям он прожил длинную (80 лет) и очень плодотворную жизнь ученого и философа. Причина? Сила его духа. Именно она позволила ему противостоять болезням. Казалось бы, обреченный на скорую смерть, И. Кант не только выжил, но и никогда больше в зрелом возрасте не болел. В этом — один из удивительнейших феноменов человеческого духа и творческой энергии, делающих человека самим собой и наполняющих его жизнь великим смыслом. Личность Канта отличала удивительная философская гуманность. В его философии преобладала некая аура особого уважения и сострадания к людям. В этом сострадании не было сентиментальной жалости, потому что оно было больше, чем простое сочувствие, и предполагало какое-то светлое и проясняющее становление человека в человеке во всей подлинности и полноценности.

У И. Канта, как свидетельствуют его современники, очень рано проснулся всепоглощающий смысложизненный интерес к философии, которой он посвятил всю свою жизнь, духовно-творческое деяние. Гибкостью ума, силой воли, непорочностью чувств философ продемонстрировал людям образец героического отношения к работе, придав собственному образу жизни огромный творческий накал, страсть к истине, благородство целей и силу человеческого духа. Жить для него означало постоянно и самозабвенно творить, созидать. В своей научной деятельности, в повседневном философском творчестве он находил главную радость личного бытия. Кант хорошо изучил особенности и возможности собственного организма. В связи с этим он выработал для себя систему жесткого личного жизнеобеспечения (питания, отдыха, труда) и до последнего дня своей жизни строго следовал ей. Жизнь И. Канта — это образец одухотворенного труда, единства слова и дела. Он стал нравственным авторитетом, идеологом морально-этической ответственности.

Примером творческой и личностной судьбы И. Канта мы хотели привлечь внимание к проблеме духовного и физического оздоровления человека через придание осмысленности его жизни. Речь идет о роли и значении философско-смысловых ориентиров и путях духовного возвышения. Последнее свидетельствует об уникальной, только одному человеку присущей духовной силе, внутренней энергии, которая раскрывает и наполняет нравственным содержанием весь активный творческо-созидательный жизненный потенциал личности.

Поворот западного мышления к критическому рационализму — это одновременно и новый поворот к диалектической философии. Диалектические концепции познания проходят через все содержание немецкой классической философии (так ее назвал Ф. Энгельс), постоянно обогащаясь и развиваясь. Основоположником классической философии, возродившим и возвысившим древние идеи диалектики развития мира и общества, стал один из величайших умов человечества Иммануил Кант. С него и началось зарождение современной диалектической философии. Однако самую совершенную форму диалектической философии придали немецкие мыслители Георг Гегель и Фридрих Шеллинг, а затем Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.

Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

душа

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

жизнь

Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни.

знания

Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.

интуиция

Интуиция никогда не подводит того, кто ко всему готов.

любовь

Любовь к жизни - это значит любовь к правде.

мораль

Мораль - есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

мудрость

Мудрый может менять мнение; глупец - никогда.

настроение

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

наука

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

нравственность

Нравственность заложена в характере.

образование

Только посредством образования может человек стать человеком.

поступки

Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства.

Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.

Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

поэзия

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.

смерть

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

справедливость

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

страх

То, чему мы стремимся оказать сопротивление, есть зло, и, если мы находим наши силы недостаточными для этого, оно предмет страха.

творчество

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие - дело рассудка, оживляемого чувством.

тщеславие

Желание снискать почтение других за то, что совсем не составляет человеческого достоинства, - это тщеславие.

уважение

Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.

ум

Имей мужество пользоваться собственным умом.

Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.

упрямство

Упрямство имеет только форму характера, но не его содержание.

характер

Характер - это способность действовать согласно принципам.

хитрость

Хитрость - образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.

человек

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все - не есть все.

Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.

Человек редко думает при свете о темноте, в счастье - о беде, в довольстве - о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде - о счастье, в нищете - о достатке.

Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону.

эгоизм

С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.

на другие темы

Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен образоваться мир.

Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.

Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?

Удел женщины - владычествовать, удел мужчины - царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.



Вверх