Социально педагогическая деятельность как направление социальной работы. Социально-педагогическая деятельность. Глава I Социально-педагогическая работа в образовательном учреждении

Педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, т. е. она равно направлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Специфика профессиональной деятельности социального педагога

Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог, которое ассоциируется прежде всего с учителем. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка- «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление. Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях. С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.

Социально-педагогическая деятельность является адресной, направленной на решение проблем конкретного ребенка.

Сферы и направления социально-педагогической деятельности

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

– деятельность по профилактике явлений дезадаптации, повышению уровню социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

– деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

– непосредственную работу с ребенком;

– посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой.

Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств - образования и комитетов по делам молодежи. В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.

Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях». В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования. Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

Учреждения образования;

Учреждения комитетов по делам молодежи;

Учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);

Учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);

– учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д. Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).

В зависимости от профиля местом работы социаль­ного педагога могут быть:

– социально-педагогические службы образова­тельных учреждений (дошкольных, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учеб­ных заведений, вузов);

– социальные службы специализированных учреж­дений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, центров занятости, бирж труда и др.);

– социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитии, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

– службы муниципальных органов (социально-педагогических, культурно-спортивных комплексов, центров социальной педагогики и социальной работы, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи на дому);

– службы культурной анимации (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народ­ных ремесел, семейные клубы, семейные гостиные, парки, игровые площадки и др.);

– валеологические службы (профилактории, реа­билитационные залы и комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, мед­пунктах, на дому);

– частная практика.

Профессия социального педагога имеет ряд спе­циализаций. Специализация может определяться регионально-этническими особенностями, потребностя­ми конкретного социума (города, района, села), а также личностными и профессиональными возможностями специалиста:

По профилю деятельности социального педагога различают специализации:

– социальный педагог по работе с семьей;

– социальный педагог – руководитель детских объединений и организаций;

– социальный педагог – валеолог;

– социальный педагог дефектолог;

– социальный педагог – эколог;

– социальный педагог этнолог;

– социальный педагог – организатор культурно-досуговой деятельности;

– социальный педагог – организатор физкультурно-оздоровительной деятельности;

– социальный педагог– организатор техничес­кого творчества;

Основанием специализации может служить опре­деленная категория людей, на работу с которой сори­ентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют, например, специализации:

– социальный педагог по работе с подростками-девиантами;

– социальный педагог по работе с инвалидами;

– социальный педагог по работе с сиротами;

– социальный педагог по работе с беженцами;

– социальный педагог – геронтолог;

Специализация может быть связана также с мес­том работы. В зависимости от этого определяют специ­ализации:

– школьный социальный педагог;

– социальный педагог учреждения дополнитель­ного образования;

– социальный педагог в детском доме;

Из широкого спектра специализаций можно выде­лить наиболее востребованную в современных услови­ях. Это социальный педагог по работе с семьей, специ­алист широкого профиля, компетентный в вопросах оказания разносторонней квалифицированной помощи семье, координирующий свою деятельность с различ­ными институтами.

Направления деятельности социального педагога:

Направление деятельности

1. Социально-педаго­гическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;

Изучение и анализ культурно-бытовых отно­шений в семьях учащихся;

Изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;

Определение центров социально культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

2. Социально- педа­гогическая защита прав ребенка

Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети - инвали­ды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

3. Обеспечение соци­ально-педагогичес­кой поддержки семье в формировании личности учащегося

Раннее выявление неблагополучных семей;

Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

Пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

4. Социально- педаго­гическое консульти­рование

Духовно-ценностное просвещение;

Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

Организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.

Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

Консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;

Консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально- педагогических проблем и др.

5. Социально-педаго­гическая профилак­тика, коррекция и реабилитация

Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее - ИДИ));

Организация превентивно-профилактичес­кой работы с учащимися «группы риска»;

Способствование пропаганде здорового образа жизни;

Повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

Организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений.

6. Содействие созда­нию педагогически ориентированной среды для оптималь­ного развития лич­ности ребенка

Сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

7. Поддержка социаль­но ценной деятель­ности детей и под­ростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятель­ности)

Забота о больных, инвалидах и бедных;

Благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;

Работа в службах социальной защиты;

Благоустройство города, поселка, двора;

Охрана природы и памятников культуры;

Проведение игр и творческих занятий с детьми;

Другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

8. Организационно-ме­тодическая деятель­ность

Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

Социально-педагогическая деятельность: понятие и значение

Определение 1

Социально-педагогическая деятельность – это раздел педагогики, отражающий процессы профессиональной работы педагогов, ориентированной на социальное воспитание и развитие подрастающего поколения на определенном этапе общественного развития.

Такая деятельность нацелена на помощь в приспособлении к жизни в социальной среде и особенностям ее функционирования.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется педагогами, которые помогают детям усвоить социальный и культурный опыт, приспособится к жизни в обществе, самореализоваться и самоутвердиться в нем. Их работа ориентирована на определенный конечный результат – социальную адаптацию личности и ее эффективное развитие.

Социально-педагогическая деятельность носит целенаправленный характер и ориентируется на отдельную личность. Адаптация к социальной среде будет результативной, если в расчет будут браться индивидуальный качества отдельного ребенка, специфика его развития, особенности восприятия внешних факторов, оказывающих непосредственное воздействие на процесс социализации.

Специфической чертой социально-педагогической деятельности является наличие временных рамок т.е. эта деятельность носит местный характер, воздействуя на конкретную личность, с ее особенностями развития и ограничивается временным периодом, необходимым для ее социальной адаптации.

Данный вид деятельности имеет постепенный характер. Она не происходит одномоментно, а имеет определенные этапы прохождения и временной период, в течение которого достигается целевое назначение и задачи педагогической работы. Кроме того, деятельность является разносторонней и разноплановой. Ее участники выполняют задачи разной степени сложности и уровня. Они включают в себя удовлетворение интересов в сфере социальной адаптации, помощь в развитии личности и раскрытии ее природного потенциала, развитии навыков самостоятельности и закреплении качеств самодостаточности.

  • Исследование особенностей развития, отдельных параметров, качеств отдельной личности;
  • Формирование коммуникативных связей и сотруднических отношений педагога со своими подопечными, на которых направлена профессиональная деятельность;
  • Разработка индивидуальных программ развития личности;
  • Регулирование и контроль за протеканием процессов развития самостоятельности, самоутверждения и саморазвития в ходе адаптации к общественной среде;
  • Оказание посреднических услуг в ходе прохождения социальной адаптации;
  • Оказание помощи в преодолении трудностей, решение проблем, связанных с вливанием в общественную жизнедеятельность.

Замечание 1

Социально-педагогическая деятельность является сложным, трудоемким, системным процессом. Она состоит из комплекса взаимосвязанных элементов, отвечающих за различные направления деятельности и достижение конкретных целей и задач.

Она состоит из субъектов и объектов. Субъектами выступают профессиональные работники, педагоги, которые выполняют определенные действия, направленные на решение социально-педагогических проблем отдельной личности или коллектива. Объектами соответственно выступают личности и коллективы, у которых возникают проблемы социально-педагогического плана и, которым требуется поддержка общества в процессе саморазвития и самореализации, в следствии недоступности общественных источников и возможностей.

Замечание 2

Социально-педагогическая деятельность основывается на личностно-ориентированном подходе, опоре на достоинства личности, объективном подходе к каждому объекту деятельности, строгой конфиденциальности.

Основные направления социально-педагогической деятельности

Работа педагогов в социально-педагогической области ориентирована на:

  • Проведение профилактических мероприятий по недопущению потери способностей к адаптации жизни в социуме. Личность может потерять навыки взаимодействия с обществом и его членами, оказаться неспособной привыкнуть к новым условиям общественного развития. Нельзя допустить развития подобных явлений, поскольку они влекут отрицательные последствия не только для отдельной личности, но и для общества в целом;
  • Мероприятия по становлению и развитию подрастающего поколения, помогающие поднять уровень их социализации;
  • Проведение социально-педагогической работы с семьями. Оказание семьям помощи в социальной адаптации, разрешение проблем дезадаптации, вызванной разнообразными причинами;
  • Проведение работы со сложными объектами: детьми-сиротами, детьми с ограниченными возможностями, асоциальными подростками, лицами с девиантным поведением и маргинальными группами;
  • Проведение социокультурной реабилитации в отношении граждан, имеющих проблемы в психическом, физическом, социальном становлении и развитии.

Рисунок 2. Социально-педагогическая деятельность. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Социально-педагогическая деятельность может проходить, как непосредственно с конкретной личностью, помогая в преодолении ее социальных затруднений и решении проблем, так и оказании посреднических услуг, чтобы помочь приспособиться к текущим тенденциям общественного развития, принять его условия и влиться в эту среду.

Компоненты социально-педагогической деятельности

Структуру социально-педагогической деятельности составляют:

  1. Цели и задачи организации деятельности. Любая социальная и педагогическая работа начинается с постановки целей т.е. определения того, ради чего реализуется данный процесс. Цель формирует задачи, необходимые для ее достижения.
  2. Субъект и объект деятельности. Деятельность должна быть кем-то выполнена и на что-то или на кого-то направлена. Субъектом выступает специалист в области социальной педагогики, а объектом отдельная личность или группа лиц, имеющих проблемы определенного характера в социальной сфере.
  3. Содержание деятельности.
  4. Методы и приемы деятельности. Они выбираются таким образом, чтобы максимально приблизиться к целевому назначению деятельности.
  5. Формы деятельности. Деятельность может проходить в различных формах: помощь, поддержка, профилактика, консультация, исправление и т.д.
  6. План прохождения деятельности. Составление плана упрощает работу и повышает эффективность любого направления деятельности.
  7. Оценка и анализ прохождения деятельности. Итоги работы должны быть адекватно оценены и проконтролированы, чтобы внести поправки и избежать ошибок в будущем.

Но есть и собственные категории - социальное обучение, социальная среда, социальный статус и т.д. Основными понятиями социальной педагогики являются: социальное воспитание, социальное обучение и социально-педагогическая деятельность. Рассмотрим основные понятия, которые соприкасаются с социально-педагогической деятельностью.

Воспитание - это процесс целенаправленного влияния на личность.

Социальное воспитание - это целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Социальное обучение - это целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирование социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка.

Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.

Социализация - усвоение опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу и социальным группам, в которые он входит, для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Социальная адаптация - процесс приспособления субъекта к требованиям общества путем усвоения социальных норм и ценностей, сложившихся форм социальных отношений.

Социальные отклонения - такое проявление деятельности, образа жизни, поведения, которое противоречит социальной нормативности.

Норма социальная - сложившаяся и установленная в конкретном обществе мера допустимого поведения.

Отклоняющееся поведение - система поступков личности, в которых устойчиво проявляются отклонения от официально установленных или сложившихся в данном обществе соц. норм.

Социально-педагогическая деятельность в контексте учреждения образования - это процесс целенаправленного решения социальных задач, возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, позволяющих им проявлять себя в различных видах социально-значимой практической деятельности.

Социально-педагогический процесс осуществляется соответствующими специалистами с помощью практических действий. Следует различать педагогическую деятельность в социальной среде и социально-педагогическую деятельность. Выражение «педагогическая деятельность в социальной среде» свидетельствует о ее педагогической направленности и месте ее практической реализации (в данной социальной среде). Речь чаще всего идет о воспитании, обучении, развитии конкретного человека, представителя данной среды.

Выражение «социально-педагогическая деятельность» говорит о ее социальной направленности на конкретного человека, группу, социальную среду в интересах достижения поставленных целей. Такая деятельность носит непосредственный характер - прямое воздействие на человека, группу (взаимодействие с ними); опосредованный - использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды, целенаправленное создание (преобразование) педагогической ситуации среды в интересах достижения конкретных социально-педагогических целей. Как правило, используются возможности и непосредственного, и опосредованного взаимодействия субъекта с объектом.

Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической.

Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много научных исследований. Так, известный психолог Ю.Н. Кулюткин видит своеобразие педагогической деятельности в том, что она является «метадеятельностью», т.е. формирует другую деятельность. Работа педагога надстраивается над деятельностью воспитанника (ученика). Цели, которые ставит перед собой педагог, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности воспитанника; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика.

Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности прежде всего элементы деятельности мыслительной.

В предложенной ими структуре они выделяют:

Педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;

Методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных действий;

Осмысление процесса организации различных информационных и воспитательных влияний;

Необходимость анализа достигнутых результатов, соотнесение их с выдвигаемыми целями и задачами.

Однако «отсроченность» результата, его зависимость от множества факторов, известная субъективность оценок затрудняют определение эффективности учебно-воспитательных воздействий.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе - социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.

В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Беляевы Л.А. и М.А. считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменением социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо и то и другое вместе, т.е. оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям.

Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Система социально-педагогической работы, в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой , политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д.

Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

Представление о социально-педагогической деятельности как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

Светлана Балк
Концепция социально-педагогической деятельности

Слайд 2. Определение понятия «»

Это разновидность профессиональной деятельности , направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации , освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации , интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.

Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его очеловечивания и общественными интересами.

Слайд 3. Структура и направленность

Как и любая профессиональная деятельность , социально-педагогическая деятельность имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются :

Определение цели и задач деятельности ;

Определение субъекта и объекта деятельности ;

Определение содержания деятельности ;

Выбор методов и технологий работы;

Выбор форм деятельности ;

Реализация намеченного плана деятельности ;

Корректировка деятельности ;

Анализ результатов.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных .

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят :

индивидуальный подход;

опору на положительные стороны личности подопечного;

объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

Слайд 4. Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются :

деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной , педагогической, психологической, повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

деятельность по социальной реабилитации детей , имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие :

Непосредственную работу с ребенком;

Посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально -культурному становлению и развитию.

Слайд 5. Виды социально-педагогической деятельности , имеющие свою специфику :

социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей.

В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей . Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка . Именно семья является ближайшим социумом , определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов . Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда и в профилактической работе.

Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности

Цель социально-педагогической деятельности по мнению И . А. Липского следует считать продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации , активизирующей его активное участие в преобразовании социума .

Выделяют следующие задачи социально-педагогической деятельности :

Формирование социальной компетентности человека. Данная задача реализуется посредством его социального обучения

Воспитание комплекса чувств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей средой (социальную адаптивность , социальную автономность и социальную активность , это реализуется на основе социального воспитания .

Содействие в преодолении трудностей социализации , возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой , реализуется через социально -педагогическое сопровождение.

Субъект социально -педагогического процесса - это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность . В качестве субъекта выступает и сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.

Предметом социально-педагогической деятельности являются не все социальные отношения , а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации , росту социальной напряженности , возникновению социальных конфликтов , попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений .

Объект социальной работы - система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества) .

Выделяют следующие объекты социально-педагогической деятельности :

Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации,

дети, оставшиеся без попечения

дети инвалиды, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии

дети жертвы вооруженных конфликтов и катастроф

дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев

дети жертвы насилия

дети, находящиеся в спец. учреждениях

дети из малоимущих семей

дети с отклонениями в поведении.

Система межведомственного взаимодействия социального педагога с КДН , участковыми инспекторами и другими организациями классными руководителями :

1. Поддерживать постоянную связь с КДН, участковыми инспекторами по различным вопросам работы школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся

2. Систематически сверять списки учащихся, состоящих на учете в КДН и задержанных за различные правонарушения и преступления

3. Приглашать сотрудников КДН, специалистов правоохранительных органов, врачей, работников ГИБДД и других специалистов для проведения лекций

4. Участвовать в месячнике правовых знаний

5. Проводить работу по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения

6. Посещать районные мероприятия, семинары

7. Совместно с участковыми инспекторами проводить рейды по посещению семей «трудных» учащихся и неблагополучных семей

8. Изучать опыт работы социальных педагогов других школ

Публикации по теме:

Согласно ФГОС дошкольного образования Социально-коммуникативное развитие - это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе.

Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности Консультация для педагогов Тема: «Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности».

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.

Опыт педагогической деятельности «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни» Тема: «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни» Описание опыта. Социально - эмоциональное развитие дошкольника рассматривается.

Опыт педагогической работы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности» «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности». «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот.

СЛАЙД №1 Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных.

Развивающие игры. Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида социально-педагогической направленности Возраст детей: 6 – 7 лет (дети с особыми образовательными потребностями 8 – 10 лет) Срок реализации: 1 год СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная.

Сценарий мероприятия социально-педагогической направленности «Бабушка-загадушка» Цель: Формирование коммуникативных навыков у детей через сотрудничество со взрослыми. Задачи: 1) Учить детей отгадывать загадки; 2) Развивать.

Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Библиотека изображений:

Н. В. Абрамовских

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой социальной педагогики и социальной работы Шадринского государственного педагогического института.

В статье отмечается многомерность объекта социально-педагогической деятельности, рассматривается ее интегративный характер, выделяется общее и различное с социальной работой и педагогической деятельностью, определяется специфика профессиональной деятельности социального педагога.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, социальный педагог, социальная работа, педагогическая деятельность.

N. Abramovskikh ESSENCE AND FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article is devoted to the complicated structure of the object of social and pedagogical activity.

Its integrative character is shown, features that are common and different from those of social work and pedagogical activity are pointed out, and specificity of social teachers’ professional activity is defined.

Key words: social and pedagogical activity, social teacher, social work, pedagogical activity.

Реальная и перспективная область профессиональной деятельности социального педагога чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разновидностей социально-педагогической деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена. Значимость деятельности социального педагога возрастает в современном

обществе в связи с отмечаемым учеными кризисом доверия подрастающего поколения к государственным институтам, нарушением механизмов социализации и роста асоциальных тенденций в молодежной среде, ростом негативных явлений среди населения (наркомании, алкоголизма, правонарушений и др.), снижением воспитательного потенциала се-

мьи и образовательных учреждений как основных институтов социализации личности. Поэтому круг проблем, которые приходится решать данному специалисту, чрезвычайно разнообразен.

Основными причинами появления профессиональной социальной работы за рубежом были социокультурные процессы в Европе и Америке, обусловленные быстрым развитием научных технологий и расширением промышленного производства. В свою очередь, это вызвало процессы урбанизации, миграции населения, рост населения с низким уровнем доходов, что привело к повышению уровня преступности, беспризорности среди детей и подростков, аморального поведения и других социально неблагоприятных последствий.

Эти процессы обусловили необходимость профессиональной деятельности специалистов, способных оказать социальную помощь людям, попавшим в трудные ситуации, соответственно необходимо было научно-теоретическое обоснование процесса их подготовки.

В русле прикладной филантропии по инициативе М. Ричмонд в 1898 г. была создана первая национальная школа, в задачи которой входила подготовка специалистов соответствующего профиля. Данным автором были заложены научные основы методов социальной работы на основе индивидуального подхода к клиенту.

Большое влияние на научное осмысление проблем социальной помощи личности оказала функциональная концепция, получившая распространение в философских и социологических исследованиях. В центре внимания представителей этого направления (Мертон, Парсонс и др.) находится анализ организации общества, вопросы саморегулирования и поддержания равновесия систем. При этом социально-педагогическая деятельность рассматривалась как часть более широкой социальной системы, имеющая свои задачи, функции, направленные на поддержание потребности жизнеобеспечения клиента как биопсихосоциаль-ного существа.

В исследовании Н. П. Клушиной отмечается, что в результате социальных и культурных преобразований сущность человека и его со-

циальная проблема стала рассматриваться через призму новых трактовок личности и новой системы социальных отношений . В качестве основания диалектического единства социальной и биологической форм движения материи рассматривался труд, совместная деятельность людей как всеобщее условие обмена между человеком и природой. Именно предметно-преобразовательная деятельность обусловливает возникновение и развитие системы общественных отношений, в которой выделяются производительные силы, производственные отношения, государство, политика, права и обязанности, моральные отношения. Все это определяет направления и содержание социально-педагогической помощи личности как участнику общественных отношений.

Гуманизации социальной помощи человеку способствовало развитие гуманистического направления в философии и психологии. Основными его принципами являлось изучение человека в его целостности, уникальности, непрерывности развития, свободы волеизъявления. Это направление способствовало обращению социально-педагогической деятельности к оказанию помощи личности на основе самопознания и ее ценности. Выделение человека как высшей ценности общества определило задачи социально-педагогической деятельности на основе свободы, гуманности, соблюдения прав личности.

Непосредственно к проблемам социальнопедагогической деятельности обратился в начале XX в. представитель немецкой школы неокантианства П. Наторп, который определил социальную педагогику как науку . Основной ее целью он считал исследование проблем интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В качестве предмета изучения ставилось социальное воспитание человека на протяжении всей его жизни, соответственно объектом социальной педагогики являлся человек без учета его возраста. Другую точку зрения высказали Т. Ноль, Г. Боймер, которые считали основным направлением социальнопедагогической деятельности помощь детям в

трудной жизненной ситуации их развития (сироты, безнадзорные, с социально негативным поведением). Необходимо отметить, что данное противоречие находит отражение и в исследованиях современных авторов.

В настоящее время проблема понимания человека привлекает внимание многих исследователей. Особое значение эта проблема имеет для профессиональной социально-педагогической деятельности, так как и субъектом и объектом ее является человек. На наш взгляд, особый интерес представляет в понимании человека антропологическая парадигма, которая представлена в отечественной гуманитарной психологии развития. Согласно этой парадигме человек рассматривается, во-первых, как существо сознательное, способное к рефлексии, во-вторых, как существо деятельное, обладающее способностью к осознанному преобразованию не только окружающей действительности, но и самого себя. Сознание и деятельность - основополагающие характеристики человеческого существования, конституирующие саму его человечность.

Вместе с тем, как пишут В. И. Слободчиков и И. Ф. Исаев, «эти две фундаментальные «опоры» бытия человека в мире резко обозначили недостаточность представлений об отражательно-познавательной функции психики в традиционной психологии. Сознание перестало быть лишь совокупностью знаний человека о мире; соответственно и деятельность... перестала отождествляться с разными формами активности человека. Среди множества проявлений человеческой жизни недостаточно учитывается одно фундаментальное обстоятельство (вернее оно учитывается, но из него не делается основополагающего вывода) - это то, что человек живет прежде всего в системе реально-практических, живых связей с другими людьми. Он всегда существует и становиться в сообществе и через сообщество. общественность, а точнее - общность людей, и есть то третье - онтологическое основание самой человечности в человеке» .

За последнее время появились новые работы по социологии, социально-философской антропологии, социальной психологии, кото-

рые позволяют преодолеть упрощенно-социологическое видение человека. Особое значение имеет изображение в них структуры человеческой общности как системы связей и отношений. Поэтому сознание изначально рассматривается в пространстве связей и отношений между людьми, в человеческих общностях, а в своей индивидуальной форме - как рефлексия своего места в совместной жизнедеятельности.

Антропологическая парадигма опирается на положение о том, что целостность такого сложного объекта познания, как человек, сохраняется, если рассматривать его через различные проекции (образы целого). В качестве таковых выступают прежде всего проекции «индивидуальность» и «субъектность». Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни с обязательным учетом их специфики в контексте именно человеческого способа бытия. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Познание человека как субъекта - это познание его во второй проекции. А. В. Брушлинский отмечает: «Человек как субъект - это высшая системная целостность всех его сложнейших противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного» .

Субъектность представлена желательной, чувствующей, разумной сторонами его души в виде пяти составляющих: желания (потребности, мотивы), чувств, разума (познавательные процессы), характера, способности. «Становление человека субъектом собственной жизнедеятельности - освоение норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей - есть предпосылка и предыстория становления индивидуального духа человека» .

Таким образом, процесс подготовки специалиста к профессиональной деятельности мы связываем с целенаправленным созданием условий для развития студента как субъекта этой

деятельности. В то же время при погружении в деятельность происходит не только развитие самого субъекта, но и развитие самой деятельности. Развитие будущего социального педагога связано с переходом от одного уровня к другому: от организации его подготовки к ее диагностированию и проектированию самим специалистом. При этом содержание социально-педагогической деятельности специалиста предполагает восприятие клиента как личности, как субъекта собственной жизнедеятельности. Это положение является важным для дальнейшего исследования специфики социально-педагогической деятельности и проектирования системы подготовки социального педагога к ее реализации.

Рассматривая вопрос о содержании социально-педагогической деятельности, необходимо подчеркнуть ее интегративность, сочетание в ней особенностей социальной работы и педагогической деятельности. В то же время социально-педагогическая деятельность имеет собственную специфику, определяющую ее цели, средства, функции, содержание и заключающуюся в ее междисциплинарно-интегративной сущности, которая требует от выпускника вуза умений использовать знания различных областей наук, т. е. умений генерализации знаний.

Деятельность социального педагога предусматривает учет особенностей социальной ситуации развития личности, полноценное использование культурного, интеллектуального, профессионального потенциала социокультурного окружения, интеграцию целенаправленных и средовых влияний на личность с целью эффективного осуществления процесса социализации личности, ее гармоничной интеграции с обществом и миром.

С этой точки зрения профессиональная деятельность социального педагога функционально близка к деятельности специалиста по социальной работе. Социальная работа, по мнению В. А. Никитина , является видом социального проектирования и конструирования, результатом которых является создание нового (по сравнению с исходным этапом социальной реальности) бытия инди-

вида, группы или коллектива. Основой социальной работы является социальное взаимодействие с клиентом с целью оказания ему помощи в социализации и ресоциализации. Источниками возникновения и развития социальной педагогики и социальной работы являются родовые потребности общества на всех этапах его развития в сохранении преемственности своего существования, в постоянном совершенствовании, которое возможно только при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества.

Вместе с тем существуют отличия в содержании деятельности социального педагога и социального работника. Например, исследователи проблем социальной педагогики М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов отмечают, что существенное отличие деятельности социального педагога заключается в его профессиональной работе с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. Объектом социальной работы являются люди любого возраста, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения . Мы согласны с данными авторами в том, что социально-педагогическая деятельность имеет преимущественную направленность на ребенка, однако она не ограничивается возрастными рамками в объекте своей направленности. Социальная педагогика как особый вид теории и практики социализации и ресоциализации человека как индивида и как члена социума включает не только микроструктур-ные, но и макроструктурные социальные общности (семья, коллектив, организация, среда обитания, этнос, эпоха и др.) .

Следует согласиться с точкой зрения Н. П. Клушиной , которая в качестве объекта исследования теории социальной работы выделяет человека, находящегося в маргинальном состоянии, имеющего социальные проблемы, страдающего. Жизненный путь человека подвергается риску от раннего детства до глубокой старости. Анализ социальных проблем и выбор технологий помощи страдающему человеку составляет предмет теории социальной работы.

Объектом же социальной педагогики выступает человек в системе социального воспитания. С самого начала, с середины XIX в., социальная педагогика занималась образованием взрослых (андрагогика) и пожилых людей (герогогика), т. е. ее объектом выступает человек в системе социального обучения. В то же время, педагогическая работа является одним из направлений социальной работы, а соотношение социальной педагогики и социальной работы рассматривается как отношение частного и целого . Концептуально проблемное поле социальной работы включает в себя проблемы социальной педагогики. Вместе с тем социальный педагог, по мнению В. Г. Бочаровой, как бы ставит «социальный диагноз», выявляет позитивные и негативные явления, проблемы - психологические, медицинские, правовые, экономические, к решению которых затем подключает социальных работников соответствующего профиля, а также других необходимых специалистов .

Важной составляющей профессиональной деятельности социального педагога является педагогическая деятельность в совокупности ее целей, содержания, форм, средств технологий и методов работы. В исследовании М. А. Галагузовой и Ю. Н. Галагузовой представлен сравнительный анализ педагогической и социально-педагогической видов деятельности . Авторы показывают, что через социально-педагогическую деятельность общество инициирует совершенно новый подход к практике социального воспитания и помощи человеку. Личность, ее социальное здоровье, нравственное благополучие становятся центром педагогически ориентированной профессиональной деятельности не только учреждений образования, но и иных учреждений, организаций, социальных институтов. Авторы указывают на отличие объекта, целей, характера деятельности педагога и социального педагога, считая, что социально-педагогическая деятельность носит адресный, локальный характер, определяемый необходимой социальной помощью ребенку.

Значимым видом педагогической деятельности является воспитание, которое представляет собой часть процесса социализации и рас-

сматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация личности. В свою очередь, социально-педагогическая деятельность направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. Поэтому социальнопедагогической деятельности присущи традиционные педагогические принципы: гуманизма (признание самоценности личности), куль-туросообразности (создание социокультурной развивающей среды), природосообразности (создание оптимальной биологической, психологической и экологической среды развития личности), целостности (единства социальнонравственного, общекультурного и профессионального развития личности), непрерывности (обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности). В то же время принципы социального реагирования, междисциплинарного подхода к решению проблем, максимизации в социально-педагогической деятельности социальных ресурсов и ряд иных принципов, отличающих социальнопедагогическую деятельность от традиционной педагогической, являются специфическими принципами социальной работы. Это положение подтверждает интегрированный характер социально-педагогической деятельности.

Как отмечает В. Г. Бочарова , решение задач оптимизации социально-педагогической деятельности во всех сферах социальной практики и с участием всех ее субъектов возможно лишь при наличии общей (интегральной) компоненты, придающей деятельности всех субъектов социальной деятельности общие цели, определенную направленность и предполагающей конкретные специфические функционально-содержательные задачи, реализуемые каждым институтом педагогически компетентно в соответствии с его социально обусловленными функциями. Универсальная значимость специального фундаментального «набора» психолого-педагогических знаний и умений в любой деятельности индивида и человеческого общества дает основание утверждать, что такая компонента является педагогической, и ее назначение - в педагогическом сопровождении (обеспечении) практической

социальной деятельности и развитии социальных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Речь идет о таких категориях педагогики (в широком смысле), как пробуждение гражданского сознания, формирование нравственных качеств, умение принимать ответственные решения, самообразование, самореализация личности и т. п.

Таким образом, сравнительный анализ социально-педагогической деятельности, педагогической деятельности и социальной работы позволяет определить точки соприкосновения, интеграции данных видов профессиональной деятельности, а также выявить специфику содержания социально-педагогической деятельности. Следовательно, педагогическая составляющая социальной педагогики как отрасли научного знания, являющейся основой профессиональной деятельности социального педагога, носит многомерный, интегративный характер и направлена на научнопедагогической сопровождение (обеспечение) процесса гармонизации и гуманизации социальных отношений во всех сферах и видах жизнедеятельности личности и общества. Социально-педагогическая деятельность, таким образом, является социальной по существу и педагогической по технологическому, методическому ее обеспечению.

В современной научной литературе встречаются разные толкования сущности профессиональной деятельности социального педагога. Так, П. А. Шептенко и Г. А. Воронина определяют ее как деятельность, целью которой является «создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве» .

Близко к этому определению и видение социально-педагогической деятельности М. В. Шакуровой, которая понимает ее как деятельность, направленную «на решение задач соци-

ального воспитания и социально-педагогической защиты». Причем социальное воспитание представляется автором как «забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений; условия создаваемые обществом, государственными и частными структурами, для физического, психического и социального развития человека» . Основное назначение социально-педагогической деятельности, по мнению В. А. Сластенина, заключается в оказании компетентной социально-педагогической помощи населению, повышении эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей .

Широкую трактовку этого понятия использует В. А. Никитин, считая, что социально-педагогическая деятельность является системой мероприятий по обеспечению образовательновоспитательными средствами направленной социализации личности, передаче индивиду и освоению им социального опыта человечества, обретению или восстановлению индивидом социальной ориентации, социальной роли, социального функционирования . Данное определение не несет в себе ограничений в отношении объектов и субъектов социально-педагогической деятельности. Близким является определение М. П. Гурьяновой, исследовавшей социально-педагогическую деятельность как деятельность, которую можно осуществлять в отношении любого человека, при участии самых разнообразных социальных институтов общества, государственных и негосударственных структур, конкретных людей. С такой точки зрения социально-педагогическая деятельность предстает как «целостный воспитательный процесс целенаправленной воспитательной помощи и социальной поддержки личности на всех этапах ее жизненного пути, в различных сферах микросреды, при участии всех субъектов воспитания» .

Сопоставляя и обобщая различные авторские трактовки исследуемого понятия, можно сделать следующее заключение: в широком плане эта деятельность представляет собой вид общественной практики, которая имеет конкретную цель - создание условий для успешного становления человека как субъекта соци-

альной жизни и обеспечение гуманной, социально безопасной среды его проживания, способствующей его воспитанию, развитию, социальной защите и адаптации в социуме. В аспекте задач нашего исследования социально-педагогическая деятельность представляет систему профессионально компетентных мероприятий, реализуемых социальным педагогом, направленную на создание оптимального микроклимата в социуме с целью эффективной социальной поддержки личности в процессе ее социализации.

Таким образом, анализ особенностей профессиональной социально-педагогической деятельности, определение ее сущностных характеристик, позволяет нам сделать следующие выводы:

Разнообразие сфер и объектов, в отношении которых осуществляется социальнопедагогическая деятельность, неоднозначность ее объекта делает необходимым множество направлений деятельности социального педагога;

Планируя, реализуя направления профессиональной социально-педагогической деятельности, оценивая ее результаты, специалист должен иметь весьма четкое представление о многообразии факторов, влияющих на социальное, физическое и психическое благополучие человека, его развитие и самореализацию в современных условиях, комплексно решать задачи разных видов профессиональной деятельности, что обусловливает специфику технологий формирования профессиональной компетентности специалиста в системе его подготовки;

Социально-педагогическая деятельность - это полифункциональная профессиональная деятельность по решению социальных проблем личности, направленная на социализацию, активную адаптацию и интеграцию индивида в социум, сущностью которой является гармонизация ценностных ориентации личности и нормативных ценностей общества посредством актуализации собственных жизненных сил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. М.: Наука, 2002. 56 с.

2. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 3-11.

3. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск: Амалфея, 2000. 448 с.

4. Клушина Н. П. Теоретико-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы: Дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 2002. 345 с.

5. Наторп П. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2007. 384 с.

6. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 236 с.

7. Сластенин В. А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.; Тула, 1993. Т. 2. С. 265.

8. Слободчиков В. И., Исаев И. Ф. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.

9. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 416 с.

10. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 272 с.

11. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 208 с.



Вверх