Методические рекомендации: Школьный старт. «Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога

представляет уникальный проект для учителей 1-х классов

ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ

Педагогическая диагностика стартовой готовности
к успешному обучению в начальной школе

Т.В. Беглова, М.Р. Битянова,

Т.В. Меркулова,

А.Г. Теплицкая

Под ред. М.Р. Битяновой


П
едагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению – это принципиально новый подход к организации первых недель и месяцев обучения детей
в школе. Учитель получает возможность выявить у первоклассников уровень сформированности тех базовых умений, которые обеспечивают понимание ими материала учебника и учебных инструкций учителя, позволяют ребенку включиться в учебный диалог на уроке, организовать свою познавательную деятельность и др. Анализ результатов диагностики позволит учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. Тем самым, с первых дней обучения создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Предлагаемый УМК включает рабочую тетрадь для первоклассников и методические рекомендации к ней.

Формат: 200х285; 143х200

Объем: 24 с., 64 стр

Диагностика проводится на 3–4 неделе обучения первоклассника на основе заданий рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения направлены на выявление тех умений, которые помогают детям справляться с основными видами учебных заданий начала 1 класса. Частично они и разработаны на базе таких реальных заданий. Все упражнения выполняются под руководством учителя на основании инструкций, представленных в методических рекомендациях. Кроме того, слова учителя дублируются в рабочей тетради. Задания выполнены в виде рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Подробное описание процедуры проведения диагностики, оценки и анализа результатов представлены в методических рекомендациях для учителя.

Подробнее о том, что такое диагностика готовности к обучению, какова методика проведения диагностики, читайте здесь: http://www.zankov.ru/news/new/article=2407

По вопросам приобретения учебно-методической литературы обращайтесь:

● розница и мелкий опт – в книжные магазины вашего региона (список торгующих организаций см. на сайте www . zankov . ru ); ● Интернет-магазин: www.zankov.ru/ catalog /

Т.В. Беглова, М.Р. Битянова Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая

М ЕТОДИЧЕСКИЕ

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

к рабочей тетради «Школьный старт»

Педагогическая диагностика стартовой готовности

к успешному обучению

в начальной школе

Общая характеристика педагогической диагностики стартовой готовности

Описание проведения процедуры диагностики

Оценка и анализ результатов

Использование данных диагностики в работе педагога по индивидуализации обучения

Издательство «Учебная литература»

ББК 74.202.5 Б37

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

им. Л.В. ЗАНКОВА

Научный редактор С. Г. Яковлева

В методических рекомендациях, адресованных учителям начальной школы, описана программа педагогической диаг$ ностики и оценки стартовой готовности ребенка к успеш$ ному обучению в начальной школе. Диагностика проводит$ ся на третьей–четвертой неделе обучения детей в школе. Ее цель – определить уровень готовности каждого ребенка

к освоению учебной программы и достижению образова$ тельных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Результаты диагностики позволят педагогу не только оказать адресную педагогическую помощь и поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особен$ ности, но и «настроить» процесс обучения класса в целом. Данные диагностики открывают портфолио ребенка, кото$ рое по мере его обучения будет дополняться новыми мате$ риалами.

описание процедуры проведения диагностики, оценка и анализ ее результатов. Пособие может быть полезно пе$ дагогам, использующим различные УМК, а также школь$ ным психологам и родителям.

Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.

Б37 Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успеш$ ному обучению в начальной школе / Под ред. М.Р. Битяновой. $ 2$е изд., испр.$ Самара: Издательство «Учебная литература»: Из$ дательский дом «Федоров», 2012.$ 64 с.

ISBN 978$5$9507$1462$7 (Издательство «Учебная литература»). ISBN 978$5$393$00683$9 (Издательский дом «Федоров»).

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Общая характеристика педагогической диагностики

стартовой готовности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

П едагогическая диагностика стартовой готовности. . . . . . . . . . . . . . .

Структура диагностической тетради . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 Проведение диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

проведению и оценке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Обработка и представление данных диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Диагностические данные на конкретного ребенка . . . . . . . . 49

Диагностические данные на класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50

Качественная оценка и использование данных

диагностики в работе педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

Оценка уровня сформированности конкретных умений . . . 52

Оценка уровня инструментальной готовности

Оценка уровня личностной готовности

каждого ребенка и класса в целом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55

Оценка общего уровня стартовой готовности

каждого ребенка и класса в целом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57

ВВЕДЕНИЕ

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли учеба его самочувствию, психическому здо$ ровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обу$ чению серьезно задумывается и педагог. Для него это – и воп$ рос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уро$ вень?), и беспокойство за качество обучения (смогут ли дети научиться всему, чему нужно?). Эти вопросы особенно актуаль$ ны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настро$ ить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов (УУД). Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ре$ бенку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности.

И родители, и педагоги, беспокоясь о готовности ребенка учиться, возлагают свои надежды на психолога, его профессио$ нальные знания. В качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика. По$ чему так? И правильно ли это? На первый вопрос ответить несложно. Термин «готовность» по отношению к первоклассни$ кам традиционно дополняется прилагательным «психологичес$ кая». Психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка, успешность или неуспешность с точки зре$ ния различных параметров развития. В арсенале психолога имеется набор диагностических инструментов для оценки раз$ личных сторон такой готовности: мотивации, личностной зре$

лости, уровня интеллектуального и сенсомоторного развития, сформированности произвольности и т.д. По результатам диаг$ ностики индивидуальные показатели психического развития сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень (степень) психологи$ ческой готовности.

Если уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется инди$ видуальная помощь учителя, а в ряде случаев – психолога или дефектолога. Как правило, нужны специальные занятия, кото$ рые позволяют развить те или иные психические процессы.

Психологическая готовность стала в последние годы основ$ ным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассни$ ка. И это очень хорошо. Это говорит о том, что нам небезраз$ личен каждый ребенок, его самочувствие, его личная успеш$ ность. Но вся ли «правда о готовности» ребенка к обучению содержится в традиционном комплексе показателей психичес$ кого развития? Не упускаем ли мы чего$то очень важного, что может помешать даже психологически готовым детям успешно адаптироваться к процессу обучения и получать качественное образование? Вопрос понятен каждому практику – и педагогу, и психологу. Периодически мы сталкиваемся с ситуацией, ког$ да по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситу$ ациях ему очень трудно. В чем причина: некачественно прове$ ли диагностику? Или упустили что$то важное? Нам пред$ ставляется, что одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретно$ го ребенка и класса в целом, поскольку она не предлагает оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показа$ телей «стартовой готовностью».

Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, по$ даваемый определенным образом, и включаться в образователь$ ные ситуации, которые создает для него педагог.

Приходя в школу, ребенок попадает в специально организо$ ванное для него образовательное пространство, состоящее из

новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и об$ щения. Все это создается педагогом для того, чтобы лучше на$ учить. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях, как мы бы сказали по отношению к школьнику, метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность.

Психологическая и стартовая готовность взаимно дополня$ ют друг друга и дают общее видение перспектив обучения и развития ребенка в конкретной образовательной среде. Ниже, в таблице 1, дана их сравнительная характеристика.

Таблица 1. Сравнительный анализ педагогической и психологической готовности ребенка к школьному обучению

Параметр

Психологическая

Стартовая

для сравнения

готовность

готовность

Совокупность

Совокупность

показателей

развития,

свидетельствующих

свидетельствующих

о наличии у ребенка

о зрелости или

возможности

незрелости

обучаться

основных

в специально

психологических

создаваемых

и психофизиологиче

для этого

ских процессов

образовательных

ситуациях1

Изучается

Изучается

и оценивается

и оценивается

психологом

педагогом

изучается

и оценивается

на 2–3 неделе

обучения

1 Подробнее об этом см. таблицу 2 на с. 14.

Продолжение таблицы 1

Параметр

Психологическая

Стартовая

для сравнения

готовность

готовность

Коррекционно

Учет полученных

развивающая

данных при

создании

с ребенком.

индивидуальной

траектории

развития каждого

по построению

ребенка; внесении

индивидуальной

корректировок

в рабочую

использования

программу учителя;

результатов

проектировании

темпа прохождения

программы;

планировании

разработке

индивидуальных

При совместном применении и взаимосвязанном анализе ре$ зультатов диагностики психологической и стартовой готовнос$ ти у нас, взрослых, обучающих и сопровождающих развитие ребенка, появляется возможность максимально настроить обра$ зовательный процесс на каждого конкретного ученика, усилить положительное влияние той или иной образовательной систе$ мы.

Но если диагностика психологической готовности хорошо разработана и на теоретическом, и на инструментальном уров$ нях, то педагогическая диагностика стартовой готовности ско$ рее является «фигурой речи», чем конкретным профессиональ$ ным инструментом.

Нами предпринята попытка разработки и описания про$ граммы педагогической диагностики стартовой готовности. С помощью этой программы можно оценить возможности ре$ бенка к систематическому обучению в первом классе. Предла$ гаемые рекомендации для учителя могут быть важным инстру$ ментом педагогического анализа и проектирования учебного процесса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ

В самом общем виде назначение данной программы (ее цель) – получение достоверной информации о готовности ре$ бенка успешно обучаться и выходить на качественный образо$ вательный результат 1 класса. В дальнейшем данная информа$ ция может быть использована учителем для того, чтобы:

1) создать психолого$педагогические предпосылки для раз$ вития универсальных учебных действий и, соответственно, вы$ хода на качественные метапредметные и личностные образова$ тельные результаты к окончанию начальной школы;

2) обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа про$ хождения и уровня сложности программы;

3) скорректировать формы и методы обучения класса в це$ лом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;

4) спланировать индивидуальную педагогическую работу

с каждым ребенком;

5) в случае необходимости получить консультацию по воп$ росам обучения детей у профильных специалистов (психоло$ гов, дефектологов).

Предлагаемые нами критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного обра$ зовательного стандарта начального общего образования и соот$ ветствуют запросу системы развивающего обучения Л.В. Зан$ кова1 .

1 Подробнее о системе развивающего обучения Л.В. Занкова и ее возможностях в достижении планируемых ФГОС результатов см. в: Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал систе$ мы Л.В. Занкова». Самара: Изд$во «Учебная литература»: ИД «Федо$ ров», 2010, 2011.

Важнейшим компонентом этой системы являются дидакти$ ческие принципы, которые выступают связующим звеном меж$ ду целью, задачами и практикой обучения, создавая условия для целостного развития ребенка. Краткая характеристика наз$ ванных Л.В. Занковым дидактических принципов развивающе$ го обучения раскроет, с одной стороны, уровень ожидания, предъявляемый современной школой к ребенку, и, с другой стороны, особенности обучения, которое способствует разви$ тию ожидаемых качеств ученика.

Для развивающего обучения и современных ФГОС базовым является положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития , а не на актуальном, уже достигнутом ребенком уровне. В системе развивающего обучения Л.В. Занкова это положение реализу$ ется следующим образом.

Содержание образования отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний . Сущность принципа состоит в том, что он нацелен на глубокое осознание связей и зависимостей между теоретиче$ ским материалом как внутри одного предмета, так и между разными предметами, а также в ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому. Реализация этого принципа в содержании учебных предметов создает условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи, что формирует системность знаний и необходимые мыслительные способности, прежде все$ го, способы осуществления мыслительных операций.

Работа ребенка не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестках знаний, в свою очередь, создает условия для реа$ лизации дидактического принципа обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности . Осуществление этого принципа требует максимального для данного ребенка напряжения ума, воли, чувств для решения сложной (но посильной) познавательной задачи. Он предусматривает орга$ низацию коллективной учебной деятельности на уроке для ре$ шения той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но решает в сот$ рудничестве с учителем, одноклассниками (соблюдение меры трудности). Мера трудности устанавливается и корректируется с помощью изучения ребенка, начиная с его поступления

в школу, главная цель которого – определение уровня актуаль$ ного развития каждого ученика. Это знание дает представление о зоне ближайшего развития, активизировать которую и дол$ жен предъявленный уровень трудности задания. Знание уровня достижений школьника позволяет достаточно точно определить необходимость той или иной помощи и ее меру с целью орга$ низации продуктивной самостоятельной деятельности. Таким образом, познавательная деятельность ученика строится не от простого к сложному, а от сложного к простому, от какой$то незнакомой ситуации посредством самостоятельного или кол$ лективного поиска к ее разрешению, в случае необходимости, с оказанием помощи – от общей намекающей до прямой. Именно столкновение с познавательной трудностью и вызыва$ ет эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.

Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реа$ лизации дидактического принципа осознания процесса учения . В соответствии с этим принципом обучение строится так, что$ бы школьники осознали не только закономерность последова$ тельности материала и взаимосвязь понятий, изучаемых на учебных предметах, но и сам процесс добывания знания, чтобы они оценивали свои возможности и себя в классном коллекти$ ве, т.е. развивали важную человеческую способность – рефлек$ сию. В случае столкновения с трудностью ученик задается воп$ росами: «Почему не получилось?», «Каких знаний или умений не хватает?». Так мотивируется учебно$исследовательская дея$ тельность ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, воля, включается общение, обсуждение, рассуждающее мышление, дифференцируются «знание – незнание», ребенок ищет недостающую информацию, что приводит к решению проблемы.

Системность, осознанность знаний и способов деятельности являются необходимыми условиями для реализации принципа быстрого темпа изучения материала . Этот принцип затрагивает не столько количественную, сколько качественную характерис$ тику обучения. Он требует постоянного движения вперед и противостоит многократным однообразным повторениям, топтанию на месте, «пережевыванию» одного и того же матери$ ала. Л.В. Занков писал: «Непрерывное обогащение ума школь$

ника разносторонним содержанием создает благоприятные ус$ ловия для более глубокого осмысления добываемых сведений, поскольку они включаются в широко разветвленную систему»1 . Быстрое продвижение вперед идет одновременно с постоянным возвращением к пройденному. Изучение (открытие) нового осуществляется на основе осмысления уже известного. Такая структура, свойственная программам в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, помогает преодолеть изолированность ее частей и обеспечивает перманентность повторения, что и приводит к прочности усвоения знаний, умений и навыков. Дети не только быстро продвигаются вперед в изучении ново$ го, но в то же время постоянно закрепляют ранее полученные знания.

Следующий дидактический принцип требует целенаправлен$ ной и систематической работы над общим развитием всех уча-

щихся класса, включая и сильных, и слабых, с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребенка. Реализация этого принципа требует создания таких условий, чтобы ребенок, исходя из своего дет$ ского личного опыта и своих способностей, склонностей мог бы оптимально продвигаться в общем развитии. Такие возмож$ ности предоставляет содержание учебных курсов, построенное на интегрированной основе. Интегрированные курсы, предо$ ставляющие разные стороны действительности, создают усло$ вия для формулирования многоаспектных заданий к одному содержанию. В таких заданиях сочетается разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета и из разных предметов. Знания представлены также в виде сочетаний разных уровней: репро$ дуктивного, логического, проблемного, креативно$творческого. На таком широком поле возможностей каждый ребенок может проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сфор$ мированные, что создает реальные условия для индивидуализа$ ции обучения 2 .

1 Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагоги$ ки, 1999. С. 230.

2 Описание дидактических принципов выполнено научным руково$ дителем ФНМЦ им. Л.В. Занкова $ Н.В. Нечаевой.

Создавая условия для индивидуализации обучения, реализа$ ция данного дидактического принципа, как всех названных выше, возможна только при постоянном изучении индиви$ дуальных особенностей каждого ребенка. Использование пред$ лагаемой программы изучения стартовой готовности детей ви$ дится нам одним из эффективных путей получения знаний об индивидуальных особенностях и возможностях первоклассни$ ков на момент начала их обучения.

Мы говорим не столько о зрелости тех или иных психичес$ ких процессов, необходимых для учения, сколько о том, что на их основе должны сформироваться определенные умения. Под$ черкнем, что не всегда можно поставить знак равенства между уровнем психологической зрелости ребенка и его готовностью обучаться, так как психологические предпосылки успешного обучения могут уже сформироваться, а конкретные умения – нет. Если умения не сформированы предыдущим опытом раз$ вития ребенка, педагогу необходимо будет потратить время и организовать специальные ситуации для того, чтобы развить эти базовые умения у ребенка самому или обратиться за по$ мощью к специалисту (например, психологу).

Сумму этих умений составляет инструментальный компо$ нент стартовой готовности к систематическому обучению. Он отражает, в какой мере ребенок оснащен специальными инстру$ ментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач (сообразных возрасту, разумеется), учебное сотрудничество и диалог детей, первичный контроль своих действий. Не менее важны показа$ тели личностного компонента стартовой готовности, которые характеризуют отношение ребенка к учению: является ли зна$ ние и сам процесс познания ценностью для ребенка. Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готов$ ности, особенно важны в начале обучения. Вместе с тем они являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосыл$ ки для формирования познавательных УУД. «Контрольные» умения составляют основу формирования регулятивных УУД.

Коммуникативные умения, входящие в инструментальный ком$ понент стартовой готовности, и личностный компонент также соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы.

Схема 1. Диагностика стартовой готовности ребенка к успешному обучению: основные параметры

Наблюдательность

Мыслительные

Инструментальный

способности

компонент

Контрольные

Стартовая

готовность

Коммуникативные

Личностный

Мотивация

и ценностное

компонент

отношение

В таблице 2 на с. 14 представлены показатели стартовой го$ товности, даны краткие характеристики каждого умения и при$ ведены примеры учебных заданий, задействующих данные умения. Все они взяты из УМК по системе развивающего обу$ чения Л.В. Занкова или методик преподавания по разным кур$ сам в первые две четверти обучения в 1 классе.

Таблица 2. Показатели стартовой готовности ребенка к обучению

Показатель

формулировок

Учебный смысл

учебных заданий,

виды заданий

в учебниках

Наблюдательность

1 . В о с п р и н и

В процессе формирования

«Дорисуй

мать знакомый

образа буквы, цифры, слова

предмет»,

объект как це

выполнять

лое в условиях

различные задания, предпо

фрагментарно

лагающие узнавание и до

«Дорисуй

го предъявле

страивание этого образа до

целого. Для того, чтобы ус

пешно справляться с таки

ми заданиями

(даже если

ребенок хорошо знает, как

компонент

выглядит буква или цифра

в целом своем виде), ему

потребуется данное умение

2. Выделять из

В первом классе ребенку бу

дет предложено большое ко

Инструментальный

личество заданий, построен

ные детали ис

ных на поиске «спрятан

«Сколько

ходя из постав

ных» в картине предметов

на рисунке

ленной задачи

или живых существ, чтобы

пешеходов?»

научился вычле

нять в сложном образе дета

ли, ориентируясь на инст

рукцию взрослого (в даль

нейшем – на условия задачи

или учебную цель).

Кроме того, в первом клас

се это умение

понадобится

выполнении

направленных на

формирование образа буквы

и цифры. Без них трудно

обойтись, так как они помо

гают ребенку запомнить зри

тельное начертание нужных

Показатель

формулировок

Учебный смысл

учебных заданий,

виды заданий

в учебниках

Узнавание знакомого пред

существенные

мета, явления в схемати

изображено

признаки

ческом образе по сущест

на рисунке?»,

венным признакам – важ

«Сложи сову

воспринимае

ная предпосылка успешного

из бумаги,

обучения. Именно на основе

сделай волка

этого умения будет разви

из коробки»

образно логическое

мышление, которое в свою

очередь невозможно без спо

собности

вать существенные призна

создаваемого

компонент

художественных

изображениях

Инструментальный

4. Придержи

процессе

выполнения

«Рассмотри

ваться задан

чать разнообразную и зна

заданий исследовательско

ной последова

го типа ребенку важно вы

и скажи»,

тельности

работать определенную стра

«Что можно

в процессе

наблюдения (поряд

узнать, “чи

наблюдения

направления,

тая” эти ри

придерживаться

ее. Это позволяет ему полу

дальнейших

логических выводов инфор

мацию. Данное умение яв

ляется предпосылкой важ

способности

подчинять свое восприятие

определенной задаче, выра

батывать стратегию наблю

дения, адекватную учебной

Показатель

формулировок

Учебный смысл

учебных заданий,

виды заданий

в учебниках

5. Опираться

учебниках

встречается

«Посмотри

на зрительный

построен

на рисунок

образ для

ных по принципу: «Смотри

и вспомни...»

удержания

на картинку (или наблю

дай)» или «Слушай меня».

Сначала учитель предлагает

информации

ребенку соотносить

знание, которое он излага

ет, со зрительными образа

ми. Затем ребенку предла

воспроизвести

шанное. При этом у него

есть возможность опираться

компонент

на тот же образ. Такие за

ребенка опосредовать свою

важны, так

как они, выражаясь психо

логическим языком,

Инструментальный

память. Тем самым возрас

«Дополни каж

них невозможно ни пости

тает способность к произ

вольному запоминанию

Мыслительные способности

6. Устанавли

Значение этих умений труд

«Объедини

вать отноше

но переоценить, так как без

в группу»,

«род вид»

природных законо

дую группу»,

мерностей, ни практичес

«Какой пред

понятиями

кая деятельность на уроках

мет лишний?»

технологии,

успешное

7. Устанавли

освоение правил

русского

«Что было

вать логичес

математики.

сначала?»,

кие связи типа

С первых же недель обуче

«Понаблюдай

«причина

ния ребенок должен соотно

следствие»

сить явления или предметы

определенным призна

явлениями

группировать,

щать и делать обоснован

ные выводы. Многие логи

Продолжение таблицы 2

Показатель

формулировок

Учебный смысл

учебных заданий,

виды заданий

в учебниках

8. Устанавли

ческие умения формируют

«Определи,

вать количе

ся педагогом в

процессе

чего больше»,

ственные

обучения. Однако есть уме

«Сравни»

отношения типа

ния, на которые он опира

ется при выполнении зада

меньше» между

ний, считая их сформиро

объектами

и явлениями

умения – обязательная ос

нова успешного

ния таких заданий

9. Выделять

«На какие

компонент

группы можно

из множества

разделить

предметы?»,

объединять их

«Раздели на

в соответствии

разные груп

Инструментальный

с поставленной

10. Оперировать

Успешность освоения тех

«Прочитай

информацией

или иных знаний или спо

“рассказ

с помощью

собов действия

возраста

в картинках”»,

образа, слова,

ет, когда ребенок приобре

«Расшифруй»,

схемы и знаков

тает их или учится приме

«Нарисуй

при выполнении

нять с опорой на разный

пример в виде

учебных зада

«язык»: слово, знак, схема

тический

рисунок, образ.

Поэтому в учебниках пред

лагаются задания, в кото

рых дети должны быстро

переходить с одного спосо

ба представления информа

Учебный смысл

учебных заданий,

виды заданий

в учебниках

11. Видеть

обеспечивает

«Продолжи

закономер

ность делать выводы на основе

имеющейся информации и осу

«Продолжи

в изучаемой

ществлять прогнозы. Если уче

ряд», «Найди

информации

ник увидел закономерность, он

закономер

сможет ее воспроизвести, про

должить, выполнить предлагае

мое учебное действие

Обучение в школе построено на

«Соедини

зировать

слове, понятии. В самом нача

объекты и

ле 1 класса еще есть опора на

(понятие)

обнаружи

образ предмета или явления, но

и рисунки,

компонент

вать в них

с каждым днем роль понятийно

к которым

существен

го мышления и слова будет воз

эти слова

ные призна

растать. Для того чтобы облег

относятся»,

ки понятий

чить переход от образа к слову,

«Определи,

в учебнике ребенку предлагают

о чем идет

Инструментальный

ся задания, построенные на уз

навании и обозначении словом

«Отгадай

(понятием) различных явлений

загадку»

и предметов. Чтобы выполнить

такие задания, ребенку необхо

димо вычленить в воспринимае

мом объекте

существенные

признаки и на их основе соот

нести объект со словом, его

обозначающим. Если

трудно анализировать восприни

маемый объект с точки зрения

существенных признаков, он бу

дет ошибаться в обозначении его

Данное умение является предпо

развития более

сложных умственных способнос

тей: подводить под понятие на

основе выделения существенных

признаков и их обобщения, а

Учебный смысл

учебных заданий,

виды заданий

в учебниках

Контрольные (коррекционные) умения

13. Соотносить

Лежит в основе умения ана

«Сравни с об

результат

лизировать свою работу и на

разцом и най

с образцом

ходить в ней ошибки. Явля

ди ошибки»,

и устанавли

ется предпосылкой контроль

«Подчеркни

вать несоот

но оценочной

деятельности.

такие же бук

ветствия

В основе этого умения лежит

вы, но малень

произвольное внимание и спо

кие», «Исправь

собность к анализу

опечатки»

14. Следовать

Четкое следование инструк

«Выполни

инструкции

ции – основа любого обуче

в заданном

при выполне

ния. Ученик должен понять

порядке»,

нии учебных

смысл задания и удерживать

действий

заданную последовательность

инструкции»,

действий до достижения ре

«Соедини

зультата. Является основой

буквы так же,

более сложного умения – вы

полнения задания по алго

образце»

Коммуникативные умения

15. Использо

использо

«Послушай

вать речь

вать коммуникативную ситу

взрослого

ацию на уроке для получе

как источник

ния учебной

информации.

информации

Источником информации яв

при выполне

ляется не только педагог, но

нии учебных

и одноклассники.

шись ориентироваться на речь

взрослого, ученик может пе

реходить

новый, более

сложный, уровень – учебное

взаимодействие со сверстни

ками. Чтобы ребенок научил

ся оперировать учебной ин

формацией, полученной от

сверстников, сначала он дол

жен овладеть этим умением

по отношению к взрослым


ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

И ДРУГИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШАГИ ПЕДАГОГА

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли это его самочувствию, психическому здоровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается и педагог. Для него это - и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения детей (смогут ли они научиться всему, чему нужно?).

И в качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика. Почему так? И правильно ли это? На первый вопрос ответить несложно. Термин «готовность» по отношению к первоклассникам традиционно дополняется прилагательным «психологическая». Психологическая готовность - это взгляд на перспективы обучения ребенка - успешность или неуспешность - с точки зрения различных аспектов психического развития. По результатам диагностики индивидуальные показатели психического развития сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень (степень) психологической готовности. Если уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется индивидуальная помощь учителя, а в ряде случаев - психолога или дефектолога. Как правило, нужны специальные развивающие занятия, которые позволяют развить те или иные психические процессы.

«ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ

К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Школьные годы - долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе.

Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.

На этом пути значим каждый шаг. Особенно - первые шаги.

Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
Он позволяет:
- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
- создать основу для развития универсальных учебных действий;
- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Уникальность диагностики

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:
- обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,
- позволяют включиться в учебный диалог на уроке,
- помогают организовать деятельность на уроке и др.
- своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.
- с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:

Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Как проводится диагностика

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.

Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.

Обработка результатов диагностики

Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

Что дает учителю диагностика

«Школьный старт» - это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.


Как научиться проводить диагностику

Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.
- Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.
- Информацию о семинарах можно получить на сайтах

УМК «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ
К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Школьные годы - долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет, а также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно - первые шаги. Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.

КОМУ:

. воспитателю ДОУ;

. учителю 1 класса;

. учителю группы подготовки к школе.

ДЛЯ ЧЕГО:

. выяснение причин успеха и неудач ребенка;

. работа над формированием универсальных учебных действий.

КОГДА:

. 3-4 неделе апреля (для ДОУ);

. 3-4 неделя обучения в 1 классе.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
Он позволяет:
- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
- создать основу для развития универсальных учебных действий;
- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Уникальность диагностики

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:
- обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,
- позволяют включиться в учебный диалог на уроке,
- помогают организовать деятельность на уроке и др.
- своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.
- с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:

Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Как проводится диагностика

Педагогическая диагностика стартовой готовности может быть проведена в конце нахождения детей в подготовительной группе дошкольного учреждения (на 3-4 неделе апреля) или на 3-4 неделе обучения в 1 классе.

Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.

Обработка результатов диагностики

Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Она производится с помощью специализированной системы . Чтобы работать в системе, необходима регистрация.

Что дает учителю диагностика

«Школьный старт» - это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.

Как научиться проводить диагностику

Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.
- Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводит Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ».
- Информацию о семинарах можно получить на сайте www.tochkapsy.ru .

Какие пособия использовать для проведения диагностики?

В УМК «Школьный старт» входят:

Успешный старт - хорошее начало обучения в школе!

Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе.
(Этот материал можно скачать )
(Обучающую презентацию М.Р. Битяновой можно скачать )

Продолжением УМК «Школьный старт» является учебно-методический комплект , который представляет собой систему проведения мониторинга метапредметных УУД.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

Создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога

Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества.

К самому себе.

Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.

На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.

Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

Создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Уникальность диагностики

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:

Обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,

Позволяют включиться в учебный диалог на уроке,

Помогают организовать деятельность на уроке и др.

Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.

С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:

Мы выделили 17 умений, входящих в структуру педагогической готовности:

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ: Умение РЕБЕНКА

  1. выделять из потока информации отдельные детали, исходя из поставленной задачи.
  2. воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления.
  3. видеть существенные признаки (понятия) в образе воспринимаемого объекта.
  4. придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения.
  5. опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: Умение РЕБЕНКА

  1. устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями.
  2. устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями.
  3. устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями.
  4. выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей. оперировать одной и той же информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при решении учебной задачи.
  5. находить закономерность в изучаемой информации.
  6. анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.

КОНТРОЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) УМЕНИЯ:

  1. соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия.
  2. следовать инструкции при выполнении учебных действий

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ:

  1. использовать речь взрослого, как источник информации при решении учебной задачи.

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ:

16)мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности.

17)положительное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности

Основная процедура, которую мы предлагаем для определения уровня педагогической готовности ребенка, - это письменное диагностическое задание. Для каждого показателя разработано свое задание, вместе они составляют индивидуальную диагностическую тетрадь, в которой работает ученик.

Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.

Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Как проводится диагностика

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.

Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.

Обработка результатов диагностики

Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

Что дает учителю диагностика

«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.

Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка

Как научиться проводить диагностику

Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.

Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.

Информацию о семинарах можно получить на сайтах

www.tochkapsy.ru и www.zankov.ru

Успешный старт – хорошее начало обучения в школе!

Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе.

В настоящее время готовится к изданию программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 и 2 классов

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дает качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающейся из комплекса показателей. Владение учащимся основами умения учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоидентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности ребенка и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой систему проведения мониторинга метапредметных УУД и является продолжением УМК «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе).

Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.

Данная программа – это только начало системы диагностической работы учителя. Без систематического отслеживания качества работы в условиях внедрения новых образовательных стандартов педагогу не обойтись. Универсальные учебные действия формируются на протяжении всех 4-х лет обучения, формируются поэтапно и на каждом этапе своего развития нуждаются во внимании со стороны педагога. В настоящее время разрабатывается программа мониторинга метапредметных универсальных учебных действий для 1 и 2 класса. Уже в середине будущего учебного года этот мониторинг будет необходим всем педагогам, обучающим первоклассников по Федеральным образовательным стандартам нового поколения.

Какие пособия использовать для проведения диагностики?

В УМК «Школьный старт» входят:

Рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.)

Какие пособия использовать для проведения

мониторинга развития УУД учащихся?


В УМК «Учимся учиться и действовать» входят:
- рабочая тетрадь для 1 класса (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая);
- рабочая тетрадь для 2 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова).
Слайд 2

Учебно – методический комплект «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Назначение данной программы: получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; создать основу для развития универсальных учебных действий; обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Назначение данной программы - получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса. В дальнейшем данная информация может быть использована учителем для того, чтобы: Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений Спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми В случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов)

Уникальность диагностики Базовые умения первоклассника: - обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, - позволяют включиться в учебный диалог на уроке, - помогают организовать деятельность на уроке и др.

17 умений сгруппированы в 5 блоков

Как устроена диагностика?

Как проводится диагностика? на 3-4 неделе обучения первоклассника все упражнения выполняются под руководством учителя ежедневно, в начале 2 и 3 уроков в течение 5 – 10 минут или выделить несколько специальных диагностических уроков со вторника по четверг

Обработка результатов диагностики

Учебно – методический комплект «УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ»: ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Какие пособия использовать для проведения диагностики? В УМК «Школьный старт» входят: - рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.) - методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.).

Какие пособия использовать для проведения диагностики? Какие пособия использовать для проведения мониторинга развития УУД учащихся? В УМК «Учимся учиться и действовать» входят: - рабочая тетрадь для 1 класса (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая); - рабочая тетрадь для 2 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова). - рабочая тетрадь для 3 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова,Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 3 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова) Подробная аннотация к пособиям для 1 класса, для 2 класса.




Вверх