Проблема потребности людей в утешении аргументы. Пирамида потребностей и тупик цивилизации Аффилиация и физическое здоровье

Аффилиация (от англ. affiliation - присоединять, присоединяться) - эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением; в ряде случаев термин употребляется для обозначения потребности в общении , в принятии и стремления к взаимосвязи.

Аффилиация и физическое здоровье

Американские исследователи, в течение нескольких лет проинтервьюировавшие тысячи людей, пришли к единому выводу: тесные улучшают здоровье. По сравнению с теми, у кого были слабые социальные связи, люди, которые поддерживали тесные отношения с друзьями, родными или являлись членами сплоченных религиозных и общественных группировок, оказывались менее подвержены преждевременной смерти. Утрата подобных связей повышает риск заболевания.

Финские исследователи изучили 96 000 случаев потери супруга вследствие его смерти и обнаружили, что в неделю, следующую за этим событием, удваивается риск скоропостижной смерти для вдовы или вдовца. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день...» Похоже, в этой романтической формуле истины больше, чем вымысла.

Но если между аффилиацией и здоровьем существует связь, то по какой причине? Предположений тут высказывается множество - по большей части на уровне житейского здравого смысла возможно, те, кто имеет удовольствие состоять в тесных взаимоотношениях, ведут более упорядоченный образ жизни, лучше питаются, более организованны в своей работе и меньше подвержены вредным привычкам. Не исключено, что внимание близких людей заставляет нас больше заботиться о собственном здоровье, которому мы, предоставленные сами себе, до поры не придаем должного значения. Возможно, что поддерживающее нас сообщество помогает нам лучше оценивать события и преодолевать ситуации. Возможно, друзья и близкие помогают нам поддерживать . Когда мы задеты чьей-то неприязнью, отказом в наших притязаниях, некорректной критикой, дружеский совет, ободрение и утешение могут оказаться наилучшим лекарством. Даже если проблема не выносится на обсуждение, чуткие друзья и близкие помогают нам переключиться на что-то приятное и дарят нам ощущение того, что нас принимают, любят и уважают.

Джеймс Пенненбэйкер и Робин О"Хирон связывались с теми, чьи мужья или жены покончили жизнь или стали жертвами катастроф. Те, кто нес свое горе в , имели больше проблем со здоровьем, чем те, кто имел возможность выговориться.

Некоторые исследования сопоставляют мироощущение людей «соревновательных» индивидуалистических культур, таких как США, Канада, Австралия, с духовным миром людей коллективистских культур, таких как Япония и многие страны третьего мира. Главные ценности индивидуалистических культур - личностная автономия, неприкосновенность частной жизни и собственности, право гордиться личными достижениями. Сегодня мы, пресытившись казенным социалистическим коллективизмом, активно перенимаем эти ценности. При этом нелишне было бы иметь в виду и их издержки.

Аффилиация и душевное здоровье

Вот о чем говорят исследования. Из 800 выпускников колледжей, опрошенных Уэсли Перкинсом в начале 90-х, те, кто исповедовал ценности яппи, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех межличностным отношениям , вдвое чаще, чем их прежние соученики, называли себя глубоко несчастными.

В то же время более тесные социальные связи коллективистских культур предлагают защиту от одиночества, отчуждения и даже заболеваний, связанных со стрессом.

Другие исследования сравнивали людей с малым и с большим числом тесных межличностных отношений. Тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные переживания, дает двойной эффект. Как писал еще Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Это подтверждают и ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по изучению общественного мнения: «Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?» В сравнении с теми-кто не смог назвать никого, те, кто называл пять или более близких людей, были на 60% более склонны чувствовать себя «очень счастливыми».

Помимо этого в ряде исследований было продемонстрировано, что тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении человека в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. Кроме того, как уже указано, в известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса.

Потребность в принятии

Несмотря на то что потребность в принятии присуща человеку изначально, способы ее выражения по-разному формируются в зависимости от специфики общения с родителями и сверстниками в детстве и зависят от стиля . Накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то человек будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет склонен доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то человек скорее станет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Человек, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания того и другого рода, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного внутреннего конфликта . А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность.

Для выявления этих тенденций разработано несколько диагностических методик, в частности известный опросник А. Меграбяна. Меграбяну также принадлежат интересные исследования невербальных проявлений аффилиации.

Некоторые понятия, исторически тесно связанные с религией, до сих пор «по инерции» употребляются преимущественно в религиозном контексте. К их числу относится и понятие «утешение». Между тем само по себе это понятие сохраняет свое значение и вне какой бы то ни было связи с религией.

Существует ли объективная потребность человека в утешении, в том числе и человека, живущего в условиях социализма? На наш взгляд, положительный ответ на этот вопрос не вызывает сомнений. Эта потребность объективно присуща людям, живущим в любой социальной системе, в том числе и социалистической. Могут сослаться на известное высказывание В.И.Ленина в статье «Крах II Интернационала»: «Справедливо указывал Фейербах защищавшим религию тем доводом, что она утешает человека, на реакционное значение утешений: кто утешает раба, вместо того, чтобы поднимать его на восстание против рабства, тот помогает рабовладельцам»238. Однако вдумаемся в смысл и содержание этого ленинского высказывания. Ведь Ленин здесь, во-первых, говорит о религиозном утешении. И, во-вторых, речь идет об утешении раба, имеющем целью утвердить его в рабстве, причем это утешение препятствует борьбе раба против социального гнета. Отрицательное отношение В.И.Ленина к утешению связано с тем, что в социальной ситуации, о которой идет речь, утешение, предлагаемое религией, мешает развитию классового самосознания и социальной активности трудящихся, мешает их реальной борьбе за социальное освобождение. Можно ли из этого сделать вывод, что В.И.Ленин выступал вообще против утешения как элемента социально-психологических отношений людей? Ни в коей мере. В социалистическом обществе, где отсутствуют классовые антагонизмы и эксплуатация человека человеком, могут возникать и возникают такие ситуации в жизни людей, когда они остро нуждаются в утешении, сочувствии, сострадании, сопереживании со стороны окружающих. В жизни каждого человека случаются болезни, потери близких, жизненные и семейные конфликты и неудачи, нереализованные планы и намерения и т.п. Все это вызывает психологическую потребность в утешении, сострадании. Здесь речь идет, естественно, об утешении, источником которого являются люди и которое включает не только сочувствие и сопереживание, но и реальную помощь, моральную, а иногда и материальную поддержку. Такое реальное, человеческое утешение и в условиях нашего общества - немаловажный фактор, способный предотвратить обращение человека к религии как способу утешения иллюзорного. Харви Кокс опрашивал в США членов нетрадиционных групп и сект о причинах их вступления в эти группы. Одной из основных причин, по мнению опрошенных, был недостаток дружбы и теплоты в общении между людьми, который они надеялись восполнить в религиозных общинах239. Аналогичные факты зафиксированы и советскими исследователями. Так, например, М.Г.Писманик пишет: «Треть обследованных нами верующих на вопрос: „Что вы особенно цените в религии?“ - ответили: „Утешение в беде“»240. Согласно данным белорусских социологов, почти 90% верующих баптистов в той или иной форме говорят о важности для них «утешительной» функции религии: религия, мол, помогает переносить неприятности, горе, уменьшает страх смерти и т.п.241 Объективная психологическая потребность в утешении реализуется в нескольких направлениях. Эти направления, по сути дела, уже были обозначены выше. В частности, у каждого человека существует объективная психологическая потребность в эмоциональной разрядке (катарсисе), обостряющаяся прежде всего в ситуациях, когда в психике личности накапливаются отрицательные переживания. Эмоциональная разрядка может сыграть важную роль в снятии отрицательных эмоций. На нерелигиозной основе катарсис может быть реализован в различных социальных формах, в частности в форме безрелигиозных, социалистических обрядов. Всякий обряд представляет собой стереотип коллективных символических действий242. Нерелигиозные обряды, система которых уже сформировалась и продолжает совершенствоваться в социалистических странах, включают определенный динамический стереотип эмоциональных состояний, который выше был обозначен как катарсис. В ходе безрелигиозных обрядов происходит снятие отрицательных переживаний, но уже на базе социалистических идей, ценностей, норм и идеалов. Потребность в снятии отрицательных эмоциональных состояний, в эмоциональной разрядке особенно остро ощущается людьми в моменты жизненного кризиса, утраты родных или близких и т.п. Именно в этих ситуациях необходимы обряды похоронные, поминальные и др., которые, по выражению В.В.Вересаева, являются устоявшейся, привычной формой реализации коллективных переживаний. Но эмоциональная разрядка необходима для личности не только в критические моменты жизни. Зачастую не только физическую, но и «психологическую» усталость, требующую известной эмоциональной встряски, вызывает монотонная деятельность людей, однообразие жизненных впечатлений. Одним из наиболее сильных и полезных средств эмоциональной разрядки для человека является его приобщение к искусству. Особенно благотворную роль играет в духовной жизни личности активное художественное творчество в самых различных формах и проявлениях. Не всякий может стать профессиональным художником, писателем или музыкантом, но каждый или почти каждый при желании может приобщиться к художественной самодеятельности, найти возможности для активного проявления своих эстетических способностей. А ведь это, помимо прочего, дает и необходимую эмоциональную разрядку, удовлетворяет потребность в катарсисе. Спорт, наряду с искусством, является также важным способом интенсификации и обогащения эмоциональной жизни личности. Можно назвать и другие формы реализации этой потребности: туризм, занятия садоводством, техническим творчеством и изобретательством и т.п. Как это ни странно на первый взгляд, все перечисленные формы активной человеческой деятельности выполняют помимо многих иных и определенную «психотерапевтическую» функцию: они снимают как физическое, так и психологическое напряжение, обеспечивают эмоциональную разрядку, стабилизируют психику человека. Для нашей же темы важно подчеркнуть, что они являются немаловажным фактором, предотвращающим обращение человека к религии как к средству утешения. В социалистическом обществе весьма актуальны проблемы взаимоотношения личности и коллектива, в рамках которого проходит ее трудовая и общественная деятельность. Условия социализма создают объективные основы для совпадения коренных интересов членов коллектива. Однако важное значение имеет и субъективная, социально-психологическая сторона взаимоотношений между ними. Когда речь идет о благоприятном социально-психологическом климате на том или ином предприятии или в учреждении, то имеется в виду общая атмосфера взаимного уважения, внимания, заботы о каждом члене коллектива. Только такой психологический климат способствует удовлетворению объективной потребности в сочувствии и сопереживании. Выше уже отмечалось, что желание доверительно рассказать кому-нибудь о личных трудностях, проблемах, переживаниях является также объективной психологической потребностью людей. Конечно, эта потребность, существующая у большинства людей, ощущается разными людьми далеко не одинаково. Степень осознания этой потребности и возможности ее реализации зависят и от характера и психологических особенностей той или иной личности, от обстоятельств ее жизни. Имеются ли у нас социально-санкционированные, общепризнанные и доступные каждому формы ее удовлетворения? Пока они еще не выработаны. Могут возразить, что они вообще не нужны. Однако опыт, накопленный психологическими консультациями и «телефонами доверия» (последние предполагают полную анонимность обращения к ним), доказывает обратное. Вопрос этот, конечно, непростой, многое здесь может вызывать споры. Однако проблема требует дальнейшего изучения. Еще больше вопросов возникает, когда речь заходит о нерелигиозном содержании медитации. Автор вполне сознает, что на данном уровне разработки и исследования проблемы он может ограничиться только ее общей постановкой. Для более конкретного решения необходимы специальные исследования. Однако можно высказать гипотезу, что психологические процессы и состояния, формирующие медитацию, могут играть позитивную роль в жизни человека, удовлетворяя ее потребность в сосредоточенном размышлении над той или иной жизненной или научной проблемой. Эта потребность, как нам представляется, возрастает в современную эпоху, когда динамизм технических и социальных изменений, напряженный ритм жизни создают для человека ряд новых психологических проблем. Подведем краткие итоги. Потребность в утешении является, по нашему мнению, объективной психологической потребностью, сохраняющей свое значение и в социалистическом обществе. Наше общество заинтересовано в том, чтобы данная потребность удовлетворялась на нерелигиозной основе. Существуют различные формы и способы ее удовлетворения в условиях социализма, кратко охарактеризованные нами. Чем полнее наше общество будет удовлетворять данную потребность людей, тем меньше будет в нем возможностей для воспроизводства религиозности.

Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви .Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Студенты, которые учатся далеко от дома, делаются жертвами потребности принадлежности, страстно желая, чтобы их признали и приняли в группе сверстников.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола. Слова популярных песен служат достаточным доказательством могущественного влияния потребностей принадлежности и любви в этот период жизни.

<Привязанность к родителю удовлетворяет потребность ребенка в принадлежности и любви.>

Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная ,или Д-любовь бытийная ,или Б-любовь (Maslow, 1968). Д-любовь основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Например, отношения могут удовлетворять нашу потребность в утешении и защите - будет ли это длительная связь, совместная жизнь или брак. Таким образом, это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви - всего, что позволяет человеку расти. Более того, Маслоу отвергал идею Фрейда о том, что любовь и привязанность являются производными от сублимированных сексуальных инстинктов; для Маслоу любовь - не синоним секса. Скорее он настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не любят, появляется пустота и враждебность.

Несмотря на скудость эмпирических данных, касающихся потребностей принадлежности и любви, Маслоу настаивал на том, что их влияние на поведение потенциально разрушительно в таком меняющемся и подвижном обществе, как Соединенные Штаты. Америка стала землей кочевников (по данным переписи, приблизительно одна пятая населения меняет адреса по крайней мере раз в год), стала нацией без корней, отчужденной, безразличной к проблемам дома и сообщества, пораженной поверхностностью человеческих отношений. Несмотря на тот факт, что люди живут в густо населенных местах, они часто не общаются. Многие едва знают имена и лица людей по соседству, не вступают с ними в разговоры. В общем, не избежать вывода, что поиски близких взаимоотношений являются одной из наиболее широко распространенных социальных потребностей человечества.

Именно Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви часто не удовлетворяются американским обществом, в результате чего развиваются дезадаптация и патология. Многие неохотно открывают себя для близких отношений, так как боятся быть отвергнутыми. Маслоу заключал, что есть доказательство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни. Такие данные, с его точки зрения, поддерживают тезис, что любовь является основной предпосылкой здорового развития человека.

Потребности самоуважения

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения .Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя (Coopersmith, 1967).

Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Следовательно, довольно рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на мнении других, а не на собственных способностях, достижениях и аутентичности. Если наше самоуважение зависит от посторонней оценки - мы находимся в психологической опасности. Для того, чтобы быть прочным, самоуважение должно основываться на нашей действительной значимости, а не на внешних факторах, находящихся вне нашего контроля.

Очевидно, что потребности уважения в жизни выражаются очень разнообразно. Одобрение сверстников, квинтэссенция уважения для подростка, выражается в том, что он популярен и его приглашают на вечеринки, а взрослого уважают обычно за то, что у него есть семья и дети, хорошо оплачиваемая работа и заслуги в деятельности гражданских организаций. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем, в средние годы, их интенсивность уменьшается (Maslow, 1987). Тому есть две причины. Во-первых, взрослые обычно приобретают более реалистичную оценку своей действительной значимости и ценности, поэтому потребности уважения больше не являются ведущими силами в их жизни. Во-вторых, большинство взрослых уже имели опыт уважения и признания, что позволяет им двигаться к более высоким уровням растущей мотивации. Эти положения отчасти могут объяснить заявление Маслоу, что истинная самоактуализация встречается только после достижения зрелого возраста.


Задумываются ли современная молодежь о своих поступках? Какой образ жизни предпочитает общество конца XX века? В предложенном тексте Илья Александрович Маслов поднимает проблему потребительского отношения к жизни.

Раскрывая проблему, публицист рассуждает о подростках, выросших в «обществе потребления». Он утверждает, что дети стремятся стать старше, чтобы самостоятельно и произвольно распоряжаться собственными финансами: «Дети хотят быстрее вырасти...Чтоб свободно распоряжаться деньгами». Их не волнует способ заработка денег: «Как заработать, пока не знают, не задумываются».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Такие дети крайне эгоистичны: « ...искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей». В заключении автор выражает мнение российских психологов, что не только молодежь, но и взрослые нацелены на потребление.

И.А. Маслов считает, что современные подростки, воспитанные в обществе потребления, не умеют делать какие-либо вещи просто так. Они во всем стараются найти выгоду.

Я полностью разделяю позицию автора. Современные подростки растут настоящими «грамотными потребителями». Следует заметить, что подобное отношение к жизни формируется у детей, чьи родители ведут аналогичный способ существования. Что подростки, что взрослые – составная часть общества. Поэтому данная проблема характерна для любого возраста.

Эта проблема ярко выражена в романе Энтони Берджесса «Заводной апельсин», действия в котором происходят от лица антигероя Алекса. Ему 15 лет, он является лидером уличной банды. Слоган «Бери от жизни все» буквально воспринимается Алексом. Этот персонаж грабит, насилует и убивает для собственного удовольствия. Вне всякого сомнения, потребительское отношение к жизни одного человека может негативно отражаться на жизни других людей.

О значимости вещей писал американский писатель Чак Паланик в романе «Бойцовский клуб». В начале романа главный герой зависит от покупки вещей, аксессуаров для жилья и прочих модных брендов. Человек-потребитель зарабатывает исключительно для того, чтобы купить вещи, которые ему даже не нужны. Его жизнь состоит из трех основных элементов: работа, дом и телевизор. Через какое-то время герой просто отрекается от всего этого и понимает, что для существования все эти вещи, которые он так долго покупал, ему просто не нужны. Потребительское отношение к жизни подобно наркотикам: обретаешь зависимость.

Таким образом, потребительское отношение к жизни – это бич современного общества.

Обновлено: 2017-11-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы . Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления (Durant, 1977). Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма» (Sartre, 1957, р. 15). Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов - мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем». Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди - мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр - «Я есть мой выбор».

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, - это концепция становления . Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу реализовать мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью (он неаутентичен).

Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными - чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» - уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь - свою собственную. Избегать свободы и ответственности - значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое , или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто» (Maslow, 1966, р. 45).

В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое , а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальт-психологии: «Целое - больше чем и отлично от суммы его частей», с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.

В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.

«В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка... когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (Maslow, 1987, р. 3).

Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек - нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения человека. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивают принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он полагал, что бихевиоризм и соответствующая ему философия «дегуманизировали» человека, трактуя его без малого как машину, составленную из цепочек условных и безусловных рефлексов. Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Справедлива или нет эта точка зрения, но Фрейд мало верил в добродетель человека и с пессимизмом размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если во время вечерней прогулки в парке на вас нападут грабители. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.

Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал (Maslow, 1950). Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу (Maslow, 1987) рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческие диск-жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа!

Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.

Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека - темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. Такие области, как консультирование, социальная работа, образование, уход за больными, управление в бизнесе и маркетинг, также подверглись влиянию идей Маслоу (Leonard, 1983).



Вверх