Роль дистанционного обучения. Дистанционное обучение в структуре образования. Формы организации учебного процесса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Беларусь располагает одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям и времени. Так, в результате высокого конкурса в высшие учебные заведения каждый год большое количество абитуриентов остаются за пределами высшей школы. В силу сложных экономических условий студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют переподготавливать по всем направлениям профессионального, гуманитарного и социально-экономического образования сотни тысяч человек. Примерно 2/3 взрослого населения страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения. В сложной ситуации с получением образования, особенно высшего, находятся наши соотечественники в странах СНГ и Балтии.

Эти проблемы накладываются на такие факторы, как распределение контингента, нуждающегося в обучении, по большим территориям и, напротив, неравномерность территориального распределения учебных заведений. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что не менее 40-50% населения должны обладать высшим образованием. Решение этих задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей.

Реальная альтернатива этому - развитие системы дистанционного образования (СДО). За счет создания мобильной информационно-образовательной среды, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования СДО позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг - это обучение с использованием глобальной сети INTERNET или дистанционное обучение (ДО). Представление и мнение о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.

Дистанционное образование все чаще связывают с замкнутой системой обучения, при которой основным средством общения, обучения и передачи информации является INTERNET. Разработанная в 1991 году Web-технология становится той средой, куда наиболее естественно и эффективно вписывается дистанционное обучение, не исключая использования средств FTP (File Transfer Protocol), электронной почты и т.п.

Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т. п.

Субъектами дистанционного обучения являются все участники совместного дистанционного учебного процесса независимо от их пространственного и временного присутствия, в результате которого каждый их них приобретает свою систему знаний, умений и навыков, личностных качеств, являющимися новыми для него по отношению к уже имеющимся. Для нас важно подчеркнуть возможность субъекта быть источником познания, так как учебная деятельность подразумевает учебный процесс.

Цель исследования:

§ рассмотреть особенности организации ДО: пути, приемы и средства реализации;

§ изучить принципы учебной работы в ДО;

§ выяснить, каковы перспективы ДО в настоящее время.

Объектом исследования выступает система организации ДО.

Предметом исследования являются дистанционное обучение в структуре образования: пути, приемы и средства реализации.

Гипотеза исследования - дистанционное обучение организует самостоятельную когнитивную деятельность учащихся.

Задачи данного исследования:

1. исследовать преимущества дистанционных форм обучения по литературным источникам;

2. изучить основные средства ДО;

3. оценить эффективность различных компонентов учебно-методического обеспечения ДО;

4. проанализировать применение на практике;

5. сделать выводы о том, какие перспективы имеет ДО в будущем.

Метод исследования - это анализ научной психолого-педагогической литературы.

1. Дистанционное обучение в структуре образования

1.1 Сущность и основные понятия дистанционного обучения

Последние 10 лет все более проявляется развитие информационных технологий во многих отраслях человеческой деятельности. Интернет становится едва ли не основным средством обмена информацией и приобретает все большую популярность. Кроме того, развитие IT-технологий обуславливает их использование в самых различных сферах деятельности. Применение в обучении персональных компьютеров и Интернет, по мнению основателя Microsoft Билла Гейтса, обещает дать гораздо больше, чем использование их другими группами работников интеллектуального труда. Появление дистанционно обучения открыло новые возможности получения образования и повышение квалификации. Основным преимуществом дистанционного обучения является возможность получения образования вне какого-либо учебного заведения. Иными словами, студенты могут усваивать необходимые знания в удобное для них время, с минимальным отрывом от основной деятельности. Дистанционное обучение дает возможность получения консультаций преподавателя и контроля знаний не посещая учебное заведение.

Образование становится общемировым и общедоступным, опережая процессы политического и экономического объединения. Правительства многих зарубежных стран объявили дистанционное образование приоритетным направлением. Начало данному процессу положили американцы. В последнее время оно активно развивается в Европе. В нашей стране дистанционное образование получает широкое распространение, в частности в таких учебных заведениях как БГУ и БГУИР г. Минска.

Дистанционное обучение - 1) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической и дидактической форме;

2) новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.

Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникаций.

Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов под руководством преподавателя, выполнения контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебно-практического пособия, вывод итоговой оценки. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с преподавателем с помощью телефона, телефакса, электронной почты и других возможных средств связи. По окончании изучения всех разделов курса учащийся сдает экзамен.

Стадия контроля знаний состоит в предъявлении обучаемому тестовых заданий, выбираемых в соответствии с целями и задачами тестирования, и в учете получаемых вариантов ответов. Можно утверждать, что множество предъявленных заданий отображает ту область эталонной модели знаний, с которой и должна, в конечном итоге, сопоставляться реконструируемая модель знаний обучаемого. Вычленение этой области и последующее заполнение ее слотов вариантами ответов, выбранными обучаемым, и составляет сущность формирования подлежащей оцениванию модели знаний.

Завершающая стадия вывода итоговой оценки сводится к формально-структурному анализу степени несовпадения подсети эталонной модели (по которой предъявлялись тестовые задания) с реконструируемой сетевой моделью знаний обучаемого.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три основные категории:

§ неинтерактивные (печатные материалы, аудионосители, видеоносители);

§ средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);

§ видеоконференция - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Рассмотрим принципы построения СДО . Ведущие из них определены как: единая методологическая основа, децентрализация создания и управления единой системой дистанционно образования, режим наибольшего благоприятствования, комплексность, доступность, модульность.

Характерными особенностями дистанционного образования являются гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности), модульность (каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области), параллельность (обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства"), дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса), асинхр онность (подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе), а также охват, рентабельность, новые информационные технологии, социальность, интернациональность.

В основе ДО (дистанционного обучения) лежат два основополагающих принципа:

§ свободный доступ, т.е. право каждого (без вступительных испытаний) начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

§ дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу.

Помимо двух основных принципов существует множество второстепенных:

§ принцип интерактивности;

§ принцип стартовых знаний;

§ принцип индивидуализации;

§ принцип идентификации;

§ принцип регламентности обучения;

§ принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.

Как уже было отмечено главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. В современном обществе не актуальны традиционные методы обучения. К тому же привлекательность ДО объясняется не только рассредоточенностью преподавателей и учащихся в пространстве, но и возможностью учиться в любое удобное для учащихся время. Знание в современном обществе все в большей степени становится товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения. Преподаватель как единственный носитель знания в традиционном учебном процессе не удовлетворяет этим требованиям.

Заочное обучение является прообразом ДО в тех учебных заведениях, которые имеют соответствующий опыт. Однако есть и принципиальные отличия сложившихся стандартов заочного обучения и новых идей ДО. Среди них выделим следующее.

§ заочное обучение предполагает получение какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. ДО более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это, порой, с получением конкретной специальности;

§ при заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии могут и не планироваться, однако складывающаяся практика ДО показывает, что хотя бы без одной очной встречи обучающегося и преподавателя на итоговом контроле пока, видимо, не обойтись.

Изначально заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по почте. ДО в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Администрация многих учебных заведений считают своей главной задачей в развитии дистанционных форм обучения создание материальной технической базы. Однако ключом к ДО является учебно-методическое обеспечение самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. Его разработка требует значительно более серьезных организационных усилий, высочайшей квалификации разработчиков и, порой, более значительных финансовых затрат, чем закупка и установка оборудования. При разработке учебно-методического обеспечения дистанционных курсов, как показывает опыт, целесообразно планировать создание комплексов, позволяющих поддерживать учебную деятельность учащихся на всех этапах обучения - от знакомства с теоретическим материалом до решения нетиповых задач. По дидактическому назначению различные виды учебно-методического обеспечения А.В. Хуторской классифицирует по четырем блокам :

Компоненты первого блока (учебные пособия с теоретическим материалом в печатной форме, что предпочтительно, или в электронном виде, аудио- и видеокассеты с обзорными лекциями) предназначаются для первоначального знакомства с теоретическим материалом по курсу. Сюда же могут быть отнесены и методические рекомендации для преподавателей (как учить с помощью комплекса) и для учащихся (как учиться с помощью комплекса).

Основное назначение второго блока учебно-методического обеспечения - осмысление и закрепление теоретического материала, контроль знаний по теории. В его состав могут входить электронные мультимедийные учебники на flash носителях, CD дисках или в Интернет, программно-информационные системы компьютерного тренинга и контроля знаний.

Компоненты третьего блока предназначены для формирования и развития практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Сюда можно отнести системы лабораторного практикума удаленного доступа, компьютерные тренажеры, основанные на математических моделях изучаемых объектов и процессов. Обучение на таких тренажерах ведется в ходе решения специально подобранных задач в режиме управляемого исследования.

Компоненты четвертого блока - это системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги: пакеты прикладных программ (ППП), системы автоматизации проектных работ (САПР), научных исследований (АСНИ) и т. п. Они могут использоваться учащимися для решения различных задач по тематике комплекса, возникающих, например, в ходе курсового или дипломного проектирования. Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по специальному характеру к профессиональной деятельности специалиста.

Если не рассматривать издержки процесса развития ДО как новой формы обучения, то принципиальных оснований для утверждения, что дистанционное обучение значительно хуже по сравнению с очными формами, не существует. Высокое качество определяется следующими факторами:

§ возможностью привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке широко тиражируемого учебно-методического обеспечения;

§ высоким интеллектуальным потенциалом информационной среды ДО;

§ высоким уровнем самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся;

§ большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;

§ потенциалом коллективного творчества в ходе телеконференций в Интернет;

§ возможностью практически ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося.

1.2 Преподаватель в системе дистанционного обучения

Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических знаний, умений, навыков.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и преподавателей и экспертов, что в сущности усиливает контроль за качеством этих материалов.

Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента (учащегося), который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде.

В данных условиях важнейшей функцией преподавателя является поддержка обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении и освоении нужной информации, облегчить решение возникающих проблем.

В-третьих, предоставление учебного материала, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между обучаемыми, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое.

Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. В качестве первостепенных функций можно отметить следующие изменения:

§ усложнение деятельности по разработке курсов;

§ необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов;

§ усиление требований к качеству учебных материалов;

§ возрастание роли обучаемого в учебном процессе;

§ усиление функции поддержки студента;

§ возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся.

Значительные изменения происходят в преподавательской деятельности в связи с применением новых информационных технологий в системе дистанционного образования. Если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял чтению лекций, то теперь преподаватель должен:

1. Разработать содержание курса на новой технологической основе.

2. Помочь учащемуся сориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию.

3. Обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с самим преподавателем, так и с другими обучаемыми в ходе обсуждения вопросов курса.

Для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Таким образом, в ходе учебного процесса нужны специальные не только педагогические, но и технологические навыки, опыт работы с современными техническими средствами.

Характерная черта управления образованием, основанным на новых информационных технологиях, - организация образовательного процесса на основе разделения труда. Без него невозможно достичь значительного роста числа учащихся, а значит, и проявления эффекта масштаба, т.е. повышения эффективности образовательной системы за счет экономии от масштаба ее деятельности. Эффект масштаба является одним из основных источников повышения эффективности новой образовательной системы, становление которой требует существенных затрат на формирование ее технологической базы. Не преподаватель старой образовательной системы, снабженный новыми техническими и технологическими средствами, а преподаватель новой специализации со свойственным ей характером деятельности и местом в общей системе разделения труда может обеспечить эффективное функционирование системы дистанционного обучения.

Таким образом, организация преподавательской деятельности на основе разделения труда является неотъемлемой чертой управления современной образовательной системой, которое осуществляется на базе системного подхода к процессам ее развития.

Как следует из рассмотренного выше анализа содержания педагогической деятельности в системе дистанционного обучения, основанной на новых информационных технологиях, основными специализациями преподавателей в этой системе являются следующие:

§ специалист по разработке курсов, т.е. дизайнер курсов;

§ фасилитейтор - специалист, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале;

§ тьютер - это специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с учащимися в ходе изучения материалов курса;

§ специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов.

1.3 Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Любая система имеет свои преимущества и недостатки, перед схожими системами. Это связано с множествами факторов, которые обуславливают данную систему. Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Сегодня нельзя представить технологичность без развития Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использования мультимедиа технологий, звука, видео, что делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:

§ возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

§ возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места;

§ хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.;

§ возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

§ возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;

§ возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций (данный способ уже широко практикуется в США);

§ возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет;

§ и многие другие факторы.

Необходимо отметить, что по мнению 57% преподавателей США, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.

Доступность и открытость обучения - еще одно из главных достоинств ДО. Дистанционное обучение предоставляет нам возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

Дистанционное обучение признано одним из самых дешевых способов получения образования, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).

Еще одно достоинство дистанционного обучения - это доступ к качественному образованию. Свобода и гибкость этого способа получения образования предполагают новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей. Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.). Дистанционное обучение дает возможность получить образование инвалидам и людям с различными отклонениями.

Как показывает практика, при использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.

ДО носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования. Как показывает опыт многих университетов, студент, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.

В процессе обучения обучающийся документирует процесс обучения. У него может остаться сам курс обучения, электронная переписка с преподавателем и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

Использование современных технологий и дистанционного обучения нам предоставляется возможность легко формировать виртуальные профессиональные сообщества (например, сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки.

Один из главных недостатков дистанционного обучения - отсутствие прямого очного общения между учащимися и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.

Дистанционное обучение накладывает ряд своих требований на организацию учебного процесса, таких как необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, высокие требования к постановке задачи на обучение, администрирование процесса, организации мотивации слушателей. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Как правило, учащиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.

Одной из ключевых проблем дистанционного обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.

К существенным недостаткам системы дистанционного обучения относится высокая стоимость построения системы дистанционного обучения. На начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. Необходимо отметить, что разработка курсов дистанционного обучения - трудоемкий процесс. Создание одного часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск или создание и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.

Дистанционное обучение, таким образом, не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении: усиление активной роли учащегося в собственном образовании, получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия во всевозможных проектах, конкурсах, олимпиадах. Эти задачи относятся к развитию творческой составляющей образования.

Мы узнали, что среда дистанционного обучения характеризуется тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, однако это не мешает поддерживать диалог при помощи средств телекоммуникаций, что дает определенные преимущества перед другими системами обучения. К этим преимуществам можно отнести гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность и другие.

Педагогическая деятельность СДО сильно отличается от традиционной, так как требуется наличие специфических знаний, умений, навыков у преподавателя. Сюда можно отнести знание и умение применять современные информационные технологии при подготовке учебного материала, умение поддержать студента (способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении информации). Таким образом, от преподавателя требуется не только свободное владение учебным предметом, но и специальными знаниями в различных областях.

Система дистанционного обучения признана одной из самых дорогих систем. Так большая часть средств уходит на создание курсов, закупку современного технического обеспечения. Для создания курса требуется широкий круг специалистов: дизайнер, фасилитейтор, тьютер, специалист по методам контроля. Совокупное время работы составляет огромное время, что несет за собой существенные финансовые затраты.

Таким образом, дистанционное обучение - это альтернатива, ни в коем случае не замена, традиционному образованию. СДО призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества.

2. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт

2.1 Практика дистанционного обучения

Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 года. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году. Немногим позже в 1974 году в Германии был основан FernUniversitдt in Hagen. В 1984 году в США открывается Национальный технологический университет, который использует программы ДО по инженерным специальностям. В настоящий момент все они являются крупнейшими мировыми университетами.

Существует множество других зарубежных организаций с программами дистанционного обучения: Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 года, с появлением проекта «Школьная электронная почта». Сегодня одним из крупнейших центров в этой области является «Эйдос».

Рассмотрим процесс обучения в учебных центрах дистанционного обучения.

Слушатели учебного курса объединяются в учебные группы на период проведения подготовки, переподготовки или тестирования. Процесс обучения может проводиться как в специально оборудованных компьютерных учебных классах, так и на рабочих местах обучаемых, подключенных к сети Internet. Слушатели виртуального учебного центра после зачисления на курс получают доступ к учебно-методическим материалам курса. Они могут самостоятельно изучать учебные материалы, рекомендованные преподавателем, или искать в каталоге дополнительные материалы. Слушатели имеют возможность записаться на индивидуальную консультацию к преподавателю. Преподаватель также имеет возможность разослать приглашения на консультацию слушателям своей группы. После изучения материала и консультаций слушатели в соответствии с учебным планом выполняют специально подготовленные тестовые задания и курсовые работы. (Приложение А)

Учебный курс состоит из отдельных разделов. Слушатели самостоятельно изучают как учебно-методические материалы, подготовленные преподавателями виртуального учебного центра, так и дополнительную литературу по данному разделу курса. (Приложение Б)

В дистанционном обучающем центре предусмотрено проведение групповых или индивидуальных консультаций. Естественно, прежде чем проводить консультацию, преподаватель должен назначить дату и время консультации и послать по электронной почте сообщение об этом слушателям. Обычно консультации проводятся средствами стандартной программы Microsoft NetMeeting.

Преподаватель может проводить консультацию в различных режимах функционирования программы MS NetMeeting. Режим Chat (Разговор) позволяет собеседникам обмениваться печатными сообщениями в режиме реального времени. Когда один из участников консультации (прежде всего - преподаватель) запускает программу Chat, окно разговора появляется на экране каждого пользователя.

Режим Whiteboard (Доска) позволяет участникам консультации создавать совместные наброски и рисунки, демонстрировать заранее подготовленные чертежи и рисунки, обмениваться текстами сообщений. Когда один из участников телеконференции запускает программу Whiteboard, доска появляется на экране каждого пользователя. Любой из участников консультации может одновременно с другими рисовать на доске и видеть общий рисунок.

Если компьютеры участников телеконференции снабжены звуковой платой, подключенной к микрофону и динамику, то программа MS NetMeeting позволяет использовать режим звукового общения. Однако этот режим можно применять только при проведении индивидуальной консультации.

В рамках программы MS NetMeeting возможно работать и в режиме совместного использования приложений участниками консультации. Особенно удобна в этом плане программа MS Word. Преподаватель может заранее подготовить в текстовом редакторе MS Word учебно-методические материалы или вопросы и последовательно выводить их на экран в интерактивном режиме пролистыванием документа с помощью полосы прокрутки.

2.2 Развитие дистанционного обучения в РБ.

дистанционный обучение преподаватель технология

Анализ состояния системы дистанционного обучения (ДО) в Республике Беларусь, позволяет выявить, что в ряде учреждений образования Республики Беларусь (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский национальный технический университет, Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, Республиканский институт высшей школы, Полоцкий государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Белорусско-российский университет, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка и другие) накоплен значительный научно-методический и кадровый потенциал, информационные ресурсы и технологии для организации ДО. Коммуникационной основой системы ДО являются компьютерные сети системы образования и науки: Юнибел, Баснет, мультисервисная сеть БГУ.

Анализ показал, что как государственные, так и негосударственные учреждения образования используют в процессе самостоятельной контролируемой работы студентов электронную почту, факс, телефон, телевидение, компьютерные сети. Большинство учреждений для проведения учебного процесса формируют комплекты учебно-методических материалов (кейсы). Основу кейса составляют издания на компакт-дисках, где широко представлены текстовые учебные материалы, системы тестового контроля знаний и реализованы информационно-справочные части учебных курсов.

В системе общего среднего, профессионально-технического и средне-специального и образования ДО используется, в основном, как дополнительная форма обучения, для работы с талантливыми детьми, а также при обучении детей с ограниченными физическими возможностями.

При получении высшего образования система ДО основывается на образовательных стандартах специальностей, установленных для всех форм обучения. Особенностью создаваемой в Республике Беларусь системы ДО является то, что она находится на стадии развития.

Процесс развития ДО в Республике Беларусь сдерживается рядом причин:

§ недостаточное нормативное правовое обеспечение процесса ДО;

§ узкий состав участников эксперимента по внедрению системы ДО;

§ отсутствие единых подходов при создании электронных учебно-методических комплексов (УМК);

§ отсутствие разработок УМК на иностранных языках;

§ отсутствие специальных программ для дистанционного обучения социально незащищенных слоев населения и лиц с ограниченными физическими возможностями;

§ недостаточное финансирование системы дистанционного обучения Республики Беларусь за счет бюджетных средств;

§ проблемы при организации ДО в магистратуре.

31 января 2007 года состоялось заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь. Совет принял решение об одобрении эксперимента в области дистанционного обучения в Республике Беларусь. Вместе с этим совет вынес ряд рекомендаций по развитию дистанционного обучения в Беларуси:

§ учреждениям образования, осуществляющим подготовку педагогических кадров, ввести в рабочие программы дисциплин разделы, посвященные изучению технологий дистанционного обучения;

Рассмотрим центры дистанционного обучения при университетах БГУИР и БГЭУ. Оба центра имеют свои сайты: http://prometey.bsuir.by/, http://cdo.bseu.by/. На сайтах представлен список тьютеров, их контактные телефоны, адреса электронных ящиков, по которым можно связаться с ними. В разделе «Новости» находится информация о графике учебного процесса: консультации, ликвидации задолженностей, расписании экзаменов, график работы преподавателей.

При анализе сайта ДО БГУИР было выявлено, что в определенные сроки проходит лабораторно-зачетно-экзаменационная сессия для студентов. В сессию предполагается выполнение и защита аудиторных лабораторных работ, возможна (по согласованию с ЦДО) сдача экзаменов и зачетов. Для участия в сессии студент должен падать заявку в ЦДО с указанием дисциплин, по которым планирует выполнение лабораторных работ и сдачу зачетов и экзаменов. На сайте приведен список возможных дисциплин.

В БГУИР реализована возможность изучения отдельных дисциплин с выдачей сертификата по результатам изучения. Такая образовательная услуга предоставляется на платной основе по дистанционной форме обучения.

Учреждение образования "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники" с 2002 года проводит набор студентов на дистанционную форму обучения по следующим специальностям:

§ программное обеспечение информационных технологий;

§ информационные системы и технологии (в экономике);

§ информационные технологии и управление в технических системах;

§ автоматизированные системы обработки информации;

§ искусственный интеллект;

§ информатика;

§ маркетинг.

Система дистанционного обучения в БГУИР создает обучаемому условия для свободного выбора образовательных дисциплин, обеспечивает диалоговый обмен с преподавателем как по электронной почте, так и через механизм телеконференций и чатов.

К услугам студентов предоставляется электронная библиотека образовательных ресурсов БГУИР, доступная через Internet. В этой библиотеке находится вся необходимая литература. При необходимости здесь же студент может получить учебно-методический комплекс (УМК) по необходимой дисциплине. Кроме этого, каждый студент перед началом учебного года получает индивидуальный компакт-диск с комплектом учебных материалов по выбранным для изучения дисциплинам. Таким образом реализуется основной принцип дистанционного обучения: "Знания доставляются к человеку".

СДО в БГЭУ в целом не отличается от системы БГУИР. В БГЭУ создан единый центр на основе электронных учебно-методических комплексов. Студент имеет свободного доступ к учебно-вспомогательным материалам с использованием корпоративной сети БГЭУ и удаленного доступа. Основными действующими лицами учебного центра являются: администратор, куратор, преподаватель и обучаемые (слушатели). (Приложение В).

2.3 Перспективы развития дистанционного обучения

Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в состоянии создать студенческую атмосферу и заменить общение с живым педагогом. Но снять часть проблем оно может. При помощи дистанционного образования жители небольших городов получат возможность проходить курсы столичных университетов и академий. Виртуальным слушателям, совмещающим обучение с работой, дается шанс сократить количество аудиторных часов и получать конкретные знания без отрыва от непосредственной деятельности.

Тем, кому сейчас 30 и более, теперь не обязательно садиться за парту с людьми много моложе себя. Часто людям неловко представить себя в учебном процессе рядом с кем-то, кто значительно младше. Самим преподавателям взрослая аудитория также интересна, так как они получают связь с людьми, которые применяют полученные знания на практике. Важно и то, что дистанционное обучение приводит к значительной экономии средств. Оно существенно дешевле очного образования.

При помощи дистанционного обучения появляется возможность установить баланс между общественным спросом на образование и его предложением.

В 2005 году в образовательные электронные услуги в мире было инвестировано 46 миллиардов долларов. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей. Всего по Штатам им охвачено свыше 3 миллионов человек, и по прогнозам через несколько лет их количество достигнет 5 миллионов.

Россия пока отстает на этом пути, но необходимо отметить, что российское образование всегда признавалось одним из лучших в мире.

На данный момент "Транстелеком" связала научные центры Российской академии наук с европейской научной сетью GEANT, что позволило российским ученым, не покидая России, проводить совместные исследования со своими иностранными коллегами и не чувствовать себя оторванными от мирового научного процесса.

Все образовательные учреждения, использующие информационно-коммуникационные технологии, фактически находятся вне правового поля. Необходимо отметить, что на сегодняшний день для развития системы дистанционного образования практически отсутствует нормативно-правовая база. Остановимся на тех немногих законодательных актах, которые используются сейчас для создания ДО в республике.

В первую очередь это Конституция Республики Беларусь, которая гарантирует гражданам право на получение образования, а также право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации (ст. 34). Более конкретные правовые отношения в области образования и информатизации регулируются декретами и указами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, постановлениями правительства Республики Беларусь и другими нормативными актами, среди которых в первую очередь необходимо отметить закон «Об образовании» и закон «Об информатизации».

Закон Республики Беларусь от 19 марта 2002 г. «Об образовании» урегулировал правовые отношения между участниками образовательного процесса, предложил новые образовательные стандарты. При этом предусмотрено развитие сферы образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрение в учебно-воспитательный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических разработок, создание новой системы информационного обеспечения образования.

Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации» урегулировал правовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации и информационных ресурсов, создания информационных технологий, автоматизированных информационных систем и сетей, определил порядок защиты информационного ресурса, а также прав и обязанностей субъектов, принимающих участие в процессе информатизации.

Координационный совет по проблемам информатизации при Министерстве образования Республики Беларусь рассмотрел проект национальной концепции дистанционного обучения и принял решение (№ 6 от 24.12.2002 г.) создать при Министерстве образования координационный совет по дистанционному обучению, внести в Министерство образования предложения по организации Национального центра и базовых центров ДО. В 2002 г. Министерство образования РБ утвердило «Положение о дистанционном обучении в учреждении образования БГУИР».

Опережая в некоторой степени развитие нормативно-правовой базы, ведущие вузы республики создают организационные структуры ДО (в Академии управления при Президенте РБ - Центр информационных технологий, в БИТУ - Международный институт дистанционного образования и т. д.). В вузах и других организациях постепенно создаются электронные учебники и библиотеки из них, информационно-образовательные среды, однако отсутствуют правовые основы использования данных материалов, размещенных в сети. Для эффективной работы учебных заведений, использующих технологии дистанционного обучения, необходима координация их действий, а также создание соответствующей нормативной базы и предоставление дистанционному обучению официального статуса.

Нормативно-правовая база ДО должна формироваться в виде пакета национальных актов по вопросам организации правового регулирования отношений между объектами и субъектами в сфере ДО с учетом единых требований, определяемых Министерством образования. В основу должны быть положены следующие принципы: учет конституционных норм, открытость и доступность информации, защита прав интеллектуальной собственности, информационная безопасность, согласованность разрабатываемых норм с актами других отраслей законодательства, а также с международным законодательством. Если система ДО будет иметь нормативно-правовую базу, она станет одной из официальных форм получения образования. Отсутствие же правовых рамок для ДО не только сдерживает экономическое развитие страны, но и вынуждает белорусских граждан обращаться за соответствующими услугами в специализированные учреждения за пределами Беларуси.

Для создания нормативно-правового обеспечения системы дистанционного обучения в республике необходимо:

§ организовать юридическую службу ДО с соответствующим юридическим обеспечением;

§ определить права, обязанности обучаемых и регламент работы профессорско-преподавательского состава;

§ разработать требования к организации и функционированию подразделений национальной структуры ДО, включая нормативные документы по лицензированию, аттестации и аккредитации;

§ разработать требования к созданию и тиражированию информационно-образовательных сред и учебных средств ДО для различных уровней;

§ определить требования к эксплуатации телекоммуникационных сетей ДО;

§ обеспечить признание документов (сертификатов) ДО;

§ разработать требования и условия международной деятельности в области ДО.

Вместе с тем, информатизация образования - реальный шанс выстроить новую прогрессивную модель отечественной системы образования. Внедрение электронных, информационных или дистанционных образовательных технологий не должно означать ликвидацию классических образовательных технологий. Каждая из образовательных технологий должна занять свою нишу.

Развитие ДО позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и даст возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг.

В сфере программного обеспечения, которое является необходимым условием дистанционного обучения, наблюдается постепенный переход от информационной ориентации к интерактивной. В мультимедийных обучающих программах пользователю отводится всё более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Вероятно, в скором времени следует ожидать компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, то есть создавать свой собственный, а не определённый заранее образовательный продукт. Развитие интерактивных обучающих программ дополнит средства и возможности эвристической технологии дистанционного обучения, позволит увеличить созидательную составляющую современного образования. Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией школьников, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения. Открытость дистанционных форм деятельности расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet.

Подобные документы

    Формы, компоненты и принципы организации дистанционного обучения, его эффективность. Схема модели дистанционного обучения, его характеристики с точки зрения психологии и педагогики. Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    История становления и развития технологии дистанционного обучения, область его применения, преимущества и недостатки. Сущность и характерные черты технологии дистанционного обучения, её формы и средства. Применение системы руководящих критериев.

    лекция , добавлен 26.05.2014

    Место андрагогики в системе человекознания. Основные принципы педагогической науки. Андрагогические основы профессионального развития личности. Взрослый человек как субъект обучения. Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых учащихся.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2013

    Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Российской Федерации. Характерные черты дистанционного обучения: гибкость, модульность, специализированный контроль качества обучения. Стратегические принципы обучения в высшей школе.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Понятие дистанционного обучения как особой формы обучения, история его возникновения и развития, а также структура, технологии, формы и роль в модернизации российского образования. Анализ мирового опыта интеграции дистанционного и других форм обучения.

    доклад , добавлен 24.05.2010

    Описание опыта реализации технологии дистанционного обучения в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского. Возможности применения такого обучения, позитивные стороны данной формы работы для преподавателей и студентов.

    статья , добавлен 07.08.2017

    Анализ технологий, обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала. Обзор интерактивного взаимодействия учеников и преподавателей в процессе обучения. Характеристика дистанционного обучения, осуществляемого с помощью компьютерных телекоммуникаций.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Сущность и история развития дистанционного обучения, его основные элементы и перспективы. Классификация и общая характеристика форм этого вида обучения. Специфика его интеграции и другие формы обучения. Анализ преимуществ дистанционного образования.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Преимущества использования информационных технологий мультимедиа на уроках. Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций. Понятие и технологии дистанционного обучения. Типы учебных материалов, используемых при дистанционном образовании.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2013

    Понятие открытого образования и дистанционного обучения. Специфика и роль технологии дистанционного обучения. Сущность автоматизированных обучающих систем. Особенности электронного учебника и энциклопедии, их значение и использование. Роль википедии.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование нельзя представить без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно применяют компьютер и Интернет в своей жизни, образовании и всё чаще возникает желание обучаться в дистанционном режиме. Современное развитие информационно-образовательных технологий и, несомненно, последние изменения в российском законодательстве дали возможность любому гражданину России, будь то ребёнок или взрослый человек, освоить программу общеобразовательной школы, получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы в дистанционном режиме. Для этого нет необходимости менять место жительства, привычный ритм жизни. Преимуществом дистанционного обучения является возможность выбора индивидуального графика в соответствии с возможностями и способностями ученика, оптимального темпа освоения материала. Можно находиться в любой точке земного шара, главное, чтобы имелся доступ к сети Интернет.

Применение технологий дистанционного обучения способствует понижению затрат на проведение обучения, обучению одновременно большого количества учеников, повышению качества обучения путем применения современных технических средств, созданию общей образовательной среды.

В каких же случаях дистанционное обучение выходит на первый план? В первую очередь, когда речь идет речь о людях с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую, в таких случаях, только так можно получить доступ к качественному образованию. Также при закрытии учебных заведений на карантин, или при неблагоприятных погодных условиях. В последнее время набирает все больший оборот дистанционное обучение языку, ведь вести такие курсы может носитель языка.

Как же может строиться дистанционное обучение? Оно может проходить в виде чат-занятий - это учеба, осуществляемая с помощью технологий типа "чат". "Чат занятия" происходят парралельно, то есть все участники чата могут иметь синхронный доступ к тому чату, где ведут урок. В рамках таких "дистанционных учебных центров" присутствует обычно чат-школа, где в специальных чат-кабинетах ведется обучение, которое проводят удаленные учителя.

Вторая форма дистанционного обучения – это веб-занятия (так же называемые вебконференциями, видеоконференциями) - дистанционные уроки, конференции, практикумы, семинары и другие подобные формы обучения, проводимые благодаря средствам компьютеров, телекоммуникаций и других возможностей интернета. Для веб-занятий создаются специальные веб-форумы, где пользователи, или преподаватели, могут оставлять записи по определённой теме. Принимать участие и обсуждать проблемы, темы и общаться посредством веб-сайта, с предоставленным специальным программным обеспечением. Веб-форумы отличаются от чат-занятий более длительной работой и асинхронным видом взаимодействия учителей и учеников. Сайт дистанционного обучения может быть инструментом не только проведения вебинаров и видеоконференций, но и содержать текстовые материалы, видеозаписи уроков, видеоконференций, а также программу дистанционного обучения.

Все большое количество учебных заведений, компаний, государственных организаций внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. Сегодня дистанционное обучение переживает период стремительного развития. Технологии дистанционного обучения проникают все глубже в нашу жизнь, так как это демократичная, простая и свободная система обучения.

Статья, в которой кратко описаны преимущества использования наряду с традиционными формами обучения такого метода, как дистанционное обучение. Возможности, которые предполагает использование дистанционное обучение, помогают улучшить качество знаний в учебном коллективе, а также создать максимально комфортную обстановку для обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дистанционного обучения в современном образовательном процессе

В течение последних лет применение современных технических средств стало популярным явлением в образовании. Информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и стали все чаще использоваться в повседневном образовательном процессе наравне с традиционными формами обучения. Среди них особое место занимает дистанционное обучение, признанное одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Дистанционное обучение - это метод организации процесса обучения, позволяющий посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий осуществлять обучение на расстоянии без прямого контакта между учителем и учеником.
Суть т
ехнологии дистанционного обучения в том, что обучение и контроль за усвоением материала осуществляется посредством компьютерной сети Интернет, а именно технологий on-line и off-line.

На мой взгляд, этот метод наиболее эффективен при выполнении проектов и иссследовательских работ, а также при работе с одаренными детьми, которые посредством этого метода получают возможность получать дополнительные задания и задания повышенной трудности. Результативен он также при работе с детьми-инвалидами, находящимися на домашнем обучении.

В своей деятельности я использую дистанционное обучение посредством электронной почты. Между мною (учителем) и учениками организована рассылка дополнительных заданий: творческих (например, сочинений), контрольных (тестов), увлекательных заданий (кроссвордов, ребусов), направленных на развитие мотивации к изучению предмета.

Технологии дистанционного обучения, с моей точки зрения, помогают в педагогической деятельности следующим образом. Во-первых, формируется дополнительное образовательное пространство. Во-вторых, учащиеся получают возможность развития таких навыков, как толерантность, критическое мышление, готовность искать компромиссное решение и принимать чужую точку зрения. В-третьих, вследствие того, что дети оказываются в той среде, которая им ближе и привычнее (я имею ввиду виртуальную), то у них формируется познавателная активность и самостоятельность. В-четвертых, ученик может выбрать индивидуальный темп изучения маиериала (может выполнять более трудные задания, может выполнять дополнительные творческие задания). В случае болезни ученик всегда имеет возможность участвовать в образовательном процессе и не отстать по программе. Таким образом, помимо получения необходимых знаний, ребенок сохраняет свое душевное и психическое равновесие.

Большинство родителей поддерживают использование дистанционного обучения. Этот метод позволяет им предупредить появление «хвостов» по учебе, отставание ребенка по программе случае пропусков занятий.

Информационные технологии играют важную роль не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, для поддержки общественной жизни класса, большего сплочения коллектива.

Большое значение, на мой взгляд, дистанционное обучение имеет при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.

Обобщая, хочется отметить, что дистанционное обучение решает не только образовательные задачи,

но и психологические проблемы учащихся, раширяет коммуникативную сферу учеников и педаго-

гов, способствует развитию мотивации к обучению.


УДК 37.013

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О.У. Гогицаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики (межфак) В.К.Кочисов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация: Сегодня перед государством стоит задача предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на протяжении всей жизни с учетом собственных интересов, способностей и потребностей, эту проблему можно будет решить с помощью дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информатизация образования, коммуникационные технологии.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня, в условиях информатизации и инновационной ориентации общества, основой содержания и организации образовательной деятельности высшей школы является потребность индивидуализации образования, а также потребности студентов в творческой самореализации посредством телекоммуникаций.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Правительством РФ (распоряжение № 1662-р от 17 ноября 2008 г.) указано: «Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

Начало XXI в. связывается с коренными преобразованиями в области образования, с наступлением поры инноваций, со сменой наших представлений о роли образования на современном этапе. Процессы глобализации, формирование общего мирового и европейского образовательного пространства и рынка труда, активное включение стран в Болонский процесс усилили противоречия в системах образования, что и привело, наряду с ростом потребности в высшем и непрерывном образовании, к усилению тенденций к созданию интернациональных образовательных структур различного назначения и видов . Появляются и действуют технологичные открытые образовательные системы, способные предоставлять образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Широко применяются нетрадиционные методы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях, в первую очередь - системы открытого и дистанционного обучения, основанные на телекоммуникационных и интернет-технологиях.

Современное образование обязано быть стратегически направленным, гарантировать возможность человеку приспосабливаться к условиям рискованной экономической деятельности на быстрорастущих рынках, при опережающих темпах развития и растущих требованиях к мобильности и креативности. Модернизируясь, развиваясь, система образования оказывает воздействие на характер происходящих социальных процессов .

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Образцы информационных образовательных технологий описаны И. М. Бобко, А. А. Кузнецовым, Э. И. Кузнецовым, В. М. Монаховым, В. В. Рубцовым, Т. А. Сергеевой и др. Применение средств информатизации образования в профессиональном и в частности, профессионально-техническом образовании исследовано в работах Г.Д. Бухаровой, С. Г. Горинского, А. Гутермана, В. Н. Ларионова, Е. В. Ткаченко, Ю. Л. Хотунцева, В. В. Шалкина и др. Вопросы использования автоматизированных систем обучении были предметом исследований Н.П. Брусенцова, М.М. Вуняева, А.М. Довгялло, А.Ю. Колягина, А. Я. Савельева и др. Обще дидактические

принципы, а также отдельные идеи поэтапного формирования умственных действий, программированного, модульного и проблемно-деятельностного обучения, являющиеся ключевыми для организации дистанционного обучения, представлены в работах Е.Н. Балыкиной, Д.Б. Богоявленской, П.Я. Гальперина, Д. Гуллера, А.Д. Иванникова, А.О. Кривошеева, М. Потева, Г. Рамблера, Н.Ф. Талызиной, А.В. Хуторского и др. Вопросы особенностей и перспективы использования информационных технологий в образовании раскрыты в исследованиях О.А. Агаповой, А.А. Андреева, Е.Н. Балыкиной, Я.А. Ваграменко, И.Р. Высоцкого, Н.А. Гейна, Н.П. Даниловой, А.Д. Иванникова, К.Г. Кречетникова, А.О. Кривошеева, Д.Ш. Матроса, Е.И. Машбица, И.А. Морева, С. Пейперта, Е.С. Полат, А.А. Полякова, И.В. Роберт, В.П. Тихомирова, И.Г. Шамсутдиновой и других ученых. В них в частности отмечается, что использование информационных образовательных технологий должно быть психологически и педагогически обосновано и методически обеспечено .

Формирование целей статьи (постановка задания). Создать одинаковые условия для получения образование, повышения квалификации, прохождения переподготовки и поиска работы поможет дистанционное обучение (ДО).

Новое качество отечественного образования определяется его соответствием актуальным и многообещающим запросам современной жизни государства. В наиболее выигрышной ситуации окажутся те высшие учебные заведения, которые накопили опыт подготовки с помощью дистанционных технологий.

Главной задачей вузов является - обеспечение обучающихся в минимальные сроки максимально вероятного и требуемого объема научных и практических знаний, соответствующих предъявляемым к специалистам различных профилей требованиям .

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опыт работы в системе дистанционного обучения у ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.ЛХетагурова» (СОГУ) не велик. В соответствии с реализацией Программы стратегического развития Северо-Осетинского государственного университета и в целях модернизации образовательного процесса университета приказом ректора №115 от 28 июня 2012 г. создана научная лаборатория инновационных образовательных технологий (ЛИОТ), цель деятельности которой отражена в положении о ЛИОТ и заключается в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство.

Учитывая, что СОГУ один из крупнейших ВУЗов Северного Кавказа, со сложившимися традициями и обладающий огромным научным и обучающим потенциалом и должен соответствовать современным требованиям к образованию, возникла необходимость более интенсивно внедрять в систему образования электронное и дистанционное обучение. В этой связи на сервер университета была загружена платформа Moodle, представ-

ляющая систему управления обучением или виртуальную обучающую среду. Это свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Платформа МооШе ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения. Управленческое решение, принимаемое руководством вуза относительно организации в нём системы ДО и её элементов, основано на реальной необходимости этого мероприятия, связанного с целым комплексом проблем и затрат. Среди основных аргументов, которые можно привести в пользу внедрения системы ДО, можно выделить следующие:

Расширение географии набора абитуриентов, связанное с практически неограниченной доступностью данной формы обучения, обеспечиваемой использованием информационно-коммуникационных технологий;

Благодаря отсутствию аудиторных занятий снижаются затраты на обеспечение учебного процесса;

Студенту предоставляются разнообразные формы УМК;

Возможность использования наиболее современных методов обучения, связанных с использованием информационных технологий (ИТ);

Оперативность обмена информацией между студентом и преподавателем;

Объективность контроля знаний студентов .

Вуз, планирующий использование в учебном процессе ДО, обязан отчетливо определить цели, которые ставит перед собой, а также свои возможности и ресурсы для их достижения. На первом этапе реализации стратегии развития системы ДО Северо-Осетинским госуниверситетом приоритет был отдан вопросам организационно-методического характера: мониторинг опыта применения ДОТ в целях выявления оптимальных подходов и методов их применения, разработка и утверждение Концепции развития системы ДО в СОГУ, разработка основных требований к УМК и преподавательскому составу в системе ДО, формирование структуры системы дистанционного образования и его структурных подразделений. В последующем, был осуществлен запуск пилотного проекта ДО на базе фармацевтического и химико-технологического факультетов. На данном этапе площадка ДО использовалась как одна из форм самостоятельной работы студентов. На основе анализа опыта внедрения дистанционных курсов в систему очного обучения другими вузами можно выделить ряд принципов, которые обеспечивают эффективность дистанционного обучения как формы самостоятельной работы студентов, одним из которых является активное вовлечение студентов в процесс получения знаний. Данный процесс превращает их в активных участников, вырабатывающих собственные идеи на базе замечаний коллег и собственного опыта. Следующий принцип, обеспечивающий эффективность дистанционного обучения как формы самостоятельной работы студентов, - гибкость, позволяющая педагогам создавать и преломлять задания, соответствующие потребностям каждого обучаемого. Стереотип авторитарности педагога, в данном случае, сводится к нулю, утверждая гуманистический стиль отношений "преподаватель-студент". Ряд ученых отмечают, целью индивидуального подхода к обучению является всемерное содействие тому, чтобы заметить в каждом студенте самую сильную его сторону, поддержать веру в свои силы. Конечно, введение дистанционных курсов в очное обучение не приводит к отмене лекционных или семинарских занятий в аудиториях. Дистанционные курсы являются интерактивной формой обучения, способствующей активизации учебно-образовательного процесса, в том числе и процесса самостоятельной работы студентов. Их использование призвано обеспечить повышение успеваемости. При использовании дистанционных курсов задействованы

различные информационные и коммуникационные технологии, а использование каждой технологии зависит от целей и задач, поставленных перед дистанционным курсом. При использования новых информационных технологий в сфере образования как позитив можно выделить следующие:

На основе учета индивидуальных запросов обучаемых, достижение максимальной дифференциации и индивидуализации обучения,

Развитие навыков самообучения, исследовательской работы;

Уменьшение времени на изучение отдельных курсов без ущерба качеству усвоения;

Формирование коммуникативных навыков, культуры общения .

В дальнейшем планируется полноценное функционирование распределенной системы ДО СОГУ, ее развитие и совершенствование, оказание качественных дистанционных образовательных услуг на всех уровнях непрерывной системы образования, экспорт дистанционных образовательных услуг.

Параллельно с процессом создания структуры ДО необходимо организовать в вузе подготовку кадров для работы в ней, т.к. обязательной составляющей подготовки к введению системы ДО является работа с профессорско-преподавательским составом, ведь от уровня его квалификации в во многом зависит эффективность работы системы ДО. В рамках формирования информационно-коммуникационных компетентностей педагогов СОГУ, с целью освоения современных методов дистанционного обучения и подходов к проектированию электронных пособий, внедрения компьютерных технологий в учебный процесс вуза ряд преподавателей прошли курс повышения квалификации «Разработка электронных учебно-методических комплексов при электронном и дистанционном образовании» в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» (Москва).

Учитывая определённый консерватизм значимой доли ППС по отношению к современным формам и методам обучения, а так же то, что для работа педагогов в системе ДО необходима определённая предварительная подготовка, руководство университета приняло решение о проведении курсов по подготовке персонала для работы в системе ДО. Достаточная степень квалификации в сочетании с активностью ППС и вспомогательного персонала при освоении современных форм в обучения является необходимым для получения положительного результатов от её внедрения. В течение 2013 года такие курсы на базе ЛИОТ организовывались дважды.

Одновременно, решая организационные и технические вопросы, необходимо приступить к подготовке учебно-методических материалов. Исходя из опыта можно отметить, что продуктивность учебного процесса определяется качеством учебно-методических материалов при любом типе обучения . Центральным звеном любой технологии обучения является образовательный контент, задействованный в ней. Здесь термин «образовательный контент» означает весь комплекс материалов учебного, методического, справочного и иллюстративного характера, используемых в учебном процессе. Процесс создания, обновления и использования образовательного контента в системе ДО является перманентным, поэтому его регламентация и контроль над его выполнением являются обязательными.

Система ДО использует электронную базу учебно-методических материалов, структурированную в виде электронных учебно-методических и информационных комплексов по отдельным дисциплинам. Согласно В.И. Солдаткину, минимальный комплекс обязательных для освоения любого курса учебно-методических материалов состоит из следующих компонентов:

Рабочая программа;

Навигатор по курсу (методические указания по самостоятельному изучению курса);

Комплекс методических средств (учебные пособия по выполнению лабораторных, практических, курсовых работ, мультимедийное дополнение образовательного контента, ресурсы базовой электронной библиотеки);

Конспект лекций по курсу;

База тестовых заданий по всем разделам изучаемого курса .

Используемая в СОГУ система содержит ЭУМК, в основном структурированные в соответствии указанному набору компонентов.

Основными требованиями при разработке материалов :

Электронный вид представления;

Соответствие специальным требованиям программного и технического обеспечения системы дистанционного образования (по объёму данных, по поддерживаемым технологиям доступа и т.д.).

На сегодняшний день большинство студентов СОГУ имеют доступ к дистанционным курсам. К началу следующего учебного года в СОГУ запланировано включение в систему ДО всех специальностей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Конечно, в рамках данной статьи не возможно проанализировать многие проблемы, с которыми довелось столкнуться при внедрении системы ДО в СОГУ. В перспективе, мы планируем проанализировать опыт преодоления характерных проблем, возникающих в процессе введения ДО в СОГУ.

Внедрение и развитие дистанционного обучения в вузах сегодня - это не самоцель и не случайность в системе современного образования, а мощное и продуктивное средство решения актуальных проблем всего цивилизованного общества. За этой технологией, как нам видится, будущее единого мирового образовательного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Балашова Е. Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки работников таможенных органов. Автор. дисс. на соиск. уч. степени к.пед.н. Ярославль. 2009.

2.Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

3.Кузнецова З. М., Фисенко Г. С. Управление качеством дистанционного образования // Фундаментальные исследования. 2006. № 1.

4.Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2006.

5.Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

6.Преподавание в сети Интернет / Под ред. В. И. Солдаткина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. -47 с.

ROLE OF DISTANCE EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

O.U. Gogitsaeva, Ph.D., assistant professor of psychology and pedagogy (mezhfak) V.K. Kochisov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy

and Psychology of the Faculty of Education

North Ossetian State University K.L.Hetagurova, Vladikavkaz (Russia)

Annotation: Today, the state faces the task of giving every person free and open access to education throughout their lives according to their own interests, abilities and needs, this problem can be solved with the help of distance learning. Keywords: distance learning, information education and communication technology.

РЫНОЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ФАКТОР ЕЕ УСПЕШНОСТИ

И.А. Донина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технических и

естественнонаучных дисциплин

Санкт - Петербургский университет сервиса и экономики (Новгородский филиал),

Великий Новгород (Россия)

Аннотация: В условиях рыночных отношений, успешность общеобразовательных организаций предполагает не только достижение высоких результатов, но и их общественное признание. Это подразумевает выстраивание системы управления, направленной на активное взаимодействие с внешней средой.

Ключевые слова: внешняя среда, маркетинг, управление школой, успешность, результативность, эффективность, организационная культура, система ценностей, качество образования, конкурентоспособность.

Традиционно усилия образовательных организаций связаны с обеспечением качественного образовательного процесса, задачей которого является не только трансляция системы знаний, умений и навыков, но и формирование личности учащегося, его человеческого капитала. На современном этапе для этого необходимо наличие целого ряда условий, одним из которых является принятие школой в качестве источника своего развития возможностей внешней среды и активное вовлечение потребителей образовательных услуг и общественности в процесс взаимодействия.

В первую очередь это связано с тем, что внешняя среда образовательной организации все чаще начинает характеризоваться такими терминами как неустойчи-

вость, неопределенность, турбулентность и т.д., создавая сложности и порождая определенную специфику как в деятельности школы, так и в системе управления ею. Отсюда возникает необходимость поиска концепции эффективного управления, позволяющей качественно обеспечивать социальный заказ общества и государства и в то же время гибко реагировать на изменения экономической, социальной, культурной технологической и политической среды.

Вопросы развития концепций и методов управления школой изучались многими отечественными исследователями, такими как Ю.А.Конаржевский, О.Е.Лебедев, А.М.Моисеев, О.М.Моисеева, Д.А. Новиков, М. М. Поташник, П. И.Третьяков, К.М.Ушаков, Т. И. Шамова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЕТЛЬНАЯ ШКОЛА № 336

НЕВСКОГО РАЙОНА



Статья

«Роль дистанционного обучения в современном образовании»

учитель математики ГБОУ школа № 336

Санкт-Петербург

2018

Роль дистанционного обучения в современном образовании

В настоящее время, чтобы успеть за непрерывно меняющимися информационными технологиями, необходимо постоянно обучаться. Одной из форм обучения является дистанционное обучение. Что же это такое?

Дистанционное обучение - это способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.

В прежние годы дети, которые не могли посещать школу, получали образование на дому с помощью родителей или приходящих педагогов. Сегодня же развитие современной техники позволяет желающим получать образование дома осуществлять это с удобством и комфортом. Подключение к Интернету и наличие соответствующих технических устройств – все, что необходимо для начала дистанционной учебы.

Существует масса причин, по которым ребенок не может обучаться в образовательных учреждениях. Вот некоторые из них:

    семья часто меняет место жительства, переезжая из города в город;

    ученик дополнительно занимается спортом и просто не может посещать школу по стандартному графику;

    ребенку сложно дается освоение учебных дисциплин;

    школьник значительно опережает сверстников по темпам усвоения материала;

    конфликт с учителем не позволяет ребенку спокойно осваивать программу и получать хорошие оценки. Во многих таких случаях дистанционное обучение – отличная альтернатива посещению школы.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества в сравнении с традиционными формами обучения:

Более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям учащихся, здоровью, месту жительства, и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;

Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем;

Доступность для учащихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;

Повышение творческого и интеллектуального потенциала учащихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;

Ярко выраженная практичность обучения (учащиеся могут напрямую общаться с конкретным учителем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

Тем самым внедрение системы дистанционного обучения в образовательные организации позволит решить следующие проблемы:

Обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;

Организации дистанционного контроля знаний учащихся;

Работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

Оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;

Оказание помощи по углубленному/профильному изучению интересующих учащихся предметов.

Вместе с тем, внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс сопровождается целым рядом проблем и трудностей:

нормативно-правовые (схема оплаты авторам курса и преподавателям, проводящим занятия с использованием ДОТ);

педагогические (подготовка новых авторов дистанционных курсов и дистанционных преподавателей);

технические и эргономические (наличие качественного доступа к Интернету);

психофизиологические (отсутствие рабочего времени на проведение дистанционных курсов в рабочее время, большая загруженность преподавателя текущей работой);

соблюдение баланса доступность-качество образования;

необходимость адаптации преподавателя к дистанционной форме педагогической деятельности с точки зрения его технических, методических и психологических умений и навыков;

повышение мотивации обучения;

создание благоприятного психологического климата при проведении обучения;

соблюдение норм и правил сетевого этикета и норм педагогической этики.

Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся. Ведь обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности.

Список литературы:

    Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995 г., № 3

    Дистанционное образование. Лекции http://www.iet.mesi.ru/dis/oglo.htm

    Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высш. образ. в России, № 3, 1994г

    Никитин А.Б., Синегал В.С., Сороцкий В.А., Цикин И.А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи.\\ ДО. -№1,-1998

    Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13. Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение 1997. №2. С. 69

    Хуторский А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000

    Буриев К. С. Роль дистанционного обучения в современном образовании // Образование и воспитание. - 2016. - №4. - С. 4-6.

    Дистанционное обучение: понятие и значение

    Статья "Дистанционное обучение школьников" http://festival.1september.ru/articles/571052/

    Статья " Дистанционное обучение в школе: проблемы и перспективы" http://yhmathematik.ucoz.ru/publ/distancionnoe_obuchenie_v_shkole_problemy_i_perspektivy/1-1-0-4



Вверх