Новый год в россии - не исламский и не христианский праздник

Перейдут ли православные на григорианский календарь?

В головах наших современников порой возникает полная путаница. На Западе не только католики, но протестанты и часть православных отмечают Рождество Христово 25 декабря. После этого торжественно встречают Новый год, 6 января празднуют Богоявление, а мы 7 января — православное Рождество. Что произошло? Почему возникла такая разница в праздновании Рождества между западными и восточными христианами? С этим вопросом мы обратились к настоятелю храма святых бессребреников Космы и Дамиана, кандидату богословия, священнику Александру Борисову.

Русская Православная Церковь не отмечает так называемый «старый» новый год 14 января. В этот день празднуется Обрезание Господне, поскольку, согласно церковному преданию, на восьмой день после Рождества Младенец Иисус был обрезан. Обрезание в ветхозаветной Церкви - символ посвящения младенца Богу. В этот же день отмечается память святителя Василия Великого, одного из выдающихся святых 4 века, создателя монашеских уставов, борца против арианской ереси.

- А когда Церковь празднует Новый год?

14 сентября. Именно в этот день начинается церковный Новый год, иначе - Новолетие. Этот обычай начинать новый год в сентябре связан опять-таки с ветхозаветной традицией. Год заканчивался вместе с уборкой урожая. До ХVI века Церковь пользовалась юлианским календарем. Римляне заимствовали его у египтян, но в 46 году до нашей эры Юлий Цезарь усовершенствовал его. Именно поэтому он называется юлианским. В 1582 году по инициативе римского папы Григория ХIII был введен более совершенный календарь, который получил название григорианского. Реформа была вызвана тем, что юлианский календарь отстает от реального года на одни сутки за каждые 128 лет. Если следовать юлианскому календарю, то Пасха должна была со временем переместиться на лето, а потом на осень. Григорианский стиль свел отставание на одни сутки за 3300 лет. Но при реформе возник разрыв между Восточной Церковью, которая осталась верна юлианскому календарю, и Западной, которая перешла на григорианский. В ХVIII веке разрыв между двумя стилями составлял 11 суток, в ХIX - 12, а в ХХ уже 13 суток! В 1917 году большевики также перешли на григорианский календарь. В 1923 году попытку перейти на этот же календарь предпринял патриарх Тихон. Но за год до него это попытались сделать «обновленцы» («пятая колонна» внутри Русской Церкви, искусственно созданная большевиками). Поэтому реформа оказалась скомпрометированной и патриарх был вынужден отказаться от нее. На григорианский календарь перешли католические и протестантские церкви, а также часть православных. В том числе Константинопольская, Элладская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская, Румынская, Финляндская, Македонская, Американская, Польская, Чешская и Болгарская. Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская в силу исторических особенностей сохранили юлианский календарь.

- Когда на Руси стали отмечать гражданский Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января?

Только при Петре I. Но Церковь сохранила старые обычаи. Из-за разницы между календарями происходит разнобой гражданских и церковных праздников. До революции Новый год отмечали по юлианскому календарю - то есть 14 января по новому стилю. Конечно, хотелось бы, чтобы все россияне отмечали Рождество накануне Нового года. Ведь оканчивается Рождественский пост и можно спокойно сесть за новогодний стол со всеми яствами. Сейчас время святок. Оно продлится вплоть до 18 января, когда верующие начнут готовиться к празднику Богоявления. В народе его еще называют Крещением. Накануне праздника - крещенский сочельник, когда Церковь призывает своих прихожан к строгому посту. До революции на Крещение обычно освящали воду в реках и прудах, а наиболее ревностные прихожане совершали омовение в прорубях после освящения воды.

- Как вы считаете, перейдет ли Русская Церковь на григорианский календарь?

Когда подобная попытка была предпринята в 1923 году патриархом Тихоном, большинство верующих противостояло этому нововведению, и патриарх был вынужден отказаться от перехода на новый стиль. Григорианский календарь также несовершенен, как и юлианский. Быть может, вскоре будет предпринята очередная реформа календаря, и вот тогда стоит подумать об этом. Подобные реформы в Церкви требуют особого подхода и этим должен заниматься Поместный Собор. Если на очередном Поместном Соборе будет поставлена проблема календаря, можно надеяться, что Собор примет мудрое решение, которое будет воспринято всем церковным народом. Единство церковного народа важнее календарных отличий.

- Можно ли отмечать Новый год или это "бесовский" праздник?

Более двухсот лет, с 1700 по 1918 гг., наш народ отмечал гражданское новолетие после Рождества, которому до этого предшествовал сорокадневный Рождественский пост. 25 декабря был великий праздник Рождества Христова, затем наступали святки - дни особой духовной радости, соединяющие Рождество Христово и Крещение Господне , - и именно на этот святочный период выпадал Новый год.

После того, как в 1918 г. правительство ввело новый гражданский стиль, для православных христиан возник вопрос: как относиться к празднованию Нового года? Он ведь теперь выпадает на дни Рождественского поста, на те дни, когда христианин призван к наиболее усиленной духовной подготовке к великому празднику Рождества Христова . На протяжении многих десятилетий наше общество искусственно отторгалось от тех духовных корней, тех традиций, которыми жил народ. И за эти десятилетия жизни вне Церкви у нас появились новые гражданские праздники, новые светские традиции, заменившие традиции церковные. Новый год, этот почти единственный не политизированный праздник, полюбился всем людям - и взрослым, и детям, - принося радость, связанную с подарками, елкой. Все это было перенесено с Рождества на Новый год. И народ, даже, может, не осознавая того, предощущал важность этих дней - дней, когда родился в мир Христос Спаситель. Рождество праздновать запрещалось, христианство вытравливалось из человеческого сознания, и Новый год получил главенствующее место в этой череде зимних праздников.

Сейчас мы живем в обществе, где далеко не все люди глубоко церковны и постятся, где среди наших родственников есть много людей нецерковных и даже открыто говорящих о своем неверии. И мы должны относиться к ним не только терпимо, но и с христианской любовью, являя ее не на словах, а на деле. Для этих людей праздник Рождества Христова не так значим, как для нас с вами, и они в дни Нового года ждут от нас общения, проявления любви и внимания. Им хочется, чтобы мы разделили с ними ту радость, которой они умеют радоваться, и мы не можем это игнорировать. Мы должны со своей стороны, не поступаясь своими христианскими принципами и помня о том, что продолжается Рождественский пост , в меру наших возможностей, постараться разделить с нашими близкими их чувства. А если это их радость, то это и наша радость.

Господь все устраивает к нашему благу. И даже что-то вначале негативное в христианстве может наполниться новым содержанием. Смотрите, первый праздник, который мы празднуем в новом гражданском году, - это Рождество Христово. Получается, что мы не оканчиваем год Рождеством, как делали наши предки, а начинаем наш гражданский год первым великим праздником Рождества Христова.

Рождество - праздник пришествия Христа на землю. Мы поем в православных храмах: "С нами Бог". В первые дни нового года приходит к нам Господь. С нами Бог - это и есть тот ориентир, который явлен нам в самом начале нашего пути в новом году, чтобы вместе со Христом, вместе с Богом мы строили нашу будущую жизнь в наступившем году. Если с таким расположением мы будем входить в новый год, в этот символический отрезок времени, отделяющий один период нашей жизни от другого, то сможем из этого события получить правильные плоды, не повредив своему христианскому посту, получить тот импульс от Христова Рождества, который сможет помочь нам в течение всего последующего года строить свои отношения с Богом и правильно общаться со своими близкими, радуя их своей жизнью, совместным общением, принося в этот мир радость и пользу и, тем самым, созидая свою личность для радостной жизни с Богом.

- Можно ли на Новый год смотреть новогодние телепрограммы?

Если уж вы решили не спать в новогоднюю ночь, пообщайтесь со своими близкими за столом в совместной беседе. Если же хотите посмотреть что-то по телевизору, советую вам выбрать хороший DVD-диск с доброй программой. Можно выйти на улицу, погулять со своими близкими, пообщаться таким образом, подышать свежим воздухом, порадоваться скорому наступлению праздника Рождества Христова. А ночные новогодние телепрограммы не советую вам смотреть, поскольку ничего положительного мы там не увидим, кроме еще одного беснования бедных заблудших людей, которые пытаются свое мировоззрение передать и нам, пытаются этим безумством заглушить пустоту своей души.

- Можно ли в Новый год веселиться, ведь идет пост?

Под весельем каждый человек понимает свое. Что для человека, живущего вне христианской традиции, считается весельем, то для православного человека подчас является ужасом, от которого он бежит. Если мы в новогоднюю ночь включим телевизор и будем смотреть, как веселятся наши звезды телеэкрана, у нас может возникнуть состояние жалости к этим людям, которые прожигают таким образом свое время, занимаются самолюбованием и дезориентируют огромное количество той телеаудитории, которая на них пытается равняться.

Человеку необходимо перед глазами иметь пример жизни. Это относится не только к детям, но и ко взрослым. Наша Родина издревле называлась Русью Святой. Не потому, что все люди были святы. Мы знаем, что было и невежество, и крутые нравы, и беззакония, и грехи, но это считалось не нормой, а проявлением искажения человеческой природы. У человека были ориентиры перед глазами - это святые . Сейчас же человек часто ищет ориентиры в жизни, смотря на показную жизнь телезвезд, людей, которые не имеют подчас ни таланта, ни каких-то дарований, а лишь связи и деньги, и таким образом получают возможность являть свое больное мировоззрение, свое прожигание жизни всему обществу. Для них это радость.

Для кого-то радость - напиться и валяться под столом. Для кого-то радость - найти очередную дозу наркотика и вколоть себе в вену. Для кого-то радость - пойти и соблудить с кем-то. Для кого-то радость - слушать похабные анекдоты и смеяться. Если мы говорим об этой радости, то, конечно же, не только православному, но и вообще любому человеку это принесет вред и разрушение личности. Такое веселье приносит другим людям страдание. Так, если люди столь шумно веселятся, что мешают отдыхать окружающим, то их веселье превращается в огорчение для других. Это несовместимо с христианской жизнью.

Существует и подлинное веселье, которое проистекает от совместного общения друг с другом, общения в любви друг к другу. Но очень часто бывает, что на какие-то корпоративы, а иногда даже и на семейные торжества, приглашают тамаду и каких-то профессионально занимающихся этим людей, которые стараются всячески веселить гостей, потому что тем поговорить не о чем друг с другом. Получается абсурдная ситуация: люди не могут вместе находиться, а чтобы этого никто не заметил, чтобы от совместного пребывания людям не стало тошно, скучно, невыносимо - необходимы внешние впечатления, внешне нагнетаемое веселье, которого в душето и нет. И человек веселится. Думает, что ему хорошо, заглушает голос своей совести, боль своей души. Человек без Бога не научился веселиться душой - так, как веселился пророк Давид. Многие разучились чувствовать подлинную радость, и потому находятся другие радости: телевизор, вино, наркотики... И возникают частые ситуации: все родственники собрались, но находиться друг с другом вместе не могут, не получается найти точки соприкосновения в беседе, не возникает общих тем для разговоров. Им нужен стимулятор радости, и для этого необходим посторонний человек, который бы развлекал их.

Подумаем над этим, братья и сестры! Всегда ли мы можем веселиться подлинным весельем, не зависящим от внешних впечатлений, а проистекающим от внутреннего состояния нашей души?

- Можно ли пойти отмечать Новый год в гости, где не будет на столе постных блюд ?

Вопрос предполагает, что мы идем к людям нецерковным, поскольку стол не ориентирован на время поста. Соответственно, необходимо понять, ради чего православный человек туда идет. Если ради того, чтобы не обидеть своих близких, родственников, которые любят нас и хотят с нами совместно провести время, пообщаться, порадоваться так, как они могут и умеют, - это будет проявлением нашей любви, жертвенности. Но и в случае, если мы приходим в гости, где основная масса людей нецерковных, мы должны оставаться христианами при любых обстоятельствах. А то ведь как бывает - в храме мы христиане, а вне его живем, как и все остальные…

Существует распространенный ответ на вопрос о том, можно ли нарушить пост ради любви, ради того, чтобы не обидеть человека: можно, поскольку пост является не самоцелью, а средством стяжания благодати Святаго Духа, как сказал преподобный Серафим Саровский . Поэтому если кто-то искренне радуется, что мы пришли, если кто-то по любви позвал нас, приготовив какие-то кушанья, чтобы порадовать нас, - не стоит брюзжать и всячески позиционировать себя вне этого стола, говоря, что "я не хочу оскверниться и буду блюсти свой пост". Но существует и иная сторона данной ситуации. Когда мы приходим в общество людей нецерковных, нам кажется, что мы станем для них "своими", общаясь с ними на их уровне, в рамках их миропонимания. Но подчас бывает так, что люди, которые позиционируют себя нецерковными, может быть, даже хвалятся своим неверием, тем не менее, зная, что мы люди православные, подспудно ждут от нас проявления нашей инаковости, чтобы мы явили свою веру деятельно. Если они будут видеть, что мы, также как и все собравшиеся нецерковные люди, едим, пьем и веселимся, они, может быть, никак и не выкажут внешне, но подумают: "Вот они, православные христиане , - едят и пьют все подряд в пост , радуются и веселятся тем шуткам, которыми радуемся и веселимся мы. Ничем они не отличаются от нас. Все это пустота. Все это ерунда. Никакого христианства на самом деле-то и нет". И мы, таким образом, своим поведением можем явить антипроповедь христианства. Задумаемся над этим и будем стараться даже в среде нецерковных людей являть Православие в этом мире, являть свое христианское мировоззрение. Не будем забывать, что многие хотят увидеть в наших очах проявление Царствия Божия.

Иногда люди пытаются идти на какие-то корпоративные новогодние вечеринки отнюдь не из-за того, что, не пойдя на них, тем самым кого-то обидят, а по другим причинам: дома скучно, в семье находиться надоело, хочется новизны, какой-то радости, хочется развеяться... Конечно же, если человек ради подобных целей идет из семьи на такие корпоративы в пост, осознанно, это не принесет человеку духовной радости, а отяжелит его душу и запачкает его сердце. И он не сможет радоваться Рождеству Христову так, как если бы стремился соблюдать Рождественский пост.

- Как вообще лучше отмечать Новый год, в том числе и с детьми?

Хорошо прийти 31 декабря в храм на новогодний молебен. В нашем Скорбященском храме ежегодно 31 декабря в 16 часов совершается новогодний молебен, на котором мы благодарим Бога за прошедший год. Благодарим Его за долготерпение к нам, грешным, и испрашиваем благословение на год грядущий, понимая, что без помощи Божией, без Его благословения, мы не сможем осуществить все то задуманное, что необходимо совершить нам в наступающем году. С такой настроенностью мы вступаем в символический отрезок времени, который говорит нам о том, что мы всегда можем оставить то негативное, что имеем в своей душе. Мы всегда можем обратиться к Богу, и Господь всегда обновит в наших душах Свой образ и поможет нам идти снова путем жизни, которая ведет к радости, созиданию нашей личности, радости совместного общения с нашими родными и друзьями.

Для детей эти дни особые. Поскольку дети тянутся к сказке, к чему-то доброму, светлому и все то, что сопряжено с Новым годом, находит отклик в их сердцах, несомненно, необходимо более тесное совместное общение с детьми - они ведь нуждаются в нашем внимании. Не только одевать и кормить мы их должны, но и стараться видеть их детские, кажущиеся нам недостаточно весомыми, проблемы, что-бы они чувствовали, что мы тоже были когда-то детьми, испытывали те же трудности и радовались теми же радостями, которыми умеют радоваться они. И этот период времени года очень благоприятен для того, чтобы еще более сблизиться со своими детьми. Имея веру, имея в душе христианские ценности, мы можем, не нарушая внутреннего духовного мира и внешнего благочестия, в эти дни общаться с близкими, особенно со своими детьми, на волне предрождественской радости получать взаимное обогащение друг от друга - от совместного общения, доброго слова, доброго участия в жизни друг друга. Хорошо погулять по заснеженным улицам, на природе с детьми, поиграть с ними в зимние игры, постараться таким образом порадоваться тому, что дает нам Господь.

- Если дети верят в Деда Мороза, надо ли им объяснять, что он не существует? И не языческий ли это персонаж?

Дети всегда стремятся к радости, празднику. Это естественная потребность человека, тем более ребенка. И когда во времена лихолетья наших детей лишили Пасхи Христовой, Рождества, дня своего Ангела, заменив все эти чудесные радостные православные праздники советским суррогатом, особенно радостно и трепетно дети стали воспринимать и воспринимают до сих пор Новый год - как время, когда можно надеяться на чудо, на сказку. И не всегда дети в это верят буквально - в то, что будет какое-то чудо, что ночью Дед Мороз положит им под елочку подарки. Но так хочется им в это верить и, даже если не верится, ребенок так играет. Многие дети рады, что родители подыгрывают им в игре в Деда Мороза.

Если мы будем исследовать происхождение этого персонажа, то, конечно же, мы можем смутиться его языческим прошлым, происхождением отнюдь не из христианской традиции. Но это не значит, что все возникшее вне христианской традиции подлежит анафематствованию. Когда у детей отняли святых угодников Божиих, единственным дедушкой с большой бородой и в непохожей одежде по отношению ко всем видимым вокруг детей людям - это Дед Мороз: тот, кто их любит, желает им добра и счастья, приносит подарки, радуется детским радостям, играет вместе с ними. Эту функцию должны исполнять родители. Они должны играть с детьми, проявлять внимание к их проблемам. Но многим из родителей недосуг, а Дедушка Мороз - он никогда не подведет, никогда не предаст. Дети в этом персонаже персонифицируют свою потребность в общении со взрослым человеком, который их любит, ценит таких, какие они есть, верит в них, а они, соответственно, верят в него, и в этом нет ничего плохого. Ведь это же не замена Христа, не подмена христианских ценностей, а естественное стремление к общению и добру, потребность в любви. Поэтому "гонение" на Деда Мороза устраивать не стоит, но когда ребенок гармонично развивается, причащается Святых Христовых Таин , стремится познавать христианское мировоззрение, стремится общаться со своими сверстниками и со своими близкими людьми, все постепенно становится на свои места. И Дед Мороз занимает свою нишу в мировоззрении ребенка, которая отнюдь не мешает войти Христу в его душу и его сердце. И ребенок, веря в Деда Мороза, радуясь этой сказке, отнюдь не заменяет ею Христа и подлинную жизнь, данную Богом человеку.

- Как быть с утренниками и елками в детском саду и школах?

Ребенок еще не накопил того греховного багажа, который мешает взрослому человеку подлинно радоваться. Ребенок более непосредственен и искренне радуется совместному общению. Утренники и праздники, устраиваемые в детском саду и школах, призваны объединить детей вокруг общей радости, и в этом нет ничего негативного, неблагочестивого. Не стоит лишать ребенка праздника со своими одноклассниками, со своими друзьями по детскому саду. Не в празднике ведь для православного человека грех, а в проявлении страстей, в потакании им. Вполне можно родителям прийти на новогодний праздник в школу или в детский садик, порадоваться за своего ребеночка, который читает стишок Деду Морозу или танцует танец снежинок.

Человек порадуется за своего ребенка, а ребенок порадуется тому, что родители нашли время, что-бы поприсутствовать на его празднике, разделить с ним эту радость - его радость. А можно прийти в "благочестивое место" - храм, - и осуждать там всех находящихся, смотреть, кто как одет, кто как стоит, кто как крестится. И подумаем, кто получит большую духовную пользу - тот ли, кто пошел со своим ребенком на новогодний праздник, или тот, кто в таком духовном состоянии зашел в храм Божий?

- Можно ли дарить подарки к Новому году?

Детям из православных семей лучше всего дарить подарки к Рождеству Христову , но далеко не все наши родственники и знакомые - люди церковные. За многие прошедшие десятилетия наше общество было отторгнуто от тех духовных традиций, которыми жили наши предки. И за эти десятилетия жизни вне Церкви появились новые традиции. Одна из них - дарить подарки на Новый год. Рождество у людей отняли, но потребность человека в дарении радости другому осталась. Душа по природе христианка, и проявление внимания к человеку в эти зимние предрождественские дни, когда все общество празднует Новый год, осталось, поэтому эта традиция - подарить что-то на Новый год, тем самым явив свое внимание, любовь и благорасположение, - не имеет в себе ничего негативного и порочного. Нет ничего плохого, если бабушка или дедушка подарят своему внуку или внучке подарок к Новому году.

КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него!

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать в ?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет ».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала или, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством . В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

« Новый Год – это пародия на . Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”. Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде»

Ни много ни мало – все те, для кого праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник установлен церковью в день древнего торжества . Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова .

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью Новый год по-православному . Читайте также.

В преддверии Нового года, наверное, каждого православного христианина интересуют вопросы, праздновать ли Новый год, как его праздновать, когда и как встретить Рождество, почему существуют разные календари. Мы постарались найти ответы на эти вопросы у священнослужителей РПЦ:

— Сейчас Новый год стал очень торжественным праздником. Но мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.

Мы не знаем, что принесет нам наступающий год, может нас ждут скорби, трудности и испытания. Если серьёзно посмотреть на то, что нас ожидает, то мы должны обратиться в этот день с молитвой к Богу, чтобы Он благословил этот год, чтобы он был радостным и утешительным для нас. Чтобы Господь дал нам меньше скорбей. А все скорби даны нам по грехам нашим, по нашей безнравственной жизни. За это Господь нас карает всякими бедствиями, которые посылаются на нас: землетрясениями, наводнениями. Это – показатель гнева Божия. Если мы, как дети Божии, послушны воле Божией, мы не должны в этот праздник гневить Бога. Нужно иметь норму во всём. И в питии, и в веселье, и в пище, и в обращении друг к другу. Если всё будет находиться в рамках нравственного закона, Господь в новый год пошлёт нам все милости, которые мы от него ожидаем.

Почему во всём мире Рождество отмечается до нового года? Пост заканчивается, и люди весело справляют новый год. Почему у нас не делают так же?

— Причина в том, что у нас есть два стиля. Новый и старый. Мы, православные люди, живущие в России, придерживаемся старого стиля. Его же придерживаются Иерусалимская, Грузинская, Сербская Православные Церкви. И не случайно. Мы понимаем, что на нём лежит благоволение Божие. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо, в этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на землю Благодатный Огонь. Это – показатель того, что Господь благоволит именно старому стилю. Поэтому его придерживается и Русская Православная Церковь. Было время, когда и новый год праздновался 14 января по новому стилю. Это был также день празднования Василия Великого. Этот праздник совершался очень торжественно. Поста не было. Всё было в норме. Сейчас, из-за смешения стилей, новый год перекрыт последней седмицей Рождественского поста. В последнюю седмицу люди должны особенно задумываться о приближении великого праздника, Рождества Христова. Если мы ставим, как и должны, Рождество выше светских праздников, то всё встаёт на свои места.

Новый год – это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Новый год нужно встречать по-православному, с молитвой. Мы должны молиться о том, чтобы новый год был счастливым, радостным, чтобы меньше было бедствий, катастроф и других неприятностей. Катастрофы случаются оттого, что люди живут безнравственно, беззаконно. Мы должны молиться о том, чтобы Бог помиловал нас, видя наше усердие, и не насылал на нас катастрофы, избавил нас от Cвоего праведного гнева. Но мы ведем себя совсем не так в праздник Нового года. Обычно в этот день совершается много увеселений и даже бесчинств. Мы начинаем совершать всякие безнравственные поступки, что, конечно, не идёт нам на пользу. Православные люди должны относиться к этому более серьёзно.

— Если католическая церковь празднует Рождество до нового года, а православная - после, почему нельзя совместить эти два праздника и отмечать первого января и католическое Рождество, и православное, и новый год?

— Этими людьми движет желание повеселиться, совместить три праздника. Сделать торжество плоти. А мы больше думаем о духовном, чем о плотском, поэтому, слава Богу, мы всё ещё придерживаемся тех канонических правил, которые искони в России были. Суть в том, что Русская Православная Церковь бережно хранит старый стиль, который освящён на Вселенских Соборах и освящается ежегодно в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, когда Господь посылает Благодатный Огонь на гробе Господнем, который освящает весь мир и даёт надежду на милость Божию в течение следующего года. Зная это, мы не хотим потерять благодать Божию, которая посылается нам, празднующим Пасху, Рождество и другие праздники по старому стилю, из-за плотского увеселения. Конечно, когда мы праздновали по старому стилю и новый год, у нас всё стояло на своих местах. А сейчас, на нас сильно влияет Запад, и мы больше смотрим туда, чем на свои исконные традиции, которые хранились Россией в течение многих лет.

Очень много традиций мы потеряли в годы советской власти. В те годы новый год по новому стилю отмечался не так торжественно, как старый новый год. Всё торжество проходило 14 января. Люди почитали этот день особо. Конечно, было бы хорошо, если бы мы возвратились к этому старому обычаю.

— Почему Церковь не обратится с ходатайством к власти о том, чтобы новый год праздновался, как и раньше, 14 января, ведь от этого всем было бы хорошо?

— Это было бы правильно, конечно. Есть ещё люди, которые не забыли свои традиции. Может быть, придёт такое время, когда все мы будем праздновать новый год 14 января, а не первого, как сегодня. Может быть, придёт такая власть, которая поймёт, что именно так надо делать в нашей православной стране. Мы должны жить своей жизнью, которая в нашей стране всегда была. То, что мы будем хранить свои традиции, только объединит нас, сделает сильнее наше государство и народ.

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

«Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное - потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое - чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас - во всем мире - любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

МОЛИТВА В ДЕНЬ НОВОГО ГОДА

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения.

Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою святого Тела и пречистой Крови освятил.

Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здоровье, изобилие плодов земных и благорастворение воздуха дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России...

ПРИЧИНА 1: НЕЦЕРКОВНЫЙ, НЕПРАВОСЛАВНЫЙ ХАРАКТЕР САМОЙ ДАТЫ

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России Петром I c 1700 года (хотя он и праздновался по юлианскому календарю, а не по католическому григорианскому т.н. новому стилю, как в Европе).

Но Новолетие, празднуемое 1-го января, изъятое из богослужебного круга, и характер приобрело нехристианский, о чем свидетельствовали многие русские святые, например, святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они обличали русский народ в том, что, подражая богоотступническому западу, он стал по-язычески встречать Новый год: «Вертеться с бокалами – тут какой смысл? <…> Вы скажете: обычай зашел. – И я подтвержу: обычай зашел, – и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Свт. Феофан Затворник. Слово на Богоявление, 6 января 1865 г.).

С введением же большевиками после революции нового стиля, нынешнего гражданского календаря, празднование Нового года 1-го января по нему стало приходиться на последние дни Рождественского поста – дни, в которые Типикон заповедует православным христианам строгое воздержание.

ПРИЧИНА 2: АНТИХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР НОВОГО ГОДА

Современный, сохранившийся с советских времен Новый год и торжества, с ним связанные, изначально вводились в противовес, взамен церковного праздника Рождества Христова, и большевики расценивали принятие православными их Нового года как успех антирелигиозной пропаганды.

Получается, что православные, отмечающие этот день, становятся друзьями безбожному миру в его служении идолам. И употребление «из любви к ближнему» скоромного в кругу нецерковных людей, и устроение «постного стола» (попытка формально соблюсти предписания Устава) – все это разные проявления той дружбы с миром, которая, по слову Писания, есть вражда против Бога (Иак. 4, 4).

Церковь Христова – не от мира сего. Древние христиане не боялись не вписаться в современное им общество, напротив, даже противопоставляли себя ему, безбоязненно шли на мучения, привлекая своей чистой жизнью и исповедническими подвигами новых христиан в церковную ограду. Теперь же не Церковь христианизирует (осоляет) мир, а мир активно пытается «расцерковить» христианство. И такое сближение с миром делает верующего «солью обуявшею» (см.: Мф. 5, 13).

Празднование гражданского Нового года 1-го января по новому стилю должно быть неприемлемо для православных.

В этот день, когда безбожный и богоотступнический мир празднует свой Новый год, Православная Церковь совершает память святого мученика Вонифатия, который является для всякого теплохладного христианина примером совершенного исповедничества и отложения сластолюбия.



Вверх