Государственный механизм называют также государственный. Механизма государства: структура. Принципы организации и деятельности механизма государства

Механизма государства – система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных при этом властными полномочиями – государственные учреждения и организации, а также материальные придатки госаппарата – вооруженные силы, милиция, опираясь на которые государственный аппарат действует.

Признаки механизма государства:

  1. Представляет собой систему то есть упорядоченную совокупность государственных органов взаимосвязанных между собой;
  2. Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами которые объединяют разные государственные подразделения в единый организм, ориентирует их на решение общих проблем;
  3. Его основным элементом являются государственные органы обладающие властными полномочиями;
  4. Он является организационным и материальным рычагом, с помощью которого государство осуществляет свою власть и достигает конкретных результатов;

Под структурой механизма государства понимают его внутренне строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства состоит из:

  1. Государственные органы – обладают государственно-властными полномочиями, то есть такими средствами ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства с принятием обще управленческих мер;
  2. Государственные организации – такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства - вооруженные силы, служба безопасности, милиция;
  3. Государственные учреждения – такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функции государства в социальной, культурной, воспитательной, образовательной и научных сферах, к ним относятся библиотеки, поликлиники, больницы, почта, вузы, школы;
  4. Государственные предприятия – также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно экономическую деятельность производят продукцию либо обеспечивают производство выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребности общества и извлечения прибыли;
  5. Организационные, финансовые и иные средства, а также принудительная сила необходимы для обеспечения деятельности государственного аппарата;

Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.

Состоит государственный аппарат из:

  1. Органов законодательной власти;
  2. Органов исполнительной власти;
  3. Органов судебной власти;
  4. Надзорных органов;
  5. Дипломатических органов;

Механизм государства – совокупность всех органов государства, осуществляющих его функции, как обладающих государственной властью, так и не обладающих ею.

Таким образом, в механизм государства можно включить:

  1. Органы, входящие в аппарат государства;
  2. Силовые структуры такие как вооруженные силы, внутренние войска, специальные подразделения, тюрьмы, колонии;
  3. Администрации государственных предприятий и организаций;

Принципы представляют собой основополагающие требования, предъявляемые к построению и действию органов государства.

В настоящее время к принципам организации и деятельности государственного аппарата относятся.

Механизм государства представляет его структурное воплоще­ние. Это та реальная организованная сила, с помощью которой государство существует как таковое.

Механизм государства - это целостная иерархическая система специальных органов и учреждений, посредством которых государ­ство осуществляет власть и управление обществом.

На разных Этапах существования человечества механизм государства имел неодинаковую структуру, выполнял разные функ­ции. На каждой ступени исторического развития создавались государственные органы, способные обеспечить нормальное функ­ционирование общества и защиту его интересов. Тем не менее, все многообразие известных примеров государственного механизма позволяет выделить его наиболее важные общие признаки.

1.Механизм государства - это целостная система государствен­ных органов и учреждений, основанная на единстве принципов их организации и деятельности. Государственные органы связаны между собой началами координации и субординации.

2. Механизм государства состоит из людей, профессионально
занимающихся управлением - государственными служащими.

3. Функционирование всех звеньев механизма государства обес­печивается организационными и финансовыми средствами, а также мерами принуждения, осуществляемыми специальными органа­ми (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

4. Механизм государства тесно связан с функциями государства.
Последние реализуются в процессе деятельности механизма госу­дарства. С изменением содержания функций меняется структура и
деятельность механизма государства.

5. Механизм государства должен гарантировать права и свобо­ды граждан.

6. Полномочия отдельных органов механизма государства опре­деляются и ограничиваются правом.

Механизм государства состоит из комплекса взаимосвязанных частей. Они представляют собой сложную иерархическую систему. Структура механизма государства может быть различна на разных этапах его развития. Механизм современного государства отлича­ется многообразием его составных частей, спецификой взаимоот­ношений между ними. Первичным структурным элементом меха­низма государства выступает орган государства.

Орган государства - это составная часть механизма государ­ства, которая имеет в соответствии с законом определенную струк­туру, властные полномочия по управлению какой-либо сферой жиз­ни общества и тесно взаимодействует с другими элементами меха­низма государства.

Из определения вытекают характерные признаки государствен­ного органа:

Он выступает самостоятельной частью механизма государства;

Он имеет определенные полномочия;

Он образуется и функционирует в установленном законом по­рядке;



Он наделен в соответствии с законом властными полномочи­ями, содержание которых обусловлено предметом ведения (опре­деленная сфера общественной жизни, управление которой осу­ществляется этим органом). Реализация полномочий есть не толь­ко право, но и обязанность государственного органа;

Он тесно взаимодействует с другими частями механизма го­сударства, составляя с ними единое целое.

Классификация органов государства в современной науке вссьм.1 многообразна.

По порядку формирования выделяют представительные - изби­раемые населением органы (парламент) и назначаемые - создаваемые другими государственными органами (правительство)

По пространственным границам деятельности центральные (президент, парламент, прави­тельство) и местные (губернаторы). Надо отметить, что не все местные органы власти относятся к государственным, например органы местного самоуправления.

По характеру компетенции различают органы общей компетен­ции, распространяющие свою власть на все сферы общественной жизни (президент, правительство), и органы специальной компе­тенции, имеющие полномочия в какой-либо одной сфере жизни общества (министерства).

По срокам осуществления полномочий государственные органы делятся на постоянные, действующие на основе конституции, и временные, образование которых предусмотрено законом только при наличии чрезвычайной ситуации.

По составу разделяют единоличные (президент) и коллегиаль­ные (правительство, парламент) органы.

По правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламент), правоисполнительные (правительство), правоохрани­тельные (милиция, прокуратура) государственные органы.

По принципу разделения власти органы государства подразделя­ют на законодательные (парламент), исполнительные (правитель­ство), судебные.

Несмотря на многочисленные подходы к классификации орга­нов государства, примеры, иллюстрирующие их видовое много­образие, во многом совпадают. Поэтому целесообразно подробнее остановиться на основных, существующих в современном мире, органах государства.

Высшим представительным и законодательным органом государ­ства выступает парламент . Это общепринятое название подобных органов власти. В ряде стран парламенты имеют другие названия (Сейм в Польше, Конгресс в США, Федеральное Собрание в Рос­сийской Федерации и т.д.). Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Двухпалатную структуру имеют парламенты в фе­деративных государствах. Нижняя палата наделена непосредствен­ными законодательными полномочиями, а верхняя палата, пред­ставляя интересы субъектов федерации,одобряет или не одобря­ет законы, принятые нижней палатой. Двухпалатную структуру могут иметь парламенты и в унитарных государствах (например, в Англии). Таким образом достигается наибольший эффект системы сдержек и противовесов в осуществлении власти. Формирование палат парламента происходит на основе разных принципов. Одно­палатные парламенты существуют, как правило, в небольших по территории и однонациональных государствах.

Основная функция парламента - законотворчество . Кроме того, парламент осуществляет контроль за исполнительной ветвью вла­сти. Для обеспечения более эффективной работы парламента при нем создаются комитеты и комиссии, специализирующиеся на подробной разработке тех иди иных вопросов (комитет по бюд­жету, комитет по законодательству, комитет но социальным во­просам и т.д.). Важную прерогативу парламента представляют со­ставление и утверждение государственною бюджета - ежегод­ного финансового закона. Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета. Для этого при парламенте создаются спе­циальные контрольные структуры, например Счетная палата при Федеральном Собрании РФ.

Парламент может оказывать влияние на другие ветви власти. В его функции входит назначение главы правительства и его чле­нов или одобрение состава правительства, предложенного прези­дентом (в зависимости от формы правления). Кроме того, в ряде стран парламент, или верхняя его палата при двухпалатной си­стеме, назначает на должности в высшие судебные инстанции и прокуратуру.

Парламент может контролировать деятельность правительства путем депутатских запросов, парламентских слушаний о деятель­ности правительства и, наконец, выражать недоверие правитель­ству. В последнем случае одним из вариантов решения проблем­ной ситуации предусматривается уход правительства в отставку. Решением парламента может быть лишен своих полномочий и глава государства. Процедура отрешения президента от должно­сти (импичмент) более проста в парламентских республиках и более сложна в президентских. В последнем случае процесс отре­шения обставлен достаточно жесткими условиями, что практи­чески не позволяет довести его до конца (например, Россия, США).

Депутаты парламента обладают неприкосновенностью . Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к юридической ответственности. Лишить неприкосновенности возможно только решением парла­мента. Депутаты в течение срока своих полномочий не могут зани­мать другие государственные и общественные должности, зани­маться предпринимательской деятельностью. Это правило уста­новлено для того, чтобы парламентарии не могли попасть в зависимость от других властных структур или использовать свое положение в корыстных целях.

Центральные органы исполнительной власти государства пред­ставлены главой государства, правительством, министерствами. Гла­вой государства в монархиях выступает монарх, в республиках - президент. В большинстве стран глава государства стоит во главе исполнительной ветви власти. Однако в некоторых случаях, как, например, в России, президент не включен ни в одну из ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их согласован­ное функционирование и взаимодействие. Несмотря на это, пре­зидент согласно традиции и специфики деятельности все-таки ближе к исполнительной власти и оказывает большее влияние именно на нее.

Как глава государства президент представляет страну на меж­дународной арене, ведет переговоры, подписывает международ­ные договоры. Президент, как правило, является верховным глав­нокомандующим. В ряде государств президент в оговоренных за­коном ситуациях имеет право роспуска парламента, может отказать в одобрении закона и отправить его на повторное рассмотрение (право «вето»).

Правительство - это высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление страной. Оно воз­главляется главой правительства (председателем правительства, премьер-министром, кабинет-министром, канцлером). В состав правительства входят заместители главы правительства и мини­стры, стоящие во главе министерств.

Правительство обладает компетенцией в различных областях жизни общества и государства (экономической, социальной, внеш­ней и внутренней политики и т.д.). Главная функция правитель­ства - управление основными сферами государственной и обще-стенной жизни. Для этого оно вправе издавать нормативно-пра­вовые акты (постановления), обязательные для исполнения теми субъектами, к кому они относятся.

По составу правительства бывают однопартийными, т.е. состоя­щими из представителей одной партии, и коалиционными, в со­став которых входят представители двух и более партий. Это мо­жет быть оговорено в законодательстве государства. Например, правительство формирует та партия, которая заняла большинство мест в парламенте, президент формирует правительство из пред­ставителей своей партии. Коалиционное правительство создается, :сли законодательством предусмотрено замещение министерских должностей пропорционально числу мест, занимаемых каждой партией в парламенте.

Деятельность правительства осуществляется посредством функционирования подконтрольных ему органов исполнитель­ной власти, основное место среди которых занимают министер­ства. Они отличаются друг от друга сферой компетенции и управ­ляют какой-либо одной из сторон жизни общества и государства (экономикой, социальной сферой, армией, внешней политикой и т.д.).

Отдельную ветвь власти составляют судебные органы государ­ства. Суды осуществляют правосудие в форме разрешения гражданских, административных и уголовных дел. В своей деятельно­сти суд независим и руководствуется только законом. Органы пра­восудия представляют собой довольно сложную систему, во главе которой стоят суды первой (высшей) инстанции. В США систему федеральных судов возглавляет Верховный суд. Он рассматривает наиболее важные дела и осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США выполняет также функ­ции конституционного суда. В Российской Федерации судебная система состоит из следующих звеньев. Высшим органом консти­туционного контроля является Конституционный суд РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов и действий должностных лиц, решает споры о компетенции между различными органами власти, осуществляет защиту консти­туционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции. Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдик­ции, осуществляющих деятельность в форме разрешения граж­данских, уголовных и административных дел. Высший Арбитраж­ный суд РФ является органом по разрешению экономических спо­ров и возглавляет систему арбитражных судов.

Важное место в системе органов государственной власти зани­мают правоохранительные органы (милиция, прокуратура и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопоря­док. Прокуратура РФ представляет собой единую централизован­ную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоя­щим и Генеральному прокурору РФ. Прокурор осуществляет над­зор за исполнением законов, опротестовывая противоречащие закону нормативные акты и действия должностных лиц, а также расследует уголовные преступления и выступает в суде в качестве государственного обвинителя.

Механизм современного государства призван выполнять мно­гоаспектные задачи, которые сводятся к обеспечению гармонич­ного развития общества и охраны его интересов, защите прав и свобод граждан, достижению стабильности внутри страны и на международной арене.

Механизм государства осуществляет функции государства. Функ­ции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государ­ства.

Функции государства отражают его классовую и общесоциаль­ную сущность. Несомненно, то, что государство выражает в пер­вую очередь волю и интересы той социальной группы (класса), которая стоит у власти. Тем не менее, общество, разделенное на классы, представляет собой целостный организм, в рамках кото­рого осуществляется взаимодействие различных социальных групп. Наряду с классовыми государство выполняет и общесоциальные функции, выражая интересы различных слоев населения. Напри мер, строительство ирригационных сооружений, развитие образования, здравоохранения, борьба с преступностью, политик.I протекционизма в экономике и др.

Функции государства принято разделять на внутренние и внешние .

Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства внутри страны.С помощью внутренних функций государство управляет жизнью общества, осуществляет свою внутреннюю политику. В зависимости от сферы обществен­ной жизни внутренние функции государства делятся на полити­ческую, экономическую, социальную, идеологическую, финан­сового контроля, правоохранительную, экологическую.

Политическая функция - это направление деятельности госу­дарства, в котором выражается воля социальных сил, стоящих у власти. Содержанием этой функции могут быть обеспечение госу­дарственной и общественной безопасности, достижение нацио­нального согласия, охрана суверенитета и др.

Экономическая функция государства заключается в выработке программы и координации развития и функционирования эконо­мики страны. Экономическая функция может быть реализована по-разному. Государство может осуществлять хозяйственную де­ятельность административно-командными методами, контроли­ровать производство и распределение. В этих условиях нет места частной инициативе. Такой характер экономики присущ тотали­тарному государству. Напротив, в демократическом государстве степень государственного вмешательства в экономику невысока. Государство создает правовую основу функционирования субъек­тов экономических отношений и следит за выполнением установ­ленных норм. Государственное воздействие на экономику выра­жается в формировании бюджета, выделении приоритетных от­раслей экономики и их финансировании, составлении программ экономического развития всей страны. Кроме того, государство осуществляет непосредственное руководство государственным сек­тором экономики. Экономическая функция современного госу­дарства имеет антикризисную направленность, нацелена на фор­мирование социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой должны сочетаться интересы производителей и потребителей.

Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности личности, создание нормальных условий жизни каждого члена общества. Государство обеспечивает реализацию социальных прав граждан, таких как право на охрану здоровья, на образование, на пенсионное обеспечение и др. Для этого выделяются необходимые средства.

Идеологическая функция состоит в поддержке определенной, в юм числе религиозной, идеологии, и целенаправленном инфор­мационном воздействии па общество путем использования средств массовой информации.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете доходов населения, сборе налогов и направлении их в государственный бюджет. За счет налогов финансируется не только государственный аппарат, но и экономические и социальные про­граммы, реализуемые государством. Поэтому роль функции фи­нансового контроля в современном государстве весьма велика.

Правоохранительная функция заключается в обеспечении испол­нения правовых норм всеми участниками правоотношений. Она выражается в деятельности компетентных государственных орга­нов (милиции, прокуратуры и т.д.) по предотвращению и пресе­чению правонарушений. Важной стороной правоохранительной деятельности государства является борьба с преступностью, осо­бенно крайними ее формами, такими как терроризм, создающей угрозу всему обществу.

Экологическая функция государства стала особенно актуальной в последние десятилетия. Развитие научно-технического прогрес­са, увеличение объема общественного производства усилило влияние человека на окружающую природную среду. Это часто при­водит к негативным последствиям - загрязнению воздуха и воды, повышению радиации, исчезновению некоторых видов животных и растений. Во многих государствах разработано природоохрани­тельное законодательство, регулирующее деятельность людей и организаций в области использования природных ресурсов. Госу­дарство устанавливает правовой режим природопользования, ко­ординирует отношения в области охраны окружающей среды, применяет меры воздействия к нарушителям. В современном мире вопросы экологии затрагивают не одну страну, становятся гло­бальными. Силами одного государства невозможно решить такую, например, проблему, как загрязнение мирового океана. Поэтому экологическая функция государства приобретает международное значение.

Внешние функции государства - это основные направления его деятельности на международной арене. Ни одно государство не может существовать изолированно. На протяжении всей истории суще­ствования государств они в той или иной мере взаимодействовали между собой. Внешние функции современного государства под­разделяются на функцию сотрудничества с другими государства ми и функцию обороны страны.

Функции сотрудничества с другими государствами реализуются путем установления равноправных, взаимовыгодных отношении в экономической, политической, культурной, военной и других сферах. Усиление интеграции привело не только к развитию двусторонних отношений, но и к созданию различных международных организаций, объединяющих несколько государств.

Важной сферой межгосударственного взаимодействия выступает экономическое сотрудничество . Оно реализуется, прежде всего, в форме торговли. Государства заключают между собой договоры о благоприятном режиме торговли, регулировании таможенных пошлин и т.д. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей государство может ставить льготные условия внеш­ней торговли, создавая в то же время препятствия для ввоза в страну идентичных товаров. Для снижения себестоимости товаров создаются совместные предприятия в стране повышенного спро­са на производимую продукцию. Государство регулирует отноше­ния, связанные с этой деятельностью. Финансовую поддержку эко­номике государств оказывают международные организации, та­кие как Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития и др. Экономическая интеграция наи­более ярко проявляется в современной Европе. На территории стран Европейского экономическою сообщества создано единое эко­номическое пространство, безвизовый режим, с 1 января 2002 г. национальные валюты заменила единая денежная единица - евро.

Политическое сотрудничество осуществляется путем установ­ления дипломатических отношений, подписания международных договоров. Важную сторону внешнеполитического взаимодействия представляет решение вопросов войны и мира, что позволяет избегать военных конфликтов и урегулировать возникающие разногласия мирным путем. Государства взаимодействуют между собой не только на основе двусторонних и многосторонних соглаше­ний, но и через международные организации - Организацию Объединенных Наций, Лигу арабских государств. Организацию африканского единства и др.

Военное сотрудничество выступает продолжением политического. Государства заключаю! договоры о дружбе и военной взаимопо­мощи, о ненападении, об обмене военными специалистами. В це­лях усиления сотрудничества создаются военные блоки, напри­мер НАТО. Государства-участники НАТО проводят совместные учения, а в некоторых случаях выставляют контингент войск для проведения военных операций.

В рамках научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, стажировка специалистов, совмест­имо научные исследования, проведение конференций по различ­ным проблемам.

Культурное сотрудничество проявляется в развитии туризма, организации выставок, гастролей национальных творческих коллективов, проведении музыкальных фестивалей, кинофорумов, различного рода спортивных состязаний и т.д.

Ухудшение мировой экологической ситуации привело в последнее время к усилению сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Активно реализуются совместные экологические программы, например по очистке европейских рек, защите исчезающих видов животных и растений, контролю за использованием ресурсов мировою океана и др.

Функция обороны заключается в обеспечении военной безопасности государства. Она осуществляется постоянно. В случае нападения извне функция обороны приобретает характер откры­той борьбы с агрессором. Но отражение агрессии не может быть эффективным без активной деятельности государства по оборо­не страны в мирное время. Государство всегда должно быть гото­во к ведению возможной войны. Для этого необходимо развивать военную экономику с опорой на новейшие достижения научно-технического прогресса, снабжать армию новинками военной техники, проводить постоянное обучение личного состава воо­руженных сил в целях повышения его боеготовности, органи­зовывать переподготовку резервистов. Необходимой составля­ющей функции обороны страны выступает охрана государствен­ных границ.

В случае войны большие лишения терпит мирное население. Поэтому государство осуществляет меры по организации граж­данской обороны, практика которых нарабатывается в мирное время. Это деятельность по эвакуации населения, организация спасательных работ, строительство защитных сооружений, про­ведение учений по гражданской обороне.

Функции государства - это многогранное понятие, складыва­ющееся из различных аспектов государственной деятельности. Следует отметить, что деление функций государства на внутрен­ние и внешние условно, так как многие направления его деятель­ности затрагивают и внешнюю, и внутреннюю политику. Напри­мер, государство влияет на развитие экономики внутри страны и осуществляет экономическое взаимодействие с другими государ­ствами.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «механизм государства». Назовите при­знаки механизма государства.

2. Что такое орган государства? Каковы его основные признаки?

3. По каким основаниям классифицируются органы государства?

4. Дайте характеристику основных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Что такое функции государства? Как в их реализации проявляется социальная сущность государства?

6. В чем различие внешних и внутренних функций государства? Како­во их содержание?

7. Определите, какие функции государства проявляются в следующих событиях:

а) в 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути, пойдя на поводу у дружины, Игорь решил вернуться и собрать лань еще раз. Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Тем не менее она упорядочила сбор дани, установив «уроки» - размер дани и «погосты» -места сбора дани;

б) сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику.
Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и
кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, поко­рил народы Северного Кавказа. Борьба с Византийской империей оказа­лась неудачной, захваченные на Балканском полуострове тем л и пришлось вернуть;

в) в 988 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства имело большое зна­чение. Оно укрепило государственную власть и территориальное един­ство Руси;

г) в 1550 г. при Иване Грозном был принят Судебник, утвердивший Юрьев день (право ухода крестьян от феодалов один раз в году), а с 1581 г. начинают вводиться заповедные года. В таком году запрещался уход крестьян даже в Юрьев лень;

д) в XVII в. Россия вела постоянные войны. Денег в казне не хватало.
Поэтому в 1646 г. был сильно увеличен налог на соль, но это не привело к пополнению казны. Взыскание недоимок усилило тяжелое положение городского населения, в результате чего в 1648 г. в Москве вспыхнуло восстание;

е) в 1719 г. была опубликована Берг-привилегия (указ), позволявшая заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр I прово­дил политику протекционизма (покровительства отечественным произ­водителям), повышая пошлины на ввозимый из-за рубежа товар;

ж) в 1714 г. был издан «Указ о 1 единонаследии», объединивший бояр и дворян в одно дворянское сословие, а в 1722 г. «Табель о рангах» уста­новил порядок прохождения государственной службы и возможность получения дворянства по выслуге;

з) в первые же дни после октябрьского вооруженного восстания Со­нет народных комиссаров столкнулся с саботажем государственных чи­новников и попытками свержения Советской власти. 7 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контр­ революцией и саботажем. В связи с обострением гражданской войны и
покушением на Ленина в сентябре 1918 г. был издан декрет о «красном терроре»;

и) на рубеже 1920-1930-х гг. руководство СССР приняло курс на ускорение индустриального развития страны. V Всесоюзный съезд Сове-1ов утвердил в мае 1929 г. первый пятилетний план, который предусмат­ривал приоритетное развитие тяжелой промышленности. Средства на индустриализацию решено было взять из деревни. С конца 1929 г. нача­лась политика коллективизации;

к) 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вероломно напали м;> СССР. В стране была объявлена мобилизация. 23 июня была создана Ставка Главного командования, 30 июня - образован Государственный комитет обороны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Крупномасштабные мероприятия были проведены по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизации населения в армию и на строительство оборонительных сооружений, эвакуации.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»:

    Принципы работы

    Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата :

    • Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
    • Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.
    • Высокий профессионализм и компетентность.
    • Законность.
    • Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

    Структура механизма государства

    В структуре механизма государства выделяется 3 уровня:

    • Государственные органы - есть властные полномочия.
    • Государственные организации: учреждения и предприятия - нет властных полномочий.
    • Служащие - лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но полномочиями не обладающие (в отличие от государственных служащих).

    Особенности построения государственного аппарата в различных странах

    Структура государственного аппарата зависит от множества факторов: организации государственной власти (в тотали­тарных социалистических странах отрицается разделение властей), политико-территориального устройства государства (унитаризм , федерализм , существование автономных образований), деления на органы и должностные лица , осуществляющие властные полномочия (например: законодательный орган (дума , парламент), судьи), и органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства России , канцелярии судов, эксперты - советники министерств). Однако несмотря на многообразие механизмов государства, в их структуре всегда выделяются органы управления и органы принуждения .

    С точки зрения разделения властей в аппарате управления государства различаются органы (а иногда-и должностные лица) законодательной , исполнительной и судебной власти. В странах тоталитарного социализма , где принята иная концепция, различаются органы государственной власти, органы государственного управления, суда и прокуратуры.

    Органы законодательной власти представлены общегосударственными структурами (дума, рада, шура, парламент и так далее) (а в некоторых странах, например Индонезии и Туркмении, также над парламентскими органами), законодательными собраниями субъектов федерации и политических автономий. Между высшими и низшими представительными органами нет административного подчинения. Согласованность действий обеспечивается в результате принятия вышестоящими парламентами законов, обязательных и для нижестоящих представительных органов. К парламентам примыкают некоторые другие органы, не входящие в понятие парламента (аппарат, обслуживающий палаты парламента и их постоянные ко­миссии, счетная палата, уполномоченный по правам человека и т. д.).

    Исполнительная власть организована по-разному. В некоторых странах по конституции она принадлежит монарху , но на деле в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.), как кажется некоторым, он власти не имеет. Государственный аппарат в таких странах фактически возглавляет правительство (премьер-министр), который отчитывается (не всегда) перед монархом. В дуалистических монархиях монарх реально управляет страной (Иордания и др.), а в абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Оман и др.) в руках монарха находится вся полнота власти.

    В науке теории государства и права до сего времени нет общепринятого, единого подхода к понятию механизма государства. Одни теоретики утверждают, что это есть собственно аппарат государства, т.е. система его органов, с помощью которых осуществляются государственные функции. Другие в механизм государства включают и аппарат государства, и государственные организации, различая два вида государственных организаций: осуществляющие охранительные функции государства (вооруженные силы, полиция, спецслужбы, исправительные учреждения); реализующие экономические и социально-культурные функции (спецбольницы, спецполиклиники, транспортные части, пошивочные). Третьи утверждают, что механизм государства включает в себя, помимо государственных органов и организаций, еще и такие компоненты, как: публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение. Отдельные ученые-юристы акцентируют свое внимание только на понятии "аппарат государства", а вместо термина "механизм государства" используют термины "государственный механизм" и "механизм государственной власти". При этом утверждается, что аппарат государства является вовсе не государственной властью, а лишь подсобной и полностью подчиненной структурой этой власти. Государственный аппарат, состоящий из служащих, призван обслуживать государственную власть, его конституционно установленные органы, анализировать информационные потоки и синтезировать их в соответствующих аналитических материалах, готовить проекты соответствующих документов (в том числе и правовые), выполнять те или иные поручения .

    Проанализировав эти точки зрения, можно заключить, что необходим анализ соотношения понятий "механизм государства" и "аппарат государства".

    Механизм государства состоит из аппарата, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), а также государственных организаций (лечебных, транспортных, обслуживающих) и так называемых материальных придатков (армия, органы охраны правопорядка, тюрьмы). Действительно, среди учреждений, относящихся к числу государственных, можно выделить неспецифическую часть – учреждения и структуры, которые выполняют хозяйственные, социально-культурные, технические и иные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический набор учреждений в обществах, где государственные органы часто выполняют разнообразные хозяйственные и социально-культурные функции, обладают большим объемом государственного имущества. В связи с этим данная точка зрения представляется более приемлемой в плане детального и углубленного анализа различных звеньев механизма государства, а нс только органов государственной власти и управления .

    Важнейшим компонентом механизма любого государства является орган государства как государственное образование, состоящее из отдельного должностного лица либо группы должностных лиц, которые существуют и действуют на основе права. Согласимся с высказанным в науке государства и права мнением о том, что и право – это тоже важнейшая составляющая механизма государства. Именно с помощью законов и иных правовых актов регламентируются основы и принципы построения механизма государства, определяются права, обязанности, функции и методы деятельности органов государства по реализации стоящих перед ним целей и функций. Право в механизме государства следует рассматривать с двух сторон: с одной стороны, оно является средством, используемым государственными органами в процессе своей деятельности, а с другой – оно определяет, закрепляет и обеспечивает организацию и функционирование частей механизма государства.

    Механизм государства – это не механически собранное, разнородное явление, а взаимосвязанная, четкая, согласованная система органов власти и иных государственных структур. В противном случае государство не смогло бы успешно осуществлять стоящие перед ним функции, а его деятельность состояла бы из несогласованных действий различных органов, что порождало бы несогласованность и противоречивость как в самом механизме государства, так и в жизни всех его граждан. Стабильность, непротиворечивость и согласованность элементов механизма государства предопределяют следующие факторы: единство политической системы, на которой строится деятельность всех органов государства; наличие эффективной национальной идеи у государства; единство принципов, лежащих в основе построения и функционирования государственных органов, организаций и учреждений, входящих в состав механизма государства; общность политико-правовых идей и экономической основы (рыночной и плановой); общность конечных целей, непосредственных и конечных задач, стоящих перед государством.

    Говоря о стабильности и устойчивости механизма государства в мире, можно выделить и другие его существенные признаки:

    • – механизм государства вызван к жизни необходимостью осуществлять конкретные функции, которые неизбежно требуют соответствующего государственно-правового воздействия, чем, собственно, и является механизм государства, т.е. объясняется появление у государства тех или иных органов, организаций, учреждений;
    • – механизм государства всегда базируется на единых принципах организации и деятельности, которые, как правило, устанавливаются и закрепляются в законах и иных актах или складываются исторически;
    • – механизм государства имеет сложную многоуровневую структуру, что объясняется необходимостью решения различных социальных, экономических и правовых задач, стоящих перед государством (защита собственной территории, обеспечение прав и свобод граждан, экономическое сотрудничество с другими государствами, борьба с преступностью, решение экологических проблем). Кроме того, существуют объективные требования к легитимному и эффективному функционированию механизма государства, исходящие от источника власти – народа;
    • – механизм любого государства характеризует наличие необходимых финансовых ресурсов, материальных структур, без которых он не может нормально работать. Особенность состоит в том, что они не являются самостоятельными элементами властного, управленческого характера, а выступают в виде обеспечивающих факторов, позволяющих успешно осуществлять свои функции основным элементам механизма государства. Таковы, например, различные материальные объекты и структуры: здания, сооружения, денежные средства, некоторые учреждения (склады, базы, учреждения транспорта, связи);
    • – механизм государства предполагает наличие в нем человеческого фактора; наличие людей, специально занимающихся реализацией управленческих функций, осуществляющих правотворчество, исполняющих правовые нормы, охраняющих их от нарушений .

    Необходимо отметить, что обеспечение эффективного функционирования механизма государства непременно требует также, чтобы он строился и действовал на основе определенных принципов, которые имеют объективный характер. Среди таких принципов в теории государства выделяются следующие:

    • – обязательность реального представительства во всей системе государственных органов и учреждений интересов соответствующих граждан. Это возможно лишь в случае действенного функционирования демократической избирательной системы, строгого соблюдения экономических, политических и иных прав и свобод граждан;
    • – прозрачность и гласность деятельности всех государственных органов, доступ к соответствующей информации (исключая ту, которая нормативно отнесена к секретной) всех заинтересованных лиц. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности всего механизма государства;
    • – законность, означающая обязательность соблюдения законов в деятельности всех звеньев механизма государства как во взаимоотношениях между собой, так и с населением страны или организациями, выражающими его интересы;
    • – компетентность и профессионализм деятельности всех служащих государственных органов, гарантирующие высокий уровень решения важнейших вопросов общественной жизни. Соблюдение данного принципа возможно лишь в случае формирования государственного аппарата из знающих, образованных лиц в области управленческой деятельности и права;
    • – разделение властей предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры;
    • – соблюдение идей федерализма в формировании и деятельности механизма государства определяется тем, что, например, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

    Аппарат государства – это система специально созданных органов профессиональных служащих, занимающих установленные в них штатные должности, обеспечивающих выполнение этими органами свойственных им властно-государственных функций (в том числе, принятие и исполнение ими общезначимых и общеобязательных решений), имеющих для этого соответствующие права и обязанности. Одна часть этого аппарата нередко представлена государственной (властно-административной, властно-управленческой, административно-государственной) бюрократией, а другая часть, как показывает мировая практика, – военными и военизированными государственными органами и учреждениями. Первые состоят из государственных служащих, или чиновников (в широком смысле этого слова), вторые же – из военнослужащих и военизированных государственных служащих. И те и другие обеспечивают выполнение органами государства свойственных им властно-государственных функций (в том числе, принятие и исполнение ими общезначимых и общеобязательных решений), имеют для этого соответствующие полномочия либо в отношении других государств, либо в отношении граждан или подданных собственного государства. Но если первые делают это без применения или угрозы применения насилия, с помощью иных средств, то вторые в случае необходимости имеют право и обязаны делать это посредством применения или угрозы применения физической силы и соответствующего вооружения. Если последние обеспечивают выполнение властно-государственных функций преимущественно в военной и военизированной (государственно-охранной, правоохранительной, государственно-принудительной) сфере, то первые – во всех остальных областях государственной деятельности и правовых отношений.

    С правовой позиции обе части аппарата государства представляют собой специфические общности. Они включают в себя две стороны: формальную (официальную) и неформальную (неофициальную). В первом случае они представляют собой специально созданные властно-управленческие государственные органы, служащие которых осуществляют официальную деятельность и вступают в официальные отношения. Во втором же случае они нередко выступают в качестве стихийно возникающих общностей (групп) субъектов аппарата государственной власти, члены которых осуществляют неофициальную (частную, личностно-групповую) деятельность и вступают в неофициальные (частные, личностно-групповые) отношения.

    Обе стороны их деятельности и отношений существенным образом влияют на жизнь, функционирование и развитие центральных, региональных и местных органов государства, которые в своей повседневной работе опираются на соответствующий механизм государственной власти, ибо без него вообще невозможно функционирование ни самой государственной власти, ни тех или иных ее органов. Существование государственной власти находит свое выражение именно в работе чиновников, армии, администрации, судей. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет лишь тень, воображение, простое название. Ведь бюрократия, или чиновничество, составляет естественную и необходимую принадлежность всякого аппарата государства, в котором потребности управления получают более или менее значительное развитие .

    Современная теория государства выделяет и исследует три основные модели построения государственного аппарата:

    • – ценрализованно-сегментарную модель, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, действующие в масштабе всего общества (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую, собственную сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств;
    • – моноцефальную модель, при которой вся система органов государства едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею нижестоящие органы. Эта система государственных органов носит иерархический характер, персонифицирована и пирамидальна по своему построению. Местные органы власти рассматриваются здесь не как органы местного самоуправления, а как органы государства. Моноцефальная модель механизма государства характерна для антидемократических режимов;
    • – монотеократическую модель, при которой имеет место единовластие главы государства, подкрепленное религиозными догмами и установками на длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламент. Эта модель характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар) .

    Принципы построения и деятельности аппарата государства те же самые, что мы очертили выше при характеристике принципов организации и функционала механизма государства (т.к. аппарат – часть механизма). Однако отдельные ученые-теоретики все же выделяют и рассматривают общие принципы построения и работы государственного аппарата, к которым относят: принцип законности; легальный порядок образования и деятельности; эффективность построения и структуры государственного аппарата, эффективность его работы; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность; приоритет прав человека, что выражается в двух моментах: признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является смыслом и содержанием деятельности аппарата, а основным критерием оценки работы государственных органов служит полнота обеспечения прав и свобод человека государством; разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами; открытость государственной службы, т.е. доступность общественному контролю; равный доступ граждан к государственной службе; принцип разделения властей Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М.: Эксмо, 2005. – С. 124.

    Тгп. Тема 1 Механизм государства

    1.Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

    В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

    Характерные черты механизма государства:

    а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;

    б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

    в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

    г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

    Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

    2.Структура механизма государства включает в себя:

    1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев);

    2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция);

    3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, вузы, школы, театры и т.д.);

    4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

    5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением.

    Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства;

    6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

    Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

    3.Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

    Признаки органа государства :

    1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;

    2) действует от имени государства и по его поручению;

    3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом»;

    4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

    5) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа;

    6) осуществляет свою компетенцию тремя способами: принятием нормативных актов (предписаний общего характера); принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационной деятельностью;

    7) состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

    8) имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

    9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

    10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

    11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

    Классификация органов государственной власти :

    1. По порядку образования подразделяются на:

    А) органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);

    Б) органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

    2. По форме реализации государственной деятельности:

    А) законодательные (представительные) органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества.

    Б) исполнительно-распорядительные органы. Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

    В) судебные органы. Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

    Г) контрольно-надзорные органы. Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

    3. По принципу разделения властей: на законодательные органы; исполнительные органы; судебные органы.

    4. По иерархии: центральные органы; республиканские органы; местные органы.

    5. По характеру подчиненности: на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.); органы «двойного», или «вертикально-горизонтального», подчинения (милиция, государственные банки и т.д.).

    6. По срокам полномочий: на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд); временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения).

    7. По порядку осуществления компетенции: коллегиальные органы; единоначальные органы.

    8. По правовым формам деятельности: на правотворческие органы; правоприменительные органы; правоохранительные органы.

    9. По характеру компетенции: органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство); органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

    Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определенную группу подобных органов.



Вверх