Что такое поместная церковь определение. Вселенская и поместная церковь — в чем разница? Сравнительная характеристика В. у. автокефальных православных Церквей

Велик православный мир. Его светом озарены многие страны и народы. Все они являются единой Вселенской церковью. Но, в отличие от католического мира, подчинённого римскому папе, единому правителю, Вселенская церковь разделена на самостоятельные ― поместные или автокефальные церкви, каждая из которых обладает самоуправлением и независимостью в решении основных правовых и административных вопросов.

Что означает термин «автокефалия»

Прежде чем говорить о том, что значит автокефальная православная церковь, следует рассмотреть сам термин «автокефалия». Произошёл он от греческого слова, состоящего из двух корней. Первый из них переводится как «сам», а второй ― «голова». Нетрудно догадаться, что их слитное употребление может означать «самовозглавление», что подразумевает наиболее полное управление всей внутренней жизнью церкви и её административную независимость. Этим автокефальные церкви отличаются от автономных, на которые налагаются некоторые юридические ограничения.

Вселенская церковь делится на поместные (автокефальные) не по национальному принципу, а по территориальному. В основе такого деления лежат слова апостола Павла о том, что во Христе нет разделения людей ни по национальностям, ни по их социальному статусу. Все люди составляют единое «стадо Божье» и имеют единого Пастыря. Кроме того, неоспоримым удобством является территориальное соответствие автокефальных церквей политико-административным границам государств.

Права автокефальных церквей

Чтобы наиболее полно охарактеризовать сущность автокефалии, следует подробнее рассмотреть те права, которыми обладают автокефальные церкви. Самым важным из них является право поставлять и избирать собственными архиереями. Для этого нет необходимости согласовывать ту или иную кандидатуру с руководителями иных поместных церквей. Это главное, чем отличаются между собой автокефальные и автономные церкви. Последние возглавляются предстоятелями, назначенными той церковью, которая предоставила им автономию.

Кроме того, поместные церкви наделены правом самостоятельно издавать собственные уставы. Действуют они, разумеется, лишь на территории, подконтрольной данной церкви. Вопросы, связанные с устройством и управлением церкви, также решаются внутренним порядком. Наиболее важные из них выносятся на рассмотрение

Автокефальные церкви вправе самостоятельно освящать святое миро, предназначенное для использования внутри церкви. Ещё одним важным правом является возможность канонизации собственных святых, составление новых богослужебных чинопоследований и песнопений. Последний пункт имеет лишь одну оговорку ― они не должны выходить за рамки догматических учений, принятых Вселенской церковью.

В решении всех вопросов административного характера поместным церквям предоставляется полная же касается и церковного суда, права созывов поместных соборов и возможности инициировать созыв

Ограничения, налагаемые на права автокефальных церквей

Ограничения прав поместных церквей обуславливаются принципом церковного единства. Исходя из него, все автокефальные церкви тождественны между собой и разделены только территориально, но не догматически и не расхождениями в вопросах вероучения. Основополагающим принципом является право лишь Вселенской церкви толковать религиозные догматы, оставляя при этом неизменной сущность православной веры.

Кроме того, решение важнейших канонических вопросов выходит за правовые рамки поместных церквей и находится в ведении Вселенских соборов. Также построение литургической жизни внутри автокефалии должно быть общепринятым и находиться в соответствии с установками принятыми Вселенскими соборами.

Образование поместных церквей

История образования поместных Церквей уходит своими корнями в апостольские времена, когда ученики Иисуса Христа по Его слову отправлялись в различные земли нести людям благую весть святого Евангелия. Основанные ими церкви, в силу своей территориальной обособленности, имели независимость от прочих, основанных одновременно с ними церквей. Центрами религиозной жизни таких новообразований становились столицы и крупные города этих римских метрополий.

Когда христианство стало государственной религией, началось активное упорядочение жизни поместных церквей. Этот исторический период (IV-VI века) именуется эпохой Вселенских соборов. В это время были разработаны и приняты основные положения регламентирующие права автокефальных церквей и установлены рамки, их ограничивающие. Например, в документах II Вселенского собора говорится о недопустимости распространения власти областных епископов на территории, находящейся за пределами их поместных церквей.

Именно документы, разработанные этими Вселенскими соборами, позволяют дать однозначный ответ на вопрос о том, что означает автокефальная церковь, и избежать двояких толкований.

Был также принят закон по которому могла создаваться новая независимая автокефальная церковь. В его основе заложен принцип: «Никто не может дать прав больше, чем имеет сам». Исходя из этого, создать новую автокефальную церковь может либо епископат Вселенской церкви, либо епископат уже существующей и законно признанной поместной. Тем самым была подчёркнута преемственность епископской власти от апостольской. С этих пор вошло в обиход понятие «церкви-матери», или кириархальной церкви. Это юридическое обозначение церкви, епископатом которой учреждена новая поместная (автокефальная) церковь.

Самовольное установление автокефальности

Однако история знает много случаев нарушений этих установленных правил. Иногда органы государственной власти провозглашали церкви своих стран автокефальными, а иногда местные епископаты самовольно выходили из подчинения высший власти и, избрав предстоятеля, провозглашали независимость. Следует заметить, что в большинстве случаев имелись объективные причины для подобных действий.

Впоследствии их каноническая незаконность исправлялась вполне легитимными актами, хотя и принятыми с некоторым опозданием. В качестве примера можно вспомнить самовольное отделение в 1923 году польских автокифалистов от Русской церкви-матери. Правомерность этого акта была восстановлена лишь в 1948 году, когда церковь стала автокефальной на законном основании. И подобных примеров очень много.

Исключения из общих правил

Но законом предусмотрены случаи, когда автономная церковь может самостоятельно порвать связь со своей церковью-матерью и получить автокефальность. Это бывает, когда кириархальная церковь впадает в ересь или раскол. Документ, принятый на поместном Константинопольском соборе, состоявшемся в 861 году, получившем название Двукратного, предусматривает подобные случаи и даёт автономным церквям право на самоотделение.

Именно на основании этого пункта и получила самостоятельность в 1448 году Русская православная церковь. По мнению её епископата, на Флорентийском соборе впал в ересь, запятнав чистоту православного учения. Воспользовавшись этим, они поспешили возвести на предстоятельскую кафедру и провозгласить каноническую независимость.

Ныне существующие автокефальные церкви православия

В настоящее время существуют пятнадцать автокефальных церквей. Все они православные, поэтому часто задаваемый вопрос о том, чем отличается автокефальная Церковь от православной, естественно, отпадает сам собой. Перечислять их принято в порядке диптиха ― поминания на литургии.

Первые девять управляются патриархами. Среди них ― Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская церкви. Следом за ними идут те, во главе которых стоят архиепископы. Это Кипрская, Элладская и Албанская. Замыкают перечень церкви, которые управляются митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии, православная автокефальная церковь в Америке.

Пятая по счёту в приведённом списке Русская церковь стала автокефальной в Свой статус она получила от Константинопольского патриархата, от которого находилась в зависимости до 1548 года, когда собор русских епископов избрал главой церкви митрополита Иону. Возраставшая в дальнейшем экономическая и военная мощь России содействовала укреплению политического, военного и религиозного авторитета нашей страны. Вследствие этого восточные патриархии признали за Россией пятое «по чести» место.

Равенство всех православных автокефальных церквей

Очень важным моментом является задекларированное и соблюдаемое в практике межцерковного общения равенство всех автокефальных церквей. Принятая в католицизме догма о том, что римский папа является наместником Христа, и что он, как следствие, непогрешим, абсолютно неприемлема в православии. Кроме того, полностью отвергаются претензии Константинопольской патриархии на какие-либо исключительные права во Вселенской церкви.

В связи с этим следует пояснить принцип, по которому распределяются порядковые места тех или иных церквей в диптихе. Несмотря на то, что эти места носят названия «рангов чести», никакого догматического значения они не имеют и установлены чисто исторически. В порядке распределения мест играет роль древность церкви, хронологическая последовательность получения ей статуса автокефалии и политическое значение городов, в которых размещены кафедры главенствующих епископов.

Автономные церкви и их особенности

Здесь уместно остановиться на том положении вещей, которое складывалось до 1548 года, то есть до момента, когда Русская стала автокефальной. Её статус в те века можно охарактеризовать так ― автономная церковь. Выше упоминалось, что главной особенностью автономных церквей является отсутствие права самостоятельно избирать своего предстоятеля, которого им поставляет церковь-мать. Это существенно ограничивает их самостоятельность. И ещё одна важная сторона вопроса ― от того, кто возглавляет автокефальные самостоятельные православные церкви, во многом зависит внутренняя, а порой и внешняя политика их государств.

Справедливости ради надо заметить, что и до того как митрополит Иона получил титул Митрополита Московского и всея Руси, зависимость россиян от Константинополя была не слишком обременительной. Здесь сыграла роль географическая удалённость от Византии ― нашей матери-церкви. В гораздо худшем положении находились церкви, образованные на территориях греческих митрополий.

Существенные ограничения свободы автономных церквей

Автономные церкви, кроме того, что управлялись предстоятелем, назначенным церковью-матерью, были обязаны согласовывать с ней свои уставы, статусы, консультироваться по всем сколько-нибудь серьёзным вопросам. Они не имели права самостоятельно освящать миро. Их епископы были подсудны высшей судебной инстанции ― суду кириархальной церкви, а свои отношения с другими они имели право строить лишь при посредстве церкви-матери. Всё это порождало организационные сложности, задевало национальную гордость.

Промежуточный характер статуса автономности

История показывает, что статус автономии церквей обычно является временным, промежуточным. Как правило, из них со временем либо получаются автокефальные поместные православные церкви, либо, потеряв даже видимость самостоятельности, они преобразуются в обычные митрополичьи округа или епархии. Тому можно найти много примеров.

В наши дни в литургических диптихах поминаются три автономные церкви. Первая из них ― древняя Синайская. Управляется она епископом, назначенным из Иерусалима. Далее следует Финляндская церковь. Для неё церковью-матерью стала Константинопольская автокефалия. И наконец, Японская, для которой кириархальной является Русская православная церковь. Свет православия на острова Японии принёс в начале прошлого века российский миссионер, епископ впоследствии причисленный к лику святых. За свои заслуги перед церковью он удостоился чести называться равноапостольным. Подобное звание даётся только тем, кто принёс Христово учение целым народам.

Все эти церкви ― православные. Сколь нелепо искать отличие автокефальной церкви от православной, столь абсурдно говорить о разнице между автономной и православной. Необходимость такого пояснения вызвана часто задаваемыми по этому поводу вопросами.

Богом прилагал спасаемых в Свое Царство начиная с книги Деяний и прилагает сегодня.


(Деян.2:47)

12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
(Кол.1:12)

39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
(Деян.8:39)

Авраам, Исаак, Иаков сейчас в Царстве, во Вселенской церкви

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
(Матф.22:29-32)


(Евр.9:15)

Теперь все спасаемые в Единой Церкви:

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
(Евр.9:15)

Составляют Одно тело:

22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
(Еф.1:22,23)

4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
(Еф.4:4)

23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Еф.5:23-32)

Имя каждого спасенного записано на небесах и отмечано печатью:

23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
(Евр.12:23)

19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
(2Тим.2:19)

Бог прибаляет спасаемых:

47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:47)

13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
(1Кор.12:13)

И удалить может только Бог:

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
(Иоан.15:2-6)

16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
(Откр.3:16)

Вселенская церковь - только духовное, на Небесах!

Доступ ко Вселенской церкви был дан через Кровь Иисуса.

Я бы сравнил Святое Святых Храма Иудейского и Вселенскую церковь, ведь только благодаря Иисусу мы получили доступ к Богу без посредников. И еврейский народ, который выбрал Себе Бог для служения, теперь преобразился и стал народом не по крови и родословию, а по вере и благословению - Церковь.

Квазиденоминация
Китайского происхождения

Организация также известна под названием "Местная церковь " или просто "Церковь" с обозначением города ее пребывания: "Церковь в Москве ", "Церковь в Петербурге ", "Церковь в Гонконге " и т. п. При этом в английском варианте в названии имеется определенный артикль: например, "The Church in Moscow ", что подчеркивает исключительный характер этой церкви. Более точно это название можно перевести как "Единственная Церковь в Москве". Последнее время в России организация все чаще фигурирует под именем "Церковь домашних собраний ".

I. Основные данные

1. Основатель: Ни Тошэн (1903 – 1972). Его имя переводят как Уочман Ни, то есть "Сторож Ни". Он также известен как Ни Шуцзу или Генри Ни.

Ни Тошэн родился в 1903 г. на юге Китая в семье методистов, однако сам он принял крещение только в 1920 г. Ни учился в нескольких миссионерских школах, где разочаровался в христианстве и даже на какое-то время отошел от него. Однако под влиянием китайской евангелистки Доры Юй он вернулся к вере и поступил учиться в Библейский колледж, который она возглавляла. Там на него произвело большое впечатление общение с китайскими евангелистами, которые проповедовали создание отдельной, независимой от империалистов китайской церкви. Они критиковали западных протестантов, обвиняя их в фарисействе и в том, что они придерживаются мертвых форм, изменяют живому духу христианства. Уже в 1922 г. Ни Тошэн порвал со всеми группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие в Шанхае и его окрестностях. В 1927 г. он собрал группу единомышленников, основав общину со временем получившую название "Место собрания христиан", а затем – "Церковь зала собраний". Уочман Ни много путешествовал по Китаю, активно проповедуя и создавая новые общины. Он обличал "традиционализм" различных христианских общин и деноминаций, настаивая на том, что необходимо преодолевать излишнюю привязанность к ритуалам (в чем обвинял протестантов), и учил, что христиане должны объединяться по месту жительства под руководством старейшин, которые не имеют статуса пасторов.

Значительное влияние на Уочмана Ни оказали идеи "Плимутского братства", основанного в Англии в 1831 г. и с начала ХХ века активно занимавшегося миссионерской деятельностью в Китае. Члены "Плимутского братства" регулярно проводили домашние молитвенные собрания, особое внимание уделяя пророчествам и подготовке к Страшному Суду, который они вскоре ожидали. Поведение членов этого братства жестко регламентировалось, им категорически запрещалось общение с членами других деноминаций. Уочман Ни активно сотрудничал с лондонским отделением братства, изучал методы проповеди, богословские идеи его главы и даже сумел получить финансовую поддержку. Однако в конце 30-х годов он порвал и с ними, поскольку желал полной самостоятельности и стремился к созданию свободной от иностранных влияний церкви. Однако от "Плимутского братства" у Ни Тошэна остались некоторые богословские идеи и сборник религиозных песнопений "Гимны малого стада".

В 1939 г. Ни Тошэн отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, основав вместе с братом в захваченном японцами Шанхае фармацевтическую фабрику, которая вскоре стала приносить солидный доход. Управление общиной он передал своему ученику Ли Чаншоу, известному под именем Уитнесс Ли. В 1947 г. Уочман Ни посетил Тайвань, где основал еще одну фабрику по производству лекарств, а также купил землю и основал школу проповедников. Сам Ни Тошэн не успел уехать на Тайвань, он был арестован коммунистами и получил 15 лет лагерей. После начала культурной революции срок продлили. Он пробыл в заключении в общей сложности 20 лет и скончался 1 июня 1972 г. в одном из исправительных лагерей. Его творческое наследие весьма обширно – неполное собрание сочинений составляет 20 томов.

2. Время основания:

3. Место основания:

4. Регион распространения:

В настоящее время "Поместная Церковь" распространилась по всему миру. Наибольшее число последователей в США, Гонконге и на Тайване. В феврале 1998 г. на сайте "Поместной Церкви" в Интернете указывалось, что она действует в 169 городах в России, на Украине, в Белоруссии, Армении, Латвии и Литве. По заявлению "Поместной Церкви", в 1996 г., в России у нее было около 2000 полноправных членов, однако влияние этой организации значительно выше, поскольку книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли, а также журнал "Поток" печатаются миллионными тиражами и распространяются повсеместно. Это обеспечивает "Поместной Церкви" большое число "сочувствующих".

5. Местонахождение руководящего центра:

штат Калифорния, США

6. Организационная структура:

"Поместная церковь" имеет жесткую иерархическую структуру. Жизнь всех членов общины строго контролируется руководством.

Члены "Поместной Церкви" делятся на первичные общины – "семьи", каждая из которых трижды в неделю проводит молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. По мере роста числа верующих семьи разделяются на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входят двое ответственных за посещаемость собраний.

7. Базовая литература:

Книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли

У "Поместной Церкви" есть издательство под названием "Живой поток" ("Living Stream"). Однако формально в структуру церкви оно не входит, являясь отдельным независимым издательством (что всячески подчеркивается). В то же время, все сотрудники издательства являются членами "Поместной Церкви" и вся выпускающаяся литература имеет к этой церкви самое непосредственное отношение.

Издательство "Живой поток" выпустило собственный перевод Библии с английского на русский, украинский и армянский языки (так называемая "Версия восстановления" или "Восстановительный перевод"). Издания "Живого Потока" особенно популярны среди баптистов и пятидесятников.

8. Периодические издания:

  • Журнал "Поток"

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

В деле подготовки миссионеров "Поместной Церкви" очень важна ежегодная конференция в Лос-Анджелесе. Конференция обычно длится неделю, а потом четыре недели идет семинар, на котором готовят проповедников. До своей смерти 9 июня 1997 г. подготовкой миссионеров занимался лично Уитнесс Ли.

II. Учение

1. Истоки учения:

протестантизм

2. Краткое изложение учения:

Учение "Поместной Церкви" в целом мало отличается от протестантского, однако его особенностью является безоговорочное следование трактовкам Уочмана Ни и Уитнесса Ли, которые порой характеризуются совершенной богословской безграмотностью или даже содержат откровенно неортодоксальные идеи.

Уитнесс Ли считал, что его действиями непосредственно руководит Сам Бог и требовал от последователей безоговорочного подчинения. Это четко прослеживается в его проповедях: "Позвольте мне сообщить вам секрет моего идеального совершенства в качестве мощного столпа для действий Господа. Братья типа Бенсона Филипса и Джона Со движутся к совершенству потому, что у них совершенно нет собственных идей. Недавно брат Бенсон мощно заявил, что единственное, что он знает, – это следовать служению брата Ли. Когда Джон Со остановился с нами в Лос-Анджелесе, он не знал ничего, кроме впитывания каждой детали этого служения..." Уитнесс Ли также заявлял: "Не ду майте, что это мое учение, это откровение Господа". Следовательно, "Поместная Церковь" имеет чистое неискаженное христианское учение, базирующееся непосредственно на Откровении от Бога.

Все остальные христианские общины в "Поместной Церкви" принято называть "деноминациями". Это слово имеет негативный оттенок и противопоставляется понятию "церковь", которое применяется только к самой "Поместной Церкви". Обычно утверждается, что обратиться к Богу человек может и в "деноминациях", но полностью прийти к Нему – только в "Поместной Церкви". В других деноминациях тоже есть истинные христиане, но они не знают, что они истинные христиане. К тому же, истинные христиане пребывают там как бы временно, потому что, узнав о существовании "Поместной Церкви", они сразу переходят туда. А если не переходят, значит, они не истинные христиане. Считается, что люди, которые находятся в "деноминациях", слепы. Естественно, что каждый христианин, который обретает зрение, не может более находиться там и вступает в "Поместную Церковь": "лишь слепая овца может оставаться в загоне. Как только у нее открываются глаза, она перепрыгивает через забор и бежит к пастбищу, на зеленую травку, к теплому солнышку, на свежий воздух".

При этом, отношение к "деноминациям" отнюдь нельзя назвать миролюбивым. "Что такое великий Вавилон? Это смесь из христианства. Великий Вавилон – это блудница-мать со множеством блудниц-дочерей. Римско-Католическая Церковь – это мать, а все деноминации – это ее дочери". И далее: "Мы просто отказываемся от религии, мы отказываемся от христианства. В ранние дни своего существования Церковь должна была отказаться от иудаизма. Сегодня мы отказываемся от христианства".

Католическую Церковь Уитнесс Ли объявляет "апокалиптической Иезавелью" из церкви Фиатирской, которая называет себя пророческой и вводит в заблуждение детей Божиих (Откр. 2, 20 – 23). Протестантов он сравнивает с Сардийской церковью, о которой апостол Иоанн говорит: "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3, 1). Плимутское братство – это Лаодикийская церковь: "Ты ни холоден, ни горяч" (Откр. 3, 15 – 16).

Уитнесс Ли утверждает, что подлинное учение Христа было утрачено примерно с 60 года по Р. Х., а к концу II в. в Церкви не осталось практически ни капли истины, сама же Церковь стала "Вавилонской блудницей". Таким образом, к началу Реформации XVI в. на Земле стояла кромешная тьма. Он пишет: "Но через краткое время после завершения Нового Завета Церковь начала терять все важные вещи, которые можно найти в Библии. И в конце концов к XV в. все было потеряно. Люди знали лишь совсем немножко от Бога". Уитнесс Ли считает, что Мартином Лютером, графом Цинцендорфом, Моравскими братьями, Джоном Уэсли, методистами и Плимутским братством были сделаны некоторые шаги по направлению к восстановлению истинной Церкви. Затем на смену им пришли протестантские фундаменталисты, пятидесятники и евангелисты, но истинной "возрожденной церковью" является только община Уитнесса Ли.

Учения других христианских общин проверяются членами "Поместной Церкви" на истинность следующим образом: если учение расходится с доктриной Уитнесса Ли, – оно считается ошибочным.

Однако в действительности среди высказываний Уитнесса Ли есть богословские утверждения, которые, с точки зрения исторического христианства, являются откровенно еретическими. Так, одним из основных элементов его учения является концепция "смешивания" ("mingling" или "blending"). Согласно учению Уитнесса Ли, Бог сотворил человека, чтобы "смешаться" с ним в вечности. Тогда Бог перестает быть просто Богом и делается Богочеловеком (Христос является примером такого "смешения"). Человек также перестает быть просто человеком и делается человекобогом. Таким образом, цель существования человека – смешаться с Богом. Согласно Уитнессу Ли, в конце времен человек и Бог сделаются единым целым; человек восполнит Бога, а Бог восполнит человека. Человек был сотворен нейтральным по отношению к Богу и к сатане. Намерение Бога было в том, чтобы нейтральный невинный человек принял в себя Бога и смешался, слился с Ним. Однако, человек согрешил и принял в свое тело сатану, смешался с ним, сам частично сделавшись сатаной. В физическом плане это привело к тому, что тело – это сатана в прямом смысле, душа заключена внутри тела, значит, она тоже не имеет доступа к Богу и полностью отождествляется с сатаной. "Наша падшая душа, наше внутреннее "я" – это и есть сам диавол, который в нас живет" – пишет Уитнесс Ли. Таким образом, злом провозглашается не грех (бунт против Бога), а сама человеческая идентичность (На эти взгляды Уитнесса Ли, несомненно, повлияло его восточное происхождение).

Объясняя термин "смешивание", Уитнесс Ли подчеркивает, что это полное слияние: "это как чай и вода – если вы подливаете чайную заварку в воду, то это делается единой "чайной водой", в которой чай и вода уже неразделимы. До такой же степени наши тело и душа смешаны с сатаной, дух же наш умер после падения". Однако у Бога есть Свой план спасения, который состоит в том же смешивании или слиянии. Христос стал первым человеком, который полностью смешался с Богом и в таком состоянии явился нам, чтобы оживить наш дух и чтобы через дух мы тоже могли смешиваться с Богом.
По утверждению Уитнесса Ли, если человек является истинным христианином (то есть принадлежит к "Поместной Церкви"), его дух, который был мертв, оживает и смешивается со Христом. Таким образом, он делается в полном смысле единым с Богом, становится Богочеловеком. Уитнесс Ли говорит, что поскольку Христос – Богочеловек, то мы, приходя в Его Церковь ("Поместную"), тоже становимся "боголюдьми". "Мы можем различаться числом, но по природе мы с Ним абсолютно то же самое" – пишет он. Смешивание происходит постепенно. День за днем христианин впитывает Слово Божие ("ест и пьет Христа"), постепенно смешиваясь с Ним. Кроме того, всем верующим необходимо постоянно "смешиваться" друг с другом, чтобы в конце концов превратиться в единое, неразделимое тело. Тогда в единое тело может войти Святой Дух.

Несомненно, такое учение о человеческой природе и о спасении значительно отличается от общехристианского. Ни в одной из конфессий христиане обычно не считают себя "боголюдьми" и не воспринимают спасение как "смешение с Богом" или "растворение" в Нем. Такое понимание спасения характерно, скорее, для восточных религий. Единство Церкви также не предполагает формирования из верующих однородной безликой массы.

Тема "смешивания" переходит в учении Уитнесса Ли и на христологию, порождая совершенно неортодоксальные утверждения. Так, в "Поместной Церкви" считается что божественная и человеческая природы во Христе до такой степени смешаны, что в Нем остается лишь природа Богочеловеческая. Уитнесс Ли заявляет: "Его человеческая природа добавилась к божественной природе, и две природы, которые раньше были разделены, стали одной". Такое учение явно противоречит христианскому, согласно которому, "Христос познаваем в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо" (Халкидонский Собор).

Учение "Поместной Церкви" о Пресвятой Троице следует древней ереси монархианства, точнее, ее разновидности – модализму (учению о том, что Ипостаси Троицы – это только "образы" или "модусы" единого Бога. Уитнесс Ли объясняет Троицу так: "Есть просто люди, а есть люди с большой целью. Вот есть такой человек с большой целью, он просыпается у себя дома. К нему подходят его дети – он для них отец. Потом он идет в университет, и там он – профессор. Потом он идет в больницу – и там он врач. Так кто же он – отец он, или он врач, или он профессор? Так же и Бог – нату ра с очень большой целью. Поэтому Он может быть Отцом, Сыном и Святым Духом". "Бог во Христе прошел через длинный процесс – процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из первой главы Бытия прошел такой процесс... Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим... Этот Христос, после своего приготовления, теперь является животворящим Духом". Таким образом, согласно Уитнессу Ли, Бог-Отец Сам был распят на Кресте (ересь патрипассианства). Подобное богословие чуждо не только традиционным христианским Церквам, но и протестантизму.

Порой, богословские высказывания Уитнесса Ли заходят еще дальше: "Как Бог, Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Господь, Он Христос. И Он все другие предметы: Он свет, Он жизнь, Он воздух, вода, еда, одежда, место жительства". Бог, согласно Уитнессу Ли, – это также и Церковь (имеется в виду "истинная", т. е. "Поместная Церковь"). Она добавляется к Троице в качестве четвертой Ипостаси: "Теперь Они четыре в Одном – это Отец, Сын, Дух и Тело, то есть церковь". Судя по всему, это утверждение призвано показать божественную сущность "Поместной Церкви" и, тем самым, еще более укрепить верность и послушание ей со стороны последователей.

Примеры, приводимые Уитнессом Ли для объяснения Троицы, не без оснований воспринимаются многими как крайне примитивные и кощунственные. Он пишет:
"Покупая арбуз, вы предполагаете съесть его, а желудок займется перевариванием. Другими словами, вы предполагаете усвоить этот арбуз. Как это можно сделать? Сначала вы покупаете целый арбуз; потом режете его ломтями; затем, прежде чем арбуз попадает к вам в желудок, жуете его, пока он не превратится в кашицу. (...) Я думаю, что это прекрасный пример Троицы. Обычно арбузы больше нашего желудка. Как можно проглотить большой арбуз, когда рот у нас маленький, а горло узкое? Прежде чем арбуз сможет принять размеры, удобные для еды, его нужно разрезать на ломти. Затем при еде он превращается в кашицу. (...) Бог-Отец сопоставим с целым арбузом; Сын – с ломтями; наконец, Дух – с кашицей"...

Кроме того, Св. Дух – это "...всеизлечивающая поливитаминная таблетка. Достаточно одной таблетки, чтобы разрешить ваши нужды. Представьте себе только, какая это таблетка! <...> Излечение – в этой таблетке. Одна доза Святого Духа избавит тебя ото всех неприятностей" и т. п.

Такое примитивное понимание христианского учения явно выдает в Уитнессе Ли человека, совершенно невежественного в вопросах богословия и, по сути, слабо разбирающегося в христианстве.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Сами члены "Поместной церкви" считают себя "внеденоминационными протестантами", однако абсолютное большинство протестантов их таковыми не признает. Некоторые православные исследователи, например, Александр Дворкин, вообще не относят "Поместную Церковь" к христианским общинам, считая, что эта организация – "основанная на восточном пантеизме и древних ересях тоталитарная секта с элементами оккультизма и четко разработанными методами контролирования сознания своих адептов". К подобному мнению склоняются и сотрудники Санкт-Петербургского "Центра Апологетических исследований", относящие "Поместную Церковь" к разряду "культов".

1. Основные этапы истории

"Поместная Церковь" ведет свое происхождение от "Церкви зала собраний", основанной в Китае в 1920-х годах. В это время под влиянием антизападных настроений часть китайских протестантов порвала с иностранными руководителями миссий, при этом не отказываясь от самого протестантизма. Возникло течение сторонников "национальной церкви, свободной от империалистического влияния". Одним из искателей новых церковных форм стал Ни Тошэн, который в 1922 году порвал со всеми протестантскими группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие. В 1927 г. он основал общину под названием "Место собрания христиан", позднее переименованную в "Церковь зала собраний". В 1938 г. "Церковь зала собраний" имела уже много отделений в провинциях Китая. В ней было 128 постоянных сотрудников, которые назывались апостолами и путешествовали от общины к общине, регулируя духовную жизнь верующих.

В 1939 г. Ни Тошэн отошел от управления своей церковью, передав его своему ученику Ли Чаншоу, известному как Уитнесс Ли или "Свидетель Ли" (1905 – 1997). Уитнесс Ли стал подлинным вдохновителем и идеологом организации. Если Уочман Ни был динамичным проповедником, то Уитнесс Ли оказался способным организатором. Его авторитет был поистине непререкаем. Каждое его слово стенографировалось и немедленно публиковалось, несмотря на многочисленные ошибки и неточности (порой объясняющиеся плохим знанием английского языка).

Ли Чаншоу родился в северной китайской провинции Шаньдунь. Он происходил из семьи китайских баптистов. В 1925 г. Ли принял крещение и стал прихожанином одной из независимых китайских церквей, которая так и называлась "Китайская независимая церковь". Он поддерживал связи и с миссионерами "Плимутского братства". Переломным моментом в его жизни стало знакомство с Уочманом Ни, чьи слова о том, что не следует осуждать пятидесятников за впадение в транс на молитвенных собраниях, ибо пути к Богу многообразны, произвели на него сильнейшее впечатление. Несколько лет Ли проповедовал на севере Китая, разработав свою методику миссионерской работы. Он организовывал маленькие общины из представителей самых разных профессий, что давало им возможность самообеспечения. Потом эти общины переселялись в районы, где совсем не было христиан, и начинали там миссионерскую деятельность. Однако из-за вмешательства японских оккупационных властей этот проект провалился. В 1943 г. Ли Чаншоу был арестован и попал в японскую тюрьму. После освобождения Китая он вновь приступил к миссионерской деятельности. Именно ему пришлось восстанавливать после войны разрушенную структуру "Церкви зала собраний". Он разделил верующих на первичные общины – "семьи", каждая из которых трижды в неделю проводила молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. По мере роста количества прихожан семьи разделяли на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входили двое ответственных за посещаемость. Постепенно регламентация поведения стала ужесточаться: на всех верующих были заведены личные дела и был окончательно закреплен принцип: "ничего нельзя делать, не спросясь у руководства".

К моменту прихода коммунистов к власти в Китае община уже обладала значительными средствами, которые использовались на приобретение земли и строительство молельных домов. Источником дохода была, в частности, фирма Уочмана Ни, которая была передана в собственность церкви, а также добровольные вклады верующих. К 1949 г. "Церковь зала собраний" имела на территории Китая 600 общин и 70 000 членов.

В том же году Уитнесс Ли переселился с семьей на Тайвань, где Уочман Ни имел свою фабрику и школу проповедников. Там было основано издательство "Тайванская комната евангельской книги" и сеть общин, которая всего через пять лет насчитывала уже 20 000 прихожан.

В 1962 г. Уитнесс Ли объявил, что Бог призывает его переехать в США. Он основал "Церковь в Лос-Анджелесе", и вскоре многие его приверженцы с Тайваня последовали за ним. Община стала быстро пополняться американскими членами, и новые собрания стали возникать по всей стране. В 1965 г. был основан "Живой Поток", ставший издательским филиалом движения. В Лос-Анджелесе стали проводится ежегодные конференции. На первой такой конференции, проведенной в 1962 г., присутствовало 70 человек. В 1964 г. число участников конференции выросло до 132 человек из различных городов США и даже из других стран. В 1969 г. собралось 462 человека со всех концов США и из целого ряда зарубежных стран, в том числе Бразилии, Канады и Дании. В 1970 г. было уже 1300 чел овек, а зарубежные гости приехали из таких далеких стран, как Таиланд, Сингапур и Малайзия.

2. Современная деятельность

Члены "поместной Церкви" активно проповедуют в метро и на улицах. Стиль их миссионерской деятельности практически не отличается от стиля работы "Церкви Христа". Отличить миссионеров этих двух течений весьма непросто. Однако подошедшие к вам члены "Церкви Христа" на вопрос: "Вы из Церкви Христа?", скорее всего, ответят утвердительно. Миссионеры из "Поместной церкви" в большинстве случаев скажут, что они "просто христиане". Члены "Поместной Церкви" посвящают миссионерской деятельности практически все свободное время. Это является обязательным условием пребывания в организации. Уитнесс Ли учил последователей: "Нам всем нужно посвящать больше времени завязыванию контактов с людьми. Один вечер в неделю должен использоваться для ваших личных дел, три вечера – для церковных собраний и три остающихся вечера – для завязывания контактов с людьми. Помимо этих трех вечеров, я надеюсь, что вы будете использовать каждый из своих обеденных перерывов для этой же цели".

Уитнесс Ли пишет: "...Церковь должна быть вашим единственным интересом. Что является вашим интересом сегодня: учеба? бизнес? семья? Мой единственный интерес – это церковь. Мы все должны стать такими "алкоголиками" ради церкви". Все личное полностью подавляется. Зачастую последователи "Поместной Церкви" одинаково одеваются, одинаково подстрижены и говорят с одинаковыми интонациями. Показателен рассказ Уитнесса Ли о том, как он покупал себе ботинки. Куда бы он ни заходил, всюду продавались слишком модные ботинки, а ему были нужны немодные, "чтобы не превозноситься". Разумеется, этот рассказ воспринимается как прямое руководство к действию, поэтому члены "Поместной Церкви" стараются не покупать ботинки, которые могут быть сочтены модными. Они одеваются весьма скромно, но галстук и белая рубашка обязательны. В этом, несомненно, проявляется групповое (характерное для китайцев и других азиатских народов) сознание: доминирует стремление не выделяться из группы, быть "как другие".

Этот же принцип господствует и на молитвенных собраниях "Поместной Церкви", которые обычно проходят в школах или в арендованных кинозалах. Во время совместной молитвы собравшиеся громко нараспев повторяют: "О Господь Иисус!", постепенно доходя до всеобщего исступления. Уитнесс Ли утверждает, что если произносить эти слова определенным образом, то будешь находиться "в Духе". В состоянии коллективного религиозного экстаза, достигаемого такой "молитвой" сам смысл выкрикиваемых слов значит несравнимо меньше, чем возникающая эмоциональная атмосфера. Слова, в принципе, могут быть любыми. Характерно, что для вхождения в состояние "пребывания в Духе" рекомендуется "отключить ум" или "выйти за пределы своего ума".

Другой распространенный способ совместной молитвы в "Поместной Церкви" называется "молитвочтением". Метод был разработан Уитнессом Ли, который впервые применил его на Тайване в конце 50-х гг. Заключается он в следующем: В определенный момент молитвенного собрания встает кто-то из присутствующих и говорит, например: "Братья, читаем Послание к Галатам, 2, 19". Все раскрывают Библию и читают: "Я распят с Господом". Потом тот, кто читал, повторяет: "Я! Я! Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал мне: Я! Аллилуйя!" (Все кричат: "Аллилуйя!"). Потом каждый начинает выкрикивать: "Господь сказал: Я! Аминь! Сам Господь сказал: Я! Ух, Сам Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал: Я распят! Аминь! Распят, сказал Господь! Господь сказал: распят Я! Аллилуйя, братья!" и т. д. Этим также достигается состояние всеобщего транса. Присутствующие начинают раскачиваться, кричать, махать руками и т. п.

Практика "молитвочтения" обосновывается цитатой из 2 Тим 3, 16, где говорится, что все Писание богодухновенно. На основании этого Уитнесс Ли заявляет, что Писание – это Дух Бога. Следовательно, Писание – это Сам Бог или Сам Христос. Он пишет: "С этого момента мы должны считать Библию самой сущностью Бога, а не откровением Бога". "Из Библии очевидно, что Слово Христово ни капли не меньше, чем Сам Христос". "Когда мы занимаемся молитвочтением, мы духовно едим и пьем сущность Христову". Уитнесс Ли утверждает, что каждое слово Писания нужно читать при помощи "молитвочтения", тогда вы будете наполнены Словом, которое есть Сам Господь. При этом, рекомендуется не слушать слова, но наслаждаться Самим Богом через слово. Главное – все воспринимать "духом", а не разумом. "Мы истинно наслаждаемся совместным молитвочтением Слова на наших собраниях. Оно намного лучше, чем проповедь или учение, потому что в него включается дыхание. Когда мы молитвочитаем Слово, мы просто дышим вовнутрь себя Иисуса... Мы собираемся не для того, чтобы получить немного учения, но чтобы на нас подышал Господь Иисус, принять в себя Господа Иисуса через дыхание". Таким образом, библейские тексты, как правило, воспринимаются последователями "Поместной Церкви" исключительно на эмоциональном уровне, в то время как их подлинный смысл зачастую остается неясным.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Дворкин А. Л. "Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования", Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 2000.

Это совершенно оригинальная по замыслу и исполнению книга о Православных Поместных Церквах, подготовленная насельниками московского Сретенского монастыря.

История Церквей дается здесь не в фундаментальном, сухом изложении, но в виде отдельно взятых тем и моментов. Житие святого, биография предстоятеля Церкви, рассказ о каком-то одном важном событии прошлого - вот из чего складывается эта книга. Центр ее тяжести - современность и недавнее прошлое. Важная часть книги - в жанре журналистики: интервью, заявления для прессы, путевые заметки.

Все это создает необыкновенно живую картину. Каждый материал в отдельности - интересное, общедоступное, не перегруженное специальными деталями чтение. Все вместе дает широкую, впечатляющую картину Вселенского Православия с его немеркнущим духовным светом, но и со всеми человеческими немощами,со всеми проблемами, со всеми вызовами, брошенными Православию его былыми или еще более страшными нынешними противниками.

Чтение книги назидательно: оно убеждает, что «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), что Господь никогда не оставит Свое «малое стадо» (Лук. 12,32), «как овцы среди волков» (Матф. 10, 16), идущее к Царству Божию по благодатным пажитям церковным.

Единство Православных Церквей - это единство братьев,которые живут в разных концах земли, но не забыли о собственном родстве. Христос послал своих учеников для проповеди Евангелия, не назначив никого из них главным или начальствующим над остальными, хотя у Него был и брат по плоти (апостол Иаков, первый епископ Иерусалимский), и любимый ученик (апостол Иоанн Богослов).

Каждый из апостолов получил себе в жребий особую область - не для почестей и прибытка, но для проповеди и свидетельства об Истине даже до смерти. Святые каноны и правила церковные устанавливают совершенно особый характер отношений внутри православного мира, в духе, исполненном христианской любви и взаимоуважения. И хотя на практике среди Поместных Церквей случаются трения и разногласия, как это бывает в каждой семье, однако единство Вселенского Православия остается нерушимым. Показать это и призвана данная книга.

Поместные Православные Церкви

Издательство Сретенского монастыря, 2004

ISBN 5-7533-0290-4

Поместные Православные Церкви - Содержание

часть I Справочные материалы

I. Константинопольская Православная Церковью
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Константинопольского Варфоломея
4 Епархии
5 Основные монастыри


1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки Петра VII
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Антиохийского Игнатия IV
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Иерусалимского Иринея
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Сербского Павла
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
VIII Румынская Православная Церковь
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Румынского Феоктиста
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Болгарского Максима
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Кипрского Хризостома
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Албанского Анастасия
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Польского Саввы
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Чехо-Словацкого Николая
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
XV. Американская Православная Церковь
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Американского Германа
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

часть II Публикации

I. Константинопольская Православная Церковь
Истории о тайных христианах
Монастыри Святой Горы Афон
Проблема открытия Халкинской богословской школы:история вопроса
Православная Церковь в Индии
Греческая обитель в Аризоне
Каппадокия
II. Александрийская Православная Церковь
«Африканцы встречают Православие своими чистыми и нежными сердцами». Интервью с Патриархом Петром VII
Краткая история Патриаршей библиотеки
Православная Патриаршая семинария в Найроби
Православная община деревни Каньянджара при церкви Святого Макария
Православие в Кении
Православная миссия на Мадагаскаре
Православная вера добралась до острова Маврикий
III. Антиохийская Православная Церковь
Слово Блаженнейшего Патриарха Игнатия в Успенском соборе Московского Кремля
Преподобный Иоанн Дамаскин
Тур Абдин - древнейший центр восточного монашества
Сайднайский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
История Богословского института Св. Иоанна Дамаскина
«Мне приятно служить русскому народу». Интервью с епископом Филиппопольским Нифоном
IV. Иерусалимская Православная Церковь
Приветственное слово Патриарха Московского Алексия
Патриарху Иерусалимскому Иринею на интронизации
Справка о порядке избрания предстоятеля Иерусалимской
Православной Церкви
Основание Иерусалимского подворья в Москве - важнейшая веха в укреплении братских отношений
«Иерусалим занимает исключительное по значению место в мире». Интервью с архимандритом Феофилом (Яннопулосом)
VI. Грузинская Православная Церковь
Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью
Святой благоверный царь Давид Строитель «Истина - в бессмертии души» «Приветствую тебя, Кавказ седой!» (путевые заметки, май-июнь 2001 года)
Православное возрождение в Аджарии
VII. Сербская Православная Церковь
Пасхальное послание Патриарха Сербского Павла
Святой благоверный Владислав, король Сербский
Святитель Василий Острожский, митрополит Захолмско-Герцеговинский
Чудеса святителя Василия Острожского
Сербия монашеская (путевые заметки, февраль 2002 года)
«Лучшее будущее не может быть основано на преступлении». Интервью с иеромонахом Саввой (Яничем)
«Пресвятая Богородица помогает всем». Интервью с архимандритом Гавриилом (Вуковичем)
VIII. Румынская Православная Церковь
Борьба братьев Скрибанов за канонический строй Румынской Церкви
Калейдоскоп культурных эпох (путевые заметки, апрель-май 2001 года)
«Любовь все переносит» Интервью с румынским старцем Иустином (Пырву)
IX. Болгарская Православная Церковь
Премьер-министр Симеон II и Болгарская Церковь
Особо чтимые святые Болгарской Православной Церкви
Врачешский монастырь: возрождение в Болгарии
Болгария на перепутье (путевые заметки, апрель-май 2001 года)
Богословский факультет Софийского университета
Святого Климента Охридского
«Детям нужны не мертвые формулы, а живое чувство Бога в душе»
X. Кипрская Православная Церковь
«Для того, кто уповает на Бога, не существует безвыходных ситуаций»
По стопам русского монаха и путешественника Василия Григоровича-Барского
«Я полюбил Россию еще в школьные годы». Интервью с протоиереем Саввой Михаилидисом
XI. Элладская Православная Церковь
Структура Церковного суда Элладской Православной Церкви
Реакция на визит Папы в Афины
Обращение к премьер-министру Великобритании Тони Блэру по поводу ситуации в Косово
Россия и Греческая Церковь: к истории взаимоотношений в XVII-XIX веках
Метеора: между небом и землей
Западные ворота Греции
XII. Албанская Православная Церковь
Диалог с исламом с православной точки зрения. Исторический обзор
Православная богословская академия Воскресения Христова в Дурресе
Албанское воскресение
XIII. Польская Православная Церковь
Священномученик Максим Саидович
Супрасльский Благовещенский монастырь
Храм Святителя Николая в Беловежье
Александро-Невский собор в Варшаве
Неизвестная Польша
XIV. Чешских земель и Словакии Православная Церковь
Слово митрополита Дорофея на открытии Чехо-Словацкого подворья в Москве
Святой Ростислав, князь Моравский
«Верующих осталось очень мало». Интервью с архиепископом Пражским и Чешских земель Христофором
XV Американская Православная Церковь
Заявление Священного Синода Православной Церкви в Америке в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года
«Во Христе нет ни американца, ни русского». Интервью с архимандритом Закхеем (Вудом)
Житие святителя Рафаила Бруклинского
«Мы все - дети Русской Церкви». Интервью с протопресвитером Фомой Хопко

Поместные Православные Церкви - Константинопольская Православная Церковь

История Константинопольской Церкви тесно переплетается с историей одного города - Константинополя (ныне Стамбул), или просто «Города», как его до сих пор называют греки. Именно благодаря ему Константинопольская Церковь получила первенство чести в семье Поместных Православных Церквей. Когда Константинополь стал новой столицей Римской империи (330), местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим». После отпадения Римской кафедры от Вселенского Православия Константинопольская Церковь получила место «первой среди равных».

Хотя на протяжении последних столетий неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в города других стран, эти проекты так и не были осуществлены. И даже сейчас, когда основная часть паствы Константинопольской Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему остается в Стамбуле, где проживает немногим более двух тысяч православных. В основном, это престарелые греки, число которых стремительно сокращается, в то время как их потомки уже давно переселились в Грецию.

Свой особый статус Константинопольская Церковь получила, главным образом, в силу политических обстоятельств. Об этом, помимо вышеприведенного правила, ясно говорится в двадцать восьмом правиле Четвертого Вселенского Собора: «Престолу Ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу Новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с Ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем».

Таким образом, епископская кафедра «Нового Рима» получила равный статус с престолом «Ветхого Рима» в силу того, что первый - Константинополь - стал «градом царя и синклита». И уже позже распространились предания о том, что Константинопольская Церковь была основана ап.Андреем Первозванным и первым ее епископом стал апостол от семидесяти Стахий.

История Константинопольской Церкви может быть разделена на пять имеющих четкие границы периодов.

Первый период - «торжества Православия». Начался в 330 году. Его конец условно можно ограничить 843 годом,когда была одержана окончательная победа Православия над иконоборчеством.

Второй период, «Крестовых походов», завершился в 1204 году захватом Константинополя крестоносцами.

За начало третьего периода можно принять 1261 год, время освобождения Константинополя от римской власти, и продолжить его до 1453 года, когда город был окончательно захвачен турками.

Четвертый период, период турецкого господства, завершился образованием независимого греческого государства в 1821 году и объявлением независимости Элладской Церкви.

Пятый, современный период, начинается 1833 годом и продолжается до настоящего времени.

Не будет преувеличением сказать, что практически каждый украинец, вне зависимости от своих религиозных убеждений, знаком с термином «Поместная Церковь». Он регулярно слышит о необходимости ее создания от президента Украины, спикера Верховной Рады, депутатов, многочисленных экспертов и, конечно же, представителей УПЦ КП.

Депутаты даже написали Константинопольскому патриарху письмо, где просили отобрать УПЦ у Москвы, объединить ее с Киевским патриархатом и взять под свое крыло.

Дворника Маркияна смело можно было назвать среднестатистическим украинцем. В свободное от работы (на вверенном ему участке проспекта Степана Бандеры) время, он внимательно наблюдает за политической ситуацией внутри страны и за ее пределами, а также отслеживает последние инициативы руководства державы.

Одна из них, посвященная церковному вопросу, вызвала у Маркияна устойчивое ощущение, что Поместная Церковь, (наряду с безвизовым режимом) - нечто ему абсолютно необходимое. Более того, если Маркиян считает себя патриотом (а он, конечно же, считает), то должен отдать все силы для того, чтобы она была создана. Ведь без Поместной Церкви, согласно тезисам нынешнего истеблишмента державы, невозможно существование патриотической процветающей Украины. И если в нашей стране остались еще некоторые проблемы, то это все только от того, что мы до сих пор живем без этой замечательной структуры.

Однако, несмотря на многочисленные заявления и публикации в прессе, Маркиян все же довольно смутно представлял себе - что же это такое, проект Поместной Церкви по-украински, кто и для чего его лоббирует, отличается ли он от признанных в православном мире Поместных Автокефальных Церквей и что может изменить в жизни обычного верующего украинца.

Для начала Маркиян, наделенный от природы редкой любознательностью, решил выяснить - что подразумевают под Поместной Церковью во всем православном мире.

Нырнув в Интернет и обложившись специальной литературой, наш герой выяснил, что Кафолическая Православная Церковь, которую еще называют Вселенской, в мире одна. Она делится на Автокефальные Поместные Церкви. Те в свою очередь делятся на епархии, епархии - на приходы.

Существуют и другие единицы административно-территориального деления Церкви: экзархаты, митрополичьи округи, а также автономные Церкви, одной из которых и является Украинская Православная Церковь. Однако для обычного верующего это деление малозаметно, поскольку вероучение во всех православных Церквях одно.

Кстати, Маркиян с удивлением узнал, что границы большинства Поместных Церквей вовсе не совпадают с политическими границами государств. Так, например, выяснилось, что Константинопольский патриархат имеет приходы сразу на нескольких континентах, Александрийская Церковь окормляет всю современную Африку, а Антиохийский Патриархат включает в себя страны Ближнего Востока, часто имеющие между собой весьма непростые отношения.

Таким образом, Поместная автокефальная Церковь - часть Вселенской Церкви, признанная другими Церквями, которая распространяет свое служение на определенную территорию (не обязательно на страну). Она самостоятельна в управлении, но не в вероучении, поскольку церковные правила (каноны) остаются неизменными и обязательными для всех без исключения Церквей уже более 1 500 лет.

Маркиян выяснил, что между всеми православными Церквями существует молитвенное и евхаристическое общение, все члены Кафолической Церкви признают таинства друг друга. В обычной жизни это означает, что, если украинец крещен в УПЦ, он может свободно исповедоваться и причащаться в любой православной церкви мира.

Совсем другая ситуация, если украинца «крестили» в одной из организаций, которые в православном мире церквями не считают - УПЦ КП или УАПЦ. Он может ездить в паломничества в Иерусалим или Афон, может прикладываться там к иконам и мощам святых, но к церковным таинствам его никто не допустит. Причем не допустят не только в ужасном «Мордоре», но и в любой другой Поместной Церкви, в том числе и в надежде всех украинских патриотов - «матери-Церкви» Константинополе. И вовсе не потому, что агенты «русского мира» коварно действуют во всех уголках вселенной. Не существует никаких заговоров антиукраинских сил. Все проще - согласно учению Церкви, все, кто от этой Церкви отказался, не могут быть допущены к ее таинствам до принесения покаяния.

Внимательно изучив все тезисы и заявления о Поместной по-украински, дворник Маркиян с удивлением осознал, что под Поместной Церковью у нас в стране понимают нечто совсем иное, чем во всем православном мире. Что создание Поместной в Украине - это совместный политико-коммерческий проект УПЦ КП, украинской власти и нескольких человек, громко называющих себя «автокефальным крылом УПЦ».

Почему именно бизнес и политика? Просто потому, что заявления представителей каждой из этих групп, при всем их патриотическом пафосе, не совпадают не только с мнением Вселенской Церкви, но и с реальной действительностью. Да что там с действительностью, даже друг с другом и просто со здравым смыслом. Зато создание этой структуры полностью отвечает их глобальным интересам.

Киевский патриархат

Схема создания Поместной в Украине проста и эффектна - «отцепить» УПЦ от Московского Патриархата, получить от Константинополя признание УПЦ КП, «объединить» их в одну структуру, «отцепить» ее уже от Константинополя и получить автокефалию. Казалось бы - ничего сложного, если бы не одно «маленькое» «но».

В свое время любимый дворником Маркияном поэт Пушкин писал: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» .

Украинская Православная Церковь является частью Вселенской Церкви посредством канонической связи с Русской Поместной Церковью.

Совсем иная ситуация с УПЦ КП. Все время, пока существует эта структура, сохраняется ее игнорирование и бойкот со стороны Кафолической (Вселенской) Церкви. И нет никаких признаков того, что ситуация способна как-то измениться без изменения сознания членов этой организации. Для Церкви Киевский патриархат - лишь один из случаев расколов и ересей, которые в двухтысячелетней истории Православия время от времени возникали и исчезали в никуда. И мотивы подобных расколов всегда одни и те же - гордость, жажда власти и денег.

Но вот уже 25 лет часть украинцев этой Вселенской Церкви не верят. Зато они верят спикерам УПЦ КП, которые все эти годы поясняют патриотам игнорирование своей структуры мировым православием то происками «русского мира», то непростой геополитической ситуацией, а то и просто в стиле «надо еще чуть-чуть подождать».

Но в ситуации, когда время идет, а признания нет, приходится следовать известным заветам немецких пропагандистов, утверждавших: «Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой» .

Таким образом, появилась идея позиционировать Киевский патриархат не просто как «українську церкву» (в противовес «москальской» УПЦ), а назначить ее сразу владычицей морской Поместной Автокефальной Церковью, т.е. равной всем Поместным Церквям.

Дворник Маркиян решил исследовать, как именно Киевский патриархат аргументирует свои претензии на «Поместность» своей структуры, и обнаружил удивительную вещь - в медиа-пространстве одновременно сосуществуют абсолютно разные заявления руководства УПЦ КП на эту тему. При этом они настолько противоречат друг другу и просто здравому смыслу, что, казалось бы, не заметить этого невозможно.

Возможно, иерархи УПЦ КП не очень высокого мнения о способностях украинцев к логическому мышлению, или в народе доверие к людям в церковных облачениях настолько высоко, что они продолжают им верить даже тогда, когда, казалось бы, верить абсурдно. Сказать наверняка сложно. Потому просто приведем найденные Маркияном четыре самых популярных высказывания лидеров Киевского патриархата на тему поместности.

Киевский патриархат вскоре будет признан как Поместная Церковь


Киевский патриархат уже является Поместной украинской Церковью


Задание Вселенского Патриарха - признать Киевский патриархат и принять его в общение со всем мировым православием

>

Наш главный герой всегда уважал логику. Потому вполне закономерно, что он сделал из этих заявлений два очевидных вывода:

  • если Киевский патриархат только стремится стать Поместной церковью, то в данный момент он таковой быть не может по определению;
  • если Киевский патриархат стремится к признанию со стороны мирового православия, значит, тем самым он подтверждает, что сейчас он не признан, а соответственно - Церковью не является. Следовательно, и все нынешние «таинства» этой структуры в действительности таинствами быть не могут.

Возможно, поклонники Киевского патриархата тоже читают эти строки, потому предлагаем им поразмыслить над выводами Маркияна. А мы пока перейдем к его анализу заявлений на тему Поместной Церкви украинской власти.

Украинская власть

С победой Евромайдана резко активизировались усилия власти по созданию структуры Поместной Церкви. Причина, по словам президента Порошенко, - «помочь единению страны» . Что ж, объединение страны - дело благородное, хотя и в непосредственные задачи Церкви не входит.

Но вот только есть в этом одна странность. Маркиян с удивлением обнаружил, что Церковь, которая способна «помочь единению страны», в Украине давно существует, и это - Украинская Православная Церковь. Ее епархии и приходы действуют по всей территории страны, включая Крым и непризнанные республики Донбасса. Однако использовала ли власть этот грандиозный ресурс для объединения украинцев? Нет, не использовала, да, похоже, и не собиралась.

Более того, УПЦ упрекают в том, что она не отозвала своих священников с неподконтрольных украинским властям территорий. В частности, директор департамента Минкульта по делам религий Андрей Юраш в свое время потребовал, чтобы УПЦ перенесла четыре своих епархиальных центра с неподконтрольной украинским властям территории Донбасса и тем самым доказала бы свою «патриотичность».

Кстати, Маркиян решил проанализировать, какими правами обладает УПЦ, и сравнить их с теми возможностями, которые дает статус Автокефальной Поместной Церкви.

Итак, Поместная Церковь имеет право:

  • самостоятельно выбирать своего предстоятеля и епископат;
  • канонизировать святых;
  • составлять новые чинопоследования и песнопения;
  • варить святое миро.

Парадоксально, но УПЦ имеет все перечисленные права, кроме последнего. Однако некоторые Церкви, имеющие статус Поместных (например, Польская и Элладская), также не имеют своего святого мира, а получают его от Церкви, от которой получили статус автокефалии!

То есть получается, что в Украине уже существует Церковь, которая:

  • признана мировым православием;
  • объединяет ВСЮ территорию Украины;
  • уже обладает почти всеми реальными правами Поместной Церкви.

Но при этом украинская власть ее игнорирует, а активно лоббирует создание структуры, которая вряд ли будет обладать хотя бы одним из этих качеств.

Так где же логика? Ведь налицо явный контраст между заявленными тезисами и объективной действительностью.

Впрочем, что, если допустить немыслимое? Что, если власти не нужна настоящая Церковь, зато нужна послушная религиозная организация, которая бы эту власть поддерживала безоговорочно и во всем, а также ретранслировала эту поддержку своим прихожанам? В первую очередь - в курсе на националистическую идеологию. Тогда все сходится. УПЦ КП дает власти безмерную поддержку, власть УПЦ КП - привилегированный статус придворной церкви.

Все как в басне Крылова:
«За что́ же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку».

Автокефальное крыло

Еще одна группа, вернее группка, лоббирующая проект Поместной по-украински, - несколько человек из среды УПЦ. Она крайне малочисленна, но очень активна в медиапространстве. В первую очередь речь идет о митрополите Александре Драбинко и протоиерее Георгии Коваленко. Еще совсем недавно они занимали в структуре УПЦ самые высокие должности. Коваленко был спикером Церкви, а владыка Александр - главой комиссии, созданной для временного управления Киевской епархией (в период болезни Блаженнейшего Владимира). Многие утверждали, что в этот период митрополит Александр Драбинко фактически руководил УПЦ.

По странному стечению обстоятельств, в эти благополучные времена и о. Георгий, и владыка Александр часто посещали Москву, были вполне довольны каноническим статусом УПЦ, как автономной церкви, и об автокефалии не упоминали. Точно так же разделяли они позицию Церкви о необходимости покаяния раскольников (УПЦ КП) для их возвращения в православие. Митрополит Александр даже в свое время написал известный труд, посвященный этой проблеме: «Почему раскольнические группировки в Украине называются неканоническими».

В нем он характеризовал УПЦ КП следующим образом:
«Киевский Патриархат, лишенный благодатных даров Святого Духа, Который из поколения в поколение передается через преемственность от апостолов, стал на путь превращения в неопротестантскую секту с внешним лицедейским сохранением православного обряда… И пустыми являются слова М. Денисенко, который напрасно вселяет надежду своим последователям о признании в будущем “КП” - равноправной Церковью-сестрой в семье Православных Церквей, поскольку здесь речь идет не о признании самостоятельности, автокефальности, а о признании церковности как таковой» .

Но это было раньше. Сейчас владыка Александр - лишь викарный епископ да еще настоятель прихода на окраине Киева. Радикально изменилась и его риторика относительно возможного объединения с «неопротестантской сектой» (УПЦ КП). Она стала более «демократичной»:

«В Украине есть миллионы сторонников автокефалии… Понятно, что никто ни с каким покаянием, так, как его понимают определенные представители нашего священноначалия, не придет и на коленях вымаливать прощение не будет. Стоит понять, что поместную Церковь надо делать каким-то другим путем ».

О. Георгий Коваленко вообще публично отказался от родной церкви. Сейчас он регулярно участвует в ток-шоу вместе с главой УПЦ КП Филаретом и журналистами, поливающими УПЦ грязью.

Конечно, нашего Маркияна не могло не удивить странное совпадение - утрата этими священниками высоких должностей и резкая смена собственных взглядов.

Однако, учитывая то, что на сегодняшний день в среде лоббистов Поместной эти священники - одни из немногих, кто не утратил свой канонический статус, едва ли их «переобувание» случайно и они не рассчитывают занять в новой структуре «подобающие» места.

Выводы

Обычный среднестатистический украинец, внимательно и непредвзято проанализировав заявления и мотивы сторонников Поместной по-украински, легко может прийти к выводу, что эта структура никаких позитивных изменений православным не несет. А вот негативных - сколько угодно. В то же время у каждой из представленных групп ярко прослеживается личная заинтересованность в этой организации.

Все мы с детства помним сказку Ганса Кристиана Андерсена о голом короле, который гордо прогуливался среди народа в воображаемой одежде. Хитрые мошенники-портные, получив свое золото, заверили его, что сшили одежду из ткани, которую способны видеть лишь люди умные. В результате и король, и придворные делали вид, что восхищаются красотой несуществующих нарядов, боясь показаться дураками. А правду смог озвучить лишь маленький мальчик, сказав ставшую крылатой фразу: «А король-то голый»!

В православной Украине уже 25 лет происходит то же самое, только слово «глупость» заменили словом «патриотизм». Множество людей, боясь показаться непатриотичными, посещают храмы с «голыми» пастырями с воображаемой верой и благодатью.

Сейчас эти пастыри вместе со своими портными хотят «пошить» свою воображаемую одежду для всех украинцев. Голос Вселенской Церкви для многих из них не авторитет. Однако, если не верить Церкви, кто же тогда должен произнести фразу «А король-то голый» так, чтобы его услышали?!



Вверх