Исторические особенности заселения и освоения южного урала. История освоения урала

Общепринятое описание освоения Урала начинается с оценки похода Ермака. Кто явился инициатором похода? Какова была цель? Какова роль правительства в организации и проведении похода? Получали ли Ермаковцы государственную поддержку? В течение какого времени был совершен подвиг, о котором мы, живущие через 430 лет, не забываем?

В произведениях устного народного творчества - конце XVIII и начале XIX вв. был опубликован рукописный сборник народных песен, былин, в том числе и о Ермаке, собирателем которого предположительно называют русского фольклориста XVIII века Киршу Данилова - инициатором похода показываются казаки - дружинники.

О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей, среди которых:

  • - Самая древняя и признанная всеми более правдивой - Есиповская, написанная донским казаком, сподвижником Ермака, как он сам себя называет, Саввою Ефимовым. Летопись эта окончена в1636 году, когда автору ее было около 80 лет; Казачье «написание» - краткая «скаска» еще живших в Тобольске в 1623 году участников похода - легло в основу Синодика ермаковым казакам - специальной церковной службы, прославлявшей казаков, погибших в Сибирском походе. Синодик стал в дальнейшем одним из источников Есиповской летописи, составленной в 30-е годы XVII в. дьяком Тобольского архиепископского дома Саввой Есиповым. В ней присоединение Сибири было представлено как воплощение «божьего промысла», отвечавшим государственным и царским интересам.
  • -Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. В Строгановской летописи на первый план выдвигалась роль промышленников Строгановых в организации похода Ермака. «Строгановы выхлопотали себе царскую грамоту «поступать военной рукою « не только с ближними неприятелями, но и с дальними сибирскими врагами, причем им жаловались земельные угодья в царской «отчине» за Камнем (Уралом). В своих городках-острогах у них уже был давно сформирован набор ратных людей, обученных городовому и воинскому делу. Для Строгановых, мечтавших о «подъеме в Сибирь», такой человек был находкой, и поэтому Строгановы «бросили клич», на который откликнулся Ермак (по некоторым источникам- Токмак) Казаки и Ермак- исполнители воли Строгановых. Особенностью этой летописи было привлечение в качестве документальных подтверждений данной версии материалов вотчинных архивов Строгановых, Синодика Ермаковым казакам и повести начала XVII века «О Сибири»(3).
  • -В Кунгурской летописи (найденной в 1703 г. С.У. Ремезовым, тобольским служилым человеком, историком, географом, архитектором в Кунгуре) написано, что «промчеся воровской слухъ» про «Заворуя Ермака, который имея «спех и храбрость смлада», своевольными вои храбрствовал во единство сердца и вседушко»,- воевал персидские бусы на Хвалынском море, зорил русских купцов и даже «шарпал царскую казну на Волге.» Опираясь на предания казаков дружины Ермака, авторы Кунгурской летописи именно их считали инициаторами похода и с восхищением писали о порядках в казачьей дружине. С.У. Ремезов создал свою «Историю Сибирскую», в основе которой лежат летописи Есиповская, Кунгурская, русские и татарские предания и документы. В ней содержатся сведения о народах Урала и Сибири.(4)
  • - Краткая Сибирская летопись Спасского, изданная в 1820 году. Им же была осуществлена публикация «Чердынские юридические древности»
  • - Латинская, относящаяся к концу ХVІІ века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным;
  • - Новая летопись, составленная в конце ХVІІ или в начале ХVІІІ в.в.;
  • - Опросы в 1621 году первого Тобольского архиепископа Киприана оставшихся в живых сподвижников Ермака о покорении ими Сибири и о всех обстоятельствах похода;
  • - В Бузуновском летописце,(«Сказания Сибирской земли», найденные А.А. Дмитриевым) также основанном на устных преданиях о Ермаке, содержится версия об уральском происхождении Ермака- Василия Тимофеевича Аленина, родившегося в одной из Строгановских вотчин на реке Чусовая(5), по другим сведениям, введенным в научный оборот Е.К. Ромодановской, он родился в Сольвычегодской части Строгановских владений в с. Борок на Двине.)
  • -В дипломатических документах конца XVI века отражен официальный взгляд на поход - казаки в них также являются исполнителями царской воли. Ни о Ермаке, ни о Строгановых упоминаний в них нет.

Исторические летописи являются ранними историческими произведениями. В них рассматриваются причины, ход, результаты освоения края русскими, даются оценки роли различных общественных сил в этом процессе. Освоение Урала и Сибири продолжили изучать Татищев В.Н., государственный деятель и ученый, главный управитель уральских заводов (1720-1722, 1734-1737гг.), начавший систематическое изучение рукописных хранилищ Урала в Чердыне и Соликамске. Среди других ценных летописей он приобрел в Далматовском монастыре «Летопись ротмистра Станкевича», содержавшую сведения об освоении Урала в 16--17вв.. В трудах Татищева не только некоторые летописи, но и акты официального делопроизводства, законодательные акты.

В конце 30-40-х годов XVIII в. на Урале работал второй отряд Камчатской экспедиции под руководством ученых - натуралиста И.Г. Гмелина и историка Г.Ф. Миллера. Миллер обследовал архивы Чердыни, Верхотурья, Туринска и собрал ценнейшие документальные свидетельства русского освоения Урала и Сибири, использованным им позже при создании «Истории Сибири». Присоединение Урала и Сибири Миллер считал завоеванием, использование природных богатств - государственным делом. А коренные народы считал народами, находившимися в полудиком состоянии. Он первым заинтересовался вопросами этногенеза народов Урала и влиянием русской колонизации на нерусские народы. Он считал, что только благодаря русским феодалам, купцам и церкви местные народы Урала приобщились к христианству и цивилизации.

О колонизации Урала упоминается в работах Соловьева С.М., Ключевского В.О., который назвал характер развития России - «колонизующийся». Крупным исследователем колонизации Урала был историк и археограф Дмитриев А.А. Изучая данные переписных книг XVI - XVII веков, богатый актовый материал, местные летописи, считал, что экономическое развитие Урала XVI - XVII веков зависело от освоения края, в котором главную роль играла не правительственная, а крестьянская и посадская колонизация. Он исследовал пути проникновения русского населения на Урал, происхождение первопоселенцев, эволюцию местных органов управления в ходе освоения земель и т.д. Им были выделены периоды в истории Урала, которые он связывал с этапами колонизации: Новгородский, Московский. Словари И.Я. Кривощекова, посвященные колонизации, содержали сведения о сельском хозяйстве и крестьянстве.

Трапезников В.Н. считал главной причиной переселения на Урал закрепощение крестьян и классовую борьбу, а основной движущей силой - крестьянство и посадских людей. Утверждал, что русские люди появились на Урале задолго до Строгановых, рассматривал роль монастырей.

В советский период культурным значением колонизации Среднего Урала в разной мере занимались: П.С. Богословский, А.А. Савич, А.П. Пьянков, А.А. Введенский, В.И. Шунков, А.А. Преображенский, В.А. Оборин(заселение и освоение Среднего Урала в ХI- XVIII в.) и др.. В.А. Оборин исследовал наряду с письменными источниками археологические и этнографические, что позволило ему сделать вывод о том, что пашенное земледелие коренного народа (удмуртов и коми-пермяков) существовало задолго до прихода русских. Близость хозяйственного уклада и общественного строя пришлого населения и коренного способствовало заселению и освоению среднего Урала представителями более 15 народностей Урала. Оборин рассмотрел три важнейшие формы колонизации края: крестьянскую, посадскую, монастырско -церковную, и их взаимодействие с правительством. Изучению истории культуры Урала посвящены работы П.С. Богословского(1927г.), Н.Н. Серебрянникова (о пермской деревянной скульптуре), В.В. Данилевского, В.С. Виргинского, В.А. Каменского и др.(6)

В настоящее время в работах В.В. Пундани, В.В. Менщикова разрабатывается тема колонизации Урала.

Известное нам самое первое упоминание о Урале относится к ок. 90г.- 160г.до н.э. На карте древнегреческого ученого Птолемея (под названием Риммейские (Рифейские) горы показаны Уральские горы. Выделяют Северный, Средний и Южный Урал. Средний Урал не отличается высотой, по его территории протекают две большие реки - Чусовая и Исеть.

По данным письменных источников, в VII-V вв.до н.э. на данной территории проживали племена фассагетов, иирков, исседонов, аримаспов, аргиппеев, которые обладали многочисленными стадами животных и сами были отличными всадниками. Над горами летали мифические грифоны - крылатые звери, охранявшие золото(Аристей, Геродот) В русских летописях ХI-ХII в. среди племен, проживающих на данной территории называются пермь, самоядь, югра. В летописях ХIII в. - древние венгры, позднее - племена иткульской культуры (самый известный памятник этой культуры- у города Полевской на горе Думная, металлургический центр, который, вероятно, снабжал продуктами своей деятельности скифо-сарматские племена). В дальнейшем на Урале этнические процессы протекали однотипно, характерным было вливание разных по происхождению и численности этнических групп, особенно во время Великого переселения народов. В настоящее время Урал - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ, периода революций и гражданской войны, сталинской коллективизации, ударных строек, репрессий и т.д.)(7)

Таким образом, история заселения и освоения Урала уходит вглубь тысячелетий. О тех временах говорят археологические находки. Верно то, что, находясь на пересечении дорог из Азии в Европу, на границе между степью и лесом, регион являлся местом пересечения многих миграционных потоков. На протяжении тысячелетий через эти земли прошли сотни племен и народов. К X-XV вв. местное население частично освоило территорию Урала. В сохранившихся летописных документах нет твердого ответа на вопрос об инициативе. Темой колонизации Урала занимались и занимаются многие историки.

Существуют разные точки зрения о времени первого знакомства русских людей со Средним Уралом: XIV, XV или XVI столетия. С Северным Уралом, приуральской югрой - первое достоверное свидетельство принадлежит богатому новгородцу Гюряте Роговичу в конце XI века(1092г.)(8) «Русское продвижение на Урал началось в XI веке, и было первоначально проявлением частной инициативы новгородских, затем московских торговых людей, промышленников, приобретавших у местного, аборигенного населения пушнину в обмен на русские товары. На путях их движения возникали поселения- слободки, зимовье, городки. Шли на Восток и христианские миссионеры.» (9)

Отряды, посланные московскими великими князьями, долго не задерживались: добыв драгоценную пушнину (дань с местного населения), уходили домой, на Русь. В конце XVI в. русские крестьяне стали проникать на земли Зауралья, в верховья реки Исети. «Не случайно русский человек начал уходить за Рифейские горы с давних мест обитания достаточно активно после похода Ермака. Кроме обострения социальных противоречий между «верхами» и «низами» русского общества, раскола русской церкви, роста плотности населения в Европейской России, начинавшегося «земельного утеснения», причиной продвижения русских людей за Урал было стремление найти там более благоприятную природную и социальную экологию.

Уходивший за Урал человек, искавший там «земли и воли», нашел здесь «дебрь плодовитую и скотопитательные места пространные зело, реки пространные зело, в их же воды сладчайшие и рыбы различные множество» Это были природные богатства, почти нетронутые людьми. Здесь не было крепостного права.) (10)

Существует версия, что «первыми заселенцами реки Урал были люди, бежавшие от кровавого царствования Ивана Грозного. Около 1559 года наплыв бежавших на Волгу усилился: шайки, состоящие из них, жили грабежами и разбоями. В 1577 году для разгона этих шаек был послан отряд Ивана Муранкина, который своими удачными действиями заставил их бежать, кого в Сибирь (Ермак), кого на Терек (гребенские казаки), кого на реку Урал.Дмитрий Володихин, кандидат исторических наук, в своей статье «Тысяча миль за полтора года», утверждает, что русские воинские люди бывали в Сибири, «брали там ясак, проповедовали Христову веру. На какое-то время сибирские татары оказывались даже в вассальной зависимости от Москвы, притом задолго до Ермака. Но все эти временные достижения не принесли России никакой пользы, помимо репутации сильного и упорного противника»(11).

Становится очевидным, что заселение и освоение русскими края, находящегося «встречь солнцу», было нереальным без создания достаточно эффективной военно-административной системы.

Добру, справедливости, честности, Любви к своей Родине учит нас русская народная сказка.

Из преданий, легенд (фольклорных рассказов) мы узнаём о жизни ставшей историей. В них реальные сведения могут сочетаться с вымышленными представлениями. Содержанием их служит всегда действительная быль, но рассказ, переходивший от поколения к поколению, из века в век, часто носит на себе печать сказки.

В своей работе я попытался опираясь на древние легенды, на известные исторические памятники в окрестностях Нижнего Тагила: Горбуновский торфяник, стоянку вблизи горы Медведь Камень, стоянка древнего человека на берегу Черноисточинского пруда изучить историю формирования народностей Среднего Урала.

1. Урал в древних легендах.

Рассказы античной древности о северных землях – Урале и Сибири относятся к тому далекому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н. э.), широко использующего мифы и легенды,. у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают. будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году. Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли.

Сведения античных легенд упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:. по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци. а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз. живут в земле. ходят по подземелью. день да нощь со огни.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. Так, сюжет об умирающих на зиму (т. е. засыпающих) людях, связан с тем, что зимой северные народности скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. Мотив необыкновенного, даже чудовищного вида людей, (мохнатые, волосатые) впечатление от характерной меховой одежды северных жителей.

Легенды о умирающей и воскресающей природе «прикрепились» к Уралу и Зауралью. Определенно указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля (т. е. зимний период).

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленъцах маленьких», выпадающих из тучи на землю.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой, но достигнуть ее трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):. есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда.

Легенды крепко и верно привязаны к нашей местности, к конкретным сопкам, рекам, пещерам. Коренные обитатели не мыслили себя без единения с горами, грозной природной реальностью. С этим и связано описание коренных обитателей Урала.

Изучив описание древних людей я выяснил, что у нас могли проживать: ханты, манси, фино-угоры, башкиры, татары.

Это создана картина первоначального заселения территории Среднего Урала используя легенды.

2. Первый человек на Урале.

Первым районом, охваченным массовым переселением Русских людей на Восток стал Урал, протянувшийся каменным поясом от студеного Ледовитого океана. Урал, каменным поясом, перехватывает посредине нынешнюю Россию, но в далекие времена это была новая территория Российского государства. Непроходимые и угрюмые леса заполнили все вокруг. Лапчатые ветви елей и пихт не дают свету проникнуть до земли, а в самом низу человеку и топором не прорубиться через бурелом, и почти невозможно добраться до Уральских сказочных богатств. Но здесь у людей появился союзник - синие ленты многочисленных рек и их притоков. Переселение на Урал началось с освоения обширной реки Камы и ее притоков.

В глубокой, седой древности, когда человек только-только вырвался из лона природы и стал активно колонизировать нашу планету, на Урал пришли первые неандертальцы. Произошло это примерно 75 000 лет назад. Пришли они преимущественно из Средней Азии и Кавказа и заселили территории Среднего и Южного Урала. Эти территории были свободны от ледника, который доходил то нынешнего Соликамска. Эти первые люди оставили нам могильники, орудия труда.

Неандерта́лец, человек - ископаемый вид поздних людей, обитавших 300 - 24 тысячи лет назад.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. По объёму черепной коробки они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Неандерталец, несомненно, относился к человеческому роду. Сначала его изображали полусогнутым, глуповатым на вид, волосатым и похожим на обезьяну. Теперь стало известно, что эта ошибочная реконструкция базировалась на ископаемом скелете, который был сильно деформирован болезнью. Было обнаружено множество ископаемых остатков неандертальцев, подтверждающих, что они не очень отличались от современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Тем не менее, в течение многих тысяч лет постепенно неандертальцы вымерли, и их место заняли Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее отчетливые их следы археологи нашли в слое мезолита 15 – 6 тыс. лет назад (стоянки Березовская, Кама-Жулановская, Огурдинская и др.).

В настоящее время на Урале известны десятки тысяч памятников, которые рассказывают о далеком прошлом нашего края. Одним из таких памятников является Горбуновский торфяник, торфяник у населённого пункта Горбуново, близ Нижнего Тагила, где были открыты и исследованы остатки 8 разновременных поселений эпох неолита и бронзы (3 тыс. до н. э. – 10 - 9 вв. до н. э.).

Археологами открыто болотное поселение: это остатки деревянных домов с глинобитным полом легкой берестяной крышей. Сохранились части жилых построек в виде деревянных настилов, на которых обнаружено множество предметов быта: обломки глиняной посуды, орудия из дерева и камня, поплавки и грузила для сетей, кремнёвые наконечники стрел, гарпуны из кости, наконечники мотыг из рога, замечательные изделия из дерева - сосуды в виде фигур лося и водоплавающей птицы, идолы, вёсла, бумеранг и др. Это выполненная из дерева посуда, которая существовала в III тысячелетии до нашей эры. Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц. Помимо деревянных, обнаружено много изделий из бересты, а также из глины. Находки свидетельствуют, что основными занятиями населения были рыболовство, охота и, возможно, земледелие.

Вероятно, именно это первое население людей современного антропологического типа и стало предком многих племен, а потом и народов, местного населения.

Расположение естественных водных путей - рек и определили места расселения первых жителей Уральского края. К VIII – IX вв. н. э. коренным населением его были ханты и манси, а также коми-пермяки, удмурты и башкиры, первые и законные хозяева уральских земель, их природных богатств, не сразу открывшихся людям.

Средний Урал заселялся с севера. Юго-восточную часть Зауралья - места, расположенные по течению рек Лозьвы, Выи, Тагила, Мугая, Нейвы, Режа, Пышмы, в результате сложных миграционных процессов постепенно заселили манси, или вогулы, потомки древних угро-финских племен. К юго-западу от них, в верховьях Чусовой и ее притока Сылвы, поселились родственные вогулам угры. Русские стали называть их остяками До XVII века коренным населением тагильского края был народ, называвший себя манси (русские их называли вогулы). Его язык входит в финно-югорску группу уральской языковой семьи. Манси – полуоседлые охотники, рыболовы, оленеводы. Основными жилищами для них являлись юрта и чум.

Манси свойственно особое отношение к хозяину леса – медведю. С древнейших времен они проводили особый обряд поклонения этому зверю – медвежий праздник. С убитого медведя снимали шкуру с головой и лапами и доставляли ее домой. Вечером под звуки инструмента сангыльтапа начинался праздник, который длился пять ночей, если добыт медведь, четыре – если медведица, два-три – если медвежонок. Люди пели священные «медвежие» песни, рассказывали сказания, танцевали, участвовали в драматических представлениях, после чего приступали к ритуальному поеданию мяса медведя.

Коми-пермяки и удмурты занимались земледелием и скотоводством. Их жилища из деревянных срубов с глинобитными полами напоминали русские избы. На хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру этих народов заметное влияние оказывало общение с соседями - русскими крестьянами на западе и татарскими поселенцами на юго-востоке.

Башкиры, владея довольно большой территорией, не стали, однако, земледельцами. Селища древних башкир состояли из легких жилищ типа юрт и были разбросаны по обширной территории. Продолжая кочевой образ жизни, пустующие земли они сдавали в аренду русским крестьянам, которые уже с XVI века стали селиться на Южном Урале.

3. Проникновение русских на Урал.

Первый этап освоения русскими уральских земель начинается в I тысячелетии н. э. походами русских войск на Урал и стихийными крестьянскими переселениями, а заканчивается вхождением народов Западного Урала (коми-пермяков и большинства удмуртов) в состав Русского государства.

Интерес русских к Уралу был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. К тому же воображение людей подогревалось доходившими до них мифами и легендами о несметных природных богатствах восточных земель, о "белках, падающих прямо из облаков", о "стерегущих золото грифах".

Сначала решили попытать счастья новгородцы. Они первыми из европейцев еще в XII веке проникли за Урал: организовали военный поход на север - с целью добыть дорогую пушнину - "рухлядь" и собрать дань с "югры" - угро-финских племен. Несколько раз предпринимали новгородцы походы "за Камень" и позже - в XII, XIV веках.

В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями.

Борьба Московского княжества за новгородские волости была частью борьбы за создание русского централизованного государства. Приуральские земли были нужны как плацдарм для борьбы с казаками и Сибирским ханством и для пополнения казны за счет сбора дани.

Московское княжество укрепляло свое влияние в северо-восточных землях путем внедрения христианской церкви. Церковная колонизация началась при епископе Стефане, который в 1383 году был назначен митрополитом московских в Пермь Вычегодскую. Благодаря миссионерской деятельности Стефана, богатейший край земель вычегодских коми в конце XIV века был присоединен к Москве.

В начале XV века в крае возникают первые русские поселения, основанные московскими ставленниками.

В 1462 году московское войско совершает поход из Устюга на вятскую землю и в Великую Пермь, чтобы укрепить московские позиции в Вятской земле, присоединив Верхнее Прикамье.

Во второй половине XV века идет борьба русского государства с Казанским ханством. В 1468 году татарскому войску был нанесен урон.

В конце XV века происходит присоединение земель удмуртов к русскому государству.

Весной 1500 года завершился трудный и победоносный поход присоединения к московским владениям земли от Печоры до Оби.

Таким образом, к началу XVI века вся Пермь Великая стала частью русского государства. Первые русские поселения - городки Анфаловский, Покча, Чердынь, Усолье Камское стали центрами управления и экономического освоения русскими Западного Приуралья и крепостями обороны.

Уральские племена, еще в эпоху первобытности, стали созидать свою неповторимую культуру. Тесно связанная с суровой и прекрасной уральской природой культура народов Урала отражала их восприятие окружающего мира, духовность и религиозные верования, служила опорой нравственности, любви и глубокого уважения к родной земле.

Со временем Русские люди сами освоили непростое ремесло охоты. Переселенцы, освоившись на Уральских отрогах, добывали бобра и соболя. Люди шли в тайгу на безлюдные и пустые земли с одной единственной целью – остаться здесь жить, в серьез и надолго. Переселенцы пробирались в северное Предуралье по водным путям. Другой путь к новым незаселенным землям шел по Северной Двине, Вычегде, Ижме, но опять же приходил в верховья реки Камы.

Природные богатства Урала и их рассредоточение определили не только заселенность, но и род занятий переселенцев. Основными факторами были климат и почва. На севере Урала появилось множество мелких поселений, а на юге, в Предуралье и Зауралье появились крупные поселения, доходом которых служило сельское хозяйство. Шли века, поселения крепли и развивались.

Люди, столетия назад бывшие переселенцами, стали коренными жителями этих мест. Развитие техники дошло до освоения несметных сокровищ, лежащих в Уральских недрах. От кустарной и неорганизованной добычи драгоценных камней, люди перешли к добыче железной руды. В те далекие годы руда добывалась тоже кустарным способом, но этого хватило, чтобы в уральской тайге задымили сталеплавильные заводы. Кроме руды, под рукой было несметное количество леса и вода. Именно так, много веков назад средний Урал превратился в горнозаводской промышленный центр.

Особые, не имеющие аналогов, отношения сложились у коренных уральских народов с русскими первопроходцами. Простые люди пришли на Урал не завоевывать, не подчинять себе кого-то, а жить рядом в согласии и мире, хозяйствовать, растить детей, улучшать свою долю. С самого начала появления русских переселенцев на Урале они вступили в самые тесные взаимодействия с аборигенами: хозяйственные, бытовые, культурные. Произошло сближение и взаимопроникновение разных культур и цивилизаций. Крестьяне, торговые люди, ремесленники, купцы, предприниматели оказались готовы вложить энергию, сметку и просто силу в новое дело.

Уральская земля была поднята к жизни их физической и духовной энергией, полита их потом, застроена их руками. Это они раскорчевывали непроходимые таежные дебри, строили рудники, заводы, шахты, города и слободы, прокладывали дороги. Заселение и освоение Урала русскими - великий трудовой подвиг народных масс России.

Урал не стал колонией, а превратился в неразрывную составную часть Русского государства, его экономики и культуры. Создались благоприятные условия для использования огромных природных богатств этого региона, который превратился в "опорный край державы", один из основных ее промышленных районов.

С 1904 по 1926 г. численность населения выросла более чем в 2 раза. Причем существенно расширился перечень национальностей, проживающих на территории Уральской области. По материалам переписи 1926 г. были учтены представители более 70 народов, в том числе татары составили 2,85 % общей численности населения, башкиры - 0,87 %, марийцы - 0,28 %, удмурты - 0,2 % и т. д. В сравнении с 1908 г. значительно выросла численность татар и, напротив, сократилось число башкир.

В 1998 году, во время переписи населения, в Свердловской области насчитывалось 120 национальностей, в 2002 году перепись показала уже 140 национальностей.

Самая большая диаспора в Свердловской области - русские (4 млн. человек), затем идут татары (около 150 тыс. человек), украинцы (55 тыс. человек), марийцы, удмурты (от 15 до 30 тыс. человек), и друг

Мы видим большое разнообразие коренных народностей Урала. Все они оставили свои следы в истории развития и освоения уральских земель.

Сегодня наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Мы, тагильчане, это - русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты, башкиры, и другие национальности - часть великой семьи, которая зовется Россия.

2. Как осваивалась территория Урала?

Города возникли на Урале еще в XV в. (самый первый из них - Соликамск - крупный центр добычи соли - был основан на его минеральных ресурсах). Но массовое заселение и освоение природных богатств Урала началось при Петре I. С начала XVIII в. на Урале началось широкое заводское строительство, в ходе которого было построено более сотни металлургических заводов. Урал стал крупнейшим горно-промышленным районом России и всего мира.

3. Выберите верные ответы. Отраслями специализации Урала являются: а) черная металлургия, б) машиностроение, в) легкая промышленность, г) цветная металлургия.

4. Найдите лишнее. На Урале работают электростанции: а) Братская, б) Рефтинская, в) Белоярская, г) Обнинская.

5. В чем состоят на сегодняшний день проблемы Урала?

Остро стоит вопрос экологии в Уральском экономическом районе. Характеризуя индустриальный Урал как зону острого экологического неблагополучия, не следует забывать, что он несёт на себе следы разнообразных по генезису радиационных воздействий. Причём радиационное загрязнение Уральского региона по объёму значительно превышает чернобыльское. Именно здесь в 1957 году произошла тяжелейшая радиационная авария, известная как Каштымская. Она связана с деятельностью военного ядерного центра "Челябинск - 40" (производственное объединение " Маяк"), на котором произошёл взрыв ядерных отходов в одном из хранилищ. При этом произошло загрязнение значительной части Челябинской области и прилегающих районов Свердловской, Тюменской и Курганской областей. К сожалению, эта авария не была единственной. В 1967 году с обнажившейся береговой полосы озера Карачай произошла утечка сильно радиоактивных иловых отложений на расстоянии до 75 км. Имели место и другие инциденты. Аномально высокой является радиационная нагрузка в районе междуречья Теча – Мишеляк площадью около 30 – 40 км². Именно здесь расположены несколько десятков могильников (по некоторым источникам - более 200), в которых в специальных хранилищах и ёмкостях хранятся твёрдые и жидкие отходы общей суммарной активностью более 1 млрд. Ки. Техногенными радионуклидами загрязнены территории городов Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск и др.

Одна из важней проблем Урала - техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой его предприятиями. Особо важное значение для района, учитывая его специфику, имеет реализация программ конверсии военно-промышленного комплекса.

В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать вскрышные породы, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.

Несмотря на проведение мероприятий по водообеспечению крупных промышленных узлов, дефицит остаётся значительным и в настоящее время. Это сдерживает развитие водоёмких отраслей промышленности

8*. Представьте, что вы директор одного из металлургических комбинатов Урала. Разработайте план реконструкции комбината с учетом: а) технического перевооружения; б) экологической безопасности.

Я бы сделал ставку на обновление неэффективных кадров, расширение производственных связей и привлечение инвестиций, средства от которых я бы направил на закупку оборудования, позволяющего организовать комплексную переработку сырья и производить полную утилизацию вредных отходов.

9. В. П. Астафьев писал: «Урал - наглядный пример, горький укор нашему грозному обществу, вступающему в третье тысячелетие уставшим, больным, разоренным, уже стыдящимся говорить о светлом будущем, ради которого... и шло повальное истребление сырьевых запасов». Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы спасти природу Урала и сохранить здоровье людям? Предложите свои варианты.

На Урале слишком много экологических проблем, чтобы их можно было решить быстро и с малыми затратами. Люди долго использовали богатства Урала, не задумываясь о том, какой вред это наносит природе, и теперь необходимо "расхлёбывать эту кашу". Урал стал первым регионом в России, из которого люди уезжают только из-за неблагоприятной экологической обстановки.

Методов решения экологических проблем множество. Это и очистка сточных вод, и рекультивация почвы, и установка фильтров, восстановление лесов. Не стоит забывать о техническом перевооружении производств: современные технологии наносят куда меньший вред окружающей среде.

Но не менее важно, также прививать экологическое самосознание. Человек – существо биосоциальное, то есть в нём присутствуют два начала: природное и социальное. Люди почему-то не задумываются, что загрязняя природу, они вредят в первую очередь себе, как её неотъемлемой части.

Чем раньше мы начнем возрождать природу, тем больше вероятность того что усилия не будут напрасными, и что человечество сможет выжить.

10. Д. И. Менделеев писал: «Вера в будущее России, всегда жившая во мне, прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом». Как вы прокомментируете эти строки?

Урал всегда являлся визитной карточкой природы России, именно там Менделеев почувствовал великую связь со своей отчизной.

Южный Урал, нынешняя территория области издавна привлекали различные племена и народы разнообразием своих ландшафтов, богатством недр.
Археологами открыты многочисленные стоянки людей, относящиеся к каменному веку (неолит). В бронзовом веке (XVII—XV века до н. э.) на юге области строили свои "протогорода" индоарии. Среди них такие сложные по архитектуре, как Аркаим (ныне музей-заповедник) и Алландское. Основным занятием ариев было скотоводство. Но были среди них и первые рудознатцы, и первые металлурги, плавившие в своих примитивных плавильных печах и медь, и бронзу.
Около трех тысяч лет назад, в раннем железном веке, в степях Южного Урала кочевали саки и сарматы. Севернее, по берегам лесных рек и озер, жили иткульцы. Так археологи назвали племена, строившие укрепленные поселения на возвышенных местах. Были они искусными металлургами и кузнецами.
Судя по сохранившимся захоронениям-курганам (только в Кизильском районе их обнаружено более 700) и в более поздние времена (VI—III века до н. э.), территория области была заселена довольно плотно. Жившие здесь племена занимались скотоводством, охотой, рыболовством, а также добычей руд, выплавкой и обработкой металла.
В IV—XIII веках н. э. на обширных пространствах степи и лесостепи Южного Урала жили различные кочевые племена. Это были гунны и авары, хазары и печенеги, угры и мадьяры, татары и монголы.
Самыми древними, коренными, жителями края в новейшей истории являются башкиры и казахи. Они кочевали в степи вдоль наиболее крупных рек, становились на берегах пресных озер.
Занимались преимущественно разведением скота, ловили зверя и птицу. В XVI веке народы, жившие на территории Южного Урала, начинают осваивать земледелие, но лишь с приходом русских колонистов (вторая четверть XVIII века) этот вид природопользования постепенно становится доминирующим.
В 1734 году на Южном Урале начинает работать Оренбургская экспедиция под руководством И. К. Кирилова. Она закладывает Оренбургскую укрепленную линию для прикрытия юго-восточных границ Российского государства от набегов казахов и джунгарских калмыков. Опорные пункты — крепости ставятся по рекам Урал (Яик) и Уй. Первой из созданных тогда крепостей являлась Верхнеяицкая пристань, ставшая позднее городом Верхнеуральском.
На Оренбургской укрепленной линии стояли крепости, редуты, превратившиеся много позднее в поселки и станицы на территории Челябинской области: Спасский, Увельскйй, Грязнушенский, Кизильский и другие. Станица Магнитная стала одним из самых знаменитых городов страны — Магнитогорском. Продолжением Верхнеяицкой линии на востоке была Уйская укрепленная линия, ключевой крепостью которой была Троицкая. Первыми жителями новопостроенных крепостей были солдаты и офицеры, а также казаки. Большинство из них были русскими, позднее среди них появились украинцы и татары, мордва, немцы и поляки, а также представители других национальностей, служившие в русской армии.
Солдатами же, а также вольными поселенцами, ставшими казаками, заселялись Челябинская, Чебаркульская и Миасская крепости, построенные в 1736 году севернее Уйской линии, на пути из обжитого Зауралья на Яик-Урал.
Во второй четверти XIX столетия граница России, проходившая по современной территории Челябинской области, переносится восточнее на 100—150 км. Вновь образованный Новолинейный район был также с востока ограничен крепостями, две из которых — Николаевская и Наследницкая — располагались на территории нынешней области. Вокруг крепостей сооружали кирпичные ограды, сохранившиеся до сих пор.
Новолинейные казачьи поселки получили названия тех мест, где были одержаны победы российскими войсками. Так на карте Южного Урала появились поселки Париж, Варна, Чесма, Берлин, Варшавка, Лейпциг и многие другие. Более десятка поселков были названы в честь оренбургских губернаторов и атаманов — Неплюевский, Обручевский, Сухтеленский, Могутовский, Углицкий и другие.
Заселение западной и северо-западной горных частей области началось несколько позднее, чем южных районов, только в 50-х годах XVIII столетия. Тогда на Южном Урале стали разрабатываться богатейшие, лежащие зачастую на поверхности, железные и медные руды, строились металлургические заводы. Основываются такие промышленные поселки — ныне города,— как Сим, Миньяр, Катав-Ивановск, Усть-Катав, Юрюзань, Сатка, Златоуст, Куса, Кыштым, Касли, Верхний Уфалей и Нязепетровск.
Земля под заводские дачи скупалась у башкир. На купленные земли переселялись крепостные крестьяне из разных губерний России, становившиеся "работными людьми" горных заводов.
Для строительства заводов, отладки технологий плавки на Урал тогда приглашались иностранные специалисты, в основном немцы. Часть из них не захотели возвращаться на родину. Возникли места их компактного проживания — улицы, слободы, позднее поселки, больше всего их осталось в Златоусте.
Заселение Южноуралья продолжалось на протяжении всего XVIII—XIX веков. Это был и организованный государством переселенческий поток, и вольные — "неорганизованные" поселенцы. Этот процесс особенно усилился после прокладки через Челябинск железной дороги и столыпинских реформ на рубеже последних веков.
Большое влияние на состав населения области, как и всего Урала, оказали первая мировая война и последовавшая за ней революция. Большие массы народа перемещались с востока на запад и в обратную сторону. Часть этих людей оставалась на Урале. Связанные с войной экономические трудности проявлялись здесь не так сильно.

Освоение Урала началось еще в XVI в., когда солепромышленники Строгановы организовали добычу соли в Предуралье (Пермская область). Для защиты своих владений от набегов аборигенов Строгановы наняли казачью дружину под командованием Ермака. Два года дружина Ермака обороняла строгановскую вотчину. В 1582 году весной Строгановы снабдили отряд Ермака всеми необходимыми припасами, включая и оружие, для похода в Сибирь через Урал. Пройдя с боями по Туре, Тавде и Тоболу, отряд Ермака взял в октябре 1582 г. столицу сибирского хана Кучума, город Кашлык. После разгрома сибирского ханства Московское государство начало активное хозяйственное освоение как Приуралья, так и основной территории Урала и далее - Зауралья.
Быстрому заселению Урала во второй половине XVII в. способствовала церковная реформа: скрываясь от властей, гонимые приверженцы "старой веры" селились в местах труднодоступных, а таковым был тогда Урал с его дремучими лесами, горами и многочисленными реками, озерами. Туда же в конце XVII в. были сосланы Петром I бунтовщики. Так возникали, развивались поселения на Урале. Ермаково городище - это место, где сейчас расположен крупнейший город Урала Нижний Тагил.

Первоначально освоение Урала носило сельскохозяйственный характер, в основном животноводческого направления, охотных и рыбных промыслов. На базе этого далее началось создание горнозаводской промышленности, при обнаружении месторождений железной руды. В 1697 г. начальник сибирского приказа А. Виниус порадовал Петра I известием об открытии в Уральском кряже "зело доброй железной руды". Почти одновременно началось строительство двух заводов, Невьянского и Каменского, давших в 1701 г. первый чугун. В 1702-1704 гг. вошли в строй еще два казенных завода: Утусский и Алапаевский. Для сооружения и оборудования Уральских предприятий привлекались тульские, каширские и иностранные мастера. В 1702 г. Петр I даровал тульскому оружейнику Демидову невьянский литейный завод, со всеми льготами по налогообложению. Тогда Петру I было крайне необходимо оружие для войны со шведами. Это оружие Демидов исправно поставлял русской армии. Используя предоставленные государем льготы, Демидовы, расширяя металлургическое производство, построили еще несколько десятков заводов и вскоре стали крупными промышленниками.

Развитие горнозаводского комплекса на Урале было бы невозможным без образования делового центра. В 1723 г. был заложен г. Екатеринбург. Основатели города - два выдающихся деятеля России - Татищев В. Н. и уроженец Голландии В. И. Геннин. В Екатеринбург были переведены из г. Тобольска органы управления горнозаводской промышленностью. Металлургическое производство в новом городе не получило развития. Успешно работали в Екатеринбурге Монетный двор, гранильная и механическая фабрики.
К середине XVI в. горнозаводская промышленность Урала достигла расцвета, уступая по выплавке металла лишь Швеции. Высококачественное уральское железо имело широкий сбыт за границей, даже в Англии. Особенно ценили иностранные покупатели железо демидовской марки "Старый соболь". Но во второй половине XVIII в. строительство казенных (т.е. государственных) заводов почти прекратилось, ранее построенные вместе с приписанными к ним рабочими были за бесценок скуплены великосветской знатью. Однако непомерным выколачиванием денег титулованные владельцы разорили заводы, и те были снова возвращены под управление государства. На рубеже XVIII-XIX вв. развитие горнозаводской промышленности замедлилось. Сказалось и оскудение топливно-сырьевой базы, и ущерб, нанесенный восстанием Пугачева, и конкуренция на внешнем рынке со стороны более дешевого английского металла, выплавлявшегося на коксе. В связи с истощением близлежащих месторождений руды и вырубкой лесов многие заводы закрылись или сократили производство.
Правительство России, обеспокоенное экономическим спадом в горнозаводской промышленности Урала, приняло все меры для улучшения положения. С этой целью на Урал были направлены для изучения ситуации ревизоры, а также две научные экспедиции Академии наук. В состав экспедиций входили геологи, естествоиспытатели, этнографы. Кроме того, на горно-металлургические предприятия Урала были направлены десятки специально нанятых государством Российским инженеров из: Швеции, Англии, Франции, Германии, Бельгии, которые помогали внедрять современные технологии, обучали рабочих новым профессиям. Эту же цель - знакомство с зарубежным оборудованием и работой на нем специалистов - власти преследовали, отправляя российских инженеров и техников за границу.
Металлургическая промышленность Урала, из соображений Обороноспособности, принадлежала государству. А золотопромышленность в первой половине XIX в. стала частной - большая часть золото-платиновых приисков была роздана частным арендаторам. Благодаря такой политике государства Российского Уральские золотопромышленники активно занимались строительством зданий и различного рода архитектурных сооружений - от жилых до административных.

К концу XIX в. на Урале уже было развито индустриальное металлургическое производство, правда, в небольших масштабах. Потому что дальнейшее развитие металлургии и всего горнорудного комплекса Урала сдерживалось отсутствием надежной круглогодичной транспортной связи как внутри этого района, так и с другими районами России. Вплоть до конца 1870-х гг. Урал располагал лишь гужевым и водным транспортом. Грузовые караваны по реке Чусовой отправлялись только в короткий период половодья. При этом множество барок с грузом разбивалось на извилистом фарватере реки о береговые скалы, а вся продолжительность сплава длилась от полутора до трех месяцев. Поэтому местные власти и предприниматели настойчиво добивались строительства на Урале железных дорог.
В 1878 г. вошла в строй первая железная дорога - Уральская Горнозаводская - от Перми до Екатеринбурга через Нижний Тагил. В 1885 г. железную дорогу проложили дальше на восток, до Тюмени. Соединение Урала с общероссийской сетью произошло в конце XIX в. - была проложена ветка Екатеринбург - Челябинск. А в 1909 г. железнодорожная магистраль Екатеринбург - Кунгур - Пермь обеспечила прямой выход в центральные районы страны. Были проложены железные дороги меридионального направления: Богословская, Тавдинская и Западно-Уральская, введенные в эксплуатацию в 1906 и 1917 гг.
Развитие сети железных дорог на Урале значительно стимулировало дальнейшее развитие всего хозяйственного комплекса этого региона, начала развиваться средняя и мелкая промышленность, в частности, деревообрабатывающая, химическая, пищевая, текстильная. Появились машиностроительные предприятия по производству локомобилей, станков, горношахтного оборудования. Стали активно развиваться по всему Уралу и кустарные промыслы, которые наполняли рынок: сельскохозяйственным инвентарем, мебелью, посудой, одеждой и обувью. Кустарные промыслы давали средства к существованию тем, кто не был занят на рудниках и заводах, и тем, кого столыпинская аграрная реформа выгнала из деревни.
Общее бурное строительство на Урале повлекло за собой и развитие художественных промыслов; интерьеры зданий украшались скульптурой и каминами, вазами и светильниками. Резчики по камню на Екатеринбургской гранильной фабрике были полностью загружены заказами. Изделия уральских мастеров-камнерезчиков пользовались большим спросом как в России, так и за рубежом, особенно ценились изделия из малахита и лазурита, так называемая "русская мозаика".
"Русская мозаика" - это технология облицовки крупных изделий тонкими, подобранными по рисунку пластинками, наклеенными специальной мастикой на матрицы из металла или другого материала. Многие работы, выполненные в этой технике уральскими мастерами, находятся в Эрмитаже, в других музеях нашей страны и за рубежом. Все это делалось с применением малахита - ценного поделочного камня-минерала класса карбонатов, имеющего на срезах и полированных плоскостях очень красивый, причудливый рисунок с разнообразными цветовыми оттенками от ярко-зеленого, голубовато-зеленого до темного, иногда буро-зеленого. Уральские мастера применяли малахит для ювелирных и декоративно-художественных изделий - бус, ваз, вставок - для облицовки колонн, столешниц, настенных панно и т. п.
Урал славился также своими мастерами художественного литья из чугуна. Начиная с XVIII в. на многих уральских заводах создавали художественные изделия из чугуна: решетки, плиты, посуду, статуэтки и т. д. Наиболее успешно чугунное литье развивалось на Каслинском заводе, где искусство формовки и филигранной отделки достигло максимального совершенства. К предметам домашнего обихода, оградам, склепам, бюстам добавились ажурные решетки каминов, подсвечники, канделябры, ларцы и многое другое. Как признанный лидер художественного литья, Каслинский завод в 1860 г. был удостоен малой золотой медали на выставке Вольного экономического общества.
Художественное литье высокого качества изготовливалось и на заводах Нижнетагильского округа, где в 30-60 гг. XIX в. особенно прославился своими бронзовыми статуями и чугунными памятниками крепостной скульптор и литейщик Ф. Ф. Звездин. В Пермской области Урала, где преобладало деревообрабатывающее производство, широкое развитие получило в те годы искусство резьбы по дереву. Резьбой по дереву пермские мастера украшали не только предметы крестьянского быта, фасады изб, но и иконостасы в храмах и часовнях. Самобытный характер пермской деревянной скульптуры позволяет понять, как взамен языческих идолов местное население создавало фигуры Христа в виде простого крестьянина, коми-пермяка, татарина, русского.
На Южном Урале, в г. Златоусте работали металлурги-оружейники, чья булатная и высококачественная орудийная сталь пользовались большим успехом не только в России, но и за границей. Урал всегда считался кузницей русского оружия, его орудиями, снабжались армии Петра I, Суворова, Кутузова. Уральские оружейники вносили большой вклад в победы русских армий.
С развитием сети железных дорог на Урале начался рост населения, как городского, так и сельского, правда, этот рост был неравномерным. К концу XIX в. в Пермской губернии прирост населения был равен 42 %, Оренбургской - 23,2 %. Прирост населения городов, особенно тех, которые оказались вблизи железных дорог, был значительно выше, чем в сельской местности: в г. Перми - 3,7 раза, в Екатеринбурге - 2,6 раза. С постройкой уральских железных дорог в городах значительно оживилась торговля, и концу столетия уже насчитывалось более 850 торговых заведений. Произошли изменения и в социальном составе. Значительно выросло количество купцов, мещан, рабочих крупных заводов, а также мастеровых людей, занятых в промыслах, мелких кустарных и ремесленных мастерских. Для обслуживания нужд уральских железных дорог были созданы железнодорожные мастерские, куда принимались в основном квалифицированные рабочие и специалисты.
Одновременно набирала силу и местная буржуазия, причем большинство ее составляли владельцы уральских горных, металлургических заводов, рудников и приисков. Особенность уральской буржуазии состояла в том, что она владела не только заводами, рудниками и приисками, но и землей, их окружающей, то есть промышленники одновременно были помещиками. По данным статистики 90-х гг. XIX в. уральские горнопромышленники были крупными землевладельцами. Например, если при всех 262 металлургических заводах России числилось 11,4 млн десятин земли, то 10,2 млн десятин из них принадлежали 111 уральским заводам.
Еще одна особенность состоит в том, что большинство из крупнейших уральских помещиков проживало в столице России, они играли не последнюю роль в правительстве и придворных кругах, оказывая значительное влияние на принятие необходимых законов, указов и т. д. С ними активно сотрудничали бельгийские, французские, английские и немецкие фирмы. Это способствовало втягиванию уральской промышленности в систему международных монополий.
Значительную часть крупной уральской промышленной и торговой буржуазии составляли выходцы из купцов и деревенских богатеев, сколотивших огромные капиталы, но не имевших того положения в обществе, которым пользовались часто третировавшие их монополисты. Несмотря на все различия и разногласия, местная буржуазия вынуждена была идти по пути объединения сил перед лицом встающих перед ней проблем и трудностей. Правительство России поощряло такие действия и в ряде случаев брало на себя инициативу. В результате в ноябре 1880 г. был созван съезд уральских горнопромышленников в Екатеринбурге.
Уральские горнопромышленники активно содействовали созданию на Урале учебных заведений. Были открыты мужские гимназии в Перми, Уфе, Екатеринбурге, Оренбурге, Троицке. Открываются также, по инициативе и на средства торгово-промышленных кругов Урала и при поддержке земств и других властей, реальные училища в Екатеринбурге, Перми, Красноуфимске, Сарапуле. Кроме того, было открыто уральское горное училище, которое давало среднее техническое образование. В конце XIX в. были отрыты несколько частных горных училищ и штейгерская школа. Горнопромышленники Урала понимали, что без образованных людей-работников невозможно дальнейшее развитие их предприятий. Меценатами, или, как сейчас говорят, спонсорами вышеперечисленных мероприятий были уральские промышленники и купцы А. А. Железнов, Г. Г. Казанцев, П. Ф. Давыдов, Зотовы, Нуровы, Баландины, Тарасовы и др.



Вверх