Виды мировоззрение человека. Основные типы мировоззрения в философии

1. Дайте определение мировоззрения…………………………………………………3

3. Покажите особенности философского учения славянофилов…………………...5

4. Какие классические формы движения материи выделил Энгельс?......................5

5. Что изучает антропология?........................................................................................6

6. Дайте определение научного познания и покажите его специфические признаки………………………………………………………………………………………...7

7. Какова структура политической системы общества?.............................................8

1. Дайте определение мировоззрения

Мировоззрение - система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом;

- религиозное - связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское - выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иноймере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения - знания . Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений . Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы . Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными . Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Протагор . Ему принадлежало более десятка сочинений, но ни одно из них до нас не дошло за исключением лишь небольших фрагментов. Важнейшими источниками наших знаний о Протагоре и его учении являются диалоги Платона "Протагор " и "Теэтет " и трактаты Секста-Эмпирика "Против ученых " и "Три книги пирроновых положений ". В этих трактатах проводится мысль Протагора о том, что главное свойство материи это ее относительность и текучесть .

Человек в своей жизни что-то выбирает, а чего-то избегает, т.е. человек всегда пользуется каким-то критерием истинности и ложности. Если мы одно делаем, а другое не делаем, то, следовательно, считаем, что одно истинно, а другое – нет. На это Протагор замечает, что поскольку все существует относительно чего-то, то мерой каждого поступка тоже является конкретный человек. Каждый человек является мерой истины. Протагор произносит, может быть, одно из самых знаменитых философских высказываний: «человек есть мера всех вещей». Полностью эта фраза Протагора звучит так: «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

Платон в диалоге «Теэтет» посвящает много страниц разбору этого положения Протагора, показывая, что у Протагора это положение имеет следующий смысл: что кому как кажется, то так и существует (так оно и есть). Если мне вещь кажется красной, то она красная и есть. Если дальтонику эта вещь кажется зеленой, то так оно и есть. Мерой является человек. Не цвет этой вещи, а человек. Абсолютной, объективной, не зависящей от человека истины не существует. То, что одному кажется истинным, другому кажется ложным, что для одного – благо, то для другого – зло. Из двух возможных вариантов человек всегда выбирает тот, который ему более выгоден. Поэтому истинно то, что выгодно человеку. Критерием истины является выгода, полезность . Поэтому каждый человек, выбирая то, что ему кажется истинным, выбирает в действительности то, что ему является полезным.

Так как человек в качестве субъекта вообще есть мера всего, то сущее есть не изолированно: сознание по существу своему есть то, что в предметном производит содержание, субъективное мышление, следовательно, принимает в этом самое существенное участие. И это положение доходит вплоть до новейшей философии; так, Кант говорит, что мы знаем лишь явления, т. е. что то, что нам представляется объективной реальностью, должно рассматриваться лишь в его отношении к сознанию и не существует вне этого отношения. Важным является утверждение, что субъект, как деятельный и определяющий, порождает содержание, но все зависит от того, как определяют дальше это содержание; ограничивают ли его партикулярной стороной сознания или его определяют как всеобщее, само в себе и для себя сущее. Дальнейший вывод, содержащийся в положении Протагора, он развил сам, говоря: «истина есть явление для сознания, ничто не есть само по себе одно, а все обладает лишь относительной истиной », т. е. оно есть то, что оно есть, лишь для другого, и это другое есть человек.

Сократ всю свою жизнь посвятит опровержению софистики, тому, чтобы доказать, что истина существует, что она существует объективно и абсолютно и что не человек есть мера всех вещей, а человек должен сообразовывать свою жизнь, свои действия с истиной, которая является абсолютным благом. "Объективная истина" – это точка зрения Бога (для религиозного человека это понятно). Человеку до этой точки зрения дотянуться трудновато, но, как норма, эта точка зрения должна присутствовать. Для христианина это не должно вызывать проблем: у нас всё является моделью Бога (должны друг друга любить, как Бог любит людей и т. д.).

3. Покажите особенности философского учения славянофилов

Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.

Черты философии славянофилов

Славянофильство имеет глубинную связь с религией и рассматривает православную религию и церковь в качестве основы всех философских и социологических построений.

Для него характерна резкая квалифицированная критика западной культуры и западной философии. Острие этой критики направлено против основополагающего мировоззренческого принципа Запада - рациональности.

Для философии славянофильства характерна такая черта, как идея целостности духа. Не только мир и человек являются целостными, но и познание. Чтобы понять мир, познание должно быть цельным, а не раздробленным на логические фрагменты.

Общим метафизическим принципом бытия в славянофильской философии является соборность, под которой понимают множество, силой любви объединённое свободное и ограниченное единство.

Славянофилы противопоставляли внутреннюю свободу и внешнюю необходимость.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях нарастания социальных противоречий и кризисных явлений в жизни современного общества особую роль играет философское знание, определяющее характер мировоззренческих и ценностных ориентаций людей. Несмотря на известную инерционность мышления, связанную с негативным отношением к философии как науке, не дающей практических результатов, следует отметить, что такого рода представления не соответствуют современным реалиям.

На данное обстоятельство указывал еще Аристотель, отмечавший, что из всех искусств наиболее прекрасным является философия при всей ее практической бесполезности, ибо она изучает вечное, сохраняющееся, непреходящее. Сегодня можно с уверенностью сказать, что таким вечным является сохранение жизни людей в условиях кризисных явлений в экологической, экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни современного общества.

Философия всегда была ориентирована на формирование новых ценностей по отношению к миру в целом. Особую значимость это обстоятельство приобретает в переломные, критические эпохи, что присуще и современному этапу развития цивилизации. В такие эпохи всегда происходит напряженный поиск путей дальнейшего развития человечества, а задача самой философии состоит не только в прояснении мировоззренческих структур, определяющих образ мира и жизни людей, но и в выявлении смысложизненных установок новых ценностей.

Такая задача, связанная с определением стратегии выживания человечества, и напрямую зависит от философских разработок, усвоения студентами новых мировоззренческих ориентаций в условиях глобализации.

Именно философия, аккумулировавшая многовековый опыт человеческой культуры должна помочь людям осмыслить новые вызовы времени и наметить стратегические направления достижения стабильного будущего. Отражая самосознание современной эпохи, философия занимает центральное место среди дисциплин гуманитарного профиля, способствуя формированию новых взглядов на место и роль человека в природе.

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

РАЗДЕЛ I . ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы

В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения.

Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.

Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.

Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.

Поскольку убеждения опираются на ценности (убеждения еще можно объяснить как осознанную необходимость следования тем или иным ценностным ориентирам), то в совокупности они образуют нормативно-регулирующий механизм жизни человека в обществе. Ценности составляют содержание принципов мышления и действия.

Ценность – это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.

Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.

В ходе исторического развития ценности постоянно обновляются. В жизни современного общества особую значимость приобретают экологические ценности, выражающие деятельность по сохранению природы и обеспечению нормальных природных условий человеческого существования.

Во все времена основополагающую роль в выборе жизненной позиции играли материальные и духовные ориентиры и ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.

Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.

Ценности и идеалы всегда скорректированы с социально-экономическими, духовными и, в целом, конкретно-историческими особенностями культуры. Идеалы связаны с разрешением противоречия между существующими экономическими, политическими, социальными и другими условиями развития человека и его постоянным стремлением к совершенствованию этих условий и самого себя.

Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.

Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.

Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации к социальным и природным условиям существования и выполняет активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности и самого себя.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: 1) познавательный, опирающийся на общие знания о мире, природе, обществе, человеке; 2) ценностный, включающий ценности, идеалы, убеждения; 3) эмоционально-чувственный, основывающийся на мироощущение, мировосприятии, т. е. определенном переживании своего рационального и деятельностного отношения к миру, событиям в нем; 4) практический, задающий содержание и направленность человеческого поведения и деятельности по отношению к природе, обществу, самому человеку с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

Мировоззрение , таким образом, это не только обобщенная система знаний о мире, обществе, самом человеке, его роли и месте в них, но также совокупность убеждений, ценностей, идеалов, регулятивных норм поведения и деятельности человека в его отношениях с миром и обществом.

В современной учебной литературе по философии принято выделять пять основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное.

Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое. Мифология (от греч. mifos – предание, log о s – учение) – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать свое поведение.

Характерными чертами мифологического мировоззрения выступают: представления об органическом единстве и взаимопревращаемости человека и явлений природы; наделение предметов природы человеческими качествами (антропоморфизм); взгляды о подобии, отсутствии границ между живым и неживым (гилозоизм); нерасторжимость чувственно-образного и рационального отражения реальности, веры и знания (синкретичность мифа).

Великий мистик, индийский духовный лидер Ошо говорил, что не существует людей, которые бы видели окружающий мир одинаково, ведь это просто невозможно.

Каждый человек вынужден двигаться со своего собственного места, из своего собственного жизненного пространства. Это говорит о том, что каждый человек обладает собственным мировоззрением, исходя из которого, строит свою жизнь и взаимодействует с другими людьми.

Мировоззрение вмещает в себя взгляды человека на окружающий мир, общество и на самого себя. Его можно сопоставить с понятиями миросозерцания и менталитета, где мировоззрение обладает наиболее обширным значением.

Миросозерцание отображает эмоциональные переживания, менталитет является продуктом мыслительной деятельности и зависит от культурного развития человека, а мировоззрение объединяет в себе все эти компоненты, создавая целую структуру, гамму представлений личности об окружающей действительности. Человек наделен свободой, которая предполагает выбор, а каждый выбор исходит из определенных взглядов на мир.

Очевидно, что все компоненты мировоззрения имеют огромное значение в успешной жизнедеятельности человека на разных уровнях. Мировоззрение, его формы и виды создают целостное представление о мире и обществе, ориентирует личность на достижение целей, сохранение ценностей, а также объединяет людей.

Понятие мировоззрения очень неоднозначное, его структура включает сложные компоненты, которые у каждого человека проявляются индивидуально. В общем виде его структура представляет собой взаимодействие трёх компонентов, которые в своей совокупности создают внутренний мир, прочно стоящий на фундаменте действительности, ценности и смысла:

  • Индивидуальная картина мира. Это устойчивые представления человека об окружающей действительности, которые формируются на основе знаний и опыта исторического прошлого в связи с настоящим. Человек не может контролировать влияние этого компонента, ведь нельзя выбрать эпоху своего рождения.
  • Индивидуальные оценки. Это совокупность взглядов и суждений, исходящих из общей ценностной ориентации, а также жизненных идеалов человека.
  • Личные смыслы. Сюда входят представления человека о смысле его существования, на основе которых формируются социальные установки и строятся конкретные жизненные цели.

Мировоззрение личности формируется в процессе социализации и постепенного становления личности на основе знаний и личного жизненного опыта.

Описывая понятие видения мира, его сущность и структуру, важно выделить его интеллектуальную и эмоциональную составляющие:

  • миропонимание – интеллектуальная сущность мировоззрения, которая охватывает устойчивые знания в виде разных теорий, принципов и законов;
  • мироощущение – эмоциональная сущность мировоззрения, состоящая из широкой гаммы эмоций, чувств, настроений, которые помогают составить целостное глубокое представление о предмете или ситуации.

В результате продуктивного взаимодействия этих компонентов формируются основные компоненты мировоззрения: целостный комплекс четких убеждений, действий, поступков личности, которые стают основой для самовыражения. Теперь очевидно, что именно видение мира является тем фоном, на котором выступают все поведенческие реакции и поступки человека, на котором проявляется его духовная направленность.

Исторический угол зрения

Чтобы прийти к пониманию мировоззрения современного человека, следует проанализировать основные исторические формы мировоззрения, которые, в то же время, являются этапами его развития в разные периоды жизни общества в ходе истории, а в определенной форме сохраняются в наше время.

  • Мифологическое. Зародилось еще в первобытном обществе, свое распространение получило в античности. В то время миф был полноценной частью сознания человека, служил инструментом, который мог доступно объяснить те явления, которые человек осознать еще не мог в силу недостатка точных научных знаний. В таком мировоззрении человек и природа выступают единым целостным организмом, части которого равны. Не существовало также границ между выдумкой и реальностью, где понятие сверхъестественного всегда находило свое обоснование. В современном мире это мировоззрение существует в отдельных аспектах. Например, когда компьютеры и разные технические устройства наделяют качествами живых существ.
  • Религиозное . Развивается в Средневековье, когда отношения человека и природы стают более отчужденными, а на первый план выходят представления об идеальном существе, в сравнении с которым человек – существо более низкого уровня развития. Человек преклоняется перед богом, святыми предметами и вещами. Мир стает двойным: греховным земным и идеальным небесным. Человек видит мир более узко, строит собственные рамки в виде разделения на добро и зло, которые находятся в вечном единстве. В наше время такой тип мировоззрения не утрачивают своей популярности в определенных кругах людей.
  • Научное . Стремительное развития науки оказало сильное влияние на понятие мировоззрения человека, сделав его более реалистичным, фактическим и аргументированным. Здесь основную роль играет объективная реальность окружающего мира и взаимоотношений. Внимание заслуживают конкретные рациональные факты, лишенные субъективной окраски. Такой тип мировоззрения лидирует в современном мире, оставляя далеко позади, в историческом прошлом, мифы и религию.
  • Философское . Этот тип мировоззрения включает в себя отдельные элементы мифологического, религиозного, научного мировоззрения. Своими корнями уходя в мифы и религию, использует теоретические научные данные. Главным моментом, который отличает эту форму мировоззрения от религии и мифов является его свобода от иллюзий, фантазий, идеализации, предполагая полное «подчинение» логике, объективной действительности. В то же время, философия раздвигает рамки науки, пытаясь дать более глубокое и многомерное понятие «сухим» научным фактам, которые часто не способны составить целостную картину мира.

Мировоззрение современного человека

Что же представляет собой мировоззрение современного человека? Ответ на этот вопрос лежит через понятие и осмысление основных видов мировоззрения, которые можно назвать основными его направлениями.

К их числу принадлежат такие основные виды:

Обыденное мировоззрение.

Его также называют жизненно-практическим либо просто жизненной философией. Присуще каждому человеку, ведь является отображением его повседневного опыта и строится на основе, так называемого, «трезвого» подхода к жизни. Этот вид мировоззрения отображает общие настроения в обществе, являясь элементом массового сознания. В то же время, это мировоззрение очень индивидуально, потому отражает культурные, профессиональные, интеллектуальные и даже национальные различия людей. Главный недостаток такого мировоззрения – смешивание стереотипов, предрассудков и научных данных, к которым можно добавить излишнюю эмоциональность. Все это в совокупности запутывает человека, приводит к неаргументированным, а порой и неадекватным суждениям.

Теоретическое мировоззрение.

Этот тип мировоззрения представляет собой «набор» из логической рациональной аргументации собственной точки зрения, принципов, знаний, идеалов и целей. Ядром или основой такого мировоззрения является именно философское осмысление окружающей действительности. Как вы уже поняли, философское мировоззрение позволяет оценивать вещи и явления жизни более глубоко и многогранно, опираясь на конкретные теоретические знания, не делая поспешных выводов, не впадая в скептицизм науки.

Современный мир следует идеалам демократии и гуманизма, где наивысшей ценностью является человеческая личность. Основой такого направления мысли является гуманистическое мировоззрение, суть которого отлично выразил Э. Кант: «Человек может быть лишь целью, но не средством для другого человека». Такое мировоззрение может показаться идеальным и маловероятным, но это та вершина, которая стоит усилий, затраченных на ее покорение. Попробуйте следовать фундаментальным принципам гуманистического мировоззрения:

  • Человек – это наивысшая ценность, он является равноправным по отношению к другим людям;
  • Каждый человек, без исключения, самодостаточен;
  • Каждый человек обладает неограниченными возможностями самосовершенствования, личностного роста и раскрытия творческого потенциала;
  • В ходе развития цивилизации каждый человек способен побороть негативные качества своей личности, развивая свой позитивный потенциал;
  • Каждый Человек способен к радикальным внутренним трансформациям;
  • Человек способен не только развиваться сам, но и оказывать позитивное влияние на других людей, культивируя свои ценности;
  • Главная цель человека – обрести себя, свою идентичность, ориентируясь на свои собственные личностные ресурсы, которыми обладает каждый человек, без исключения.

Мировоззрение — видеоурок.

Мировоззрение: понятие, структура и формы. Мировоззрение и философия

мировоззрение религиозный философский мифологический

Определение мировоззрения

Мировоззрение или взгляд на мир является неотъемлемым и необходимым элементом человеческого сознания. В мировоззрении сложно взаимосвязаны и взаимодействуют знания, чувства, мысли, убеждения, настроения, на основе которых мы стремимся вывести всеобщие принципы, способные объяснить происходящее во «внешней» действительность и нашем «личном» мире. Подобные «универсалии», образующие мировоззрение и придающие ему целостный вид, позволяют осознанно понимать и оценивать происходящее вокруг нас, определять своё место в мире и отношениях, регулирующих человеческую деятельность.

Мировоззрение это активное отношение к миру, в результате которого формируется общее представление об окружающей действительности и человеке в ней. В более развёрнутом виде мировоззрение можно рассматривать как целостную самостоятельную социально детерминированную систему, в которой сложно отражены и взаимосвязаны наиболее общие взгляды, образы, оценки, принципы, чувственные и рациональные представления индивида и коллектива о действительности в объективном (природном, общественном) и субъективном (индивидуальном) состоянии и отношении к ним человека в его духовной деятельности . В мировоззрении закреплены познавательное, поведенческое, ценностное значения (или функции).

Специфика мировоззрения

Основной проблемой мировоззрения выступает вопрос о специфики отношений, связующих человека и мир. Раскрытие подобной проблематики является ключевым аспектом для понимания природы не только мировоззрения, но человека как такого.

Отталкиваясь от положения о социальной сущности бытия человека, мы должны отвести первое место такому аспекту изучения мировоззрения, как взаимосвязь человека и социума. Социальное не только реальность, в которой бытийствует индивид, но и инструмент познания объективной и субъективной, материальной и идеальной стороны мироздания. Например, посредством таких общественных сторон жизни, как образование, наука, искусство, традиция, мышление и т.п. мы открываем процессы, протекающие в обществе, сознании отдельного человека и мироздании в целом. Поэтому, прежде всего, следует говорить о том, что мировоззрение в любых его состояниях детерминировано (определенно) и формируется социальным бытием человека, следовательно, исторически изменчиво, отражает культурные, политические, экономические веяния своей эпохи , и не является абсолютно изолированным индивидуальным феноменом. Но его недопустимо рассматривать и как плод исключительно коллективного сознания, в котором допускаются несущественные частные вариации. В этом случае мы неоправданно исключаем уникальное бытие личности, отрицаем возможность самостоятельной сознательной оценки происходящего отдельным человеком, с вытекающими отсюда гуманитарными и этическими осложнениями.

Индивидуальное и коллективное есть различные, диалектически взаимосвязанные грани конкретного выражения культурно-исторического состояния социальных отношений. Под коллективным мировоззрением принято понимать интеллектуальный и духовный настрой семьи, группы, класса, национальности, страны. И так как индивид обладает относительной самостоятельностью, всегда включён и выступает частью групповых связей существующих на различных уровнях коллективных состояний, то индивидуальное мировоззрение можно рассматривать как частное, самостоятельное, творчески преломлённое отражение общественных процессов, которые предстают перед человеком через призму социально-группового (коллективного) взгляда на мир, который (коллективный взгляд на мир) выступает не только необходимым условием существование индивидуального, но и способен изменяться под воздействием личности. Примером диалектики коллективного и индивидуального может служить учёный, проводящий самостоятельное исследование, в котором выражено уникальное понимание им, как изучаемого объекта, так и парадигмы, исторически сложившейся в научном сообществе.

Зависимость индивидуального и коллективного можно раскрыть следующим образом: Индивидуальное (частное) бытие, по факту своего существования, необходимо включено в социальные отношения и подчиняется законам, которые ими управляют. Данные отношения неоднородны и предстают в различных формах – семья, группа, этнос и в том числе индивидуальное существование. Человек здесь выступает интегрированным элементом, существование которого неотрывно связано и изменяется в зависимости от типа социального состояния, или группы, с которой он соотнесён. Даже если рассматривать индивидуальные отношения самостоятельно, то мы столкнёмся с тем, что они в любой момент времени есть отношение к кому-то, с чем-то. «Изолированный» человек, находясь наедине с собой, остаётся включённым в общественный процесс, уже исходя из того, что его сознание сформировано социумом. В состоянии подобной самостоятельности наши настроения, принципы, убеждения, критерии мышления, стимулы для поведения, как формы сознательной деятельности, всегда несут на себе отпечаток социальной определённости, и одновременно являются формами существования социального бытия. Даже тема и предмет размышления меняются в зависимости от формы социальной реальности, в которой прибывает человек, и носителем которой выступает. Таким образом, наша самостоятельная деятельность, оценки, мысли являются диалогом или связью с обществом. Подобный внутренний диалог человека выступает состоянием, в котором также отражены процессы «социального множества» (коллектива), рассматриваемого нами в качестве абстрактной категории. Поэтому, можно говорить о том, что персональное не следует рассматривать по принципу абсолютной изоляции, и всегда необходимо учитывать взаимосвязь и взаимодействием индивидуального и коллективных состояний мировоззрения.

При этом индивидуальное существование предстаёт как уникальный, неповторимый синтез социальных отношений, в которые человек включается на протяжении всей жизни при помощи сознательной творческой деятельности или просто по факту своего общественного существования. И отождествление или полное подчинение индивидуального коллективным формам мировоззрения недопустимо. При возможном допущении такого равенства, «исчезнет» либо понятие индивидуальность, либо, обратное, категория коллектив, так как индивидуальное превратиться лишь в свойство коллективного существования, либо коллективное утратит своё содержательное наполнение, своё конкретное выражение и превратиться в «пустое» «бессвязное» понятие, а также мы можем столкнуться с вариантом, когда групповые связи будут упрощены к сумме «однообразных» индивидов, с «чужой» сущностью. Также, благодаря ложному отождествлению и утрате самостоятельности индивидуального мы разрушаем взаимосвязь и взаимовлияние между рассматриваемыми нами состояниями мировоззрения, То есть, с точки зрения философии, ошибочно допускаем возможность существование «общего» отдельно от «единичного», «частного», «конкретного», что приводит к нарушению принципа единства и универсальности социального бытия для всех его проявлений. Результатами подобных заблуждений становится неправомерное отрицание роли личности в истории, значение индивидуального мнения в социальной группе и т.п.

Индивидуальное и коллективное мировоззрение, обладая различными частными формами выражения, и будучи несводимы друг к другу, выступают в качестве элементов образующих, как в сознании отдельного человека, так и коллектива сложное целое, в котором неразрывно связаны и бытием которого определяются. Например, рассматривая человека, мы увидим множество форм его бытия – индивид, семья, класс – и на каждом уровне раскрывается как уникальность существования отдельной персоны, так и человека вообще, т.е. категории «человек». То же самое происходит с такой категорией как «общество». Даже при рассмотрении отдельного индивидуального существования мы обнаруживаем определяющее влияние общественных отношений, что позволяет говорить нам о социальной сущности индивида, но также исследовать специфику его (общества) воплощения в конкретных частных формах, в нашем случае в форме бытия индивидуальности. Данное «единство в целостности » базируется не на нахождении точек соприкосновения, а на наличии одной социально-антропологической основы и социальной сущности для индивидуального и коллективного взглядов на мир – социальной формы движения материи (или социально-исторической формой бытия). Именно подобный социально-антропологический аспект позволяет нам говорить о единой, сложной взаимосвязи всех форм мировоззрения, независимо от того насколько различно видится действительность на каждом из уровней.

Таким образом, когда мы говорим о том, что индивидуальное и коллективное мировоззрение взаимообусловлены , то речь идёт о природе или главных силах направляющих становление, формирование, развитие данных социальных феноменов. Когда отмечается самостоятельность двух типов мировоззрения , то подразумевается их реальное конкретное воплощение в действительности, когда одна частная форма не может быть абсолютно аналогична другой, даже если природа их происхождения одинакова. То есть, в первом случае, затрагивается проблема сущности и общего, а во втором – существования и единичного.

Проблема индивидуальности мировоззрения затрагивает не только взгляды отдельного человека, но и представление о себе, как противопоставление миру в рамках единичного мировоззрения. Мировоззрение формирует в сознании человека взгляд не только на окружающий мир (макрокосмос), но и собственное бытие (микрокосмос). В области мировоззрения связанного с самоосознанием складываются представления о своей индивидуальности, личности, формируется образ своего «Я» , который противопоставляется видению «другого Я» и мира. В данном случае видения своей индивидуальности и окружающей действительности сопоставимы друг с другом, и могут обладать для человека равным значением. В некоторых моментах «Я» выступает центром мировоззренческой системы . Речь идёт о том, что человеческое «Я» это не только набор различных образов и представлений о себе, но и определённые научные представления, логические парадигмы, система моральных ценностей, цели, эмоциональные переживания и т.п., которые дают оценку, предлагают интерпретацию происходящего, как в мире, так и с самой личностью. Подобное сложное понимание «Я», как диалектического единства «внутреннего» и «внешнего», позволяет избегать механического соединения в мировоззрении индивидуального и мира в целом, и указать на отношения в сознании человека, которые связывают элементы персонального и «мирского». Также подчёркивается объективное материальное социальное начало «Я», и преодолеваются различных форм субъективизма, в частности сведения сущности человеческого бытия к индивидуализированному сознанию и полное противопоставление его миру. В рамках затронутой проблематики, следует говорить о том, что центральной задачей мировоззренческих поисков становится проблема человека .

Мировоззрение есть интеграция, «логический сплав», а не механическое суммирование знаний, переживаний и т.д. в него входящих. То есть, видение мира строится вокруг «предельных» объединяющих вопросов, направленных на создание единой концепции, которая позволит выработать подход, связующий фрагменты нашего опыта, сформировать общие рациональные или иррациональные положения для целостного взгляда на мир и самого индивида, и, в конечном итоге, дать оценку происходящего вокруг человека и выбрать соответствующее поведение. Такого рода вопросами являются: Что есть мир в целом? Что есть истина? Что есть добро и зло? Что такое красота? В чём смысл жизни? и т.д. («масштабность» и сложность вопросов зависит от индивидуального уровня интеллектуального и духовного состояния, интересуемой проблематики). В подобных моментах «мировоззренческая интеграция» приближается к философии, и поэтому можно, условно, говорить, что формирующим ядром мировоззрения всегда выступает обобщающий подход, стремящийся или замещающий философское мышление. Безусловно, не следует проводить полной аналогии и отождествлять способы «объединяющего» размышления индивида, и философию как науку, которые, зачастую, являются вещами взаимоисключающими. Даже в том случае, если человек в основу интеграционных принципов ставит, например, какое-либо фундаментальное чатснонаучное знание и пытается сквозь его призму рассматривать действительность, это не означает, что подобное знание выступает в качестве «синтезирующей концепции». В данном случае обобщающим положением выступает, даже не всегда рационально оформленное, представление о том, что это знание является главенствующим в понимании процессов мироздания. С точки зрения философии такие убеждения, могут являться формой редукционизма (биологического, физического и т.д.) – упрощением высшего, к закономерностям феноменам низшего порядка, или сведение целого к частям его образующим.

Если допустить отсутствие интеграционного подхода в мировоззрении человека, то наше сознание не обладало для осуществления своей деятельности даже бы категориями, терминами и законами бытия. Представления о рассматриваемом объекте являлось бы бесконечным количеством наблюдений, собранных в виде бессвязного агрегата по той причине, что любая классификация и выведение общего понятия требует абстрактной установки критерия для сравнения и преодоления излишней детализации. Но интеграция знания на основе классификационного принципа недостаточна даже для локальных естественных наук. В своём познании мира человек стремится ответить на вопрос «почему это происходит», то есть установить причины и сущность бытия объекта, понять динамику его изменений и раскрыть его в подлинном существовании. Поэтому существует необходимость преодолеть ограниченность принципа объединения данных «по сходству», который показывает лишь одну из граней существования объекта, фиксируемых человеком в его наблюдении, и не позволяет рассмотреть объект как сложное целое (отметим, что классификации и понятия, построенные на этом принципе, очень слабы и нестабильны). Для формирования полного представления о предмете исследования необходимо обратиться к изучению объектов через их взаимосвязи, взаимодействия, отношения, что позволяет преодолеть эмпирическую раздробленность данных. Подобным образом мы можем получить теоретические интеграционные концепции, которые будут иметь специально-конкретную область применения и представят «мир как многое» (естественнонаучная картина мира). Подобного подхода явно недостаточно так, как, уже на последующем уровне обобщения, возникает старая проблема фрагментированности и, что имеет важнейшее значение, противоречивости этих фрагментов. Безусловно, картина мира не может быть однородна и всегда предстаёт сложно дифференцированной, но эта «дробность бытия» заключена в определённую целостность. Точно так же, как сумма состояний отдельного объекта раскрываются и преодолевают противоречия , только в том случае, когда они соотнесены с его целостным видением, так и взгляды на отдельные части, формы мироздания должны быть соотнесены с единым представлением о мире. Рассмотрение «мира как единое» подразумевает нахождение таких отношений, которые не сводились бы к взаимосвязям на уровне частных состояний (иначе целое не отличалось бы от элементов его составляющих) и образовывали бы новое целостное качества бытия. То есть, для человека возникает необходимость в создании «всеобщего» интеграционного принципа, который смог бы синтезировать данные о мире в целостное единое понимание мира и «своего Я». Подобная необходимость возникает не по воле индивида, его прихоти, а исходя из объективных принципов организации реальности, частью которой он выступает. Поэтому единство мира задано не разумом человека, а законами бытия, которые отражает наше сознание. Само мировоззрение, именно как феномен объективной и субъективной реальности, образуется вокруг единых закономерностей, выраженных в принципе «общей синтезирующей концепции ». При этом различные уровни интеграции существуют в социальном мировоззрении одномоментнно. Например, в мифическом мировоззрении присутствует всеобщая концепция, выраженная в том, что мир представлен без дифференциации на естественное и сверхъестественное, персональное и природное. Можно указать на ошибочность подобных представлений, но нельзя отрицать тот факт, что подобный взгляд несёт характер всеобщности и содержит первые примитивные представления о природе, человеке, их взаимосвязи.

Состав и структура мировоззрения

В состав мировоззрения входят: а) научное знание, придающие ему строгость и рациональность; б) традиции, система ценностей, нравственные нормы, направленные на формирование отношения человека к происходящему в обществе и мире; в) убеждения, создающие основу для подтверждения своей правоты и строящиеся на идеалах; г) идеалы – совершенные образцы, к которым стремится человек в своей деятельности и оценках.

Структура мировоззрения состоит из: 1) мироощущение – сенсорная и эмоциональная сторона, где представления об окружающей действительности формируются, как на основе образов, полученных при помощи пяти чувств, так и тех переживаний, настроений, эмоций, которые вызывает у человека объект или ситуация; 2) мировосприятие – категориально-классификационная сторона, здесь происходит фиксация и распределение информации о действительности на основе определённых классов категорий, т.е. на основе проблематики, которая лежит в основе различной духовной деятельности человека. Поэтому восприятие может быть научно-эмпирическим, философским, может осуществляться посредством искусства, в соответствии, формируются и различные типы знания; 3) миропонимание - познавательно-интеллектуальная сторона, в которой данные обобщаются, и формируется целостный образ мира в рациональном и иррациональном виде на основе рассуждения человека; 4) миропредставление – вытекает из первых трёх сторон, и отчасти содержится в них. Накопленный опыт позволяет формировать модели и подходы, направляющие дальнейшие исследования и оценки возможных состояний объектов. Сюда можно отнести фантазии, предубеждения, стереотипы, а так же и сложные научные прогнозы или иррациональные интуитивные предвидения.

Отметим, что данные элементы структуры мировоззрения неразрывно взаимосвязаны, представляют целостный процесс, влияют на течение друг друга, и, в определённом виде, запечатлеваются друг в друге.

Типы мировоззрения

1) Жизненно-практическое или обыденное мировоззрение («жизненная философия») строится на основе «здравого смысла» или повседневного опыта. Данный тип складывается стихийно и выражает умонастроение широких масс, то есть является формой массового сознания. Повседневное мировоззрение не носит негативный характер, а только отражает настроение в обществе, что важно для изучения и понимания социума. В нём запечатлены интеллектуальные, культурные, материальные, национальные, профессиональные, различия людей, поэтому оно не однородно. Его недостатком является критически не осмысленное смешение, как научных данных, так и предрассудков, мифов. К недостаткам повседневного мировоззрение следует отнести тот момент, что оно, зачастую, не способно объяснить поступок, руководствуясь исключительно эмоциями, а также бессильно в решении проблем требующих теоретического понимания.

2) Теоретическое мировоззрение . Построено на строгой логической аргументации знаний, принципов, идеалов, целей и средств деятельности человека. Ключевую роль здесь играет философия, которая есть теоретическое и методологическое ядро данного типа мировоззрения. Философия в этом случае, как сложно синтезирует и преломляет в себе, согласно предмету своего исследования, данные о мире, создаёт и анализирует мировоззренческие позиции.

Философия, отталкиваясь от общекультурного уровня эпохи, накопленного духовного опыта человечества, выступает в качестве интегрирующего ядра для мировоззрения человека . Философия позволяет логически аргументировано обосновывать и критиковать свои убеждения, взгляды на жизнь, осмысленно использовать полученные знания, а не просто констатировать их (сами конкретные знания не должны определять мировоззрение, так как частное знание не раскрывает целого), объяснить человеку смысл его сущности, историческое предназначение, чем является свобода для него и т.д. То есть философия выступает силой, которая позволяет человеку преодолеть несогласованность обыденного мировоззрения и сформировать действительно рациональное целостное понимание мира и себя, которое можно назвать философским. При этом философия не отрицает роль эмоций, переживаний, и т.п. в человеческом сознании, а стремится объяснить их значение для человека и его повседневной деятельности.

В типологизации мировоззрения следует указать на следующую, исторически сложившуюся, классификацию:

1) Мифологического мировоззрения (от греч. Mifos – предание, сказание, и Logos - слово, понятие). Зарождается в первобытнообщинный период истории, особое распространение в европейской истории получает в античный период, и продолжает существовать, в различных формах и в современном обществе (например, наделение качествами живых существ механизмов, компьютеров и т.д.). Миф не просто иносказание, а форма общественного сознания, направленная на понимание мира. Это первая попытка в виде аллегорий, сказаний, легенд, вымышленных фантасмагоричных образах обобщить наблюдения человека за природой, миром, достижениями самого человека, заменить единичное видение объекта общим представлением о процессах природы. При помощи мифа объясняются возникновение, течение, последствия увиденных или возможных событий. Миф также выступал в качестве социального регулятора, запечатлеваясь в обычаях, традициях, табу. Характерной чертой мифа является отсутствие рационального осмысление мира. Понятия мир, человек, мысль, знание и т.д. выражены и объединены в художественных образах . Именно притча, легенда, иносказание и т.п. становятся той символической реальностью, тем языком, той понятийной базой, при помощи образов которой человек объясняет происходящее вокруг него. В подобном мировоззрении не разграничиваются, объективное и субъективное, человек и природа . Это выражается в том, что в мифах, какими бы причудливыми они не казались, человек воспроизводит поведение, эмоции, отношения, которые присущи ему самому. Он общается с природными объектами как себе подобным, наделяя их качествами человеческой жизни, приписывает им переживания, чувства, мысли и т.п. (антропоморфизм ). Человек на этом уровне мировоззрения ещё не сформировал рационального языка способного адекватно и достоверно отражать и объяснять природу вещей и выступать носителем соответствующей информации на уровне культурной преемственности. Он использует в качестве точки отсчёта или сравнения то, что дано ему изначально и в подлинности существования чего он усомниться не может, а именно своё бытие, которое воспринимается как несомненная реальность. Поэтому первые образы природы строятся на антропоморфной достоверности, и принимают вид в соответствии с этическими представлениями человека, его потребностями и т.д. Вследствие подобного художественного воображения, в основе которого лежит аналогия с человеческим бытием, природа становится персонифицированной, а человек выступает в качестве онтологического начала всех фиксируемых им феноменов (хотя сам этого не осознаёт). Результатом также является отсутствие различий в представлении человека между реальностью и фантазией, естественным и сверхъестественным. Примером мифологического антропоморфизма может служить образ шамана, мага и т.п., человека который несёт в себе элемент сверхъестественного и связывающего мир человека и мир мифа, что выражено в способности подчинять стихию, толковать волю божеств и т.д.

2) Религиозное мировоззрение (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Здесь реальные взаимоотношения между людьми и природой приобретают отчуждённый характер и олицетворяются с идеальными существами. Например: а) в виде прообразов земных существ – Бог; б) отчуждённые реальной взаимосвязи между вещами – поклонению святому камню, через который происходит связь с божеством (фетишизм); в) вера в сверхъестественность самих вещей (тотемизм). В религии мир удваивается . Происходит чёткое разделение на мир земной (естественный), воспринимаемый органами чувств, и мир небесный, сверхчувственный, сверхъестественный. Основу религии составляет вера, культ, незыблемые догмы, заповеди дарованные богом, которые в отличие от мифа, формируют не «вымышленную» символическую реальность, а строятся на образах веры, используют категории данные божеством, как объективным началом любой истины, любого знания, тем самым, при помощи сверхъестественных принципов, объясняя происходящее в природе и обществе. Напротив, рационально философское, научное понимание божественного отрицается. Но при этом не отрицается единство естественного и сверхъестественного, разума и веры. Их единство достигается, согласно Фоме Аквинскому в Боге, который выступает творцом обоих миров. Поэтому пути разума и веры дополняют другу друга, раскрывая божественный замысел. Но наука и религия несовместимы, так как по-разному объясняют происхождение природы и человека.

Между философией и религией есть лишь один общий момент, это предмет исследования, то есть бытие как таковое, принципы его образования. С атеистической точки зрения, в религии также есть форма запечатления человеком знаний о мироздании, вселенских началах (Бог), социальных процессах, нравственных законах (заповеди, религиозные притчи) и т.д. В остальном, они различны. Так же в религии, особенно христианской, есть стремление к осмыслению Бога и божественного во всех формах его проявления, его пониманию, но это рассуждение в большей степени построено на объяснении, раскрытии божественных догм, непротиворечии их человеческому существу. Поэтому религию также можно назвать формой знания, направленного на раскрытие мира сверхъестественного. Например «богопознание» ставит такие задачи, как: 1) подтвердить существование Бога; 2) определить природу Бога; 3) охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком. Отметим, что Бог использовался и как философская категория, объясняющая фундаментальные процессы бытия. Это характерено для размышлений периода «Нового времени», «Классической немецкой философии», религиозность также была присуща многим русским философам. Гегель считал, что в религии народы выразили свои представления о Вселенной, о субстанции природы и духа и об отношении человека к ним. Абсолютное существо (Бог) является для сознания потусторонним предметом, через поклонение которому человек в культе снимает противоречие с вселенским началом и возвышается до осознания своего единства с Абсолютным началом (т.е. постигает его).

3) Научное мировоззрение . Основным положением подобной формы мировоззрения становится утверждение об основополагающем значении естественных наук и их методологии в понимании мира, процессов управляемых обществом и человеком. На первое место здесь выдвигается естественное, природа, материя, объективная реальность как таковая . Вырабатывается рациональный язык, который призван передавать образы максимально точно отражающие свойства и процессы исследуемого объекта без примеси субъективных влияний. Вплоть до того, что сам человек рассматривается как предмет естественного и гуманитарного научного анализа, лишённый уникальных вариаций. Прочие же формы признаются либо в качестве «пока необъяснённых» феноменов действительности (Циолковский К.Э. отмечал, что духи это одна из форм бытия материи, пока неизученная человеком), либо вымыслом, недоказуемыми и неподтверждёнными понятиями, которые следует исключить из подлинной картины мира. Вырабатывается рациональный язык, который призван передавать образы, максимально точно отражающие свойства и процессы исследуемого объекта без примеси субъективных влияний. Вплоть до того, что сам человек рассматривается как предмет естественного и гуманитарного научного анализа, лишённый уникальных вариаций. Миф и религия утрачивают свое особенное значение, становясь элементом становления этноса и социально-исторического развития как такового, т.е. превращаются в один из многочисленных феноменов объективной реальности доступной в изучении науке. Они становятся предметами исследования таких социо-гуманитарных наук, как этнология, антропология, религиоведение, филология, социология и т.п.

Философия, в её классическом виде, также утрачивает свои мировоззренческие позиции так, как на первое место выдвигаются эмпирические данные , предоставляющие сведения об объективной реальности, что позволяет выстраивать соответствующие теории , получать законы , которые объясняют происходящие события в мире, и дают человеку подлинный инструментарий для деятельности с целью улучшения своей жизни и освоения окружающего мира. «Старая» же философия, не использующая эксперимент, оперирует такими категориями, существование и подлинность которых подтвердить невозможно. Поэтому на смену ей должна прейти «новая» естественнонаучная философия, соответствующая достижениям науки. Так, например, Г. Спенсер предложил создать «синтетическую» философию, задачей которой станет обобщение научных данных с целью выявления черт и закономерностей, наблюдаемых во всех отраслях естествознания (к таковым он относил эволюцию).

Среди различных вариантов научного мировоззрения можно выделить «натурализм», стремящийся свести понимание всей картины мира, в том числе и социальные процессы, к естественны наукам, а также сциентистский рационализм (от англ. science – наука), который пытается исследовать, природу и сферы деятельности человека исключительно при помощи «точных данных и рациональных» схем, исключив полностью философию и другие формы познания.

4) Философское мировоззрение произрастает из мифа и религии, а также опирается на теоретические данные науки. Но философия отличается от них не объектом исследования, так или иначе и миф, и религия, и наука в целом обращены к изучению проблем мироздания. Их коренное отличие состоит в предметной области, то есть обозначение проблемной области поиска, постановка вопросов, выборе соответствующих методов их решения и в конечном счёте способом осмысления мироздания, общества, человека через предложенные концепции и теоретические положения. Например, принципиальным отличием философского мировоззрения от мифа и религии является тот момент, что философское мышление выстроено на разуме, интеллекте свободного от вымысла, верований и стремящегося рассмотреть объективную действительность в её подлинном существовании, свободном от персонификации и идеализации (но не от человека). Отличие от науки состоит в том, что философия пытается рассмотреть всеобщую, «предельную» проблематику, которая преодолевает ограниченность частных наук и представляет собой нечто большее чем, данные, обобщения и теоретизации научного знания, направленного на решение локальных, частных вопросов (физика, химия, биология, социология).

Рождаясь, человек еще не является личностью, но постепенно преобразовывается в нее, усваивая информацию об окружающем мире и формируя собственные взгляды о ней. Такие умения, как обучаемость, усвоение, переработка полученных данных и их критическая оценка помогают людям выработать систему интеллектуальной и эмоциональной оценки действительности.

Сложенные воедино принципы, идеалы и взгляды на мир, подкрепленные соответствующими им поступками, составляют сущность мировоззрения человека. Суммирование всех компонентов системы является духовной и практической деятельностью индивидуума.

Видение мира

Система взглядов человека на окружающую реальность и способность ее осваивать, его этические ценности, обобщение имеющихся в его распоряжении естественно-научных, технических, философских и других знаний, вот что такое мировоззрение.

Впервые этот термин был введен в конце 18 века в значении «взгляда на Вселенную» немецким философом Кантом. Лишь со второй половины 19 в. он стал означать систему, в основе которой лежат суждения о мире и место, которое занимает в нем человек.

На самом деле это понятие означает сложное взаимодействие различных блоков знаний, убеждений, эмоций, мыслей и настроений, соединенных в некое подобие понимания людьми окружающей реальности и себя в ней.

Каждый индивидуум в отдельности, имея свой набор мнений и взглядов на действительность, может объединяться в группы, сообщества, семьи или другие организации с людьми с похожими суждениями. В зависимости от того, какие ценности, точки зрения или жизненные программы определяют их сознание, при этом образуются народы, различные слои общества, интеллектуальная или социальная элита, или классы.

Развитие мировоззрения цивилизаций

Наблюдая за происходящими в природе явлениями, люди с древности пытались дать им хоть какое-то объяснение. Самый простой способ это сделать, было объявить свое существование и всего вокруг проявлением воли богов. Таким образом, сформировалось сверхъестественное и мифическое видение происходящего, которое было основным на протяжении нескольких тысячелетий.

Главное, что такое мировоззрение объясняло, так это иллюзорность жизни, так как все предопределено богами, что большинство людей подтверждало, смиряясь с таким взглядом на реальность. Благодаря тем личностям, кто шел вразрез с принятыми суждениями (не подчинялись воле богов), менялись история и, соответственно, мировоззрение в сознании людей и целых цивилизаций.

Рассуждая о существующих порядках в явлениях природы и сравнивая их, люди создали такую науку, как философия. Благодаря способности познавать окружающую реальность во всей ее многогранности, человек постоянно усовершенствовал модель Вселенной, Земли и изучал свое место в ней.

По мере того как накапливался опыт в познании действительности и проверялся на практике, у цивилизаций появлялись науки, менялось мировоззрение. Например, наблюдения за изменениями на звездном небе легли в основу астрологии, а затем астрономии.

Структура миропонимания

Как известно, формирование мировоззрения начинается с двух-трехлетнего возраста. Годам к семи у детей уже складывается личное мироощущение, основанное на том опыте и практическом его применении, что они успели получить и переработать.

Главные вопросы, характеризующие деятельность человека в любом возрасте, это:

  • знать, чего он хочет;
  • иметь представление, как этого достичь;
  • хотеть именно этого;
  • достигать желаемого.

Чтобы понять, что такое мировоззрение, следует знать, из каких структурных элементов оно состоит:

  • познавательный – включает в себя все научные, социальные, технические, обыденные и другие знания, которые известны человеку и в совокупности создают его универсальное миропонимание;
  • ценностно-нормативный – включает в себя идеалы и убеждения, которые лежат в основе поступков каждого индивидуума и составляют его систему ценностей;
  • морально-волевой – объединяет имеющуюся систему знаний с эмоциональным восприятием действительности и определением человеком своего места в обществе, коллективе, мире и отношение к нему;
  • практический – мировоззрение считается полноценным и воспринимается, как руководство к действиям, по которым можно определить, какие ценности лежат в его основе.

Люди на протяжении всей жизни могут менять свои убеждения, но основные ценности остаются постоянными.

Сущность мировоззрения

Основным условием развития человеческой личности является постоянное изучение окружающей действительности, происходящих в ней изменений и приспособление к ним.

Чтобы понять, что такое сущность мировоззрения, следует рассмотреть уровни, из которых оно состоит:

  • Мироощущение – способность людей адаптироваться к окружающей среде и ориентироваться в ней. На этом уровне познание мира осуществляется за счет 5 органов чувств и работы бессознательного. Здесь же находится эмоциональная оценка действительности. Например, неожиданное чувство радости и счастья возникает на уровне бессознательного до того, как мозг начнет искать причину, приведшую к подобной перемене в настроении.
  • Миропонимание – это работа на уровне сознания, во время которой происходит получение и обработка информации об окружающей действительности. В ходе этого процесса проявляются 2 типа восприятия:
  1. Обыденный, во время которого человек составляет свое мнение о желаемом уровне жизни, окружающих людях, работе, стране, политиках, семейных отношениях и о многом другом.
  2. Теоретический тип – общее познания бытия, своего места в мире, опиравшееся на имеющиеся данные различных наук или философии.

Сущность мировоззрения заключается в сведении всех уровней восприятия реальности в единую систему ценностей, знаний и их эмоциональной оценки в некую жизненную позицию, подтвержденную поступками человека.

Основные типы

Теоретической базой мировоззрения является философия, а практической – духовная целостность человека, подтвержденная его деятельностью. Условно ее можно разделить на несколько типов:

  • Архаический – период, когда человечество воспринимало мир живым и взаимодействовало с ним, исходя из этого знания. Этому типу присущ тотемизм, одним из свойств которого было отождествление людьми себя с животными, птицами или явлениями природы.
  • Следующий уровень развития – мифологический тип мировоззрения, по которому всему видимому и невидимому свойственно не только иметь образ, но и взаимодействовать с человеком и друг с другом. Люди общаются с богами, приносят им жертвы, молятся, строят храмы, соблюдают обряды и могут даже соперничать или противостоять им.
  • Религиозный тип отделяет человека от мира духов. На Олимпе нет богов, но вера в них у людей не пропала. Появились другие обряды, догмы, заповеди, но авторитет богов был неоспорим.
  • В основе философского типа лежит критическое сознание, не принимающее на веру старые постулаты, а требующее их логического подтверждения.

Каждому типу мировоззрения были свойственны свои принципы. В зависимости от меняющихся взглядов на окружающую действительность, всем эпохам свойственны свои ценности.

Основные принципы

Главные принципы мировоззрения касаются взаимоотношения Бога с миром и подразделяются на:

  • Атеизм – отрицание существования сверхъестественного и богов, а первоосновой всего является материя, изучение которой возможно только чувственным образом.
  • Скептицизм – в основе принципа лежат сомнения в непреложности истины и отрицание божественного предназначения человека и смысла его жизни. Разделяющие эти взгляды люди считают, что индивидуум обязан сам определять свою судьбу, главные ценности мировоззрения которого должны состоять в достижении максимального количества удовольствий.
  • Пантеизм – вера в некую основу мира, породившую все сущее. Формой изучения реальности в пантеизме является наблюдение за действительностью и дедукция на физическом уровне, и мистическая интуиция на духовном.
  • Креационизм – принцип, утверждающий Бога, как первопричину всего, но разделяющий компоненты, лежащие в основе мира от природы самого Творца.

Обобщая, что такое мировоззрение, можно определить, что это совокупность всех знаний, чувств, взглядов и оценок реальности человека в его понимании мира.

Имеющиеся проблемы

Главной проблемой мировоззрения являются противоречия во взглядах людей на существующую реальность. Каждый индивидуум видит ее через собственную линзу восприятия, в которой фокусируются убеждения и основные жизненные установки, подтвержденные на практике. Именно различие в том, на чем люди сосредотачиваются, и делают их настолько разными.

Например, кто фокусируется на деньгах, накапливает капиталы, кто на их отсутствии – плодит бедность.

Влияние мировоззрения на уровень и качество жизни людей доказано экспериментальным путем. Стоит человеку поменять свои убеждения и сфокусироваться на новых установках (достатке, здоровье, любви, карьере и многом другом), как картина мира начинает постепенно меняться.

Важно помнить, что проблемой при изменениях является отсрочка во времени. Если человек долго верил в то, что не может стать богатым, то потребуется некоторый срок, чтобы новые взгляды мировоззрения «укоренились» в подсознании.

Духовный аспект

Раньше считалось, что люди – это индивидуумы, получающие духовный опыт на протяжении своей жизни. Современные науки приходят к выводу, что человек – это дух, обретающий опыт в физическом теле. Сегодня все больше уделяется внимания изучению взаимосвязи между Творцом и его творением.

Духовное мировоззрение людей построено на принятии или отрицании Бога. В основе гармонии лежат:

  • любовь к миру в целом;
  • принятие происходящих событий, как проявление божественной воли;
  • подключение к энергии любви через молитву;
  • реализация собственной жизни через гармоничное ее проживание;
  • сбалансированное состояние во всех сферах жизни.

При отсутствии духовного развития людей наполняют обиды, невзгоды, болезни и непонимания смысла жизни.

Мировоззрение сегодня

Существующее сегодня мировое сообщество интегрировано в масштабах всей планеты. Современное мировоззрение человека включает в себя сумму знаний всех имеющихся наук на уровне неспециалиста. В ее основе лежит познание действительности через 5 органов чувств с дальнейшей обработкой информации разумом.

Из полученных данных человек строит свою картину мира, на которую может сознательно влиять и видоизменять. Единственное, что осталось неизменным, так это цель человека. Она по-прежнему в познании мира и места в нем.

Основная функция

Роль мировоззрения в том, чтобы управлять и направлять деятельность человека. Ее можно изложить в двух функциях:

  • деятельность через систему ценностей с направлением к цели (основополагающий вопрос – во имя чего я это совершаю);
  • определение стратегии ее достижения (как я к этому приду).

Главной функцией мировоззрения является определение места человека в окружающей действительности.

Мировое сознание

Совокупность всех поступков каждого отдельного индивидуума является осуществленным мировоззрением. В многообразии человеческих взглядов на действительность проявляется природа мирового сознания.



Вверх