Какие социальные процессы привели. Социальные процессы, их типы и функции. Глобальный характер современной цивилизации

Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряжение часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентации.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом.. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов: кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамиза-ции. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах: поддержание границ и систематические связи.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко - вместе и операри - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для зтого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Кооперация у членов малых групп - настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга и в группах на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важна не только сама но себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и подгруппами, которые они составляют.

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов. В этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она перемещается в малые группы, в организации, где люди стремятся быть «первыми среди равных». В то же время в обществах с достигаемыми в основном статусами конкуренция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В одних группах существуют ярко выраженные процессы конкуренции, протекающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться, завоевать большее материальное вознаграждение), в других - личностное соперничество может отходить на второй план, личностные отношения носят в основном характер сотрудничества, а конкуренция переносится на взаимоотношения с иными группами.

Конкуренция - это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например по первоочередной необходимости, возрасту или социальному статусу. Можно распределять недостаточные ценности через лотерею или делить их равными долями между всеми членами группы. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается индивидами или группами, так как при введении системы приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, но «работает» и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Другим следствием конкуренции можно считать создание определенных систем установок у конкурентов. Когда личности или группы конкурируют друг с другом, у них развиваются установки, связанные с недружелюбным и неприязненным отношением друг к другу. Эксперименты, проведенные в группах, показывают: если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы . Известно, например, что если национальные или религиозные группы вступают в конкурентные отношения друг с другом, появляются национальные и религиозные предрассудки, которые по мере возрастания конкуренции постоянно усиливаются.

Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Так, можно привести множество случаев, когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но несмотря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено по крайней мере в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют всеобщей занятости и т.д. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример - отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность групп, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно, чем в тех случаях, когда члены группы конкурируют друг с другом. Конкуренция между отдельными группами при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри каждой грунпы наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей главе). Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс - форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации.

Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками. То же можно сказать об эмигранте, выезжающем в другую страну, который просто обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, ставить себя на место окружающих его людей и пытаться понять их. В противном случае процесс приспособления не будет успешным.

Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний (малой Италии, малой Польши и т.д.) они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амалъгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Например, в Центральной Америке или некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, границы между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, появлении общей идентификации членов группы.

Пограничные линии между социальными группами являются главным аспектом социальной жизни, и мы посвящаем много времени и энергии их установлению, поддержанию и модификации. Национальные государства определяют свои территориальные границы и устанавливают знаки, ограждения, которые доказывают их права на ограниченную территорию. Социальные группы без территориальных ограничений устанавливают социальные границы, которые отделяют их членов от всего остального общества. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон: «Если он не говорит на нашем языке, то он не может быть одним из нас». Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами. Иногда разделяющим символом могут быть отличительные знаки (с их помощью отличаются, например, члены индийских каст). Однако чаще всего у членов группы нет явной символической идентификации, они имеют только трудноуловимое и труднофиксируемое чувство «принадлежности», связанное с групповыми стандартами, которые отделяют ингруппу от всех остальных.

Группы не только нуждаются в установлении определенных границ, но и должны убедить своих членов в том, что они эти границы признают как важные и необходимые. Этноцентризм обычно развивает у индивида убеждение в преимуществе его группы и в недостатках других. Значительную роль в воспитании такого убеждения играет патриотизм, который говорит нам, что ослабление национального суверенитета путем интернационального соглашения может быть фатальным.

Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями, применяемыми к тем, кто таких границ не соблюдает, и вознаграждением индивидов, стремящихся к их упрочению и сохранению. Вознаграждение может состоять в доступе к занятию определенных должностей путем членства в объединениях, близости по духу в дружеской компании и др. Наказания, или негативные санкции, чаще всего состоят в отмене или лишении вознаграждений. Например, кто-то не может получить хорошего места работы без поддержки определенной группы или объединения; кто-то может оказаться нежелательным в престижной группе, в политической партии; кто-то может потерять дружескую поддержку.

Люди, желающие преодолеть социальные барьеры в группах, часто стремятся к уменьшению социальных границ, в то время как те, которые их уже преодолели, желают такие границы создать и укрепить. Например, во время предвыборной кампании многие кандидаты в народные депутаты ратовали за расширение парламентского корпуса и за частые перевыборы, но как только они были избраны депутатами, их стремления стали полностью противоположными.

Иногда границы между группами могут быть проложены формально, например в случаях прямого указания или введения специальных ограничительных правил. Во всех других случаях создание границ является неформальным процессом, не закрепляемым соответствующими официальными документами и неписаными правилами. Очень часто существование границ между группами или их отсутствие не соответствует официальному их запрещению или, наоборот, введению.

Создание и модификация границ между группами - это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами.

Создание системы связей. Всякая нация, имеющая территориальные границы, нуждается в межнациональной торговле. Таким же образом все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, также нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. Если отсутствие значимых границ приводит к тому, что данная группа полностью сливается с обществом или какой-либо другой группой, то отсутствие у нее взаимосвязей с другими группами приводит к ее изоляции, потере возможностей для роста, исполнению не свойственных для нее функций. Даже относящиеся ко всем с ненавистью и крайне замкнутые кланы в примитивных обществах иногда обращались к системе «молчаливого бартера» со своими врагами. Не вступая с ними в личностный контакт, они оставляли в определенном месте товары для обмена, которые представители других кланов обменивали на свои товары.

Создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система . Группы в современном обществе имеют систему внешних связей, состоящих, как правило, из множества элементов. Современная деревня связана с городом посредством обмена продуктов растениеводства и животноводства на энергию, сельскохозяйственную технику и т.д. Деревня и город обмениваются человеческими ресурсами, информацией, участвуют в общественной жизни. Любая организация должна быть связана с другими подразделениями общества - профсоюзами, политическими партиями, организациями, создающими информацию.

Очевидно, что каждая группа вынуждена решать дилемму: стремиться поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность или сохранять и укреплять систему связей с другими группами.

В заключение следует сказать, что все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе.

    Роль исследования социальных процессов в научном управлении.

  1. Понятие социальных процессов, основные их виды.

Социальный процесс - Под процессом понимается любой

вид движения, модификации, трансформации, чередования или

"эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого

объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места

в пространстве либо модификация его количественных и качественных

характеристик

В основе их возникновения лежат противоречия,

возникающие между различными социальными группами, располагающими

особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие

с интересами других групп. Такое положение позволяет обществу находить наиболее

эффективный путь развития, способный консолидировать интересы

большинства своих членов. Социальный процесс имеет более выраженную временную составляющую, придающую объективированный характер исследуемому

объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимости

от времени. Психическое сопровождение социальных процессов

отходит на второй план.

Социальный процесс совершается в трех возможных формах:

    объектной, то есть в форме последовательного изменения состояния социального объекта;

    субъектной, или деятельностной, то есть в форме последовательных действий субъекта;

    технологической, то есть в форме соблюдения, осуществления определенной технологии.

Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений:

    структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующих факторов, условий и прочее;

    динамика процесса базируется на показателях силы и масштаба происходящих изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Параметры процесса

Параметр

Характеристика параметра

Измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. На макроуровне субъектами социальных процессов выступают государства, нации, классы, культуры. Исследования на микро / макроуровне характеризуются принципиально различными способами исследования, техниками интерпретации и так далее

Направленность

Характеризуется вектором процесса, выражающим ориентацию на определенный исход

Интенсивность

Задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Значение может быть задано через освещение данного процесса в СМИ, общественную огласку, осознание масштаба его последствий для конкретного социального субъекта

Складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентаций и места в системе общественного разделения труда

Характер стимуляции

Проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. По данному параметру процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым

Основными элементами социального процесса выступают:

      Участники процесса: к ним относятся все активные и пассивные члены общества, чьи интересы затрагивают происходящие в обществе изменения.

      Субъект (инициатор) процесса: один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознаваемым, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Это способно (помимо прочих факторов) стимулировать широко распространенные случаи утраты инициатором контроля за вызванными им изменениями.

      Причины процесса. Следует отчетливо различать субъекта (инициатора) процесса и причины процесса: природные, демографические, культурные, социально-политические и прочие. Субъект может быть неизвестен, его роль может быть неосознаваемой им самим; причина - органически присуща процессу и составляет его внутренний источник.

      Наблюдатель - формальный или неформальный член научного сообщества; является источником когнитивных параметров процесса.

Р. Парк и Э. Берджес предложили следующую классификацию основных социальных процессов:

Кооперация - может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе). В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Конкуренция (соперничество) - борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Однако, стимулирование путем конкуренции может быть ограничено по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию, если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности. Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт.

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд возможных моделей: 1) подчинение, 2) компромисс, 3) терпимость.

Конфликт - открытая борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами-нациями. Конфликт часто возникает из-за конкуренции над ограниченными ресурсами или возможностями. Конфликт может быть институционализированным (регулируемым сводами правил, на которые соглашаются все участники, например, избирательный процесс); либо нерегулируемым, подобно террористическим действиям, действиям революционных организаций и тому подобное. Первый вид часто понимается как доказательство здорового демократического процесса. Д. Катц предложил получившую широкое распространение классификацию конфликтов:

    конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

    конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

    конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

Ассимиляция - процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой.

Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

К перечисленным видам присоединяются два других вида социальных процессов, проявляющиеся только в группах:

Поддержание границ . Создание и модификация границ между группами - это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами (язык, диалект, униформа, отличительные знаки и прочее).

Систематические связи - создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система. Очевидно, что каждая группа вынуждена решать дилемму: стремиться поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность или сохранять и укреплять систему связей с другими группами.

Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, позволяющих их описывать и анализировать, являются социальные системы

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными так объективными обстоятельствами - опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Но значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988, с. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог Фролов С. С. в учебнике «Социология» М., Логос, 1998, с. 274 отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы - это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные изменения - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Автор учебника «Социология» Волков Ю.Г. (Ростов на Дону, Изд-во «Феникс», 2005 г.) отмечает, что при этом необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной модификации, в ходе которой сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений , их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку;

2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объёма производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объём происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества.


Социальные изменения также бывают :

Эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нём начало;

Экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран запоздавших с её проведением), рецидивирующая (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

Виды социальных изменений можно представить в виде схемы.


Схема 1. Виды социальных изменений

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определённой среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так технические новшества как радио, телевидение, автомобиль породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение, нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление, выбор, дифференциация. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определённом направлении влечёт за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создаёт условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Источниками социальных изменений могут быть: социальные причины, случайные причины, политические причины, технологические причины, изменения спроса на рынке труда.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

Общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему

Прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, отмечает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община. В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опирались на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

Дифференциацию общества;

Специализацию, различных частей и структур общества;

Интеграцию - установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

Адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс - это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, т.е. коренные качественные перевороты всей общественной жизни локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация - в переводе с латыни “вместе работать” на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества

2) конкуренция - это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция - это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут удовлетворить свои желания.

3) приспособление - это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях)

4) подчинение - это обязательное условие процесса приспособления, т.к. сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться

5) компромисс - это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения

6) ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты

7) амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Многообразные явления в природе и обществе не­посредственно или опосредованно связаны между собой. Относительно однородные серии явлений, которые свя­заны причинно-следственными или структурно-функ­циональными зависимостями, называются процессами , (например, смена времен года, рост организма и т.д.).

Социологическая наука занимается проблемами взаимо­действия людей, малых и больших человеческих групп и объединений и, следовательно, изучает социальные про­цессы.

Социологическая категория "социальный про­цесс " может быть определена (исходя из задач самой со­циологической науки и сущности предмета изучения) как совокупность статистически устойчивых актов взаимо­действия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий вос­производства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями).

Серия социальных явлений может рассматриваться как социальный процесс, если она имеет временную про­тяженность, логически прослеживаемую последователь­ность, где предыдущие ее этапы с необходимостью пре­допределяют последующие.

Социальные процессы харак­теризуются также непрерывностью и идентичностью .

Осуществление социологического изучения много­образных социальных процессов требует учета их специ­фических особенностей и отличительных черт.

В чем же заключаются эти особенности? К их числу исследователи относят:

- массовый характер социальных процессов, что оз­начает, что единичные действия людей или отдельные события социальной жизни не могут называться социаль­ными процессами;

- общественное содержание, источники и результа­ты социальных процессов. Социальные процессы не могут осуществляться вне общества, т.к. их содержание - это деятельность, поведение и действия людей по отноше­нию друг к другу или ко всему прочему, что их окружает. Социальные процессы порождаются социальными про­блемами и направлены на их снятие. Сами же социаль­ные проблемы есть продукт общества;

- устойчивость социальных процессов. Это неотъем­лемая сущностная характеристика анализируемого фено­мена. Если в серии явлений не наблюдается устойчивая, логически прослеживаемая причинно-следственная взаи­мосвязь, то такую серию явлений нельзя с уверенностью относить к классу социальных процессов;

- самодеятельность участников социальных процес­сов. Данная особенность позволяет относить к классу социальных процессов только те, которые возникают и осуществляются как общественная инициатива, а не как проявление формально-лозунгового характера, что зачас­тую было присуще командно-бюрократической системе управления.


В истории социологической науки предпринимались многие попытки классифицировать социальные процес­сы. Первую такую попытку предпринял немецкий социо­лог Л. фон Визе (1876-1969). По его мнению, социальные процессы можно делить на две категории - ассоциативные (объединение, приспособление, сближение) и диссоциативные (оппозиция, соперничество, конфликт). Однако такой подход не лишен своих недостатков. Так, диссоциативные процессы, по мнению фон Визе, должны характе­ризоваться как сугубо негативные. Но это далеко не так. Соперничество, например, может быть конструктивным, конфликт - стабилизирующим систему, а не разрушаю­щим ее.

Социальные процессы могут делиться на процессы воспроизводства и развития . Первая группа направлена на сохранение (поддержание) существующего статуса от­ношений, вторая - на качественное их изменение как в позитивном, так и в негативном направлениях. Таким образом, процессы воспроизводства могут быть функ­циональными и дисфункциональными.

В соответствии с уровнем системы различают про­цессы:

- внутриличностные (например, социализация, са­мообразование, самовоспитание);

- межличностные (внутрисемейные отношения, друж­ба, любовь);

Внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе по вертикали и горизонтали в ходе трудового взаимодей­ствия и т.п.);

- межгрупповые и межобщностные (противостояние политических группировок в борьбе за государственную власть);

- социетальные - охватывающие общество в целом как таковое.

Классификация социальных процессов может осу­ществляться по критерию их направленности .

Первую группу в этой классификации будут состав­лять социальные процессы, которые связаны в первую очередь с совершенствованием общественных отношений.

Во вторую группу входят социальные процессы, порожденные функционированием конкретной общест­венной системы, не ведущие в то же время к ее непо­средственному изменению, это - социальная мобильность, инфляция, безработица, преступность. Социальные про­цессы, относимые к данной группе, могут рассматриваться как конструктивные и деструктивные . Одни служат меха­низмом развития общественных отношений, другие тор­мозят его.

Перечисленные наиболее общие социальные про­цессы возникают в силу объективных общественных ус­ловий жизни социума, но могут контролироваться на уровне общества его управленческими институтами от имени этого общества.

Социальные процессы могут становиться предметом исследования многих общественных наук (экономики, политологии, социальной психологии, истории, юриспруденции и т.д.). Занимается исследованием основных социальных процессов и социологическая наука.

Целью социологического изучения того или иного социального процесса является решение проблем, им вызванных и обусловленных. Для этого необходим глубокий анализ изучаемого процесса. Знание сущности и содержания ка­тегории "социальный процесс" во многом облегчает осуществление такого анализа, помогает точнее выявить конкретный исследовательский предмет, осуществить выделение основных понятий, провести их операционализацию. Знание конкретных носителей тех или иных социальных процессов помогает социологу точнее опи­сать объект исследования, обосновать и рассчитать вы­борку. Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь между конкретной прикладной социологической работой и социологической теорией.

Социологические исследования социальных процес­сов имеют определенную специфику. В чем она заключа­ется?

Уже отмечалось, что социальные процессы характе­ризуются устойчивостью и протяженностью. Кроме того, взаимосвязь явлений, входящих в качестве составляющих элементов в тот или иной социальный процесс, может быть представлена как некая гипотетическая ось, специ­альное изучение которой может помочь разобраться в су­ти самого процесса.

Так как социальные процессы обладают свойством устойчивости, их изучение не должно быть точечным. Суть исследовательского процесса состоит в том, что предмет изучения в социологии многогранен, а, следова­тельно, трудно вычленяем. Для достижения цели иссле­дования социологу необходимо понять не только сущ­ность социального процесса в целом, но и сущность со­циальных явлений, составляющих этот процесс, а также познать характеристики "оси" изучаемого процесса.

Социологический инструментарий по этим при­чинам может быть достаточно объемным. Однако в силу устойчивости социальных процессов, о чем говорилось ранее, изучение каждого социального явления, входя­щего в данный социальный процесс, может проводиться отдельно.

Если социальный процесс есть не что иное, как ди­намика развития определенного общественного феномена, то и исследование этого развития должно осуществляться в определенной динамике.

Изучение социального процесса предполагает:

Фиксацию первоначального (стартового) состояния социологическими средствами;

Сбор информации об истоках возникновения дан­ного социального процесса (по литературе, прессе, свиде­тельствам очевидцев и т.д.);

Создание на базе этой информации (пункты 1 и 2) базовой модели процесса;

Изучение отдельных явлений, составляющих про­цесс;

Изучение взаимосвязи между явлениями, состав­ляющими процесс;

Выделение связующей "оси" социального процес­са и изучение ее сущностных характеристик;

Выявление на базе анализа иерархии явлений, со­ставляющих процесс, их "рейтинга";

Определение круга явлений, входящих в процесс, которые в доминирующей степени характеризуют его сущность;

Фиксацию изменений в обществе или общностях и группах в ходе протекания процесса, поиск закономер­ностей становления этих изменений;

Прогнозирование на базе полученной информации хода развития изучаемого феномена, ее направленности и устойчивости.

Исследование социального процесса может осуще­ствляться с использованием лонгитюдного подхода, когда устанавливается наблюдение за конкретной социальной группой - носительницей данного процесса, и информа­ция снимается по ходу развития самого процесса.

Как правило, в ходе исследования того или иного социального процесса изучаются поведение, установки и характеристики различных социально-демографических категорий людей, вовлеченных в данный процесс. Это означает, что наиболее рациональной является квотная, пропорциональная выборка.

Изучение социальных процессов осуществляется различными социологическими методами. Однако, как правило, такое изучение бывает комплексным. Получение базовой информации (точечный замер состояния процесса в данный момент) осуществляется методом опроса (чаще всего, в силу объемности требующейся информации, ан­кетного). Информация о стартовом состоянии изучаемого процесса получается методами анализа информации (вер­бальных источников, документов) и опроса экспертов и очевидцев. Изменения по ходу процесса могут фиксиро­ваться опросными методами и в ходе социологического наблюдения. При необходимости организации управлен­ческого воздействия на изучаемый социальный процесс с целью оптимизации его функционирования или изменения направленности может использоваться метод социологи­ческого эксперимента. Прогнозирование возможностей хода изучаемого процесса осуществляется на базе всей полу­ченной информации при условии наличия динамичности в ходе ее сбора.

Особый методический подход требуется при иссле­довании дисфункциональных, регрессивных, диссоциативных процессов. Дело в том, что ситуация, создаваемая подобными процессами, взрывоопасна, и проблема долж­на быть снята в короткие сроки. Социологическое иссле­дование подобных проблем можно определить как конст­руктивно-восстановительное. Реализуя подобную функ­цию, социологическое исследование должно проводиться в сжатые сроки с повышенной точностью.

В условиях работы по изучению диссоциативных процессов наиболее сложным является этап контакта с респондентами. Дело в том, что последние, находясь в русле развивающегося процесса, подвержены его воздей­ствию и находятся, в этой связи, в состоянии возбуждения и нервного напряжения. Это особенно характерно для ис­следования конфликтных ситуаций.

Приступая к работе с такими респондентами, со­циолог должен знать и помнить:

Информация, получаемая в ходе сбора, может быть искажена, если не обеспечена анонимность при ее сборе;

Респонденты со значительно меньшим, чем в обыч­ных условиях, желанием идут на контакт с интервьюером;

Нетактично поставленные вопросы или неосто­рожные слова и действия интервьюера могут не только вызвать негативное отношение к нему самому, но и усу­губить конфликтную ситуацию, ускорить ход деструктив­ного социального процесса;

Полученная от конкретных респондентов ин­формация не должна попасть в руки любых людей, не имеющих прямого отношения к проведению данной на­учно-исследовательской работы.

Особые требования предъявляются к социологам и на этапе анализа социологической информации. Анали­тик должен отвлечься от собственной оценки событий, собственного отношения к происходящему. Он должен быть нейтральным и беспристрастным.

При анализе данных, полученных в ходе сбора ин­формации, применяются методы структурно-функцио­нального подхода. С одной стороны, рассматриваются особенности внутренней структуры и содержания про­цесса, взаимодействие явлений, его составляющих; с дру­гой - прослеживается влияние внешних факторов на раз­витие изучаемого процесса. При этом рассматриваются направления воздействия внешних факторов как на изу­чаемый социальный процесс в целом, так и на отдельные его элементы. Как правило, вычленяются те источники внешних воздействий, которые в состоянии кардинально повлиять на статус изучаемого социального процесса, изменить его структуру или направленность.

Это в определенной мере усугубляется непрогнозированностью течения множества сложных социальных процессов, вызываемых условиями жизни общества, труд­ностями реформ и т.д. Преодоление негативных тенден­ций в обществе, снятие деструктивных противоречий во многом определяются тем, насколько точно и в какой мере можно предсказать их последствия.

Понятие «социальный процесс»

Замечание 1

Для любого общества характерно взаимодействие внутренних и внешних сил, если этого не происходит, то общество обречено на гибель.

В жизни людей случаются те или иные изменения, идет развитие, на смену одним процессам, исчерпавшим свой потенциал, приходят другие. Все социальные процессы к жизни вызывают как субъективные, так и объективные обстоятельства и социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Так или иначе, люди обязательно участвуют в социальных процессах, когда, например, корректируют свое поведение, ищут выход из трудных ситуаций, меняют свое положение в экономической и политической сферах, поэтому социальные процессы в жизни общества играют очень большую роль.

Результаты социальных процессов могут быть как позитивные, так и негативные.

Являясь участниками социальных процессов, люди не всегда могут оказывать на них влияние по той причине, что утрачивается контроль в результате неспособности понять внутренний механизм происходящих изменений.

Для социального процесса характерна достаточно выраженная временная составляющая – фактор времени в исследовании социально-экономических процессов является одним из критериев формализации процессов.

Экономические, политические, культурные процессы постоянно наслаиваются друг на друга, а в их центре непрерывно находятся люди. Одни процессы создают фон для того, чтобы люди решали повседневные проблемы, а другие вполне могут являться предметом изучения.

Подобное различие делит процесс на практический и когнитивный. Человек, в ходе практической актуализации социального процесса, который предполагает низкую степень рефлексии, склонен для себя переживать его последствия либо полным игнорированием, адаптацией, открытым противодействием или целенаправленным уходом.

В зависимости от своего отношения к процессу, человек выбирает ту или иную стратегию, причем осознанно занижая значение одних и усиливая значимость других процессов. Безусловно, что в данном случае он будет основываться на собственных представлениях о процессе и простом жизненном опыте.

Подчинить процессы собственной линии поведения и своему варианту возможных действий, будет приоритетной его задачей.

Фактор рефлексии в условиях когнитивной актуализации выходит на первое место, суть которой заключается в том, чтобы определить все свойства процесса и возможные последствия.

Описание, объяснение, понимание и прогноз являются основными функциями когнитивной актуализации социального процесса, а выявление причин и факторов воздействия являются целью.

Замечание 2

Таким образом, социальный процесс представляет собой социально значимые изменения в обществе, которые вызываются стремлением различных групп оказать влияние на условия, сложившиеся в социуме для того, чтобы удовлетворить определенные интересы.

Когда интересы различных социальных групп сталкиваются, происходит доминирование одних над другими. Положение социальных субъектов, стремящихся во взаимоотношениях достичь равновесия, неоднородно, что определяет вектор социального процесса.

Социальный процесс невозможен без структуры, включающей в себя всех входящих в него участников, факторов и условий, а также динамики, которая базируется на показателях силы и масштаба изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Характеристикой процесса являются масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции.

Под масштабом понимается измерение степени вовлеченности в него субъектов. Вектор, выражающий ориентацию процесса на тот или иной исход, характеризуют направленность процесса.

Осознанное значение результатов процесса для вовлечения участников, говорят о его интенсивности. Участники процесса, их социальное расслоение, политическая ориентация, место в общественном разделении труда, являются слагаемыми состава процесса.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, который направляет и контролирует этот процесс. Отсюда процесс может быть равномерным или форсированным, стремительным или вялым.

Виды социальных процессов

Целенаправленная деятельность людей является причиной социальных изменений в обществе.

Несмотря на огромное многообразие социальных процессов, социологи сумели их классифицировать и выделить основные социальные процессы, имеющие общие черты:

  • кооперация;
  • конкуренция;
  • приспособление;
  • конфликт;
  • ассимиляция;
  • амальгамизация.

Довольно часто к ним можно присоединить ещё два процесса, имеющих групповое проявление – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация представляет собой объединение большой группы лиц, работающих в одной крупной организации. В её основе лежат согласованные действия и общие цели, для достижения которых необходимо взаимопонимание и установление правил сотрудничества.

Социологи считают, что в основе желания людей сотрудничать лежит бескорыстие, но проведенные исследования показали, что как раз кооперации людей в большей степени способствуют корыстные цели. Это означает, что обоюдная польза является главным смыслом кооперации.

Ко второму виду социальных процессов относится конкуренция, представляющая собой борьбу между группами, общностями или индивидами за овладение какими-либо ценностями. К ним могут относиться деньги, статус, любовь, власть и др. Поскольку запасы ценностей ограничены и распределяются неравномерно, то конкуренция является своеобразной борьбой за вознаграждение, а для этого надо опередить или отстранить соперника, имеющего такие же цели.

Жизнь в обществе предполагает принятие индивидом утвердившихся норм ценностей и эталонов этой среды. Если эти нормы и ценности не удовлетворяют потребностей индивида, то необходимо принять нормы и ценности новой среды, т.е. приспособиться.

Так как условия внешней среды меняются постоянно, то и процессы приспособления или адаптации протекают непрерывно. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

В этом сложном процессе выделяется подчинение, компромисс, терпимость. Терпимость, или как сегодня говорят толерантность к новой ситуации, новым ценностям, новым образцам культуры необходимое и важное условие успешного приспособления.

Происходящие во внешней среде изменения требуют подчинения или открытого противодействия, чтобы отстоять свои интересы, т.е. вступления в конфликт.

Процесс приспособления имеет важное условие – подчинение, потому что любое сопротивление будет затруднять вхождение индивида в новую структуру. Подчинение при конфликте невозможно.

Приспособление имеет такую форму, как компромисс. Принятие компромисса означает, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и принять новые цели и способы их достижения могут частично или полностью.

Таким образом, компромисс представляет собой временное соглашение, и при изменении ситуации необходимо будет искать новый компромисс.

Такой социальный процесс, как ассимиляция является процессом взаимного культурного проникновения, в результате чего группы или личности приходят к общей культуре, которую разделяют все участники процесса.

Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Имея возможность смешивать группы в одну большую с однородной культурой, ассимиляция, таким образом, гасит конфликты и устраняет их причину.

При биологическом смешивании этнических групп или народов возникает одна группа или народ – в данном случае речь идет об амальгамизации или кровнородственном смешивании, например, в результате биологического смешивания многих племен и народов, произошло формирование русской нации.

Замечание 3

Препятствием на пути амальгамизации могут стать расовые и национальные предрассудки или глубокий конфликт между ними. Неполная амальгамизация может проявиться в том, что положение человека в обществе будет измеряться «чистотой крови», например, в отдельных частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение.

Все социальные процессы происходят одновременно и между собой тесно связаны. Они создают возможности для развития групп или постоянных изменений в обществе.

Социологические исследования социальных процессов

Главной целью исследования социальных процессов является объяснение и прогноз поведения субъектов в определенных условиях, диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей.

Выделяется три основных типа социологических исследований:

  1. Разведывательное исследование, основой которого является упрощенная программа и инструментарий, сжатый по объему. Это зондирование общественного мнения и к нему часто прибегают для того, чтобы оценить ход и результаты различных социально-экономических и политических мероприятий;
  2. Описательный характер исследования дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Программа для данного исследования глубоко разработана, а базой является методически отработанный инструментарий. Объектом исследования могут быть районы, регионы, города, крупные предприятия;
  3. Цель аналитического исследования не только углубленное изучение явления, но и всесторонний анализ его структуры и характеристик. Характер аналитического исследования комплексный с различными формами сбора и анализа информации. Его разновидностью является социальный эксперимент.


Вверх