Самая большая церковь в мире по численности. Сколько в мире христиан? Статистические данные и исследования христианства

Число православных в мире составляет, по разным подсчетам, от 125 до 180 миллионов. Ситуация, в которой находится большинство Поместных Православных Церквей, делает сложным, почти невозможным делом ведение какой-либо статистики, остающейся, как мы видим, весьма приблизительной.

Страны, географически и культурно
ориентированные на православие:

"Диаспора":

Миссии: ЮАР 38000 Кения - 400000
Service Orthodoxe de Presse / Православие 2000 (перевод с французского)

Итак, как вы видите, я привёл православные данные об их предполагаемой численности. Совершенно непонятно, в какой такой ситуации находятся большинство поместных православных церквей, что невозможно подсчитать численность православных. Например, почему невозможно посчитать количество православных в России? Или почему, это сложнее сделать сложнее чем, скажем в США? А вот почему. Православные специально завышают данные о своей численности в России. Любые же социологические опросы, показывают, что количество православных в России значительно меньше приведённой цифры и составляют в лучшем случае 15-20% населения России, что в абсолютных величинах соответствует 22-30 миллионам. Это если считать не только "воцерквлённых" - таких вряд ли наберётся больше 1-

2 миллионов - но и "сочувствующих", т.е. лиц, не исполняющих церковные обряды, но называющих себя православными под давлением религиозной пропаганды. Естественно, такое малое количество верующих не позволяет говорить о "православной России", и мешает претендовать православию на роль государственной религии. Поэтому, попытка определить число православных равным 80 миллионам абсолютно без каких либо оснований имеет только одну цель - "доказать" абсолютно неверное утверждение, что православных в России большинство.

Ещё большей нелепостью выглядит классификация "стран, географически и культурно ориентированных на православие". Откуда в этом списке взялись Эстония и Албания? Почему вдруг всегда католическая 40 миллионная Польша, вдруг географически и культурно сориентировалась на православие? Не из-за одного ли миллиона православных якобы там живущих? Или может быть из-за своего алфавита? Или из-за папы римского?
А Турция? Почему самая могущественная мусульманская страна, в которой православные составляют по православным же оценкам лишь 0,008% (!!!) оказалась географически и культурно сориентирована на православие? Или в данном случае под "географической и культурной ориентацией" православные аналитики понимают бесчисленные кровавые конфликты с Турцией, в которых только за два последних столетия погибли миллионы русских, болгар и армян?

Даже беглый анализ вышеприведённых данных показывает, что они полностью фальшивы. Понятны и мотивы этой фальсификации - православию требуются данные, на основе которых оно могло бы обосновать своё положение не только в России, но и во всём мире.
Такое положение вещей требует серьёзных, независимых и гласных статистических исследований численности адептов разных религий в России, где такого рода исследования в последние 10 лет практически не проводились

. Copyright: Demian © 2000. / Авторские права принадлежат: Димьян, 2000 г.
Статья может тиражироваться и распространяться любым издательством или частным лицом, при условии сохранения целостности и неизменности текста. Во всех других случаях необходимо разрешение автора или его непосредственных представителей.




Сколько православных в России?

Сколько в действительности адептов православного культа в России? Многие утверждают, что около 80% или даже больше. Но тут важен один момент: о православии ли в действительности идет речь.

Люди, которые просто называют себя православными, не обязательно ими являются на самом деле. И в данном случае интересно, сколько действительно православных в России, то есть людей, которые регулярно посещают культовые учреждения, знают догмы и т. д. , то есть отвечают всем требованиям РПЦ.

Несколько цитат от церковников:

«более восьмидесяти процентов нынешнего населения России — это верующие православные люди".

«Процент Православных в России более 80% по исследованию МГУ".

И подобного на самом деле полно. Опровергнуть это не так уж и сложно, поскольку можно забыть о демагогии и обратиться к реальным исследованиям. В первую очередь нужно понимать, что поскольку власти рекламируют православие уже с конца 80-х, а особенно активно с 90-х, многие люди действительно стали идентифицировать себя как православных, но православие у них — синоним слова русский.

Такая ситуация актуальна с начала 90-х, по сей день она не изменилась. Вот что было в 1992 году:

«В статье «Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее» игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% населения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их «русскости"".

Так что единственное, чего реально добились власти за все это время, — люди стали называть себя православными, но они не вкладывают в это понятие ничего, что связано с религиозным культом. Таких людей действительно православными, то есть сторонниками религиозного культа, считать нельзя.

Почему не стоит использовать данные экспересс-опросов в такой теме? Потому что это простой опрос, где человеку на улице задается вопрос: «Вы верите в бога?» или: «вы православный?». Часто без уточнений, то есть нет вопросов о том, знает человек религиозные догмы, молитвы, ходил ли он в храм и т. д. и т. п.

Следовательно, принимать эти данные, на которые зачастую ссылаются попы, дабы набить себе цену, ни в коем случае не стоит. Серьезные исследователи, которые разбирались в вопросе, никогда не признавали за православной церковью особого авторитета.

Социолог Николай Митрохин отмечал:

«Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности".

Если брать опросы, где все-таки не просто задавали вопрос вроде «Вы православный?», но и уточняли, что такое православие на деле, результаты для РПЦ не такие хорошие. Например, в рамках проекта «Атлас религий и национальностей» было проведено исследование. В результате 41% относит себя к РПЦ.

Вот что интересно: для людей православие — одно, а Русская православная церковь — нечто совершенно иное. Как только спрашивают о том, имеет ли «русский православный» отношение к РПЦ, он часто говорит, что нет, понимая, очевидно, под православием что-то свое. И таким образом сразу же отсеивается половина от «более 80%».

Удивительно, но отдельные исследователи, лояльные по отношению к РПЦ, опровергали данные о большом числе сторонников церкви, где указывается процент от 65 до 80%. Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин утверждает:
«Это число мало что показывает. <…> Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности. <…> Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один — два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18−20%. <…> Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг — кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными".

И таким образом уже от 40% отнимают половину. Хотя данные этого человека, очевидно, тоже ложные, поскольку даже по праздникам в современной России в церквях не набиралось 18−20% населения.

Обратим внимание на соблюдение поста. Многие православные не считают, что это важно, однако на деле это важно, поскольку каждый христианин должен соблюдать пост, в том числе дети. Православные утверждают:

«Пост для детей является духовной школой. Они научаются драгоценной добродетели — управлять своими желаниями".

Итак, выделим «Великий пост», то есть:

«Центральный пост во всех исторических церквях и многих протестантских конфессиях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; также соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии".

Казалось бы, верующие во Христа, если они искренние, вполне могут продержаться. Тем более что тут есть важный момент. В библии под постом понимался вообще отказ от пищи, а у православных — просто, как правило, отказ от некоторых продуктов (исключение — Великая пятница).

Сколько россиян будут соблюдать пост? Как показал опрос ВЦИОМ, только 3% будут полностью соблюдать этот «важный» пост. И особенно еще нужно заметить, что даже среди этих людей не все понимают, что такое пост. Для кого-то — отказ от развлечений, некоторые думают, что от алкоголя. Ну, а если отказаться от мяса жирного, то якобы можно есть мясо постное, хотя это не так. То есть с правилами соблюдения православного поста мало кто знаком. Ну, а большинство россиян (77%) вообще игнорирует пост.

То, что называют православием обыватели, имеет мало общего с православием от РПЦ. Речь идет о народной религии. Социолог Борис Дубин исследовал вопрос и пришел к следующим выводам:

Православные сегодня

Социальный портрет. Как отметил Б. Дубин, среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста, имеющие, как правило, не очень высокий уровень образования и проживающие вне крупных городов. Однако наибольший приток новых православных идет из среды молодежи, людей с высшим образованием, мужчин.

Уровень религиозности. 60% православных не относят себя к религиозным людям, отметил Б. Дубин. Более того, подчеркнул он, только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет.

Вовлеченность в религиозную жизнь. Б. Дубин подчеркнул, что в России наблюдается самый низкий уровень посещаемости церкви среди 15 исследованных стран Европы и Америки. Согласно приведенным Б. Дубиным данным, около 80% российских православных не бывают на причастии; 55% не посещают службы в храмах; 90% православных признают, что они не принимают участия в деятельности Церкви.

Для чего православным нужна их вера. По словам Б. Дубина, современные православные объясняют свою потребность в вере главным образом тем, что вера делает жизнь легче и позволяет легче преодолевать трудности. В сознании граждан православие, которое они исповедуют, не связано с какой-либо их собственной ответственностью и личной активностью.

Таким образом, считает Б. Дубин, отнесение человеком себя к числу православных является лишь его идентификацией на макроуровне — человек ощущает свое единство с коллективным «мы», в качестве которого выступает Церковь. Резкий рост числа православных не является свидетельством реального духовного возрождения страны.

Руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-центра» Наталия Зоркая подчеркивает:

«Сегодня утверждение «я — православный» крайне редко подразумевает религиозность. В машинах у всех иконки, в больницах — иконки, всюду иконки. Это массовое явление, которое совершенно не свидетельствует о вере. В голове наших верующих полная каша. Доля православных почти совпадает с долей русского населения. Православие работает как замена этнической идентификации".

В исследовании о соблюдении поста указано, что 3% намерены его соблюдать. Интересно, что о 3% также говорил и протоиерей Георгий Митрофанов:

«На протяжении многих лет наша страна, по словам классика, «была крещена, но не была просвещена». Я могу даже усугубить цифры — людей, которые причащаются хотя бы раз в год, не более 3% населения страны. Это те, кого можно назвать христианами. У РПЦ было 25 лет на создание активных приходов, но они так и не появились".

То есть даже отдельные служители культа (меньшинство) отмечают, что приблизительно православных в России 3%. Однако и тут есть некоторые сложности. Разве можно считать православным того человека, который раз в год посещает культовое заведение или раз в год причащается? Это сомнительно.

Посмотрим на посещаемость храмов во время главных церковных праздников. Будет ли там 3%? Данные о посещаемости — статистика МВД.

Сколько человек приходило в церковь во время пасхи:

2004 4,9 млн.
2006 5 млн.
2007 6 млн.
2008 7 млн.
2009 4,5 млн.
2012 7,1 млн.
2013 4 млн.

В 2016 — 4 млн.

Это 2,7% от населения РФ. Однако тут нужно учитывать один важный момент. Дело в том, что многие из этих людей приходят в церковь только на пасху. Социолог Наталия Зоркая по поводу пасхи:

«Даже на Пасху большинство пришедших в храм не участвуют в самой литургии, а просто ставят свечи, молятся, освещают куличи, заказывают требы и, как правило, весьма смутно представляют себе смысл православного вероучения".

Пасха — самый популярный праздник у россиян. А вот рождественские богослужения столько людей не собирают. В том году — 2,6 млн. человек, то есть 1,7% от населения России.

Еще хуже дела обстоят у РПЦ, когда речь идет о том, чтобы использовать верующих в политических целях. Можно вспомнить хотя бы акцию против абортов, на которую звали известные депутаты (Милонов), ведущие (Корчевников) и даже актеры (Пореченков). А ранее выступали против абортов все известные церковные деятели, включая патриарха.

Все они призывали своих сторонников явиться на акцию, но пришло всего 2 тыс. человек на всю Москву. Тем более на акции были люди из других городах. В общем, политический вес РПЦ даже с такой значительной поддержкой со стороны медийных фигур и чиновнического аппарата незначителен.

И именно поэтому сегодня так активно пропагандируют религиозный культ среди детей, чтобы не просто те формально именовали себя православными (имея в виду этническую идентификацию), а уже знали догмы и дальше распространяли подобные «знания».

Впрочем, такой эксперимент тоже провальный, поскольку помимо православия у людей есть много чего еще в плане интересов, полно альтернатив. Действительно поднять уровень религиозности может война, социальный катаклизм и т. д.

В 90-е, например, посещаемость храмов резко увеличилась, даже покойный патриарх Алексий замечал это, сравнивая ситуацию в 90-х и начале 2000-х:

«Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов".

Но сколько же православных в России сегодня? По всей видимости, людей, которые регулярно отправляют культ, которые посещают храм не только по праздникам, а постоянно, около 1% от населения (возможно, менее 1%). Точных данных нет, поскольку МВД не ведет статистику посещаемости храмов каждый день. Просто среди опрошенных в разных исследованиях почти не находится тех, кто ходит в храм несколько раз в неделю, кто буквально живет церковной жизнью. Чаще всего норма — посещение храма раз в месяц, знание нескольких молитв и частичное соблюдение поста, даже такие люди в современных условиях считаются «воцерковленными». Но церковь для них не так уж и важна.

Источники

1. Православная газета. URL: www.orthodox.etel.ru/2002/02/dobro.htm

2. Процент Православных в России более 80% по исследованию МГУ. URL: www.pravera.ru/index/procent_pravoslavny kh_v_rossii_bolee_80_po_issledovaniju_mg u/0−1462

3. В. Гараджа. Социология религии.

4. Николай Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы // Издательство: Новое литературное обозрение. — М., 2006, стр. 235.

5. . Исследовательская служба Среда.

6. Сколько православных в России? // Православие и мир. URL.

Если посмотреть на данные в открытых источниках по численности представителей вероисповеданий в мире за последние 100 лет, можно заметить, что количество православных христиан в мире в пересчете на проценты населения заметно снизилось. Почему это так, может ли эта тенденция измениться и если да, что надо сделать? На эти вопросы мы попросили ответить экспертов - ​участников Международной конференции «Социология религии в обществе позднего модерна» (Белгород, 2016 г.).

Численность христиан на % населения

Данные за 2010 г. - Pew Research Center
www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-regions
Данные за 1910 г. - World Christian Database (Brill 2013).

С 1910 года по 2010 год, за 100 лет, численность православных в мире в % населения земного шара снизилась почти в 2 раза

Международная конференция по социологии религии организовывается НИУ «БелГУ» с 2011 года. Идея принадлежит Леониду Яковлевичу Дятченко (ректор БелГУ с 2002 по 2012 г.). Изначально организаторами были Мирко Благоевич (Белградский университет), Сергей Дмитриевич Лебедев (НИУ «БелГУ») и Юлия Юрьевна Синелина (Институт социально-политических исследований РАН). ­Редакция «Лодки» благодарит Сергея Дмитриевича Лебедева за кураторство и помощь в подготовке этого опроса.

Православные:
естественная убыль?

Руководитель опроса С.Д.ЛЕБЕДЕВ,
беседовала Кристина САНИНА

ВОПРОС 1. Почему за последние 100 лет численность православных христиан в мире в пересчете на% населения снизилась почти в два раза?

М.Благоевич: Основных факторов два - демографический и политический. В Сербии, например, проживает около 7 миллионов человек, за год умерло примерно 34 тыс. населения, и прироста мы не наблюдаем. К 2050 году мы предсказываем совсем неудовлетворительные показатели. Что касается политики, то все мы помним (или знаем из курса истории), что было во времена СССР. Люди вынуждены были отходить от веры, это не могло пройти даром и повлекло соответствующие показатели, которые мы вынуждены исправлять сейчас.

прот. Николай Емельянов: Очень сильно снизился процент верующих среди основной нации, которая состоит из православных, а именно, среди русских. Кроме этого, обычно в подобных исследованиях к православным причисляют и все восточные церкви: коптов, сирийскую, - а именно в них в XX веке происходили массовые геноциды, в том числе и в армянской церкви. В общем, это снижение связано с форсированной секуляризацией в России и с геноцидом в восточных церквах.

Е.В.Жосул: Основными причинами такого снижения, вероятно, должны были стать в первую очередь обе мировые войны, выкосившие значительную часть православного населения стран Восточной Европы и России. Кроме того, именно православный цивилизационный ареал стал в ХХ веке плацдармом для крупнейшего в истории человечества государственно-атеистического эксперимента. Строительство соцлагеря на месте православной ойкумены очевидно отразилось и на межконфессиональном балансе. Православные стали жертвами исторического процесса минувшего века.

Также на это изменение пропорций должны были повлиять, судя по всему, и такие факторы, как заметный прирост населения исламских стран, в противовес всё более отчетливо секулярной Европе, рост населения в мировом демографическом лидере - Китае. Это наиболее очевидные цивилизационные факторы, позволяющие обьяснить двукратное уменьшение числа православных в мире.

С.Д.Лебедев: Все или почти все православные страны сегодня переживают демографический спад.

В православных семьях просто рождается меньше детей, чем в исламских, протестантских или католических.

К религии это прямого отношения не имеет.

Т.И.Липич: Снижается численность не только православных… Это только численность исповедующих ислам в разных его вариациях - растет. Это связано, в первую очередь, с геополитическими процессами, происходящими в мире, с ролью России как главного представителя православия, с утратой традиционных ценностей и интересу к либеральным (особенно в Европе). После распада СССР прошло еще слишком мало времени, чтобы православные ценности вошли в плоть и кровь нашего общества. Должно смениться как минимум два поколения, а то и больше, чтобы православие стало не данью моде, а внутренней потребностью человека.

Е.М.Мчедлова:

Религия становится неактуальной в связи с глобализацией, вследствие активного внедрения Интернета, тотальной компьютеризации.

В.Г.Писаревский: По большей части из-за демографического фактора. Не стоит также забывать о гонениях в XX веке на православных и развитии исламского фактора в начале XXI века. Но вообще на подобные тенденции надо смотреть по каждой стране в отдельности. Коренные американцы, не имеющие русских родителей, в последние десятилетия переходят из протестантизма в православие - это существенные показатели, и в качественном отношении они гораздо важнее количественных.

И.П.Рязанцев: Эта тенденция обусловлена тяжестью бремени, которое православный человек возлагает на себя в деле спасения души ради ближнего своего. В условиях секулярного мира таких людей становится все меньше. В других же религиозных объединениях требования к ее членам не столь серьезны. К радости и свету Православия надо еще прийти, потрудиться.

В.В.Сухоруков: Зависит от ракурса рассмотрения.

а) "требования православия - возможности верующего". Если православные сконцентрированы в тех социальных стратах, у которых более тяжёлая жизнь, чем у других социальных страт, то у людей не хватает времени, денег, сил на православие (оно предполагает довольно затратный стандарт поведения и мышления верующего).

б) "православие - другие религии". Если у иного мировоззрения есть преимущества по отношению к православию, то верующий может менять своё отношение к религии. Преимущества могут быть разными, например, менее строгие требования к верующему (т.е. ракурсы "а" и "б" действуют совместно), больший размер паствы. И в последнем случае могут играть роль несколько эффектов.

  • Сетевой эффект - чем шире сеть, тем большую выгоду получает каждый новый узел (например, чем больше телефонов в телефонной сети или компьютеров в Интернете, тем с большим количеством людей может связаться новый абонент). Подключение верующего к социальной сети католиков, которых около миллиарда, даёт верующему более обширный потенциал взаимодействия, чем в случае православных, которых на порядок меньше. В социальной психологии есть похожий эффект - эффект присоединения к большинству.
  • Эффект масштаба - чем больше продукции производить, тем дешевле выходит каждая единица товара (например, если разработать проект автомобиля и запустить его на конвейере, то издержки проектирования будут разделены на тысячи автомобилей и составят приемлемую долю в цене; а если тот же проект реализовать в штучном варианте, то цена станет запредельной). В области религии эффект масштаба может быть связан со строительством культовых зданий (РПЦ могла бы много сэкономить при разработке одного типового проекта храма в рамках "Программы 200") и с подготовкой священников (когда семинарии работают по одному учебнику, то чем больше семинаристов, тем меньше удельная стоимость его написания).
  • Кооперативный (иногда говорят "синергетический") эффект - результат взаимодействия верующего и религии не совпадает с арифметической суммой их возможных достижений по отдельности. Отчасти он объединяет в себе два предыдущих эффекта, просто сетевой эффект теснее связан с религиозным спросом, а эффект масштаба - с религиозным предложением.

Кстати говоря, надо сделать ещё одно уточнение. В этих ракурсах надо рассматривать не только религиозные взгляды уже состоявшегося верующего, но и выбор религии неопределившимся человеком. Падение доли православных может быть вызвано тем, что они постепенно умирают, а вышеперечисленные причины блокируют поступление новых адептов в ряды православных.

С.В.Трофимов: Количество населения увеличивается, а количество практикующих православных уменьшается. Сейчас практически во всех традиционных религиях Западной Европы это происходит.

А.Ф.Филиппов: Есть совершенно очевидная причина - 70 с лишним лет советской власти. Еще мне кажется не совсем точной формулировка вопроса. Слово "тенденция" наводит на мысль о каких-то непрерывно действующих причинах, вскрыв которые, мы сможем изменить ход событий. Но таким образом смешиваются два разных явления. Есть и мировой процесс секуляризации, он так или иначе затрагивает многих и довольно давно. А есть мероприятия советской власти, направленные на радикальное сокращение православных, борьба с церковью как государственная политика (пусть и принимавшая в разные годы разные формы и имевшая разную интенсивность). Это происходило не только в СССР, но и в других социалистических странах, будь то Болгария или Югославия (хотя у всех была своя специфика). Поэтому удивляться данным показателям, если брать за масштаб столетие, совершенно не следует, другое дело - с какой скоростью будет идти обратное движение и далеко ли оно зайдет. Я считаю, что процесс этот будет долгим.

ВОПРОС 2. Может ли эта тенденция измениться?

М.Благоевич: Возможно, но сложно экономически и финансово.

прот. Николай Емельянов: Все будет зависеть от России и того, как будет развиваться церковная и национальная ситуация в стране.

Е.В.Жосул:

Никаких реальных оснований к изменению этой тенденции сегодня нет.

Именно реальных оснований, а не фантасмагорических рассуждений на тему необходимости срочной катехизации китайцев. Демографическая ситуация в России, лидере православного мира с точки зрения численности паствы поместной Церкви, если не плачевна, то явно недостаточна для того, чтобы обеспечивать заметный глобальный прирост православного населения.

С.Д.Лебедев: Если вести речь о сугубо демографической тенденции, то в обозримом будущем - вряд ли. Если говорить о тенденции социальной динамики православных верующих, то в принципе это возможно. Религиозность и конфессиональная принадлежность воспроизводятся не только через семейную традицию, особенно в обществах современных. Если православное христианство вдруг обретёт особую привлекательность для людей, если люди увидят в нём именно то, чего им сейчас особенно не хватает - как это было в первые века его существования - то возможен существенный рост численности православных верующих.

Т.И.Липич: Мы все работаем над этим! И вы, и мы! Тенденция может измениться, но не так быстро, как бы нам всем хотелось. У нас непаханное поле Дальнего Востока, Камчатки, и в целом, всего востока страны. Наш святейший Патриарх лишь недавно побывал в некоторых из этих районов. А ребята-миссионеры (слушатели духовной семинарии и наши студенты по совместительству) рассказывают, как активно и агрессивно порой ведут себя представители других конфессий в "окучивании" этих отдаленных уголков России.

Е.М.Мчедлова: Думаю, нет.

В.Г.Писаревский: Обязательно изменится: у нас (в России) нет другого выхода. Как писал известный социолог Питер Бергер: «Современный мир гораздо более религиозен, чем в любое другое время, только подчас эта религиозность принимает несколько другие формы». Если мы не вернемся к православию, то картина будет достаточно печальная, это следует понимать уже сейчас.

И.П.Рязанцев: Однозначного ответа нет. С одной стороны, к крестоношению готовы немногие,

духовно талантливых людей и не может быть очень много.

С другой - катехизация и внебогослужебная деятельность в приходе могут помочь человеку переступить порог храма, намерениям можно помочь осуществиться.

В.В.Сухоруков: В краткосрочной перспективе - да.

С.В.Трофимов: Измениться может, но для этого во первых, нужна (В БУМАГУ - КАК «НУЖНО») пастырская работа в самих конфессиях. А во вторых - изменение социальной ситуации, чтобы потребность в религии могла реализоваться в рамках традиционных конфессий. Сейчас она остается, но больше направлена на эзотерические направления. А пастырская работа может привести к интересу людей именно к традиционным религиям.

А.Ф.Филиппов: В России сейчас можно, наоборот, говорить об увеличении количества верующих - теденция, скорее, такая. Этот процесс тоже поощряется на политическом уровне, без этого движение не было бы столь интенсивным. Но возможно ли полное возвращение того, что было (и насколько оно возможно и желательно), сказать трудно.

ВОПРОС 3. Если да, что надо для этого сделать?

М.Благоевич: Сильная и стабильная политика многое может изменить, в том числе и эту сферу религиозной жизни общества. Следует поднимать экономику, ведь люди просто боятся заводить детей из-за нестабильности во внешней и внутренней политике. Отсюда неудовлетворительные показатели и сомнительные перспективы.

прот. Николай Емельянов: Две ключевые темы: хорошие священники и крепкие семьи.

Е.В.Жосул: Изменить тенденцию могут только какие-то мощные геополитические сдвиги, которые приведут к кардинальной перемене расстановки сил на мировой арене.

С.Д.Лебедев: Надо «нащупать» комплекс глубинных духовных потребностей достаточно большого количества людей и раскрывать для них жизнь Церкви именно с этой стороны на понятном для них языке. То есть соединить как минимум три направления - философской, научной и практически-миссионерской работы, которые сейчас существуют как бы сами по себе. За долгие века у общества и отчасти у самих верующих накопилось множество стереотипов о религии, православии и Церкви, которые мешают пробиться к их сущности. И нужно искать новые пути миссии, то есть «взламывания» этой коры стереотипов, применяя, в том числе, современные наукоёмкие методы из области социологии, социальной психологии, антропологии и других наук о человеке.

Т.И.Липич: Ничего особенно нового не скажу, если посоветую всем нам работать в этом направлении. Нам как образовательному учреждению очень важно, чтобы направление «теология» продолжало существовать и мы могли популяризировать православные ценности. Где бы наши выпускники потом ни работали, они будут православно ориентированными. Новый министр образования говорит, что важно формировать личность, начиная с самого раннего возраста. Эта позиция очень обнадеживает. Государство должно делать все возможное, чтобы общество поскорее перестало «болеть», чтобы не распространялись всевозможные секты и "целители", чтобы люди увидели привлекательность православия. Но для этого и священнослужители должны активнее проявлять себя в обществе. Чаще идти в народ, заниматься миссионерской деятельностью. Ну и еще - когда Россия будет привлекательной страной для других, где на подъеме будет промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, тогда станут более привлекательными и наши традиционные ценности. Это взаимосвязанный процесс, нельзя строить храм, не построив его в душе.

Е.М.Мчедлова: В сложившейся картине мира страх преобладает над духовностью - человек ощущает опасность и угрозы (терроризм, кризис в политке и экономике). За решением этих глобальных проблем последует и одухотворение людей, вера выйдет из тени важнейшего человеческого инстинкта - самосохранения.

В.Г.Писаревский: Я считаю действительно актуальной идею «Чем больше храмов - тем больше верующих»: уже сейчас храмы в городах и населенных пунктах часто не вмещают прихожан. Есть вопросы и к масс-медиа: привыкнув потреблять негативные сенсации, люди вообще перестают отличать правду от вымысла и теряют интерес к духовному поиску. Помогло бы и привлечение молодого поколения: совместная религиозная деятельность внутри Церкви сближала бы молодых людей, строились бы крепкие православные семей.

И.П.Рязанцев: Однозначного ответа нет. С одной стороны, к крестоношению готовы немногие, духовно талантливых людей и не может быть очень много. С другой - катехизация и внебогослужебная деятельность в приходе могут помочь человеку переступить порог храма, намерениям можно помочь осуществиться.

В.В.Сухоруков: Для начала - устранить возможные причины (в ракурсе "а" - облегчить жизнь людей путём увеличения их дохода одновременно со снижением рабочей нагрузки; в ракурсе "б" - ограничить свободу совести для блокировки трёх вышеперечисленных эффектов). Кроме того, возможны меры социально-демографического характера: повышение рождаемости православных, например, за счёт предоставления семейного капитала в зависимости от мировоззрения.

С.В.Трофимов: Это целая политика, и прежде всего - работа в самих приходах. Сейчас молодежь, приходя и в православные, и в католические, и в лютеранские приходы в России, встречает людей, которые уже находятся в этой культуре, что-то знают. Но эти люди пользуются определенным языком, который непонятен молодежи, носят одежду, которая отличается от обычной, ее не наденешь каждый день. Не хочу сказать, что это сектанство, но тенденция есть.

Если церкви не «откроются» и не будут понятны, ситуация не изменится.

Это не только вопрос языка богослужения - церковнославянского или русского. Хотя если это язык не будет понятен молодежи, наверное это, не увеличит число верующих. Значит мы находимся в моменте, когда нужно правильным и понятным языком объяснить суть учения Церкви, так, чтобы оно стало понятно сегодняшнему человеку. Не меняя самого учения, разумеется.

А.Ф.Филиппов: Мы слышали на коференции интересный доклад отца Николая Емельянова. Он хорошо показал, как сложно решить вопрос даже с недостатком священников - возможно, этот недостаток - не единственная, но важная причина того, что дело идет медленнее, чем многим бы хотелось. Но нельзя просто спросить "что для этого нужно сделать?", как будто вопрос о нормальном состоянии, то есть таком, к которому надо стремиться, уже решен. Сама по себе тенденция, повторю еще раз, тенденция к увеличению количества православных, является нормальной в социологическом смысле, но и замедление процесса, при ее сохранении, тоже нормально. Я предполагаю, что в ближайшее время резкого увеличения уже не будет, а будет, скорее, сравнительно вялое течение, которое сохранит ситуацию на уровне, близком к нынешнему.

ВИЗИТКИ УЧАСТНИКОВ:

Благоевич Мирко
Белград, ведущий научный сотрудник Института общественных наук, доктор социологических наук

Протоиерей Николай Емельянов
Москва, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, научная лаборатория социологии религии, научный сотрудник

Жосул Елена Викторовна
Москва, Российский православный университет, кандидат политических наук, заведующая кафедрой журналистики и DIVR, советник председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Лебедев Сергей Дмитриевич
Белгород, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью Института управления НИУ «БелГУ»

Христианство – древняя религия со своими традициями и устоями. Сегодня сложно отыскать такую страну, где не было бы христианских церквей. Повсеместно и осознанно люди принимают и заповеди. Создают приходы и общины, жертвуют на строительство храмов немалые деньги. Но сколько в мире христиан? И какое место занимает эта религия по отношению к другим вероисповеданиям?

Мировое христианство: статистические данные

В центре глобальных исследований Pew Research Center провели подсчеты и выяснили, что христиане составляют 32 % от всего населения Земли. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в 2015 году приверженцев данной веры на планете было около 2,419 миллиарда.

Какие конфессии и течения входят в эти данные статистики? Исследователи включили туда всех, кто отвечает следующим критериям:

  • взрослые и дети из христианских семей;
  • те, кто относится к любой христианской конфессии;
  • те, кто верует номинально, и те, кто верует глубоко;
  • христиане, не отождествляющие себя ни с одной церковью, но придерживающиеся догматов учения Христа.

Русская православная церковь в 2010 году имела 120 миллионов последователей. И каждый год число ее прихожан только растет.

Румынская православная церковь в этом же году приняла под сводами своих храмов около 19 миллионов верующих. Больше их было лишь в 1998 году.

Евангелическая церковь в Германии работает с 23 миллионами 700 тысячами христиан. А Китайский христианский совет – с 23 миллионами китайцев, принявших христианство.

Остальные церкви, относящиеся к разным конфессиям, имеют более скромное число последователей. Но при этом работают стабильно. И ежегодно в них наблюдается прирост желающих стать христианами.

Во всех 238 странах мира есть представительства христианских конфессий. Православные, пятидесятники, католики, внеконфессиональные христиане, протестанты и харизматы – самые распространенные движения во многих странах и территориях.

С 2000 года до 2010 (целое десятилетие) количество христиан увеличилось на 28 миллионов человек. Динамика роста числа прихожан и распространения религии на сегодняшний день только увеличивается.

Теперь вы знаете, сколько в мире христиан. Интересно сравнить это число с другой мировой религией. Рассмотрим количественное соотношение мусульманства и христианства.

Кого больше: мусульман или христиан?

Христианство и мусульманство имеют почти одинаковые темпы развития. В 2015 году количество мусульман на планете составило около 1,8 миллиарда человек. И каждый год это число имело естественный прирост в виде новых последователей религии.

Существует экспертное мнение, что мусульманство в дальнейшем может занять лидирующие позиции по количеству приверженцев. Уже сейчас популярность данного вероисповедания неуклонно увеличивается.

Так кого больше: мусульман или христиан? Пока больше христиан. Но долгосрочные прогнозы исследовательских центров пророчат мусульманству ветку первенства среди других религиозных направлений.

Хотя выбор веры – непредсказуемый шаг. И какую религию предпочтет человек, предсказать практически невозможно. В мире много людей, рожденных и крещенных в одной религиозной конфессии, а затем сменивших ее на совершенно иную добровольно. Самая распространенная причина смены религии – это брак с человеком иного вероисповедания. Затем следует смена религии в зрелом возрасте, а также изменение вероисповедания в связи со сменой места жительства.

Играет роль и порог рождаемости в религиозных семьях. У христиан рождается в среднем 2,7 ребенка на каждую женщину, у мусульман эта цифра равна 3,1.

Вашингтонские исследователи отмечают, что в мире стремительно уменьшается количество атеистов, а также людей, не определившихся с религиозными воззрениями.

К 2050 году ожидается равное соотношение христиан и мусульман на нашей планете. Две эти мировые религии имеют существенно больше последователей, чем все остальные религиозные направления.

Самое большое количество мусульман проживает в Индии, Пакистане, Бангладеше и Индонезии. В России представителей данной религии около 20 миллионов. Меньше всего мусульман в Брунее и Кувейте.

Примерно 1 миллиард человек на планете исповедуют индуизм, 50 миллионов человек считают себя буддистами и 14 миллионов относятся к иудаизму.

Самые молодые представители религии наблюдаются в исламе. Средний возраст прихожан – 23 года. В христианстве средний возраст паствы составляет 30 лет, а у индуистов – 26 лет. Люди, не относящиеся к какой-либо религии, имеют средний возрастной ценз в 34 года. При подсчете среднего возраста учитываются только совершеннолетние люди, определившиеся в своих религиозных предпочтениях. Дети, крещенные и помазанные в юном возрасте, не учитываются.

На вопрос о том, сколько в мире христиан, сложно дать однозначный ответ. Из года в год эта цифра значительно меняется. Да и число последователей других религий растет также неуклонно. На самом деле, важной является не цифра прихожан, а их . Ведь многие из тех, кто попал в вышеприведенную статистику, верят лишь поверхностно и не соблюдают правила и каноны своей религии досконально.

Православие подразделяется на две основные конфессии: Православная Церковь и Древневосточная Православная Церковь.

Православная Церковь является второй по величине общиной в мире после Римско-Католической церкви. Древневосточная Православная Церковь имеет похожие догматы, что и Православная Церковь, но на практике существует различие в религиозных обрядах, которые более разнообразны, чем в у консервативной Православной Церкви.

Православная церковь доминирует в Белоруссии, Болгарии, Кипре, Грузии, Греции, Македонии, Молдавии, Черногории, Румынии, России, Сербии и Украине, тогда как Древневосточная Православная Церковь преобладает в Армении, Эфиопии и Эритреи.

10. Грузия (3,8 млн.)


Грузинская Апостольская Автокефальная Православная церковь насчитывает около 3,8 млн. прихожан. Она относится к Православной Церкви. Православное население Грузии является самым наибольшим в стране и управляется Священным Синодом Архиереев.

Действующая Конституция Грузии признает роль церкви, но определяет ее независимость от государства. Этот факт противоположен историческому устройству страны до 1921 года, когда Православие было официальной государственной религией.

9. Египет (3,9 млн.)


Большинство христиан Египта являются прихожанами Православной Церкви, составляя около 3,9 млн. верующих. Самая большая церковная конфессия - Коптская Православная церковь Александрии, которая является последователем Армянской и Сирийской Древневосточных Православных Церквей. Церковь в Египте была основана в 42 году н.э. апостолом и евангелистом Святым Марком.

8. Белоруссия (5,9 млн.)


Белорусская Православная Церковь являются частью Православной Церкви и насчитывает до 6 миллионов прихожан в стране. Церковь пребывает в полном каноническом общении с Русской Православной Церковью и является крупнейшей конфессией в Белоруссии.

7. Болгария (6,2 млн.)


Болгарская Православная Церковь насчитывает около 6,2 млн. независимых верующих Вселенского Патриархата Православной Церкви. Болгарская Православная Церковь является старейшей в славянском регионе, основанная в V веке в Болгарской Империи. Православие также является крупнейшей религией в Болгарии.

6. Сербия (6,7 млн.)


Автономная Сербская Православная Церковь, относящаяся к автокефальной Православной Церкви, является лидирующей сербской религией с количеством почти 6,7 миллиона прихожан, представляющих 85% населения страны. Это больше, чем большинство этнических групп в стране вместе взятых.

Существует несколько Румынских Православных Церквей в некоторых частях Сербии, основанных мигрантами. Большинство сербов отождествляют себя с приверженностью к Православной Церкви, а не по этнической принадлежности.

5. Греция (10 млн.)


Количество христиан, которые исповедуют Православное учение, близко к 10 млн. населения Греции. Греческая Православная Церковь включает в себя нескольких православных конфессий и сотрудничает с Православной Церковью, проводит литургии на языке оригинала Нового Завета - греческом Койне. Греческая Православная Церковь строго следует традициям Византийской Церкви.

4. Румыния (19 млн.)


Большинство из 19 миллионов прихожан Румынской Православной Церкви являются частью автокефальной Православной Церкви. Количество прихожан составляет примерно 87% населения, что дает повод иногда называть румынский язык правоверным (Ortodoxie).

Румынская Православная Церковь была канонизирована в 1885 году, и с тех пор строго соблюдает православную иерархию, существующую на протяжении веков.

3. Украина (35 млн.)


В Украине около 35 миллионов членов православного населения. Украинская Православная Церковь обрела независимость от Русской Православной Церкви после распада СССР. Украинская церковь пребывает в каноническом общении с Православной Церковью и имеет наибольшее количество прихожан в стране, что составляет 75% от общей численности населения.

Несколько церквей по-прежнему относятся к Московскому Патриархату, но украинские христиане по большей части не знают, к какой конфессии они принадлежат. Православие в Украине имеет апостольские корни и было объявлено государственной религией несколько раз в прошлом.

2. Эфиопия (36 млн.)


Эфиопская Православная Церковь является крупнейшей и старейшей церковью как среди населения, так и структуры. 36 миллионов прихожан Эфиопской Православной Церкви находятся в каноническом в общении с Древневосточной Православной Церковью и были частью Коптской Православной Церкви вплоть до 1959 года. Эфиопская Православная Церковь является независимой и самой крупной из всех Древневосточных Православных Церквей.

1. Россия (101 млн.)


Россия имеет наибольшее число православных христиан во всем мире на общую сумму около 101 миллиона прихожан. Русская Православная Церковь, также известная под названием Московский Патриархат, - это автокефальная православная церковь, находящаяся в каноническом общении и полном единении с Православной Церковью.

Считается, что в России проявляется нетерпимость к христианам, и число православных христиан постоянно оспаривается. Небольшое количество россиян верят в Бога или даже исповедуют православную веру. Многие граждане называют себя православными христианами, потому что они были крещены в церкви еще детьми или упоминаются в официальных правительственных отчетах, но не практикуют религию.

В ролике будет подробно рассказано об основных религиях, исповедуемых в мире, с множеством исторических фактов.



Вверх