Вид этики являющийся составной частью профессиональной. Ю. А. МатюхинаПрофессиональная этика и этикет. Правило профессиональной этики

Этики

Сущность профессиональной этики

Характер морали задается социальными институтами, имеющими важное этическое значение в жизни общества. В самом общем плане социальная этика представляет собой область нормативного обоснования общественных, институциональных, групповых отношений и призвана обеспечить институциональный порядок общества.

В системе этического знания важное место занимают различные виды прикладной этики, определяющие и разрабатывающие нравственные нормы общения людей применительно к различным сферам деятельности. В процессе исторического развития общества, особенно в ХХ в., возникли многие специальные виды морали, в числе которых видное место занимает профессиональная этика.

Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных благ и ценностей. Отношения индивида с государством и обществом опосредованы группами, вовлекающими его в общественную жизнь. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика.

Профессиональная этика выявляет место данного вида специализированной деятельности в системе общественного разделения труда, его специфику и общественную миссию, особенности социокультурных условий, в которых он осуществляется, ценностные основания системы норм профессиональной морали.

Профессиональная этика преследует две основные цели: обеспечение высокого качества результатов профессиональной деятельности; согласование интересов профессиональной группы и общества.

Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.

¾ нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;

¾ обоснование, толкование кодексов, задачи целей профессии.

Профессиональная этика как составная часть морали основывается на ее общих принципах и установках, но рассматривает их с позиций специфических проблем в различных видах трудовой деятельности.

Профессиональная этика связывает интересы профессиональной корпорации и общества в целом, ориентирует профессиональную группу на общее благо, актуализирует социальную ответственность профессионала и профессиональной деятельности. Причем ориентация на общее благо может проявляться прямо или косвенно через ориентацию на частное благо отдельных групп, чьи интересы оказываются затронутыми, данной профессиональной деятельностью, ее осуществлением или ее результатами.



Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу; нравственные нормы, которые регулируют отношения людей в процессе их профессиональной деятельности, а также их отношение к профессиональным обязанностям; этические требования, предъявляемые к той или иной профессии.

В профессиональной деятельности складываются специфические отношения между людьми, свой язык общения, определенное отношение к обществу. В результате формируются нравственные нормы, которые регулируют эти отношения.

Структуру профессиональной этики определяют следующие элементы:

¾ отношение людей к труду, а через его характеристики к другим людям (трудолюбие, добросовестность, бережливость, аккуратность, самоотверженность и др.; антиподы леность, недобросовестность, халатность и др.);

¾ мотивация трудовой деятельности (общественное благо, заработок, устройство личной жизни и др.; антиподы – карьеризм, тщеславие, корыстолюбие и др.);

¾ управленческо-производственная регламентация трудовых обязанностей (постановка цели производственной деятельности, организация труда в коллективе, поощрение добросовестных работников и др.);

¾ средства реализации целей (обучение, воспитание, пример, авторитет руководителя и др.);

¾ оценка результатов деятельности (экономическая, хозяйственная, управленческая, моральная и др.), их общественной значимости;

¾ теоретическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с развитием общественного производства, углублением разделения труда, возникновением новых видов деятельности.



Профессиональная этика изучает:

¾ отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

¾ нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

¾ взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии;

¾ особенности профессионального обучения и воспитания, их цели и методы .

Профессиональная этика является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т.е. свободной, деятельностью людей, которые подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг;существует в обществе со сложившейся моралью и отражает отличия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения.

В этой связи профессиональную этику подчас называют профессиональной моралью: затрагивает область человеческих отношений, развивается в особенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Особое внимание уделяется моральным качествам тех работников, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей (это представители управления, транспорта, сферы услуг, здравоохранения, воспитания). Безответственное отношение работников этих сфер к своим обязанностям опасно для окружающих, наносит вред коллективу и приводит к деградации личности; устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг; конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов.

высвечивают нравственные ценности лучшей, наиболее образованной и компетентной части общества, которая берет на себя ответственность за положение дел на предприятиях.

Профессиональную этику в некоторых случаях именуют профессиональной деонтологией, или учением о долге. Термин «деонтология» первоначально отождествлялся с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали и, наконец, как один из разделов этики. Но профессиональная этика – более широкое понятие, поскольку наряду с деонтологическими аспектами предполагает также определенные обязательства и нормы как внутри профессиональной среды, так и вне работы.

Основная функция норм профессиональной этики состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Нормы формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим.

Профессиональная мораль не может рассматриваться вне единства с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможны обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов профессиональной морали, преодоление отживших правил и оценок.

В свою очередь нарушение трудовой этики сопровождается нарушением и общих моральных установок. При наличии несоответствия между системой морали и содержанием профессиональных кодексов, возникновении коллизии между ними предпочтение должно быть отдано общим принципам нравственности, поскольку они глубже и основательнее определяют перемены в условиях жизнедеятельности людей, в том числе в сфере профессиональной деятельности.

Происхождение профессиональной этики

Разделение труда привело к появлению множества профессий. Некоторые из них возникли уже в глубокой древности. Вопросы профессионального разделения труда рассматривались такими мыслителями древности, как Платон, Аристотель и др. Именно к этому периоду относятся нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, клятва Гиппократа в медицинской практике и другие профессионально-этические кодексы, регулирующие отношения работников к своим профессиональным обязанностям.

Первые профессионально-моральные кодексы как уставы целевого назначения появились в XII в., когда происходило становление средневековой цеховой организации труда. Их возникновение отразило интересы определенных социальных групп, объединенных социальным статусом и характером трудовой деятельности.

Профессиональные нравственные нормы и требования, зафиксированные в цеховых уставах ремесленников Средневековья, изменялись и уточнялись в зависимости от уровня разделения труда в обществе и содержания деятельности представителей самих профессий. Многочисленные уставы определяли жизнь цехов и мануфактур в городах (распределение заказов, сбыт товаров, закупка сырья, подготовка мастеров и др.).

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию соответствующих научных этических теорий. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Возникнув как проявление повседневного, обыденного морального сознания, профессиональная этика в дальнейшем развивалась на основе обобщения практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в письменно оформленных, так и в неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, а также в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

В новейшее время эти вопросы рассматривали О. Конт, Э. Дюркгейм и другие представители позитивизма. Научное объяснение их с материалистических позиций впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Ныне за рубежом широко представлены специализированные моральные кодексы, которые до мелочей регламентируют процесс трудовой деятельности – поведение людей различного ранга на производстве, общение руководителей с подчиненными, манеру одеваться, жесты и т.д.

Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. При взаимодействии людей общественное мнение переходит в нравственную норму, которая в свою очередь может быть предметом критики со стороны общественного мнения.

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции. Это, прежде всего, те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество пронесло через различные общественные эпохи и сохранило, хотя часто в измененном виде.

Становление современного информационного общества сопряжено с возрастанием значимости профессионализма, компетентности, появлением новых профессий, изменениями в традиционных сферах труда. Формирующиеся профессии рождают соответствующие моральные кодексы трудовых отношений. Профессиональные кодексы усложняются и дополняются, в совокупности охватывают все виды профессиональных отношений, составляя системное образование на основе общих норм и принципов морали.

Виды профессиональной этики

Развитие общества, сопровождаясь постоянным углублением специализации производства, его усложнением, дифференциацией условий труда, требует непрерывного совершенствования профессиональной деятельности. Это влечет за собой соответствующую конкретизацию профессиональных обязанностей, определяет необходимость разработки новых систем моральных требований в различных сферах труда. Типологический анализ сферы трудовой деятельности позволяет не только определить объективные основания норм профессиональной этики, но и выделить ее основные виды.

Профессиональные виды этики – это специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Виды профессиональной этики:

¾ этика врача, педагога, журналиста, ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера, строителя и др.;

¾ управленческая этика;

¾ административная этика.

В зависимости от сферы трудовой деятельности (производственно-экономической, научной, педагогической, художественной, экологической и т.д.) профессиональная этика подразделяется на соответствующие виды: этика врача, педагога, журналиста, ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера, строителя и др. Внутри видов профессиональной деятельности выделяется множество подвидов. Например, этика инженера подразделяется в зависимости от специфики деятельности на такие ее подвиды, как этика инженера-программиста, инженера средств связи и др. В педагогической этике выделяются этика педагогов общеобразовательных учебных заведений, преподавателей высшей школы, педагогов дошкольного воспитания и т.д.

Выделение видов и подвидов профессиональной этики свидетельствует о многообразии нормативных требований к специалистам, необходимости учитывать специфику моральных отношений в каждой конкретной сфере профессионального труда. При этом существуют общие профессиональные моральные нормы, которые выступают как руководящие начала, правила, образцы, требования к профессиональной деятельности человека на основе гуманистических идеалов.

В зависимости от специфики моральных требований в различных видах профессиональной деятельности определяется значимость нравственных норм, регулирующих отношения специалистов. Но некоторые профессии характеризуются повышенными моральными требованиями. Это профессии, объектами которых выступают человек, его жизнь, здоровье, формирование его профессиональных и духовных качеств (медицина, воспитание, обучение и др.). Данные сферы труда не поддаются запрограммированной технологической упорядоченности, для них невозможна жесткая регламентация, требуются творческая активность, максимум гуманизма и самоотдачи профессионала. Повышенные моральные требования определяют для них первостепенное значение чувства долга и высокую меру ответственности. Они с необходимостью включают дополнительные моральные нормы поведения – порядочность в общественной и личной жизни, бескорыстность, самоотверженность и др.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали, что и составляет содержание профессионального морального кодекса. Так, этика ученого предполагает такие моральные качества, как научная добросовестность, честность, ответственность за окружающую природу. Профессионально-нравственную позицию журналиста определяют такие категории, как профессиональный долг, профессиональная совесть, достоинство, честь.

На современном этапе в России возрождается этика бизнеса и деловых отношений. Этикет предпринимательской деятельности предполагает: уважение власти, законов, партнеров по бизнесу; целеустремленность (моральные ценности делового человека не должны идти вразрез с целями и ценностями организации); верность слову; доброжелательность в отношениях с членами коллектива; честность и правдивость, позитивный имидж; уважение права частной собственности; внимательность к людям, потребителям товаров и услуг; постоянное совершенствование (например, стать лучшим в мире предпринимателем).

Многие черты профессиональной этики распространились в другие профессии из медицины. Это связано с тем, что именно в медицине впервые были сформулированы заповеди профессионального поведения по отношению к больному. Согласно врачебной этике, медицинский работник должен все знания и силы посвящать охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь; внимательно и заботливо относиться к больному; хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; во всех действиях руководствоваться принципами морали и т.д.

Достаточно разработана также педагогическая этика, изучающая особенности педагогической морали, ее принципы и функции. На базе педагогической этики разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения: педагог должен любить свою профессию, знать психологию учащихся, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности.

Ныне существует более тысячи профессий, и их количество постоянно увеличивается. Гуманизация отношений между людьми актуализирует значимость представителей гуманитарных профессий – журналистов, психологов, библиотекарей, музейных работников, педагогов, деятелей искусства. Профессиональная этика в гуманитарной областисвязана прежде всего с приращением гуманитарных ценностей. Но долг гуманитариев не ограничен узкими рамками конкретной ответственности по месту работы - это также участие в формировании общественного мнения. Гуманитарий как профессионал создает и пропагандирует социально значимые идеи. Гуманитарии призваны удовлетворять потребность общества в обнародовании знаний, сведений, пропаганде нового, прогрессивного в культуре. Профессиональный долг гуманитария – иметь навыки общения, умение правильно и доходчиво говорить, легко выражать свои мысли в устной и письменной формах.

Требования к поведению представителя разных профессий не всегда выражены в четкой, упорядоченной системе. Многие правила деятельности просто общеприняты. Часть новых профессий не имеет пока устоявшихся традиций и длительной истории (программисты, робототехники и т.п.). Но есть сферы деятельности, где отступление от правил исключается, например, дипломатический протокол предполагает строгое выполнение этикетных правил.

Управленческая этика – это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно-распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления. Требования этики управления распространяются на все уровни управления.

Управленческая этика – система этических знаний, ориентированных на управленческую деятельность.

В свою очередь управленческая этика указывает на наличие:

¾ служебной этики (этика служебных отношений,этика руководителя, этика приказов и поручений);

¾ служебного этикета (внешнее соблюдение служебных норм);

¾ профессионально-управленческую культуру.

Служебная этика - совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Большая часть норм формируется в предельно общем виде с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования служебной этики:

¾ дисциплинированность;

¾ сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть разными;

¾ корректность межличностных отношений для предотвращения межличностных конфликтов и комфорта взаимодействия при прямых и косвенных межличностных контактах.

Административная этика - один из видов профессиональной этики, возникает в качестве нормативной основы, управленческой деятельности, регулирующей поведение и взаимоотношения в сфере государственного управления.

Административная этика - это этика в государственном управлении.

Административную этикуможно рассматривать как науку о приложении моральных принципов к поведению и деятельности государственных служащих и таможенных органов. Среди основных проблем административной этики следует выделить следующие: ответственности и подотчетности государственных служащих и таможенных органов, общественных интересов, конфликтов интересов, коррупции и борьбы с ней, бюрократизма, карьеризма, протекционизма, регулирования лоббистской деятельности, этику принятия и реализации решений в государственном управлении.

Предметом административной этики как отрасли научных знаний являются моральные нормы, принципы и идеалы, которыми должны руководствоваться государственные служащие и таможенные органы в своей профессиональной деятельности; основная направленность их нравственного сознания; моральные коллизии в государственном управлении.

По мнению ученых, в административной этике более чем в любом другом виде профессиональной этики наиболее важным условием является ранжировка нравственных требований к служащим по степени их значимости для конкретного вида деятельности в рамках выполнения работниками государственного аппарата своих служебных функций.

Рис. 3. Основные понятия этики, виды профессиональной этики

Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований.

§3.Принципы профессиональной этики, профессиональные моральные нормы

Принципы профессиональной этики

Содержание профессиональной этики складывается из общих и частных принципов. «Золотым правилом» нравственности считается правило, согласно которому не следует делать другим того, чего не желаешь себе. Существует и положительная обратная формулировка данного правила «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». В сложных ситуациях, когда человек затрудняется в выборе линии поведения, он может мысленно поставить себя на место собеседника и представить, что тот хотел бы увидеть и услышать в данной ситуации. В повседневной жизни и в деловом общении можно использовать и такой принцип - подсказку: «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону». Фактически все этические принципы и предписанные нормы поведения формулируются с учетом данных положений.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов можно отнести следующие:

1. Принцип здравого смысла : нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что профессиональный этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.

2. Принцип удобства : этические нормы не должны сковывать деловых отношений. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе. Причем удобства должны быть обеспечены всем участникам деловых процессов.

3. Принцип целесообразности . Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным целям.

4. Принцип консерватизма. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях невольно вызывает ассоциации с чем-то незыблемым, прочным, надежным, а надежный партнер в делах - желание каждого делового человека. Надежность, фундаментальность, стабильность – привлекательные в деловом мире черты. Они имеют содержательную связь с консерватизмом.

5. Принцип непринужденности . Важно, чтобы профессиональная этика не превращалась в искусственно навязываемое явление. Нормы этики должны быть естественны, легко и без напряжения исполняться.

6. Принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. В законодательствах практически всех цивилизованных государств предусмотрены санкции за ошибочные действия профессионалов. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенность, максимальную концентрацию на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию.

7. Принцип максимально высокого качества работы является общим для всех профессий в пределах оговоренных возможностей. Способность профессионала творчески развиваться, совершенствовать свое мастерство не только прибавляет ему опыта, но и упрочивает его авторитет.

8. Принцип сохранения профессиональной тайны , конфиденциальности (от лат. confidentia – доверие) сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах. Если в личных отношениях от человека ожидают искренности и открытости, то профессиональная мораль диктует, что специалист всегда должен помнить о необходимости сохранения в тайне специальной информации, связанной с его работой. Профессиональная тайна ведет отсчет еще с клятвы Гиппократа. Профессиональная тайна является принципиальной в государственной, военной службе, банковском деле и т.п. Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной, предусматривать различные степени ответственности - от служебной до уголовно наказуемой.

9. Конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. Профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного долга. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы (отсутствие привилегий в связи с профессией). Конфликт интересов преодолевается выполнением профессионального долга.

10. Принцип коллегиальности . Этот принцип выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся принципом коллегиальности, испытывает чувство сопричастности к делам коллектива, его целям, задачам. Принятие коллективных решений, касающихся стратегии развития корпорации, организации, объединение усилий для оперативного реагирования в сложных ситуациях не утрачивает актуальности и на современном этапе, когда степень индивидуальной ответственности повышается.

Во многих профессиях и ныне не являются исключением коллективные поиски решения трудных профессиональных задач, регулярно проводятся производственные совещания – планерки, пятиминутки, кафедры и проч., в которых обязаны принимать деятельное участие все работники. В производственных коллективах отмечают юбилеи, дни рождения, свадьбы сотрудников, поздравляют с особыми успехами. Не остаются без внимания и горестные события, когда тот или иной человек особенно нуждается в поддержке и сострадании.

11. Право на критику . Профессионал обязан уметь критиковать работу коллег, не ущемляя достоинства других работников, а также правильно воспринимать критику в свой адрес. Понимание необходимости критического анализа деятельности, конструктивных поисков лучшего результата является условием движения вперед. Но в этом вопросе наиболее важно проявлять заботу об этике взаимоотношений сотрудников, не допускать критику личности, а не идеи, сведения счетов, психологической конфронтации.

12. Гедонистический принцип . Гедонизм – принцип этики, согласно которому стремление к наслаждению и избеганию страданий является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной деятельности приветствует все, что продлевает удовольствие от жизни, смягчает неудобства и сглаживает неприятности. Гедонизм придает услугам наряду с полезностью и эффективностью комфортность и приятность. Внешняя приветливость, доброжелательность работников оставляют не только приятное впечатление у клиента, но сообщают ему хорошее настроение.

Гедонизм обязывает профессионала к оптимизму, энергичности, умению вдохновлять. Особую роль играет улыбка. Она открывает дорогу к сердцам других людей. В торговле, например, улыбка увеличивает количество продаж. Следовательно, этикетная культура должна быть проявлением общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим.

Профессиональные моральные нормы

Свою регулирующую функцию мораль осуществляет посредством норм. Выступая в виде массовых оценочных определений поступков отдельной личности и социальных коллективов, нормы образуют систему этических ценностей, на основе которой создается модель, образец поведения в обществе, трудовом коллективе.

Нормы морали – это своеобразные первоначальные «кирпичики» нравственности, из которых складывается здание этической системы общества или социальной группы.

Этика изучает нормы морали и как определенные образцы (стандарты) поведения людей в социальном коллективе, и как требования (предписания), регулирующие поведение людей.

В этом смысле этика рассматривает поведение человека как нормативно заданное, предписанное теми или иными этическими нормами.

Нормы морали имеют внутреннюю структуру:

¾ диспозиция – предписание определенного поведения, выраженное, как правило, в повелительном наклонении: «возьми», «верни», «подчиняйся» и т.п.;

¾ область определения нормативного предписания - круг лиц, к которым оно обращено. В этом смысле различаются единичные нормы (например, этика врача, юриста, журналиста, педагога) и всеобщие (универсальные) нормы, обращенные к каждому человеку;

¾ гипотеза, характерная для ряда норм морали, - указание на те условия, при которых должно исполнять предписанное нормой действие. Наличие такого структурного элемента, как гипотеза, позволяет подразделять нормы морали на категорические (действительные при любых условиях) и сообразные с возможностями людей и ситуацией.

Источники норм морали – обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет, общественное мнение. В этом отношении этические нормы принято подразделять на гетерономные - устанавливающие человеку внешние обязанности, имеющие внешний источник своего долженствования, и автономные – представляющие собой самопредписания, самовеления, имеющие источником автономию воли.

Моральные нормы подразделяются на:

¾ запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т.д.);

¾ образцы – желаемый вариант поведения (будь добрым, честным и т.д.).

Нормы морали обладают значением правомерности или неправомерности.

Норма может быть правомерной, если существует более высокая норма, из которой первая выводится как следствие,или если она постулируется как высшая норма определенногонравственного, нормативного порядка.

Норму, представляющуюсобой основание правомерности другой нормы, образно называют «высшей» нормой по отношению к этой другой норме, которую обычно называют «низшей». Все нормы, которые можно вывести из одной и основной нормы, образуют определенную нормативную систему, которая характеризуется рядом особенностей(например, непротиворечивостью, связанностью норм). Так,нормы «не лги», «не лжесвидетельствуй», «исполняй обещания»можно вывести из нормы, предписывающей правдивость.

Этические нормы делятся также на сравнимые и несравнимые .

Сравнимые нормы имеют в своем составе общее понятие – область определения (субъект) или предписание, несравнимые – не имеют.

Сравнимые нормы в свою очередь бывают совместимые , которые выражают одно и то же веление полностью или в некоторой части, и несовместимые , выражающие противоположные или противоречащие веления.

Толкование, разъяснение смысла нравственных норм является одной из основных задач этики. Одна и та же норма может быть выражена в различных суждениях. Если не отделять норму от средств ее выражения, то может оказаться, что одна и та же норма будет устанавливать различные предписания. Но в таком случае было бы невозможно не только передавать нормы от поколения к поколению, но и применять их в практической жизни.

Поэтому объектами этического толкования являются этические нормы, а предметами толкования – их содержание и смысл.

В процессе толкования и разъяснения содержания и смысла нравственных норм решается вопрос об их специфике, отличии от других нормативных регуляторов – норм права, религиозных или организационных норм.

Специфика этических норм проявляется через ряд противоречивых ситуаций. С одной стороны, этические нормы носят объективный характер, т.е. по своему содержанию они не зависят от склонностей, предпочтений, субъективного мнения кого бы то ни было. С другой стороны, требования и предписания, выраженные в этических нормах, не могут не быть субъективными.

В силу особенностей нормативной регуляции они всегда выражают чье-то веление (воли или разума человека, Бога). Но если выраженное в норме предписание выступает лишь как внешняя необходимость, то эта норма не будет нравственной. Подлинно моральной норма становится тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как самовеление.

Моральное осознание действительности не только констатирует определенные моральные явления, факты, события, но и выявляет их значимость для практической деятельности человека. Нормы морали выражают определенные интересы тех или иных социальных групп и в тоже время имеют общеобязательную, общечеловеческую форму. Нормы поведения могут быть признаны моральными лишь в том случае, если они выдерживают проверку на общезначимость, на всеобщее применение.

Еще одно противоречие в понимании специфики норм морали связано с проблемой соотношения их практической значимости и нравственной безусловности. С одной стороны, этические нормы имеют практическое значение, выступают средством достижения общественного и личного блага, а с другой – подлинные нормы морали, требования, заложенные в них, не имеют ничего общего с практическим расчетом, социальной полезностью.

По мнению Канта, нормы морали нельзя рассматривать как способ достижения результата, цели. Напротив, именно цели и практические результаты должны быть соотнесены, согласованы с этическими нормами.

Этические нормы возникают как результат волевой активности человека и не находят своего выражения в законах и санкциях. Мораль не имеет своих институтов. Требования морали выполняются добровольно. Нарушение этических норм или добровольное следование им осуждается или соответственно одобряется не юридическими или административными мерами, а прежде всего общественным мнением или совестью самого человека, т.е. идеально.

Отличие этических норм состоит также в самом способе, специфике регулирования нравственных отношений. Этические нормы реализуются не только посредством социального принуждения, но и путем самосознания, личной ответственности, т.е. при помощи самых сильных и активных элементов психологической структуры личности, что обеспечивает возможность превращения этических норм во внутренние регуляторы поведения человека.

В то же время нормы морали требуют определенного поведения. Это свойство морали называется императивностью (от лат. imperative–повелевать). «Требовательность» морали к человеку – это только видимость гнета, ограничение его свободы нормами – мнимое.

Порой выгоднее нарушать моральные правила, излишняя щепетильность может мешать добиваться человеку своей цели. Но, ориентируясь на моральные ценности, человек не добивается чего-либо, он совершенствует прежде всего

Профессиональная этика - это отрасль этического знания, отражающая уровень морального отношения человека к обществу и к себе самому в опредмеченных формах: в содержании, средствах, процессе и последствиях профессиональной деятельности. Профессиональную этику трактуют как:

  • 1) определенную совокупность правил поведения социальнопрофессиональной группы, обеспечивающих морально-этический характер взаимоотношений, которые обусловливаются спецификой профессиональной деятельности;
  • 2) отрасль гуманитарных наук, исследующую специфику проявления моральных норм в различных видах профессиональной деятельности;
  • 3) совокупность уникальных моральных норм, определяющих отношение людей к профессиональному долгу;
  • 4) кодексы поведения, детерминирующие нравственный характер социально-профессиональных взаимоотношений между людьми;
  • 5) прикладную философскую дисциплину, изучающую сущность, происхождение, общественные функции и специфику моральных социально-профессиональных отношений и норм, выявляющую закономерности их развития в различные исторические периоды;
  • 6) самостоятельный раздел этики как науки, изучающий особенности морали, специфику реализации обобщенных принципов нравственности в определенной сфере труда.

Объект исследования профессиональной этики - специфические морально-профессиональные отношения, а также принципы, нормы и заповеди главенствующей в обществе морали, приспособленные к особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целью профессиональной этики является выяснение уровня овладения работниками этическими нормами, правилами, которые становятся их личностными принципами. Задачи профессиональной этики таковы:

  • 1) изучение процесса становления и отражения профессиональных взаимоотношений работников в их этическом сознании и профессиональных нормах;
  • 2) уточнение сущности профессионально-этических качеств и профессионального мастерства специалиста;
  • 3) предоставление рекомендаций профессионалам, должностным лицам, руководителям относительно моральной составляющей в выполнении профессиональных функций;
  • 4) мониторинг осознания общественных задач и целей выбранной профессии, ее значения для общества.

Профессиональная этика имеет собственное назначение, которое заключается в формировании профессионально-этических правил каждой профессиональной деятельности. Виды человеческой деятельности (научная, педагогическая, художественная и др.) определяют соответствующие виды профессиональной этики , имеющие свои традиции и нормы профессионального поведения, свидетельствующие о преемственности главных профессионально-этических норм, разработанных представителями данной профессии на протяжении многих лет.

Профессиональная этика как аспект морали базируется на ее общечеловеческих принципах и установках, но позиционирует их с точки зрения профессиональных проблем различных сфер деятельности.

В структуре профессиональной этики можно выделить следующие составляющие:

  • отношение людей к своей профессиональной деятельности, а через отношение к профессии и к людям, с которыми соприкасаешься в процессе деятельности (добросовестность, ответственность, профессиональный долг и др.);
  • мотивы профессиональной деятельности (чувство патриотизма, материальный стимул, построение карьеры, престиж профессии и т.д.);
  • средства реализации профессиональных целей (обучение, воспитание и др.);
  • управленческо-производственная регламентация профессиональных обязанностей (организация труда в коллективе, материальное и моральное поощрение добросовестных работников и др.);
  • оценка результатов профессиональной деятельности (финансовая, нравственная, управленческая и др.);
  • теоретико-методологическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с трансформацией общества и появлением новых профессий.

Профессиональная этика - это кодексы профессионального поведения людей, которые предписывают определенные нравственные требования. Их цель - достижение максимальных результатов в профессиональной деятельности.

Родина возникновения первых нравственных требований в профессиональной деятельности - Древний Египет. Однако моральные проблемы данного вида этики интересовали и философов Древней Греции - Платона, Аристотеля и др. Например, именно в этот период возникает и знаменитая Клятва Гиппократа, которая регламентировала с моральной точки зрения вид профессиональной деятельности, имеющей важное значение для всего общества.

Если говорить о профессиональных кодексах как регламентированном перечне морально допустимого, то они возникают только в Средние века (XI-XII вв.) и формируются в период средневековой цеховой организации труда, которая объединяла людей со сходными социальным статусом и видом профессиональной деятельности. Позже появляется многообразие уставов, которые регламентируют деятельность цехов в городах Западной Европы - распределение заказов, обучение подмастерьев и др.

Таким образом, регламентация нравственных взаимоотношений людей в рамках определенной профессии довольно рано потребовала оформления соответствующих профессиональных требований. Поэтому можно сказать, что формирование требований профессиональной этики происходит раньше, чем она начинает изучаться теоретически.

На сегодняшний день существует разветвленная этическая система, регламентирующая процесс трудовой деятельности: служебная этика, этика руководителя, этика служебных отношений, управленческая этика и т.д. В условиях кризисной ситуации общественной морали она в какой-то мере компенсирует ущербную мораль и играет воспитательную роль.

Развитие современного социума приводит к еще большему разделению труда и появлению новых профессиональных сфер деятельности. Эта тенденция способствует возникновению соответствующих им моральных кодексов трудовых отношений. Кроме того, современные рыночные отношения требуют и профессиональной идеологии, которая бы коррелировала с современной ситуацией. Нравственно-ценностными основаниями ее являются активность, предприимчивость, профессиональная и деловая культура и др. Это дает основание утверждать, что профессиональную мораль необходимо рассматривать в единстве с общественной моралью. В случае возникновения конфликта между профессиональной и общественной моралью предпочтение отдается последней, так как она «старше», основательнее.

Профессиональная этика, как и любая теория, не может дать однозначного ответа на все вопросы, возникающие в профессиональной ситуации. Ее задача - очертить границы «можно» и «нельзя». Поэтому каждое следующее поколение с учетом новых требований общества должно трансформировать механизм взаимодействия «человек - профессионал - коллектив - общество».

Профессиональная этика исторически сложилась как результат общественного разделения труда. Она посредник в отношениях личности и общества. В деятельности человек утверждает уровень нравственности в объектированных формах, т.е. предметно закрепляет свое соприсутствие в бытии. Профессиональная этика отражает уровень вторичной социализации личности.

Профессионализм - это способность человека освоить умения и навыки определенной деятельности и сконструировать на их основе собственные творческие способности. Профессионализмом личность предметно подтверждает признание общества. Профессионализм становится не только объективным основанием для уважения со стороны общества, но и реальным базисом для самоуважения.

Понятие профессионализма не тождественно понятию «специальность». Мастерское овладение каким-либо ремеслом - основа чувства собственного достоинства и нужности людям, а также основа психической комфортности. В конце концов, это важный фактор ощущения полноты и содержательности жизни.

Следует, однако, иметь и виду, что профессия не делает человека нравственным. Дело не в профессии, а в моральных качествах человека. Аморальный человек может самую благородную профессию использовать в собственных корыстных целях. Нравственность не формируется профессией и ею не определяется. В профессиональной деятельности и через нее нравственность может лишь проявляться. Существуют профессии, непосредственно и тесно связанные с моральной ответственностью человека - это прежде всего учитель, врач и юрист. В их руках - важнейшие аспекты человеческой жизни, поэтому они имеют гуманистически определенное направление. От совести врача зависит здоровье и жизнь человека; от компетентности и нравственности юриста - доброе имя, гражданский статус, в конце концов, судьба человека; гуманизм и любовь к ребенку в учительской профессии являются решающими факторами становления творческой личности.

В современную эпоху к ряду профессий, которые непосредственно опираются на моральные факторы, принадлежит также профессия ученого. От уровня гуманистической направленности науки в настоящее время, без преувеличения, зависит существование планетарной жизни в целом.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.

Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа», «Кодекс профессиональной этики адвоката».

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий - свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Таким образом, профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки.

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

Еще по теме 3.1. Понятие и виды профессиональной этики.:

  1. N 10 "Об утверждении Порядка лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Чтобы регулировать взаимоотношения между людьми в обществе, создана этика – свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, живущего среди людей. Без нее, человечество потеряет понимание смысла слов «хорошо» и «плохо», применимых к общению, взаимодействию homo sapiens друг с другом. Поскольку каждый человек реализовывает себя не только в повседневном общении, но и выполняя профессиональные обязанности. Из учения о морали, выделяют направление – профессиональная этика.

Что такое профессиональная этика

Профессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.

Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.

Морально-этические профессиональные нормы влияют на:

  • формирование профессионального сообщества, разделяющего этические принципы;
  • единое понимание работниками понятия «профессиональный долг»;
  • определение понятия «профессиональная ответственность» ;
  • определение обязательных качеств работника, без которых его деятельность не будет успешной;
  • особенности взаимоотношений сотрудников;
  • взаимоотношения между профессионалами и теми людьми, на которых влияют их действия (при выстраивании взаимодействия между врачом и пациентом, учеником и учителем, адвокатом и доверителем);
  • отношение к результатам работы их качеству.

Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:

  • общечеловеческие морально-этические нормы;
  • конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации, требующие при принятии решений применения этических норм.

Принципы профессиональной этики

Независимо от специфики профессии, этика определяет следующие принципы:

  1. Поступать в отношении подчиненных и коллег так, как сам человек хотел бы, чтобы люди поступали по отношению к нему, или не делать другим того, чего бы не сделал в отношении себя.
  2. Справедливость при распределении ресурсов между работниками.
  3. Нарушение этики должно быть исправлено, вне зависимости от того, кем и когда оно было совершено, не взирая на должностные статусы и положение среди профессионального сообщества.
  4. Поведение сотрудника считается этичным в случае, если оно способствует развитию организации и не нарушает установленных норм.
  5. Сотрудник должен терпимо относиться к нормам и правилам, установленным в организации.
  6. При принятии решений, одинаково возможны и индивидуальное и коллективное участие в их разработке.
  7. Сотрудник должен иметь личную точку зрения, но не приветствуется постоянное стремление настаивать на своем мнении в противовес общепринятым правилам, установленным в сообществе.
  8. Стиль общения с подчиненными не должен строиться на постоянном нажиме на подчиненных, приказном тоне.
  9. Профессиональные этические стандарты не могут быть внедрены приказами, они формируются при постоянной работе и усваиваются, благодаря взаимным усилиям работников.
  10. Конфликты являются почвой для нарушений этических норм, поэтому следует формировать позитивные трудовые взаимоотношения, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций.
  11. Сотрудник, соблюдая требованиями этики, обязан способствовать аналогичному поведению со стороны коллег.
  12. Неэтично критиковать конкурентов, как внешних, так и внутренних – конкурирующих подразделений, сотрудников внутри организации.
  13. Принцип «не навреди» определяет запрет на выполнение действий, вредящих другому человеку. Особенно это касается случаев, когда ошибки допускаются из-за равнодушного отношения к своему делу, халатности или нежеланию учиться новому.
  14. Чтобы достигать положительных результатов, сотрудник обязан развиваться, постоянно учиться, приобретать новые знания и навыки.
  15. Требуется сохранять профессиональную тайну, соблюдая принцип конфиденциальности. Каждая профессия в объем таких сведений включает свою специализированную информацию.

Профессиональный кодекс

Профессиональные сообщества создают собственные кодексы, учитывающие общие и частные этические нормы. Любой кодекс выполняет несколько функций:

  1. Создание свода этических профессиональных норм.
  2. Регулирование действий любого члена компании.
  3. Определение конкретных требований к сотрудникам.
  4. Формирование правил дисциплинарных взысканий в случае нарушения требований кодекса.
  5. Определение требований к профессиональному поведению работнику в отношении тех, кого обслуживает профессия: к обучающемуся, к пациенту, к клиенту.

Особенности профессиональной этики

Поскольку каждая профессия имеет особенности, присущие только ей, рабочая этика конкретного сообщества призвана регламентировать действия работников с учетом специфики деятельности.

Особенное важно наличие этических норм у сотрудников, отвечающих за: жизнь, здоровье, права и свободу клиента. Приведем примеры этических правил для некоторых профессиональных сфер.

Бизнес-этика

Существует несколько ключевых правил, с помощью которых бизнес-этика регламентирует поведение руководителя и подчиненного, действия организации и ее сотрудников в отношении клиентов и партнеров:

  1. Ценность времени. Руководитель и рядовой сотрудник обязаны вовремя приходить на работу, рассчитывать время, необходимое для выполнение задач.
  2. Неразглашение коммерческой и важной корпоративной информации, к которой могут быть отнесены: сведения, являющиеся коммерческой тайной, особенности построения бизнес-процессов предприятия, структура предприятия, рабочая документация, финансовые данные.
  3. Деловой человек обязан заботиться не только о собственных интересах, но и о комфортных условиях для работы коллег. Важно уметь выслушивать мнение других членов коллектива, партнеров и клиентов, уважать чужую точку зрения, не допускать неуважительного отношения, эмоциональной несдержанности в отношении сотрудников и партнеров.
  4. Важно соблюдать требования к внешнему виду и деловому костюму. Одежда должна соответствовать должностному статусу, не быть вызывающей или безвкусной.
  5. От любого человека, работающего в бизнесе особенно в статусе руководителя, важно безупречное владение своим родным языком. Письменная и устная речь должна быть грамотной, структурированной и понятной.
  6. В бизнесе необходимо уметь слушать и слышать коллегу, подчиненного или клиента.
  7. Важно выполнять основное правило: личный интерес сотрудника всегда должен быть ниже по уровню важности, чем производственная необходимость. Специалист обязан получать доход, оговоренный с работодателем, не пытаясь зарабатывать в этой же организации за счет использования служебных ресурсов в своих интересах. Важно исключить конфликт интересов сотрудника и предприятия.

Одна их профессий, требующих от специалистов высокого уровня соответствия требованиям этических норм, это профессия врача. Еще со времен Гиппократа, каждый врач приносит клятву, в соответствии с которой он обязан:

  1. Почитать своего учителя, научившего его азам профессии.
  2. Не наносить больному вред. Создавать режим, который способствует выздоровлению пациента.
  3. Хранить врачебную тайну о состоянии здоровья пациента, его заболеваниях и лечении.
  4. Активно общаться с наставниками, обращаться к ним за консультациями.
  5. В жизни не допускать проявления пороков, жить честно.
  6. Хранить верность клятве.

Педагогическая этика

Большой акцент на нравственности сделан в этическом кодексе педагога. Среди основных требований к учителю выделяют следующие:

  1. Учитель должен любить детей.
  2. Педагог обязан обладать высоким уровнем знания предмета, который он преподает.
  3. При выборе наказаний и поощрений он должен быть справедлив.
  4. Чтобы работать с детьми и их родителями, учитель должен обладать целым комплексом личных качеств: доброта, порядочность, ответственность за свои решения и поступки, терпимость к недостаткам других, порядочность и честность.

Этика – это основа для установления эффективных взаимоотношений между профессионалами. Она позволяет им говорить на одном языке друг с другом, помогает находить решения сложных задач.

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие, разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм.

Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Бадин С.М. Этика взаимоотношений. М., 1972.-С.8

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика - это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности.

В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую. Завершился он лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования.

Журналист, осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако, это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цель его - не принуждение, а побуждение.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Один из первых сводов журналистских норм был создан в 1923 г. в США под названием "Каноны журнализма". Его приняло американское общество газетных редакторов.

Судя по содержанию первых кодексов, их составители находились под влиянием возникшей в начале века концепции свободной прессы, или, как ее иначе называют, либеральной. Истоки этой концепции восходят к идеям Дж. Мильтона, Т. Джефферсона, Дж.-Ст. Милля, а ее содержание может быть сведено буквально к нескольким пунктам. Вот они: Лазутина Г.В. Профессиональная этика Журналиста: Учебное пособие. - М.: «Аспект Пресс», 2002. - 208с.-С.12

Пресса является общественным или полуобщественным институтом. Ее главная цель - информировать читателя, развлекать его и помогать ему контролировать правительство.

Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий достаточно средств, может издавать газету.

Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на "свободном рынке идей".

В ней запрещены клевета и непристойности.

Наконец, пресса - четвертая власть в государстве. Она несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом.

Общая демократическая направленность этой концепции благотворно сказалась на содержании первых журналистских кодексов. В качестве высших ценностей в них провозглашаются свобода слова и право всех людей на получение правдивой информации.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток. - Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.-С.16

Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания - цели и средства, используемые для их достижения теми и другими. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента: Учебное пособие. -2-е изд. -М.: «Дашков и К», 2007, -С.23

Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:

ѕ он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;

ѕ исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать;

ѕ верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество;

ѕ признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

ѕ уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и

ѕ компетентность, законы;

ѕ ценит образование, науку и технику.

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).



Вверх