Презентация "общественный строй и церковная организация на руси". Общественный строй и церковная организация на руси

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные слои населения Древней Руси Их характеристика
Князья Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
Дружина Бояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя.
Родоплеменная знать Разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
Духовенство Служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Свободные общинники, купцы, ремесленники Основная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Зависимое население Смерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Ответы:

1

2 3 4

Г

В Б

А

Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.

  1. Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
  2. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
  3. Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры.
  4. Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
  5. Военно-стратегическое значение монастырей.

Задание 6. Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

2. Первый глава церкви из русских. (Иларион )
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит )
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ )

По вертикали:

1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен )
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний )

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа - наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.

Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.

С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.

Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.

Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.

Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.

Вопрос к I пункту. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Изменения:

Все племена вошли в единое государство;

Совершало походы ополчение всех племён;

В дружину князя попадали воины из всех племён;

В едином государстве были единые законы (Русская правда);

Племена сплотила также единая православная вера;

Племена связывала торговля и друг с другом, и с иностранными купцами.

Вопрос ко II пункту. Из каких слоёв состояло население Западной Европы в Средние века?

В Западной Европе выделялись монархи, высшая знать (герцоги, маркизы, графы, бароны и т. д.), рыцарство и простой народ. Простой народ делился на горожан и крестьян. Кроме того, существовало духовенство, которое также делилось по рангам.

Вопрос к IV пункту. Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация католической церкви?

В то время у людей было религиозное мировоззрение, они видели мир и свою жизнь через призму религии, а церковь объясняла нормы религии.

Католическую церковь возглавлял папа римский. Большие церковные области находились под управлением архиепископов, эти области делились на территории епископов. В церковных приходах проповедовали верующим священники. В монастырях монахи жили под управлением аббатов.

Вопрос к V пункту. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

На монастыри люди возлагали основные надежды в спасении своих душ. Монахи были нужны затем, чтобы молить Господа за всех людей.

Кроме того, монастыри играли большую роль в экономике: им принадлежали большие земли. Эти владения постоянно увеличивались. Например, многие богатые и знатные люди завещали часть своих имений монахам, чтобы те молились за их души. Благодаря знакомству с книгами часто именно монастыри внедряли передовые технологии: строили водяные мельницы, осушали болота и т. д.

Монастыри также были культурными центрами, одно время главными, хотя потом стали уступать эту роль университетам. Здесь переписывались книги, часто писались новые. По заказу именно монастырей работали многие архитекторы, скульпторы, ювелиры и другие мастера, которые создавали истинные шедевры Средневековья.

Крупные монастыри порой влияли на политику. Вернее, на неё влияли аббаты при поддержке своих монастырей. Причём имеется в виду политика как светская, так и церковная. Например, монастыри клюнийского движения несколько раз добивались того, чтобы папой римским стал их человек. Нельзя забывать, что монастыри часто объединялись в ордена и в таком случае действовали сообща.

Наконец, нужно помнить, что инквизиция также находилась в руках монахов (доминиканцев), а инквизиция вершила судьбы людей, многих отправляя на костёр.

Вопрос к параграфу №1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

В Древнерусском государстве была монархия: им управлял великий князь. Однако при этом князь вынужден был советоваться со своей дружиной, особенно старшей (боярами) и не мог сделать чего-то против её воли. Таким образом, власть великого князя была ограничена.

Вопрос к параграфу №2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика».

Вопрос к параграфу №3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».

Изначально вся земля принадлежала общинам. Но верховным её собственником был князь. Изначально князь строил свои дворы и сажал холопов лишь на пустовавшие земли, которые становились княжескими владениями. Но постепенно он стал награждать своих бояр землёй, которую те передавали своим потомкам. Так появились вотчины (то есть владения отцов) – земля стала переходить в частные руки. Порой князь как верховный хозяин всей земли передавал боярам и владения общин. Однако возмущения это не вызывало. В то время в Древнерусском государстве было много свободной земли, крестьяне всегда могли перейти на новый участок. Главным богатством были работники.

Вопрос к параграфу №4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов».

На торговом пути «из варяг в греки», а также на пути в Волгу (откуда купцы направлялись в Каспийское море) возникло много городов. Кроме того, страной городов (Гардарики) русские земли называли в скандинавских сагах, а Скандинавия была совсем не самым развитым регионом Европы, там городов было действительно мало.

Вопрос к параграфу №5. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси».

Вопрос к параграфу №6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Монастыри были культурными центрами. Именно здесь переписывались книги, здесь они переводились с других языков, а также создавались новые. Например, именно там писались и летописи, и жития святых – это главная часть литературы того времени. Церкви монастырей и их украшения также играли важную роль в развитии культуры.

Большой вклад монастыри внесли в хозяйственную жизнь. Им принадлежали обширные земли, а князья и бояре постоянно жертвовали новые.

Монастыри также помогали при обороне государства: стены вокруг них строились для защиты не только от мирской суеты, но и на случай войны. Из захороненных в пещерах Киево-Печорской лавры монахов видно, что некоторые были убиты именно в битвах.

Наконец, большие монастыри в крупных городах влияли и на политику. Их игумены давали настоятельные советы князьям, и те вынуждены были прислушиваться к этому или из страха наказания от Господа, или из страха перед восстанием, потому что народ в то время также верил духовенству.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).

Жизнь в Киево-Печорской лавре:

Общий план монастыря;

Жилища монахов – их кельи;

Пища монахов, ограничения в этой области;

Молитвы монахов, истории о святых из их среды;

Работа монахов;

Книжная работа монахов, создание «Повести временных лет и т.д.»;

Проповеди, влияние монастыря в народе.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема».

Проблема влияния монастырей на княжескую политику

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

Все жители Древнерусского государства сталкивались с бедами, которые их объединяли. Нападавшие враги убивали и грабили как богатых, так и бедных. Неурожаи сулили беды всем. Правда, для бедняков это часто была голодная смерть, знатные люди умирали по такой причине реже.

Но при этом у земледельцев и землевладельцев были разные интересы. Князья и бояре хотели получить людей для работы на своих полях, желательно зависимых, то есть таких, которые не могли уйти по собственному желанию и начать обрабатывать новый участок. Простые земледельцы наоборот стремились сохранить свою свободу и работать только на себя.

Место и роль Руси в Европе

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности)

Вопрос к I пункту. Какие государства существовали в Западной Европе в IX-XI вв.? Как называли правителей этих государств?

В те века в Европе уже существовали такие государства как Норвегия, Дания, Франция, Англия Шотландия, Великая Моравия, Польша, Чехия, Папское государство, Священная Римская империя и другие. Большинство правителей этих государств звались королями, некоторые – герцогами. Существовали также государства архиепископов. На весь католический мир существовал один император (Священной Римской империи) и один папа римский (который также возглавлял собственное государство).

Вопрос к параграфу №1. Какие виды транспорта использовались в IX-XII вв. для перевозки товаров?

Прежде всего, торговали по рекам и озёрам на ладьях. Сухопутные дороги в то время оставались слишком плохими.

Вопрос к параграфу №2. С какими из европейских стран торговала Русь?

Торговали по Балтийском морю со Швецией, Норвегией, Данией, Польшей, славянами и немцами на балтийском побережье современной Германии.

Вопрос к параграфу №3. Какие степные народы являлись противниками Руси?

Вначале русские дружины боролись с печенегами, позже место печенегов заняли половцы. Также одно время Киеву угрожали хазары и волжские булгары; хотя эти народы нельзя считать полностью степными: их государства включали крупные торговые города на судоходных реках.

Вопрос к параграфу №4. Выберите из текста параграфа цитаты, говорящие о равноправном характере отношений Руси с другими государствами.

«Особые отношения Руси и Византии находили выражение в династических браках … Многие дочери русских князей выходили замуж за представителей византийского императорского дома». При этом в учебнике перечисляются жёны русских князей из Византии.

«Постоянные отношения существовали у Руси с Германией, Норвегией, Швецией, с далёкими Англией и Францией».

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Докажите, что в IX-XII вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства.

Доказательства:

Династические браки русского княжеского дома;

Участие европейцев (поляков) в войнах между русскими князьями;

Торговые связи с европейскими странами;

Принятие единой с Европой христианской веры (тогда ещё не было разделения на католичество и православие).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Выясните, какое влияние оказывала Византия на развитие Руси.

Именно из Восточной Римской империи (Византии) в Древнерусское государство после крещения пришла культура, заменившая собою прежнюю языческую. Потому Константинополь стал для Киева и других русских городов образцом архитектуры, живописи, книжности и других достижений цивилизации. Вся православная культура Киевской державы берёт своё начало в греческой земле, чаще всего греками были и мастера, приносившие её на русские земли и только здесь обучавших местных учеников. Потому влияние Византии можно назвать определяющим.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Напишите в тетради короткое эссе на тему «Роль Руси в международной торговле IX-XII вв.».

Предлагаемый план эссе:

Уровень развития мировой торговли в IX-XII веках, Великий шёлковый и другие торговые пути;

Торговый путь «из варяг в греки», его значение;

Торговля древнерусских купцов в Балтийском море;

Торговля купцов других стран с Новгородом;

Торговый путь по Волге и Каспийскому морю, другие государства на этом пути, такие как Волжская Булгария;

Активнейшая торговля с арабами (больше всего в слоях того времени археологи находят именно арабских монет);

Отношение славян того времени к торговым операциям и деньгам (в частности, нужно вспомнить про резаны: арабские монеты резали и расплачивались ими просто как кусочками серебра, по весу, таким образом показывая полное не понимание сути монеты как изделия).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общественный строй и церковная организация на Руси В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь? До сих пор мы изучали главным образом политическую историю нашего Отечества – объединение восточнославянских племён под властью князя киевского. При этом выяснили, что единство Древнерусского государства было бы невозможно без объединения людей, живших на его территории в сплочённое общество, которое называют народом. Народ (народность) - большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая говорит на одном языке, связанная одной верой, общими духовными ценностями, общей хозяйственной деятельностью Вспомните, по каким признакам судят что люди принадлежат к одному народу?

2 слайд

Описание слайда:

«В год 6420 . Послал Олег заключить мир и установить договор между греками и русскими.[Послы князя Олега Вещего заявили в Царьграде]: «Мы от рода русского, от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его». Повесть временных лет 1. Формирование Древнерусской народности Какие факторы, по вашему мнению, способствовали объединению восточнославянских племён в единый русский народ?

3 слайд

Описание слайда:

Изучите первый пункт § 9 учебника (с.69 – 70) «Формирование древнерусской народности», выясните, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности. Заполните схему: Единая древнерусская народность Духовный фактор Военный фактор Военный фактор (оборона) Общие цели походов воспитывали чувство родства, единства Родины Экономический фактор Экономический фактор (общие дела, торговля) Формировался единый древнерусский язык Духовный фактор (христианство) Единая вера, единые нормы поведения, праздники, традиции

4 слайд

Описание слайда:

2. Основные слои населения Древней Руси Итак, все люди в Древнерусском государстве сплотились в единый народ, который, однако, как и в других странах, состоял из различных слоёв, которые мы называем сословиями Вспомните, по каким признакам люди объединяются в одно сословие? Назовите основные сословия Западной Европы? Сословия – большие группы людей, имеющие общие признаки (занятия, права и обязанности) Население древней Руси делят на свободное и зависимое. Назовите известные вам слои населения Древней Руси

5 слайд

Описание слайда:

На вершине Древнерусского общества стояли князья из рода Рюриковичей. Власть князя опиралась на дружину, которая делилась на старшую и младшую. Старшая дружина(бояре) была наиболее приближена к князю. С ними князь советовался, их назначал на высшие государственные должности (наместники, тысяцкие – главы народного ополчения, ставил во главе посольств). Младшая дружина – воины и исполнители княжеских поручений. С распространением христианства всё большее влияние приобретает православное духовенство Свободное население (Высшие сословия)

6 слайд

Описание слайда:

Назовите главное занятие восточных славян? Как вы считаете, какое сословие - самое многочисленное в Древнерусском государстве? Основная масса населения – люди (свободные крестьяне – общинники). Они жили в деревнях – небольших поселениях. Жители нескольких близлежащих деревень составляли соседскую (территориальную общину) - (вервь или мир) Каковы основные признаки соседской общины? Крестьяне – общинники сообща платили дань государству за право пользоваться землёй и защиту Земля считалось совместной собственностью общины, земли, пригодные для пашни делились на наделы для каждой семьи

7 слайд

Описание слайда:

С IX в. появляются укреплённые поселения, огороженные крепостными стенами – города. В Скандинавии Русь называли «Гардарикой» – страной городов. Назовите известные вам Древнерусские города. Каковы основные занятия жителей городов? Города: Укрепления, где могли укрыться в случае опасности люди из близлежащих селений; 2. Административные центры - центры управления, здесь озвучивалась воля князя, вершился суд; 3. Центры ремесла и торговли Основным населением городов были купцы и ремесленники. Князья собирали с торговых людей мыто – торговую пошлину, что приносило большой доход. В города крестьяне везли выращенные продукты, а покупали ремесленные изделия

8 слайд

Описание слайда:

На городском торгу сходились люди из разных земель, в общении между ними складывались единые традиции, формировался единый древнерусский язык Свободное население (Низшие сословия)

9 слайд

Описание слайда:

Вотчины, в отличие от общинных земель, были в личной собственности феодалов (землевладельцев). Вотчина состояла из княжеской усадьбы, примыкавших к ней пахотных земель и деревень, в которых жили и трудились на князя зависимые крестьяне. Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам за службу, а также Церкви. Так появляются боярские и церковные вотчины Особое место среди древнерусских поселений занимали расположенные рядом с крупными городами вотчины (от слова «отче» – отец; вотчина – земля отца) - наследственное земельное владение князя (преходящее от отца к сыну). А. Васнецов. Двор князя Вспомните, какие повинности в пользу феодала несли зависимые крестьяне в Западной Европе? 3. Земельные отношения Какие сословия Древней Руси являлись феодалами (землевладельцами)?

10 слайд

Описание слайда:

Работая с п.3 § 3 (с.71), заполните таблицу: Зависимое население Древней Руси Зависимое население Характеристика Рабы (Холопы челядь) Смерды Закупы Рядовичи Военнопленные (челядь) или продавшие себя в рабство за долги (холопы) Зависимые крестьяне, которые несли повинности в пользу князя Разорившиеся крестьяне – общинники, получившие от князя«купу»- ссуду скотом, орудиями труда и отрабатывающие долг Люди, заключившие с князем (или другим землевладельцем)«ряд»- договор, согласившись жить и работать на господина

11 слайд

Описание слайда:

4. Церковная организация. Храмы и богослужения Почему Церковь играла огромную роль в жизни людей в Средние века? После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация. До середины 15 в. Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриарха, который назначал на Русь митрополита – главу Русской православной церкви, резиденция которого находилась в Киеве. Первым русским митрополитом стал Иларион, современник Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый поставил его на митрополичий престол без согласования с Константинопольским патриархом, т.к. Русь находилась в тот момент в состоянии войны с Византией. В крупные города митрополит назначал епископов. В подчинении епископов находилось местное духовенство, которое делилось на белое и чёрное Вспомните, кого относят к чёрному и белому духовенству? Святой Иларион, митрополит Киевский. Икона XI в. Составьте схему: Организация Русской православной церкви

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Храмы (церкви и соборы – центральные городские храмы) Приходские (строились на деньги городских или сельских жителей – прихожан данного храма) Домовые (строились в домах и усадьбах обеспеченных людей для их семей) Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. При каком князе возведён собор?

14 слайд

Описание слайда:

5. Монастыри Вспомните, каковы причины возникновения монастырей в Западной Европе? Приведите факты, подтверждающие, что монастыри в Западной Европе были не только духовными центрами, но и культурными Монахи основывали свои религиозные общины- монастыри, во главе которых стояли игумены. Один из первых монастырей на Руси основал монах Антоний из Любеча. Он поселился близ Киева в пещере, жил уединённо, однако вести о его святости распространились и к нему стали приходить другие люди. Так возник Киево – Печерский монастырь («Печерский» – от слова – «пещера»). Монахи сообща вели хозяйство, переводили с греческого церковные книги, писали иконы, летописи. Вспомните имя самого известного летописца - монаха Киево – Печёрского монастыря? Киево – Печерский монастырь

16 слайд

Описание слайда:

Единая Православная вера объединила разрозненные племена - предков русских, украинцев, белорусов в единый народ. Православная вера скрепляет дружбу наших братских народов уже более тысячи лет едиными христианскими ценностями, которые принципиально отличаются от языческих. Вспомните, жестокую месть древлянам Ольги (тогда ещё язычницы) - по языческой традиции кровной мести. Вспомните, что Владимир - христианин говорил о себе – язычнике: «Я был зверь, а не человек» Изучите п. 6 § 9 (с.75) «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», объясните, какие ценности процветали в язычестве, какие ценности принесло православное христианство? Язычество – культ силы и жестокости Православие - культ смирения и добрых дел

17 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: Учебник параграф 9. Вопросы и задания с. 76. Сообщение (презентация) Первые русские святые

Задание 1. Заполните схему. Фактами из пункта 1 § 9 подтвердите формирование древнерусской народности.

Задание 2. Прочитайте фрагмент из Русской Правды и выполните задания.

1) Дайте определение понятия «Русская Правда».
«Русская Правда» - свод законов на Руси.
2) Подтвердите выдержками из документа существование социального неравенства в Древней Руси.
За убийство человека из разных слоев требовалась разная сумма: за рядовича – 5 гривен, а за княжеского мужа – 80!
3) Выпишите выделенные в тексте понятия. Дайте им определения.
Вира – судебная пошлина, штраф. Гривна – денежная единица древней Руси. Рядович – человека, заключивший договор на выполнение работы. Закуп – человек, получивший заем у господина. Холоп – раб. Людина – простой, свободный житель Руси.
Подчеркните понятия, обозначающие категории зависимости населения.
4) Укажите, каким образом человек мог стать рабом.
Закуп, не вернувший заем господину.

Задание 3. Дайте определение следующих понятий.
Вотчина – крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.
Бояре – высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.
Нарисуйте план – схему вотчины.
Рядом поместите условные обозначения, использованные на плане-схеме.

Задание 4. Заполните схему.

Задание 5. Заполните таблицу. Сравните роль монастырей в жизни стран Западной Европы в Средние века и в жизни Древней Руси. Подчеркните общее.

Задание 6. По какому признаку образованы ряды?
Митрополит, епископ, архиепископ – высшая церковная иерархия.
Монахи, игумены, келья – монастырь.
Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Евфросинья Полоцкая – святые монахи и монахини.

Задание 7. Прочитайте фрагмент из Жития Преподобной Евфросиньи Полоцкой и ответьте на вопросы.

Прочитайте пункт 6 § 9. Сравните содержание пункта параграфа с документом.
1) Какие духовные идеалы нашли воплощение в жизни и деяниях Евфросиньи Полоцкой?
Работоспособность, бескорыстность, помощь бедным и нищим.
2) Объясните, какие моменты в поведении и деяниях людей (Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских, Евфросиньи Полоцкой) верующие могут отнести к проявлению святости.
Жертвенная любовь во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни.
3) С какой уелью, по вашему мнению, Евфросинья совершила на склоне лет трудное путешествие в Иерусалим?
Евфросинья на старости лет решила посмотреть на землю, по которой когда- то ходил Бог и Спаситель мира.

Задание 8. Решите кроссворд «наоборот», то есть составьте к нему вопросы по горизонтали (11) и вертикали (1). Используйте пункты 4 и 5 § 9, а также иллюстрации к параграфу.



Вверх