Святитель афанасий сидячий. Свт. Афанасий, Патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец. Иное жизнеописание святителя Афанасия III Пателария, патриарха Константинопольского

Какие акафисты читать в житейских нуждах (на всякую потребу)

Акафисты иконам Божией Матери
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»
Чудесная помощь Пресвятой Богородицы, подаваемая верующим от этой иконы, проявляется в исцелении от раковых болезней, в избавлении от пристрастия к оккультизму, в помощи родителям за своих чад, ушедших из дома и оказавшихся в плену наркомании и многих других прельщений нашего времени
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание»
Название свое чудотворный образ получил от того, что благодатная помощь Пречистой Богородицы особенно часто изливалась на родителей, молящихся пред ним и печалующихся о судьбе своих чад
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Млекопитательница»
О помощи в родах и воспитании младенцев
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неопалимая Купина»
Имеет особую благодать защищать от огня и пожара, а также помогать невинно обвиненным и покровительствовать семейному благополучию
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша»
Через чудотворную икону сию Пресвятая Богородица являет особую помощь в избавлении от недуга пьянства, курения и наркомании всем с верою прибегающим к Ее помощи
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Казанская»
Имеет особую благодать помогать в победе над врагом, покровительствует христианским бракам, исцеляет различные недуги, в особенности глазные болезни
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
Икона Покрова Пресвятой Богородицы изображает событие, бывшее в конце X века в Константинополе. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, молясь во Влахернской церкви с учеником Епифанием, удостоились видения Божией Матери с собором ангелов и святых. Пречистая распростирала над миром Свой омофор и покрывала им всех верных христиан. Икона и праздник Покрова особенно почитаются на Руси. Многие старцы советовали христианам последних времен особенно усердно призывать Покров Божией Матери для избавления от искушений и сетей антихристовых
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Скоропослушница»
Икона находится на Афонской горе. Через этот образ Пресвятая Богородица множество раз подавала мгновенное исцеление от различных недугов
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
На иконе Божия Матерь будто прислушивается к молитвам верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Образ известен с XVII в., находился в одном из подмосковных храмов. Летописи хранят множество случаев чудесной помощи людям, совершившихся от иконы «Утоли моя печали»
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец»
Читается на умягчение злых сердец и у миротворение враждующих. Число семь в данном случае означает полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Богородицей в Ее земной жизни
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Целительница»
Образ происходит из Грузии и получил свое название от чудесного исцеления, поданного тяжело больному при явлении ему Пресвятой Богородицы. Пред иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных недугов
Акафисты святым
Акафист всем святым, от века Богу Благоугодившим
Все они являются нашими заступниками перед Богом во всякой скорби и нужде
Акафист святому Архангелу Михаилу
Архистратиг Михаил (в пер. с евр. - «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил - особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом
Акафист святому Ангелу Хранителю
Каждому христианину Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел хранитель - скорый помощник в любой нужде и болезни
Акафист святому Предтече Господню Иоанну
Как проповеднику покаяния, ему молятся о даровании чувства покаяния. На Руси святому молились о покровительстве посевов и плодородии, при освящении пчельника
Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию
Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных
Акафист святому мученику Вонифатию
Святому мученику Вонифатию молятся об избавлении от недуга пьянства и чревоугодия
Акафист святым мученикам Гурию, Самону и Авиву
Святым мученикам молятся о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье
Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
Егорий Храбрый, как простонародно называют этого святого, - покровитель Русской земли, государственности и военной мощи, семьи, детей, помощник в скорби и напасти. Особо ему молятся об опасности нападения диких зверей. Святой вмч. Георгий - защитник стад, домашнего скота
Акафист святому благоверному великому князю Даниилу, московскому чудотворцу
Нестяжанием, любовью и братолюбием он возвысил Москву, положил начало объединению Руси в единую мощную державу. Многие, прибегающие в молитвах к святому князю Даниилу, получают и помощь в разных нуждах
Акафист святому пророку Божию Илии
Об этом угоднике сказано: «Помолися, и небо и дождь и даде». Ему молятся также о помощи во время голода, в тяжких жизненных и материальных обстоятельствах
Акафист святому Праведному Иоанну Кронштадскому
В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе
Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину
Святой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свою жизнь он посвятил служению ближним. Воин-мученик изобличал в краже воров. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков
Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
Блаженная Ксения - скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед
Акафист Святителю Николаю
Святитель Николай, один из самых почитаемых на Руси святых, прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Ему молятся о помощи в разных бедах, в нужде, устроении судьбы детей, о благополучии в пути по суше и по морю
Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
Ко многим его чудесам относятся чудеса исцеления больных, помощи страждущим. Еще при жизни святой прославился кротостью, добротой, странноприимством и трудолюбием. На Руси святитель Спиридон почитался наравне со святителем Николаем
Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу
Великий наставник, утешитель и целитель, преподобный Серафим - скорый помощник всем, притекающим к его помощи
Акафист преподобному отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу
В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни
Акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону
Всю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Он «безмездно лечил всех», обращавшихся к нему, исцеляя раны, врачуя все болезни
Акафист святому страстотерпцу Царю-мученику Николаю
Небесный заступник Отечества нашего, имеет особую благодать исцелять различные недуги
Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому), исповеднику, архиепископу Крымскому
Святителю Луке молятся об избавлении от всякой немощи и болезни
Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице
Великомученице Анастасии Узорешительнице молятся об исцелении разных недугов и об освобождении из плена и заточения
Акафист святым мученикам Киприану и Устинии
Молятся о прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, колдунов, волшебников, злых людей
Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу
Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении - Спаситель исцелил тещу апостола, «лежащу и огнем жегому». Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве
Акафист преподобной Матроне Московской
Святой Матронушке молятся о помощи в многоразличных житейских обстояниях и об исцелении в болезнях
Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся в скорбях и напастях, о непоколебимости в вере
Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу
Святителю особо молятся о жизненном устройстве детей
Акафист святой Великомученице Варваре
Святая просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился. По молитвам святой вмц. Варвары посылаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии, грусти, утешении в печали
Акафист святой Великомученице Екатерине
На Руси святой вмч. Екатерине особенно молились девушки - чтобы попался хороший жених. К помощи святой прибегали и при трудных родах
Акафист святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне
Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Им молятся в супружеском неплодстве или бесчадии. С давних пор на Руси этим святым молились перед началом сева, о покровительстве посевов, плодов, урожая

Крестный ход в честь Озерянской иконы проходит каждый год. Фото mediaport.ua.

Facebook

Twitter

Озерянская икона Божьей матери покровительствует Слобожанщине

Предполагают, что образ явился в 1710 году в Озерянке. Один из жителей поселка косил траву за лесом и нашел две половинки иконы. Забрал их домой, сложил и усердно молился. На следующий день святыня оказалась целой – не рассеченной. А возле места ее явления вскоре забил ключ чистой воды. Здесь же была построена и церковь в честь чудотворного образа.

В 1787 году Озерянская икона была перевезена в Старо-Харьковский Куряжский Спасо-Преображенский монастырь. Позже харьковчане подали прошение об учреждении крестного хода для перенесения Озерянской иконы Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский Кафедральный собор и обратно. С того времени крестный ход стал ежегодным.

Известно, что в тяжелые 1833, 1848 годы, когда в Харькове свирепствовала холера, унося в могилу много жертв, возле образа служились молебны на площадях и по домам. После чего смертоносный недуг ослабевал и прекращался. Так же были случаев исцеления больных. Мужчина из села Липцы, у которого была больная нога, после молебна самостоятельно пошел пешком в Куряжский монастырь, чтобы отблагодарить Божью Матерь. Две слепые девочки прозрели, а дочь одной прихожанки избавилась от смертельного недуга.

Святитель Афанасий Царьградский и Лубенский

Родился в 1560 году (по другим источникам в 1580 или 1597) на острове Крит. Происходил из знатного благочестивого рода Пателариев и получил истинно христианское образование.

Его жизнь очень непростая. Афанасий любил людей, и всегда щедро одаривал нищих. Поэтому за ним всегда бегали толпы неимущих. Стал митрополитом, потом Константинопольским патриархом. Однако протестанты и католики негодовали по этому поводу. Афанасию пришлось отречься от сана. Он уехал в Молдавию, где начал строить Никольский монастырь. Но в это время его уговорили поехать в Москву, чтобы освободить Церковь от ига турков.

Афанасий любил людей, и всегда щедро одаривал нищих. Фото http://blik.ua

На обратном пути из Москвы в 1654 году патриарх Афанасий остановился в Лубнах. А когда подъезжал к монастырю, промолвил: "Желает душа моя в сем монастыре грешное мое тело погрести". Через месяц Святейший действительно скончался. Погребли его в храме Преображения Господня, перед Царскими вратами в сидячем положении, как принято погребать восточных патриархов.

Когда в 1662 году по просьбе Газского митрополита открыли гробницу, церковь наполнилась благовониями. Тело Афанасия было цело. С тех пор нетленные мощи Святейшего Константинопольского патриарха Афанасия стали предметом почитания и поклонения верующих.

В 1936 году властями производилось вскрытие святых мощей. Тогда в Харьков в числе других были привезены и мощи Афанасия. Но поскольку святитель был греком, чиновники, опасаясь международного скандала, не решились их уничтожать. Поэтому святыня была передана в Харьковский исторический музей. С 1943 года мощи открыто почивают в раке Благовещенского собора.

Один из случаев исцеление произошел сравнительно недавно. В 1995 году в Харьков приехал священник из Петербурга, у которого усохла рука. Он ездил по святыням – ничего не помогало. Последняя его надежда была на чудотворца Афанасия. Отслужив молебен в соборе, он взял маслице, помазал руку. А через год вернулся – его рука была нормальной. Но главное чудо – это внутреннее преображение человека, которое происходит в храме каждый день, считают служители собора.

Архиепископ Харьковский и Ахтырский Мелетий

Святитель родился в 1784 году в Старых Санжарах под Полтавой. Окончил Екатеринославскую семинарию и Александро-Невскую Академию в Петербурге. Постригся в монахи. Был ректором Могилевской Духовной Семинарии, Киевской Духовной Академии, архиепископом Иркутским и Нерчинским. В 1835 году Владыку перевели в Харьков. Но местной епархией Мелетий управлял недолго, зато память о себе оставил самую добрую. Народ, прозвавший святого Архипастыря Милостивым, "канонизировал" Мелетия еще при жизни. Святитель часто ходил по больницам и проведывал больных. Состоятельным пациентам клиник дарил книги духовного содержания, а бедным еще и деньги. В 1840 году его не стало. Похоронили владыку в Усыпальнице Покровского монастыря. А в 1948 году Мелетия причислили к лику месточтимых святых, и мощи перенесли в Благовещенский собор.

Народ, прозвавший святого Архипастыря Милостивым, "канонизировал" Мелетия еще при жизни. ttp://dic.academic.ru

Священомученик Александр

Родился в 1851 году в Луцке в семье дьячка. Будущий Владыка получил светское образование, окончил юридический факультет, затем Волынскую Духовную Семинарию. Господь привел его в Козельщинскую женскую обитель Полтавской епархии. Позже стал епископом Винницким, Митрополитом Киевским, Экзархом Украины, назначен Управляющим Харьковской епархии (с 1937 года).

Через год был арестован УНКВД по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации, обвинялся в шпионаже в пользу Польши. Его страшно пытали, но вину Александр не признал. В 1940 году святитель умер. Тюремные работники утверждали, что его задушили. Под видом вывоза мусора, тело Владыки Александра вывезли на подводе с навозом за пределы тюрьмы. Похоронили на Залютинском кладбище в стороне от общего захоронения. А в 1993 году по прошению Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима Александр был реабилитирован и причислен к лику местночтимых святых.

В 1993 году по прошению Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима Александр был реабилитирован и причислен к лику местночтимых святых. ttp://dic.academic.ru

Святитель Афанасий. Лубенский чудотворец.

Родился будущий святитель на острове Крит, в городе Ретимне, в 1597 году. В крещении назван Алексеем. Представлял благочестивый и знатный род Пателариев, бывший в близком родстве с царственным домом Палеологов. Род Пателариев отличался незаурядными умственными дарованиями. Отец святителя Афанасия Григорий Пателарий был выдающимся ученым, философом и публицистом. Отрок Алексей учился в школе знаменитого в то время Аркадийского монастыря на Крите. Уже тогда он приобрел твердость убеждений в правоте восточной веры. Он стал знатоком богословия, математики, риторики, грамматики и других искусств и превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянским языками.

В юности святитель был весьма красив лицом, с открытым добрым взглядом, располагавшим к нему людей при первой встрече. Потомок царского рода, богослов, философ и поэт по природе, он пользовался большим вниманием в высоком обществе Крита. Но шумная жизнь не по душе была юноше. Его влекла к себе тихая благочестивая жизнь христианских подвижников, и он принял постриг в Синайском монастыре.

Вскоре монах Афанасий стал известен как выдающийся проповедник и толкователь Св. Писания. В городе Солунь его рукополагают в священника и с миссионерской миссией отправляют к Молдавию и Ваалахию, для которых он перевел на современное народное наречие Псалтырь. В 1631 году за выдающуюся подвижническую и просветительную деятельность был возведен в сан митрополита Фессалоникийского, иначе Солунского.

Святитель Афанасий. Мгарский монастырь.

Константинопольским патриархом тогда был Кирилл Лукарис, состоявший в большой дружбе с протестантами. Сторонники католицизма при султанском дворе воспользовались этим обстоятельством, обвинили его перед султаном в государственной измене, в протестантстве и добились ссылки его в заточение. Они хотели возвести на патриарший престол своего единомышленника Кирилла Контариса, епископа Веррийского. Православные восстали против паписта Кирилла, и настояли на том, чтобы престол временно, до возвращения из ссылки Кирилла Лукариса, занимал Фессалоникийский митрополит Афанасий. На этот раз католики уступили их желаниям, так как знали, что митрополит Афанасий весьма не одобряет учение протестантов, их непримиримых врагов. 5 марта 1634 года митрополита Афанасия избрали действительным патриархом, а 25 марта он был возведен на патриарший престол.

Через 40 дней возвратился Кирилл. Хотя патриарх Афанасий и уступил ему добровольно престол, но по настоянию недругов он все-таки был обвинен в слишком большом налоге поставление. Протестанты хотели этим обвинением опорочить Афанасия в глазах Константинопольской паствы, у которой он за короткое время приобрел любовь и уважение. Суд не признал вину святителя, но цель была достигнута. Обесчещенный и оскорбленный таким обвинением святитель удалился на Афон, где отдался молитвенным подвигам и основал обитель, которая ныне зовется русским Свято-Андреевским Скитом.

Новый Константинопольский патриарх Парфений угрожал святителю, что лишит его даже патриаршего сана, если он не будет доставлять требуемого количества средств на содержание самого Парфения. Дело дошло до того, что через четыре года Афанасия посадили в тюрьму. Чтобы достать средства на уплату долгов, он решил лично поехать к царю Михаилу Федоровичу и просить его о помощи. После страданий в тюрьме и трудных переездов через Балканские горы, в Молдавской земле патриарх заболел.

В 1652 году Афанасия во второй раз возвели на патриарший престол. Кафедра была в запустении; в патриаршей казне денег не было. Иезуиты распространили в Царь-Граде слух, что он в своей проповеди защищал папу. Святитель добровольно отрекся от Вселенского своего престола, сознавая, что силы его окончательно слабеют, и он не в состоянии уже править паствой.

Душевные и телесные страдания надорвали здоровье Афанасия. Вскоре после отречения он отбыл в Молдавию, где он в первое пребывание начал строить Никольский монастырь в г. Галаце, надеясь найти там желанный покой. Однако его земному пути суждено было закончиться в Украине. В то время образовался из балканских народов: сербов, молдаван, влахов, греков и др., союз, с целью освобождения от турок. Афанасий решил поехать в Москву и убедить русского царя Алексея Михайловича объявить себя покроителем восстания.

16 апреля 1653 года патриарх Афанасий, после тяжелого путешествия, благополучно прибыл в Москву. В Москве он прожил до 14 декабря. Святитель достойно и со всем усердием исполнил взятое им на себя поручение. Царь согласился с аргументами Афанасия, однако завершению дела, на которое звал и благословил Русского Царя святитель, помешала война за Украину.

Святитель Афанасий. Мощи сидячего Святителя Афанасия Чудотворца в Благовещенском кафедральном соборе Харькова.

До конца февраля Афанасий гостил у Богдана Хмельницкого и по некоторым данным принимал участие в Переяславской Раде. На подъезде к Лубенскому монастырю Святителю было открыто, что здесь он умрет. Предречение святителя о своей кончине исполнилось через месяц его пребывания в монастыре: от тяжелого дорожного пути растревожились раны, полученные патриархом еще в тюрьме, тело его опухло и он скончался 5 апреля 1654 года, в среду. Его погребли в храме Преображения Господня под амвоном, перед царскими вратами, в сидячем положении, как принято погребать восточных патриархов.

Житие святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца
Ежегодно, 2/15 мая, бывает торжественное Богослужение в Харьковском Благовещенском кафедральном соборе в честь поклонения честным мощам святителя Христова Афанасия Сидящего, Лубенского чудотворца. Много существует разных сказаний, почему Вселенский Патриарх почил в уездном городе Полтавской губернии, но немногие знают действительную правду о его подвигах и страданиях за Церковь Христову.

Святитель Христов Афанасий, Святейший патриарх Константинопольский, Лубенский Чудотворец, жил в 17 веке, когда на Руси царствовали первые цари из Дома Романовых - Михаил Федорович и сын его Алексей Михайлович. Малороссией или Украиной в то время управлял гетман Богдан Хмельницкий, а соседним большим господарством Молдаво-Влахией - родственник Богдана, господарь Василий Лупул; Греция и ее столица Царь-Град была во власти турок. Ими управляли: жестокий султан Мурад IV, при котором умерли мученической смертью два цареградских патриарха: Кирилл Лукарис и Кирилл Контарис, - Ибрагим 1-й, перебивший всех христиан на о. Крите, родине патриарха Афанасия.
Те времена были самыми тяжелыми в жизни Восточной Православной Церкви. Турки запретили христианам-грекам открыто исповедовать свою веру. Неисполнявших запрещения они облагали непосильными штрафами, отнимали и грабили их имущество, самих мучили и убивали. Тогда было много мучников за веру, немало было и отступников от Христа. За поставление для христиан патриарха турки брали с них большую плату. Кроме турок, Восточную Православную Церковь теснили иноверные христиане-католики и протестанты. Католики, особенно католические монахи-иезуиты, все силы прилагали к тому, чтобы подчинить Восточную Церковь римскому Папе, а протестанты старались православное вероучение заменить своим, не признающим ни церковной иерархии, ни таинств. Те и другие были весьма сильны, получая для своего дела средства и пользуясь заступничеством королей тех стран, откуда они прибыли. Православные греки по своей малочисленности и бедности не могли противостоять им, так что сами Константинопольские патриархи иногда вступали в дружбу с католиками или протестантами, надеясь в случае нужды найти у них помощь. Но эта дружба часто навлекала на патриархов подозрение в их неправославии. Вот при каких тяжелых обстоятельствах пришлось занять вселенский престол патриарху Афанасию III.
Святитель Афанасий - происхождением грек, родился в городе Ретимне на о. Крите, в Средиземном море в 1597 году. Он происходил из благочестивой, знатной греческой семьи Пателариев, бывшей в близком родстве с царственным родом Палеологов. Род Пателариев отличался выдающимися умственными дарованиями, о чем сохранились свидетельства народных песен. Отец святителя Афанасия Григорий Пателарий был выдающимся ученым, философом и публицистом. Мирское имя святителя Афанасия неизвестно. Будучи отроком, святитель Афанасий учился в школе знаменитого в то время Арка- дийского монастыря на о. Крите. В этой школе он приобрел прочность знаний и твердость убеждений в правоте восточной веры. «Я был,- говорил он о себе,- знатоком богословия, математики, риторики, многотрудной грамматики, пиитики, астрономической премудрости, музыки и других искусств». Он превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянским языками.
В юности святитель был весьма красив лицом, с открытым добрым взглядом, располагавшим к нему людей при первой встрече. Потомок царского рода, богослов, философ и поэт по природе, он пользовался большим вниманием в современном ему высоком обществе о. Крита, а при покровительстве Тэафета-паши, правителя острова, ему предстояла и блестящая будущность. Но шумная жизнь светского общества не по душе была юноше. Его влекла к себе тихая благочестивая жизнь христианских подвижников о. Крита, св. горы Синайской и Афона, проводивших все время в молитвенных подвигах, и этим путем достигавших духовного совершенства. Перед его мысленным взором вставали образы вселенских святителей: «божественного, чудного» цареградского патриарха Григория Богослова; Василия Великого, Иоанна Златоуста и особенно учеников и проповедников Евангелия истинного и толкователей Св. писания, которые во времена святителя Афанасия все с острова Крита были, где и сам святитель прожил 26 лет. Добровольно оставив высокое светское общество, он отрекся от всех его «прелестей», посвятив себя на служение Богу, приняв образ смиренного инока.
Удаление от мира и его соблазнов, материальные лишения, связанные с принятием иноческого образа, подвижническая жизнь, которой он отдавался и в последующие годы, иноку Афанасию казались еще недостаточными для того, чтобы осуществить в себе преподносившиеся ему образы истинных пастырей и учителей Церкви. Монах Афанасий всецело устремил свою душу в умное молитвенное делание, и отдался самоусовершенствованию через чтение и изучение слова Божия. «О священная, чудная, пресветлая книга»,- молился он в такие часы над Св. Евангелием,- «молю тебя, просвети очеса души моея».
Монах Афанасий скоро стал известен в г. Канее, как выдающийся проповедник и истолкователь Св. писания, был вызван в Царь-Град, послан на просвещение светом Христова учения Влахов и Молдаван, для которых он перевел на современное народное наречие Псалтырь (переведенная святителем с еврейского на новогреческий язык Псалтирь впоследствии хранилась в обители во имя святого апостола Иоанна Богослова на о. Патмосе, а списки с нее - в разных монастырях св. горы Афон, ив 1631 году за выдающуюся подвижническую и просветительную деятельность был возведен в сан епископа, а затем и митрополита Фессалоникийского, иначе Солунского.
Со времени возведения в сан епископа, а затем и патриарха, для святителя начался тесный путь,- путь печали, огорчений, душевных и телесных страданий, смиренно пройденный им под тяжестью патриаршего титула. Господу угодно было испытать терпение патриарха Афанасия в унижении и твердость в исповедании, и он остался непреклонно верен Ему до конца дней своих.
Фессалоникийская митрополия, в пределах которой находится св. гора Афон, самая ближайшая к Царь-Г раду, наиболее была и разорена турками. Бедственное состояние, беспорядки в церковном управлении, религиозное смятение умов так тяжело поразили нового епископа, что он готов был даже совсем отказаться от епископства. Но Господь укрепил волю его. «Возврата нет»,- писал по этому случаю митрополит Афанасий,- «волей-неволей я должен исполнить то, за что взялся. Господь сказал: по- ложивый руку на орало и оглядывающийся вспять не есть управлен в царствии Божии (Лук. 9, 62). Званому на брак не следует печалиться и положившему руку на орало оглядываться назад».
В то время Константинопольский патриарший престол занимал знаменитый патриарх Кирилл Лукарис. Он был в большой дружбе с протестантами. Паписты воспользовались этим обстоятельством, обвинили его перед султаном в государственной измене, в протестантстве и добились ссылки его в заточение. Они хотели возвести на патриарший престол своего единомышленника Кирилла Контариса, епископа Веррийского. Православные восстали против паписта Кирилла, и настояли на том, чтобы престол временно, до возвращения из ссылки Кирилла Лукариса, замещен был Фессалоникийским митрополитом Афанасием. На этот раз католики уступили их желаниям, так как знали, что митрополит Афанасий весьма не одобряет учение протестантов, их непримиримых врагов. Прошло пять месяцев, а Кирилл не возвращался из ссылки; тогда, 5 марта 1634 г. митрополита Афанасия избрали действительным патриархом. За утверждение его в этом сане султану уплатили 180 000 руб. При избрании митрополита Афанасия патриархом имелось в виду, что ходатайство его в таком сане перед султаном о возвращении Кирилла будет иметь больше значения. Возведение митрополита Афанасия на патриарший престол состоялось 25 марта, в день Благовещения.
Вскоре после этого события возвратился Кирилл. Он остался недоволен всем тем, что произошло здесь в его отсутствие. Хотя патриарх Афанасий и уступил ему добровольно престол, но по настоянию недругов он все- таки был обвинен в том, что слишком много было уплачено церковных денег за его поставление. Протестанты хотели этим обвинением опорочить патриарха Афанасия в глазах Константинопольской паствы, у которой он за короткое время приобрел любовь и уважение.
Когда состоялся над патриархом Афанасием суд, вины за ним не нашли: хотя расход на поставление был немалым, но обойтись без него никак было нельзя, другим патриархам за свое поставление приходилось платить даже значительно больше, но цель была достигнута.
Обесчещенный и оскорбленный таким обвинением святитель удалился на св. гору Афон, где отдался молитвенным подвигам и положил основание обители, которая ныне зовется русским Свято-Андреевским Скитом. Через год, когда патриарх Афанасий был в Италии, римский папа, зная о его душевном смятении, предложил было ему перейти в католичество, обещая за то почетное место между католическими архиереями, но святитель с негодованием отверг его предложение.
В 1638 г. святителя Афанасия снова хотели возвести на патриарший Константинопольский престол, но этому помешали иезуиты. Они поставили на патриаршество вышеупомянутого паписта Кирилла Веррийского, а чтобы успокоить православных, заверили их, что патриарху Афанасию будет предоставлено место после Кирилла (так как они не надеялись, что он долго пробудет патриархом), а до того времени вновь предложили патриарху Афанасию занять Фессалоникийскую митрополию с правом управлять ею и служить там по чину и обычаю патриаршему.
Фессалоникийская митрополия в это время оказалась еще в большем разорении. Не было ни сосудов церковных, ни одеяний, в чем можно было бы служить патриарху. Патриарх Афанасий несколько раз писал в Москву к царю Михаилу Федоровичу, прося его помочь Солун- ской митрополии, «погибающей, как корабль в пучине», но помощь оттуда присылалась небольшая, особенно по сравнению с нуждой, а между тем новый Константинопольский патриарх Парфений грозно предупредил святителя, что он лишит его даже патриаршего сана, если он не будет доставлять требуемого количества средств на содержание его, Цареградского патриарха. Дело дошло до того, что через четыре года служения патриарха Афанасия в Солуни, его посадили в тюрьму. «Беды, мучения и темничное сидение, какие ему пришлось там перенести, невозможно и описать»,- говорит молдавский господарь Василий Лупул. Чтобы достать средства на уплату долгов, святитель решил лично поехать в Москву к царю Михаилу Федоровичу и просить его о помощи. После страданий в тюрьме и трудных переездов через Балканские горы, приключилась в Молдавской земле болезнь патриарху, и он должен был здесь остановиться. Больной святитель прожил в Молдавии девять лет, не переставая заботиться о своей митрополии и отдавая свои надорванные силы на благоустроение молдавской церкви и просвещение в Молдавии юношей светом Христова учения.
В 1652 году святителя Афанасия во второй раз возвели на патриарший Константинопольский престол. В это время турки вели разорительную для себя войну из-за родины патриарха Афанасия о. Крита; цареградская паства была в большом страхе и печали: турками были убиты три ее патриарха; все церковные дела были в запустении; в патриаршей казне денег не было; враги нового патриарха протестанты стали распускать слухи, что он весьма благосклонен к папистам; многие католики и даже некоторые из православных были в этом уверены. Чтобы успокоить свою православную паству, в 1652 г., в день первоверховных Апостолов Петра и Павла святитель Афанасий в своей патриаршей церкви сказал такую проповедь: «На сем камени, а не Петре, как говорят некоторые (католики), Я созижду церковь Свою,- говорит Христос,- на исповедании Петра, которое таково: Ты еси сын Божий - на нем же, сказал Он,- Я и созижду церковь Свою. - Петр не есть скала, скала - Христос, как об этом говорит ап. Павел: Скалою же бе Христос. Мы не Петрослу- жители, а Христослужители. И дам тебе ключи царствия небесного... Это он сказал о будущем, что и исполнил в день Пятидесятницы, послав Духа Святаго, не так, что одному более, а другому менее, но всем в равной степени; не Петру одному, или ему более,- никак,- но всем равно, и Петр ничего не имел большего или меньшего по сравнению с другими, но все были равны».
Все, присутствовавшие в церкви, уразумели из сей проповеди, что патриарх Афанасий неустрашимый и непоколебимый исповедник веры православной. Для Рима и католиков это было тяжелым ударом и посрамлением. Чтобы отомстить верному стражу Восточной Христовой Церкви, они распространили в Царь-Граде слух, что патриарх в своей проповеди защищал папу, а иезуиты так хитро все это дело обставили, что истина открылась спустя двести слишком лет. Вместе с тем они посоветовали туркам потребовать добавления с православного патриарха за его поставление. «И в немногих днях»,- говорит патриарх Афанасий,- «стали на меня агаряне править не малые подати султановы, на визиря и другие почести; все, что я имел имения своего, роздал басурманам, и еще занял с великим ростом, и, видя их ненасытность, призвал к себе архиерев и клириков и вельмож, православных христиан, и патриаршеский свой престол волею своею отдал». Святитель добровольно отрекся от Вселенского своего престола, сознавая, что силы его окончательно слабеют и он не в состоянии уже править вселенскою паствою.
Душевные и телесные страдания настолько надорвали здоровье святителя, что он желал теперь только одного, «в покое провести остаток дней своих». Вскоре после отречения он отбыл в Молдавию, где он в первое пребывание начал строить Никольский монастырь в г. Галаце, надеясь найти там желанный покой. Но Господу угодно было иначе направить земной путь святителя.
В то время образовался из балканских народов: сербов, молдаван, влахов, греков и др., союз, с целью изгнать из Царь-Г рада турок и таким путем навсегда освободить Христову Церковь от их ига. К этому союзу примкнули и малороссы. Союз поручил патриарху Афанасию поехать в Москву и убедить русского Царя Алексея Михайловича встать во главе всего дела и за это владеть Царь-Градом и всей Грецией. Прозревая всем деле предуказание Промысла Божия, святитель охотно согласился на предложение союза и поехал в Москву.
Тяжел был путь, но Господь хранил силы избранника своего. Пять месяцев длилось путешествие до Моек- вы, из которых самыми опасными были март и февраль, когда в Малороссии наступает весна, все дороги испорчены, кроме того, в то время Богдан Хмельницкий вел войну с поляками. 16 апреля 1653 г., в субботу на Пасхе, патриарх Афанасий благополучно прибыл в Москву. Его приняли здесь с подобающей честью, и он прожил в Москве до 14 декабря того же года. Святитель достойно и со всем усердием исполнил взятое им на себя поручение. «Сам Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь, всехвальный святитель вселенский Григорий Богослов»,- убеждал патриарх Афанасий Царя Алексея Михайловича, - «помогут тебе овладеть Царь-Градом. Город сей - слава мирская, похвала вселенной, царям держава, середина земли, земной рай, сад вселенной, небо украшено, пища человеческая всем прибегающим между востоком и западом, а восток там отстоит от запада всего на версту. Град сей создал первый царь благочестивый, святой равноапостольный Константин, он нарицается новым Римом. Гам должно быть главе церковной, там должно быть и соборам вселенским, и великому Царю Самодержцу и Августу. Ваше державное Царствие освободит Св. Животворящий Гроб Господень, Богоходимую гору Синай, св. гору Афон: и откроется тогда прехваль- ная гора София. Поражается ум человеческий красоте и величию ея. И будет в ней проповедываться благочестие, и прославится Св. Троица, и воздвигнется на ней святый Животворящий Крест Господень. Здесь ты нари- цаешея Царем и Самодержавием Московским и всея России, а овладевши Царь-Градом, ты будешь Монархом всей вселенной, и поклонятся тебе короли всего мира. Ныне самое приятное время идти на освобождение Царь- Града. Не опасайся, мужайся и крепись: помощницы твои непобедимы суть».
Никто, кроме господаря Молдавии Василия Лупула и гетмана Малороссии Богдана Хмельницкого, не знал, что в Москву прибыл к Царю ходатай и печальник за восточную страждущую Христову Церковь. Москвичи приняли святителя, как просителя милостыни на ее нужды. Его щедро одаривали на приемах, богато благодарили за служение, а когда он объявил, что строит в г. Галаце монастырь, и у него нет средств докончить его, по особым челобитным святителя, ему пожертвовали на это дело много денег, и материалов, и священных предметов.
За то знатный нищий воздал Москве от богатев ума и сердца своего: он указал Москве пути к свету и знанию, сам принял участие в благоустроении русского богослужения церковного и помог Царской Семье в огорчении ее силою молитвы своей о даровании Наследника престолу.
Убеждения святителя имели надлежащее воздействие, но завершению дела, на которое звал и благословил Русского Царя святитель, помешала война, начавшаяся в это время между Россией и Польшей из-за Малороссии.
На возвратном пути патриарх Афанасий временно остановился в Лубнах, главном городе левобережной Украины. Когда он подъезжал к Лубенскому монастырю (февраль 1654 г.), игумен о. Петроний с братиею по чину, в священных ризах, его встретили. Когда о. игумен подошел к нему под благословение, Святейший патриарх изрек ему: «Желает душа моя в сем монастыре грешное мое тело погребсти». Предречение святителя о своей кончине исполнилось через месяц его пребывания в монастыре. От тяжелого дорожного пути растревожились раны, полученные патриархом еще в Фессалоникийской тюрьме, тело его опухло и он скончался 5 апреля, в среду, на Фоминой неделе «яко мученик, яко святитель, преподавая благословение всем христианам, коих за жизнь еще свою благословлял». Игумен, братия монастыря и свита патриарха погребли его в храме Преображения Господня под амвоном, перед царскими вратами, в сидячем положении, как принято погребать восточных патриархов. На него было надето все архиерейское облачение, а в руку вложен посох; его посадили в кресла, и с креслами сидячего вложили в каменную гробницу. На гробнице, присутствовавшие при погребении сделали такую надпись: «Сын! Если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклона: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей - Христом». И устами надписателей говорила сама истина: доброта, милосердие, благодеяния и благотворения, снисходительность к немощам и недостаткам человеческим,- как говорят записи современников,- были в очах святителя теми высокими добродетелями, которые он одобрял в других людях, неизменно проявлял и сам в счастливые и печальные дни своей земной жизни.
Почившего святителя Господь благоволил прославить нетлением и чудесами. В 1662 г. Газский митрополит Паисий Лигарид, проезжая через г. Лубны, просил показать ему гробницу святителя. Нетленные останки его были изнесены из под спуда... «Когда с благословения Киевского митрополита открыли гробницу, наполнилась церковь благовония, и обрели Святейшего патриарха тело цело, только у правой руки, которой он держал посох, пальцев двух или трех нет. Священная одежда, что была на святителе, с гела его спала и истлела, на чем сидел он кресла сгнили, целыми обрели только палицу да посох». На мощи Святейшего патриарха надели новые ризы и положили в церкви Преображения Господня снаружи. В ознаменование чудес, бывших до открытия честных мощей и при открытии их, на новой гробнице тогда же была сделана такая надпись:
Всемогущий и Непостижимый Бог почивающаго Cвятейшаго патриарха Константинопольского АФАНАСИЯ Прославнтн благоволил чудотвореными плотню неистленна и благодати преисполнена во дни Благочестивейшаго Государя, Царя, Великаго Князя Алексия Михайловича.
1662 года, Февраля 1

С тех пор, нетленные мощи Святейшего Константинопольского патриарха Афанасия стали предметом почитания и поклонения верующих всей православной Руси. Драгоценное сокровище, вынутое из-под спуда, неистлевшее под землею оказалось вместе с тем целебным источником для всех страждущих. Милосердый и любвеобильный при жизни своей святитель не оставляет своею помощью вселенскую паству и по смерти своей. Являясь многим в видениях, он благословляет, наставляет и врачует верных сынов Христовой церкви, с нелицемерною и усердною молитвою к нему притекающих.
Вот что пишет бывший игумен Лубенского монастыря, ныне прославленный святитель Белгородский
Иоасаф, о своем видении и беседе во время сего видения со святителем Афанасием: 1740 г. октября 26 я видел такой сон: виделся святитель Христов Афанасий ходящим близ своей раки в полном облачении, которого я провожал под руку. После этого он снова возлег в свою раку, а я, грешный, оправлял его в ней и начал говорить такие слова: Святейший патриарх, желаю я вашему святейшеству день празднственный уставить и подал об этом прошение преосвященному Рафаилу (что, действительно, так и было). На это Святейший вопросил: «А что же?». Я ответил ему, что преосвященный сказал, что нельзя этого сделать, потому что об этом надо писать в Синод, и надо показать его чудеса. Тогда святитель сказал: «О, да, бывают здесь из Москвы...». Я снова стал ему говорить: «Святейший патриарх, накажи меня при жизни моей за грехи мои». А он говорит: «Ведь я уже наказал; разве еще наказать? Добре, добре». Потом положил на грешной моей голове руки и сказал: «Да благословит тя Господь от Сиона, живый во Иерусалиме...», на чем я и проснулся. 1741 г., марта 1 дня, когда я немного днем заснул, виделось мне, что в церкви св. Софии Киевской я служу панихиду с преосвященным Рафаилом. Когда я совершал каждение церкви, при каждении горняго места, с правой стороны снова явился святитель Афанасий, иже в Мгаре, в своей раке, святые мощи коего я с ужасом великим покидал; он же простер свою руку, взял меня за руку крепко, я же начал вопиять: «Святейший патриарх, моли Бога о мне грешном, да не отвержет меня Господь!». А он сказал: «Отвержет, отвержет», и присовокупил такие слова: «яко же любит мя Отец, тако любит тя Сын...». Вместе с этим я проснулся.
Через три года после описанных видений святителя Иоасафа в летописи Лубенского монастыря описано та-
кое чудесное событие при мощах святителя Афанасия. «В 1745 году 14 марта, в четверг третьей недели великого поста»,- говорит лицо, испытавшее на себе силу благодатной помощи святителя Афанасия, - «с раннего утра у меня разболелась голова, чувствовалось большое недомогание во всем теле, и клонило ко сну. Я лег и заснул. Во сне мне представилось, что я стою в большой благоукрашенной церкви и слушаю пение. Вдруг чудится мне, что церковь рушится и погребает меня под своими развалинами. От испуга я закричал нечеловеческим голосом и проснулся. Оправившись, я хотел заговорить с окружающими, но язык отказался мне повиноваться, и я не мог произнести ни слова. Так прошло часа три, после чего ко мне снова вернулся дар слова, и я говорил до самого вечера. К вечеру я окончательно успокоился, предполагая, что болезнь моя окончательно проходит, и довольный ее исходом, я на ночь крепко заснул. Моя радость была преждевременной. Когда я рано в пятницу проснулся, оказалось, что болезнь моя не только не прошла, а значительно усилилась: я окончательно лишился дара слова и не мог произнести ни звука. В субботу с утра начали меня лечить: пустили кровь, дали капель для питья и полосканье для горла. Капли я пил, гортань полоскал, но облегченья никакого не чувствовал, а, помимо того, у меня усилились и головные боли».
«Видя бесполезность лечения и замечая, что боли усиливаются, я оставил свои лекарства, и решил помолиться у раки святителя Божия Афанасия, уповая при ней несумнительно получить исцеление своему языку. О своем намерении на бумаге я сообщил своим товарищам. Они меня одобрили, и стали торопить исполнить обет, вызвавшись проводить меня до монастыря. С таким намерением я заснул в ночь с субботы на воскресе-
нье. И вот видится мне сон: подходит ко мне в светлой одежде старец, в руке у него чудный цветок с красными ягодами; он дает мне этот цветок и говорит: «Прими сей от руки моей цвет и сохрани у себя, имаши бо сего дне, после отправления божественной литургии снести его».
«Пробудившись от сна, я собрал свое лекарство, повыбрасывал на двор и стал собираться в Лубенский монастырь на поклонение угоднику Божию, святителю Христову Афанасию. От одного этого намерения прекратились мои головные боли. Но намерениям моим не суждено было осуществиться тотчас. Главный писарь нашего Лубенского полка Афанасий Шкляревич приказал, чтобы я в тот день никуда не отлучался, а дожидался аптекаря Петра Нейдгарда. Он должен был придти и пустить мне кровь из под языка. Приказ меня весьма огорчил, и с возобновившимися головными болями я стал дожидаться прихода аптекаря. Аптекарь не приходил долго, а боли мои все усиливались. Тогда я решил ослушаться командира, и тайно ушел в монастырь, где меня ждали уже мои товарищи. И в оном монастыре, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, на божественной литургии, пред мощами Угодника Божия, святителя Христова Афанасия и пред иконою Пресвятой Богородицы я со всяким усердием поклонялся, лобызал их и прилежно просил разрешения языку моему. И по отпуске божественной литургии пошел я в єдину келию и тогда, погодя с полчаса или немного меньше, помощию Угодника Божия, святителя Христова Афанасия, стал говорить. Это мое исцеление от немоты, как я, так и все присутствовавшие признали за знатнейшее чудо. Я же воздав Угоднику Божию, святителю Христову Афанасию, похвальное благодарение, прошу, да будет о сем всем известно.- Копиист полковой Лубенской канцеля-
рии, сын казака глинской сотни, жителя г. Глинска Стефана Галичина, Гаврило Галичин».
25 мая 1813 г. при мощах святителя Афанасия получила исцеление прибывшая из Москвы княгиня Волконская. Она была убеждена приехать в Лубны троекратным повелением, слышанным ею во сне, и видением обители, стоящей на горе, в коей она видела сидящего святителя. Родственники ее, Васильчиковы и Татищевы, рассказали ей о святителе Афанасии, почивающем в таком положении в Лубенской обители. Княгиня поспешила в Лубны. В церковь она была принесена на ковре и положена при мощах святителя. Так она прослушала литургию и молебен и была отнесена в гостиницу. В тот же вечер, как только она услышала благовест к вечерне, она сама поднялась со своего одра и, к всеобщему изумлению всех богомольцев, сама пришла в церковь. О троекратном видении святителя и призыве его, она сама рассказала игумену Самуилу и прочей братии.
В следующем году было такое исцеление при раке святителя Афанасия. Человек, предававшийся от юности всем своим страстям и уже почти дошедший до умственного помешательства, почувствовал наконец нужду в покаянии и решился идти на богомолье в Киев. По дороге зашел он с братом своим в Лубны, и там во время литургии, которой прежде не мог слушать по душевному расстройству, обратился молитвенно к святителю Афанасию, и внезапно исцелилась его душевная болезнь. Припавши к мощам святителя, он целовал их со слезами раскаяния, и в ту минуту ему представилось, что сам святитель, как бы живой пред ним сидит, и лицо его, как лицо Ангела Божия.
9 годах минувшего столетия в г. Анане, в семье коменданта крепости гвардии полковника
Ивана Матвеевича Аргамакова и жены его Олимпиады Алексеевны Ольшевской, явлением святителя Афанасия был исцелен малолетний сын ее Аркадий. Ребенку шел шестой год и он заболел тяжкой формой изнурительной лихорадки. Лечили его лучшие доктора, обращались к местным уроженцам, пользовавшим травами, выписывали специалистов профессоров по детским болезням, - все напрасно, дни малютки были сочтены. И вот мать, двое суток простоявшая у постели умирающего единственного сына, в страшной скорби и отчаянии вдруг вспомнила о святителе Афанасии Лубенском. Бросилась она на колени и в горячей молитве к святителю просила об исцелении болящего Аркадия. Внезапно она увидела святителя и услышала его голос: «Сын твой будет здоров, и следа болезни не останется». Действительно, к утру ребенок уснул, и силы его стали восстанавливаться с каждым днем. Лихорадкой он потом, во всю жизнь свою, никогда не болел. Впоследствии, состоя в военной службе в чине полковника, Аркадий Иванович Аргамаков всегда имел при себе образ святителя Афанасия, совершил так же поездку в Лубны на поклонение облагодетельствовавшему его святителю.
Много и других чудес совершилось при честных мощах святителя Христова Афанасия, о которых здесь не упомянуто. Но и приведенных достаточно для того, чтобы видеть, как прославляет Господь избранных своих и как любвеобильный «Пастырь апостольского трона» и по смерти своей милосердствует чадам церкви Христовой, с чистою и нелицемерною верою припадающим к целебным его мощам.
В 60-х гг. 19 века было составлено житие святителя Афанасия с описанием чудес, совершившихся при его
мощах. В 1901 г., при епископе Полтавском Иоанне, в Синодальной типографии была отпечатана «Служба, иже во святых отцу нашему Афанасию, Патриарху Константинопольскому, Лубенскому чудотворцу».
В 1936 г., когда безбожными властями производилось вскрытие святых мощей, в тогдашнюю столицу Украины г. Харьков были привезены в числе других и святые мощи святителя Афанасия. Из опасения осложнения международных отношений, т.к. святитель Афанасий по происхождению был грек и по уникальности его святых мощей власти не решились их уничтожить. Таким образом, благодаря Всепромыслительной Воле Божией, святые мощи святителя Афанасия сохранились невредимыми в Харьковском городском историческом музее.
Во время Великой Отечественной войны в 1943 г. был вновь открыт Харьковский Благовещенский кафедральный собор, куда были перенесены святые мощи святителя Афанасия и святителя Мелетия архиепископа Харьковского (память 12/25 февраля). С тех пор и по настоящее время святые мощи святителя Афанасия открыто почивают в особо устроенной раке в правом приделе собора, где еженедельно, по четвергам, совершается особое вечернее богослужение с чтением акафиста святителю Афанасию нараспев.
Мы твердо верим, что по молитвам святителя Афанасия и святителя Мелетия Всемилостивый Господь сохраняет град наш Харьков и весь народ земли Слобожанской от всяких бед и напастей. Особое Божие благоволение, верим, по молитвам святых угодников земли нашей, проявилось 2 июня 1997 года, когда чья-то злочестивая рука учинила пожар на колокольне собора с расчетом что огненная стихия уничтожит весь собор. Но десница Божия,
на глазах у всего народа, отвела объятый пламенем падающий верхний ярус колокольни в сторону от собора. Таким образом был сохранен Свято-Благовещенский кафедральный собор и мощи святых угодников в нем почивающие.
Слава Всемилостивому Господу и благодарение Его святым угодникам за проявленную неизреченную милость к нам и нашей благодатной святыне.
Святителю отче Афанасие, моли Бога о нас!

----------------
По материалам издания «Житие и Акафист Святителю Афанасию патриарху Константинопольском, Лубенскому чудотворцу» - Издательство Харьковского Епархиального Управления УПЦ, г. Харьков 2006

Святитель Афанасий , в миру Алексий, родился в 1560 (1597) году в городе Ретимне на о.Крит, в семье благочестивого грека Пателария. Пателарии отличались незаурядными умственными дарованиями. Отец Григорий Пателарий был выдающимся ученым, философом и публицистом.

До 26 лет Алексий жил на Крите и образование получил в знаменитом Аркадийском монастыре, который давал своим ученикам разносторонние познания и твердое православное воспита­ние, что было особенно важным, так как Критом владели в то время венецианцы-католики.

Он изучил риторику, грамматику и пиитику, математику и астрономию, музыку и литературу, богословские науки, превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянским языками и удивлял современников своими познаниями и обширными знаниями.

Но несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили Алексия - его влекла жизнь христианских подвижников. И после смерти отца он постригся в рясофор с именем Анания в одном из солунских монастырей, откуда позже ушел в монастырь Есфигмен на Афоне, где нес послу­шание в трапезной.

С Афона он предпринял путешествие в палестинские обители и в одной из них принял иноческое пострижение с именем Афанасий. По возвра­щении в Солунь он был поставлен во пресвитера и распространял Христово учение среди валахов и молдаван, для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык.

Вскоре святой Афанасий стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых.

В 1626 году святой Афанасий был назначен учителем в Валахию. Ему было пору­чено перевести с еврейского на новогреческий язык Псалтирь. Псалтирь в его переводе впоследствии хранилась в обители во имя святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмосе, а списки с нее - в разных монастырях Святой горы Афон.

Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божьего благословения на пастырские труды. Святость его жизни привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры.

Своими трудами в славянских землях и духовными дарованиями св. Афанасий при­влек благосклонное внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I Лукариса (был патриархом с перерывами с 1621 по 1638 гг.), который, призвав святого подвижника в Константинополь, назначил проповедником при своей кафедре. В 1631 году святой Афанасий был хиротонисан во епископа и назначен на одну из главных митрополий Константинопольского Патриархата - Фессалоникийскую (Солунскую).

В это время Патриарх Кирилл I (Лукарис) был оклеветан перед султаном и заточен на острове Тенедос, а святитель Афанасий избран на патриарший престол 25 марта 1634 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Находясь на первосвятительской кафедре, патриарх Афанасий вёл неустанную борьбу за Православие против еретиков, иезуитов и мусульман. Пробыв на патриаршем престоле около 40 дней, происками врагов Православия он был низведён, а на кафедру возвращен Кирилл I (Лукарис).

Святитель отправился на Афон, где некоторое время подви­зался в уединении. Там он устроил себе небольшую келлию (ныне на том месте русский Свято-Андреевский скит). Более года он прожил на Афоне, совершенству­ясь в подвигах поста и молитвы. Святитель Афанасий затем жил один год в Италии, где папа предложил ему католичество, обещая возвести в кардинальское достоин­ство, но святитель Афанасий остался верен святому Православию.

Затем святитель Афанасий в 1635 году вторично был возведён на патриаршество, но через год был низложен и сослан в ссылку на остров Родос. После возвращения с 1638 года вновь управлял Солунской кафедрой, не прерывая связи с Афоном. В то время Солунская митрополия, как и вся Константинопольская Церковь, терпела притеснения со стороны турок и была крайне разорена.

В храмах не хватало бого­служебных книг, церковной утвари и облачений. Святителю Афанасию дважды приходилось посылать (с 1633 по 1643 гг.) прошения русскому царю Михаилу Феодоровичу (1613-1645) о даровании милостыни бедствующей Константинопольской Церкви, в первый раз он просил помощи на уплату долгов, оставшихся от его предшественника; во второй раз - «на выкуп заложенной в долг ризницы его митрополии и церковных сосудов». Позднее святитель Афанасий неоднократно обращался за помощью к русскому государю, а затем и сам совершал поездки в Россию.

Когда пребывание в Солуни стало для святителя невозможным, он в 1643 году вынужден был уехать в Молдавию под защиту господаря Василия Лукула и поселиться там в обители святителя Николая, близ Галаца. В Молдавии он неожиданно заболел и прожил до 1651 года. Но здесь он постоянно обращал свой взор к Афонской Горе, часто посещал её и надеялся там окончить свою жизнь. Однако промысел Божий судил иначе.

В начале 1651 года святитель Афанасий вернулся в Константинополь и 25 мая был вновь поставлен патриархом, однако пробыл на кафедре только 40 дней.

В 1652 году святитель Афанасий вновь был возведён на Вселенскую кафедру, но пробыл на ней всего 15 дней, так как мусульманам и католикам не нравился этот проповедник православной Христовой веры.

Во время своего последнего патриаршего служения он произнёс проповедь, в которой обличил папские притязания на главенство во Вселенской Церкви и мнимое апостольское преемство. Преследуемый мусульманами и иезуитами, физиче­ски ослабевший, он передал управление Константинопольской Церковью митро­политу Лаврийскому Паисию.

5 июля того же года перед Собором архиереев, клириков и мирян он добровольно отрёкся от патриаршего престола. В особой грамоте он объяснял свой поступок так: «Не будучи в силах служить (патриаршего престола города Константинополя) защитою, принять на себя и нести обычные царственные обязанности, разные дела и труды патриаршего служения, удалились мы из патриархии по собственному желанию и доброй воле и творим отречение от патриаршего сего престола…»

В начале 1653 года святитель Афанасий вернулся в Молдавию, где получил от господаря в управление монастырь святителя Николая в городе Галаце. Зная глубокую веру и отзывчивость русского народа, святитель Афанасий предпринял путешествие в Россию.

В апреле 1653 года он был с большими почестями встречен в Москве патриархом Никоном (1652-1658) и царем Алексеем Михайловичем. Во время пребывания в Москве святитель Афанасий совершал богослужения в монастырях и храмах сто­лицы. В июне он совершил паломничество в Троице-Сергиеву лавру.

Святитель Афанасий неоднократно встречался с патриархом Никоном, который произвёл на него очень благоприятное впечатление. Святитель с большим сочувствием отнёсся к предложенному патриархом Никоном делу об исправлении бого­служебных книг по образцу греческих. По просьбе патриарха Никона, желавшего видеть отличие в чине архиерейского совершения Божественной литургии на Востоке и на Руси, он написал особое сочинение - «Чин архиерейского служения литургии на Востоке».

В декабре 1653 года святитель Афанасий отправился в обратный путь - в молдав­ский монастырь во имя святителя и чудотворца Николая близ г. Галаца. Этот мона­стырь ещё ранее был дан ему в управление Молдаво-Валахским господарем Васи­лием Лукулой (1634-1654). Русские царь и патриарх щедро одарили святителя милостыней на его монастырь и другие нужды, а также преподнесли ему ценные подарки, ткани для облачения, церковные сосуды, кубки, меха и т. д. По дороге святитель Афанасий заболел.

В феврале 1654 года он прибыл в Преображенский Мгарский монастырь в г. Лубны и остановился там, вероятно, в ожидании весны и выздоровления. Однако болезнь обострилась и 5/18 апреля (в среду на Фоминой неделе), святитель Афанасий скончал­ся. Он был погребен игуменом Петронием по обычаю восточных патриархов: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу (склеп) под амвоном в монастырском Преображенском храме Лубенской обители.

По особому откровению и указанию Божию, мощи святителя Афанасия были обретены нетленными через 8 лет. Игуменом Лубенского монастыря Виктором донесено было об обретении мощей св. Афанасия Митрополиту Иосифу Тукальскому, который в качестве Экзарха Константинопольской Патриархии управлял Киевской и другими украинскими епархиями.

В 1662 году Газский митрополит Паисий Лигарид, проезжая через Лубны, просил показать ему гробницу святителя. «А как де гробницу раскрыли, и из гробницы наполнилось благовония, и обрели святейшего патриарха тело цело, лишь де у правой руки, как держал посох, пальцев двух или трех не было». Одежда почти вся и кресло сгнили, палица же и посох были целы.

По распоряжению Митрополита Иосифа мощи святителя Афанасия в сидящем положении торжественно были изнесены из-под спуда и установлены с правой стороны собора. Таким образом, обретение честных мощей произошло 1 февраля 1662 года, и святитель Афанасий был прославлен в лике святых и установлено память его совершать 2/15 мая — в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого.

Тело святителя было облачено в новые ризы и открыто для всеобщего поклонения. От святых мощей святителя Афанасия многие болящие получили исцеления. Нео­бычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием Сидящим .

В 60-х годах XIX века было составлено житие святителя Афанасия с описанием чудес, совершившихся при его мощах. В 1901 году, при епископе Полтавском Иоанне, в Синодальной типографии была отпечатана «Служба, иже во святых отцу нашему Афанасию, патриарху Константинопольскому, Лубенскому чудотворцу».

И в настоящее время мощи святителя Афанасия открыто почивают в особо устроенной раке в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе в правом приделе и составляют величайшую святыню Богоспасаемого града Харькова и всей необъятной России.

Молитва

Великий и дивный святителю Христов Афанасие Богомудре, светильниче Церкве вселенския, Лубенский и всея России чудотворче и покровителю! Ты, от юности вся житейская оставль, к Богу любовию и духовным благоразумием наставляемь, увещевал еси вся человеки, глаголя: что нам богатство, что нам злато, слава и могутство? - дымове, расходящийся по воздуху: вся та исчезнут, вся та понесет ветр! Многорачительно же в будущем веце да будет нам богатство. Тако поучая, сам щедр, благосерд, кроток, смирен и всем благоприступен был еси. Темже и во успении твоем Всеблагий Господь тмочисленными чудесы озари и прослави нетленныя мощи твоя. Имея убо ко Господу дерзновение, заступи и спаси твоим ходатайством всю хранимую тобою землю нашу и град сей, в немже святыми мощами твоими почивати благоизволил еси. Моли Христа Бога, да отпустятся всем нам согрешения наша вольная и невольная, да избавимся от всех враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей и всяких недугов. Моли, да милостив будет всем нам Господь, и зде, и в будущем веце, и преставлыпияся от нас отцы и братию, матери и сестры и чада наша, в лики святых вчинив, в месте светле упокоит, да, предстояще и поклоняющеся раце мощей твоих, имамы тя неусыпающаго молитвенника и предстателя о нас ко Господу и благодарно с любовию величаем прославлыпаго и послушающаго тя, в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Вконтакте



Вверх