Отношения природы и человека в литературе. Тема человека и природы в произведениях со­временных писателей. Мужское и женское начало в натурфилософской прозе

Методика РЯ как наука. Предмет, цель, задачи и структура курса МРЯ. Методическое наследство(история развития РЯ).

МПРЯ- педагогическая наука. Она объединяет в себе несколько направлений: методика начального обучения РЯ; методика преподавания РЯ как неродного(иностранного) языка; МПРЯ как родного в средней школе.

Предметом МПРЯ является процесс обучения русскому языку.

Методика как наука имеет задачи:

1. Определение целей и задач обучения РЯ(культура речи, правописание, стр-ра языка).

2. Установление объема и содержания обучения РЯ.

3. Разработка принципов, методов и приемов обучения РЯ.

4. Определение методов контроля и критериев оценки, знаний и умений учащихся по РЯ.

Общие вопросы преподавания РЯ в школе;

Методика преподавания отдельных разделов школьного курса РЯ;

Углубленное изучение РЯ в школе(факультативы, внеклассная работа и пр.).

Методическая работа учителей-словесников в школе;

Основными источниками развития МРЯ являются:

а) методическое наследство;

б) опыт преподавания РЯ;

Чтобы они приобрели научную практическую ценность, их необходимо исследовать, т.е.обобщить лучшее и использовать в работе. Для этого в методике РЯ сущ-т определенные методы исследования:

1) изучение и анализ научно-методической лит-ры;

2) изучение, анализ и обобщение опыта учителя или коллектива учителей;

3) наблюдение;

4) индивидуальные беседы с учащимися или учителями;

5) анкетирование;

6) статистический метод(динамика развития);

7) эксперимент;

Возникновение МПРЯ как науки связывают с появлением книги Ф.М.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). Также в 19в.в этом направлении работали В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Чернышевский, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.

МРЯ формировалась в борьбе за демократизацию школы.

Конец 19-нач.20вв.-период расцвета МРЯ. Работали: В.Я.Стоюнин, Н.Ф.Бунаков и др.

20в.-характеризуется научно-лингвистической направленностью МРЯ (Ф.Ф.Фортунатов, Л.В.Щерба, Л.В.Текучев и др.).

Создавались программы, учебники, учебные пособия. Для настоящего периода характерна общая гуманистическая направленность, разнообразие программ, расширение циклов языковых предметов (Баранов М.Т., В.В. Бабайцева).

Русский язык как учебный предмет в школе. Особенности межпредметного взаимодействия РЯ и других дисциплин.

Учебный предмет в школе - приспособленная к изучению научная дисциплина. Основой РЯ как школьного предмета является наука о РЯ. РЯ как школьный предмет занимает одно из первых мест среди других учебных дисциплин.



Это обусловлено его особенностями:

а) объектом изучения является сам язык, которым ученик пользуется при изучении всех других предметов;

б) наблюдается тесная связь содержания предмета с мышлением;

в) РЯ как школьный предмет имеет большие воспитательные возможности.

Научить РЯ – это значит обеспечить формирование компетенции следующих типов:

Языковая (владение системой языка);

Лингвистическая (должны сформировать взгляд на язык, как на объект научного исследования);

Правописная (знание орфографических и пунктуационных понятий; овладение системой правописных умений и навыков);

Коммуникативная (владение всеми видами речевой деятельности: чтение, слушание, письмо, говорение и т.п.).

Цели обучения РЯ: специальные ( познавательные, практические); общепредметные ( развивающие, воспитательные).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ:

1.Познавательные: 1) формирование у учащихся лингвистического мировоззрения на язык; 2) вооружение учащихся основами знаний о языке и речи; 3) эстетическое воспитание детей средствами РЯ как учебного предмета;

2.Практические: 1) формирование учебно-языковых умений (опознавать по изученным признакам языковые единицы, группировать их, давать их анализ); 2) формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; 3) вооружение учащихся нормами литературного языка; 4) формирование умения связно излагать свои мысли;

ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ:



1.Развивающие: 1) развитие логического мышления учащихся; 2) обучение основным принципам мыслительной деятельности: обобщения, систематизация, сравнение, конкретизация и пр. 3) совершенствование умения читать и аудировать; 4) развитие языкового чутья; 5) обучение умению пользоваться справочной лит-рой;

2.Воспитательные: формирование общечеловеческих, духовных и нравственных ценностей.

РЯ связан с историей, математикой, физикой, биологией и др. Связи РЯ с этими предметами носят генетический характер. Эти предметы помогают объяснить происхождение или существование различных фактов СРЯ. Между русским и иностранным языками как школьными предметами устанавливаются связи сопоставительного характера. Специфика таких связей заключается в том, что они помогают глубже понять сущность изучаемых явлений родного языка.

Функциональный характер носят связи РЯ с лит-рой и другими предметами, которые оперируют теме предмета. Эти связи показывают для чего существует язык и как используются в речи изучаемые языковые явления.

Лекция 1. Русский язык как предмет обучения

1. Образовательно-познавательное, воспитательное и практическое значение русского языка как учебного предмета в системе общего образования.
Цели и задачи обучения русскому языку.

В разные периоды развития отечественной школы ставились разные цели обучения русскому языку - узкие или широкие. Был период, когда русский язык вообще не изучался (1923-1927), но цели работы по языку формулировались. Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом ; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Познавательные цели:

Формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

Вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

Эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

Практические цели:

Обучение языку формирует философское мировоззрение школьников, включает их в социальную жизнь, дает им самое совершенное средство познавательной деятельности . Изучение языка развивает интеллект, оно должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам, по возможности - ранним, по преимуществу - практическим, направленным на овладение речевыми умениями: восприятием речи (устной и письменной), говорением и письмом - устным и письменным выражением мысли.

С точки зрения психологии овладение языком - это одна из граней формирования личности. Она изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи (говорения, т. е. выражения мысли, и аудирования, т. е. восприятия чужой мысли).

Знание о месте русского языка среди других языков и о его функциях сложится у учащихся из следующих сведений: русский язык - один из двух с половиной тысяч языков мира; русский язык - один из славянских языков мира и один из славянских языков нашей Родины; русский язык в современном мире выполняет три функции: язык русского народа, государственный язык РФ, используемый как средство межнационального общения народов, населяющих Россию, и один из семи официальных рабочих языков ООН. Знания об этом имеют огромное значение не только для формирования лингвистического мировоззрения , но и для воспитания у учащихся, во-первых, уважения к другим языкам и народам – носителям этих языков; во-вторых, представления о равенстве всех языков при известном различии в уровне развития.

Связь с литературой заключается в развитии способности у учащихся формулировать свои мысли литературным языком. Для этого в учебниках русского языка традиционноиспользуются примеры из русской классической литературы XIX в.

3. Содержание школьного курса русского языка и его научные основы.

При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы .

Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три: знания о языке, языковые умения и способы деятельности с языковыми явлениями.

В школе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.

При формировании понятийной основы современного школьного курса русского языка (т. е. знаний о языке) составители программ руководствуются как общедидактическими принципами, так и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.

Основой минимизации научного курса русского языка для школы явились специальные критерии, т. е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.

Методика преподавания русского языка как наука

Лекция

1. Предмет и задачи методики.

2. Связь методики преподавания русского языка с другими науками.

3. Методы исследования в методике преподавания русского языка.

4. История методики преподавания русского языка.

Методика преподавания русского языка изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков).

Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причём понятие обучение включает в себя:

б) деятельность учителя по отбору и «подаче» материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений;

в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков.

Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики преподавания русского языка.

Методика решает 3 задачи:

1) «зачем изучать», т.е. определение целей и задач обучения русскому языку;

2) «чему учить», т.е. определение содержания обучения, обоснование и составление программы, учебников для учащихся, пособий;

3) «как учить»: разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков, составление методических пособий и учебного оборудования.

Методика преподавания русского языка развивается на стыке многих наук, таких как философия, психология, дидактика, языкознание.

Так философами и физиологами установлена связь языка и сознания, языка и мышления. Мышление человека не может развиваться без языкового материала.

Методика тесно связана с психологией, опирается на неё в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи.

Методика преподавания русского языка использует методы обучения, выработанные дидактикой – лекционный, практический, метод упражнения, метод анализа или синтеза и др. Многие дидактические понятия – цели обучения, межпредметные связи, урок, учебник и др. используются в методике преподавания русского языка.

Важнейшая роль в связях методики принадлежит языковедению – науке о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания. Язык – это система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи.

В методике преподавании русского языка используются такие методы исследования, как эксперимент, изучение истории школы и методических учений, теоретический анализ литературы по методике в смежных областях, анализ самого предмета обучения – языка, моделирование учебно-воспитательного процесса и его экспериментов, диагностика и прогнозирование трудностей в обучении, исследование речевого развития учащихся как в среднем, так и индивидуально.



Методический эксперимент является весьма распространенным методом исследования. Он проверяет доступность и эффективность новых программ, учебников, пособий, отдельных типов уроков, целых систем обучения.

Первый известный нам печатный учебник русского языка – «Азбука» Ивана Федорова (1574). Первое методическое пособие появилось в 1783 г., его автор – известный русский педагог Янкович-де-мириево («Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи»).

Из числа учебников русского языка в XVII-XVIII веков выделяется «Грамматика» Смотрицкого (1619), «Букварь» Истомина (1694) и особенно «Российская грамматика М.В.Ломоносова» (1757).

Возникновение методики преподавания русского языка как науки связано с появлением в 1844 г. Книги Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). В XIX веке преподаванию русского языка уделяли внимание Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев и др.

Велик вклад в методику русского языка К.Д.Ушинского . Основные труды его адресованы начальной школе: он создал учебники «Детский мир» и «родное слово». Но его методические идеи охватывают и среднюю школу. К.Д.Ушинский предложил систему изложений и сочинений, которые высоко ценил. Он писал: «Сочинения, если под ними разуметь упражнения дара слова, должны составлять главное занятие на уроках отечественного языка, но они должны быть действительно упражнениями, т.е. по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз» (Собр. Соч. – Т. 5. – с. 333).

Яркий след в методике преподавания русского языка оставил Л.Н.Толстой – создатель «Азбуки» в 4 книгах (1872).

Конец XIX – начала XX века – период расцвета методики, к этому времени относятся труды Стоюнина, Поливанова, Бунакова, Флерова, Водовозова, Гаврилова, Алферова и др.

В начале ХХ века усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. В её развитии принимали участие крупнейшие лингвисты – Фортунатов, выступивший в 1903 г. c речью «О преподавании грамматики русского языка в средней школе», Шахматов – один из организаторов съездов преподавателей русского языка; Овсяников-Куликовский – автор учебников русского языка 1907-1912 годов.

В советское время выделялись такие ученые как Щерба, Ушаков, Пешковский, Виноградов, Бархударов, Текучев.

Настоящему времени характерна общая гуманитарная направленность, возникло разнообразие типов школ, программ, учебников. В гуманитарных школах и классах введены стилистика, культура речи, словесность (основы филологии), риторика, основы истории языка, редактирование, церковнославянский язык и др.

Широко применяются инновационные методики, направленные на высокую познавательную активность учащихся, увлеченный поиск, их речевое творчество.

1. Основа русского языка как школьного учебного предмета.

2. Познавательные цели.

3. Практические цели.

4. Общепредметные цели.

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Учебный предмет в школе, как известно, - это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности. Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в

нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета "Русский язык" менялся в зависимости от общих ее целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла.

Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

В современной школе русский язык изучается с I по IX класс. В X-XI классах в течение многих лет он преподавался факультативно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести предмет "русский язык" в учебный план). В настоящее время во многих регионах России предусмотрена обязательность уроков русского языка в старших классах.

Цели обучения - одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план. Эта категория исторически изменчива. В разные периоды развития отечественной школы ставились разные цели обучения русскому языку - узкие или широкие. Был период, когда русский язык вообще не изучался (1923-1927), но цели работы по языку формулировались.

Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка. Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. (Впервые эту задачу поставил Ф.И.Буслаев в 1844 г. См. 2.) Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки

о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).

§4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

В соответствии с социальным заказом (дать прочные знания о языке и сформировать свободное владение русским языком) современный школьный курс русского языка имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает знания о языке и речи (познавательная сторона предмета) и формирует различные языковые и речевые умения (практическая сторона предмета).

Познавательные цели

Выделяются три основные познавательные цели обучения русскому языку:

  • - формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
  • - вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
  • - эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

Формирование у школьников лингвистического мировоззрения

Мировоззрение - это система взглядов на окружающий мир, в том числе на язык как объективную часть этого мира. Он служит средством коммуникации ныне живущим людям, служил им и в далеком прошлом. Язык является средством познания жизни ушедших поколений через оставленные ими памятники письменности. Взгляд на язык как на объективно существующую коммуникативную систему людей есть лингвистическое мировоззрение. Его формирование - одна из важнейших задач преподавания русского языка в современной школе. Учащиеся должны быть вооружены кругом знаний о роли языка в жизни общества и причинах его появления, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка в современном мире.

Основными компонентами научно-лингвистического мировоззрения являются следующие его структурные элементы: роль языка в жизни общества и причины его появления; формы существования языка; развитие языка; системность языка; многообразие и равноправие языков мира; место русского языка среди других языков; современные функции русского языка; членение национального русского языка на части.

Идея развития лингвистического мировоззрения учащихся заложена в современной программе, в которую в самом начале учебного года включены темы о языке, а в IX классе - обобщающий раздел "Общие сведения о языке". В действующих учебниках помимо специального материала, отражающего программные требования, помещены тексты, содержащие сведения о языке. Кроме того, при изучении сведений о языке и речи сообщаются такие знания, которые имеют выход в формирование мировоззрения школьников (системность языка, его развитие и др.). Мировоззренческий аспект школьного курса русского языка обусловлен необходимостью постоянного (из года в год, из темы в тему) обращения к вопросам формирования материалистического взгляда на язык, так как развить его у учащихся за короткое время практически невозможно.

Каждый из структурных элементов лингвистического мировоззрения имеет особенности в содержании и требует применения специфических приемов работы. Остановимся на методике их изучения.

Роль языка в жизни общества. С языком как средством общения необходимо знакомить учащихся в самом начале систематического курса. Знание данной функции языка повышает интерес детей к русскому языку как учебному предмету, желание хорошо овладеть им, чтобы лучше пользоваться русским языком как средством общения.

Представление о роли языка в жизни людей сложится у школьников при знакомстве со следующими сведениями: язык - важнейшее средство общения людей, средство передачи мысли, переработки и хранения информации; язык слов имеется только у человека; языком человек овладевает с детства, общаясь с другими людьми; язык объединяет разные поколения и разные социальные группы. Часть этих сведений сообщается учащимся на первых уроках во всех классах в начале учебного года, затем попутно они воспроизводятся при изучении грамматического материала. В результате такой организации работы идея о коммуникативной роли языка постоянно находится в поле зрения как учителя, так и учащихся. В IX классе на специальных уроках по теме "Общие сведения о языке" полученные знания систематизируются и в той или иной степени пополняются. Для закрепления полученных знаний

используются упражнения следующих видов: 1) анализ высказываний о роли языка в жизни общества выдающихся ученых и писателей; 2) подбор доказательств, определяющих преимущества языка перед другими средствами общения; 3) определение основной мысли текста на тему о языке; 4) подбор пословиц о языке; 5) написание сочинений-рассуждений о языке.

Язык - развивающееся явление. Идея развития языка должна пронизывать весь учебный процесс: содержание нашего предмета дает для этого богатый материал во всех его частях. Способствует также этому изучение на уроках литературы художественных произведений разных эпох.

Отдельные сведения о развитии языка включены в тему "Лексика": устаревшие и новые слова, заимствованные слова - и в тему "Общие сведения о языке", которая изучается на заключительном этапе. Идея развития русского языка проходит через тексты многих упражнений. В совокупности за все годы изучения русского языка учащиеся получат следующие сведения о языке как развивающемся явлении: со временем язык постепенно изменяется, сохраняя свою основу; изменяются все стороны языка, но более заметны разным поколениям изменения в лексике; причины изменений в языке; развитие русского языка в настоящее время.

Программный материал каждого класса позволяет сообщить ученикам несложные сведения об изменениях, происходивших в языке в прошлом. Так, при изучении фонетики и графики в связи с буквами ъ и ь полезно сообщить, что некогда они обозначали гласные звуки неполного образования, которые в одних положениях совпали с гласными полного образования (сънъ - сон, дьнь -день ), а в других - перестали употребляться (в конце слова: сънъ -сна, дънь - дня, так появились беглые гласные о и ë ).

Занимаясь морфемным составом слова, целесообразно показать изменения, происшедшие в структуре многих слов, которые стали нечленимыми: румяный, сугроб, салазки, шапка, щетка и др. Такие наблюдения полезно проводить при изучении числительных (две на десяте - двенадцать) , наречий (в дребезги - вдребезги) , служебных частей речи, междометий.

При изучении лексики и фразеологии целесообразно показать изменение значений слов (глаз в значении "шарик" →" глаз в значении "орган зрения"), появление у слов новых значений (дворник -рабочий, поддерживающий чистоту во дворе дома, на улице → дворник - приспособление на ветровом стекле автомобиля для механической его очистки).

Изучая морфологию, полезно объяснить утрату или появление тех или иных морфологических категорий, например изменение по родам глаголов в прошедшем времени и т.д.

При изучении темы "Общие сведения о языке" вспоминаются и систематизируются факты, свидетельствующие об историческом развитии языка, а основное внимание уделяется причинам изменений в языке и сохранению основы языка, прослеживаемой с древних времен. Для закрепления полученных знаний о развитии языка используются упражнения следующих видов: 1) сравнение древних и современных текстов; 2) анализ научно-популярных текстов по истории языковых явлений; 3) работа с этимологическим словарем и словарем иностранных слов.

Язык - система взаимосвязанных единиц. В языке все взаимосвязано и взаимообусловлено, и эту идею учащиеся должны усвоить в процессе изучения русского языка. Системность языка -сложное явление, нерассматриваемое в школе в полном объеме. Для осознания учащимися системности языка, взаимосвязи его единиц достаточно познакомить школьников со следующими сведениями: язык состоит из единиц, на которые он членится; единицы языка служат строевыми элементами для единиц высшего порядка (звуки - для морфем и слов, слова - для словосочетаний и предложений, предложения - для текста); от специфики единиц низшего уровня нередко зависит функционирование единиц высшего уровня; единицы языка имеют свои правила сочетаемости в единицах высшего уровня.

С единицами языка, их функциями и значениями учащиеся последовательно знакомятся, начиная с изучения фонетики, затем словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса. В процессе работы внимание учащихся акцентируется на самой единице и разделе науки о языке, изучающем эту единицу, на связях сочетаемости этих единиц (звуков с другими звуками, морфем с другими морфемами, слов с другими словами и т.д.), на стилистических функциях единиц языка в речи.

Богатейший материал для осознания зависимости одних единиц от других дают все разделы науки о языке, изучаемые в школе: морфология и лексика (например, зависимость формы числа от лексического значения многозначного слова: лист - листы и листья ); словообразование и лексика (например, использование разных суффиксов в зависимости от значения многозначного слова); синтаксис и лексика (например, возможность или невозможность сочетания слов в зависимости от значений слов).

При систематизации знаний о связях языковых единиц в процессе изучения темы "Общие сведения о языке" учащиеся выполняют упражнения следующих видов: 1) составление таблиц, отражающих связи единиц языка и их функций, разделов науки о языке и единиц языка, изучаемых в этих разделах; 2) установление зависимости словообразования, формообразования и сочетаемости

слов от лексического значения слова; 3) нахождение и исправление в детских работах ошибок, нарушающих нормы.

Место русского языка среди других языков мира и его функции. Знания об этом имеют огромное значение не только для формирования лингвистического мировоззрения, но и для воспитания у учащихся, во-первых, уважения к другим языкам и народам - носителям этих языков; во-вторых, представления о равенстве всех языков при известном различии в уровне развития.

Знание о месте русского языка среди других языков и о его функциях сложится у учащихся из следующих сведений: русский язык - один из двух с половиной тысяч языков мира; русский язык - один из славянских языков мира и один из славянских языков нашей Родины; русский язык в современном мире выполняет три функции: язык русского народа, государственный язык РФ, используемый как средство межнационального общения народов, населяющих Россию, и один из семи официальных рабочих языков ООН.

Эти сведения частично сообщаются на первых уроках в V-IX классах, а также в IX классе при изучении темы "Общие сведения о языке". В VI классе в рассказе учителя сообщается о родственных и неродственных языках, о группе славянских языков и о месте русского языка среди них, о других группах языков нашей страны (тюркских, алтайских, финно-угорских и др.). В VIII классе излагаются сведения о русском языке среди языков народов России, роли русского языка как государственного языка РФ, используемого как средство межнационального общения народов нашей страны. В IX классе добавляются сведения о международном значении русского языка.

Сведения о русском языке, сообщаемые на первых уроках в каждом классе, необходимо время от времени повторять в течение всего учебного года, например на уроках повторения в конце четверти, в конце учебного года, ставя соответствующие вопросы: в V классе - "Каково назначение языка в жизни людей?"; в VI классе - "Кого обслуживает в качестве средства общения русский язык?"; в VII классе - "В группу каких языков входит русский язык?"; в VIII классе - "Какую роль выполняет русский язык на территории РФ?"; в IX классе - "Какую функцию выполняет русский язык в современном мире?" Таким образом, у учащихся постепенно накопится материал для урока повторения в IX классе на тему о месте русского языка в современном мире.

Закрепляются полученные знания при выполнении упражнений следующих видов: 1) анализ высказываний писателей, ученых, общественных деятелей о роли русского языка в жизни общества; 2) анализ высказываний зарубежных писателей, ученых,

общественных деятелей о международной роли русского языка; 3) связные высказывания учащихся о функциях русского языка.

Национальный язык и его части. В русском языке, как и в любом развитóм национальном языке, вычленяются три основные разновидности (или части): диалекты, городское просторечие и литературный язык. Литературный язык как высшая форма национального языка изучается в школе, ему обучаются школьники. О месте литературного языка среди других частей национального языка учащиеся должны знать, чтобы сознательно овладевать его нормами и правилами пользования.

Ознакомление с разновидностями русского национального языка происходит постепенно. Учащиеся исподволь накапливают необходимые знания. Так, в V-VIII классах мы говорим о нормах литературного языка. Начиная с V класса в связи с изучением темы "Лексика и фразеология" учащиеся оперируют понятием диалектное слово . Одновременно, знакомя детей с нормами литературного языка, целесообразно ввести понятие просторечное слово . Полностью понятие о национальном языке формируется в IX классе при изучении темы "Общие сведения о языке".

На специальном уроке излагаются следующие сведения: у каждого народа есть свой национальный язык; народы разных стран может обслуживать один язык (например, английский является государственным в Англии и официальным в США, в Австралии; немецкий - государственный язык в Германии и в Австрии; арабский - в Сирии, Ливане, Алжире, Египте и др.); взаимовлияние разновидностей национального языка друг с другом (вовлечение в литературный язык диалектных и просторечных слов, утрата диалектами и городским просторечием своих черт под влиянием литературного языка).

Закрепляются полученные знания при выполнении упражнений следующих видов: 1) сравнение диалектных и литературных фонетических, лексических и грамматических явлений; 2) наблюдение над функцией диалектных и просторечных слов в текстах художественных произведений; 3) нахождение в словарях примеров диалектных и просторечных слов, ставших литературными; 4) выявление в речи учащихся и в специальных текстах диалектных и просторечных слов и замена их литературными эквивалентами.

Вооружение учащихся основами знаний о языке и речи

Русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования, т.е. совокупности знаний об основном средстве общения -

языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.

Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм - устной и письменной, норм литературного языка. Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как средства общения.

Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.

В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке. Произносительные умения и навыки опираются на знания по фонетике; лексические - на знания по лексике и фразеологии; грамматические - на знания по словообразованию, морфологии и синтаксису; стилистические - на знания по стилистике и речеведению. Так, чтобы сформировать литературное произношение гласных и согласных, необходимо знать их артикуляцию и правила произношения в разных позициях; чтобы правильно образовывать формы слов, необходимо знать их парадигмы и флексии этих парадигм и т.д.

Большое место среди умений и навыков, формируемых в школе, занимают орфографические и пунктуационные умения и навыки. Они тоже тесно связаны со всем языком: с фонетикой, со всеми частями грамматики, частично с лексикой. Так, чтобы научиться писать орфограммы - гласные буквы в конце слова, учащиеся должны знать и отличать ударные и безударные гласные, шипящие согласные из раздела "Фонетика", знать части слова, однокоренные слова и уметь подбирать однокоренные слова с ударными гласными в корне. Чтобы научиться, например, различать на письме гласные в личных окончаниях глаголов, учащимся необходимо знать о глаголе следующее: вид глагола, время, лицо, спряжение, а также уметь определять спряжение, находить неопределенную форму глагола того же вида, знать исключения - список одиннадцати глаголов.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка

Эстетическое воспитание на уроках русского языка - это формирование у школьников эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное в них наш предмет передает в дидактическом материале - в текстах использованных отрывков и художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Следовательно, основным направлением в эстетическом развитии учащихся на уроках русского языка является работа над эстетикой языка и речи, потому что прекрасное объективно заложено в самой природе языка, выполняющего как коммуникативную, так и эмо-тивную функции.

Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Языковое эстетическое чувство складывается из осознания богатства языковых средств, их экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности, уместности использования и выразительности языковых средств. Эти элементы языкового эстетического чувства у большинства учащихся без специального воздействия учителя развиваются лишь частично или совсем не развиваются. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.

Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

  • - познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
  • - развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
  • - воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
  • - развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.

Ознакомление учащихся с прекрасным в языке и речи. Прекрасное познается не только чувствами, но и разумом. Еще И.И.Срезневский писал, что необходимо "заботиться прежде всего и более всего о том, чтобы дитя усвоило выразительность родного языка" (4, с. 107). В процессе изучения языковых единиц необходимо специально показывать те их свойства, которые вызывают чувство прекрасного; в фонетике - звучность и мелодичность звуковой системы русского языка (в ней на сто звуков любого отрезка текста приходится восемьдесят с голосом - гласных и звонких согласных); в лексике - неисчерпаемый запас слов, богатство и разнообразие синонимов, антонимов, слов с экспрессивным и переносным значением, громадный массив фразеологизмов; в словообразовании -богатство словообразовательных средств; в морфологии - богатство форм словоизменения, обладающих разнообразными грамматическими значениями; в синтаксисе - разнообразие синтаксических средств выражения одной и той же мысли (богатство синтаксических синонимов). При изучении стилей необходимо показывать выразительные и изобразительные возможности языковых средств, уместность их употребления, красоту речи без языковых ошибок и недочетов.

Для формирования у школьников представления об эстетических свойствах русского языка используются упражнения следующих видов:

  • - анализ высказываний выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в области политики, науки, искусства и литературы о русском языке;
  • - подбор учащимися высказываний о русском языке;
  • - беседа по содержанию научно-популярных лингвистических текстов, в которых рассказывается об эстетических свойствах русского языка.

Развитие языкового эстетического чувства. Эстетика языка складывается из следующих элементов: осознания богатства языка, эстетического отношения к языку и речи, чувства нормы и антинормы, выразительности, уместности употребления. Каждый из

перечисленных элементов эстетического чувства языка развивается у детей с помощью специальных упражнений.

Формированию представления о богатстве, неисчерпаемости языковых средств русского языка способствует применение упражнений следующих видов:

  • - анализ словарных статей в словарях синонимов, а также синонимических рядов, помещенных на полях учебников;
  • - анализ словарных статей многозначных слов в толковых словарях (в том числе и в словаре учебников);
  • - подбор грамматических синонимов и выявление условий их употребления;
  • - выражение экстралингвистических значений (например, временных, пространственных, целевых и т.п.) разными языковыми средствами (лексическими, синтаксическими);
  • - подбор слов на ту или иную смысловую тему.

Для развития эстетического отношения к языку и речи используются следующие виды упражнений:

  • - анализ образцовых текстов разных стилей;
  • - сравнение словаря и синтаксических конструкций образцовых и детских текстов на одну и ту же тему (привлекаются изложения и сочинения учащихся);
  • - переработка текстов, бедных в лексическом и синтаксическом отношении.

Чувство нормы и антинормы имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся. Оно формируется, во-первых, при ознакомлении с нормами литературного языка; во-вторых, в процессе работы над языковыми ошибками, допущенными школьниками в своих высказываниях (фонетическими - в устной речи, лексическими и грамматическими - и в устной, и в письменной речи), а также над текстами упражнений учебников, в которых имеются ошибки.

Формированию чувства нормы у школьников служат упражнения следующих типов:

  • - выбор нормативного варианта;
  • - сравнение одних и тех же текстов без лексических и грамматических ошибок и с ошибками;
  • - нахождение в тексте лексических и грамматических ошибок и их исправление.

Развитие чувства выразительности речи опирается на знание школьниками богатства языка и экспрессивных возможностей языковых средств, и формируется оно с помощью упражнений следующих видов:

  • - сравнение образцовых текстов с текстами, созданными детьми на одну и ту же тему;
  • - наблюдение в художественных текстах за звукописью, за словами; использованными в метафорическом значении, за фразеологическими оборотами, за разнообразием синтаксических конструкций;
  • - выяснение роли необщеупотребительных слов (диалектизмов, профессионализмов и т.д.) в художественных произведениях;
  • - сравнение окончательных и черновых редакций произведений известных писателей, публицистов и т.д.

Чувство уместности употребления языковых средств - одно из сложнейших элементов структуры языкового эстетического чувства. Оно формируется в связи с ознакомлением учащихся с вариантами (разновидностями) литературного языка, обслуживающими разные сферы его применения, - с функциональными стилями. В результате этой работы учащиеся должны знать о том, что в своей речи мы пользуемся языковыми средствами в зависимости от средств общения, учитываем, где, с кем и о чем говорим (пишем).

Формируется это чувство у школьников при выполнении упражнений следующих видов:

  • - анализ текстов разных функциональных стилей;
  • - нахождение стилистических ошибок, нарушающих стилевое единство текста;
  • - нахождение в тексте нарочитого включения иностилевых элементов, будто бы придающих ему выразительность;
  • - стилистический эксперимент;
  • - нахождение в детском тексте "красивостей" и их исправление.

Языковой эстетический вкус формируется постепенно всей указанной выше системой работы. Учащиеся должны сознательно "воспитывать в себе вкус к хорошему языку" (А.П.Чехов).

Развитие у учащихся потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи. Эстетическое чувство действенно. Оно стимулирует стремление человека к самосовершенствованию, а развитое языковое эстетическое чувство вызывает у детей потребность совершенствовать свою собственную речь. Ученик должен задуматься над средствами выражения мысли, уметь отобрать их с учетом эстетического восприятия речи слушателями (читателями). Это будет высшим показателем усвоения языка, потому что, как пишет Р.А.Будагов, "там же, где есть обдумывание, там есть и эстетика языка, хотя в самых элементарных своих проявлениях" (Эстетика языка // Русская речь. - 1975. - № 4. - С. 85).

Потребность в эстетическом совершенствовании своей речи у учащихся создается всем ходом работы по русскому языку. Этому

способствуют беседы учителя о важности овладения богатствами языка, об уместности их использования, чтение и анализ высказываний писателей о своем труде.

Формируя языковое эстетическое чувство, следует помнить о его связи с морально-этическим чувством. Нельзя допустить, чтобы у учащихся развилось высокомерное отношение к тем, кто еще недостаточно овладел литературным языком, к носителям диалектного языка и городского просторечия. Необходимо также постоянно напоминать о том, что высокими эстетическими качествами обладает не только русский, но и любой другой язык.

Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, мы тем самым создаем теоретическую базу для понимания эстетики языка изучаемых на уроках литературы художественных произведений.

Практические цели

Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку:

  • - формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • - вооружение учащихся нормами литературного языка;
  • - развитие умения связно излагать свои мысли.

Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационная грамотность -важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе. Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников, во-первых, предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания; во-вторых, правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; в-третьих, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Задача достижения орфографической и пунктуационной грамотности в пределах действующих в настоящее время норм оценки знаний, умений и навыков обеспечивается, если учитель и ученики видят в орфографии и пунктуации не набор разрозненных правил, а определенные системы. (Содержание и методика орфографии и пунктуации рассматриваются в специальных главах.)

Вооружение учащихся нормами литературного языка. Современный национальный русский язык в устной форме существует в

трех разновидностях: в виде литературного языка, диалектного языка и городского просторечия. Не все учащиеся, приходя в школу, владеют русским литературным языком. Их "материнским" языком является либо тот или иной диалект, либо городское просторечие. Те учащиеся, которые с детства пользуются литературным языком, владеют только его разговорной разновидностью. Ни один из школьников не владеет разновидностями письменной формы литературного языка. Следовательно, всем учащимся фактически приходится овладевать нормами литературного языка: фонетическими, лексическими, грамматическими (морфологическими и синтаксическими) и стилистическими. Вооружение нормами литературного языка - важнейшая задача современной школы.

Развитие связной речи учащихся. Речь реализуется в виде диалога (диалогическая речь) и в виде монолога (монологическая речь). И диалогическая, и монологическая речь существуют во взаимосвязи, к школьным годам у детей активнее формируется диалогическая речь, в меньшей степени достигает развития монологическая речь. Объясняется это тем, что дети владеют только разговорной разновидностью языка. С другими разновидностями им предстоит еще познакомиться. Общение с помощью монологов - важнейшая форма общения, ей необходимо учиться. Вся школьная жизнь должна быть направлена на обучение детей монологической речи, т.е. умению создавать тексты разных стилей.

    Роль русского языка в системе общего образования.

    Цели и задачи обучения русскому языку на современном этапе.

    Структура и содержание курса русского языка в средней школе.

    Программы по русскому языку для средней школы.

    Межпредметные связи на уроках русского языка.

1. Роль русского языка в системе общего образования

Родной язык как универсальное средство передачи социального опыта играет огромную роль в самосознании народа, является важнейшим источником и средством познания и хранения традиций национальной культуры и истории, первоэлементом художественной литературы. С помощью языка человек овладевает культурным наследием и культурой современного общества. Ф. И. Буслаев, указывая на необходимость изучения родного языка, отмечал, что «родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человечества...».

Русский язык – один из самых распространенных языков мира. На нем говорят около 250 млн. человек. Русский язык – рабочий язык ООН (наряду с английским, арабским, испанским, китайским, французским). Русский язык используется в качестве языка межнационального общения народов России.

В системе образования русский язык занимает особое место, что обусловлено его социальной значимостью. Будучи государственным языком Российской Федерации, он является обязательным учебным предметом всех общеобразовательных школ, входя в федеральный компонент учебного плана. Как учебный предмет русский язык выступает средством развития логического мышления, нравственной, эстетической и коммуникативной культуры учащихся, влияя на качество усвоения других школьных предметов. Велика роль русского языка в развитии памяти, внимания, наблюдательности и других свойств личности.

В последние десятилетия большое значение придается культуроведческому аспекту в обучении русскому языку, который нацеливает на усвоение культурного компонента языковых единиц, отражающих понятия духовных и нравственных ценностей народа, осознание красоты и выразительности родной речи. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нем, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры».

Кумулятивная функция языка – функция накопления общественного опыта и знаний – проявляется в возможности отражать и сохранять знания. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений.

Кумулятивная функция языка тесно связана с номинативной и познавательной – все, что познано в объективной действительности, получает свою номинацию, т. е. закрепляется в языке. Язык и культура определяются как важнейшие социальные феномены, имеющие деятельностный характер, поскольку существуют только в сфере человеческой деятельности. Язык, не являясь формой культуры, служит основным средством ее выражения, материальной базой создания любых культурных ценностей, орудием накопления, хранения и передачи информации.

Культуроведческий подход к изучению языка связан с понятиями «языковая картина мира», «языковая личность», «диалог культур».

Языковая картина мира – это особенности культуры народа, отразившиеся в языке. В языковой картине мира выделяются как индивидуальные познания о мире и социальные знания (коллектива людей, специалистов), так и общечеловеческие знания, ценности. По словам Ю. Н. Караулова, «приобретая представление о внешнем мире, совершенствуя, детализируя и развивая свою картину мира (в онтогенезе), человек овладевает языком, углубляет и делает более гибкой языковую семантику, развивает свою способность или компетенцию».

Языковая картина мира выражает национально-культурную специфику мировидения народа. Язык теснейшим образом связан с психологическим складом того этноса, к которому он принадлежит. Поэтому при изучении предметов филологического цикла важен принцип учета национальной психологии учащихся. Знакомя учащихся с национальной культурой, особое внимание следует обращать на то, что объединяет ее с культурами других народов и, самое главное, на то передовое и ценное, что оказывает положительное влияние на становление личности учащихся в современных условиях.

Являясь истоком общечеловеческой нравственности, национальной культуры, личность рассматривается как ведущая социально-этическая категория, выражающая духовность. Языковая личность формируется на протяжении всего периода обучения в школе, и прежде всего в процессе изучения родного языка как источника развития духовных способностей школьников. «Языковая личность – вот та сквозная идея, которая... пронизывает и все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка».

Диалог культур в процессе обучения русскому языку помогает школьникам познать национальную культуру, находить общие черты, объединяющие культуры разных народов. «Основная направленность культуроведческого аспекта – осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Основные цели его – развитие духовно-нравственного мира школьника, национально-личностного самосознания, осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры, уважения к ней».

Уроки русского языка, таким образом, должны рассматриваться как уроки воспитания нравственности, приобщения к национальной культуре, формирования национального самосознания. Обучение родному языку в таком аспекте связано с интеллектуальным развитием личности, ее мышления.



Вверх