Материалы. А вы знаете, что Лев Толстой был вегетарианцем

Альберт Эйнштейн: «По моему мнению, вегетарианский образ жизни, благодаря своему чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, оказал бы самое благоприятное влияние на большую часть человечества».

Джордж Бернард Шоу: «Животные – это мои друзья …и я не ем своих друзей. Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но тем, что человек понапрасну подавляет в себе высшее духовное сокровище – сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестокими».

Лев Толстой: «В то время, как мы представляем собой живые могилы убитых животных, – как можем мы надеяться на какие-то улучшения условий жизни на земле?»

Знам енитый математик древности Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом. Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой».

В трактате, озаглавленном «О поедании плоти», римский историк Плутарх пишет: «Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше интересует, в каком состоянии ума находился человек, впервые прикоснувшийся устами к окровавленной плоти и отведавший мертвечины, какие обстоятельства вынудили его уставить свои столы блюдами из разложившихся туш и назвать пищей то, что еще недавно мычало и блеяло, двигалось и дышало… Почему- то мы не едим львов и волков, которые представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидные, покорные существа, которые не могут причинить нам никакого вреда, ибо не имеют ни когтей, ни клыков. Ради куска мяса мы лишаем их солнца, света и жизни, на которую они имеют такое же право, как и мы».

Затем Плутарх бросает вызов всем, кто питается мясом : «Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда сперва убейте сами то существо, чье мясо хотите съесть. Но убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к помощи ножа, дубины или топора».

Английский поэт Шелли тоже был убежденным вегетарианцем. В своем эссе «В защиту естественного питания» он писал: «Пусть сторонник мясоедения докажет свои убеждения делом. Пусть он, последовав совету Плутарха, растерзает своими зубами живого ягненка и, вгрызаясь в его внутренности, утолит жажду струящейся кровью… тогда, и только тогда, он будет последователен».

Джордж Бернард Шоу уличал людей в лицемерии: «Когда человек хочет убить тигра, это называется спортом, а когда тигр хочет убить человека, это называется жестокостью».

Лев Толстой писал, что, убивая животных ради пропитания, «человек подавляет в себе высшие духовные чувства – сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, – и, переступая через себя, ожесточает свое сердце». Он также предупреждал: «Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»

2600 лет назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожать и себе подобных». Мы страшимся вражеских орудий, бомб и ракет, но спокойно закрываем глаза на смертную боль и ужас, которые испытывают ежегодно убиваемые для нашего пропитания полтора миллиарда коров, овец и свиней и 22,5 миллиарда птиц. Количество рыбы, вылавливаемой каждый год, исчисляется триллионами, не говоря уже о десятках миллионов животных, замученных в «лагерях пыток» – медицинских и научных лабораториях, и о животных, которых убивают ради меха, кожи, или просто ради развлечения на охоте. У кого повернется язык отрицать, что подобные зверства ожесточают наши сердца?

Леонардо да Винчи писал : «Поистине, человек – царь зверей, ибо своей жестокостью он намного превосходит их. Мы живем ценой жизни других. Наши тела – ходячие кладбища!» И далее: «Придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека».

Махатма Ганди считал, что этические принципы являются более веским основанием для того, чтобы стать вегетарианцем, чем забота о собственном здоровье. «Я убежден, – писал он, – что если мы стремимся к духовному совершенствованию, то должны прекратить убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих физических потребностей». Ему же принадлежит изречение: «О величии страны и ее нравственном состоянии можно судить по тому, как в ней относятся к животным».

Знаменитый врач-диетолог, д-р Дж. X. Кэллог , вегетарианец, однажды сказал перед обедом: «Как замечательно есть пищу, о которой мы не можем сказать, что она погибла по нашей вине»

Ральф Уолдо Эмерсон Вы только что поели на обед кусочек мяса, и все равно на каком тактичном расстоянии находится скотобойня от вашего дома, даже если это много километром за городом – Вы причастны к преступлению!

Пол Маккартни: «Если бы скотобойни были со стеклянными стенами, каждый стал бы вегетарианцем.»

Барон Кювье пишет : «Естественная пища человека, судя по его строению, состоит из плодов, кореньев и овощей»,

Профессор Рэй говорит: «Конечно же, человек никогда не создавался хищным существом».

Джордж Бернард Шоу: « Чудовищно питаться опаленными трупами животных - ведь это каннибализм без самого лакомого блюда.»

Сэр Ричард Оуэн, член королевского хирургического колледжа, пишет: «Антропоиды и все четверорукие добывают себе питание из плодов, зерен и прочих сочных растительных тканей, и существует прямая аналогия между строением этих животных и человека, ясно демонстрирующая его растительноядную природу».

Другой член Королевского общества, профессор Уильям Лоуренс, пишет: «Зубы человека не имеют и малейшего сходства с зубами хищных животных; и рассмотрим ли мы зубы, челюсти, или органы пищеварения, строение их у человека близко напоминает их строение у травоядных животных».

Доктор Спенсер Томпсон также замечает: «Никакой физиолог не станет спорить с тем, что человеку следует жить на вегетарианской диете»,

Сенека: Человеку и бескровной пищи хватит; а там, где резня служит удовольствию, жестокость переходит в привычку.

А доктор Силвестр Грэхэм пишет: «Сравнительная анатомия подтверждает, что от природы человек — растительноядное существо, питающееся
плодами, семенами и мучнистыми растениями».

Вот, что Бог сказал Адаму в Эдемском саду: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу.»

Веды (Махабхарата): "Тот, кто наращивает свое тело, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он не родился".

Библия (Бытие, 1.29.): ‘’И сказал Бог: Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу"".

Библия (Бытие, 9.4-5.): “Только плоти с ее жизнью, с ее кровью, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой ваша жизнь, взыщу с руки каждого зверя”.

Иисус Христос (6-ая заповедь): “Не убий”.

Иоанн Златоуст (ок. 347 - 407, архиепископ Константинопольский, богослов): “Ограничьтесь растениями, если хотите питаться сытно и здорово”.

Исаия (ок. 765 года до н. э., один из великих библейских пророков): “Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.(...) И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки обагрены кровью: закалывающий вола - то же, что убивающий человека”.

Эндрю Линзи (доктор богословских наук, участник движения за права животных в Великобритании): "Если родившийся человек наделяется особым даром Бога, то он может сделать то, что не могут другие существа на Земле, а именно: почитать и уважать все Божьи создания и радоваться им так, как радуется Бог".

Будда (Господь Будда известен проповедью против убийства животных и провозгласил ахимсу (непричинение вреда живому) и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования): “Не причиняй вреда ничему живому”.

Мухаммед (571-632, арабский проповедник и пророк ислама): “Бойтесь Бога, не мучьте животных. Пользуйтесь ими, пока они служат охотно, и отпускайте их, когда они устали, и давайте вволю пищи и питья бессловесным”.

Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский ученый-гений): "Человек воистину царь зверей, ибо жестокостью превосходит их. Мы живем смертью других. Мы - ходячие кладбища!"
"Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека".

Гораций (65-8 г. до н. э. , римский поэт-классик): "Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, неотличен от крестьянина, который надеется, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет".

Альберт Эйнштейн (1879-1955, немецко-американский физик, лауреат Нобелевской премии 1921 года): "Благодаря чисто физическому воздействию на человеческий темперамент вегетарианский образ жизни смог бы в высшей мере повлиять на судьбу человечества".

Томас Алва Эдисон (1847-1931, американский изобретатель, изобрел, в частности, лампу накаливания, граммофон и микрофон): "Я вегетарианец и противник алкоголя, поэтому я могу найти лучшее применение моему уму".

Лев Толстой (1828-1910, русский писатель, философ): “Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства - сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, - и, переступая через себя, ожесточает свое сердце. Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные? Если человек серьезен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуться - это мясоедение... Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и истинно стремление человека к моральному совершенству”.

Вильгельм Буш (1832-1908, немецкий писатель и график): "Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом".

Эмиль Золя (1840-1902, французский писатель): "Вопрос животных для меня важнее, чем озабоченность тем, будут ли меня высмеивать".

Дж. Бернард Шоу (1856-1950, английско-ирландский драматург):“Животные - это мои друзья...и я не ем своих друзей. Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но тем, что человек понапрасну подавляет в себе высшее духовное сокровище - сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестокими.
Мы молим Бога озарить наш путь:
“Даруй нам свет, о всеблагой Господь!
Кошмар войны нам не дает уснуть,
Но на зубах у нас животных мертвых плоть””.

Свен Хедин (1865-1952, шведский исследователь Азии): "Я никогда не мог решиться погасить огонь жизни, зажечь его вновь я не в силах".

Махатма Ганди (1869-1948, индийский политик и представитель Движения ненасильственного сопротивления): "Я думаю, что духовный прогресс потребует от нас в определенный момент, чтобы мы прекратили убивать окружающие нас живые существа для удовлетворения прихотей нашего тела".
"Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как в этой нации относятся к животным".

Альберт Швейцер (1875-1965, эльзасский теолог и врач-миссионер, лауреат Нобелевской премии 1952 года): "Мое мнение: мы должны выступить в защиту животных, полностью отказаться от мясоедения и говорить против него".

Франц Кафка (1883-1924, австро-чешский писатель): "Теперь я могу созерцать вас в покое; я вас больше не ем" (при разглядывании рыб в аквариуме).

Исаак Башевис Зингер (1904, американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1978 года в области литературы): "Мы все творения божьи - и наши молитвы о божьей милости и справедливости несовместимы с тем, что мы продолжаем поедать мясо животных, которых забивают по нашей прихоти".
"Я бы уехал прочь, чтобы жить по-вегетариански, даже если бы весь мир начал есть мясо. Это - мой протест состоянию мира. Атомная энергия, нужда и голод, жестокость - мы должны предпринять усилия против этого. Вегетарианство - мой шаг. И я думаю, очень важный".

Бриджит Бардо (1934, французская киноактриса и фотомодель): ‘’Если бы вам самим пришлось убивать животное, которое попадает вам в тарелку, вы бы стали вегетарианцем, как я”.

Бурваш Питер (теннисист мирового класса, обладатель кубка Девиса):‘’Я не кисейная барышня. Я играл в хоккей, пока не лишился половины зубов, я сражался на теннисных кортах... Но то, что я увидел на бойне, потрясло меня. Выйдя оттуда, я уже твердо знал, что не причиню никогда зла ни одному животному! Я уже раньше был знаком с экономическими, экологическими и психологическими доводами в защиту вегетарианства, но этот непосредственный опыт, открывший мне всю жесткость, проявляемую человеком по отношению к животным, стал прочной основой моего вегетарианства’’.

Пол Маккартни (1942, один из основателей группы The Beatles, многократный лауреат премии Грэмми, кавалер Ордена Британской империи): “Если бы на мясокомбинатах были стеклянные стены, все стали бы вегетарианцами”.

Пифагор (570-490 гг. до н. э., древнегреческий философ и математик):“До тех пор пока люди будут резать животных, они будут убивать друг друга. И, действительно, тот, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь”.

Плутарх (ок. 45 - ок. 127, древнегреческий философ, биограф, моралист): “Будьте последовательны и сделайте все сами, без тесаков, дубин и топоров - как волки, медведи и львы делают это, убивая и поедая свою жертву. …Но если вы предпочитаете постоять в стороне, пока жертва ваша не умрет, и терпеть не можете собственноручно отправлять кого-либо на тот свет, почему же тогда вопреки законам Природы вы продолжаете поедать живых существ?”
“Какое неудержимое безумие понудило вас обагрить ваши руки кровью, чтобы питаться мясом животных”.
“Вы спрашиваете меня, на каком основании Пифагор воздерживался от употребления мяса животных? Я, со своей стороны, не понимаю, какого рода чувство, мысль или причина руководила тем человеком, который впервые решился осквернить свой рот кровью и позволил своим губам прикоснуться к мясу убитого существа. Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мертвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что еще так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом”.

Альберт Швейцер (1965, немецкий теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира 1952 года): “Добро - поддерживает и лелеет жизнь. Зло - уничтожает и препятствует ей”.

Шелтон Герберт(1895-1985, выдающийся американский ученый, крупнейший представитель школы натуральной гигиены XX века): “Не существует ни единого факта, ни единого аргумента в оправдание мясоедения, которые нельзя было бы употребить и в оправдание каннибализма”.

У Ну (1995, бирманский политический и государственный деятель): “ Мир на земле, или любой другой мир находится в огромной зависимости от состояния ума. Вегетарианство дает правильное ментальное состояние для мира... оно несет в себе силу лучшего пути жизни, который если станет всеобщим, может привести к лучшему, более справедливому и более мирному сообществу наций”.

Артур Шопенгауэр (1788-1860, немецкий мыслитель, представитель философии пессимизма): “Мнимое бесправие животных, заблуждение, будто наши деяния относительно их не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали, будто перед животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство”.

Александр Гумбольдт (1769-1859, основатель научной географии):"Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость - один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа".

Френсис Бекон (1561-1626, основоположник эмпирического направления в философии): “Давая детям мясную пищу, мы даём им все пороки”.

Джордж Кувьер (1769-1832, французский зоолог): “Человек не похож ни на одно плотоядное животное...пищеварительные органы...во всех своих деталях указывают на чисто растительную пищу”.

Беке́тов Андре́й Никола́евич (1825 - 1902, русский ботаник, педагог, общественный деятель): ”Любовь не только к одному человечеству, но и ко всему живому... вот высшее проявление этого благородного атрибута нравственно развитого человека - гуманности. Будущее за вегетарианством”.

Адам Смит (1723- 1790, шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории): "Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное масло дают нам полноценную, обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он питался убоиной".
"Я нисколько не сомневаюсь в том, что человеческий род будет постепенно совершенствоваться и главной причиной этого будет отказ от мясоедения..."

Генри Дэвид Торо (1817-1862, американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист): "Я нисколько не сомневаюсь в том, что человеческий род будет постепенно совершенствоваться и главной причиной этого будет отказ от мясоедения...".

Жан Поль (1763-1825, немецкий поэт): "О справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка!"

Питер Сингер (1938, философ): "Всевозможные философы и религиозные деятели пытаются убедить своих учеников и последователей в том, что животные - не более, чем машины без души. Но любой, кто когда-нибудь держал у себя дома животное - будь то собака, птица или даже мышь, - знает, что эта теория - наглая ложь, выдуманная для того, чтобы оправдать жестокость”.

Георг Вильгельм фон Струве (1793-1864, немецкий астроном): “До тех пор, пока прочие животные будут исключены из круга духовной жизни, в котором признаются общие правила и обязанности, люди не сделают ни шага вперед на пути к нравственному совершенствованию”.
“Старшие, может быть, и толкуют детям, что не следует быть жестокими к животным и вообще к слабым существам. Но стоит только ребёнку войти в кухню, и он сейчас же увидит убитых и ощипанных кур и гусей”.

Филип Капло (один из первых американцев, принявших сан мастера Дзэн (Буддизм)): “Так как же все таки происходит забой? …В настоящее время для этих целей используются в основном три метода: оглушение кувалдой или топором, оглушение так называемым "болваночным пистолетом" и электрошок. Когда животные приближаются непосредственно к месту забоя, они чуют, что ожидает их впереди и начинают упираться. Чтобы заставить их зайти в крохотные загоны, рабочие используют обнаженные электроды или дубины. Итак, в первом случае животному наносится мощный удар кувалдой по голове, который проламывает ему череп и приводит в бессознательное состояние. …Если животное большое и сильное, одним ударом дело не заканчивается. …В случае с болваночным пистолетом, ствол этого крупного оружия приставляется ко лбу животного, запертого в тесном стойле. Существуют два типа таких пистолетов. Первый с огромной силой выстреливает болванкой из ствола, вызывая контузию животного. Второй выстреливает болванкой, которая, пробив череп, проникает внутрь и затем опять втягивается в пистолет. …Наиболее гуманным и наименее болезненным способом оглушить животное перед смертью является, пожалуй, электрошок. …Электрический разряд пропускается через мозг жертвы, парализуя и оглушая ее. Животное затем должно быть спешно заколото и обескровлено, ибо через семь минут оно может прийти в себя”.

Сенека (римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма):“Спросите себя "Что нравственно?", а не "Что принято среди людей?"”.

Гольдштейн Александр Леонидович (1957-2006, русский писатель, эссеист, лауреат премии «Антибукер», редактор известного русскоязычного приложения «Окна» к газете «Вести»): Чем больше человек сосредотачивает внимание и старание на том, чтобы убитое животное съесть с наибольшим удовольствием, чтобы дать убитому существу наибольшую вкусность,тем это убийство отвратительнее.

Альфонс де Ламартин (1790-1869, знаменитый французский поэт и политический деятель): “Не поднимай руки против брата твоего и не проливай крови никаких живых существ, населяющих землю, - ни людей, ни домашних животных, ни зверей, ни птиц; в глубине твоей души вещий голос запрещает тебе проливать кровь, ибо в ней жизнь, а жизнь ты не можешь вернуть”.

Жан-Жак Руссо (1712-1778, французский писатель, мыслитель, композитор): “Как на одно из доказательств того, что мясная пища несвойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печеньям, фруктам”.

Анна Ахматова (1889- 1966, русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; один из крупнейших русских поэтов XX века):
“О Боже, за себя я все могу простить
Но лучше б ястребом ягненка мне когтить
Или змеей уснувших жалить в поле
Чем человеком быть и видеть поневоле
Что люди делают, и сквозь тлетворный срам
Не сметь поднять глаза к высоким небесам”.

Милан Кундера(1929, современный французский (в прошлом - чехословацкий) писатель-прозаик): “Истинная доброта человека во всей ее чистоте и свободе может проявиться лишь по отношению к тому, кто не обладает никакой силой. Подлинное нравственное испытание человечества, то наиглавнейшее испытание (спрятанное так глубоко, что ускользает от нашего взора) коренится в его отношении к тем, кто отдан ему во власть: к животным. И здесь человек терпит полный крах, настолько полный, что именно из него вытекают и все остальные”.

Моррисси Стивен Патрик (1959, английский поэт и музыкант): “Стать вегетарианцем - это абсолютно рациональное решение. У большинства людей мозг просто не до конца сформирован, он не работает должным образом, люди не способны продумывать до конца последствия своих поступков. Так много уже сказано о жестоком обращении к животным, что невозможно считать человека разумным существом, если он продолжает поедать чужую плоть. Нет ни одного разумного аргумента в пользу убийства животных”.

Фридрих Ницше (1844-1900, немецкий философ, композитор, культуролог, представитель иррационализма): “Вся античная философия была ориентирована на простоту жизни и учила некоторой непритязательности. В этом смысле немногие философы-вегетарианцы оказали человечеству большую услугу, чем все новые философы, и до тех пор, пока эти философы не наберуться мужества и не отправятся на поиски совершенно иного образа жизни, и не покажут это на собственном примере, они останутся пустым местом”.

Ральф Валдо Эмерсон (1803-1882, американский писатель и политик):"Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня, - Вы - соучастник".

Будда Шакьямуни (Сиддхаттха Гаутама) (563-483 до н.э. индийский духовный учитель): "Пусть все, что имеет жизнь, будет избавлено от страдания.
Во имя идеалов добра и чистоты Бодхисаттве надлежит воздерживаться от употребления в пищу плоти умерщвленных животных, рождённых от семени, крови и тому подобного. Во избежание устрашения животных и освобождения их от оков ужаса, Бодхисаттва, стремящийся к обретению сострадания, да не вкушает плоти живых существ... (Ланкаватара-Сутра).
Не потому человек выше других существ, что бессердечно мучает их, но потому, что он сострадателен ко всему живому. (Буддийская мудрость).
Всё живое боится мучений, всё живое боится смерти; познай самого себя не только в человеке, но во всяком живом существе, не убивай и не причиняй страдания и смерти.
Всё живое хочет того же, чего и ты; пойми же самого себя во всяком живом существе. (Буддийская мудрость)."

Гиппократ (ок.460 - ок.377 до н.э. древнегреческий врач, философ, естествоиспытатель, "отец медицины"): "Пусть Вашим единственным лекарством будет пища.
Действия диетических средств продолжительны, а действия лекарств скоропреходящи."

Диоген (412?-323? до н.э. греческий философ): "Мы можем с таким же успехом поедать человеческую плоть, как мы делаем это с мясом животных."

Порфирий (ок. 233 - между 301 и 305 н.э., древнегреческий философ): "Тот, кто воздерживается от причинения вреда живому... будет куда более осторожен, дабы не причинить вреда представителям своего вида. Тот же, кто любит собратьев своих, не несет ненависти к другим видам живых существ.
Отправлять животных на бойню и в котёл, участвуя тем самым в убийстве и не от гастрономической неизбежности, следуя естественным законам природы, а ради удовольствия и потакая демону обжорства, - чудовищн Заметка обрезана, так как ее максимальный размер превышен.

Животные - не еда.

Пусть все, что имеет жизнь, будет избавлено от страдания.
Будда

Сотнями тысяч лет тушеное мясо в горшке порождало ненависть и негодование. Это тяжело прекратить. Если ты хочешь знать причину бедствий и войн в мире, просто прислушайся к жалобным крикам, раздающимся на бойне в полночь.
Поэма китайского монаха

Животные - мои друзья, а я не ем своих друзей. Джордж Бернард Шоу

Если бы у боен были стеклянные стены, все были бы вегетарианцами.
Мы чувствуем себя лучше, лучше относимся к животным зная, что не причастны к их страданиям. Пол и Линда Маккартни

Не убий Первая из десяти заповедей в христианстве и первое из пяти правил в буддизме

Мартин Лютер Кинг научил нас быть милосердными. Мне было сказано распространить это на коров и их телят. Дик Грегори

Я не буду есть мясо, если никто не будет убивать животных, говорит мясоед. Я не буду убивать животных, если никто не будет их есть, говорит мясник.

Как вы можете есть кого-то, у кого есть глаза? Уилл Келлог

Однажды я ловила рыбу и крючок попал рыбе в глаз. Это был последний раз, когда я съела убитое создание. Дженет Баркас, редактор Grove Press.

Меня остановили. Я больше никогда не съем гамбургер. Опра Уинфри

Многие вещи повлияли на мое решение стать вегетарианцем, среди них также большее количество еды как решение проблемы мирового голода. Джон Денвер

Жестокость по отношению к животным может превратиться в насилие по отношению к людям.
Али Макгроу

Сострадание - это основа всего позитивного, всего хорошего. Если ты принесешь силу сострадания на рынок или на обеденный стол, ты сможешь сделать свою жизнь по-настоящему стоящей. Рю Макклэнахэн

Я выросла в животноводческой местности - поэтому я стала вегетарианкой . Мясо - губительно животных, окружающей среды и Вашего здоровья. К.Д. Лэнг

Всякие существа имеют равное право на жизнь.
Сан и Джайя Беар (Sun Bear and Jaya Bear)


Я бы не хотела близко знакомиться со свиньей, если бы я должна была ее съесть. Пэт Ли

Человек может быть здоровым и без убийства животных для того, чтобы их съесть. Поэтому если он ест мясо, он принимает участие в убийстве только для утоления своего аппетита. Лев Толстой

Каждый раз, когда мы заставляем страдать или убиваем другое существо, мы заставляем страдать Великую Жизненную Силу. Ши По Чи

Я занималась подводным плаванием и заметила, как ласково рыбы принимают нас в своем мире… по сравнению с той жестокостью, с которой мы принимаем их в своем. Я стала вегетарианкой. Синди Бринкман

С тех пор, как я посетил бойни южной Франции, я перестал есть мясо.
Винсент Ван Гог

Если бы какой-нибудь ребенок понял, что происходит на промышленных фермах, он бы никогда больше не притронулся к мясу. Я был так тронут умом, чувством юмора и характерами животных, с которыми я работал в фильме «Бейб», к концу съемок я стал вегетарианцем. Джеймс Кромвел

Мое терпение относительно жестокости к животным иссякло. Если мы хотим заботиться о нашей культуре, давайте начнем с того, что будем заботиться о животных, которые были для нас вьючными животными так долго. Рики Рокет

Продукты, содержащие в себе сырые или необработанные яйца, опасны для здоровья из-за угрозы заразиться сальмонеллезом. (Раньше считалось, что только поврежденное яйцо может переносить сальмонеллу… сейчас известно, что курица-наседка передает ее через яйцо.) (Гораздо больше случаев пищевых отравлений яйцами, чем мясом, рыбой или молоком). Джейн Сноу, редактор колонки о еде журнала «Beacon» ("Бекон")


Тысячи животных (сейчас уже миллиарды) убивают каждый день без тени раскаяния. Это грозит возмездием всему человечеству. Ромен Роланд

Мое уважение и сочувствие к животным распространяется и на обитателей моря - начиная с дельфинов и заканчивая рыбой и омарами. Поэтому, конечно же, мне и в голову не придет их есть. Александра Пол

Наша обязанность, как опекунов планеты, относится ко всем созданиям с добротой, любовью и состраданием. То, что животные страдают от жестокости человека - выходит за рамки понимания. Помогите остановить это безумие. Ричард Гир

Мы перестали есть мясо много лет назад. Однажды, во время воскресного обеда мы случайно выглянули из окна и увидели наших ягнят, счастливо играющих в поле. Посмотрев в свои тарелки, мы поняли, что едим ногу животного, которое еще недавно играло в поле. Мы переглянулись и сказали: «Секундочку, мы любим этих овец - они такие нежные создания! Так почему же мы едим их?» Это был последний раз, когда мы ели мясо. Пол и Линда Маккартни

Некоторые люди до сих пор хотят есть мясо… но, несмотря на это, мы согласны, что вегетарианская диета более здоровая.
Дэвид Страуд из Американского института исследования мяса.

Я часто выступаю в Конгрессе против войны во Вьетнаме и комментирую попытку членов Конгресса укрыться от реальности высказываниями типа «Мы едим много мяса, но мало ходим на бойни». Я говорил это так часто, что стал вегетарианцем». Эндрю Джейкобз, бывший Представитель от Индианаполиса.

Во всей Утопии нет мяса. Раньше было, но сейчас мы не можем даже подумать о существовании бойни. И невозможно найти никого, кто бы смог убить свинью или быка. Я до сих пор помню, как в детстве ликовал по поводу закрытия последней бойни. Г. Уэллс

«Современная Утопия»
И когда вы простираете руки ваши,
Я закрываю от вас очи Мои;
И когда вы умножаете моления ваши,
Я не слышу: ваши руки полны крови.
Омойтесь, очиститесь;
Удалите злые деяния от очей моих;
Перестаньте делать зло.
Исайя 1:11,15-16

Что бы вы не делали самому малому из моих братьев, вы делаете это мне.
Матфей 25:40

Ничто так не поможет здоровью человечества и не увеличит его шансы на выживание, как распространение идей вегетарианства. Альберт Эйнштейн

Я не сомневаюсь в том, что отказ от употребления мяса часть судьбы человечества в его постепенном исправлении. Генри Давид Торо

Мясная промышленность является причиной большего количества смертей в Америке, чем все войны этого века, природные катастрофы и автомобильные аварии вместе взятые. Если ваша позиция «настоящее мясо для настоящих людей», то вам лучше жить по-настоящему близко от больницы. Нил Д. Бернард, доктор медицинских наук

Люди часто говорят, что человечество всегда ело мясо, как будто это оправдывает продолжение этой практики. Основываясь на этой логике, мы не должны пытаться оградить людей от убийства друг друга, т.к. это тоже происходило с самых ранних времен. Исаак Сингер

Величие и моральный прогресс общества может быть измерен тем, как люди относятся к животным. Махатма Ганди

Если человек не может подавить свои человеческие чувства, он должен развивать в себе доброту по отношению к животным. Тот, кто жесток к животным, так же ведет себя и с людьми. Мы можем судить о характере человека по его отношению к животным. Иммануил Кант

Однажды мир будет смотреть на опыты над животными, как сейчас смотрит на опыты над людьми. Леонардо да Винчи

Люди - единственные охотники, которые убивают, даже когда не голодны. Стивен Спилберг


Ты думаешь, что я - один из тех заумных калифорнийских вегетарианцев, который будет говорить тебе, что ты повредишь своему здоровью, если съешь несколько кусочков бекона. Нет, я не такой. Я скажу, что у нас свободная страна и каждый может убивать себя с любой скоростью, если только твой остывший труп не будет перегораживать мне дорогу. Скотт Адамс

Если бы вы смогли или почувствовать это страдание, вы бы не думали дважды. Верните жизнь. Не ешьте мясо. Ким Бесинджер

Я долго не покупала никаких изделий из кожи. В идеале я хочу отказаться от использования всех продуктов животного происхождения, как в одежде, так и в еде. Мартина Навратилова

Сорок лет назад на съемках «Пистолетного дыма» я прочитал Священное писание. С тех пор я не ем мясо. Деннис Уивер

Пребывание в окружении животных на съемках фильма «доктор Дулиттл» тоже сделало меня вегетарианкой. Саманта Эгар

Ужасающая жестокость,с которой убивают десятки тысяч животных, усугубляется долгими перевозками по морю, железным дорогам и трассам в бойни по всему миру. Бог не одобряет любую жестокость, по отношению ли к животным или человеку. Положение животных ухудшается из-за ужасного положения тех, кто вынужден выполнять эту работу… Я верю, что эта проблема достойна серьезного рассмотрения со стороны Христианских лидеров. Миссис Бут и генерал Бремвелл Бут, Армия спасения .

Существует удивительно близкая связь между охотой на животных и охотой на людей… поимкой и линчеванием чернокожих и сжиганием евреев во время Холокоста. Авива Кантор, Ms. magazine .

Поджоги и жестокость к животным - два из трех сигналов, указывающих на то, что ребенок может стать серийным убийцей. Джон Дуглас, специалист по серийным убийцам в ФБР, прототип героя ФБР в фильме «Молчание ягнят».


Будда Шакьямуни (563-483 г. г. до н.э.):
Запомните, в будущем могут прийти те, кто под влиянием своей привязанности к мясу будут выстраивать разнообразные хитроумные аргументы в оправдание мясоедения. Как бы то ни было, употребление мяса в любом виде, любым способом, в любом месте однозначно и навсегда запрещено. Мясо же употреблять я никому не дозволял, не дозволяю и не буду дозволять впредь".

(Сурангама-Сутра)
"Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знайте же, что я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого".
(Дхаммапада)
"Употребление мяса в пищу уничтожает зерно великого сострадания".
(Махапаринирвана-Сутра)

Диоген (412-323 гг. до н.э.; греческий философ) :
"Мы можем с таким же успехом поедать человеческую плоть, как мы делаем это с мясом животных".

Плутарх (ок. 45 - ок. 127 гг. н.э., греческий историк и биограф, наиболее известен своим трудом "Сравнительные жизнеописания") :
"Я, со своей стороны, недоумеваю, какими должны быть чувства, состояние души или рассудка первого человека, когда он, совершив убийство животного, поднёс к своим губам окровавленную плоть жертвы? Как может он, расставив перед гостями на столе угощения из жутковатых трупов и мертвечины, давать имена "мяса" и "съестного" тому, что ещё вчера ходило, мычало, блеяло, смотрело вокруг? Как может зрение его сносить картину пролитой крови невинно убиенных, ободранные и изувеченные тела? Как обоняние его сносит этот страшный запах смерти, и как все эти ужасы не испортят ему аппетит, когда он жуёт плоть, исполненную болью, смакуя кровь смертельной раны.

Но как объяснить тот факт, что это безумие прожорливости и алчности толкает вас на грех кровопролития, когда кругом в избытке ресурсов, чтобы обеспечить нам безбедное существование? Что заставляет вас клеветать на Землю как неспособную обеспечить нас всем необходимым?.. Как вам не стыдно ставить на одну ступень продукт земледелия с растерзанной жертвой бойни? Воистину, среди вас заведено звать змей, леопардов и львов дикими зверями, тогда как сами вы покрыты кровью и ни в чём им не уступаете. То, что они убивают, - их единственная пища, но то, что убиваете вы, - для вас лишь прихоть, лакомство.

Однако мы едим не львов и волков в порядке возмездия и отмщения, мы оставляем их с миром. Мы ловим невинных и беззащитных, лишённых смертоносного жала или острых клыков и безжалостно убиваем их.

Но если вы убеждены, что рождены с такой предрасположенностью к плотской пище, как принято среди людей считать, то почему вы тогда сами не убиваете то, что потом пойдёт вам в пищу? Будьте последовательны и сделайте всё сами, без тесаков, дубин и топоров - как волки, медведи или львы делают это, убивая и поедая свою жертву. Загрызите быка своими собственными зубами, перегрызите горло кабану, разорвите ягнёнка или кролика на части и пожирайте их, набросившись на ещё живых, как то делают хищники. Но, если вы предпочитаете постоять в стороне, пока жертва ваша не умрёт, и терпеть не можете собственноручно отправлять кого-либо на тот свет, почему же тогда, вопреки законам Природы, вы продолжаете поедать живых существ?"
("О поедании плоти")

Овидий (43 г. до н.э. - 18 г. н.э., римский поэт):


О, смертные!
Страшитесь осквернять
Свои тела сей пищей нечестивой,
Взгляните - ваши нивы злаками полны,
И ветви древ под тяжестью плодов склонились,
Даны вам овощи и травы, что вкусны,
Когда искусной приготовлены рукою,
Богата гроздью виноградная лоза,
И мёд дарит душистый клевер.
Воистину, природа-мать щедра,
Даря нам этих лакомств изобилье,
У ней есть всё для вашего стола,
Всё..., чтоб избежать убийства и кровопролитья.

Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э., римский философ, драматург и государственный деятель) :

"Принципы избежания мясной пищи, сформулированные Пифагором, если они верны, учат чистоте и невинности; если они ложны, то, по крайней мере, они учат нас бережливости, да и велика ли будет ваша утрата, лишись вы жестокости? Я всего лишь пытаюсь лишить вас пищи львов и стервятников. Мы способны обрести наш здравый смысл, лишь отделившись от толпы, ибо зачастую сам факт поощрения большинством может служить верным признаком порочности того или иного взгляда или образа действий. Спросите себя: "Что нравственно?", а не "Что принято среди людей?". Будьте умеренны и сдержанны, добры и справедливы, навсегда отрекитесь от кровопролития".

Порфирий (ок. 233 - между 301 и 305 гг. н.э., греческий философ, автор ряда философских трактатов) :

"Тот, кто воздерживается от причинения вреда живому..., будет куда более осторожен, дабы не причинить вреда представителям своего вида. Тот же, кто любит собратьев своих, не несет ненависти к другим видам живых существ.

Отправлять животных на бойню и в котёл, участвуя тем самым в убийстве и не от гастрономической неизбежности следуя естественным законам природы, а ради удовольствия и потакая демону обжорства, - чудовищная несправедливость.

Ну разве не абсурдно, видя, как множество представителей рода человеческого живут лишь инстинктами, не обладая рассудком и интеллектом, видя и то, как многие из них превосходят в злобе, агрессии и зверствах своих самых лютых бестий, убивая детей и родителей своих, становясь тиранами и орудием тирании (не абсурд ли это?), воображать, что мы должны быть справедливыми по отношению к оным и отбросить всякое понятие о справедливости по отношению к быку, который пашет наши поля, собаке, которая охраняет нас, к тем, кто даёт молоко нашему столу и одевает тела наши в свою шерсть? Не является ли такое положение вещей более чем абсурдным и нелогичным?"
("Отказ от мясной пищи")

Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер-изобретатель и учёный) :

"Воистину человек - царь зверей, ибо какой ещё зверь сравнится с ним в жестокости".
"Мы живём за счёт убийства других: мы - ходячие могилы!"
("Леонардо да Винчи", Д.С. Мережковский)
ранних лет я избегал есть мясо и верю, что настанет время, когда люди, подобные мне, будут смотреть на убийство животного так, как они теперь смотрят на убийство человека".
("Записки да Винчи")

Мишель де Монтень (1533-1592, французский философ-гуманист, эссеист) :

"Что до меня, то я никогда не мог без содрогания смотреть на то, как невинные и беззащитные животные, не несущие в себе какой-либо угрозы и не причинившие нам никакого вреда, безжалостно преследуются и уничтожаются человеком.

В своём описании Золотого века под Сатурном Платон, помимо прочего, живописует такие качества рода человеческого, как способность общения с миром животных. Исследуя и познавая оный, человек знает все его подлинные качества, и ему ведомы существующие различия среди его представителей. Посредством этого человек обретает совершенное знание и благоразумие, живя счастливо в мире и гармонии, о которых мы можем только мечтать. Нужны ли нам иные, ещё более веские доводы, чтобы осудить людское безрассудство в обращении с братьями нашими меньшими?"
("Апология Раймонда Себонда")

Александр Поуп (1688-1744, английский поэт) :

Как роскоши развратный сон
Упадок и болезнь сменяет,
Так смерть в себе отмщение несёт,
И пролитая кровь к возмездию взывает.
Безумной ярости волна
Сей кровью рождена от века,
Спустив на род людской напасть,
Свирепейшего зверя - Человека.
("Эссе о Человеке")

Франсуа Вольтер (1694-1778, французский писатель и философ) :

"Порфирий рассматривает животных как наших братьев, потому что они так же, как мы, наделены жизнью и делят с нами жизненные принципы, чувства, понятия, память, чаяния - те же, что и мы. Человеческая речь - единственное, чем они обделены. Обладай они таковой, посмели бы мы убивать и поедать их? Станем ли мы и дальше вершить это братоубийство?"

Бенджамин Франклин (1706-1790, американский политический деятель, дипломат и крупный учёный) :

"Я стал вегетарианцем в возрасте шестидесяти лет. Ясная голова и повышенная сообразительность - так бы я охарактеризовал перемены, произошедшие во мне после этого. Мясоедение - ничем не оправданное убийство".

Жан-Жак Руссо (1712-1778, писатель и философ) :

"Как одно из доказательств того, что мясная пища несвойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают фруктам, молочным продуктам, печеньям, овощам и т.п".

Артур Шопенгауэр (1788-1860, немецкий философ) :

"Поскольку сострадание к животным столь неразрывно связано с положительными чертами человеческого характера, можно со всей уверенностью утверждать, что тот, кто жестоко обращается с животными, не может быть хорошим человеком".

Джереми Бентам (1748-1832, английский философ, экономист и правовед) :

"Придёт тот день, когда все представители животного мира обретут те неотъемлемые права, нарушить которые посмеет лишь власть тирании... В один прекрасный день мы осознаем, наконец, что количество конечностей, качество меха или строение позвоночника не есть основания, достаточные для определения судьбы живого существа. Что же ещё может служить критерием для определения той черты, которую нам не дозволено переступать? Может, это рассудок или осмысленная речь? Но тогда взрослая лошадь или собака - куда более разумное и коммуникабельное существо, нежели младенец, которому день, неделя или даже месяц от роду. Допустим даже, что реальность была бы прямо противоположной, но что это меняет, в конце концов? Вопрос ведь не в том, могут ли они рассуждать? Могут ли они говорить? Но в том, способны ли они страдать?"
("Принципы морали и законотворчества")

Перси Биши Шелли (1792-1822, английский поэт) :

"Лишь благодаря смягчению и приукрашиванию мертвой плоти в процессе кулинарной обработки, она становится пригодной к пережёвыванию и усвоению, теряя вид кровавого месива, способного вызвать лишь тошнотворный страх и отвращение. Давайте попросим активных сторонников мясоедения провести эксперимент, как то нам рекомендует сделать Плутарх: разорвать зубами живую овцу и, погрузив голову в её внутренности, утолить жажду парной кровью... И, ещё не оправившись от ужаса содеянного, пусть он прислушается к зову своей природы, который вопиет об обратном, и попробует сказать: "Природа создала меня таким, и это мой удел". Тогда и только тогда будет он до конца последовательным человеком". Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1883, американский эссеист, философ и поэт):
"Вы только что отобедали; и как бы тщательно ни была скрыта скотобойня от вашего нечаянного взора, сколько долгих миль ни разделяло бы вас - соучастие налицо".

Анни Безант (1847-1933, английский философ, гуманист и общественный деятель, активная участница освободительного движения в Индии) :

"Потребители мяса ответственны за всю ту боль и страдания, что проистекают из мясоедения и обусловлены самим фактом употребления живых существ в пищу. Не только ужасы скотобойни, но и предшествующие им пытки транспортировки, голод, жажда, нескончаемые муки страха, которые эти несчастные создания обречены сносить ради того, чтобы утолить гастрономические прихоти человека..., вся эта боль ложится тяжким бременем на род человеческий, замедляя, тормозя его прогресс и развитие..."

Лев Толстой (1828-1910, русский писатель-гуманист) :

"Это ужасно! Не те страдания и гибель живых существ, но то, как человек без нужды подавляет в себе высшее духовное начало - чувство сострадания и жалости по отношению к подобным ему живым существам - и, попирая собственные чувства, становится жестоким. А ведь как крепка в сердце человеческом эта заповедь - не убивать живое!
Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него".

Джон Харви Келлог (1852-1943, американский хирург, основатель госпиталя Батл Крик Санаториум) :

"Плоть не является оптимальным продуктом питания для человека и исторически не входила в рацион наших предков. Мясо - вторичный, производный продукт, ибо первоначально вся пища поставляется растительным миром. В мясе нет ничего полезного или незаменимого для человеческого организма, чего нельзя было бы найти в растительной пище. Мёртвая корова или овца, лежащая на лугу, называется падалью. Тот же самый труп, приукрашенный и подвешенный в мясной лавке, проходит по разряду деликатесов! Тщательное микроскопическое исследование покажет лишь минимальные различия между мертвечиной под забором и мясной тушей в лавке или же полное отсутствие таковых. Обе кишат болезнетворными бактериями и источают гнилостный запах".

Джорж Бернард Шоу (1856-1950, английский драматург и критик) :

"Почему вы призываете меня к ответственности за то лишь, что я предпочитаю есть скромно? Вам, скорее, следовало бы сделать это, разжирей я на обожжённых трупах
животных".
"Когда человек хочет убить тигра, он называет это спортом; когда тигр хочет убить человека, тот называет это кровожадностью".
"Животные - мои друзья..., и я не ем моих друзей".
"В моём завещании я высказал свою волю относительно организации моих похорон. Похоронная процессия будет состоять не из траурных экипажей, а из вереницы быков, овец, свиней, стаек птиц и маленького передвижного аквариума с рыбками. На всех присутствующих будут одеты белые шарфы в знак уважения к человеку, который канул в вечность и при жизни не поедал своих собратьев".
"Задумайтесь о той невероятной энергии, что заключена в жёлуде! Вы зарываете его в землю, и он выстреливает могучим дубом. Закопайте овцу, и вы не получите ничего, кроме гниющего трупа".

Элла Уилер Уилкокс (1853-1919, американская поэтесса и новеллистка) :

Я - голос тысяч тварей бессловесных,
Через меня немые будут говорить,
И до ушей глухого к их страданьям мира
Я правду скорбную стараюсь доносить.
Мы рождены одною высшей волей:
И птаха воробей, и человек - природы царь.
Всевышний равно наделил душою
Пернатую, мохнатую и всякую иную тварь.
И я стою на страже наших братьев
Глашатаем Природы - птиц, зверей.
Вести я буду этот бой неравный,
Пока не станет этот мир добрей.

Рабиндранат Тагор (1861-1941, индийский бенгальский поэт, Нобелевский лауреат) :

"Мы в состоянии поглощать плоть лишь потому, что мы не думаем в этот момент о том, сколь жестоки и греховны деяния наши. Существует множество преступлений, которые являются таковыми лишь в контексте человеческого общества, преступлений, противоправность которых - лишь в отступлении от общепринятых норм, обычаев и традиций. Жестокость не относится к таковым. Это фундаментальный грех, зло, и к нему неприменимы споры или толкования. Если только мы не позволим нашему сердцу загрубеть, оно убережёт нас от жестокости, его зов всегда ясно слышен; и, тем не менее, мы продолжаем творить жестокости снова и снова, делая это легко, радостно, все мы - сказать по правде. Тех же, кто не присоединятся к нам, мы спешим назвать странными чудаками не от мира сего...

И если даже после того, как жалость всё же пробудилась в наших сердцах, мы предпочитаем глушить наши чувства ради того лишь, чтобы не отстать от остальных в их охоте за всем живым, мы тем самым оскорбляем всё то доброе, что теплится у нас внутри. Я избрал для себя вегетарианский образ жизни".

Дзэнский Мастер Иккю:


"Спасенье птиц, зверей, включая нас самих, - вот цель религиозных практик Шакьямуни".

Морис Метерлинк (1862-1949, бельгийский драматург, эссеист и поэт):
"Если только однажды человек осознает возможность обходиться без мясной пищи, это будет означать не только фундаментальную экономическую революцию, но и заметный прогресс в морали и нравственности общества".

Герберт Уэллс (1866-1946, английский новеллист и историк) :

"В мире Утопии нет такой вещи, как мясо. Раньше - да, но теперь даже сама мысль о скотобойнях невыносима. Среди населения, которое поголовно образованно и примерно одного уровня физического совершенства, практически невозможно найти кого-либо, кто возьмётся разделать мертвую овцу или свинью. Мы так и не разобрались до конца в гигиеническом аспекте употребления мяса. Другой, более важный аспект, решил всё. До сих пор помню, как ещё ребёнком я радовался закрытию последней скотобойни".
("Современная Утопия")

Мохандас Ганди (1869-1948, лидер и идеолог индийского национально-освободительного движения, видный общественный и политический деятель) :

"Показателем величия нации и уровня нравственности в обществе может служить то, как её представители обращаются с животными.
Я не рассматриваю плоть умерщвленных животных как необходимую для нас пищу. Напротив, я убеждён в том, что для человека неприемлемо употреблять мясо в пищу. Мы заблуждаемся в своих попытках копировать низших животных, на деле превосходя их в развитии.
Единственный способ жить - это давать жить другим.

Защита коров для меня является одним из самых замечательных явлений во всей человеческой эволюции, так как это выводит человека за рамки особей своего вида. Корова для меня символизирует весь животный мир. Человек через корову призван понять своё единство со всем живым... Корова - это песнь жалости... Защита коров символизирует защиту всех немых тварей господних... Мольба стоящих ниже нас на ступенях эволюции бессловесна, и в этом её сила".

Альберт Швейцер (1875-1965, известный врач-миссионер, внесший значительный вклад в развитие здравоохранения в Африке, теолог, музыкант, лауреат Нобелевской премии мира за 1952 г.) :

"Когда какое-либо животное насильно принуждается служить человеку, страдания, которые оно испытывает в результате этого, являются нашей общей проблемой. Никто, коль скоро он в силах предотвратить это, не должен попустительствовать боли и страданию, за которые он не хочет нести ответственность. Никто не должен самоустраняться от проблемы, думая, что это не его ума дело. Никто не должен уклоняться от бремени ответственности. До тех пор, пока существует повальное жестокое обращение с животными, пока стоны голодных и мучимых жаждой существ доносятся незамеченными из железнодорожных вагонов, пока на скотобойнях царит жестокость, и столько животных встречают ужасную смерть от неумелых рук на наших кухнях, до той поры, пока животные вынуждены сносить неописуемые муки от бессердечных людей или служить объектом жестоких игр наших детей, до тех пор все мы виновны и вместе несём бремя ответственности за всё происходящее".

"Добро - поддерживает и лелеет жизнь. Зло - уничтожает и препятствует ей".
"Человека можно назвать нравственным только тогда, когда он следует лежащему на нём долгу оберегать всё живое, что он в состоянии защитить, и когда он идёт своей дорогой, избегать, насколько это возможно, причинять вред живому. Такой человек не задаётся вопросом, насколько та или иная форма жизни заслуживает симпатии к себе или насколько она способна чувствовать. Для него священна жизнь как таковая. Он не сломает сосульку, что сверкает на солнце, не сорвёт лист с дерева, не тронет цветок и постарается не раздавить ни одно насекомое при ходьбе. Если он работает летним вечером при свете лампы, он, скорее, закроет окно и будет работать в духоте, нежели наблюдать, как один за другим мотыльки падают на его стол с опалёнными крыльями".

"Тот факт, что животные, будучи немыми жертвами столь многих опытов, своей болью и мучениями сослужили великую службу страдающему человеку, подразумевает наличие некоей новой и уникальной связи, солидарности между нами и животным миром. Результатом этого является и новая, ложащаяся на всех нас ответственность творить добро всем живым существам, при всех обстоятельствах, настолько, насколько это в наших силах. Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, всё, что я делаю, - это лишь попытка искупить хоть часть той вины, что лежит на нас за все эти злодеяния против братьев наших меньших".
("Цивилизация и Этика")

Альберт Эйнштейн (1879-1955, физик-теоретик) :

"Я считаю, что вегетарианская диета, хотя бы благодаря ее чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, должна в высшей степени благотворно сказаться на судьбе человечества.
Ничто не принесет такой пользы человеческому здоровью и не увеличит шансы сохранения жизни на Земле, как распространение вегетарианства".

Франц Кафка (1883-1924, известный австрийско-чешский писатель) :

"Теперь я могу смотреть на вас спокойно: я вас больше не ем".
(Так сказал писатель, любуясь рыбками в аквариуме.)

Прасад Раджендра (1884-1963, первый президент Республики Индия) :

"Любой интегрированный взгляд на жизнь как единое целое неизбежно выявит взаимосвязь между тем, что индивид ест, и тем, каково его отношение к окружающим. Путём дальнейшего размышления (не столь уж и фантастичного) мы придём к заключению, что единственным способом избежать водородной бомбы будет уход от того базового состояния ума, что породило эту бомбу, и единственным способом избежать этой ментальности будет являться развитие уважения ко всему живому, всем формам жизни, при любых обстоятельствах.
И всё это - лишь ещё один синоним вегетарианства".

Герберт Шелтон (1895-1985, известный американский врач-натуропат) :

"Людоеды выходят на охоту, выслеживают и убивают свою жертву - другого человека, затем жарят и едят его, точь-в-точь как поступили бы они с любой иной дичью. Не существует ни единого факта, ни единого аргумента в оправдание мясоедения, которые нельзя было бы употребить и в оправдание каннибализма".
("Совершенное питание")

Айзек Башевис Зингер (1904-1991, писатель, Нобелевский лауреат) :

"...Воистину, при сотворении мира Всевышнему пришлось притушить на время свет Сияния своего; известно, что не существует свободы выбора без страданий. Но поскольку животные не наделены свободой выбора, почему они-то должны страдать?"

Cева Новгородцев (1940, радиоведущий BBC) :

"Попал под дождь - вымок. Угодил в грязь - испачкался. Выпустил вещь из рук - она упала. По таким же непреложным, только невидимым законам человек обретает то, что на санскрите называют кармой. Каждый поступок и мысль определяют дальнейшую жизнь. И все - куда хочешь, туда и двигай, к святым или крокодилам. В святые мне не попасть, но и в крокодилы не хочется.
Я - где-то посередине. Мяса не ем с 1982 года, запах его со временем стал противен до мерзости, так что сосиской вы меня не соблазните".
(Специально для "Пищи для размышлений")

Пол Маккартни (1942, музыкант) :

"Сегодня на нашей планете очень много проблем. Мы слышим много слов от бизнесменов, от правительства, но, похоже, они ничего не собираются с этим делать. Но Вы сами можете коечто изменить! Вы можете помочь окружающей среде, можете помочь прекратить жестокое обращение с животными и вы можете улучшить свое здоровье. Все, что вам нужно сделать, - это стать вегетарианцем. Так что подумайте об этом, это отличная идея!"

Михаил Николаевич Задорнов (1948, писатель) :

"Я видел, как женщина ест шашлык. Эта же женщина не может смотреть, как забивают барашка. Я считаю это лицемерием. Когда человек видит явное убийство, он не хочет быть агрессором. Вы видели бойню? Это как ядерный взрыв, только ядерный взрыв мы можем заснять, а здесь - лишь чувствуем выход страшнейшей отрицательной энергии. Это ужаснет самого последнего обывателя. Я считаю, что человек, который стремится к самосовершенствованию, должен начинать с питания, я бы даже сказал, с философии, но не каждому это дано. Сейчас мало найдется людей, способных начать с философии и прийти к заповеди "не убий", поэтому правильно будет начать с еды; через здоровую пищу очищается сознание и, следовательно, меняется философия".

Натали Портман (1981, актриса) :

"Когда мне было восемь лет, отец взял меня на медицинскую конференцию, где демонстрировали достижения лазерной хирургии. В качестве наглядного пособия использовали живую курицу. С тех пор я мяса не ем".

Животные - мои друзья... и я не ем моих друзей.

Зачем требовать от меня отчет, почему я питаюсь, как порядочный человек? Если бы я поедал обожженные трупы невинных существ, вы не имели бы основания спросить меня, почему я так поступаю?

Я не ем мясо, рыбу, птицу.
Сегодня не играет большой роли, что люди едят или пьют, потому что они не работают на пределе своих возможностей ни количественно, ни качественно.

Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но тем, что человек понапрасну подавляет в себе высшее духовное сокровище - сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестокими.

Люди – это единственные животные, которых я панически боюсь.

Самый тяжкий грех перед братьями нашими меньшими – это не ненависть к ним, а равнодушие. В этом и состоит суть бесчеловечного.

Мы молим Бога озарить наш путь:
"Даруй нам свет, о всеблагой Господь!"
Кошмар войны нам не дает уснуть,
Но на зубах у нас животных мертвых плоть.

Когда семидесятилетнего Бернарда Шоу спросили о его самочувствии, то он ответил:
"Прекрасно, прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая,что я умру, потому что не ем мяса".
Когда же к девяностолетнему Шоу обратились с тем же вопросом, он отвечал: "Прекрасно. Больше меня никто не беспокоит. Все врачи, которые мучили меня, утверждая, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли ".

*Однажды Шоу спросил свою экономку Элис, достаточно ли у нее денег, чтобы оплатить предъявленные счета.
- Да, - ответила Элис, - я обменяю ваши чеки в мясной лавке, мне хватит.
- Что-о-о? В мясной лавке? – закричал Шоу -, вы знаете, что я не ем мяса и не желаю, чтобы к моим чекам прикасался мясник! Прекратите это навсегда. Я лучше открою вам счет в банке.

В моём завещании я высказал свою волю относительно организации моих похорон. Похоронная процессия будет состоять не из траурных экипажей, а из вереницы быков, овец, свиней, стаек птиц и маленького передвижного аквариума с рыбками. На всех присутствующих будут одеты белые шарфы в знак уважения к человеку, который канул в вечность и при жизни не поедал своих собратьев.

Задумайтесь о той невероятной энергии, что заключена в жёлуде! Вы зарываете его в землю, и он выстреливает могучим дубом. Закопайте овцу, и вы не получите ничего, кроме гниющего трупа.

Мне по вкусу вегетарианский образ жизни, вот уж полвека он источник моей молодости. Но этим я не хочу сказать, что каждый, кто ест капусту и свеклу может сравняться с неким Бернардом Шоу. Это было бы чересчур оптимистично…

Об опытах на животных (вивисекции):

Зверства не перестают быть зверствами, если они творятся в лабораториях и называются медицинскими экспериментами.

Единственные знания, которых мы лишаемся, запрещая жестокость, это знания о том, что такое жестокость, полученная из первых рук, то есть именно те знания, от которых гуманные люди хотели бы быть избавленными.

- …Вы определяете, оправдан ли эксперимент, просто показывая его практическую пользу. Разница – не между полезными и бесполезными экспериментами, а между варварским и цивилизованным поведением. Вивисекция – социальное зло, потому что даже если она двигает вперед знания человечества, она делает это за счет подавления гуманности у человека.

Нельзя искать знания преступными способами, точно так же, как нельзя преступными способами добывать деньги.

Не возражал бы против того, что Галилей бросал пушечные ядра с вершины Пизанской башни, но стал бы возражать, если бы Галилей захотел оттуда сбросить двух собак или американских туристов.

Убежден, что существует 50 способов установить любой факт, и только два или три из этих способов безнравственны, и тот, кто намеренно выбирает такие способы, не только моральный, но и умственный урод; потому что смешно ожидать, что экспериментатор, совершающий дьявольски жестокие поступки ради того, что он называет Наукой, не солжет о результатах; что ни один вивисектор никогда не примет заключения, сделанные другим вивисектором и не откажется еще от одной серии вивисекций, чтобы опровергнуть их; что любой дурак может проводить вивисекцию и прославиться, написав статью, описывающую, что произошло. Лаборатории заполонили охотники за славой, которые не знают ничего такого, что нельзя выяснить, спросив у любого полицейского, за исключением того, что им знать не следует (например, ощущения убийцы); и так как эти вивисекторы вытесняют гуманных научных работников из институтов и дискредитируют их, они полностью используют все имеющиеся в наличии пожертвования, не оставляя ничего для серьезного исследования.

У меня была слабость к непризнанным методам лечения. Как только я узнавал про «самое последнее» (в медицине), я тотчас же выставлял свою кандидатуру в качестве подопытного кролика. Моя известность делала из меня интересного пациента, но медицинского интереса мой случай не представлял…

Общественность одобряет вивисекцию в основном потому, что вивисекторы утверждают, будто это приносит людям огромную пользу. Я не допускаю ни единой мысли о том, что такие доводы могут быть состоятельны даже если они будут доказаны.

Вивисекция стала сейчас настолько обыденным явлением, как убой скота, казнь через повешение или телесные наказания; многие люди, которые занимаются этим, делают так только потому, что это является частью профессии, которую они избрали. Они не получают от этого удовольствие, они просто преодолели естественное отвращение и стали равнодушны к этому, так как люди всегда становятся равнодушны к тому, что они делают достаточно часто. Именно опасная сила привычки так мешает убедить человечество, что любая, укоренившаяся традиция берет начало в увлечении. Когда обыденное дело появляется через увлечения, вскоре тысячи людей всю жизнь будут заниматься им. Точно так же многие люди, не будучи жестокими и отвратительными, делают жестокие и отвратительные вещи, потому что обыденное явление, с которым они сталкиваются каждый день, по сути своей жестоко и отвратительно.

Но когда защитник этой точки зрения начинает с утверждения, что во имя науки всеми обычными этическими нормами (в том числе говорить правду), можно пренебречь, что должен подумать об этих доводах разумный человек?

Я скорее солгу пятьдесят раз под присягой, чем буду мучить животное, которое дружески лизало мне руки.

Если бы даже я и мучил собаку, у меня бы не хватило наглости обернуться и спросить, как кто-то может подозревать такого достойного человека в том, что я говорю неправду.

Надеюсь, что разумные и гуманные люди ответят, что достойные люди не ведут себя недостойно даже по отношению к собакам.

Если невозможно получить какие-либо знания, не мучая собаку, необходимо обойтись без этих знаний.

Если смотреть с точки зрения этики вивисектора, придется не просто разрешить проводить эксперименты на людях, но и сделать это первым долгом вивисектора. Если можно принести в жертву морскую свинку, потому что это позволит узнать немного больше, то почему бы тогда не принести в жертву человека, потому что это позволит узнать гораздо больше?

*Мы не утратили веру, но перенесли её с Бога на медицину.

*Шарлатан - это лжеврач, отправляющий вас на тот свет, тогда как настоящий врач дает вам умереть своей смертью.

О цирках с животными

Общественное возбуждение в связи с дрессированными животными для меня дело не новое, и я не могу понять, почему животные либо не сговорятся между собой и не изведут человеческий род, как мы изводим тигров, или же в отчаянии не покончат самоубийством.

Дрессировщиков ученых собачек нужно расстреливать на месте: самые их лица выдают куда красноречивее, чем их хлысты и их обращения с несчастными тварями.

Когда дама-укротительница хлещет львов, я каждый раз надеюсь, что они разорвут ее на части и каждый раз мои надежды не оправдываются.
Томящиеся в неволе птицы и тигры производят впечатление более тягостное, чем узники Бастилии в старинных балладах.

Я никогда не был высокого мнения о смелости дрессировщиков львов. Внутри клетки они, по крайней мере, защищены от людей.

Об охоте

Когда человек хочет убить тигра, это называется спорт, Когда тигр убивает человека, это называется кровожадностью.



Вверх