Загадка туринской плащаницы. Разгадка тайны Туринской плащаницы: полотно настоящее

Кандидат физико-математических наук В. СУРДИН.

Уже столетия этот невзрачный кусок ткани не дает покоя верующим и неверующим, ученым и священнослужителям, журналистам и криминалистам. Время от времени вспыхивают споры о том, что же такое на самом деле туринская плащаница - христианская святыня или подделка? Нерукотворное произведение или полотно художника? Никто не сомневается, что это документ эпохи, но не ясно - какой именно? Высказываются сомнения: можно ли восстановить истинную историю предмета? Журнал «Наука и жизнь» уже не раз обращался к этой теме (см. № 12, 1984 г.; № 3, 1989 г.; № 5, 1996 г.). Споры не стихают; в них участвуют не только богословы, но и ученые. Предлагаем вниманию читателей статью (с небольшими сокращениями и изменениями) из бюллетеня «В защиту науки», издаваемого комиссией по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Туринская плащаница. Негативное изображение, полученное фотографическим способом, выглядит как позитив.

Изображение головы на позитивном фото (справа) и на негативном снимке (слева).

Фотография одного из предполагаемых пятен крови на плащанице (справа).

Подготовка плащаницы к выставке 1998 года.

Таб. 1. Результаты датирования Туринской плащаницы.

Еще несколько лет назад я даже не догадывался о грандиозном масштабе дискуссии, развернувшейся вокруг Туринской плащаницы. Все это было очень далеко от моей профессии - астрономии. Но, как выяснилось, в фокусе Туринской плащаницы скрестились не только исторические и богословские, но и научные проблемы. В этой статье я вкратце расскажу о них, а также о некоторых историко-детективных эпизодах, сопровождающих научное расследование данного феномена.

ЗАГАДОЧНОЕ ПОКРЫВАЛО

В итальянском городе Турине, в церкви Святого Иоанна, хранится кусок полотна длиной 4,36 м и шириной 1,09 м, в который, по преданию, был завернут Иисус Христос после снятия с креста. Ткань будто бы пропитана пыльцой и вроде бы обрисовывает слабые контуры цветов, листьев и других частей растений. На ткани имеются два однотонных красновато-коричневых изображения человека (вид спереди и сзади). Без сомнения, изображен мужчина ростом около 1,8 м. Судя по ранам на голове, руках и ногах, можно заключить, что он перенес распятие на кресте. Характер изображенных ран позволяет предположить, что на мужчину надевали венок из веток с колючками, что его били палками и плетьми, пронзили копьем бок. Все эти пытки, согласно Новому Завету, вынес Иисус.

В течение столетий полотно было собственностью Савойской династии. Наиболее ранние сведения о нем датируются приблизительно 1350 годом: есть письменное свидетельство, что обладателем полотна был французский рыцарь Жофруа де Шарни, участвовавший в Крестовых походах. В 1453 году его внучка, Маргарет де Шарни, продала покрывало Луи и Анне Савойским, которые сначала держали его в Шамбери, а затем в Пьемонте. В 1532 году при пожаре покрывало было повреждено расплавленным серебром. В 1578 году оно было перевезено туда, где хранится поныне, - в Турин. В 1983 году, после смерти последнего короля Италии Умберто II, плащаница перешла во владение католической церкви.

Загадочное полотно вызвало недоверие уже в то время, когда его впервые предъявили общественности. Это произошло в 1355 году, когда Жофруа де Шарни передал плащаницу для показа публике в приходе Лире, к юго-востоку от Парижа. Вскоре это местечко наводнили паломники. В честь события были изготовлены специальные медальоны.

О сомнениях в подлинности плащаницы свидетельствуют архивные документы, собранные французским священником Улиссом Шевалье и опубликованные в 1900 году в сочинении «Критическое исследование происхождения святой плащаницы из Лире-Шамбери-Турина». В них говорится, что существовал художник, создавший загадочное полотно, и что хозяин покрывала не смог привести правдоподобных сведений о том, как приобрел плащаницу. Приводится и такой факт: в 1389 году французский епископ Пьер Дарси докладывал папе, что церковь наживается на покрывале, нарисованном «хитрым способом».

КТО ИЗОБРАЖЕН НА ПОЛОТНЕ?

В XX веке плащаница несколько раз выставлялась для публичного обозрения; последние ее показы проводились в 1978, 1998 и 2000 годах. После выставки 1978 года был разрешен ограниченный доступ исследователей к плащанице. Тогда группа ученых, в основном из США, произвела первое всестороннее обследование реликвии. Был сделан вывод, что на плащанице изображена реальная фигура человека, подвергнутого избиению плетьми и распятию на кресте. Отмечалось, что пятна крови содержат гемоглобин. Для верующих в историческую подлинность плащаницы это стало мощным аргументом «за».

Однако католическая церковь никогда не делала официального заявления по поводу подлинности Туринской плащаницы. Во время публичного показа плащаницы в Турине 24 мая 1998 года папа Иоанн Павел II сказал: «Плащаница бросает вызов нашему интеллекту. Она открывает свой сокровенный посыл только тем, кто наиболее близок ей своим смиренным и в то же время живым умом. Ее таинственное свечение ставит вопросы о происхождении и жизни исторического лица - Иисуса из Назарета. И так как это не имеет никакого отношения к вопросам веры, то церковь не может взять на себя смелость и ответить на них. Она доверяет науке задачу исследования того, что же случилось с полотном, в которое, по преданию, было завернуто тело нашего Спасителя. И церковь при этом настаивает, чтобы результаты исследования плащаницы были представлены общественности. Она предлагает ученым работать с чувством внутренней независимости и в то же время со вниманием к чувствам верующих».

Однако многие верующие относятся к Туринской плащанице как к святой реликвии. К выставке 1998 года было опубликовано несколько книг, авторы которых старались доказать подлинность покрывала в смысле его причастности к биографии Христа. Эти исследователи называют плащаницу словом «синдон», а себя - синдонологами. «Синдон» - слово греческого происхождения, изначально означавшее кусок ткани, который можно использовать и как плащаницу, что отличает ее от лицевого платка для вытирания пота. (Другое толкование этого названия - по предполагаемому месту происхождения плащаницы, которое называлось Сидон.) Среди сторонников подлинности плащаницы основную роль играет группа STURP (Shroud of Turin Research Project - проект исследования Туринской плащаницы) из США, созданная в 1970-х годах Джоном Джексоном и Эриком Джампером.

Синдонологи считают, что после снятия с креста Иисуса положили на покрывало, в которое затем и завернули. Поэтому контур тела отпечатался на холсте. Профессор теологии из Зальцбурга Вольфганг Вальдштейн предлагает другое объяснение. Он утверждает, что Христос «оставил своей церкви образ: поскольку тогда не существовало фоторепортеров, он сотворил чудо. В момент своего воскрешения в пасхальное утро он произвел вспышку света, вспышку огромной энергии».

Для доказательства того, что на покрывале изображен именно Иисус Христос, синдонологи ссылаются на большое количество признаков, которые согласуются с библейскими сведениями. Поклонники плащаницы также указывают на другие предметы с изображением Христа, которые существовали до XIV века: монеты, медальоны... Они убеждены: сходство изображенных ликов Христа доказывает, что еще до XIV века Туринская плащаница использовалась как оригинал для изготовления монет и других произведений искусства.

Однако скептики с этим не согласны. Если внимательно приглядеться, говорят они, то сходство старинных изображений Христа с отпечатком на плащанице не так уж велико. Единственное совпадение состоит в том, что везде изображен длинноволосый, бородатый мужчина. Кроме того, возникает вопрос: а не было ли само покрывало создано по какому-либо художественному оригиналу? Иными словами, все совпадения можно объяснить общностью традиций и стремлением к их сохранению. Еще великий теолог Августин жаловался, что нет никакой возможности узнать, как выглядел Иисус. С течением времени представление художников об облике Христа менялось. До III века Иисуса изображали с короткими волосами и без бороды. И только позже появились изображения бородатого, длинноволосого Христа. Изображение на Туринской плащанице довольно точно соответствует традициям искусства XIV века. Тот факт, что в то время были модны одноцветные изображения, усиливает предположение о том, что здесь мы имеем дело с работой художника.

Разумеется, искусствоведческий анализ - дело тонкое и неоднозначное. Тем не менее такой анализ был проведен итальянской комиссией, созданной в 1973 году. Она пришла к заключению, что это «работа художника». Искусствоведы считают, что внешний вид изображения на плащанице соответствует представлениям, принятым после 1300 года. С ними соглашаются историки; они отмечают, что в библейские времена евреи хоронили своих покойников со скрещенными на груди руками. Руки, сложенные на гениталиях, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с XI века и были уступкой стыдливости того времени. Покойников во времена Христа хоронили голыми, обрезанными и бритыми, что тоже не соответствует изображению на плащанице.

ТЕХНИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Вопрос о том, как получено изображение, безусловно, важнейший. Исследования в этом направлении начались более ста лет назад. Член городского совета Турина, адвокат и фотограф-любитель Секондо Пиа сфотографировал 28 мая 1898 года туринское полотно с помощью камеры на пластинки размером 50(60 см. Проявляя пластинки в фотолаборатории при красном свете, он заметил ошеломляющий эффект: на негативе все детали были видны гораздо отчетливее, чем на позитиве. Сам негатив выглядел как позитивный снимок, что говорит о том, что изображение на плащанице как раз и является негативом. Многие современники не доверяли Пиа и считали молодое фотоискусство шарлатанством. Но в наши дни открытие Пиа служит у синдонологов основным аргументом сверхъестественности плащаницы.

Эффект негатива можно объяснить и не привлекая сверхъестественные силы. Техника рисования, известная как «негативное изображение», использовалась в Средние века. Каждый знает, что если к монете прижать бумагу и потереть ее карандашом, то можно получить «негатив» монеты. Если как «позитив» использовать барельеф (или же реальное человеческое тело), то получение такого изображения существовавшими тогда средствами выглядит вполне вероятным. Однако изображение на Туринской плащанице не является подлинным негативом. Если бы это был настоящий негатив, то темные волосы и кровь должны были выглядеть на негативе светлыми.

Кроме того, если принять гипотезу, что Туринская плащаница действительно зафиксировала подлинное тело Христа, то в глаза бросается ряд нелепостей:

Когда покрывало лежит на теле человека, оно прилегает к поверхности тела. Следовательно, если снять и разложить покрывало, привычные пропорции тела будут на изображении искажены. Например, отпечаток на той части, которая обволакивает лицо, будет шире лица, каким мы видим его спереди. Но на плащанице нет таких искажений;

Совершенно отсутствуют пустые места, которые должны появляться из-за складок. Изображение слишком гладкое для того, чтобы быть подлинным;

Отпечаток окровавленных ступней на покрывале геометрически не соответствует положению ног. Ступни лежащего человека обычно направлены пальцами вверх, а здесь ступни подошвами стоят на покрывале, и тогда колени должны быть согнуты;

Волосы человека, изображенного на Туринской плащанице, не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах;

Руки и пальцы различной длины; так, одна рука на 10 см длиннее другой;

Кровь течет так, как это бывает на картинах второразрядных живописцев: по небольшой канавке, и не сворачивается, что было бы естественно. Тот, кому хоть раз попадала кровь на одежду, знает, какие при этом образуются пятна. Со временем они чернеют. А «кровь» на покрывале все еще красная.

В книге «Иисус умер не на кресте» (1998) журналисты Э. Грубер и Х. Керстен попытались привести экспериментальные доказательства того, что изображение могло быть получено методом «выпаривания». Керстен, побывав в сауне, намазался маслом и лег под полотняное покрывало. Появился отпечаток одной стороны его тела, однако без черт лица. Судя по фотографиям, приведенным в книге, на отпечатке ясно видно, что он снят с трехмерного оригинала, например, заметно определенное расширение в области бедер. На Туринской плащанице признаков «трехмерности» нет.

КРОВЬ ИЛИ КРАСКА?

Этот вопрос многие считают важнейшим, однако он же и наиболее запутанный. Два химических анализа ткани и вещества на ней были предприняты с согласия католической церкви еще в 1970-е годы. Первый анализ провела итальянская комиссия в 1973 году и пришла к заключению, что это «работа художника». На ткани обнаружили красноватое гранулированное вещество. Все специальные тесты на кровь дали отрицательный результат.

Во время проведения второго анализа, в 1978 году, эксперты наложили 32 клеевые полоски на покрывало и затем осторожно их содрали: 14 полосок были взяты из областей плащаницы, расположенных вокруг изображения Иисуса, 12 полосок приклеены к самому изображению, а 6 - на «кровавые» пятна. Полоски разрезали на две части, и один набор отдали микроаналитику Уолтеру МакКрону, а другой - Рею Роджерсу, которые исследовали частички вещества и волокна покрывала, прилипшие к полоскам.

МакКрон не обнаружил следов крови. Зато ему удалось найти окись железа (железистую охру) и киноварь. Этот второй компонент старые мастера получали из сернистой ртути и использовали как алый пигмент. Железистая охра присутствует только в области самого изображения, и ее нет в контрольных областях покрывала. А краска из сернистой ртути встречается исключительно в «кровавых» областях. Тот факт, что в живописи XIII и XIV веков киноварь часто использовалась для изображения крови, усиливает предположение о покрывале как о произведении искусства. Все это укрепило МакКрона во мнении, что покрывало побывало в мастерской художника. Но поскольку он считал возможным античное происхождение покрывала, то сделал вывод, что краску использовали дополнительно для более выразительной реставрации пожелтевших пятен, оставленных телом на покрывале. В своей книге «Судный день Туринской плащаницы», вышедшей в 1999 году, МакКрон приводит следующий курьезный случай: его жена, тоже исследователь, изучала клеевую полоску с одной старой французской картины. Результаты ее анализа оказались так похожи на результат анализа плащаницы, что МакКрон вначале предположил, что жена случайно перепутала в лаборатории свои полоски с полосками с плащаницы. Ведь исследуемая картина была как раз из той страны, где в XIV веке внезапно появилась Туринская плащаница. Факты постепенно склонили МакКрона к мысли, что плащаница - искусственное изделие.

Однако работы по химическому анализу плащаницы продолжались: Виктор Трион из Техасского университета в 1998 году заявил, что обнаружил кровь на Туринской плащанице. Ранее об этом же заявляли Алан Адлер и Джон Геллер, члены группы STURP. Фактически они представили доказательства наличия железа и белка на ткани. Но эти субстанции входят в состав темперы, водорастворимой краски, при изготовлении которой использовали яичные желтки и железосодержащие пигменты. Решающим здесь является то обстоятельство, что на ткани не удалось найти никаких других существенных составляющих крови, например калия, которого в крови в три раза больше, чем железа. Правда, позже появились сообщения, что на покрывале найдены следы ДНК. Наличие ДНК может, конечно, свидетельствовать в пользу наличия крови, но это очень слабый свидетель. После того как столько людей на протяжении столетий имели дело с покрывалом, было бы чудом, если бы на нем не осталось никаких следов прикосновения человека.

Думаю, вы согласитесь со мной, что история исследований туринского покрывала захватывает как истинный детектив. В ней скрестились тончайшие научные методики физиков, биологов и даже ботаников: исследуются ткань, красители и мельчайшие частицы цветочной пыльцы, застрявшие в нитях ткани и способные указать маршрут путешествия полотна. Из огромного количества публикаций сложно выделить надежные и непредвзятые, поскольку на исследования влияет напряжение, связанное со столкновением интересов фанатиков и ученых, церкви и науки. Изложенное выше - лишь малая часть того, что я узнал о Туринской плащанице за короткое время моего к ней интереса. Любой, кого привлекают подробности ее истории, без труда найдет их в литературе. А если воспользоваться Интернетом и набрать в поисковой системе два слова - «Туринская плащаница», то компьютер обрушит на вас мегабайты информации. Цель этой моей статьи в ином...

При первом же знакомстве с «туринской проблемой» я, как нормальный выпускник физфака МГУ, сразу же спросил себя: «Неужели нельзя объективно измерить возраст полотна и таким образом попытаться единым махом решить проблему фальсификации? Если полотну не 2000 лет, то никакой связи с библейскими историями у него нет - это подделка. А если ему 2000 лет, то это действительно уникальный исторический памятник, достойный внимания и глубокого изучения». Задав себе этот вопрос, я быстро обнаружил, что не один я «такой умный»: именно проблема возраста туринского полотна считается сейчас важнейшей и привлекает внимание как серьезных, так и не вполне серьезных ученых.

ВОЗРАСТ ПОЛОТНА

Современные научные методы предлагают много способов датировки исторического памятника: физико-химический, археологический, искусствоведческий, теологический (соотнесение библейских текстов с изображением на полотне) и другие. Но мне, как естествоиспытателю, наиболее надежным кажется именно физико-химический радиоуглеродный метод, основанный на распаде радиоактивного изотопа углерода и давно принятый на вооружение историками и археологами. Суть его такова. В земной атмосфере атомы углерода присутствуют в виде трех изотопов: 12 С, 13 С и 14 С. Легкие изотопы 12 С и 13 С стабильны, а тяжелый изотоп 14 С радиоактивен, время полураспада составляет 5730 лет. Однако его содержание в атмосфере Земли сохраняется приблизительно постоянным (один атом 14 С на 1000 млрд атомов 12 С), поскольку изотоп 14 С постоянно образуется в атмосфере из атомов азота под действием космических лучей. Растения, животные и другие организмы, поддерживающие газовый обмен с атмосферой, усваивают 14 С и при жизни содержат его примерно в той же пропорции, что и земная атмосфера. Но когда организм умирает, его обмен с атмосферой прекращается, 14 С больше не поглощается тканями и его содержание начинает медленно уменьшаться в результате радиоактивного распада. Если измерить в образце соотношение 14 С и 12 С, то можно определить возраст образца, точнее, время, прошедшее с момента его смерти. Чем меньше осталось атомов 14 С, тем старше объект.

Разумеется, детальная технология применения метода не так проста. В принципе, если бы было известно первоначальное содержание 14 С, можно было бы прямо вычислить возраст образца, исходя из закона радиоактивного распада. Но сначала следует убедиться, что образец не загрязнен более поздним углеродом. Затем нужно учесть, что атмосферное содержание 14 С колеблется, поскольку жесткое космическое излучение непостоянно; к тому же имеются переменные источники углерода (например, вулканы, а в современном мире - сжигание угля и нефти), влияющие на относительное содержание 14 С. Чтобы избавиться от этих неточностей, проводят калибровку метода с помощью древесных образцов, возраст которых точно известен по их годичным кольцам.

Таким образом, определение возраста происходит в три этапа:

1. Образец очищают от случайных, более поздних примесей.

2. Измеряют содержание изотопов углерода и с помощью закона распада вычисляют так называемый радиоуглеродный возраст (привязанный к 1950 году), который исчисляется в величинах «yr.BP» (years before present - лет до настоящего времени). Но этот радиоуглеродный возраст не рассматривается как истинный возраст образца, а выступает лишь как мера содержания 14 С. И при этом не имеет значения, что вместо реального времени полураспада 5730 лет используется так называемое время полураспада Либби (по имени создателя этого метода Уилларда Либби), принятое равным 5568 годам.

3. По радиоуглеродному возрасту с помощью калибровочной кривой определяют календарную дату образца, которая приводится в привычных значениях: годах нашей эры или до нашей эры.

Все эти детали давно известны специалистам; соотношение изотопов откалибровано по всей исторической шкале времени с использованием уверенно датированных образцов, в том числе и исторических памятников. Принципиальных проблем радиоуглеродный метод не имеет.

Именно этим методом можно наиболее точно установить возраст льняной Туринской плащаницы, как это делают историки и археологии в отношении всех подобных памятников животного и растительного происхождения. В 1970-е и 1980-е годы ученые неоднократно просили у владельцев плащаницы разрешения на проведение точной датировки. Однако им отказывали под тем предлогом, что для проведения исследования нужно было использовать большое количество ткани покрывала. Действительно, в те годы измерение изотопа 14 С проводили традиционным методом, определяя радиоактивность образца с помощью счетчика распадов. Но поскольку активность невелика, требовались образцы относительно большой массы: применительно к текстилю - 20-50 граммов, причем ткань пришлось бы измельчить. Однако затем соотношение изотопов стали определять методом масс-спектрометрии, основанным на разделении отдельных атомов в электрическом и магнитном полях. Чувствительность масс-спектрометрии очень высока, поэтому достаточно иметь полоску ткани размером 7(10 см, чтобы провести 12 измерений. Это обстоятельство облегчило принятие католической церковью в 1988 году решения об определении возраста плащаницы.

Первоначально для исследований выбрали семь лабораторий. Их перечень зафиксирован в так называемом Туринском протоколе. Однако затем начались трения между учеными и священнослужителями, и число лабораторий сократили до трех. У исследователей возникли опасения, что возможные случайные ошибки при исследовании одного из образцов дадут повод сомневаться в надежности исследований (семь образцов значительно повысили бы достоверность). К счастью, во всех трех лабораториях были получены близкие результаты, из которых следовало, что покрывало возникло в период между 1260 и 1390 годами. К этому мы еще вернемся.

Однако из-за отклонений от Туринского протокола, на которых настояла церковь, была изменена процедура отбора образцов. Ученым не разрешили присутствовать при взятии ткани, не была проведена непрерывная и документированная идентификация образцов, процедура не фиксировалась фотокамерой. Все это неизбежно привело к возникновению сомнений. Хотя опасение, что случайное отклонение, полученное в одной из трех лабораторий, поставит под вопрос общий результат, не оправдалось, отсутствие безукоризненно выполненного протокола исследования все же дает повод для различных спекуляций (см. таблицу 1).

Но вернемся к исследованию. Итак, образец плащаницы размером в несколько квадратных сантиметров разделили на три части и отправили в три независимых научных учреждения: в лабораторию геофизики Аризонского университета (США); в лабораторию археологии и истории искусства Оксфордского университета, выполнившую эту работу совместно с исследовательской лабораторией Британского музея (Великобритания); а также в Институт физики в Цюрихе (Швейцария). В каждой из этих лабораторий образцы поделили еще раз, очистили разными способами и проанализировали их углеродный состав. Всего было сделано 12 измерений. Сравнение результатов трех лабораторий дало радиоуглеродный возраст 691 % 31 yr.BP (см. таблицу). Календарный возраст, полученный с помощью калибровочной кривой, свидетельствует: с 95%-ной вероятностью время происхождения образцов лежит между 1262 и 1312 или 1353 и 1384 годами (здесь проявилась объективная неоднозначность калибровочной кривой). Возраст 2000 лет при этом практически исключается. Напомню, что наиболее ранние надежные сведения о плащанице датируются приблизительно 1355 годом. Средневековое происхождение плащаницы ни у кого из участников радиоуглеродной датировки не вызывает сомнений. Результат убедительно подтверждает гипотезу о том, что Туринская плащаница - работа художника XIV века. Казалось бы, научное исследование плащаницы на этом должно завершиться; но, как выяснилось, точку в этой истории ставить рано.

МОЖНО ЛИ СОСТАРИТЬ ТУРИНСКУЮ ПЛАЩАНИЦУ?

Собравшись написать о последних научных исследованиях этого исторического памятника, я не предполагал, что мне придется вести заочный спор со светилами российской криминалистики. Впрочем, спором это назвать трудно. Судите сами...

В журнале «Вестник Российской академии наук» в 2001 году была опубликована статья «К вопросу о датировании Туринской плащаницы». Ее авторы: Фесенко Анатолий Владимирович - доктор технических наук, начальник Института криминалистики; Беляков Александр Васильевич - руководитель Российского центра Туринской плащаницы; Тилькунов Юрий Николаевич - кандидат химических наук, начальник отдела Института криминалистики; Москвина Татьяна Павловна - кандидат химических наук, начальник отдела Министерства юстиции РФ. В этой статье выражено сомнение в точности радиоуглеродного датирования плащаницы, выполненного специалистами Англии, США и Швейцарии.

Авторы статьи указывают, что пострадавшая от пожара 1532 года плащаница, по историческим данным, подверглась реставрации, в процессе которой ее могли пропитывать растительными маслами и таким образом привнести в ее состав свежий органический материал, способный существенно изменить соотношение изотопов углерода, а следовательно - уменьшить ее радиоуглеродный возраст. Наши криминалисты экспериментально показали, что методика подготовки образцов плащаницы к радиоуглеродному исследованию, использованная, в частности, специалистами Оксфорда, не обеспечивает полного удаления из ткани плащаницы высохшего растительного масла. Если в ткань было внесено от 7,0 до 15,6% масла (по отношению к ее начальной массе), то после обработки в ней еще могло остаться от 1,8 до 8,5% масла. Этот результат выглядит вполне правдоподобно, хотя о точности чисел я судить не могу. Однако далее авторы статьи утверждают, что даже 5-7% масла достаточно, чтобы «сдвинуть» радиоуглеродную дату изготовления плащаницы с «начальной» (коей авторы a priori считают год распятия Иисуса Христа) к средневековой дате, полученной в указанных выше зарубежных лабораториях.

Согласитесь - потрясающий результат! Неужели специалисты трех мировых центров «проморгали» этот возможный источник ошибки? Разумеется, нет: достаточно открыть их работы, чтобы увидеть - они учли эту возможность. Перечисляя различные источники ошибок, влияющих на точность радиоуглеродной датировки, они указывают, что при измерении текстильных образцов главная опасность состоит в загрязнении, особенно жиром, маслом или копотью более позднего, чем сам образец, происхождения. Тот факт, что разные пробы в каждой лаборатории были очищены разными способами (в том числе ультразвуком), а результаты отдельных измерений хорошо согласуются друг с другом, говорит о незначительной роли загрязнения. Кроме того, если плащаница изготовлена в I веке, то даже 10%-ное ее загрязнение маслом в 1532 году дает ошибку в возрасте около 280 лет, то есть «омолаживает» плащаницу до III-IV веков н.э., но никак не до XIV века. Если же ткань изготовлена в XIV веке, то 10%-ное загрязнение маслом в XVI веке уменьшило бы ее радиоуглеродный возраст всего на 40 лет. И наконец, чтобы омолодить плащаницу на 1300 лет - с эпохи Иисуса Христа до середины XIV века, - необходимо пропитать ткань таким количеством масла, вес которого в несколько раз больше, чем вес самой ткани. А это очевидный нонсенс.

Так в чем же состоит находка российских криминологов? Как им удалось омолодить плащаницу на 13 столетий при помощи не более чем 7%-ного ее загрязнения маслом? А очень просто: они сделали это путем грубейшей математической ошибки, написав уравнение соотношения изотопов в такой форме, как будто бы в момент загрязнения в ткань плащаницы попадал только радиоактивный изотоп углерода 14 C, а не природная смесь всех изотопов углерода! Трудно поверить, что это случайная ошибка. Исходя из этого уравнения, авторы рассчитывают, какова была бы радиоуглеродная дата рождения плащаницы, созданной в начале I века, если бы неучтенное загрязнение маслом составило определенный процент (см. таблицу 2).

Мы неслучайно выделили загрязнение в 8,7%; как видим, именно при таком содержании неотмытого масла, по расчетам наших криминологов, радиоуглеродный возраст плащаницы совпал бы с датой ее загрязнения. Не надо быть большим ученым, чтобы понять: подобное омоложение возможно лишь в том случае, если вещество древней ткани полностью замещено свежим органическим веществом производства 1532 года. Полностью, а не на 8-9%. Последние же столбцы таблицы выглядят полной фантастикой: при 11,5%-ном загрязнении, произведенном в XVI веке, ткань плащаницы должна быть изготовлена в наши дни! Ну а затем уже она попала в эпоху Иисуса Христа... Тут без машины времени не обойтись!

По правде говоря, мне жаль, что нашим криминалистам не удалось сказать своего слова в мировой «плащаницелогии». Ведь среди них наверняка есть грамотные специалисты, и задача для них, безусловно, интересная. Но как опытные эксперты не могли не заметить своей столь очевидной оплошности? Не буду гадать, я астрофизик, а не сыщик.

Ради объективности можно вспомнить, что в дискуссии вокруг плащаницы промахи и даже подвохи допускались и раньше. Например, в 1989 году физик Томас Филлипс из лаборатории высоких энергий Гарвардского университета предположил, что в момент воскресения Христа его тело испустило мощный импульс тепловых нейтронов (а почему бы и нет - что мы знаем о физике воскресения?). При этом некоторые ядра изотопа 13 С, захватывая нейтроны, могли превратиться в ядра 14 С, «омолодив» таким образом ткань плащаницы с точки зрения радиоуглеродных исследований. Хотя всем было ясно, что эта идея относится к разряду «Физики шутят», она была тщательно проанализирована специалистами. Были найдены аргументы, например нормальный изотопный состав других химических элементов ткани, полностью отвергающие эту гипотезу.

Иногда слышны упреки, что, мол, серьезные ученые пытаются отмахнуться от проблемы Туринской плащаницы, что наука не способна разгадать природу этого исторического памятника. Это странно слышать: любой документ XIV века (и уж тем более I века!) бесконечно ценен для науки, для истории культуры. Именно поэтому так придирчиво стремятся ученые установить его подлинность. Установить истинную, а не мифическую историю Туринской плащаницы - цель научного исследования. К сожалению, этот памятник культуры в полной мере так и не попал в руки ученых. Но и о том немногом, что удалось сделать квалифицированным исследователям, некоторые «комментаторы» упоминают вскользь или с явными искажениями. Уверен, со временем тайна Туринской плащаницы будет разгадана: ученые раскрывали и не такие тайны!

ЛИТЕРАТУРА

Арутюнов С., Жуковская Н. Туринская плащаница: отпечаток тела или творение художника // Наука и жизнь, 1984, № 12, с. 102.

Лик на плащанице // Наука и жизнь, 1996, № 5, с. 49.

Сурдин В. Г. Ошибка при решении элементарной задачи// Вестник РАН, 72, 2002, № 6, с. 543-544.

Туринская плащаница - творение художника// Наука и жизнь, 1989, № 3, с. 157.

Фесенко А. В., Беляков А. В., Тилькунов Ю. Н., Москвина Т. П. К вопросу о датировании туринской плащаницы // Вестник РАН, 2001, № 10, с. 915-918.

Черных Е. Н. Биокосмические «часы» археологии // Природа, 1997, № 2, с. 20-32.

Damon P. E., Donahue D. J., Gore B. H., Hatheway A. L., Jull A.J.T., Linick T. W., Sercel P. J., Toolin L. J., Bronk C. R., Hall E. T., Hedges R.E.M., Housley R., Law I. A., Perry C., Bonani G., Trumbore S., Woelfli W., Ambers J. C., Bowman S.G.E., Leese M. N., Tite M. S. Radiocarbon Dating of the Shroud of Turin // Nature, 1989, v. 337, p. 611-615.

G ove H . E . Relic, Icon or Hoax - Carbon Dating the Turin Shroud. - Institute of Physics Publishing. London, 1996.

Gruber E. R., Kersten H. Das Jesus-Komplott. - Langen Mueller, Muenchen, 1992.

Nickell J. (1998a) Inquest on the Shroud of Turin.- Latest Scientific Findings. Prom. Books., Amh., NY.

В итальянском городе Турине хранится главная святыня христианского мира — плащаница, в которую завернули тело Христа после смерти. Христиане всего мира верят в воскресение Иисуса из мертвых, но находится и немало атеистов. Однажды мне пришлось вести долгую беседу с неверующим другом о факте воскресения Христа.

Я приводила ему убедительные научные доводы и рассказывала, что плащаница Христа свидетельствует о его чудесном воскресении. К сожалению, переубедить его не удалось. Но я верю, что мои слова посеяли в его сердце семена. Они обязательно взойдут в свое время. В статье я расскажу вам о Туринской плащанице и истории ее обретения верующими.

Плащаница представляет собой кусок ткани размерами 4,3 х 1,1 метра. На пожелтевшей от столетий полотне явно проступают коричневатые пятна, которые обрисовывают мужскую фигуру с длинными волосами и бородой. История данной святыни полна тайн и приключений. По преданию плащаницу хранил апостол , а затем она переходила от ученика к ученику. Пелены хранили в глубокой тайне, чтобы они не привлекали авантюристов разных мастей.

Следует уточнить, что во времена гонений на последователей Христа все святыни тщательно скрывали от язычников, поэтому о пеленах нигде не сообщалось. Слишком дорогой сокровищницей была плащаница для христиан, чтобы выставлять ее на обозрение. А вот после принятия христианства государственной религией императором Константином о плащанице стали говорить открыто.

Известно, что некоторое время плащаница сберегалась в Константинополе, но после разгрома Византийской империи турками и крестоносцами о святыне ничего не известно. Как она появилась в Европе, доподлинно никто не ведает. Но достоверным остается один факт, происшедший с итальянским фотографом Секондо Пиа.

Сейчас Туринская плащаница находится в храме Иоанна Предтечи в Турине.

Пелены привезли на выставку религиозного искусства, где ее и сфотографировал Пиа. Когда фотограф проявлял пленки, одна из них полностью засветилась. Зато другая при проявлении привела фотографа в трепет и ужас. На плащанице очень четко проявился образ мужчины невероятной красоты и благородства — это был Лик Иисуса Христа. Фотограф до утра не мог заснуть и оторвать глаз от божественного . Это произошло в 1898 году в Париже.

Туринская плащаница, фото высокого разрешения:

Почему Спаситель предстал перед человечеством в своем истинном облике? Потому что в современном обществе утратили веру и забыли об истинном смысле жизни. Спаситель напомнил о себе вот в такой форме, чтобы все задумались о своей душе. Люди стали полагаться на научные доказательства отсутствия существования бога, впали в гностицизм. Однако в 21 веке наука уже не так категорично относится к отрицанию божественного начала и даже нашла доказательства в квантовой теории.

Нерукотворный образ

Плащаница нерукотворна и несет в себе доказательства древности происхождения. В этом ученые не могут сомневаться, потому что проводилось детальное исследование. Плащаницу тщательно исследовали даже криминалисты, но не нашли доказательств подделки или фальсификации.

Многие ученые, изучавшие плащаницу уверовали в возможность воскресения Христа и превратились из атеистов в христиан.

Доказательства подлинности плащаницы:

  • льняное полотно, тканое утраченной ныне древней техникой;
  • хлопчатник, из которого сделано полотно, произрастает только в Передней Азии;
  • отпечаток монет эпохи Пилата (ими закрывали глаза покойного);
  • след от гвоздя, вбитого в запястье;
  • отсутствие красителей и художественного творчества;
  • возраст происхождения датируется 30-100 гг по рождеству Христову.

Ученый ботаник Фрей изучил состав пыли с плащаницы и подтвердил, что она соответствует составу пыли Палестины, Византии и Европы. Таким образом, подтвердился перенос святыни из местности в местность.

Результаты научного исследования плащаницы исключают ее искусственное происхождение в Европе.

К истории плащаницы относятся и события, когда ее стирали, вываривали в масле и подогревали. Но несмотря на все усилия, святой Лик уничтожить не удалось. Также плащаница не единожды попадала в пожары, но сохранила свою целостность и осталась невредимой.

Туринская плащаница полностью доказывает факт воскресения Иисуса.

Самым удивительным открытием было обнаружение радиоактивного излучения. Как оно могло попасть на плащаницу в те далекие времена? Это объяснили фактом воскресения Христа из мертвых, когда в его теле происходили различные ядерные процессы. Благодаря качественным изменениям тела Спаситель мог выйти из плащаницы без развязывания и проходить сквозь стены.

Заключение юриста Эдварда Кларка о Туринской плащанице:

Следы истязаний

Особого внимания заслуживают следы истязаний тела Христа, которые запечатлелись на полотне. Ученые скрупулезно исследовали каждое пятнышко на ткани и рассказали такие детали, о которых не было упомянуто в евангелии. Во-первых, была установлена национальность завернутого в плат тела — иудейская либо арабская. Во-вторых, пятна на полотне образованы кровью. В-третьих, ткань плащаницы была дорогой для тех времен, и купить ее мог только состоятельный человек (им был благочестивый ).

  • Кровяные пятна на ткани появились раньше, чем отпечатался образ — это говорит о том, что при воскресении произошла ядерная реакция.
  • Анализ кровяных пятен свидетельствует, что полотно покрывало тело усопшего не более двух/трех суток.
  • Шипы от тернового венка повредили сосуды головного мозга, о чем свидетельствуют кровяные пятна на плащанице в области головы и бороды.
  • На коленях были кровавые раны, что свидетельствует о падении Спасителя под тяжестью несомого на Голгофу креста.
  • Раны от гвоздей находятся на обеих стопах.
  • В области ребер запечатлелось расплывчатое пятно, образовавшееся от сукровицы — когда Иисусу пробили ребра копьем.

Факты зверского истязания просто ужасны. Ученые восстановили картину предсмертных мук Спасителя, о которых не было указано в евангелии. подвергся жестокому бичеванию плетьми, которое осуществляли двое мужчин. На плетках были железные шарики с крючками, которые вырывали куски кожи при ударах. От каждого удара остался кровавый след на полотне. В избитом и истерзанном состоянии Христос нес тяжелый деревянный крест на место казни — Голгофу.

Туринская плащаница — фото Иисуса Христа:

Вынос плащаницы

В России термин «плащаница» появился только в XVI веке. Так как подлинника в русской православной церкви не было, то создали икону. На ней изображался находящийся в гробу Иисус Христос. Но икона эта написана не на дереве, а на полотне. Она может быть написана красками либо вышита крестом.

В Страстную Пятницу в церквях проходят пасхальные богослужения и выносится Святая Плащаница. Это самый скорбный и печальный день для верующих, когда вспоминаются крестные страдания Иисуса.

Вынос плащаницы совершают в Страстную Пятницу днем в 14-00. Священник выносит святыню и располагает в центре храма на специальном возвышении, символизирующем гроб. Плащаницу украшают живыми цветами, а в центр полотна кладут евангелие.

В Страстную Пятницу вечером совершают чин погребения, в этом богослужении плащаница играет главную роль. Служба проходит в траурных тонах, клирики поют траурные тропари. Во время литургии совершается крестный ход вокруг церкви под траурный колокольный звон.

После завершения чина погребения плащаницу подносят к царским вратам, а затем вновь возвращают в центр храма. В это время к ней могут приложиться все верующие. Святыне могут поклоняться вплоть до позднего вечера субботы. Затем плащаницу выносят в алтарь перед заутреней, символизируя наступление благой вести о воскресении.

Легенды о нерукотворных образах Иисуса Христа существуют на протяжении многих веков. Широко известно, например, житие святой Вероники, благочестивой иерусалимской женщины, подавшей на пути к Голгофе Иисусу свое головное покрывало. Христос отер им пот и кровь с лица, и на покрывале чудесным образом запечатлелся Его лик. Не менее известна о царе Эдессы Абгаре V Великом, которому Иисус послал плат со своим нерукотворным образом и тем исцелил от проказы. Согласно Евангелию от Иоанна, в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов, после чего на нем также осталось изображение лица Иисуса. Именно «копии» с этого лика в настоящее время официально называются «Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа». Оригиналы данных реликвий, если и существовали, были утеряны в незапамятные времена.


В наши дни существует всего одна реликвия с изображением Христа, которая претендует на подлинность и на протяжении более 100 лет приковывает к себе пристальное внимание верующих и ученых всего мира. Еще в 1506 г. в Булле «Понтифекс Рима» папа Юлий Второй объявил ее «самой достовернейшей, чистейшей плащаницей (proeclarissima sindone), в которую был облачен наш Спаситель, когда его полагали во гроб». А папа Павел VI в 1978 г. назвал ее «самой важной реликвией христианства». Речь идет, конечно же, о знаменитой Туринской плащанице, точную копию которой известный американский ученый Джон Джексон в 1978 г. передал Русской Православной Церкви. В 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение на копии Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя. Проблема, однако, заключается в том, что все эти нерукотворные образы, не исключая и интересующей нас плащаницы, похоже, были неизвестны христианам первых веков новой эры. Так, епископ Лионский Ириней (130-202 г.г.) – человек, который был лично знаком с ближайшим учеником апостола Иоанна Богослова епископом Смирнским Поликарпом, писал: «Телесный вид лица Иисуса Христа нам неизвестен». Великий теолог Августин также жаловался, что нет никакой возможности узнать, как выглядел Иисус. Обойти данное противоречие сторонники подлинности Туринской плащаницы попытались с помощью непризнанных официальной Церковью Евангелий – апокрифов. Как известно, после смерти Иисуса, его тайные ученики Иосиф Аримафейский и Никодим с разрешения Пилата сняли тело с креста и «обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи». Через полтора дня Христос воскрес и пустые «пелены» были обнаружены вначале Марией Магдалиной, а потом – апостолами Петром и Иоанном. Однако правоверные иудеи не могли прикоснуться к ритуальным одеждам покойного, и потому погребальные одежды воскресшего Иисуса Христа взяла жена Пилата и «положила в место, известное только ей». Видимо, именно в этом, «известном жене Пилата месте» позже были «обретены» множество плащаниц. Первая из них была обнаружена в 525 (по другим источникам – в 544) году в Эдессе (современный турецкий город Урфа). К XV столетию в христианском мире было исторически зафиксировано 40 Плащаниц Иисуса Христа. В настоящее время в католических аббатствах, соборах и храмах Западной Европы бережно хранится и периодически выставляется на поклонение верующим по меньшей мере 26 «подлинных погребальных одежд (плащаниц) Иисуса Христа». Кроме Туринской, наиболее известные плащаницы до сих пор находятся в Безансоне (Besancon), Кадвине (Cadoin), Шампье (Champiegne), Ксабрегасе (Xabregas), Овьедо (Oviedo) и других городах. В ХХ веке во время дискуссий о Туринской Плащанице исследователи сумели добраться до многих из этих плащаниц, доказав подложность всех этих реликвий. Наиболее шоковый характер носило заключение о подложности Безансконской плащаницы. На ней, кроме изображения тела умершего Иисуса Христа, присутствовала надпись на незнакомом языке. Легенда утверждала, что она была сделана рукой самого Иисуса Христа (варианты: апостола Фомы, доставившего по приказу Иисуса Христа изображение царю Авгарю; апостола Иоанна, который хранил у себя Плащаницу и подписал своей рукой; апостола и евангелиста Луки, который нарисовал изображение на пеленах савана Иисуса Христа). Однако оказалось, что надпись была сделана в XIV веке на арабском языке и отражает взгляды Ислама на Иисуса Христа. Но вот Туринская плащаница оказалась из ряда вон выходящим исключением из этого правила и доказать либо отвергнуть ее подлинность было совсем не просто. Откуда же она появилась и что собой представляет?

В настоящее время она выглядит как льняное полотнище длиной 4,3 на 1,1 метра, на желтовато-белом фоне которого видны желтовато-коричневые пятна, несколько расплывчатые, но складывающиеся в фигуру человека. В расстеленном виде на левой половине полотна вырисовывается изображение мужчины в лежачем положении, лицом вверх, головой к центру ткани, на правой – отпечаток со спины. На плащанице заметны и более темные красно-коричневые пятна, возможно, соответствующие ранам Христа, нанесенным бичом, иглами тернового венца, гвоздями и копьем. Если верить свидетельствам очевидцев XV века, ранее изображение было гораздо более ярким, теперь же оно едва проступает. Первое документальное упоминание об интересующей нас плащанице относится к 1353 г., когда реликвия появилась во владениях графа Жоффруа де Шарни недалеко от Парижа. Сам де Шарни утверждал, что он «владеет той плащаницей, которая некогда пребывала в Константинополе». В 1357 г. плащаницу выставили в местной церкви, что вызвало большой приток паломников. Как ни странно, церковные власти отнеслись к появлению реликвии весьма скептически. За ее демонстрацию епископ Анри де Пуатье вынес настоятелю церкви порицание, а его преемник Пьер д`Арси в 1389 г. даже обратился к авиньонскому папе Клименту VII (современная католическая историография авиньонских пап считает антипапами, но из своей истории их не выбрасывает) с просьбой запретить публичные показы плащаницы. При этом он ссылался на показания некоего, оставшегося безымянным, художника, который, якобы, сознался в изготовлении данного полотна, покаялся и получил от него, от епископа Пьера, прощение в своем святотатстве. В результате 6 января 1390 г. Климент VII вынес постановление, согласно которому плащаница признавалась художественным воспроизведением подлинной пелены, в которую Иосиф Аримафейский завернул тело Христа после казни. В 1532 г. плащаница получила повреждения во время пожара в церкви города Шамбери, которые, однако, не коснулись ее центральной части. В 1578 г. внучка графа де Шарни передала плащаницу герцогу Савойскому, который и привез ее в Турин, где и по сей день она хранится в специальном ковчеге в соборе Джованни Батиста. Последний коронованный представитель Савойской династии – отрешенный от власти король Италии Умберто II – завещал плащаницу Ватикану, собственностью которого она стала в 1983 г.

Итак, в течение многих веков Туринская плащаница не считалась уникальной и не привлекала к себе особого внимания публики. Все изменилось в 1898 г., когда плащаница в качестве художественного произведения была выставлена в Париже. Перед закрытием выставки археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик Туринской плащаницы. При проявлении пластинки оказалось, что изображение на полотне является негативом. При этом изображение на фотографии оказалось гораздо более четким, чем на полотне, что позволило экспертам сделать выводы об анатомическом совершенстве образа и даже о наличии характерных черт посмертного окоченения тела. Новые фотографии, сделанные в 1931 г., подтвердили мнение о том, что изображение на плащанице является отпечатком реального трупа, а не рисунком и не отпечатком со статуи. При этом выяснилось, что у человека, когда-то завернутого в эту пелену, была косичка на затылке, что стало полной неожиданностью для историков: ведь косички нет ни на одном известном изображении Христа. Терновый венец, если судить по каплям крови на голове, напоминал митру, что противоречит средневековым изображениям венца в виде короны европейского типа, но согласуется с современными данными. Руки пробиты гвоздями в области запястий, а не ладоней, что также противоречит средневековым традициям изображения Распятия, но полностью согласуется с современными археологическими находками останков распятых людей и данными экспериментов, установивших, что гвозди, вбитые в ладони трупа, не способны удержать тело на кресте. Таким образом, были получены данные, косвенно свидетельствующие в пользу подлинности плащаницы, но, одновременно, ставящие под сомнение кровавые стигматы на теле некоторых святых и их последователей: ведь открытые раны у них появлялись как раз на ладонях. Но поистине всемирную известность Туринская плащаница приобрела в 1952 г. после тридцатиминутной программы WNBQ-TV (Чикаго). Если до тех пор споры о ее подлинности привлекали внимание лишь узких кругов верующих и противостоящих им скептиков-ученых, то теперь данная проблема оказалась в центре внимания крупнейших средств массовой информации всего мира.

Одним из главных аргументов скептиков стало отсутствие каких-либо сведений о существовании плащаницы на протяжении тринадцати веков от момента распятия Христа до появления реликвии в средневековой Франции. Правда, некоторые источники сообщают, что крестоносцы, разбившие лагерь около Константинополя в 1203 г. видели в одном из храмов этого города погребальный саван Христа с изображением его фигуры. Но когда год спустя крестоносцы захватили и разграбили великий город, этот саван не был обнаружен. Высказывалось предположение, что он был похищен тамплиерами, которые тайно хранили его более ста лет. Интересно, что предок Жоффруа де Шарни, во владениях которого в 1353 г. и появилась плащаница, носил звание приора тамплиеров Нормандии и в 1314 г. был сожжен на костре с Великим магистром Жаком де Мале. Однако у историков нет никаких данных, позволяющих отождествить этот таинственный саван с интересующей нас плащаницей, а если таковые и появятся, проблема все равно останется нерешенной: дата первого упоминания о плащанице будет смещена всего на 150 лет, чего явно недостаточно. Свои доводы оказались и у сторонников подлинности плащаницы. Косвенными доказательствами раннего происхождения плащаницы может являться, например, близкое совпадение пропорций и деталей лица на плащанице с ликом иконы монастыря Святой Екатерины на горе Синай (45 совпадений) и изображением Христа на золотой монете Юстиниана II (65 совпадений). Правда, как указывают скептики, остается неизвестным: икона и монеты скопированы с плащаницы, или же все было наоборот?

При исследовании ткани плащаницы была обнаружена пыльца 49 видов растений, из которых 16 встречаются в Северной Европе, 13 принадлежат пустынным растениям, произрастающим на юге Израиля и в бассейне Мертвого моря, 20 – встречаются в юго-западной Турции и в Сирии. Данное исследование доказало ближневосточное происхождение если не самой плащаницы, то хотя бы ткани, на которой она была выполнена, но не ответило на главный вопрос – о времени ее изготовления.

Осенью 1978 г. плащаница была выставлена на всеобщее обозрение. Данное событие было приурочено к 400-летию ее появление в Турине. Историки воспользовались данным случаем для более детального исследования плащаницы. При микрофотографировании в поляризованном свете и компьютерном сканировании было установлено, что на глаза трупа были положены монеты, одна из которых оказалась чрезвычайно редкой лептой Пилата, на которой надпись «Император Тиберий» была сделана с ошибкой. Скептики, однако, сомневаются в том, что среди евреев начала нашей эры был распространен греческий обряд класть на глаза умерших монеты, предназначавшиеся для платы Харону. К тому же они весьма резонно отмечают, что собственно саваном иудеи оборачивали лишь тело умершего, голову же оборачивали отдельным куском материи. Данные возражения не опровергают сделанных выше выводов о подлинности изображения распятого тела, но оставляют открытым вопрос о личности казненного и времени возникновения данной реликвии. Поэтому, на протяжении всего ХХ века и в настоящее время исследователей по-настоящему волновали и волнуют лишь две проблемы: точная дата изготовления плащаницы и техника ее изготовления. В частности, была высказана гипотеза о том, что распятый являлся членом одной из раннехристианских общин, распятым во времена гонений на христиан. Согласно другой версии, плащаница была искусственно создана в IV веке, который характеризуется расцветом культа христианских реликвий и массовым их появлением на «рынке». Были испробованы все теоретически возможные способы получения изображения живого или мертвого тела на льняной ткани, но отпечатки существенно отличались по структуре и качеству от изображения на плащанице. Единственным исключением можно считать эксперимент на живом человеке, проведенный в Ватикане. Руки подопытного был смочены молочной кислотой в тысячекратном разведении (примерно в такой концентрации она выделяется с потом при стрессах и высоких нагрузках) и припорошены красной глиной, нагретой до 40 градусов. Через два часа были получены достаточно четкие отпечатки на ткани.

В это же время исследователями были найдены следы гемоглобина, билирубина и других компонентов крови, которая могла принадлежать только человеку или высшим приматам. Группа крови оказалась IV. Но при этом были найдены и следы краски. Ранее предполагали, что она попала на полотно во время копирования: в разные годы плащаницу срисовывали не менее 60 раз. Однако проведенные исследования показали, что ткань плащаницы местами окрашена не кровью, а пурпуром искусственного происхождения, изготавливать который научились в средние века. Таким образам, было доказано, что неизвестный мастер все же «подрисовывал» изображение темперой на желатиновой основе, причем сделано это было не ранее XIII века, когда и появилась данная техника подрисовки линий. Полученные данные могли свидетельствовать как о позднем происхождении реликвии, так и о «реставрации» ее в средние века. Профессор истории университета Южная Каролина Даниэль Ц. Скавроне и французские исследователи Л. Пиккнет и К Принс предположили даже, что в 1492 г., к ней приложил свою руку большой знаток света и цветов Леонардо да Винчи. В том году Леонардо видел плащаницу в Милане, возможно, он подрисовал лицо Иисуса Христа в так называемых дополнительных, реверсивных, цветах, что и обусловило появление на фотонегативе Секундо Пиа позитивного изображения его облика.

Важнейшей вехой в исследовании плащаницы стал 1988 г., когда Римско-католическая церковь дала разрешение на ее радиоуглеродное исследование. Данная работа была доверена трем независимым лабораториям – Женевского центра научной информации и документации, Оксфордского университета и Аризонского университета. Представителям каждого из этих центров были переданы немаркированные флаконы с образцами четырех тканей: в одном из них находился кусочек плащаницы, в другом – ткань времен Римской империи, в третьем – ткань раннего Средневековья, в четвертом – ткань начала XIV века. Выводы всех трех лабораторий оказались неутешительными: с точностью до 95 % радиоактивный анализ установил, что ткань плащаницы была изготовлена в промежутке между 1260 и 1390 гг. С этим выводом вынужден был согласиться и Туринский архиепископ Анастасио Альберто Баллестеро. Вслед за ним папа римский Иоанн Павел II во время посещения Африки в своем выступлении от 28 апреля 1989 г. заявил, что Католическая церковь признает Туринскую плащаницу только в качестве священной реликвии – нарисованного на полотне изображения, которое используется на предпасхальном богослужении во всех католических и православных храмах, но не в качестве подлинных погребальных пелен Иисуса Христа. Таким образом, Ватикан официально признал результат научного исследования возраста Туринской плащаницы. Слова папы римского не сказались на популярности данной реликвии. Ее демонстрации в 1998 и 2000 годах вызывали неизменный ажиотаж. В следующий раз ее предполагается выставить для показа в 2025 г. Может быть, ученых ждут новые открытия и сюрпризы?

Туринская Плащаница Иисуса Христа является тканью, в которую уважаемый в совете Иосиф завернул снятое с креста Тело Спасителя. (Матв. 27:37)

В каждом из четырех Евангелий говорится о снятии Христа Иосифом и погребении Его, завернутым в полотно после натирания Тела маслами.

Что такое Туринская Плащаница

Эта реликвия хранится в городе Турине, Италия в храме Святого Иоанна Крестителя более четырех веков. Долгое время о Плащанице Христа не было ничего слышно. Обнаруженное через несколько веков Полотно, на котором видны отпечатки человеческого Тела, до сих пор волнуют умы ученых.

О других православных чудесах:

Милостивый Творец через Святой Лик Своего Сына дарует миру еще одно свидетельство. Если Воскресение Иисуса Христа многими верующими принимается по вере, то хранящиеся в Турине Похоронные Полотна являются вескими доказательствами реальности событий Святой Пасхи.

Туринскую Плащаницу называют Пятым Евангелием, открывающим неверующим людям истинность подвига Христа - Сына Божьего, который доказали изотопические и медицинские исследования, признавшие факт Воскресения Иисуса Христа.

Туринская плащаница - история, легенды, исследования

Одна из самых загадочных религиозных реликвий – Туринская плащаница – с момента своего появления не дает покоя ученым. Это уникальный феномен не только в контексте христианского учения, но и с научной точки зрения – ведь это одно из немногих материальных подтверждений существования Иисуса Христа. В том случае, конечно, если плащаница на самом деле была его погребальным саваном, а не подделкой позднейшей эпохи. Поэтому на сегодняшний момент существует огромное количество попыток доказать либо опровергнуть научным путем ее подлинность.


Для верующего человека усомниться в подлинности плащаницы – это святотатство, для ученого сомнения – единственный способ докопаться до истины. Поэтому попытки рационального постижения иррациональных фактов продолжаются до сих пор. Впервые о плащаницах заговорили в эпоху Средневековья – тогда мошенники, пользуясь доверчивостью верующих, пытались на ней нажиться. В качестве священных реликвий предоставлялись кусочки ковчега Ноя, волоски из его бороды, больше 40 плащаниц – и в результате все эти предметы оказывались подделками.


Туринская плащаница представляет собой продолговатый кусок льняного полотна, который хранится в серебряном ковчеге над алтарем собора святого Иоанна Крестителя в Турине, на севере Италии. По центру полотна явственно проступают коричневатые пятна, которые сливаются в изображение лежащего мужчины. На фотографиях изображение проступает более отчетливо, особенно на негативах – дело в том, что оно само представляет собой негатив: затемненные участки, например, глазницы, выглядят на нем светлыми, и наоборот. Каким образом это необычное «фото» попало на ткань и самое главное – когда?


Более 400 лет плащаница хранится в Турине, до этого она находилась во Франции. До XIV в. история этой реликвии остается загадкой. Чтобы установить ее точный возраст, ученые прибегли к спорово-пыльцевому анализу. Выяснилось, что пыльца с плащаницы принадлежит растениям, произрастающим в Италии, Франции, Турции и Палестине. А самое удивительное – то, что были обнаружены и 7 экземпляров пыльцы солелюбивых растений, которые встречаются в районе Мертвого моря – там, где был распят Христос.


Кроме отпечатанного изображения человека, на плащанице были выявлены следы крови. Их изучение под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами подтвердило, что это действительно кровь. Спектральный анализ показал наличие железа, калия, хлора и следы гемоглобина.


На микрофотографиях и под микроскопом следы крови выглядят реальными – то есть так, как если бы сгустки коричневого или красного цвета были оставлены недавно. Химический анализ установил, что кровь принадлежит мужчине.


Исследования доказали, что плащаница – это не рисунок, так как на ней почти не обнаружено красящих пигментов. А если бы изображение наносилось маслом, оно бы пропитало ткань насквозь. Ткань плащаницы по характеру плетения нитей принадлежит к эпохе античности, что доказал радиоуглеродный метод.


В 1976 г. было впервые получено компьютерное трехмерное изображение человека по следам на плащанице. В 1988 г. было разрешено отрезать от плащаницы три лоскутка для исследований в университетах Цюриха, Аризоны и Оксфорда. Все три лаборатории были единогласны: радиохронологический анализ датирует возраст ткани XIII-XIV вв. Но инфраскрасная спектроскопия опровергла результаты этих исследований.


Кроме методов точных наук, применялась также методика гуманитарных. Интерпретация текстов канонических евангелий и апокрифов позволяет установить, что почти во всех текстах упоминается саван, которым обернули тело Христа. То есть плащаница на самом деле существовала. Искусствоведы также обращают внимание на разительное сходство облика на саване с традиционным изображением лика Христа, которое с VI в. на иконах стало унифицированным: продолговатое лицо, прямой нос, борода, глубокие глазницы, широкий лоб. До VI в. Иисус изображался по-разному. Есть версия, согласно которой Туринская плащаница была впервые обнаружена именно в этом веке. К тому же, средневековые источники упоминают об именно таком лике Христа на плащанице.


В поддельности плащаницы заставляет усомниться тот факт, что следы от кровоточащих ран здесь находятся не на ладонях, как это принято в иконописной традиции, а на запястьях, что соответствует древнеримским обычаям. Если бы изображение на плащанице копировалось с икон, а не наоборот, то раны наверняка были бы в районе ладоней. Наверное, человечество никогда не устанет пребывать



Вверх