Традиции русской драматургии в творчестве островского. Жизн и творчество а. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Пьесы из театральной жизни

«Урок по Евгению Онегину» - Задание: Дать оценку наиболее понравившемуся Вам герою из романа «Евгений Онегин». Боже мой! Татьяна. Владимир Ленский. Тема урока: «Система образов романа «Евгений Онегин». Александр Сергеевич Пушкин. Я думал: вольность и покой Замена счастью. Работа с опорной схемой. Евгений Онегин. Все ярко, все бело кругом.

«Евгений Онегин письмо» - Н.М.Карамзин. 4. Образ Евгения Онегина. 7. Заключение. Из письма Л.С.Пушкину (январь 1824г.,Одесса). 6. Сопоставительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны. Зачем вы посетили нас? Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. (Из письма Онегина к Татьяне). С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас (гл.

«О Евгении Онегине» - История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин». Жанр – роман в стихах. Евгений Онегин - прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Владимир Ленский - сам Пушкин или скорее его идеализированный образ.

«Роман Онегин» - В.Г.Белинский. Как звали отца Ольги и Татьяны Лариных? Реализм (от позднелатинского realis – вещественный). Добролюбов. Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом? Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Какое время года больше всего любила Татьяна?

«Евгений Онегин образ автора» - Лирическое отступление – отступление от непосредственного сюжета в литературном произведении. Онегин, Ленский, семья Лариных, второстепенные персонажи романа. Сюжет – последовательность изображенных в художественном произведении событий. Вспомните, что такое сюжет? Тематика и роль лирических отступлений в романе.

«Евгений Онегин роман» - Евгений Онегин –образ «лишнего» человека в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин – лишний человек. Гипотеза: Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Ход исследования. Ход исследования: Почему Евгения Онегина считают «лишним» человеком? Цель работы: Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!..

Всего в теме 14 презентаций

«Капитанская дочка», которую Пушкин писал в течение четырех лет и закончил в 1836 году, продолжает развитие его историческо-философской концепции. Размышляя над соотношением действующих в России общественных сил, Пушкин убеждается в неизбежности и исторической оправданности их противостояния, непримиримость которого наиболее отчетливо проявляется в народном бунте. Но в то же время поэт понимает, что только человечность может смягчить жестокость социальных конфликтов. Если недостаток гуманности ставился в упрек преобразовательной деятельности Петра I в поэме «Медный всадник», то в «Капитанской дочке», изображая судьбы простых людей в трагических исторических обстоятельствах, Пушкин, размышляя о соотношении исторически неизбежного и человечного, показывает, как человечность позволяет героям возвыситься над «жестоким веком». Выражению этих мыслей служат все художественные средства исторической повести, среди которых важное место" принадлежит композиции произведения.

«Капитанской дочки» связаны прежде всего своеобразием ее сюжета, которое заключается в том, что события вымышленной истории обретения семейного счастья Петрушей Гриневым происходят на фоне реальной крестьянской войны под предводительством Пугачева. Повествованию придан мемуарный характер, что дает возможность автору наиболее достоверно отразить быт, нравы, дух эпохи, а изложение событий крестьянской войны наблюдателем-дворянином позволяет сделать оценки более объективными. Но голос рассказчика не заглушает голоса автора, позицию которого помогают выявить различные композиционные приемы: симметрия и параллелизм в развитии сюжетных линий, зеркальное сопоставление эпизодов, использование эпиграфов и вставных элементов. Первые две главы представляют собой экспозицию повести и знакомят читателей с основными героями - носителями идеалов дворянского и крестьянского миров, изображению противостояния которых подчинена вся художественная ткань «Капитанской дочки». Пронизанный иронией рассказ о семье и воспитании Гринева, предваряемый эпиграфом из поэзии Княжина, погружают нас в мир старого поместного дворянства, вызывая ассоциации с фонвизинскими персонажами. Но здесь нет резкой сатиричности Фонвизина. Описание быта Гриневых воскрешает атмосферу той дворянской культуры, которая порождала культ долга, чести и человечности. Петрушу воспитывали глубокие связи с родовыми корнями, почитание семейных традиций, о которых с таким уважением говорится в издательском послесловии и которые Пушкин считал «животворящей святыней». Этой же атмосферой пронизано описание жизни семейства Мироновых в Белогорской крепости в трех первых главах основной части повествования: «Крепость», «Поединок», «Любовь».

в которых дворянский мир сталкивается с крестьянским. Крестьянский уклад овеян своей поэзией. Повествование о народе насыщено песнями, сказками, пословицами. Этот язык пословиц и загадок, чуждый и непонятный Гриневу, который «ничего не мог понять из этого воровского разговора» мужиков, описанного во второй главе, - сгусток национально-самобытной стихии языка. Крестьянская стихия, неукротимая и разрушительная, противостоит ценностям дворянского мира. Не случайно крестьянский вождь появляется перед Гриневым из бурана как «незнакомый предмет». Но этим героям суждено узнать друг друга так, что это знание позволит каждому выйти из круга свойственных им классовых представлений, и это предстоящее сближение предсказывает «пророческий» сон Гринева.

«Топор», которым размахивает «мужик», «мертвые тела», «кровавые лужи» - эта яркая символика сна предвещает события, свидетелем которых станет Гринев после взятия Пугачёвым Бело-горской крепости. Тесная связь между сном и последующей явью усиливается прямыми перекличками. «Не бось» мужика из сна, повторяют казаки, которые тащат Гринева к виселице: «Не бось, не бось». «Поцелуй у него ручку», - советует матушка Петруше во сне. Эти же слова произносит Савельич, когда помилованного Гринева приводят к Пугачеву. «Страшный мужик ласково» кличет Петрушу во сне - Пугачев «ласково» обращается к Марье Ивановне в главе «Сирота»; это же слово связано с Пугачевым в эпиграфе «Мятежная слобода»: «... Спросил он ласково». Наконец, слова Гринева: «... вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая», - перекликаются е неоднократными упоминаниями о черной бороде и веселости Пугачева. Мотив «пророческого» сна скрепил отдельные звенья повести в стройное композиционное целое.

Семь глав основной части, повествующие о жизни в Белогорской крепости, имеют важное значение для развития любовной линии сюжета. Завязкой этой линии является знакомство Петруши с Машей Мироновой, в столкновении из-за нее Гринева со Швабриным развивается действие, а объяснение в любви между раненым Гриневым и Машей является кульминацией развития их отношений. Однако роман героев заходит в тупик после письма Гринева-отца, отказывающего сыну в согласии на брак. О событиях, подготовивших выход из любовного тупика, повествуется в главе «Пугачевщина». Эта глава отделяет «семейные» главы от тех, в которых романтические отношения Гринева и Маши вовлекаются в вихрь исторических событий, то есть отделяет белогорскую идиллию от белогорской трагедии. Соответственно меняется и темп рассказа. События первых трех белогорских глав развивались в течение года, в трех последних белогорских главах описано то, что произошло в течение суток.

непримиримых социальных концепций. Добрый капитан Миронов не испытывал личной вражды к пленному башкиру, приказывая «выстрочить ему спину», а казаки-«губители», притащив Гринева под виселицу, даже желали его ободрить. Но жестокость порождает жестокость, поэтому веревку на перекладине виселицы, приготовленную для старого капитана, держит «изувеченный башкирец». С другой стороны, добрый поступок вызывает цепную реакцию доброты. Мотив «заячьего тулупчика», спасшего жизнь Гриневу, повторяется в ослабленном виде в случае с урядником Максимычем, доставившим в Оренбург письмо от Маши Гриневу, которйй не потребовал у урядника посланной Пугачевым «полтины денег».

До десятой главы Гринев, хотя и сталкивается неоднократно с представителями враждебного лагеря, убежден в справедливости законов дворянского государства. Нравственные и юридические нормы его среды совпадают с его стремлениями как человека. Поэтому так легко торжествует в нем «чувство долга... над слабостью человеческою», когда он отказывается служить Пугачеву. Их разговор происходит в главе «Незваный гость» непосредственно после эпизода, в котором казацкие старшины поют «заунывную бурлацкую песню». Недаром этот эпизод потряс Гринева «политическим ужасом»: последующий разговор с «мошенником» зеркально повторяет песню. Как в песне «надежа православный царь» допрашивает крестьянского сына-разбойника, который отвечает «всю правду», так самозванец Пугачев задает вопросы дворянину, отвечающему столь же правдиво. Царь за правду хвалит разбойника, искренность Гринева поражает Пугачева. Но царь казнит вора, то есть поступает по закону, а Пугачев Гринева милует, то есть поступает по-человечески.

поэтому Гринев выходит из сферы действия дворянских законов и обращается за помощью к мужицкому царю.

«Осада города» генерал отказывает Гриневу в помощи - в следующей главе «Мятежная слобода» Пугачев ее обещает. В главе «Сирота» Пугачев освобождает Машу из-под власти Швабрина, обращаясь с ней «ласково», а в идущей далее главе «Арест» представители правительственного лагеря «с ужасной бранью» останавливают Машу с Гриневым, которого в конце главы арестовывают.

то теперь законы дворянской государственности сулят беду Гриневу, а Маша, обращаясь к дворянской царице, спасает своего жениха.

трагедией, когда старики Гриневы получают известие об осуждении Петруши за участие «в замыслах бунтовщиков», поэтому внешний параллелизм сцен, которые начинаются словами «Однажды осенью...» в первой главе и «Однажды вечером...» в последней, подчеркивает изменение настроения. Например, батюшка уже невнимательно читает Придворный Календарь, а рассеянно переворачивает листы; матушка плачет не горькими слезами при мысли о разлуке с сыном, а радостными слезами надежды на то, что Марья Ивановна добьется оправдания Петруши.

«просить милости, а не правосудия». Когда-то, создавая оду «Вольность», Пушкин считал закон справедливой силой, стоящей и над народом, и над правительством. В «Капитанской дочке» столкновение героев с законом грозит им смертельной опасностью. Пугачев, поступая по законам восстания, должен был бы прислушаться к советам Белобородова и расправиться с Гриневым и Машей. Екатерина II, осуществляя правосудие, должна была бы осудить оставившего осажденный город Гринева. Но они поступают так, как велят им не политические соображения, а человеческие чувства.

«мутного кружения метели» неким оборотнем, исчадьем ада: «что-то черное», «или волк, или человек». Не зря Савельич крестится и читает молитву перед «резиденцией» самозванца, на которой как бы лежит отсвет адского пламени: красные рубахи, кафтаны и «рожи», блистающие глаза, сальные свечи. Да и стоит этот «дворец» «на углу перекрестка» - Место, по народным поверьям, нечистое. Императрица возникает в обстановке райского сада ангельским голубоглазым видением: в белом платье, с белой собачкой, окруженная белыми лебедями. И когда мы читаем, как в этом саду солнце освещает пожелтевшие вершины лип, то вспоминаем бумажное золото на стенах избы Пугачева. Самозванец пытается украсить себя искусственным величием - наделенная властью от Бога кажется обыкновенною дамой. Но оба образа неоднозначны. Ангельский ореол Екатерины меркнет, если вспомнить, что это ее именем у людей вырывали языки и ноздри, арестовывали невиновных, вершили неправедный суд. А Пугачев, хоть и окружен дьявольского вида подручными, все же сидит «под образами», а лев и орел, которым уподобляется бунтовщик в одном из эпиграфов и в калмыцкой сказке, - не только царственные хищники, но и символы евангелистов.

«Капитанской дочки» важным оказывается не различие между крестьянским царем и дворянской царицей, а их способность к милосердию. Императрица разговаривает с Машей так же ласково, как и Пугачев. Пренебрегая мнением сподвижников, каждый из правителей принимает такие решения, без которых оказалась бы невозможной счастливая развязка истории повести. «Капитанская дочка» выявляет авторскую позицию Пушкина, стремящегося возвести человечность в государственный принцип, а к оценке исторических событий применять нравственный закон, в рамках которого снимается антитеза «дворянство - народ», поэтому эпиграфом повести стала пословица, одинаково значимая для человека любого сословия: «Береги честь смолоду».

События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

В этом и весь смысл его повести.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря , между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2084.

Итоговое произведение Пушкина. Роман, сконцентрировавший все волнующие Пушкина идеи.

  • 1833-1836года. Замысел появился во время работы над «Дубровским»
  • 2 проблемы:
  • 1)крестьянское восстание
  • 2)история дворянина, офицера, изменившего своему классу

Истинного реализма до этого не было.

Этическая ценность - воплощение пушкинского идеала: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

06.02.1833 - просьба предоставить доступ к следственному делу Пугачёва.

Сложна история романа:

Сначала интерес - дворяне, перешедший к Пугачёву - Швалевич.

7планов романа, где менялись герои, но в итоге Пушкин приходит к той конечной форме, где за отражением главного героя вырисовывается образ Пугачёва как центральный.

Октябрь 1836 год - роман сдаётся в печать. 14 глав и эпилог.

«Капитанская дочка» - название не случайно, это семейная хроника. Этот жанр - историческая основа повествования.

Выдвинув на первый план Машу Миронову подчёркивает важнейшую идею произведения: в грозных исторических бурях, испытаниях, уничтожающих благополучие, высшая ценность - человек, умение его сохранить в себе идеал гуманности, благородства. Это важнейший гуманистический смысл произведения.

Для Пушкина была важна доля достоверности.

Проблематика разнообразная: национальная, этическая, философская.

Жанровая основа, его композиционная основа обусловлена типом повествования: от первого лица - дворянина Петра Алексеевича Гринёва. Он записал всё это уже будучи взрослым человеком, осмыслив произошедшие с ним события.

Пушкин совершает отделение от себя рассказчика и добивается эффекта достоверности, историчности и объективности. Чистый реализм.

В центре романа - нарастающий бунт, возглавляемый реальным историческим лицом - Емельяном Пугачёвым. В это историческое движение силой обстоятельств вовлечён дворянин Пётр Гринёв. Нет союза между дворянами и восставшими казаками, Гринёв и Пугачёв - социальные враги. Они находятся в разных лагерях, но судьба сводит их время от времени, и они с уважением и доверием относятся друг у другу. Вымышленные исторические лица помещены Пушкиным в реальное историческое полотно.

Пушкин сделал своё повествование исключительно достоверным, сочинив документы, подобные настоящим и включив в них цитаты из подлинных бумаг.

Пушкин описывает быт семьи Гринёвых и Мироновых. Их простая, незаметная жизнь с их старинным патриархальным укладом - тоже русская история.

Все иллюзии Пушкина, относительно возможного мира между дворянами и крестьянами рухнули, трагическая ситуация обнажилась ещё больше. И тем отчётливее стала задача найти положительный ответ, решающий трагическое противоречие. С этой мыслью Пушкин организует сюжет.

Роман, стержень которого любовная история Маши и Пета, превратился в мировое историческое повествование. Этот принцип - от частных судеб к историческим судьбам народа - пронизывает сюжет «Капитанской дочки».

Герои и второстепенные лица выведены многосторонними характерами. У Пушкина нет только положительных только отрицательных персонажей. Именно ход истории определил действия героев, выхватывая их судьбу и выявляя качества, которые в повседневной жизни могли и не проявиться.

Благодаря принципу историзма ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию. Пушкин мечтает о том, что бы в будущем не чувствовалось социальное расслоение.

Пушкинские герои предстают в романе с 2-х сторон: как люди, т.е. в своих общечеловеческих и общенациональных качества, и как персонажи, играющие социальное расслоение.

Гринёв - и пылкий молодой человек, получивший домашнее патриархальное воспитание и, в тоже время, обыкновенный недоросль, который постепенно становится взрослым и мужественным воином. Настоящим дворянином-офицером.

Пугачёв - и обыкновенный мужик, не чуждый естественных чувств и, в то же время - жёсткий предводитель бунта, ненавидевший дворянин и чиновничество.

Екатерина 2 - и пожилая дама с собачкой, готовая помочь несправедливо обиженной сироте и самовластная самодержавица.

Капитан Миронов - добрый, незаметный и покладистый человек, находящийся под начальством жены и офицер, преданный государыне.

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и подлинно социальное.

Человеческое по Пушкину - выше социального. Недаром его герои вследствие своей глубокой человечности не вмещаются в игру социальных сил.

По мнению Пушкина, и дворянство и крестьянство лагеря недостаточно человечны, но что бы гуманность победила необходимо подняться над социальными условиями, интересами и предрассудками, помнить, что звание человека неизмеримо выше всех других званий, чинов и титулов. Человечность может стать достоянием всех людей и сословий.

Мера человечности стала наряду с историзмом, простотой и совершенством формы неотъемлемым признаком пушкинского реализма, вобравшего в себя и строгую логику и свободную игру воображения романтизма.

Произведение состоит из нескольких набросков из жизни обычного дворянина Петра Гринева, повествующих о самых ярких событиях, произошедших с ним и оказавших на него особенное влияние.

Композиционная структура повести включает в себя четырнадцать глав, стилизованных в форме мемуаров, выстроенных с использованием симметричности, отличается четким, стройным, последовательным изложением, напоминающим сюжеты волшебных сказок в виде напутственных отеческих слов, дальнего пути главного героя, схватки со злым соперником, спасения возлюбленной и царской награды при возвращении домой.

Экспозиционная составляющая представлена в форме двух первых глав, которые являются равновеликими по объемному содержанию и демонстрируют основной внутренний смысл произведения, изображая главных действующих героев – молодого человека дворянского происхождения Петра Гринева и предводителя народного восстания Емельяна Пугачева.

Взаимоотношения основных персонажей составляют историческую канву повести, основанную на параллельном столкновении величайших личностей истории императрицы Екатерины Второй и Пугачева. Писатель ярко подчеркивает контраст правящей власти и восставших крестьян путем расположения стройно сочленных между собой и следующих друг за другом глав, которые излагают события жизненного пути ключевого героя в обратном порядке, а не по порядку.

Каждой из глав повести, а также произведению в целом, предшествуют эпиграфы, определяющие суть повествования, либо характеризующие героев данного изложения. Однако имеются и вступления, содержащие противоположное суждение автора о Пугачеве, выражающие мнение поэта на предводителя восстания с точки зрения дворянства и опровергающие содержание главы.

Описание природных картин, пейзажей представляются автором в виде реалистичных зарисовок, изображенных в виде сжатых, кратких изложениях, помогающих более глубже охарактеризовать героев повести, а также акцентирующих внимание на развитии и завязке сюжетной линии произведения. Именно, используя описание картины во время снежного бурана, писатель знакомит своих основных персонажей, Гринева и Пугачева, друг с другом. А в сцене, описывающей встречу Маши Мироновой с императрицей, присутствует совсем иная картина в виде прекрасного ясного утра, передающего атмосферу ранней теплой осени с пожелтевшими листочками липы.

В изображении портретных характеристик героев повести также применяется прием контраста, при использовании которого образ Пугачева описывается автором самостоятельно, а Екатерина представляется поэтом в соответствии со знаменитым портретом художника Боровиковского, а не в виде самостоятельных авторских зарисовок.

Все применяемые в произведении художественные литературные приемы и методы позволяют автору выстроить в повести продуманную, стройную композиционную модель повествования, захватывающую читателя с первых строк книги.

Вариант 2

В этом романе автор привел много исторических героев, а так же создал много вымышленных, но благодаря наличию реальных героев роман и обладает своей особенностью и имеет огромное значение. Ведь автор создавал его, опираясь на исторические события, поэтому кроме основных сюжетных линий в этом произведении упомянута судьба всего русского народа.

Именно для внесения более точного повествования в герои данного романа выбран Петр, который лично знаком с Пугачевым. Соответственно все далее излагаемые события являются правдивыми и исторически важными. Роман написан в виде мемуаров.

Петр Гринев сам из дворянской семьи, служит императрице, он честен и благороден. Когда Пугачев предложил ему перейти на сторону бунтовщиков и получить более высокое звание, Петр естественно отказался, так как он не так воспитан. Кроме этого он противостоит пугачевскому бунту, без прикрас рассказывает о событиях того времени.

Но одновременно Гринев и рассказывает о том, что Пугачев смекалист, честен и справедлив, в течение всего общения с Пугачевым Гринев избежал три раза смертной казни. Интересный момент романа, автор пишет о Гриневе в разных его периодах жизни.

И при этом Гринев как бы сам со стороны себя критикует и рассказывает о своих ошибках и победах. Так же Пугачев в начале произведения появляется как обычный человек, через время он уже предводитель восстания. Далее видим жестокие и благородные черты его характера, когда Пугачев спас невесту Гринева от Швабрина.

Благодаря тонкому авторскому замыслу большинство исторических событий рассказывается от лица Гринева. Эти события и высказывания и есть мысли самого автора. Благодаря тонкому подходу автор пишет рассказ от лица Петра, так же он высказывает свои умозаключения о бунте крестьян.

Весь рассказ пропитан противостоянием правительства и бунтовщиков. Автор показывает сторону правительства их уклад и поведение всех чиновников, одновременно этому он сопоставляет бунтовщиков и рассказывает об их действиях.

Умело, сопоставлены вождь крестьян и императрица их противостояние и борьба, без прикрас показана жизнь крестьян при императорской власти. Тут же Пугачев рассказывает о своих предложениях и вольной жизни освобожденных крестьян.

В лице Маши показана простота и чистота души русского народа, в ее обращении к императрице. Весь роман пропитан демократичностью и стремлением к свободной жизни простых людей. Автор хотел показать, что и Пугачев и весь его бунт принес определенные изменения в историю нашего государства.

Особенности произведения

Несколько интересных сочинений

  • Образ Акулины из повести Барышня-крестьянка Пушкина

    В данном произведении Акулина, это и есть Елизавета Муромская, она переоделась в крестьянку, для того чтобы познакомиться со своим будущим мужем. Главная героиня повести Елизавета

  • Мой год начинается 1 сентября, а не 1 января, как на самом деле происходит у всех. Нет, я не имею в виду учебный год. Дело в том, что когда я говорю «в прошлом году», я имею в виду все это время до дня 1 сентября.

  • Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь Пушкина

    Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.

  • Анализ рассказа Чехова Крыжовник сочинение 10 класс

    Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение Крыжовник

  • Сочинение В чем разница между мечтателями и реалистами?

    В каждом человеке в той или иной степени совмещены мечты и реальность. И это здорово – быть реалистом с мечтой, но, когда человек мечтатель по жизни и совершенно не реализует себя в реальности



Вверх