Развитие речи младших школьников на уроках русского языка средствами игровых технологий. Интерактивный тренажер "На болоте"

Существует много моделей структуры интеллекта. Основным подходом к её исследованию является психометрический подход. Терстоун исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он называл первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: счётную способность, вербальную гибкость, вербальное восприятие, пространственную ориентацию, память, способность к рассуждению, быстроту восприятия сходств и различий между предметами или изображениями. Некоторые психологи, например Гилфорд, выделили до 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание. Немецкий психолог Курт Павлик выделил следующие независимые друг от друга области интеллекта:

  • · факторы пространственного восприятия: наглядность, пространственные связи, пространственная ориентация;
  • · факторы языкового понимания и математического счёта;
  • · факторы речевой беглости и выразительности;
  • · фактор гибкости мышления;
  • · фактор логического мышления.

Изучив различные структуры интеллектуальных способностей, я пришла к выводу, что для развития личности младшего школьника следует актуализировать следующие интеллектуальные способности, которые и рассматривает большинство современных педагогов и методистов:

1. Мышление. 2. Память. 3. Внимание.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идёт в основном в этих направлениях.

Наиболее продуктивной и востребованной на сегодняшний день является система развивающего обучения Л.В. Занкова, обеспечивающая общее развитие личности младшего школьника. Данная система сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывали знания, приобретали умение слушать и анализировать, осмысленно относились к своей работе и активно использовали свои знания.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к жизни. А русский язык является важнейшим фактором развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка.

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно, рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития.

Конкретное содержание интеллектуального развития на разных ступенях начального обучения дифференцируется в зависимости от возрастных особенностей детей.

Основная задача развития первоклассников состоит в совершенствовании наглядно-образного мышления.

Во 2-м классе совершенствуется наглядно-образное мышление и закладываются основы формирования словесно-логического мышления.

Основной упор в интеллектуальном развитии учащихся 3-4-х классов делается на формирование словесно-логического понятийного мышления, совершенствование внутреннего плана действия.

Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

Развитие логического мышления учащихся на всех уроках - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции.

Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.

Конкретизация - мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример.

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии.

Понятие - это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения “вид - род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например, сандалии - обувь, окунь - рыба.

Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.

В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.

Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка

Развитие речи – важнейшая задача обучения в школе. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации . Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

На современном этапе совершенствования общества огромное значение имеет повышение речевой культуры. К.Д.Ушинский писал: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое… Пока жив язык народный в устах народа, жив и народ.» Процесс овладения конкретным языком и есть развитие речи. Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи в единстве с развитием учащихся младших классов мышления и формированием их как личности . От эффективности решения задач умственного развития младших школьников зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем предметам.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. Нас интересует ребенок за партой в школе. Задача учителей начальных классов, - довести речевые умения учащегося, оканчивающего четвёртый класс, до такого минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик в классе, т.е. обязаны совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей , ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

Основные разделы работы по развитию речи:

1. Работа над звуковой стороной речи

2. Работа над значимыми частями слова

3. Работа над словом (словарная работа)

4. Работа над морфологическими средствами речи

5. Работа над синтаксическими средствами речи

6. Культура речи

7. Стилистика

8. Связная речь

Основные формы работы:

1. Анализ текста

2. Беседы по картине, фильму, по наблюдениям

3. Слово учителя

Виды работ:

1. Изложения

2. Сочинения

3. Деформированный текст

4. Эссе

Большое значение придаётся выполнению трёх основных условий на любом уроке русского языка. Первое – это обеспечение правильной речевой среды, второе – это создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся, третье – это активизация словаря.

В своей работе учитель сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении. Среди неуспевающих младших школьников имеются дети с различными нарушениями речи. Как правило, учащиеся не различают близкие фонемы, звонкие и глухие согласные: б- п, г- к, д- т, ж- ш. В таких случаях используется ряд упражнений, которые показывают, что смешение звуков устной речи приводит к изменению слова:

Дом-том, балка-палка, коза-коса и т.д.

Дефекты речи связаны с недостатками в работе речевого аппарата. Ребёнку можно помочь, используя артикуляционную гимнастику и тренировочные упражнения с отрабатываемым звуком:

Со-со-со- катит мышка колесо и т.д.

С первого класса надо учить детей употреблять в речи вежливые слова и выражения. Это является неотъемлемой потребностью уроков русского языка, которые не только формируют у школьников навыки грамотного письма, правильного произношения и словоупотребления, но и раскрывают нужные для каждого человека нормы общения людей в культурном обществе. Желая вызвать у детей интерес и усилить смысловое значение речевого этикета, используются на уроках сказки, игровые задания с куклами и драматизацией. Например, мы выясняли, кого и как надо приветствовать при встрече и почему, с какими словами обращаться к родным, знакомым. Работа по речевому этикету должна быть дополнена письменными упражнениями.

Дети проявляют интерес к составлению рассказов по картинкам. Такие задания не являются для детей сложными и развивают интерес к работе и более успешному усвоению программного материала.

Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Необходимо не только обогатить словарный запас, но и активизировать его. Дети часто повторяют в речи одни и те же слова. В задании: подберите прилагательные к существительным, дети пишут: девочка (какая?) красивая, цветок (какой?) красивый. Для ликвидации тавтологических ошиб ок используется система специальных упражнений с использованием синонимов.

Чтобы учащиеся успешнее овладели словарным богатством родного языка, ежедневно на уроках нужно прибавлять 2-3 слова из школьного орфографического или толкового словаря. Обязательное условие – определение лексического значения слова, подбор синонимов и антонимов, грамотное написание слова.

На уроках, работая со словарными словами, можно использовать мультимедийные презентации, состоящие из слайдов с заданиями. Например:

1.Больничный лист-…

Специальность-…

Обучение животных-…

Слова для справок: Бюллетень, профессия, дрессировка.

2.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:

П…льто, к…као, к…шне, м…ню, м…тро, п…ро, рад…о.

Проверь по словарю.

Пословицы и поговорки важно использовать на каждом уроке. Они прекрасны своей афористичностью, остроумны, ёмки по содержанию. Учащимся нравится употреблять их в своей речи.

Главными видами работы по развитию речи учащихся начальных классов являются изложения и сочинения . Изложение – это письменный пересказ текста. К изложению предъявляются следующие требования: 1)все пункты плана должны быть раскрыты, 2)содержание текста должно быть передано полно и последовательно, 3)изложение должно быть написано правильным литературным языком без грамматических ошибок. К каждому изложению составляется план, учащиеся внимательно слушают текст и анализируют его по заданным вопросам.

Хорошее сочинение, глубокое по содержанию, написанное правильным литературным языком, – показатель умственной зрелости автора сочинения. Для учащихся уроки, на которых они пишут сочинения, самые радостные. При подготовке к сочинениям дети много читают, делятся впечатлениями от прочитанного, делают выписки из книг, зачитывают их вслух, подбирают «крылатые» выражения, фразы, образы. Этот вид работы труден для учащихся, но интересен. Учитель обязательно должен участвовать в творческом процессе учеников, помогать редактировать собственные сочинения, выступать в роли критика, это способствует росту маленьких сочинителей.

Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из основных задач школы, и в первую очередь уроков русского языка. Без систематического обогащения устной и письменной речи на протяжении всех лет обучения невозможно эффективное повышение культуры речи учащихся, их общего развития.

Развитие речи и мышления имеет место на каждом уроке. Очень важно следить за тем, как говорят дети, общаясь между собой. М.Горький говорил: “Слово – одежда всех фактов, всех мыслей ”. Ведь человек, который не в состоянии выразить свои мысли в устной и письменной речи не может быть грамотным. На это овладение правильной речью, точным выражением своих мыслей направлено обучение. А сделать его интересным, желаемым сможет учитель.

Кутергина Ирина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5 с УИОП
г.Шебекино Белгородской обл.»
E-mail: [email protected]

Воспитывать само-стоятельность и творческое начало у учащихся, форми-ровать умение передавать свои мысли и знания, т.е. развитие монологической речи - одна из основных задач уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе. Для ее решения предлагается следующий при-ем : в начале второго класса, когда дети уже бегло читают и имеют определенные навыки работы с текстом, они за-водят тетради по чтению для дополнительных работ. Тетрадь делят на четыре раздела: осень, зима, вес-на, лето. На каждый раздел отводят несколько страничек. Оформление раздела времени года про-извольное: рисунки, наклейки. На уроке чтения при работе с текстом выбирают элементы описаний времен года, явле-ний природы и выписывают их в тет-радь для дополнительных работ.

Например, в раздел «Зима» ребенок записал следую-щий фрагмент из стихотворения А.С. Пуш-кина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит .

Использовать данный текст ребенок мо-жет по-разному: либо как цитату в своем высказывании, либо при составлении описа-тельного рассказа, либо, выполняя задание на нахождение олицетворения.

Или в раздел «Осень» ученик выписал в тет-радь предложения из текста К.Д. Ушинского, которые характеризуют осеннюю приро-ду (они подчеркнуты ): «В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Еще пройдет несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснет на целую зиму».

Опыт использования этого вида творческой деятельности в течение нескольких лет доказал целесообразность и успешность применения:

- во-первых , дети начинают обращать вни-мание на описания, которые даются в худо-жественном тексте;

во-вторых , по собственному усмотрению (а не по указанию учителя) могут использо-вать примеры в своих творческих работах;

в-третьих , примеры выразительных средств, которые применяет в художе-ственном произведении автор, становятся для ученика руководством к собственному творческому действию - импровизации, по-иску аналогичного, выражению своего замыс-ла;

в-четвертых , учащиеся хорошо запо-минают прочитанные художественные тек-сты.

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке используются задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

1. «Рассказ от первого лица»:

Рассказать от лица журавля о том, как его угощала лиса.

2. «Комплименты»:

Сказать комплимент сказочному, литературному герою.

3. «Сказка в заданном ключе»:

Ввести в название сказки новый объект, например «Колобок и воздушный шарик».

4. «Изменение сказочной развязки»:

Придумать другое окончание сказки, рассказа.

5. Изобразить символами характер литературных героев.

На уроках русского языка формированию коммуникативных навыков, а именно монологической речи, способствуют систематически используемые следующие виды заданий:

- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: „Что я знаю об имени существительном“. Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения - просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово „пожалуйста“. Запомни: это слово выделяется запятыми» и т.п.

Развитию письменной речи , а также развитию творческих способностей младших школьников способствуют следующие виды заданий.

На уроках русского языка:

Различные виды сочинений. Сочинения-описания: «А дожди бывают разные», «Вид из окна», «Звуки, услышанные на рассвете» и так далее; сочинения-рассуждения по данному началу и концу: «Это утро, радость эта...», сочинения-повествования: «О чем поведал весенний ручей», «Осенний парад», «Как приходит зима», «Волшебный цветок» и др.

На уроках литературного чтения:

Сочинение по личным впечатлениям (3-4 кл.) и по прочитанному (4кл.);

Один из приемов творческой деятельности учащихся - «Проба пера ».

Ребёнок пробует себя в написании загадок, считалок, сказок, стихотворений, былин, даже отдельной главы повести, иллюстрировании произведений.

Разделы: Начальная школа

Мысль! Великое дело!
Что же и составляет величие человека, как не мысль!
А.С.Пушкин

Все дело в мыслях. Мысль – начало всего.
И мыслями можно управлять.
И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями.
Л.Н.Толстой

Развитие речи – важнейшая задача обучения в школе. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей степени определяют успех в учебной работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Развитие речи – связующее звено между всеми предметами.

Существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей. Аналогично существует органическая связь между устной и письменной речью. Эту связь психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.

Вот основные принципы развития речи, которые постоянно развивались, начиная с К.Д.Ушинского:

  • связь работы по развитию речи с развитием мышления;
  • взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Развитие речи развивает мышление, и мышление развивает речь.

Устная речь протекает в условиях непосредственного общения. Она быстрее по темпу и менее полная, так как в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отступают в письменной речи.

Письменная речь наиболее трудна. Построение каждой фразы в письменной речи является результатом обдумывания. Дети должны задумываться над написанием каждого слова. Письменная речь требует большей точности, обоснованности мысли.

Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи.

В основе высказывания ребенка должен лежать речевой мотив, желание сообщить другим об увиденном, услышанном, пережитом. Это будет возможно лишь тогда, когда ребенок будет увлечен.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Учащиеся могут высказываться свободно, могут выполнять и “ жесткое задание” (Л. В. Занков) , которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.

Успех в работе невозможен, если ученик осознает, что учитель спросил – надо ответить, когда место связной речи занимают лишь полные ответы на бесчисленные вопросы. В этом случае мотив речи угасает и уже не может служить двигателем высказывания детей.

Несомненно, требование полных ответов от учащихся является целесообразным, но оно должно быть обусловлено определенной учебной ситуацией.

Эта нужная форма работы имеет определенную цель: “ научить школьников правильно строить предложения, не пропускать слова, ставить слова в нужной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова”. (Занков Л.В., Кузнецова Н.В.)

Полные ответы не соответствуют природе устной речи, поэтому они ее не развивают, а создают препятствия в работе, так как вносят в беседу искусственность и отбивают у ребенка охоту говорить.

Для детей с задержкой психического развития дать полный ответ – большая трудность. Поэтому полные ответы используем при подготовке к сочинениям, изложениям. Если требовать полных ответов постоянно, для ответа на каждый вопрос некоторые дети могут замкнуться и контакт между учителем и учеником может исчезнуть. Многие из этих детей не смогут повторить полной фразы.

Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка.

Надо все время поощрять ребенка к высказываниям, вызвать его на разговор, так как его самостоятельная монологическая речь не развита. Ребенок понимает в окружающем больше, чем может сказать словами. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается непонятным, не может выделить главное. Сам ребенок не замечает своих ошибок. Он убежден, что нашел лучшие средства для выражения своих мыслей. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения достаточны и понятны.

Многие знания получаются детьми из практических занятий и упражнений. Так дети на практике уясняют, чем отличается описание предмета от описания картины; чем отличается рассказ о том, что он наблюдал сам, от рассказа по картинке; какая разница между подробным пересказом и выборочным; в чем разница между пересказом и изложением.

Постепенно дети учатся различать тексты. Так они узнают, что текст – повествование отвечает на вопрос что произошло? Текст – описание описывает предметы, людей, животных, природу и отвечает на вопрос какой? В тексте – рассуждении излагаются причины явлений и событий, показывается их взаимная связь. Этот текст отвечает на вопросы зачем? почему? Этот тип высказывания нельзя представить в виде картины.

Дети должны знать, что такое текст, иметь понятия о его признаках. Они знакомятся со структурой текста, с тем, как эти части связаны друг с другом, как связать предложения в тексте.

Дети должны приобрести следующие коммуникативные умения:

  1. Умение раскрывать тему высказывания.
  2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.
  3. Умение собирать материал к высказыванию.
  4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.
  5. Умение совершенствовать написанное.
  6. Умение строить высказывание в определенной композиционной форме.
  7. Умение выражать свои мысли правильно, точно, ярко.

Формирование этих умений начинается с уроков чтения и даже уроков обучения грамоте. Дети учатся озаглавливать текст, делить его на части, выделять главную мысль.

Чрезвычайно важно проводить планомерную работу по развитию речи в классах, где обучаются дети с задержкой психического развития. Характерными признаками задержки психического развития являются следующие: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность к приему и переработке информации. Кроме того, у большинства детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций.

Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного воздействия.

Отмечается более позднее развитие речевой фразы, затруднение в воспроизведении логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные взаимоотношения.

В своей речи они применяют в основном самые простые конструкции, что связано бедностью их смысловых связей. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Характерно выражены и затруднения в грамматическом и семантическом оформлении предложений.

Словарный запас школьников с задержкой психического развития отличается бедностью, дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса в значительной степени определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Слабая регуляция собственной деятельности обуславливает трудности программирования речевого высказывания и недостаточность его грамматического оформления.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

Поэтому при работе над развитием речи с этими детьми учитель сталкивается с определенными трудностями.

Особого внимания требует орфографическая подготовка. Должны предупреждаться не пройденные орфограммы. Предупредить – это не значит подсказать написание слова. Предупреждение – это и способ развития орфографической зоркости. В этих целях учащиеся на нескольких уроках, предшествующих творческой работе, комментируют трудные слова, составляют словосочетания, записывают их в тетрадь.

В 3-м классе продолжается работа по трем направлениям, которые велись во втором году обучения:

  • обогащение и уточнение словаря учащихся;
  • овладением предложением;
  • овладение текстом (его восприятие, воссоздание или воспроизведение, создание собственных высказываний).

Обогащение и уточнение словаря на уроках русского языка происходит прежде всего в процессе усвоения состава слова и частей речи. На этих уроках я стараюсь развивать умение пользоваться морфемным анализом слов в целях раскрытия его лексического значения. Дети с интересом узнают, как с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Эти упражнения носят речевую направленность. Дети учатся сравнивать однокоренные слова с разными суффиксами и приставками.

Закрепляется понятие о структуре текста. Прежде чем озаглавить текст, выясняем, о чем говорится в тексте, какова его главная мысль. Аналогичная работа проводится на уроках литературного чтения. Дети озаглавливают ту или иную часть рассказа.

Ученик должен уметь доказать свою мысль. Например, недостаточно сказать: “Слово чистый – это прилагательное”. Надо сказать: “Слово чистый обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Значит, это прилагательное”. Подробное объяснение особенно важно на первых уроках, когда дети учатся классифицировать слова по частям речи.

Речь выполняет так же и познавательные функции. Для того, чтобы передать информацию, слово должно ассоциироваться с конкретным образом. Передавая знания о знакомых и незнакомых предметах и явлениях, учитель заставляет детей по-новому взглянуть на привычную действительность. Необходимо развивать смысловую сторону речи, расширяя знания о значениях слов.

Развитие речевой и мыслительной деятельности происходит не только на уроках русского языка и математики, но и на уроках чтения, природоведения, рисования, труда.

Вот лишь некоторые из упражнений, которые можно предложить для развития речи и мышления на уроках русского языка.

  1. Расположить предложения так, чтобы получился текст.
    Для работы следует брать тексты, состоящие из 3–4 предложений. Эти предложения надо расположить на доске так, чтобы одно предложение четко отделялось от другого.
  2. Составить из каждой строчки предложение – пословицу.
  3. Составить и написать несколько предложений на заданную тему, используя опорные слова.
  4. Разгадать кроссворд, состоящий из словарных слов.
  5. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова.
  6. Составить предложения-загадки.
  7. Работа с деформированным текстом.
  8. Распределить слова по частям речи.
  9. Разбить текст на предложения.
  10. Придумай рифму.
  11. С помощью приставок, суффиксов образуй новые слова.

Для того, чтобы дети лучше запомнили правила их можно предложить для заучивания в стихотворной форме.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно ее
Ставь под ударение.

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши,
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.

А, Б, В, Г, Д, Е, Е –
Постираем все белье.
Ж, З, И, Й, К, Л, М –
Апельсину быстро съем.
Н, О, П, Р, С, Т, У –
Погуляем по мосту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ –
Ах, какая чаща!
Ъ, Ы, Ь –
Не запомнятся никак,
Э, Ю, Я –
Вот и все, мои друзья!

Развитие речи и мышления имеет место на каждом уроке. Очень важно следить за тем, как говорят дети, общаясь между собой. М.Горький говорил: “Слово – одежда всех фактов, всех мыслей”. Ведь человек, который не в состоянии выразить свои мысли в устной и письменной речи не может быть грамотным. На это овладение правильной речью, точным выражением своих мыслей направлено обучение. А сделать его интересным, желаемым сможет учитель.

Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, т.е. интеллектуально развитых людей.

Интеллект – это совокупность качеств, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

Эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

Способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

Способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

Вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

Одним из основополагающих направлений моей работы в школе является тема, над которой я работаю уже несколько лет: «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Потому что считаю, что начальная школа должна научить детей, поступивших в школу не только читать, считать, но и грамотно писать, продолжая развивать ребенка как личность.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
У многих детей моего класса слабая память, недостаточно развитое мышление, речь, многие дети с трудом сосредотачиваются на заданиях.
Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим, чтобы все ученики усвоили учебный материал?

Размышляя над этой проблемой, я пришла к выводу о том, что нужно внести определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения.

 введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

 увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

 расширения объема работы с понятиями и терминами;

 включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательного характера.

На любом этапе урока я стараюсь не давать готовую информацию, а предоставляю учащимся право первыми формулировать понятия, правила, темы уроков и т.д.; чаще даю им возможность задавать вопросы; стараюсь создавать доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества.

Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках технологии.
На мой взгляд, систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявить инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.

Перечислим игры, которые учителя начальных классов могут организовать с целью интеллектуального развития младших школьников.
I. Игры на комбинирование предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
II. Игры на планирование направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие - позже.
III. Игры на формирование умения анализировать предусматривает умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет.

Я перед собой ставлю задачу не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка математики, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески. Рассмотрим интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. В каждом виде упражнений предусмотрен определенный набор, предназначенный для развития интеллекта.

В системе интеллектуальных игр, упражнений важное место занимают те, которые направлены на развитие распределения внимания, существенно влияющие на формирование орфографической зоркости.

Первый комплекс формирует устойчивость внимания, мышление. Пример задания, осуществляемого при изучении темы "Ударные и безударные гласные".
Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов и постарайтесь их запомнить (через одну минуту после предъявления учитель закрывает второе слово каждой пары). Ориентируясь на первое слово каждой пары, напишите по памяти в столбик второе слово. Подберите к ним проверочные слова и напишите их. Орфограммы подчеркните.
мост р-ка
шум в-да
лес гр-бы
гвоздь д-ска
Постепенно увеличивается количество пар.
Второй комплекс формирует речь, устойчивость и распределение внимания, память, умение осуществлять операции сравнения, строить рассуждения. Пример задания, выполняемого в рамках темы: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей».
Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках. Напишите в строчку слова, которых нет в правом столбике. Найдите среди них лишнее. Ответ обоснуйте.
(М.м) аршак (П. п)оэт
(П, п) оэт (М, м)ихаил
(А., а) лексей (Б,б) орисов
(Р,р) епин (С.с) ергей
(С,с) еменов (И,и)ванов.
При проверке большинства упражнений от учащихся требуется полный, развернутый и доказательный ответ.
Третий комплекс развивает речь, внимание, творческое воображение, языковую интуицию, мышление. Пример задания, выполняемого в рамках темы "Род имен существительных".
Внимательно рассмотрите буквы.
1) р о е к к у а н ь
2) к о о з г е о р л о д
3) м м а е л д и в е н д а ь
Используя эти слова, отгадайте загадки:
1.Только этот водоем для него родимый дом. (Река, окунь).
2. Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили? (Козел, огород).
3. Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? (Малина, медведь).
Дайте характеристику полученной группе слов. Найдите в них общее и отличие. Напишите слова, группируя их по родам.

Важной особенностью комплексных интеллектуальных упражнений является универсальный характер, поскольку они дают возможность закрепить или повторить сразу несколько изученных тем. Это ярко просматривается в упражнении с формируемым комплексом 4 (речь, устойчивость внимания, распределение внимания, мышление, умение осуществлять операции сравнения, исключения, составлять рассуждение).
Пример задания, осуществляемого при изучении темы «Глагол».
Прочитайте слова. Исключите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.
Разрушае …, гл. дят, дружба, подсч. таеш. , надпишеш. , накормиш. .
Часто при составлении и проведении рассматриваемого типа упражнений используются различные шифры, схемы. Это дает возможность вместе с другими качествами интеллекта развивать одно из самых слабых составляющих интеллекта младшего школьника - абстрактное мышление. Пример задания выполняемого во время изучения темы «Три склонения имен существительных».
Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь слов внутри каждого шифра. Подберите к ним из левого столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Выбор слов обоснуйте. Определите склонение имен существительных.
Исходный материал. Шифр.
холод-жара 1)школа-учитель
лес-степь 2) озеро-река
ложь-правда 3) трусость- храбрость.
лес- тигр
море-корабль
яблоко- вишня
стакан-вода
дуб-береза

Четвертый комплекс развивает речь, объем, внимание, память, мышление, умение осуществлять группировку. Тема «Местоимение 3-го лица».
Прочитайте. Объедините в группы пары слов, в которых:
а) нет местоимений женского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени;
б) нет местоимений мужского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени;
в) нет местоимений мужского и женского рода и глаголов в настоящем и прошедшем времени.
Он оценил, она готовит, оно подъедает, он заземлил, она ужинает, оно объявит, она рисует, он залетел, он объяснит, оно съежится, он смешал, она велит, она завтракает.

Пятый комплекс развивает речь, устойчивость и распределение внимания, память, мышление, наблюдательность, сообразительность. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Внимательно прочитайте и проанализируйте запись. Найдите закономерность.
1) узкая, сладкая …
2) тяжелое, далекое …
3) местный, грустный …
Слова для справок: веселая, редкая, поздний, резкая, ловкая, полезное, доблестный, известный.
Вариант ответа ученика: надо дополнить каждую группу слов по двум признакам: род имен прилагательных и по орфограммам.
Шестой комплекс развивает речь, устойчивость внимания, логическое мышление, абстрактное мышление. Тема «Имя существительное».
Соедините между собой пары слов, подходящих по смыслу, используя пример: диван-мебель. К каждому слову задайте вопрос кто? или что? Вставьте пропущенные буквы.
лещ цв. ток
т. релка птица
с. рока п. суда
ландыш рыба.
Седьмой комплекс развивает речь, устойчивость внимания, логическое мышление, умение обобщать, умение устанавливать последовательность подчинения понятий. Тема «Число имен существительных».
Прочитайте. Сравните между собой две пары слов под одним номером. Каждой паре подберите точное название, а затем для двух названий одно общее. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род и число имен существительных.
п. н. дельник, ч. тверг-?
су.. ота, в. скресенье -? / ?
Восьмой комплекс развивает речь, устойчивость и сосредоточенность внимания, логическое мышление, память, способность устанавливать связи. Тема «Правописание безударных гласных в корне слова». В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины.
Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: сначала - причина, затем - следствие. При написании предложений, избегая повтора одинаковых слов, замените их другими близкими по смыслу. Вставьте нужные буквы.
1) Мур (а,о)вьи приносят лесу б(о,а)льшую пол(ь,-)зу. Мур(а,о)вьи уничт(а,о)жают личинок вредных насекомых.
2) С(а,о)ва и филин охотятся ноч(ь,-)ю. Дневной свет для гла(з,с) с (о,а)вы и филина ярок и неприятен.
Девятый комплекс развивает речь, устойчивость и объем внимания, логическое и абстрактное мышление, умение находить равнозначные понятия. Тема «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода».
Прочитайте. Соедините между собой равнозначные понятия. Напишите их. Выделите в прилагательных окончания. Укажите род и падеж имен прилагательных.
черно. золото воскресенье
естествен. спутник земли квадрат
поле. укрытие от снарядов голубой кит
самое больш. животное в мире блиндаж
последн. день недели луна
равносторонн. прямоугольник нефть
Перед выполнением упражнений, содержащих в задании новый для учащихся термин, учитель в доступной форме объясняет его значение. Равнозначными являются понятия, называющие разными словами один предмет.
Десятый комплекс развивает речь, устойчивость и распределение внимания, логическое мышление, умение различать общие и единичные понятия, осуществлять группировку слов и словосочетаний. Тема «3 склонение имен существительных».
Прочитайте. Разделите существительные на группы. В первую группу напишите единичные понятия, во вторую группу - общие. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.
П. ртрет, луна с. м. лет,первый к. см. навт, т. л. фон, тракт. р, Рос. ия, уч. тель, ст. лица, М. сква, стр. на, Венера, гор. д, Солнечная система, пр.зидент, к. мбайн, Красная площадь, первый учитель.
Пояснения для учащихся: единичными называется понятия, которые обозначают только один, неповторимый предмет. Общим называется понятие, которое обозначает целый ряд родственных предметов.
Практический опыт использования интеллектуальных игр показал однозначный результат: возрастающий интерес учащихся к предмету, частое проявление у школьников положительных эмоций, обеспечение высокой активности учащихся на уроке.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Вывод:
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. Игры.
I. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили: огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк.
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыил ански кьоинк

лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

^ ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

^ КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА

БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

Промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.



Вверх