Игровые задания и упражнения со звуком и буквой п. Изучение буквы п и звука в подготовительной группе

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п

Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать фонетический слух, выразительность речи,память

Стихотворения

БУКВА «П»

Буква «П» – дверной проём,

Две рейки параллельных в нём.

Третья – перекладина –

Подходит для держателя.

«П» – любимая подушка,

Положи её под ушко.

Пусть тебе приснится сон –

Прекрасный дивный он.

Пятью пять – двадцать пять,

Пятью шесть – тридцать.

Таблица пригодится,

По ночам всем детям снится.

Петя пел, Петя пел,

Поздоровался – пропел!

Просо Петя поклевал,

Пляску птицам показал.

Фонетическую зарядку нам припас Фантомас

Царь устроил на весь мир

Пышный пир.

Пир – 3 звука, 1 слог.

Первый звук [п], он с о г л а с н ы й

Дидактическая игра "Доскажи словечко

В луже грязной он лежал,

От восторга хрюкал и визжал.

Это был не лягушонок,

А чумазый … (поросёнок).

В ночь любимая подружка

Прилегла ко мне под ушко,

Навевала сладкий сон:

Право, вовсе не кадушка –

Моя милая … (подушка).

А у Толи день рожденья –

Называем день варенья.

Надо подвести итог –

Испечь вкусненький … (пирог).

Вот пузатый синьор,

Красный, круглый … (помидор).

На представление созывает,

Пляшет он и играет.

С языка не сходит шутка,

Также байка-прибаутка.

О встрече с ним каждый мечтает,

Может, когда-нибудь повстречает.

Вместо бус на шее сушка,

Веселит людей … (Петрушка).

Игра «Составь слова»

З а д а н и е. Соедини линиями части слов, прочитай их, объясни значение полученных слов.

ТОКА ПО ТОК

Игра "Сочини с некоторыми словами стишки" П р и м е р н о т а к и е:

Пила пилит, пилит,

Круглое бревно распилит.

Будем печку мы топить,

Дерево благодарить.

Вот с горы бежит поток –

Это вовсе не потоп.

Снег растаял и потёк,

Вниз пустился наутёк.

Папа наш чинил порог,

А потом испёк пирог.

Гости тут же на порог.

К чаю подадим пирог.

Домашнее задание "Сочини со взрослыми"

Например:

Почитаем – поиграем

Букетик из буквенных шаров

Играть с тобой всегда готов.

Игровое з а д а н и е. Составь слова из этих слогов и букв.

О н и м о г у т б ы т ь т а к и м и: поле, лапа, пять, песок, пыль, пила, спутник, пара, пятак, полёт, пенал, путь.

З а д а н и е. Составь свою игру, предложи поиграть в неё друзьям.

Без загадок ни на шаг

На руке есть молодцы –

Роста разного удальцы. (Пальцы.)

Стадо в круг зовет рожок,

То играет … (пастушок.)

На огороде стояло,

Воробьев, ворон пугало,

Стаи птичек разгоняло. (Пугало.)

Я с огромною рукой

Груз переношу большой,

Чётко опускаю.

Ничто не роняю. (Подъёмный кран.)

Под осинами стоит,

Грибников к себе манит,

В кузовке у них лежит. (Подосиновик.)

Гордо на столбе сидит,

Вслед за солнышком глядит. (Подсолнух.)

Важно по двору шагает,

Он со шпорами … (петух).

Впереди вожак бежит,

Дым пускает, гудит,

А за ним вагоны

Бегут до перрона. (Поезд.)

С ч и т а л к а

Зайка по лесу петлял,

На игру зверей сзывал,

По секрету всем сказал:

– Ждем звериный карнавал!

Карнавал! Карнавал!

Зайчик всех пересчитал:

Волк, олень, медведь, лиса,

Енот, барсук, выходи за круг.

З а д а н и е. Считалку заучи, игру с друзьями начинай этой считалкой.

Раз, два, три четыре, пять!

Плечи выше поднять.

Раз, два, три!

Плечи, руки опусти.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начнем шагать со счета пять.

Пять, шесть! Всем присесть.

И встать.

Семь, восемь, девять, десять!

Уши дружно развесить

Лень на ниточку подвесить.

Игровое задание " Выучи стишок " Можешь по утрам во время зарядки проговаривать эту считалку.

Чтение сказки "Заботливый петух"

Жил-поживал на хозяйском дворе Петух. Был он красивым, на высоких ногах. Красный гребень украшал голову Петуха. Перья отливали красно-золотистым цветом. Особую гордость составлял хвост. Он был разноцветным, сверкал всеми цветами радуги. Здесь же рядом прохаживалась с ним курочка с выводком цыплят, которые неотступно следовали за своими родителями. Петух зорко следил, чтобы деток никто не обижал. Даже большой кот его боялся. Он никогда не смотрел в сторону цыплят.

Петух же найдет зернышко или червячка, сразу деток зовёт. Цыплята весело пищат, благодарят своего папу Петуха. Курочка заведет игру с цыплятами, и тут Петух им помогает.

Однажды произошёл удивительный случай. Было так: полетел с тополей пух. Он вился, порхал в воздухе и падал на землю, устилая двор. Петух озабоченно сказал Курочке:

– Кланя, хотя на улице жарко, но почему-то идёт снег. Побереги деток, не замерзли бы они.

Курочка засмеялась и ответила:

– Нет, Петя, они не замерзнут, потому что на дворе лето, стоит жара. То, что ты принял за снег, всего-навсего тополиный пух. Нам он не опасен.

Петух облегченно вздохнул и звонко прокричал своё:

– Ку-ка-ре-ку!

Итог: Прочитай или расскажи сказку родителям и друзьям, нарисуй иллюстрации этой сказки.

Публикации по теме:

Игры и задания со звуком [Б] и буквой Б Дидактическая игра "Договори словечко" Буратино с букварём Идет в школу прямиком Барабас его встречает, Буратино … (убегает). Быстро крылья.

Игры и задания со звуком [В] и буквой в Стихи «БУКВА «В» Цифра три, цифра три С единицей впереди. Не спеши, погоди, Вместе их соедини. С правильным написанием сличи, Букву «В».

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Знакомство с буквой з и звуком [з]» Цель: Уточнить артикуляцию звука З, познакомить с образом буквы, закрепить образ буквы, готовить руку к письму. Задачи. Обучающие: Упражнять.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» Тема: Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Цель: создание условий для ознакомления со звуком [ш] и буквой Ш. Задачи: - познакомить детей.

Конспект занятия учителя-логопеда «Знакомство со звуком и буквой Э» План - конспект занятия Тема: «Звук и буква Э» «Путешествие в страну звуков» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой Э Задачи: 1. Закреплять.

)

5. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П! ()
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привёз товар.
Он его развесил на осинке:
"Кто из вас желает паутинки?"

6. Физминутка. Перебираем слова со звуком "П". Если это слово "на полу", то приседаем, если "на потолке", то поднимаем ручки вверх.
= плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок

7. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова! ()
8. Составить из слогов слова! ()


9. Прочитай слова и найди их на картинк е! ()


10а. Звук П и ПЬ ()


10б. Отгадайте загадку! ()
(1) В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
/Паук/

* Посчитаем, сколько слогов в слове "паук"! (2 слога)
* Какой слог первый? (па)
* Какой первый звук в слоге "па"? (п)
* Дайте характеристику звуку П! (согласный, глухой, твёрдый)
* Какой буквой мы обозначим звук [п]? (П)

(2) На полюсе южном
Морозном и вьюжном
Родился у мамы дитёныш один.
Он в море ныряет,
Простуды не знает,
Ведь он настоящий...
/Пингвин/

* Посчитаем, сколько слогов в слове "пингвин"! (2 слога)
* Какой слог первый? (пинг)
* Назови второй слог! (вин)
* С какого звука начинается слово "пингвин"? (пь)
* Дайте характеристику звуку! (согласный, глухой, мягкий)
* Какой буквой мы обозначим звук [пь]? (П)

10в. Определите, мягкий или твёрдый звук П!
= пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос, перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок

11. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [П"] ()
= Б", Т", П", Т", Ф", П", К", П", М", П"
= БЯ, ПЯ, СИ, ПИ, ТЕ, ПЕ, ВЮ
= комок, осина, пихта, топь, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка

12. Замени в слове первую букву на звук [П"]. Какое слово у тебя получилось? ()
= вилка - ...илка
= лень -
= медаль -
= зелёнка -
= лесенка -
= мир -
= лекарь -
= лесок -
= речка -

13. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки. Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова? ()


14. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ. ()

15. Соедини с буквой П только те предмета, названия которых начинаются со звуков "П" и "ПЬ". ()

16. Прочитай слоги и отметь красным карандашом гласный звук, а синим - согласный. ()


17. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек . ()

18. Определи первый звук в названии каждой картинки . Впиши её в клеточку и прочитай название животного.()


19а. Печатная буква П ()


19б. Печатная буква П ()

19в. Печатная буква П ()

Буква П прописью ()


19г. Прописная буква П ()

19д. Буква П - пропись для детей ()


20. Логопедическое лото ()


21а. Рабочий лист Т.В.Игнатьевой ()

21б. Рабочий лист ()


21в. Рабочие листы ()



21г. Рабочий лист из "Игры по развитию речи"

П п Отгадай загадки: Набитый перьями мешок, Сон сладкий я на нём увидеть смог. (подушка) Это что же- хлопья снега? Или вата кружит в небе? – Закружил снег летом вдруг И укрыл он всё вокруг. Лёгким покрывалом стелется Белая метелица. (тополиный пух) Какой 1-й звук в словах-отгадках?
















Рассмотри в зеркало артикуляцию мягкого звука [П " ] Артикуляция звука Губы сомкнуты и раскрываются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Горло не дрожит, нет голоса. Произнеси звук [П " ] Есть ли преграда, когда мы произносим звук П? Где воздух встречает преграду? Значит, какой звук П – гласный или согласный? Дрожит ли при произношении звука горлышко? Значит, звук звонкий или глухой?


ЗАПОМНИ: Звук [П " ] – согласный, глухой, мягкий.


Дифференциация (различие) звуков [П] и [П " ] Одинаково ли произносятся звуки [П] и [П " ]? При произношении какого звука кончик языка прижат к нижним зубам? При произношении какого звука спинка языка выгнута? При каком звуке губы больше напряжены?

Звуки [П], [Пь], буква П

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].

Задачи :

    Образовательные:

    уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];

    совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

    учить определять позицию звука в словах;

    познакомить детей с графическим образом буквы П;

    учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.

    Развивающие:

    развивать слуховую память, внимание и восприятие;

    развивать умение концентрировать внимание;

    развивать умение контролировать импульсивные действия;

    учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).

    Воспитательные:

    воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | Пь|;

    воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: предметные картинки (почтальон, поросенок, петух); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе заня­тия); конверты с заданиями; буквы; зву­ковые домики; синие и зеленые фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напря­жение, корригирует эмоционально-волевую сферу).

Изобразите ссорящихся петухов.

Изобразите поросят, которые испугались волка.

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся).

    Сообщение темы занятия .

(Выставляется картина с изображением почтальона, демонст­рируются конверты.)

    Посмотрите, кто это? (Это почтальон)

    Что он нам принес? (Письма)

    Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)

- Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь])

    Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О зву­ках [П], [ Пь ])

    Характеристика звуков [ П |. [Пь|.

    Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Гу­бы сжимаются и разжимаются)

    Попробуйте прочесть звук [П].

    Получается? (Нет)

    Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).

    В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)

    Положите руку на горло, произнесите звук . Голос спит или звенит? (Спит)

    Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой)

    Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|)

    А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко)

    Какое слово я вам называла, начинающееся с [Пь]? (Письмо)

    Звук [Пь] - братец звука [П], мы будем обозначать его зеле­ным кружочком и поселим в зеленом домике.

    А теперь скажите, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глу­хой)

    Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду на­зывать звуки [П] [Пь], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.

Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.

    Тренировочные упражнения, направленные на форми­рование четкого фонетико-фонематического образа звуков.

    Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? (Хотим) Тогда отгадайте загадку. Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спин­ка, а сзади щетинка (Поросенок). Какой звук первый в этом слове? ([П])

Сидел на заборе, Пел да кричал, а как все собрались, Взял да замолчал (Петух) - [Пь].

    Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха) Это не про­стые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги: ПА-ПО-ПУ АП-ОП-УП ПА - ПА - ПО

А сейчас скажите мне, какой слог лишний? ПА-ПУ-ПЫ-КА (КА)

    Посмотрите, что прислал нам поросенок (Развитие слуховой памяти, внимания и восприятия).

Первое письмо.

    Развитие фонематического синтеза.

    Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из зву­ков, которые я произнесу по его просьбе: П ... о... л П... и... л... а П... а... у... к П... а... р

    С какого звука начинаются вес слова? ([П], [Пь])

    Какое слово начинается с [Пь]? (Пила)

    Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок (Предъявляются картинки).

Сова, усы, пушка (слово «суп»).

Плита, улитка, хлеб (слово «пух»);

Луна, апельсин, платок, арбуз (слово «лапа»);

Панама, антенна, роза (слово «пар»).

    Какой общий звук во всех словах? ([П]).

    Назовите слова, начинающиеся со звука [П] (Пух, пар.)

    Назовите слово, где звук [П| в конце (Суп)

    Где звук [П| в середине? (Лапа)

(Это задание направлено на определение позиции звука [П] в словах)

    Игра: «Говори». Развитие умении контролировать им­пульсивные действия.

    Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам про­стые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда я ска­жу: «Говори!».

Какой завтра день недели? Пауза. Говори! (Пятница)

    Как называется одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пау­за. Говори! (Посуда)

    Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой)

4. Физкультминутка.

- А сейчас отдохнем. Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук П

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

«Кто из вас желает паутинки?»

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Пь]

Бь, Ть, Пь, Ть, Фь, Пь, Кь, Пь, Мь, Пь. Бя, пя, си, пи, те, пе, вю. Комок, осина, пихта, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка. А теперь снова за работу.

    Знакомство с графическим образом буквы П.

    Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. Но что­бы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. По­смотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на во­рота)

    Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.

Буква П на мост похожа, По мосту идет прохожий.

А внизу через проход Проплывает пароход.

Итак, какие же задания приготовил вам петушок?

Второе письмо.

1. Восстановление графического образа буквы П.

    Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста (Детям раздаются лис­точки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы).

    Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.

    Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П (на ли­стках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).

А П У И П Л П

    Игра «Маленькие привидения». Выплескивание нако­пившегося напряжения (гнева).

    Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движе­ние: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносим страшным голосом звук [У]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка только похулиганить.

Молодцы! Похулиганили и достаточно. Давайте снова станем детьми.

    Развитие слухового восприятия.

Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.

    Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я провери­ла, кто быстрее и правильнее их скажет.

Петя пилил пилой пень.

От топота копыт, пыль по полю летит.

    Итог занятия. Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали? ([П], [Пь]) Назовите по одному слову со звуком [П].

Пора учиться читать слова начинающиеся на букву П. Смотрите и скачивайте следующие страницы нашего тренажера по чтению. Как всегда занятие построено от простого к сложному. Сначала отрабатывется чтение слогов-слияний по таблице. Потом ребенок читает коротенькие слова из 3 букв. Обязательно покажите юному ученику схемы-подсказки под словом. Дуга - слог-сляние. Точка - отдельно читающаяся согласная, тире - гласная.

Смотрите и скачивайте следующие страницы нашего тренажера по чтению.

Как всегда занятие построено от простого к сложному.

Сначала отрабатывется чтение слогов-слияний по таблице.

Потом ребенок читает коротенькие слова из 3 букв.

Обязательно покажите юному ученику схемы-подсказки под словом. Дуга - слог-сляние. Точка - отдельно читающаяся согласная, тире - гласная.

И в конце идут длинные слова и целые предложения.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.



Вверх