Письменный опрос. Методы психологических исследований. Приемы проведения фронтального опроса

Комбинированный метод как основной метод опроса

Наиболее эффективной формой, при которой идёт закрепления знаний, формирования навыков и развития естественно - научного мышления, вижу комбинированный опрос с элементами творчества, игровыми моментами и активным использованием между предметных связей.

Комбинированный метод опроса (индивидуально устная + письменная, и т. д.) наиболее эффективен в выявлении истинных знаний ученика и даёт возможность проконтролировать знания учащихся с помощью различных форм и методов.

С тех пор как появились различные виды техники, появилась возможность не только рассказать или показать различные формы жизни и биологические процессы, но и смоделировать их. Компьютер завладел всеми сферами жизни и дает нам возможности сделать наши уроки интересными не только при объяснении материала, но и при его опросе.

Более результативным методом опроса, считаю комбинированный метод, пользуюсь им постоянно. Благодаря сочетанию нескольких методов опроса у ученика есть возможность проявить свои знания в той форме, в которой ему более комфортно.

Устный метод опроса и его формы

Устный опрос самый распространенный. Он позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с учеником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.) что помогает мне осуществлять индивидуальный подход в обучении. Слушая ответ, учитель также имеет возможность судить о речи ученика, его памяти, развивать и совершенствовать их, обучать логическому мышлению. Кроме того, для большинства учащихся изложить свои знания устно значительно легче, чем письменно. Вопросы продумываю так, чтобы они ориентировали учащихся на развернутые ответы, проведение сравнений, доказательств, на высказывание собственных суждений. Эффективность опроса возрастает если применить его с другими формами.

Формы устного опроса:

  • 1) Индивидуальный опрос на воспроизведение материала. Провожу только на первых этапах обучения. Это развивает монологическую речь, приучает учащихся к добросовестному выполнению домашних заданий;
  • 2) Опрос семинарского типа с применением интерактивной доски. Ученик после воспроизведения материала получает проблемный вопрос, на который он даёт ответ и с применением возможности интерактивной доски, закрепляя ответ практическим показом своих действий. Так как работа с интерактивной доской всегда активизирует внимание всего класса. Ребята внимательно следят за ответом одноклассника и всегда готовы прийти ему на помощь. Это даёт возможность всему классу закрепить практическую значимость полученных знаний при опросе одного ученика. Пример: при проверке знаний по темам: «Внешнее и внутреннее строение корня» проблемный вопрос - Как ты узнаешь зону всасывания у корня? Зарисуй корневой волосок и подпиши его строение. С помощью интерактивной доски укажи правильную последовательность твоих действий при пересаживании растений. Такие задания при опросе выявляют не только объём теоретических знаний, но и как ученик усвоил практическую значимость полученных на уроке знаний. Тема: «Дыхательные движения» - Предположи, где будет находиться кусочек лёгкого при погружении его в стакан с водой? (работа у интерактивной доски). Почему кусочки лёгкого не тонут в воде? И т. п.;
  • 3) Уплотнённый опрос по группам. Его отличительная особенность в высокой оперативности и интенсивности. Задаваемые вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить дополнительное время на их «толкование». Вопросы задаются в быстром темпе вразброс любому ученику. Это развивает умение быстро ориентироваться в материале, собираться и грамотно излагать мысль. Также это формирует навыки работать в команде.

Данный опрос провожу при завершении темы перед зачётом или контрольной работой.

  • 1. Перечислите изученные нами органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины, АТФ, гормоны);
  • 2. Какие вещества относят к биополимерам? (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы);
  • 3. Мономер белка? (аминокислоты);
  • 4. Сколько видов нуклеиновых кислот? (два);
  • 5. Самое энергоёмкое органическое вещество? (жиры);
  • 6. Мономер нуклеиновых кислот? (нуклеотид);
  • 7. Мономер углеводов? (глюкоза);
  • 8. Как называется сахар в нуклеотиде РНК? (рибоза);
  • 9. Главный источник энергии в клетке? (глюкоза);
  • 10. Как называется процесс удвоения ДНКа? (репликация);
  • 11. Как называется связь между аминокислотами в первичной структуре белка? (пептидная);
  • 12. Назови этапы синтеза белка? (транскрипция, трансляция);
  • 13. Где в клетке протекает процесс транскрипции? (ядро);
  • 14. Перечисли виды РНК. (и-РНК, р-РНК, т-РНК);
  • 15. Перечисли нуклеотиды ДНК. (Тимин, Аденин, Гуанин, Цитозин);
  • 16. Как называют растворимые в воде вещества? (гидрофильные);
  • 17. Назови растительные полисахариды (целлюлоза, крахмал);
  • 18. Какого нуклеотида нет в РНК? (Тимин);
  • 19. Процессы фотосинтеза протекают в….? (хлоропласт);
  • 20. По принципу комплементарности, соединяются между собой какие нуклеотиды? (А-Т, Г-Ц);
  • 21. Назови фазу фотосинтеза в которой происходит восстановление СО2 до глюкозы? (темная);
  • 22. Назови мономер крахмала? (глюкоза);
  • 23. В какую стадию фотосинтеза образуется кислород? (световая).
  • 4) Коллоквиум. Это индивидуальная беседа по пройденной теме без письменной подготовки. Перед учащимся ставится вопрос из данной темы. Далее задаются вопросы, связанные с первым. Постепенно охватывается вся тема по логической цепочке. Это развивает у учащегося способность подчинять своё мышление логике спрашивающего, умение слушать вопрос, умение держать внимание длительное время. Это особо ценно для медицинских специальностей и научной деятельности в любой области.

Учитель при этой форме опроса работает с одним учеником. В это время классу создаю проблемную ситуацию, над которой работают в форме письменного опроса. (Раскройте смысл следующего утверждения «Один человек пройдёт - тропинка, десять человек пройдёт - дорога, сто человек пройдёт - пустыня»).

В чём причины таких последствий. Внесите свои предложения как избежать появления стихийных тропинок при закладке парка и как бороться с появлением стихийных тропинок в нашем парке?).

Примерные вопросы коллоквиума по теме «Корень»:

  • 1. Перечисли органы растения?
  • 2. Корень это вегетативный или генеративный орган?
  • 3. Перечисли функции корня?
  • 4. Какие виды корней мы изучили?
  • 5. Как называют корни, растущие от стеблей, листьев и т. д.?
  • 6. Из чего развивается главный корень?
  • 7. Где растут боковые корни?
  • 8. Дай определение корневой системе?
  • 9. Какие корневые системы ты знаешь?
  • 10. Как ты отличишь стержневую корневую систему от мочковатой?
  • 11. Перечисли зоны корня?
  • 12. Корневой чехлик: где находится, что собой представляет, его функция?
  • 13. Почему при ощипывании верхушки главного корня он прекращает свой рост?
  • 14. Как называют этот агроприём, применяемый при выращивании рассады? Для чего его применяют? Выбери рисунок, где указан данный приём (с применением интерактивной доски).
  • 15. Что собой представляет корневой волосок? Его функция? Продолжительность жизни?
  • 16. При пересаживании растения девочка выдернула его из земли. Предположи последствия данного действия для растения.
  • 17. За зоной всасывания, находится какая зона?
  • 18. По какой проводящей ткани движется поступившая от корневых волосков вода с минеральными солями?
  • 19. Корни, каких растений используют для приготовления пищи? (коллекция корнеплодов и видоизменённых поземных побегов).
  • 5) Фронтальный (или беглый) опрос отличается от индивидуального своей лаконичностью и возможностью включить в опрос большее количество учащихся и экономится время урока, так как учащиеся отвечают с места. Данная форма опроса активизирует всех учащихся и сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Я применяю её в начале урока с целью выяснения усвоения классом пройденного материала необходимого для перехода к новой теме.

Совершенствование метода устного опроса связано с применением его на разных этапах урока и в сочетании с другими методами. Например: дайте определение термину - иммунитет, на какой табличке термин записан правильно (иммунитет), назови допущенные ошибки. Это позволяет проверить как знание определения данного термина, так и проверить терминологическую грамотность ученика. А готовые таблички экономят время опроса и развивают зрительную память у всех учащихся класса.

Тема «Системы органов у насекомых» ответ у доски по таблице + письменный ответ на вопрос, который требует от ученика не обычного воспроизведения информации (опоры на память), а интеллектуальных усилий: Участвует ли кровь в переносе газов у насекомых? Ответ поясните.

И пока ребёнок готовит письменный ответ на вопрос, устный опрос можно продолжать с другими учащимися.

Для меня важно в процессе устного опроса, чтобы проверка знаний ученика не носила характера работы «с одним учеником». Учащиеся могут дополнять, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме устного ответа, оценивать знания ученика.

Письменный опрос.

Самой объективной формой проверки знаний считаю письменный опрос. Главное достоинство письменного опроса заключается в том, что он позволяет выяснить знания одновременно целого класса за сравнительно короткий срок и тем самым обеспечить систематический контроль качества знаний учащихся. Письменный опрос:

  • 1. Проверочные работы по терминам. Данная форма опроса обеспечивает формирование грамотной научной речи:
  • 1) «Найди ошибку» - исправление намеренно допущенных ошибок в терминах (асимиляция, дисимиляция, прокориоты, метахондрии и т. д.);
  • 2) выпиши термины относящиеся к ПЛАСТИЧЕСКОМУ ОБМЕНУ;
  • 3) с успехом применяю «принцип кроссворда» помогающий в закреплении только что изученных терминов на уроке. Ребята чёрточками отмечают указанное мной число букв, при этом некоторые я открываю:
  • 4) к данному определению записать термин: - Как называется процесс испарения воды листьями? (транспирация);
  • - Физический процесс, благодаря которому происходит газообмен в лёгких и тканях? (диффузия);
  • - Клетка, имеющая ядро? (эукариотическая) и т. д.
  • 5) Вставь пропущенную букву: прок- риоты, риб - сома, м - кориза, г - пофиз, филог - нез (прОкариоты, рибОсома, мИкориза, гИпофиз, филогЕнез).
  • 6) для проверки умений самостоятельного добывания знаний при работе с учебником разрабатываю технологические карты, где указываются этапы в работе с материалом параграфа и письменные задания к каждому этапу. Данные задания приближены к заданиям, встречающимся в ЕГЭ и ГИА, что приучает ребят к работе с данным типом тестовых заданий и умению выбирать главное из материала текста.

Методы опроса – это методы, предполагающие ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. В зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают:

    письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на бумажном носителе или в электронном виде;

    устными, когда вопросы ставятся устно.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкетирование.

Анкетирование. Одним из наиболее применяемых видов письменного опроса является анкетирование. Анкетный опрос – это такой вид письменного опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи анкет или опросных листов. Основные компоненты анкетного опроса следующие:исследователь, анкета (или опросный лист) иреспондент (опрашиваемый).

Независимо от целей опроса его успех во многом зависит от качества вопросов. Анкета заполняется респондентом самостоятельно и поэтому должна быть предельно ясна респонденту. В противном случае будут получаться недостоверные результаты. Так, наличие наводящих вопросов часто предопределяет характер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросы, непонятные испытуемому. Для некоторых из них может быть непонятным, например, такой вопрос: «Как велика у вас скорость зрительного восприятия?» Однако этот же вопрос можно выяснить, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочесть надписи на экране в кино?»

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. По форме вопросы бывают: закрытые, открытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

В закрытых вопросах респонденту предлагаются варианты ответов и представляется выбор одного или несколько ответов. Закрытые вопросы подразделяются на вопросы типа «да-нет», альтернативные и «вопросы-меню».

Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как пожелает. Например, отвечая на вопрос «Что Вас привлекает в Вашей работе?», респондент указывает основные привлекательные для себя факторы.

Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». Например: «Сообщите, пожалуйста, Ваши мотивы выбора профессии психолога» (нужное подчеркнуть). Респондент подчеркивает выбранный им ответ.

Прямой вопрос – это вопрос, позволяющий получить прямую информацию от респондента, например: «Удовлетворены ли Вы своей работой?»

Косвенные вопросы – это вопросы, позволяющие получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. С их помощью получается информация, которую трудно получить путем прямых вопросов.

Время заполнения анкет зависит от сложности вопросов и от их количества. Количество вопросов должно быть в пределах разумного. Содержание анкеты по качеству и количеству вопросов часто характеризует профессиональную подготовку исследователей.

В случае необходимости анкеты обеспечивают полную анонимность получаемой информации, позволяют лучше исследовать темы, особенно имеющие большую личную значимость.

Хорошо разработанная анкета – необходимое, но недостаточное условие для успешного проведения исследования. Результат исследования зависит от многих других факторов, в том числе от обоснованности репрезентативной выборки и умения исследователя установить психологический контакт с респондентами.

Обладая рядом преимуществ, недостатком анкетирования является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на все вопросы и изменить в ходе исследования их содержание. Из-за этого анкетирование обладает меньшими возможностями, чем, например, устная беседа. Вместе с тем его преимущество состоит в том, что оно позволяет одновременно опросить большой круг лиц. Кроме того, можно формализовать полученные ответы, а это позволяет механизировать и автоматизировать обработку данных.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Устный опрос бывает двух видов: метод беседы иметод интервью.

Метод беседы. Психологи широко используютметод беседы, который является одним из вариантов устного опроса. Метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Правильное применение метода беседы предполагает установление исследователем хорошего контакта с испытуемым.

Метод беседы является достаточно универсальным и может применяться на разных стадиях исследования, как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты. Так, беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т. д.

Специфическим видом беседы является беседа как «введение в эксперимент», т.е. привлечение к сотрудничеству, а также «экспериментальная беседа», в ходе которой проверяются рабочие гипотезы.

Преимущество беседы перед анкетным методом состоит в том, что при беседе можно выяснить непонятные вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят испытуемым недостаточно правильно. Беседу проводят как с высококвалифицированными специалистами для выяснения секретов их мастерства, анализа и обобщения передового опыта, так и с менее квалифицированными специалистами для выяснения тех трудностей, с которыми они встречаются в процессе производственной деятельности.

Необходимо отметить, что схема опроса будет различной в зависимости от его целей. Так, например, если опрос проводится в целях профессионального отбора, то содержание вопросов должно быть направлено на выявление степени развитости требуемых для данной профессии качеств личности.

При проведении беседы важно уметь слушать собеседника. Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника – один из критериев коммуникабельности человека. Известно, например, что не более 10 % людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. Так, в ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25-процентного уровня эффективности слушания.

Основными недостатками при слушании является бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость, заключающаяся в неумении устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни. Низкая эффективность при восприятии устной речи может также часто зависеть не только от самого слушателя, но и от собеседника. Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием.

Интервью. Одной из разновидностей беседы являетсяинтервью – беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

В истории интервью можно выделить три основных этапа развития. Первый этап – это применение интервью в области психотерапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций.Второй – использование интервью в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы достоверности получаемой информации. Современный,третий этап отличается использованием интервью как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, а уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Метод интервью в психологии отличается от применяемого, например, в социологии. Иногда вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только на первой стадии исследования, в первую очередь для первичной ориентировки в проблеме. Вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать наиболее ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Метод экспертных оценок широко применяют в психологии, в частности в психологии личности. К этому методу исследователи часто обращаются: во-первых, на начальном этапе исследования при определении проблемы и целей исследования и, во-вторых, на заключительном этапе как к одному из способов контроля и проверки полученной информации. Метод экспертных оценок эффективен при исследованиях настроений, отношений в коллективе и психологического климата. Основными этапами данного метода являются: подбор экспертов, проверка опроса экспертов, обработка результатов исследования. Экспертный опрос может быть как анонимным, так и не анонимным.

Один из наиболее ответственных моментов – подбор экспертов. К работе в качестве экспертов обычно привлекают авторитетных членов коллектива, руководителей, неформальных лидеров, компетентных в исследуемой области крупных специалистов, людей с большим стажем работы в данной области. В качестве экспертов могут также выступать компетентные лица: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве, квалифицированные специалисты и т.д. При этом они должны как хорошо знать испытуемых, так и успешно владеть наблюдаемым процессом.

Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.

Система образования призвана не только дать нашим детям определенный набор знаний, но и рассчитана на контроль за их усвоением. Без должного контроля, заключающегося в разных методиках и системах, педагогика не может существовать. Ведь только с помощью разных способов учитель может убедиться, насколько усвоены детьми умения и навыки и определить, можно ли переходить к следующему блоку знаний. На сегодняшний день разработано множество методик и форм проведения контроля. Одной из них является фронтальный опрос, о котором мы и поговорим сегодня.

Углубимся в терминологию

Для педагогов со стажем фронтальная форма опроса является одной из самых любимых и применяемых на уроках по разным дисциплинам. Причинами такой любви являются широкие возможности, которые дает данная форма контроля. Ведь она позволяет за несколько минут одновременно оценить знания целой группы учеников. Это могут быть выборочные несколько человек или класс полностью, но в любом случае педагог получит необходимую информацию и сможет на ее основе скорректировать дальнейшее течение урока.

Если говорить максимально кратко, то фронтальный опрос в педагогике - это форма контроля знаний и умений, направленная на опрос большой группы учащихся. Эта система позволяет в кратчайшие сроки получить результат, но одновременно не дает понимания о глубине знаний.

Текущий опрос: базовый вид опроса учащихся

Когда мы говорим о системе фронтального опроса, то стоит отметить, что она является частью текущего опроса. А он в свою очередь представляет собой основной вид, позволяющий осуществлять систематический контроль за знаниями учащихся на любом этапе обучения. Педагоги утверждают, что именно текущий опрос дает возможность отработать и закрепить материал, а также выявить и заполнить образовавшиеся пробелы.

Особенностями этого процесса считаются несколько факторов:

Текущий опрос проводится двумя известными способами. Самым популярным из них считается фронтальный опрос. В данном контексте он воспринимается как контрольная проверка не только знаний, но и выявление степени их усвоения. Еще раз повторимся, что в процесс оказываются вовлеченными практически все ученики одной группы.

Достоинства данного способа контроля

Каждый педагог с легкостью назовет массу преимуществ фронтального опроса. Мы тоже не могли не отметить их в нашей статье. Мы выделили пять достоинств этого способа:

  • экономит время, позволяя охватить за короткий промежуток максимальное количество учащихся;
  • происходит отработка навыка лаконичного и точного ответа;
  • дает возможность выделить из всей темы главное и запомнить эти моменты;
  • учит отвечать по плану, обосновывая каждое утверждение последовательным изложением фактов;
  • вовлеченность в групповую работу держит в напряжении всех учащихся.

Благодаря фронтальному опросу педагог может выполнять множество задач. К примеру, проверить выполнение домашних заданий, степень восприятия нового материала, готовность к усвоению нового блока знаний и так далее.

Недостатки одновременного группового опроса

Фронтальный опрос на уроке - это уникальная возможность занять большую группу учащихся и провести Однако несмотря на обилие плюсов данная система имеет и свои ярко выраженные недостатки. Конечно, педагоги отлично осведомлены о них, но все же считают методику действенной и продолжают активно использовать ее. К существенным недостаткам фронтального опроса относятся следующие моменты:

  • краткие ответы не дают возможности отработать навык развернутого ответа;
  • групповая работа не позволяет одному учащемуся проработать переход от одной мысли к другой, что используется в сложных темах;
  • глубина знаний остается скрытой для педагога, который отмечает только поверхностное усвоение темы;
  • данная форма контроля не развивают логическую и языковую культуру.

Для того чтобы снизить негативное влияние фронтального опроса, в присутствуют рекомендации по периодическому его применению. То есть в своей работе учитель должен использовать все известные виды контроля знаний, умений и навыков.

Виды фронтального опроса

Так как данный способ проверки считается базовым, то он подразумевает два вида. К ним относятся устный и письменный фронтальные опросы. Каждый из видов имеет свою характеристику и отличительные черты.

Именно описанию упомянутых категорий и будут посвящены наши следующие разделы.

Устный опрос: определение

К данной категории относится метод контроля, дающий возможность выполнить несколько задач одновременно. Благодаря прямому взаимодействию между учителем и учеником первый не только опрашивает и производит оценку проверяемых знаний, но и корректирует ответы, направляет, а также исправляет ошибки. В подобном диалоге происходит закрепление пройденного материала.

Исходя из всего вышесказанного, педагоги довольно часто используют данную форму в своей работе, считая ее максимально эффективной.

Плюсы и минусы фронтального опроса

Перед тем как применять этот метод контроля знаний, умений и навыков, необходимо четко понимать все его достоинства и недостатки. К плюсам методисты относят следующие характеристики:

  • гибкость и быстрота;
  • возможность поддерживать контакт с целой группой учащихся, заполняя пробелы в знаниях одновременно с их выявлением;
  • способствует развитию всех видов устной речи;
  • помощь в преодолении страх выступлений перед аудиторией;
  • наработка навыков взаимодействия в быстром темпе.

Однако не стоит упускать из виду и недостатки устного опроса учащихся. Хочется уточнить, что их немного, но все же педагог должен быть осведомлен о них:

  • невозможность провести проверку без тщательной подготовки учеников и учащихся;
  • часто группа просто подчиняется авторитету педагога;
  • из-за неопытности некоторых учителей часть группы остается вне активной работы;
  • занимает значительный промежуток времени.

В целом сами педагоги считают, что устный метод контроля идеально подходит опытным учителям и требует определенных навыков. Однако он полностью оправдывает себя и дает хорошие результаты. Доказано, что в классах, где часто проводятся групповые устные опросы, учащиеся лучше готовятся по предметам и имеют более высокую успеваемость.

Приемы устного опроса: кратко

Мы уже упоминали выше, что фронтальный опрос может быть устным и письменным. Однако, говоря на эту тему, нельзя не упомянуть и об устном индивидуальном опросе, который тоже часто применяется педагогами.

Фронтальный и индивидуальный опросы схожи только в одном - в обоих случаях ученики дают устные ответы на вопросы учителя. Однако в первом случае выясняются знания группы, а во втором - отдельных учащихся. Интересно, что существует методика последовательного контроля обоими способами.

Приемы проведения фронтального опроса

Фронтальный устный опрос можно проводить разными способами. Из них педагоги обычно выделяют пять вариантов, о которых мы сейчас подробно расскажем:

  1. Светофор. Данный способ обычно используют в начальной школе, когда учеников еще довольно сложно организовать. Учитель готовит на каждого учащегося по две карточки (зеленая и красная). После заданного вопроса, если дети знают ответ, то они поднимают зеленую карточку, а в ином случае - красную. Подобный фронтальный опрос хорош при проверке домашних заданий и в качестве контроля после объяснения новой темы.
  2. Цепочка. Прием строится на необходимости группы дать развернутый ответ на поставленный вопрос. При этом каждый следующий ученик озвучивает дополнения не повторяясь.
  3. Тихий. Если в процессе объяснения нового материала тема оказалась непонятой некоторой группой учеников, то педагог проводит работу только с ними, задавая вопросы и выявляя сложные моменты, пока основная часть коллектива занята выполнением иных заданий.
  4. Программируемый. Фронтальный опрос этого типа часто называют «устным тестом». Наряду с вопросом дается несколько вариантов ответов, что заставляет ученика более прочно закрепить пройденный материал.
  5. Взаимоопрос. Перед контрольными работами педагоги часто используют этот вид фронтального опроса. Его суть заключается в том, что учитель дает вектор направления, а учащиеся опрашивают друг друга сами. Подобный контроль не занимает много времени.

Отличительной чертой всех перечисленных способов является поисковый характер вопросов. Они должны побуждать группу искать ответы и активизировать тем самым свои мыслительные процессы.

Письменные опросы: плюсы и минусы

Письменный фронтальный опрос считается более легкой формой контроля. Он оставляет возможность сосредоточиться и поменять очередность ответов на вопросы. Из плюсов этой методики выделяют:

  • отсутствие давления авторитета учителя;
  • обеспечивает глубокий контроль;
  • позволяет произвести контроль теоретических и практических навыков одновременно.

К недостаткам относят значительное время, затраченное на выполнение и проверку заданий.

Чаще всего письменный фронтальный опрос проводится в форме диктанта или проверочной работы. В последние годы педагоги часто используют и новые приемы. К ним можно отнести блиц-опросы (ученики письменно отвечают на несколько заданных учителем вопросов), тестирование и фактологический диктант (каждый учащийся получает на листе пять-шесть вопросов, на которые должен ответить за заданный интервал времени).

Методисты советуют педагогам чередовать устные и письменные фронтальные опросы для того, чтобы в полной мере контролировать процесс усвоения знаний каждым учащимся.

Некоторые педагоги считают фронтальные опросы не слишком результативными, однако методисты советуют придерживаться ряда рекомендаций, которые сделают работу максимально эффективной:

  • Не акцентировать внимание на одном ученике, задавая ему вопрос за вопросом. В этом случае педагог рискует потерять всю группу учащихся, которая переключит внимание на посторонние предметы.
  • Учитель должен четко контролировать количество времени, отведенное на подобный опрос. Если затянуть контроль, то его монотонность приведет к снижению работоспособности в группе.
  • Соблюдение принципа коммуникативности должно сочетаться с общим течением урока, гармонично дополняя подачу нового материала.

Также не забывайте, что фронтальный опрос должен вестись в очень быстром темпе, а вопрос задается ранее, чем называется фамилия ученика.

Второй вид опроса - письменный опрос. Существует несколько его разновидностей, но обычно он состоит из перечня утверждений (участники отвечают, согласны они или нет) пли вопросов, на которые дается ответ. Вопросы могут быть либо открытыми, либо закрытыми. Открытый вопрос предполагает развернутый ответ, включающий некоторую описательную информацию. На закрытый вопрос можно ответить «да» или «нет» или выбрать один из представленных вариантов ответа. Чтобы понять разницу между этими типами вопросов, рассмотрим два варианта вопроса о школьном финансировании:

Открытый: Как, по Вашему мнению, необходимо финансировать общее образование?

Закрытглй: Считаете ли Вы, что налог па имущество должен идти на финансирование общего образования?

Для анализа результатов письменных опросов, содержащих закрытые вопросы, часто используют интервальную шкалу измерений. Как вы помните из главы 4, интервальная шкала не имеет точки истинного нуля, а интервалы между делениями шкалы одинаковы. Haute всего в опросах используется один из вариантов интервальной шкалы - шкала Лпкерта (носящая имя своего изобретателя, Ренсиса Ликерта). Стандартная шкала Лпкерта содержит от 5 до 9 точек, каждая из которых соответствует оценке из некоторого множества возможных. Например, при опросе отношения к телевизионному освещению новостей участников могут попросить оценить по 5-балльноп шкале, насколько они согласны с определенным « набором утверждений. Утверждения могут быть следующими.

Человек, ведущий программу новостей, должен иметь не менее 5 лет опыта работы

профессиональным журналистом.

Опрашиваемый обводит точку на шкале, соответствующую его убеждениям. КНС означает «категорически не согласен», НС - «не согласен», НУ - «не уверен» и т. д. Далее, точки можно преобразовать в 5-балльную шкалу (КНС = 1, НС = 2 и т. д.) и объединить ответы на разные вопросы по одной теме.

Как вы знаете, письменные опросы можно посылать по почте (возможно, вы уже занимались этим) или проводить в группах.

Очевидно, что в последнем случае процент людей, заполнивших и вернувших опрос, будет выше. При использовании почты возврат опросников всегда является проблемой. Возврат, равный 85% или выше, - это великолепный результат (и очень редкий). 70-85% - это очень хорошо, а 6070% - более или менее приемлемо (Mangione, 1998). Если возврат ниже 60%, то исследователи начинают беспокоиться о репрезентативности данных. Другая проблема с количеством возвратов возникает, если вернувшие заполненный опросник имеют какие-либо важные отличия от тех, кто не вернул. Такая проблема называется искажением, вызванным отсутствием ответа (Rogelberg & Luong, 1998). В случае такого искажения выводы о популяции в целом делать по меньшей мере рискованно.

При проведении опросов, рассылаемых по почте, неплохой процент возврата получают, если: а) опросник небольшой, его несложно заполнить и он состоит преимущественно из закрытых вопросов, а на открытые вопросы отвечать не обязательно; б) он начинается с относительно интересных вопросов, а более скучные (например, демографические) представлены в конце; в) прежде чем посылать вопросы, участников предупреждают о том, что к ним придет опросник и им будут весьма признательны за помощь; г) отсутствие ответа приводит к дополнительному напоминанию, повторному отправлению опросника и даже телефонному звонку с просьбой заполнить анкету; д) письмо с анкетой выглядит очень профессионально, подпись на письме сделана от руки, а ис распечатана на принтере или ксероксе и е) у опрашиваемого не возникает подозрений в том, что опрос - это шаг номер один в попытке продать ему что-либо. Также процент возврата можно увеличить, использовав небольшие денежные призы нли подарки (Fowler, 1993; Rogelberg & Luong, 1998). При достаточно высоком проценте возврата и правильно разработанных анкетах метод письменного опроса может принести ценную информацию и при этом быть более эффективным и требовать меньших затрат, чем интервью.

Устный опрос - метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

Плюсы устного опроса

  • Более гибкий, чем письменный.
  • Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.
  • Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).
  • Развивает навыки выступления перед аудиторией.
  • Заставляет работать в быстром темпе.

Недостатки:

  • Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.
  • Не исключает давление авторитета учителя.
  • Оставляет часть учащихся пассивными.
  • Требует много времени.

Приемы устного опроса

Принято выделять два вида устного опроса:

  • фронтальный (охватывает разу несколько учеников);
  • индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике).

Способы проведения фронтального опроса

Фронтальный опрос можно проводить, используя следующие приемы:

  • Светофор . У каждого ученика есть двуцветные карточки красного и зеленого цвета. При вопросе учителя все поднимают карточки. При этом красный сигнализирует о том, что ученик не готов отвечать, зеленый - сигнал «Я знаю». Пассивность при таком опросе невозможна. Конечно, не исключена возможность того, что учащиеся могут лукавить. Однако учитель должен объяснить, что, поднимая зеленую карточку, ученик должен быть действительно готов ответить.

Такой опрос не занимает много времени. Проводить его можно на этапе проверки домашнего задания, после объяснения новой темы, чтобы выяснить, насколько новый материал усвоен.

  • По цепочке - этот вид опроса применяется, когда требуется дать полный, развернутый ответ. Суть его в том, что на один вопрос отвечают сразу несколько учащихся, дополняя друг друга. Очень удобный прием при проверке домашнего задания или для работы над творческой темой.
  • Тихий опрос проводится индивидуально с одним или несколькими учащимися, для кого тема показалась трудной. Опрос проводится полушепотом в то время, пока класс занят групповой или письменной работой.
  • Программируемый опрос - это, по сути, устные тесты. Ученик выбирает один вариант из нескольких предложенных. Но суть в том, что свой ответ он должен обосновать. Опрос занимает достаточно много времени, используется на этапах повторения и закрепления темы, для решения творческих задач.
  • Взаимоопрос - учащиеся опрашивают друг друга. Тему задает учитель, проговаривая основные моменты, о которых нужно спросить. Такой опрос не занимает много времени и позволяет задействовать весь класс. Прием часто используют во время подготовки к контрольным, проверочным работам.

Письменный опрос

Письменный опрос более лояльный, чем устный, так как дает ученику время сосредоточиться, менять порядок заданий (например, начать отвечать с более легких вопросов).

Плюсы письменного опроса

  • Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.
  • Охватывает всех (или многих) учащихся.
  • Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.
  • С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.
  • Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.

Недостатки способа

  • Требует тщательной подготовки.
  • Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализациидифференцированного подхода .
  • Тратится время на проверку ответов.

Способы проведения письменного опроса

К приемам письменного опроса относятся все диктанты, проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Но есть еще несколько приемов, которые можно использовать на всех уроках.

  • Блиц-контрольная - содержит небольшое количество заданий и рассчитана на 5-10 минут. Отличие от обычной контрольной в том, что не нужно оформлять задания как обычно. Требуется лишь ответ. Можно проводить на этапе проверки домашнего задания или на этапе усвоения новых знаний.
  • Фактологический диктант - требует только кратких ответов. Учащимся раздаются листы с 5-6 базовыми вопросами. Диктант проводится быстро, в хорошем темпе. Работы проверяются выборочно, но можно проверить и все. Очень удобно проводить такой диктант на этапе повторения пройденного перед объяснением новой темы.
  • Тестирование с помощью компьютера. Специальные программы позволяют провести тестирование в режиме онлайн. Результат сразу выводится на монитор. Очень удобно, когда требуется быстро проверить готовность класса к восприятию новой темы или проверить, насколько точно они поняли новый материал.


Вверх