Псилоцибе полуланцетовидная. Семиотика революции "колпак свободы" в книгах

Колпак свободы

сущ. , кол-во синонимов: 4

Веселушка (10)

Гриб (377)

острая коническая лысина (4)

псилоцибе полуланцетовидный (5)


  • - Урочище на границе Маевкой и Окнийской волостей, близ д. Волнеино...

    Словарь топонимов Новосокольнического района Псковской области

  • - старинный и наименее затейливый головной убор Кааачки, как бы трикотажный, мелкосвязанный мешок в форме клина, с красной кисточкой у его вершины...

    Казачий словарь-справочник

  • - - головной убор остроконечной, овальной и др. формы различного назначения...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - Четырехскатное покрытие с вертикальной осью симметрии и крутизной не более 45°...

    Архитектурный словарь

  • - см. Калпак...
  • - см. Калпак...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Заимствование из тюркских языков, где калпак – "головной убор"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - См. ямщик...

    История слов

  • - Р. а/...

    Орфографический словарь русского языка

  • - КОЛПА́К, -а, муж. 1. Мягкий конусообразный головной убор. Ночной к. Шутовской к. 2. Конусообразная покрышка к разным предметам. Колпаки промышленной печи. 3. перен. Недалёкий человек, простак...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОЛПА́К, колпака, муж. . 1. Конусообразный или овальный головной убор, служащий для различных целей. Шутовской колпак. Дурацкий колпак. Поварской колпак. Спальный колпак. 2...

    Толковый словарь Ушакова

  • - колпа́к м. 1. Головной убор конусообразной или округлой формы. 2. Навес, покрышка над чем-либо конусообразной или округлой формы...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - колп"ак, -"...

    Русский орфографический словарь

  • - колпа́к калпа́к, укр. ковпи́к, блр. коўпа́к, др.-русск. ъ, Сборн. Рум., ХV в. , также грам. 1503, 1523 гг. и др. ; Домостр. Заб. 95; К. 33. Заимств. из тур., тат., крым.-тат., казах. kаlраk "шапка" ...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - глупый, сонный, недогадливый, бесхарактерный человек, которым можно вертеть, как вертят на голове Колпачить - одурачить, подчинить Ср. Маменьки, считая себя.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"колпак свободы" в книгах

Колпак кольчатый

Из книги Большая энциклопедия консервирования автора Семикова Надежда Александровна

Колпак

Из книги Ведьмы автора Джонг Эрика

Колпак На картинах Гойи ведьмы изображены в конических шляпах без полей - то есть в головных уборах еретиков средневековья. Возможно, убор этот достался им от рогатых языческих божеств, мощь которых воплощалась именно в рогах. Иногда шляпы имели два острия, теперь чаще

История как развитие свободы общества и индивида. Социальные границы свободы

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

История как развитие свободы общества и индивида. Социальные границы свободы Слово «свобода» знакомо всем, и каждый стремится жить свободно. Но понимание свободы очень разнообразно. Здесь, можно сказать, сколько голов – столько и «свобод». Самое традиционное понимание

Колпак

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Колпак Металлический шелом с острым навершием, с железным декоративным компонентом на навершии – «яблочком». Колпак не имел дополнительных защитных элементов. Их заменяла бармица, которая прикрывала полностью шею и нижнюю часть лица, а иногда и все

Вопрос 318. Ограничение свободы. Арест. Лишение свободы на определенный срок (понятие, содержание, сроки; виды исправительных учреждений). Пожизненное лишение свободы.

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 318. Ограничение свободы. Арест. Лишение свободы на определенный срок (понятие, содержание, сроки; виды исправительных учреждений). Пожизненное лишение свободы. Ограничение свободы(ст. 53 УК).Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих

автора

Глава 1 Теоретико-правовая характеристика института свободы совести и свободы вероисповедания в российском

Из книги Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России автора Придворов Николай Антонович

1.2. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права Научное знание о сущности института права в государственно-правовой доктрине обеспечивает возможность сформулировать понятие и дать

Из книги Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России автора Придворов Николай Антонович

1.3. Генезис юридических представлений об институте свободы совести и свободы вероисповедания в России Рассмотрение института «свободы совести и свободы вероисповедания» в его историческом развитии предоставляет возможность современному законодателю определить

Из книги Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России автора Придворов Николай Антонович

1.4. Место и роль правового института свободы совести и свободы вероисповедания в системе права Гражданское общество представляет собой открытое, демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность, которому

Из книги Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России автора Придворов Николай Антонович

Глава 2 Теоретико-правовой анализ законодательства, регулирующего институт свободы совести и свободы вероисповедания

Из книги Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России автора Придворов Николай Антонович

2.1. Правовое регулирование института свободы совести и свободы вероисповедания в России Вопрос правового регулирования института свободы совести и свободы вероисповедания постоянно находится в нашей стране в центре внимания властных структур: государства,

Из книги Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России автора Придворов Николай Антонович

2.2. Концептуальные подходы к совершенствованию правового регулирования института свободы совести и свободы вероисповедания Законодательство Российской Федерации, регулирующее институт свободы совести и свободы вероисповедания, по мнению авторов, является

Из книги Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России автора Придворов Николай Антонович

2.3. Перспективы совершенствования федерального закона, регулирующего институт свободы совести и свободы вероисповедания Институт свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации представляется комплексным межотраслевым; его правовое обеспечение

Колпак

Из книги Баня и сауна для здоровья и красоты автора Соловьева Вера Андреевна

Колпак Для бани необходимо иметь шапочку.Головной убор для посещения парилки в русской парной бане, аналогично и в финской сауне, представляет собой полотняный колпак.Он предохраняет голову от чрезмерного нагрева, с помощью воздушной вентиляции помогает лучше

«Колпак»

Из книги Тропа Воина. Практическая Боевая Энергетика автора Цикон Шам Эя

«Колпак» Визуализация: Вас окутывает серебристо-белая паутина, образуя над вами купол в форме половины яйца. Нити становятся всё гуще и гуще, пока не превращаются в сплошную стену.Достоинства: Довольно простой щит. Его преимущества по сравнению со стеной состоят в том,

Он же «красный колпак» и «колпак свободы». Широко распространенный символ борьбы за свободу, одновременно усвоенный по обе стороны Атлантики и венчающий голову Марианны, эмблему Департамента армии Соединенных Штатов и флаг штата Нью-Йорк.

Людовик XVI во фригийском колпаке пьет за здоровье французов. Карикатура неизвестного художника. 1792 год Wikimedia Сommons

В римский период похожую шапку носили вольноотпущенники, то есть освобожденные рабы, получившие римское гражданство, — она называлась «пилей». По-видимому, основную роль в популяризации колпака сыграл убийца Цезаря Марк Юний Брут, сделавший из него логотип свержения тирана и чеканивший его на монетах собственного производства, которые по обычаю того времени выполняли, в частности, пропагандистские функции.

Почему фригийский колпак так полюбился революционерам, достоверно неизвестно. Возможно, дело в распространенном среди них культе Брута: в годы Террора люди часто меняли свои излишне христианские имена на более революционные — Марат, Цезарь, Жерминаль и в том числе Брут. Тогда же колпак стал использоваться как неофициальный форменный головной убор в якобинских администрациях на местах.

Печать Сената США с 1886 года

Впервые фригийский колпак появился на печати Сената в 1831 году - там его на шесте держала Свобода

© Wikimedia Commons

Изображает Испанскую Республику, раздираемую федералистами и унитаристами. Фригийские колпаки - на головах у Республики и Федерализма в образе журналиста и политического деятеля Хосе Марии Оренсе

© Wikimedia Сommons

Денарий Марка Юния Брута, отчеканенный в 43–42 годах до н. э.

На аверсе - голова Брута, на реверсе - пилей между двумя кинжалами. Надпись «eid. mar.» расшифровывается как «eidibus martis» - «в мартовские иды», то есть 15 марта по римскому календарю. В этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь

© Ancient Coins Search Engine

Печать Военного министерства США с 1778 года

Сегодня практически так же выглядит эмблема Департамента армии Соединенных Штатов. Надпись над фригийским колпаком: «Это мы будем защищать»

© Wikimedia Commons

Плакат Джеймса Монтгомери Флэгга. 1918 год

С плаката американцев призывают самостоятельно выращивать себе овощи, чтобы государство могло сосредоточиться на поставках продовольствия в армию. На плакате Колумбия, одетая в американский флаг и фригийский колпак, засевает землю

Герб Аргентины

Фригийский колпак появляется на гербах многих стран Нового Света, в том числе Кубы, Никарагуа, Сальвадора и Гаити

© Фотография пользователя john_n / flickr.com

В 2013 году в Бретани прошли масштабные манифестации против введения экологического налога (ecotaxe). Демонстранты выходили на улицы в красных колпаках, а само движение, выступления за которое в некоторых городах привели даже к столкновениям с полицией, получило название «Красные колпаки»

© Mal Langsdon / Reuters

Изображает празднование на Марсовом поле в честь второй годовщины взятия Бастилии. Символическую композицию венчает красный фригийский колпак

© Wikimedia Commons

Карикатура британского художника Джеймса Гилрея

«Древо свободы должно быть посажено незамедлительно! Это то, что необходимо сделать - и при этом быстро! - чтобы спасти страну от разрушения. Согласно мнению клуба вигов 14 февраля 1797 года». Вместо древа свободы - копье, на которое насажена голова лидера вигов Чарльза Джеймса Фокса

Самое запоминающееся появление колпака в его новом символическом качестве произошло 20 июня 1792 года, когда разъяренная толпа ворвалась в королевский дворец Тюильри в Париже. Один из демонстрантов протянул королю Людовику XVI красный колпак. Растерянный монарх, не зная, что ему ответить, надел колпак на голову, что на некоторое время смягчило гнев толпы.

Кроме того, красный фригийский колпак еще в 1675 году дал название восстанию бретонцев против королевских налогов (его обычно называют «Восстание красных колпаков») и остается символом бретонского противостояния политике центральных французских властей по сей день: в последний раз бретонцы выходили на улицы в красных колпаках осенью 2014 года.

Кокарда


Наполеон при переходе через Сен-Бернар. Фрагмент картины Жака Луи Давида. 1801 год Wikimedia Commons

Армейская нашивка на головном уборе. 12 июля 1789 года журналист и революционер Камиль Демулен обратился к народу с призывом взяться за оружие. В качестве революционного символа он надел кокарду, сделанную из подручных зеленых материалов. С этого момента разнообразные кокарды стали носить все уважающие себя революционеры. Члены «гражданской милиции», учрежденной 13 июля (то есть накануне взятия Бастилии) носили сине-красные кокарды. Уже через три дня после взятия Бастилии король вышел со свитой к народу — и Лафайет преподнес ему сине-красную кокарду, к которой был прибавлен белый цвет, символ Бурбонов. А в ночь с 13 на 14 июля революционный комитет издал указ, по которому ношение трехцветной, то есть сине-красно-белой кокарды стало обязательным. При Терроре граждан без знака патриотического различия могли счесть подозрительными и подвергнуть административному аресту на срок до восьми суток независимо от пола. Появившаяся в противовес триколору белая роялистская кокарда каралась смертью.

Фрагмент второй части фильма «Французская революция: годы света» (1989), режиссер — Робер Энрико 17 июля 1789 года Людовик XVI принимает трехцветную кокарду из рук маркиза де Лафайета, только что назначенного командующим Национальной гвардией Chaîne de ZORROBRESIL / YouTube

Слово «кокарда» со временем обросло националистическими коннотациями, ура-патриотических артистов иногда пренебрежительно называют «кокардье». Как физический предмет сейчас используется в авиации — и на парадных шляпах студентов парижской Политехнической школы.

Революционная кокарда диаметром семь сантиметров © Hotel des Ventes de Toulon

Женские тапочки эпохи революции © Le musée international de la chaussure à Romans sur Isère

Двууголка студентов Политехнической школы © flickr.com

Трехцветная кокарда, предположительно принадлежавшая Шарлотте Корде © Hotel des Ventes de Toulon

Марианна

Марианна — один из немногих республиканских символов, постоянно присутствующих в современной французской действительности. Первое появление Марианны на революционной сцене произошло в октябре 1792 года, когда в далекой от Парижа коммуне Пюилоран была написана песня «La guérison de Marianne» (дословно «Исцеление Марианны»). В этой песне девушка по имени Марианна впервые олицетворяла Республику. Имя Марианна, сочетавшее в себе два имени и потому казавшееся аристократам вульгарностью, революционеры стали соотносить с образом Родины-матери. Один из самых ярких образов Марианны написал в 1830 году Эжен Делакруа.

Марианна на плакате 1940 года «Свобода Франции. Права французам» The National Archives, United Kingdom

В современной Франции Марианна продолжает символизировать Республику — ее бюсты стоят во всех госучреждениях, а со времен освобождения страны от немецкой оккупации во Франции регулярно издаются специальные марки с портретами Марианны. Поскольку собственного лица у нее нет, в образе Марианны по очереди предстают самые красивые женщины страны — Брижит Бардо, Мирей Матье, Софи Марсо, Инес де ла Фрессанж, Катрин Денев и многие другие.


Почтовая марка Франции с лицом Инны Шевченко flickr.com

В 2013 году новой Марианной стала одна из участниц антиклерикального и феминистического движения Femen Инна Шевченко. Выбор вызвал скандал во французском обществе — многие политики и общественные деятели призвали бойкотировать марки с лицом Шевченко.

Марсельеза


Партитура Марсельезы. Нью-Йорк, 1917 год The Library of Congress

В апреле 1792 года Франция вступила в войну со всеми крупными соседями, опасавшимися распространения революционной заразы и претендовавшими на активы нестабильного государства. Перед выступлением войск против Австрии по просьбе командира страсбургский офицер Руже де Лиль за ночь сочинил армейский марш, призывавший затопить родные нивы кровью врагов, предателей и в первую очередь — своей собственной. Марш стал популярен, сочинитель — не скоро: его почти сразу выгнали со службы, а потом посадили в тюрьму за роялизм. Пересидев в тюрьме якобинский Террор, он вышел на свободу автором государственного гимна.

В фильме Майкла Кертиса «Касабланка» (1942) посетители кафе пением Марсельезы заглушают голоса нескольких немецких офицеров, поющих популярную у нацистов песню «Стража на Рейне» CortoMaltese86 / YouTube

После освободительной войны в Греции и волны революций в Европе Марсельеза стала международной песней левого сопротивления. В 1941 году в оккупированной части Франции гимн запретили, а в коллаборационистской зоне Виши она осталась национальным гимном, но к ней прибавили строчку, восхваляющую маршала Петена. В 1946 году статус Марсельезы в качестве главной песни страны был закреплен конституцией Четвертой республики. Сегодня она по-прежнему сохраняет значительность: постоянное засвистывание Марсельезы корсиканскими и алжирскими болельщиками спровоцировало правительство в 2003 году ввести наказание за оскорбление национальной символики.

В России Марсельеза с новым текстом, написанным народником Петром Лавровым, была гимном при Временном правительстве hauntingeurope / soundcloud.com Версия Марсельезы в исполнении Сержа Генсбура привела к огромному скандалу во Франции: военные посчитали ее провокацией и антимилитаристской акцией mynciee / YouTube

Гильотина


Гильотинирование в Париже. 1795 год Bibliothèque nationale de France

Как приспособление гильотина была известна еще в средневековых Шотландии и Ирландии. Революционными для своего времени были сформулированные Гильотеном принципы, которыми объяснялось ее внедрение: во-первых, наказание определяется преступлением, а не личностью преступника, во-вторых, никто, даже по доброй воле, не может занять место приговоренного, и, наконец, цель казни — убийство, а не пытки, и потому она должна осуществляться единственным, наиболее безболезненным способом. В Европе конца XVIII века, в которой практиковались, в частности, четвертование, колесование и сожжение заживо, гильотинирование стало символом равенства и гуманизма, впрочем, в довольно узком смысле слова: не подозревая об этом, несколько десятков участников Учредительного собрания, голосовавших за предложения Гильотена, облегчили предсмертные страдания в том числе и себе лично.

Сцена казни активистки Сопротивления Софи Шолль из байопика Марка Ротемунда «Последние дни Софии Шолль» (2005)

Последняя публичная казнь с помощью гильотины состоялась во Франции в 1939 году, но сама практика сохранялась дольше: Гитлер за время своего правления гильотинировал больше людей, чем французы во времена Террора.

Дерево свободы


Посадка дерева свободы. Гравюра Жана Баптиста Лезье. 1790 год Wikimedia Commons

Дерево свободы — символ, на который в равной степени могут претендовать американцы и французы: оно появилось уже во время американской Войны за независимость, начавшейся в 1775 году, но настоящий революционный размах приобрело уже во Франции, в 80-90-х годах XVIII века. В каждой деревне, коммуне и городе было свое дерево свободы; в Париже первое появилось в 1790 году. В 1870 году, во времена Парижской коммуны, высадка революционных деревьев снова приобрела популярность.

С деревом свободы связана, пожалуй, самая знаменитая цитата Томаса Джефферсона: «Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение».

Главное современное напоминание о дереве свободы — монеты евро. Кроме того, в современной политической практике дерево использует французская правая партия UMP (и ее критики).

Галльский петух


Реклама велосипедных шин Dunlop. 1898 год Library of Congress

Петух впервые появился во французской символике еще в Позднее Средневековье, в качестве символа Франции и ее короля: на латинской омонимии слов «петух» и «галл» (gallus) играл еще Светоний в «Жизни двенадцати цезарей». Революционеры попытались присвоить петуха, сделав его еще одним революционным символом — наравне с Марианной и красным колпаком. В результате петух подменил собой королевскую геральдическую лилию. Часто его изображали во фригийском колпаке. При Наполеоне петух впал в немилость, но после 1830 года вернулся на гербы, монеты и фасады домов. Сейчас петуха можно видеть на гербе Французской федерации
футбола.

Гриб псилоцибе полуланцетовидная (Psilocybe semilanceata) относится к ядовитым грибам и обладает психоактивным дествием. Уже в течение первого часа действия чувствуются умеренные побочные эффекты: неприятные ощущения в желудке, холод и тремор, удушье, нарушение зрения.

Тем не менее, необходимо знать, где растет псилоцибе полуланцетовидная, чтобы избегать эти места во избежание отравления.

Грибы псилоцибы можно найти: на влажных плодородных лугах и полях в странах Северного полушария с субарктическим и умеренным климатом. Предпочитает расти среди травы: на пастбищах или неплодородных лугах, полянах, во влажных местах, на кочках, на орошаемых поверхностях.

Шляпка (диаметр 4-22 см): обычно оливкового, серого, бежевого либо коричневатого цвета. У молодых грибов конической или колокольчиковой формы, со временем меняется на практически полностью распростертую.

Обратите внимание на фото псилоцибе полуланцетовидной: края шляпки испещрены бороздками, а в центре, как правило, находится тупой бугорок. Кожица, нередко скользкая и немного липкая, легко снимается с мякоти.

Ножка (высота 4-12 см): белая, сероватая или желтоватая, очень тонкая, полая, изогнутая. У самого основания часто можно увидеть небольшие чешуйки.

Мякоть: тонкая, желтоватая. При надломе или срезе издает аромат пожухлой травы либо плесени.

Пластинки: охряного или сероватого цвета. По мере взросления гриба приобретают темно-синий или фиолетовый оттенок либо чернеют.

Там, где можно найти псилоцибы, растут и их двойники: несъедобная коноцибе нежная (Conocybe tenera), которая отличается более темными пластинками темно-шоколадного цвета.

Когда растут псилоцибы полуланцетовидные

Псилоцибы полуланцетовидные растут тогда, когда летняя жара начинает сходить на убыль. Пик их распространения – середина августа. Заканчивается плодоношение в начале января.

Систематика:
  • Отдел: Basidiomycota (Базидиомицеты)
  • Подотдел: Agaricomycotina (Агарикомицеты)
  • Класс: Agaricomycetes (Агарикомицеты)
  • Подкласс: Agaricomycetidae (Агарикомицетовые)
  • Порядок: Agaricales (Агариковые или Пластинчатые)
  • Семейство: Hymenogastraceae (Гименогастровые)
  • Род: Psilocybe (Псилоцибе)
  • Вид: Psilocybe semilanceata (Колпак свободы)
    Другие названия гриба:

Другие названия:

  • Острая коническая лысина

  • Колпак свободы

  • Веселушка

  • Panaeolus semilanceatus

Колпак свободы (Psilocybe semilanceata (Fr.) P. Kumm. 1871;) - вид грибов семейства строфариевых. Содержит и псилоцин, обладающие психоактивными свойствами, поэтому относится к несъедобным .

Колпак свободы — пластинчатый гриб. Шляпка размерами от 5 до 25 мм, её высота в полтора раза больше ширины, форма от полукруглой до конической, на конце маленький бугорчик, край может быть свёрнут трубкой, поверхность гладкая, тонкомясистая. Слизистая кожица шляпки снимается особенно легко у молодых экземпляров. Цвет от бежевого в сухих условиях до коричневого с оливковым оттенком во влажных условиях иногда полосат. Мякоть при повреждении и высыхании синеет. Ножка светлее шляпки, крепкая, гибкая, эластичная, гладкая или с чешуйками в начале, без каймы. Пластины тёмные, иногда чёрные, реже — серые.

Колпак свободы предпочитает расти среди травы на удобряемых скотом полянах, во влажных местах, на кочках, на орошаемых поверхностях. Основное время роста приходится на конец августа - середина января, в основном в сентябрь и ноябрь.

Данный гриб содержит психоактивные вещества из группы триптаминов, которые оказывают психоделическое действие на ЦНС.

Колпак свободы действует приблизительно 4-7 часов после отравления. Начало действия отравления наблюдается через 20-45 (грибной отвар может начать действовать уже через 10 минут), возрастание до пика занимает еще около 1 часа, а сам пик длится 2-3 часа, после чего следует спад в течение 1-2 часов. Возможна частичная или полная потеря разума (безумие) из-за сильного изменения сознания, которое может быть необратимо или для выхода из этого состояния потребуется помощь профессиональных психиатров. После окончания действия грибов еще приблизительно в течение нескольких суток может остаться последействие, называемое иногда «послесвечением» (от англ. afterglow), которое может быть выражено общим состоянием умиротворения и небольшим усилением восприятия или же наступлением депрессии с поисками смысла существования.

Психоделическое действие этих грибов также называют трипом . Употребляющие грибы описывают их действие как более «мягкое» по сравнению с синтетическими фенэтиламинами, и более «природное», чем действие ЛСД.

Внимание! Умышленный сбор и употребление галлюциногенных грибов запрещены законодательством Российской Федерации и многих других стран.

В связи с обращением ФСКН от 02.03.2015, из данной статьи была изъята некоторая информация и удалены все комментарии. На основании Федерального закона от 27 июля 2006 года No 149-ФЗ они и впредь будут удаляться.

Первый исторически задокументированный эксперимент с галлюциногенными грибами имел место 3 октября 1799 года в лондонском Грин парке. Некий бедняк по имени Джон имел привычку осенью по утрам собирать в парке грибы, его жена готовила из даров природы обед. В тот день через час после трапезы Джон почувствовал себя странно: перед его взором поплыли светящиеся шары. Жену Джона, Мэри, бил озноб, мучили боли в животе. Она звала мужа, но тот ходил по комнате взад-вперед и не отвечал. Хотя его глаза были открыты, он не видел жену. Мэри смогла выбраться из дома и, дойдя до соседей, упала в корчах. Соседи вызвали врача, им оказался Эверард Бранд. Доктора так удивили симптомы пациентов, что позднее он описал этот случай в медицинском журнале.

Особенно странные симптомы проявлялись у Джона, который съел большую порцию грибов. Его дыхание было прерывистым, пульс нитевидным. Он, казалось, сошёл с ума - говорил с кем-то, называя воображаемую собеседницу «герцогиней», то и дело кланялся и иногда беспричинно смеялся, как будто в ответ на чьи-то шутки. Врач понял, что у больного галлюцинации. Вопросов тот не слышал.

Мэри чувствовала себя лучше, во всяком случае, женщина адекватно отвечала на вопросы доктора и жаловалась на боли в животе. Диагноз Бранд поставил однозначный - отравление ядовитыми грибами. В тот день Джон вместе со съедобными грибами собрал много поганок, известных в Англии под названием «колпаки свободы», или магические грибы. Эти грибы, Psilocybe semilanceata, осенью в Британии можно видеть на холмах, торфяниках, пустырях и даже на полях для гольфа.

В 1950 году Альберт Хоффман, первооткрыватель ЛСД, исследовал галлюциногенные грибы, содержащие псилоцибин. Химический анализ показал, что «колпаки свободы» содержат это вещество, являющееся химической основой ЛСД. Английские и ирландские легенды связывают ядовитые грибы с миром сказочных существ, эльфов, гномов, фей. В сказках гномы часто отдыхают под шляпкой гриба, как под зонтиком. По-кельтски грибы называются пукки, это слово похоже на Пукка, таково имя духа природы, о котором повествуют древние легенды. Интересно, что современные ирландские наркоманы этим словом обозначают наркотик.

В стране чудес

Ирландское поверье гласит, что если съесть некоторые виды поганок, то можно уменьшиться в размере и попасть в мир эльфов, обитателей полых холмов. Грибы служат своеобразным транспортным средством, с помощью которого можно переместиться в параллельные миры, обычно невидимые. Эти верования схожи с практикой южно-американских индейцев, употребляющих галлюциногенные грибы, чтобы превратиться, например, в птицу. Эту практику описал Карлос Кастанеда. Шаманы некоторых сибирских народов, в том числе хантов, употребляют мухоморы в пищу, чтобы войти в транс.

Английский парапсихолог Майк Джей недавно высказал шокирующее предположение о том, что Льюис Кэрролл, описывая приключения Алисы в стране чудес, изобразил мир, который видел собственными глазами. Спускаясь в нору, Алиса встречается с гусеницей, которая сидит на грибе и объясняет девочке, что одна сторона шляпки может увеличить рост человека, а другая - уменьшить. Алиса берёт по ломтику от каждой стороны и проходит серию трансформаций. Лишь с помощью гриба она входит в дом герцогини (вспомните бред отравившегося поганками Джона!) и попадает в зачарованный сад.

Существует множество свидетельств, что Кэрролл очень интересовался сильнодействующими препаратами и необычными состояниями сознания. Первоначально интерес писателя был вызван проблемами со здоровьем, бессонницей и частыми мигренями. Эти заболевания в те времена обычно лечили настойкой опия, обладающей наркотическим действием. Кроме того, Кэрролл пользовался гомеопатическими препаратами, которые готовятся на основе растений, содержащих психотропные вещества. К числу таких растений принадлежат, например, белладонна и аконит.

Библиотека писателя включала книги по гомеопатии и наркотикам, в том числе фундаментальный труд Карпентера «Ментальная физиология» (1874) и руководство Энсти «Стимуляторы и наркотики» (1864). Кэрролл заинтересовался причинами и методами лечения эпилепсии после того, как однажды стал свидетелем эпилептического припадка, он посещал больницу Святого Бартоломью, чтобы увидеть, как действует анестезия хлороформом.

Путешествие в иных мирах

Чарльз Лютвидж Доджсон, таково настоящее имя автора «Алисы», был противником употребления алкоголя и табака, но восхищался опиумом, «способным возвратить нас в счастливый мир детства». Работая над «Алисой в стране чудес», Кэрролл брал в библиотеке книгу Мордыхая Кука «Семь сестёр сна» (1860). По свидетельствам очевидцев, когда читатель вернул в библиотеку книгу, в ней не хватало страницы, посвящённой мухоморам.

Известно, что писатель интересовался всем русским. Россия - единственная страна, куда он выезжал за пределы Англии. Вполне вероятно, Кэрролл попробовал «сибирскую похлебку» из мухоморов, о которой слышал, будучи в России. То, что Кэрролл испытал на себе действие каких-то поганок, скорее всего «колпаков свободы», известно со слов его домоправительницы. Наверное, экспериментатор хотел всего лишь избавиться от бессонницы, а в результате, побывал в «Стране чудес», впечатления о которой перенёс на страницы литературного произведения. Между прочим, Кук в своей книге упоминает о том, что при отравлении галлюциногенными грибами часты неправильные впечатления о размерах и расстояниях. «Тонкий прутик может показаться стволом дуба», - объясняет Кук.

В медицине и религиозных обрядах наркотические галлюциногенные вещества растительного происхождения применяются с древнейших времён. В Средние века в Европе верили, что ведьмы с помощью некоторых растений, к числу коих относили, например, обыкновенный боярышник, могут наложить заклятье, наслать болезнь. Капитан Кук был свидетелем ритуальных обрядов полинезийцев с применением напитка из корня дикого перца, вводящего в транс, под названием кава. В 1762 году Карл Линней, отец современной ботаники, составил подробнейший список растений, обладающих токсическим действием, под красноречивым названием «Опьянители». Список включал опиум, марихуану, дурман-траву, белену и табак.

Наркотические свойства грибов до недавнего времени мало исследовались. Известно, что помимо уже упоминавшихся мухоморов и «колпаков свободы» сильным галлюциногенным действием обладают «колпаки леопарда» (Amanita pantherina) и исключительно ядовитые «колпаки смерти» (Amanita phalloides). Кроме псилоцибина, эти грибы содержат опасную смесь алкалоидов, воздействие которых на организм приводит к дезориентации, головокружению, расстройству речи, онемению губ и конечностей, потливости, тошноте. Под действием этих ядов человек иногда засыпает и видит очень яркие и правдоподобные сны.

Как утверждает Майк Джей, грибы действуют так, что тело человека остаётся на земле, в то время как сознание путешествует совсем в других мирах.



Вверх