Сталинские соколы против ассов люфтваффе. Немецкие офицеры, воевавшие на стороне советского союза Советские пилоты на службе вермахта

Крылатые герои

На фоне продолжающейся грязной и злобной клеветы на нашу историю Запад продолжает твердить об «успехах» авиации стран фашистского блока в ходе Великой Отечественной войны.
А как обстояли дела на самом деле? Попробуем разобраться.
Ложь продолжает литься рекой…
Прошло 70 лет со дня окончания самой страшной войны в истории человечества - Великой Отечественной войны, в которой СССР не только отстоял свою независимость, но и сокрушил фашизм, силы зла. При этом советские Военно-воздушные Силы внесли огромный вклад в Победу над врагом.

Запад продолжает раскручивать тему итогов Второй мировой войны в выгодном для себя ключе, стремясь выдать себя как «спасителя мира» от фашизма. Но то, что западные политиканы, поправ все этические нормы, превозносят роль своих армий и умалчивают роль советских воинов — это переходит все грани добра и зла.
При этом до сих пор живуча клевета, что авиация стран немецко-фашистского блока якобы имела подавляющее преимущество на советско-германском фронте. И в данной статье речь пойдёт о развенчании одного из устойчивых мифов Второй мировой войны - мифе о так называемом «тотальном превосходстве» немецких пилотов над своими противниками.
Западные «историки», не стесняясь фальсификаций и передёргивания фактов, утверждают о превосходстве фашистских лётчиков в мастерстве. Правда, в таком случае непонятно, почему до 1943 года Берлин бомбили только советские пилоты. Впрочем, и сами «союзники» не слишком прославились в небе. Так, английский лётчик, полковник Д. Джонсон записал на свой счёт всего лишь 38 побед.
Большинство так называемых зарубежных «историков» охотно соглашаются с архивными данными германского Генштаба. К тому же вдобавок ставят знак равенства между списанными советскими самолётами и уничтоженными врагом. За время войны безвозвратные боевые потери ВВС Красной армии составили менее 24 тысячи самолётов. Из них только 12500 были сбиты в воздушных боях, 8500 были уничтожены огнём зенитной артиллерии, 2500 уничтожены на аэродромах (из них 1885 машин в 1941 году), что соответствует отчётам советского Генерального штаба.
Также следует отметить, что из 9200 советских самолётов, которые накануне войны были сосредоточены в приграничных округах, к современным относились только 1540 против 4300 германских. Остальные ждали замены как устаревшие. Но многие из них всё же поднялись в воздух и били врага!

Бумажные «асы» Гитлера и сталинские соколы СССР

В июле 1941 года главком ВВС фашистской Германии Г. Геринг отрапортовал Гитлеру о якобы полном уничтожении боевой авиации Советского Союза. Однако только 22 июня люфтваффе потеряли более 200 машин. Нефтяные промыслы в Плоешти (Румыния) советские самолёты бомбили с 23 июня. 7 августа начались бомбардировки Берлина. Гитлер отказывался верить, что это результаты ответных налётов советских лётчиков. Уже к 1944 году люфтваффе теряли в среднем 300 самолётов в неделю против 25 советских, а к последней военной зиме вообще редко появлялись в небе.
Как же так получилось, что до сих пор доверяют немецким данным в «43 тысячи побед на Восточном фронте»? На Западе считают, что немцы были очень педантичными и не верить им просто нельзя. Их самолёты были оборудованы фотопулемётами, которые фиксировали воздушные бои. Для того, чтобы пилоту люфтваффе засчитали победу, это должны были подтвердить либо наземные войска, либо товарищи по вылету. Кроме того, нужно было заполнить анкету из 21 пункта. Не придраться!
Между тем получила огласку неприятная история. Был зафиксирован 17-минутный воздушный бой над Ладожским озером 6 ноября 1943 года. Немецкий пилот Эрих Рудорффер (всего 222 «сбитых») заявил, что будто бы он один уничтожил, ни много, ни мало, 13 советских самолётов. Когда его спросили, кто может это подтвердить, тот, недолго думая, ответил: «Почём я знаю? Поищите на дне озера» . Победы, естественно, засчитали.
Это не единственный случай. Например, Эрих Хартманн после одного из вылетов заполнил анкеты на три советских штурмовика Ил-2. Всё бы ничего, но оружейники заметили, что немец на это израсходовал всего лишь 120 снарядов. И это на три «летающих танка», как называли наши штурмовики? Всем было ясно, что это настоящая ложь. Таким образом, фашисты занимались банальными приписками, преувеличивая потери советских ВВС и преуменьшая свои.
В советских авиаполках до декабря 1941 года индивидуальный подсчёт не вели, так как фотопулемёты были только на ленд-лизовских машинах. А подтвердить победу до 1943 года было очень сложно. Например, учитывались только свидетельства наземных войск.

А.И. Покрышкин

Энтузиасты из Новосибирского университета провели альтернативный подсчёт побед легендарного аса Александра Покрышкина. Выяснилось, что он уничтожил 116 самолётов противника.
И об этом, кстати, стало известно не от лётчика, или Министерства обороны, а от историков.
Немцы так боялись машины Покрышкина с бортовым номером 100, что даже не пытались вступить с ним в бой.
Другой прославленный советский ас, Иван Кожедуб сбил 102 немецких самолёта, плюс 5 американских. Итого - 107 машин.
Иван Фёдоров, начавший свой боевой путь ещё в небе Испании, в годы войны сбил 96 машин противника. В 1941-1945 гг. советскими ВВС, авиацией ВМФ, истребительной авиацией ПВО в воздухе и на аэродромах было уничтожено 57 тысяч немецких самолётов. Общие потери врага на советско-германском фронте составляли 77 тысяч самолётов, а на остальных фронтах — почти в два с половиной раза меньше. Следовательно, вражеская авиация была разбита в основном на советско-германском фронте.
Кстати, хвалёные асы люфтваффе прекрасно знали о существовании в Красной армии элитных лётных соединений и местах их базирования. Однако фашисты ни разу не атаковали их, предпочитая не иметь дела с гвардейскими частями. Зато советские асы искали противника посерьёзнее.
Например, летом 1944 года в зоне ответственности 3-го Прибалтийского фронта объявилась эскадрилья майора Вильха (130 «сбитых»). Там были собраны добровольцы, которые сильно досаждали советским частям. Полк Кожедуба разогнал их в течение недели с соотношением потерь 6:1 в свою пользу. Сам Вильх погиб от меткой очереди Кожедуба.
Наши лётчики, когда заканчивались боеприпасы, шли на таран. А немцы при виде превосходящих сил противника бросали исправные машины с полным боекомплектом и прыгали с парашютом. Того самого Рудорффера даже в люфтваффе называли «парашютистом» - он прыгал 18 раз, и далеко не всегда из горящего истребителя.
Когда фашисты рвались к Москве и Ленинграду, советские лётчики поднимались в воздух, на чём придется, даже на списанных И-15, и срывали бомбардировки важнейших объектов ценой собственной жизни. Когда же Красная армия подошла к границам Германии, немецкие истребители при посадке специально ломали шасси новейших реактивных Ме-262, чтобы не летать. Потому что фашисты знали, что почти все «победы» Хартманна и других пилотов - чистой воды ложь.
Сам собой напрашивается вывод, что советская авиация в полной мере обеспечивала успех наших наземных операций, и здесь уместно привести слова ярого врага СССР У. Черчилля: «Очень многим мы обязаны немногим». Гитлеровский пилот Герхард Баркхорн говорил: «…нужно признать, что русские лётчики были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться» .

В.И.Попков

А вот что вспоминал известный советский ас, дважды Герой Советского Союза Виталий Попков: «…с асом Графом, сбившим более пяти самолётов под Сталинградом, - сам он был сбит там же, - мы разговаривали в купе поезда, когда ехали в Волгоград.
А в том купе мы заодно проверили по «гамбургскому счёту» количество самолётов, сбитых немецким пилотом. Их оказалось 47, а не 220…».

И действительно, подвиги Бориса Сафонова и Григория Речкалова , Александра Ефимова и Павла Камозина , Юрия Горохова и Фёдора Архипенко , Виталия Попкова , а также многих других крылатых Героев приблизили НАШУ, ВЫСТРАДАННУЮ ПОБЕДУ!
А чего стоят победы Героя Советского Союза Евгения Азарова ! Вся уникальность ситуации состояла в том, что в 1943 году из-за плохого зрения пилота чуть не списали с лётной работы. Его убеждали, что летать ему больше нельзя. На все доводы он отвечал так: «Прошу оставить меня на фронте до окончания войны. Я не подведу, даю слово» . Его ведомый Андрей Громов тоже просил оставить командира, обещая зорко смотреть за двоих. И Азарова оставили в полку. Свое слово лётчики сдержали - на личном счету каждого росло число сбитых вражеских самолётов.
Запад не жалеет средств на то, чтобы создать у обывателей плохое мнение о нашей стране в целом, и об авиации, в частности. Так, о воздушной битве за Англию слышали, наверное, все. Ей посвящены тысячи публикаций, снято множество документальных и игровых кинофильмов; о подвигах наших лётчиков до сих пор говорят очень мало…

Такое умалчивание фактов, такое подлое враньё имеет свою коварную цель - чтобы наши потомки не имели гордость за свою Советскую страну, которая спасла мир от фашистской чумы. А советским лётчикам, которые показали образцы героизма, патриотизма, доблести - ВЕЧНАЯ ИМ СЛАВА!

До недавнего времени участие советских летчиков на стороне Германии в Великой Отечественной войне являлась закрытой информацией. Все архивы были засекречены, к ним не было публичного доступа. На сегодняшний день эта страница истории очень мало изучена, но часть архивных документов была все же рассекречена.

Еще задолго до объявления Второй мировой войны некоторыми пилотами советских ВВС задействовалис собственные машины для бегства заграницу. Так, в Польшу на одном самолете перелетели командующий 17-м авиаотрядом Клим и старший моторист Тимащук. На территорию Латвии совершил перелет летчик ГВФ Г. Н. Кравец. В своих целях его применило диверсионные-разведывательное “Предприятие “Цеппелин” на должности руководителя разведывательной группы. Их миссией было осуществить в советском тылу подрыв инфраструктурных объектов - мосты на железной дороге через Волгу и Каму.

Подталкивала советских летчиков к перелетам мощная пропагандистская компания, осуществляемая немцами. Листовки, выпущенные большими тиражами, взывали к переходу на сторону “братьев по оружию – пилотов Люфтваффе”. Ссылаясь на данные немецких военных документов, 20 экипажей воспользовались побегом впервые 3 месяца 1944 года. Первый такой случай произошел при бомбежке Кенигсберга. Штурман спрыгнул с самолета посредством парашюта из своего “СБ”. В данной ситуации предпочтение было отдано дезертирству вместо возвращения на тот же аэродром. С перелетами не удавалось бороться, даже, несмотря на предпринимаемые меры против скрытого дезертирства – раздел приказа Наркома обороны СССР № 229 от 1941 г. Данная тенденция продолжалась до 1945 г. [С-BLOCK]

Первой инстанцией немецких Вооруженных сил, подавших предложения пользоваться русскими летчиками из числа военнопленных, был Абвер. 1942 г. во главе с майором Филатовым стала действовать учебно-тренировочная авиагруппа в составе РННА. В ее состав входили 22 человека. Но со сменой руководства, она была закрыта. Вторую удачную попытку удалось реализовать в первых числах октября 1943 г. в городе Летцене (Восточная Пруссия) по инициативе Мальцева В. И.

Значительная роль в рядах Русского Освободительного Движения принадлежит Виктору Ивановичу Мальцеву (25.05.1895-1.08.1946 г.). В Красной Армии он занимал ряд командно-штабных должностей. В ноябре 1941 года перешел добровольно на сторону немцев, чтобы, по его словам, «бороться против большевиков». В 1942 году занял пост бургомистра Ялты в 1942 году, но пробыл непродолжительное время из-за членства ранее в компартии. Работал мировым судьей и занимался тем, что формировал антисоветские воинские формирования. В 1943 году начал работать над созданием Русской восточной авиационной группы.
[С-BLOCK]
Отобранные военные авиаторы были направлены на авиабазу в Сувалках, где проходили жесткий профессиональный и медицинский отбор. В конце 1943 г. русские летчики были направлены на Восточный фронт, где воевали против своих соотечественников. Была создана “Вспомогательная ночная штурмовая группа Остланд”, которая была оснащена У-2, И-15, И-153, другими устаревшими самолетами. В составе летчиков – “остфлигеров” было 2 Героя Советского Союза: капитан истребитель Бычков С.Т., старший лейтенант Антилевский Б.Р. Эскадрилья совершила 500 боевых вылетов, данных о содержании выполняемых заданий немного. Ее работа была высоко оценена немецким командованием, некоторые из летного состава были награждены “Железными крестами”.

По этой же теме:

«Остфлигеры»: советские летчики, которые воевали на стороне Гитлера «Остфлигеры»: как советские летчики воевали за Третий рейх Какие советские летчики воевали на стороне Гитлера «Каковы бы ни были немцы, хуже не будет»: какие казаки воевали за Гитлера

О бывших советских генералах и офицерах, перешедших во время Великой Отечественной на сторону фашистов, написаны сотни, если не тысячи книг, не говоря уже о газетных заметках. А о гитлеровских военных, воевавших под знамёнами Красной Армии, – почти ничего.

Но ведь были среди них и весьма примечательные фигуры – чего стоит один только правнук самого Отто фон Бисмарка, граф Генрих фон Айнзидель. Плечом к плечу с красноармейцами сражались немцы из Союза германских офицеров, а у коллаборационистского Комитета освобождения народов России (КОНР) генерала Андрея Власова был советский аналог – Национальный комитет «Свободная Германия», в руководство которого входил генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс. Гитлеровские военные участвовали даже в партизанском движении, а один из них удостоился Золотой звезды Героя Советского Союза, правда, посмертно.
До сих пор историки спорят, с чьей стороны было больше перебежчиков – с советской или с германской. Как правило, те, кто придерживается мнения о сравнительно небольшом числе перешедших на советскую сторону гитлеровцев, оперируют официальной статистикой НКВД. А она такова: за годы войны «завербовано для подрывных и разведывательных мероприятий из числа военнопленных сотрудниками НКВД: 5341 немец, 1266 румын, 943 итальянца, 855 венгров, 106 финнов, 92 австрийца, 75 испанцев, 24 словака». Но, во-первых, речь идёт лишь о тех, кого вербовали сотрудники НКВД, а кроме них вербовкой занимались ещё несколько ведомств. И, во-вторых, учтены лишь разведчики и диверсанты. Стало быть, статистика неполная – в ней, к примеру, нет данных о красноармейских подразделениях Союза германских офицеров. Кстати, эти подразделения не раз отличались в боях с гитлеровцами, в частности во время Зеловско-Берлинской операции. По свидетельству немецкого мемуариста Хельмута Альтнера, «они шли в бой в немецкой форме, с немецкими наградами и отличались от гитлеровских войск только повязкой на рукаве, выполненной в цветах флага Веймарской Республики (нынешнего флага ФРГ. – Ред.)». Так что вопрос о точном числе перебежчиков пока остаётся открытым.
Первым германским перебежчиком принято считать Альфреда Лискова – солдата вермахта, сообщившего советским военным о готовящейся войне за день до её начала. Лисков служил в 15-й пехотной дивизии, дислоцированной в районе Сокаля (нынешняя Львовская область Украины) – это подразделение должно было пересечь нашу границу одним из первых. Узнав о готовящемся наступлении, 21 июня Лисков бежал из части, переплыл Буг и около 9 часов вечера сдался пограничникам-красноармейцам. Всё лето Лисков участвовал в пропагандистских мероприятиях Коминтерна, а осенью поругался с его руководителем Георгием Димитровым. И тот объявил перебежчика «фашистом и антисемитом». Лискова арестовали, а в 1942 году его расстреляли.
Узнав о том, что один из его любимцев перешёл на сторону врага, Гитлер объявил щедрую награду за то, чтобы его вернули в рейх живым или мёртвым, – целых полмиллиона рейхсмарок
Через два дня после начала войны в окрестностях Киева неожиданно сел немецкий бомбардировщик «юнкерс». Весь его экипаж – в составе Ганса Германа, Ганса Кратца, Вильгельма Шмидта и Адольфа Аппеля – добровольно сдался в плен. Как сообщило «Совинформбюро», «не желая воевать против советского народа, лётчики предварительно сбросили бомбы в Днепр, а затем приземлились неподалёку от города, где и сдались местным крестьянам». Примеру экипажа «юнкерса» только за два летних месяца первого года войны последовали не менее двух десятков других немецких лётчиков. Но самым известным асом-перебежчиком был, бесспорно, Генрих фон Айнзидель. Аристократ, правнук первого канцлера Германской империи Бисмарка, фон Айнзидель, которому к началу Второй мировой едва исполнилось 20 лет, пользовался покровительством самого Гитлера. Служил он в элитной 3-й истребительной эскадре, названной в честь знаменитого лётчика-аса Первой мировой Эрнста Удета. В боях под Белградом и Парижем лейтенант фон Айнзидель сбил два десятка самолётов, а в 1942 году Гитлер отправил его на Восток, напутствовав: «Наведите порядок в небе над Сталинградом, граф. Я верю, что вы это сделаете». Правнука Бисмарка сбили над Сарептой, он попал в плен, и его отправили в офицерский лагерь под Москвой. Там он познакомился с Фридрихом Паулюсом, с которым они и создали, можно сказать, коллаборационистский комитет «Свободная Германия»., несметные по тем временам деньги. Но судьба улыбнулась потомку Бисмарка: после войны он уехал в Германию, где и дожил до преклонных лет.
Судьба генерал-лейтенанта Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха сложилась чуть менее драматично, чем у одиозного руководителя КОНР. Дивизия, которой он командовал, участвовала в прорыве «линии Мажино» и прошла победным маршем по Польше и Голландии. За это фюрер наградил своего геройского генерала Рыцарским Железным крестом. На Восточном фронте фон Зейдлиц-Курцбах оказался в первые дни войны, а в январе 1943-го генерала пленили вместе со штабом вверенного ему незадолго до этого корпуса. Зейдлиц-Курцбах был, что называется, «военной косточкой» и не слишком-то жаловал «выскочку» фюрера. В лагере военнопленных он, вместе с генералами Отто Корфесом, Мартином Латтманом и Александром фон Даниэльсом, принял решение о сотрудничестве с советскими властями с целью свержения Гитлера.
Осенью 1943 года на учредительной конференции в Лунёво фон Зейдлиц-Курцбаха выбрали председателем Союза германских офицеров, а затем и заместителем председателя Национального комитета «Свободная Германия». За глаза советские генералы стали называть фон Зейдлиц-Курцбаха «немецким Власовым». Тем временем военный суд Дрездена заочно приговорил генерала к смертной казни. В конце войны Союз германских офицеров распустили, и следующие пять лет своей жизни генерал работал в военно-историческом управлении Генштаба СССР. Но после того как фон Зейдлиц-Курцбах обратился с просьбой о репатриации в советскую зону оккупации, его арестовали. В 1950 году в СССР отменили мораторий на смертную казнь и генерала вновь приговорили к высшей мере – второй раз в жизни. Но затем «вышку» ему заменили 25 годами заключения и отправили в Бутырку, где и продержали пять лет. На свободу он вышел в 1955-м и сразу же вернулся в ФРГ.


Даже внешне Фриц Шменкель чем-то напоминал бравого солдата Швейка, героя романа Ярослава Гашека. Невысокий, плотного телосложения парень особым геройством явно не отличался: когда в 1938 году его призвали на службу в вермахт, он предпочёл «откосить», сославшись на слабое здоровье. Далее были госпитали и койка в доме для умалишённых – всё как у Гашека. А затем «отказника» Шменкеля поместили в тюрьму. В общем, пришлось попроситься на войну, чтобы не сгнить в камере с уголовниками. В чине ефрейтора Шменкель попал на Восточный фронт. Но долго ему воевать за родную страну не пришлось – осенью 1941-го он сбежал из расположения части и скрывался в деревнях Смоленской области, пока его не поймали полицаи. Посадили Шменкеля в сарай под замок. А тут – партизаны.
Партизанский отряд, в который попал Шменкель, назывался «Смерть фашизму». Поначалу наши собрались пленника расстрелять. Но каким-то чудом немцу удалось доказать, что и он, в общем-то, тоже против Гитлера. Ладно, сказали партизаны, проверим тебя в бою. И в первой же перестрелке с фашистами Шменкелю удалось отличиться: он застрелил немецкого снайпера, который вёл по партизанам прицельный огонь из засады. В августе 1942 года Шменкель, переодевшись в немецкую форму, захватил без боя 11 полицаев и передал их партизанскому суду. Дальше – больше. Раздобыв где-то форму немецкого генерала, Шменкель остановил немецкий обоз с продовольствием и боеприпасами и отправил его в лес, прямиком к партизанской засаде. Кончилось тем, что гитлеровцы узнали о немецком солдате, партизанящем вместе с русскими, назначили большую награду за его голову. А партизаны к тому времени уже держали Шменкеля за своего и даже звали его не Фрицем, а Иван Иванычем.
В начале 1944 года неподалёку от Минска бравого Шменкеля пленили гитлеровцы. 22 февраля его расстреляли по приговору военно-полевого суда… В 1964 году Фрицу Шменкелю присвоили звание Героя Советского Союза – посмертно.

Помнится, в конце 1960-х годов на экраны страны вышел художественный фильм, по жанру - военная комедия, с названием «Крепкий орешек». Фильм был доброжелательно принят публикой, в нём довольно много интересных и забавных ситуаций. Среди них запоминается эпизод взятия в плен немецкого экипажа со сбитого в районе Москвы немецкого бомбардировщика, пилотом которого оказывается женщина, белокурая немка с Рыцарским крестом на шее. Конечно, можно сказать, что это весьма оригинальный и удачный ход сценариста и режиссера, но, нельзя не отметить и того, что образ белокурой нацистской дивы бомбящей советские города, возник не на пустом месте. В нашей мемуарной и прочей литературе описано довольно много свидетельств участия немецких женщин-лётчиц в боях на советско-германском фронте в 1941-1945 годах. Однако были ли они фактами суровой действительности или, всё же, загадочными легендами? Вопрос не такой простой, как кажется...

Итак, судя по всему, впервые о немецких летчицах на Восточном фронте было упомянуто уже в первый же день войны 22 июня 1941 года. Утром этого дня, командир эскадрильи 87-го истребительного авиационного полка старший лейтенант П. А. Михайлюк на истребителе И-16 атаковал в районе своего аэродрома Бучач немецкий самолет, идентифицированный им, как До-215. Ему удалось подбить самолет врага, который произвел вынужденную посадку на фюзеляж в районе Теребовля. Экипаж был взят в плен и доставлен на аэродром Тарнополя. Как пишет в своей книге «По целям ближним и дальним» бывший командующий ВВС 6-й армии генерал Н. С. Скрипко, «командиром экипажа оказалась молодая немка».
Пользуясь возможностью, следует сразу же уточнить, что сбитый немецкий самолет был не До-215, а очень похожий на него Ме-110, из состава 3-го отряда 11-й группы дальней разведки Люфтваффе. И самое главное: оба члена экипажа – пилот обер-лейтенант Гельмут Гог и наблюдатель фельдфебель Эрнст Шильдбах – были обыкновенными молодыми парнями, в отличие от современных трансвеститов. Поэтому, совершенно непонятно, на каком основании наш генерал решил, что речь шла о женщине. Тем не менее, начало легендам было положено…

По мере того, как война набирала обороты, слухи о немецких летчицах, так же как и слухи о многочисленных воздушных десантах и диверсантах, стали шириться среди бойцов и командиров Красной Армии.

Так в мемуарах одного из наших военачальников упоминается летчица немецкого бомбардировщика, которая в одно из воскресений июля 1941 года была сбита зенитным огнем в районе Могилева, приземлилась на парашюте и была пленена.

Вероятно, об этой же летчице упомянул в своей книге «Дальняя бомбардировочная…» другой наш военачальник - Главный маршал авиации А. Е. Голованов: «Как-то в сбитом германском бомбардировщике была обнаружена белокурая голубоглазая девушка в форме военного летчика. Когда ее спросили, как это она, женщина, могла решиться бомбить мирные города, уничтожать беззащитных женщин и детей, она ответила: «Германия нуждается в пространстве, но ей не нужны люди на этих землях».

Примерно то же самое утверждает в своих воспоминаниях об обороне Могилёва в июле 1941 года бывший секретарь партбюро 747-го стрелкового полка С. П. Монахов: «...Лётчик одного из сбитых фашистских бомбардировщиков спустился с парашютом. Это была женщина. Когда её спросили, почему она бомбила город, мирное население, она ответила: «А какая разница между вами и ими? Вы все советские, а советы нам фюрер приказал уничтожить».
Налицо та же политическая подоплека предыдущего эпизода, только слова разные. Очевидно, что кто-то не совсем точно цитирует кого-то. Однако совершенно ясно, что оба – маршал и парторг – только «слышали звон, да не знали, откуда он»…

В том же июле 1941 года, как пишет полковник из 5-й Воздушной армии П. Ф. Пляченко в своей книге «Дан приказ…», «пара советских истребителей И-16 сбила немецкий разведчик Ю-88, который сел вынужденно на кукурузное поле в трех километрах» от села Жовтневое северо-западнее Одессы. Далее следуют настолько удивительнейшие подробности, что следует процитировать их почти целиком:
«К самолету на грузовике устремилась группа бойцов из роты охраны штаба армии... Перед ними стояла задача взять живым экипаж сбитого самолета, захватить документы, аэрофотоаппараты, а машину поставить под охрану… Группа подъехала к самолету и увидела необычную картину. На земле под крылом, как ни в чем не бывало, сидел экипаж - три мужчины и одна женщина. Осмотрели самолет и пленных. Оружие, аэрофотоаппараты, документы и личные вещи сложили в машину. Экипажу приказали залезть в кузов. И тут выяснилось: командир экипажа - фашистский подполковник - сам не может забраться в машину. У него нет ног до колен, он на протезах. Подчиненные подполковника, рослые парни, подхватили его на руки и ловко посадили в кузов…
…Пленные охотно отвечали на вопросы. Выяснилось, что тридцатитрехлетняя немка (назовем ее Берта) - летчик. Она пилотировала самолет. Ее безногий муж, подполковник, - штурман самолета. В недалеком прошлом он был летчиком-истребителем, награжден тремя Железными крестами. Оба ефрейтора - стрелки-радисты.
Дав показания, летчица сама начала задавать вопросы. Все они сводились к одному: что с ними будет, накормят ли, не запретят ли ей ухаживать за безногим мужем. Она говорила торопливо, словно боясь, что ее прервут. Вот немка замолкла, но не надолго. Уже более спокойно спросила:
- Герр лейтенант! Скажите, можем ли мы надеяться на сохранение жизни?
- Мы не расстреливаем безоружных пленных. Но виновных в преступлениях судим по всей строгости законов.
- Мы не душегубы и ни в чем не виноваты, - за всех ответила Берта. - Мы не сбросили ни одной бомбы на вашу землю, не сделали ни единого выстрела по русским самолетам. Зато ваши зенитки изрешетили наш самолет. Мы еле-еле тянули на одном моторе, потом два ваших истребителя вывели из строя и его. Мы с трудом сели, сдались вам добровольно, не причинили вам зла... Мы лишь вели разведку...
…Берта охотно рассказала о себе и своем муже. По ее словам, подполковник храбро сражался во Франции летом 1940 года. Там ему ампутировали обе ноги после вынужденной посадки истребителя на вырубленный лес. Там же в одном из госпиталей Геринг вручил ему Железный крест...
- Ну, кажется, мы рассказали все, что вам хотелось услышать, - проговорила немка, и довольная улыбка скользнула по ее лицу…
- Скажите, а мне будет награда за те сведения, которые я вам сообщила?
Вот, оказывается, почему так словоохотлива была немка. Поняв, что ее жизни не угрожает опасность, она выторговывала себе награду. Чего тут больше было: нахальства, деляческой предприимчивости или ограниченности, - трудно сказать.
Немку пришлось разочаровать…».
Что ж, как говорится, «многое приходилось видеть и слышать, но такого!..». Ведь, о существовании в Люфтваффе такого удивительного экипажа нет абсолютно никаких данных, причем, по той простой причине, что вся эта история - лишь плод буйной фантазии «писателя» Пляченко.

Другой сочинитель фронтовых баек – Л. З. Лобанов – в своей книге «Всем смертям назло» (Хабаровск: Кн. изд-во, 1985), не жалея красок расписывает свои подвиги в качестве летчика-истребителя в 1941 году. Правда он, почему-то, не указывает номер своего полка, но дело не в этом. Для нас в его книге любопытно другое – эпизод, в котором он описывает, как в августе 1941 года, на своем «ишачке» он встретился в воздухе с истребителем Ме-109Е, за штурвалом которого увидел молодую немку в ярко-розовом шелковом комбинезоне и с распущенными по плечам светлыми волосами. Якобы, открыв фонарь кабины она помахала ручкой и даже улыбнулась русскому кавалеру, показав ровный ряд зубов, после чего коварно выпустила в его сторону пулеметную очередь. Само собой, оскорбленный в лучших чувствах «сталинский сокол» тут же наказал «стерву белобрысую», сбив её прямо над своим аэродромом. Автор утверждает, что немка была дочерью ближайшего помощника авиаконструктора Вилли Мессершмитта и инспектором по технике пилотирования полка истребителей. Как рассказывает дальше наш мемуарист, командир немецкого полка, в эсэсовском звании штурмфюрера (?!), желая отомстить за свою инспекторшу, даже сбросил вымпел с запиской на советский аэродром и вызвал на поединок советского аса, сбившего красотку… В общем, – чуть ли не шекспировская драма. Впрочем, Вильям Шекспир нервно курит в сторонке, не в силах превзойти шедевр Л. З. Лобанова…

О ещё одном семейном составе экипажа Люфтваффе есть упоминание даже в документах Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Фонд 208, Опись 2511, Дело 6, Листы 2-10), в которых записано буквально следующее: «В конце сентября 1941 года на полевом аэродроме Двоевка (7 км юго-восточнее Вязьмы) вечером совершил вынужденную посадку немецкий самолет-разведчик Ю-88. При допросе членов экипажа выяснилось, что он вел разведку в направлении Вязьма, Можайск, Москва. В самолете отказал радиокомпас, и, израсходовав горючее, экипаж приземлился на ближайшем аэродроме, где попал в плен. Экипаж оказался семейным: командир - полковник, штурман и пилот - два его сына в чине обер-лейтенантов, дочь - радист, ефрейтор. На допросе они вели себя вызывающе, хвалились своими заслугами, выкрикивая «Хайль Гитлер!». К счастью, немцы не успели уничтожить полетные карты, разведывательную аппаратуру и фотопленку. На проявленной пленке четко просматривалось Каснянское озеро (пруд) и здание, к которому вели расчищенные от кустарника дорожки. В расположенный рядом лес с нескольких сторон протянулись многочисленные воздушные линии связи на шестах. На вопрос, что означает кружок на карте, которым было обведено отдельное крупное здание, штурман заявил: «Это штаб маршала Тимошенко, его скоро не будет».
Поразительно, однако, и об этом «семейном подряде» в рядах военно-воздушных сил Германии в немецких архивах нет никаких данных.

Во время воздушного налета на Ленинград 22 сентября 1941 года тяжелая бомба, упав внутри крупнейшего универмага Гостиный двор, начисто разрушила пять корпусов, в которых размещались различные учреждения, в том числе издательство «Советский писатель», Северный научно-исследовательский институт мелиорации. При этом погибли 98 и были ранены 148 человек. Военный корреспондент в годы войны и писатель П. Н. Лукницкий по этому трагическому случаю сделал такую запись в своей книге-дневнике «Сквозь всю блокаду»:
«…Позже я узнал: одна из бомб попала в Гостиный двор. Разрушено издательство «Советский писатель», убиты давние мои знакомые… всего восемь сотрудников издательства. Двое тяжело ранены… Вообще же убитых этой бомбой – весом в семьсот пятьдесят килограммов – не меньше сотни. Это главным образом женщины, так как в доме, который разрушен, была женская трикотажная артель. Бомбу сбросила немка-лётчица, наши зенитки сбили её над Кузнечным переулком…».
Другая известная советская поэтесса и прозаик О. Ф. Берггольц тоже отметила этот случай в своем дневнике: «…А говорят, что бомбу… сбросила 16-летняя лётчица. О, ужас! (Самолет будто потом сбили и нашли ее там, - может быть, конечно, фольклор.) О, ужас!».
Писателям вторит на одном из сайтов в Интернете некто под псевдонимом «ленинградец»: «Напротив нашего дома упало три бомбы двухсотки. Первая разнесла вдрызг пивной ларек. Вторая влетела в шестиэтажное здание напротив. Третья - через дом. Говорили, что якобы их сбросила немецкая лётчица, ее сбили и взяли в плен».
Кто тогда пустил слух о сбитой над Ленинградом 16-летней фашистской лётчице – установить, естественно, не возможно. Зато по поводу потерь немецкой авиации можно сказать совершенно определенно: в тот день в районе Питера зенитным огнем были всего лишь легко повреждены два Юнкерса-88 из состава 77-й бомбардировочной эскадры. А возраст «сбитой» немки-лётчицы даже обсуждать не хочется.

Как бы там ни было, нашей пишущей братии пришлась по душе мысль о том, что в массовых жертвах при бомбежках городов были повинны именно немецкие лётчицы. Без всяких на то оснований, их обвиняли даже в зверских расстрелах детей с воздуха. В этом отношении, досталось «на орехи» и реальным известным лётчицам Германии. Например, в популярной в свое время книге «Четвертая высота» с ужасающими подробностями расписано, как летом 1941 года «двадцатичетырёхлетняя лётчица-фашистка расстреляла на берегу моря в Анапе маленьких ребят»:
«…Белый, мягкий, золотистый песок морского пляжа. Тёплые волны легко набегают на прибрежный песок и тихонько откатываются назад. Маленькие загорелые голыши, деловито нагнувшись, лепят что-то из влажного песка. По всему пляжу видны их белые панамки. Самые храбрые из ребят подбегают к морю и с визгом бегут обратно, когда за ними с шумом гонится седая от пены волна.
Детей приводят сюда каждое утро из всех детских санаториев, какие только есть в Анапе.
И вдруг в ярко-синем небе показывается самолёт. Он спускается всё ниже, ниже и неожиданно на бреющем полёте открывает огонь. Огонь по этим беззащитным голеньким крошкам!
Песок залит детской кровью. А самолёт, сделав своё дело, спокойно взмывает, как ястреб, и скрывается за облаками».
Разумеется, не обошлось и без типичных штампов, при описании внешности немецкой лётчицы: «светловолосая, с голубыми глазами, красивая». Мало того, в книге «даже имя её напечатано: Хелене Рейч» – более чем прозрачный намёк на ни в чём ни повинную Ханну Райч, которая даже границу Советского Союза никогда не перелетала.
Тем не менее, легенда о сбитой и взятой в плен летчице Хелене Рейч, расстрелявшей из пулеметов «мессершмитта» детей на черноморском пляже, как говорится, «ушла в народ».
А написала книгу «Четвертая высота» известная детская писательница под псевдонимом Елена Ильина, которую в действительности звали Лия Яковлевна Маршак, в замужестве Прейс…
Между прочим, книга «Ильиной» предназначалась, в первую очередь, для детей и подростков. Это ж, сколько поколений советской молодежи, прочитав ужастик о расстреле детей на пляже, на всю жизнь остались в непоколебимой уверенности в том, что всё это было на самом деле!

Вероятно, одним из таких юных читателей был и некий Г. М. Гусев, который в свою очередь сочинил очень похожий ужастик о немецкой летчице с явно садистскими наклонностями. В его рассказе под названием «Бомбометательница Герта», претендующем на быль, говорится о 23-летней белокурой красавице Герте Кранц, якобы, единственной в Люфтваффе лётчице летавшей на всех типах самолетов: на бомбардировщиках, разведчиках и даже на истребителях. Якобы, в октябре 1941 года эта «универсальная» летчица, пилотируя «мессершмитт», разбомбила школу в Бежецке северо-восточнее Твери, убив при этом 28 детей-школьников. После такого злодеяния, по классическому закону возмездия, жестокая убийца была сбита и захвачена в плен, а потом, естественно, расстреляна. Впечатлительного читателя, безусловно, тронут за душу страшные подробности совершённых немкой зверств. Такие, как, «Разметав бомбой полшколы, она ещё раз развернулась и выдала длинную очередь по вихрастым славянским головкам из своего крупнокалиберного пулемёта», или её циничные откровения, что специально разбомбила детей «по своей инициативе» и её сожаления, что «мало убила маленьких русских поросят». Весьма характерны также нелицеприятные эпитеты, которыми автор щедро наградил мифическую лётчицу, такие, как «фанатичная стопроцентная арийка», «надменная», «сволота», «охотник за живыми целями», «сукина дочь»…
В принципе, если бы это было написано в годы войны, когда ненависть ко всем немцам и немкам зашкаливала, то в этом бы не было ничего удивительного. Но в том то и дело, что этот опус был опубликован совсем недавно, в 2005 году, в российском журнале «Наш современник»...

На одном из форумов в Интернете засветилась информация о том, что в 1941 году, когда немецкие войска подошли к Москве, один самолет Люфтваффе, прорвавшись сквозь противовоздушный заслон, сбросил бомбы на Кремль, а за штурвалом бомбардировщика была «молодая девушка-немка 18 лет». В одной из статей в Интернете уточняется, что этот эпизод произошел 24 октября 1941 года, когда в административное здание № 4 на Старой площади было достигнуто прямое попадание крупной фугаски, а «девушка-лётчик Люфтваффе была за выполнение задания лично награждена Гитлером».
Однако никому из пользователей Интернета, почему-то, не пришла в голову простая мысль, что в таком юном возрасте молодежь только начинают призывать в армию. Поэтому, успеть пройти длительное обучение в авиационных школах и стажировку такая соплячка, конечно, не могла.

Участник другого форума в Интернете также поделился своей информацией о том, что его дед-ветеран, когда ещё был жив, рассказывал, что в начале войны он лично видел, как сбили немецкий самолет, пилотом которого оказалась «юная девушка с белыми волосами» и которую расстреляли на его глазах.
Сомнительно, что «юная девушка с белыми волосами» была пилотом, гораздо легче поверить в её расстрел. Тем более что подобные истории – не редкость. Вот что поведал на том же сайте другой форумчанин: «А мне дед рассказывал, что с друзьями в Берлине оторвался за свою убитую семью. Трахал сучек, а потом расстреливал вместе с семьями. Перед тем как расстрелять, рассказывал - за что. До чего школьного учителя суки довели!».
Ну, кто кого и куда довёл – выяснять не будем. А вот по поводу «школьного учителя» можно сказать совершенно определенно, что у него были типичные признаки маньяка-убийцы…

Конечно, очень странно, что, не имея абсолютно никаких прецедентов, доказывающих жестокость немецких женщин, наши люди легко в это верили. Ещё об одной летчице-садистке из Люфтваффе пишет в своих воспоминаниях российский журналист и писатель Ю. М. Поспеловский:
«…В субботу 13 июня 1942 года в Воронеже проходил пионерский слёт, приуроченный к окончанию учебного года. В Саду собралось порядка трехсот приглашенных детей - отличников и активистов. Программа была насыщенной, для детей приготовили даже редкие в военное время сладости. В завершении праздника ожидалось выступление оркестра из Дома Красной Армии…
…Уже через несколько минут после мощного взрыва бомбы я прибежал к выходу в сад. Металлические решётчатые ворота закрыты. Сквозь них видны лежащие на аллеях маленькие трупы. Матери, бабушки рвутся в ворота, истерично кричат. Их не пускает милицейская цепь. Машины скорой помощи одна за другой уходят в сторону областной больницы, увозят тяжело раненных мальчишек и девчонок. Они в окровавленных бинтах – у многих из них оторваны руки, ноги…
Фашистские изверги не щадят никого, даже детей! Позднее выяснилось, что тот «Хейнкель» далеко не ушёл – его вскоре сбил наш «ястребок». А вела самолёт и сбрасывала бомбы немецкая лётчица Эльза. Эта фрейлин хуже бешеной волчицы: она разбомбила не военный объект, а сад Пионеров, убила и жестоко искалечила сотни детей. И сделала это, как оказалось, не случайно, а преднамеренно – о том свидетельствовала найденная в сбитом самолёте подробная карта Воронежа с помеченным на ней Пионерским садом».
Очевидно, такая трагедия действительно произошла тогда в Воронеже. Правда, «лётчица Эльза» ни имеет к этому никакого отношения, так как не существовала в природе. Кто распустил слухи о «бешеной волчице», и были ли вообще такие слухи, исключая утверждения 13-летнего пацана, каким был тогда Поспеловский, определить уже вряд ли возможно.

Много шума в советской мемуарной литературе наделала некая немецкая летчица, якобы летавшая на истребителе Ме-109 на южном участке советско-германского фронта. Утверждают, что наши летчики прозвали её «Белая Роза». А первым упомянул её в своих трудах Герой Советского Союза бывший летчик - штурмовик И. А. Чернец, который писал под псевдонимом Иван Арсентьев. Якобы, он обратил на нее внимание, потому что она летала без шлема - у нее были наушники, ларингофон на шее и копна блондинистых волос, завязанных в «конский хвост». По словам Чернеца, на борту «мессера» под кабиной была нарисована белая роза. Он утверждал также, что немка была асом и сбила нескольких его однополчан.
А ведь эта блондинистая немка явно ассоциируется с другой крашеной блондинкой - знаменитой советской летчицей Лидией «Лилей» Литвяк, известной, как «Белая лилия Сталинграда»! Так, может быть именно советская «Белая лилия» надоумила сочинителя на создание образа фашистской «Белой Розы»? Остается добавить один характерный штрих к личности этого фантазёра: в своё время он был большим любителем женщин, и даже отсидел 5 лет за изнасилование…

Примерно этим же временем (конец 1942 года – начало 1943 года) датируются воспоминания одного из наших ветеранов войны, который рассказывал, как под Сталинградом он, вместе с другими бойцами, осматривал в овраге сбитый транспортный самолет Ю-52. По его словам, весь погибший немецкий экипаж состоял из женщин.
О том, возможно ли было такое, поговорим чуть позже, а пока продолжим «оглашать весь список» мифических боевых валькирий Люфтваффе.

В какой-то из мемуарных книг буквально одной строчкой промелькнула информация о том, что в 1943 году в районе Краснодара советскими зенитчиками был сбит бомбардировщик, а находившаяся на его борту женщина была взята в плен.
Вероятно, именно этот случай подтверждает известный публицист Александр Рифеев: «В Белореченском районе Краснодарского края около пос. Лесной находится могила немецкой летчицы.... она летала на легком разведывательном самолете... самолет сбили... летчицу взяли в плен... на допросе повела себя вызывающе... поэтому ее изнасиловали и убили... это мне говорил человек, бравший ее в плен... он даже показал мне направление в котором находилась ее могила... до нее можно было дойти пешком (южная окраина п. Лесной со стороны Апшеронска)... но конкретно места захоронения я не видел...».
Весьма и весьма ценная информация! В том смысле, что ещё один наш бывший военнослужащий, «бравший её в плен», откровенно признался, что «её изнасиловали и убили». Причем, цинично обвинена в этом сама пленная: мол, она «на допросе повела себя вызывающе». Можно только представить весь ужас этого «допроса»…

По свидетельству неких очевидцев, немецкий пилот штурмовика Хш-129 фельдфебель Йоахим Мациевский из 14-го противотанкового отряда 9-й штурмовой эскадры, сбитый 23 октября 1943 года в районе Кривого Рога, якобы заявил на допросе, что на штурмовку он вылетал втроем с отцом и сестрой.
Возможно, переводчик неправильно понял слова немца, тем не менее, после допроса того расстреляли: не обманывай, подлый врун!

Как написано ещё в одной из мемуарных книг, приблизительно в апреле-мае 1944 года в районе Рауховки под Одессой двумя истребителями Ла-5 был сбит самолет-разведчик Ю-88, в обломках которого, кроме трупов были обнаружены и предметы женского обихода. На этом основании автором мемуаров был сделан многозначительный вывод о том, что в состав экипажа входила женщина.
Жаль, что неизвестно, какая именно женская вещь была найдена в сбитом самолете. Может быть, обыкновенный маникюрный набор, который нашим людям, не избалованным предметами личной гигиены, был в диковинку…

Герой Советского Союза А. Н. Ситковский из 15-го истребительного авиационного полка в своей книге «В небе „Соколы“» написал, что 1 июля 1944 года его однополчанин командир звена лейтенант Ф. П. Савицкий на истребителе Як-9 северо-западнее Борисова сбил немецкий истребитель ФВ-190. По словам Ситковского «сбитый самолет упал на нашей территории восточнее реки Березина. На месте падения «фоккера» побывал представитель нашего штаба и обнаружил, что пилотировала его женщина».
На основании чего представитель штаба решил, что пилотом ФВ-190 была женщина – остается только догадываться…

В одной из казахстанских газет в 1990-х годах было опубликовано интервью с ветераном войны, бывшим командиром зенитного расчета. Он рассказал, что однажды его расчет подбил немецкий бомбардировщик, который неподалеку произвел вынужденную посадку. К месту приземления самолета была отправлена группа бойцов для взятия в плен экипажа. Немцы стали выходить из самолета, и оказалось, что не хватает одного члена экипажа, - стрелка. Когда же, наконец, стрелок показался, все увидели, что это женщина. Как утверждал ветеран «причину задержки немка объяснила тем, что красила губы!».
Ай да молодец, бывший зенитчик! Такое придумать, а? Ему бы книжки писать…

Ещё об одном таком, с позволения сказать, «писателе» упомянул в Интернете известный историк авиации Вячеслав Кондратьев: «Один из ветеранов даже рассказывал, как однажды в сбитом им «мессере» нашли «...голую бабу, розовую, с рыжими волосами и большими титьками, красивую - просто жуть!».
Чрезвычайно интересно было бы спросить этого сексуально озабоченного «сталинского асса»: а на этой «голой бабе» парашют-то хоть был?

Любопытной легендой поделился с пользователями в Интернете один из москвичей: «В книге воспоминаний одного из советских летчиков-истребителей я как-то вычитал такой эпизод: во время воздушных боев рядом с местом схватки часто кружил немецкий истребитель с летчиком в ярком шарфе. Когда наши летчики, в конце концов, сбили этот «шарф», в кабине обнаружили тело погибшей женщины-пилота. Разумеется, белокурой. Спустя несколько дней на наш аэродром немцы сбросили вымпел: пусть тот, кто сбил эту девушку, выходит на честный поединок один на один. Мол, это была их женщина-инструктор, дочь генерала, которая своим шарфом воодушевляла немецких летчиков на храбрость. И теперь немцы хотят за нее отомстить. Наш пилот принял вызов, но на этой дуэли его поджидала коварная засада и его сбили (он погиб). Название книги и автора вспомнить не смогу, примерный год издания - 40-50-е годы. Книга находится в читальном зале библиотеки ИНИОН (станция метро «Профсоюзная»). Моё мнение: вся эта история с девушкой, шарфом и дуэлью - разумеется, миф. Хотя книга воспоминаний была вовсе не из разряда художественной литературы».
Ну, здесь всё ясно и без разъяснений. Кстати, не эта ли книга вдохновила вышеупомянутого Л. З. Лобанова на написание истории о «Розовой» лётчице?…

Весьма туманную историю поведал в Интернете и один из российских поисковиков: «Подобную «лётчицу с косой» нашли в сбитом самолёте наши колхозники. Когда первый раз об этом услышал, не поверил. Но при раскопках нашли стельку туфли, от силы 37 размер, откуда она в глухом лесу? Медальоны есть, как расшифровываются - понятия не имею. Самолёт Хе-111, сбит в конце 1942 - начале 1943 годов, граница Пеновского и Осташковского районов Тверской области».
Что ж, остается пожелать этому поисковику удачи и установить, наконец, каким же образом стелька женской туфли 37 размера попала в глухой лес…

Свою лепту в тему о летчицах Люфтваффе внесли и поисковики из Украины. Весьма занятен диалог некоторых из этих гробокопателей, чей сленг и орфография говорят сами за себя:
«- Периодически попадаются рассказы о том, что где-то поисковики нашли остатки немецкого самолёта, а в нем скелет пилота с белыми волосами «до ж#пы».
- Под Киевом есть музей «Лютежский плацдарм», а в музее остатки Fw 190. Самолет выкопан где-то в Киевской области и в нем были останки пилота. В щлемофоне было изрядно белых длинных волос и сохранился жетон по которому работникам музея удалось индефицировать пилота. Им оказалась женщина, родом из Прибалтики. Насколько я знаю останки были переданы родственникам в Германии.
- Не белых, а рыжих, не выкопан, а вытащен. И бабен был не из Прибалтики. И при чём тут петровцы?
- А музей «Лютежский плацдарм» под Киевом - это разве не Петровцы?
- Сам видел в подвале музея в Петровцах останки Фокера, это было 2 года назад. Тот человек что показал мне это тоже говорил что в кабине были остатки девушки-летчицы. Фокер был 100 пудей, насчет летчицы не знаю мож и выдумал кто п#здеть не буду.
- Как бы это не та баба (токо рыжая) которую вместе с самолетом поднимали Порох, Вова Сапер и компания».
Ну, и так далее. Думается, нет никакого смысла комментировать подобные перлы этих «археологов».

Однако не только у нас популярны мифы о немецких летчицах. Например, в одной из польских книг, на полном серьезе, описана весьма пикантная история о том, как 23 апреля 1943 года в воздушном бою над Тунисом польский летчик лейтенант Данилович подбил Ме-109, который совершил вынужденную посадку недалеко от аэродрома польской эскадрильи. Пилотом «мессершмитта» оказалась симпатичная фрейлен Грета Грубер в звании обер-лейтенанта. Она была взята в плен, накормлена и напоена, после чего … взасос целовалась со сбившим её поляком!
Такая вот история польского «Ромео» и немецкой «Джульетты»…

В общем, если поискать, особенно в нашей мемуарной литературе, то можно найти ещё немало подобных историй. Зато во множестве изданной за послевоенные годы немецкой военно-исторической литературе, а также в документах Военных архивов Германии, об участии в боях немецких лётчиц нет абсолютно никаких упоминаний. Конечно, какой-нибудь из современных «знатоков-исследователей» может на это глубокомысленно ответить, что немцы специально скрывают подобные факты. Но какой в этом смысл?

Разумеется, в Германии были женщины-лётчицы. Самая знаменитая из них, безусловно, Ханна Райч, единственная лётчица, награждённая Железными крестами 2-го класса (28.03.1941) и 1-го класса (05.11.1942). Широко известна также другая летчица-испытатель графиня Мелитта Шенк фон Штауффенберг, урождённая Шиллер и, кстати, наполовину еврейка по отцу, награжденная Железным крестом 2-го класса (22.01.1943) и «Золотым знаком летчика с бриллиантами». Лётчиком-испытателем работала и Беата Ротермунд-Узе, урождённая Кёштлин, правда, больше всего она прославилась уже после войны в качестве предпринимательницы, создав популярнейшую сеть секс-шопов. Женщинами-пилотами были также Лизель Бах, Элли Мария Фрида Роземейер, урождённая Байнхорн, Вера фон Биссинг, Терезия «Теа» Кнорр, урождённая Райнер, Элизабет «Лизл» Мария Шваб, баронесса Трауте Франк фон Гаузен-Аубир, урождённая Гофман, Элеоноре Витте и другие. Некоторые из них, как уже говорилось, были испытателями, кое-кто летал на легких самолетах связи или транспортных самолетах, другие в годы войны занимались перегонкой новых и отремонтированных самолетов на авиационные базы и во фронтовые соединения. Однако ни одна из всех этих лётчиц не входила в состав боевых частей, не участвовала в боевых действиях и, тем более, не сбрасывала бомбы на беззащитные города, и не расстреливала детишек. Лишь две лётчицы (вышеупомянутые Райч и фон Штауффенберг) получили боевые награды, да и то - исключительно за заслуги при испытаниях новой авиационной техники. Ни одна из лётчиц не имела даже воинского звания, лишь в некоторых случаях им присваивали гражданское звание командира самолёта (Flugkapitаn). Кстати, кандидатами на такую должность могли быть только авиаторы старше 30 лет, прослужившие в авиации не менее 8 лет, из них непосредственно 5 лет в воздушных перевозках, плюс налетать не менее 500.000 километров в качестве пилота.

В чём же причины появления мифов об участии лётчиц Люфтваффе в боях на советско-германском фронте? Думается, главной причиной было привычное для нас равноправное положение женщин в советском обществе, в котором девушки с энтузиазмом массово вступали в аэроклубы в предвоенные годы и воевали в женских авиаполках в годы войны. Наши солдаты, да и гражданское население, были абсолютно уверены в том, что и у немцев обязательно должно было быть что-то подобное.

Однако женщинам в Германии традиционно отводились лишь три главные функции, так называемые, «три ККК» (Die Kirche, die Kueche, die Kinder), т. е. «церковь, кухня, дети», а воинская служба была им категорически противопоказана и, о формировании женских авиационных подразделений и речи быть не могло. Кстати, в нынешнем обществе немкам добавили и четвёртое «К» (Die Kleider), т. е. «платье»…

Но, как говорится, «нет дыма без огня» и сведения о служивших в вооруженных силах Германии женщинах не были преувеличением. Дело в том, что очень скоро после начала второй мировой войны и всё возрастающих потерь немцы стали испытывать острую нехватку мужчин. Стала очевидной необходимость привлечь на военную службу женщин для замены мужчин и, с этой целью были созданы женские вспомогательные службы в Вермахте, Военно-морских силах, Люфтваффе и в СС. По некоторым данным, во всех этих вспомогательных службах было около полумиллиона женщин, которые исполняли обязанности медицинских сестер, поварих, телефонисток и радио-телеграфисток в узлах связи, машинисток в штабах, заправщиц самолетов на аэродромах, прибористок в зенитной артиллерии, водителей грузовиков, ездовых гужевого транспорта, надзирательниц в концентрационных лагерях и так далее. Долгое время все женщины рассматривались лишь в качестве «прикрепленных к армии гражданских служащих» и только 28 августа 1944 года, служившие в армии женщины получили официальный статус военнослужащих. Несмотря на это, женщины всех служб не имели воинских званий, а имели свои собственные звания с разновидностью ключевого слова «помощница». Поначалу система званий у каждой военной женской службы была своя, очень путанная, и определялась по кольцеобразным нашивкам на рукавах, воротничках и головных уборах или по погонам. А уже позже, приказом от 29 ноября 1944 года все женские вспомогательные подразделения различных служб были объединены в единую женскую вспомогательную службу (Wehrmachthelferinnen) с единой системой званий.

Многие юные девушки и замужние женщины из вспомогательных служб заплатили своими жизнями за вынужденную эмансипацию. Например, 30 января 1945 года сразу более 300 помощниц ВМС утонули при торпедировании советской подводной лодкой «С-13» лайнера «Вильгельм Густлофф». При наступлении советских войск в 1945 году более тысячи служащих-женщин пропали без вести в Восточной Пруссии и Польше. Не обходилось и без трагедий в воздухе: 11 октября 1944 года севернее Нарвика (Норвегия) потерпел аварию и упал в море огромный четырехмоторный ФВ-200, на борту которого погибли сразу 32 женщины из вспомогательной службы Люфтваффе.

Логично предположить, что на Восточном фронте тоже бывали подобные случаи, когда женщин из какой-либо вспомогательной службы, найденных на борту потерпевшего аварию или сбитого самолета, по ошибке принимали за лётчиц. Поэтому некоторые из вышеописанных случаев кажутся вполне правдоподобными. А уж в случаях изнасилования и убийств «лётчиц» на русском фронте и сомневаться не приходится: отсутствие женщин в списках немецких военнопленных красноречиво говорит само за себя…

Это была «Чёрная неделя» для «Люфтваффе», но мало кто тогда думал, что это - начало… конца!
Бои местного значения
Эта история случилась очень давно, более 70 лет тому назад, в марте 1942 года. Какие ужасы пришлось пережить нашему народу во время войны, известно. Но, если, в том же 41-м, на сухопутных фронтах Красная Армия иногда давала агрессору по морде, как в ноябре 41-го под Ростовом-на-Дону, когда немцы были отброшены почти на 150 км на Миусские рубежи, то даже в историческом контрнаступлении под Москвой проклятые «Люфтваффе» продолжали господствовать в воздухе и демонстрировать свою силу, была бы хорошая погода.


К весне 42-го фронты замерли. Красная Армия практически остановилась. Немцы также не имели сил наступать. По радио, в сводках «Совинформбюро», сообщалось "… бои местного значения." Но с началом весны линия фронта ожила, началось активное боевое прощупывание обороны, поиск слабых мест и т.д. Всё чаще проглядывало солнце и у летчиков началась боевая работа.


Семь против двадцати пяти!
9 марта 1942 года семерка наших летчиков истребителей на Як-1 вылетела южнее Харькова к линии фронта на боевое патрулирование.


Дальнейший рассказ со слов советского аса, командира 31-го Гвардейского ИАП Бориса Николаевича Ерёмина:


Шли мы на высоте 1700 метров «этажеркой», с полным боекомплектом и по 6 РС под крыльями. На такой же высоте, у линии фронта, я увидел группу немецких самолетов -18 мессеров и 7 Ю-87 и Ю-88. Итого 25! Из них 6 Ме-109Ф были в прикрытии. Раций у нас всё ещё не было, общались жестами и покачивая крыльями… Я повел группу влево, на юго-запад, с набором высоты, чтобы атаковать оттуда. откуда нас не ждут… Делаем боевой разворот вправо и атака! Немцы готовились штурмовать наши войска на земле и начали перестроение… Каждый из нас выбирал себе цель самостоятельно. Сходу сбили 2 мессера и 2 бомбера, мимо пролетело крыло с крестом… Такая круговерть пошла, но вижу, ещё два мессера сбито. Тут они рванули от нас, кто куда, а я на догоне сбил ещё одного! Весь бой длился 10-12 минут, сигналю «Все за мной», пора выходить из боя, ведь горючее кончается. Смотрю, мои пристраиваются, все семь! Над своим аэродромом прошли с «прижимчиком» и веером разошлись на посадку. Все бегут встречать, кричат ура, Победа! Посты ВНОС уже подтвердили, точно, семь сбитых! Такого ещё не было!


Вскоре все фронтовые и центральные газеты вышли с описанием этого боя: «7: 0 в пользу „Сталинских соколов!“
Гораздо позднее великий ас Иван Никитович Кожедуб рассказывал, что по описанию в газетах он и его товарищи изучали этот бой „до дырок“. Действительно, это был первый (!) групповой бой, который наши летчики провели по всем правилам боевого искусства. В этом бою сказались достоинства истребителя Як-1, как раз и предназначенного для маневренного боя. Воевал в то время Еремин на самолете, который был подарен ему Ферапонтом Головатым, колхозником (!) колхоза „Стахановец“. Истребитель был построен на деньги - сбережения Головатого!


В дальнейшем, в мае 1944 года простой колхозник Головатов пожертвовал 100 тысяч рублей на постройку самолета Як-3. Человек труда написал лично товарищу Сталину короткую записку «…с просьбой купить на заработанные всей семьей трудодни истребитель самой последней конструкции для Красной Армии». Ферапонт Петрович очень хотел, чтобы новенький самолет вручили летчику-асу Борису Еремину.


Сталин высоко оценил преданность Родине простого колхозника и, конечно, выполнил его просьбу.

На этом самолете Борис Еремин с гордостью летал до самого Дня победы и участвовал в боях на разных фронтах: львовском, польском, румынском, венгерском, астрийском и немецком. А в небе над Чехословакией сбил последний вражеский самолет. Як-3 с надписью на борту «От Ферапонта Петровича Головатого: на окончательный разгром врага!» вошел в историю не только Великой Отечественной войны, но и всего советского народа как абсолютный символ патриотизма. А летчику Еремину присвоили звание Героя Советского Союза.

После войны этот самолет находился в музее ОКБ им Яковлева, но в 1994 году был продан за 4 тыс у.е в авиамузей г Санта-Моника, США, где и находится по сей день.


И один в небе воин!
А тем временем шел 1942 год. В это время на Ленинградском фронте, воевала -бандитствовала знаменитая эскадра JG-54 „Grunherz“, ас на асе и асом запрягает.


12 марта старший лейтенант Василий Голубев, считавшийся истребителем истребителей (до этого он уже сбил 8 немцких Ме и 2 финских) навеки успокоил сразу двух асов из этой эскадры. Возвращаясь на свой аэродром на уже тогда устаревшем И-16 (!), он в очередной раз изобразил тяжелораненого летчика, виляя самолетом в разную сторону. Сработало! За ним погнались два Ме-109, асы Бартлинг (69 побед) и Лейште (29 побед). Когда они приблизились к Голубеву примерно на 1000 метров, он резко развернул свой истребитель им навстречу и в лоб сбил Бартлинга! Лейште хотел удрать, но Голубев залпом РС сбил и его. Победа, да ещё какая, причем у своего аэродрома.


Вскоре полк стал 4-м Гвардейским, а майор Василий Голубев - Героем Советского Союза и его командиром. На его счету - 39 самолетов врага. А его боевой товарищ В Костылев сбил 41 немецкий самолет.


»Grunherz" только в 1942 году потеряла 93 летчика и закрасила свои зеленые бубновые тузы (В просторечии у летчиков-«зеленые жопы»!) серой краской. Гордиться было нечем! А всего на Восточном фронте эта эскадра потеряла 416 летчиков и 2135 самолетов, Ме-109 и ФВ-190.
Крах «воздушного моста»!
Тяжким и страшным 1942 год был для всех! Немцы рвались на Кавказ и к Сталинграду. В воздухе «Люфтваффе» всё ещё были хозяином положения. Но, та пружина сопротивления, что постепенно сжималась, ударила немцев в лоб не только на земле, но и в воздухе.
Пытаясь спасти сталинградскую группировку, наладить её снабжение, Гитлер приказал наладить «воздушный мост». По расчетам генштаба необходимо было переправлять не менее 300 тонн грузов ежедневно. Ф Паулюс требовал до 450 тонн. Для этой цели немцы создали две базы снабжения: в Морозовской для бомбардировщиков Хе-111 и Ю-88, в Тацинской - для транспортных Ю-52. На 1 декабря им удалось собрать до 400 машин. В день необходимо было отправлять в Сталинград до 200 самолетов.


Естественно, что главной задачей наших зенитчиков и истребителей, стало противодействие этому «мосту», а также уничтожение авиации и баз снабжения на земле. В среднем, удавалось перебрасывать в Сталинград в день не более 100 тонн грузов. Часто это было по выражению одного из пленных офицеров, черт знает что: то рождественские елки, то перец, то конфеты… Видимо и в Германии снабженцы были не чисты на руку. Паулюс в гневе заявил, что фактически «Люфтваффе» бросили нас в беде. С 23 ноября 42-го года (начало операции «Мост») по 2 февраля 43-го (последний день) немцы потеряли (по К. Барц) 127 истребителей. 536 бомбардировщиков и транспортников, но, самое главное, погибло 2196 летчиков, не считая попавших в плен. Как заявил Геринг: «под Сталинградом мы потеряли цвет бомбардировочной авиации!»


А впереди был 1943 год, в итоге которого небо полностью стало нашим!



Вверх