Понимание личности в трудах с л рубинштейна. Динамические тенденции личности. Проблема направленности личности. Направленности личности по Ломову. В заключении можно сделать некий общий вывод. Итак, формирование личности - это очень сложный процесс, длящи

Рубинштейн описывает познание как активную деятельность, а не только созерцание.

Придерживаясь этой идеи, он сформулировал принцип единства деятельности и сознания. Это положение было изложено в период 30-40-х годов XX века, когда в психологии самое сильное влияние имели направления бихевиоризма и интроспективной психологии.

Принцип единства сознания призывал воспринимать и понимать психические процессы, сознание как деятельность индивида и некий процесс, а не просто как нечто пассивное и рецептивное. Таким образом, деятельность человека должна стать предметом исследования психологии.

Но Рубинштейн подмечает, что личность не просто поддается влиянию деятельности, но и сама способна благодаря своему праву выбора быть активной и инициативной. Чтобы в полной мере ответить на вопрос о возникновении и развитии связи между сознанием и деятельностью человека, необходимо сперва узнать, где и как она образуется.

По Рубинштейну, личность и есть источник этой связи. Ответ на данный вопрос не так прост в связи с тем, что не так легко воспринимать сознание от личности и рассматривать их по отдельности. В самом начале становления отечественной психологии при изучении понятия личностного принципа необходимо было преодолеть идеи функционализма, отсоединение деятельности и сознания от личности.

Основное внимание уделялось значению деятельности в становлении и развитии личности. Первоначальной задачей было определение структуры личности для перехода к исследованию исключительно личности, а не только личности, как субъекта - представителя отдельных функций.

Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство:

Установки и потребности (то, чего хочет человек);

Дарования и способности (то, что может человек);

Закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Если в 30-40-е годы понятие личности употреблялось для объяснения принципа единства деятельности и сознания, то в 50-х годах оно уже использовалось для раскрытия понятия детерминизма. На основании этого принципа необходимо было раскрыть специфичность психической деятельности, при этом не отрываясь от других явлений реального и материального мира.

По Рубинштейну диалектика внешнего и внутреннего мира определялась через суть детерминизма. Личность считалась высшим уровнем организации материи, регулятором сознания относительно деятельности. Психические свойства личности и сама личность - это одновременно результат и предпосылка деятельности.

Важным пунктом в изучении личности является ее включенность в более объемный контекст - в жизнедеятельность наряду с деятельностью. Завершающее выражение сущности личности человека заключается в обладании своей истории. Понятие « субъект жизни» более четко выражает эту особенность. Субъект жизни - это личность, представленная в более высоком смысле. Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.

Если рассматривать личность в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:

1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность).

2. Личностный склад (особенности характера и особенности).

3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида).

Не последнее место в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его понимание самосознания является оппозиционным по отношению к пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот.

С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960) сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности (Рубинштейн С.Л., 1999).

Личностный принцип – это идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности. Это значит, что необходимо исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности, имея в виду, что изучение процессов переходит в изучение свойств личности. Личностный принцип является методологическим принципом психологии.

Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса:

· чего хочет человек, к чему стремится? (направленность, установки, тенденции, потребности, интересы, идеалы);

· что может человек? (способности и дарования);

· что он есть? (характер).

Все эти свойства – направленность, характер и способности – являются центральными структурами личности, делают человека существом общественным.

С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно. Все стороны психического облика личности образуют неразрывное единство, они функционально взаимосвязаны. Интерес к определённой деятельности стимулирует развитие соответствующей способности, а способность, обусловливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней, то есть вносит вклад в направленность. Также тесна взаимосвязь способностей и характера. Большие способности, обусловливая сознание своих сил, отражаются на характере, порождая уверенность в себе и твёрдость, или же самомнение о беспечность. Малые способности порождают робость, неуверенность в себе, или упорство и трудолюбие. Характерологические свойства (целеустремлённость, настойчивость) необходимы для развития способностей. Это единство психического облика человека всегда носит индивидуальный характер.

С.Л. Рубинштейн указывал на то, что поведение исходит из свойств личности , поэтому за поведением нужно увидеть эти свойства. Источником свойств личности являются психические процессы . Психические процессы создают содержание личности. Каждый вид процессов вносит свой вклад в её внутреннее богатство.

Свойства личности – способности и характер – формируются в ходе жизни, но их развитие обусловлено врождёнными особенностями организма. По Рубинштейну, задатки «предшествуют» не только способностям, но и характеру.

Тема направленности личности отражает активный аспект связи человека с миром. Раскрывая суть направленности личности, С.Л. Рубинштейн выделяет две её функции: 1) фиксирует и реализует основную жизненную ориентацию человека; 2) выступает в качестве предпосылки характера. Таким образом, Рубинштейн подчиняет направленность характеру и даже растворяет в нём.



С.Л. Рубинштейн, объясняя природу мотивов человеческой активности, выделял три источника мотивов: потребности, интересы и идеалы человека. Потребности являются исходным побуждением к деятельности, базовым мотивообразующим фактором. Поскольку человек живёт во всё расширяющемся контакте с миром, он сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности. Когда что-либо новое приобретает некоторую значимость для человека, у него может сформироваться интерес – сосредоточенность познавательных и эмоциональных процессов на определённом предмете, стремление ближе ознакомиться с ним, не упускать его из поля зрения. Идеалы восполняют недостаточность потребностей и интересов в совокупности мотивов человеческого поведения. Идеал – это представление человека о том, каким бы он хотел быть. К идеалам С.Л. Рубинштейн относит также моральные представления о долге и обязанностях, регулирующих поведение. Таким образом, потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации её активности.

Мотивационная сфера личности по С.Л. Рубинштейну имеет иерархическое строение. Между различными побуждениями, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определённая иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий. Пока актуальны первичные, более насущные потребности, вторичные, менее насущные отступают. По мере того как первичные удовлетворяются, теряют в остроте, одни за другими выступают последующие потребности.

Часть I
ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ

С.Л. Рубинштейн. Направленность личности

Человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Самое существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для его продолжения в других, себе подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, все расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потребность - это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, существуют еще другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимыми и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, что является для него потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление , когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметного содержания, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжения, которое при этом возникает.

Динамические тенденции в конкретной форме выступили в современной психологии впервые - у Фрейда - в виде влечений. В бессознательном влечении не осознан объект, на который оно направлено. Поэтому объект представляется несущественным во влечении, а самая направленность, выражающаяся во влечении, выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин. Так изображается природа динамических тенденций в учении о влечениях у Фрейда, и эта нх трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в современном учении о мотивации. Между тем уже направленность, выражающаяся во влечениях, фактически порождается потребностью в чем-то, находящемся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает все же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, эта двусторонняя в конечном счете зависимость или соотношение устанавливается, направляясь сначала извне во внутрь. Так это происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом и им принимаются, становятся личностно значимыми для него.

Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь и личностно значимыми для человека, порождает в нем динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции<долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что оно меня влечет, что мне этого непосредственно хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, идущей извне силе, принуждающей меня поступать вопреки моим влечениям и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого непосредственно хочется, а я потому этого хочу - иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, - что я осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечет иногда с силой, превосходящей силу элементарных, только личностных влечений. В возможности такой обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют.

В отличие от интеллектуалистической психологии, все выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определенное, отграниченное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов, как многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при этом расходимся в ее разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию темных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Самые потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетаются с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, Направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946, с.623-626

Человек не изолированное, в себе замкнутое вещество, которое жило бы и развивалось из самого себя Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Самое существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для его продолжения в других, себе подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, все расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потребность - это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром... Помимо предметов..., без которых его существование или вообще. или на данном уровне невозможно, существуют еще другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, что является для него потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться.

Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того как тенденции опредмечиваются, т. е. определяется предмет, на который они направляются, они осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Направленность личности - это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

Компоненты образа «Я».

Образ «Я» (как описание «Я-концепции») - сложное психическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств (отношение к себе, своим качествам выражается в совокупности самооценок).

В образ «Я» включаются три взаимосвязанных компонента :

- познавательный (Кто я такой? Кем я могу и должен стать? Какие мои возможности?);

- эмоциональный (оценивание своих качеств, само­чувствие);

Поведенческий (практическое отношение к себе самому. Стремление быть в центре внимания, выглядеть компетентным - для этого иногда выдумываются невероятные истории).

Становление личности включает в себя становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе (см. рисунок)

Термин «Я-концепция» (на английском “self-conception”, дословно - «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание».

Я-концепция является одним из центральных понятий во многих психологических теориях. Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение человека занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.


Человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Самое существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для его продолжения в других, себе подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, все расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потребность - это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, существуют еще другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимыми и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, что является для него потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того как тенденции опредмечиваются, т. е. определяется предмет, на который они направляются, они осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности-это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметного содержания, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжения, которое при этом возникает.

<...>

Динамические тенденции в конкретной форме выступили в современной психологии впервые - у Фрейда - в виде влечений. В бессознательном влечении не осознан объект, на который оно направлено. Поэтому объект представляется несущественным во влечении, а самая направленность, выражающаяся во влечении, выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин. Так изображается природа динамических тенденций в учении о влечениях у Фрейда, и эта нх трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в современном учении о мотивации. Между тем уже направленность, выражающаяся во влечениях, фактически порождается потребностью в чем-то, находящемся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает все же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, эта двусторонняя в конечном счете зависимость или соотношение устанавливается, направляясь сначала извне во внутрь. Так это происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом и нм принимаются, становятся личностно значимыми для него. Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь и личностно значимыми для человека, порождает в нем динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что оно меня влечет, что мне этого непосредственно хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, идущей извне силе, принуждающей меня поступать вопреки моим влечениям и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого непосредственно хочется, а я потому этого хочу - иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, - что я осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечет иногда с силой, превосходящей силу элементарных, только личностных влечений. В возможности такой обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют. <.. .="">

В отличие от интеллектуалистической психологии, все выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определенное, отграниченное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов, как многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при этом расходимся в ее разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию темных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Самые потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетаются с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946, с. 623-626.



Вверх