Определение понятия государства: история, функции и признаки. Понятие и признаки государства

основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом.

Любое Г. выражает и защищает интересы всего общества и интересы правящих кругов. Г. обладает признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующих наряду с ним негосударственных (партийных, общественных и пр.) организаций.

Наиболее характерные черты Г.: а) наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и др. Низшим звеном аппарата служит государственный орган; б) наличие наряду с аппаратом власти и управления аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей - армии, полиции, разведки, контрразведки, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение; в) разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду. фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. Жители, проживающие на территории Г., независимо от производственных связей являются либо гражданами (в условиях республики), либо подданными (в условиях монархии), либо лицами без гражданства или иностранцами, подпадающими под юрисдикцию Г., под действие его законов; г) вся территория Г. разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но назначение их и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории; д)суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. А во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете находит свое политическое и юридическое выражение полновластие Г. В нем же выражается способность Г., независимо от других Г., формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. В мире всегда существовали и существуют Г. с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается. а фактически в силу распространения влияния других Г., диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне Г. со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета допускается самим Г. по взаимной договоренности с другими Г., например, ради достижения определенных, общих для них целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также, когда Г. объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации; е) займы и налоги. Первоначально они необходимы были лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на осуществляемые Г. различные программы: образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные; ж) каждое Г. выделяется своими символами, атрибутами (гимн, флаг и др.).

История Г. и теория его происхождения. Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей обменными. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество - в цивилизацию.

По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные и развитые. К первому типу относятся Г.. возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя: деспотии, сложившиеся в древности на Востоке(Египет); рабовладельческие Г. Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы - Афины, Спарта); феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе Киевская Русь). На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем - капитализм со свойственными ему формами организации общества. Марксистско-ленинская теория XX в. добавляет сюда еще один исторический тип - «социалистическое Г.».

В первых известных истории цивилизованных обществах - Египте, Древнем Вавилоне - Г. существовали уже к III в. до н.э. Рабовладение в них не играло существенной роли. хотя развитию рабства (например, в Египте) способствовали многочисленные войны. Привилегированным положением в раннегосударственных образованиях пользовались, как правило, жреческое и воинское сословия. Земля в основном рассматривалась как государственная собственность.

В общественном строе многих ранних Г. (в частности, городов-Г. Древнего Вавилона) долгое время сохранялись пережитки родоплеменной организации, существенно ограничивавшие власть правителя: совет старейшин и народное собрание избирали главу Г., контролировали его деятельность, осуществляли суд и управление общественным имуществом. Такой способ организации Г. в фактически бесклассовом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс назвали «азиатским способом производства», рассматривая его как один из вариантов возникновения Г.

Процесс образования Г. у многих народов был тесно связан с завоевательной политикой и объективной необходимостью спешного создания государственного аппарата для управления покоренными народами (Древний Китай, раннегерманское Г.).

Складывание развитой рабовладельческой системы отождествляется прежде всего с Г. Древней Греции (X в. до н.э. - III в. н.э.) и Рима (с VIII в. до н.э.). Эпоха классической Греции приходится на VI - IV вв. до н.э., а римское Г. наибольшего расцвета достигло в период Империи (I в. до н.э. - I в. н.э.).

Средневековая история Г. Центральной Европы начинается фактически с VII-VIII вв. н.э., поскольку главным образом в этот период здесь происходит формирование централизованных феодальных Г. (Франция, Италия, германские королевства и др.). Складывание первого государственного образования у восточнославянских народов (Киевская Русь) традиционно связывается с именами варяжского конунга Рюрика (IX в.) и его преемника князя Олега. В XII в. образовалось русское централизованное Г.

В эпоху нового времени, начало которой положила Английская буржуазная революция 1640-1653 гг., происходит превращение феодальных государств в буржуазные, капиталистические. В Европе этот процесс закончился в XX в. В 1917 г. на месте Российской Империи возникло первое социалистическое Г. К концу 70-х гг. число таких Г. достигло 15. После демократических преобразований конца 80-х - начала 90-х гг. сохраняются только 4 социалистических Г. (КНР, Вьетнам, КНДР, Куба).

В теории Г. и права существует множество разнообразных концепций происхождения Г. Авторы естественно-правовой теории (Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что Г. предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного «общественного договора», положившего конец «войне всех против всех». Г. в их трактовке - порождение воли народа, изобретение человеческого разума.

Органическая теория возникновения Г. (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и Г. - единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне Г. невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Спенсера, Г. появляется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Классовый подход в определение Г. привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Г., по их определению, - результат борьбы классов, возникающих в ходе общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. «Самой чистой», классической формой возникновения Г. Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где оно появилось «непосредственно из классовых противоречий». Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти - классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации. Основная функция Г. - закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда трактовка Г. как машины для поддержания господства одного класса над другим.

Марксистская теория выделяет четыре основных типа Г. в зависимости от форм господствующей в них собственности: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое. Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривают Г. так называемого «азиатского способа производства», которые по своим признакам не соответствуют определению классового Г.

Для рабовладельческой социально-экономической формации, в соответствии с теорией марксизма, характерно наличие двух основных классов общества - бесправных рабов и рабовладельцев, в собственности которых находятся все средства производства, включая самих рабов.

Феодальное общество характеризуется сосуществованием господствующего класса феодалов, в руках которых находится основное средство производства - земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).

Основные классы капиталистического общества - пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они лишены собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам. Теорию Маркса о капиталистическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Империализм в соответствии с ленинской теорией посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспечивает благоприятные экономические условия для обобществления средств производства и перехода к строительству социализма.

Социалистическое общество в соответствии с теорией марксизма-ленинизма - это первый этап становления коммунистической формации, своеобразный переходный период, цель которого - уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он исключает эксплуатацию человека человеком, поскольку средства производства в нем «принадлежат трудящимся», т.е. находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом «от каждого - по способностям, каждому - по труду».

Делая упор на роль классов в возникновении Г., Маркс и Энгельс оставляли как бы «за рамками теории» ими же самими описанный «азиатский способ производства», который, по сути дела, представляет собой альтернативный классовому способ становления Г. Кроме того, в некоторых ранних Г. критерий отношения к собственности (средствам производства) не играл существенной роли в процессе социальной дифференциации. Так, в Древней Индии общество делилось не на классы, а на касты, которые и определяли положение человека на социальной лестнице, независимо от степени его богатства.

Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.

Ленинское учение об империализме - кануне социалистической революции и социализме как первой стадии коммунистической формации также не выдержало испытания временем. Во-первых, закончилась крахом попытка перескочить через закономерные этапы исторического развития и превратить «слабое звено в цепи империализма» в «общество всеобщего благоденствия». Во-вторых, весь период социализма, по представлениям Ленина, должен быть периодом диктатуры пролетариата, т.е. периодом жесточайшей классовой борьбы и террора, что само по себе абсурдно с точки зрения «всеобщего блага». В-третьих, социализм как форма организации общественных отношений, безусловно, мог бы проявить известную жизнеспособность, если бы возник как результат эволюционного, а не агрессивно-революционного пути развития общественных отношений.

Наконец, как показывает история, цивилизованное индустриальное общество в состоянии породить новые эволюционные формы Г., которые будут существенно отличаться от известного нам социализма. Как справедливо замечает российский ученый В.А. Четвернин, «по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых».

В определенной степени позиции марксизма нашли отражение в концепции, связывающей возникновение частной собственности, классов и Г. с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция получила название теории насилия. Ее создатели (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) утверждали, что Г., возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.

Следует упомянуть также о взглядах немецкого социолога и философа М. Вебера (1864-1920), утверждавшего, что Г. не только обладает монополией на физическое насилие, но и является единственным источником «права» на насилие. Капитализм - с его рациональной религией (протестантизмом), рациональным производством и т.п. - Вебер считал наиболее разумным и жизнеспособным способом организации экономики.

Автор психологической теории возникновения Г. российско-польский социолог Л. Петражицкий определял общество и Г. как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Суть данной теории состоит в утверждении, что человек испытывает психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества и принимать участие в коллективном производстве. Возникновение Г. в этом случае - следствие психологического развития человека, становления своеобразных «правовых эмоций».

От понятия «исторические типы Г.» следует отличать понятия «формы организации государственной власти» (монархия, республика) и «политический режим Г.» (парламентский, фашистский, тоталитарный и т.п.).

Г. в конституционном праве понимается как социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью. В зависимости от формы государственного устройства Г. может выступать как единое целое (унитарное Г.) либо как совокупность частично суверенных Г.. составляющих вместе суверенное Г. - федерацию.

Конституционный статус (характеристика) Г. - наиболее концентрированное выражение принципов, на которых, по воле конституционного законодателя, должно зиждиться данное Г. Как правило, характеристика Г. содержится в первой статье конституции и включает в себя такие определения (или некоторые из них), как «независимое», «суверенное», «демократическое», «правовое», «унитарное» («федеративное»), «социальное», «светское», «единое и неделимое», а также указание на форму правления («республика»). Например, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (п. 1 ст. 1 Конституции РФ) или «Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенная, унитарная, демократическая Республика, построенная на началах правового, светского государства» (п. 1 ст. 1 Конституции Кыргызстана). Содержание названных характеристик (принципов Г.) раскрывается более или менее подробно в тексте конституции и иных конституционно-правовых актах, а также в конституционно-правовой и общеправовой теории (см. Правовое государство. Светское государство, Социальное государство, Федерализм).

Конституционная характеристика Г. при всей ее лаконичности и кажущейся на первый взгляд стандартности на самом деле расставляет весьма существенные акценты, отражающие специфику данного Г. Так, в странах, где есть проблемы с территориальной целостностью (Молдова, Грузия и др.), определение Г. включает в себя указание на «единство и неделимость» или нечто аналогичное.

В конкретных правовых отношениях Г. выступает как совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии) с местными агентами (представителями) этих органов (префектурами, комиссарами и т.п.).

Г. в международном праве. Г. - первичный и основной субъект международного права, а также участник международных отношений. Г. представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации (власти). Основное качество Г., характеризующее его как субъекта международного права, - государственный суверенитет.

Первичность Г. как субъектов международного права выражается в том, что никто не создает их в качестве таковых, они существуют как объективная историческая реальность. С другой стороны, Г. сами могут создавать производные субъекты международного права - международные организации. Как первичный субъект Г. обладает универсальной международной правоспособностью. Именно Г. вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международных организаций. Эти возможности Г. ничем не ограничены, кроме как ими же созданными принципами и нормами международного права. Современная доктрина международного права выделяет следующие основные права Г.: право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных иммунитетов, равноправие с другим Г., право на индивидуальную и коллективную самооборону против вооруженного нападения. Основные обязанности Г.: воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела другого Г., уважать права человека, устанавливать на своей территории такие условия, которые бы не угрожали международному миру; решать свои споры с другим Г. мирными средствами; воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости другого Г., или иным образом, несовместимым с международным правом; воздерживаться от оказания помощи другому Г., которое нарушает предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения; добросовестно выполнять свои международные обязательства. Для международного права определенное значение имеет деление Г. на простые (унитарные) и сложные (федерации).

Г. - субъект гражданского права, один из видов участников гражданских правоотношений. В этих правоотношениях обладает особой целевой правоспособностью, которая в чем-то шире, а в чем-то уже, чем у физических или юридических лиц. Некоторые права могут принадлежать только Г., например приобретать имущество умерших, не имеющих наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. В отличие от других субъектов гражданского права может иметь в собственности любое имущество, в том числе и исключенное из гражданского оборота. В то же время Г. не вправе, например, передавать имущество по наследству, иметь свое фирменное наименование. Государственные органы не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Помимо количественных имеются и качественные различия. Г. участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Отличительное свойство Г. как субъекта гражданских правоотношений - его суверенность (т.е. неподвластность кому бы то ни было). С этим свойством связан, например, иммунитет Г. во внешнеторговом обороте (см. Иммунитет государства).

Неполное определение ↓

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает. Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают. Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов. Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти. Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений , нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.

Государство – сложная структура, создаваемая для защиты интересов определенной группы граждан, а также для сохранения полноценных взаимоотношений между ними и поддержания правового порядка.

В историческом плане это понятие определяется как некая социальная организация, имеющая власть над людьми и преследующая цель обеспечить общее благо для всех, кто проживает на ее территории.

Термин «государство» произошел от древнерусского слова «государь» , которым в прошлом называли правителей на Руси. Этимологически оно связано с более ранним понятием «господарь» (производное – «господарьство»), чье происхождение достоверно не установлено.

В Средние века под государством понимали владения, принадлежавшие князьям-государям, а в современную эпоху термин стал использоваться для обозначения территорий, объединенных определенными признаками – конституцией, законодательством, территорией, населением, денежной системой и т. д.

Государство, в котором люди живут согласно нормам и принципам права, называется правовым. В такой организации общества закон имеет высшую юридическую силу, и никто из граждан, включая аппарат власти, не может действовать за пределами его рамок.


Все люди равны перед законом, независимо от их благосостояния, происхождения или общественного положения. В целях обеспечения верховенства права суды в правовом государстве отделены от других органов власти, а судебные решения принимаются в соответствии с разумным толкованием законов и нормативных актов.

Согласно наличию или отсутствию независимости в отдельных частях государства различают простую форму устройства (унитарную) и сложную (федерации либо конфедерации). Унитарная – это единое государство, где отдельные регионы не имеют самостоятельности и подчиняются одному центру. Такая организация общества отличается одноуровневой законодательной системой (конституцией), единым гражданством и иерархической системой управления.

В настоящее время на международном уровне государствами признаются организации общества, которые являются членами ООН. Таких в мире 194. Все они входят в Организацию Объединенных Наций, за исключением Ватикана, который хоть и считается суверенной территорией, но не является государством в полном понимании этого слова.

Кроме признанных, на нашей планете есть территории, которые получили право на самоопределение, но не смогли им воспользоваться (например, оккупированные Палестина и Сахарская Республика). Не считаются полноценными государствами и непризнанные страны – Приднестровье, Северный Кипр, Южная Осетия, Тайвань и ряд других.

Хотя для многих страна и государство – это синонимы, на самом деле между этими терминами существуют различия. Под государством понимают, в первую очередь, политическую систему власти на отдельной территории, в то время как понятие «страна» больше используется в географическом или культурном контексте.


Государство – это особая организация общества, объединенного социальными факторами, имеющего единую систему управления, тогда как страной можно назвать не только территорию, но и население, живущее на ней. Кроме этого, государство – более официальный термин, применяемый в правовых и политических аспектах.

Государство - это организация, которая устанавливает свою систему права на определенной территории и действует в этой системе как один из субъектов права.

Это одно из многих определений, которые люди дают слову "государство". Я выбрал его за краткость и связь с изучаемым нами предметом - правом. По традиции позже я дам более длинное и научное определение, но для начала пусть будет такое.

Сегодня в мире существует 194 официально признанных государства. Официально признанных - значит, их признали большинство других государств. Самое молодое - Южный Судан, который появился на карте мира в 2011 г. Также существует с десяток непризнанных или частично признанных государств: Тайвань, Приднестровье, Косово, Сомалилэнд, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Донецкая Народная Республика (ДНР), Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) и другие.

Государство чем-то похоже на юридическое лицо. Можно сказать, что это тоже фикция - субъект, который нельзя потрогать или увидеть и который существует только на бумаге и в сознании людей. Оно возникает, когда группа людей на определённой территории решает, что у них появилось своё государство. И пока они верят, что это государство есть, и действуют, исходя из этой установки, данное государство существует.

У государства, как и у юрлица, есть свои работники - президент, депутаты парламента, судьи, чиновники. Они принимают законы, выносят судебные решения, охраняют границы, задерживают правонарушителей, продают и покупают государственное имущество. Но всё это они делают от имени государства, и получается, что одновременно само государство принимает законы, заключает сделки и делает много чего ещё.

Таким образом, государство, хоть и существует лишь в нашем сознании, становится таким же субъектом права, как и физические и юридические лица. Кроме того, государство не только действует в системе права вместе с физлицами и юрлицами, но и само создаёт эту систему права, выпуская законы и подзаконные акты.

Понятие "государство" иногда отождествляют со словом "страна". В ряде случаев эти слова действительно выступают как синонимы. Но каждое имеет свой оттенок: страной обычно называют определённую территорию с населением, а государством - организацию, которая управляет этой территорией и этим населением. Эти понятия иногда смешивают, а иногда наоборот - противопоставляют: "Я так люблю свою страну и ненавижу государство" (рок-группа Lumen).

Признаки государства

В современной юридической науке государство определяют через его признаки. Соответственно, научное определение государства выглядит так: государство - это организация, обладающая следующими признаками:
- руководство, которое отделено от основной массы населения и обладает властью над ним;
- специальный аппарат управления и принуждения;
- территория;
- население;
- суверенитет;
- общеобязательный характер актов государства (законов, судебных решений и др.);
- монополия на легитимное насилие;
- наличие государственной казны и налогов
.

Руководство, отделённое от основной массы населения и обладающее властью над этим населением - важнейший признак государства . В первобытном мире такого руководства не было. Люди просто выбирали в вожди умного и опытного человека, который выполнял свои основные обязанности, но одновременно решал споры и конфликты. Люди не обязаны были подчиняться вождю и могли в любой момент сместить его. Такой человек обладал властью не больше, чем главарь дворовой шайки или руководитель группы походников-альпинистов - все подчиняются им до тех пор, пока считают нужным. Но в современном государстве есть один или множество лидеров, чьи указания все должны исполнять. Иногда существует процедура, по которой люди могут поменять неугодных им лидеров, а иногда нет - и тогда население вынуждено либо подчиняться, либо поднимать восстание. Иногда признак "руководство, отделённое от основной массы населения..." в научной литературе называют "наличием публичной власти ".

Специальный аппарат (механизм) управления и принуждения - это государственные органы, при помощи которых руководство управляет обществом. Ведь недостаточно просто отдать приказ - надо чтобы люди правильно выполняли его и боялись нарушать. Поэтому государство создаёт отдельные организации с особыми полномочиями - государственные органы (госорганы). Министерства, ведомства, прокуратура, суды, полиция - всё это государственные органы. Все вместе они образуют тот самый "государственный аппарат управления и принуждения", который также иногда называют "государственным механизмом" или "государственным аппаратом".

С территорией всё понятно. Государство имеет строго установленные государственные границы, внутри которых оно существует.

С населением тоже всё просто. Государство должно кем-то управлять. Как минимум, на его территории должны проживать хотя бы одни только чиновники, которые будут управлять друг другом. Но обычно есть ещё какое-то население, занятое не управлением, а другими делами, например, производством товаров и услуг.

Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость в отношениях с другими государствами. Подробнее про суверенитет я расскажу позже.

Общеобязательный характер актов государства - с этим, надеюсь, тоже всё понятно. Только государство может устанавливать обязательные для всех законы, подзаконные акты и судебные решения.

Словосочетание "монополия на легитимное насилие " звучит страшновато. На деле это всего лишь право принуждать граждан исполнять принятые государством решения. Ведь в каком-то смысле любая ситуация, когда человека заставляют делать то, чего он не хочет, - это насилие. Многие люди не хотят платить налоги, служить в армии, садиться в тюрьму за преступление. Принуждать их к этому может только государство, и больше никто. Никакой человек без соответствующих полномочий не может сам заключить человека в тюрьму, даже если тот совершил преступление. Это функция специальных людей: государство назначает их и даёт им инструкции, оборудование и здания. Слово "легитимный" означает "правомочный, общепризнанный, законный" - то есть жители страны признают такое насилие правильным и допустимым.

Наличие государственной казны и налогов - необходимый признак государства, потому что на содержание этой организации нужны деньги. Те, кто работает на государство, должны получать зарплату, а также иметь рабочие места, автомобили, компьютеры и другие вещи. Чтобы образовалась казна, со всех граждан и организаций на территории государства взимают периодические фиксированные платежи - налоги.

Есть ещё факультативные признаки государства : символика (флаг, герб, гимн); государственный язык; денежная единица; армия; международное признание. Эти признаки называют факультативными, потому что государство может существовать и без них. Некоторые государства не имеют армии (например, Исландия или Андорра), некоторые используют чужую валюту (например, Зимбабве - доллары США, Черногория - евро). Но большинство всё-таки обладает этими факультативными признаками.

Ещё один факультативный признак государства - наличие конституции. Говоря об источниках права, я уже упоминал о российской Конституции, но аналогичные документы есть и у других государств. Конституция - это документ, где указаны принципы, на которых основано государство, его составные части, органы власти и главные правовые нормы. Для любого государства Конституция - это своеобразная инструкция по сборке и эксплуатации. Обычно её принимают всенародным голосованием, а вся правовая система основана на этом документе. Впрочем, есть государства без конституции, например, Великобритания, Швеция, Израиль.

Суверенитет

Суверенитет - одно из самых противоречивых и неоднозначных понятий в политической и правовой науке. Слово это имеет много смыслов и встречается в разных словосочетаниях. Многие видели выражения "суверен", "государственный суверенитет" и "народный суверенитет", но не до конца представляют, что это такое.

В России в последнее время часто смешивают понятия "суверенитет" и "независимость". На самом деле, термин "суверенитет" ближе по смыслу к понятию "власть".

Самое простое определение этого слова: суверенитет - это верховенство государственной власти во внутренних делах, независимость государства во внешних делах и единство и полнота государственной власти . Поясню значение каждого из элементов этого определения.

1) Верховенство государственной власти . Это означает, что власть государства на его территории - выше любой другой власти. Никто не может отменять действие официально существующих законов или устанавливать свои законы внутри государственных границ. Скажем, если какое-то государство X оккупировало часть территории государства Y, и на оккупированной территории все подчиняются государству X, это значит, что суверенитет государства Y не распространяется на оккупированную территорию. Если в государстве Z террористы, мафия, религиозная секта или другая организация установили контроль над некой территорией и фактически ввели там свои правила и законы, это значит, что суверенитет государства Z не распространяется на данную территорию.

Также верховенство государственной власти означает, что государство вправе вмешаться в любую ситуацию: в споры между мужем и женой, работодателем и работником, детьми и родителями, в религиозные процедуры, традиции, обычаи. Власть работодателя или родителей, политических, религиозных или профсоюзных лидеров, личная жизнь, мораль, религия - все они не значат ничего по сравнению с властью государства.

2) Независимость и самостоятельность государственной власти на международной арене . Государство (точнее - его руководство) само решает, с кем дружить и с кем ссориться, в какие международные организации вступать и с кем заключать международные договоры. Никто не вправе указывать государству, как оно должно вести внешнюю политику - естественно, пока оно не вторгается на территорию другого государства или иным образом причиняет кому-то вред.

3) Единство и полнота государственной власти . Чиновник, судья или депутат не имеют своего собственного кусочка власти, а представляют всю власть государства. Каждое своё действие они совершают от имени государства, и именно государство в результате их действий приобретает права и несёт обязанности.

Слово "суверенитет" впервые придумал французский философ и юрист Жан Боден (1530-1596 гг.). В его время король по сути отождествлял собой государство - недаром в русском и некоторых других языках слово "государство" происходит от слова "государь" (он же "господарь", он же "господин", он же "господь"). Государство принадлежало королю, как земельный участок принадлежит его собственнику. Король мог делать абсолютно всё в своём государстве: он мог назначить кого угодно на любую должность, принять любой закон и сделать с любым человеком всё, что пожелает. Поэтому Боден предположил, что король имеет абсолютную, постоянную и неделимую власть над своими подданными, подобно тому, как Бог имеет власть над всеми людьми. Тем более, что король по идее получал власть из рук Бога. Сам король был назван "сувереном" (от французского слова souverain - "высший", "верховный"), а его власть - "суверенитетом".

Вскоре, однако, революции начали сметать одну монархию за другой. На их месте появились республики, и тогда получилось, что абсолютной и неделимой власти ни у кого нет. В итоге идея суверенитета трансформировалась: было решено, что эта власть есть только у народа, который сам вправе решать, как ему жить, какие законы ввести в действие, кого избрать в руководители. И если люди избирают руководителей, то эти руководители, в отличие от королей, сами по себе никакого суверенитета не имеют, поскольку их власть не постоянна и не абсолютна. Так что власть или суверенитет всё равно как бы остаются у народа. Так возникла идея народного суверенитета. Иными словами, полная власть над народом есть только у самого этого народа ("народный суверенитет") и он для её осуществления создаёт государственные органы, избирает в них своих представителей, а они эту власть осуществляют ("государственный суверенитет"). Такая вот сложная комбинация: народ имеет власть сам над собой, но передаёт её государству.

Цитата на эту тему из российской Конституции: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ).

Основная проблема идеи суверенитета - сакрализация государства, т.е. превращение его в предмет поклонения, наделение священными свойствами. В этом есть что-то от религиозного мировоззрения: народ передаёт лидерам государства некую магическую силу - суверенитет, а те должны беречь и охранять его. Из-за этого возникают те же проблемы, что и пятьсот лет назад. Раньше короли и цари считали, что они получают власть из рук Бога, действуют от его имени и поэтому могут делать всё, что захотят. А сегодня нечто похожее может вообразить любой государственный служащий с неокрепшей психикой - от участкового до президента. Человек думает, что получил свою власть из рук народа и государства. Поэтому любого, кто не согласен с его действиями, считает врагом государства и народа, покусившимся на самое святое - суверенитет.

Некоторые юристы предлагают вообще отказаться от понятия суверенитета, полагая, что это никак не навредит современным государствам. Ведь суверенитет в классическом смысле уже давно умер. "Мы же не можем сказать, что Франция не государство, - говорит юрист-международник и правозащитник Владимир Жбанков. - Очевидно, что это государство. Но свою валюту оно не печатает, две трети законодательства Франции так или иначе связаны с правом Европейского Союза... Поэтому говорить о суверенитете в том виде, в каком виде его понимали Боден, Гегель или как его понимает советская наука (которая у нас сейчас преподаётся в вузах под названием "теория государства и права") - о таком суверенитете говорить нельзя. Тут корректнее использовать термин "компетенция" - совокупность предметов ведения и полномочий. Предметы ведения - это то, где мы можем действовать, полномочия - что мы делаем. Этот термин корректнее в юридическом плане, потому что суверенитет связан с сакрализацией власти - как отцовской, божественной и т. д." (Владимир Жбанков "Суверенитет - это ключ к диктатуре").

Даже Россия, при всей закрытости нашего государства, подписала тысячи международных договоров и вступила в сотни международных организаций. Все они де-факто ограничивают её суверенитет. Если наше руководство подписало соответствующий договор, то Россия не может нарушать общепризнанные права человека, не может не пускать граждан определённого государства без визы, не вправе нарушать чьи-то авторские права или устанавливать дорожные знаки, не отвечающие международным стандартам. Конечно, все эти обязательства Россия приняла на себя добровольно. Но если человек добровольно отказывается от некоторой части своей власти, можно ли сказать, что он сохранил абсолютную и единую власть? Мне кажется, что не совсем.

Кроме того, почти в любом государстве власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, а часть властных полномочий отдают на уровень регионов и городов. То есть власть государства распадается на несколько уровней и видов и перестаёт быть похожей на тот суверенитет, который Жан Боден уподоблял власти Бога. Конечно, теоретики могут возразить, что власть, может, и делится на несколько частей, но суверенитет остаётся полным и единым. Но тогда само понятие суверенитета утрачивает всякий смысл, потому что перестаёт обозначать что-то, кроме самого себя.

Для чего нужно государство?

Люди по-разному видят цель и смысл существования государства. Первое мнение: государство создано, чтобы одни люди могли подчинить себе других людей; второе: государство создано, чтобы объединить людей, решить их проблемы и возникающие между ними конфликты.

Эти два подхода кажутся противоположными, но не исключают друг друга и даже сочетаются в большинстве государств. Даже при авторитарном режиме государство не только даёт диктатору и его друзьям безнаказанно грабить народ, но и худо-бедно помогает людям: следит за порядком, решает споры между гражданами, иногда строит школы и больницы. И даже в самом правовом и демократическом государстве есть чиновники и приближенные к ним люди, извлекающие выгоду из своего положения.

Поэтому можно сказать, что сущность государства и первая, и вторая. Просто чем оно более развитое, правовое и демократическое, тем больше усиливается вторая сущность и уменьшается первая.

Между тем, большую часть истории человечество обходилось без государства. У древних собирателей и охотников и даже у первых земледельцев и скотоводов не было в нём нужды. Но потом государства появились почти во всех населённых людьми частях планеты. Почему же так произошло?

Чтобы понять это, нужно сравнить жизнь примитивного общества и современную цивилизацию.

Представим небольшую деревню, где живут несколько сотен человек, занимающихся натуральным хозяйством (то есть каждая семья сама выращивает себе пропитание). Все люди в деревне знакомы друг с другом. Жизнь здесь проста и предсказуема и регулируется небольшим числом правил - достаточно и десяти заповедей. Здесь нет денег и сделок, работодателей и работников, покупателей и продавцов. Если кто-то ведёт себя плохо (например, крадёт чужую вещь или бьёт кого-то), тогда соседи могут просто собраться и наказать его. Если на деревню нападают враги, все жители берутся за оружие и защищают себя. Люди сами управляют всей своей жизнью и могут никому не передавать власть над собой.

После этого представим любой современный город, где живут миллионы людей, ездят тысячи автомобилей, работают заводы, магазины, банки, системы связи и передачи энергии, продаются и покупаются миллионы товаров и услуг ежедневно. Здесь жизнь гораздо сложнее и разнообразнее. Одними десятью заповедями не урегулировать дорожное движение, заключение договора аренды или систему оплаты труда. А соседей будет явно недостаточно, чтобы выявить и наказать нарушителя закона. В таком обществе без государства не обойтись: должны быть люди, которые устанавливают для всех единые правила поведения и принуждают к их исполнению. Эти люди и образуют государство.

Анархисты и марксисты рисуют идеалистическую картину будущего, в котором государство исчезнет, а люди будут добровольно трудиться и хорошо относиться друг к другу. Боюсь, такое вряд ли возможно. Точнее, возможно только в двух случаях: либо мы деградируем до жизни в описанных выше сельскохозяйственных общинах, либо люди изменятся настолько, что каждый станет думать об общем благе больше, чем о своём собственном. "Если бы люди были ангелами, правительство было бы ненужно", - говорил Джеймс Мэдисон, один из авторов американской Конституции и четвёртый президент США. Может, когда-нибудь это действительно произойдёт, но сегодня, пока люди не ангелы, государство нам всё-таки нужно.

У государства нет какой-то одной цели или задачи. Оно управляет обществом сразу по многим направлениям. В юридической науке выделяют несколько основных направлений и называют их "функциями государства ".

Функции государства делят на внутренние и внешние . Внутренние функции - это то, что государство делает в пределах своих границ, внешние - это то, как государство взаимодействует с другими государствами.

Главные внутренние функции - экономическая, политическая, правовая и социальная.

Правовая функция наиболее проста и очевидна. Государство, как я уже сказал, устанавливает свою правовую систему на определённой территории. Депутаты в парламенте разрабатывают и принимают законы, министерства и ведомства издают подзаконные акты, чиновники и полиция следят за выполнением законов и привлекают нарушителей к ответственности, суды разбирают правовые конфликты. Если государство не выполняет правовую функцию, правонарушения остаются безнаказанными, и люди не чувствуют себя защищёнными: договоры не выполняются, растёт уровень преступности, а общество в конечном счёте погружается в хаос.

Экономическая функция государства заключается в том, что его представители стимулируют развитие экономики в оптимальном режиме. Главный способ - Центральный банк печатает в нужном количестве деньги, необходимые людям для обмена одних товаров на другие. Кроме того, чиновники управляют государственными предприятиями или выдают льготные кредиты малому бизнесу, запрещают или разрешают ввоз и вывоз товаров или устанавливают на них таможенные пошлины, увеличивают налоги на одни сферы экономики и уменьшают на другие. В идеале всё это способствует тому, что люди будут производить больше товаров и услуг, активнее обмениваться ими друг с другом или продавать за границу. Благодаря этому будет расти благосостояние и уровень жизни. Если бы государство не выполняло экономическую функцию, людям было бы сложно обменивать одни товары на другие и производить новые товары. Из-за этого постепенно начал бы падать уровень производства, а вслед за ним и уровень жизни.

Политическая функция государства проявляется в обеспечении народовластия, защите стабильности и гармонии в обществе, сдерживании национальных и классовых противоречий. В государстве должны происходить референдумы и выборы, на которых определяется, чего именно хотят люди. Также люди должны иметь право организовывать митинги и демонстрации, создавать политические партии и общественные организации. Если государство не выполняет политическую функцию, то люди чувствуют, что не могут участвовать в принятии государственных решений, и справедливо полагают, что от их мнения в этой стране ничего не зависит.

Социальная функция заключается в том, что государство поддерживает необходимый уровень жизни, старается обеспечить своим гражданам жильё, работу, медицинское обслуживание, образование. Государство строит и содержит больницы, приюты, школы и другие места, которые удовлетворяют те или иные нужды людей. Думаю, последствия невыполнения социальных функций очевидны всем: рост числа больных, бездомных, сирот и ухудшение условий жизни у значительной части общества. Если государство хорошо выполняет социальные функции, его называют "социальным государством".

А к внешним относятся следующие функции государства. Первое - это взаимовыгодное сотрудничество с другими странами . В частности, Россия заключает договоры с другими странами по самым разным вопросам и состоит в различных международных организациях. Второе - участие в решении глобальных проблем (нераспространение ядерного оружия, экологический кризис и др.). Третье - обеспечение национальной безопасности . Это охрана госграниц, поддержание армии в боеспособном состоянии и отражение атак других государств. Четвёртое - защита граждан, находящихся за пределами государства . Если с российским гражданином произошла беда за рубежом, он может обратиться в российское консульство, где ему должны оказать помощь. Например, если кто-то из вас потеряет загранпаспорт в чужой стране, в российском консульстве вам должны бесплатно выдать "свидетельство на въезд (возвращение) в РФ" - документ, с которым вы сможете выехать из зарубежной страны и вернуться на родину.

Перечисленные функции государство может осуществлять в двух формах: правовой и организационной .

Правовая форма - это принятие обязательных для всех правил поведения. Т.е. государство принимает те или иные нормы права: кто и сколько налогов должен платить, кого и как наказывать за какие правонарушения, каким образом проводить выборы и референдумы. А организационная форма - это непосредственное управление обществом. Например, когда госслужащие указывают, кто что должен делать в конкретной ситуации, или сами что-то делают: задерживают правонарушителя, взимают штраф, арестовывают имущество.

Разделение властей

Один из важнейших принципов развитого государства - разделение властей. С этим принципом тесно связаны формы правления в разных государствах, о которых я расскажу в следующей заметке. Поэтому лучше сразу разобраться в данной теме.

Ещё древние греки и римляне понимали, что опасно давать власть в руки одному человеку или группе людей, а лучше разные обязанности распределить между разными людьми. В Древних Афинах Народное собрание принимало законы и наиболее важные государственные решения, Совет пятисот и коллегии стратегов и архонтов непосредственно управляли городом, а правовые споры решал ареопаг. Нечто похожее было и в республиканском Риме: там власть была разделена между консулами, сенатом и комициями (народными собраниями).

Позже этот принцип как-то позабыли. В Средние Века повсюду у власти встали императоры, короли и цари - те самые суверены с абсолютной властью, о которых я рассказывал. Они сами принимали законы и назначали всех чиновников и судей. При этом они могли отменить любой закон или судебное решение, и снять с должности любого человека - то есть сохраняли за собой всю полноту власти.

В Новое время, когда на месте монархий стали возникать республики, вновь появилась идея о том, что власть нужно распределить между несколькими группами людей.

Казалось бы, зачем нужен принцип разделения властей в условиях народовластия? Может быть, достаточно того, что лидер страны не получает власть по наследству, а избирается народом? Например, люди избирают президента - так пусть он и решает, какие законы принимать, как управлять страной и как разрешать правовые споры. А если людям не понравится, то они через определённое время изберут другого президента. Многие, кстати, именно так и воспринимают власть президента - мол, у страны есть руководитель, зачем ещё какая-то Государственная Дума или Конституционный суд.

Однако в такой ситуации может возникнуть ряд проблем.

Во-первых, президент может захватить власть навсегда. Для человека с неограниченными полномочиями сделать это несложно. Если ты принимаешь законы, то можешь прописать, что кандидат в президенты должен собрать миллион подписей граждан или иное почти невыполнимое требование. Если тебя слушаются судьи, можно возбудить уголовные дела против оппозиционных политиков. Если тебе подчиняются чиновники и полицейские, можно изгонять с избирательных участков наблюдателей, фиксирующих нарушения. То есть у такого президента есть много способов, чтобы остаться у власти навечно.

Во-вторых, отсутствие разделения властей не даёт эффективно принимать решения. Например, чиновники могут попросить президента, чтобы тот приказал судьям не обижать их. После этого большинство споров между гражданами и чиновниками будут решаться в пользу чиновников. То же самое могут попросить следователи и полицейские - и тогда судьи начнут выносить обвинительные приговоры в 99% случаев. А если чиновники ещё и могут влиять на законодательство, то они попросят принять наиболее удобные для них законы - те, которые дают им больше власти и меньше ответственности.

Чтобы избежать таких печальных последствий, французский мыслитель XVIII в. Шарль Монтескьё разработал идею разделения властей. Он выделил законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, причём первую полагал главной. "Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц" ("О духе законов" Ш. Монтескьё).

Принцип разделение властей означает, что в стране не должно быть одной верховной власти. Все, кто работает на государство, разделены на три неравные части. Несколько сотен депутатов образуют парламент - это орган законодательной власти. Он занимается тем, что принимает законы - главные правила, по которым живёт общество. Если страна крупная, там обычно несколько десятков тысяч судей, которые образуют судебную власть. Они решают, какой закон и как необходимо применить при наличии правового конфликта. Наконец, несколько сотен тысяч государственных служащих (министры, чиновники, полицейские) образуют исполнительную власть, которая непосредственно управляет обществом на основе законов.

Законодательная власть во всех развитых странах считается главной. В парламенте обычно много депутатов, представляющих самые разные слои общества и политические идеологии. Все депутаты равноправны и приходят к совместным решениям путём переговоров и компромиссов. В силу многочисленности и разношёрстности этим людям сложнее захватить власть и установить диктатуру. Поэтому парламент обычно сам имеет широкие полномочия и контролирует другие ветви власти.

Исполнительная власть устроена иначе. Все её представители образуют иерархическую систему, во главе которой стоит президент или премьер-министр - и от желания этого человека зависит, как именно будет действовать вся вертикаль. У представителей исполнительной власти есть оружие, техника, жёсткая дисциплина и система подчинения нижестоящих вышестоящим, поэтому она наиболее опасна для демократии. Соответственно, в большинстве государств исполнительная власть сама никого не контролирует, а находится в подчинённом положении.

Принцип разделения властей иногда называют системой "сдержек и противовесов". В идеале эта система выглядит следующим образом. Чиновников (исполнительную власть) контролируют депутаты парламента (законодательная власть) - тем, что принимают законы, в рамках которых чиновники действуют. Одновременно чиновников контролируют судьи (судебная власть). Судьи разбирают споры между чиновниками и гражданами и следят, чтобы чиновники не нарушали закон. Кроме того, депутаты парламента контролируют судей - ведь парламент принимает также законы, на основании которых судьи выносят решение. А судьи, в свою очередь, контролируют депутатов парламента: в частности, один из судебных органов - Конституционный суд - решает, не нарушена ли конституция при принятии того или иного закона.

Таким образом, разные ветви власти в той или иной мере ограничивают, сдерживают и контролируют друг друга. Благодаря этому все должны чётко выполнять свои обязанности, никто не может надавить на других или захватить власть.

Описанная выше система - это разделение властей "по горизонтали". Существует ещё разделение властей "по вертикали". Считается, что в унитарных государствах власть разделена между двумя уровнями: общегосударственным и местным, а в федеративных - между тремя (общегосударственным, региональным и местным). Каждый уровень власти также имеет свои полномочия и предметы ведения. Но подробнее об этом расскажу позже.

Принцип разделения властей заложен в конституциях многих стран. В России он провозглашён в ст. 10 Конституции РФ. Однако режим разделения властей прописан весьма странно. У нас есть глава государства - президент, который не относится ни к одной из перечисленных ветвей власти, но имеет при этом чрезвычайно много полномочий. Он предлагает кандидатуры судей высших судов и назначает всех остальных судей. Президент определяет, кто будет в правительстве, и может в любой момент отправить его в отставку. Наконец, глава государства может распустить Госдуму, если депутаты недовольны работой правительства или не хотят назначать председателя правительства, предложенного президентом. При этом, чтобы отрешить от должности самого президента, нужно одновременное согласие Государственной Думы, Совета Федерации, Конституционного суда и Верховного суда.

В этой ситуации принцип разделения властей не работает, потому что президент становится субъектом власти, которого никто не контролирует, но который сам контролирует всех остальных. Как результат - неэффективная работа государства, принятие плохих законов и вынесение несправедливых судебных решений, о многих из которых я уже рассказывал. Рано или поздно такую конструкцию нужно будет менять.

Выше я уже приводил афоризм Джеймса Мэдисона "Если бы люди были ангелами, правительство было бы ненужно". Эта фраза отражает смысл и цель создания государства. Но у этого афоризма есть и продолжение, которое очень точно отражает необходимость разделения властей: "А если бы людьми управляли ангелы, был бы не нужен какой-либо контроль над правительством".

Резюме

Государство - организация, которая устанавливает свою систему права на определенной территории и действует в этой системе как один из субъектов права. Более научное определение: государство - это организация, обладающая следующими признаками: руководство, которое отделено от основной массы населения и обладает властью над ним; специальный аппарат управления и принуждения; территория; население; суверенитет; общеобязательный характер актов государства; монополия на легитимное насилие; наличие государственной казны и налогов.

Суверенитет - это верховенство государственной власти во внутренних делах, независимость государства во внешних делах и единство и полнота государственной власти. С идеей суверенитета есть ряд проблем, многие юристы предлагают отказаться от этого понятия, поскольку оно приводит к чрезмерной сакрализации государства и стимулирует в госслужащих безответственность.

Государство управляет обществом сразу по нескольким направлениям. Учёные выделили несколько таких направлений и назвали их "функциями государства". Функции государства делят на внутренние и внешние. Главные внутренние функции: экономическая, политическая, правовая и социальная. Главные внешние функции: взаимовыгодное сотрудничество с другими странами; участие в решении глобальных проблем; обеспечение национальной безопасности; защита граждан, находящихся за пределами государства.

Все свои функции государство может осуществлять в двух формах: правовой и организационной. Правовая форма - это принятие обязательных для всех правил поведения. Организационная форма - это непосредственное управление обществом.

Идея разделения властей состоит в том, что в государстве не должно быть одной верховной власти. Все, кто работает на государство, разделены на три неравные части: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Разные ветви власти в той или иной форме контролируют друг друга. Принцип разделения властей заложен в конституциях многих стран. Однако в России режим разделения властей прописан весьма странно. У нас есть президент - субъект власти, которого никто не контролирует, но который сам контролирует всех остальных.

Следующая статья из цикла "Правоведение для чайников" - "

Государство - это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

По сравнению с общиной, которая является простым (неорганизованным) обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми).

В русском языке часто происходит смешение понятия «государство» и тех социальных классов, которые управляют общими делами организованного общества (например: «в этом государстве…» и «государство настаивает на более интенсивном вмешательстве в экономику…»)

Определение государства:
Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

Определение государства в международном праве

На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация - ООН - не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства.
Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций - это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.»

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, - Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими американскими государствами.

Определение государства в науке

В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства - это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры»
2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»

Приведём ещё несколько определений государства:

«Государство - это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство - это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) - охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. - М.: Прогресс. С.28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л. Е. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).

«Государство - это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт - правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75).

«Государство есть воплощение права в обществе».



Вверх