Мировоззрение делает. Типы мировоззрения: какие бываю и их связь с жизненными целями

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТО ИЛИ ИНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Одно мировоззрения, один взгляд на мир у первобытного охотника, который видел мир по своему, другое совсем - у современного ученого.

Проще сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Но это не совсем верно. Людей не только разьединяет НЕЧТО , но и обьединяет ОБЩНОСТЬ родины, языка. духовности, знаний, история своего народа, имущественное и бытовое и социальное положение. Людей обьединяет образование, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому не удивительно, что у людей могут быть сходные, ОБЩИЕ позиции в РАССМОТРЕНИИ МИРА в его ОСОЗНАНИИ и ОЦЕНКЕ.

Класификация мировоззрений различна. Первые отдают приоритет БОГУ или ПРИРОДЕ. Другие ЧЕЛОВЕКУ. или ОБЩЕСТВУ, третьи ЗНАНИЯМ или НАУКЕ. Иногда мировозрения делят на ПРОГРЕССИВНОЕ и РЕАКЦИОННОЕ.

ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют ЖИТЕЙСКИМ мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными или данными науки доводами. Оно формируется стихийно, особенно когда человек не знаком глубоко ни с религией, ни с наукой. С таким мировоззрением много людей здесь на сайте.

Нельзя полностью исключить незнание того и другого так как человек живет в мире людей, где все доступно., вся информация. Но в человеке преобладает житейская, обыденная, бытовая основа. Оно опирается на непосредственный жизненный опыт человека и в етом его сила, но оно мало использует ОПЫТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОПЫТ НАУКИ и РЕЛИГИИ и в этом его СЛАБОСТЬ. Обыденное мировоззрение распрастранено очень широко, так как наука и религия не сильно задевает и затрагивает этих людей. Таких людей много здесь на сайте.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, Торы, Талмуда, Веды и свящешшые книги буддистов и многих других. Напомню что в религии содержится и определенная картина мира, учение о предназначении человека, заветы и заповеди, направленные на формирование его определенного образа жизни, на спасение и тела и духа или души. Религиозное мировоззрение имеет также и СИЛЬНЫЕ и СЛАБЫЕ стороны. С таким мировоззрением людей также много здесь на сайте.

Сильной стороной его есть ТЕСНАЯ СВЯЗЬ с мировым культурным , ДУХОВНЫМ и моральным наследием, ориентация на решение проблем, связанными с потребностями ТЕЛА и ДУХА ЧЕЛОВЕКА , стремление дать человеку ВЕРУ, ЦЕЛЬ И ПУТЬ достижения своего совершенства поставленных как цель Богом.

Слабыми сторонами этого мировоззрения являются НЕПРИМИРИМОСТЬ к другим жизненным позициям и недостаточное внимание к достижениям НАУКИ , а зачастую вовсе игнорирование наукой. Правда в последнее время появилось немного другое мышление среди религии и ее сторонников на мир с наукой, а не войну так как и наука и религия пользуются взамными плодами.

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ является законным наследником того направления мировой филсофской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ . Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги, итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение также имеет свои ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ . С таким мировоззрением людей также достатоно здесь на сайте.

К достоинствам отнесем его прочную ОБОСНОВАННОСТЬ достижениями науки: РЕАЛЬНОСТИ содержащихся в них целей и идеалов, органическую связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человк еще не занял в нем преобладающего места. ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады- задача неисчерпаемая, но неисчерпаемость задачи требует не ОТСТРАНЕНИЯ от нее, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современной науки, призванной обогащать мировоззрение и также учить человека и мир людей как и религия.

Поворот к ЧЕЛОВЕКУ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ если он примет всеобьемлющий характер на весь мир людей, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, тогда их главной Общей чертой станет ДУХОВНАЯ направленность.


Такое мировоззрение наиболее перспективно для жизни людей, стремящихся осуществить развитие человечества по пути к Богу и прогресса, стоит еще в самом НАЧАЛЕ ПУТИ к широкому овладению его основами.

Самое сильное мировоззрение имеет тот человек который включает в себя все три мировоззрения особенно не только ТЕОРИИ но и самое главное ПРАКТИКУ достижения того что заложено в теории.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Взглядов на мир и человека, общества и человечества в нем, на человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, . М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию М. близки понятия «общая », «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».
Общественное М. меняется от эпохи к и складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей М. как отражения мира (прежде всего мира культуры) и ценностного отношения к нему является мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и определяющий горизонт мышления эпохи.
Важную роль в формировании М. играет . «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знания о Космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, » (Г. Мейер). Согласно М. Шелеру, М. - «управляющий всей культурой или одной личностью селекции и членения, в котором (мировоззрение) фактически вбирает чистую физических, психических и идеальных вещей, независимо оттого, как совершается их и даже происходит это осознание вообще». «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом филос. мышления, пытающегося объединить в целое разные формы познания мира начиная с результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления. Вместе с тем опрометчиво было бы утверждать, как это делал марксизм-ленинизм, что какая-то конкретная филос. система (напр., марксистско-ленинская философия - диалектический и ) способна составить ядро М. общества. М. определяется культурой в ее целостности, а не одной идеологией, ядром которой в коммунистическом обществе действительно был марксизм-ленинизм.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

система взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М.- это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное . Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают и личность. М. является ядром обществ. и индивидуального сознания. Выработка М.- существ. показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М.- обществ.-политич. , возникший с появлением человеч. общества.

М. есть понимание мира, человека, общества, определяющее социальнополитич., филос. , религ. , нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три осн. типа М.- житейское (обыденное) , философское и религиозное. Все эти типы М. выявляют некрое , охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух соотносится с материей, что такое и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт , что такое , по каким законам развивается человеч. . Гносеологич. М. образуется в результате обобщения естеств.-науч., социально-историч., технич. и филос. знаний.

Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это людей и социальной реальности. Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см. Научная картина мира) , а общественных - социально-историч. картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познават. способностей. Целостное осознание и воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный М. Для М. же характерна ещё более высокая знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ. регулятивнотворч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренч. начало.

Понятие М. соотносится с понятием « », но они не совпадают по своему содержанию: М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

М. может выступить на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредств. условиями жизни и передающимся из поколения в опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц. представлений о мире. Религ. М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия) . Филос. М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.

М.- это не только , но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие деятельности. Важнейший М. составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ. целей, из обобщения которых образуется жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «...которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым приковывает нашу ,- это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 118) . М. имеет огромный практич. жизненный . Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его , вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё . Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во определ. идеалов.

В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый (напр., в капиталистич. обществе - , буржуазия, ) имеет своё специфич. М. В таком обществе происходит М. Носителями передового М. являются те , которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития, с данными науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ. значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. Феодально-религ. М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое действительности, тормозит общества. В нём господствуют , апология капитализма, наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.

В бурж. М. коммунистич. М., обобщая достижения науки и обществ. практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет марксистско-ленинская философия - диалектич. и историч. . Марксистско-ленинское М.- мощное революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба двух противоположных М.- коммунистического и буржуазного, в ходе которой растёт влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно науч. положений.

В социалистич. обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистич. М. составляет сердцевину всей идейновоспитат. работы партии. Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях, сознательно строил общество. Важнейшей задачей является коммунистич. отношения к труду, коммунистич. нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и интернационализма.

Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС ) , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании M., M., 1964 ; Черноволенко В. Ф., М. и науч. познание, К., 1970 ; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805; Дpыгин В. И., Науч. М., его и функции, Саратов, 1981 ; Философия и мировоз-зренч. проблемы совр. науки, М., 1981.

А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по с эпохой, народом, расой и т. п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и,- в-третьих, результаты конкретных наук. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер); см. также Картина мира. Согласно М. Шелеру, мировоззрение – «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще».

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МИРОВОЗЗРЕ́НИЕ

обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отд. явлений в мире и на свое собств. место в нем, понимание и эмоц. человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, филос. политич., правовых, нравств., религиозных, эстетич. убеждений и идеалов людей. Понятие М. употребляется и в узком смысле, напр. филос. М., политич. М., религиозное М. и т.п. Отношение человека к миру бесконечно многообразно. Это и обусловливает различные аспекты осознания человеком себя в мире, различные грани единого М. Каждый из нас – это " , ставшая человеком", и мы так или иначе отдаем себе отчет в том, какое место занимаем в бесконечном круговороте событий. Через , науку, мы осознаем свое единство с природой, а вместе с тем и относит. самостоятельность – и по своему происхождению, и во всех своих жизненных отправлениях. Мы живо интересуемся тем – одинок ли человек как разумное существо в мироздании или разумная есть и на других мирах. Это все мировоззренч. вопросы.

Отношение человека к природе осуществляется через его бесконечно многообразные отношения к др. людям, через обществ. отношения. И мы также осознаем свое единство с обществ. целым и вместе с тем свою относит. самостоятельность – и по образу своей жизни, и по языку, и по нормам сознания. Социальная жизнь формирует у людей определ. идеалы, политические воззрения, нравственные и эстетич. идеи и т.д. Все это мировоззренч. вопросы.

Человек не только действует, но и мыслит. И издавна интересуется, какое место занимает разум в общем развитии жизни, как он соотносится с действительностью. Это также глубоко мировоззренч. проблемы, имеющие большое практич. . Те или иные воззрения на мир имеет каждый человек – это составляет одну из особенностей человека, отличающих его от животных. М. может быть обыденным (стихийным, наивным) и теоретически обоснованным, сознательным, проникнутым определ. филос. принципами. В М. обобщенно отражены особенности обществ. бытия личности, ее место в исторически конкретной системе обществ. отношений.

Поскольку человек выступает в истории всегда как представитель определ. класса, к-рого определяется его социальным бытием, то и М. человека составляет не только его личное достояние, но отраженное в его сознании через формы культуры классовое . В классовом обществе М. носит всегда классовый характер. В зависимости от того, совпадают ли практич. интересы класса с объективной тенденцией истории или нет, данного класса совпадает с науч. объективностью или противоречит ей, и, следовательно, М. этого класса складывается как передовое или отсталое, реакционное. По своему содержанию и обществ. значимости М. может быть последовательно научным, т.е. основанным на данных передовой науки и науч. философии, или ненаучным, материалистич. или идеалистич., диалектич. или метафизич., атеистич. или религиозным, революционным или реакционным, в совр. условиях – коммунистич. или буржуазным. В наше последоват. революционным и единственно науч. М. является M. революц. рабочего класса и его коммунистич. партии – марксизм-ленинизм, а диалектич. и историч. материализм является филос. М.

М. не спутник, а своего рода духовный наставник, путеводитель человека, класса, партии, народа, человечества. И если оно исходит из правильного миропонимания, то служит прочной основой для разумного преобразования мира. Если же М. представляет собой ложное отражение действительности, то оно является серьезной помехой в жизни личности.

Характерная черта М. – единство образа мыслей с образом жизни. Коммунистическим М., напр., обладает не тот человек, к-рый только изучил марксизм-ленинизм и знает его, а тот, к-рый живет и действует в полном соответствии с этим знанием. Знания превращаются в М. тогда, когда они формируют социально-политич., нравств. и эстетич. позиции человека, приобретают характер внутр. убеждения человека, т.е. становятся основой всего образа его жизни.

В процессе социального воспитания личности усваиваемая ею духовная становится из совокупности знаний о мире осознаваемой программой ее обществ., а тем самым и личного поведения. Именно как фактор поведения человека его знания становятся его убеждениями. Благодаря этому М. оказывает сильнейшее активное воздействие на жизнь, на все стороны познават. и практич. деятельности людей. Вот почему принципиальные люди, глубоко убежденные в правоте своих взглядов, способны идти на любые страдания и даже на . Многие великие истины и принципы социальной справедливости оплачены кровью их убежденных защитников, к-рые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке и на чужбине.

Для революционеров и мучеников науки, напр. Джордано Бруно, характерен девиз: "Стою на этом и не могу иначе!" Именно передовое М. придало поразительную социальной совести благородных мыслителей и революционеров, так резко обострило их понимание действительности. Именно оно вдохновило их на неустанный поиск и напряженное размышление над социальными загадками.

Сила личного убеждения – это важное практич. и теоретич. деятельности. Корифеи и революционного дела, основоположники марксизма-ленинизма не только владели истиной. Они были глубоко убежденными людьми. Их характеризуют бесстрашие, самопожертвование и беспредельная преданность своим идеям. Всем образом их жизни и мысли руководила извечная мечта человечества о счастливой жизни всех тружеников на земле.

Человек, лишенный широкой и верной ориентации в вопросах М. и способах подхода к познанию и преобразованию мира, чувствует себя беспомощным. Чтобы не оказаться в положении неумелого пловца, плывущего по воле волн в бурном океане жизни, человек обязан овладеть науч. М. Тогда он сможет смело и уверенно идти в избранном направлении, видеть свое место и роль в сложном водовороте событий.

В чем состоит могучая и неотразимая марксистско-ленинского М.? "Учение Маркса, – писал Ленин, – всесильно потому, что оно верно" (Соч., т. 19, с. 3). Правильно и глубоко отражая законы развития природы и общества, марксистско-ленинское М. всесторонне выражает коренные интересы трудового народа, открывает смысл человеч. истории и жизни людей.

Для совр. бурж. М. характерно отсутствие положительных идеалов; настоящее в нем кажется неопределенным, а будущее – темным и лишенным перспектив. Идеологи реакц. буржуазии, жалуясь на то, будто бы в совр. мире все духовные ценности потеряли свой смысл, провозглашают пессимистич. – благословен тот, кто ничего не ожидает: кто ничего не ожидает, никогда не будет разочарован. Они против всяких социальных идеалов, полагая, что последние зачастую превращаются в злую иронию. Утрата обществ. идеалов, смысла и целей жизни, моральный и цинизм, потеря чего-либо во что можно верить и чему можно быть преданным – вот основные черты совр. реакц. бурж. М.

В противоположность взглядам буржуазии и ее идеологов с их проповедью пессимизма, безнадежности и неверия в будущее, марксистское М. придает человеку революционную устремленность во взглядах на жизнь: силу идейной убежденности, веру в могущество разума, в светлое будущее человечества. Оно резко выделяется на фоне общего упадка бурж. М. и ясно указывает человечеству путь в будущее.

В условиях победоносного развития социалистич. революции марксистско-ленинское М. стало одной из решающих сил, организующих революц. действия масс в борьбе за мир, социализм и коммунизм. В социалистич. странах марксизм-ленинизм становится М. всего народа и формирует новое, социалистич. и коммунистич. отношение к труду и ко всем сторонам обществ. развития. Оно является решающей силой в борьбе с пережитками бурж. и религ. М. Поэтому Программа КПСС придает первостепенное значение формированию науч. M. y всех тружеников сов. общества на идейной основе марксизма-ленинизма.

Чем глубже это М. проникает в сознание народных масс, тем активнее они участвуют в борьбе против эксплуатации, колониального гнета, за социализм и коммунизм. Вот почему КПСС одной из важнейших задач строительства коммунизма считает воспитание всего народа, каждого советского человека в духе науч. М. Формирование науч. М. предполагает обобщение, синтезирование всех знаний, добытых отд. науками. А такой возможен лишь на основе марксистской философии.

А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ (\\feltanschauung,W)ridouUook, vision du monde) -система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира. Термин “мировоззрение” впервые появляется в нач. 18 в. в сочинениях немецких романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера “Речи о ре лиши”. Гегель анализирует “моральное мировоззрение” в “Феноменологии духа” (Соч., т. 4. M., 1959, с. 322-330). В “Лекциях по эстетике” (книга первая) Гегель рассматривает “религиозное миросозерцание” (Соч., т. 12. M., 1938, с. 329-330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием “теоретическое мировоззрение” для характеристики идейной позиции художника (Соч., т. 14. M., 1958, с. 192). Т. о., Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е. Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г. Гомперцу, мировоззрение - это “космотеория”, призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В. Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике. Внутри метафизики он проводил между натурализмом, идеализмом свободы и объективным идеализмом как разя. типами мировоззрений. Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания: 1) знание ради господства; 2) знание в целях образования человека, 3) метафизическое знание, или знание ради спасения. Последний знания и представляет собой философское мировоззрение.

Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Обычно выделяют религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, мировоззрение, мифологическое мировоззрение. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй носит предметный характер: вдет о реальности - природной или социальной, которая получает свое обобщенное теоретическое в том или ином мировоззрении. Третий критерий - универсально-синтетический, τ. в. охватывающий и природную, и социальную , благодаря которому становится возможным философское мировоззрение.

Всякое мировоззрение складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т. д. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишенной объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т. д. Это - активная за или против каких-то других убеждений. Необходимо, однако, различать мировоззренческие убеждения и убеждения частного, специального характера. Убеждение современных антропологов о единстве человеческого рода при всех расовых различиях также носит мировоззренческий характер. Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют 1) сущность природных и социальных явлений; 2) заинтересованные отношения людей к определенным явлениям; 3) обобщения, которые по своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.

Мировоззрение, как философско-теоретический синтез научных знаний, повседневного и исторического опыта изменяется и развивается в ходе истории человечества. Так, для естествознания вплоть до конца 19 в. было характерно механистическое мировоззрение.

Некоторые мыслители, в особенности философы позитивистской ориентации, пытаются доказать, что науки не нуждаются в мировоззрении. Другие (в частности, основатели физики 20 в.) подчеркивают эвристическое значение мировоззрения. Так, А. Эйнштейн писал: “Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность” (Собр. научных трудов. М., 1967, т. 4, с. 142). M. Планк в докладе “Физика в борьбе за мировоззрение” подчеркивает: “Мировоззрение исследователя всегда участвует в определении направления его работы” (Plank M. Wege zur physikalischen Erkenntnia. Stuttg., 1949, s. 285). Мировоззрение, в особенности его естественнонаучные, социально-политические и религиозные формы, играет выдающуюся организующую роль во всех сферах общественной жизни.

Лит.: Дшьтеи В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах.-^ В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912; БроильЛ.де. Революция в физике. М., 1965; Дорн М. Размышления и воспоминания

Новосибирский колледж электроники

По курсу “Обществознание”

Мировоззрение человека

Выполнил

студент 122 группы

Прудников С.Г.

Проверила

Черепанова Е.В.

Новосибирск 2003

Введение..............................................................3

1.Что такое мировоззрение? .......................................4

2.Каким бывает мировоззрение? ................................4

3.Три основных типа мировоззрения.........................5

3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5

3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6

3.3 Научное мировоззрение..........................................7

4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8

5.Общество и формирование мировоззрения..............8

5.2 Тоталитарное общество...........................................8

5.1 Демократическое общество....................................9

6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9

7.Вывод………………………………………………..10

8.Список используемой литературы...........................13

Введение.

В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

пальцев, нет двух человек с одинаковойсудьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек

с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

его ничто не объединяет с другим?

Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

быть разное место жительства, различное место в жизни

общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

развития человечества, так же как и анализ духовного мира

наших современников, показывает, что одним из важней –

ших элементов является мировоззрение.

1.Что такое мировоззрение?

В самом простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они

предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

зрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он

живёт в ладу, в гармонии с ним?

Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

ного мира человека.

2.Каким бывает мировоззрение?

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными ценностями.

Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

венного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

Классификация типов мировоззрения может быть раз –

личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

3.Три типа мировоззрения

Распространено выделение следующих типов мировоз –

зрения: обыденное, религиозная, научное.

3.1 Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды

человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,

особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

3.2 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в

таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

Напомним, в религии содержится и определенная картина

мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

вленные на формирование его определенного образа жизни,

на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

потребностями человека, стремление дать человеку веру в

возможность достижения поставленных целей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

задача выработки нового пути мышления,

“о соразмерности

Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

именно тип согласия может быть установлен между лабо –

раторной табуреткой и церковной скамьей”.

3.3 Научное мировоззрение

Является законным наследником того направления мировой

Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания,принципы взаимоотношения

человека с естественной и искусственной средой обитания.

Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

целей и идеалов, органическую связь с производственной и

социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

обладающего места. Человек, человечество, человечность –

это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

направленность.

Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –

кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –

чале пути к широкому овладению его основами.

Сознательно формируемое мировоззрение

В обществе издавна существовало и сознательное стремле –

ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,

в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –

чества, его познавательная и преобразовательная деятель –

ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –

ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,

опираясь на то или иное направление в философии. Созна –

тельное стремление выработать целостное мировоззрение

проявляют различные социальные группы людей, полити –

ческие партии, которые видят в нем основу не только своего

духовного единения, но и программ конкретных действий

по преобразованию общества.

Мировоззрение такого типа может строиться на самых

разных философских основаниях.

Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –

чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Мировоззрение - это система взглядов и принципов человека, его понимание окружающего мира и место в этом мире. Мировоззрение обосновывает жизненную позицию индивида, его поведение и поступки. Мировоззрение напрямую связано с деятельностью человека : без него деятельность не имела бы целенаправленный и осмысленный характер.

Первым философом, обратившим внимание на мировоззрение, был Кант. Он именовал его как миросозерцание .

Примеры мировоззрения рассмотрим при разборе его классификации.

Классификация мировоззрений.

В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей :

  1. Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество - главный элемент мифологического типа мировоззрения.
  2. Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Но, если мифологический тип более гибкий и позволяет проявление различных видов поведения (лишь бы не прогневать богов), то у религиозного есть целая нравственная система. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения (иначе - адское пламя не дремлет) держит общество в ежовых рукавицах, но зато объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда - разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.
  3. Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент - стремление к познанию. Эмоции и чувства (как в мифологическом типе) отходят на задний план и рассматриваются в контексте все того же интеллекта.

Существует и более подробная классификация типов мировоззрения, основанная на установках взглядов на мир.

  1. Космоцентризм (античный тип мировоззрения, заключается во взгляде на мир как на упорядоченную систему, где человек ни на что не влияет).
  2. Теоцентризм (средневековый тип мировоззрения: Бог в центре, и он влияет на все явления, процессы и объекты; такой же фаталистический тип, как и космоцентризм).
  3. Антропоцентризм (после эпохи Ренессанса человек становится центром мировоззрения в философии).
  4. Эгоцентризм (более развитый вид антропоцентризма: в центре внимания уже не просто человек как биологическое существо, а каждая отдельная личность; здесь заметно влияние психологии, которая начала активно развиваться в Новое Время).
  5. Эксцентризм (не путать с эксцентризмом в психологии; современный вид мировоззрения, в основе которого лежит материализм, а также отдельные идеи всех предыдущих типов; при этом рациональное начало уже находится вне человека, скорее - в обществе, которое становится в центре мировоззрения.

При изучении такого понятия как мировоззрение, нельзя не коснуться такого термина как менталитет.

Менталитет с латыни дословно переводится как «душа других». Это отдельный элемент мировоззрения, который означает совокупность образа мысли, идей и нравов отдельного человека или социальной группы. По сути - это разновидность мировоззрения, его частное проявление.

В наше время менталитет чаще всего рассматривается как характеристика мировоззрений отдельной социальной группы, этноса, нации или народа. Анекдоты про русских, американцев, чукчей, англичан основаны именно на идеи менталитета. Главная особенность менталитета в этом понимании - передача мировоззренческих идей из поколения в поколение как на социальном уровне, так и на генетическом.

При изучении мировоззрения как вида восприятия мира в дальнейшем обязательно следует исследовать такие проявления как



Вверх