Как правильно писать грехи перед исповедью. Подготовка к исповеди грехов, как каяться. Что говорить священнику

Исповедь – одно из основных церковных таинств. Но пройти его непросто. Стыд и страх перед осуждением или священника мешают правильно подойти к нему. В нашей статье мы расскажем, как правильно написать грехи на исповедь и подготовиться к ней. Надеемся, что наши советы помогут вам на пути к очищению.

Как подготовиться к исповеди

Церковная исповедь – это осознанный шаг. Ее не принято делать без подготовки и предварительного разбора согрешений. Поэтому перед таинством необходимо:

Если вместе с исповедью вы планируете причаститься, то накануне необходимо прочитать следующие молитвы: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Канон Ангелу-хранителю и Последование ко Святому Причащению.

Перед исповедью на церковную службу стоит прийти вовремя. В некоторых храмах священник начинает исповедовать до начала основной службы. К таинству приступают натощак, даже кофе или чай пить не стоит.

Для удобства разделите прегрешения на несколько блоков: против Бога и церкви, против близких и против себя.

Грехи против Бога и церкви:

  • вера в приметы, гадания и сны;
  • лицемерие в почитании Бога;
  • сомнение в существовании Бога, жалобы;
  • осознанное совершение греховных поступков в надежде на снисхождение;
  • лень в молитвах и посещении церкви;
  • упоминание Бога в быту, так сказать, для связки слов;
  • несоблюдение постов;
  • неисполнение данных Богу обещаний;
  • попытки суицида;
  • упоминание в речи нечистой силы.

Грехи против близких:

Грехи против себя:

  • небрежное отношение к Божьему дару (таланту);
  • излишнее употребление пищи и алкоголя, а также табачных изделий и наркотических средств;
  • лень в выполнении домашних обязанностей (делаете без старания, для галочки);
  • небрежное отношение к вещам;
  • невнимание к своему здоровью или, наоборот, излишний поиск заболеваний;
  • блуд (неразборчивые половые связи, измены супругу, удовлетворение плотских желаний, чтение любовных книг, просмотр эротических фото и фильмов, эротические фантазии и воспоминания);
  • любовь к деньгам (жажда богатства, взятка, воровство);
  • зависть к чужим успехам (к карьере, возможностям в покупках и путешествиям).

Мы привели перечень наиболее распространенных грехов. Как правильно написать грехи на исповедь и стоит ли это делать, решать вам. При исповеди не перечисляйте их все. Говорите только о тех, в которых согрешили.

Осуждение других, приведение примеров из жизни или оправдание себя недопустимы. Только через искреннее раскаяние получает очищение. Дважды в одном случае не исповедуются. Только если вы снова повторили проступок.

При составлении списка кратко опишите ситуацию, чтобы священник и вы сами понимали, о чем речь. Расскажите не просто, что не уважаете родителей, а как это проявилось, например, повысили голос на мать в споре.

Также не стоит использовать церковные обороты, если вы их не понимаете. Исповедь – это разговор с Богом, говорите понятным для себя языком. Например, если очень любите сладкое, так и скажите. Не используйте «чревоугодие».

Деление грехов на отдельные блоки позволит упорядочить мысли. Переходя от одной группе к другой, вы осознаете причины поступка и сможете избежать его повторения. Следуйте его пунктам и вопрос «Как правильно написать грехи на исповедь?» больше вас не побеспокоит. И вы сконцентрируетесь на главном.

Исповедь представляет собой таинство покаяния, когда верующий излагает совершенные грехи священнослужителю в надежде на прощение Богом. Установлен обряд самим Спасителем, который произнес ученикам слова, записанные в Евангелии от Матфея: глава 18, стих 18. Тема исповеди также освещена в Евангелии от Иоанна: глава 20, стихи 22-23.

В таинстве покаяния прихожане излагают главные страсти (смертные грехи), совершенные ими:

  • чревоугодие (чрезмерное потребление пищи);
  • гнев;
  • блуд, распутство;
  • сребролюбие (стремление к материальным ценностям);
  • уныние (депрессия, отчаяние, лень);
  • тщеславие;
  • гордость;
  • зависть.

Представитель церкви наделен правом прощать прегрешения от имени Господа.

Подготовка к исповеди

Потребность исповедаться в подавляющем большинстве случаев возникает при:

  • совершении тяжкого греха;
  • подготовке к причастию;
  • решении венчаться;
  • душевных муках от содеянных проступков;
  • серьезной или неизлечимой болезни;
  • желании изменить греховное прошлое.

Перед исповедью требуется подготовка. Необходимо узнать расписание, когда проводятся таинства и выбрать подходящую дату. Обычно исповедь совершают в выходные и праздничные дни, возможны ежедневные обряды.

Внимание! При проведении таинства присутствует значительное количество верующих. Если возникают сложности с раскрытием души перед священником и покаянием перед большим скоплением народа, желательно обратиться к служителю церкви и выбрать день, когда возможно остаться с ним наедине.

Перед исповедью рекомендуется составить список грехов, правильно их обозначив. Учитываются проступки, совершенные словом, делом, в помыслах начиная с последнего покаяния. В случае первой исповеди в зрелом возрасте вспоминают о собственных прегрешениях с 7 лет или после крещения.

Чтобы настроиться на нужный лад, желательно прочесть вечером перед таинством Покаянный канон. Важно идти на исповедь при отсутствии неблагочестивых мыслей, простить своих обидчиков и извиниться перед теми, кого обидели сами. Пост перед обрядом необязателен.

Исповедоваться следует 1 раз в месяц, при желании и возникновении потребности можно делать это чаще. Женщины во время менструации от обряда воздерживаются.

Как правильно исповедоваться

На таинство покаяния важно приходить без опоздания. Исповедь проводится в утреннее или вечернее время. Раскаивающиеся верующие читают чинопоследование. Священник опрашивает имена пришедших на исповедь, следует сообщить его спокойным голосом, не выкрикивая. Опоздавшие в таинстве не участвуют.

Рекомендуется проводить обряд покаяния у одного духовника. Нужно дождаться своей очереди, далее обратиться к людям со словами: «Простите меня, грешную (грешного)». Ответом послужит фраза: «Бог простит, и мы прощаем». После этого подходят к священнослужителю и склоняют голову перед аналоем - возвышенным столом.

Перекрестившись и поклонившись, верующий исповедуется, перечисляя грехи. Начинать фразу следует со слов: «Господи, согрешила (согрешил) перед Тобой…» и раскрыть, в чем именно. Сообщают о проступке без подробностей, общей формулировкой. Если понадобится уточнение, батюшка попросит. Однако говорить слишком кратко: «Грешен (грешна) во всем!» также не допускается. Важно перечислить все проступки, ничего не утаивая. Заканчивают исповедь, например, фразой: «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй меня грешного (грешную)!» Далее внимательно выслушивают священника, принимают к сведению его советы. После прочтения церковнослужителем «разрешительной» молитвы крестятся и кланяются дважды, целуют Крест и книгу Евангелие.

Важно! За тяжелые прегрешения представитель церкви назначает епитимию - наказание, которое может заключаться в прочтении длинной молитвы, соблюдении поста или воздержания. Только после ее выполнения и с помощью «разрешительной» молитвы верующий считается прощенным.

В больших Храмах при значительном количестве людей применяют «общую» исповедь. В этом случае священник перечисляет главные грехи, а исповедующиеся каются. После этого каждый прихожанин подходит к представителю церкви под «разрешительную» молитву.

Таинство покаяния

Исповедь считается вторым крещением. Если при крещении человек очищается от первородного греха, то при покаянии происходит освобождение от личных страстей.

При проведении обряда важно быть честным перед собой и Богом, осознавать совершенные проступки и искренне в них раскаиваться. Не следует стесняться или бояться осуждения священника - этого не будет, представитель церкви является лишь проводником между верующим и Господом, не нужно оправдываться перед ним, только каяться.

Нельзя продолжать терзаться грехом, в котором уже покаялись, поскольку он считается прощенным. В противном случае церковью это воспринимается проявлением маловерия.

Примеры грехов, которые перечисляют батюшке при исповеди, включают различные категории.

К распространенным женским проступкам относятся:

  • обращалась к ведуньям, гадалкам и так далее;
  • редко посещала церковь и читала молитвы;
  • имела половые отношения до брака;
  • во время молитвы размышляла о насущных проблемах;
  • боялась старости;
  • имела неблагочестивые мысли;
  • совершала аборты;
  • была суеверна;
  • чрезмерно употребляла алкоголь, сладости, наркотики;
  • носила откровенную одежду;
  • отказала в помощи нуждающимся.

Распространенными мужскими грехами считаются:

  • отсутствие веры, хула на Господа;
  • жестокость;
  • гордость;
  • лень;
  • насмешки над слабыми;
  • жадность;
  • уклонение от службы в армии;
  • оскорбления окружающих людей, применение насилия;
  • слабость при противостоянии соблазнам;
  • клевета, воровство;
  • хамство, грубость;
  • отказ в помощи нуждающимся.

В православии выделяют 3 основных группы прегрешений, которые подлежат изложению во время исповеди: по отношению к Господу, близким, самому себе.

Грехи по отношению к Богу

  • интерес к оккультным наукам;
  • вероотступничество;
  • оскорбление Бога, неблагодарность ему;
  • нежелание носить нательный крест;
  • суеверие;
  • атеистическое воспитание;
  • упоминание Господа всуе;
  • нежелание читать утренние и вечерние молитвы, посещать храм по воскресеньям и праздникам;
  • мысли о суициде;
  • увлечение азартными играми;
  • редкое чтение православной литературы;
  • несоблюдение церковных правил (поста);
  • отчаяние в трудностях и проблемах, отрицание промысла Божьего;
  • осуждение представителей церкви;
  • зависимость от земных удовольствий;
  • боязнь старости;
  • утаивание грехов при покаянии, нежелание бороться с ними;
  • самонадеянность, отрицание Божьей помощи.

Грехи по отношению к близким

Группа пороков против ближних включает:

  • неуважение к родителям, раздражение старостью;
  • осуждение, ненависть;
  • гнев;
  • вспыльчивый нрав;
  • клевету, злопамятность;
  • воспитание детей в иной вере;
  • невозврат долгов;
  • невыплату денег за работу;
  • отказ людям, нуждающимся в помощи;
  • высокомерие;
  • ссоры, ругань с близкими и соседями;
  • жадность;
  • доведение ближнего до самоубийства;
  • совершение аборта и подталкивание других на это;
  • употребление спиртного на поминках;
  • воровство;
  • леность в работе.

Грехи по отношению к душе

  • обман;
  • сквернословие (употребление нецензурной лексики);
  • самообольщение;
  • тщеславие;
  • зависть;
  • лень;
  • отчаяние, грусть;
  • нетерпение;
  • отсутствие веры;
  • прелюбодеяние (нарушение верности в браке);
  • смех без причины;
  • рукоблудие, противоестественный блуд (близость людей одного пола), кровосмешение;
  • любовь к материальным ценностям, стремление к обогащению;
  • чревоугодие;
  • лжесвидетельство;
  • совершение добрых дел напоказ;
  • зависимость от алкоголя, табака;
  • празднословие, многословие;
  • чтение литературы и просмотр фотографий, фильмов с эротическим содержанием;
  • внебрачная плотская близость.

Как исповедоваться детям

Церковь учит детей с раннего возраста к чувству благоговения перед Господом. Ребенок до 7 лет считается младенцем, исповедоваться ему не нужно, в том числе перед причастием.

По достижении указанного возраста дети приступают к обряду покаяния наравне со взрослыми. Перед исповедью рекомендуется настроить малыша, почитав Священное Писание, детскую православную литературу. Желательно сократить время просмотра телевизора, уделить особое внимание чтению утренних и вечерних молитв.

При плохом поведении ребенка разговаривают с ним, пробуждая чувство стыда.

Дети также составляют список совершенных прегрешений, важно, чтобы они делали это самостоятельно, без помощи взрослых. Чтобы помочь ребенку, ему предоставляют перечень возможных грехов:

  • не пропускал утренние или вечерние молитвы, перед трапезой?
  • не воровал?
  • не гадал ли?
  • не хвалишься своими умениями и навыками?
  • знаешь ли главные молитвы («Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся»)?
  • не утаиваешь грехи на исповеди?
  • не используешь амулеты, символы?
  • посещаешь церковь по воскресеньям, не балуешься на службе?
  • не увлекаешься вредными привычками, не сквернословишь?
  • не упоминал имя Господне без надобности?
  • не стесняешься нательного крестика, носишь не снимая?
  • не обманывал родителей?
  • не ябедничал, не сплетничал?
  • помогаешь близким, не ленишься?
  • не издевался над зверями земными?
  • не играл в карты?

Ребенок может назвать личные грехи, не указанные в списке. Важно, чтобы он понимал необходимость осознания собственных проступков, чистосердечного и искреннего раскаяния.

Примеры исповеди

Речь при таинстве покаяния составляют произвольно, в зависимости от перечисления грехов верующего. Несколько примеров, что говорить на исповеди, помогут составить индивидуальное обращение к батюшке и Богу.

Пример 1

Господи, согрешил (согрешила) перед Тобой прелюбодеянием, ложью, жадностью, клеветой, сквернословием, суеверием, стремлением к обогащению, внебрачной плотской близостью, ссорами с близкими, чревоугодием, совершением аборта, зависимостью от алкоголя, табака, злопамятностью, осуждением, несоблюдением церковных правил. Каюсь, Господи! Помилуй мя, грешного (грешную).

Пример 2

Исповедую Господу Богу, во Святой Троице славивому, Отцу и Сыну и Святому Духу все грехи от юности до настоящего времени, совершенные делом, словом и помышлением, вольно или невольно. Возлагаю надежду на Божье милосердие и желаю исправить мою жизнь. Согрешил (согрешила) вероотступничеством, дерзкими суждениями о церковных законах, любовью к земным благам, непочитанием старших. Прости, Господи, очисти, обнови мои душу и тело, дабы идти мне по пути спасения. И вы, честный Отче, помолитесь обо мне Господу, Пречистой Владычице Богородице и святым угодникам, да их молитвами помилует меня Господь, разрешит от грехов моих и сподобит неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн».

Пример 3

Приношу тебе, милостивый Господь, тяжелый груз моих согрешений с ранней юности до нынешнего дня. Я согрешил (согрешила) перед Тобой забвением Твоих заповедей, неблагодарностью Тебе за милости, суеверием, хульными мыслями, стремлением к удовольствию, тщеславием, пустословием, чревоугодием, нарушением постов, отказом помощи нуждающимся. Я согрешил в словах, мыслях, поступках, иногда невольно, но чаще осознанно. Я искренне раскаиваюсь в совершенных грехах, делаю все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи!

Инструкция

Собственную совесть при подготовке к исповеди сверяйте с десятью Заповедями блаженства, они известны каждому верующему человеку с детства, поскольку довольно часто упоминаются в повседневной жизни. Помните, если скрываете что-то на исповеди, то скрываете не от священника-человека, а от самого Иисуса Христа.

Делая , держите в голове их примерный список, который условно можно разделить на три группы: грехи против Бога (неверие, упоминание имени Господа всуе, мысли о самоубийстве, неблагодарность Богу, игра в карты, несоблюдение и многие другие), грехи против ближних (высокомерие, вспыльчивость, гнев, насмешливость, ссоры с соседями) и грехи против самого себя (сквернословие, тщеславие, ложь, пьянство, прелюбодеяние).

Не пугайтесь собственных грехов, они никоим образом не должны стоять между вами и визитом в церковь на . Помните, что Богу угодно само стремление души к покаянию.

Не переживайте, что священник будет неприятно удивлен или даже поражен списком ваших неправедных деяний. Поверьте, церковь видела и не таких грешников, кающихся в содеянном. Священник, как никто другой, знает, что люди слабы и без помощи не могут справиться с демоническим искушением.

Если есть сомнения в репутации священника, совершающего Таинство исповеди, учтите, что исповедь остается в силе независимо от того, насколько грешен священнослужитель, при условии, что вы каялись на самом деле искренне.

Для первой исповеди выбирайте буднее время, когда в храме не так много людей. Можно заранее спросить совета знакомых, к какому священнику и в какой храм лучше всего обратиться с первой исповедь ю. Уважайте других исповедующих, не теснитесь рядом со священником и ни в коем случае не опаздывайте к началу процедуры, иначе рискуете быть не допущенными к священному Таинству.

На будущее выработайте ежевечернюю привычку анализировать события прошедшего дня и ежедневно перед Богом, а самые серьезные прегрешения записывайте для будущей исповеди. Обязательно просите прощения у всех ближних, кого обидели, пусть и ненароком.

Обратите внимание

Женщинам нельзя исповедоваться и посещать храм вообще в период месячного очищения.

Полезный совет

Не воспринимайте исповедь как допрос с пристрастием, а особо интимные детали личной жизни не рассказывайте священнослужителю в красках. Достаточно краткого упоминания о них.

Исповедь – очень серьезный шаг. Бывает трудно признаться в своих негативных поступках не только постороннему человеку, но даже самому себе. Это разговор со своей совестью. И к этому разговору нужно готовиться заранее, так будто это последняя исповедь в вашей жизни.

Инструкция

Какой-либо определенной структуры исповеди нет. Совсем необязательно говорить о грехах в хронологическом порядке или по степени тяжести. Однако нужно заранее привести свои мысли в порядок. И, чтобы облегчить этот процесс, составьте небольшую «шпаргалку» на бумаге. Напишите о том, за что испытываете угрызения совести. А также события, которые привели вас к совершению неправильного поступка. Но не вмешивайте при этом других людей, вы исповедуете свои грехи, а не чужие. Иначе это будет не исповедь, а осуждение, а это новый грех. Не старайтесь оправдать себя, наоборот, нужно больше осуждать, обвинять и обличать свои деяния, чтобы получить прощение. Ваша подготовка – и очень важная часть исповеди.

Вторая часть – само таинство. Не стыдитесь перед священником, исповедующим вас, своих грехов. Потому что священник – лишь посредник между вами и Богом. Тайна исповеди священна, информация с исповеди не передается никому. Лучше исповедоваться после вечерней службы, священник сможет уделить вам больше внимания. Исповедуйте грехи откровенно и подробно. Ничего не утаивайте, вы должны искренне сожалеть о содеянном. О каждом грехе нужно говорить отдельно. Мало сказать: «грешен», важно назвать грехи их именами: чревоугодие, прелюбодеяние, стяжательство, гордыня. Чтобы помочь вам собраться с мыслями, священник может спросить вас, совершали вы тот или иной грех. Если вы такого не делали, то не следует отвечать: «возможно, да». А также не говорите о том, чего не делали, без вопроса исповедующего вас, иначе это будет выглядеть как хвастовство.

Не стоит каждый раз говорить об одном и том же грехе, если вы один раз его исповедовали. Исповедоваться следует со скорбью, сожалением и сокрушением о грехах, но не с хладнокровием или даже с усмешкой. Священники советуют исповедоваться не реже, чем раз в две недели. В каком бы возрасте вы ни пришли в храм, если это ваша первая исповедь, то грехи , начиная с семилетнего возраста.

Святые отцы о покаянии

Не должно одинаково понимать покаяние и исповедь; покаяние значит одно, а исповедь — другое; покаяние может быть и без исповеди, а исповеди без покаяния не может быть; каяться или раскаиваться пред Богом в грехах своих можно и должно всегда во всякое время, а исповедоваться можно только пред духовником и в свое время; покаяние, или раскаяние во грехах, приближает человека к Царствию Небесному и приближает к человеку Духа Святаго, а исповедь без покаяния и раскаяния нисколько не приносит человеку пользы, и не только не приносит пользы, но притворная и не истинная исповедь губит человека, делая его большим преступником, потому что исповедь есть и должна быть действием покаяния.

Святитель Иннокентий

Начало доброго пути есть исповедаться священнику от всей души в грехах.

Преподобный Симеон Новый Богослов

В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих.

Преподобный Антоний Великий

Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да исповедаем каждый свой грех, доколе согрешивший находится еще в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно пред Господом.

Святитель Киприан Карфагенский

Говорящие: «Будем грешить в молодости, а покаемся в старости» — обманутся и будут осмеяны демонами. Как произвольно согрешающие, они не удостоятся покаяния.

Преподобный Ефрем Сирин

Поминать ли грехи исповеданные и при помощи Божией благодати оставленные? На духу на исповеди поминать их опять нечего, когда уже разрешены… А на своей молитве поминать их хорошо.

Грехи после разрешения от них на исповеди духовным отцом тотчас прощаются. Но след их остается в душах, и он томит. После трудов и подвигов в противлении греху следы сии изглаживаются. Когда изгладятся следы, тогда и томлению конец.

Святитель Феофан Затворник

Обратите внимание на сии слова: корень покаяния есть доброе намерение исповедать грехи, листья — это самое исповедание грехов Богу перед лицом отца духовного и обещание исправления, а плоды покаяния — это добродетельная жизнь и труды покаяния. По сим то плодам и узнается истинное покаяние.

Святитель Григорий Двоеслов

Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, дабы все врачевство покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступит смерть, ибо покаяние имеет силу только на земле, во аде оно бессильно.

Чтобы получить нам прощение от Бога, не довольно помолиться два или три дня; надобно произвести перемену во всей жизни и, оставив порок, постоянно пребывать в добродетели.

Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов — лучший способ умилостивления и благодарения Бога.

Покаянием я называю не только отвращение от прежних худых дел, но еще более — намерение делать добрые дела

Святитель Иоанн Златоуст

Итак, братие, видя многие примеры согрешивших и покаявшихся и спасенных, поспешите и сами покаяться перед Господом, дабы и прощение получить вам в содеянных грехах, и Царства Небесного удостоиться.

Святитель Кирилл Иерусалимский

Смертный грех — это такой грех, в котором если ты не покаешься и в нем застанет тебя смерть, то ты идешь во ад, но если ты в нем покаешься, то он тебе тотчас же прощается. Смертным он называется потому, что от него душа умирает и ожить может только покаянием.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Для успешного покаяния необходимы: зрение греха своего, осознание его, раскаяние в нем, исповедание его.

Нет конца покаянию до самой смерти — и для малых, и для великих.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Кто кается во грехах, тот возрадуется в Царствии Божием.

Святой Нил Мироточивый

Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не поминаются: ни на мытарствах, ни на Суде.

Старец Георгий Затворник

Пока не выскажешь грехи на исповеди, ничто в свете тебе не поможет. А, помилуй Бог, — смерть нагрянет?..

Преподобный Анатолий Оптинский

Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Св. Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе с сильными искушениями.

Да, братие и сестры, все свои грехи надо исповедать, открыть чистосердечно пред священником, чтобы получить через него от Христа Спасителя нашего всепрощение. А кто скрывает на исповеди свои грехи или прикрывает и старается извинить себя, тому не будет и прощения, потому что Господь сказал апостолам и преемникам их: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20: 23). Как же священник может отпустить или не отпустить грехи, простить или нет, если ему не открыты грехи? Запомним, братие, что исповедать грехи священнику Сам Бог повелевает.

Святой Иоанн Кронштадтский

Какую пользу получаем от исповеди:

Отпущение грехов, избавление от вечного наказания, примирение с Богом, дерзновение в молитве.

Возвращение освящающей благодати.

Восстановление спокойствия совести и мира души.

Ослабление худых наклонностей и страстей и удержание от новых грехов, очищение совести, усмотрение умом самых мелких грехов.

Получение наставлений от духовного отца.

Главные средства к избежанию грехов:

Надо избегать всех поводов ко греху, всех мест, лиц, вещей, которые могут быть для тебя соблазнительны и внушают греховные желания.

Надобно всегда помнить смерть, прохождение по мытарствам, Страшный суд и будущую жизнь.

Как можно чаще представлять себе везде присутствие Божие, размышлять о благодеяниях Божиих, особенно о жизни Господа нашего на земле, Его страданиях и смерти и вообще о главных истинах православной христианской веры.

Удерживаться от греха помогают сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа.

Надобно внимать себе, т. е. бодрствовать, наблюдать за собою, за своими чувствами, желаниями и поступками.

Как можно чаще должно прибегать к Таинству Покаяния и исповедаться пред духовным отцом, просить у него советов, и слушаться их, и достойно причащаться Святых Таин Христовых.

Не опускать случая и возможности присутствовать при церковном Богослужении и дома читать духовные книги.

Знакомиться и беседовать с людьми благочестивыми и рассудительными и избегать разговоров с людьми безнравственными.

Постоянно иметь какое-либо полезное занятие, нести должность, заниматься какой-нибудь работою, чтобы не быть праздным.

Напоминание приступающим к Св. Причащению

Приступающим к причастию Святых Таин надобно исполнить следующее:

Воздержаться от пищи и пития (с вечера).

Исполнить молитвенное правило.

Накануне помолиться на всенощном бдении.

Поститься (воздерживаться от пищи животного происхождения).

В браке живущим воздерживаться от супружеского ложа перед причастием и после него.

Испросить прощения, кого обидели.

ПОДГОТОВКА К ИСПОВЕДИ

Православные христиане всех времён очищают душу от греха проходя через особое Таинство установленное Самим Христом -

Таинство Покаяния.

Для очищения души в Таинстве Покаяния необходимо:

Осознание своих грехов и сокрушение сердца. Выявление первопричин своих грехов. Чистосердечная исповедь священнику.

Покаянная исповедь помогает приступить ко Святому Причастию - достойно принять Тело и Кровь Христову. Соединение со Христом несёт неизреченный покой душе, любовь и примирение со всеми.

Так испокон веков Церковью формировался духовный строй благочестивых поколений, миролюбие, терпение, здоровье.

Священнику дана власть от Бога «вязать и решить» наши грехи. «Прощаю и разрешаю грехи твои...», - говорит батюшка приходящему на исповедь и покаявшемуся в грехах. Великое облегчение получает всякий, кто сподобится смыть свои грехи в Таинстве Покаяния и очистить совесть. То, что простил земной суд, прощает и небесный. Как нужно торопиться очистить душу от греха, ибо никто не знает, что уготовано ему завтра и много ли осталось земного пути. Успеем ли очиститься покаянием? Успеем ли осознать свою греховность? Торопись, христианин. Помни: «Ничто нечистое в Царство Небесное не входит». Многочисленные свидетельства реанимированных больных, вернувшихся «с того света» в наше время говорят о том, что всем нам придётся дать ответ за каждую мелочь.

Двери покаяния открыты для всех, но успеем ли пройти ими? Труднее всего осознаёт свою нечистоту человек горделивый. Такие не видят своего греха и пребывают в постоянном самообольщении и превозношении ума. Они довольны собой и редко заглядывают в глубину своей совести. Но совесть трудно обмануть. Это голос Самого Бога, обличающий нас.

Всякому живущему предоставлена свобода воли. Как распорядимся мы ею? Будут ли наши дела и намерения приближать нас к Богу? Наши добрые дела - с чистым ли сердцем и любовью мы творили их? Господь всегда видит сердце твоё, христианин. Что там - смирение или горделивое превозношение, терпение или раздражение?

Угодны ли наши дела Богу? Никто не знает. Никто не знает, каков будет окончательный ответ. Никто не знает, какой ангел придёт за нами, чтобы повести нас на Высший Суд. Белые или чёрные крылья будут за его спиной?

Помни, христианин: разбойник, что висел рядом с Христом на кресте, покаялся со смирением и вошёл в рай вслед за Господом. Господь простил и принял его. Иуда же Искариотский был учеником Христовым, но предал Учителя и, не раскаявшись, по гордыне своей пошёл в ад. Пути Господни неисповедимы.

Верь, христианин, Господь укрепляет всякого, приходящего к Нему с покаянием. Господь помогает устоять от греха и не повторять его.

В таинстве святого Покаяния нам дана возможность отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха, "скинию падшую и сокрушенную" нашей души увидеть обновленной и светлой. Как часто надо прибегать к этому спасительному таинству? Как можно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов.

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множества своих грехов, не чувствуют их тяжести, отвращения к ним. Они говорят: "Ничего особенного я не совершал", "у меня только мелкие грехи, как у всех", "не украл, не убивал", - так многие часто начинают исповедь. Но святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали ко Христу: "Никтоже согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!" Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны душевные. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос закрыт для них пеленой грехов. Поэтому для преодоления нашей духовной лености и нечувствия святой Церковью положены подготовительные дни к Таинству Покаяния - говение.

Период говения может продолжаться от трех дней до недели, если нет на то особого совета или предписания духовника. В это время следует соблюдать пост, хранить себя от греховных дел, мыслей и чувствований, вообще вести жизнь воздержную, покаянную, растворенную делами любви и христианского благотворения. В период говения нужно как можно чаще бывать на церковных богослужениях, более обычного прилежать к молитве домашней, посвящать время чтению творений святых отцов, житий святых, самоуглублению и самоиспытанию.

Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от их производных, корни - от листьев и плодов. Следует остерегаться также впасть в мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Кающийся должен принести на исповедь не только список грехов, но, что важнее всего, - покаянное чувство; не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Знать свои грехи - это еще не значит каяться в них. Но что же делать, если иссохшее от греховного пламени сердце наше не орошается живительными водами слез? Что если немощь духовная и "плоти неможение" так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Но это не может быть причиной для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства. Господь принимает исповедание - искреннее и добросовестное - даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. Только нужно и этот грех - окаменное нечувствие - исповедать мужественно и откровенно, без лицемерия. Бог может коснуться сердца и во время самой исповеди - смягчить его, утончить духовное зрение, пробудить покаянное чувство.

Условие, которое мы непременно должны соблюсти, чтобы покаяние наше было принято Господом - прощение согрешений нашим ближним и примирение со всеми.

Покаяние не может быть совершенным без словесного исповедания грехов. Прощены же грехи могут быть только в церковном Таинстве Покаяния, совершаемом священником. Исповедь - это подвиг, самопринуждение. Во время исповеди не нужно ждать вопросов от священника, но самим делать усилие. Называть грехи надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток объяснить духовнику "смягчающие обстоятельства", от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения во грехе. Исповедь - это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе, хотя и духовная беседа также очень важна и должна иметь место в жизни христианина, но исповедь - это иное, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь - это горячее покаяние сердца, жажда очищения, это второе крещение . В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для праведности, святости.

Принеся покаяние, мы должны утвердиться внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Знак совершенного покаяния - чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Пример общей исповеди

Здесь приводится один из вариантов перечисления грехов на общей исповеди. Они названы в следующем порядке: грехи против Бога, грехи против ближнего, грехи против самого себя. Этот список представлен не для копирования, для последующей исповеди перед священником, но для напоминания кающемуся человеку о множественных ранах души, которые могут быть исцелены при искреннем раскаянии перед Богом.

«Исповедую Господу Богу, во Святой Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу все мои грехи от юности моей и до настоящего времени, содеянные мною делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами, вольно или невольно.

Почитаю себя недостойным прощения от Бога, но не предаюсь отчаянию, возлагаю всю надежду мою на Божие милосердие и сердечно желаю исправить мою жизнь.

Согрешил маловерием, сомнением в том, чему учит нас вера Христова. Согрешил равнодушием к вере, нежеланием уразуметь её и убедиться в ней. Согрешил кощунством - легкомысленным высмеиванием истин веры, слов молитвенных и евангельских, обрядов церковных, а также пастырей Церкви и людей благочестивых, называя усердие к молитве, посту и милостыне ханжеством.

Согрешил и больше: презрительными и дерзкими суждениями о вере, о законах и установлениях церковных, например, о посте и богослужении, о почитании святых икон и мощей, о чудесных проявлениях милости Божией или гнева Божия.

Согрешил уклонением от Церкви, считая её ненужной для себя, полагая себя способным к доброй жизни, к достижению спасения без помощи Церкви. Между тем к Богу должно идти не в одиночку, а с братиями и сестрами по вере, в союзе любви, в Церкви и с Церковью: только где любовь, там и Бог; кому же Церковь не Мать, тому и Бог не Отец.

Согрешил я отречением от веры или сокрытием веры из-за страха, из-за выгоды или по стыду перед людьми, не внял я словам Господа Иисуса Христа: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным; кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами (Мф. 10, 33; Мк. 8, 38).

Согрешил я ненадеянием на Бога, надеясь больше на себя или на других людей, а иногда на неправду, обман, хитрость, коварство.

Согрешил в счастье неблагодарностью к Богу, подателю счастья, а в несчастье - унынием, малодушием, ропотом на Бога, озлоблением на Него, хульными и дерзкими мыслями о Промысле Божием, отчаянием, желанием смерти себе и своим близким.

Согрешил я любовью к земным благам, паче чем к Творцу, которого должен любить больше всего - всею душой, всем сердцем, всем помышлением.

Согрешил забвением Бога и нечувствием страха Божия; забывал, что Бог всё видит и знает, не только дела и слова, но и тайные наши мысли, чувства и желания, и что Бог будет судить нас по смерти и на Страшном Суде Своем; оттого и грешил я безудержно и дерзко, как будто для меня и не будет ни смерти, ни Суда, ни праведного наказания от Бога.

Согрешил суевериями, нерассудительным доверием снам, приметам, гаданием (например, на картах).

Согрешил я в молитве леностью, пропускал молитву утреннюю и вечернюю, пред принятием и по принятии пищи, при начале и окончании всякого дела.

Согрешил я в молитве поспешностью, рассеянностью, холодностью и бездушием, лицемерием, старался показаться людям более благочестивым, чем есть на самом деле.

Согрешил немирным настроением при молитве: молился в состоянии раздражения, гнева, зложелательства, осуждения, ропота, непокорности Промыслу Божию. Согрешил небрежным и неправильным совершением крестного знамения - от поспешности и невнимания или от дурной привычки.

Согрешил непосещением богослужения в праздничные и воскресные дни, невниманием к тому, что читается, поётся и совершается в храме за службой, неисполнением или неохотным исполнением церковных обрядов (поклонов, целование креста, Евангелия, икон).

Согрешил неблагоговейным, непристойным поведением в храме - мирскими и громкими разговорами, смехом, спорами, ссорами, бранью, толканием и утеснением других богомольцев.

Согрешил легкомысленным упоминанием в разговорах имени Божия - клятвой и божбой без крайней необходимости или даже во лжи, а также неисполнением того, что кому-нибудь с клятвою обещал сделать доброе.

Согрешил небрежным обращением со святыней - с крестом, Евангелием, иконами, святой водой, просфорами.

Согрешил несоблюдением праздников, постов и постных дней, несоблюдением духовного поста, то есть не старался освободиться с Божией помощью от своих недостатков, дурных и праздных привычек, не старался исправить свой характер, не понуждал себя к усердному исполнению заповедей Божиих.

Бесчисленны грехи мои и против ближних моих, и в отношении обязанностей моих к самому себе. Вместо любви к ближним, в жизни моей преобладает себялюбие со всеми губительными плодами его.

Согрешил я гордостью, самомнением, считая себя лучше других, тщеславием - любовью к похвалам и почёту, самохвальством, властолюбием, высокомерием, неуважением, грубым обращением с людьми, неблагодарностью к тем, кто делает мне добро.

Согрешил осуждением, осмеянием грехов, недостатков и ошибок моих ближних, злословием, сплетнями, вносил ими раздор в среду моих ближних.

Согрешил клеветой - несправедливо говорил о людях дурное и для них вредное и опасное.

Согрешил нетерпением, раздражительностью, гневливостью, неуступчивостью, упрямством, сварливостью, дерзостью, непослушанием.

Согрешил обидчивостью, злобой, ненавистью, злопамятством, мстительностью.

Согрешил завистью, зложелательством, злорадством; согрешил бранью, сквернословием, ссорами, проклятиями как других (может быть, даже детей своих), так и себя самого.

Согрешил я непочитанием старших, особенно родителей, нежеланием заботиться о родителях, покоить их старость; согрешил осуждением и осмеянием их, грубым и дерзким обращением с ними. Согрешил редким поминовением на молитве их и других близких своих - живых и умерших.

Согрешил немилосердием, безжалостностью к людям бедным, больным, скорбящим, беспощадной жестокостью в словах и делах, не боялся унизить, оскорбить, огорчить моих ближних, иногда, быть может, доводил человека до отчаяния.

Согрешил скупостью, уклонением от помощи нуждающимся, корыстолюбием, любовью к наживе, не боялся пользоваться для своей выгоды чужими несчастьями и общественными бедствиями.

Согрешил пристрастием, привязанностью к вещам, согрешил сожалением о сделанных добрых делах, согрешил безжалостным обращением с животными (морил их голодом, бил).

Согрешил присвоением чужого имущества - кражей, утаиванием найденного, покупкой и продажей краденного. Согрешил невыполнением или небрежным выполнением работы - своих домашних и служебных дел.

Согрешил я ложью, притворством, двоедушием, неискренностью в обращении с людьми, лестью, человекоугодием.

Согрешил подслушиванием, подглядыванием, чтением чужих писем, разглашением доверенных тайн, хитростью, всякой нечестностью.

Согрешил я леностью, любовью к праздному провождению времени, празднословием, мечтательностью.

Согрешил небрежением по отношению к своему и чужому имуществу. Согрешил невоздержанием в пищи и питии, многоядением, тайноядением, пьянством, курением. Согрешил прихотливостью в одежде, излишней заботой о своей наружности, желанием нравиться, особенно лицам другого пола.

Согрешил нескромностью, нечистотой, сладострастием в мыслях, чувствах и желаниях, в словах и разговорах, в чтении, во взорах, в обращении к лицам другого пола, а также невоздержанием в супружеских отношениях, нарушением супружеской верности, блудными падениями, брачным сожительством без церковного благословения, противоестественным удовлетворением похоти.

Тяжко согрешили те, кто делал аборты себе или другим, или склонял кого-нибудь к этому великому греху - к детоубийству.

Согрешил я тем, что своими словами и поступками соблазнял на грех других людей, а также сам поддавался соблазну на грех от других людей, вместо того, чтобы бороться с ним.

Согрешил плохим воспитанием детей и даже порчей их своим дурным примером, чрезмерной строгостью или, наоборот, слабостью, безнаказанностью; не приучал детей к молитве, послушанию, правдивости, трудолюбию, бережливости, услужливости, не следил за чистотой их поведения.

Согрешил нерадением о своём спасении, об угождении Богу, нечувствием своих грехов и своей безответной виновности пред Богом.

Согрешил леностью в борьбе с грехом, постоянным отлагательством истинного покаяния и исправления.

Согрешил я небрежным приготовлением к исповеди и причащению, забвением своих грехов, неумением н нежеланием припомнить их, чтобы почувствовать свою греховность и осудить себя пред Богом.

Согрешил тем, что к исповеди и причащению приступал очень редко.

Согрешил неисполнением наложенных на меня епитимий.

Согрешил оправданием себя в грехах: вместо осуждения - даже на исповеди - приуменьшением своих грехов.

Согрешил тем, что на исповеди обвинял и осуждал ближних моих, указывая чужие грехи вместо своих.

Согрешил, если на исповеди сознательно скрывал свои грехи из-за страха или стыда.

Согрешил, если приступал к исповеди и причащению, не примирившись с теми, кого обидел или кто меня обидел.

Прости, Господи, бесчисленные грехи мои, очисти, обнови и укрепи мою душу и тело, дабы неуклонно идти мне по пути спасения.

И вы, честный отче, помолитесь о мне Господу, Пречистой Владычице Богородице и святым угодникам Божиим, да их молитвами помилует меня Господь, разрешит от грехов моих и сподобит неосужденно причаститься Святых Христовых Таин.

Ещё один пример общей исповеди, в более сокращённом варианте.

Этот пример может быть взят за основу при подготовке к исповеди.

В особенности это актуально для того человека, кто имеет обычай перед исповедью составлять список совершённых грехов. Безусловно, грехи совершённые, но не попавшие в этот список особо распространённых грехов, должны быть упомянуты дополнительно. Будем, однако, помнить, что перед исповедью мы составляем список грехов не для "отчёта" перед священником, или ещё лучше, перед Всеведущим Богом, но только лишь для напоминания самим себе того, что мы должны сказать, в чём мы должны раскаяться. И чем глубже и искренней покаяние, тем сильнее степень врачевания ран нашей души.

Согрешил делом, словом,помышлением, волею и нево-лею, ведением и неведением, в разуме и неразумии.

Согрешил празднословием, пустословием, многослови-ем; словами и речами бранными, досадительными, скверны-ми, кощунственными, легкомысленными, неразумными, смехотворными, суетными; нерассудительностью, спорливостью. Смотрением, слушанием, чтением пустого и душе-вредного. Разговорами и смехом в храме.

Согрешил ложью, словами и речами лживыми, невы-полнением обещаний данных Богу и людям, неполными ис-поведями, мнениями ложными, советами неправильными.

Согрешил осуждением ближних, лиц священных; ос-меянием, злословием, порицанием.

Согрешил чревоугодием, трапезой не вовремя, не по Церковному Уставу; несоблюдением постов и постных дней, не всегда молился до и после вкушения пищи; пресыщени-ем, объедением, тайноядением, жадностью.

Согрешил леностью, праздностью, телесным покоем сверх должного, многоспанием. Редким хождением в Цер-ковь на Богослужения, в особенности Божественной Литургии. Оставлением молитвенного правила и других душеспасительных чтений. Во время молитвы цер-ковной и келейной - расслабленностью, вялостью, невнима-нием; опозданиями к началу Богослужений, преждевремен-ным уходом из храма без уважительной причины. Беспечно-стью, унынием и небрежением о своей душе. Работой в вос-кресные и праздничные дни. Непоминовением родителей, сродников, живых и усопших.

Согрешил мелкой татьбой в быту и на производстве, не-возвращением денежных долгов или вещей данных на время.

Согрешил сребролюбием, скупостью, многостяжанием, расточительством без нужды.

Согрешил лихоимством, корыстолюбием, законопре-ступной прибылью.

Согрешил неправдой разного рода, обманами, уклонени-ем от уплаты за различные услуги.

Согрешил завистью, враждой, ненавистью, неприязнью, непримирением, зложеланием, злорадством; злоупотребле-нием доверием ближнего.

Согрешил гордостью, тщеславием, самомнением, вели-чанием, человекоугодием, лицемерием, двоедушием, мало-душием, самолюбием, славолюбием, надменностью, уничи-жением ближнего. Непослушанием и неоказанием должной чести родителям, духовному отцу; самооправданием, често-любием.

Согрешил гневом, яростью, вспыльчивостью, раздражи-тельностью, сварливостью, укорениями ближнего, грубо-стью, дерзостью, ожесточением, злословием, досаждением, жестокостью.

Согрешил злобой, памятозлобием, мстительностью, из-лишней требовательностью и строгостью к ближним, к до-мочадцам и сродникам. Ударениями ближних в гневе, не-умеренным наказанием детей.

Согрешил суевериями различного рода. Азартными играми, пением непри-стойных песен.

Согрешил помыслами блудными, нецеломудренным по-ведением, мечтаниями нечистыми, непристойными разгово-рами, невоздержанием по плоти в постные и праздничные дни.

Согрешил маловерием, небрежным совершением мо-литв, крестного знамения, поклонов; легкомысленным упо-минанием о святынях. Недостойной подготовкой к Таинст-вам Церкви: Покаянию, Причащению и иным. Произнесени-ем Имени Божьего всуе. Не носил нательного креста.

Согрешил недостаточным упованием на Промысл Божий в различных обстояниях, ропотом на Бога, неблагодарностью Богу, отсутствием в душе страха Божия, непослушанием во-ле Божией, окамененным нечувствием.

Был соблазном для ближних в различных обстоятельст-вах.

О всех сих изреченных, и беспамятства ради неизречен-ных - каюсь .

Исповедь – это таинство, когда верующий исповедуются в своих грехах священнику. Представитель церкви наделён правом прощать грехи от имени Господа и Иисуса Христа.

По библейским сказаниям, Христос наделил такой возможностью апостолов, что после передалось священнослужителям. Во время покаяния человек не просто рассказывает о своих прегрешениях, но и даёт слово больше не совершать их.

Что такое исповедь?

Исповедь – это не только очищение, но и испытание для души. Она помогает снять груз и очиститься перед лицом Господа, примириться с ним и преодолеть внутренние сомнения. Ходить на исповедь необходимо раз в месяц, но если вы хотите делать это чаще, стоит следовать позывам души и каяться в любое время, когда вы захотите.

За особо тяжёлые грехи представитель церкви может назначить особое наказание, которое называется епитимья. Им может стать долгая молитва, пост или же воздержание, являющиеся способами очиститься. Когда человек нарушает законы Бога, это негативно сказывается на его душевном и физическом состоянии. Покаяние помогает набраться сил и бороться с соблазнами, толкающими людей на грех. Верующий получает возможность рассказать о своих проступках и снять груз с души. Перед исповедью необходимо составить список грехов, с помощью которого можно правильно описать грех и подготовить правильную речь для покаяния.

Как начать исповедь перед батюшкой с каких слов?

Семь смертных грехов, являющиеся основными пороками выглядят так:

  • чревоугодие (обжорство, чрезмерное злоупотребление пищей)
  • блуд (распутная жизнь, неверность)
  • гнев (вспыльчивость, мстительность, раздражённость)
  • сребролюбие (жадность, стремление к материальным ценностям)
  • уныние (лень, депрессия, отчаяние)
  • тщеславие (эгоизм, чувство самовлюблённости)
  • зависть

Считается, что при совершении этих грехов человеческая душа может погибнуть. Совершая их, человек всё дальше отдаляется от Бога, но все они могут быть отпущены во время искреннего покаяния. Считается, что именно мать – природа заложила их в каждого человека, и только наиболее сильные духом могут сопротивляться соблазнам и бороться со злом. Но стоит помнить, что каждый человек может совершить грех, переживая нелёгкий период в жизни. Люди не застрахованы от несчастий и сложностей, которые могут довести до отчаяния каждого. Нужно научиться бороться со страстями и эмоциями, и тогда никакой грех не сможет одолевать вас и сломать вам жизнь.

Подготовка к исповеди

К покаянию необходимо подготовиться заранее. Для начала нужно найти храм, в котором проводятся таинства и выбрать подходящий день. Чаще всего они проводятся в праздничные и выходные дни. В это время в храме всегда находится много людей, и не каждый сможет открыться, когда рядом находятся посторонние люди. В таком случае необходимо обратиться к священнику и попросить его назначить встречу в другой день, когда вы сможете остаться наедине. Перед покаянием рекомендуется прочесть Покаянный канон, что позволит настроиться и привести мысли в порядок.

Необходимо знать, что существует три группы грехов, которые можно записать и взять с собой на исповедь.

  1. Пороки, направленные против Бога:

К ним относятся хула и оскорбление Господа, кощунство, интерес к оккультным наукам, суеверие, размышление о самоубийстве, азарт и прочее.

  1. Пороки против души:

Леность, обман, употребление нецензурных слов, нетерпение, неверие, самообольщение, отчаяние.

  1. Пороки против ближних:

Неуважение к родителям, клевета, осуждение, злопамятство, ненависть, воровство и так далее.

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале?

Прежде чем подойти к представителю церкви, выбросьте из головы плохие мысли и приготовьтесь раскрыть душу. Начать исповедь можно так, как правильно исповедоваться что говорить батюшке пример: « Господи, согрешил перед тобой», и уже после этого можно перечислять свои прегрешения. Нет никакой необходимости рассказывать священнику о грехе в мельчайших подробностях, достаточно лишь сказать « Совершил прелюбодеяние» или признаться в другом пороке.

Но к перечислениям прегрешений можно добавить «Согрешил завистью, постоянно завидую своему соседу….» и так далее. Выслушав вас, священник сможет дать ценный совет и помочь правильно поступить в той или иной ситуации. Подобные уточнения помогут выявить ваши наибольшие слабости и бороться с ними. Заканчивается исповедь словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешного!».

Многим исповедующимся очень стыдно рассказывать о чём – либо, это абсолютное нормальное ощущение. Но в момент покаяния нужно преодолеть себя и понимать, что не священник осуждает вас, а Бог, и что именно Богу вы рассказываете о своих грехах. Священник – всего лишь проводник между вами и Господом, не стоит об этом забывать.

Список грехов для женщины

Многие представительницы прекрасного пола, ознакомившись с ним, принимают решение отказаться от исповеди. Выглядит он таким образом:

  • Редко молилась и приходила в храм
  • Во время молитвы думала о насущных проблемах
  • Вступала в половые связи до замужества
  • Имела нечистые мысли
  • Обращалась за помощью к гадалкам и магам
  • Верила в суеверия
  • Боялась старости
  • Злоупотребляла спиртными напитками, наркотиками, сладостями
  • Отказывала в помощи другим людям
  • Совершала аборты
  • Надевала откровенную одежду

Список грехов для мужчины

  • Хула на Господа
  • Неверие
  • Насмешки над теми, кто слабее
  • Жестокость, гордость, лень, жадность
  • Уклонение от армейской службы
  • Оскорбления и применение физической силы против других
  • Клевета
  • Неумение противостоять соблазнам
  • Отказ в помощи родным и другим людям
  • Воровство
  • Хамство, презрение, жадность

Мужчине необходимо более ответственно подходить к данному вопросу, так как он является главой семьи. Именно с него дети будут брать пример для подражания.

Существует также список грехов для ребёнка, который можно составить после того, как он ответит на ряд определённых вопросов. Он должен понять, насколько важно говорить искренне и честно, но это уже зависит от подхода родителей и их подготовке своего чада к исповеди.

Важность исповеди в жизни верующего

Многие святые отцы называют исповедь вторым крещением. Это помогает наладить единение с Богом и очиститься от скверны. Как гласит Евангелие, покаяние – это необходимое условие для очищения души. На протяжении всего жизненного пути человек должен стремиться побороть соблазны и не допустить порока. Во время этого таинства человек получает освобождение от оков греха, а все его прегрешения прощаются Господом Богом. Для многих покаяние – это победа над самим собой, ведь только истинно верующий человек может признаться в том, о чём люди предпочитают молчать.

Если вы исповедовались ранее, то не стоит заново рассказывать о старых грехах. Они уже отпущены и каяться в них больше нет смысла. Когда вы закончите исповедоваться, священник скажет свою речь, даст советы и наставления, а также произнесёт разрешительную молитву. После этого человек должен перекреститься два раза, поклониться, приложиться к распятию и Евангелие, затем перекреститься ещё раз и получить благословление.

Как исповедоваться в первый раз - пример?

Первая исповедь может показаться таинственной и не предсказуемой. Людей пугает ожидание того, что они могут быть осуждены священником, испытать чувство стыда и неловкости. Стоит помнить, что представители церкви – это люди, живущие по законам Господа. Они не осуждают, никому не желают зла и любят своих ближних, стараясь помочь им мудрым советом.

Они никогда не выскажут личную точку зрения, поэтому не стоит бояться того, что слова батюшки могут вас каким - то образом задеть, обидеть или пристыдить. Он никогда не выявляет эмоций, говорит негромким голосом и очень мало. Перед покаянием можно подойти к нему и попросить совета, как правильно подготовиться к этому таинству.

В церковных лавках существует масса литературы, которая также может помочь и дать много важной информации. Во время покаяния не стоит жаловаться на других и на свою жизнь, нужно говорить только о себе, перечисляя пороки, которым вы поддались. Если вы придерживаетесь поста, то это лучший момент для исповеди, ведь ограничивая себя, люди становятся более сдержанными и совершенствуются, способствуя очищению души.

Многие прихожане заканчивают свой пост исповедью, что является логичным завершением длительного воздержания. Это таинство оставляет в душе человека самые яркие эмоции и впечатления, которые никогда не забываются. Облегчая душу от грехов и получая их прощение, человек получает шанс начать жизнь заново, противостоять соблазнам и жить в согласии с Господом и его законами.



Вверх