Добрыми намерениями. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Где сказано такое в Библии

Дорога в ад

Благими намерениями вымощена дорога в ад — стремление сделать добро не всегда добром оканчивается. И, увы, никто не может знать, что последует за тем или иным поступком. Человек ведь до сих пор не уяснил себе точно, что есть благо, а что зло, не спроста же утверждение « » и уверенность в « «

Пример того, во что превратилось благое намерение сделать всех людей равными и свободными — коммунистический эксперимент в России, стоившей ей миллионы жертв

Происхождение фразеологизма «благими намерениями вымощена дорога в ад»

Одним из первоисточников считается выражение из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова «» (21-11), хотя оно в отличие от нашего прямолинейно: грешникам «каменная дорога в ад»
Средневековый богослов и причисленный к лику святых Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux, 1091-1153) говорил L’enfer est plein de bonnes volontés ou désirs —
Английский поэт, философ Джордж Герберт (George Herbert, ? — 1632) в книге «Проницательные суждения» («Jacula prudentium», 1632 год) повторил фразу Св. Бернарда — Hell is full of good intentions or wishes ()
Английский писатель Сэмюэль Джонсон (Samuel Johnson, 1709-1784) перефразировал мысль предшественников — «Hell is paved with good intentions» (««)

Использование выражения в литературе

*** «Но в нашей власти отделаться от них, - возразил Бакло, - и я это обязательно сделаю, как только умрет леди Гернингтон.
- Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? - заметил Рэвенсвуд. - Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?
- Ладно, - ответил Бакло, - я начну с сегодняшнего вечера. Клянусь, не пить зараз больше кварты, ну разве что ваше бордо окажется особенно вкусным
» (Вальтер Скотт «Леммермурская невеста», гл. 7)

*** «Меня отняли от искусства, как дитя от груди… — Он вздохнул. — Но я ворочусь и дойду! — сказал он решительно. — Время не ушло, я еще не стар…
Марк опять засмеялся.
— Нет, — говорил он, — не сделаете: куда вам!…
— Да почему вы знаете? Вы не верите в намерения?..
— Как не верить: ими, говорят, вымощен ад
» (И. Гончаров «Обрыв», часть 2, гл. 15)

*** «Путь комиссии, как путь в ад, усыпан благими намерениями. Санитары идут и, размахивая руками, толкуют о нечистоте, вони, надлежащих мерах и прочих холерных материях. Разговоры до того умные, что идущий впереди всех полицейский надзиратель вдруг приходит в восторг…» (А. Чехов «Надлежащие меры»)
*** «Сидим в палатке, хотя до острова не только не дошли, но, по всей вероятности, даже стали дальше, чем были вчера. «Благими намерениями дорога в ад вымощена»… Погода туманная, по временам мокрый снег, иногда переходящий в дождь » (В. И. Альбанов «Дневник»)

*** «Благими намерениями вымощен ад, и в данном случае благие намерения не спасают еще от стихийного влечения по «линии наименьшего сопротивления», по линии чисто буржуазной программы «Credo» (В. И. Ленин. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения»)

*** «В общем, с партией, ребята, лучше не связываться, ибо благими намерениями вымощена дорога в ЦК КПСС; так сказал своим новым молодым друзьям тертый калач Ваксон в 1978-м » (Василий Аксенов «Таинственная страсть»)

Варианты формулы «благими намерениями вымощена дорога в ад» (Википедия)

  • Путь в ад устлан благими намерениями
  • Благими намерениями устлана дорога в ад
  • Благими (добрыми) намерениями ад вымощен
  • Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен
  • Из добрых побуждений дорожка прямо в ад
  • Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами

Живет себе человек, старается не делать в жизни ничего предосудительного, за что стыдно было бы. Зато добрых дел, по-возможности, стремится сделать больше. И не за то, чтобы галочку себе поставить, чтоб на том свете (если он действительно есть) «зачет» получить, а по чистосердечному стремлению своему. Проходит время, но добро его почему-то боком выходит. И тут он начинает осознавать: действительно, благими намерениями вымощена дорога в ад...

И дело тут вовсе не в людской неблагодарности и не в том, что справедливости не существует, просто мир несовершенен. Причина в самом человеке, который наивно полагает, что добрые дела совершает.

Жалость - хорошее чувство или плохое? Казалось бы, сострадание помогает человечеству выжить. Но не зря говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. А может, гуманизм помогает роду людскому еще и деградировать?

Знакома ли вам ситуация, когда баловень родительский вырастает неприспособленным к жизни человеком? Он будто не замечает, что «праздник детства» давно закончился и пора заняться делом. Чтобы «продолжение банкета» длилось, ему нужны легкие деньги... Кто в этом виноват? Неужели любовь родительская может привести к тюремному заключению их ненаглядное чадо? Может! Говорят же, благими намерениями дорога в ад вымощена.

А что делать жене алкоголика? Он житья не дает, пропивает все деньги, еще и вещи стал из дому выносить. А растущим детям одежда нужна приличная, не в послевоенное же время живем… Но ведь жалко его, совсем пропадет… Вот и снова получается: в ад благими намерениями вымощена дорога - всей семьей по ней идут!

Что происходит, когда в глухой подворотне гопники избивают подростка-музыканта? Плохо это? Несомненно. Но мальчик, несмотря на занятость, еще и в спортивную секцию записался. Вырос сильным и уверенным в себе человеком. Тот жестокий урок он всю жизнь помнить будет, правда, без особого гнева, ведь тот случай ему даже в чем-то помог.

Можно ли сказать, что благими намерениями вымощена дорога в ад, а неблаговидными - в рай? Ишь, какой вывод сам напрашивается, но это ошибка! Такое суждение издевательства и жестокость оправдает, руки нелюдям развяжет... Причем, масштабы заблуждений могут быть глобальными. Вспомните недалекое прошлое: хотели обогатить культурой народы земли, а пришли к фашизму. Кстати, Гитлер в детстве неплохие картины писал, и если бы его все-таки приняли в художественную школу, может, и не было бы гиперамбициозного политика, и тиран по-другому реализовался бы?

Где же справедливость? Как понять простому маленькому человеку, что делать? А истина, она как раз посередине находится. Ни одна из крайностей до добра не доводит. В жизни человека всего должно быть, но в меру. Как любви, так и строгости. Тогда только гармония возможна. Безоглядная любовь вовсе не добро приумножает, а порождает праздность и зло. Чрезмерная строгость приведет к жестокости и насилию.

Чтобы благими намерениями вымощена дорога в ад не была, нужно правильно воспитывать детей. Какая взаимосвязь? Давайте разберемся.

Все мы родом из детства. Плохой ли человек, которого мы видим или о ком думаем, хороший ли, - его сформировали окружение и события давно забытых дней. Будущее детей, конечно, в руках родителей. Оно зависит от их мировоззрения и объективного понимания жизни. А еще от того, понимают ли те, что невозможно жить автономно в человеческом обществе. Если сейчас закрывать глаза на чужую беду, дети наши, став взрослыми, столкнутся с этой нерешенной проблемой, проявленной как жестокость внешнего мира.

Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Верно ли оно?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740-1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709-1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» - «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма - английский критик, лексикограф, эссеист и поэт - опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593-1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству. История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.

Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:

«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22-23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

Среди массы крылатых фразеологических сочетаний есть такие, в которых сокрыта глубокая народная или философская мудрость. Их употребление в речи нередко кажется неоднозначным и может вызвать интеллектуальные споры. Некоторые крылатые фразы и выражениятакого типа могут иметь даже несколько вариантов звучания, но при этом сохранять один и тот же смысл. Один из таких фразеологизмов мы рассмотрим в данной статье. Узнаем его значение, происхождение. А также рассмотрим, как употребляется данная фраза.

Значение выражения

Приходилось слышать самые неожиданные толкования фразы о благих намерениях, вымостивших дорогу в ад. Наиболее близко к истинному значению звучит точка зрения такого плана: какая-то особа постоянно собирается сделать что-то полезное, доброе, но дальше этих намерений дело не идет - то времени нет, то возможности, то текучка заедает. Так эти замыслы замыслами и остаются, т. е. превращаются в несделанные добрые дела. Каждое из них - булыжник в упомянутой мостовой, ведущей в ад. Потому что если намеченные добрые дела не сделаны, появляется пространство для злых деяний, т. е. для греха.

Нередко прекраснодушные замыслы могут вовсе не касаться какого-то конкретного дела по отношению к другому человеку - помочь, поухаживать, защитить, а всего лишь - стать лучше самому. Вот эти намерения, как правило, наиболее трудновыполнимы. То есть нужно не собираться сделать, а делать.

Употребляется фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» в том случае, когда, пытаясь осуществить какое-то вполне гуманное дело, человек достигает совершенно противоположного результата, нередко с отрицательными последствиями.

Вариации выражения

Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.

Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.

Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.

Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: "Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад".

Происхождение фразы и ее вариантов

История крылатых выражений довольно часто отсылает нас к разным источникам. Так, согласно одной из версий, фраза о благих намерениях восходит к изречению английского писателя Сэмюэля Джонсона, который как-то сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями». Об этом упоминает его биограф, автор двухтомных мемуаров о литераторе Джеймс Босуэлл.

Однако есть и другая точка зрения, приписывающая происхождение данного выражения англиканскому священнику XVII века и поэту-метафизику Джорджу Герберту, у которого оно звучит таким образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Эта цитата как бы подчеркивает смысл изречения из Библии, содержащегося в Книге Иисуса. Там говорится: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его - пропасть ада».

Второе предположение считается наиболее вероятным, поскольку автор как бы иллюстрирует данной фразой один из основных пунктов этики протестантов. Суть его в том, что настоящая вера непременно ведет к творению добрых дел, а не мечтам о них.

Употребление выражения

Фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад» довольно часто используется не только в литературе и журналистике, но и в разговорной речи. Можно услышать и сокращенный, «поговорочный» его вариант: «благими намерениями», что предполагает ту же концовку с тем же значением.

Как показали наблюдения, в первом, библейском смысле выражение употребляется не менее часто, чем в «бытовом». В первом случае акцент делается на том, что, по словам апостола Иакова, вера без дел мертва, т. е. неосуществленные намерения, какими бы благими они ни были, являются результатом слабой веры и преграждают дорогу к спасению.

Очень симпатичной и вполне обоснованной видится и такая точка зрения. В этой фразе пропущено слово «нереализованными», которое должно стоять перед словом «намерениями».

А в бытовом плане красноречиво мнение о том, что, когда воспитываешь ребенка, стараешься делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом.

Синонимы

Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» - это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».

Заключение

Крылатые фразы и выражения рождаются в недрах жизни. История человечества богата множеством примеров, когда, казалось бы, благие намерения приводили не только к противоположным результатам, но и к трагедиям. Сколько было изобретено утопических идей, разработано революционных программ, организовано партий, проведено каких-то радикальных движений вроде как для улучшения всеобщей жизни. А в итоге были и крестовые походы, и большевизм, и фашизм, призванные доставить «счастье» если не всему человечеству, то «запрограммированным» на него народам или расам.

А с точки зрения теологии смысл изречения «благими намерениями вымощена дорога в ад» заключается в том, что добрых побуждений в жизни гораздо больше, чем таких же дел.

Между одним лишь намерением и непосредственным исполнением существует определенная пропасть, и тем более, если говорить о правильном подходе к выполнению того или иного дела. Люди порой вроде и движимы благими намерениями, но им часто не достает либо сил, либо знания, чтобы вести себя правильно, в результате чего их благие намерения — дороге в ад.

Люди часто советуют своим родным, друзьям, и просто знакомым, как поступать в той или иной сложившейся ситуации, не редко осуждая их поведение, повторяя раз за разом, как те должны были себя вести. Но оказываясь в аналогичной ситуации, эти же самые люди, которые неоднократно давали советы, как поступать, к сожалению, часто сами неспособны следовать имеющемуся знанию, так как им недостает внутренних сил.

Одно из проявлений нехватки сил — это слабохарактерность, вследствие чего человек неспособен вести себя правильно по отношению к себе и окружающим людям. Таким людям трудно говорить слово «Нет», они бывают очень податливыми, не проявляя должной строгости, когда того требует затруднительная ситуация.

Ярким примером слабохарактерности является податливость родителей, которые неспособны , у которых они идут на поводу. Допустим, что ребенок поступил неправильно, за что был наказан своей матерью, к примеру, его отлучили от компьютера на пару дней. Но в этот же день после некоторого времени он начал выпрашивать отца отменить данное наказание, и, недолго сопротивляясь уговорам, отец дает свое согласие. В результате такого поведения отца, ребенок может так и не осознать своей вины, и в следующий раз поступить аналогичным образом, а также мать для него может стать не авторитетом, слово которой с легкостью может перечеркнуть отец.

Или когда человек пытается изменить характер окружающих людей, в особенности близких людей, напоминая из раза в раз, кто как ведет себя неправильно. Вроде бы намерения такого человека чисты — меняется поведение человека и его характер, и всем от этого становится лучше. Когда как на самом деле, глубинные, можно сказать истинные намерения таких людей — если и сделать кого жизнь счастливой, так это свою, подобные благие намерения — дорога в ад . Да, люди нередко прикрываются благими намерениями, что действия направлены на благо других людей, хотя часто за этим кроется лишь корыстное желание по улучшению собственной жизни. Именно близким людям хочется делать больше всего замечаний, и особенно возникает желание начать цикл нравоучений тогда, когда тот или иной человек ведет себя неправильно, когда он начинает выводить нас из себя. Продолжая из раза в раз указывать другим на неправильное поведение, при чем чаще всего не замечая, что люди вокруг лишь все больше ухудшаются в своем характере — это прямая дорога в ад.

Отсутствие правильного знания также является большой , множество источников, куча советчиков, где же истина. Порой имеются силы поступать согласно знанию, но возникает другой вопрос, а тому ли знанию мы следуем, правильно ли мы поступаем в данной ситуации.

Разберем пример с пожертвованием. Идем по улице и замечаем нищего человека, по внешнему виду вероятнее всего бездомного, просящего милостыню, недолго думая достаем пару монет и даем их ему. Мало кто из людей усомнился бы в правильности данного поступка, но данный бездомный, как и многие другие, может быть алкоголиком, и поэтому вероятнее всего ваши деньги пойдут на спиртное, которое ему пойдет во вред. Вроде бы благие намерения — хотели помочь бездомному человеку, но от недостатка знания обернулось это в итоге во зло. Но незнание не освобождает от ответственности.

Этим примером я хотел показать, к чему может привести незнание, а не то, что не нужно совершать пожертвования деньгами или в любом другом виде. Просто нужно знать, как это делать правильно — в данном случае, к примеру, можно было бы пожертвовать еду. У вас же возникло желание помочь человеку, тогда сделайте все по уму, потратьте свое время, сходите в магазин и купите что-нибудь поесть, если нет ничего при себе.

Благие намерения — дорога в ад тогда, когда у нас отсутствует истинное знание и внутренние силы следовать этому знанию, в этом случае действительно можно причинить самому себе и окружающим людям немало бед. Но не следует винить окружающих после собственных неправильных действий, и уж тем более, благие намерения приравнивать к благим деяниям, которые, в конечном счете, надеюсь, приведут нас не в ад, а в рай.

P.S. Это была моя самая первая статья по психологии, которая была написана 11 августа 2012 года.



Вверх