Физиологические основы эмоций научная статья. Физиологические основы чувств и эмоций. Эмоции и чувства. Виды эмоциональных состояний

Эмоции вызываются действием на организм, на рецепторы и, следовательно, на мозговые концы анализаторов определенных раздражителей внешней среды, связанных с условиями существования. Происходящие при эмоциях характерные физиологические процессы являются рефлексами головного мозга. Они вызываются лобными долями больших полушарий через вегетативные центры, лимбическую систему и ретикулярную формацию. Возбуждение из этих центров распространяется по вегетативным нервам, которые непосредственно изменяют функции внутренних органов, осуществляют трофические влияния на скелетную мускулатуру и вызывают поступление в гормонов, медиаторов и метаболитов, воздействующих, в свою очередь, на вегетативную иннервацию органов. Эмоции регулируются промежуточным мозгом (особенно срединными неспецифическими ядрами, ретикулярной формацией и ядрами подбугровой области), покрышкой среднего мозга, лимбической долей (обонятельным мозгом), миндалевидными ядрами.

Возбуждение передней группы ядер подбугровой области непосредственно за перекрестом зрительных нервов вызывает характерные для эмоций парасимпатические реакции, а задней и боковой групп ядер - симпатические. Достаточно интенсивное возбуждение симпатических центров подбугровой области повышает секрецию гормонов мозгового слоя надпочечников, что возбуждает симпатическую нервную систему гуморальным путем.

При гневе и боли повышается секреция норадреналина, а при тревоге и страхе - секреция адреналина. При участии подбугровой области при эмоциях изменяется внутренняя секреция гипофиза, задние ядра этой области вызывают нормальную половую возбудимость, а передние - тормозят ее. Половой акт сопровождается одновременным возбуждением парасимпатической и симпатической систем. Выделение гонадотропных гормонов зависит не только от подбугровой области, но и миндалевидных ядер. При гневе и страхе преобладает возбуждение симпатической системы, а при приятных эмоциях - парасимпатической. Однако гиперфункция слезных желез - результат возбуждения парасимпатических нервов. Следует учесть, что в одних системах организма при эмоциях преобладают симпатические влияния подбугровой области, например в сердечнососудистой, а в других - парасимпатические, например в пищеварительной. Возбуждение подбугровой области вызывает не только вегетативные, но и двигательные реакции. Вследствие преобладания в ней тонуса симпатических ядер она повышает возбудимость больших полушарий и тем самым влияет на мышление. Мышечная деятельность оказывает на подбугровую область и большие полушария рефлекторное влияние посредством притока проприоцептивных импульсов из двигательного аппарата. При гневе и ярости мышечный тонус повышен, а при страхе понижен.

При эмоциях подбугровая область активируется или тормозится эфферентными импульсами из больших полушарий, особенно из лобных долей, которые играют в эмоциях ведущую роль. Возбуждение моторной области больших полушарий вызывает не только двигательные, но и вегетативные реакции, например расширение кровеносных сосудов в сокращающихся скелетных мышцах, потоотделение и др. Психические процессы вызывают как двигательные, так и вегетативные реакции. Например, одно только намерение согнуть руку увеличивает ее объем вследствие расширения кровеносных сосудов мышц, несмотря на то что задуманное движение не делается.

Существенная роль в эмоциях принадлежит лимбической системе. Возбуждение некоторых ее структур вызывает у людей приятные ощущения, а других - неприятные. Раздражение миндалевидного ядра вызывает у человека ощущения страха или тревоги и ярости, а удаление поясной извилины снижает враждебность и страх и улучшает настроение.

При возбуждении симпатической нервной системы двигательная активность увеличивается, а при возбуждении парасимпатической - уменьшается. Так как человек может произвольно затормозить сокращения скелетной мускулатуры при эмоциях (локомоции, изменения позы и мимики), то вегетативные реакции точнее отражают его эмоциональное состояние.

При эмоциях наблюдаются характерные сокращения мимических мышц, движения тела и конечностей. Возбуждение симпатической системы при эмоциях может чрезвычайно увеличивать силу и выносливость скелетных мышц как за счет трофического влияния, так и за счет повышения кровяного давления и увеличения кровоснабжения. Так, например, описан случай, когда человек в детстве, спасаясь от дикого животного, перепрыгнул через высокую стену, через которую он впоследствии мог перепрыгнуть, только достигнув зрелого возраста. При эмоциях может также расслабляться мускулатура вследствие подавления рефлексов положения тела. В результате возбуждения симпатической системы и усиления пластического тонуса может наступить оцепенение мускулатуры, реакция обмирания, застывание тела в определенной позе - каталепсия. Возбуждение симпатической системы при эмоциях сопровождается мобилизацией всех сил, запасов организма, всех «резервуаров энергии» (У. Кеннон).

Большая часть физиологических изменений, происходящих при эмоциях, обусловлена участием симпатической системы, но в этих изменениях участвует и парасимпатическая система. Возбуждение парасимпатической системы обеспечивает процессы пищеварения, всасывания, отложения запасов питательных материалов в организме и его укрепление.

Это позволяет заключить, что парасимпатическая система восстанавливает затраты организма, совершающиеся во время его деятельности, способствует сохранению и накоплению «резервуаров энергии».

Нигде, пожалуй, так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических яв­лений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

Как же связаны между собой психологические эмоциональные состояния и соответствующие физиологические изменения? Что от чего зависит? На первый взгляд здесь все ясно: у человека под влиянием какого-либо внешнего воздействия возникает определенная эмоция, которая и вызывает те или иные физиологические изменения. Однако здесь все обстоит не так просто. В конце XIX века американский психолог У. Джемс и независимо от него голландский физиолог К. Ланге выдвинули теорию эмоций, которая получила название теории Джемса - Ланге. «...Принято думать,- писал У. Джемс,- что восприятие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоцией, и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Мой тезис, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией».

Следовательно, по мнению Джемса, причиной эмоционального переживания является не то или иное волнующее событие, а определенная система физиологических, телесных изменений, которые и воспринимаются, переживаются и осознаются как эмоция. По словам Джемса, «мы огорчены, потому что плачем, разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим». Традиционное описание типа: «Я увидел медведя, испугался и побежал», с точки зрения Джемса, неправильно отражает последовательность событий. Попробуйте перестроить эту формулу «по Джемсу »... Получится: «Я увидел медведя, побежал, испугался».

Экспериментальной проверке теории Джемса - Ланге были посвящены опыты многих ученых. Часто в основе этих опытов лежит следующее предположение. Известно, что при эмоциональном возбуждении в кровь выделяется адреналин, под влиянием которого происходят различные телесные изменения: появляется дрожь, меняется ритм работы сердца и т. д. А что, если вызвать искусственно эту внешнюю картину эмоций и выяснить, будет ли человек переживать соответствующее психологическое состояние? Если да, то Джемс был прав и именно эти состояния и переживаются как эмоция. Если нет, то. впрочем, воздержимся от окончательных выводов.

Большое значение для понимания физиологических явлений имело открытие нервных центров эмоций в глубинах мозга. Вживляя в подкорковые области мозга животных микроэлектроды, ученые смогли установить, что раздражение одних участков вызывает переживание удовольствия, других - страдания («центры радости» и «центры страдания»). В одном эксперименте крыса могла сама посылать электросигнал в определенные точки мозга, нажимая на педаль. Зафиксировано, что, когда электростимуляции подвергался «центр радости», крыса способна нажимать на педаль восемь тысяч раз в час, отказывалась от пищи, воды и т. д. Открыты центры, раздражение которых вызывает гнев, страх, дружелюбие и т. д. Есть данные, что и в мозгу человека есть центры, ведающие определенными эмоциями.

Т.О., Исследования показывают, что физиологические механизмы эмоций и чувств, возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы.

Важнейшую роль в эмоциональных проявлениях человека выполняет кора больших полушарий головного мозга. И. П. Павлов показал; что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, контролирует процессы, происходящие в организме. Кора оказывает влияние на подкорковые центры. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. В ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (мимика, пантомимика), желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Последние электрофизиологические исследования показали, что в проявлении эмоциональных состояний участвует ретикулярная формация, которая активизирует деятельность других механизмов мозга, таламус (зрительные бугры), гипоталамус (подбугорная область), лимбическую систему, находящуюся между древними подкорковыми образованиями и новой корой больших полушарий.

Экспериментально у млекопитающих в гипоталамусе были обнаружены участки, условно названные центрами наслаждения и центрами страдания. Расположены они весьма близко друг от друга. Этим можно объяснить парность подавляющего большинства эмоций (любовь - ненависть, радость - горе и т. д.).

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование сложных чувств человека.

Возникающие в ходе эмоциональных и чувственных переживаний физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электроэнцелографические и др.) наряду с другими показателями (мимическими, речевыми и др.) выступают важнейшими индикаторами психоэмоционального состояния человека. Это учитывается как при проведении психофизиологических исследований, так и в некоторых других сферах (космической, судебной и др.).

Как и все психические процессы, эмоции и чувства - результат деятельности мозга. В основе простейших эмоций лежат сложные безусловные рефлексы, процессы, происходящие в подкорке. Но ее деятельность контролируется работой коры больших полушарий мозга. Большую роль здесь играет вторая сигнальная система. Именно слово, сознательное отношение к тому лили иному явлению, вызывающему нежелательные эмоции, дает человеку возможность подавлять их, вообще управлять чувствами.

Физиологической основой более сложных эмоций и чувств являются системы условных рефлексов, временных связей в коре больших полушарий. Большое значение для возникновения чувств имеют динамические стереотипы. Павлов писал: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной…»

Специальные электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Выявлено, что эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной степени определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы.

Функции и роль эмоций

Говоря о том, для чего человеку нужны эмоции, следует, с точки зрения Е.П. Ильина, различать их функции и роль.

Функция эмоций -- это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме.

Главная же функция эмоций у человека состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Роль (обобщенное значение) -- это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.

Именно о роли эмоций, а не об их функции, спорили еще стоики и эпикурейцы, обсуждая вопрос об их полезности или вредности. Спор этот продолжается и в наше время, так как имеются данные как за, так и против каждой точки зрения.

«Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция -- это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция -- это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает. Имеется и книжное понимание функции как роли, значения, однако, в отличие от книжного понимания, Е. П. Ильин различает понятия «функция» и «роль». Различия между функцией и ролью отчетливо можно проиллюстрировать на двигательном аппарате, функцией которого является перемещение человека и животных в пространстве, а роль этого перемещения определяется познанием окружения, приближением к источнику питания и овладением им и т. д., т. е. тем, что человек или животное приобретает в процессе выполнения двигательным аппаратом своей функции. Норму (в том числе и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.

О полезности «отрицательных» эмоций умеренной интенсивности свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом: из трех групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней силы -- пугали, брали в руки и т. д.

Опираясь на положение Э. Гельгорна и Дж. Луфборроу о динамическом равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «положительными» эмоциями, и симпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «отрицательными» эмоциями, Б. И. Додонов заключает, что «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности».

В то же время имеются данные, что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием «положительных» эмоций и ниже -- с преобладанием «отрицательных». Правда преобладание «отрицательных» эмоций и средний уровень интеллекта по тесту Д. Векслера был у детей с эмоциональными нарушениями. Как обстоит дело у детей с нормальным развитием эмоциональной сферы, остается неясным.

С точки зрения П. В. Симонова, нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. Он считает, что «положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций -- активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого “уравновешивания организма с внешней средой».

«Отрицательные эмоции, -- пишет Симонов, -- как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение.

Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни» .

Без «положительных» эмоций, отмечает Симонов, трудно себе представить те формы освоения действительности, которые не продиктованы непосредственным утилитарным эффектом: игру, художественное творчество и восприятие произведений искусства, теоретическое познание. Он полагает, что в этих областях деятельности человека побуждающее влияние «отрицательных» эмоций ничтожно, если оно вообще имеется. Думается, что это заявление излишне категорично. Ему противоречит проявление экстрапунитивной формы фрустрации как стремление доказать себе и другим случайность творческой неудачи. А разве люди воспринимают произведения искусства только ради положительных переживаний? Почему же тогда зрители плачут на спектаклях и в кино?

Говоря о роли эмоций в жизни человека неправомерно ставить вопрос, для чего, с какой целью некто переживает эмоции, как это имеет место у Л. М. Аболина. Такие вопросы правомерны в отношении сознательно ставящихся целей. Эмоции же возникают чаще всего непроизвольно. Поэтому по отношению к ним можно поставить только вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции (исходя из предназначенных им природой функций)?

Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что положительная роль эмоций не связывается прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль -- с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые -- явиться поводом для благодушия. Многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания. Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний .

В первой главе я рассмотрела общее понятие, физиологическую основу, функции и роль эмоций.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций -- объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Этот вопрос будет подробно рассмотрен во второй главе.

1.1 Физиологические основы и психологические теории эмоций

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний . В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В таком случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Любая эмоция имеет несколько составляющих. Одна из них распознается человеком как субъективное переживание. Вторая составляющая – это реакция организма. Третья составляющая – совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию. Четвертая составляющая эмоционального переживания – это особое выражение лица. Пятая связана с генерализированными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции отношение к происходящим событиям становится негативным. Шестая составляющая – это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией. Например, гнев, может привести к агрессивному поведению .

Сама по себе ни одна из перечисленных выше составляющих, собственно эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие проявляются одновременно, причем, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие.

Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. Симпатический отдел отвечает за следующие изменения: повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, увеличение потоотделения, снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови и др. Таким образом, симпатический отдел приспосабливает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.

Сама работа автономной нервной системы запускается определенными участками мозга, включая гипоталамус и части лимбической системы. От них сигналы передаются ядрам ствола мозга, контролирующим работу автономной нервной системы. Последняя, непосредственно воздействует на мышцы и внутренние органы, инициируя некоторые, указанные выше изменений в организме, а также косвенно вызывает другие изменения путем стимуляции выделения адреналиновых гормонов .

Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих эмоциях.

В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII – ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений.

Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф. Гербарт , считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Этой же позиции придерживался и В. Вундт . По его мнению, эмоции – это, прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т.е. психической природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Однако, в 1872г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психических явлений, в том числе и в отношении эмоций .

В этой работе Дарвин доказывал, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также и к психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и человека много общего. Свою позицию он обосновывал исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Например, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.

Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными от страха, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.

Современная теория эмоций начинается с появления в 1884г. статьи Джемса «Что такое эмоция?». Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например, деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся, потому что дрожим; радуемся потому, что смеемся» .

Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как следствие эмоций, стали их первопричиной. Следует отметить, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.

Концепция Джемса-Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В тоже время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций . Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре – таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы .

Психоорганическая теория эмоций, как условно стали называть концепцию Джемса-Ланге-Барда, получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга .

Под влиянием проводимых экспериментальных исследований возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории, эмоции возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате какого-либо раздражителя. Хеббу удалось экспериментальным путем получить подтверждение зависимости между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности, причем, оптимальный уровень эмоциональности возбуждения зависит от многих факторов: от условий, в которых деятельность протекает; от индивидуальных особенностей человека, который эту деятельность выполняет; и от многого другого .

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.

В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс, т.е. отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеются расхождение, или диссонанс. В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется чаще всего тогда, когда надо объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях .

К данной точке зрения близки взгляды С. Шехтера, который раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Согласно этой теории, возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных конструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

Э. Гельгорн пришел к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она становится теплее. Ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов . Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим мышечным действием. Движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди.

Интересна теория А. Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает стремление действовать, которое будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживаются как эмоции и приводят к действию. Если Джеймс говорил: Мы боимся, потому что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся, потому что решили будто нам угрожают .

Д. Биндра, критически проанализировав существующие эмоции, пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоция вызывается только стимулами внешней среды, а мотивация – изменениями во внутренней среде организма. Эмоция не может быть полностью отделена от ощущения, восприятия, мотивации и т.п.

К разряду когнитивистских может быть отнесена теория П.В. Симонова . В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны – это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими и психологическими индивидуальными особенностями.





Эмоционального благополучия личности старшего дошкольника, нами достигнута. Цель была реализована благодаря решению теоретической задачи по анализу отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника; и эмпирических задач – по анализу семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников; выявлению особенностей...





И поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения на психическое состояние. Частота психосоматических расстройств достаточно высока и колеблется в населении от 15 до 50%, а в общемедицинской практике – от 30 до 57%. В пределах соматизированных...

Эмоции, как и все психические процессы, являются результатом деятельности мозга, сложной комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Физиологическая основа эмоций - синтез и секреция многих биологически активных веществ, которые воздействуют на чувствительные к ним нервные элементы, возбуждая их активность. Ведущую роль при этом выполняет кора и определенную – подкорка. Отражаемые в сознании предметы и явления вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и в подкорку. В подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, изменениями в деятельности скелетных мышц.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние проявления чувств. Сдерживание чувств исчезает, если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения под воздействием сильных раздражителей.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методический комплекс по дисциплине основы общей психологии

Федеральное агентство по образованию.. государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учебно-методический комплекс
Для студентов, обучающихся по специальности 031300 «Социальная педагогика», по специальности 050706 «Педагогика и психология» Горно-Алтайск РИО Г

Квалификационная характеристика специалиста
Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социаль

Набор компетенций, которые формируются у студентов при изучении курса
В результате изучения курса «Основы общей психологии» студент должен знать: - теоретические, методологические основания различных подходов к пониманию психики человека; - основные

Рабочая программа дисциплины
I. Организационно-методический раздел 1.1 В системе профессиональной подготовки педагогов-психологов в ВУЗах отводится серьезная роль психологическому образованию. Психология станов

Технологическая карта учебного курса
«Основы общей психологии» Факультет психолого-педагогический Кафедра психологии Семестр 1.2 и 3.4 Распределение часов курса по формам и видам работ ДО 1 курс

Предмет и задачи психологии
1.1.Общее понятие о психологии и психике Слово «психология», образованное из греческих слов «psyche” (душа) и “logos” (сло

Становление психологии как науки
Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинное прошлое, но короткую историю». Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в

Выдающиеся деятели российской психологии
Психоанализ – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда

Задачи и место психологии в системе наук
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей психических явлений и процессов как отражение объективной действительности. При этом психология с

Отрасли психологии
Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей. Различают фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практически

Основы методологии
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли т

Принципы психологии
Современная научная психология, с одной стороны, решает теоретические вопросы, с другой – практические задачи в области образования, труда, медицины и т.д. Отдельные отрасли психологии отделяются,

Методы психологии
Начало систематической разработки проблемы «метода» познания в истории западной мысли связано с именем Р. Декарта. Научные методы призваны обеспечивать как достоверность получаемых с их помощью дан

Эмпирические методы исследования
Одним из основных методов исследования психологии является наблюдение. Оно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Существуют различные ви

Проективные методы исследования
Проективные психодиагностические методики направлены на выявление неосознаваемых свойств личности или тех качеств, которые находятся под психологической защитой. Принцип проекции, лежащий

Организация психологического исследования
Научные знания в психологии могут быть получены разнообразными способами: обзорно-аналитическим исследованием, теоретическим, эмпирическим, методическим, экспериментальным. Эффектив

Понятие психики и ее функции
Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Существует два различных философских понимания психики: материалистическое и идеалистическо

Специфика психического отражения
Психическое отражение окружающей действительности в ряде научных теорий рассматривается как базовая и отличительная характеристика психики. Характер отражения зависит от уровня орга

Отличие психики животных и психики человека
А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека: 1. Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что

Сознание как высшая ступень психики
Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновен

Бессознательное
Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, ко

Мозг - орган психики
Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в с

Основные блоки мозга
Головной мозг человека, обеспечивающий прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их выполнением, всегда работает как единое целое. В голов

Физиологические механизмы функционирования мозга
Как известно, все, даже наиболее сложные формы работы мозга, лежащие в основе психической деятельности, построены по типу рефлексов. Существуют две большие группы рефлексов: безусло

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний личности
Каждый психический процесс, состояние или свойство человека определенным образом связаны с работой всей центральной системы. Ощущения возникают в результате переработки ЦНС

Понятие деятельности
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрыт

Структура деятельности
Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение или движение речевого аппарата. По физиологической основе все движения человека мог

Структурные элементы и виды деятельности
В психологии различают следующие формы деятельности: 1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта; 2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующ

Понятие личности
Личность – одна из самых сложных категорий в психологии. Личностью в психологии обозначается социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и харак

Психологическая структура личности
Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Психологическая структура личности – эт

Природа личности
Понимание природы личности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека. В определении сущности этого вопроса – о соотношении биологического и со

Активность личности
Наряду с биологическими и социальными факторами принципиальное значение имеет активность самой личности. Она обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружаю

Самооценка и уровень притязаний
Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я». Существенной стороной самосознания, от которой зависит степень адеква

Понятие общения
Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Субъектами общения являются люди. Человек, передающий информацию, называет

Структура общения
Общение – сложный процесс, имеющий свою структуру. В нем выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Коммуникативная сторона общения, или коммуникац

Виды общения
Общение – это сложный процесс межличностного взаимодействия. Поэтому существует множество его классификаций. В зависимости от содержания, целей и средств общение может быть нескольк

Вербальная и невербальная коммуникация
Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В основном различают вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация это внешн

Механизмы восприятия человека человеком
Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлек

Понятие и виды групп
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объед

Лидерство и власть
В любой группе ее члены проявляют разный уровень активности – кто-то занимает лидерские позиции в группе, а кто-то становится ведомым. Управление группой, ее самоуправление, воздейс

Межличностные отношения в группах и коллективе
Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они в свою очередь делятся на официальные и неофициальные, отношения руков

Понятие темперамента
Каждый человек индивидуален и неповторим. Его неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композици

Физиологические основы темперамента
На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими особенностями организма. Гиппократ (V в. до н.э.) основатель гум

Психологическая характеристика типов темперамента
Для сангвиника характерна малая чувствительность, повышенная реактивность, большая импульсивность, энергичность, быстрота ума, быстрый темп речи и движений, высокая работоспособность. Это человек н

Понятие характера
Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер в переводе с гречес

Физиологические основы характера
Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы (тип ВНД), с другой – система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. Тип ВН

Структура характера
Характер формируется и проявляется в процессе всей жизни человека. При всех преобразованиях и изменениях, которые претерпевает характер в ходе развития, обычно все же сохраняется из

Акцентуации характера
Как считает немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 – 50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипны

Формирование характера
Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки х

Понятие способностей
Особую подструктуру личности образуют способности. Б.М. Теплов выделил три основных отличительных признака любой человеческой способности. 1. Под способностями понимаются и

Двойственная психологическая природа способностей
В структуре любой способности имеются компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это может быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие

Виды способностей
Важным фактором развития способностей человека являются устойчивые специальные интересы – т.е. интересы к содержанию какой-то области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность про

Формирование способностей
Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения достижений многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Ов

Определение внимания, особенности внимания
Внимание – это сосредоточенность сознания на определенном объекте, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Оно не является самостоятельным психическим процессом и не отн

Свойства внимания
Внимание характеризуется следующими свойствами: распределением, объемом, сосредоточенностью, устойчивостью и переключаемостью. Распределение внимания – организация психической деятельности

Виды внимания
По активности человека в организации внимания выделяются три основных уровня, или вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание (по некото

Понятие об ощущениях и их функции
Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии

Физиологическая основа ощущений
Любое ощущение представляет собой реакцию нервной системы на тот или иной раздражитель и носит рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервн

Виды ощущений
Ощущения классифицируются по многим основаниям. Самая ранняя и простая систематизация предполагает группирование ощущений в зависимости от модальности или вида раздражителя (обоняни

Основные свойства и закономерности ощущений
Любое ощущение может быть описано с помощью нескольких присущих ему свойств. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локали

Понятие восприятия
Восприятие позволяет получить целостный образ предмета во всей совокупности его инвариантных свойств. Восприятие – это психический процесс формирования целостных образов объектов, н

Физиологические основы восприятия
Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Как показал И.П. Павлов, в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больш

Определение памяти
В психологии память понимается как познавательный (когнитивный) процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта, обеспечивающий его во

Виды памяти
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При э

Процессы памяти
Кроме видов памяти, выделяют еще ее процессы. К процессам памяти относят: запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализация, возобновление, сохранение и забывание материала.

Индивидуальные различия и типы памяти
Индивидуальные различия памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, в особенностях содержания, в уровне произвольности и продуктивности памяти. Эти различия могут быть обусловлены врожден

Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности
Наряду с сенсорной информацией об окружающей среде, человек располагает знаниями о существенных связях и закономерностях действительности, эти знания не могут быть получены посредст

Формы мышления
В психологии основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные или отличительные признаки предметов

Виды мышления
Выделяют по различным основаниям несколько видов мышления. По форме и по содержанию знаний: наглядно (конкретно) – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое мышление. Наглядно – дейс

Качества мышления
К индивидуальным особенностям мышления относятся следующие качества: 1) самостоятельность мышления – проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своим

Понятие языка и речи
Язык – это средство речевого общения. Речь – общечеловеческое явление, и в то же время она в каждом конкретном случае индивидуальна. Она присуща каждому, но каждый человек в процессе речи по-своему

Физиологические механизмы речи
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие - ведущее в речевой деятельности. Правое полушарие влияет на модуляцию голоса, тембр и т.д. Речевая деятель

Виды речи
Различают внутреннюю речь и внешнюю. Внутренняя речь – это процесс оформления мыслей до оформления их в устной или письменной форме. Она отрывочна, фрагментарна, сокращена. В ней со

Понятие о воображении
Воображение относится к универсальным психическим процессам. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое в настоящее

Виды воображения
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. В пассивном воображении система образов происходит непроизвольно. Оно делится на произволь

Приемы воображения
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов. 1. Агглютинация – наиболее элементарная форма синтезирования образов – предполагает соединение разли

Понятие об эмоциях
К эмоциями относятся следующие состояния: страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость. Эмоции – это особые психические явления, которые содержат в себ

Функции эмоций
Эмоции выполняют множество функций в жизни человека. 1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг человека, т.е. на одно и тоже

Виды эмоциональных состояний
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности выделяются следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон ощущений, аффект, настроение,

Понятие воли
Воля – это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и к

Физиологические механизмы воли
Значительный вклад в изучение физиологических механизмов воли внесли И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Они обосновали теорию «произвольных действий» и их физиологические закономерности, доказали их услов

Волевые качества
Воля находит свое отражение в следующих личностных свойствах, качествах человека: 1. Первичные (базовые) волевые качества: а) сила воли – это качество личности, ко

Структура волевого действия
Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий, в которых выражаются все основные признаки и качества воли. Волевые действия подразделяют на: простые и сложные.

Конспектировать
1. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по психо­логии. - М.: Просвещение, 1977, С. 84-90 2. Леонтьев, А.Н. Понятие отражения и его значение для психолог

Конспектировать
1. Бассин, Ф.В. Проблема бессознательного / Ф.В. Бассин // Хрестоматия по психоло­гии. - М.: Просвещение, 1977, С.62-74, или 1987, С. 56-62 2. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики / Л

Конспектировать
1. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: ЛГУ, 1988. С. 391- 403 2. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Прос

Конспектировать
1. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б. Елканов. - М.: Просвещение, 1989, С. 83-84 2. Мерлин, В.С. Отличительные признаки темперамента / В,С. Мерли

Конспектировать
1. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. С. 269-275 2. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика: учеб. п

Конспектировать
1. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001, С. 203-224 2. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.: АПН РСФСР, 1981. С. 425- 514

Конспектировать
1. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М. Просвещение, 1977, с. 131 -144 2. Грегори, Р. Разумный глаз / Р. Грегори. - М.: Мир, 1972. С. 166-179, 188-193 3. Популярная

Конспектировать
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение. 1991. С. 3-32 2. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения / Р.Г. Натадзе. // Хрест

Конспектировать
1. Вундт В. Психология душевных волнений / В.Вундт. // Психология эмоций: Тексты. М., 1984, С. 49-50 2. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. // Хрестоматия по пси

Методические указания к самостоятельной работе
План организации самостоятельной работы 1 курс ППФ (031300) № Тема Количество часов Форма отчетности Сроки

Подготовка к экзаменам
Подготовка к экзамену должна осуществляться в тече­ние семестра, в ходе регулярной работы на лекциях (внимательное прослушивание и запись материала лектора), на семинарах и практических занятиях (

Требования к ответу на экзамене
1. Готовясь к ответу, Вы должны вспомнить материал с максимальной подробностью, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания мат

Темы рефератов
1. Место психологии в системе наук о человеке. Специфика психики. 2. Становление психологии как науки: донаучная психология (интроспективная); ассоциативная психология; научная психология;



Вверх