Древнерусская (византийская) система летосчисления. Летоисчисление славянское: история

Любой современный человек, спроси его, какой сейчас год, не задумываясь, ответит - год 2010-й. Спроси его, какая сейчас эра - он удивится, но ответит, что сейчас “наша эра”. А дату “год 2010-й нашей эры” можно записать как “год 2010-й от Рождества Христова”. Иначе говоря, почти все современное человечество, не особенно задумываясь об этом, живет по летоисчислению от даты рождения Иисуса Христа.
Однако далеко не каждый сможет ответить, как, когда и где была вычислена эта самая дата “Рождества Христова”, а самое главное - когда система отсчета лет от этой даты стала настолько привычной, что сегодня мы даже не задумываемся о ее происхождении?
Попытаемся найти ответ на этот вопрос. Для этого нам придется вернуться далеко назад во времени, в глубокое прошлое, и дойти до основателя христианской религии - самого Иисуса Христа.
Споры об историчности Христа, то есть о том, является ли Иисус Христос реальным историческим лицом, ведутся в среде ученых и знатоков богословия до сих пор. Однако большинство историков в наши дни склоняются к выводу, что, скорее всего, в основе мифа о Христе лежит реальный человек - вероятно, это был глава небольшой религиозно-философской секты, близкой к иудаизму, а также бродячий проповедник и самопровозглашенный “пророк” и “мессия”. Персонажей, подобных Христу, было немало в Палестине в те времена (I век до н.э - I век н.э), что было обусловлено общим кризисом иудаизма и влиянием на иудеев эллинистической философии.
Очевидно, Христос действительно был распят на кресте - распространенным в Римской Империи способом казни опасных преступников и смутьянов. Однако, последовавшая вслед за смертью Христа, активная проповедническая деятельность и фанатизм его сторонников привели к широкому распространению в Средиземноморье нового религиозного учения, и, в конце концов, к утверждению его как официальной религии Римской Империи в начале IV века нашей эры.
При этом, как это ни покажется странным, вопрос о точной дате рождения Христа очень долго не был важным для христиан. Проходящие года первые христиане отсчитывали вовсе не от даты рождения Иисуса. Счет лет в разных частях огромной Римской Империи и за ее пределами велся по своим местным, традиционным летоисчислениям (“эрам”). Некоторые люди в то время могли считать года “от разрушения Иерусалима” (69-й год н.э.), другие “от основания Рима” (753-й год до н.э.), очень популярна в поздней Римской Империи была “эра Диоклетиана” (284-й год н.э.). На Востоке использовали свои собственные “эры” - “от сотворения мира“ (т.н. “Константинопольская эра”), “эра Набоссара”, “после Александра Македонского” и другие. Все эти “эры” брали свое начало от начала правления или смерти какого-то правителя, важного события, или даже от мифического момента сотворения мира.
Даже праздник Рождества в первые века существования христианской религии был вовсе не самым важным празднеством (свое значение он приобретет только в Средние Века). Рождество христиане начали отмечать только в III веке, вначале оно приходилось на 6 января, а затем на 25 декабря, скорее всего, потому, что на конец декабря приходится зимнее солнцестояние, имеющее традиционно большое сакральное значение во множестве культур и религий. Так, на 25 декабря приходился день почитания иранского языческого бога Митры, чей культ был широко распространен в поздней Римской Империи, и христиане, таким образом, стремились вытеснить “языческий” праздник. Римляне же, именно 25 декабря праздновали День Солнца. Таким образом, привязывая свои праздники к широко известным языческим праздникам, христиане стремились расширить число своих сторонников и облегчить новым верующим переход из язычества в веру Христа, а также вытеснить “языческие” памятные даты, заменив их своими. Отсутствие традиции празднования Рождества первыми христианами связано также с тем, что самые первые последователи веры Христа были евреями, у которых в принципе было не принято отмечать Дни Рождения.
Главной же датой в году для ранних христиан была, без сомнения, дата годовщины важнейшего места в библейском мифе о Христе - смерть на кресте и воскрешение Спасителя. Так как эти события произошли в еврейский праздник “Песах” - праздник годовщины Исхода евреев из Египта под руководством Моисея, то “Песах” автоматически стал и главным праздником христиан. Это было тем легче, что раннее христианство, по сути, вышло из религии древних евреев. Постепенно, из-за разнообразных звуковых искажений при передаче еврейского слова на греческом и латыни, “Песах” превратился в слово “Пасха”.
После периода бурного развития и распространения, гонений со стороны римских властей, внутренних расколов и споров, христианство, наконец, стало официальной религией Римской Империи при императоре Константине I (323-337 н.э.). Сразу же встал вопрос о внесении единообразия в обряды, тексты писаний, догматы и даты праздников - в те времена в христианстве было множество отдельных направлений и течений (несторианство, арианство, манихейство и другие), которые яростно спорили между собой по тем или иным богословским вопросам. Наконец, местные Церкви в разных частях огромной Римской Империи многие обряды и праздники отправляли не так, как в других местах. Одним из важнейших спорных вопросов стал вопрос о дне праздновании Пасхи.

Для разрешения всех этих спорных моментов в 325-м нашей эры году был созван первый Вселенский (т.е. всехристианский) церковный собор (съезд) в городе Никея (ныне Изник, Турция) в Малой Азии. На соборе присутствовало множество легатов из всех концов христианского мира, и немало епископов, впоследствии причисленных к лику святых (например, Святитель Николай, или Александр Александрийский). Председательствовал на соборе сам император Константин I.
На соборе были приняты основные догматы и постулаты христианской веры, включая Символ Веры (формула вероисповедания). Среди прочего, Собор также четко установил время празднования Пасхи: в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (каждый год это разная дата). Одновременно с этим были составлены Пасхалии - таблицы вычисленных дат празднования Пасхи в следующие годы.

Здесь можно остановиться и спросить - но как это все связано с летосчислением от “Рождества Христова”? Как ни странно, но самое непосредственное. Столь длинная “пасхальная” история приведена тут потому, что именно вопрос о дате празднования Пасхи оказал решающее влияние на появление счета лет от даты рождения Христа.
Вернемся к нашему повествованию. В последующие за Никейским собором годы Пасхалии неоднократно уточнялись и продлевались разными церковными деятелями. В 525-м году папа римский Иоанн I (523-526) озаботился необходимостью в очередной раз дополнить пасхальные таблицы. Эта работа была поручена ученому римскому аббату Дионисию (Дени), получившему прозвище Малый из-за своего небольшого роста, который уже ранее отличился собиранием документов по работе Никейского и других Вселенских соборов.
Дионисий (годы жизни его, увы, неизвестны), принялся за работу, и вскоре составил новые пасхальные таблицы. Однако он столкнулся с тем, что его таблицы, как и первые Пасхалии, датировались “эрой Диоклетиана”. Римский император Диоклетиан (284-305) был выдающимся императором Рима и реформатором Империи, но среди прочего - известным гонителем христиан. Начало эры его имени приходилось на начало его правления (284-й год по нашему счету). “Эра Диоклетиана” была очень популярна в IV-VI веках для отсчета лет в Европе и на Ближнем Востоке.
Дионисий высказал мнение, что не подобает христианам светлый праздник Пасхи хоть как-то связывать с личностью жестокого “языческого” императора и гонителя христиан. Иначе говоря, нечестиво датировать Пасхалии “эрой Диоклетиана”. Но чем ее заменить?
Как уже говорилось выше, в то время в Европе и на Ближнем Востоке использовалось сразу несколько систем летосчисления - “от основания Города” (она же “от основания Рима”), “от сотворения мира” и другие, но ни одна не являлась чисто “христианской”. Даже датировка “от сотворения мира” вела свое происхождение из Ветхого Завета, то есть, от евреев, кроме того, она широко использовалась в Византийской Империи. В Византии же находилась Константинопольская церковь, с которой у римских пап всегда были очень сложные отношения.
В этой ситуации Дионисий предложил нечто совершенно новое - использовать в пасхальных таблицах счет лет от года рождения Иисуса Христа. Однако тут оказалось, что точной даты рождения Христа за более чем 500 лет существования христианства никто не высчитывал! Это может вызвать удивление, но пять веков христиане прожили, даже не зная точной даты рождения своего Бога!
Тогда аббат Дионисий сам вычислил год рождения Христа - согласно его подсчетам, это оказался год 284-й до эры Диоклетиана, или 753-й год “от основания Рима”. Таким образом, текущим годом для самого Дионисия был 525-й год после рождения Христа (“от Рождества Христова”). В качестве дня рождения Христа Дионисий взял уже установившуюся традиционную дату - 25 декабря.

Нам неизвестно в точности, как Дионисий проводил свои расчеты. Сегодня мы может лишь предположительно восстановить ход его мыслей и вычислений.
Без сомнения, что Дионисий опирался в своих вычислениях на евангельские тексты - иного источника сведений о жизни Христа у него просто не было. Однако тексты Евангелий содержат весьма туманные свидетельства, что Христос был “лет около 30” в момент распятия. В каком именно году Христос родился, и в каком точно году его распяли, евангелические тексты вовсе не сообщали. Единственной подсказкой Дионисию могло служить только прямое указание в Евангелиях, что Христос воскрес 25 марта, в воскресенье, в праздник Пасхи (вернее, тогда еще “Песах”).
Ближайшим к Дионисию годом, когда Пасха приходилась бы на воскресенье 25 марта, был 279-й год “эры Диоклетиана” (563-й год нашей эры). От этого числа Дионисий отнял 532, а затем еще 30, и получил год 284-й до начала эры Диоклетиана в качестве первого года жизни Христа.
Но что за странные числа отнимал Дионисий? Число 30 - указание на возраст Христа в момент распятия (“лет около 30”). Число, мягко говоря, не самое точное, но с ним, по крайней мере, все просто и ясно. А число 532?
Число 532 - это так называемый “Великий Индиктион”. Число 532 играло большую роль при вычислении Пасхалий в те времена. “Великий Индиктион” состоит из перемножения двух чисел - “круга Луны” (19) и “круга Солнца” (28). Действительно, 19х28=532.
“Круг Луны” - это число лет (19), через которое все фазы Луны приходятся на те же самые числа месяца, что и в предыдущий “круг”. Что касаемо “круга Солнца”, то 28 - число лет, когда все числа месяца приходятся снова на те же самые дни недели в юлианском календаре, что и в предыдущий “круг”.
Т.к. Пасха, согласно постановлениям Никейского собора, привязана к первому воскресенью после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием, то спустя каждые 532 года (число “Великого Индиктиона”) Пасха будет приходиться на одно и тоже число. И если Пасха попадала на воскресенье 25 марта в евангельской записи о распятии Христа, а ближайшая к Дионисию Пасха с такими же параметрами была в 279-м году “эры Диоклетиана”, то предыдущее выпадение такой же Пасхи было в 254-м году до наступления эры Диоклетиана. Оставалось отнять еще 30 лет (предполагаемый возраст Христа в момент распятия) и получить год рождения Христа, ставший 1-м годом новой эры.
Нетрудно заметить, что вычисление даты рождения Христа Дионисием, опиралось на весьма обрывочные и местами вольно трактуемые сведения из библейских текстов. Кстати, в настоящее время предположительная дата рождения Христа приходится по разным теориям и предположениям историков на интервал с 12 по 4 года до н.э., так что Дионисий все равно ошибся.
Как бы то ни было, но Дионисий сделал своей дело - основал новую эру, где счет лет велся от даты рождения Иисуса Христа. Однако сам Дионисий даже не знал этого - новую датировку он придумал исключительно для своих Пасхалий и более нигде ее не применял. В итоге, его счет лет очень долго так и оставался исключительно придумкой Дионисия для Пасхалий. В Риме по-прежнему предпочитали летосчисление или “от основания Города”, или “от сотворения мира”. Второй вариант был также основным в Византийской Империи и вообще в христианских Церквях на Востоке.
Лишь в начале VIII века ученый англосаксонский монах и богослов из Нортумбрии по имени Беда Достопочтенный (673-735), впервые использовал летосчисление Дионисия вне пасхальных таблиц, применив его для датировки событий в своем знаменитом историческом труде “Церковная история народа Англов” (“Historia ecclesiastica gentis Anglorum”), которую он закончил около 731 года. Счет лет от рождения Христа у Беды назывался “годы от Явления Господа”.

По сути, Беда заново открыл и ввел в широкое употребление счет лет Дионисия, чему способствовала большая популярность его исторического труда. Скорее всего, появление отсчета лет как “годы от Явления Господа” в труде Беды произошло только потому, что значительная часть хроники англосаксонского монаха посвящена вопросам вычисления дат празднования Пасхи, а, значит, Беда не мог не воспользоваться Пасхалиями Дионисия.
В 742 году дата, записанная как “год от Рождества Христова” впервые появилась в официальном документе - одном из капитуляриев майордома (военно-политического правителя) Франкского государства Карломана (741-747). Скорее всего, это появление даты, записанной в годах от рождения Христа, явилось самостоятельной инициативой франков, независимо от труда Беды.
Во времена императора франков Карла I Великого (774-814), отсчет лет от рождения Христа (“от воплощения господа нашего”), уже широко распространяется в его государстве в официальных документах двора. IX век окончательно вводит привычное нам летоисчисление в разного рода юридические и политические документы Европы, а начиная с X века большая часть документов, хроник и указов королей в Западной Европе датированы именно годами по Христу. При этом, датировка имела разные названия - “от воплощения Господа нашего”, “от прихода Господа в мир”, “от рождения Господа”, “от Рождества Христова” и т.д.
В конце концов, общеупотребительной в Европе при записи года стала формулировка “от Рождества Христова”, или в латинском написании - “Anno Domini” (дословно “Год Господа”). Краткой формой было “от Р.Х.” - “A.D.”.
Интересно, однако, что в канцелярии римских пап, откуда и появилась новая эра, новое летоисчисление приживалось медленнее, чем в указах и законах светских правителей - лишь в X веке запись датами от рождения Христа начинает часто применяться в актах Престола Святого Петра, а обязательной дата “A.D.” в папских документах стала только в XV веке. Таким образом, католическая церковь полностью и окончательно приняла изобретенный ее же служителем, аббатом Дионисием, счет лет только спустя почти тысячелетие. Большая часть светских государей перешла на эру от Христа гораздо раньше церковников - последней страной в Западной Европе, которая это сделала, стала Португалия в 1422-м году.
На Востоке, однако, православные христиане по-прежнему использовали “Константинопольскую эру” - счет лет “от сотворения мира”. В России, где православие имело византийские корни, еще очень долго использовали счет “от сотворения мира” и лишь в 1699-м году указом Петра I (1689-1725), был введен счет лет “от Рождества Христова”, с формулировкой в указе “лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах”. Таким образом, за 31 декабря 7208-го года “от сотворения мира” последовало 1 января 1700-го года “от Рождества Христова”. Введение в России счета лет в уже устоявшейся в Европе христианской эре являлось одним из шагов в реформах Петра I, призванных повернуть Россию на западный путь развития.
В XVIII-XX веках распространение в мире эры от рождения Христа продолжалось. Имеющая религиозный оттенок формулировка “от Рождества Христова” в названии эры, постепенно была заменена на более нейтральную: “наша эра”. Т.е. все годы до года рождения Христа стали именовать “года до нашей эры”, а после - “года нашей эры”. За 1-м годом до нашей эры следовал 1-й год нашей эры. В настоящее время летосчисление по “нашей эре” используется практически во всех странах мира. Даже мусульманские страны, которые считают года “от Хиджры” (года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622-м году), порой используют “мусульманскую” эру во внутренних документах, но для внешнеполитических вопросов предпочитают все же “нашу эру”.
Без сомнения, введение единой системы христианского летосчисления было во время Средних Веков важнейшим шагом в религиозной и культурной консолидации западного мира. Однако позже, с присвоением эре нейтрального обозначения “наша эра”, религиозная подоплека исчезла, и теперь христианское летосчисление превратилось просто в стандартный и понятный всем инструмент отсчета лет, которым мы и пользуемся сегодня, даже не вспоминая о причинах и истории его появления.

История знает немало способов летоисчисления, многие из них так или иначе связаны с Христом, Который является исторической личностью, и временные границы Его земной жизни могут быть определены с помощью того или иного летоисчисления.

Римское летоисчисление по консулам. Официальные римские документы датировались по консулам. Консулов было два на каждый год. Консулы, вступавшие в должность 1 января, назывались ординариями, а консулы, выбранные осенью, - делигнациями. Средства связи в Римской империи были плохие: с 1-го января вступал новый консул, а на другом конце государства ещё не знали его имени. В таких случаях писали: «После консульства таких-то…»

Датировка по консулам прекратилась в 541 году при императоре Юстиниане, но были случаи возобновления такой датировки. Император Лев Мудрый в конце IX века указом запретил назначать консулов и датировать их именами документы. Для соотнесения этого летоисчисления с нашим существуют «Списки консулов».

Другое римское летоисчисление - от основания Рима. Рим основан 21 апреля 3-го года 6-й греческой олимпиады, что значит по нашему исчислению 754 год до Рождества Христова.

Эра селевкидов. Это сирийское летоисчисление , называется оно годами царя Александра Македонского или эрой ионийцев, по имени одного греческого племени.

Древние церковные документы ещё датировались эрой Диоклетиана. Это египетское летоисчисление . Начиналась эра 29 августа 284 года после Рождества Христова.

Летоисчисление от Рождества Христова. По постановлению I Вселенского Собора Александрийский епископ должен был вычислять время Пасхи и извещать об этом весь христианский мир пасхальными посланиями. Александрийские епископы в основу своих пасхалий положили великий индиктион, т.е. цикл в 532 года, после которого все дни недели и Пасхи повторялись.

В правление Юстиниана кончался первый индиктион пасхального летоисчисления. Александрия была поглощена борьбой с монофизитской ересью и не могла продолжить пасхалию. Тогда в 525 г. взялся за это дело римский монах Дионисий Малый, скиф, знающий греческий и латинский языки. Он вычислил новый цикл пасхалии и в основу его положил датировку от Рождества Христова, до сих пор никем не употреблявшуюся. В 532 году он опубликовал свой труд, и это - первая историческая дата, определённая от Рождества Христова. Дионисий предположил, что текущий 1285 год от основания Рима есть 532 год от Рождества Христова. Хронологи считают, что Дионисий допустил неточность в четыре года, так как год Рождества Христова совпадает с 750 годом от основания Рима, а не с 754 годом, как считал Дионисий. Со времени Дионисия датировки от Рождества Христова употреблялись очень редко, только в трудах учёных. В VIII веке стали встречаться первые документы с датой от Рождества Христова, в следующем веке число этих документов увеличилось, в X веке появляются даты от Рождества Христова и в папских документах, и только к XII-XIII векам это летоисчисление становится повсеместным.

Летоисчисление от сотворения мира , т.е. годы от Адама.

Чтобы перевести годы этой эры на наше летоисчисление (от Р.Х.), необходимо из эры мироздания вычесть 5508, и получатся годы после Рождества Христова. Например: 7514 -5508=2006 год. Отсюда следует, что, по мнению издания этой эры (византийцев), Христос родился в 5508 году от Адама. Каким же образом узнали? Число 5508 чисто искусственное, и в его основе лежит простое и по-детски наивное соображение, а именно: известно, что Бог творил мир 6 дней. Христос же в 6 дней Своей страсти искупил и как бы заново воссоздал павший мир Своею смертию в пятницу в полдень, т.е. в пять с половиной дней. Между тем сказано: «Пред очима Божьими тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет» (Пс.89.5; 2Пет.3.8), значит, 6 дней творения и 6 дней искупления можно принять за 6 тысяч лет. А так как в случае с искуплением получается не полных 6 дней, то и вышло 5500 лет. А восемь добавили для удобства, чтобы можно было исчислять этот промежуток времени по индиктам.

Отсчет времени от Рождества Христова, который мы ныне приурочиваем к 25 декабря (или, для точности календаря, к 1-му января 1-го года новой эры), был "вычислен" исходя из теологических аргументов значительно позднее (эти подсчеты и споры продолжались около 500 лет и завершились только в начале ХИ века. Дело было так. В 325 году н.э. собрался Никейский первый всеобщий (вселенский) собор христианских епископов, который установил, что летоисчисление должно вестись от "сотворения мира". Это нужно было для того, чтобы точно знать, когда же следует праздновать Пасху - на этот счет существовали большие разногласия. Как же узнали, когда произошло сотворение мира? С помощью весьма тонких теологических рассуждений, суть которых сводится к следующему. Сначала более или менее обоснованно установили дату казни Иисуса. Из евангелий было известно, что он начал проповедовать в 30 лет - это типичная дата мужской зрелости - и затем учил народ три года. Казнили его при прокураторе (правителе) Понтии Пилате (Палестина входила в римскую провинцию Сирию) во время правления императора Тиберия и при иерусалимском первосвященнике Каифе. Из евангельских текстов известно также, что казнь цостоялась на 14 нисана в полнолуние, накануне великой субботы, когда праздновалась еврейская пасха. Во время казни произошло затмение Солнца. Сопоставляя все эти данные, пришли к выводу, что датой казни могло быть 3 апреля 33 года. Именно в этот день произошло полное затмение, но не солнечное, а лунное, видимое в Палестине. Теперь мы точно знаем, что оно началось в 15 часов 44 минуты и закончилось в 18 часов 37 минут. Солнечное же затмение было четырьмя годами ранее, 24 ноября 29 года, но этот день не совпадает с предпасхальным днем великой субботы.

Видимо, спустя десятки лет после казни, когда создавались евангелия, в народном представлении оба эти затмения слились в одно и были приурочены к моменту смерти "света истины". Дата 3 апреля 33 года находится в диапазоне правлений вышеуказанных исторических личностей. Затем приступили к вычислению даты рождения Иисуса. Из вышесказанного ясно, что он родился тридцатью тремя годами ранее, а днем его рождения стали считать 25 декабря. И в Римской империи, и во многих странах Востока этот день издревле широко отмечался как день зимнего солнцестояния, после которого день начинает прибывать. В Риме этот праздник проходил, так сказать, под лозунгом "Солнце родилось. Свет растет". Члены многих первых иудео-христианских сект именовали себя "сынами света", свое учение - светом истины, а Иисуса Христа - светочем мира. Естественно было совместить старый языческий обычай празднования нового Солнца и света с днем рождения Иисуса, так же как естественно было отождествить его смерть с угасанием светила, с солнечным затмением. (Здесь дан только краткий итог, на самом деле споры о датах рождения и смерти Иисуса в христианской литературе велись сотни лет.) Итак, дата рождения Иисуса Христа как будто известна. Теперь Никейскому собору предстояло главное - указать, когда именно библейский Бог сотворил весь мир. Из второго послания апостола Петра и из некоторых других источников было известно, что христианство приравнивает один день деятельности Бога тысяче земных лет. Господь создавал мир полную рабочую неделю, исключая день отдыха (по-еврейски седьмой день недели называется шабат, Суббота, отсюда наше "шабаш", конец работы, но в христианстве седьмой день получил название "воскресенье" и также стал днем отдыха), то есть семь дней. Отсюда следовало, что миру предстоит жить до страшного суда 7 тысяч лет. Адам был сотворен в шестой день, в полдень, после 5,5 дней других Божественных деяний, в результате "увидел Он, что это хорошо". Из соображений все той же христианской симметрии рождение Иисуса Христа приравнивалось как бы ко второму рождению человека (человечества). Иисус - новый Адам. Стало быть - внимание! - до рождения Иисуса Христа на земле протекло 5,5 тысяч лет и мир был сотворен 5,5 тысяч лет до рождения Христова. В действительности позднее была принята цифра не ровно в пять с половиной тысяч лет, а в 5508 лет, что связано с поправкой на традиционное византийское летоисчисление по 15-летиям, так называемым индиктам. Осталось добавить немного. После Никейского Собора Римская империя постепенно начала переходить на летоисчисление "от сотворения мира". И лишь еще спустя более чем 200 лет, когда христианство достаточно широко распространилось по Европе, римский монах Дионисий Малый предложил вести отсчет времени от Рождества Христова (в 532 г.). Однако новое летоисчисление было принято повсеместно только около 1000 года, а в России отсчет "от сотворения мира" продолжался вплоть до ХВИИИ века, до реформы Петра И в 1700 году (правда, и в ХВИИИ веке часто давались две цифры - одна от Рождества Христова, а вторая, в скобках, от сотворения мира). Любопытно заметить, что начало года далеко не сразу сделалось близким к Рождеству Христову. До григорианской реформы в 1582 году начало года отмечалось 1 марта, это был так называемый пасхальный год, ибо по некоторым исчислениям эта дата соответствовала христианской пасхе, а в России с 1492 года начало года было перенесено на 1 сентября (отсюда осталась традиция начинать учебный год 1 сентября) и лишь после григорианской реформы в Европе и Петровских реформ в России начало года было установлено "рядом" с Рождеством, после окончания декабря, то есть с 1-го января. Насколько сильны культурные традиции и насколько плотно последующие события увязаны с предыдущими, можно видеть на примере безнадежных попыток изменить исторически сложившийся календарь. Еще ни одному строю не удалось, скажем, отменить недели или упразднить седьмой день отдыха - воскресенье, то есть воскресение Иисуса. Совершенно неудачной оказалась попытка правительства революционной Франции в 1792 году ввести новый календарь, где бы точкой отсчета времени было начало республики (2-й год республики, 3-й год и т.д.) и заменить неделю на декаду с переименованием традиционных названий месяцев, придумав термидор, жерминаль, флореаль и прочие. После прихода к власти Наполеона все эти нововведения были отменены, ибо не привились у народа. В России после октября 1917 года тоже пытались изобрести новый революционный календарь, но из этой затеи, в отличие от многих других безумных затей типа коллективизации, ничего не вышло сразу же. Заканчивая, сообщу малоизвестные факты. Сначала известный: для того чтобы узнать, сколько лет прошло от сотворения мира, надо к данному году от рождества Христова прибавить 5508 лет. Напомню, что в Европе от сотворения мира вели летоисчисление до Х века, а в России - до Петровских реформ. Постепенно новый счет вытеснил старый, но в памяти его держали.Это известно. Теперь малоизвестный факт. В 1492 году исполнялось семь тысяч лет от сотворения мира (1492 + 5508 = 7000). А восьмого тысячелетия никак не может быть, потому что творение шло шесть дней да еще седьмой день отдыха, итого семь дней, восьмого дня, как видите, не предусмотрено. Но так как, напоминаю, один день творения приравнивался тысяче лет на земле, то и получалось, что после седьмого тысячелетия земное время кончается и наступает вечность. Отсюда вытекало, что наступление восьмого тысячелетия от сотворения мира означает конец света, который как раз и приходился на 1492 год от Рождества Христова. За год до этого многие уже ни пахали ни сеяли, не составляли календарей. Кто блудил и веселился, кто постился и каялся. Случился большой переполох, особенно в России, где официально вели отсчет от сотворения мира. А когда 1492 год прошел и ничего ужасного не случилось, то папа издал буллу, в которой говорилось, что вычислять конец света не дело ума человеческого, а нужно жить так, чтобы каждый день быть готовым к нему. Так же считал и русский митрополит, хотя и был врагом папе. От всей этой паники в культуре осталась своя зарубка - цифра 8 стала символизировать вечность. Именно поэтому часто на православных крестах на могилах добавляют дополнительные перекладины, которые в итоге дают восемь концов, символизируя вечный покой. Позже восьмерку повернули набок и получили символ для обозначения бесконечности в математике.

1.01.1700 (14.01). – Петр I ввел начало Нового года в России с 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от Рождества Христова (вместо от Сотворения мiра).

Обычай праздновать встречу Нового года 1 января был утвержден Петром I . Выпущенным по этому поводу в декабре 1699 г. указом он также приказал вести западное летосчисление от воплощения на земле Богочеловека , отменив прежнее летосчисление от дня Сотворения міра. Этот календарь он заимствовал в Западной Европе, однако в оправдание новшества Петр заявил, что «не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого государя подданные черкесы, и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания міра, за многую рознь счисления в тех летах».

Проведение в жизнь этой календарной реформы, началось с того, что запрещено было праздновать прежнее начало года 1 сентября, а 15 декабря 1699 г. барабанным боем народ был созван на Красную площадь. С высокого помоста царский дьяк громко зачитал царский указ о том, что великий Государь Петр Алексеевич повелел «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».

Следует однако подчеркнуть, что в России новый год начинался все же 1 января по сохранявшемуся Юлианскому календарю и не совпадал с западным новым годом по календарю григорианскому. Новостильный календарь был введен в 1582 г. папой Григорием XIII в католических странах, и как раз в начале того же XVIII века стал вводиться в протестантских: в 1700 г. в Германии, Швейцарии, Дании и Голландии.

Православный календарь – "икона времени"

Календарь – это система измерения времени. Но что такое время?

«Я знаю, что такое время, когда не спрашивают об этом, а когда спрашивают, то чем больше думаю, тем более недоумеваю и теряюсь» (Блж. Августин). Нашему земному восприятию доступна лишь текущая сторона времени, "настоящее", тогда как для Бога в Его Царствии Небесном время имеет еще непостижимое для нас целостное измерение "вечности", охватывая единым смыслом прошлое, настоящее и будущее.

«Хранительницей тайны времени выступает Церковь. Она показывает нам источник времени. Его начало – это само міроздание... Церковь учит нас, что время – это условие становления личности, условие самоопределения человека как богоподобного существа... В Церкви освящается само время... Богослужения – цикличны. Круг – символ вечности... Церковный календарь должен передавать дух воцерковленного времени. Поэтому он должен обладать строгой ритмикой, четкими периодами и цикличностью...» (архимандрит Рафаил (Карелин). "Мистика земного времени").

Книга Бытия указывает одновременно три ориентира для измерения времени – солнце, луну и звезды: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт. 1:14-16).

Однако на практике составить календарь, абсолютно точный по этим чисто физическим параметрам, оказалось невозможно даже на основе современной науки. Например, если заглянуть в астрономический учебник (К.У. Аллен. Астрофизические величины. М., 1977. С. 35), – может возникнуть вопрос: относительно чего и как можно наиболее точно измерять продолжительность года?

В астрономии для этого существует несколько понятий. Самым точным можно считать сидерический год (годовой цикл перемещения земли относительно неподвижных звёзд) продолжительностью 365,25636556 суток. Время изменения прямого восхождения среднего Солнца, измеренного относительно неподвижной эклиптики, равно 365,2551897 суток. Аномалистический год (время между последовательными прохождениями через перигелий) 365,25964134 суток. Тропический год (от одного весеннего равноденствия до другого) составляет 365,242199 средних солнечных суток – он как наиболее наглядный, разумеется, наиболее удобен на практике. (Подобные различные понятия и цифры существуют и для измерения продолжительности месяца.)

Наибольшая же практическая сложность составления календарей заключается в том, что продолжительность суток (оборот Земли вокруг оси), лунного месяца (оборот Луны вокруг Земли) и года (оборот Земли вокруг Солнца) в любом случае не имеют точной соизмеримости друг с другом в виде целых чисел. Попытки найти наиболее гармоничное согласование между собою суток, месяца и года дали в истории несколько типов календарей в зависимости от того, какой параметр положен в основу.

История создания лунно-солнечного календаря

Таким образом, все календари разделяются на 1) лунные, 2) солнечные, 3) солнечно-лунные. Ниже приведем описание их из статьи протоиерея Бориса Молчанова , которая в свою очередь основана на работе "Церковное времясчисление" астронома Пулковской обсерватории А. Предтеченского (издана в 1941 г. Русской Духовной Миссией в Пекине, указанные ниже цитаты с указанием страниц взяты из его книги).

1. Лунный календарь

«Мысль воспользоваться для этого луной была самая естественная и рациональная, пока человечество не научилось производить сложных астрономических наблюдений. Определить продолжительность промежутка времени, протекающего между двумя полнолуниями, несравненно легче, чем узнать - через сколько дней солнце возвращается вновь к точке того же равноденствия или "стояния" (с. 22). Поэтому лунный календарь во всех древних восточных странах - в Палестине, в Сирии, в Египте - еще задолго до Рождества Христова был уже во всеобщем употреблении. К началу же IV века до Р.X., после открытия 19-летнего лунного цикла, сделанного греческим астрономом Метоном , он был уже в таком совершенном виде, что сохранился без всяких изменений до настоящего времени [в мусульманских странах]. Греки за всё время своего исторического существования держались лунного года... Евреи держатся его и до сих пор. Лунный календарь, как календарь библейский, по которому жил, пострадал за нас и воскрес Сам Господь наш Иисус Христос, с самого начала христианства вошёл в состав и христианского церковного календаря.

Продолжительность лунного месяца тогда определялась с большою точностью. В нашем церковном календаре она записана так: "каждая луна имеет 29 дней, и полдня, и полчаса, и пятую часть часа ", то есть 29 дней и 12,7 час. или 29,52 суток. Теперь длина лунного месяца с астрономическою точностью принимается равной 29,530588 суток. Такое астрономическое уточнение никакого значения для лунного календаря не имеет, т.к. в случае учёта не только дней, но и часов с их тысячными долями пришлось бы начинать каждый новый месяц в разные часы суток. "Поэтому весьма естественно стали считать месяцы попеременно в 29 и в 30 дней. Очевидно такие обоснованные лунные месяцы были гораздо лучше и рациональнее наших солнечных, отличающихся большим разнообразием - в 31, 30, 29 и 28 дней, причем следующих друг за другом совершенно произвольно " (с. 23).

Началом лунного года является новолуние первого весеннего месяца , соответствующего в солнечном году месяцу марту. Так как это новолуние может быть в один из дней от 1 до 29 марта, то и начало лунного года редко совпадает с началом солнечного мартовского года. Первый весенний месяц лунного года у евреев называется нисаном .

Лунный год имеет 12 месяцев - нечётных по 30 дней, чётных по 29 и равняется 354 дням. Будучи меньше солнечного на 11 дней (365 - 354), он не может начинаться сразу вслед за окончанием предыдущего. Поэтому всегда к началу солнечного года (1-го марта) от лунного года остаётся хвостик неполной 13-й луны, которая в счёт данного лунного года не входит.

2. Солнечный календарь

а) Сотический год [Сотис - Сириус]

Египетские ученые жрецы-астрономы наряду с лунными годами стали употреблять и другой способ времясчисления. Уже в глубокой древности они знали продолжительность времени между двумя последовательными разливами Нила, между двумя возвращениями солнца к весеннему равноденствию, которую исчисляли немного более 365 суток. "Узнав впоследствии, что год равняется 365 суткам с 6 часами, они не заботились вводить наших високосных годов для исправления счёта, а продолжали отсчитывать (солнечные) годы по 365 дней... Таким образом через каждые 4 года весеннее равноденствие у них случалось днём позже. Одним днём позже перед появлением солнца восходил и ослепительно яркий Сириус, возвещавший начало половодья Нила... Благодаря такому возраставшему опаздыванию египетского сотического года, самый знаменательный день, в который впервые в году появлялся на небе Сириус, день, в который с математическою точностью начиналось правильное разлитие Нила, падал на разные числа разных месяцев и возвращался к исходному дню лишь через 365 четырехлетий или через 1461 год. Но в этом промежутке времени истинных солнечных годов заключалось только 1460. Поэтому отбросив один лишне насчитанный год, египтяне начинали свой счет снова и тем исправляли сделанную погрешность " (стр. 24).

б) Юлианский год

Когда римляне завоевали Египет, они познакомились и с новым для себя египетским времясчислением. Юлий Цезарь решил ввести его и у себя, но только в более точном счете, чтобы связать солнечный год с европейским положением солнца, с европейскими весной, летом и т. д. "Год, принятый Юлием Цезарем, по совету александрийского астронома Созигена равнялся 365 суткам и 6 часам. Применить его решили таким образом, что три года считали по 365 дней, а на четвертый прибавляли скопившийся из остатков один день (6 час. х 4 = 24 часа или 1 сутки) и считали год в 366 дней так же, как это делаем и мы до настоящего времени" (с. 25).

Такое юлианское времясчисление приняли и древние египтяне, начав новый календарь с "Актийской эры", то есть с того времени, когда произошла у них битва с римлянами при Актиуме, лишившая их политической самостоятельности. "Это событие, битва при Актиуме, произошло в последних числах августа (считая по нашему календарю - 29 августа). И не это ли обстоятельство, в числе других причин, подало повод (нашему церковному календарю) к исчислению времени римскими индиктами или годами, начинающимися с сентября? Если бы это предположение оказалось справедливым, то наш церковный календарь заключал бы в себе, следы всех изменений в летосчислении... употреблявшихся со времени возникновения цивилизации " (с. 25).

3. Согласование лунного календаря с солнечным

а) Лунный год в отношении к сотическому году

Не надо было обладать особенною наблюдательностью, чтобы заметить, что от одной весны до другой, от одного разлития Нила до другого заключается больше 12, но меньше 13 лун, т. е. лунных месяцев. Чтобы уравнять счет лунных (меньших) годов со счетом солнечных (больших) годов, [египтяне] решили первые два лунных года считать по 12 месяцев, третий лунный год - в 13 месяцев, четвертый и пятый годы опять по 12 месяцев, шестой же год - в 13 месяцев. По 13 месяцев надо было считать: 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы. И когда мы подсчитаем сумму дней в таком 19-летнем лунном периоде и сумму дней, содержащихся в 19 годах солнечного египетского календаря, тогда мы увидим, что эти суммы равны. Такое равенство дней приводило начало лунного года и начало солнечного года к исходному порядку, когда первый месяц лунного года и первый месяц солнечного года начинались в эпоху весеннего равноденствия. Такой способ согласования лунного календаря с солнечным путем вставки в некоторые лунные годы 13-й луны и открытие 19-летнего лунного цикла были сделаны греческим астрономом Метоном за четыре столетия до христианской эры...

б) Лунный год в отношении к юлианскому году

Согласование лунного исчисления с египетским солнечным годом благодаря Метону совершилось легко. В 19-летних периодах лунных и солнечных содержалось одинаковое число дней - 6935. «Приспособление же лунного календаря к Юлианскому оказалось труднее, ибо в 19-летнем периоде юлианских годов было не 6935, а 6939 суток и 18 часов... Значит, относительно истинного счёта времени лунный год через 19 лет уходил вперёд на 4 дня, а юлианский год в тот же период подавался назад больше, чем на 4 дня, почти на 5 дней, так что если в какой-нибудь год 1 Нисана (первый месяц лунного года) совпадало с 1 марта (первый месяц солнечного юлианского года), то через 19 лет 1 Нисана начиналось шестью часами раньше наступления 1 марта. Однако, легко видеть, что такое опаздывание начала лунного года относительно начала юлианского совершалось не непрерывно , а имело сравнительно очень небольшой период. В самом деле, в четыре 19-летия, то есть в 76 лунных лет насчитается 27740 дней, а в 76 юлианских годах будет на 19 дней больше (благодаря прибавке одного дня в каждый четвертый високосный год), т. е. 27759 дней.

Стало быть, через 76 лет лунный счет уходил вперёд на 19 дней (то есть весеннее равноденствие случалось по этому счёту 19 днями позднее), но юлианский календарь прибавкою за это же время 19 дней возвращал это равноденствие на столько же дней назад . Поэтому через 76 лет начало лунного года в точности совпадет с началом юлианского, так что вычисляемые по этому циклу лунные фазы будут приходиться на те же числа и месяцы юлианские, как это было 76 лет тому назад. В 76 сотических лет истекает в точности 76 лет лунных и 76 юлианских, так что последние года, начавшись вместе , через 76 лет и окончатся вместе , и как один, так и другой 77-й год начнутся не только в один и тот же день, но и в тот же самый час ... Результат счисления лунных годов совместно с юлианскими выходит точно такой же, как если бы к лунному циклу по истечении его мы придавали 4 дня, или еще лучше придавали 19 дней по истечении 76 лет. Поэтому при сравнении лунных годов с солнечными юлианскими в Метоновом цикле високосных годов принимать в расчет не нужно, а считать все 19 лет простыми по 365 дней » (с. 26-27).
(Протоиерей Борис Молчанов. К познанию нашего церковного календаря)

Юлианский календарь

Итак, Юлианский календарь стал завершенной картиной гармонизации лунного и солнечного календарей. Он был объявлен государственным календарем Римской империи Юлием Цезарем в 46 г. до Р.Х. Римляне начинали год первым месяцем после самой долгой ночи (зимнего солнцестояния), то есть январем. Правда, в Юлианском календаре год оказался на 0,0078 суток длиннее тропического года. Эта разность за 128,5 лет достигает целых суток.

Заметим, однако, что составитель Юлианского календаря Созиген знал более точные астрономические цифры. Уже греческий астроном Гиппарх, живший столетием раньше, составил астрономические таблицы, где звездный и солнечный год были вычислены с точностью вплоть до секунд. И в Вавилонских таблицах точность обезпечивалась в пределах 2 секунд. Математически удивительно точен был и календарь индейцев Майя в центральной Америке... Созиген не мог не знать таблицы Гиппарха, – отмечает архм. Рафаил, – но его целью было создать не "линейку" для измерения времени, а способ его гармонизации, положив в основу календаря цикличность и ритм, – это для Созигена было важнее всего. Мы видим здесь более высокую культуру мышления, восприятие времени не только как протяженности, но как гармонии и ритма. То есть созданный Созигеном календарь творчески упорядочивает время, а не скрупулезно и сложно подлаживается под природные арифметические показатели движения объектов Вселенной.

Вот гармоничные циклы Юлианского календаря: четырехлетний цикл, который заключает три простых и один високосный год; 28-летний цикл, когда совпадают число месяца и дни недели; великий Индиктион – 532-летний период, в котором повторяются все особенности предыдущих циклов (он получается в результате перемножения круга Солнца в 28 лет и круга Луны в 19 лет).

Православный церковный календарь

Юлианский календарь был введен в Римской империи (по сути вселенской, охватывавшей центральные народы человечества) накануне воплощения Христа – в чем уже можно видеть его промыслительное значение. В христианскую эпоху этот календарь приобрел новое важное значение: I Вселенский Собор (Никейский в 325 г. по Р.Х.) принял его в основание христианского времясчисления от Сотворения міра, а за начало года – создание Адама в пятницу 1 марта. Главной целью Собора по установлению христианского календаря было – составить раз навсегда общие для всех правила определения дня Пасхи (с учетом 19-летнего круга Луны, когда совпадают числа месяца и ее фазы). Было решено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого (мартовского) полнолуния – даже в том случае, если последнее случится в воскресение, – но не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта и чтобы праздник всегда был после иудейской пасхи. В последнем случае, для соблюдения этого условия, Пасху переносили на месяц позже. Пасхальный цикл, міротворный круг, индиктион составляет 532 года, то есть каждые 532 года повторяется одинаковый вариант празднования Пасхи в году.

Причем столь сложное постановление не было произвольной прихотью древних епископов. Они исходили из того, что Господу было угодно исправить человека после его грехопадения в тот же самый день, когда человек был первоначально создан Богом, – а это, по древнему преданию, произошло во время равноденствия и полнолуния, которые продолжались все шесть дней творения міра, показывая его совершенство созданному на шестой день человеку, перед седьмым днем отдыха. Поэтому Христос также пострадал во время иудейской пасхи, которая «свела воедино ко времени страдания Христа все сроки: она предварена была равноденствием, падала на 14-й день Луны, и дни тогда были, соответствующие нашим пятнице, субботе и воскресенью... Так Единородный Сын Божий все те времена, в которые пал сотворенный человек, старался свести воедино для исправления его и устроить обновление природы, для чего необходимо было соединение времен... Потому-то мы и соблюдаем все определенные времена, чтобы показать подражание тому таинственному смыслу », – писал св. Иоанн Златоуст ("Слово седьмое о Пасхе").

А поскольку события смерти и воскресения Христа произошли после иудейской пасхи, то они и должны хронологически следовать за ней; кроме того, от иудейской пасхи было принято "отвращаться по возможности на дальнейшее расстояние" как от праздника, приобретшего богоборный смысл.

Таким образом, календарь, по которому идет жизнь Православной Церкви – представляет собой Божественное одухотворение дохристианского юлианского календаря в его природно-космической гармонии небесных светил. («Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света ». – Пс. 148:3.)

«На некоторых древних иконах Распятия Сына Божия можно видеть изображение солнца и луны, говорящие о том, что в церковном прославлении событий нашего спасения должны участвовать и солнечный, и лунный календарь при непременном их взаимном согласовании. В нашем церковном календаре, всецело отвечающем нашему богослужебному уставу, одновременно и участвуют и солнечный, и лунный счет. В одних церковных книгах содержатся богослужения, совершаемые по солнечному календарю, например, в месячной и праздничной минеях, в других – совершаемые по лунному календарю (в постной и цветной триоди и в октоихе). Главнейший наш праздник – Воскресение Христово – а также все праздники и дни, тесно связанные с ним своим содержанием и зависящие от него по времени (великий пост с подготовительными неделями, Вознесение Господне, Пятидесятница, начало Петрова поста и его продолжительность, весь счет недель по Пятидесятнице) совершаются по лунному календарю. Так как начало лунного года (1 Нисана) редко совпадало с началом солнечного юлианского года (1 марта), то праздник христианской Пасхи приходился на разные числа юлианских месяцев марта и апреля. Вычисление времени Пасхи по лунному и по солнечному счету стало сложной наукой, называемой Пасхалией . В этой области точного и неразрывного согласования лунного с юлианским мы имеем непревзойденный труд александрийских астрономов (конца III века), который наша Церковь бережно хранит и который печатается в некоторых богослужебных книгах для постоянного руководства нашего в виде "зрячей пасхалии"...

Изучив нашу пасхалию, мы невольно проникаемся удивлением перед гениальной работой александрийских учёных, достигших в своей пасхалии нерушимой связи лунного календаря с солнечным юлианским. Александрийские астрономы в III веке прекрасно знали отставание юлианского календаря от солнца. Но, несмотря на это, они юлианский календарь не отвергли и мудро воспользовались его ошибкой для прочного согласования его с годом лунным, лежащим в основе нашей пасхалии. И если Юлианский календарь отстаёт от истинного солнечного времени, то вместе с ним отстаёт и лунный. «Лунный год навсегда оказывается связанным с юлианским, и никакого векового отступления его от юлианского быть не может. Неточность юлианского года принадлежит равным образом и лунному , и если с течением веков равноденствие отступает в юлианском годе назад, то оно отступает равным же образом и в лунном году » (с. 27). Разница между лунным и нашим Юлианским календарём, по вычислению А. Предтеченского, не превышает полтора часа по истечении тысячелетия. Мы сами видим, как все пасхальные полнолуния, вычисленные на тысячелетия вперёд в нашей пасхалии, точно приходятся на все указанные даты Юлианского календаря, и совсем не совпадают с григорианским календарём.

Нерушимая связь лунного календаря с Юлианским особенно наглядно выступает в следующих постоянных периодических явлениях. Мы знаем, что лунный цикл равен 19 годам, а солнечный 28 годам. Разложим эти числа на первоначальных множителей. 19 = 1 х 19; 28 = 4 х 7. Что у нас получится, когда мы их перемножим?
19 х 4 = 76, т.е. тот период в 76 лет, по истечении которого начало лунного года в точности совпадает с началом юлианского (1-го нисана приходится 1-го марта). Таким образом, все, вычисленные но циклу лунные фазы, снова приходятся на те же числа и месяцы Юлианского календаря, как это было 76 лет тому назад.

Теперь, если мы помножим 76 х 7, то получим 532, т.е. тот период (называемый "альфой", т.к. по-гречески а = 1, л = 30, ф = 500, и а = 1, в сумме дают 532, или "великим индиктионом " в 532 года), но истечении которого Пасха снова приходится на те же самые дни и месяцы, в которые она праздновалась с самого начала и во всё продолжение великого индиктиона. Ввиду такой прочной связи лунного года с юлианским, о каком-либо изменении Юлианского календаря не может быть и речи, ибо в противном случае неизбежны нарушение всей стройной системы нашей пасхалии и внесение великой путаницы во все пасхальные вычисления» (протоиерей Борис Молчанов).

Так Юлианский календарь был освящен Церковью и стал церковным календарем и основой православного устава. То есть, утвержденный Вселенскими Соборами, он стал неотделимой частью Священного предания, которое Соборы запретили изменять под угрозой 7-го правила Апостолов: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, Святой День Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».

Григорианский календарь в сравнении с православным

Итак, тропический год (от одного весеннего равноденствия до другого) составляет 365,242199 средних солнечных суток. В Юлианском календаре год принят за 365,25 суток, то есть на 0,0078 суток длиннее тропического года. Эта разность за 128,5 лет достигает целых суток. По этой причине весеннее равноденствие, бывшее во время Никейского Собора в 325 г. 21 марта, сдвинулось к 1582 г. на 11 марта.

Чтобы исправить это, папа Григорий ХIII постановил исключить в 1582 г. из календаря 10 дней (после четверга 4 октября приказал считать пятницу 15-м октября). А на будущее повелел исключать в каждые 400 лет по 3 дня, то есть исключить из числа високосных те вековые годы (с двумя нулями на конце), число сотен которых не делится без остатка на 4. Таким образом, в 400 годах будут високосными не 100, а только 97. (Заметим, что, будучи точнее юлианского, средняя продолжительность григорианского года в 365,2425 суток тоже не совпадает с тропическим годом, что приводит к ошибке в одни сутки за 3280 лет.) Однако этот календарь, претендующий на бóльшую точность и названный по имени папы григорианским, стал прежде всего продуктом европейской гордыни рационального ума и папского стремления к первенству:

«В то время европейская астрономия не обладала в этой области новыми знаниями, принципиально отличающимися от тех, которыми обладала античная древность и средневековый мусульманский мір... Причиной, побудившей произвести реформу календаря, было не поступательное развитие науки, как хотят объяснить это сторонники григорианского календаря, а изменение самого мышления человека (так называемого Нового времени). Теургическое восприятие міра сменилось плоским рационализмом. Наука отделила себя от философии, поэтому потеряла такие представления и идеи, как первопричина и конечная цель, и рационалистическая наука упорно стремится объяснить само міроздание и жизнь на земле серией случайностей. Ватикан был не центром науки, а центром религиозного рационализма, который подготовила схоластика и практицизм, стремящийся земными средствами создать Царство Божие на земле...» (архм. Рафаил).

В результате реформы вместо той простоты и ясности, которыми отличались правила Никейского Собора, григорианский календарь внес множество затруднений.

«Благодаря такой примитивности календарной реформы, первыми нарушителями её стали сами гг. реформаторы итальянские астрономы, которых сразу же встретили разные практические затруднения. Как они могли продолжать вести журнал своих астрономических наблюдений, в котором они должны были отмечать не только дни, но часы и минуты, сделав в нём пропуск 10 суток? Как они могли делать свои вычисления, после того как они своей реформой прервали всякую связь с прежним календарем? Единственным выходом из этого положения могло быть возвращение к отвергнутому Юлианскому календарю и постоянное пользование им при всех вычислениях с простой заменой результатов своих вычислений, получаемых в числах юлианского календаря новыми цифрами григорианского календаря. Но стоило ли из за этого производить реформу самого календаря?

Самым же решительным противником римской реформы оказался лунный календарь, который ни в какую связь с новым солнечным календарем вступить не мог. Поэтому итальянские реформаторы были вынуждены изменить и его, и всю нашу пасхалию. Прекраснейший труд александрийских ученых был искажен. Их гениально простая и точная система была заменена новой системой, и громоздкой, и не достигающей поставленной цели. Согласованность лунного года с солнечным была нарушена. "Был изменён порядок счисления лунных кругов, были изменены основания, стали поправлять движение луны введением ускорения на одни сутки в 310 лет, и кончили тем, что привели свою Пасху в некоторые годы к совпадению с пасхой еврейской, то есть к тому, что именно и было осуждено Никейским (I Вселенским) Собором... Если бы самонадеянные составители нового календаря, Алоизни Лилио с товарищами, потрудились изучить современный им еврейский календарь, то они не ввели бы несчастного лунного уравнения" (с. 16)» (протоиерей Борис Молчанов с цитированием А. Предтеченского).

Итак, григорианский календарь утратил всю внутреннюю красоту и гармоничную цикличность Юлианского календаря: поскольку в григорианском календаре уже не совпадает число простых и високосных годов в каждом столетии, то оказались разрушены 28-летний и 532-летний циклы. Исказился и духовный смысл праздника Пасхи, чем нарушилось 7-е Апостольское правило.

Тем не менее указ папы о введении нового календаря был сразу безоговорочно принят в католических странах в силу церковной дисциплины (под угрозой отлучения). В протестантских странах никаких препятствий духовного рода для принятия нового "научного" стиля тоже не было. В 1700 г. новый календарь был введен в Германии, Швейцарии, Дании и Голландии, в 1752 г. в Англии, в 1753 г. в Швеции.

Можно предположить, что переход неправославного, апостасийного "христианского" міра на иной календарь был и промыслительным, ибо обезпечивал некоторую изоляцию русской православной жизни от западной , затруднял внедрение в Россию общего апостасийного ритма. Тем самым отпадавшие от истинной Церкви переходили на духовно неистинное, антиканоничное времясчисление.

Неправославные люди накануне революции видели в православном календаре лишь "мракобесие" и неудобство в сношениях с иностранным мiром (разница в 13 дней; хотя и некоторые мусульманские страны, и Япония, и государство "Израиль" живут по своим календарям и неудобств от этого не испытывают). Православный же народ и сегодня тем более был бы рад, если бы между Россией и Новым міровым порядком восстановилась эта важная преграда в летосчислении, которая подчеркивает нашу принадлежность к разным мiрам: апостасийный мiр живет по своему рациональному арифмометру; удерживающий же мiр живет по богодухновенным канонам – и не случайно ежегодное чудо схождения Благодатного Огня совершается в Иерусалиме на Пасху по православному календарю!

На аргумент же "большей астрономической точности" григорианского календаря и того, что юлианский календарь из-за отставания от тропического года через тысячу лет станет вообще "непригоден", архиепископ Иннокентий Пекинский отвечал в 1920 г. таким увещеванием: «Что нам до того, что будет через тысячу лет, если Спаситель заповедал нам не заботиться о завтрашнем дне? Сомнительно даже, что и Земля-то наша просуществует столько времени. Куда же нужны будут их реформированные календари, когда, по обетованию Спасителя, и времени больше не будет».

Итак, в православной России церковное летосчисление, перенятое из Византии, велось согласно Юлианскому календарю. Менялось с течением времени лишь начало года и начальная точка отсчета календаря. До 7000 г. от Сотворения мiра (по введенному Петром календарю – до 1492 г.) церковное летосчисление велось от Сотворения міра с 1 марта, – со дня создания Адама. С 7000 г. начало года перенесли на 1 сентября, как было в Византии (в память Императора Константина Великого и победы христианства). Этим подчеркивалось, что Русь считает себя преемницей Византии, что тогда имело огромное значение для самосознания русского государства как Третьего Рима . В 1700 г. Петр I , сохраняя Юлианский календарь, ввел принятое на Западе официальное начало года с 1 января (после зимнего солнцестояния) и летосчисление от Рождества Христова (отличающееся от прежнего, от Сотворения міра, на 5508 лет – оставляем сейчас в стороне фактическую правильность этой цифры ), однако Церковь сохранила свой годичный цикл богослужений с сентября. Церковный год и сейчас начинается 1 сентября (церковное новолетие) и оканчивается 31 августа. (Возможно, поэтому и учебный год у нас до сих пор начинается 1 сентября.) Недельный круг начинается воскресеньем и заканчивается субботой. Дневной круг начинается с вечера и заканчивается в конце дня.

Из всего вышесказанного ясно, что Юлианский календарь дорог нам, православным, не только потому, что представляет собой национальную традицию. Традиции бывают разные, от иных не грех и отказаться ради Истины. Юлианский календарь дорог тем, что слит воедино с уставом богослужения, он вошел в неизменяемое литургическое предание Церкви как сверхвременного явления . «Совершая богослужение по чину, которое ведет начало от лет древних и соблюдается во всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви ... При таком отношении... пребудет неизменным великое и спасительное единение основ и преданий церковных», – так в 1921 г. обосновывал св. Патриарх Тихон свой отказ перейти на григорианский стиль.

Даже в советское время ученый А.Н. Зелинский смог издать работу , в которой пришел к выводу: «Если вспомнить древнее пифагорейское воззрение, что "все есть число", то средневековый [православный] календарь предстанет перед нами как особым образом организованное число, раскрывающее "божественную геометрию" Вселенной, которое не только упорядочивает время міра, но и освящает его . В контексте этой мысли календарь становитcя особой космотворческой силой, высветляющей их Хаоса Космос или, если говорить языком естественных наук, уменьшающий энтропию в поле человеческого сознания». Православный календарь – «одно из высочайших достижений человеческого гения» ("Конструктивные принципы древнерусского календаря". М., "Наука", 1978).

Не случайно все антихристианские силы в своем "преобразовании міра" стремились исказить и отменить юлианский календарь. Так, во время Французской революции (1793 г.) были изменены названия и продолжительность месяцев (каждый по 30 дней) и семидневные недели были заменены декадами с довеском в 5 дней в конце года. Октябрьский переворот 1917 г. в России привел сначала к введению григорианского календаря , затем большевики попытались отменить и семидневную неделю . Часть православного міра, в связи с экуменическими тенденциями Константинопольского патриархата (под влиянием масонства), в 1920-е гг. перешла на новый стиль, "чтобы отмечать все праздники вместе с католиками и протестантами". В демократических странах уже давно (еще с образования масонами Лиги Наций) предлагается ввести "Всемірный календарь", еще более унифицирующий нынешний григорианский; этим занимается специальная комиссия ООН.

Стремление от сложного состояния міра к упрощенному, примитивному, в физике называется энтропией. В животном міре – вырождением. В человеческом духовном міре – апостасией, которая должна закончиться гибелью земного міра. Надеемся, что наш календарь "Святая Русь" содержит достаточно полезного материала для русского человека, чтобы задуматься над этим процессом и сделать верные выводы для своей личной и общественной жизни в столь ответственное время.

Именно русская история воплотила в себе не просто цепь хаотичных событий, побед, поражений, смен правителей, – но и более, чем у какого-либо народа, выявляет духовный смысл истории как борьбы сил добра и зла за следование человечества Божию замыслу о міре. Таким осознали смысл истории уже первые русские духовные вожди и летописцы. Их традицию мы постарались продолжить в нашем календаре-альманахе.

Прп. Нестор – первый русский историк. Он положил начало воистину христианскому летописанию, в основе которого не восхваление своего народа (как то мы почти всегда видим у других), а правдивая оценка его поведения по отношению к Божию замыслу, с обличением всех уклонений от него и грехов, которые и становятся причиной наших катастроф.

Перевод исторических дат

В заключение сделаем важное примечание.

В советских справочных изданиях за основу взят григорианский стиль, поэтому даты старого стиля прошлых веков имеют перевод в новый с тою разницею в днях, какая имелась на время самого события. Например, А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г. по старому стилю, что в ХVIII веке соответствовало 6-му июня по новому стилю. Эта дата 6 июня праздновалась как "день рождения Пушкина" и в ХХ веке, хотя теперь она, из-за прибавления одного дня в столетие, уже в церковном смысле соответствует 24-му мая по старому стилю, а не 26-му (8 июня н.ст.). Тем самым при датировке новым стилем получается отрыв каждого исторического события от его церковно-духовного значения по юлианскому календарю. А ведь раньше русские люди и имя получали по имени того святого, в день памяти которого они увидели свет либо были крещены.

Это относится и к важным историческим событиям. Например, Куликовская битва произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы (а это было важно для духа русских воинов) – 8 сентября по старому стилю, что соответствует 21 сентября по новому. В советское же время с 1923 г. для определения этой даты по новому стилю стали прибавлять столько дней, на сколько новый стиль - которого тогда еще не было! - отличался от юлианского в момент исторического события, – получилось 16 сентября, что ныне соответствует 3 сентября в юлианском календаре и другому церковному значению. Новый пример подобной малограмотности дан постановлением Государственной Думы от 23.5.2003, почему-то решившим отмечать Куликовскую битву 8 сентября по новому стилю, что соответствует 26 августа по юлианскому календарю и опять-таки совсем другому церковному празднику.

Поэтому юлианский календарь должен лежать в основе празднования всех исторических памятных дат, чтобы не отрывать их от церковно-духовного значения соответствующего дня, определяемого только по юлианскому календарю. В нашем календаре-альманахе в основу перевода исторических дат на новый стиль положено это правило.

Один из самых знаменитых реформаторов России - царь Петр 1 в 1699 году издал указ об упразднении старого летоисчисления, существовавшего на тот момент на Руси, а взамен вводит, привезенное из западной Европы новое. В дополнение этому им утверждается указ о том, что с 1 января 1700 года повсеместно необходимо внедрить празднование Нового Года. Это общедоступная информация указанная во многих учебниках истории. Я же хочу рассказать о том летоисчилении, которое было отменено, лично для меня это оказалось открытием.

Оказываеться на момент введения Петром нового летоисчисления с точкой отсчета от Рождества Христова на Руси велось летоисчисление от Сотворения Мира в Звездном Храме, по которому шел 5508 год. Многие "компетентные" люди считают, что введение нового календаря было прогрессом для России, приобщением ее к европейской культуре. Но ведь этим царь Петр I не просто поменял один календарь на другой, он украл у славянских народов России пять с половиной тысяч лет родной древней Истории.
Действовавший до реформы календарь носил название Коляды Дар (изображен на рисунке). С его помощью можно было пользоваться Древней Славянской системой летоисчисления Круголета Числобога построенной на древней шестнадцатеричной системе исчисления. 16 Лет Круголета проходят через девять Стихий, создавая Круг Жизни, который насчитывает 144 Лета. В современном понимании аналогом Круга Жизни (периодом в 144 лета) является век (периодом в 100 лет).

Начало Лет Круголета приходятся на день осеннего равноденствия. В этот день начинался Великий древний праздник Рамха-Ита (Новолетие). Полный Солнечный Круг, от Рамха-Иты до Рамха-Иты, разделяли на три периода времени - Оусень, Зиму и Весну, а, соединяясь воедино, они давали - Лето. От этого определения появились такие понятия, как Летописания, Летоисчисления и т.д. Каждый период времени Лета делился на три части, которые назывались - месяц: Рамхат, Айлет, Бейлет, Гейлет, Дайлет, Элет, Вэйлет, Хейлет, Тайлет, каждый из которых несёт образное значение, соответствующее сезону Лета. Четные месяца Лета содержат по 40 дней, а нечетные по 41 дню. Древний Календарь вместо 12 табличек-месяцев содержит только две таблички - нечётный и чётный месяц. Так как в любом Лете все нечётные месяцы начинаются в один и тот же день недели, чётные месяцы - в другой день недели. Кроме того, было еще более мелкое деление месяца на Недели, которые содержали по девять дней. Каждому дню Недели, кроме последнего, соответствовало числительное название: понедельник, вторник, тритейник, четверик (четверг), пятница, шестица, седьмица, осьмица и собственно Неделя, день, в который ничего неделают, а отдыхают от трудов праведных.

Сутки разделяются на 16 часов (старый час равен 1½ нового) и начинаются вечером в 19:00(для Летного времени). Час длится 144 части. Часть - 1296 долей (1 часть = 37,56 сек). Доля = 72 мгновениям (1сек.= 34,5 доли). Мгновение = 760 мигов (1сек.= 2484,34 мгн). Миг = 160 сигов (1сек.=1888102,236 мигов). В одной секунде содержится 302096358 сигов, а 1 сиг примерно равен 30 колебаниям электромагнитной волны атома цезия, взятого за основу для современных атомных часов.

Отличие есть и во временных рамках: сутки по современному календарю начинаются в полночь (24:00 или 00:00), и чередуют: ночь, утро, день, вечер. A сутки по славянскому календарю начинаются с Вечера (18:00 или 19:00 при переходе на летнее время), и чередуют: вечер, ночь, утро, день.

В современном летосчислении празднование Новолетия (Нового Года) приходится на первые 20-е числа сентября, в день осеннего равноденствия, важного астрологического события. Например в этом 2009 году оно придеться на 20 сентября.

Каждое из 16 Лет имело свое название (современный аналог Зодиакальные символы): 1 - Странник (Путь); 2 - Жрец; 3 - Дева (Жрица); 4 - Мир (Явь); 5 - Свиток; 6 - Феникс; 7 - Лис (Навь); 8 - Дракон; 9 - Змей; 10 - Орел; 11 - Дельфин; 12 - Конь; 13 - Пес; 14 - Тур (Корова); 15 - Хоромы (Дом); 16 - Капище (Храм).

Как указывалось выше каждое лето проходило через 9 стихий: 1 - Земля; 2 - Звезда; 3 - Огонь; 4 - Солнце; 5 - Древо; 6 - Свага; 7 - Океан; 8 - Луна; 9 - Бог.

Таким образом было 144 разных варианта наименования Лет. Например 2009 год - Лето Лунного Пса.

Теперь о главном, началом современного летоисчисления является Рождество Христово, событие вполне понятно подовляющему большинству современных людей. А вот что же за событие положило начало Древнему Славянскому летоисчислению, что такое Сотворение Мира в Звездном Храме. Оказываеться в современном понимании это означает - заключение мирного договора в таком то году. Немногочисленные источники утверждают, что "мирный договор" был заключен между двумя странами: Аримией (современный потомок Китай) и Русенией (современный потомок Россия). Именно это событие увековечено в древней истории. Белый всадник, поражающий копьем Дракона, дошел до наших дней в сюжете известном под наименованием "Георгий Победоносец поражающий копьем Дракона".

Для всех кого заинтересовало содержание статьи, более подробно разобраться в Древнем Славянском летоисчислении можно здесь.



Вверх