Что входит в понятие "социальная активность". Проявление социальной активности личности в деятельности

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Понятие социальной активности и его сущность

1.1.1 Социальная активность личности в научной литературе

Рассмотрим сущность понятия «социальная активность личности», её основные характеристики, опишем пути её развития. При этом следует выявить генезис цепочки понятий («активность» - «активность личности» - «социальная активность») в совокупности с взаимосвязанными с ними понятиями.

«Активность» – сложное, обобщённое понятие, используемое для характеристики отражения на уровне живых организмов. Активность и её особенности выступают в качестве конституирующего признака отражения. Так, М.С. Каган рассматривает активность как форму «…внутренне детерминированного движения живой материи…» . В своих работах В.С. Тюхтин отмечает, что «с активностью живое связывают такие способности, как способность к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организмов с живой средой» . В свою очередь, Н.А. Берштейн на основе изучения движений живых организмов разработал концепцию «физиологии активности», согласно которой активность рассматривается как существенное свойство живого организма, определяющее его поведение .

Физиология активности явилась принципиально новым шагом в развитии не только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определённой цели требует преодоления сопротивления среды. Но это преодоление организм отпускает энергию до тех пор, пока он не восторжествует над средой либо погибнет в борьбе с ней . Как философская категория, активность отражает «способность объектов живой и неживой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному или сознательному взаимодействие со средой, изменению и преобразовании себя и среды, а также интенсивность этого процесса, его меру» . В трактовке С.Л. Рубинштейна, человек сознательно преобразует мир, а сознание проявляется и формируется в деятельности. В сознательной деятельности человека проявляется его активность. Как побудительную силу человеческой деятельности, С.Л. Рубинштейн выделяет мотив . Детерминирующие деятельность мотивы, определяемые потребностями, выступают источником активности личности, обеспечивая ей определенную направленность. Мотивы, в свою очередь, интегрируются в разнообразные отношения. Содержание отношений наиболее полно отражается в личностных смыслах, под которыми понимается «…индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение» .

В специально проведенных исследованиях были выделены параметры для оценки динамических проявлений активности. Например, В.М. Русалов выделяет три параметра активности:

1) скоростной;

2) эргический (стремление к напряжённой умственной работе);

3) вариационный (внутренняя тенденция к разнообразию поведения).

В психологии выделяют такие виды активности, как общую и поисковую .

Общая активность является чертой проявления темперамента. Одни люди могут быть пассивными, инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить существенные усилия, чтобы стать активными и инициативными в той или иной деятельности. Другим же, активным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении действовать, чтобы их энергия и энтузиазм помогли им в достижении поставленных целей.

Под поисковой активностью понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковая активность – обязательный компонент многих типов поведения. Например, проявление поисковой активности – важная составная часть процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности.

В педагогике активность раскрывается как важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.

В своей работе мы придерживаемся позиции В.И. Андреева, М.Г. Гарунова, О.Г. Сущенко, Г.И. Щукиной, которые при рассмотрении понятия «активность» акцентируют внимание на её деятельностном аспекте, утверждая, что активность побуждается предметом деятельности, а сама деятельность, таким образом, выступает в качестве мотива активности .

Так, Г.И. Щукина показала диалектику двух основных подходов в педагогике рассматриваемого понятия: «активность» рассматривается как синоним деятельности или качества деятельности личности. По её мнению, если деятельность представляет собой единство субъект-субъектных свойств, то активность – принадлежность человека, и в большей мере – субъекта деятельности. Активность, таким образом, выражает не саму деятельность, а её уровень и характер. Как принадлежность деятеля, она влияет и на процесс целеполагания, и на создание мотивации, и на выбор способов деятельности .

Смысл прогресса – в превращении каждого человека в личность, в «активного деятеля», необходимого другим. В благоприятных условиях у здорового индивида развиваются три вида активности: физическая (биологическая), психическая и социальная активность, которые можно трактовать через призму потребностей личности .

Физическая активность – естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Она является предпосылкой психического развития в онтогенезе.

Психическая активность – это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности, в том числе общественных отношений, а с другой – в познании индивидом самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию – форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий.

Социальная активность – потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение обстоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов, воздействующих на человека.

Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы. Социальная активность личности не только детерминирована ее психической активностью, но, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие психической и физической активности. Социальная активность личности базируется на трёх основаниях: мировоззрение – долженствование – воля.

В философской, социологической, психологической литературе социальная активность личности определяется по-разному: как своеобразная мера деятельности в обществе; мера направленности деятельности; сама деятельность; совокупная способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью . Высказывается мнение, что «… социальная активность в ее общесоциологическом понимании – атрибут социального субъекта, субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств, свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия…» . Существуют и иные, более узкие трактовки, сводящие социальную активность к черте личности, элементу, компоненту ее структуры.

Как следует из анализа литературы, единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности у ученых нет. Бесспорным является то, что сущность социальной активности не может быть определена вне рассмотрения отношения активности и деятельности.

Существуют различные мнения исследователей по поводу соотношения этих понятий, которые можно разделить на следующие группы:

  • социальная активность отождествляется с деятельностью;
  • категория «социальная активность» шире категории «деятельность»;
  • категория «социальная активность» уже категории «деятельность».

На наш взгляд, социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта, т.е. эти категории соотносятся как целое к части. Подобный подход характерен для С.А. Потаповой, которая определяет социальную активность как «…социально-психологическую, ценностную, профессиональную установку субъекта, реализуемую в его деятельности…» .

Значимым фактором в определении социальной активности является то, что не всякая деятельность является выражением и показателем социальной активности, а лишь деятельность, имеющая определенные качественные и количественные характеристики в их взаимосвязи. Для того чтобы деятельность можно было считать активной, она должна обладать свойством самостоятельности. Это означает, что деятельность не должна быть навязана извне, а быть внутренне необходимой человеку, порождаться его потребностями. Потребности являются внутренним источником активности. Кроме того, чтобы охарактеризовать субъект как социально активный, он должен осознавать и сознательно реализовывать свои потребности.

Важным является методологический вывод В.Г. Мордковича, согласно которому активность является существенным признаком субъекта, ибо «без активности нет субъекта». Это связано с тем, что при осуществлении навязанной ему деятельности человек должен быть охарактеризован как «носитель деятельности», т.е. объект, выполняющий чужую волю и не имеющий при этом в ней собственной потребности. Выполнение такой деятельности можно охарактеризовать категорией «социальная пассивность», которая является обратной категории «социальная активность» . Следует отметить, что движущим фактором социальной активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение, затрагивает общественные интересы. Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности субъекта, т.е. социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности.

Человек с самого рождения взаимодействует с окружающей средой, с обществом. При анализе процесса взаимодействия личности и общества, личности и социальной группы используется понятие «социализация».

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность.

Социализация - это процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки. Общество посредством образования и воспитания приобщает человека к культуре, создаёт условия для саморазвития. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение – результат упущений в ходе социализации.

Социализация - это процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, опытом и знаниями. Благодаря социализации человек становится полноправным членом общества.

Процесс социализации складывается из определённых этапов.

В отечественной литературе преобладала точка зрения, согласно которой главным критерием сформировавшейся личности является ее трудовая деятельность.

В соответствии с этим выделяют три основных периода социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой, связанный с выходом на пенсию.

Критерий «трудовая деятельность» подвергается критике. Он плохо учитывает особенности первой фазы социализации. В эти этапы не вписывается понятие “ресоциализация”.

Более простым и удобным является выделение двух этапов социализации.

Первый - это “первичная социализация” - от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности.

Второй этап, период “вторичной социализации” или ресоциализации. Под этим этапом понимается своеобразная перестройка личности в период её социальной зрелости.

К социальным институтам социализации принято относить различные социальные группы и организации, осуществляющие этот процесс.

Среди них на первом месте стоит семья, затем дошкольные учреждения, школа, другие учебные заведения. Сюда же относятся средства массовой информации, формальные и неформальные организации, в которых участвует молодой человек.

Каждый из перечисленных социальных институтов в социализации личности выполняет свои функции.

Необходимость вторичной социализации диктуется условиями современного производства, динамичностью социальной среды, необходимостью осваивать новые социальные роли, достигать определённого статуса в обществе.

Что такое социальная роль?

Социальная роль личности - это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.


Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.

Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.

Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом .

Социальный статус личности - общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус - это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Р.Мартон всё это назвал «статусным набором».

Социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).

Социальная активность личности

В научной литературе под ней понимается общественное качество людей, их способность к взаимодействию со средой, энергичная самодеятельность, направленная на удовлетворение потребностей и интересов путём преобразования различных областей действительности и самого себя. Социальная активность личности - это способ самовыражения себя.

Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Её можно рассматривать в двух основных аспектах.

Во-первых , как свойство личности, обусловленное прежде всего её природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.

Во-вторых , активность рассматривается в качестве некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определённых количественных показателях.

Социологи предполагают матричный подход к измерению активности, т.е. анализ её в вертикальном и горизонтальном срезах. При вертикальном расчленении учитываются уровни активности, её интенсивность, а при горизонтальном - её различные виды.

Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни - трудовой, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и др. Активность может быть индивидуальной, групповой, организованной или стихийной. Можно выделить даже преступную активность. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то её можно оценить как социальную и асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, т.е. те изменения существующей ситуации, которые достигаются путём затрат энергии, соотнесённой с общественными интересами.

Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности.

Высшим проявлением социальной активности является творчество . Оно всегда имеет личностное измерение.

Каковы же источники социальной активности? Существуют внутренние и внешние источники социальной активности. К внутренним относятся материальные и духовные потребности, интересы, сознательность, уровень культуры. Внешние - те условия, в которых живут и действуют люди. Особенно важное значение для развития социальной активности имеет здоровый морально-психологический климат в коллективе, хорошая, чёткая организация труда, забота о людях, их труде и отдыхе, справедливая оценка труда и его оплата и т.д.

Социальная активность проявляется через деятельность, которая протекает во всех сферах общественной жизни. Это обусловливает многообразие форм и видов социальной активности; выделяют политическую, экономическую, социокультурную, организаторскую и др. Естественно, что в реальной жизни все они взаимосвязаны.

3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

Проблема отчуждения личности в нашем обществоведении была слабо теоретически разработана. Главная причина такого положения коренилась в господствовавшей советской идеологической доктрине. Согласно ей проблема отчуждения присуща только капитализму. Характерно, что даже в настоящее время в справочниках и словарях по социологии и политологии этот термин чаще всего отсутствует (см., например: Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996).

Что такое отчуждение, каковы формы его проявления?

Общее определение отчуждения дали К.Маркс и Ф.Энгельс в ”Немецкой идеологии”.

Отчуждение , по их мнению, есть «консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчёты...” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.3.с.32).

В социологии отчуждение трактуется так: “… отношение между социальными субъектами и какой-то его социальной функцией, складывающейся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства” (Западная социология: Словарь. М., 1990. С. 252).

Иными словами, отчуждение - это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда отчуждается от неё и превращается в противостоящую ей силу. Не только продукт деятельности, но и сам процесс деятельности.

Существуют различные источники и причины отчуждения . К их числу относятся отношения собственности. Причиной отчуждения могут быть субъективные факторы. Например, экономическая и социальная политика может вестись в интересах узкой группы людей, что приводит к противопоставлению интересов одних групп другим.

Отчуждение в нашей стране в недавнем прошлом было связано с природой авторитарно-тоталитарного режима.

В условиях господства административно-командных методов хозяйствование привело к отчуждению человека от собственности. Диктат в сфере политики породил отчуждение в сфере властных отношений, к формализму. Аналогично отчуждение проявилось и в социальной и духовной сферах.

Радикальные преобразования во всех сферах жизни российского общества должны положить начало преодолению отчуждения личности.

Сегодня уже более чётко просматриваются пути решения этой сложнейшей проблемы.

Проблема должна решаться по следующим направлениям:

Экономическое отчуждение преодолевается за счёт экономических реформ (приватизации, многообразия форм собственности). В результате рождается чувство хозяина, формируется «средний класс», развивается инициатива;

Реформа политической системы, демократизация всех сторон жизни способствуют преодолению политического отчуждения личности;

Проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий жизни и труда;

Отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, повышения уровня культуры.

Здесь необходимо иметь в виду, что одно дело выделить приоритетные направления, заявить о них и другое – реализовать в реальной жизни. Последнее решается непоследовательно, половинчато и некомплексно.

В силу этого острота проблемы отчуждения в современной России не только не снизилась, но даже произошло ее обострение. Это проявляется в снижении мотивации на труд, в росте преступности, бюрократизации общественной жизни, продолжающем обнищании значительной части населения, росте социальной неудовлетворенности людей своим положением и др.

Современные теоретические изыскания и передовая практика показывают, что в полной мере преодолеть отчуждение личности от общества, личности от социальных групп и институтов невозможно.

Серьёзным препятствием на пути преодоления отчуждения личности является ориентация её на потребление.

А.Н.Леонтьев пишет: «... Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. С.25).

Существенным барьером на пути снижения степени отчуждения является усиливающийся индивидуализм .

Сравнение результатов исследования проблем российской молодежи, проведенное автором пособия в 1993 г., с данными аналогичного исследования американских ученых позволило сделать вывод, что коллективность в американском обществе, как это ни может показаться странным, проявляется более широко, чем в российском. От коллективизма наше общество резко повернуло в сторону индивидуализма. Но от преувеличенного индивидуализма даже американское общество начинает задыхаться. Не случайно, как на государственном, так и муниципальном уровне в США разработаны программы внедрения общинного сознания у горожан.

В российском обществе важно гармонизировать отношения личности с коллективом, демократизировать коллективные отношения. Эта мера, с учетом социокультурных факторов, обеспечит более благоприятные условия для преодоления высокого уровня отчужденности граждан от труда, власти и др. Наглядный пример - Китай, где сумели найти оптимальное сочетание между идеологией и современными методами организации и управления экономикой и обеспечить экономическое благосостояние огромной массы населения.

Характерной чертой российского общества является нетерпимость к идеологии, которую не разделяет либо власть предержащие, либо оппозиционеры. И те и другие пока не поднялись до уровня диалога.

Современное состояние развитых стран подтверждает значимость данной проблемы отчуждения в общественном прогрессе.

В заключение данной лекции можно сделать такие обобщающие выводы:

1) развитие человека как личности предполагает развитие и обогащение взаимосвязи человека и общества.

Отдельный человек может существовать и реально развивать свои способности, удовлетворять потребности и многообразные интересы только в обществе других людей;

2) не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Личность является носительницей социального в человеке. Это мера развития социального в человеке, целостное воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества;

3) для социолога личность предстает прежде всего как объект и продукт социальных отношений, как носитель определённой социальной программы.

Социология учитывает и активные отношения самого человека в системе социальных отношений.

При предельно общем подходе к структуре личности она характеризуется двумя аспектами: с одной стороны, как объект, с другой - как субъект социальных отношений.

Отовсюду мы слышим такое понятие, как социальная активность. В школе мы должны быть активными, дома должны проявлять инициативу, на работе социальная активность приветствуется, да и проявление своего гражданского долгапо отношению к обществу никто не отменял.Так что же значит быть социально активным?

Давайте разберемся, социальная активность – это участие во всех общественных процессах. Будь то митинги, концерты, заседания и какие-либо скучные встречи собственников или участников чего-либо. На первый взгляд они не обещают ничего заманчивого, но к участию и проведению подобных мероприятий мы должны быть готовы. Сразу напрашивается вопрос, а зачем? Ответ будет таким же простым, как и вопрос. Потому, что мы все являемся частью общества. Игнорировать проводимые досуговые или информационные мероприятия очень глупо. Конечно сейчас полно отговорок, мол, и без меня разберутся, и от меня ничего не зависит. Но так ли это на самом деле? Цивилизованное общество, конечно, разберется, но наша цель стать частью этого общества, не пользоваться только благами потребления. Неужели вам не хотелось быть частью чего-тобольшого и прекрасного. Так почему не начать сегодня? Защищать свои права, права потребителя, отставить свою точку зрения.

Страх показаться не таким, как все. В театр ходит только определенный круг лиц, на собраниях выступают только умные, голосовать ходят те, кто разбирается в политике, а я ничего не умею, — скажете вы и останетесь дома. А если разобраться, то ведь по сути просто не хочу уметь, потому, что боюсь. Освободитесь от внутренних страхов и детских комплексов. Быть частью социальной жизни общества прекрасно, откройте для себя новый мир красок и новых знаний. Ежедневно для наших благ придумываются и разрабатываются новые методы и подходы к работе. Умные мира сего издают книги о том, как перестать себя мучить. Может сегодня тот день, когда пора выйти на улицу? Двери открыты для всех, не бойтесь показаться другим, все люди разные и, преодолев ваш страх, вы поймете, что каждый думает о себе, и по большому счету на вас не обращают внимания. На сайте сайт очень много полезных статей для всех тех, кто хочет узнать для себя что-то нового. Много статей, где говорится о защите прав потребителей.Ведь не каждый знает, что нужно делать и куда обращаться, если случилась какая-то беда.

фото blog.1and1.com

Также это касается наболевшей темы выборов, обычно фразу «Они и без меня решат» привычнее слышать от населения пожилого, которым уже не хочется вникать в сложные политические моменты и следить за нововведениями и обещаниями партий.И, между прочим, очередь из бабушек и дедушек создается еще до открытия участков! А все потому, что они не привыкли пускать все на самотек, они знают, что без них не решат! А молодежь, должна быть в этом плане менее скована, кому, если не молодым брать бразды правления в свои крепкие руки! Разумеется, принцип «меня не трогают и ладно» — не должен вообще появляться. Неужели все можно оставить так? Конечно, нет, пора срочно встать с дивана и начать действовать и приносить пользу миру и в первую очередь конечно себе.

Последствия игнорирования социальной жизни могут быть просто ужасны! Здоровье, как эмоциональное так и физическое. Эмоциональное заключается в постоянном информационном голоде, что очень опасно даже если вы его привыкли не замечать. Физическое, не двигаясь вы начинаете болеть и стареть.Постоянное чувство апатии, усталости преследует вас по жизни, до тех пор, пока вы окончательно не покроетесь уютным «мхом». Вы просто стоите на месте и не развиваетесь.

ВЫВОД. Не стоит бояться нового, за страшным понятием «социальная активность», если разобраться скрывается ваш шанс на самореализацию, познание мира и самосовершенствование. Сняв панцирь безразличия, вы легко сможете найти новых друзей, завести полезные знакомства и возможно встретить вторую половинку.

Социально быть активным —

Значит, мыслить позитивно,

Песни петь, митинговать!

Счастьем дом свой наполнять

И с друзьями зажигать!

Если думать что все плохо,

И без нас вполне логично

Справятся вполне прилично —

Апатично и уныло

Жизнь течет без позитива.

Нужно утром встать с улыбкой,

И вздохнувши полной грудью

Сделать жизнь свою красивой,

И украсить жизнь чужую!

фото curatti.com

Related posts:

Как развеселить себя, если скучно за компом

Чем заняться, чтобы заработать денег

Что такое испытательный срок и с чем его едят

Пять стрессовых ситуация на работе: причины и следствия

Для одних общение – это проведенное с удовольствием время, а для других – утомительное времяпровождение, связанное с волнениями и тревогами. Многие люди стесняются и испытывают смущение в присутствии других людей. Другие сконцентрированы на учебе или работе настолько, что времени на общение просто не остается. Какой бы ни была ваша история, эта статья научит вас получать удовольствие от общения с другими людьми.

Шаги

Часть 1

Внутреннее освобождение
  1. Неуверенность в себе. Мы все чувствуем смущение время от времени, но если вы заметили, что застенчивость оказывает серьезное влияние на вашу жизнь, то, вероятно, это происходит потому, что вы думаете, что с вами что-то не так. Чувство неполноценности в нас будет только расти, если мы будем постоянно говорить себе о наших недостатках. Научитесь обращать внимание на негативные мысли и отличать рациональные от нерациональных.

    • Вам кажется, что вы недостаточно привлекательны? Думаете, что с вами скучно? Вы странный? Безответственный? Все негативные мысли мешают расслабленному общению с другими людьми, так как не позволяют вам чувствовать уверенность в себе. Что еще более важно – такие мысли не дают вам жить полноценной жизнью.
    • Пока вы не примете меры по устранению вашей неуверенности и не скажете себе, что вы достойный человек, вы не сможете получать истинное удовольствие от общение.
    • Иногда привычка мыслить негативно настолько укореняется, что мы перестаем ее замечать. Начните обращать внимание на мысли такого рода в своей голове.
  2. Избавляйтесь от негативных мыслей. После того как вы научились распознавать негативные мысли, старайтесь выкинуть их из головы, чтобы они больше не загрязняли вашу жизнь. Когда поймаете себя на негативных мыслях, попробуйте одно из следующих упражнений:

    • Во-первых, признайте, что мыслите негативно. Закройте глаза и визуализируйте эти мысли в воображении. Представьте, как эти мысли медленно растворяются и исчезают полностью.
    • Перенаправьте мысли в конструктивное русло. Допустим, у вас избыточный вес. Вместо того чтобы постоянно говорить себе о том, какой вы толстый, скажите себе: «Я хочу похудеть и стать более здоровым и энергичным, чтобы чувствовать себя привлекательным». Таким образом, негативные мысли преобразуются в позитивные цели на будущее.
    • За каждую негативную мысль берите плату, равную трем позитивным мыслям.
    • С позитивным отношением к жизни вам также будет намного проще общаться с людьми и заводить друзей. Мало кто хочет дружить с пессимистами.
  3. Составьте список ваших положительных качеств. К сожалению, мы тратим так много времени на то, чтобы улучшить себя, что забываем признать те достижения и таланты, которые у нас уже есть. Задайте себе следующие вопросы:

    • Какими достижениями за прошедший год вы гордитесь?
    • Что в вашей жизни вы считаете самым главным достижением?
    • Какие таланты у вас есть?
    • Какие комплименты в свой адрес вы слышите от людей чаще всего?
    • Какое положительное влияние вы оказываете на других людей?
  4. Перестаньте сравнивать себя с другими. Одна из причин, почему появляется неуверенность в себе, состоит в том, что люди сравнивают свои «недостатки» с «достоинствами» других людей. Другими словами, они сравнивают отрицательные стороны своей жизни с положительными сторонами жизни других людей.

    • Имейте в виду, что порой за закрытыми дверями все испытывают боль и страдания. Если вы задаетесь вопросом, почему некоторые люди выглядят счастливее вас, помните, что счастье не имеет ничего общего с внешними обстоятельствами, а является внутренним состоянием и мироощущением.
    • Если вы слишком заняты другими людьми, то у вас не будет времени работать над собой.
  5. Помните, что вы не центр вселенной. Как ни странно, застенчивые люди считают, что за ними постоянно наблюдают, что их обсуждают и смеются над ними. Хотя вы, конечно, не невидимка, иррационально было бы думать, что другие люди постоянно наблюдают за вами и с нетерпением ждут ваших неудач. Людей куда больше беспокоит их собственная жизнь, у них нет времени на то, чтобы следить за тем, что и как вы делаете. Даже если кто-то заметит за вами какую-то оплошность, то об этом инциденте они будут помнить в течение часа или максимум двух, в то время как вы можете вспоминать этот случай и годы спустя.

    • Не думайте о том, что за вами постоянно следят и осуждают вас. Это поможет вам расслабиться в компании других людей и сделает ваше общение с ними более приятным.
    • Расстаньтесь с мыслью о том, что на вас постоянно пялятся и вас обсуждают. Как и вы, другие люди больше озабочены собой, нежели людьми вокруг.
  6. Преодолейте страх получить отказ. Худшее, что может произойти – вы встретите кого-то, и этот кто-то не захочет проводить с вами время в следующий раз. Неприятно? Конечно. Конец света? Точно нет. Однако, и это безусловно, такие случаи являются скорее исключением. Если вас одолевают мысли о том, что большинство людей отвергнут вас, из-за чего вы избегаете общения, то знайте, что тем самым вы лишаете себя шанса встретить и пообщаться с удивительными людьми.

    • Помните о том, что вы не будете испытывать этого со всеми людьми или даже с большинством людей. Думайте обо всех тех удивительных отношениях, которые вы можете построить, если будете больше общаться.

    Часть 2

    Как расположить других людей
    1. Улыбайтесь. Все хотят быть рядом с счастливыми людьми, которые радуются жизни. Даже если вы не чувствуете себя счастливыми, заставляйте себя улыбаться время от времени. Вы сразу же почувствуете себя лучше, а люди вокруг потянутся к вам, начнут говорить с вами и даже знакомиться поближе.

      • Улыбка играет особенно важную роль, если вы пытаетесь привлечь лицо противоположного пола, потому что улыбка - это сигнал о том, что вы позитивный человек, с которым стоит познакомиться.
    2. Обращайте внимание на язык тела. Если вы на вечеринке или на другом общественном мероприятии, убедитесь, что ваш язык тела говорит о том, что вы открыты для общения. Поддерживайте с людьми зрительный контакт, кивните им головой и смотрите прямо перед собой, а не на свои ноги или пол. Выглядите при этом счастливыми и готовыми говорить с другими людьми так, чтобы у них возникло желание подойти и пообщаться с вами.

      • Не скрещивайте руки, не хмурьтесь и не стойте в углу. Эти жесты говорят о том, что вы хотите, чтобы вас оставили в покое. Угадайте, что последует за этим? Люди оставят вас в покое.
      • Уберите телефон в сторону. Если со стороны будет казаться, что вы заняты чем-то, то, скорее всего, люди не захотят мешать вам. Ваш язык тела должен говорить, что вы готовы к общению.
    3. Будьте искренними. Неважно, разговариваете ли вы с вашим старым знакомым или с кем-то, с кем вы только что познакомились – всегда стоит показывать ваш искренний интерес к разговору. Это будет стимулировать собеседника к продолжению беседы. Ваш полный интерес к разговору не только покажет, что вы способны на соучастие, но и сделает беседу более интересной и динамичной как для вас, так и для вашего собеседника.

      • Не говорите людям то, что, как вы думаете, они хотят услышать, или то, что, как вам кажется, сделает вас для них более привлекательными. Просто будьте самими собой.
      • Не отвлекайтесь на смс или телефонные звонки во время разговора, особенно если вы разговариваете на важную тему.
      • Соблюдайте баланс в разговоре. Не говорите постоянно о себе, потому что это воспринимается как проявление нарциссизма. В то же время, излишняя молчаливость может быть воспринята как незаинтересованность в разговоре.
    4. Задавайте людям вопросы о них самих. Давайте посмотрим правде в глаза - люди любят, просто обожают говорить о себе. И если вы хотите быть более общительными и начать больше разговаривать с людьми, то вы должны показывать искренний интерес к людям, спрашивая их о том, как у них дела, как они себя чувствуют, и как проходит их день. Это не означает, что вы должны совать нос в чужие дела и задавать супер-личные вопросы. Просто покажите, что вы хотели бы открыто побеседовать с ними, не перебивайте собеседника и не начинайте говорить о себе, пока собеседник не проявит интерес.

      • Это отлично подходит для тех, кто застенчив и не любит говорить о себе.
    5. Будьте более открытыми. Одной из причин, по которой вы можете не быть сверхобщительным человеком, является убеждение, что любой человек, которого вы встречаете, не имеет ничего общего с вами. Вы можете думать, что человек слишком глуп, слишком холоден в общении или слишком застенчив, чтобы быть вашим другом. Но если вы будете более открытыми и дадите людям время, чтобы открыться вам, вы увидите, что у вас с ними больше общего, чем вы думали.

      • Не отказывайтесь от идеи завести нового друга в лице вашего недавнего собеседника только из-за одной сносной беседы. Поговорите с человеком еще несколько раз, чтобы лучше узнать его или ее личность.

      Часть 3

      Расширяйте круг знакомых
      1. Проявляйте инициативу. Не стоит всегда ждать пока друзья или знакомые позвонят вам и предложат встретиться, сделайте первый шаг сами. Помните, что люди не могут читать ваши мысли, и то, что вы никогда не звоните первыми, скорее будет воспринято как нежелание общаться, чем застенчивость. Если вы хотите увидеться с кем-то, просто наберите их номер и предложите встретиться.

        • Позвоните старым друзьям, которых давно не видели, и предложите всем собраться вместе.
        • Устройте вечеринку или ужин и пригласите всех своих друзей, коллег, знакомых.
        • Пригласите друга в кино, на футбол или на концерт.
      2. Принимайте больше приглашений тоже. Если люди, даже самые неожиданные, постоянно просят вас о встрече, вы должны начать принимать их приглашения вместо того, чтобы отказываться. Не говорите, что вы не можете зависнуть с ними только потому, что вы стесняетесь или не думаете, что классно проведете время; вместо этого подумайте лучше обо всех других классных людях, которых вы можете встретить на мероприятии, будь то вечеринка, ночевка в гостях или книжный клуб.

        • Заведите привычку говорить три раза ДА на каждое НЕТ.
        • Это не значит, вы должны соглашаться на что-то совершенно ужасное.
      3. Вступите в клуб единомышленников. Если вы хотите найти новых друзей, следует поискать и за пределами того места, где вы проводите каждый день, где учитесь или работаете. Выберите клуб или сообщество, объединяющее людей со схожими с вашими увлечениями и хобби.

        • Подумайте о вступлении в спортивные сообщества, книжные клубы или сообщества любителей велосипедов.
        • Если у вас нет хобби, подумайте о том, чему бы вы хотели научиться. Пусть это будет чем-то, чем можно заниматься в группе.
      4. Знакомьтесь с общими друзьями. Встречи с друзьями друзей являются одним из самых простых способов познакомиться с новыми людьми. Представьте, что каждый человек, которого вы знаете – это «дверь» или «портал» в новый круг общения.

        • А не устроить ли вам вечеринку? Сообщите всем своим друзьям о грядущей вечеринке и попросите привести с собой гостей. Вы уже будете знать, что из общего с этими людьми у вас будут как минимум ваши друзья.
        • Если ваш друг приглашает вас на вечеринку или другое мероприятие, где вы никого не знаете, примите приглашение. Эта мысль может быть для вас пугающей, но это также прекрасная возможность познакомиться с новыми людьми.
      5. Не раскладывайте жизнь по полочкам. Старайтесь не рассматривать вашу «трудовую жизнь» отдельно от «общественной» и «семейной». Хотя каждая из этих областей жизни, безусловно, требует различного поведения, лучший способ быть более социальными от природы – это быть самими собой независимо от вашего окружения. Другими словами, не откладывайте общение до вечеринок по выходным.

        • Используйте все возможности стать более общительными. В магазине вместо того, чтобы уставиться в экран телефона, избегая даже зрительного контакта с кассиром, заведите разговор, начав его с вопроса о том, как проходит его день.
        • Познакомьтесь со всеми вашими коллегами, если вы еще этого не сделали.
        • Посещайте общественные мероприятия вместе с семьей. Вы будете удивлены, узнав, что с правильным отношением новых друзей можно заводить где угодно.

Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека. Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится. Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.

Социальная активность личности развивается под влиянием всех общественных факторов, влияющих на человека. Главным фактором социальной активности является реализация индивидуумом его знаний и умений на благо общественным интересам, каким он видит это благо со своей точки зрения. Она рассматривается только совместно с каким-либо видом фактической деятельности человека.

Психология рассматривает понятие социальной активности как совокупность направленной деятельности человека и его социально-психологических качеств. Деятельность определяется как способ существования социального субъекта – т.е. способ взаимодействия отдельной личности и общества в целом. На социальную активность влияют такие внутренние факторы человека, как психологические и генетические особенности, культурный уровень, сознательность, характер, система ценностей и индивидуальные потребности.

Социальная активность как рычаг прогресса и общественных перемен

Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, социум. Социальная активность также определяется как способность человека совершать значительные преобразования в общественной жизни с помощью своего поведения, общения, творчества. Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды.

С точки зрения социологии, социальная активность не является произвольным явлением, а возникает вследствие исторической необходимости и направлена по создание новых общественных форм и условий. Социальная активность может нести в себе настроения протеста и вызывать социальную нестабильность. С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития.



Вверх