История возникновения экономики как науки. Основные этапы развития экономической науки, разделы и методы. Современная экономическая наука. Функции экономической дисциплины

Введение

  1. История возникновения и развития экономической науки
  2. Особенности развития экономической науки в ХХ веке

Заключение

Библиографический список

Введение

Любая наука в исследовании своего предмета использует ряд приемов и способов познания, т.е. применяет определенные методы. Набор этих методов в каждой науке складывается свой. Это связано, прежде всего, с особенностями предмета науки. Однако, несмотря на большие различия в объектах и предметах исследований наук можно выделить наиболее общие подходы, позволяющие получить истинные научные знания о любом предмете. Разработкой такой научной методологии познания занимается философия, как система идей и взглядов на мир и на место в нем человека.

В результате многовековой эволюции в философии четко обозначились два основных общепринятых подхода: материализм и идеализм, которые по-разному отвечают на главный вопрос мироздания - что первично: материя или дух? Важным в методологии является также ответ на вопрос: изменяется мир или нет? Сторонники теории развития мира (диалектики) распространяют этот принцип не только на природу, но и на общество. Современное научное знание базируется на диалектическом методе, основы которого заложены еще древними греками и развиты в научную систему выдающимся немецким философом Гегелем. Диалектический метод сводится к тому, что научное познание должно проникнуть в суть процессов и явлений, в их взаимосвязь, познать причины и источники развития.

1. История возникновения и развития экономической науки

Попытки обобщения опыта хозяйствования, в виде определенной экономической мысли, можно найти еще в глубокой древности. Но формирование теории экономики, т.е. совокупности взаимосвязанных и достоверных знаний о природе и закономерностях экономических процессов в обществе, намечается только в XVI-XVII вв.

С момента своего появления экономическая теория была наукой о богатстве, которая пыталась объяснить, по выражению великого английского экономиста А. Смита, "природу и причины богатства народов". Появившееся название науки - "политическая экономия" - отражало государственный уровень обобщения хозяйственной практики. На этом этапе экономическая теория больше всего сосредоточивалась на материальной стороне богатства, пытаясь определиться прежде всего с его видами (сначала богатством объявлялись деньги, потом запасы орудий труда, земля, продукт), а потом и с его источниками (сначала - обмен, внешняя торговля, потом - труд в материальном производстве). Такой подход к предмету экономической теории во многом объясняется "младенчеством" самой науки, а также сложностью и многогранностью экономической деятельности.

Однако, уже к середине XIX в. экономистам, пытающимся уйти от простого описания видимости экономических явлений к их скрытой сущности, становится ясно, что сфера, порождающая общественное богатство, т.е. сфера материального производства двойственна по своей природе - это и процесс взаимодействия людей с элементами природы, и процесс взаимодействия людей между собой. Общественная сторона производственной деятельности людей складывается в систему производственных отношений (по поводу собственно производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ). Марксисты предлагали считать ее предметом политической экономии. Но были и другие мнения. Так, английский экономист А. Маршалл в конце XIX в. предложил в качестве предмета для экономической теории исследование той сферы индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния. В XX в. большинство экономистов предлагают определять экономическую теорию как науку об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, капитал и т.п.) для производства товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.

Если подвести итог сказанному, то экономической науке, видимо, можно дать следующее определение. Экономическая наука, изучает использование ограниченных ресурсов для удовлетворения многообразных потребностей людей, живущих в определенном обществе. Предметом экономической науки является хозяйственная деятельность людей и отношения, которые складываются между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, а также деятельность государственных структур, направленная на эффективное функционирование цикла "производство - потребление".

Главная особенность экономической науки состоит в том, что она находится "на стыке" технических и общественных наук, поскольку изучает общественные законы материального производства. Развитие такого сложного объекта, как общественное производство, невозможно без использования достижений как технических и естественных, так и общественных наук. На начальных этапах развития производства использовались в основном опыт и интуиция, и уже затем появляются собственно научные знания, обобщающие практику.

Экономическая деятельность является важнейшей и одной из самых давних сфер жизни людей. Как только человек начал использовать природные ресурсы и появились новые формы производства, люди неизбежно стали задумываться об их наиболее рациональном применении. Уже первобытные люди, по-видимому, обладали какими-то зачатками хозяйственных знаний. Хотя очень долго экономическая мысль была фрагментарной, не выделялась в особую область знаний и выражалась в основном в форме религиозных верований, мифов, легенд и сказаний. В них пытались описать хозяйственный опыт, дать советы или рекомендовать правила экономического поведения.

Первыми из дошедших до нас системно изложенных экономических суждений являются, видимо, взгляды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля (V - IV в. до н.э.). Они пытались не только обобщить практику современного им хозяйствования, но и поставить уже сугубо теоретические вопросы. Так, из высказываний Аристотеля видно, что его интересовали два вопроса: первый - о достойном использовании имущества и второй - о справедливом обмене продуктов. Однако еще очень долго, вплоть до эпохи позднего средневековья, экономическая мысль, так сказать, "растворялась" в философских, правовых, медицинских знаниях и религиозных проповедях.

В качестве самостоятельной области знаний об экономической науке можно говорить, начиная лишь с XVI-XVIII вв. И первые попытки теоретически, т.е. в виде определенной системы взглядов, описать хозяйственную деятельность связаны с идеями школы меркантилистов. Меркантилизм как теория широко распространился в Европе и прошел два этапа в своем развитии. Среди самых известных меркантилистов надо назвать англичан Т. Мена и У. Стаффорда, французов Ф. Кольбера и А. Монкретьена, итальянца А. Скаруффи, испанца Серру, русских А. Ордын-Нащокина и И. Посошкова. Меркантилисты отражали идеологию нарождающейся буржуазии в эпоху первоначального накопления капитала, поэтому попытались исследовать проблему - что есть богатство общества и как его можно увеличить. Отвечая на этот вопрос, они приходят к выводу, что богатство - это деньги (золото и серебро), а источником его получения считали прежде всего внешнюю торговлю. Поэтому меркантилисты сосредоточились на изучении уже чисто экономических явлений: внешней торговли и торгового баланса, денег и уровня процента. Идеи меркантилизма стали основой и экономической политики, которая сводилась к мерам протекционизма и проводилась практически всеми странами. Однако меркантилизм не стал научной теорией, поскольку изучал внешние хозяйственные формы, ограничиваясь описанием видимости их проявления.

Подлинно научной теорией политическая экономия (этот термин для экономических знаний ввел в научный оборот меркантилист А. Монкретьен, издав в 1615 г. "Трактат о политической экономии") становится в трудах и идеях представителей классической школы буржуазной политэкономии, которая складывается в XVII-XVIII вв.. Наиболее известными из них были У. Петти (1623-1687 г.), Ф. Кенэ (1694-1774 г.), А. Смит (1723-1790 г.), Д. Рикардо (1772-1823 г.). Их заслуга состояла прежде всего в том, что они первыми и действительно с научной позиции, применив методологию логической абстракции, рассматривали развитие общества как закономерный процесс, с присущими ему внутренними законами, поэтому они старались проникнуть в сущность экономических процессов и явлений, а не ограничивались только их внешним описанием. Несомненной заслугой классиков буржуазной политэкономии, является перенесение исследования происхождения богатства из сферы обмена в сферу производства. И хотя этот вопрос рассматривался у классиков по-разному (так, школа физиократов во главе с Ф. Кенэ в качестве создающей богатство отрасли рассматривала только сельскохозяйственное производство), но все они правильно определяют главную сферу обогащения - материальное производство. Это объективно отражало интересы усиления экономического и политического господства буржуазии, которая тогда несла с собой новые, прогрессивные отношения.

Но, пожалуй, главным достижением классической буржуазной политэкономии стала разработка трудовой теории стоимости. Исследуя источники богатства, которое у классиков отождествлялось с капиталом, они приходят к выводу, что единственным источником богатства является человеческий труд. Хотя путь к этому выводу был долгим и непростым, но в конце концов в наиболее законченном виде трудовая теория стоимости утверждается в трудах Д. Рикардо. Правда, он практически не исследует характер труда, создающего стоимость товара, но это стало предметом изучения для экономистов следующего поколения.

И, наконец, еще одной величайшей заслугой классиков (особенно
А. Смита) стало то, что они научно раскрыли роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства. А. Смит выделил механизм конкуренции, дал ему образное название "невидимой руки", незримо управляющей поведением всех экономических агентов.

Дальнейшее развитие политической экономии шло сложными и различными путями. В первой половине XIX в. многое из того, что дали классики было забыто или бездоказательно отвергнуто буржуазными экономистами. К. Маркс (и его последователи) характеризовал этот период как вульгаризацию, т.е. упрощение теории классической школы, и относил к разряду "вульгарных" таких экономистов, как Т. Мальтус (1766-1834 г.), Дж. Милль (1773-1836 г.), Ж-Б. Сэй (1767-1832 г.), Ф. Бастиа (1801-1850 г.), Ф. Лист (1789-1846 г.), Г. Кэри (1793-1879 г.), экономистов "исторической" школы в Германии. Почти все они считали себя продолжателями идей классиков, хотя фактически все опирались на ошибочные положения теории А. Смита и Д. Рикардо. Так, например, Т. Мальтус прославился своей знаменитой "теорией народонаселения", которая базировалась на упрощенном понимании теории "убывающего плодородия почвы", а Ж-Б. Сэй стал автором популярной до сих пор теории "трех факторов производства", которая объясняла стоимость товара не одним только трудом, а еще и капиталом и землей, и опиралась на знаменитую "догму" А. Смита. Ярким примером упрощения подходов классиков стала "национальная система политической экономии" Ф. Листа, где он пытался противопоставить попыткам классиков найти универсальные законы развития капиталистической экономики, идею исключительности национальных экономик, а значит и невозможности выработки единой универсальной экономической теории.

Некоторые элементы теории классиков попытались развить в середине XIX в. представители пролетарской политэкономии К. Маркс (1818-1883 г.), и Ф. Энгельс (1820-1895 г.). В их работах дана своеобразная трактовка многих принципиальных проблем экономической теории - предмета и метода исследований, системы экономических и классовых отношений буржуазии и пролетариата, закономерностей перехода от одной экономической системы к другой.

К. Маркс провел исследование товарного производства вообще и его капиталистической формы с тем, чтобы раскрыть сущность капиталистической системы хозяйствования и определить исторические границы ее развития.

Развитие буржуазной политэкономии во второй половине XIX в. во многом шло под знаком идейной борьбы с марксизмом. Буржуазные экономисты вынуждены были искать прежде всего новые методологические подходы, на которых можно было строить новые теории, реально противостоящие логически выдержанной, стройной, доказательной экономической теории К. Маркса. Главным результатом таких поисков стало создание нескольких новых теорий на базе новой методологии - маржинализма. Они дали в конце XIX в. начало практически всем современным экономическим школам Запада.

Начало маржинальной экономической теории обычно связывают с трудами представителей "австрийской" школы К. Менгера (1840-1921 г.), Ф. Визера (1851-1926 г.) и Е. Бем-Баверка (1851-1914 г.), которые попытались создать новую теорию стоимости на основе предельной полезности благ. Согласно последней их ценность определяется ограниченностью, редкостью и пользой, которую может принести последний экземпляр товарного запаса. Таким образом, в объяснение проблемы стоимости (а значит, и цены) закладывались субъективные и психологические оценки полезности блага со стороны индивидуального потребителя. На основе этого экономисты "американской" школы во главе с Д. Кларком (1847-1938 г.) создают теорию (популярную и сейчас) "предельной производительности факторов производства", согласно которой с последовательным увеличением фактора (при неизменности других) его производительность падает. Таким образом они пытались объяснить динамику прибыли, ренты, процента и зарплаты, системы распределения доходов. Еще одним заметным явлением этого периода стали идеи "кембриджской" школы, возглавляемой А. Маршаллом (1842-1924 г.). Его считают "отцом" современной экономической науки за то, что он попытался создать "чистую" экономическую теорию, свободную от какой-либо идеологии, нейтральную в классовом отношении. Он впервые предложил уйти даже от термина "политическая экономия" в обозначении экономической теории и применил для этого более нейтральный термин "экономикс". Эта попытка оказалась удачной. И, кроме того, А. Маршалл вывел "синтетическую" теорию рыночной цены, которая объединила теории издержек производства, предельной полезности и спроса и предложения, воздержания и производительности факторов.

2. Особенности развития экономической науки в ХХ веке

Развитие экономической теории в XX в. было противоречивым, как и развитие самой капиталистической системы хозяйства. Исторические и экономические катаклизмы XX в. отразились и на идеях экономистов

Самыми значительными по объему и результатам исследований, на наш взгляд, являются:

1) кейнсианство;

2) неоклассическое направление;

3) институционализм.

Кейнсианство возникло в 30-е г. как попытка найти выход из тяжелейшего мирового экономического кризиса 1929-1933 г. и связано с идеями выдающегося экономиста Д.М. Кейнса (1883-1946 г.) Суть его идей можно свести к обоснованию необходимости вмешательства государства в экономику с целью стабилизации капиталистического хозяйства на макроэкономическом уровне. В отличие от своих предшественников, Д. Кейнс разработал макроэкономический метод исследования при помощи совокупных величин. Основным фактором, определяющим развитие экономики, Д. Кейнс считал "эффективный спрос", который у него складывался из совокупного потребления и инвестиций. Этот основной фактор и должен регулироваться государством через кредитно-денежную и бюджетную политику, поскольку стихийный рыночный механизм самостоятельно этого делать не может. При этом решающую роль он отводил стимулированию частных инвестиций. Эта теория "регулируемого капитализма" быстро завоевала авторитет, имела множество последователей, широко использовалась на практике большинством развитых стран вплоть до 70-х г. Наиболее известными последователями Д. Кейнса, среди которых есть и лауреаты Нобелевской премии, являются Р. Харрод, А. Хансен, Е. Домар, Д. Хикс, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон и др. Они попытались на основе кейнсианской доктрины разработать теории экономической динамики и роста, цикличности роста и распределения доходов.

Противоположной экономической доктрины придерживаются представители неоклассического течения. Они полагают, что капитализм с его стихийным рыночным механизмом способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением. Вмешательство государства в этот механизм может допускаться только в минимальных размерах. Поэтому неоклассики отстаивают принципы свободы предпринимательства и рынка.

В своем развитии неоклассические идеи прошли несколько этапов и вылились в несколько модификаций. Главными из них являются следующие:

  1. американский монетаризм (М. Фридман, Д. Лейндлер и др.) Ее последователи считают главной "пружиной" рыночного механизма деньги и предлагают сводить воздействие государства на экономику лишь к поддержанию постоянных темпов роста денежной массы в обращении;
  2. "экономика предложения" (А. Лаффер, М. Эванс и др.). Ее сторонники исходят из того, что для оздоровления капиталистической экономики необходимо ориентироваться не на спрос, а на предложение факторов производства. Для чего необходимо активно стимулировать частных инвесторов через снижение налогов и предоставление льгот частным корпорациям;
  3. теория "социального рыночного хозяйства" (В. Ойкен, Л. Эрхард и др.). Ее представители сводят вмешательство государства к созданию и поддержанию конкурентной среды на рынке через антимонопольную политику, обеспечение устойчивости денег и поддержание "социального мира" в обществе. Начиная с 70-х г. экономическую политику, основанную на идеях неоклассиков, проводят практически все развитые и многие развивающиеся страны.

Институционализм как особое течение оформился в 20-30 г. и стал базой буржуазного реформизма. Его наиболее видными представителями стали американские экономисты Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл, У. Ростоу; Д. Белл, Д. Гэлбрэйт; Р. Арон, Я. Тинберген и др. У институционалистов нет единой теоретической концепции, объединяет их методология междисциплинарного анализа экономики и построение теорий на основе исходных категорий - "институтов". В зависимости от того, на анализе каких "институтов" строятся рассуждения, в рамках этого течения можно выделить несколько основных школ и направлений. Среди них большая группа теорий "трансформации капитализма", "индустриального и постиндустриального общества", "конвергенции", "народного капитализма", эконометрика и др. Все они исходят из того, что путем "социального диалога", на основе совершенствования законодательства, создания смешанной экономики, буржуазной демократии и индикативного планирования можно преодолеть противоречия капитализма и достичь нового общества высокого уровня потребления и социальной гармонии.

Развитие марксистской политэкономии в XX в. тоже было крайне противоречиво. В начале века трудами ученых-марксистов Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, Р. Люксембург и др. был сделан заметный шаг вперед в анализе процессов воспроизводства общественного капитала, развития капитализма в сельском хозяйстве, создана теория империализма и переходного периода от капитализма к социализму, заложены основы политической экономии социализма. И первые годы советской власти были отмечены "всплеском" интереса к экономическим исследованиям, проблемам построения экономики нового типа. В это время проявился талант таких выдающихся русских экономистов, как А. Чаянов, Н. Кондратьев, С. Струмилин, В. Немчинов, Г. Сокольников, А. Гастев и др. Однако уже в 30-х г., в связи с формированием культа личности Сталина, развитие теории марксизма фактически остановилось в силу крайней идеологизации, политизации и догматизма как самой хозяйственной системы, так и экономических исследований. Вследствие чего советская политическая экономия превращается в предмет, описывающий "пороки капитализма" и "преимущества социализма".

Заключение

Все развитие экономической науки с 90-х гг. ХIХ в. (когда в "сражении методов" австрийский маржинализм победил немецкую историческую школу политической экономии, а Маршалл в Англии обосновал создание "чистой" экономики в виде "economics") до сегодняшнего дня представляет собой тенденцию превратить экономическую науку в позитивистскую науку, наполненную "объективными" математическими методами, в некую "социальную инженерию", которая работает только для обслуживания самого "экономического механизма". Ни кейнсианство в 30-е гг., ни новая институциональная экономика в 70-е гг. не смогли переломить эту тенденцию "деполитизации" экономики. В России эта тенденция несколько запоздала по "объективным" причинам, но в 80-х гг. ХХ столетия положение дел исправилось, и политическая экономия была окончательно "выставлена за дверь" в университетах и экономических институтах. Естественно, что постепенно другие науки стали занимать место политической экономии в объяснении социальности экономики - это экономическая социология (о чем проницательно заметил Шумпетер еще в 40-е гг. ХХ в), экономическая психология, экономическая антропология. Но экономической науке удобно их не замечать, что и делается, или противопоставлять - будто бы, у всех у них разный предмет.

Библиографический список

  1. Ананьин О.И., Одинцова М.И. Методология экономической науки: современные тенденции и проблемы // Истоки. Вып. 4. М.: ГУ ВШЭ, 2000
  2. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998. Гл. 4
  3. Алле М. Современная экономическая наука и факты // THESIS. 1994. Т.2, вып. 4.
  4. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад XX столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. 2001. №2.
  5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994. Гл. 17.

Возникновение экономической науки.
На основе анализа многочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономической теории можно выделить 3 этапа ее развития: экономия, политическая экономия, экономикс.

Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационально вести свое хозяйство (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах ⌠справедливая цена ⌠ на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое ⌠губит человеческую душу¦.

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм.
В Англии, Италии, Франции и др. Странах первоначально возникла теоретическая школа - МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. ⌠мерканте¦ - торговец, купец). Она считала, что богатство людей - это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название ⌠политическая экономия¦ (где определение ¦политическая¦ образовано от греческого ⌠политика¦ - искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.

Физиократы.
Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах ФИЗИОКРАТОВ (от греч. физио - природа, и крат- власть), Основатель этого направления - Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.Классическая политическая экономия.
Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр., обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге ⌠Исследование о природе и причинах богатства народов¦. После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. ⌠Естественным порядком ⌠ в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, ⌠мать¦ богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.) ¦Отцом¦ богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти) . Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д.Рикардо (1772-1823 гг.) В работе ⌠Цена золота¦ он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителям классической политической экономии является англ. экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А.Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (ЗП), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты.

Французский экономист Ж.Б. Сей (1767-1832 гг.) - основной труд - ⌠Трактат политической экономии¦. В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, ЗП, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Ж. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм.
Учение английских классиков по новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.) . В своем главном труде ⌠Капитал¦ над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.

Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.)

На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь). Во-вторых- при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В.И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическое направление.
В последней трети 19в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ (по греч. неос - новый). Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской- К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас.

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории - отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

Экономикс.
Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современной западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. ⌠Экономикс¦ исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений: 1) неоклассическое (о нем было сказано выше), 2) теория регулируемого капитализма, 3) институционализм.

Современная экономическая теория.
Становление и развитие теории РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама ⌠вылечить¦ себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.

Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского. ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальное течение в ⌠Экономикс¦ составляет так называемый ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения:

      1. институционалисты не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие на хозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения, юридические законы, обычаи, традиции.
      2. они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается, видоизменяется капиталистическое общество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализму и требование расширения социальных программ с помощью государства.
    3. Рынок - это не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка. Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов и государства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такие жизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположником институционализма считается американский ученый Т.Веблен

К числу крупнейших экономистов современности, разработавших многие направления экономической теории в Украине, следует отнести И.Лукинова, Ю.Пахомова, В. Черняка, А.Чухно.

Знакомство с основными вехами истории развития экономической теории показывает, насколько это сложный и противоречивый процесс, отражающий сложность и противоречивость самого объекта изучения v экономической жизни общества.

Ни одна из многочисленных теорий, школ, течений не смогла объяснить этот процесс во всей полноте, но каждая из них вносит свою лепту в познание экономических закономерностей.

При изучении последующих тем курса мы ближе познакомимся с основными направлениями экономической теории.

«Экономика» - от латинского слова, означающего «искусство веде­ния домашнего хозяйства».

Экономика - система хозяйства, включающая все отрасли производства, обеспечивающая разнообразные общественные потребности.

Экономическая деятельность складывается из производства, об­мена, распределения и потребления товаров и услуг (экономических благ).

Экономические блага - общественные ценности, существующие в ограниченном количестве и способные стать объектом обмена или купли-продажи.

Услуга - это товар, который потребляется одновре­менно с его производством.

Любой товар обладает стоимостью (которая определяется тем, сколько вложил в его создание производитель) и потребительской сто­имостью (то, сколько готовы платить покупатели за данный товар).

Цена это денежное выражение стоимости товара.

Экономическая наука (экономика как наука) - наука, изучающая, как люди в условиях ограниченных ресурсов удовлетворяют бесконеч­но растущие потребности.

Целью экономической науки является, как и изучение экономических процессов, так и совершенствование эконо­мической системы. Разделяется на микроэкономику , которая изучает экономическую деятельность на уровне отдельных людей или предприятий, и макроэкономику , изучающую экономические процессы отраслей, государств и мира в целом.

Функции экономической науки:

    познавательная (даёт знания об экономических процессах и явлениях);

    образовательная (позволяет человеку применять полученные эко­номические знания для своей эффективной деятельности);

    методологическая (даёт методы и средства исследования, приме­няемые в смежных с экономической теорией дисциплинах);

    практическая (применяет полученные знания на практике, уча­ствует в экономической политике);

    идеологическая (задаёт и обосновывает цели внутренней и внеш­ней политики государства).

2.2 Факторы производства и факторные доходы

Производство - осуществление затрат экономических ресурсов (факторов производства) для создания экономических благ.

Основные факторы производства:

1 . Земля (совокупность природных ресурсов, привлекаемых дл производства).

2 . Труд (рабочая сила и ее квалификация).

3 . Капитал (произведенные человеком средства производства). Капитал подразделяется на:

    основной - средства, используемые в нескольких циклах произ­водства. Например, здания, станки, оборудование и т.п. Стоимость этих средств возвращается к предпринимателю по частям, в течение нескольких товарооборотов;

    оборотный - средства, однократно используемые в производстве. Например, сырьё, топливо, коммунальные услуги и т.п. Стоимость дан­ных средств возвращается производителю за один товарооборот.

Также капитал делится на:

    реальный - все искусственно созданные средства производства, т.е. капитал как фактор производства;

    финансовый - все денежные средства, участвующие в предпринимательской деятельности.

4 . Предпринимательская способность (способность к организации, поиску перспективных отраслей, оценке рисков и т.д.).

Кроме того, современные экономисты особо выделяют факторы производства: информация, инфраструктура, энергетические ресурсы.

Каждый фактор производства должен приносить своему владельцу доход - факторный доход :

1 . Земля - Рента

2 . Труд - Заработная плата

3 . Капитал - Процент

4 . Предпринимательская способность - Прибыль Производство может осуществляться при наличии хотя бы одного из факторов производства.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.

2. Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.

Основные этапы развития экономической науки

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (впервые дал анализ разделению труда), Платона (отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей), Аристотеля (сделал анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли).

Первое, раннее течение экономической мысли в XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является У. Петти , заложивший основы трудовой теории стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А. Тюрго . Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским хозяйством.

Выдающийся английский экономист А. Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Д. Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.

В годы «великой депрессии» в США появилось экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий, регулирования экономики – кейнсианство.

Монетаризм (М. Фридман ) – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы), выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования.

Неолиберализм (Ф. фон Хайек ) – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности (частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.

Институционально-социологическое направление (Д. Гэлбрейт – теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса.

Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Функции экономики: познавательная; методологическая; практическая (прагматическая); образовательная; идеологическая.

Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Экономическая преступность ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - одна из структурных частей преступности, включающая в себя совокупность всех совершенных в сфере экономики преступлений, посягающих на отношения собственности, правомерность предпринимательства и свободу

Из книги автора

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - общественная дисциплина, исследующая закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках социологической науки. Развитие экономики Э.С. описывает как социальный процесс, движимый активностью

Из книги автора

Из книги автора

Экономическая статистика См. также «Количественные показатели» (с.274)Не принимайте на веру никаких цифр, пока не поймете, откуда они взялись.Джек Стэк (р.1948), американский бизнесменЕсли статистические данные выглядят интересно, они скорее всего неверны.Девиз Центрального

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

1. Возникновение и развитие экономической науки

2. Роль экономической теории в развитии общества

3. Предмет экономической теории

4. Методология и структура экономической теории

Возникновение и развитие экономической науки

Практические потребности регулирования экономической жизни и воздействие на нее в нужных для людей направлениях вызвали стремление человека разгадать тайны экономических процессов.

Серьезное внимание к основам экономики проявлялось уже в древнем мире. Многие важные экономические процессы рассматривались в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, который ввел в оборот название науки – «экономия», что в буквальном смысле означает – «искусство ведения домашнего хозяйства».

Однако как наука (т.е. как систематизированное знание о сущности экономики), экономическая теория возникла только в XVII-XVIII вв., в период становления капитализма. Именно тогда перед наукой встала задача выяснить, «как государство богатеет».

Первой теоретической школой, определившей направление экономической мысли XV-XVII вв. был меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Один из представителей данной теории Антуан де Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия»: в 1615 году он издал «Трактат политической экономии», где провозгласил, что экономическая наука занимается экономикой, хозяйством в рамках национальных государств.

Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономерностей в сфере обращения, то есть в денежном обороте и торговле. Представители этой школы (Томас Ман, Жан Батист Кольбер и др.) считали, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно все купить. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы.

Меркантилисты считали, что нации, подобно торговцам должны конкурировать друг с другом за получение прибыли, т.е. правительства, по их мнению, должны поддерживать промышленность такими законами, которые позволяют делать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а продажу товаров в другие страны высокими. Так можно достичь так называемого «благоприятного торгового баланса» (ситуация, когда экспорт превышает импорт). Таким образом, происходит накопление золота в стране.



Между тем, критики данного направления в экономической теории справедливо подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из стран. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Экономическая мысль XVIII века интересно представлена школой физиократов . Термин «физиократия» образован от греческих слов и дословно означает «власть природы». Наиболее яркие представители данной школы – Франсуа Кенэ и Анн Тюрго. Они считали, что источником богатства является производство, хотя рассматривали только одну его отрасль – сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. Здесь произведенные затраты окупаются увеличением продукции, получением дополнительного продукта и чистого дохода. Доход подсчитывается путем вычитания произведенных затрат из полученной суммы.

Со временем выяснилось односторонность взглядов физиократов. Рост богатства они связывали только с естественным плодородием земли и на этом основании промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Но сама по себе природа, без применения труда и капитала постоянно не может умножать богатство общества. И, тем не менее, это более прогрессивная теория по сравнению с меркантилизмом, т.к. вопрос о происхождение общественного богатства был перенесен из сферы обращения в сферу производства.

Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа . Ее выдающимися представителями были английские экономисты Уильям Петти, Давид Рикардо, Адам Смит. Они установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формы являются не какие-то конкретные продукты, создаваемые в промышленности и сельском хозяйстве, а стоимость товаров, определяемая затратами труда на его производство. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма стоимости прирастает на дополнительную величину. Так была создана трудовая теория стоимости.

А. Смит впервые разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается «естественный порядок», эффективное экономическое развитие. Теория А. Смита принципиально изменила характер экономической теории, которая стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще.

Однако на взглядах представителей классического направления сказалась узость буржуазного кругозора: анализируя капиталистический способ производства, они выдавали его за вечное, естественное состояние общества.

В начале второй половины 19 века экономическая наука переживала глубокий кризис, и казалось, что политэкономия теоретически как наука умерла. Но она возродилась, представленная марксизмом и маржинализмом. Однако, единой экономической науки больше не существовало. Она расщепилась на 2 ветви, развивавшиеся в противоположных направлениях.

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) выступал как революционное учение, провозглашающее скорый конец капитализма. К. Маркс впервые применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило ему не только дать критику предшествующей политической экономии, отметив все ценное, что было изложено в предыдущих учениях, но и раскрыть законы движения капиталистического общества с позиций рабочего класса. Главная задача Маркса и его сторонников заключались в том, чтобы, опираясь на трудовую теорию стоимости раскрыть природу прибыли (прибавочной стоимости) как нетрудового дохода капиталистов.

Учение о прибавочной стоимости явилось у Макса теоретическим обоснованием его вывода о непримиримости противоречия между пролетариатом и буржуазией и неизбежности революционного крушения капитализма.

Маржинализм занимал принципиально иную позицию, которую можно охарактеризовать как охранительную в отношении буржуазного общества. Охранительная позиция выразилась в нежелании обсуждать социальные аспекты экономики.

Теория маржинализма – это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данный субъект руководствуется собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена. Классиками теории маржинализма являются англичанин А. Джевонс, швейцарец Л. Вальрас, представители «австрийской школы» (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк).

На протяжении всей своей истории маржинализм находился под жестким прессом конкуренции идей, заставляющих его приспособиться к изменяющемуся миру, воспринимать здравые мысли, рождавшиеся за рамками системы и даже на первый взгляд противоречащие ей. Например, в 90 гг. XIX века Альфред Маршалл (представитель неоклассического направления) сумел встроить в концепцию маржинализма элементы рикардианства. Он положил начало комплексному подходу к анализу ценности товара с учетом, как сил спроса, так и предложения. В результате экономическая теория значительно выиграла и стала уважительно называться «неоклассической системой».

К основным современным экономическим теориям можно отнести:

· кейнсианство;

· неоклассический синтез;

· институционализм;

· монетаризм;

· экономику предложения;

· неолиберализм.

Более подробно с данными теориями можно ознакомиться в предложенной литературе.



Вверх