«Адаптивное управление сложными системами на основе теории распознавания образов. Теория распознавания образов

Sun, Mar 29, 2015

В настоящее время существует множество задач, в которых требуется принять некоторое решение в зависимости от присутствия на изображении объекта или классифицировать его. Способность «распознавать» считается основным свойством биологических существ, в то время как компьютерные системы этим свойством в полной мере не обладают.

Рассмотрим общие элементы модели классификации.

Класс - множество объектом имеющие общие свойства. Для объектов одного класса предполагается наличие «схожести». Для задачи распознавания может быть определено произвольное количество классов, больше 1. Количество классов обозначается числом S. Каждый класс имеет свою идентифицирующую метку класса.

Классификация - процесс назначения меток класса объектам, согласно некоторому описанию свойств этих объектов. Классификатор - устройство, которое в качестве входных данных получает набор признаков объекта, а в качестве результата выдающий метку класса.

Верификация - процесс сопоставления экземпляра объекта с одной моделью объекта или описанием класса.

Под образом будем понимать наименование области в пространстве признаков, в которой отображается множество объектов или явлений материального мира. Признак - количественное описание того или иного свойства исследуемого предмета или явления.

Пространство признаков это N-мерное пространство, определенное для данной задачи распознавания, где N - фиксированное число измеряемых признаков для любых объектов. Вектор из пространства признаков x, соответствующий объекту задачи распознавания это N-мерный вектор с компонентами (x_1,x_2,…,x_N), которые являются значениями признаков для данного объекта.

Другими словами, распознавание образов можно определить, как отнесение исходных данных к определенному классу с помощью выделение существенных признаков или свойств, характеризующих эти данные, из общей массы несущественных деталей.

Примерами задач классификации являются:

  • распознавание символов;
  • распознавание речи;
  • установление медицинского диагноза;
  • прогноз погоды;
  • распознавание лиц
  • классификация документов и др.

Чаще всего исходным материалом служит полученное с камеры изображение. Задачу можно сформулировать как получение векторов признаков для каждого класса на рассматриваемом изображении. Процесс можно рассматривать как процесс кодирования, заключающийся в присвоении значения каждому признаку из пространства признаков для каждого класса.

Если рассмотреть 2 класса объектов: взрослые и дети. В качестве признаков можно выбрать рост и вес. Как следует из рисунка эти два класса образуют два непересекающихся множества, что можно объяснить выбранными признаками. Однако не всегда удается выбрать правильные измеряемые параметры в качестве признаков классов. Например выбранные параметры не подойдут для создания непересекающихся классов футболистов и баскетболистов.

Второй задачей распознавания является выделение характерных признаков или свойств из исходных изображений. Эту задачу можно отнести к предварительной обработке. Если рассмотреть задачу распознавания речи, можно выделить такие признаки как гласные и согласные звуки. Признак должен представлять из себя характерное свойство конкретного класса, при этом общие для этого класса. Признаки, характеризующие отличия между - межклассовые признаки. Признаки общие для всех классов не несут полезной информации и не рассматриваются как признаки в задаче распознавания. Выбор признаков является одной из важных задач, связанных с построением системы распознавания.

После того, как определены признаки необходимо определить оптимальную решающую процедуру для классификации. Рассмотрим систему распознавания образов, предназначенную для распознавания различных M классов, обозначенных как m_1,m_2,…,m3. Тогда можно считать, что пространство образов состоит из M областей, каждая содержит точки, соответствующие образом из одного класса. Тогда задача распознавания может рассматриваться как построение границ, разделяющих M классов, исходя из принятых векторов измерений.

Решение задачи предварительной обработки изображения, выделение признаков и задачи получения оптимального решения и классификации обычно связано с необходимостью произвести оценку ряда параметров. Это приводит к задаче оценки параметров. Кроме того, очевидно, что выделение признаков может использовать дополнительную информацию исходя из природы классов.

Сравнение объектов можно производить на основе их представления в виде векторов измерений. Данные измерений удобно представлять в виде вещественных чисел. Тогда сходство векторов признаков двух объектов может быть описано с помощью евклидова расстояния.

где d - размерность вектора признака.

Разделяют 3 группы методов распознавания образов:

  • Сравнение с образцом . В эту группу входит классификация по ближайшему среднему, классификация по расстоянию до ближайшего соседа. Также в группу сравнения с образцом можно отнести структурные методы распознавания.
  • Статистические методы . Как видно из названия, статистические методы используют некоторую статистическую информацию при решении задачи распознавания. Метод определяет принадлежность объекта к конкретному классу на основе вероятности В ряде случаев это сводится к определению апостериорной вероятности принадлежности объекта к определенному классу, при условии, что признаки этого объекта приняли соответствующие значения. Примером служит метод на основе байесовского решающего правила.
  • Нейронные сети . Отдельный класс методов распознавания. Отличительной особенностью от других является способность обучаться.

Классификация по ближайшему среднему значению

В классическом подходе распознавания образов, в котором неизвестный объект для классификации представляется в виде вектора элементарных признаков. Система распознавания на основе признаков может быть разработана различными способами. Эти векторы могут быть известны системе заранее в результате обучения или предсказаны в режиме реального времени на основе каких-либо моделей.

Простой алгоритм классификации заключается в группировке эталонных данных класса с использованием вектора математического ожидания класса (среднего значения).

где x(i,j)- j-й эталонный признак класса i, n_j- количество эталонных векторов класса i.

Тогда неизвестный объект будет относиться к классу i, если он существенно ближе к вектору математического ожидания класса i, чем к векторам математических ожиданий других классов. Этот метод подходит для задач, в которых точки каждого класса располагаются компактно и далеко от точек других классов.

Трудности возникнут, если классы будут иметь несколько более сложную структуру, например, как на рисунке. В данном случае класс 2 разделен на два непересекающихся участка, которые плохо описываются одним средним значением. Также класс 3 слишком вытянут, образцы 3-го класса с большими значениями координат x_2 ближе к среднему значению 1-го класса, нежели 3-го.

Описанная проблема в некоторых случаях может быть решена изменением расчета расстояния.

Будем учитывать характеристику «разброса» значений класса - σ_i, вдоль каждого координатного направления i. Среднеквадратичное отклонение равно квадратному корню из дисперсии. Шкалированное евклидово расстояние между вектором x и вектором математического ожидания x_c равно

Эта формула расстояния уменьшит количество ошибок классификации, но на деле большинство задач не удается представить таким простым классом.

Классификация по расстоянию до ближайшего соседа

Другой подход при классификации заключается в отнесении неизвестного вектора признаков x к тому классу, к отдельному образцу которого этот вектор наиболее близок. Это правило называется правилом ближайшего соседа. Классификация по ближайшему соседу может быть более эффективна, даже если классы имеют сложную структуру или когда классы пересекаются.

При таком подходе не требуется предположений о моделях распределения векторов признаков в пространстве. Алгоритм использует только информацию об известных эталонных образцах. Метод решения основан на вычислении расстояния x до каждого образца в базе данных и нахождения минимального расстояния. Преимущества такого подхода очевидны:

  • в любой момент можно добавить новые образцы в базу данных;
  • древовидные и сеточные структуры данных позволяют сократить количество вычисляемых расстояний.

Кроме того, решение будет лучше, если искать в базе не одного ближайшего соседа, а k. Тогда при k > 1 обеспечивает наилучшую выборку распределения векторов в d-мерном пространстве. Однако эффективное использование значений k зависит от того, имеется ли достаточное количество в каждой области пространства. Если имеется больше двух классов то принять верное решение оказывается сложнее.

Литература

  • M. Castrillón, . O. Déniz, . D. Hernández и J. Lorenzo, «A comparison of face and facial feature detectors based on the Viola-Jones general object detection framework,» International Journal of Computer Vision, № 22, pp. 481-494, 2011.
  • Y.-Q. Wang, «An Analysis of Viola-Jones Face Detection Algorithm,» IPOL Journal, 2013.
  • Л. Шапиро и Д. Стокман, Компьютерное зрение, Бином. Лаборатория знаний, 2006.
  • З. Н. Г., Методы распознавания и их применение, Советское радио, 1972.
  • Дж. Ту, Р. Гонсалес, Математические принципы распознавания образов, Москва: “Мир” Москва, 1974.
  • Khan, H. Abdullah и M. Shamian Bin Zainal, «Efficient eyes and mouth detection algorithm using combination of viola jones and skin color pixel detection» International Journal of Engineering and Applied Sciences, № Vol. 3 № 4, 2013.
  • V. Gaede и O. Gunther, «Multidimensional Access Methods,» ACM Computing Surveys, pp. 170-231, 1998.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Информационно-технический факультет

Кафедра прикладных информационных технологий

по дисциплине Нечеткая логика и нейронные сети

Распознавание образов

Направление: Бизнес-информатика (электронный бизнес)

Ф.И.О студента: Мазур Екатерина Витальевна

Проверил: Павлова Анна Илларионовна

Новосибирск 2016

  • Введение
  • 1. Понятие распознавания
    • 1.1 История развития
    • 1.2 Классификация методов распознавания образов
  • 2. Методы распознавания образов
  • 3. Общая характеристика задач распознавания образов и их типы
  • 4. Проблемы и перспективы развития распознавания образов
    • 4.1 Применение распознавания образов на практике
  • Заключение

Введение

Достаточно продолжительное время задача распознавания образов рассматривалась только с биологической точки зрения. При этом наблюдениям подвергались лишь качественные характеристики, которые не позволяли описать механизм функционирования.

Введённое Н.Винером в начале XX века понятие кибернетика (наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе), позволила в вопросах распознавания ввести количественные методы. То есть, представить данный процесс (по сути - природное явление) математическими методами.

Теория распознавания образов является одним из основных разделов кибернетики как в теоретическом, так и в прикладном плане. Так, автоматизация некоторых процессов предполагает создание устройств, способных реагировать на изменяющиеся характеристики внешней среды некоторым количеством положительных реакций.

Базой для решения задач такого уровня являются результаты классической теории статистических решений. В ее рамках строились алгоритмы определения класса, к которому может быть отнесен распознаваемый объект.

Цель данной работы - познакомиться с понятиями теории распознавания образов: раскрыть основные определения, изучить историю возникновения, выделить основные методы и принципы теории.

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент распознавание образов - одно из ведущих направлений кибернетики. Так, в последние годы оно находит все большее применение: оно упрощает взаимодействие человека с компьютером и создает предпосылки для применения различных систем искусственного интеллекта.

распознавание образ применение

1. Понятие распознавания

Долгое время проблема распознавания привлекала внимание только ученых области прикладной математики. В результате, работы Р. Фишера, созданные в 20-х годах , привели к формированию дискриминантного анализа - одного из разделов теории и практики распознавания образов. В 40-х годах А. Н. Колмогоровым и А. Я. Хинчиным была поставлена цель о разделении смеси двух распределений. А в 50-60-е годы ХХ века на основе большого количества работ появилась теория статистических решений. В рамках кибернетики начало складываться новое направление, связанное с разработкой теоретических основ и практической реализацией механизмов, а также систем, предназначенных для распознавания объектов и процессов. Новая дисциплина получила название "Распознавание образов".

Распознавание образов (объектов) - это задача идентификации объекта по его изображению (оптическое распознавание), аудиозаписи (акустическое распознавание) или другим характеристикам. Образ - это классификационная группировка, которая позволяет объединить группу объектов по некоторым признакам. Образы обладают характерной чертой, проявляющейся в том, что ознакомление с конечным числом явлений из одного множества дает возможность узнать большое количество его представителей. В классической постановке задачи распознавания множество разбивается на части.

Одним из базовых определений также является и понятие множества. В компьютере множество - это набор неповторяющихся однотипных элементов. "Неповторяющихся" - значит, что элемент в множестве либо есть, либо нет. Универсальное множество включает все возможные элементы, пустое не содержит ни одного.

Методика отнесения элемента к какому-то образу называется решающим правилом. Еще одно важное понятие - метрика - определяет расстояние между элементами множества. Чем меньше это расстояние, тем больше схожи объекты (символы, звуки и др.), которые мы распознаем. Стандартно элементы задаются в виде набора чисел, а метрика - в виде какой-то функции. От выбора представления образов и реализации метрики зависит эффективность работы программы: одинаковый алгоритм распознавания с разными метриками будет ошибаться с разной частотой.

Обучением обычно называют процесс выработки в некоторой системе той или иной реакции на факторы внешних похожих сигналов путем их многократного воздействия на систему. Самообучение отличается от обучения тем, что здесь дополнительная информация о реакции системе не сообщается.

Примерами задач распознавания образов являются:

Распознавание букв;

Распознавание штрих-кодов;

Распознавание автомобильных номеров;

Распознавание лиц и других биометрических данных;

Распознавание речи и др..

1.1 История развития

К середине 50-х годов Р. Пенроуз ставит под сомнение нейросетевую модель мозга, указывая на существенную роль в его функционировании квантово-механических эффектов. Отталкиваясь от этого, Ф.Розенблатт разработал модель обучения распознавания зрительных образов, названную персептроном.

Рисунок 1 - Схема Персептрона

Далее были придуманы различные обобщения персептрона, и функция нейронов была усложнена: нейроны смогли не только умножать входные числа и сравнивать результат с пороговыми значениями, но и применять по отношению к ним более сложные функции. На рисунке 2 изображено одно из подобных усложнений:

Рис. 2 Схема нейронной сети.

Кроме того, топология нейронной сети могла быть еще более усложненной. Например, такой:

Рисунок 3 - Схема нейронной сети Розенблатта.

Нейронные сети, будучи сложным объектом для математического анализа, при грамотном их использовании, позволяли находить весьма простые законы данных. Но это достоинство одновременно является и источником потенциальных ошибок. Трудность для анализа, в общем случае, объясняется только сложной структурой, но, как следствие, практически неисчерпаемыми возможностями для обобщения самых различных закономерностей.

1.2 Классификация методов распознавания образов

Как мы уже отметили, распознаванием образов называются задачи установления отношений эквивалентности между определенными образами-моделями объектов реального или идеального мира.

Данные отношения определяют принадлежность распознаваемых объектов к каким-либо классам, которые рассматриваются как самостоятельные независимые единицы.

При построении алгоритмов распознавания эти классы могут задаваться исследователем, который пользуется собственными представлениями или использует дополнительную информацию о сходстве или различии объектов в контексте данной задачи. В данном случае говорят о "распознавании с учителем". В другом, т.е. когда автоматизированная система решает задачу классификации без привлечения дополнительной информации, говорят о "распознавании без учителя".

В работах В.А. Дюка дан академический обзор методов распознавания и используется два основных способа представления знаний:

Интенсиональное (в виде схемы связей между атрибутами);

Экстенсиональное с помощью конкретных фактов (объекты, примеры).

Интенсиональное представление фиксируют закономерности, которыми объясняется структура данных. Применительно к диагностическим задачам такая фиксация заключается в определении операций над признаками объектов, приводящих к нужному результату. Интенсиональные представления реализуются через операции над значениями и не предполагают проведения операций над конкретными объектами.

В свою очередь экстенсиональные представления знаний связаны с описанием и фиксацией конкретных объектов из предметной области и реализуются в операциях, элементами которых служат объекты как самостоятельные системы.

Таким образом, в основу классификации методов распознавания, предложенной В.А. Дюка, положены фундаментальные закономерности, которые лежат в основе человеческого способа познания в принципе. Это ставит данное деление на классы в особое положение по сравнению с другими менее известными классификациями, которые на этом фоне выглядят искусственными и неполными.

2. Методы распознавания образов

Метод перебора. В данном методе производится сравнение с некоторой базой данных, где для каждого из объектов представлены разные варианты модификации отображения. Например, для оптического распознавания образов можно применить метод перебора под разными углами или масштабами, смещениями, деформациями и т. д. Для букв можно перебирать шрифт или его свойства. В случае распознавания звуковых образов происходит сравнение с некоторыми известными шаблонами (слово, произнесенное многими людьми). Далее, производится более глубокий анализ характеристик образа. В случае оптического распознавания - это может быть определение геометрических характеристик. Звуковой образец в этом случае подвергается частотному и амплитудному анализу.

Следующий метод - использование искусственных нейронных сетей (ИНС). Он требует либо огромного количества примеров задачи распознавания, либо специальной структуры нейронной сети, учитывающей специфику данной задачи. Но, тем не менее, этот метод отличается высокой эффективностью и производительностью.

Методы, основанные на оценках плотностей распределения значений признаков . Заимствованы из классической теории статистических решений, в которой объекты исследования рассматриваются как реализации многомерной случайной величины, распределенной в пространстве признаков по какому-либо закону. Они базируются на байесовской схеме принятия решений, апеллирующей к начальным вероятностям принадлежности объектов к тому или иному классу и условным плотностям распределения признаков.

Группа методов, основанных на оценке плотностей распределения значений признаков, имеет непосредственное отношение к методам дискриминантного анализа. Байесовский подход к принятию решений относится к наиболее разработанным в современной статистике параметрическим методам, для которых считается известным аналитическое выражение закона распределения (нормальный закон) и требуется только оценить лишь небольшое количество параметров (векторы средних значений и ковариационные матрицы). Основными трудностями применения данного метода считается необходимость запоминания всей обучающей выборки для вычисления оценок плотностей и высокая чувствительность к обучающей выборки.

Методы, основанные на предположениях о классе решающих функций . В данной группе считается известным вид решающей функции и задан функционал ее качества. На основании этого функционала по обучающей последовательности находят оптимальное приближение к решающей функции. Функционал качества решающего правила обычно связывают с ошибкой. Основным достоинством метода является ясность математической постановки задачи распознавания.Возможность извлечения новых знаний о природе объекта, в частности знаний о механизмах взаимодействия атрибутов, здесь принципиально ограничена заданной структурой взаимодействия, зафиксированной в выбранной форме решающих функций.

Метод сравнения с прототипом . Это наиболее легкий на практике экстенсиональный метод распознавания. Он применяется, в том случае, когда распознаваемые классы показываются компактными геометрическими классами. Тогда в качестве точки - прототипа выбирается центр геометрической группировки (или ближайший к центру объект).

Для классификации неопределенного объекта находится ближайший к нему прототип, и объект относится к тому же классу, что и он. Очевидно, никаких обобщенных образов в данном методе не формируется. В качестве меры могут применяться различные типы расстояний.

Метод k ближайших соседей . Метод заключается в том, чтопри классификации неизвестного объекта находится заданное число (k) геометрически ближайших пространстве признаков других ближайших соседей с уже известной принадлежностью к какому-либо классу. Решение об отнесении неизвестного объекта принимается путем анализа информации о его ближайших соседей. Необходимость сокращения числа объектов в обучающей выборке (диагностических прецедентов) является недостатком данного метода, так как это уменьшает представительность обучающей выборки.

Исходя из того, что различные алгоритмы распознавания проявляют себя по-разному на одной и той же выборке, то встает вопрос о синтетическом решающем правиле, которое бы использовало сильные стороны всех алгоритмов. Для этого существует синтетический метод или коллективы решающих правил, которые объединяют в себе максимально положительные стороны каждого из методов.

В заключение обзора методов распознавания представим суть вышеизложенного в сводной таблице, добавив туда также некоторые другие используемые на практике методы.

Таблица 1. Таблица классификации методов распознавания, сравнения их областей применения и ограничений

Классификация методов распознавания

Область применения

Ограничения (недостатки)

Интенсиальные методы распознавания

Методы, основанные на оценках плотностей

Задачи с известным распределением (нормальным), необходимость набора большой статистики

Необходимость перебора всей обучающей выборки при распознавании, высокая чувствительность к не представительности обучающей выборки и артефактам

Методы, основанные на предположениях

Классы должны быть хорошо разделяемыми

Должен быть заранее известен вид решающей функции. Невозможность учета новых знаний о корреляциях между признаками

Логические методы

Задачи небольшой размерности

При отборе логических решающих правил необходим полный перебор. Высокая трудоемкость

Лингвистические методы

Задача определения грамматики по некоторому множеству высказываний (описаний объектов), является трудно формализуемой. Нерешенность теоретических проблем

Экстенсиальные методы распознавания

Метод сравнения с прототипом

Задачи небольшой размерности пространства признаков

Высокая зависимость результатов классификации от метрики. Неизвестность оптимальной метрики

Метод k ближайших соседей

Высокая зависимость результатов классификации от метрики. Необходимость полного перебора обучающей выборки при распознавании. Вычислительная трудоемкость

Алгоритмы вычисления оценок (АВО)

Задачи небольшой размерности по количеству классов и признаков

Зависимость результатов классификации от метрики. Необходимость полного перебора обучающей выборки при распознавании. Высокая техническая сложность метода

Коллективы решающих правил (КРП) - синтетический метод.

Задачи небольшой размерности по количеству классов и признаков

Очень высокая техническая сложность метода, нерешенность ряда теоретических проблем, как при определении областей компетенции частных методов, так и в самих частных методах

3. Общая характеристика задач распознавания образов и их типы

Общая структура системы распознавания и ее этапы показаны на рисунке 4:

Рисунок 4 - Структура системы распознавания

Задачи распознавания имеют следующие характерные этапы:

Преобразование исходных данных к удобному виду для распознавания;

Распознавание (указание принадлежности объекта определенному классу).

В этих задачах можно вводить понятие подобия объектов и формулировать набор правил, на основании которых объект зачисляется в один или разные классы.

Так же можно оперировать набором примеров, классификация которых известна и которые в виде заданных описаний могут быть объявлены алгоритму распознавания для настройки на задачу в процессе обучения.

Трудности решения задач распознавания связаны с невозможностью применять без исправлений классические математические методы (часто в доступе нет информация для точной математической модели)

Выделяют следующие типы задач распознавания:

Задача распознавания - отнесение предъявленного объекта по его описанию к одному из заданных классов (обучение с учителем);

Задача автоматической классификации - разбиение множества систему непересекающихся классов (таксономия, кластерный анализ, самообучение);

Задача выбора информативного набора атрибутов при распознавании;

Задача приведения исходных данных к удобному виду;

Динамическое распознавание и классификация;

Задача прогнозирования - то есть, решение должно относиться к определенному моменту в будущем.

В существующих системах распознавания есть две наиболее сложные проблемы:

Проблема «1001 класса» - добавление 1 класса к 1000 существующим вызывает трудности с переобучением системы и проверке данных, полученных до этого;

Проблема «соотношения словаря и источников» - наиболее сильно проявляется в распознавании речи. Текущие системы могут распознавать либо большое количество слов от небольшой группы лиц, либо мало слов от большой группы лиц. Так же трудно распознавать большое количество лиц с гримом или гримасами.

Нейронные сети не решают эти задачи напрямую, однако в силу своей природы они гораздо легче адаптируются к изменениям входных последовательностей.

4. Проблемы и перспективы развития распознавания образов

4.1 Применение распознавания образов на практике

В целом проблема распознавания образов состоит из двух частей: обучения и распознавания. Обучение осуществляется путем показа независимых объектов с отнесением их к тому или другому классу. По итогу обучения распознающая система должна приобрести способность реагировать одинаковыми реакциями на все объекты одного образа и различными - на все другие. Важно, что в процессе обучения указываются только сами объекты и их принадлежность образу. За обучением следует процесс распознавания, который характеризует действия уже обученной системы. Автоматизация этих процедур и составляет проблему.

Прежде чем начать анализ какого-либо объекта, нужно получить о нем определенную, каким-либо способом упорядоченную, точную информацию. Такая информация представляет собой совокупность свойств объектов, их отображение на множестве воспринимающих органов распознающей системы.

Но каждый объект наблюдения может воздействовать по-разному, в зависимости от условий восприятия. Кроме того, объекты одного и того же образа могут сильно отличаться друг от друга.

Каждое отображение какого-либо объекта на воспринимающие органы распознающей системы, независимо от его положения относительно этих органов, принято называть изображением объекта, а множества таких изображений, объединенные какими-либо общими свойствами, представляют собой образы. При удачном выборе исходного описания (пространства признаков) задача распознавания может оказаться достаточно легкой и, наоборот, неудачно выбранное может привести к очень сложной дальнейшей переработке информации, либо вообще к отсутствию решения.

Распознавание объектов, сигналов, ситуаций, явлений - самая часто встречающаяся задача, которую человеку необходимо решать ежесекундно. Для этого используются огромные ресурсы мозга, который оценивается таким показателем как число нейронов, равное 10 10 .

Также, распознавание постоянно встречается в технике. Вычисления в сетях формальных нейронов, во многом напоминают обработку информации мозгом. В последнее десятилетие нейрокомпьютинг приобрел чрезвычайную популярность и успел превратиться в инженерную дисциплину, связанную с производством коммерческих продуктов. В большом объеме ведутся работы по созданию элементной базы для нейровычислений.

Основной их характерной чертой является способность решать неформализованные проблемы, для которых в силу тех или иных причин не предполагается алгоритмов решения. Нейрокомпьютеры предлагают относительно простую технологию получения алгоритмов путем обучения. В этом их основное преимущество. Поэтому нейрокомпьютинг оказывается актуальным именно сейчас - в период расцвета мультимедиа, когда глобальное развитие требует разработки новых технологий, тесно связанных с распознаванием образов.

Одной из основных проблем развития и применения искусственного интеллекта остаётся проблема распознавания звуковых и визуальных образов. Все остальные технологии уже готовы к тому, чтобы найти своё применение в медицине, биологии, системах безопасности. В медицине распознавание образов помогает врачам ставить более точные диагнозы, на заводах оно используется для прогноза брака в партиях товаров. Системы биометрической идентификации личности в качестве своего алгоритмического ядра так же основаны на результатах распознавания. Дальнейшее развитие и проектирование компьютеров, способных к более непосредственному общению с человеком на естественных для людей языках и посредством речи, нерешаемы без распознавания. Здесь уже встает вопрос о развитии робототехники, искусственных систем управления, содержащих в качестве жизненно важных подсистем системы распознавания.

Заключение

В результате работы был сделан краткий обзор основных определений понятий такого раздела кибернетики как распознавание образов, выделены методы распознавания, сформулированы задачи.

Безусловно, существует множество направлений по развитию данной науки. К тому же, как было сформулировано в одной из глав, распознавание - одно из ключевых направлений развития на данный момент. Так, программное обеспечение в ближайшие десятилетия может стать ещё более привлекательным для пользователя и конкурентоспособным на современном рынке, если приобретет коммерческий формат и начнет распространяться в рамках большого количества потребителей.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на следующие аспекты: глубокий анализ основных методов обработки и разработка новых комбинированных или модифицированных методов для распознавания. На основании проведенных исследований можно будет разработать функциональную систему распознавания, с помощью которой возможно проверить выбранные методы распознавания на эффективность.

Список литературы

1. Дэвид Формайс, Жан Понс Компьютерное зрение. Современный подход, 2004

2. Айзерман М.А., Браверман Э.М., Розоноэр Л.И. Метод потенциальных функций в теории обучения машин. - М.: Наука, 2004.

3. Журавлев Ю.И. Об алгебраическом подходе к решению задач распознавания или классификации // Проблемы кибернетики. М.: Наука, 2005. - Вып. 33.

4. Мазуров В.Д. Комитеты систем неравенств и задача распознавания // Кибернетика, 2004, № 2.

5. Потапов А.С. Распознавание образов и машинное восприятие. - С-Пб.: Политехника, 2007.

6. Минский М., Пейперт С. Персептроны. - М.: Мир, 2007.

7. Растригин Л. А., Эренштейн Р. Х. Метод коллективного распознавания. М. Энергоиздат, 2006.

8. Рудаков К.В. Об алгебраической теории универсальных и локальных ограничений для задач классификации // Распознавание, классификация, прогноз. Математические методы и их применение. Вып. 1. - М.: Наука, 2007.

9. Фу К. Структурные методы в распознавании образов. - М.: Мир, 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные понятия теории распознавания образов и ее значение. Сущность математической теории распознавания образов. Основные задачи, возникающие при разработке систем распознавания образов. Классификация систем распознавания образов реального времени.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2014

    Понятие и особенности построения алгоритмов распознавания образов. Различные подходы к типологии методов распознавания. Изучение основных способов представления знаний. Характеристика интенсиональных и экстенсиональных методов, оценка их качества.

    презентация , добавлен 06.01.2014

    Теоретические основы распознавания образов. Функциональная схема системы распознавания. Применение байесовских методов при решении задачи распознавания образов. Байесовская сегментация изображений. Модель TAN при решении задачи классификации образов.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2017

    Обзор задач, возникающих при разработке систем распознавания образов. Обучаемые классификаторы образов. Алгоритм персептрона и его модификации. Создание программы, предназначенной для классификации образов методом наименьшей среднеквадратической ошибки.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Методы распознавания образов (классификаторы): байесовский, линейный, метод потенциальных функций. Разработка программы распознавания человека по его фотографиям. Примеры работы классификаторов, экспериментальные результаты о точности работы методов.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2011

    Создание программного средства, осуществляющего распознавание зрительных образов на базе искусственных нейронных сетей. Методы, использующиеся для распознавания образов. Пандемониум Селфриджа. Персептрон Розенблатта. Правило формирования цепного кода.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2014

    Распознавание образов - задача идентификации объекта или определения его свойств по его изображению или аудиозаписи. История теоретических и технических изменений в данной области. Методы и принципы, применяемые в вычислительной технике для распознавания.

    реферат , добавлен 10.04.2010

    Понятие системы распознавания образов. Классификация систем распознавания. Разработка системы распознавания формы микрообъектов. Алгоритм для создания системы распознавания микрообъектов на кристаллограмме, особенности его реализации в программной среде.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2014

    Выбор типа и структуры нейронной сети. Подбор метода распознавания, структурная схема сети Хопфилда. Обучение системы распознавания образов. Особенности работы с программой, ее достоинства и недостатки. Описание интерфейса пользователя и экранных форм.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Появление технических систем автоматического распознавания. Человек как элемент или звено сложных автоматических систем. Возможности автоматических распознающих устройств. Этапы создания системы распознавания образов. Процессы измерения и кодирования.

В этой статье я задался целью осветить некоторые фундаментальные результаты теории машинного обучения таким образом, чтобы концепции были понятны читателям, немного знакомыми с задачами классификации и регрессии. Идея написать такую статью все четче проявлялась в моем сознании с каждой прочитанной книгой, в которой идеи обучения машин распознаванию рассказывались как бы с середины и совершенно не понятно, на что авторы того или иного метода опирались при его разработке. С другой стороны существует ряд книг, посвященных основным концепциям в машинном обучении, но изложение материала в них может показаться слишком сложным для первого прочтения.

Мотивация

Рассмотрим такую задачу. У нас есть яблоки двух классов - вкусные и не вкусные, 1 и 0. Яблоки обладают признаками - цветом и размером. Цвет изменятся непрерывно от 0 до 1, т.е. 0 -полностью зеленое яблоко, 1 - полностью красное. Размер может меняться аналогично, 0 - яблоко маленькое, 1 - большое. Мы хотели бы разработать алгоритм, который бы получал на вход цвет и размер, а на выходе отдавал класс яблока - вкусное оно или нет. Весьма желательно, чтобы число ошибок при этом было чем меньше тем лучше. При этом мы обладаем конечным списком, в котором указаны исторические данные о цвете, размере и классе яблок. Как бы мы могли решать такую задачу?

Логический подход

Решая нашу задачу, первый метод, который возможно придет на ум, может быть такой: давайте вручную составим правила типа if-else и в зависимости от значений цвета и размера будем присваивать яблоку определенный класс. Т.е. у нас есть предпосылки - это цвет и размер, и есть следствие - вкус яблока. Вполне разумно, когда признаков немного и можно на глаз оценить пороги для сравнения. Но может случится так, что придумать четкие условия не получится, и из данных не очевидно какие пороги брать, да и число признаков может увеличиваться в перспективе. А что делать, если в нашем списке с историческими данными, мы обнаружили два яблока с одинаковыми цветом и размером, но одно помечено как вкусное, а другое нет? Таким образом наш первый метод не настолько гибкий и масштабируемый, как нам бы хотелось.

Обозначения

Введем следующую нотацию. Будем обозначать -ое яблоко как . В свою очередь каждый состоит из двух чисел - цвета и размера. Этот факт мы будем обозначать парой чисел: . Класс каждого -го яблока мы обозначим как . Список с историческими данными обозначим буквой , длина этого списка равна . -ый элемент этого списка есть значение признаков яблока и его класс. Т.е. . Так же будем называть выборкой. Большими буквами и мы обозначим переменные, которые могут принимать значения конкретного признака и класса. Веедем новое понятие - решающее правило есть функция, которая принимает на вход значение цвета и размера , а на выходе возвращает метку класса:

Вероятностный подход

Развивая идею логического метода с предпосылками и следствиями, зададим себе вопрос - а какова вероятность того, что -ое яблоко, которое не принадлежит нашей выборке будет вкусное, при условии измеренных значений цвета и размера? В нотации теории вероятностей этот вопрос можно записать так:

В этом выражении можно интерпретировать как посылку, как следствие, но переход от посылки к следствию будет подчинятся вероятностным законам, а не логическим. Т.е. вместо таблицы истинности с булевскими значениями 0 и 1 для класса, будут значения вероятности, которые принимают значения от 0 до 1. Применим формулу Байеса и получим следующее выражение:

Рассмотрим правую часть этого выражения более подробно. Множитель называется априорной вероятностью и означает вероятность встретить вкусное яблоко среди всех возможных яблок. Априорная вероятность встретить невкусное яблоко есть . Эта вероятность может отражать наше личное знание о том, как распределены вкусные и невкусные яблоки в природе. Например, по нашему прошлому опыту мы знаем, что 80% всех яблок - вкусные. Или мы можем оценить это значение просто посчитав долю вкусных яблок в нашем списке с историческими данными S. Следующий множитель - показывает, насколько вероятно получить конкретное значение цвета и размера для яблока класса 1. Это выражение так же называется функцией правдоподобия и может иметь вид какого-нибудь конкретного распределения, например, нормального. Знаменатель мы используем в качестве нормировочной константы, что бы искомая вероятность изменялась в пределах от 0 до 1. Нашей конечной целью является не поиск вероятностей, а поиск решающего правила, которое бы сразу давало нам класс. Конечный вид решающего правила зависит от того, какие значения и параметры нам известны. Например, мы можем знать только значения априорной вероятности, а остальные значения оценить невозможно. Тогда решающее правило будет такое - ставить всем яблокам значение того класса, для которого априорная вероятность наибольшая. Т.е. если мы знаем, что 80% яблок в природе вкусные, то каждому яблоку ставим класс 1. Тогда наша ошибка составит 20%. Если же мы к тому же можем оценить значения функции правдоподобия $p(X=x_m | Y=1)$, то можем и найти значение искомой вероятности по формуле Байеса, как написано сверху. Решающее правило здесь будет таким: поставить метку того класса, для которого вероятность максимальна:

Это правило назовем Байесовским классификатором. Поскольку мы имеем дело с вероятностями, то даже большое значение вероятности не дает гарантий, что яблоко не принадлежит к классу 0. Оценим вероятность ошибки на яблоке следующим образом: если решающее правило вернуло значение класса равное 1, то вероятность ошибиться будет и наоборот:

Нас интересует вероятность ошибки классификатора не только на данном конкретном примере, но и вообще для всех возможных яблок:

Это выражение является математическим ожидаем ошибки . Итак, решая исходную проблему мы пришли к байесовскому классификатору, но какие у него есть недостатки? Главная проблема - оценить из данных условную вероятность . В нашем случае мы представляем объект парой чисел - цвет и размер, но в более сложных задачах размерность признаков может быть в разы выше и для оценки вероятности многомерной случайной величины может не хватить числа наблюдений из нашего списка с историческими данными. Далее мы попробуем обобщить наше понятие ошибки классификатора, а так же посмотрим, можно ли подобрать какой-либо другой классификатор для решения проблемы.

Потери от ошибок классификатора

Предположим, что у нас уже есть какое-либо решающее правило . Тогда оно может совершить два типа ошибок - первый, это причислить объект к классу 0, у которого реальный класс 1 и наоборот, причислить объект к классу 1, у которого реальный класс 0. В некоторых задачах бывает важно различать эти случаи. Например, мы страдаем больше от того, что яблоко, помеченное как вкусное, оказалось невкусным и наоборот. Степень нашего дискомфорта от обманутых ожиданий мы формализуем в понятии Более обще - у нас есть функция потерь, которая возвращает число для каждой ошибки классификатора. Пусть - реальная метка класса. Тогда функция потерь возвращает величину потерь для реальной метки класса и значения нашего решающего правила . Пример применения этой функции - берем из яблоко с известным классом , передаем яблоко на вход нашему решающему правилу , получаем оценку класса от решающего правила, если значения и совпали, то считаем что классификатор не ошибся и потерь нет, если значения не совпадают, то величину потерь скажет наша функция

Условный и байесовский риск

Теперь, когда у нас есть функция потерь и мы знаем, сколько мы теряем от неправильной классификации объекта , было бы неплохо понять, сколько мы теряем в среднем, на многих объектах. Если мы знаем величину - вероятность того, что -ое яблоко будет вкусное, при условии измеренных значений цвета и размера, а так же реальное значение класса(например возьмем яблоко из выборки S, см. в начале статьи), то можем ввести понятие условного риска. Условный риск есть средняя величина потерь на объекте для решающего правила :

В нашем случае бинарной классификации когда получается:

Выше мы описывали решающее правило, которое относит объект к тому классу, который имеет наибольшее значение вероятности Такое правило доставляет минимум нашим средним потерям(байесовскому риску), поэтому Байесовский классификатор является оптимальным с точки зрения введенного нами функционала риска. Это значит, что Байесовский классификатор имеет наименьшую возможную ошибку классификации.

Некоторые типовые функции потерь

Одной из наиболее частовстречающихся функций потерь является симметричная функция, когда потери от первого и второго типов ошибок равнозначны. Например, функция потерь 1-0 (zero-one loss) определяется так:

Тогда условный риск для a(x) = 1 будет просто значением вероятности получить класс 0 на объектке :

Аналогично для a(x) = 0:

Функция потерь 1-0 принимает значение 1, если классификатор делает ошибку на объекте и 0 если не делает. Теперь сделаем так, чтобы значение на ошибке равнялось не 1, а другой функции Q, зависящей от решающего правила и реальной метки класса:

Тогда условный риск можно записать так:

Замечания по нотации

Предыдущий текст был написан согласно нотации, принятой в книге Дуды и Харта. В оригинальной книге В.Н. Вапника рассматривался такой процесс: природа выбирает объект согласно распределению $p(x)$, а затем ставит ему метку класса согласно условному распределению $p(y|x)$. Тогда риск(матожидание потерь) определяется как

Где - функция, которой мы пытаемся аппроксимировать неизвестную зависимость, - функция потерь для реального значения и значения нашей функции . Эта нотации более наглядна для того чтобы ввести следущее понятие - эмпирический риск.

Эмпирический риск

На данном этапе мы уже выяснили, что логический метод нам не подходит, потому что он недостаточно гибкий, а байесовский классификатор мы не можем использовать, когда признаков много, а данных для обучения ограниченное число и мы не сможем восстановить вероятность . Так же нам известно, что байесовский классификатор обладает наименьшей возможной ошибкой классификации. Раз уж мы не можем использовать байесовский классификатор, давайте возьмем что-нибудь по проще. Давайте зафиксируем некоторое параметрическое семейство функций H и будем подбирать классификатор из этого семейства.

Пример: пусть множество всех функций вида

Все функции этого множества будут отличаться друг от друга только коэффициентами Когда мы выбрали такое семейство, мы предположили, что в координатах цвет-размер между точками класса 1 и точками класса 0 можно провести прямую линию с коэффициентами таким образом, что точки с разными классами находятся по разные стороны от прямой. Известно, что у прямой такого вида вектор коэффициентов является нормалью к прямой. Теперь делаем так - берем наше яблоко, меряем у него цвет и размер и наносим точку с полученными координатами на график в осях цвет-размер. Далее меряем угол между этой точкой и вектором $w$. Замечаем, что наша точка может лежать либо по одну, либо по другую сторону от прямой. Тогда угол между и точкой будет либо острый, либо тупой, а скалярное произведение либо положительное, либо отрицательное. Отсюда вытекает решающее правило:

После того как мы зафиксировали класс функций $Н$, возникает вопрос - как выбрать из него функцию с нужными коэффициентами? Ответ - давайте выберем ту функцию, которая доставляет минимум нашему байесовскому риску $R()$. Опять проблема - чтобы посчитать значения байесовского риска, нужно знать распределение $p(x,y)$, а оно нам не дано, и восстановиь его не всегда возможно. Другая идея - минимизировать риск не на всех возможных объектах, а только на выборке. Т.е. минимизировать функцию:

Эта функция и называется эмпирическим риском. Следующий вопрос - почему мы решили, что минимизируя эмпирический риск, мы при этом так же минимизируем байесовский риск? Напомню, что наша задача практическая - допустить как можно меньше ошибок классификации. Чем меньше ошибок, тем меньше байесовский риск. Обоснование о сходимости эмпирического риска к байесовскому с ростом объема данных было получено в 70-е годы двумя учеными - В. Н. Вапником и А. Я. Червоненкисом.

Гарантии сходимости. Простейший случай

Итак, мы пришли к тому, что байесовский классификатор дает наименьшую возможною ошибку, но обучить его в большинстве случаев мы не можем и ошибку(риск) посчитать мы тоже не в силах. Однако, мы можем посчитать приближение к байесовскокому риску, которое называется эмпирический риск, а зная эмпирический риск подобрать такую аппроксимирующую функцию, которая бы минимизировала эмпирический риск. Давайте рассмотрим простейшую ситуацию, когда минимизация эмпирического риска дает классификатор, так же минимизирующий байесовский риск. Для простейшего случая нам придется сделать предположение, которое редко выполняется на практике, но которое в дальнейшем можно будет ослабить. Зафиксируем конечный класс функций из которого мы будем выбирать наш классификатор и предположим, что настоящая функция, которую использует природа для разметки наших яблок на вкусы находится в этом конечном множестве гипотез: . Так же у нас есть выборка , полученная из распределения над объектами . Все объекты выборки считаем одинаково независимо распределенными(iid). Тогда будет верна следующая

Теорема

Выбирая функцию из класса с помощью минимизации эмпирического риска мы гарантированно найдем такую , что она имеет небольшое значение байесовского риска если выборка, на которой мы производим минимизацию имеет достаточный размер.

Что значит «небольшое значение» и «достаточный размер» см. в литературе ниже.

Идея доказательства

По условию теоремы мы получаем выборку из распределения , т.е. процесс выбора объектов из природы случаен. Каждый раз, когда мы собираем выборку она будет из того же распределения, но сами объекты в ней могут быть различны. Главная идея доказательства состоит в том, что мы можем получить такую неудачную выборку , что алгоритм, который мы выберем с помощью минимизации эмпирического риска на данной выборке будет плохо минимизировать байесовский риск но при этом хорошо минимизировать эмпирический риск, но вероятность получить такую выборку мала и ростом размера выборки эта вероятность падает. Подобные теоремы существуют и для более реалистичных предположений, но здесь мы не будем их рассматривать.

Практические результаты

Имея доказательства того, что функция, найденная при минимизации эмпирического риска не будет иметь большую ошибку на ранее не наблюдаемых данных при достаточном размере обучающей выборки мы можем использовать этот принцип на практике, например, следующим образом - берем выражение:

И подставляем разные функции потерь, в зависимости от решаемой задачи. Для линейной регрессии:

Для логистической регресии:

Несмотря на то, что за методом опорных векторов лежит в основном геометрическая мотивация, его так же можно представить как проблему минимизации эмпирического риска.

Заключение

Многие методы обучения с учителем можно рассматривать в том числе как частные случаи теории, разработанной В. Н. Вапником и А. Я. Червоненкисом. Эта теория дает гарантии относительно ошибки на тестовой выборке при условии достаточного размера обучающей выборки и некоторых требований к пространству гипотез, в котором мы ищем наш алгоритм.

Используемая литература

  • The Nature of Statistical Learning Theory, Vladimir N. Vapnik
  • Pattern Classification, 2nd Edition, Richard O. Duda, Peter E. Hart, David G. Stork
  • Understanding Machine Learning: From Theory to Algorithms, Shai Shalev-Shwartz, Shai Ben-David
P.S. Просьба писать в личку обо всех неточностях и опечатках

Теги: Добавить метки

И признаков. Такие задачи решаются довольно часто, например, при переходе или проезде улицы по сигналам светофора. Распознавание цвета загоревшейся лампы светофора и знание правил дорожного движения позволяет принять правильное решение о том, можно или нельзя переходить улицу в данный момент.

В процессе биологической эволюции многие животные с помощью зрительного и слухового аппарата решили задачи распознавания образов достаточно хорошо. Создание искусственных систем распознавания образов остаётся сложной теоретической и технической проблемой. Необходимость в таком распознавании возникает в самых разных областях - от военного дела и систем безопасности до оцифровки всевозможных аналоговых сигналов.

Традиционно задачи распознавания образов включают в круг задач искусственного интеллекта .

Направления в распознавании образов

Можно выделить два основных направления :

  • Изучение способностей к распознованию, которыми обладают живые существа, объяснение и моделирование их;
  • Развитие теории и методов построения устройств, предназначенных для решения отдельных задач в прикладных задачах.

Формальная постановка задачи

Распознавание образов - это отнесение исходных данных к определенному классу с помощью выделения существенных признаков, характеризующих эти данные из общей массы несущественных данных.

При постановке задач распознования стараются пользоваться математическим языком, стараясь в отличии от теории искусственных нейронных сетей , где основой является получение результата путем эксперимента, заменить эксперимент логическими рассуждениями и математическими доказательствами .

Наиболее часто в задачах распознования образов рассматриваются монохромные изображения , что дает возможность рассматривать изображение как функцию на плоскости. Если рассмотреть точечное множество на плоскости T , где функция x (x ,y ) выражает в каждой точке изображения его характеристику - яркость, прозрачность, оптическую плотность, то такая функция есть формальная запись изображения.

Множество же всех возможных функций x (x ,y ) на плоскости T - есть модель множества всех изображений X . Вводя понятие сходства между образами можно поставить задачу распознавания. Конкретный вид такой постановки сильно зависит от последующих этапов при распозновании в соответствии с тем или иным подходом.

Методы распознавания образов

Для оптического распознавания образов можно применить метод перебора вида объекта под различными углами, масштабами, смещениями и т. д. Для букв нужно перебирать шрифт, свойства шрифта и т. д.

Второй подход - найти контур объекта и исследовать его свойства (связность, наличие углов и т. д.)

Еще один подход - использовать искусственные нейронные сети . Этот метод требует либо большого количества примеров задачи распознавания (с правильными ответами), либо специальной структуры нейронной сети, учитывающей специфику данной задачи.

Перцептрон как метод распознавания образов

Ф. Розенблатт вводя понятие о модели мозга , задача которой состоит в том, чтобы показать, как в некоторой физической системе, структура и функциональные свойства которой известны, могут возникать психологические явления - описал простейшие эксперименты по различению . Данные эксперименты целиком относятся к методам распознавания образов, но отличаются тем что алгоритм решения не детерминированный.

Простейший эксперимент, на основе которого можно получить психологически значимую информацию о некоторой системе, сводится к тому, что модели предъявляются два различных стимула и требуется, чтобы она реагировала на них различным образом. Целью такого экперимента может быть исследование возможности их спонтанного различения системой при отсутствии вмешательства со стороны экспериментатора, или, наоборот, изучение принудительного различения, при котором экспериментатор стремится обучить систему проводить требуемую классификацию.

В опыте с обучением перцептрону обычно предъявляется некоторая последовательность образов, в которую входят представители каждого из классов, подлежащих различению. В соответствии с некоторым правилом модификации памяти правильный выбор реакции подкрепляется. Затем перцептрону предъявляется контрольный стимул и определяется вероятность получения правильной реакции для стимулов данного класса. В зависимости от того, совпадает или не совпадает выбранный контрольный стимул с одним из образов, которые использовались в обучающей последовательности, получают различные результаты:

  • 1. Если контрольный стимул не совпадает ни с одним из обучающих стимулов, то эксперимент связан не только с чистым различением , но включает в себя и элементы обобщения .
  • 2. Если контрольный стимул возбуждает некоторый набор сенсорных элементов, совершенно отличных от тех элементов, которые активизировались при воздействии ранее предъявленных стимулов того же класса, то эксперимент является исследованием чистого обобщения .

Перцептроны не обладают способностью к чистому обобщению, но они вполне удовлетворительно функционируют в экспериментах по различению, особенно если контрольный стимул достаточно близко совпадает с одним из образов, относительно которых перцептрон уже накопил определенный опыт.

Примеры задач распознавания образов

  • Распознавание букв.
  • Распознавание штрих-кодов.
  • Распознавание автомобильных номеров.
  • Распознавание лиц.
  • Распознавание речи.
  • Распознавание изображений.
  • Распознавание локальных участков земной коры, в которых находятся месторождения полезных ископаемых.

Программы распознавания образов

См. также

Примечания

Ссылки

  • Юрий Лифшиц. Курс «Современные задачи теоретической информатики» - лекции по статистическим методам распознавания образов, распознаванию лиц, классификации текстов
  • Journal of Pattern Recognition Research (Журнал исследования распознавания образов)

Литература

  • Дэвид А. Форсайт, Джин Понс Компьютерное зрение. Современный подход = Computer Vision: A Modern Approach. - М.: «Вильямс» , 2004. - С. 928. - ISBN 0-13-085198-1
  • Джордж Стокман, Линда Шапиро Компьютерное зрение = Computer Vision. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. - С. 752. - ISBN 5947743841
  • А.Л.Горелик, В.А.Скрипкин , Методы распознавания, М.: Высшая школа, 1989.
  • Ш.-К. Чэн , Принципы проектирования систем визуальной информации, М.: Мир, 1994.

Wikimedia Foundation . 2010 .

- в технике научно техническое направление, связанное с разработкой методов и построением систем (в т. ч. на базе ЭВМ) для установления принадлежности некоторого объекта (предмета, процесса, явления, ситуации, сигнала) к одному из заранее… … Большой Энциклопедический словарь

Одна из новых обл. кибернетики. Содержанием теории Р. о. является экстраполирование свойств объектов (образов), принадлежащих к нескольким классам, на объекты, близкие к ним в некотором смысле. Обычно при обучении автомата Р. о. имеется… … Геологическая энциклопедия

Англ. recognition, image; нем. Gestalt alterkennung. Раздел математической кибернетики, разрабатывающий принципы и методы классификации и идентификации объектов, описываемых конечным набором признаков, характеризующих их. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

Распознавание образов - метод исследования сложных объектов с помощью ЭВМ; заключается в отборе признаков и разработке алгоритмов и программ, позволяющих ЭВМ по этим признакам автоматически классифицировать объекты. Например определять, к какому… … Экономико-математический словарь

- (техн.), научно техническое направление, связанное с разработкой методов и построением систем (в том числе на базе ЭВМ) для установления принадлежности некоторого объекта (предмета, процесса, явления, ситуации, сигнала) к одному из заранее… … Энциклопедический словарь

РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ - раздел математической кибернетики, разрабатывающий и методы классификации, а также идентификации предметов, явлений, процессов, сигналов, ситуаций всех тех объектов, к рые могут быть описаны конечным набором нек рых признаков или свойств,… … Российская социологическая энциклопедия

распознавание образов - 160 распознавание образов: Идентификация форм представлений и конфигураций с помощью автоматических средств

Метод перебора. В данном методе производится сравнение с некоторой базой данных, где для каждого из объектов представлены разные варианты модификации отображения. Например, для оптического распознавания образов можно применить метод перебора под разными углами или масштабами, смещениями, деформациями и т. д. Для букв можно перебирать шрифт или его свойства. В случае распознавания звуковых образов происходит сравнение с некоторыми известными шаблонами (слово, произнесенное многими людьми). Далее, производится более глубокий анализ характеристик образа. В случае оптического распознавания - это может быть определение геометрических характеристик. Звуковой образец в этом случае подвергается частотному и амплитудному анализу.

Следующий метод - использование искусственных нейронных сетей (ИНС). Он требует либо огромного количества примеров задачи распознавания, либо специальной структуры нейронной сети, учитывающей специфику данной задачи. Но, тем не менее, этот метод отличается высокой эффективностью и производительностью.

Методы, основанные на оценках плотностей распределения значений признаков . Заимствованы из классической теории статистических решений, в которой объекты исследования рассматриваются как реализации многомерной случайной величины, распределенной в пространстве признаков по какому-либо закону. Они базируются на байесовской схеме принятия решений, апеллирующей к начальным вероятностям принадлежности объектов к тому или иному классу и условным плотностям распределения признаков.

Группа методов, основанных на оценке плотностей распределения значений признаков, имеет непосредственное отношение к методам дискриминантного анализа. Байесовский подход к принятию решений относится к наиболее разработанным в современной статистике параметрическим методам, для которых считается известным аналитическое выражение закона распределения (нормальный закон) и требуется только оценить лишь небольшое количество параметров (векторы средних значений и ковариационные матрицы). Основными трудностями применения данного метода считается необходимость запоминания всей обучающей выборки для вычисления оценок плотностей и высокая чувствительность к обучающей выборки.

Методы, основанные на предположениях о классе решающих функций. В данной группе считается известным вид решающей функции и задан функционал ее качества. На основании этого функционала по обучающей последовательности находят оптимальное приближение к решающей функции. Функционал качества решающего правила обычно связывают с ошибкой. Основным достоинством метода является ясность математической постановки задачи распознавания. Возможность извлечения новых знаний о природе объекта, в частности знаний о механизмах взаимодействия атрибутов, здесь принципиально ограничена заданной структурой взаимодействия, зафиксированной в выбранной форме решающих функций.

Метод сравнения с прототипом. Это наиболее легкий на практике экстенсиональный метод распознавания. Он применяется, в том случае, когда распознаваемые классы показываются компактными геометрическими классами. Тогда в качестве точки - прототипа выбирается центр геометрической группировки (или ближайший к центру объект).

Для классификации неопределенного объекта находится ближайший к нему прототип, и объект относится к тому же классу, что и он. Очевидно, никаких обобщенных образов в данном методе не формируется. В качестве меры могут применяться различные типы расстояний.

Метод k ближайших соседей. Метод заключается в том, что при классификации неизвестного объекта находится заданное число (k) геометрически ближайших пространстве признаков других ближайших соседей с уже известной принадлежностью к какому-либо классу. Решение об отнесении неизвестного объекта принимается путем анализа информации о его ближайших соседей. Необходимость сокращения числа объектов в обучающей выборке (диагностических прецедентов) является недостатком данного метода, так как это уменьшает представительность обучающей выборки.

Исходя из того, что различные алгоритмы распознавания проявляют себя по-разному на одной и той же выборке, то встает вопрос о синтетическом решающем правиле, которое бы использовало сильные стороны всех алгоритмов. Для этого существует синтетический метод или коллективы решающих правил, которые объединяют в себе максимально положительные стороны каждого из методов.

В заключение обзора методов распознавания представим суть вышеизложенного в сводной таблице, добавив туда также некоторые другие используемые на практике методы.

Таблица 1. Таблица классификации методов распознавания, сравнения их областей применения и ограничений

Классификация методов распознавания

Область применения

Ограничения (недостатки)

Интенсиальные методы распознавания

Методы, основанные на оценках плотностей

Задачи с известным распределением (нормальным), необходимость набора большой статистики

Необходимость перебора всей обучающей выборки при распознавании, высокая чувствительность к не представительности обучающей выборки и артефактам

Методы, основанные на предположениях

Классы должны быть хорошо разделяемыми

Должен быть заранее известен вид решающей функции. Невозможность учета новых знаний о корреляциях между признаками

Логические методы

Задачи небольшой размерности

При отборе логических решающих правил необходим полный перебор. Высокая трудоемкость

Лингвистические методы

Задача определения грамматики по некоторому множеству высказываний (описаний объектов), является трудно формализуемой. Нерешенность теоретических проблем

Экстенсиальные методы распознавания

Метод сравнения с прототипом

Задачи небольшой размерности пространства признаков

Высокая зависимость результатов классификации от метрики. Неизвестность оптимальной метрики

Метод k ближайших соседей

Высокая зависимость результатов классификации от метрики. Необходимость полного перебора обучающей выборки при распознавании. Вычислительная трудоемкость

Алгоритмы вычисления оценок (АВО)

Задачи небольшой размерности по количеству классов и признаков

Зависимость результатов классификации от метрики. Необходимость полного перебора обучающей выборки при распознавании. Высокая техническая сложность метода

Коллективы решающих правил (КРП) - синтетический метод.

Задачи небольшой размерности по количеству классов и признаков

Очень высокая техническая сложность метода, нерешенность ряда теоретических проблем, как при определении областей компетенции частных методов, так и в самих частных методах



Вверх