Конституционно правовые основы гражданского общества. Конституционные основы гражданского общества в россии. Положения, выносимые на защиту

Термин «гражданское общество» был предметом научного внимания Аристотеля и Цицерона, Гоббса и Локка, Гумбольдта и Маркса и многих других мыс­лителей прошлого. Естественно, что с развитием самого общества взгляды ученых на его природу постепенно трансформировались. Абстрагируясь от многообразия исторических фактов и ситуаций, можно выделить три спектра мнений и три основных этапа формирования данного понятия.

На заре человеческой цивилизации гражданское обще­ство полностью отождествлялось с государством. Так, Аристотель утверждал, что государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. В более поздний период (XVIII–XIX вв.) общество стало восприниматься либеральными теоретиками как реак­ция на опасность беспредельного вмешательства госу­дарства в частную жизнь индивида, произвольного ограничения его свободы. Наиболее крайним проявле­нием этих взглядов стала теория анархизма, отрицаю­щая государство как таковое. В последние годы все более заметной в науке становится тенденция поиска оптимальных взаимосвязей между человеком, государ­ством и гражданским обществом, выявления содержа­тельных моментов, отражающих богатство взаимоотно­шений между людьми, разнообразие их личных и кол­лективных интересов.

Современное понимание и значение гражданского общества как категории науки конституционного пра­ва и реального явления могут быть раскрыты при помощи классификации его структурных элементов, описания общих и специфических черт, выявления тенденций и закономерностей развития. Разумеется, мы не в состоянии провести здесь широкомасштабные исследования и создать целостную теорию граждан­ского общества. Это требует времени, стабилизации конституционных отношений и целенаправленных усилий представителей различных отраслей науки. Вместе с тем, думается, нужно попытаться ответить на вопросы, что такое «гражданское общество», чем оно отличается от «негражданского», каковы его взаимоот­ношения с государством, можно ли считать таковым современное российское общество.

Понятие «гражданское общество» сопряжено с ка­тегориями «человек» и «гражданин» во всем многообра­зии их проявлений. Первоначальной структурной еди­ницей (клеточкой) любого сообщества выступает чело­век – индивид с его естественными правами, свобода­ми и обязанностями. Приобретение человеком статуса гражданина означает приобщение его к организованно­му общественно целому, признание и закрепление его прав и свобод в позитивном законодательстве, обеспе­чение последних не только самим укладом жизни, но и государством. Можно утверждать, что широкий спектр гражданских прав, их воспроизводство и рас­ширение по мере роста общественного благосостояния служит основой свободного и демократического разви­тия отдельной личности и общества в целом.



Для уяснения данной проблемы необходимо также четко определить аспекты взаимоотношений государ­ства и гражданского общества. Представляется, что главное здесь не впадать в крайность, т. е. не отожде­ствлять их и не рассматривать их как нечто совершен­но отдельное друг от друга. Истина состоит в том, что государство –это уникальное произведение человече­ства – есть неотъемлемая и органичная часть общества. Одновременно оно выступает в качестве и политико-территориальной формы существования общественной системы, и организационно-властного средства, способ­ствующего сохранению и развитию последней. При этом нужно помнить, что общество исторически непре­ходяще, генетически первично по отношению к госу­дарству, у него собственные источники и закономерно­сти развития, в конечном счете независимые от госу­дарства. При различных исторических условиях воз­действие государства на общество может быть мини­мальным, нормальным и тотальным. Гражданским же надо считать общество, способное обеспечить функци­онирование демократических институтов, реальность личной и экономической свободы людей и их объеди­нений, сохранение общественного контроля над госу­дарственно-властными структурами.

Самостоятельными признаками гражданского обще­ства являются его системность и структурированность. Разумеется, любой социальный организм обладает опре­деленным набором системных качеств. Но гражданскому обществу присущи полнота, устойчивость и воспроиз­водимость этих качеств. Важно видеть в гражданском обществе сложноструктурированную, саморазвиваю­щуюся, целостную систему, открытую для взаимодей­ствия с аналогичными системами в планетарном масш­табе. Причем высокая степень структурированности, т. е. наличие многообразных форм и институтов, по­зволяющих раскрыть всю оригинальность человеческо­го существа,– отличительная черта именно граждан­ского общества.

Решающее значение для характеристики гражданско­го общества имеет его многогранная естественная связь с правом. С одной стороны, лишь в условиях гражданского общества действительно могут быть реализованы естественные права человека, обеспечена правовая за­щищенность отдельной личности, с другой – только при наличии конституционно-правовой стабильности, развитой правовой системы и системы правосудия возможно формирование гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество – это сво­бодное демократическое правовое общество, ориенти­рованное на конкретного человека, создающее атмос­феру доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим нравст­венным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, со­здающее возможность достижения благополучия и ре­ализации прав человека и гражданина, органично вы­рабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Разумеется, данное определение, как и все дефини­ции, имеет относительное значение.

Вместе с тем абсолютизировать и идеализировать гражданское общество ни в коем случае нельзя. Оно есть одновременно результат и процесс развития кон­кретного социального организма и мирового сообщест­ва в целом. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но в одном случае они на определенном историческом отрезке находятся в неразвитом, зачаточном состоянии, в другом, напри­мер в условиях тоталитарного государства, – они мо­гут быть временно подавлены, находиться в состояний сжатой пружины, в третьем, при ярко выраженном классовом характере общественного строя, – они дози­руются, и, наконец, в четвертом, при достижении соци­ального равновесия и всех названных факторов, – полу­чают нормальное развитие.

В российских научных кругах активно заговорили о гражданском обществе после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и опубликования в этом же году проекта Конституции Российской Федерации, в котором один из разделов назывался «Гражданское общество». Про­блема органично увязывалась с задачей построения правового государства в обновленной суверенной России, и термин получил широкое распространение в литературе по конституционному праву. Однако в Основном Законе Российской Федерации о гражданском обще­стве прямо нигде не упоминается. А потому возникает вопрос: можно ли вести речь о категории, которая не получила законодательного закрепления в качестве конституционной? Полагаем, что да. В пользу этого можно привести следующие аргументы:

1) конституционное право как научная и учебная дисциплина не должно да и не может быть адекватно тексту Основного Закона; "

2) категория «гражданское общество», прошедшая проверку временем, традиционно связывается с идея­ми конституционализма не случайно. Само граждан­ское общество есть источник и основа возникновения и развития конституционно-правовых форм;

3) положения гл. 1 и 2 Конституции РФ фактически отражают сложившиеся в теории представления о со­держании и структуре гражданского общества;

5) без всестороннего анализа гражданского общества нельзя раскрыть значение конституционных положе­ний о демократическом, социальном, светском харак­тере российской государственности.

Российское гражданское общество – реальность XX столетия. Но многие его черты и качества еще находятся на стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленностью выхода экономики к цивилизованным рыночным отно­шениям, отсутствием широкого социального слоя соб­ственников, низкой эффективностью механизма право­вой защиты личности. И все же несмотря на названные сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирово­го развития с сохранением позитивного опыта собст­венного прошлого, своих самобытных черт. Оно зави­сит от ряда объективных и субъективных факторов. Одним из действенных рычагов здесь является консти­туционно-правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, определение круга правомочий его структурных элементов. Значение такого правового регулирования заключается в решении при помощи права двух основных задач: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; установить обязанности государства перед граждан­ским обществом.

Рассмотрим теперь структуру гражданского общества как социального явления и объекта правового регулирования.

Структура – внутреннее строение общества, кото­рое отражает многообразие и взаимодействие его со­ставляющих и обеспечивает его целостность и дина­мизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим ин­теллектуальную и волевую энергию общества, являет­ся человек со своими естественными потребностями и интересами, которые внешне выражены в его юри­дических правах и обязанностях. Составляющими (эле­ментами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отно­шения) между ними. Структуру современного россий­ского гражданского общества можно представить в виде единства пяти подсистем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: социальной (в узком смысле слова), экономической, политической, духовно-культурной и информационной. В науке конституци­онного права они рассматриваются: а) как обществен­но-политические категории; 6) как сложные системные образования; в) как относительно самостоятельные конституционные институты.

Социальной системой охватывается совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и вза­имоотношений между ними. Это первичный, фунда­ментальный пласт гражданского общества, оказываю­щий определяющее влияние на другие его подсистемы.

Прежде всего, здесь следует назвать блок связей, обусловливающих продолжение рода человеческого, воспроизводство человека, продление его жизни, вос­питание детей. Сюда входят институт семьи и отноше­ния, которые опосредствованы её существованием и обеспечивают соединение биологического и социаль­ного начал в обществе.

Второй блок составляют взаимосвязи, отражающие сугубо социальную природу человека: конкретные отношения между людьми как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).

Третий блок образуют опосредствованные отноше­ния между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой сумму экономических институтов и связей, которые возника­ют между людьми при реализации отношений собст­венности, производства, распределения, обмена и по­требления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отно­шения собственности, пронизывающие всю ткань эко­номической системы. В Российской Федерации при­знаются и защищаются равным образом частная, госу­дарственная, муниципальная и иные формы собствен­ности.

Отношения по поводу производства материальных и нематериальных благ – второй и наиболее важный для общества структурный слой. В основе производст­ва лежит созидательный труд его членов, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений явля­ются трудовые отношения. Более опосредствованный и абстрактный характер носят производственные отно­шения, которые в силу своей специфики перестают быть зависимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы служат государственные, частные, муници­пальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные пред­приятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления об­щественного совокупного продукта есть важная со­ставная часть экономической системы, хотя они в опре­деленной степени присутствуют и в другой подсисте­ме – социальной.

Политическая система – это взятые в единстве и многообразии взаимодействующие и развивающиеся на основе определенных форм собственности в ходе раз­решения социальных противоречий объединения (орга­низации) людей, которые отражают интересы и волю социальных общностей (народа, классов, наций, слоев, групп), осуществляют политическую власть или борют­ся за её осуществление. В структуру политической системы входят целостные саморегулирующиеся эле­менты (организации) – государство, политические пар­тии, общественно-политические движения, объедине­ния и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем политической сис­темы являются отношения по поводу власти, которые пронизывают данную систему во всех её сферах, на всех этапах жизнедеятельности. Властные отношения весьма разнообразны: между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и др.

Особое место занимают взаимосвязи, складывающи­еся в процессе деятельности политических партий, конечная цель которых – всегда политическая (госу­дарственная) власть.

Помимо сугубо властных наличествует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические ор­ганизации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредст­венной демократии и т. д.

Духовно-культурную систему образуют связи меж­ду людьми, их объединениями, государством и обще­ством в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующими материализованными институтами и учреждениями (образовательными, научными, куль­турными, религиозными), через которые реализуются эти связи.

Базовый блок в этой сфере – отношения, возника­ющие по поводу образования. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности, его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества, без образования не может нор­мально функционировать не только духовно-культур­ная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и разви­тие науки, культуры, религии. Разнообразны пути их

формирования, неоднозначно воздействие на человека, но их консолидируют направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духов­ных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом лично и при помощи средств массовой информации. В число её структур­ных элементов входят государственные, общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осу­ществляющие производство и выпуск таких средств. Информационные отношения пронизывают все сферы гражданского общества.

При характеристике структуры гражданского об­щества необходимо иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, приведенная классификация предпринята в учебных целях и достаточно условна. В действитель­ности названные структурные части тесно взаимосвя­заны и взаимопроникаемы. Объединяющим их факто­ром, эпицентром выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей. Во-вторых, при изучении указанных подсистем как относительно самостоятельных явлений нужно кроме материализованных институтов и взаимосвязей между ними учитывать и другие составляющие. В реальной жизни экономические структуры, политические орга­низации, социальные общности невозможно отделить от соответствующих идей, норм, традиций. В-третьих, надо видеть то, что упорядочивающим фактором струк­туры и процесса жизнедеятельности общественного ор­ганизма служит право с его естественной общегумани­стической природой, подкрепленной прогрессивным демократическим законодательством.

Конституционное право рассматривает гражданское общество прежде всего как объект правового регулирования . Необходимость и возможность конституционного регулирования отношений гражданского общества обус­ловлены тем, что Конституция Российской Федерации является Основным Законом не только государства, но и всего общества. Она содержит естественно-правовые установления, соответствующие международным ак­там о правах человека и гражданина, и принята всенародным голосованием (референдумом).

Под конституционным регулированием понимается целенаправленное регулятивное воздействие на обще­ственные отношения путем закрепления в нормах Основного Закона правовых принципов, условий, прав и обязанностей субъектов конституционного права и гарантий их реализации. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать действие не только Конституции, но и федеральных конституционных, за­конов, а также конституционное и уставное регулирова­ние, осуществляемое субъектами Российской Федера­ции в пределах своей компетенции. Кроме того, следу­ет помнить о том, что в этом разделе речь идет лишь о конституционных основах гражданского общества.

Юридическая специфика позволяет выделить четы­ре направления конституционного регулирования об­щественных отношений:

1) Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования гражданского общества. Так, в ст. 2 говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а в ст. 3носителем суве­ренитета и единственным источником власти в Россий­ской Федерации провозглашается её многонациональ­ный народ;

2)Конституция устанавливает правовые условия, в соответствии скоторыми могут возникнуть опреде­ленные правовые отношения. Например, согласно ст. 6 гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается согласно федеральному закону;

3) Конституция фиксирует права и обязанности субъектов конституционных отношений. В ст. 32 за­крепляются право граждан на участие в управлении Делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранны­ми в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

4) Конституция содержит гарантии реализации прав, обязанностей и полномочий субъектов. В частности, в ст. 12 содержится положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Гарантии осуществления прав граждан могут быть выражены в виде обязанности государства или его органов. Например, в ст. 24 устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать каждому воз­можность ознакомления с документами и материала­ми, непосредственно затрагивающими его права и сво­боды, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со структурой гражданского обще­ства можно выделить институты конституционного регулирования, опосредствующие определенные сфе­ры его жизнедеятельности.

Институт социальной системы охватывает отноше­ния, составляющие первичную, естественную основу человеческого общества. Конституционное законодатель­ство исходит из того, что российский народ с его общей судьбой должен утвердить права и свободы человека, мир и согласие на своей земле. Он несет ответствен­ность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Поэтому земля и другие ресурсы ис­пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на её территории (ст. 9). Конституция объявляет Рос­сийскую Федерацию социальным государством, поли­тика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

В Конституции закрепляются главные направления социальной политики государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного ми­нимального размера оплаты труда; 3) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4) развитие системы социальных служб; 5) назначение государственных пенсий и социальных пособий.

Институт экономической системы – это совокуп­ность конституционных норм, регулирующих отноше­ния людей по поводу собственности, производства и потребления материальных и нематериальных благ. Конституционное регулирование названных отноше­ний идет по пути создания благоприятных условий для их развития и надежных правовых гарантий беспре­пятственного осуществления, закрепления прав собст­венника и предпринимателя. «В Российской Федера­ции, – гласит ст. 8, – гарантируются единство экономи­ческого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Важное значение для характеристики конституци­онного регулирования современных экономических от­ношений имеет конституционный статус предпринима­теля. В ст. 34 Основного Закона закрепляется право каждого на свободное использование своих способно­стей и имущества для предпринимательской деятель­ности. Новизна, демократизм и распространенность этого статуса на всю территорию Федерации делают его необходимым интегрирующим фактором экономи­ческой жизни страны. Впервые в российском законо­дательстве реализован подход к предпринимательству прежде всего как к сфере частных, а не сугубо государственных интересов. Подтверждением тому служит новый Гражданский кодекс РФ (часть первая), развивающий и конкретизирующий конституционные положения.

Институт политической системы регулирует отноше­ния, связанные с осуществлением политической власти. Единственным её источником признается российский народ, он же является носителем суверенитета. Политическая власть реализуется через систему политиче­ских институтов (организаций), предусмотренных и за­крепленных нормами Основного Закона. Центральное место в политической системе принадлежит государ­ству. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ госу­дарственная власть в Российской Федерации осущест­вляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 11 её осуще­ствляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Государственную власть в субъектах Федерации реализуют образуемые ими органы госу­дарственной власти. Подробнее эти вопросы рассмат­риваются в следующих разделах учебного пособия.

Необходимым звеном в механизме осуществления политической власти выступают политические партии. «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» (ч. 3 ст. 13). Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в органах законодательной власти, учреж­дать средства массовой информации и вести пропаганду своих идей, чем оказывают значительное влияние на функционирование политической власти. В настоящее время идет процесс становления многопартийной сис­темы, из множества мелких политических партий по­степенно выкристаллизовываются крупные политиче­ские объединения, вырабатывающие долговременные программные документы и опирающиеся на определен­ные социальные слои и группы населения. Важную роль в общественно-политической жизни страны играют различного рода общественные объеди­нения. Они участвуют в формировании органов госу­дарственной власти, представляют и защищают законные интересы своих членов в государственных и обще­ственных органах и ведут иную работу для достижения целей, предусмотренных их уставами. Регистра­цию уставов общественных объединений и контроль за соответствием их деятельности уставным положениям осуществляет Министерство юстиции РФ. Конститу­ция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание воо­руженных формирований, разжигание социальной, ра­совой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).

духов­но-культурной системы состоит из комплекса норм, расположенных в различных главах Основного Закона (ст. 14, 26, 28, 29, 43, 44, 71, 72). Для цивилизованного гражданского общества Российской Федерации опре­деляющее значение имеет провозглашение её светс­ким государством. Светский (гражданский) характер влияет на все аспекты духовно-культурных отноше­ний, обусловливает независимость и самобытность формирования духовного мира личности. Конституция в ч. 2 ст. 26 предоставляет каждому право на пользо­вание родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. По ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода веро­исповедания, включая право исповедовать индивиду­ально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и рас­пространять религиозные и иные убеждения и дейст­вовать в соответствии с ними.

С учетом ст. 13 Всеобщей декларации прав человека и на базе опыта конституционного развития страны в ст. 43 Основного Закона закрепляется право каждого человека на образование. В этой статье гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основ­ного общего и среднего профессионального образова­ния и бесплатность высшего образования на конкурс­ной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Образо­вание – важнейший участок духовно-культурной жизни страны, оказывающий влияние на развитие науки, литера­туры, искусства, религии и другие сферы обществен­ного сознания. Конкретизацию конституционных положений мы находим в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», в котором даны понятия образования, системы образования, образовательного учреждения, программы и стандарта. В частности, под системой образования понимается совокупность: системы преем­ственных образовательных программ и государствен­ных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образователь­ных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Непреходящее значение для функционирования ду­ховно-культурной сферы имеют конституционно за­крепленные свобода литературного, художественно­го, научного, технического и других видов творче­ства, преподавания и право каждого человека на уча­стие в культурной жизни и пользование учрежде­ниями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

Институт конституционного регулирования инфор­мационной системы находится в стадии становления, так как сама эта система еще только формируется. Основополагающими здесь являются положения ст. 29 Конституции РФ, где говорится, что каждому гаранти­руется свобода мысли и слова, что каждый человек имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура.

Прямое отношение к данному институту имеют положения ст. 15 Основного Закона о том, что законы подлежат официальному опубликованию, а неопубли­кованные законы не применяются. Когда затрагивают­ся права, свободы и обязанности человека и граждани­на, любые нормативные правовые акты не могут при­меняться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Гарантия доступа к документам и материалам, в которых содержится информация, затра­гивающая права и свободы человека, установлена ст. 24 Основного Закона РФ. В его ст. 41 предусмотрена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здо­ровья людей.

Гражда?нское о?бщество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен

Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т. д. Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер и гражданское общество подменено государством.

Реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

Общественно-политические процессы развития гражданского общества в современной демократической России неразрывно связаны с развитием ее конституционных основ.

Конституционное развитие России происходит сложно и противоречиво. Тем не менее, на современном этапе развития нашего общества созрели условия для формирования целостной системы гражданского общества и ее конструктивного взаимодействия с системой государственной и местной власти. Сущность этого процесса можно определить как поэтапный переход от государственного (властного) к государственно-общественному управлению в масштабах страны, субъектов федерации и на местном уровне. Проблема развития гражданского общества - это, в первую очередь, проблема взаимодействия государства и общества, органов власти и общественных объединений в решении всего спектра социально-экономических и общественно-политических задач.

Новая Конституция провозгласила Россию правовым государством, в центре внимания которого, как и всего общества, находится человек, его права и законные интересы, которые признаются высшей ценностью. Никогда за всю многовековую историю России даже в период, когда самодержавие, казалось, пошло на конституционные уступки, человек не выдвигался в центр государственной политики, а его интересы всегда открыто игнорировались властью.

В России, впервые за всю ее многовековую историю, реально реализуются гражданские права и свободы по отношению ко всему населению. Вопрос лишь заключается в качестве и полноте обеспечения этих прав и свобод.

Становление демократического правового государства в России зависит не только от самого государства, но и от каждого его гражданина. Если каждый человек станет стремиться к процветанию страны, отстаивать собственные и коллективные интересы, выполнять возложенные обязанности, только тогда возможно развитие России как правового государства с развитым гражданским обществом.

Сегодня одной из важнейших потребностей России является развитие и усиление влияния гражданского общества и Конституция РФ является базовым документом для его развития. В этом заключается основной потенциал Основного Закона страны. Государству необходим общественный центр политической поддержки. В условиях демократии от гражданского общества исходят стратегические инициативы во всех областях национального строительства, а государство только выполняет общественный заказ. Однако, полноценный диалог между обществом и властью возможен лишь при наличии развитой системы гражданских институтов.

Одним из важнейших прав является право участвовать в референдуме, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Термин "гражданское общество был предметом научного внимания Аристотеля и Цицеро на, Гоббса и Локка, Гумбольдта и Маркса и многих других мыслителей прошлого. Естественно, что с развитием самого общества взгляды ученных на его природу постепенно трансформировались. Абстрагируясь от многообразия исторических фактов и ситуаций, можно выделить три спектра мнений и три основных этапа формирования данного понятия.

На заре человеческой цивилизации гражданское общество полностью отожествлялось с государством. В более поздний период (XVIII - XIX в. в) общество стало восприниматься либеральными теоретиками как реакция на опасность беспредельного вмешательства государства в частную жизнь индивида, произвольного ограничения его свободы. В последние годы все более заметной в науке становится тенденция поиска оптимальных возможностей между человеком, государством и гражданским обществом, выявления содержательных моментов, отражающих богатство взаимоотношений между людьми, разнообразие их личных и коллективных интересов.

Решающее значение для характеристики гражданского общества имеет его многогранная естественная связь с правом. С одной стороны, лишь в условиях гражданского общества действительно могут быть реализованы естественные права человека, обеспечена правовая защищенность отдельной личности, с другой - только при наличии конституционно-правовой стабильности, развитой правовой системы и системы правосудия возможно формирование гражданского общества.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, обще-гуманистическим нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

В научных кругах активно заговорили о гражданском обществе в начале 90-х годов. Данная проблема органично увязывалась с задачей построения правового государства в обновленных суверенных государствах (СНГ), и термин получил широкое распространение в литературе по конституционному праву. Однако в Конституции 1993 года о гражданском обществе прямо нигде не упоминалось, тогда как Конституция 1995 года в преамбулу термин: "сознавая себя миролюбивым гражданским обществом…". А потому возникает вопрос: можно ли вести речь о категории, которая не получила законодательного закрепления в качестве конституционной в основных разделах Конституции? Полагаем, что да. В пользу этого говорят следующие аргумента: 1) конституционное право как научная учебная дисциплина не должно, да и не может быть адекватно тексту Основного Закона; 2) категория "гражданское общество", прошедшая проверку временем, традиционно связывается с идеями конституционализма не случайно. Само гражданское общество есть источник и основа возникновения и развития конституционно-правовых форм; 3) положения разделов 1 и 2 Конституции РК фактически отражают сложившиеся в теории представления о содержании и структуре гражданского общества; 4) рассматриваемая категория исторически и логически неразрывна с категорией "правовое государство", цель создания которого заложена в Конституции РК; 5) без всестороннего анализа гражданского общества нельзя раскрыть значение конституционных положений о демократическом, светском, правовом и социальном характере национальной государственности в РК.

Гражданское общество в Республике Казахстан - реальность XX столетия. Но многие его черты и качества еще находятся на стадии развития и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленностью выхода экономики к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на названные сложности, формирование гражданского общества в Казахстане, как и в других странах, идет в русле мирового развития с сохранением позитивного опыта собственного прошлого, своих самобытных черт. Оно зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Одним из действенных рычагов здесь является конституционно-правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, определение круга правомочий его структурных элементов. Значение такого правового регулирования заключается в решении при помощи права двух основных задач: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; установить обязанности государства перед гражданским обществом.

Усматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего, следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы экономической системы.

Конституция РФ (ст. 8) устанавливает разнообразные формы собственности, равным образом защищая их.

Основы конституционного строя закрепляют важнейшие характеристики российского государства как демократического, федеративного к правового государства с республиканской формой правления (ст. 1); устанавливают источник государственной власти, принцип неделимости суверенитета и высшие формы осуществления народовластия (ст. 3); формулируют начала федеративного устройства (ст. 4-5); определяют взаимоотношения граждан, государства и общества с закреплением приоритета человека, его прав и свобод (ст. 2). Равным образом закрепляются и иные конституционные положения: признание РФ социальным государством (ст. 7); гарантирование системы местного самоуправления (ст. 12); светский характер государства (ст. 14); забота о природных ресурсах как основы жизнедеятельнос­ти народов России (п. 1 ст. 9). Глава об основах конституционного строя, таким образом, составляет первичную основополагающую нор­мативную базу всех положений Конституции, всего текущего и кон­ституционного законодательства.

Демократическое правовое государство - это общество сво­бодных, полноправных граждан, обладающих неотчуждаемыми, есте­ственными правами и реально участвующих в делах государства. Та­кое государство характеризуется, прежде всего, тем, что в нем чело­век, era достоинство, права и свободы утверждаются в качестве выс­ших (основных) ценностей с возложением при этом на государство конституционной обязанности их признания, осуществления и защиты, причем личности, из которых формируются структуры государства, это осознают и хотят этого.

Конституционное закрепление народовластия в качестве основы российского общества с развертыванием системы политических, орга­низационных и правовых гарантий - одна из существенных отличи­тельных черт Конституции РФ. Государственная власть не может быть самостоятельна и независима от народа, поскольку она призвана осу­ществлять его совокупную волю и интересы. Однако нельзя утверж­дать, что с принятием Конституции РФ 1993 г. народовластие прочно укоренилось в стране. Еще должно пройти немало времени, когда человек воспитанный в новых условиях поймет, что он и есть власть, а не чиновники на различных должностях, пусть даже на выборных. Воспитание этого чувства очень сложная и длительная задача.

Закрепляя организацию государственной власти, Конституция РФ в рамках парламентарно-президентской республики учреждает пре­зидентскую власть как наиболее приемлемую в условиях геополити­ческого положения России. Президент РФ - не только символ един­ства нации, но и гарант общественно-политической стабильности, един­ства и территориальной целостности страны. Характерным при этом является развитие парламентской демократии как одного из путей утверждения правовой государственности.


На конституционном уровне закрепляются основные демократи­ческие принципы организации и функционирования государственной власти - участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее пол­ную реализацию народовластия, а вместе с этим - и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституци­онного строя, но и соответствующими гарантиями. Например, о само­стоятельности и взаимодействии ветвей государственной власти, о равном праве граждан на доступ к государственной (муниципаль­ной) службе, о независимости судей и т.д. Они обеспечиваются также конституционным, судебным контролем по вопросам законности, при­нимаемых на всех уровнях управления решений.

Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа.

Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание соци­альной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в условиях развивающегося гражданского общества в России, любой народ может найти форму своего самовыражения и развития в рам­ках федерации без необходимости строить суверенное государство. В единстве сила, возможность свободной экономической интеграции и социального развития государства. Базовый закон (Конституция 1993) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Ограничение государственной власти правом имеет одной из главных своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества. Современный подход рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Ядром правовой системы и базой для текущего законодательства в сфере регулирования элементов гражданского общества выступает Конституция РФ. В главе 1 «Основы конституционного строя» и 2 «Права и свободы человека и гражданина» устанавливаются базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью». Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства. Статья 2 в совокупности со статьей 18 Конституции РФ призвана показать, через провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, производный от интересов отдельного человека, а значит, всего гражданского общества характер государственной власти. Как это принято в любом демократическом государстве: государство находится на службе у человека, обеспечивает его частные интересы, а не наоборот, человек служит орудием осуществления политики государства. Таким образом, ценность личности, на интересы и потребности которой ориентирована деятельность всех государственных и общественных институтов, является одним из важнейших устоев гражданского общества.

На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти – участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим – и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиям. Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа. Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.



Вверх