В обществе складываются социальные отношения. Социальный статус и социальные отношения. Система социальных отношений

Социальными признаются любые отношения, возникающие между социальными группами, а также членами этих групп. Социальные отношения относятся практически ко всему, что окружает человека. Где бы он ни работал и где не осуществлял бы свою деятельность, он всегда будет вовлечен в те или иные социальные отношения.

Понятие социальных отношений на практике имеет сильную связь с социальными ролями. Как правило, человек, вступающий в некие социальные отношения, предстает в них в определенной своей социальной роли, будь то профессиональная, национальная или гендерная роль.

Помимо самих отношений, возникающих между людьми, социальными являются и все формы, которые принимают эти отношения. Люди вынуждены вступать в эти отношения не только в связи с потребностью в причастности, но и благодаря материальным и духовным потребностям, которые они просто не могут удовлетворить в-одиночку.

Виды социальных отношений

Социальные отношения можно разделить на виды, исходя из сфер деятельности, в которых люди себя проявляют. Это производственные, экономические, политические, эстетические, психологические, межличностные. К последним, например, можно причислить дружеские, товарищеские, любовные, родственные отношения. В межличностных отношениях человек наиболее ярко проявляет себя как личность и наиболее вовлечен в отношения.

Психологические отношения в большей мере характеризуются отношением индивида к самому себе и его реакцией на внешние раздражители или объекты. Существует также симбиоз социальных и психологических отношений, выливающихся обычно во взаимодействие членов общества с позиции их индивидуальных психологических особенностей. Например, дружба-вражда, лидерство- и другое. О ролевых отношениях имеет место говорить, когда в них четко прописаны те или иные роли участвующих, а также существует определенная функционально-организованная связь между ними.

Коммуникативные взаимоотношения позволяют членам социума обмениваться информацией и играют важную роль в жизни общества. Эмоциональные отношения людей характеризуются на основе их взаимной привлекательности или, наоборот, отчужденности. Причем эта привлекательность может быть как психологической, так и физической. Важную роль в отношениях людей играют и моральные взаимоотношения, то есть оценка поведения и действий друг друга с позиции понимания добра и зла.

Социальное взаимодействие

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает содержание и характер отношений между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т. д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Зиммеля и особенно Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии. Как писал Сорокин: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления». «Предметом социологии, — говорится в одном из американских учебных пособий по социологии, — является непосредственное вербальное и невербальное взаимодействие. Основная задача социологии — достижение систематического знания социальной риторики. Интервью как форма риторики является не просто социологическим инструментом, а частью своего предмета изучения».

Однако само по себе социальное взаимодействие еше ровно ничего не объясняет. Чтобы понять взаимодействие, надо выяснить свойства взаимодействующих сил, а эти свойства не могут найти объяснения в факте взаимодействий, как бы ни изменялись они благодаря ему. Сам факт взаимодействия знания не прибавляет. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон. Именно поэтому главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. В современной западно-европейской и американской социологии эта сторона социального взаимодействия рассматривается главным образом с позиций символического интеракционизма и этномстодологии. В первом случае любое социальное явление предстает как непосредственное взаимодействие людей, осуществляемое на основе восприятия и использования общих символов, значений и т. д.; вследствие этого объект социального познания рассматривается как совокупность символов человеческого окружения, включенных в определенную «поведенческую ситуацию». Во втором случае социальная реальность рассматривается как «процесс взаимодействия на основе обыденного опыта».

Повседневный опыт, значения и символы, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию, а иначе и быть не может, известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия — те реальные социальные явления и процессы, которые выступают для людей в виде значений, символов, повседневного опыта.

В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на «интерпретирующей роли» индивида по «определению ситуации» или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика. В свою очередь, все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис.

Способ взаимодействия

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов: 1) передачу информации; 2) получение информации; 3) реакцию на полученную информацию; 4) переработанную информацию; 5) получение переработанной информации; 6) реакцию на эту информацию.

Социальные отношения

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Социальные общности

Для социальных общностей характерны: наличие условий жизнедеятельности (социально-экономического, социального положения, профессиональной подготовки и образования, интересов и потребностей и т. д.), общих для данной группы взаимодействующих индивидов (социальные категории); способ взаимодействия данной совокупности индивидов (нации, социальные классы, социально-профессиональные группы и др.), т. е. социальной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок), т. е. территориальные общности; степень ограничения функционирования социальных групп строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. п.).

Формирование социальных отношений

Социальное взаимодействие является неизменным и постоянным спутником человека, который живет среди людей и вынужден постоянно вступать в сложную сеть взаимосвязей с ними. Постепенно возникающие связи приобретают форму постоянно действующих и превращаются в социальные отношения — осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения как бы преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как личные отношения.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Каждый человек по своему личному опыту знает, что отношения с другими складываются по-разному, что этот мир отношений вмещает пеструю палитру чувств — от любви и непреодолимой симпатии до ненависти, презрения, неприязни. Художественная литература как хороший помощник социолога отражает в своих произведениях неисчерпаемое богатство мира социальных отношений.

Классифицируя социальные отношения, их в первую очередь подразделяют на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения существуют тогда, когда партнеры по-разному воспринимают и оценивают друг друга.

Односторонние отношения встречаются довольно часто. Человек испытывает к другому чувство любви и предполагает, что подобное чувство испытывает и его партнер, и ориентирует свое поведение на это ожидание. Однако, когда, например, молодой человек сватается к девушке, он неожиданно для себя может получить отказ. Классическим примером односторонних социальных отношений являются отношения Христа и апостола Иуды, предавшего учителя. Мировая и отечественная художественная литература даст нам немало примеров трагических ситуаций, связанных с односторонними отношениями: Отелло — Яго, Моцарт — Сальери и т.д.

Социальные отношения, возникающие и существующие в человеческом обществе, настолько многообразны, что целесообразно рассмотреть какой-либо один их аспект, исходя из определенной системы ценностей и активности индивидов, направленной на ее достижение. Напомним, что в социологии под ценностями понимают разделяемые какой-либо общностью взгляды и убеждения относительно целей, к которым стремятся люди. Социальные взаимодействия становятся социальными отношениями именно благодаря ценностям, которых индивиды и группы людей хотели бы достичь. Таким образом, ценности выступают необходимым условием социальных отношений.

Для определения отношений индивидов используются два показателя:

  • ценностные ожидания (экспектации), которые характеризуют удовлетворенность ценностным образцом;
  • ценностные требования, которые выдвигает индивид в процессе распределения ценностей.

Реальная возможность достижения той или иной ценностной позиции составляет ценностный потенциал. Часто он остается лишь возможностью, поскольку индивид или группа не предпринимают активных действий для занятия ценностно более привлекательных позиций.

Условно все ценности подразделяют следующим образом:

  • ценности благосостояния, включающие в себя материальные и духовные блага, без которых невозможно поддержание нормальной жизнедеятельности индивидов, — богатство, здоровье, безопасность, профессиональное мастерство;
  • все прочие — власть как наиболее универсальная ценность, поскольку обладание ею позволяет приобретать другие ценности (уважение, статус, престиж, слава, репутация), моральные ценности (справедливость, доброта, порядочность и др.); любовь и дружба; выделяют также национальные ценности, идеологические и т.д.

Среди социальных отношений выделяются отношения социальной зависимости, поскольку они в той или иной степени присутствуют во всех остальных отношениях. Социальная зависимость есть социальное отношение, при котором социальная система S 1 , (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d 1 если социальная системаS 2 не совершит действий d 2 . При этом системаS 2 называется доминирующей, а системаS 1 — зависимой.

Предположим, что мэр города Лос-Анджелес не может выплатить заработную плату коммунальщикам, пока ему не выделит деньги губернатор Калифорнии, который распоряжается этими средствами. В этом случае мэрия является зависимой системой, а губернаторская администрация рассматривается как доминирующая система. На практике часто возни кают двойственные взаимозависимые отношения. Так, население американского города зависит от руководителя в части распределения средств, но и мэр зависит от избирателей, которые могут его не избрать на новый срок. Линия поведения зависимой системы должна быть предсказуема для доминирующей системы в области, которая касается отношений зависимости.

Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные , т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.

Часто в организации руководитель во всем полагается на мнение работающего здесь же родственника, в угоду ему нередко принимаются ошибочные сточки зрения интересов организации решения, за которые потом расплачивается весь коллектив. В старинном водевиле «Лев Гурыч Синичкин» вопрос о том, кто будет играть главную роль в премьерном спектакле вместо заболевшей актрисы, может решить только главный «меценат» театра (граф Зефиров). Кардинал Ришелье фактически правил Францией вместо короля. Иногда социологу, чтобы разобраться в конфликтной ситуации в коллективе, куда его пригласили в качестве эксперта, надо начинать с поиска «серого кардинала» — неформального лидера, который фактически обладает реальным влиянием в организации.

Властные отношения вызывают наибольший интерес среди исследователей социальной зависимости. Власть как способность одних контролировать действия других имеет определяющее значение в жизни человека и общества, однако до сих пор ученые не выработали единого мнения отом, как осуществляются властные отношения. Одни (М. Вебер) считают, что власть связана прежде всего с наличием способности контролировать действия других и преодолевать их сопротивление этому контролю. Другие (Т. Парсонс) исходят из того, что власть прежде всего должна быть узаконена, тогда личное положение руководителя заставляет других починяться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных. Обе точки зрения имеют право на существование. Так, возникновение новой политической партии начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью объединить людей, создать организацию и начать руководить ею.

В случае если власть узаконена (легитимна), люди подчиняются ей как силе, сопротивляться которой бесполезно и небезопасно.

В обществе существуют и другие, не узаконенные аспекты проявления властной зависимости. Взаимодействие людей на личностном уровне нередко ведет к возникновению властных отношений, парадоксальных и не объяснимых с точки зрения здравого смысла. Человек по своей воле, не понукаемый никем, становится сторонником экзотических сект, иногда настоящим рабом своих страстей, которые заставляют его преступать закон, решаться на убийство или самоубийство. Непреодолимое влечение к азартным играм может лишить человека средств к существованию, но он вновь и вновь возвращается к рулетке или картам.

Таким образом, в ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчивый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочивания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношении — это устойчивые связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.

Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее зримо проявляются в соци­альной сфере. Их характер очень сложен и противоречив. Рас­смотрим некоторые проблемы.

Одной из особенностей последних лет стало возрастание со­циальной дифференциации населения. Это выражается в пер­вую очередь в существенном увеличении разрыва в доходах раз­ных социальных групп, а следовательно, в уровне потребления.

Многие усматривают здесь очевидное нарушение принци­па социальной справедливости и даже утрату в этом отношении позиций, которые мы имели в годы застоя. Действительно, ес­ли обратиться к статистическим данным периода 60-х - сере­дины 80-х годов, то соотношение между минимальным и мак­симальным окладами составляло 1:10. При этом, однако, необходимо учитывать, что определенная часть населения (по имеющимся данным, 5-6 млн человек) имела так называемые «нетрудовые доходы», источники которых скрывались и кото­рые не учитывались никакой статистикой. К этой группе социо­логи относили правящий класс, управляющих специалистов в сфере услуг, обслуживающий персонал. Таким образом, разрыв в доходах был и в те годы весьма значительным, хотя, мо­жет быть, и не таким явным. Официальная пропаганда при­лагала огромные усилия для доказательства тезиса о сближе­нии социальных групп и неуклонном движении нашего обще­ства к полной «социальной однородности». При этом учитыва­лось, что в общественном сознании социальная справедливость рассматривалась как одна из высших ценностей. В отличие от первых лет советской власти, когда преобладало понимание этой справедливости как равенства в потреблении (уравнитель­ность), в дальнейшем подчеркивалось равенство возможностей трудиться по способностям и получать по труду.

Вместе с тем в нашем обществе и сегодня бытует тради­ционное уравнительное понимание социальной справедливости. Правда, никто уже не говорит, что все должно делиться по­ровну, но что дифференциация должна быть ограничена, без больших разрывов - в этом люди убеждены. Те же, кто про­никся идеей распределения по труду, возмущены «нечестным», нетрудовым путем увеличения доходов многих «новых бога­тых». В этих условиях нарастание социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что, в свою очередь, может стать источником социальной и политической неста­бильности.

Острой социальной проблемой остается значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. Известно, что в странах Запа­да эти профессиональные группы входят в средний класс, а про­фессура относится к социальной элите. В России же, к приме­ру, зарплата преподавателя еще весьма низка.



Это заставляет многих людей высококвалифицированного

умственного труда отказываться от специальности и занимать­ся деятельностью, не требующей высокого уровня образования.

д к туальной остается проблема «утечки мозгов»: многие специ­алисты ищут приложения своим силам за рубежом.

Изменения в экономике ведут к появлению новых соци­альных групп: предпринимателей, фермеров.

Активные социальные перемещения усиливают маргинали­зацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СНГ, и сокращением Вооруженных сил.

Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, так называемых «групп социального риска». К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры,

безработные.

Итак, социальная сфера сегодня тугой узел острых соци­альных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в эко­номике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере - задача долговременной перспективы.

Но вместе с тем очевидно, что достижения или просче­ты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социаль­ных проблем создает Конституция Российской Федерации, а так­же законы, конкретизирующие ее положения. Каждому граж­данину республики Конституция предоставляет широкие социальные права.

Так, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей. Государственные пенсии и социальные пособия уста­навливаются государством. Каждый имеет право на вознаграж­дение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Основной закон предусматривает право на жилище, при­чем малоимущим оно предоставляется бесплатно или за доступ­ную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов.

Право на охрану здоровья обеспечивается сетью государст­венных и муниципальных учреждений здравоохранения, где ме­дицинская помощь оказывается бесплатно.


Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность Дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образова­тельных учреждениях. В такого же типа учреждениях каж­дый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Вместе с тем ряд острейших социальных проб­лем еще ждет своего решения на основе указанных правовых норм.

В заключение подчеркнем, что, осуществляя текущую со­циальную политику, важно не упускать из виду магистральное направление социальных изменений. Сегодня в рамках социаль­ной структуры у нас переплелись три группы отношений, при­надлежащих к различным цивилизационным типам: традици­онному, индустриальному и постиндустриальному. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновени­ем интересов разных социальных групп, тяготеющих к каждо­му из этих типов отношений.

Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и займут лидирующее положение в обществе груп­пы, связанные не с торгово-распределительными отношениями, а непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные на максимально передовые достижения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава 1. Социальная структура общества

1.1 Социальная структура и социальные институты

В социологии понятие социальная структура (упорядоченные в одно целое отдельные части общества) трактуется в широком и узком смыслах.

В узком смысле социальная структура - это социальная стратификация, то есть распределение в иерархическом порядке групп и слоев, выделенных по какому-либо признаку (экономическому, политическому, профессиональному и др.).

В широком смысле социальная структура - совокупность социальных институтов, статусных отношений, групп, слоев, классов данного общества.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. Иначе говоря, социальным институтом называют взаимодействие людей по определенным правилам для того, чтобы удовлетворить значимые потребности. Примерами такого взаимодействия являются государство, семья, собственность, церковь и др.

Признаки социального института

1. Особый тип регламентации. В идеале функционирование социального института отличается регулярностью, большой четкостью, предсказуемостью и надежностью. Функционирование социального института связано с механизмом социального контроля.

2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять свою функцию, от него ожидают ее выполнения окружающие.

3. Обезличенность требований. В рамках социального института права и обязанности должны быть обезличены. То есть, упрощенно говоря, люди в структуре института могут меняться, но каждый из вновь приходящих будет выполнять ту же функцию, которую осуществлял его предшественник.

4. Разделение труда и профессионализация.

5. Социальные учреждения (формальная, “бумажная” часть социального института.)

1.2 Классификация социальных институтов

1. Экономические институты - наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации. Они регулируют социальные связи в сфере хозяйственной деятельности.

2. Политические институты - институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение.

3. Институты культуры, социализации и жизнеобеспечения - включают в себя наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения культуры, социализации молодого поколения, овладения им культурными ценностями общества (семья, образование, наука, художественные учреждения), функционирования систем жизнеобеспечения, напрямую не связанные с экономикой.

1.3 Социальная роль и социальный статус

Каждый человек является одновременно членом нескольких социальных групп. В группе он занимает определенное положение, позицию, которая предполагает определенные права и обязанности и называется социальным статусом. Человек имеет несколько социальных статусов Как правило, в обществе определяет положение человека один, главный (интегральный), социальный статус. Определенный социальный статус порождает поведение человека, характерное для этого социального статуса (социальную роль). Поскольку человек входит в разные социальные группы, он активирует разные социальные статусы в разных ситуациях. Социальная роль - норма поведения человека определенного статуса в конкретном обществе, общности, группе. Ролевое поведение - ожидаемое поведение человека, занимающего определенный социальный статус. Ролевое поведение в обществе структурируется следующим образом - общество, общность, социальная группа сталкивается с осуществлением определенной роли, в результате чего исполнение этой роли стандартизируется. В результате от каждого следующего “ ролевого игрока” ожидают поведения в границах устоявшихся стандартов. Но степень стандартности разных ролей в разных ситуациях - различна.

Совокупность всех ролей человека называется ролевым набором. Многообразие социальных ролей и их сочетание рождает индивидуальность личности. Но при этом многообразие социальных ролей порождает внутренние конфликты личности - в структуре личности возникает так называемый ролевой конфликт. Ролевой конфликт - проявление острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга. Например, женщина, строящая собственную карьеру, вынуждена меньше времени уделять семье, что в некоторых общностях и обществах воспринимается негативно из-за того, что она нарушает социальные установки данного общества (общности) на систему приоритетов, в рамках которой женщина должна большое время уделять семье. Второй пример: человек, занимающий высокое положение на работе, в семье “ходит по струнке” перед женой. Разрешение ролевого конфликта заключается в гармонизации ролевой структуры личности, а так же определенного структурирования системы личных ценностей, которая позволила бы более четко создать систему приоритетов на уровне конкретной личности. Например, женщина выбирает собственным приоритетом построение карьеры, встречая понимание со стороны мужа, который частично разгружает ее в домашнем хозяйстве.

1.4 Виды социальных статусов

1. Достигаемый социальный статус - это статус, который получает человек в процессе жизни либо благодаря свободному выбору, либо благодаря удаче и везению.

2. Приписываемый социальный статус - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.

3. Смешанный статус - возникает тогда, когда достигаемый статус со временем превращается в приписываемый.

1.5 Социальное неравенство и социальная стратификация

Социальным неравенством (социальной дифференциацией) - называются различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, особенностями профессии и т.д. Но общество не только дифференцировано и состоит из множества социальных групп, но и иерархизировано (из этих групп составлена иерархия). Иерархии по разным признакам (основаниям) образуют основу социальной стратификации Социальная стратификация - это дифференциация совокупности людей в иерархическом порядке в рамках определенного основания (экономического, политического, профессионального и др.). Можно выделить множество оснований социальной стратификации. Так, П.Сорокин выделяет их 3: экономическое, политическое, профессиональное; М.Вебер особо выделял такое основание (вид) социальной стратификации, как престиж. Был также предложен ряд других оснований (видов) социальной стратификации: этническое, религиозное, стиле-жизненное и пр.

1.6 Социальная мобильность

Социальная стратификация предполагает более или менее свободное перемещение индивидов из одних социальных групп в другие. Такое перемещение называется социальной мобильностью. Итак, социальная мобильность - это любой переход индивида из одной социальной позиции в другую. Чем легче такой переход осуществить, тем более открыто (“прозрачно”) данное основание социальной стратификации. Можно выделить 2 основных типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне в иерархической системе; под вертикальной мобильностью - перемещение индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует 2 типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный спуск и социальный подъем. П.Сорокин выделяет следующие каналы социальной мобильности: армия, церковь, школа, правительственные группы, политические организации и партии, профессиональная организация, предприятия, семья и т.д.

1.7 Исторические типы стратификационных систем

Можно выделить несколько исторических типов социальной стратификации. Так, Э. Гидденс выделяет рабство, касты, сословия, классы. Именно в таком порядке увеличивается возможность для вертикальной социальной мобильности в этих типах социальной стратификации.

1.8 Место среднего класса в современном обществе

Структура современного западного общества напоминает по форме вытянутый лимон. Основной базой наполнения социальной структуры в западных странах являются средние слои. В том случае, когда необходимо подчеркнуть особую роль средних слоев в социальной структуре западного общества, используется термин “средний класс”. Несмотря на то, что средний класс в западно-европейском и американском обществе является гарантом стабильности, он в разных Западных странах сильно различается по численности. Очень сильно отличается в Западных странах и так называемый децильный коэффициент (соотношение уровня доходов 10% самых богатых к 10% самых бедных.).

Как правило, децильный коэффициент и доля среднего класса - показатели сильно пересекающиеся. Чем меньше децильный коэффициент - тем меньше доля среднего класса в обществе, и наоборот. Наименьший децильный коэффициент наблюдался в Северных странах - Швеции, Финляндии, Норвегии. Наибольший из развитых стран в США, Португалии. Поэтому несмотря на лучшее экономическое развитие США среди развитых стран, доля среднего класса в США заметно ниже, чем в Швеции, Финляндии и в ряде других европейских стран.(в Северных странах доля среднего класса зачастую зашкаливает за 90%).

Термин “средний класс” интерпретируется в российской социологии по-разному. Терминологическая неопределенность во многом возникла из-за использования этого понятия применительно к российскому обществу. Что считать средним классом в России? Ответы на этот вопрос диаметрально противоположны.

Крайние точки зрения заключаются в следующем:

1. Средний класс составлял в СССР и составляет в современной России большинство населения. Хотя он несколько “просел” в социальной структуре, т.е. его положение в социальной структуре стало ниже, чем было в СССР. В данном случае средний класс понимается как синоним срединных слоев (слоев, составляющих большинство населения).

2. Среднего класса в СССР не существовало. Не существует его и в России, так как экономическое положение западного представителя среднего класса и российского претендента на это "звание" несопоставимо.

Социальную структуру можно изучать как в статическом положении, зафиксированную в определенный момент времени, так и в динамике, т.е. с точки зрения ее изменения во времени и пространстве. Если говорить о социальной структуре с точки зрения динамики, то необходимо уделить внимание следующим понятиям: социальное действие, социальное взаимодействие и социальное изменение.

1.9 Социальное действие

Динамика общественных процессов начинается с социального действия. Социальное действие - простейшая единица социальной деятельности, понятие, введенное в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида, которое направлено на решение его жизненной проблемы и сознательно ориентированного на поведение других. Не всякое действие - социальное. Социальным действие становится в том случае, когда оно ориентировано на других людей. Социальное действие побуждаемо определенной потребностью человека, которая приобретает форму идеальной цели. Здесь внутренний импульс действия, его энергетический источник. М.Вебер выделил 4 типа социального действия целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное.

1 Целерациональное действие осуществляется исходя из цели, которую индивид поставил перед собой. Он действует так, потому что уверен, что его действие продвигает его к намеченной цели.

2 При ценностно-рациональном действии индивид в первую очередь обращает внимание на свою иерархию ценностей и на те ценности, которые он считает важными. Действие он строит исходя из них.

3 Аффективное действие - действие, которое возникает не из рациональных мотивов, а вследствие чувственных, эмоциональных переживаний.

4 Традиционное действие - действие, которое возникает вследствие того, что человек не задумывается, прежде чем его совершить. Он делает это традиционно, по привычке.

Социальное действие рождает социальное взаимодействие.

1.10 Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие - систематические, регулярные действия людей, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответную ожидаемую реакцию, за которой предполагается возобновление действия Именно взаимодействие людей и общностей порождает общество и социальные отношения.

Социальное взаимодействие можно подразделить на социальный контакт и собственно социальное взаимодействие. Социальный контакт отличается от полноценного социального взаимодействия кратковременностью, обезличенностью. Например, придя в гардероб, мы протягиваем пальто гардеробщице, получаем номерок, говорим "спасибо". Так же бы она действовала, если на нашем месте был другой человек. Социальное взаимодействие в полном смысле этого слова происходит, когда, во-первых, контакты становятся систематическими, продолжительными и направленными на конкретного человека. Социальные взаимодействия и рождают полноценные социальные отношения.

Динамика социальных отношений приводит к тому, что в обществе появляются социальные изменения.

1.11 Социальные изменения

Социальное изменение - любое видоизменение социальной организации общества в любом из его социальных институтов, а также в социальной структуре общества в целом. Социальные изменения могут быть революционными и эволюционными. Это зависит от глубины и скорости протекания социальных изменений. Социальная революция предполагает глубокие и быстрые изменения социальной структуры. Эволюционное развитие общества предполагает плавное и растянутое во времени изменение, бережное отношение к основным элементам социальной структуры, недопустимость общественных потрясений.

В современной России период революционных изменений, похоже, заканчивается. Социальная структура России, претерпевшая колоссальные изменения в 1986-1993 годах, стабилизировалась. В экономическом основании социальной стратификации преобладают низшие слои, располагающиеся у черты и немного за чертой бедности. Но окончательно обнищавшего населения при этом не так много. Каких-либо кардинальных изменений в этом плане не ожидается. Многочисленные реформы, реализуемые последними правыми, либеральными правительствами, это положение изменить не могут и по всей видимости не смогут и в дальнейшем, поскольку правые, либеральные правительства не имеют приоритетной задачи - борьбы с бедностью. Такое положение характерно не только для России, оно типично практически для всех государств. Это связано с тем, что разные по векторам развития силы, опираются на разные слои населения. Традиционно правые опираются на крупную и среднюю буржуазию, левые - на наемных рабочих. В то же время какие-то революционные изменения в современной России как "сверху", так и "снизу" вряд ли возможны.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое социальный институт? Приведите примеры социальных институтов.

2 Каковы основные черты социальных институтов?

3 Какие исторические типы стратификации выделил Э Гидденс?

4 Что такое социальная мобильность?

5 Какие виды социальной мобильности выделил П Сорокин?

Глава 2. Социальные группы и социальные общности

2.1 Понятия социальная группа и социальная общность

Понятия социальной группы и социальной общности являются наиболее дискуссионными в социологическом сообществе. Существуют различные взгляды на трактовку обоих этих понятий, из которых можно выделить 2 самых распространенных:

1. Общности обозначаются как синонимы социальных групп. В этом случае социологи, как правило, не рассматривают общность как таковую, ограничиваясь подробным разбором определения социальной группы.

2. Понятия социальная группа и социальная общность достаточно различаются. Что в таком случае специалисты понимают под социальной группой и социальной общностью?

Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. Для социальных общностей характерно наличие самых общих объединительных признаков.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. Они значительно варьируются как по количественному составу, так и по продолжительности существования. Как правило, общность можно выделить по системообразующим признакам: территориальные, этнические, демографические и другие. Разные общности играют разную роль в историческом развитии определенного общества. Есть общности, которые не оказывают практически никакого влияние на историческое развитие общества. Они возникают, существуют короткое время и распадаются. Например, посетители кинотеатра на определенном сеансе, пассажиры автобуса. Другие общности, которые действуют достаточно продолжительное время, могут влиять на общество в гораздо большей степени. Например, студенты.

2.2 Этническая общность

Под этнической общностью, например, понимают социальную общность, которая выделяется по этническому признаку, т.е. это люди определенной нации или народности с характерными для этой нации или народности привычками, традициями и укладом жизни. Этнические общности могут играть значительную роль в историческом развитии общества - завоевание земель, защита собственной территории - очень часто эти события связаны с активными действиями той или иной общности. Кроме того, этнические общности всегда заметны в том случае, если они находятся за пределами территории, которую исторически занимает данная общность. Тогда она образует общность по принципу определенного этнического “землячества” в рамках определенной территории.

С подобными “землячествами” в том случае, если они большие и сильные вынуждены, как правило, считаться и основные этнические общности данной территории. Исторически-сложившаяся этническая общность на определенной территории, называется также этносом. 4 Основные исторические формы существования этнической общности: род, племя, народность, нация. Род - группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии.

Характерными чертами рода являлись первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи. Племя -тип этнической общности людей и социальной организации доклассового общества. Главная отличительная черта (признак) - кровно-родственная связь между его членами. Характерными чертами племени являются - наличие племенной территории, племенное самосознание, племенное самоуправление. Народность - форма социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Если для родоплеменных объединений характерны кровно-родственные связи, то для народности - территориальные. Нация - исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Нация возникает при переходе народности на более высокий качественный уровень.

2.3 Межнациональные отношения

Межнациональные отношения проявляются во взаимодействии различных наций в пределах определенной территории проживания. Трения в этих отношениях могут явиться предпосылкой межнациональных конфликтов.

Межнациональные конфликты по природе своей аналогичны конфликтам между другими общностями. Поэтому пути разрешения межнациональных конфликтов мало отличаются от универсальных способов их разрешения (см. об этом подробнее в разделе "Социальный конфликт" данного издания).

Межнациональные конфликты в большей или меньшей степени опираются на почву национализма и сепаратизма.

Национализм - идеология, основанная на идеях национального превосходства и национальной исключительности и трактовке нации как главной формы общности.

Сепаратизм - идеология, в основе которой лежит стремление определенной общности (чаще всего этнической) к отделению, обособлению и созданию собственных государств или других национально-территориальных образований в составе государств.

2.4 Национальная политика российского государства

Национальная политика современного российского общества имеет главную цель в минимизации и локализации социальных конфликтов.

Исходя из этой цели, российская политика старается решить 2 главные задачи:

2) минимизировать этнические противоречия между коренным населением территорий и переселенцами других национальностей.

В современном российском обществе основные причинами для этнических конфликтов являются следующие:

1) Факторы этнического противопоставления русского и национальных этносов Перестроечные процессы в ряде национальных республик привели к власти националистически настроенную элиту. Представители этой элиты противопоставили себя этническим общностям русских на этой территории. В результате в ряде республик возникла довольно схожая ситуация, которая в большинстве своем не вышла из состояния латентного (скрытого) конфликта, но таким образом создавалась приличная напряженность. Гораздо более отчетливо эта ситуация прослеживалась на примере распада СССР и на его основе возникновения нескольких независимых государств. В нескольких государствах русский и русскоязычный этнос практически был вытеснен с территории этих независимых государств. (Туркмения, Узбекистан).

2) Экономические факторы, выражающиеся в социально-экономическом неравенстве регионов. Самые бедные российские республики - республики Северного Кавказа. Чрезвычайно сложное экономическое положение на Северном Кавказе, одним из показателей которого является очень высокие темпы падения производства в перестроечные и постперестроечные годы, большое число безработных, осложненное высокой полиэтничностью республик и конкуренцией самих кавказских элит, способствовало образованию зоны высокого межэтнического напряжения.

К этому следует добавить и менталитет кавказских народов. (Менталитет - особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями и т.д.).

Одним из базисных моментов меналитета Кавказских народов является безусловное обеспечение своих далеко не маленьких, как правило, семей средствами существования. Это можно выделить как дополнительный фактор межэтнического напряжения. Все эти факторы обеспечивают большую степень межэтнического напряжения в республиках Северного Кавказа.(Дагестан, Карачаево-Черкессия).

3) Факторы социального экстремизма национальной элиты. (Экстремизм - приверженность крайним взглядам и мерам, а также стремление достигать цели с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия, террора).

Хрестоматийный пример развития данного вида конфликта - конфликт в Чечне. Чеченская национальная элита, поддерживаемая на определенном этапе элитой Российской, взяла курс на строительство независимой Чечни. Применяя экстремистские методы, национальная, чеченская элита принялась вытеснять русскоязычное население за пределы республики. При этом структуру российско-чеченского конфликта составлял огромный клубок проблем этнического, экономического, политического свойства. В результате, ситуация в Чечне вышла из под контроля Федеральной власти. Произошел крупномасштабный, открытый этнический конфликт. При этом сам чеченский этнос отнюдь не един в противостоянии этносу русскому. Чеченский этнос сильно расколот. Наряду с наличием межэтнического конфликта, явно имеется конфликт внутриэтнический - между одними чеченскими общностями и другими чеченскими общностями.

2.5 Классификация социальных общностей и социальных групп

Классификация общностей:

Массовые

1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом;

2) для них может быть характерен ситуативный способ существования;

3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа;

4) для них может быть характерно объединение по какому-то одному признаку или основанию.

Групповые (социальные группы)

Социальная группа - совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (Р.Мертон).

Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

2) относительно высокой степенью сплоченности;

3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Классификация социальных групп:

I.1. Малые - наличие непосредственного личного контакта, межличностных отношений.

1 Малая группа -- это достаточно устойчивая общность людей, в которой общественные отношения выступают в формах непосредственного личностного общения. Это, как правило, группа людей, от З до 15 человек, которые объединены общей сферой деятельности: труда, общения и познания, находятся в непосредственных контактах, эмоциональных отношениях, способствуют выработке групповых норм и динамике групповых процессов. При большем количестве людей группа разбивается на подгруппы.

Отличительные признаки малой группы: ограниченное число членов, стабильность состава, интерактивность и информационная насыщенность общения, неформальный уровень восприятия человека человеком, внутренняя структура, чувство принадлежности к группе.

для малой группы характерны общие закономерности:

Наличие цели для совместной деятельности;

Взаимодействие каждого с каждым;

Наличие в группе организующего начала в лице лидера, руководителя или неформальной структуры отношений;

Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как количество субъектов возрастает в арифметической;

Наличие эмоциональных межличностных отношений;

Выработка особенной групповой культуры -- традиций, норм, правил, стандартов, поведения, определяющих ожидания членов группы по отношению друг к другу; отклонение от групповых стандартов, как правило, разрешается только лидеру.

2. Большие - группы, не отвечающие условиям малых групп.

Большая социальная группа структурируется, как правило, как социальная организация.

II. 1. Формальные - со строго определенной структурой, правилами и регламентацией действий членов этой группы в том случае, если эта деятельность связана с официальным статусом члена группы. Для формальной группы характерно наличие структуры, рационализации функций, разделение обязанностей. По форме своей организации формальная социальная группа является социальным институтом. Поэтому к формальной социальной группе применяются все характеристики социального института (функции, признаки и т.д.) (см. раздел "Социальная структура общества" в теме "Социальные институты" данного издания).

2. Неформальные - не имеющие структуры и всего перечисленного в характеристике формальных групп. Взаимодействие между членами группы строится на основе межличностных отношений по инициативе самих индивидов, общности их интересов и т.п.

2.6 Роль социальных групп и общностей в истории

Роль социальных групп и общностей в обществе совершенно разная. Большинство социальных групп и общностей не оставляют значительных следов в истории обществ. Исключение составляют элитные группы и общности, группы и общности непосредственно влияющие на политическое развитие общества а так же, некоторые группы и общности в момент революционных потрясений или серьезных кризисов, когда на развитие ситуации порой сильное влияние оказывают случайные факторы. Именно в этой ситуации общности и социальные группы могут своими действиями “развернуть” ситуацию в ту или иную сторону. Например, в ходе развития экономического кризиса в СССР конца 80-х годов, большую роль сыграла такая общность, как шахтеры. Подавляющее большинство угольных шахт СССР не отгружало уголь дальше своего региона, поэтому разразился серьезный энергетический кризис, что, в свою очередь, привело к увеличению политической нестабильности в стране.

2.7 Групповые нормы и санкции

В социальных группах существуют групповые ценности и нормы. Групповые ценности - это разделяемые социальной группой (или обществом в целом, если речь идет о социальных ценностях) убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные ценности помогают ответить на вопрос, как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть.

Групповые нормы производны от групповых ценностей и основываются на них. Они отвечают уже не на вопрос об отношении к явлениям и процессам, происходящим внутри группы и в обществе, а на вопрос о том, что и как с ними делать. Если групповые ценности определяют общую, стратегическую составляющую поведения группы, то групповые нормы - конкретные установки поведения отдельного члена группы, определяющие границы желательного и допустимого поведения индивида в конкретной ситуации с точки зрения этой группы. Итак, групповые нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение человека в соответствии с ценностями данной конкретной группы. При этом понятно, что ценности у разных групп - разные. Соблюдение этих норм обеспечивается в группе путем применения наказаний и поощрений. Формы поощрения, как и формы наказания, у каждой группы свои. Поощрением может быть повышение статуса члена группы, приближение к отличившемуся групповых "святынь", групповое признание особых заслуг члена группы и т.п. Формы наказания противоположны. Крайней формой внутригруппового наказания является исключение члена группы из состава этой группы.

Если же говорить об обществе в целом, то, аналогично групповым ценностям и групповым нормам, существуют социальные нормы и ценности, которые регулируют отношения в обществе в целом.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социальная общность и социальная группа? Какие две крайние точки зрения по определению этих понятий существуют?

2. Какие типы социальных групп можно выделить?

3. Почему существуют групповые ценности и нормы?

4. Что такое этническая общность?

5. Что лежит в основе идеологии национализма и сепаратизма?

Глава 3. Личность как субъект общественных отношений

3.1 Понятие личности

Личность - одно из центральных понятий в социологии. На изучение личности в социологии заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия больше оперирует ёмким понятием "человек", которое включает и биологическую, и разумную, и культурную природу. Философы говорят о человеке "вообще", о его смысле жизни, о роли во Вселенной и пр. Когда философы говорят "личность", то чаще всего имеют в виду "человек".

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей - на темперамент, характер, особенности поведения. Под личностью психологи понимают индивидуальность.

В социологии личность - целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.

Личность как субъект общественных, отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

3.2 Социализация личности

Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации человек становится дееспособным членом общества.

Многие существа рождаются совершено готовыми к самостоятельной жизни, то есть рождаются взрослыми (например, насекомые). Другим существам нужен некоторый период, чтобы адаптироваться в мире. Этот период называют детством. Он бывает разной длины: у птиц - 1 сезон, у тигров, обезьян и слонов - несколько лет

Но ни у кого, кроме человека, нет социализации - периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойства не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются.

Социализация - это не только обучение в школе, институте. Такое обучение - лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и т.д. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь.

Понятно, что научиться жизни в обществе можно, только живя в обществе. Известно несколько реальных случаев, когда человеческих детеныши были изолированы он общества и их воспитывали звери (таких "маугли" называют феральными людьми). Маугли вели себя как животные - передвигались не четырех конечностях, испытывали сильный страх перед огнем, не смеялись. Когда их вернули в общество людей, они обрели лишь самые элементарные навыки, но не научились абстрактно мыслить, дружить, улыбаться. Они овладевали речью, состоящей не более чем из 30 слов, и в человеческом обществе жили не более 10 лет.

То есть пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.

Этапы социализации. Детство и юность - начальная социализация, зрелость и старость -продолженная социализация. Самый важный - первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые - нет.

Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, - институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее "институтом" социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие "агенты".

Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Существует два варианта интерпретации первичной и вторичной социализации.

Первый вариант интерпретации следующий. Существуют агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, родственники, друзья семьи, учителя, лидеры в молодежных группах и пр. То есть те, кто непосредственно влияет на человека. На этапе вторичной социализации на личность в значительной степени начинают влиять институты социализации - администрация города, района, школы, университеты, армия.

Второй вариант интерпретации следующий. Первичная социализация- это социализация “набело”. Подобная социализация проходит преимущественно в детском возрасте, в том случае, когда в процессе социализации образцы поведения, ценности являются абсолютно новыми, т.е. как бы “ложатся” на чистый лист бумаги. Вторичная социализация то же, что ресоциализация - переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов. Вторичная социализация начинается по времени позднее, чем первичная, и проходит, как правило, во взрослом возрасте. Однако жестко привязывать два вида социализации к возрасту - то есть говорить о том, что первичная социализация проходит в детском возрасте, а вторичная во взрослом неправильно, так как у детей и подростков определенные ценности могут меняться и, наоборот, взрослый человек может получить какой-то новый опыт в уже зрелом возрасте.

3.3 Социализация и воспитание личности

Процесс социализации зависит от социальной организации общества, от ценностей, которым общество привержено. Например, в обществах с типом хозяйства, ориентированном на охоту и рыболовство, воспитание детей направлено на то, чтобы сделать их независимыми и самостоятельными. А земледельческие и животноводческие типы делают акцент на ответственность и послушание. И это оправдано - ведь успех охоты и рыболовства больше зависит от проявления индивидуальной инициативы, от умения действовать по ситуации, от самостоятельности. А в земледелии важны терпение и ответственность.

По признаку воспитания ребенка выделяют 4 типа общества:

1) слабая дисциплина и в раннем и в позднем детстве;

2) строгая дисциплина и в раннем и в позднем детстве;

3) в раннем детстве дисциплина строгая, в позднем - слабая;

4) в раннем детстве дисциплина слабая, в позднем - строгая.

Например, японцы относятся к четвертому типу общества - маленьким детям они предоставляют максимум свободы и практически не наказывают их. Строгость появляется позже, по мере взросления. Детей постарше японцы воспитывают в духе строгой, требующей послушания конфуцианской морали.

Европейские общества до 18 века практиковали строгую дисциплину в любом возрасте. Считалось, что детское своеволие - основа всех пороков.

После 18 века Европа превращается в третий тип, т.к. появляются понятия человеческого достоинства, права молодого человека на самостоятельный выбор жизненного пути и пр.

Модель воспитания обусловлена социокультурными процессами (в тоталитарном обществе нельзя создать либеральную модель социализации). Конкретные исполнители, как правило, не могут изменить эту модель по собственному произволу.

Процесс социализации тесно связан с этапами морального развития личности.

1. В раннем детстве ребенок руководствуется эгоистическими мотивами. Он слушается, чтобы избежать наказания или в обмен на конкретные блага и поощрения.

2. На следующем этапе дети ориентируются на модель "хорошего ребенка" и стремятся заслужить доверие тех, кого они любят. Постепенно создается установка: "хорошо то, что соответствует правилам". На этом этапе формируется нравственное сознание. Люди осознают правила поведения в обществе, их необходимость. Человек начинает совершать поступки, самостоятельно ориентируясь на уже принятые, усвоенные ценности.

3. Но собственно свобода поведения и саморегуляция приходят (а часто и не приходят) много позже, когда человек осознает условность нравственных правил (релятивизм) и стремится найти более высокие принципы, которым и подчиняет - по своей воле - свое поведение.

3.4 Межличностые отношения и конфликты в межличностных отношениях

Межличностные отношения возникают посредством явлений взаимодействия. Социальное взаимодействие - взаимное влияние явлений и процессов, лиц или общностей, осуществляемое посредством социальной деятельности. Два основных уровня взаимодействий: 1)межличностное взаимодействие и 2)межролевое взаимодействие. 1) Межличностное взаимодействие - это взаимодействие, при котором социальная связь людей определяется их общими интересами, дружбой, привязанностью, то есть отношения строятся на личностном уровне. 2) Межролевое взаимодействие - это взаимодействие, которое строится исходя из социальных статусов, людей осуществляющих социальное взаимодействие, их социальных ролей. Через определенное время межролевое взаимодействие может перейти на уровень межличностного, в том случае если у людей появляются общие интересы, не связанные со статусной структурой.

Межличностный конфликт - конфликт между отдельными личностями. Особой специфики межличностного конфликта в отличии от конфликта социального - не существует. Поэтому можно говорить о типичности межличностного конфликта, как конфликта социального. См. подробнее о структурировании и разрешении конфликта в разделе “Социальный конфликт”

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социализация? Почему она необходима? Какие она проходит этапы?

2. Что такое первичная и вторичная социализация?

3. Как зависит социализация от типа общества?

4. Как социализация связана с воспитанием и этапами морального развития личности?

Глава 4. Семья в социальной структуре общества

4.1 Семья как социальный институт

Семья - группа людей, связанных отношениями родства или брака, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие значимые потребности.

Семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

В большинстве примитивных обществ (племена Центральной Африки, многие народы Севера) семья - единственно реально функционирующий общественный институт. Там нет правителей, формальных законов, специализированных профессий. Семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов, других ценностей решаются в рамках отдельных семей или на советах нескольких семей.

Семья является одной из главных социальных институтов в обществе. С увеличением размеров племен появляется необходимость в формальной политической организации. Появляются новые институты, которые берут на себя часть семейных функций.

Как все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления важных для общества функций.

4.2 Социально-демографическая структура общества

В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи -это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди двоих детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья -- это семья, состоящая из двух пар -- супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, т.к. первично отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) -- чтобы предшествующие поколения замещались последующими необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть -- трехдетных, 20% -- четырехдетных и 7% пятидетных и более, и 14 % бездетных и однодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей -- границы простого воспроизводства населения -- и достиг 11,5 на 1000 в 1992 г., соответствует в среднем 1,59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1 -- до 16 лет -- таковых в РФ примерно 90%.

Многодетных семей с 5 и более детьми -- где детей намного больше для замещения поколений -- меньше 1%. Среднедетных семей с 3--4 детьми, где детей достаточно для слегка расширенного воспроизводства, -- около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажёна: многодетных семей в 15 с лишним раз меньше, чем следует, среднедетных -- в 5 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции (вырождения нации), складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения малодетности и ускоренного роста смертности с середины 70-х годов.

Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом изменения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменения семьи в ходе жизни привело к понятию семейного цикла жизни или жизненного цикла семьи. Возможно, слово цикл здесь неточно, т.к. только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социально-психологической целостности. Но в отличие от динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений состояний семейной атмосферы, термин цикл семейной жизни применим для характеристики повторяемости процессов, происходящих при последовательной смене стадий функционирования семьи.

Разработка схем семейного цикла представляет самостоятельную задачу социологии семьи (на основе статистических данных о распространенности тех или иных этапов цикла в семейной структуре населения.) Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака. Семейный цикл может формироваться по разным основаниям: Ян Щепаньский выделяет, при условии отсутствия развода, три фазы: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепенного распада супружества, другие ученые увеличивают число фаз и их содержание.

Семейные функции в большинстве обществ мало чем обличаются друг от друга.

1. Функция сексуального регулирования. С помощью семьи общество упорядочивает и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Часто после заведения семьи хаотичная интимная жизнь превращается в стабильные супружеские отношения.

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровы.

3. Функция социализации. Семья занимает центральное место в процессе социализации. Семья для ребенка является первичной группой, с нее начинается развитие личности. У человека навсегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения.

4.Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится общение с близкими людьми. Врачи считают, что важной причиной трудностей в общении и даже болезней является отсутствие любви и тепла в семье. Преступления чаще совершают те, кто был лишен заботы в семье.

5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследства статусы, близкие статусам членов его семьи. Это принадлежность к определенному социальному слою, национальность и пр. Семья осуществляет ролевую подготовку ребенка к статусам, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

6. Защитная функция. Семья осуществляет физическую, экономическую, психологическую защиту своих членов (хотя в разных обществах с разной интенсивностью). Мы привыкли к тому, что, задевая интересы человека, мы задеваем интересы его семьи.

7. Экономическая функция. Члены семьи ведут общее хозяйство. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

4.3 Семья как малая группа

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, а с другой - малая группа. Семья имеет все признаки малой группы. Она имеет ограниченное, вполне определенное число членов, стабильность состава, чувство принадлежности каждого члена семьи к данной группе, полноценность общения внутри группы, неформальный уровень восприятия человека человеком внутри семьи, в семье так же присутствует внутренняя структура.

Исторические типы и формы семейных отношений:

1) Семьи, в зависимости от представленности в них различных поколений, бывают нуклеарными (наличие в семье только двух поколений: родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители супругов, другие родственники). Процессы урбанизации в современном мире привели к преобладанию нуклеарной семьи.

2) По типу лидерства и распределения семейных обязанностей выделяются 3 типа семьи:

1. Традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей живут как минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны:

1) экономическая зависимость женщины от супруга;

3) закрепление женских и мужских обязанностей - муж- кормилец, жена- хозяйка.

2. Неотрадиционная семья. В ней сохраняются установки на мужское лидерство и разграничение обязанностей, но, в отличие от семей первого типа, без достаточных объективных оснований. Такой тип семьи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом зарабатывать деньги, женщина получает "исключительное право" на домашний труд.

3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие важных для семьи решений (в западноевропейских странах частыми являются случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком).

3) По критерию значимости власти:

1.Патриархальные - верхнее положение во властной структуре занимает отец.

2. Матриархальные - верхнее положение занимает мать.

4) По социальному положению супругов до вступления в брак:

1. Гомогенные - супруги из близких или одинаковых социальных слоев.

2. Гетерогенные - супруги из разных социальных слоев.

5) По принципу наследования:

1. Патрилинеальные. Наследственные права передаются по отцовской линии.

2.Матрилинеальные. Наследственные права передаются по материнской линии.

6) По количеству детей:

1) Многодетные,

2) Малодетные,

3) Бездетные.

4.4 Тенденции изменения и развития семьи в современном обществе

Семья - достаточно изменчивый социальный институт. Изменения семейных отношений на протяжении длительного времени очень заметны. Существует различная классификация этих изменений. Например, российский социолог А.Г.Эфендиев использует следующую классификацию.

Во-первых, семья движется по направлению от традиционной к современной. При традиционализме прежде всего бросается а глаза родственно- семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально-экономической и политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.

Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя.

Модернистская модель связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях. Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей, женщины, участвующих в наемном внесемейном труде продолжают вести домашнее хозяйство.

Подобные документы

    Формы социального взаимодействия, признаки социальных институтов, изменения в обществе. Процесс взаимного культурного проникновения, в результате которого утверждается общая культура. Фазы возникновения нового социального движения в современном обществе.

    тест , добавлен 08.04.2013

    Понятие социального института. Функционирование и типология семьи в современном обществе, ее жизненный цикл. Характеристика и тенденции молодой семьи. Методика составления программы исследования ориентации молодежи на семью, анализ результатов опроса.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Теоретический анализ значимости института семьи для различных групп людей. Характеристика типов семьи. Особенности и методы соответствия между запросом к типу семьи и реализацией. Социальные проблемы современной семьи. Семья в демографической ситуации.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Социальные конфликты в современном российском обществе. Образование новых социальных групп, растущее неравенство являются причинами конфликтов в обществе. Характеристика социальных конфликтов, причины, последствия, структура. Способы их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2011

    Универсальные принципы организации научного знания. Социальные связи и отношения. Определение и свойства социальных процессов. Описание социального процесса. Глобальная коммуникация: поток информации. Социальные изменения, происходящие в обществе.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Определение роли среднего класса в обществе и государстве. Основные механизмы достижения политической стабильности в обществе, устойчивости власти, благосостояния государства. Принципы деления общества и проблема среднего класса в современной России.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2011

    Признаки и функции семьи. Исторические этапы ее развития. Кризис института семьи в современном обществе. Принципы, формы и задачи социальной защиты семьи. Управление учреждением социального обслуживания семьи и детей. Структура и порядок их работы.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2012

    Понятие малой группы, ее признаки и границы. Определение социальной группы, типология социальных групп. Понятие и классификация политических режимов, характеристика и их основные черты. Определение и характеристика основных видов социальных общностей.

Социальные отношения - это отношения нормативно-регуляторного порядка, которые складываются между различными социальными и профессиональными группами. Предметом таких отношений обычно выступают коллективные или личные интересы, навязываемая коллективная воля (по отношению к оппонирующей группе), а также экономический или символический ресурс, право на обладание которым заявляют все оппоненты. В этом плане термин «социальный» выступает синонимом понятия «общественный» и служит интегральным обозначением всей глубины взаимодействий, взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в социуме. Вместе с тем употребляется и узкое значение этого словосочетания. В таком случае социальные отношения - это отношения, связанные с борьбой индивидов или групп за право занимать определенные позиции в обществе (так называемый «социальный статус») и, естественно, материальные, символические и экономические ресурсы, которые к этому статусу прилагаются.

В принципе, если мы говорим о каких-либо отношениях, то имеются в виду отношения, формирующиеся относительно какого-либо предмета или абстрактного понятия. В таком смысле социальные отношения - это между всеми Рассмотрим такой пример, как трудовые отношения на производстве. Работодатель принимает на определенную должность наемного работника, предлагая ему определенный объем постоянных работ, условия, сопровождающие эту работу, и оплату как экономическое вознаграждение за труд. Наемный работник в свою очередь соглашается на все предложенные условия, включая обязанность производить требуемый объем продукции. Кроме этого, работник принимает правила поведения в коллективе и место (социальный статус), которое ему предоставляется вместе с должностью. В результате возникает система социальных отношений (в данном случае производственных), которая существует на протяжении неограниченно долгого времени на ограниченном физическом пространстве. Конечно, любая модифицируется и усовершенствуется, становится более сложной, но по сути остается неизменной и стабильной, конечно, если не возникает социальных конфликтов.

А что же происходит, если такой конфликт все же возникает? Надо помнить, что социальные отношения - это в общем виде отношения, складывающиеся по отношению к собственности. В роли последней могут выступать как вполне осязаемые объекты (земля, дом, завод, интернет-портал), так и абстрактные понятия (власть, доминирование, информация). Конфликт возникает тогда, когда прежние договоренности о правах на собственность теряют свое правовое, моральное или даже религиозное значение, функции управления и нормативно-статусного регулирования также утрачиваются. Никто не хочет жить по старым правилам, но новые пока еще не созданы, а тем более признаны всеми участниками социального контракта. В итоге происходит не только пересмотр правил игры (в нашем случае - принятие новой редакции Устава или другого уставного документа), но и смены элиты (директорского корпуса), которая приходит уже со своими правилами и требованиями к наемному персоналу.

Однако вернемся к нашему определению. Социальные отношения - это в широком смысле То есть речь идет и об экономических, культурных, религиозных и прочих отношениях, возникших в процессе формирования социальной организации общества. Любая сфера его жизнедеятельности пронизана темой социальности. Связано это не только с тем, что человек изначально живет в конкретном социальном окружении, усваивает его привычки, навязывает свои взгляды, принимает чужие, то есть включен в процесс социализации. Но он понимает, что не может жить вне общества на Хочет он того или нет, но он вынужден принимать общие правила, иначе общество «выкинет» его из своего круга, превратит в изгоя. Недаром мы сейчас говорим о социальной организации как таковой. По мнению некоторых социологов, именно общество представляет собой наиболее жестко выстроенную корпорацию с использованием вертикально-интегрированной системой управления. Развитие социальных отношений в подобной организации возможно только благодаря подчинению предложенным социальным практикам. Выбор если и возможен, то только в случае смены социальных партнеров: при переходе в другую корпорацию, переезде в иной город или полным разрывом каких-либо связей с прежним личным окружением.



Вверх