Твардовский дом у дороги история создания. Поэма «Дом у дороги» история о судьбе крестьянской семьи. Формирование новых знаний

«Дом у дороги» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Глубокий демократизм Твардовского, столь ярко проявившийся в «Василии Теркине », отличает и замысел его поэмы «Дом у дороги» (1942—1946). Она посвящена судьбе простой крестьянской семьи, испытавшей все тяготы войны. Подзаголовок поэмы — «лирическая хроника» — точно соответствует ее содержанию и характеру. Жанр хроники в традиционном ее понимании — это изложение исторических событий в их временной последовательности. Для поэта судьба семьи Сивцовых с ее трагизмом и типичностью для тех лет не только отвечает этим жанровым требованиям, но и вызывает соучастие, глубокое сопереживание, достигающее огромного эмоционального накала и побуждающее автора постоянно вмешиваться в повествование.

Судьба, подобная выпавшей Андрею Сивцову, была намечена уже в «Василии Теркине», в главах «Перед боем» и «Про солдата-сироту». Теперь же она изображена подробнее и еще более драматизирована.

Открывающая поэму картина последнего мирного воскресенья исполнена той «традиционной красоты» сельского труда (косьбы «по праздничному делу»), которая поэтизировалась Твардовским еще со времен «Страны Муравии». Это дорогое и горькое воспоминание о привычном и любимом крестьянском обиходе, о «жилье, уюте, порядке», прерванном (а для многих — навсегда оборванном) войною, будет впоследствии постоянно воскресать в поэме вместе с вековым присловьем:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой —
И мы домой.

В тяжкую пору отступления Сивцов ненадолго тайком заходит домой — «худой, заросший, словно весь посыпанный золою» (мельком упомянута и «бахромка рукава» обтрепавшейся шинели), но упорно прокладывающий «никем не писанный маршрут» вдогонку за фронтом.

История его жены еще драматичнее. Всегда преклонявшийся перед образом женщины-матери, запечатлевший его во многих стихотворениях разных лет («Песня», «Матери», «Мать и сын» и др.) Твардовский на этот раз создал особенно многогранный характер. Анна Сивцова не просто обаятельна («В речах остра, в делах быстра, Как змейка, вся ходила»), но полна величайшей самоотверженности, душевной силы, позволяющей ей вынести самые страшные испытания, например отправку на чужбину, в Германию:

И хоть самой — на снег босой,
Троих одеть успей.

Рукой дрожащею лови
Крючки, завязки, мать.

Нехитрой ложью норови
Ребячий страх унять.

И всю свою в дорогу кладь,
Как из огня, схвати.

Материнская трагедия и вместе с тем героизм Анны достигают вершины, когда у нее в каторжном бараке рождается сын, казалось бы заведомо обреченный на гибель. Замечательно используя поэтику народных причитаний, плачей («Зачем в такой недобрый срок зазеленела веточка? Зачем случился ты, сынок, моя родная деточка?»), Твардовский передает воображаемый, фантастический разговор матери с ребенком, переход от отчаяния к надежде:

Я мал, я слаб, я свежесть дня

Твоею кожей чую.
Дай ветру дунуть на меня —
И руки развяжу я,

Ho ты не дашь ему подуть,
He дашь, моя родная,
Пока твоя вздыхает грудь,
Пока сама живая.

Герои «Дома у дороги» так же оказываются лицом к лицу с гибелью, безнадежностью, отчаянием, как это было с Теркиным в главе «Смерть и Воин», и так же выходят победителями из этого противостояния. В очерке «В родных местах», рассказывая о своем односельчанине, который, как и Андрей Сивцов, строил дом на пепелище, Твардовский выразил свое отношение к этому с публицистической прямотой: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...» В поэме же автор предоставлял возможность сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись самым лаконичным описанием этого негромогласного подвига Андрея Сивцова:

...Потянул с больной ногой
На старую селибу.

Перекурил, шинель долой,
Разметил план лопатой.

Коль ждать жену с детьми домой,
Так надо строить хату.

Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной —
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.

Читателю хочется видеть в ней именно Анну, но такт художника предостерег Твардовского от благополучного финала. В одной из статей поэт замечал, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, „доисследования“ затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов». И в своей собственной поэме Твардовский позволял читателям живо представить себе и трагический конец, который имели подобные истории в жизни множества людей.


Лиро-эпическое повествование о народной судьбе в поэме

А.Т. Твардовского «Дом у дороги»

В поэме «Василий Тёркин» А Твардовский показал героическую сторону Великой Отечественной войны. Но была у этой войны и другая сторона, которую, по мнению Кондратовича, «Тёркин не обнимал и не мог обнять; при всём своём образном богатстве это была фронтовая поэма…» [Кондратович, с.154].

А ведь солдат на войне жил и другой жизнью, в его сердце хранилось всегда память о самом дорогом – о доме и семье. И это не мог не отобразить в своём творчестве А. Твардовский, так чутко откликавшийся на всё, чем жил его народ и что его волновало. Таким произведением и стала поэма «Дом у дороги», раскрывшая замечательный талант поэта с новой стороны. Поэма «Дом у дороги» - это лирическая повесть-хроника, в которой, по словам самого Твардовского, отражена «тема не только самой войны, сколько «дома», покинутого хозяином, ушедшим на фронт, пережившего войну, докатившуюся до него; «дома», в своём людском составе заброшенного из родных мест в далёкую Германию, к берегам чужого дома, «дома», обретшего в нашей победе освобождение из плена и возрождение к жизни [Бессонова, с.98].

Поэма «Дом у дороги» стало явлением уникальным, даже несколько неожиданным, поражающим своей суровой правдой. Первое и очевидное в ней – простая память войны, «жестокая память». 12 августа 1942 года Твардовский записывает в рабочей тетради о своём намерении претворить «чисто лирическое, узко-поэтическое решение задачи», «рассказать сильно и горько и муках простой русской семьи, о людях, долго и терпеливо желавших счастья, на чью долю выпало столько воин, переворотов, испытаний…» . И таким произведением, воплотившем намеченные поэтом цели, стала поэма «Дом у дороги», скорбное повествование о разоренном «доме», жене и детях солдата Андрея Сивцова, испытавших мучения в гитлеровском концлагере и с честью вынесших их. Поэма была написана в три этапа – первые наброски сделаны Твардовским в 1942 году, дальше работа была продолжена в 1943 году, затем – 1945 и в начале 1946 года. А вся поэма была напечатана в журнале «Знамя» за 1946 год.

В центре внимания автора находится уже не армия, а мирное население и главным образом – дом, Мать и жена, являющиеся источниками добра и счастья, символами самого лучшего для русского человека и составляющие основы человеческого бытия. Эти образы-символы, - традиционные для русского фольклора. Таким образом, исходным материалом для поэмы Твардовского явилось народно-поэтическое сознание, постижение духа народа и его мира созерцания.

Твардовский использует в поэме «Дом у дороги» народные принципы построения образа, раскрывая черты характера героев поэмы. Андрей и Анна Сивцовы испытали много страданий и лишений, проявив при этом нравственную силу и стойкость – лучшие национальные черты. Красота их народного характера отражена и в горе. Твардовский, раскрывая их характеры, стремится подчеркнуть обще народность их качеств, благодаря чему добиваются правдивого показа типических сторон народной жизни, передавая национальное своеобразие быта и нравов, а также особенности душевного склада русского человека. В этом проявилась кровная связь поэта со своим народом, а также безграничная преданность ему.

Таким образом, Андрей и Анна – это образы, раскрывающие типичные черты русского национального характера. Не случайно почти до середины поэмы герои даже не названы по имени. Так, изображая картину последнего мирного дня крестьянина Андрея Сивцова, поэт использует местоимение «Ты», подчёркивая тем самым, что здесь пока нет конкретного героя, - это мирная жизнь каждой крестьянской семьи, «маленькой, скромной, неприметной частицы народа»:

В тот самый час воскресным днём,

По праздничному делу,

В саду косил ты под окном

Траву с росою белой.

И ты косил её, сопя,

Кряхтя, вздыхая сладко.

И сам подслушивал себя,

Когда звенел лопаткою .

Труд вызывает у героя и автора радостные чувства, как и у каждого крестьянина, любящего свою землю. Поэма «Дом у дороги» скрепляется одним сквозным поэтическим образом – образом раннего трудового дня, выраженным рефреном, проходящим через всю поэму:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой .

А. В. Македонов считает, что этот рефрен можно назвать основным лейтмотивом поэмы, который «сначала проявляется как деталь прямого конкретного изображения мирного труда и жизни хозяина дома и дороги. А затем появляется как воспоминание, напоминание, много-повторная метонимия и метафора – память об этом труде, об этой мирной жизни и как деталь – сигнал, воскрешающий новое утверждение силы человеческого постоянства, непреодолимого начала мирной жизни» [Македонов, с. 238].

В качестве орудия труда поступает в поэме именно коса, а не сельскохозяйственная машина, за что поэта упрекали критики, сетуя на то, что он тем самым уходит от правды изображения советской действительности. Но Твардовский, как истинно народный поэт и мастер слова, делает это сознательно и совершенно, на наш взгляд, оправдано. Он стремится тем самым сохранить и продолжить народные традиции, отобразить черты жизни своего народа, его дух. Он-то и не сломал, не согнул ни Андрея Сивцова, ни его жену Анну, испытавших немало страданий в эти страшные годы войны. И это можно сказать о целом народе. Поэтому главные герои поэмы «Дом у дороги» изображены в большей степени не как индивидуальные характеры, а как образы широкого обобщения. Так, мы сравнительно мало узнаём о личной жизни Андрея Сивцова. В повествовании о нём, считает Кулинич, «поэт сосредотачивает внимание на том важнейшем, что характеризует его судьбу как судьбу народную: Труженик и семьянин, он был оторван жестокой войной от дома и семьи, стал воином, чтобы отстоять право на мир и труд, защитить жену и детей. Хлебнул горя на дорогах войны солдат, выходил из окружения, смотрел смерти в глаза, а когда возвратился домой – не нашёл ни дома, ни жены, ни детей…».

Что же помогало таким людям выстоять, когда, казалось, не было больше сил. Во всех испытаниях их поддерживала беззаветная любовь к Родине и к своему народу. Когда Андрей Сивцов, измученный и усталый, отставший от войны, приходит домой, перед ним встаёт нравственный выбор – идти на фронт или остаться дома и жить «в селе украдкой», «таясь от лишних глаз». Герой поэмы Твардовского «Дом у дороги» проявляет истинное чувство патриотизма и показывает тем самым величие русского характера:

Так я дойти обязан.

Дойти. Хоть я и рядовой,

Отстать никак не волен .

Так конкретный образ солдата Андрея Сивцова вырастает до образа широкого обобщения, в котором воплощены лучшее качества русского человека, обогащённые новой исторической эпохой, главное из которых – преданность своей Родине.

В облике главной героини Анны Сивцовой в поэме отражено прежде всего то, что делает её обобщенным образом «женщины-матери, заботами которой держался дом и на долю которой выпали тяжкие испытания военного лихолетья».

В поэме «Дом у дороги» образ Анны Сивцовой отразил лучшие черты русской женщины, изображённые ещё в классической литературе: красоту, душевную чистоту, несгибаемую силу, выносливость, преданность и верность своему мужу, любовь к детям. Многие эти черты Анны близки женским образам некрасовских поэм «Мороз – красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Свою героиню Твардовский изображает следующим образом:

Пускай не девичья пора

Но от любви на диво –

В речах остра,

В делах быстра,

Как змейка всё ходила .

В поэме Твардовского с большой силой художественной правды отразились черты трагического мироощущения народа, раскрывшиеся в образе главной героини поэмы. После ухода на войну мужа Анна постоянно с тревогой думает о нём и часто мысленно обращается к своему возлюбленному:

Далёкий мой,

Родимый мой,

Живой ли, мёртвый – где ты?

Используемые постоянные эпитеты «далёкий», «родимый», употребляемые в народных песнях, становятся ключевыми в этом отрывке поэмы Твардовского для передачи чувств героини, сердце которой переполнено тоской по любимому. Для Анны разлука с мужем – это настоящая трагедия, и то, что раньше доставляло ей радость и наслаждение (совместный труд на покосе) – теперь вызывает душевную боль:

Когда косила тот лужок,

Сама косой небитой.

Слепили слёзы ей глаза,

Палила душу жалость.

Не та коса,

Не та роса,

Не та трава, казалось… .

Анна Сивцова воплощает в себе и черты советской женщины: связь своей судьбы с общенародной, чувство коллективизма, гражданского долга. По мнению Выходцева, поэт, «изображая советских людей, одновременно умеет подчеркнуть в них черты исконные, традиционные. Чаще бывает так, что эти качества запечатлены самим народом в устных поэтических произведениях. Твардовский очень редко обращается непосредственно к «фольклорному образцу», но всегда создаёт образ, ситуацию, очень близко широко бытующим. Тем самым он улавливает коренные черты народа».

Одна из них – это сострадание к ближнему. Именно об этом чувстве поведал поэт читателю в пятой главе поэмы, рассказывающей о трагических картинах – вступлении врага на нашу землю и встрече русских женщин с нашими пленными солдатами:

Сынов родной земли,

Их стыдным сборным строем

По той земле вели

На запад под конвоем.

Идут они по ней

В позорных сборных ротах,

Иные без ремней,

Иные без пилоток .

Среди этих женщин находится Анна Сивцова, она также, с горечью вглядываясь в лица пленных солдат, со страхом пытается отыскать среди них своего мужа. Она боится даже самой мысли, что её Андрей может оказаться здесь. Эти переживания героини Твардовский описывает в форме внутреннего монолога женщины-солдатки, обращённого к мужу. Эта взволнованная речь, наполненная таким лиризмом, передаёт не только чувства Анны Сивцовой, но и чувства всех покинутых жён к своим мужьям, народное горе о разрушенном войной женском счастье. Она отражает истинно русский характер женщины:

Ты не стыдись меня.

Что вниз сползли обмотки,

Что, может, без ремня

И, может, без пилотки.

И я не попреку

Тебя, что под конвоем

Идёшь. И за войну

Живой, не стал героем.

Окликни – отзовусь.

Я здесь, твоя Анюта.

Я до тебя прорвусь,

Хоть вновь навек прощусь

С тобой. Моя минута! .

Андрей Сивцов уходит на войну из своего дома, унося в своём сердце частичку этой святыни, которая будет согревать его в холодных окопах и давать силы для борьбы с врагом. Дом – это надежда, мечта, к которой стремится в своих мыслях каждый солдат на войне. И Анне Сивцовой приходится оставить свой дом, где прошли лучшие годы жизни, были счастье и радость. В трогательной сцене прощания с ним конкретный образ дома становится символом земли – Родины, которую покидает крестьянка Анна Сивцова. Чувства Анны поэт облекает в форму задушевной народной песни – плача, передающей всю боль и тоску героини, что является также чертой народной лирики:

Прости – прощай, родимый дом,

И двор, и дровосека,

И всё, что памятна кругом

Заботой, замыслом, трудом, -

Всей жизнью человека .

Местами эта лирическая песня – плач сменяется боевым призывом, переходящим в заклинание и песней гнева и мести, придающей этой сцене черты публицистичности, что является вершиной эмоциональности в поэме:

За всё с того, кто виноват,

По всем статьям устава,

Взыщи со строгостью солдат,

Твоё, хозяин, право .

Поэма «Дом у дороги» - это не только рассказ о страданиях, выпавших на долю русской женщины в эти тяжкие годы войны. Это гимн женщине-Матери и её безграничной любви к детям. Анна Сивцова, оказавшись в Германии, благодаря своей материнской любви и женской выносливости смогла не только сохранить своих детей в этом аду, но и совершить ещё один настоящий материнский подвиг. На соломе, за колючей проволокой, родила она сына Андрея. Испытания, которая выносит эта мужественная женщина, приобретают в поэме символ народных страданий, страданий беззащитных матерей, жён и детей, оказавшихся в годы войны в немецком плену.

В поэме мы слышим песню Анны над сыном, изливающей своё горе, в которой можно наблюдать использование поэтом художественных средств, характерных для народной поэзии: постпозитивное употребление эпитетов, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образные обращения:

Зачем ты горестный такой,

Слеза моя, росиночка,

На свет явился в час лихой,

Краса моя кровиночка?

Живым родился ты на свет,

А в мире зло несытое.

Живым – беда, а мёртвым – нет,

У смерти под защитою .

В структуру сюжета проникает фольклорная поэтика, которая помогает раскрыть автору внутренний мир героини – в данном случае её страх перед неизвестностью будущей судьбы ребёнка. На наши взгляд, эту форму народной поэтики можно соотнести из колыбельной песни матери, воссоздающей мысленно, несмотря на порой тяжёлые условия жизни, счастливую будущую судьбу своему ребёнку.

Анна Сивцова верит в счастье своего сына, сравнивая его с «зелёной веточкой», этот цветовой эпитет ассоциируется с молодостью и новой жизнью, что является характерным признаком цветовой символики народной поэтики.

Последняя глава завершает всё движение поэмы «возвратом от войны к миру, от дорог войны и чужого дома к исходным дому и дороге…» [Македонов, с.239]. Здесь мотив дороги также не разделим с домом, но проявляется во всей значимости: и как дорога войны, и как дорога к своему дому, и как дорога жизни человека и судьбы народа. Жизнь победила, дом победил, хотя и разрушен:

И там, где канули в огне

Венцы, столбы, стропила, -

Темна, жирна по целине,

Как конопля, крапива.

Глухой, нерадостный покой

Хозяина встречает.

Калеки – яблони с тоской

Гольём ветвей качают .

Таким видит свой дом вернувшийся с войны солдат Андрей Сивцов. Эта судьба не только семьи Сивцовых. Это судьба народа. И, несмотря на всю трагичность этих волнующих сцен, они несут в себе всё-таки гуманистическую и жизнеутверждающую направленность, как бы парадоксально это не звучало – какие бы тяжкие испытания ни выпали на долю нашего народа – он непобедим, он выживет, выстоит. Не зря сквозь «венцы», «столбы» и «стропила» пробивается крапива, и «калеки-яблони» всё же качают своими голыми ветвями, возвращая вернувшемуся хозяину надежду на утраченное семейное счастье и мирную жизнь. Автор здесь использует приём поэтического параллелизма, который, как одна из художественных особенностей народной поэтики, строится на основе сравнения мира человеческого и природного. Поэтому конец лирического повествования о войне в поэме связан с картинами крестьянского труда. Андрей Сивцов, как и в начале поэмы, занят своим любимым занятием – покосом, который возвращает его к жизни, несмотря на печаль и боль, живущее в его душе после стольких пережитых страданий:

И добрым ладом шли часы,

И грудь дышала жадно

Цветочным запахом росы,

Живой росы из-под косы –

Горькавой и прохладной .

Таким образом, поэма «Дом у дороги» занимает большое место в творчестве Твардовского, являясь первым крупным эпическим произведением поэта с преобладанием лирического начала. Своим соединением лирического и эпического начал, мотивов мира и войны при всей предельной простоте поэма является новаторским произведением.

Актуальное значение поэмы «Дом у дороги» в том, что в ней поэт сумел выразить от имени народа силу протеста против войн и тех, кто развязывает их. Историко-литературное значение поэмы Твардовского состоит в том, что она является одним из первых произведений в нашей литературе, в которых Отечественная война и мирное после военное строительство показаны как единая гуманистическая борьба нашего народа за мир и счастье людей.

Литература

Список источников

    1. Твардовский, А.Т. Собрание сочинений: в 6-ти томах / А.Т. Твардовский. – М.: Художественная литература, 1978.

Т.1: Стихотворения (1926-1940). Страна Муравия. Поэма. Переводы.

Т. 2: Стихотворения (1940-1945). Поэмы. Василий Тёркин. Дом у дороги.

Т. 3: Стихотворения (1946-1970). Поэмы. За далью – даль. Тёркин на том свете.

Т. 4: Рассказы и очерки (1932-1959).

Т. 5: Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970)

    Твардовский, А.Т. Избранные произведения: в 3 томах / сост. М. Твардовский. - М.: Художественная литература, 1990.

Т. 2: Поэмы.

Список научной, критической, мемуарной литературы и словарей

    Акаткин, В.М. Дом и мир: Художественные искания А.Твардовского в раннем творчестве и «Стране Муравии» // Русская литература. – 1983. - №1. – С. 82-85.

    Акаткин, В.М. Ранний Твардовский / В.М. Акаткин / под ред. А.М. Абрамова. – Воронеж, 1986

    Бердяева, О.С. Лирика Александра Твардовского: учебное пособие к спецкурсу. – Вологда, 1989.

    Бессонова, Л.П. Фольклорные традиции в поэмах А. Твардовского: учебное пособие для студентов гум. факультетов / Л.П. Бессонова, Т.М. Степанова. – Майкоп, 2008.

    Выходцев, П.С. Александр Твардовский / П.С. Выходцев. – М., 1958.

    Гришунин, А.Л. Творчество Твардовского / А.Л. Гришунин, С.И. Кормилов, И.Ю. Искржицкая. – М.: МГУ, 1998.

    Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в четырёх томах. – Т. 3. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

    Дементьев, В.В. Александр Твардовский / В.В. Дементьев. – М.: Советская Россия, 1976.

    Залыгин, С.И. О Твардовском // Новый мир. – 1990. - №6. – С. 188-193.

    Кондратович, А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность / А.И. Кондратович. – М.: Художественная литература, 1978.

    Кочетков, В.И. Люди и судьбы / В.И. Кочетков. – М.: Современник, 1977.

    Кулинич, А.В. А. Твардовский: Очерк жизни и творчества / А.В. Кулинич. – Киев, 1988.

    Лейдерман, Н.Л. Творческая драма советского классика: А.Твардовский в 50-60 годы / Н.Л. Лейдерман. – Екатеринбург, 2001.

    Любарева, С.П. Эпос А.Твардовского / С.П. Любарева. – М.: Высшая школа, 1982.

    Македонов, А.В. Творческий путь А.Т. Твардовского: Дома и дороги / А.В. Македонов. - М.: Художественная литература, 1981.

    Муравьёв, А.Н. Творчество А.Т. Твардовского / А.Н. Муравьёв. – М.: Просвещение, 1981.

    Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО Издательство Оникс, 2011.

    Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. - М.: Просвещение, 1974.

    Твардовский, И.Т. Родина и чужбина: книга жизни / И.Т. Твардовский. – Смоленск: Русич, 1996.

    Турков, А.М. Александр Твардовский / А.М. Турков. – М.: Художественная литература, 1970.

МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района Алтайского края

Урок по Великой Отечественной войне

В 11 классе

«Дом у дороги»

Разработан учителем русского языка

и литературы МБОУ «Побединская СОШ»

Целинного района Алтайского края

Бойко Еленой Валерьевной

Тема: «Осмысление темы войны в поэме А.Т. Твардовского

«Дом у дороги»

Цели урока:

Предметные: рассмотреть представление военной тематики через концепт ключевых слов «дорога» и «дом»;

Личностные: нравственно-этическая ориентация личности, развитие моральной готовности к сопереживанию, стойкого неприятия разрушающей силы войны, прививание чувства гордости за свой народ, уважение к человеку труда;

Метапредметные:

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

регулятивные : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные : планированиекоммуникации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачам и условиями.

Средства обучения: учебник Литература 11 класс в 2 частях под ред. Журавлева В.П., Толковые словари, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал: карточки-стикеры, карточки-слова, лист самоанализа.

Этапы урока

    Мотивация

Учитель: «Ребята, сегодня мы пройдем дорогами, которыми прошла наша страна 70 лет назад. Ни один автор не обошел эту тему стороной: он оставил нам память о том страшном испытании, и мы будем знакомиться с ней через страницы книг и бережно хранить её».

Учитель показывает плейкаст с изображением фрагмента повести М.А. Шолохова «Судьба человека». На него наложена песня «Враги сожгли родную хату» на слова М. Исаковского в исполнении Марка Бернеса. (СЛАЙД № 2)

Учитель: «Скажите, что отражает данный плейкаст?»

Ученик: «Сюжет поэмы «Дом у дороги». (Ученики не точны, но учитель пока не акцентирует внимание на этом, так как вернется к этому слайду в конце урока).

    Актуализация знаний

Учитель: «Что вы готовили дома?»

Ученик: «Читали поэму А.Т. Твардовского «Дом у дороги», рассматривали образы главных героев и давали им полную характеристику».

Учитель: «Исходя из этого, давайте сформулируем тему урока».

Ученик: «Герои войны в поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги».

Учитель корректирует формулировку темы.

Учитель: «Чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, давайте составим план наших действий: 1) прослушать сообщения на тему «Судьба Андрея Сивцова», «Судьба Анны Сивцовой»; 2) рассмотреть концепты слов, заданных в названии; 3) выяснить значение подзаголовка «лирическая хроника»; 4) определить основной мотив поэмы; 5) сделать самоанализ (СЛАЙД № 3).

Два ученика рассказывают сообщение о судьбе Андрея Сивцова и Анны Сивцовой.

Сообщение 1 ученика: «Андрей – деревенский житель, хозяин дома, муж Анны Сивцовой. В их семье двое детей. Война вторгается в жизнь простых тружеников, разрушая их спокойный быт, размеренный уклад, привычный ритм красивой жизни. Андрей уходит на войну и попадает в окружение. Он вынужден встречаться с женой не в собственном доме, а в пуне. Так как в их дом вошли чужаки – немцы. Потом он в одиночку ищет дорогу к своим. Пройдя дорогами войны, возвращается солдат домой, а дома нет, и семьи нет. Он строит дом и ждет семью». (СЛАЙД № 4)

Сообщение 2 ученика: «Анна Сивцова – молодая, красивая, работящая женщина, жена Андрея. Она очень хорошая хозяйка и заботливая мать. После ухода мужа на войну на ее плечи легли все заботы по дому, хозяйству, заботы о детях. Вместе с детьми она угнана в плен в Германию. Там у нее родился третий сын». (СЛАЙД № 5)

    Формирование новых знаний

Учитель: «Мы рассмотрели 2 главных образа. А есть ли в поэме третий образ, переживающий за них, сочувствующий им, сострадающий?»

Учитель: «Каких о каких героях повествует нам автор?»

Ученик: «Об обычных простых людях»

Учитель: «Более того, в то время это были вовсе не герои. Люди, попавшие в окружение или плен, считались изменниками Родины. Но в чем их измена? Разве они не достойны называться героями? Разве они не достойны, чтобы их помнили?»

Ученик: «Достойны, и мы должны знать все о той войне»

Учитель: «Много домов было разрушено, сожжено, не всем удалось их восстановить. Почему же именно «дом у дороги» явился предметом размышлений и раздумий А.Т. Твардовского? Давайте обозначим этот вопрос, как проблемный и подготовим на него развернутый, осмысленный ответ, проанализировав концепты слов, заключенных в названии». (СЛАЙД № 6)

Работа с текстом

Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждая группа получает задание: выписать все лексические эквиваленты к слову ДОМ.

1-я группа анализирует главы с 1 по 3; 2-я – с 4 по 6; 3-я – с 7 по 9 главы.

Эти слова ученики записывают на стикерах, которые по окончании работы приклеивают на доску в виде кластера, в центре которого учитель поместил слово ДОМ.

Синонимы к слову «дом»: хата, пуна, жилье, кибитка-дом, сад, хозяйство, келья, квартира, светлица, сруб.

В ходе исследования учитель раздает группам Толковые словари, к которым учащиеся обращаются для выяснения слов «келья», «хата», «светлица». После этого включает слайд (СЛАЙД № 7).

Слова «пуна» в словаре нет, поэтому учитель выносит его на слайд.

Пуна – (ударение на первом слоге) – диалектное слово смоленских говоров, сарай для хранения сена. (СЛАЙД № 8)

Учитель: «Обратите внимание на слова «пуна», «сад» и «хозяйство». Будут ли они синонимами?»

Ученик: «Они будут контекстными синонимами»

Учитель: «А давайте попробуем теперь из этих слов составим лексико-семантические группы»

Учитель раздает группам листочки-карточки со словами, представленными на кластере, а они дают название лексико-семантической группе.

1 группа получает набор слов: хата, пуна, хозяйство, сад, жилье;

2 группа – слово келья;

3 группа – сруб, квартира, светлица.

Группы называют лексико-семантические поля: 1-я – Родина; 2-я – одиночество; 3-я – новая жизнь.

Учитель: «Посмотрите на кластер, составленный вами на доске и сверьте с кластером на слайде, каких слов не хватает?» (СЛАЙД № 9)

Ученик: «Пепелище» и «кибитка-дом»

Учитель: «Почему «пепелище» стоит особняком?»

Ученик: «Потому что оно обозначает разрушение, смерть»

Учитель: «Давайте выстроим в хронологическом порядке эти группы слов. Что получается? Куда мы вставим смерть дома?

Дом-Родина - смерть дома – одиночество - новая жизнь. (СЛАЙД № 10)

Учитель: «Какой смысл кроется за этой хронологией?»

Ученик: «Философское осмысление жизни».

Из ответов учеников выстраивается примерно следующий вывод: в родной теплый, чистый, уютный и красивый дом пришла смерть. Она разрушила все до основания, после чего у выживших наступило полное одиночество. Но человек нашел в себе силы не только не сломаться, но и начать новую жизнь.

Учитель: «А почему я не взяла кибитку-дом?»

Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что кибитка – это кочевая жизнь, жизнь, связанная с дорогой.

Учитель: «В каких отношениях находятся дом и дорога?»

Из ответов учеников: дорога – это символ движения, она развела всех по разным сторонам, но она и вернула солдата домой, к новой жизни.

    Закрепление

Первичное закрепление

Учитель: «Давайте вернемся к нашему плану урока. О чем мы еще не сказали? Почему автор определяет жанр своей поэмы, как лирическая хроника?»

Ученики находят в Толковых словарях значение слова «хроника».

Учитель: «Дайте определение лирической хроники».

Из словаря С.И. Ожегова: «Хроника – это литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий».(СЛАЙД № 11)

Ученики делают вывод от том, что А.Т. Твардовский хронологически выстраивая события, показывает трагическую судьбу крестьянской семьи Сивцовых, вызывая глубокое соучастие, сопереживание, достигая огромного эмоционального накала.

Подведение к самостоятельному выводу

Учитель: «Ребята, в ходе чтения вы обратили внимание на сроки, повторяющиеся рефреном. Назовите их»

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

Учитель: «Какую смысловую нагрузку они несут?»

Ученики: «Прославляют крестьянский труд, или символизируют человека- труженика».

Учитель: «Так какой основной мотив поэмы?»

Ученики: «Мотив труда».

Учитель: «К какому общему выводу мы можем прийти?»

Обобщенный вывод из ответов учеников: только труд может поднять человека на ноги, поможет забыть тяжелое горе и сроить жизнь заново. (СЛАЙД № 12)

Учитель: «А можем ли мы сказать, что главные герои совершили подвиг?»

Ученики рассуждают о том, что подвиг – это не всегда громкая слава, бывают подвиги тихие, как, например, Андрей Сивцов уже совершил подвиг тем, что нашел в себе силы не сломаться и опуститься с горя, а начать новую жизнь. Анна Сивцова совершила нравственный подвиг, сохранив семью, родив в неволе сына, ради которого стойко переносила все лишения.

Учитель предлагает детям вернуться к первому слайду: «Если хорошо присмотреться, вспомнив детали портрета, то, может быть, герой этого плейкаста все же не Андрей Сивцов, а другой Андрей?»

Ученик: «Это Андрей Соколов из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Учитель: «В жизни ничего не бывает случайного. В данных произведениях не только похожие судьбы, но и имена одинаковые. А знаете, что значит имя Андрей? Посмотрите на слайд. (СЛАЙД № 13)

Давайте как-то попытаемся связать эти вещи одной нитью».

Ответы учеников свелись к следующему итогу: на примере семьи Сивцовых автор показывает боль за судьбы тысяч таких семей, о которых предпочитали молчать. (СЛАЙД № 14)

    Рефлексия

Учащиеся заполняют лист самоанализа: (СЛАЙД № 15)

Я узнал…

Я почувствовал…

Я научился…

Лист самоанализа ученика: «Я узнал, что у войны есть другое лицо и другие герои. Я почувствовал боль и горечь тех страшных лет. Я научился уважать свою историю, любить свой народ и гордиться русским человеком-тружеником!» (СЛАЙД № 16)

    Домашнее задание

Учитель: «Задание дифференцированного характера:

1.Вы видели плейкаст, который создала я по фрагменту рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Предлагаю создать вам по любому фрагменту поэмы А.Т. Твардовского «Дом у дороги»;

2. Напишите эссе «Хочется закончить поэму…» (СЛАЙД № 17)

В конце урока учитель открывает последний слайд…

Окт 26 2010

Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году. Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести . Отбившись от своих, Андрей Сивцов оказался во вражеском тылу, возле собственного дома, испытывая усталость от перенесенных лишений. Тем дороже его решение все же продолжать путь к фронту, «никем не писанный маршрут распознавать на звездах». Принимая это решение, Сивцов чувствует себя «в долгу» перед погибшим в пути товарищем: И раз он шел, да не дошел, Так я дойти обязан. … Еще добро бы он живой, А то он - павший воин. Злоключения Сивцова были в ту пору совсем не редкостью. Такой же общей для многих и многих семей 157 оказалась судьба его близких: Анну с детьми угнали в Германию, на чужбину. А впереди еще одна «беда в придачу к бедам»: в неволе, в каторжном лагере у Сивцовых родился сын, казалось бы обреченный на неминуемую гибель.

Мысленный разговор Анны с сыном принадлежит к самым проникновенным страницам, когда-либо написанным Твардовским. С глубокой чуткостью переданы здесь и материнская потребность беседовать с тем, кто еще «нем и глуп», и сомнение в возможности уберечь ребенка, и страстная жажда выжить ради сына. И хотя так обездолена эта новая человеческая , так еще слаб ее огонек, так мало надежды на встречу с отцом, - жизнь выходит победительницей из неравного поединка с грозящей ей гибелью.

Вернувшийся домой Андрей Сивцов ничего не знает о судьбе своей семьи. преподнесла напоследок еще один горький парадокс - не жена с детьми ждет солдата домой, а он их. Твардовский скуп на прямые похвалы герою, однажды охарактеризовав его как тип «подвижника-бойца, что год за годом кряду исполнил до конца». Он совершенно не приукрашивает его, даже в самых драматических ситуациях, например при выходе из окружения: «худой, заросший, словно весь посыпанный золою», утирающий усы «бахромкой рукава» обтрепавшейся в скитаниях шинели.

В очерке «В родных местах» (1946), рассказывая, как его односельчанин, подобно Андрею Сивцову, строил дом на пепелище, Твардовский писал: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий . Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала…»

В поэме предоставляет сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись лаконичным описанием негромогласного подвига Андрея Сивцова: Погостевал денек-другой. - Ну что ж, на том спасибо. - 158 литература И потянул с больной ногой На старую селибу. Перекурил, шинель долой, Разметил лопатой. Коль ждать жену с детьми домой, Так надо строить хату.

Дождется ли построенный героем дом своей хозяйки, наполнится ли детскими голосами - неведомо. Судьба Сивцовых - судьба миллионов, и окончание этих драматических историй неодинаково. В одной из своих статей Твардовский заметил, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни… в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, «доисследования» затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Поэма «Дом у дороги» история о судьбе крестьянской семьи . Литературные сочинения!

Как писал С. Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». Защита, утверждение этого основания, самого «изначального» (Ю. Буртин) в человеческой жизни составляет пафос поэмы. С главной темой сочетается вторая - памяти, преемственности личности и общности людей; здесь это и память горя войны, и память силы любви и дома, освещающей, преодолевающей силу горя в любом горе, в самой страшной дороге, переправе,- силы исконного человеческого, народного. А тема дороги здесь выступает также с двух сторон - как исходная, своя родная дорога, у своего дома, так и дорога, навязанная войной и нелюдьми - от своего к чужому и назад к своему. «Памятью горя», «глухой памятью боли», перекликнется с последними главами «Василия Теркина» и с лирикой Твардовского последних лет войны. Но «глухая намять боли» заново заостряет ясную память семьи, как счастья, как любви, как задушевного и коренного начала и любого отдельного дома и всей жизни на земле.

Центром семьи, как всегда у Твардовского, является мать. «Дом у дороги» - не только лирическая хроника, по и лирический гимн прежде всего материнской любви, по всей ее полноте, конкретной силе. И женщине-крестьянке, как прежде всего женщине-матери. Но вместе с тем и женщине - хозяйке дома, труженице. И женщине-жене, другу труженика-хозяина, а затем воина, защищающего дом и семью всего народа. Любовь жены и матери - это та же деловитая, деятельная любовь, приметы которой мы видели и в лирике Твардовского 30-х годов, но здесь это уже не только лирический, но и лирико-эпический мир. Этот мир - дом, труд. «Коей, коса, пока роса». Дом и в самом узком, тесном, личном, усадебном смысле. «И палисадник под окном. // И сад, и лук на грядках - // Все это вместе было дом, // Жилье, уют, порядок». Три основные приметы, три качества, вместе с тем трудом, той косьбой на лугу около своего дома. Но это личное начало, даже, я бы сказал (как это теперь ретроспективно видно), начало той некой личной собственности, с которой были связаны и деревенские корни молодого Твардовского, это личное начало дома противопоставлено замкнутому, собственническому дому, где, «никому не веря, // Воды напиться подают, // Держась за лямку двери». Нет, это дом человека, включенного в новый тип более широкой человеческой общности, хотя вместе с тем и традиционного гостеприимства, артельности. Это «тот порядок и уют, // Что всякому с любовью, // Как будто чарку подают // На доброе здоровье». Две характерные для Твардовского системы поведенческих деталей, играющих роль и прямого изображения этого неповторимого дома у дороги и даже метафорической, метонимической конкретности, даже символа Дома у Дороги в новом, расширительном и общем для всей поэзии Твардовского смысле! Характерны и дополнительные конкретные признаки дома и его хозяйки - хорошо «помытый пол», особая деловитая и, как выразился Твардовский, «опрятность тревожная» - чисто крестьянская черта. «И весь она держала дом // В опрятности тревожной, // Считая, может, что на том // Любовь вовек надежней». Надежность любви связана с домовитостью, трудовой деловитостью и особой заботливостью.

Центр поэмы-именно эта женщина-крестьянка, домовитая, преданная, деловая и сердечная. Но еще В. Александров отметил, что в поэме звучит не один голос, а чередование голосов - автора, жены солдата, ребенка солдата, самого солдата, и в каждом голосе раскрывается характер живого действующего лица. Высказывалась и другая точка зрения (Ю. Буртина), что «в отличие от «Василия Теркина» - здесь не характеры, а «судьбы». Да, здесь у каждого человека, как отдельного персонажа, есть более законченная (хотя тоже не вполне законченная), отдельная судьба, но судьба характера, так же как и в той поэме характеры имеют судьбы, хотя и с несколько более широкими и подвижными границами.

Вообще в поэзии Твардовского характеры и судьбы всегда неотделимы. И по существу их соотношения в обеих поэмах сходны: только в «Доме у дороги» больше акцентировано домашнее лирическое начало характеров, и они сосредоточены на двух-трех основных мотивах, голосах. Наиболее разработан центральный образ Анны Сивцовой, в ее трех главных ипостасях, лицах-ликах: матери, жены, домохозяйки-крестьянки. И этот ее основной пафос не просто назван и судьбой обозначен, но и намечен несколькими краткими дополнительными штрихами характера, поведения, высказывания. Она и «в речах остра», и «в делах быстра». И подвижна, как «змейка». А в беде - спокойно-мужественна, вынослива, терпелива, с мужем и с детьми предельно участлива, понятлива, заботлива. Это особый, хотя вместе с тем идеально обобщенный тип русской крестьянки, продолжающий галерею женщин-крестьянок лирики и прозы 30-х годов, но более развернутый и напряженно-эмоциональный, в гораздо более напряженной исторической ситуации и в своей личной и общенародной жизни. И более активно выступает и голос самого автора. А в условно-символическом голосе ребенка в поэме подчеркнут голос самого начала жизни, права жизни жить, и эта условная «речь» по-новому контрастирует с конкретными чертами окружающих событий, поведения людей. Лирическое начало приобретает эпическое и трагическое содержание, ибо семья и семейный труд, семейная общность воплощает всемирно-исторические тенденции, традиции, идеалы народной жизни и конкретных русских советских крестьян в конкретных условиях времени. И у себя па Родине, и в плену у врага. И лирический голос семьи естественно сливается с лирическим голосом воюющего солдата, самого автора, их единства - «Не пощади // Врага в бою, // Освободи // Семью свою». Это голос исповеди и вместе с тем ораторский призыв ко всему народу. А лирический диалог матери и ребенка в той же главе VIII , где описывается рождение сына в плену у врага, в чужом доме, как антидоме, превращается в обобщенно-символический диалог двух главных сил жизни в их общей борьбе со смертью, как своеобразная песня жизни, песня дома.

Совмещение эпического, трагедийного и лирического начал, как всегда у Твардовского, выступает и в своей непосредственной бытовой и в психологической конкретности, но здесь в ней подчеркнуто мелодическое, песенное начало. Не только тональностью разных голосов персонажей, но и господствующей тональностью лирического обращения автора к своим героям и к самому себе. Голоса звучат несколько более однородно, чем в военной лирике и в «Василии Теркине». Авторский голос остается спутником и комментатором, вся поэма совмещает в себе и последовательность рассказа-описания, лирической хроники, и непрерывное движущееся настоящее, дневниково-монологового обращения автора. В единой музыкальной организации этих голосов особую роль приобретает ставший знаменитым лейтмотив: «Коси, коса, // Пока роса. // Роса долой, // И мы домой». Лейтмотив сначала появляется как деталь прямого конкретного изображения мирного труда и жизни хозяина дома у дороги. А затем по-вторяется как воспоминание, напоминание, многоповоротная метонимия и метафора - памяти об этом труде, об этой мирной жизни и как деталь-сигнал, воскрешающий утраченное время, цепочку времени памяти, и как новое утверждение силы человеческого постоянства, непреодолимого начала мирной жизни, надежды на будущее, и как более широкий символ труда и утра жизни, всего домашнего и трудового в ней. Ее косы, ее росы, ее дома. Таким образом, лирическая хроника становится не только новой формой лирической поэмы с эпическими элементами, но и новой формой движущегося настоящего, дневникового начала в поэзии Твардовского. Отражения в ней коренных, внутренних, интимных, глубинных ценностей человеческой жизни, выражаясь словами одной из глав «Василия Теркина», - «неприкосновенного запаса» каждого отдельного человека, отдельной семьи и всего лирического начала человеческой жизни. И соответственно поэтика всей поэмы отличается от «Василия Теркина» большей сосредоточенностью изображения этих ценностей и более простыми, экономными средствами, также, однако, объединяющими и прямое, и косвенное, метафорическое воспроизведение. Такая деталь и вместе с тем метафора, как «запахов тоска», - показательный пример и типологических особенностей поэтического языка, мастерства этой поэмы, и того, что роднит это мастерство с остальным творчеством Твардовского.

Хроникальное построение поэмы, подчеркнутое подзаголовком и перекликающееся с названием сборника стихов того времени («фронтовая хроника»), осложнено, как и в других поэмах Твардовского, вставными эпизодами, со своим временем, отчасти параллельным общему ходу времени поэмы (рассказ солдата, отца и мужа, в главе VI ). Кроме того, вставлены диалоги, создающие, как в «Теркине», непосредственные переходы прошедшего в настоящее время. Последняя глава IX отделена от предыдущих резким скачком во времени, завершает все движение поэмы возвратом от войны к миру, от дорог войны и чужого дома к исходным дому и дороге. Но это опять диссимметрическое построение, ибо того дома уже нет, и «присел на камушке солдат у бывшего порога» своего дома, солдат - с больной ногой, прошедший войну и еще не знающий, что же случилось с его женой, семьей. И начинает строить дом сначала. В этой незавершенности завершения поэмы - особый художественный такт, сила. Автор и читатель все-таки знают, что семья выжила, даже появился сын солдата, которого он, видимо, теперь также обретет. Жизнь победила, дом победил, хотя и разрушен. И сливаются память горя, и память семьи, дома, и память самого труда, всей трудовой народной общности, неистребимая, как сама жизнь на земле. Отмечу попутно перекличку мотивов этой главы с «Солдатом-сиротой» «Василия Теркина» и с почти одновременным стихотворением Исаковского «Враги сожгли родную хату». Перекличку - и дополнение.

При всей предельной простоте и отсутствии внешних новаций поэма также является глубоко новаторским произведением. И своим соединением лирического и эпического начал, мотивов мира и войны, семьи во время войны. И очень смелым в своей предельной «естественности сочетанием конкретно-бытовой и условно-символической речи. И дальнейшим развитием интонации Твардовского, совмещающей напевность, разговорность, ораторскую и драматическую речь, личное и коллективное переживание при господстве особой, впервые найденной многоголосой лирической мелодии. Поэма тесно переплетается и с лирикой, и с эпосом Твардовского этих лет, отчасти подготавливает новые черты его лиризма уже 60-х годов, в частности, некоторых разделов цикла «Памяти матери».



Вверх