Желтый цвет — значение, применение, сочетание. Символика цветовой гаммы

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………3

1. Что такое цвет………………………………………………………………………………………4

2. Что символизирует желтый цвет в культуре и литературе……………………………………...4

3. Цветовой мир в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»………………………………6

4. Желтый цвет в искусстве………………………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………………………………..9

Список использованной литературы……………………………………………………………10

Приложение…………………………………………………………………………………………11

Введение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, велика. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны .

Актуальность данной работы обусловлена интересом к символике желтого цвета в литературе искусстве

Цель работы:

Выяснить что значит цвет.

Узнать что символизирует желтый цвет

Дать представление символики желтого цвета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и в живописи известных художников.

Задачи:

1.Ознакомиться с символикой цвета.

2.Изучить и проанализировать цветовой мир романа «Мастер и Маргарита»

3.Выяснить, что значит желтый цвет в искусстве (живописи)

Объектом исследования является символика желтого цвета.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач используются наблюдение, описание. Сбор материала проводился посредством методов анализа и сравнения.

Материалом исследования стало произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», живопись известных художников.

1.Что такое цвет.

Что такое цвет? Какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зелёные? Если посмотреть вокруг, то двух предметов одинакового цвета мы практически не найдём. Разнообразие цветовых оттенков бесконечно. Ньютон выделил семь цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ещё один цвет - пурпурный - причислен к классификации, как образованный смешением двух крайних цветов спектра - красного и синего. Спектральные цвета составляют очень небольшую часть видимых человеком оттенков. Человек с нормальным цветовосприятием способен различать около десяти тысяч цветовых оттенков. [ 1]

Изначально цвет использовался в качестве простого связующего средства между объектами, затем - знака-символа и в последнее время - системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек почувствовал, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий - «самый далекий», а красный - «самый теплый». Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее и особенно понять символическое значение цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно. Человек воспринимает информацию в цвете на основе своего опыта, культуры и образования в условиях жизни людей отдельной страны или региона. [ 2]

В данной работе мы подробнее остановимся на символике желтого цвета. Мы увидим, насколько разнообразны его оттенки, попытаемся разобраться в основных символических значениях, которые несёт в себе данный цвет.

Символизм. –

Священный Коран. –

Искусство Юрия Тореева, часть 5 –

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. –

Библиотекарь.Ру. –

Живопись Нидерландов XV - XVII вв. –

Википедия. Свободная энциклопедия. –

Булгаковская энциклопедия. –

Приложение

Фрагмент романа

Символика жёлтого цвета

    Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

выморочность московской жизни, назойливость, дисгармония, душащая пестрота красок

    Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы, и промолвил, повернувшись всем туловищем к секретарю:

О, город Ершалаим! Чего только не услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на дорогу!

болезненность, озлобленность

    Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло. <…>

    Краска выступила на желтоватых щеках Пилата, и он спросил по-латыни:

Как ты узнал, что я хотел позвать собаку?

Что еще там? – спросил Пилат и нахмурился.

    Прочитав поданное, он еще более изменился в лице. Темная ли кровь прилила к шее и лицу или случилось что-либо другое, но только кожа его утратила желтизну , побурела, а глаза как будто провалились.

болезненность

В половине одиннадцатого часа того вечера, когда Берлиоз погиб на Патриарших <…> томились двенадцать литераторов, собравшихся на заседание и ожидавших Михаила Александровича.

    <…> Бескудников стукнул пальцем по циферблату, показал его соседу, поэту Двубратскому, сидящему на столе и от тоски болтающему ногами, обутыми в желтые туфли на резиновом ходу.

ядовитость, напыщенность,

назойливая пестрота

    Ровно в полночь все двенадцать литераторов покинули верхний этаж и спустились в ресторан. Тут опять про себя недобрым словом помянули Михаила Александровича: все столики на веранде, натурально, оказались уже занятыми, и пришлось оставаться ужинать в этих красивых, но душных залах. <…> И ровно в полночь в первом из них что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!» это ударил знаменитый Грибоедовский джаз. <…> и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда. Заплясал Глухарев с поэтессой Тамарой Полумесяц, заплясал Квант, заплясал Жуколов-романист с какой-то киноактрисой в желтом платье. Плясали: Драгунский, Чердакчи, маленький Денискин с гигантской Штурман Джоржем, плясала красавица архитектор Семейкина-Галл, крепко схваченная неизвестным в белых рогожных брюках. Плясали свои и приглашенные гости, московские и приезжие, писатель Иоганн из Кронштадта, какой-то Витя Куфтик из Ростова, кажется, режиссер, с лиловым лишаем во всю щеку, плясали виднейшие представители поэтического подраздела МАССОЛИТа, то есть Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин и Адельфина Буздяк, плясали неизвестной профессии молодые люди в стрижке боксом, с подбитыми ватой плечами, плясал какой-то очень пожилой с бородой, в которой застряло перышко зеленого лука, плясала с ним пожилая, доедаемая малокровием девушка в оранжевом шелковом измятом платьице.

вызов, ядовитость, напыщенность, назойливая пестрота

    Варенуха проделал все, что полагается человеку в минуты великого изумления. Он и по кабинету пробежался, и дважды вздымал руки, как распятый, и выпил целый стакан желтоватой воды из графина, и восклицал:

Не понимаю! Не по-ни-ма-ю!

ядовитость, духота, несвежесть

    В саду ветер дунул в лицо администратору и засыпал ему глаза песком, как бы преграждая путь, как бы предостерегая. Хлопнула во втором этаже рама так, что чуть не вылетели стекла, в вершинах кленов и лип тревожно прошумело, потемнело и посвежело. Администратор протер глаза и увидел, что над Москвой низко ползет желтобрюхая грозовая туча.

угнетение, тяжесть

    Маленький человек в дырявом желтом котелке и с грушевидным малиновым носом, в клетчатых брюках и лакированных ботинках выехал на сцену Варьете на обыкновенном двухколесном велосипеде. Под звуки фокстрота он сделал круг, а затем испустил победный вопль, от чего велосипед поднялся на дыбы. Проехавшись на одном заднем колесе, человек перевернулся вверх ногами, ухитрился на ходу отвинтить переднее колесо и пустить его за кулисы, а затем продолжал путь на одном колесе, вертя педали руками.

устарелость, ветхость, вызов

    И тотчас пол сцены покрылся персидскими коврами, возникли громадные зеркала, с боков освещенные зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины, и в них зрители в веселом ошеломлении увидели разных цветов и фасонов парижские женские платья. Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель – черных, белых, желтых , кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками.

назойливость, вызов, напыщенность, излишняя яркость

    Вы – писатель? – с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

Я – мастер, – он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас, чтобы доказать, что он – мастер. – Она своими руками сшила ее мне, – таинственно добавил он.

вызов, яркость, индивидуальность

    Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

    Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу…

тревога, вызов, запрет

волнение, душевная теплота, искренность, тревога

    И, вообразите, внезапно заговорила она:

Нравятся ли вам мои цветы?

Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:

Нет.

грязь, выморочность, болезненность, суетность

    Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.

вызов, яркость, тревожность

    И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь.

И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась, – прошептал мастер и поник головой, и долго качалась печальная черная шапочка с желтой буквой «М». Он повел дальше свой рассказ, но тот стал несколько бессвязен. Можно было понять только одно, что тогда с гостем Ивана случилась какая-то катастрофа.

тревога, вызов, яркость,

индивидуальность, противостояние

    В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. <…> Знакомые слова мелькали передо мной, желтизна неудержимо поднималась снизу вверх по страницам, но слова все-таки проступали и на ней. Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела и я кочергой яростно добивал их.

ветхость, пламя, тревога, яд

    Варенуха, не снимая кепки, прошел к креслу и сел по другую сторону стола. <…> – Какая там, к черту, Ялта! Напоил пушкинского телеграфиста, и начали оба безобразничать, в том числе посылать телеграммы с пометкой «Ялта».

Ага… Ага… Ну ладно, ладно… – не проговорил, а как бы пропел Римский. Глаза его засветились желтеньким светом.

мистичность, приближающаяся опасность, страх, тревожность

    Дунчиль спокойно и с достоинством повернулся и пошел к кулисе.

Одну минуточку! – остановил его конферансье, – позвольте мне на прощанье показать вам еще один номер из нашей программы <…>

Черный задний занавес раздвинулся, и на сцену вышла юная красавица в бальном платье, держащая в руках золотой подносик, на котором лежала толстая пачка, перевязанная конфетной лентой, и бриллиантовое колье, от которого во все стороны отскакивали синие, желтые и красные огни.

Дунчиль отступил на шаг, и лицо его покрылось бледностью. Зал замер.

Восемнадцать тысяч долларов и колье в сорок тысяч золотом, – торжественно объявил артист, – хранил Сергей Герардович в городе Харькове в квартире своей любовницы Иды Геркулановны Ворс, которую мы имеем удовольствие видеть перед собою и которая любезно помогла обнаружить эти бесценные, но бесцельные в руках частного лица сокровища.

А под вашею полною достоинства личиною, – отнесся артист к Дунчилю, – скрывается жадный паук и поразительный охмуряло и врун. Вы извели всех за полтора месяца своим тупым упрямством. Ступайте же теперь домой, и пусть тот ад, который устроит вам ваша супруга, будет вам наказанием.

власть денег, циничность, вызов, дороговизна, запретность

    Теперь, сидя на камне, этот чернобородый, с гноящимися от солнца и бессонницы глазами человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно-серый таллиф, и обнажал ушибленную копьем грудь, по которой стекал грязный пот, то в невыносимой муке поднимал глаза в небо, следя за тремя стервятниками, давно уже плававшими в вышине большими кругами в предчувствии скорого пира, то вперял безнадежный взор в желтую землю и видел на ней полуразрушенный собачий череп и бегающих вокруг него ящериц.

Мучения человека были настолько велики, что по временам он заговаривал сам с собой.

болезненность, тревога, грусть, смерть, безнадёжность

    Левий увидел, что все в мире, под влиянием ли его проклятий или в силу каких-либо других причин, изменилось. Солнце исчезло, не дойдя до моря, в котором тонуло ежевечерне. Поглотив его, по небу с запада поднималась грозно и неуклонно грозовая туча. Края ее уже вскипали белой пеной, черное дымное брюхо отсвечивало желтым .

угнетенность, безвыходность, неизбежность, тревожность, опасность

    Счастливее двух других был Иешуа. В первый же час его стали поражать обмороки, а затем он впал в забытье, повесив голову в размотавшейся чалме. Мухи и слепни поэтому совершенно облепили его, так что лицо его исчезло под черной шевелящейся массой. В паху, и на животе, и под мышками сидели жирные слепни и сосали желтое обнаженное тело.

болезненность, приближение

опасности,

    Пришлось называть вещи своими именами и признаться в том, что администрация Варьете, в лице директора, финдиректора и администратора, пропала и находится неизвестно где <…> через короткое время в здании Варьете появилось следствие в сопровождении остроухой, мускулистой, цвета папиросного пепла собаки с чрезвычайно умными глазами. Среди служащих Варьете тотчас разнеслось шушуканье о том, что пес – не кто другой, как знаменитый Тузбубен. И точно, это был он. Поведение его изумило всех. Лишь только Тузбубен вбежал в кабинет финдиректора, он зарычал, оскалив чудовищные желтоватые клыки, затем лег на брюхо и с каким-то выражением тоски и в то же время ярости в глазах пополз к разбитому окну.

опасность, ярость

    Азазелло!

На его зов в переднюю выбежал маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу.

опасность, ярость

    Вы когда умрете?

Тут уж буфетчик возмутился.

Это никому не известно и никого не касается, – ответил он.

Ну да, неизвестно, – послышался все тот же дрянной голос из кабинета, – подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате.

Буфетчик стал желт лицом.

болезненность, страх, приближение опасности, безвыходность

    Сердце Маргариты страшно стукнуло, так что она не смогла даже сразу взяться за коробочку. Справившись с собою, Маргарита открыла ее и увидела в коробочке жирный желтоватый крем.

мистичность, вызов

    Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз.

болезненность, печаль, старость

    Бал! – пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня.

мистичность, дороговизна,

    Голова Маргариты начала кружиться от запаха вина, и она уже хотела уходить, как кот устроил в бассейне номер, задержавший Маргариту. Бегемот наколдовал чего-то у пасти Нептуна, и тотчас с шипением и грохотом волнующаяся масса шампанского ушла из бассейна, а Нептун стал извергать не играющую, не пенящуюся волну темно-желтого цвета.

тревожность

    Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие. – Воланд поднял шпагу. Тут же покровы головы потемнели и съежились, потом отвалились кусками, глаза исчезли, и вскоре Маргарита увидела на блюде желтоватый , с изумрудными глазами и жемчужными зубами, на золотой ноге, череп.

смерть, опасность, тревога,

мистичность, вызов

    В дремоте перед Иваном являлся неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой, ненавистно глядящий в пышный и чужой сад. Видел Иван и безлесый желтый холм с опустевшими столбами с перекладинами.

А происшедшее на Патриарших прудах поэта Ивана Бездомного более не интересовало.

тревожность, болезненность;

пустынность, одиночество, печаль

Продавцы за рыбным прилавком как окаменели со своими ножами в руках, сиреневый иностранец повернулся к грабителям, и тут же обнаружилось, что Бегемот не прав: у сиреневого не не хватало чего-то в лице, а, наоборот, скорее было лишнее – висящие щеки и бегающие глаза.

    Совершенно пожелтев , продавщица тоскливо прокричала на весь магазин:

Палосич! Палосич!

недоумение, тревога, выморочность, болезненность, страх

    Он (Арчибальд Арчибальдович) лично отодвинул стул от столика, приглашая Коровьева сесть, мигнул одному, что-то шепнул другому, и два официанта засуетились возле новых гостей, из которых один свой примус поставил рядом со своим порыжевшим ботинком на пол. Немедленно исчезла со стола старая скатерть в желтых пятнах, в воздухе, хрустя крахмалом, взметнулась белейшая, как бедуинский бурнус, другая, а Арчибальд Арчибальдович уже шептал тихо, но очень выразительно, склоняясь к самому уху Коровьева:

Чем буду потчевать?

обветшалость;

грязь, выморочность


Цвет солнца и тепла, радости и богатства, разума и оптимизма. Именно эти ассоциации возникают при упоминании желтого цвета. Яркий и жизнерадостный, он является цветовым воплощением энергии, движения и позитива. К тому же желтый вместе с красным основную цветовую тройку, определяющую существование всех остальных оттенков. О том, что значит желтый цвет и как он влияет на психику человека и пойдет речь далее.

Что означает желтый цвет

Как правило, желтый цвет несет в себе позитивное начало. Светлый желтый ассоциируется с дневным светом, солнцем, теплом, летом. Желтый с небольшим добавлением оранжевого дает волшебный золотой оттенок, который воспринимается нами как цвет богатства, успеха, достатка. Но все же главное значение этого цвета – активность. Яркий и насыщенный, он буквально вдохновляет на поступки, стимулирует к движению и заряжает энергией.

Но есть у желтого цвета и негативное значение. Его ослепительный блеск часто ассоциируется с алчностью и жадностью. Нередко в желтый цвет «окрашивают» ревность, зависть, подлость. Кроме того, в сознании многих он является цветом измены и предательства. А в некоторых странах Азии желтый даже считается цветом смерти и траура.

Значение желтого цвета в психологии

В психологии принято считать, что желтый в первую очередь является цветом интеллектуальной деятельности. Многочисленные исследования показали, что именно этот оттенок оказывает стимулирующие воздействие на участки мозга, отвечающие за память и мышление. Доказано, что систематическое умеренное восприятие желтого цвета повышает показатели умственной работоспособности, способствует эффективному запоминанию больших объемов информации, увеличивает скорость выполнения интеллектуальных операций. Основываясь на полученную во время исследований информацию, психологи пришли к выводу, что желтый цвет способствует и более легкому и эффективному обучению. Эту цветовую особенность можно использовать для оформления интерьера, например, детской комнаты для обучения или студенческой аудитории.

Кроме этого, желтый цвет в психологии широко . Его позитивное стимулирующие воздействие помогает в борьбе с хронической усталостью, апатией, интеллектуальным истощением, легким депрессивным состоянием. Положительный эффект желтый оказывает и на работу сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной систем.

Стоит также отметить, что избыток желтого может и навредить. Так, чрезмерное восприятие желтого может стать причиной проявления скрытых заболеваний нервной системы, в том числе и психиатрических расстройств (например, шизофрении).

Что обозначает желтый цвет ауры

Аура – «видимая» ментальная оболочка, которую можно зафиксировать с помощью специальной аппаратуры. Считается, что цвет ауры может многое рассказать о человеке. Согласно эзотерическим учениям и некоторым религиозным верованиям все наши мысли, поступки и эмоции имеют энергетическое воплощение, которое и проявляется с помощью цветов в ауре.

Так, желтый цвет ауры может рассказать о легком и жизнерадостном характере человека. Желтые люди полны сил и энергии, они напоминают вечную батарейку, которая заряжает всех окружающих. Они высокоинтеллектуальные, обладают логическим мышлением и сильным стремлением к саморазвитию. Но это не значит, что люди с желтым цветом ауры заносчивы и высокомерны. Наоборот, они скромны и сдержанны, не кичатся своим интеллектуальным превосходством. Кроме этого, желтые обладают потрясающим чувством юмора, что часто делает их душой компании. А гибкое мышление, дружелюбие и харизма помогают им добиваться больших успехов в жизни.

См. также:

Цвет Красный Розовый Оранжевый Зелёный Синий Фиолетовый Пурпур Белый Чёрный Серый Коричневый

Обычно понимается как цвет Солнца и золота.

Очень часто боги изображались с кожей золотисто-желтого цвета.

Гёте в своем учении о цветах назвал желтый цвет "цветом радостным, бодрящим и нежным; но он склонен вызывать досаду, едва заметная подмешка обесценивает, обезображивает, опаскуживает его". Только лишь легкая добавка красного нюанса была бы вообще допустима для придания ему "теплоты".

По своей двоякой природе это "цвет" чутья, догадки, интуиции, так легко сбивающих с толку, в которых ведь заключена своеобразная солнечная мощь, всепроникающая и всепросветляющая" (Эппли).

Пронзительно желтый в народной символике связывается с завистью и ревностью ("желтый от зависти").

Во взаимосвязи с "желтой желчью" (греч. chole), ему соответствует тип холерика.

Золотисто-желтый, с легкой красноватинкой цвет относится чаще всего к зрелой мудрости;

Бледно-желтый - к коварной агрессивности (например, как цвет одежд Иуды). Поэтому в средние века иудеи должны были носить желтые одежды.

У майя желтый цвет ассоциировался с южной стороной света.

В алхимии желтый окрас (citrinitas) указывает на поступательное движение изменчивой материи по направлению к философскому камню (из черноты к красноте). Цвет лёссовой земли и поэтому символ середины.

В алхи-мической символике цвет л±ссовой земли и поэтому символ середины. Цвет золота получил наименова-ние “желтый” в многочисленных свидетельствах. Очень часто боги изображались с кожей золоти-сто-желтого цвета. Г±те в своем учении о цветах назвал желтый цвет “цветом радостным, бодря-щим и нежным; но он склонен вы-зывать досаду, едва заметная под-мешка обесценивает, обезображи-вает, опаскуживает его”. Только лишь легкая добавка красного ню-анса была бы вообще допустима для придания ему “теплоты”. Про-нзительно желтый цвет в народной символике связывается с завистью и ревностью (“желтый от завис-ти”); впрочем, во взаимосвязи с “желтой желчью” (греч. chole) - телесным соком, - по антично-му и распространенному вплоть

до Нового времени учению о четы-рех телесных проистечениях, ему соответствует тип холерика. Чаще всего желтый цвет понимается как цвет Солнца’, по своей двоякой природе это “цвет” чутья, догадки, интуиции, так легко сбивающих с толку, в которых ведь заключена своеобразная солнечная мощь, все-проникающая и всепросветляю-щая” (Эппли). Золотисто-желтый, с легкой красноватинкой цвет от-носится чаще всего к зрелой муд-рости; бледно-желтый - к ковар-ной агрессивности, например в представлении о цвете одежды Иуды. Поэтому в средние века иу-деи должны были носить желтые одежды. В древней картине мира майя желтый цвет ассоциировался с южной стороной света. В алхи-мической цветовой символике жел-тый окрас (citrinitas) указывает на поступательное движение измен-чивой материи по направлению к философскому камню, переходя-щей из черноты к красноте.

Символ золота, ассоциируемый с медом, желтый цвет был цветом явленного людям Небесного Света и религиозного учения, проповедуемого в храмах.

Лунный желтый цвет, цвет тусклого золота и серы, символизирует непостоянство, ревность, порочные влечения, супружескую измену, чувство вины, предательство (во многих странах евреи должны были носить желтые одежды, потому что они предали своего Господа; во Франции марали желтым цветом-двери изменников; в иконографии одежда Иуды также желтого цвета).

В сновидениях и психоанализе желтый цвет является цветом интуиции и символизирует способность к обновлению, живость, молодость и отвагу, но также и нестабильность, тщетность.

Он свидетельствует о тяге к превосходству и, как крайний вариант, о слепом стремлении к власти, проявляющемся в повышенных притязаниях на несуществующее превосходство (часто как компенсация чувства неполноценности, бессознательного или неизжитого).

Традиционно считается, что при составлении букета важно не только выбрать сами растения, но и подобрать правильную цветовую гамму будущей композиции. В теории знание символики цвета должно помогать составлять букет правильно, т. е. согласно этой символике.


Однако на практике сразу хотим опровергнуть утверждение о важности соблюдения символизма. Например о том, что определённый цвет дарится только в определённом возрасте, что есть только мужские цветы, а есть только женские и т. п. Мы в Яна Флауэрс не придаём особого значения цвету растений и их символике, ведь каждое растение и цветок по-своему прекрасны, особенно при сочетании разноцветных растений в европейских букетах. Мы приверженцы идеи – долой стереотипы. Далеко не так важно какой цвет что символизирует, в отличие от красоты и эстетичности итогового результата. Гораздо приятней собирать букеты под характер получателя, нежели подбирать определённые цвет согласно «книжечным рекомендациям».


Конечно же есть общепринятые значения цвета. Но, друзья, значение цвета букета всегда меркнет в сравнении с оказываемым знаком внимания посредством этого букета. И поверьте, получателю (если он в здравом уме) абсолютно до лампочки, какого цвета растение, которое вы ему подарили. Ему просто приятно! :)

Но всё же затронем общепринятые нормы:

Цветы красного цвета

Наверное самые распространённые. Красный - это любовь и страсть, сила и власть. Красные цветы часто дарят своим любовникам и возлюбленным персонам. Хотя кто в это верит? Их дарят поголовно всем, будем честны с нашим читателем) Букет красных роз или красных тюльпанов можно подарить на день рождение, можно вручить как приз, либо как подарок коллеге по работе или бизнес-партнёру в виде бизнес-букета.

Цветы белого цвета

Белый – это чистота, невинность, непогрешимость, начало чего-то нового. Именно поэтому многие свадебные букеты невесты именно белого цвета – это дань традиций символизма.

Цветы жёлтого цвета

В русскоговорящих странах это самый противоречивый цвет. Действительно ли жёлтый цвет – это цвет разлуки? Конечно же нет. Всё это влияние поп-культуры на людские умы. Дружно скажем спасибо Наташе Королёвой за её песенный шедевр. Неужели взрослые люди на полном серьёзе думают, что жёлтые тюльпаны – это вестники разлуки? Жёлтый – это цвет жизни, цвет солнца и богатства, цвет радости и счастья. Поэтому букет желтых цветов можно подарить абсолютно любому человеку, которому вы хотите посвятить частичку своего внимания. Жизнерадостный букет жёлтого цвета способен обрадовать любого человека в любое время года, особенно жёлтые цветы понравятся детям.

Цветы розового цвета

Они символизируют молодость, нежность, юношеские мечты. Розовые цветы по правилам дарят только молодым девушкам и девочкам. Букет розовых кустовых роз либо розового левкоя можно подарить потенциальной подруге/другу.

Цветы синего цвета

Это романтика и гармония, спокойствие и тоска, бесконечность. Цветы синего цвета по букве правил не стоит дарить на юбилей, свадьбу либо официальное мероприятие.

Цветы оранжевого цвета

Это радость и тепло, сила и богатство. Оранжевые растения повышают настроение, создают ощущение праздника и успеха. Впрочем как и жёлтые.

Цветы фиолетового цвета

Это достоинство и роскошь, а также мудрость. Букет из орхидей тёмно-фиолетового цвета должен подчеркнуть сексуальность женщины. А вот светло-фиолетовый цвет – это символ дружелюбности и скромности.

Цветы зелёного цвета

Зелёный – это цвет релакса, цвет душевной гармонии, природный цвет. Цвет весны и самый приятный цвет для глаз человека. Букеты в которых присутствует много зелени выглядят свежими и создают расслабляющую атмосферу.

Цветы чёрного цвета

Всегда отождествляются с печалью и горем. Букеты тёмных оттенков не принято дарить на праздничные мероприятия. Но если в праздничном букете будут присутствовать несколько тёмных растений – ничего страшного не случится.

Что хотелось бы сказать про цвет растений в итоге?

Дарите друг другу любые цветы без повода! Ведь далеко не так важно что и кому вы дарите, если вы делаете это от души и с наилучшими намерениями. В мастерской Yana Flowers мы работаем практически со всеми цветами радуги и никогда не заморачиваемся по поводу того, подойдёт ли символ навязанный данному растению для получателя. Подойдёт. Во-первых, потому что каждый цветок по-своему прекрасен. Во-вторых, потому что мы делаем шикарные букеты. :) Мы постоянно комбинируем и экспериментируем с цветами и сортами растений, поэтому каждый наш новый букет не похож на предыдущий. Поверьте нашему опыту, эмоции от получения подарка гораздо важнее любых стереотипов во флористике.


Кстати, свадебные букеты из белых цветов – это далеко не самый популярный заказ среди невест, скажем вам по большому секрету. В моде фиолетовые, розовые, красные и жёлтые оттенки.


Мы сами создаём мир в котором живём, поэтому будьте смелее, экспериментируйте с цветом и не слушайте газетных писак, учащих вас жить! :)

Жёлтый цвет – является базовым, ведь он проявляет потребность личности в раскрытии. А все знают, что именно за счёт творческого раскрытия можно достичь счастья, положительных эмоций и обрести надежду. Жёлтый словно заглядывает в грядущее, даруя расслабление и свободу, жизнь в которой отсутствуют сложности с ограничениями.

Более детальную характеристику жёлтого оттенка в психологии вы сможете узнать из этого материала.

Люди занялись исследованием характеристики цветов ещё со времён далёкой давнины. В них находили связь с потусторонними природными явлениями, а потом – с божественными сущностями.

Жёлтый был одним из наиболее насыщенных оттенков, который отличался собственным значением. Сперва жёлтый оттенок соответствовал застывшему солнечному свету, осени и урожайным полям. Однако, при этом он олицетворял заболевания, гибель и потусторонний мир.

Первоначально данный оттенок символизировал власть и божественную силу, по этой причине одеяния большей части мифических божеств были именно жёлтыми.

К примеру, древнегреческий бог Солнца Гелиос выезжал к людям, исключительно сидя на колеснице солнечного цвета, которая озарялась жёлтым цветом. А у индусов верховное божество Вишну облачалось в жёлтые одеяния. Золотым было и космическое яйцо главного бога Брахны.

Аналогичным обликом обладало и китайское божество, создавшее царство драконов. Из-за этого в китайской империи жёлтый оттенок ассоциировался с императорской властью и простолюдин не имел права носить одеяния данного цвета.

У древних египтян жёлтый оттенок символизировал собой Солнце и вечность, по этой причине жрецы разукрашивали им себя, когда проводили разные мистические обряды.

А древнеегипетского бога Птаха, который по древним легендам создал этот мир, нередко изображали на золотом фоне. Божественный же Амонн-Ра олицетворялся с жёлтым солнечным диском. Помимо этого, лимонный цвет представлял собой основную атрибутику бога Гора, а богиню любви Хатхор знали как «Золотую богиню».

Максимального же символизма власти короля и его мощи жёлтый цвет приобрёл в эпоху правления знаменитого «короля-солнца» Людовика XIV. Однако, его восприятие начало становиться негативным уже с восемнадцатого столетия – оттенок начал символизировать собой болезнь (желтуху и чуму), а также предательство и обман.

Что сегодня символизирует желтый цвет

В большинстве своём жёлтый оттенок обладает позитивным началом. Ассоциация нежно-жёлтого – это дневной свет, солнышко, тёплая энергия и лето.

Жёлто-оранжевый цвет магического золотого оттенка символизирует собой богатство, успех и достаток. Но самым основным значением данного оттенка, конечно же, является активность. За счёт своей яркой и насыщенной энергии цвет в буквальном смысле способен вдохновить на совершение разных действий, активизирует процесс движения и дарует энергию.

При этом насыщенный жёлтый обладает и негативными свойствами. Так, к примеру, его ослепляющее сияние зачастую ассоциирует собой алчность и скупость. Также зачастую жёлтый может поведать о ревнивости, зависти и подлости. Помимо этого, многие называют его цветом измены и предательства. Жители некоторых азиатских государств ассоциируют с жёлтым оттенком смерть и траур.

Что жёлтый обозначает в психологии

Психологи, прежде всего, называют жёлтый ответственным за интеллектуальную деятельность. Согласно многочисленным исследованиям было установлено, что именно данный цвет обладает активизирующим действием на те области мозга, которые связаны с памятью и мышлением.

Учёные доказали, что в результате регулярного умеренного восприятия жёлтого цвета возрастает умственная работоспособность, человек запоминает больше информации, плюс возрастает скорость умственных операций.

Отталкиваясь от данной информации, эксперты психологии смогли установить, что жёлтый цвет обеспечивает более лёгкое и эффективное обучение. Этой цветовой особенностью можно воспользоваться, когда вы оформляете интерьер, к примеру, комнаты своего малыша или для аудитории в университете.

Помимо того, жёлтый оттенок психологи активно применяют в лечебной терапии. Этот цвет помогает устранить хроническую усталость, апатию, психоэмоциональное истощение и даже лёгкие депрессивные состояния. А также положительно воздействует на пищеварительную и нервную системы.

Но лимонный оттенок может быть как полезным, так и вредным. К примеру, в большом количестве жёлтый цвет вызывает скрытые патологии нервной системы, в частности – психиатрические расстройства (к примеру, шизофрению).

Чем полезен «жёлтый волшебник» для людей?

Жёлтый цвет обладает множеством ценных свойств, а именно:

  • нормализует вес (усиливает выработку пищеварительного сока, который необходим при пищеварении);
  • способствует очищению человеческого организма от токсинов;
  • показано носить жёлтые вещи тем личностям, которые страдают от неуверенности в собственных силах, ведь он повышает самооценку. А ещё меняет фразы «невозможно» на «возможно», что делает человека ещё более уверенным в собственных силах. Неудивительно, что поклонники данного оттенка отличаются адекватным самомнением, а ещё – активностью и деятельностью.

Те, кто предпочитает делать акцент на жёлтом, имеют отлично развитое шестое чувство, им нравится купаться в общественном внимании. Кроме того, жёлтый обеспечивает бодрость и подвижность, учит быстрому принятию решений и лучшему пониманию других людей.

Характеристика разных оттенков жёлтого

Жёлтый представлен в достаточно обширной цветовой палитре, которой следует уделить особенное внимание:

  • медовый тон (сочетание коричневого с жёлтым) – символизирует потребность быть счастливым;
  • жёлто-красный – свидетельствует об уничтожении, импульсивности и стихийности. Но с другой стороны поведает также о радостных эмоциях;
  • те особы, которые отдают своё предпочтение лимонно-жёлтому цвету, имеют нестандартное мышление, очень критичны и проницательны. Но они страдают от сексуальных расстройств;
  • поклонников нежно-жёлтого цвета – пугает ответственность;
  • а если вы без ума от коричнево-жёлтого оттенка – вам необходимы наслаждение и простое человеческое счастье;
  • рассматривая золотой цвет нужно сказать, что он наполняет человека мудростью, новым опытом, психологической зрелостью и жизнеспособностью. Отрицательные стороны медали – приводит к бесчестию и ограниченности. Как бы там ни было, золото всегда радовало глаз человека, что способно подарить большей части людей некоторое чувство счастья.

Научные эксперты уверены в том, что именно жёлтый цвет способствует пробуждению у людей интеллектуального интереса к объективной реальности. Скорее всего, именно поэтому он не нравится тем, кто любит употреблять спиртное. Но, нужно принять во внимание и тот факт, что оттенок лимона часто приводит к головокружениям и галлюцинациям.

В теле этому цвету отводится желудочно-кишечный тракт. Именно по этой причине его рекомендуется использовать, когда повреждается желудок, селезёнка, печень и жёлчный пузырь. Вы сидите на диете? В таком случае стоит запастись чем-то жёлтеньким – кружками, тарелками, стаканчиками, салфетками либо блюдцами. С помощью жёлтого цвета успешно устраняются запоры.

Воздействие жёлтого цвета на здоровье человека

Предметы жёлтого цвета визуально ассоциируются с лёгкими. Этот оттенок способствует расширению пространства: такой предмет всегда выглядит как большой, но невесомый. Также все жёлтые вещи кажутся зрительно сухими и тёплыми. Именно по этой причине жёлтое кресло, например, поможет вам согреться быстрее, чем такое же кресло, но другого цвета.

Чем же плох этот оттенок? Как мы уже упоминали ранее, в повышенном количестве жёлтый оттенок склонен утомлять: он вызывает желание сбежать и спрятаться. А длительное пребывание в жёлтой комнате может привести к головным болям. Взаимодействие же с холодными жёлтыми тонами приводит к рвоте и тошноте. А в целом переизбыток лимонного оттенка провоцирует неврозы, агрессию и беспокойство.

Теперь вы знаете, что в психологии обозначает жёлтый оттенок, для каких личностей он привлекателен, а также чем чревато его избыточное использование.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:



Вверх